Схема рисунка головы. Полезный урок по пропорциям человеческой головы. Уточняем формы и размеры

Продолжение темы- как научиться рисовать голову человека, принцип рисования головы человека. И, как иногда здесь бывает, небольшое предисловие... Когда- то мне пришлось наблюдать такую картину: абитуриент сдает экзамены, задание- рисунок головы человека. И представьте: перед ним сидит живой человек, живая голова, объем его полон мышц и костей, сверху естественно светотень, распределяющаяся по всему этому богатству. Абитуриент видит все это и рисует...череп этого человека. Ничего нет, одна черепушка. Нарисовав его, притом полностью заполнив рисунок тоном, начинает подтирать поочередно фрагменты черепа и наполнять их мышечной массой. Так он накладывал на основу объемы мышц и кожу, пока не решил, что рисунок закончен. Если честно, это страшно. Просто не знаешь, что сказать. Я его ни в коем случае не ругаю и не смеюсь, и имен не называю, просто констатирую факт. Экзамен для него прошел благополучно, он его сдал на мягкую троечку, поступил и отучился, так что все в порядке. Но вы постарайтесь так не делать.

Даю рисунок черепа:

Вы можете просматривать его и частенько проверять себя во время рисования головы человека или ее деталей.

Почему: я считаю, что для хорошего рисунка головы человека конечно нужно знание костной основы, еще лучше, когда вы можете запомнить хоть третью часть названий костей черепа. Плюс к этому- знание мышечной структуры головы человека, как они изменяют форму при сокращении.

Но это все начинает пониматься со временем, на протяжении длительного времени практических занятий. В противном случае и получаются такие казусы, как с тем абитуриентом. Он хотел показать знание строения и рисования черепа человека? Он их показал, но немного не так как нужно было и не в этом случае.

С другой стороны, представьте следующую картину: на одном очень хорошем форуме для художников человек выложил свой рисунок, рассказал и показал как он его делал. Он поделился своей работой, как делал рисунок, вернее- перерисовывал с фотографии. Проще сказать- он срисовывал. Картинка получилась очень красивой. В добавок ко всему прекрасно были найдены пропорции головы, схожесть с фото практически один в один. И получил в свой адрес много отзывов, разных, хороших и не очень, а за один отзыв мне просто стало обидно. На мой взгляд очень обидный комментарий в плане того, что: "хорошая картинка на могилку". Получается один неприятный факт, вытекающий из срисовывания, не зная конструктивных особенностей предмета и не зная, как ведет себя рисуемый предмет в пространстве- делается с огромной любовью, трудов масса, а результат далеко не тот, что ожидается.

Нам бы с вами найти что- то среднее. Что- бы вы смогли получать информацию и с конструктивной точки, и с эстетической, то- есть, приближаясь к документальной передаче человека. Важно, что- бы вы смогли развиваться в этих двух направлениях одновременно. Мы учимся понимать голову человека как общего объема, так и стараемся рассматривать конкретнее- изучаем детали, но при этом они также подчиняются основному- общему объему. Мы и не детализируем, и не занимаемся срисовыванием. В таком процессе любая детализация не выходит за рамки основ. Такой процесс позволяет нормально нарисовать и череп, и живую голову человека, и ее детали как гипсовые, так и живые фрагменты, и позволяет нарисовать портрет. А опыт и практика, для получения коих нужно время, обагащают знания в обеих направлениях одновременно.

Итак, предисловие закончилось, приступаем к работе. Вам дан рисунок черепа человека. Посматривайте на него.

Как нарисовать голову человека

Все слышали о таком человеке, прекрасном рисовальщике, как Готфрид Баммес. Он работал с объемом головы очень просто, и в то- же время умно. Посмотрите, как он работал с изучением объема головы, находил общий объем ее:

Это не оригинальные его работы, а срисованные мной и "подтасканы" для лучшего понимания. Он ведь не рассчитывал тогда, что его работы будут изучаться учениками. Это копии поисковых рисунков объема головы Готфридом Баммесом.

Смотрите слева- он как- бы отсекает ненужные области и выстраивает болванку из общего объема намечая главные плоскости. Также вы можете увидеть, как он цеплялся за конструктивные точки, которые мы разбирали с вами на прошлом уроке. Он основывался на понимании их при построении объема головы таким образом. Не вырисовываются детали, он не вдается в документализацию, он ищет главное.

Теперь посмотрите на рисунок справа. Это тоже его работы, но здесь Баммес к поиску формы головы при помощи основных плоскостей добавляет конструктивный рисунок линией для поиска пропорциональных соотношений и проверяет таким образом себя для построения невидимых областей головы человека.

Вы можете покопировать эти рисунки, прям так как показано здесь. Потом, используя для наглядности свою натуру, также попробовать анализировать объем ее головы. Это все поможет вам при рисовании живой головы человека.

Это не единственный способ рисования объема головы. Время ушло далеко вперед и наработки в области рисунка также. Сейчас мы еще раз пройдем тот путь, который нарабатывали на прошлом уроке и продвинемся дальше в понимании объема головы человека, в создании рисунка головы человека простым обычным карандашом.

На чем мы с вами тогда остановились? Смотрите как нарисовать голову человека первую часть материала. Мы поняли, что существуют конструктивные точки, оси, плоскости, на основании которых можно находить пропорциональные соотношения частей головы и построить ее. Сегодня мы добавим следующий материал- будем учиться понимать форму- голову как объем, на котором уже существуют деления общего объема на мелкие. От общего к частному- главное правило. Будем учиться не детализировать рисунок головы человека на начальном этапе работы.

Рисование головы человека простым карандашом

Начинаем рисовать голову человека простым карандашом. Натяните бумагу на планшет обязательно, посадите перед собой натурщика. Рассмотрите хорошо голову этого человека и берите в руки карандаш.

Возможно ваш человек по характеру черепа отличается от моего, возможно даже сильно- все люди разные. Но основа остается неизменной , то, что есть у моего человека также есть у вашего, только со своими особенностями.

1. Находим место композиции, портрета в листе. Не используйте ракурс, не используйте точку зрения слишком высоко или низко- берите примерно на уровне глаз натуры. Желательно, что- бы были хорошо видны основные конструктивные точки. Потом будете экспериментировать. Отступ от верха меньше чем с низу, отступ от лица больше чем с затылка.

2. Находим место для объема головы, для шеи и плечевого пояса.

