Айседора дункан в детстве. Айседора Дункан: история жизни танцовщицы. Айседора и Сергей Есенин

Беспредельная надежда и энтузиазм - главное богатство молодежи.

Действительность, смысл который понят неверно, и неуместный пафос: вот что есть нереальное.

Жизнь получает свое богатство от мира; цену дает ей любовь.

Звезды не боятся, что их примут за светляков.

Зло не может позволить себе роскоши быть побежденным; Добро - может.

Кажется, будто Истина появляется со своим последним словом: но - нет! - последнее слово порождает новое.

Если ты закроешь свою дверь для всех заблуждений, то и истина останется снаружи.

Есть группа людей, которые родились на земле лишь для того, чтобы говорить о смерти. В медленном угасании есть своеобразная красота, подобная красоте небес в час заката, и это их очаровывает.

Жизнь в ее целом никогда не принимает смерти всерьез. Она смеется, пляшет и играет, она строит, собирает и любит перед лицом смерти. Только тогда, когда мы выделяем один отдельный факт смерти, мы замечаем ее пустоту и смущаемся.

Подсолнечник покраснел при мысли назвать какой-то безвестный цветок своим родственником. Солнце взошло, улыбнулось цветку и спросило: «Хорошо ли тебе, мой милый?»

Позволь тому видеть шипы, у кого есть глаза, чтобы видеть Розу.

Похвала принижает меня, ибо я втайне прошу ее.

Прах земли попирается оскорблениями и в замену дарит свои цветы.

Ночь втайне раскрывает цветы и предоставляет дню получать благодарность.

Обрывая лепестки цветка, ты не приобретаешь его красоты.

О, Красота! Найди себя в любви, а не в лести твоих зеркал.

Они ненавидели и убивали; и люди восхваляли их.

«О Плод! Как далек ты от меня?» «Я спрятан в твоем сердце, о Цветок!»

От меня ложится тень на дорогу, ибо моя собственная лампада не зажжена.

Отяготи птице крылья золотом, и она никогда уж не будет парить в небесах.

Пессимизм - форма душевного алкоголизма.

Печаль души моей - ее венчальное покрывало, оно ждет ночи, чтобы его сняли.

Прикоснувшись, мы можем убить; отдаляясь, мы можем владеть.

Пусть моим последним словом будет, что верю в твою любовь.

Пылающий огонь остерегает меня своим пламенем. Спасите меня от умирающих угольев, что прячутся под золою.

Не падай духом, брат, не отрекайся от замыслов своих первоначальных. Одна дорога у тебя, мой брат, спеши, не поворачивай назад, верши свое и не служи чужому, не бойся осужденья и преград.

Неправда, вырастая в могущество, все же никогда не вырастет в правду.

Не удается труженику выуживать жемчужину в муке. До времени лежит она и вдруг неожиданно дается в руки.

Пыль мертвых слов пристала к тебе: омой свою душу молчанием.

Река истины протекает через каналы заблуждений.

Жизнь мира обогащается всей утраченной людьми любовью.

Мне кажется, будто я подобен живой планете и тоже заключен в круг идей. Но я представляю собой не только то, что я желаю, о чем думаю. что решаю. А и то, чего я не люблю, чего я не желаю. Я был создан раньше своего рождения. Я не мог себя выбрать. Поэтому я должен воспользоваться тем, что попало мне в руки.

Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума.

Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног.

«Я потерял мою росинку», - жалуется цветок утреннему небу, потерявшему все свои звезды.

Я пришел на твой берег, как чужестранец; я жил в твоем доме, как гость; я покидаю тебя, как друг, о Земля моя.

Шумы мгновений издеваются над музыкой вечного. Тише, сердце мое, эти большие деревья - молитвы.

Этот мир - мир диких бурь, укрощаемых музыкой красоты.

Эхо стремится передразнить свой первоисточник с целью доказать, что оно самобытно.

Я хочу сказать, что слово «женитьба» имеет тысячу значений. Это слово приобретает смысл только в жизни человека. Убери человека - и трудно будет определить значение... Если я скажу, что главный смысл этого слова - любовь, мне придется определить слово «любовь», а то, что называют любовью, еще теснее связано с жизнью, чем женитьба.

Мудрецы, мужи науки пробивают толщу знаний, Достигая вечной славы постоянством и дерзаньем.

Мы живем в этом мире, если любим его.

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому не хватает времени быть добрым.

«Кто тут есть, чтобы продолжать мое дело?» - спросило заходящее Солнце. «Я сделаю все, повелитель», - ответила глиняная лампада.

Лук шепчет стреле, отпуская ее: «В твоей свободе - моя».

Люди - жестоки, но человек - добр.

Мир поцеловал мою душу страданием, требуя, чтобы я ответил на это песнями.

Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией.

Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы.

Кто на детей своих снова и снова Смотрит с надеждой, ждет хоть бы слова? Ты, моя мать! Кто ты, что молча стоишь среди тьмы, Плачешь, обиженная детьми? Ты, моя мать! Кто их растила, кормила, поила? Кто, позабытая, их не забыла? Ты, моя мать! Кто днем и ночью гостей ожидает, Кто равнодушно детей ожидает? Ты, моя мать!

