Женщины в произведениях искусства. Известные произведения искусства, посвященные детям 


На создание шедевров иногда уходят месяцы и годы. Художники вкладывают в свои проекты знания, творческие идеи и эмоции.
Оконченные полотна наполнены смыслом и, следовательно, субъективной важностью, ценность которой невозможно измерить, как минимум, до тех пор, пока они не будут проданы с аукциона по наивысшей ставке.
Работы, о которых мы поговорим сегодня, стоили немало денег, несли в себе огромное значение для искусствоведов и почитателей, однако, к несчастью, были повреждены из-за беспечного отношения или невнимательности, вандализма или банального отсутствия надлежащих условий хранения.
Если бы создатели этих предметов искусства были живы, они бы, безусловно, пришли в ужас.

1. «Пьета» (1498-99) Микеланджело
(Michelangelo - Pieta)

Мраморная скульптура, изображающая скорбящую Деву Марию с телом снятого с креста Иисуса Христа, является главной достопримечательностью собора св. Петра в Ватикане и одним из самых почитаемых произведений искусства для религиозных людей и просто для тех, кто любит и ценит классическую скульптуру. За всю 500-летнюю историю «Пьеты» наиболее значительный ущерб скульптуре был причинен в 1972 году, когда на статую напал геолог с молотком и криками «Я Иисус Христос!». Многие из осколков статуи, в том числе и кусок носа Марии, были подобраны очевидцами происшествия, но впоследствии не были возвращены в собор. В ходе длительной реставрации лицо богоматери удалось восстановить с помощью материала, взятого из других участков статуи. После реставрации «Пьета» Микеланджело Буанаротти была помещена под пуленепробиваемое стекло.


2. «Ночной дозор» (1642) Рембрандта ван Рейна
(Rembrandt van Rijn - Night Watch)

К сожалению, со временем «Ночному дозору» самому понадобилась охрана. Когда полотно выставлялось в государственном Национальном музее в Амстердаме, на него было совершено несколько покушений. В 1911 году безработный корабельный кок безуспешно пытался порезать картину ножом. В 1975 году школьный учитель оказался более успешен, разрезав полотно зигзагообразными линиями (впоследствии было установлено, что этот человек страдал умственным расстройством, а сам он вскоре покончил собой). И, хотя, картина была восстановлена, следы вандализма все еще можно обнаружить. В 1990 году один из посетителей брызнул на картину кислотой, но охранники быстро среагировали, и полотно спасли от гибели.


3. «Даная» (1636), Рембрандта ван Рейна
(Rembrandt van Rijn - Danae)

Одно из любимых полотен Рембрандта изображает героев греческой мифологии: мать Персея, Данаю, которая встречает Зевса, его отца. Полотно размерами 2,4х3 метра пострадало в 1985 году, когда сумасшедший посетитель Эрмитажа в Санкт-Петербурге (там картина хранилась с XVIII века), размахивая ножом, попытался разрезать нижнюю часть живота Данаи и бедро. Однако весь драматизм ситуации в том, что после он открыл сосуд с серной кислотой и вылил ее на картину, вследствие чего оригинальная краска начала пузыриться и сошла с холста. Понадобилось двенадцать долгих лет, чтобы восстановить картину и, к счастью, сейчас она снова выставляется.


4. «Венера с зеркалом» (1647-51) Диего Веласкеса
(Diego Velazquez - Rokeby Venus)

Веласкес был мастером в реалистичном изображении людей – это очевидно при взгляде на «Венеру с зеркалом», на которой богиня Венера возлежит на постели в соблазнительной позе, глядя в зеркало, которое держит ее сын, Купидон. В 1914 году Венера была буквально разрезана на кусочки военной суфражисткой Мэри Ричардсон (стала в дальнейшем главой женского подразделения Британского союза фашистов) после ареста ее соратницы, Эммелин Панкхруст. Женщина вошла в лондонскую Национальную галерею, невзирая на предупреждения о возможном нападении, и нанесла семь разрезов почти через всю спину Венеры. Ричардсон получила за свое злодеяние шестимесячный тюремный срок.