3. Находим объем болванки головы, обобщенная форма, где учтены высота ее и ширина, а также характерные особенности- форма головы, например: грушевидная, овальная, круглая, ну или квадратная (шутка). Заметьте пропорции ширины- высоты болванки, форма может находиться при помощи тех конструктивных точек, которые мы изучали- самые выпуклые части на черепе- высокая, височная точка, точка подбородка, длины между скуловой и височной точкой, и так далее. Пропорции ищем при помощи условных трех точек, образующих условные углы:

4. Находим ось симметрии, которая разделяет голову на две равные симметричные части- левую и правую. Ось симметрии находим по красной линии (помните первое занятие по рисованию головы человека?), цепляемся за высокую точку на черепе и на точку подбородка- смотрите:

5. Находим линию трехчетвертного поворота. Она будет проходить через скуловую точку- точку скулы, которая хорошо видна и через височную точку, ее тоже находим визуально. Это как в кубике- грань, которая делит его на стороны- переднюю и боковую:

6. Находим линию надбровных дуг. Ее можно проводить по бровям, по выпуклой их части, по точкам излома и ведем дальше. Если вы помните, проведя по форме эту линию дальше, она будет определять верхушку уха- значит вы будете знать исход, проверяйте пропорции и не забывайте о перспективном искажении:

7. Находим линию, которая будет проходить по нижней части пирамиды или по другому- призмы носа. Проведя ее дальше определяем нижнюю часть уха- ищите пропорции:

8. Ищем линию, которая разделяет голову на лицевую и затылочную части, проходит она через высокую точку, височную точку и ушное отверстие:

9. Находим объемы пирамиды носа и уха, которое мы можем видеть, место для них уже уготовлено, единственное замечание: если ухо можно наметить окончательно, то нос пока предварительно. Дальше его месторасположение будет уточняться. Пока он у нас несколько "зависает" в воздухе. Но пирамида носа видна достаточно отчетливо, так что, включаем свой глазомер и работаем:

10. Находим скуловые точки. Месторосположение и пропорции замечаем по условной плоскости, которую образовывают эти точки и точки излома. Ну а также по пропорциональным отношениям с другими найденными объектами:

11. Находим место для глаз. Предварительно они будут располагаться на одной горизонтальной линии (с учетом того, что линия проводится по форме и с учетом перспективного искажения), к этому добавим следующее: угол наклона от внутреннего края глаза до внешнего может быть различным и не всегда бывает так, что внешний край глаза выше внутреннего, что и уточняем на своей натуре. Также, между двух глаз должен поместиться еще один. Также, если провести линию по форме от края носа вверх, то она будет сопрекасаться с внутренним краем глаза- проверяем себя:

12. Теперь давайте подумаем вот над чем: голова человека это цельный объем, здесь не бывает так, что какая- то плоскость или точка, или линия появляется вдруг ниоткуда и куда- то, неизвестно- куда пропадает, здесь все связано и взаимоповязано . Если коснуться за один "кусок", то он всегда приведет к поиску или изменению второго. Если смотреть на нашу работу, то не совсем понятно месторасположение нашего носа и не видно, как он вписывается в общий объем головы. Давайте исправим этот недочет, возможно и конструкцию или пропорции носа нужно будет немного подправить. В любом случае, нужно увидеть откуда он появляется и разобрать это конструктивно, возможно к носу у нас добавится еще кое- что.

Нужно зацепиться за что-то, на прошлом уроке мы изучили с вами надбровные бугры, давайте найдем их на натуре. А где расположены надбровные бугры? На надбровных дугах. А где располагаются надбровные дуги? На линии надбровных дуг. И если присмотреться поближе, то становится ясно, что это все богатство образует еще одну плоскость, которую мы с вами и обозначаем, тем самым соединяем объем носа с нависающей над ним объемом лба:

13. Дальше посмотрим на черепную коробку. Очевидно то, что точки надбровных дуг можно соединить с точками лобных бугров, а лобные бугры с высокой точкой на черепе, в результате мы прорабатываем, прощупываем, изучаем и выстраиваем объем мозговой части головы. Ну и можно пройтись глазом от лобных бугров до височной точки:

14. Работаем дальше. Совсем не понятна для нас остается височная часть головы. Попробуем разобраться. На прошлом занятии мы просто создали дополнительную вспомагательную плоскость- соединив точку излома (для удобства мы так ее назвали, в пластанатомии такого названия нет, есть названия двух костей, которые соединяются между собой образуя излом) и серединой уха, помните? Разбираем детальнее, смотрим:

Если посмотреть на этот участок на черепе, то можно видеть, как две кости образуют излом, видна сама скуловая кость, видно, как поднимаясь к излому она несколько изгибается вглубь.

У нас с вами не череп, у нас сам человек, с полным набором мышечной ткани и кожным покровом, так- что, таких четких градаций как в черепе не будет, но подразумевать и понимать все происходящее под слоем мышц не помешает.

Кстати, посмотрите на область виска- он отчетливо расположен ЗА скуловой костью, ЗА точкой излома, несколько вдавлен в черепную коробку. Мы называем его- висок, на самом деле там сочленяются клиновидная кость, которая располагается сразу за скуловой и височная кость.

Вот берем и как можно приближеннее к натуре обозначаем эту височную область, височную кость под телом, нанося условные плоскости, которые будут образовывать для нас объем.

15. Дополнительно можем разбить на меньшие плоскости одну большую- плоскость, которая образуется надбровными дугами над линией надбровных дуг:

16. Ну и проработаем окончательно надбровные дуги, найдем их строение, характер, объем. Как видите, мы не цепляемся за одну какую- то область головы и не доводим ее окончательно ни конструктивно, ни в тоне. Мы плавно переходим от одного к другому, так как все взаимосвязано, прорабатываем общий объем, потом меньшие и более детально, потом снова возвращаемся к общему объему. В результате получаем плавное поэтапное ведение рисунка. Итак, надбровные дуги...
Находим следующие плоскости, смотрите:

Ну и можем прорисовать эти надбровные дуги во всей их красе- обозначьте их, а заодно пройдитесь по лобным буграм- прочувствуйте их форму, пройдитесь по виску- наметьте ту область на объеме головы, которая будет "уходить" в глубь объема черепа. У каждого человека она разная, смотрите на свою натуру и ловите ее характерные особенности:

17. Ну вот, верхнюю часть головы мы вроде как проработали, выстроили, давайте перейдем к нижней. Хотя вы можете делать все не поочередно, просто переходить от одного к другому- только поймите сам процесс. Итак, переходим к нижней части объема головы человека. А здесь дела обстоят также: любые плоскости между собой взаимосвязаны, одна форма "вытекает" из другой, потому- что голова человека- один цельный объем. Берем и соедняем скуловую точку с углом нижней челюсти, скуловую точку с уголком рта, опять- же, скуловую точку с точкой подбородка, а еще лучше с точками, которые образуют фронтальную плоскость подбородка, смотрите:

Таким образом, мы один большой сложный объем разбиваем на несколько небольших областей, но уже не таких сложных. Тем не менее, которые по преждему составляют один сложный большой объем головы.