Мир полюбил человека, когда он улыбнулся. Мир испугался его, когда он засмеялся.

Мы ошибочно читаем книгу мира и говорим, что она обманывает нас.

Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется.

Жизнь ниспосылается нам даром; заслуживаем мы ее - отдавая ее.

Какая огромная разница между прекрасным, свободным, ничем не омраченным миром природы, таким спокойным, тихим и непостижимым, и нашей повседневной суетой с ее ничтожными скорбными тревогами и спорами...

Дитя-цветок раскрывает чашечку свою и восклицает: «О, милый мир, не увядай, пожалуйста!»

Когда весной наш взор случайно привлекут в себе листья, юные и нежные, будто пальцы лесных богинь, душа наполняется восторгом.

Когда-нибудь мы поймем, что смерть бессильна лишить нашу душу чего-либо из приобретенного, ибо приобретенное ею и она сама - одно и то же.

В семье не бывает так, чтобы супруги не оказывали влияния друг на друга. Там, где есть любовь, это происходит легко, а там, где нет любви, применение насилия вызывает то, что называем трагедией.

Дай мертвым бессмертие Славы, живущим - бессмертье любви.

Рожденье и смерть листьев - быстрые вращения того водоворота, чьи большие круги медленно движутся среди звезд.

Светозарная одежда Солнца - проста, но тучи облечены в пышность.

Ум, весь состоящий из одной логики, подобен ножу из одного лезвия: он ранит в кровь руку, берущую его.

Ум острый, но не широкий выскакивает вперед на каждом шагу, но двигаться вперед не может.

«Ученые говорят, что настоящий день начнется, когда Вы погаснете», - сказал Светляк Звездам. Звезды ничего не ответили.

Художник - любовник природы: оттого он ее раб и ее повелитель.

Туман - желание Земли. Он скрывает Солнце, по которому она тоскует.

«Ты - большая капля росы под листом лотоса, а я - маленькая капля на его верхней стороне», - сказала Росинка Озеру.

Ты улыбнулась и заговорила со мной, - так, ни о чем; и я понял, что этой минуты и ждал я так долго.

Ударами можно добиться от земли только пыли, но не жатвы.

У меня есть звезды на небе... но я тоскую по маленькой лампе, не зажженной у меня в доме.

Темные тучи превращаются в небесные цветы, когда их поцелует свет.

Тот, кто применяет свою силу, доказывает свою слабость.

То, что я существую, - для меня постоянное чудо: это и есть жизнь.

Трава ищет на земле толпы себе подобных; дерево ищет в небе свое одиночество.

Человек не выявляет себя в истории: он пробивается сквозь нее.

Человек от природы - дитя; его сила - есть сила роста.

Человек уходит в шум толпы, чтобы утопить в нем свой собственный вопль о молчании.

Семья - основная ячейка любого общества и любой цивилизации.

Супружество - это искусство, и его надо каждый день обновлять.

Твой солнечный свет улыбается зимним дням моего сердца, ни на миг не сомневаясь в возврате его весенних цветов.

Темнота ведет к свету, но слепота ведет к смерти.

Человек хуже животного, когда он становится животным.

Чистота - богатство, являющееся от изобилия любви.

Дай мне ощущать этот мир, как Твою воплотившуюся любовь, и тогда моя любовь будет помогать ему.

Когда сердца полны любви и бьются лишь от встречи до разлуки, достаточно и легкого намека, чтобы понять друг друга.

Вода в сосуде прозрачна. Вода в море - темна. У маленьких истин есть ясные слова; у великой Истины - великое безмолвие.

Войну, где восстает на брата брат, Всевышний проклянет стократ.

Воробей жалеет павлина за то, что у него такой тяжелый хвост.

Благословен тот, чья слава не блестит ярче истины его.

Быть только откровенным легко, когда не собираешься говорить полной правды.

Великое идет рядом с Малым без боязни. Среднее - держится в стороне.

«В лучах Луны ты шлешь мне свои любовные письма, - сказала Ночь Солнцу. - Я оставлю свои ответы - слезами на траве».

Всевышний уважал меня, покуда бунтовать я мог, когда ж я пал к его ногам, он мною пренебрег.

Неведомый мне царь мой, Ты приложил печать вечности Ко многим летучим мгновеньям.