18. Дальше работаем. У нас осталась непонятна область рта и подбородка. Для начала давайте найдем область рта. Если посмотреть на череп человека, то можно отчетливо увидеть, что рот (дальше детальнее смотрите как нарисовать рот) располагается на встрече двух костей- нижнечелюстной и верхнечелюстной, образующих дугообразный участок, где располагаются наши зубы. Если посмотреть на живого человека, то область рта также обозначена краями мышечной массы, окаймляющей этот участок дугами. Вот и мы покажем эти дуги:

19. Прорабатываем область рта- нижнюю часть и подбородок (детальнее- как нарисовать подбородок). Он не обрезан, не плоский, он также имеет толщину, объем, форму, которую можно заметить визуально по распределению света по его форме. Давайте покажем и его толщину- проведите линию от выступающей точки подбородка к углу нижней челюсти, вы увидите, как он "завернется" вниз к цилиндру шеи:

И верхнюю часть, которая будет сопрягаться с объемом носа при помощи носогубных складок:

20. Перейдем к области глаз. Для начала наметим место для них в нашем объеме головы, в пространстве листа. Пока определяем только место для глаз:

Что мы наблюдаем? Мы наблюдаем характерные точки на черепе, которые воспроизводятся на живой натуре, с той только разницей, что это- живая голова, с мышцами и кожным покровом, потому и границы этих точек будут нечетки, костная основа будет под пластикой кожи, но она несомненно должна учитываться при строении и дальнейшей работе с объемом головы, в частности с глазницами и глазами в них.

21. И наконец, немного проработав цилиндр шеи, на который посажена наша голова, объем плечей, которые держат все это богатство, получаем вот такой конструктивный рисунок:

Не забывайте, что шея- тоже объем, также имеет основу- часть позвоночного столба и мышечную массу.

Как вы можете заметить, если смотреть на весь объем головы человека, четко прочитывается ее сходство с нашим кубиком, что очень видно, допустим, в области скуловой кости.

Разобрав визуально таким образом строение объема головы, можно понимать, как свет будет ложиться по ее форме, создавая тональные градации. Лучше понять- как "вылепливать" форму головы и ее деталей. И можно понимать и обосновывать каждое свое действие этими знаниями. Эту работу не забрасывайте далеко в угол, когда научитесь рисовать детали- рот, нос , глаза , подбородок, шею (смотрите детальнее- как нарисовать шею), продолжите работу над ней. Ну а если сильно зачернили как я- начните сначала. Таких сильных линий построения в рисунке быть не должно.

Как вы понимаете, всех знаний этого материала не достаточно, дабы создать полную картину, рисунок головы человека, портрет. Но сейчас нужно "переварить" объем этой информации, прежде чем приступать к следующему- как нарисовать портрет . Отдохните, вникните в суть, поймите принцип работы, порисуйте потом еще самостоятельно. Нам ведь не достаточно каждый раз создавать рисунок нового человека с нуля, нам нужно понять способ создания, понять принцип. Тогда любой человек, со своим, присущим только ему набором характерных особенностей в строении головы, поддасться воспроизведению на бумаге. Все люди разные, как и строение их голов, но все можно обобщить, сравнить, найти ключ для передачи сложного, набором простых вещей.

В различных специализированных заведениях (художественных школах, к примеру) рекомендуется изучить полное строение головы – от мышц и до волос – чтобы удалось правильно ее нарисовать. Но здесь есть один маленький секрет: даже если вам каким-то чудом удастся выучить самостоятельно абсолютно все термины, хоть косвенно связанные со строением головы, вы всё равно не сможете нарисовать голову так, как полагается. А все потому, что подобные заведения имеют в своем распоряжении большое количество надзирателей (преподавателей, в смысле) , которые корректируют и направляют учеников во время работы.

Наша задача (прежде чем научиться ) – самостоятельно (без учителей под боком) научиться координировать свои действия, понимать саму суть процесса рисования, иметь возможность видеть свои ошибки и правильно исправлять их. Именно поэтому, мы немного обогнем стандартную привычную систему и приступим к формированию пунктов своеобразной инструкции, что поможет нам решить нашу задачу:

  1. Во-первых, нам нужно понять процесс работы в создании головы на бумаге
  2. Дальше – самое легкое на первый взгляд – просто рисовать.
  3. И, наконец, научиться без лишнего напряга правильно рисовать голову, понимать суть этого процесса и иметь возможность ликвидировать свои ошибки

Ну что, дорогие рисовальщики-любители, готовы? Настроились на работу? Тогда вперед и с песней (напевать желательно мысленно, нечего соседей настораживать!)

Для начала работы нам, как всегда, нужно найти все, что может потребоваться . В данном случае, это , уголь, бумага формата А2, натура, стул (или скрепка – это от вашей натуры зависти…) . Для натуры вылавливаем неугомонного и проверенного друга или убеждаем бабушку с ее вязанием переместиться на табуреточку к вам, или просим деда рассказать о чем-то интересном (в процессе, конечно, трудимся) . Если у вас имеются усидчивые братики-сестрички – и их можно пристроить. Но не стоит начинать рисунок головы с рисования головы любимого попугайчика…

На крайний случай (ну очень на крайний – если выхода совершенно нет и рядом ни одной живой души) можно использовать уже готовую репродукцию или же фото (которое мы крепим на мольберте в верхнем левом уголочке) . Все есть? Натура имеется? Продолжаем, а, вернее, приступаем к рисованию.

Первые наброски головы

В первую очередь делаем конструктивные углем – и пусть выходит не очень аккуратно, не волнуйтесь, это ведь просто наброски:

  1. Ищем основные соотношения пропорций высоты и ширины – для этого компонуем на бумаге плечи, шею и голову. Тут у нас усердно трудится наш .
  2. Теперь нам нужно найти объемы того, что мы скомпоновали по отдельности (голова, шея, плечевой пояс)
  3. Помните, как в самом начале, будучи еще несмышлеными начинающими рисовальщиками, вы трудились в поте лица над рисованием , цилиндриков и т.п.? Так вот, посмотрите на свою натуру и поймите, что это не голова, а всего лишь одна из разновидностей формы. Именно сейчас мы должны осознать и воспринять то, что голова – неживой предмет, тогда и рисовать будет легче.

Следующим шагом будет наблюдение за вашей натурой и зарисовка этого самого объема головы . Не стоит сразу же вырисовывать малюсенькие морщинки, щетинки и реснички – лучше обратите внимание на то, что мы рисуем трехмерное изображение, а не плоское. Из этого следует, что нам нужно прочувствовать объем головы, ощутить все выступающие части лица и головы вообще.

Рисуйте, хватит тратить время на чтение моих писулек – карандашики в зубки и вперед, вы должны понять саму суть процесса. А как поймете – я все еще буду здесь.

Для того, чтобы нарисовать голову карандашом, нам нужно за что-то держаться. Это могут быть такие точки, которые, если смотреть, видны сразу – они означают наиболее выпирающие места в области головы. Дальше нужно выделить основные плоскости – они образовываются с помощью разнообразных изломов формы.

Наиболее выделяющиеся точки и, соответственно, плоскости составляют структуру объема головы – это конструктивные моменты. Ярче всего нашим взором выделяются скулы, (или же носовая призма – ведь нос по форме напоминает призму) , лоб, подбородок, шары в глазницах.

Для поиска высоты головы нам достаточно просто найти наивысшую точку на черепе и наинизшую, наиболее выпирающую точку на подбородке.

Теперь важно распределить основную светотень . Для этого нужно сощурить глаза и глянуть на натуру, тогда вы сможете распределить базовые светотени по плоскостям головы. Кстати, если вы сильны в распределении теней по граням простейших геометрических фигур, то скажу по секрету, что голову вполне можно вписать в куб, так что… И действовать по той же системе распределения света и тени.

Главное, что вы должны понять на этом этапе работы – так это то, что голова — такая же форма, в которой имеются такие характеристики, как глубина и ширина плюс плоскости и грани (как в кубе) . То есть на нее действуют все те же закономерности, что и прежде (надеюсь вы помните, там шла речь об активном и неактивном, отдаленном и приближенном) .

Приступаем к следующему пункту. В одном из предыдущих абзацев говорилось о загадочных конструктивных точках, благодаря которым определяется форма головы. Именно эти точки дают нам пропорциональные соотношения плоскостей на объеме головы. Если всю важность этих точек вы осознали, то с должным благоговением и трепетом приступаем к их рассмотрению, разбору и распределению.

  1. Первое, что нам бросается сразу же, это конечно же глазничные впадины и глазницы.
  2. Второе, на что мы сразу же обращаем внимание – скуловая точка слева и справа.
  3. Теперь черед лобных бугров.
  4. Подбородок (вернее, точка подбородка).
  5. Угол нижней челюсти.
  6. Теперь одна из наиболее важных – это самая высокая точка на черепе нашей натуры.
  7. Наконец, височные точки.
  8. Теменные бугры – наиболее выпуклые, согласно учебникам, по ширине кости, которые расположены на затылке.

Ну вот и всё для начала с точками – их нужно прорисовать и хорошенько запомнить, иначе придется снова повторять этот материал. А теперь гляньте еще раз на рисунок сверху, видите? Кроме точек там есть еще и цветные линии.

Вам интересно, что же они обозначают и как их звать-величать? Терпение, дорогие мои, сейчас разберем и их.

Эти линии называются осями, которые, что вполне логично, схематично разделяют голову человека на разные определенные участки . На следующем рисунке, уже более «очеловеченном» , а не костяном, мы можем рассмотреть как наши точки, так и оси.

  1. Первая линия красного цвета – она делит голову на две равных половины, иными словами это ось симметрии.
  2. Синим цветом выделена линия надбровных дуг, которая делит голову на верхнюю черепную и нижнюю лицевую область.
  3. Зеленая линия та, что делит голову на лицевую и затылочную область и проходит она аккурат через высшую точку черепа и через уши.
  4. По желтенькой линии обычно определяют поворот головы (сами понимаете, для рисунка это очень важно), то есть это ось трех-четвертного поворота.
  5. Цилиндр шеи, на котором установлена голова.
  6. И еще одна ось, она бирюзового цвета, которая проходит через нижние точки ушей и нижнюю линию носа. Она показывает нижнюю часть носовой призмы.

НО! Все это дается вам, начинающим рисовальщикам, исключительно для ознакомления и для того чтобы вы лучше понимали строение головы. А рисовать мы будем учиться по более легкой версии вышеописанного – это болванки. Значит так, : вид спереди, сбоку и поворот в три четверти .

На этих прямоугольных болванках есть все, что нам надо: оси, точки, пропорциональные соотношения разных областей головы и, собственно, самое главное — строение . То есть, как пример, пропорциональных соотношений, высота от уровня бровей и до уровня нижней линии носа равна высоте уха или же рот и нижний угол челюсти расположены на одной линии. Но и здесь можно применить : та часть лица, что ближе к нам, сохраняет оригинальные размеры и формы, а та, что в отдалении (в повороте, к примеру) будет немного (немного, дорогие художники, немного, а не как всегда…) искажаться в размере, становиться меньше.

Закрепление результата

Теперь финал: закрепляем только что прочитанное . Для этого нам нужно будет потрудиться вдвоем с болванкой. Сейчас наш главный помощник в рисовании – это болванка, она вроде шаблона, некоего прототипа настоящей головы. По ней гораздо проще учиться.

Вы уже рисуете голову человека, то есть композиция намечена и место для головы, основные объемы тоже.

Вторым шагом будет поиск пропорциональных соотношений головы, ее форма и характер. Это и будет наброском основы головы, нашей незатейливой болванки.

Теперь вертикальная ось – прям руки чешутся разделить голову на равные области (ну, не обязательно равные – это зависит от всяких поворотов и ракурсов) . Эта ось определяется по расположению носа и дает нам аж две важные точки: наивысшую и наинизшую.

Поскольку мы определяем еще и поворот головы, то нужно найти линию трех-четвертного поворота – она нам была бы очень кстати. Для этого визуально находим расположение скуловой кости и проводим линию через скуловую точку. С ней мы разберемся позже, поэтому пока достаточно просто слегка ее наметить.

Вот и пришел черед линии надбровных дуг. Здесь нам нужно просто задействовать глазомер и определить сколько места занимает лоб и волосы, а сколько лицо вплоть до подбородка. Ву-а-ля! Готово.

Теперь нужно выделить линию нижней пирамиды носа. Для этого лучше воспользоваться такой закономерностью: линия надбровных дуг и линия нижней призмы носа делят голову на одинаковые части. Но при этом нужно учитывать также и особенности рисуемой головы.