Цитаты, высказывания, афоризмы| Рабиндранат Тагор

Рабиндранат Тагор(Робиндронатх Тхакур, англ. Rabindranath Tagore; 6 мая 1861 - 7 августа 1941) - индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Писал на бенгальском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1913). Автор гимнов Индии и Бангладеш. По мнению его литературного секретаря Амии Чакраварти, Тагор был рад, что его произведения пользовались у простых бенгальцев такой популярностью, что воспринимались как народные. «Люди в далеких индийских деревнях пели его песни (которых поэт написал более 3 тыс.), читали вслух его стихотворения, приводили его изречения, даже не зная, кто их автор, - писал Чакраварти. - Погонщики волов, паромщики, сельскохозяйственные рабочие воспринимали его поэтический дар как часть многовекового культурного достояния». Хотя Тагор до конца 20-х гг. оставался широко известен на Западе, интерес к его творчеству значительно снизился. В своей монографии о Тагоре Мэри Лейго объясняет это двумя причинами. Во-первых, большая часть английских переводов произведений Тагора (кроме, естественно, авторизованных) оказалась не в состоянии передать истинный смысл и красоту его строк. Во-вторых, многие ранние стихи поэта, а также его последние книги никогда не переводились и доступны только бенгальским читателям. С точки зрения индийского исследователя Кришны Крипалани, «главное значение Тагора заключается в том импульсе, который он придал развитию индийской культуры и мысли… Он дал своему народу веру в его собственный язык, в его культурное и нравственное наследие».

Благодари Пламя за свет его, но не забывай Светильника, стоящего в тени с постоянством терпения.

Быть смелым на словах легко, когда не собираются говорить всей правды.

В действительности часто именно наша моральная сила дает нам возможность весьма успешно творить зло.

Верность в любви требует воздержания, но только с помощью ее можно познать сокровенную прелесть любви.

Все бесконечное конец свой обретает.

Всевышний уважал меня, покуда бунтовать я мог,
Когда ж я пал к его ногам, он мною пренебрег.

Высохшую реку не благодарят за ее прошлое.

Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтоб остаться шайкой; они могут грабить весь мир, но не друг друга.

Если на пути к совершенству придерживаться разумного воздержания, не пострадает ни одна черта человеческого характера, напротив, все они заиграют еще более яркими красками.

Есть любовь, которая вольно плавает по небу. Эта любовь согревает душу. А есть любовь, которая растворяется в повседневных делах. Эта любовь вносит тепло в семью.

Жизнь в ее целом никогда не принимает смерти всерьез. Она смеется, пляшет и играет, она строит, собирает и любит перед лицом смерти. Только тогда, когда мы выделяем один отдельный факт смерти, мы замечаем ее пустоту и смущаемся.

Звезды не боятся, что их примут за светляков.

И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет.

Когда сердца полны любовью и бьются лишь от встречи до разлуки, достаточно и легкого намека, чтобы понять друг друга.

Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией.

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

Ложь никогда не сможет вырасти в истину, вырастая в силе.

Люди забывают, что супружество - это искусство и его надо каждый день обновлять.

Многие глупцы считают супружество простым союзом. Потому-то этим союзом тая пренебрегают после свадьбы.

Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума.

Обрывая лепестки цветка, ты не приобретаешь его красоты.

Перед ошибками захлопываем дверь, в смятеньи истина:
"Как я войду теперь?"

Пессимизм - форма душевного алкоголизма, он отвергает здоровые напитки и увлекается хмельным вином обличения; оно повергает его в болезненное уныние, от которого он ищет спасения в еще более сильном дурмане.

Плача по солнцу, не замечаешь звезд.

Погрязнув в наслаждениях, мы перестаем ощущать всякое удовольствие.

Прекрасное - это законченное выражение Добра. Добро же - законченное выражение Прекрасного.

Сколь бы счастливым ни чувствовал себя пьяница от вина, он далек от истинного счастья, потому что для него это счастье, для других - горе; сегодня это счастье, завтра - несчастье.

То, что я существую, - для меня постоянное чудо: это и есть жизнь.

Тот, кто применяет свою силу, доказывает свою слабость.

Трава ищет на земле толпы себе подобных; дерево ищет на небе свое одиночество.

Ты - большая капля росы под листом лотоса, а я - маленькая капелька на его верхней стороне, - сказала Росинка Озеру.

У меня есть звезды на небе... но я так тоскую по маленькой лампе, не зажженной у меня в доме.

Ум острый, но не широкий, выскакивает вперед на каждом шагу, но двигаться вперед не может.

Фонтан смерти заставляет играть тихие воды жизни.

Хоть горька беда - будь, душа, тверда,
Вечный зов внемли,
Победи свой страх, и падут во прах
Тяготы земли.

Чаяния нашей жизни являются нам в облике детей.

Человек хуже животного, когда он становится животным.

Рабиндранат Тагор – личность, широко известная не только в его родной Индии, но и во всем мире. Писатель, поэт, художник, композитор, общественный деятель – удивительно, но все эти таланты вместились в одном человеке.

Благодаря ему произошло формирование литературы и музыки Бенгалии, а высокая духовность его личности позволили родиться особой философии. Тагор стал первым азиатом, достижения в поэтическом и художественном творчестве которого посчитали настолько значимыми для всего мира, что удостоили Нобелевской премии.

Детство и юношеские годы Рабиндраната

Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур) родился 7 мая 1861 года на севере Калькутты в имении Джоасанко Тхакур Бари. Он был младшим из детей Шарады Деви (1830-1875) и Дебендранатха Тагора (1817-1905). Семья Рабиндраната относилась к древнему и знатному роду.

Среди их предков – основатель религии Ади Дхарм. Отец был брахманом, поэтому очень часто совершал паломничества к святым местам . Старший брат Рабинданата Двиджендранатх был всесторонне развит и талантлив, являясь по совместительству и математиком, и музыкантом, и поэтом. Средние братья ушли не далеко от Двиджендранатха. Они стали известными философами и сумели добиться немалого успеха в драматургии и поэзии. Племянник Рабиндраната прославился тем, что внес посильный вклад в современную бенгальскую , став одним из основателей новой школы.

Как уже было указано, семья Тагоров имела особенное положение в обществе. Так как они были землевладельцами (заминдарами), в их доме часто собирались влиятельные, известные или просто талантливые людиобщественные деятели, писатели, художники, политики.

Как видно, Рабиндранат с самого рождения рос в богемной атмосфере, окруженный духовностью и нестандартностью мышления , поэтому не стоит удивляться, что он достаточно рано избрал путь творчества.

В возрасте 5 лет Рабиндраната отдали в Восточную семинарию, а затем – в Нормальную школу. Там не слишком много внимания уделялось знаниям. В приоритете было соблюдение жесткой дисциплины, поэтому Тагору были больше по душе прогулки по окрестностям.

В 8 лет мальчишка написал свое первое стихотворение . В 11 лет он прошел упанаяну (обряд посвящения в изучение Вед и получения священного шнура упавиты), а затем отправился с отцом в путешествие по семейным имениям, которое длилось несколько месяцев. За это время отрок успел насладиться потрясающими видами и еще больше влюбиться в природные красоты Индии. Рабиндранат сумел получить прекрасное образование. Он изучал множество дисциплин, интересуясь как точными науками, так и художественными . Кроме того, ему хорошо поддались некоторые языки, в том числе, санскрит и английский. В конце концов, такое разностороннее развитие помогло сформировать удивительную личность – высокодуховную, патриотичную и наполненную любовью ко всему сущему. Когда Рабиндранату было 14 лет, его мать умерла. И этот стало для него непростым испытанием.

В 17 лет Тагор опубликовал поэму «История поэта» . В том же 1878 году он отправляется в Лондон постигать науки, сделав основной упор на изучение юриспруденции. Но прошел всего лишь год, как юноша решил вернуться . По натуре творческий человек, Рабиндранат не может сопротивляться своему желанию писать, поэтому следует примеру своих не менее творческих братьев, начиная заниматься любимой деятельностью – писательской.


Время творческого рассвета Рабиндраната Тагора

В 1883 году 9 декабря произошло знаменательное в жизни Тагора событие – он женился на Мриналини Деви (1873-1902), которая тоже принадлежала к касте брахманов-пирали. За время, отведенное этой паре, они успели родить пятерых детей: дочерей Мадхурилату, Ренуку, Миру и сыновей Ратхиндранатха и Саминдранатха.

Тагор успевает опубликовать свои первые сборники стихов «Вечерняя песня» и «Утренние песни» в 1882 и 1883 годах соответственно. В 1890 году отправляется жить в поместье, расположенное в Шилайдахе (сегодня это территория Бангладеша). В 1898 году жена и дети приезжают к нему и остаются в имении. В 1899 Рабиндранат берет на себя роль управляющего поместьем.

За время, проведенное в Шилайдахе, Тагор проникается красотой деревенских пейзажей, ощущает единение с природой и доброжелательными сельскими жителями . Все это не могло не повлиять благотворным образом на его творчество. Положительный опыт принес свои плоды, благодаря чему писатель публикует одни из самых своих знаменитых сборников – «Золотая ладья» (1894) и «Мгновение» (1900) . Период с 1893 по 1900 годы вообще считается «золотым» в творчестве Тагора.

Мечтавший открыть школу, в которой дети могли бы бесплатно получать знания, уже известный на тот период писатель кооперируется с пятью учителями и достигает своей цели. Чтобы это стало возможным, жене Тагора даже пришлось продать некоторые свои драгоценности. Одновременно со стихами писатель выпускает работы и статьи, посвященные педагогике, истории Индии и другим дисциплинам.


Период жизни, полный горьких утрат

Счастливый и плодотворный в плане творческого подъема период сменяется периодом горьких утрат, которые подкосили дух писателя. В 1902 году умерла жена Тагора Мриналини. Убитый горем, он пытается выплеснуть душевную боль на листы бумаги, публикуя сборник стихов «Память», который становится попыткой хоть немного уменьшить горестное чувство потери.

Но, судьба приготовила для Тагора и другие испытания. Через год после смерти жены от туберкулеза умирает одна из дочерей писателя. В 1905 году отец Рабиндраната также покидает этот мир. В 1907 году холера уносит жизнь и младшего сына Тагора.

Все это стало тяжелым ударом для поэта, поэтому он в том же году принимает решение ехать вместе со старшим сыном, который отправился в Иллинойский университет Соединенных Штатов на учебу. По пути он останавливается в Лондоне, где при содействии литератора Уильяма Ротенстайна, являющегося его хорошим знакомым, в 1910 году публикует «Жертвенные песнопения» («Гитанджали»). Благодаря этому сборнику Тагор прославился в Англии и США .