Следующий этап – поиск линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую часть . Мы уже помним, что она проходит через ушное отверстие и наивысшую точку. Теперь присмотритесь повнимательнее: на пересечении линии трех-четвертного поворота и предыдущей линии находится височная точка, намеченная нами ранее. Если у вас еще не просматривается форма головы, то скорректируйте все линии с помощью глазомера.

Ну что же, у нас уже предостаточно точек и линий, чтоб приняться за разметку носа, место для которого уже расчищено и найдено.

То же с ухом – и для него место есть (было бы странно, если б этого места не было, согласитесь) . Его высота равна расстоянию между линией надбровных дуг и линией нижней призмы носа, а само оно проходит через линию, делящую голову на лицевую и затылочную часть. Лучше гляньте на рисунок справа, думаю, он понятнее, чем все эти закрученные фразы.

Осталось совсем немного…

Следующий этап — поиск скуловых точек , но поскольку они зажаты, можно сказать, в линиях, то найти их будет не сложно. И уголок нижней челюсти – он расположен на пересечении (опять на пересечении) линии рта и линии, делящей голову на заднюю и переднюю часть (вы поняли, о чем я). Ну, рот теперь найти сумеет даже ежик 🙂

Осталось найти немного и среди этого «немного» место для глаз, надбровные бугры (места, особо выступающие на бровях – расшифровываю) . И вот пришло время искать лобные бугры (то есть выступающие точки на лбу) . Их искать не менее просто, стоит только провести линии от надбровной дуги к самым выпуклым точкам лба. Та-да! У вас уже есть лобные бугры. Но, чтобы лучше их понимать, нужно привязать эти точки к наивысшей точке и к височным.

Напоследок, если ракурс позволяет нам увидеть теменной бугор – наиболее выпуклую часть на затылке.

Теперь покрутите болванки, используйте линии и точки, которые запомнились. К примеру, как-то так:

Пересмотрите еще раз то, что мы уже прошли здесь, и вращайте болванки с учетом всех конструктивных мелочей. Для начала хорошо бы, чтобы у вас получались болванки в трех привычных положениях: профиль, фас и трех-четвертной .

Наигрались? Готовы к страшно серьезной работе? Вылавливайте свою натуру и возвращайте на место. Сейчас будем постепенно переносить то, что мы выучили на болванках, на нашу многострадальную натуру. Взгляните на нее новым взглядом. Осмотрите голову со всех ракурсов и попытайтесь оценить ее как неживой предмет, понять ее «устройство»… Абстрагируйтесь от персоны носителя головы.

Следующая задача – просто перенести все изученные ранее конструктивные оси и точки на уже живую , вполне любопытную, задающую вопросы по типу «И как? Похоже вышло?» . Конечно же не буквально – визуально (боюсь, вашей натуре будет совсем не смешно, если вы расчертите ей голову и лицо разноцветными карандашиками) .

Теперь, когда вы в усердных поисках, расскажу вам кое-что о пропорциях. Идеальными пропорциями принято считать так называемые «греческие» пропорции ибо именно обитатели Древней Греции выделили идеальные пропорции тела. Но вот идеальные пропорции несколько отличаются от тех, что есть у каждого человека – именно эти расхождения позволяют людям сохранять свою индивидуальность.

Проверить правильность пропорций можно, соединив все наиболее важные части лица или же конструктивные точки, расположенные один напротив другого – их соединение будет проходить через ушное отверстие.

Практика

Теперь практическая часть – переносим наши знания на рисунок натуры:

  1. Итак, прорабатываем композицию, находим место для головы, шеи, плеч. Работаем по принципу: отступ от края бумаги (планшета) перед лицевой частью (перед!) больше, чем над затылочной, а вверху отступ меньше, чем внизу.
  2. Теперь находим место отдельно для каждого предмета композиции: шеи, плечевого пояса и, соответственно, головы.
  3. Болванку нашу помните? Рисуем сейчас болванку, но с учетом всех пропорциональных особенностей нашей натуры. Не забывайте о том, что шея у нас не просто странный прямоугольник, она цилиндр – то есть она объемная, равно как и плечи.
  4. Болванка уже на месте, теперь работаем с ней с помощью следующих подпунктов:

a) Находим наиболее низкую и наиболее высокую точки с помощью оси, разделяющей голову на две равные части.

b) Линия трех-четвертного поворота – помните такую? Поскольку она проходит через скуловую точку (конечно же, вы это еще не забыли!) , то нам придется сначала найти эту самую точку и наметить.

c) Дальше по плану линия надбровных дуг. Ее можно провести по уровню бровей (немного дальше) и плюс еще одна деталь, которую мы самовольно назовем точкой излома надбровных дуг. Эта точечка находится аккурат там, где брови меняют свое направление.

d) Теперь черед нижней линии призмы носа. Ее проводим как и в случае с надбровными дугами, по уровню носа, только дальше. Расфокусируйте взгляд на вашу натуру, не смотрите конкретно в нее. И старайтесь не менять угол вашего наблюдения.

e) Височная точка, которую довольно-таки хорошо заметно на нашей натуре. На одной и той же линии расположены аж три точки (височная, высокая и ушное отверстие) и она ложится по форме головы.

f) Ушки и нос. Высота уха уже найдена с помощью линий, а вот форму берем у нашей натуры. С носом немного сложнее. Нужно наметить общий объем носа схематически пирамидкой и там уже разбираться с особенностями. Но! Ни одна форма на нашей натуре не живет сама по себе, она переходит, переползает и перетекает в нечто другое. Плавность, товарищи, и пластичность, помните об этом – вот нос, к примеру, соединяется с надбровными дугами.

g) Завершаем поиск скуловых точек (да-да, он длился все это время!) .

h) Определяем место для рта и по форме находим угол нижней челюсти.

i) Наконец, находим линию для глаз, которая идет где-то по уголкам глаз. Чтобы они были нарисованы верно, между глазами должно хватать место еще для одного (третий глаз рисовать не обязательно, а лучше вообще пока что не рисовать) .

j) И вот мы подошли к лобным буграм. Они находятся с помощью линий, которые вы проводите от надбровных бугров к наиболее выпуклым областям лба человека – эти линии расположены симметрично к центральной оси. А от них проводим линии к височным точкам и к наивысшей точке. Ура нам!

Думаю вопрос «Как рисовать голову» был хотя бы немного для вас раскрыт, спасибо Вам за то, что вы с нами!