Получение Нобелевской премии

В 1913 году 14 ноября Рабиндранат Тагор узнал, что он стал первым человеком неевропейского происхождения, которого удостоили Нобелевской премии по литературе . Именно его «Жертвенные песнопения» сумели так впечатлить весь мир, что его решили отметить в качестве лауреата престижной премии. Все деньги, полагающиеся в качестве награды, Тагор потратил на нужды своей школы . После Первой Мировой войны она трансформировалась в бесплатный университет.

Общественная деятельность

Писатель никогда не оставался в стороне от общественной жизни, переживая о судьбе Индии и родной Бенгалии. Когда был арестован индийский революционер Тилак, он сам занялся сбором средств для помощи заключенному.

В 1905 году был издан Акт Керзона, согласно которому Бенгалия подлежала разделу. Это вызвало массовые протесты, образовалось движение «Свадеши», одним из лидеров которого стал Тагор . Свои патриотические настроения он выразил в своих песнях «Земля Бенгалии» и «Золотая Бенгалия». Постепенно протесты начали приобретать черты революционного движения. Это противоречило взглядам писателя, который считал, что нужно добиваться своего ненасильственными методами, а исключительно путем просвещения, расширения отечественного производства. Из-за этого он отказался от дальнейшего участия в «Свадеши».

В 1915 Тагор был удостоен титула рыцаря. Но, когда спустя 4 года произошел расстрел мирных жителей в Амритсаре, он отказался от него.

Тревожила Тагора и проблема гонения неприкасаемых. Он даже уделил им внимание в своем творчестве, выступал с просветительскими лекциями. Ему удалось добиться разрешения на то, чтобы неприкасаемые могли посещать в Гуруваюре Храм Кришны . Это была хоть маленькая, но победа.

Последние годы жизни писателя

На закате своей жизни Тагор страдал от тяжелой болезни. Усиливающиеся хронические боли серьезно подкосили писателя, да так, что в 1937 году он потерял сознание и продолжительное время пребывал в коме. В тот период поэт начал писать произведения, в которых четко прослеживалась обеспокоенность смертью . В 1940 году состояние Тагора усугубляется. Оправиться он уже не смог и 7 августа 1941 года скончался. Это была потеря для его родной Бенгалии, Индии и всего мира.

Творческое наследие знаменитого бенгальца

Рабиндранат Тагор относится именно к тем личностям, о которых можно сказать: талантливый человек талантлив во всем.

Он писал прозу, стихотворения, поэмы, романы и новеллы, занимался научной работой и общественной деятельностью, сочинял музыку и писал картины .

Всего Тагор сочинил приблизительно 2230 песен и написал столько произведений, что они едва вместились в пятнадцать томов. Около 2500 рисунков, вышедшие из-под его руки, участвовали в выставках в разных странах мира.

Цитаты:

«Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти».

«Есть любовь, которая вольно плавает по небу. Эта любовь согревает душу. А есть любовь, которая растворяется в повседневных делах. Эта любовь вносит тепло в семью».

«Войну, где восстает на брата брат, Всевышний проклянет стократ».

«Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума».

«Отяготи птице крылья золотом, и она никогда уж не будет парить в небесах».

«Не падай духом, брат, не отрекайся от замыслов своих первоначальных. Одна дорога у тебя, мой брат, спеши, не поворачивай назад, верши свое и не служи чужому, не бойся осужденья и преград».

«То, что я существую, - для меня постоянное чудо: это и есть жизнь».


В зрелые годы. 1935

Стихотворения

Жизнь

В этом солнечном мире я не хочу умирать,

Вечно жить бы хотел в этом цветущем лесу,

Там, где люди уходят, чтобы вернуться опять,

Там, где бьются сердца и цветы собирают росу.

Жизнь идет по земле вереницами дней и ночей,

Сменой встреч и разлук, чередою надежд и утрат,-

Если радость и боль вы услышите в песне моей,

Значит, зори бессмертия сад мой в ночи озарят.

Если песня умрет, то, как все, я по жизни пройду —

Безымянною каплей в потоке великой реки;

Буду, словно цветы, я выращивать песни в саду —

Пусть усталые люди заходят в мои цветники,

Пусть склоняются к ним, пусть срывают цветы на ходу,

Чтобы бросить их прочь, когда в пыль опадут лепестки.

Перевод Н. Воронель.

Лирика

К цивилизации

Лес верни нам. Возьми свой город, полный шума и дымной мглы.

Забери свой камень, железо, поваленные стволы.

Современная цивилизация! Пожирательница души!

Возврати нам тень и прохладу в священной лесной тиши.

Эти купанья вечерние, над рекою закатный свет,

Коров пасущихся стадо, тихие песни вед,

Пригоршни зерен, травы, из коры одежды верни,

Разговор о великих истинах, что всегда мы в душе вели,

Эти дни, что мы проводили, в размышленья погружены.

Даже царские наслаждения мне в тюрьме твоей не нужны.

Я свободы хочу. Хочу я снова чувствовать, что лечу,

Чтобы снова вернулись силы в сердце мое, хочу.

Знать хочу, что разбиты оковы, цепи хочу разъять.

Вечный трепет сердца вселенной хочу ощутить опять.

Перевод Вероника Тушнова

Рабиндранат Тагор, 1861-1941 гг., мыслитель, поэт, общественный деятель.

Человек бессмертен, а значит, он должен нескончаемо умирать. Ибо жизнь есть творческая идея и может осуществиться только в меняющихся формах.

Смерть не гасит свет; она только выключает лампу, потому что наступило утро.

Фонтан смерти приводит в движение стоячую воду жизни.

Искать убежища в смерти – это и есть сама смерть, и только брать на себя весь риск жизни в самой полной мере – значит жить.

Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти.

Тот, кто применяет свою силу, доказывает свою слабость.

Пессимизм – форма душевного алкоголизма.

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума.

Человек хуже животного, когда он становится животным.

Ложь никогда не сможет вырасти в истину, вырастая в силе.

Беспредельная надежда и энтузиазм - главное богатство молодежи.

В действительности часто именно наша моральная сила дает нам возможность весьма успешно творить зло.

Войну, где восстает на брата брат,
всевышний проклянет стократ.

Всевышний уважал меня, покуда бунтовать я мог,
Когда ж я пал к его ногам, он мною пренебрег.

В своем стремлении к вечной жизни мы молимся о вечности привычных нам устоев и благополучия, забывая, что бессмертие заключается в том, чтобы снова и снова преступать пределы конкретных форм жизни в погоне за беспредельной истиной жизни.

В семье не бывает так, чтобы супруги не оказывали влияния друг на друга. Там, где есть любовь, это происходит легко, а там, где нет любви, применение насилия вызывает то, что называем трагедией.

Главное, чему учит человека жизнь, это не тому, что в мире существует страдание, а тому, что от него самого зависит, обратит ли он страдание себе на благо, превратит ли он его в радость.

Если на пути к совершенству придерживаться разумного воздержания, не пострадает ни одна черта человеческого характера, напротив, все они заиграют еще более яркими красками.

Есть группа людей, которые родились на земле лишь для того, чтобы говорить о смерти. В медленном угасании есть своеобразная красота, подобная красоте небес в час заката, и это их очаровывает.

Есть любовь, которая вольно плавает по небу. Эта любовь согревает душу. А есть любовь, которая растворяется в повседневных делах. Эта любовь вносит тепло в семью.

Жизнь в ее целом никогда не принимает смерти всерьез. Она смеется, пляшет и играет, она строит, собирает и любит перед лицом смерти. Только тогда, когда мы выделяем один отдельный факт смерти, мы замечаем ее пустоту и смущаемся.

Жизнь человека может быть безнравственной, но это означает лишь то, что у нее должна быть нравственная основа.

Зрелые люди, познавшие жизнь, вновь обретают юность, но уже свободную от страстей.

…Какая огромная разница между прекрасным, свободным, ничем не омраченным миром природы, таким спокойным, тихим и непостижимым, и нашей повседневной суетой, с ее ничтожными скорбными тревогами и спорами…

Когда весной наш взор случайно привлекут к себе листья, юные и нежные, будто пальцы лесных богинь, душа наполняется восторгом.

Когда сердца полны любви и бьются лишь от встречи до разлуки, достаточно и легкого намека, чтобы понять друг друга.

Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией.

Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы.

Любовь - это богатство, ее страстные желания - не жалобы бедняка. Если бог любит поклоняющегося ему, бог приходит к его двери просить милостыню.

Люди забывают, что супружество - это искусство и его надо каждый день обновлять.

Мне кажется, будто я подобен живой планете и тоже заключен в круг идей. Но я представляю собой не только то, что я желаю, о чем думаю, что решаю. А и то, чего я не люблю, чего я не желаю. Я был создан раньше своего рождения. Я не мог себя выбрать. Поэтому я должен воспользоваться тем, что попало мне в руки.

Многие глупцы считают супружество простым союзом Потому-то этим союзом так пренебрегают после свадьбы.

Мудрецы, мужи науки пробивают толщу знаний,
Достигая вечной славы постоянством и дерзаньем.

Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется

Мы радуемся, постигая истину. Если же радости нет, это означает, что мы только знакомы с истиной, но не сумели постичь ее.

Погрязнув в наслаждениях, мы перестаем ощущать всякое удовольствие.

Прекрасное - это законченное выражение Добра. Добро же - законченное выражение Прекрасного.

…Семья - основная ячейка любого общества и любой цивилизации.

Сколь бы счастливым ни чувствовал себя пьяница от вина, он далек от истинного счастья, потому что для него это счастье, для других - горе; сегодня это счастье, завтра - несчастье.

Страдание - наша тяжелая плата за все, что есть ценного в этой жизни, - за силу, за мудрость, за любовь.

Страдание символизирует бесконечную возможность совершенствования, постоянное открытие радости.

Страдание - истинное богатство таких несовершенных созданий, как мы, оно возвеличило нас и сделало достойными занять место рядом с совершенными

Счастье дается только сдержанному. Хочешь, чтобы твои желания сбылись, научись сдерживать их.