Многим парням приходилось делать неожиданные сюрпризы своим возлюбленным. Одним из непредвиденных сюрпризов можно считать портрет любимой девушки, выполненный самостоятельно, и снятый на видео процесс работы над ним. Но как нарисовать голову девушки поэтапно, передав все тонкости лица, эмоции, взгляд? Некоторые считают, что такая работа под силу только профессиональным художникам, но если проявить желание и терпение, изучить основные пропорции и правила построения лица, то можно самому сделать неплохой рисунок. Что ж, попробуем разобраться, как карандашом нарисовать голову поэтапно.

Итак, что же нужно знать, чтобы нарисовать голову человека поэтапно? Портрет девушки или парня - сложный вид искусства, поэтому приступать к нему нужно, изучив этапы работы. Профессиональные художники советуют вначале изучить следующие советы:

Основной контур и осевые линии

Начальный контур лица - главный этап в правильном изображении портрета человека. Нарисованная карандашом голова начинается с овала лица. Как бы странно это ни звучало, но началом данного овала должен стать круг. Для этого в центре рисунка необходимо поставить точку, по которой ведётся ориентация дальнейшего рисунка.

Можно с помощью циркуля от данной точки выполнить круг нужного радиуса. Потом от неё же проводится прямая линия вниз, пересекая изгиб круга ещё на такую же длину, как и до него. Это и будет крайняя точка челюсти. Слегка нажимая на карандаш, следует сделать правильный овал: сверху - округлый, внизу - заострённый. Его форма может быть разной, ведь лицо бывает круглым, вытянутым или скуластым.

Тем, кто желает узнать, как нарисовать голову поэтапно карандашом, нужно научиться наносить осевые линии на овал (сделать эскиз). Они помогают правильному построению лица, его пропорций. Сначала в центре горизонтально проводится линия, делящая рисунок пополам. Потом каждая из получившихся половинок делится параллельно ещё пополам. По середине овала проводится вертикальная ось вдоль лица. Получится своеобразная сетка из 8 отделений.

Выразительные глаза - основа рисунка

Начинающий художник должен знать, что глаза изображаются посередине овала (головы). На центральной горизонтальной оси будут размещаться глаза. Каким должно быть расстояние между ними и ширина? Для этого данную ось нужно поделить на 8 одинаковых промежутков. Важно помнить, что расстояние между глазами должно соответствовать ещё одному глазу. Поэтому от центральной точки влево и вправо отступаем по одному промежутку, начинаем прорисовывать глаза, каждый из которых будет занимать два следующих промежутка. Ширина каждого глаза будет соответствовать 2/8 центральной линии. Главное, чтобы они не находились слишком близко друг к другу или слишком далеко (важно выбрать середину, можно и без сетки).

С помощью глаз передаётся выразительность лица, поэтому важно точно нарисовать их форму и правильно расположить. Начинать изображение следует с прорисовки нижнего и верхнего века. Необходимо чётко выделить уголки глаз. Над верхним веком нужно изобразить пальпебральную борозду в виде дуги, также повторить и снизу, только - поменьше. Большое внимание следует уделить глазному яблоку (радужной оболочке и зрачку). Взгляд получится выразительным, если зрачки будут направлены в одну сторону. Вот некоторые нюансы изображения глаз:

Рисуем нос

Попробуем разобраться дальше, как нарисовать голову поэтапно. После контуров глаз следует переходить к форме носа. Где он должен располагаться? Высота носа должна соответствовать размеру центральной и нижней горизонтальных линий. Ширина начинается от уголков глаз. От них аккуратно проводим линии вниз до черты, сверху над которой прорисовываем три кружочка. Они помогут точнее изобразить ноздри, крылья носа и центральную часть. Ориентируясь на данную основу, начинаем делать точную прорисовку носа.

Выделение бровей и волос

Далее рисунок начинает приобретать более детальный образ. Сделав линию переносицы, попробуем перейти к аккуратным бровям. Для этого рисунок можно переворачивать горизонтально. Важно знать, что начинать изображение бровей лучше с точки, более близкой к носу. Правильная высота брови над уровнем глаза должна соответствовать ещё одному глазу.

После того, как сделаны очертания формы бровей, будем наносить штрихи, напоминающие волосинки. Возле носа они получатся более широкими и густыми, а ближе к концу - истончёнными и редкими.

После прорисовки бровей нужно перейти к волос. Здесь уже всё будет зависеть от причёски.

Правильные очертания губ и лица

Следующий элемент для эскиза - это губы или рот. Как же правильно его расположить. Всё просто. Он должен находиться в центре самой нижней части сетки, под носом. Чтобы определить его длину по горизонтали, проведём от радужных оболочек глаз вниз две линии, это и будет ширина рота. В отмеченном месте попробуем нарисовать аккуратные губы. Нижнюю рисовать проще, поэтому лучше начать с неё. Верхнюю просто скопируем по нижней, только поделим её пополам. У некоторых девушек губы пухлые, у других - вытонченные, можно ориентироваться по фотографии.

Чтобы эскиз получился законченным, нужно чётко провести очертания лица. Для этого можно немного выделить скулы.

Расположение ушей

Форме и расположению ушей также нужно уделить должное внимание. Высота уха, приблизительно, равна высоте носа. Ухо состоит из 5 частей: мочки, завитка, противозавитка, козелка, противокозелка. Для начала изображаем ушную раковину (общую форму). Затем рисуем С-образный завиток. С помощью теней и света делаем внутреннюю часть уха.

Работа над деталями и тенями

Теперь стираем линии сетки, у нас получился начальный Дальнейшая работа заключается в разукрашивании и добавлении теней. Лицу нужно придать больше конкретики. Здесь немаловажную роль играют скулы и форма подбородка. Важно девушку не превратить в мужчину, у которого подбородок более сильный.

Как нарисовать голову поэтапно карандашом, как у настоящих художников? Для этого нам понадобится мягкий карандаш, с помощью которого будем наносить тени, придающие лицу объём. Контрастами и тенями можно выделить нужные участки портрета, для этого нужно определить более тёмные и светлые места. Сначала их можно просто обвести, потом начинать заштриховывать. После этого штриховку можно растушевать с помощью кусочка бумаги в нужных местах. Прямые штрихи будут делать рисунок угловатым и жёстким.

Последние штрихи

Лицо девушки требует особого внимания, так как его украшают волосы (причёска). Она должна выглядеть естественно и подходить для данного типа лица. Красивые распущенные волосы украшают женский образ. Также к нему можно добавить часть плеч и шею.

Изюминкой каждого рисунка является мимика и изображение эмоций. Это можно сделать с помощью бровей. Стоит только чуточку их приподнять или опустить - лицо заиграет новыми красками. Вздёрнутые внутренние уголки глаз помогут изобразить грустное, порой даже плачущее лицо. Более озлобленного человека можно изобразить с помощью сведения бровей к переносице.