То, что безнравственно, на самом деле недостаточно нравственно, ведь и в неправде есть доля правды, иначе она и не могла бы даже зваться неправдой.

Ум острый, но не широкий, выскакивает вперед на каждом шагу, но двигаться вперед не может.

Американская танцовщица Айседора Дункан является основоположницей новой категории танца - свободного, она разработала уникальную систему, за основу которой были положены традиции пластики античной Эллады. Как она писала о себе сама, танцевать начала еще в материнской утробе. Предлагаем познакомиться с биографией и жизнью Айседоры Дункан и узнать несколько мистических совпадений, которые предвещали ее роковую гибель.

Ранние годы

Дора Энджела Дункан появилась на свет в 1877 году, 27 мая (по гороскопам Близнецы и Бык), в Сан-Франциско, штат Калифорния. Детство прошло в атмосфере бедности и унижения, поскольку отец будущей знаменитости бросил беременную супругу с уже родившимися тремя детьми и сбежал, предварительно совершив незаконную банковскую махинацию.

Для матери это был сильнейший стресс, с которым она боролась в весьма своеобразной манере - не могла принимать любую другую пищу помимо устриц, которые запивала шампанским. После рождения Доры несчастной женщине стало еще тяжелей - на ее хрупкие плечи легла забота о четырех малышах и постоянные «бои» с обманутыми кредиторами супруга.

Мэри Дора Грэй Дункан оказалась очень сильной и волевой женщиной. Музыкант по профессии, она давала огромное количество частных уроков, а заработанные средства тратила на воспитание и обучение детей.

Первые лишения

К сожалению, из-за чрезмерной занятости мать не могла уделить должное внимание Доре, самой младшей из своих детей, поэтому девочка в 5 лет была записана в школу, предварительно ей приписали пару лет возраста. Маленькой девочке было одиноко и неуютно среди одноклассников, которые были намного старше, эту тоску она сохранит на свою жизнь и позднее сумеет выразить в танце.

Однако по вечерам мать возвращалась домой, садилась за фортепиано и играла горячо любимым детям лучшие произведения мировой классики. С детства все дети Дункан отличались хорошим вкусом и образованностью, мать, несмотря на постоянную занятость, сумела воспитать их интеллигентными людьми.

Любовь на всю жизнь

С малых лет Айседора Дункан, фото которой представлено ниже, отличалась гибкостью, музыкальностью и пластичностью, а в возрасте всего 6 лет стала передавать свои знания и соседским детям, обучая их танцам. В 10 лет свои первые деньги будущая мировая знаменитость заработала именно своими своеобразными уроками, на которых она постоянно выдумывала новые движения. Перед одним из таких уроков произошел пожар, все наряды девочки погибли в огне, однако она не растерялась - завязав под грудью простынь, она принялась танцевать в таком свободном одеянии. Впоследствии это станет ее стилем.

Но обучение в обычной школе продвигалось с большим трудом, науки казались юной танцовщице скучными и бесполезными, она с трудом сидела за партой, ожидая окончания занятий.

Вскоре малышка впервые ощутила влюбленность, ее избранником стал молодой помощник аптекаря, ухаживания Доры были так настойчивы, что мужчине пришлось пойти на хитрость и сказать, что он помолвлен и свадьба не за горами. Этого человека девочка вскоре забудет, но танцы, вечная любовь, останутся с нею навсегда.

Серьезные перемены

В 13 лет Дора бросила школу и решила всерьез заняться танцами, для этого она попала к знаменитой в те времена Лои Фуллер, актрисе и танцовщице в стиле модерн. Эта встреча стала судьбоносной, Айседора сумела покорить свою наставницу и начала выступать с нею на равных. В возрасте 18 лет танцовщица Айседора Дункан отправляется в Чикаго, где начинает показывать свои запоминающиеся номера в ночных клубах.

Выступала молодая девушка босиком, в простом коротком хитоне на манер исполнительниц Древней Эллады, поэтому очень быстро завоевала публику, ее номера воспринимались как нечто диковинное и необычное. Она сознательно не захотела надеть пуанты и пачку, отказалась от движений классического балета в пользу своих, гибких и легких. Все это было новаторством для того времени. Айседору стали именовать танцующей босоножкой.

Никому и в голову не приходило назвать гибкую танцовщицу в легком одеянии вульгарной или непристойной, ее танец был волшебным завораживающим зрелищем. Именно в это время в личной жизни Айседоры Дункан произошли перемены, в девушку до безумия влюбился Иван Мироцкий, художник-эмигрант, который был значительно старше успешной танцовщицы. Их роман был пронизан нотками романтики, влюбленные гуляли под луной, целовались в тиши леса. И казалось, что дело идет к браку. Однако вскоре девушка узнала суровую правду - художник женат, его супруга проживает в Европе, а все это время он был несчетен с ними обеими. Этот разрыв очень сильно повлиял на Айседору, свою боль и обиду она выразила в танце.

Мировой успех

Первые выступления позволили девушке накопить достаточно денег, чтобы отправиться в настоящий гастрольный тур по Европе.