Мимику возможно также нарисовать с помощью затемнения радужки глаз и поднятием уголков губ. Чем темнее зрачок, тем выразительнее взгляд. С первого раза улыбку на лице нарисовать сложно, но даже маленькое поднятие уголков губ делает девушку милой. Мимика помогает выразить характер человека. Важно помнить, что свои навыки нужно постоянно тренировать, тогда более точно будут получаться мимика и эмоции человека.

Как правило построение головы начинается с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ. Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Думаю вам будет интересно знать как это делается. Итак приступим.
Изображаемая голова » обрубовка».

1) Сперва нам нужно определить, где будет находиться наша голова в листе бумаги (формат А3 или А2) . Для этого наметим габаритные размеры, вымеряв соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Лучше всего оставить больше места со стороны лицевой части.

2) Дальше наметим общий объём головы, определим ракурс, нахождение лицевой части в вашем ракурсе.
3) поделим лицо на пропорциональные части лица (в данном ракурсе средняя линия глаз расположена по середине) наметим кончик носа, переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.

4) Найдём наклон самой головы, и линии лицевых частей в перспективе (происходит сокращение)
Что ближе к нам, кажется больше, что дальше — меньше, то есть сокращается.

5)Найдём под каким углом нос, построем осевую для лицевой части. Начинаем с построения носа.

Всё зависит от нашего ракурса, если мы находимся ниже изображаемого обьекта, мы видим нижнюю грань носа, если справа от объекта — правую грань носа, и фронтальную, в перспективе.(как в нашем случаи. Вот примеры построения носа обрубовкой.

6) таким же образом построим и другие части лица:
Глаза

Губы и подбородок

Следует строить по граням всё лицо и голову. И в результате мы получим это:

РАБОТА НАД ШТРИХОВКОЙ
1) Определим с какой стороны падает свет.

В нашем случае Сверху справа.
В таком случае грани на которые попадает прямой свет самые светлые, на которые скользящий свет — чуть темнее, самые тёмные грани отвёрнуты от света. следует не забывать о рефлексах, но они не светлее чем свет. Если вы рисуете гибсовую голову (как в моём случае) не забывайте об материальности гибса. Следует усилить пограничные контрасты, и сделать ярче рефлексы и свет.
В итоге вот что получится:

P.S. Спасибо всем кому понравился мой урок, я старалась. Буду рада видеть ваши роботы. И удачи вам в ваших начинаниях и талантах. Если есть вопросы по уроку. выслушаю, и чем смогу помогу. Извените за качество изображений (сделано на мобильный телефон). Автор первой обрубовки я Art_Yana. Источник

Для того чтобы научиться рисовать человеческую голову карандашом, необходимо выучить необходимые пропорции.

Мужская голова: определение пропорций

Использование сетки для правильного построения головы и уточнения пропорций особенно полезно для начинающих. Несмотря на разнообразие лиц основные пропорции применимы практически для любой расы.

Голова анфас - 5 клеток по горизонтали на 7 клеток по вертикали. Центральная вертикальная линия симметрии.

Горизонтальная шкала

1.Ширина глаза составляет 1/5 всей ширины головы и равняется 1 клетке.
2.Расстояние между глазами равняется 1 клетке
3.Расстояние от края головы до внешнего уголка глаза равняется 1 клетке.
4.Ширина глаза равняется 1 клетке
5.Расстояние от внешнего уголка правого глаза до абриса лица составляет 1 клетку.
6.В одну центральную клетку во вертикали вписывается нос, а также линия основания подбородка

Вертикальная шкала: анфас

1.Глаза: располагаются посередине всей высоты головы.
2.Линия волос: 1 клетка от верхней границы головы.
3.Нос: 1,5 клетки вниз от уровня глаз.

4.Граница нижней губы: 1 клетка вверх от нижней точки подбородка
5.Уши: от кончика носа до бровей - 2 клетки.

Горизонтальная шкала: профиль

1.Голова в профиль: длина 7 клеток и ширина 7 клеток
2. Расстояние между передней границей глаза и кончиком носа составляет 1 клетку.
3. Ширина уха составляет 1 клетку. Его фронтальная часть расположена на 5 клеток дальше от кончика носа и на 2 клетки от границы головы.
4. Нос выступает на полклетки от основной формы черепа, размер которого приблизительно составляет 6,5 клеток.

Женские пропорции такие же как и у мужчин.

Рисуем голову и черты лица — упражнения

Вид в профиль:
Нос выступает сильнее по сравнению с другими чертами лица
Челюсть выступает не более чем лоб
Ухо расположено значительно дальше срединной линии профиля
В этом ракурсе линия рта довольно короткая
Изучите форму глаза

Вид в три четверти оборота
Дальний глаз имеет укороченную форму по сравнению с ближним, потому что мы не видим его внутренний уголок.
Дальняя половина рта короче, чем ближняя
Эти же наблюдения относятся к бровям.

Вид анфас
Глаза расположены относительно друг друга на расстоянии длины одного глаза.
Одна сторона головы является зеркальным отображением другой.
Наиболее широкая часть головы - выше ушей.
Наиболее широкая часть лица - на уровне скул.
При таком ракурсе форма ушей менее выразительна.

Черты лица «крупным планом»

1.Вид в профиль
Веки должны быть чуть больше глазного яблока - иначе глаз не смог бы закрыться.
2.Вид в три четверти оборота
Обратите внимание на значительную разницу форм. Форма дальнего глаза напоминает вид в профиль, а ближнего представляется более завершенной благодаря тому, что хорошо виден внутренний уголок. Дальняя бровная дуга кажется короче ближней.
3.Вид анфас
При данном виде глаза являются зеркальным отражением друг друга. Расстояние между ними равняется длине одного глаза. Обратите внимание на то, что, как правило, приблизительно на 1/8 или ¼ радужная оболочка глаза оказывается скрыта под верхним веком, а нижняя граница оболочки почти касается нижнего века.

В различных ракурсах, нос имеет разные формы.
1. Вид в профиль
Обратите внимание на форму ноздри и определите ее расстояние по отношению к кончику носа.
2. Вид в три четверти оборота.
По-прежнему остается очевидным профильный абрис носа; однако обратите внимание, как меняется расстояние от ноздри до кончика носа.
3.Вид анфас
Выраженными здесь являются лишь длина носа и его кончик. Ноздри также очерчены и акцентированы - не забывайте прорабатывать тоновые соотношения.