В 1904 году 27-летняя Дункан с успехом выступает в Мюнхене, Берлине, Вене и быстро завоевывает любовь публики в этих городах, а также посещает Санкт-Петербург, где находится огромное количество почитателей ее таланта.

Известно высказывание Дункан о танце:

Если мое искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства.

Несмотря на свой успех, Айседора не сумела скопить внушительную сумму денег. Все, что ей удавалось заработать, она тратила на открытие танцевальных школ.

Романы

Айседора была творческой личностью, за свою недолгую жизнь она сумела познать любовь во всех ее проявлениях, список ее возлюбленных довольно внушителен. Есть в нем и взрослые мужчины, и молодые неопытные юноши. Танцовщица жаждала любви, в которой находила вдохновение. Она всегда была влюблена. Известно, что ее отношения с актером Оскаром Бережи едва не закончились свадьбой, но избранник танцовщицы променял отношения с нею на выгодный контракт и уехал в Испанию. Дункан не везло в любви.

Следующий ее избранник, Гордон Крэг, даже стал отцом ее дочери Дейдры, но бросил танцовщицу и связал судьбу со своей старой приятельницей. Это ввергло Айседору в депрессивное состояние, она уверовала в то, что все мужчины предатели и обманщики. Далее последовали болезненные отношения с Парисом Юджином Зингером, наследником империи, специализирующейся на производстве швейных машинок, он очень настойчиво добивался ее расположения, но тоже не женился, хотя танцовщица и родила ему сына Патрика.

Трагедия

В 1913 году в жизни Айседоры произошла страшная трагедия, в автомобильной аварии погибли оба ее ребенка, до этого несколько недель женщина не находила себе места от дурного предчувствия, но не могла верно его интерпретировать. Несмотря на боль и отчаяние, мать, потерявшая самое ценное, выступила в защиту водителя, считая, что в произошедшей трагедии он был лишь пешкой в руках судьбы и ничего не мог сделать против злого рока.

От боли и отчаяния женщина вступила в связь с молодым итальянцем, от которого забеременела, но малыш умер всего через несколько дней после своего рождения.

Вот как относилась женщина к жизненным потерям:

Жизнь как маятник: чем сильнее ты страдаешь, тем безумнее затем счастье; чем глубже печаль, тем более яркой будет радость.

Любовь всей жизни

История Есенина и Айседоры Дункан началась практически сразу после этого. Русский поэт стал единственным супругом танцовщицы и самой большой и светлой любовью ее жизни. Примечательно, что Сергей был на 18 лет моложе своей избранницы и есть версия, что в Дункан взыграл материнский инстинкт, ведь живых детей на тот момент у нее не было.

Отношения были странными, влюбленные путешествовали по Европе, наслаждались страстью и были счастливы, но вскоре реальность вмешалась в их идиллию: Есенин совершенно не владел английским, а Айседора плохо говорила по-русски. За границей все воспринимали молодого поэта как "пажа" при великой Дункан, что не могло не ранить его самолюбие. Страсть утихла, на ее смену пришла боль разочарования.

Поэт вернулся в Россию, танцовщица осталась в Европе, верность друг другу они не хранили. Очень скоро жизнь Есенина трагически прервалась.

Смерть

Узнаем, как умерла Айседора Дункан. Вся ее жизнь была наполнена трагическими предзнаменованиями и предчувствиями, поэтому близкая подруга танцовщицы была уверена в том, что смерть знаменитости будет связана с автомобилями, так и произошло. Интересно, что до трагического случая, который унес ее жизнь, Айседора могла бы погибнуть в автокатастрофах много раз, но ей удавалось избегать смерти.

Это случилось 14 сентября 1927 года. Спеша на встречу с возлюбленным в Ницце, Айседора села в автомобиль, упустив из вида, что конец ее длинной шали попал под заднее колесо транспортного средства. Когда машина поехала, шаль натянулась и сломала танцовщице шею. Так нелепо окончился путь великой женщины, сумевшей навсегда вписать свое имя в мировую историю.

Рассмотрев жизненный и творческий путь Айседоры Дункан, предлагаем в завершение познакомиться с некоторыми любопытными фактами из ее жизни:

  • Принято считать, что во много благодаря ей женщины прошлого века отказались от неудобных корсетов, вызывающих проблемы со здоровьем. Танцовщица вдохновила дизайнера Поль Пуаре на создание коллекции туник и свободных платьев-рубашек.
  • Парис Юджин Зингер, один из возлюбленных Дункан, помогал ей финансово и даже взял на себя содержание одной из школ Айседоры, в Грюневельде, где искусству танца обучалось 40 детей.
  • Танцовщица была ярой противницей официального брака, полагая, что он лишает женщину свободы.
  • Получив приглашение советской власти открыть в России танцевальную школу, Айседора согласилась не раздумывая.

У нее не осталось последователей, поскольку целостной системы движений танцовщица не создала, она всегда выражала в танце то, что было у нее на душе, а это гораздо больше, чем просто па, это было само восприятие жизни. Подражать этому невозможно, поскольку восхитительный танец шел из глубины души Айседоры.