1.Вид в профиль
В данном ракурсе линия смыкания губ - наиболее короткая.
2. Вид в три четверти оборота
Ближайшая к нам сторона губ напоминает вид рта анфас, в то время как удаленная сторона оказывается укороченной из-за перспективного сокращения.
3.Вид анфас
Нам хорошо знаком именно этот ракурс. Очень важно точно и правильно нарисовать линию смыкания губ, в противном случае, вы не добьетесь точного воспроизведения формы рта.

Уши - существуют различные конфигурации, здесь представлены только некоторые из них.

Определение черт лица.
Глаза имеют первостепенное значение, поскольку очень часто именно они определяют выражение лица человека и делают его столь узнаваемым для нас. Следующими по значимости элементами являются рот и нос.

Линия смыкания губ - строго прямая.
Улыбка: изгиб линии вверх.
Печаль: изгиб линии вниз

Губы - тонкие или полные?
Веки - узкие или широкие?
Бровные дуги - изогнутые или прямые?

Пропорции без сетки

1.Уровень глаз.
2.Центральная ось и линия уровня глаз под прямым углом к центральной оси.
3.Кончик носа находится чуть ближе к глазам, на расстоянии чуть большем третьей части, но меньшем половины.
4.Центральная линия рта. Приблизительно на одной трети расстояния от кончика носа до подбородка.
5.Расстояние между глазами - равно ширине одного глаза.
6.Опустив прямые линии от внутренних уголков глаз они соприкоснутся с краями ноздрей.
7.Опустив прямые линии из центра глазных зрачков - они соприкоснутся с внешними уголками рта.
8.Переместив карандаш по горизонтальной линии на уровне глаз - определите верхние кончики ушей.
9.Проведя линию от нижних кончиков ушей - вы попадете в пространство между носом и ртом. Уши больше чем вы думаете.
10.Ширина шеи.
Расстояние от уровня глаз до подбородка равняется расстоянию от внешнего уголка глаза до заднего края уха.

Упражнения

Ну что же, теперь попробуем нарисовать портрет на основе полученных знаний. Для начала сделаем женский портрет — все таки дамы)

Сперва обозначьте общую форму головы и убедитесь в том, что она правильно соотносится с формой шеи. Форма головы может быть округлой, вытянутой и суженной. Но какой бы она ни была, вы должны определить ее в самом начале работы.

Представьте и решите, каким образом волосы покрывают голову и как они соотносятся с ее общей формой. Обозначьте только их положение.

Теперь разметьте основную форму головы, начиная с линии глаз. Их уровень и размер должны быть выверены, как и расположение бровей.

Затем приступайте к наброску общей формы носа обусловленной его анклоном и степенью выступа относительно общей поверхности лица.
Определите длину и ширину рта, убедитесь что вы правильно арсположили его по отношению к подбородку.

На данном этапе четче прорисуйте форму головы и черты лица. Затем выберите тоновый диапазон и наметьте участки теней.

Теперь проработайте над светотенью лица, исходя из положения головы относительно источника света и выбранного ракурса. При проработке обращайте внимание на плавный переход темных валеров в светлые. В конце выделите глаза.

Ваш портрет готов!

А теперь попробуем нарисовать мужской портрет.

Существует также альтернативный метод написания портрета: работу следует начинать с центральной линии, делящей лицо на две симметричные части. Затем относительно нее намечаются черты лица вплоть до внешних границ. Этот метод используют как опытные художники так и новички.
Для выполнения упражнения выберем положение в три четверти оборота. Сперва проведите на листе бумаги вертикальную линию, а затем двумя легкими засечками наметьте общую высоту головы.

Уточните пропорции.
1.Прорисуйте форму глаз и бровные дуги, следя за правильностью их соотношений. Обратите внимание что ближайший к вам глаз будет чуть больше дальнего. Определите точку пересечения дальней бровной дуги с контуром лица.
2. Теперь изобразите нос. Схематичными легкими штрихами постарайтесь как можно точнее передать тени на неосвещенных участках.
3. Уточните высоту уха - при фронтальном расположении головы оно такого же размера что и расстояние между линиями глаз и носа. Однако при рисовании портрета в три четверти оборота возникает перспективное сокращение. Поэтому не забывайте чуть укорачивать ухо и располагать его под небольшим углом. Определите положение уха относительно овала лица и уточните его форму.
4. Наметьте форму рта. Из-за того же перспективного сокращения дальняя половинка рта должна быть меньше, чем ближняя. Носогубная складка должна расширяться от ноздрей к середине рта. Покажите заостренную форму подбородка.

Обозначьте черты лица
1.Проведите горизонтальную линию расположения глаз - она должна проходить точно посередине между верхней и нижней отметками. Затем покажите на ней расположение и форму глаз.
2. Верхнюю часть головы поделите еще пополам и наметьте линию волос.
3. Также обозначьте нижнюю часть носа - она находится ровно посередине между линией глаз и нижней точки подбородка. Теперь схематично, несколькими штрихами передайте форму носа.
4.Определяем положение рта. Обратите внимание, что рот находится ближе к носу, чем к подбородку, поэтому не делайте типичную ошибку: не располагайте рот ровно посередине расстояния между ними.

Покажите участки теней
1.Несколькими легкими штрихами покажите теневые участки на обращенной к вам стороне головы. Затем наметьте легкий теневой контур, ведя карандашом ото лба вдоль скуловой кости к нижней губе и подбородку. Обозначьте участок шеи и контуры падающих теней.
2.Выделите тенями объем глаз, носа и рта. Положите мягкую тень легкой штриховкой по линии роста волос. Затем четче определите абрис лица. Завершите зигзагообразными штрихами изображение формы головы в верхней части.
3.Еще раз проработайте контур лица справа. Будьте внимательны: участок подбородка не должен слишком выступать в фронтальном направлении.

Поработайте над светотенью
1.Начните работу с углубления тонов наиболее акцентированных участков. Осторожно моделируйте формы тоновыми нюансировками: на одних участках повышайте контрастность глубиной тона, на других — смягчайте переходы, используя в случае необходимости ластик.
2. Наиболее акцентируются на рисунке, как правило, контуры глаз (иногда бровей), теневой участок между носом и глазом, а также область ноздрей. Линию смыкания губ, участок под нижней губой, а также край подбородка (в зависимости от условий освещения) выделяют достаточно резко.
3. Четче обозначьте пряди волос, проработайте форму уха. Выверите положение головы относительно плеч.
4. К конце обратите внимание, чтобы на неосвещенной стороне более темные тона зрительно отодвигали массив волос вглубь, а выделенные ластиком блики способствовали выдвижению лица на передний план.