5. «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (1499-1500) Леонардо да Винчи
(Leonardo da Vinci - The Virgin and Child with St Anne and St John the Baptist)

Черно-белый эскиз углем и мелом, написанный да Винчи 500 лет назад, также находится в лондонской Национальной галерее. В 1987 году он оценивался в 35 миллионов долларов. Тогда мужчина попытался выстрелить в картину из обреза, намереваясь продемонстрировать свое неудовольствие «политическими, социальными и экономическими условиями в Британии». Выстрел повредил защитное стекло и стал причиной появления 6-дюймовой дыры в одеянии Богоматери. Многочисленные осколки стекла и кусочки бумаги были удалены в процессе реставрации, которая, как, впрочем, почти всегда бывает в таких случаях, так и не смогла вернуть произведению первоначальный вид.

6. «Актёр», (1904) Пабло Пикассо
(Pablo Picasso - The Actor)

Попытайтесь вспомнить о каком-либо несчастном случае из вашей жизни, который стоил вам много денег. Припоминаете? А теперь сравните свой урон с убытками, который понес музей Метрополитен в 2010 году, когда одна из посетительниц случайно упала на картину Пикассо стоимостью в 130 млн. долларов. В результате инцидента на полотне размером 1,8х2,4 метра образовался разрыв длиной в 15 см. В виду того, что это был несчастный случай, виновница инцидента наказана не была.

7. «Сон» (1923) Пабло Пикассо
(Pablo Picasso - Le Reve)

За четыре года до инцидента, произошедшего с картиной «Актёр», аналогичная участь постигла работу Пикассо «Сон», на которой была изображена любовница художника Мария-Тереза Уолтер. На тот момент картина находилась в частной коллекции владельца одного из американских казино Стива Уинна, который планировал продать «Сон» менеджеру хедж-фонда Стивену Коэну. Однако, этому не суждено было случиться. Демонстрируя картину гостям, Уинн, страдающий нарушением зрения, случайно оступился и упал на полотно, прорвав в нем 5-сантиметровую дыру, после чего решил не продавать картину. Реставрация «Сна» обошлась миллиардеру в 90,000 долларов.

8. «Фонтан» (1917), Марсель Дюшан
(Marcel Duchamp - Fountain)

Этому одаренному мастеру удавалось вкладывать внутренний смысл практически в любой объект. Моделью для «Фонтана» Дюшана выступил белый писсуар Bedfordshire, который он приобрел в 1917 году в Нью-Йорке. Первоначально велись споры о том, принадлежит ли работа к произведениям искусства, поскольку она была заявлена создателем на выставку Общества независимых художников, которая, в свою очередь, отказалась демонстрировать этот экспонат. Однако в 2006 году он уже был оценен в 3,6 млн. долларов. В том же году, работа пострадала от рук 76-летнего художника, который решил разнести ее молотком, но только отбил края. Тринадцатью годами ранее, когда экспонат выставлялся в Ниме (Франция), этот же человек помочился в него прямо на выставке. До сегодняшнего дня работа неизменно привлекает к себе интерес.

9. «Портлендская ваза» (30-20 годы до н.э) работы неизвестного мастера

Этот изысканный сосуд из стекла и камеи с изображением фигур богов и смертных был обнаружен недалеко от Рима в XVI веке, после чего в 1810 году ваза была передана на сохранение в Британский музей. Трудно поверить, что столь хрупкий предмет мог оставаться целым и невредимым в течении стольких столетий, но, тем не менее, это так. Портлендская ваза пережила другие сосуды эллинистической эпохи на 1865-1875 лет и оставалась бы невредимой и далее, если бы не печальное происшествие в 1845 году, когда сосуд был разбит вдребезги пьяным посетителем музея. Некоторые фрагменты вазы были утеряны и найдены лишь несколько лет спустя, после чего сосуд разбирался и склеивался несколько раз. Последние реставрационные работы проводились в 1988 и 1989 году, благодаря чему удалось вернуть Портлендской вазе почти первоначальный вид.

10. «Русалочка» (1913) Эдварда Эриксена
(Edvard Eriksen - The Little Mermaid)

В виду того, что статуя «Русалочка» является одной из главных достопримечательностей Копенгагена, она неоднократно и по разным причинам (чаще всего политическим) страдала от рук вандалов. В 1964 году голова статуи была спилена и украдена, после чего была изготовлена и установлена новая голова, вновь украденная спустя какое-то время. В течение последующих лет «Русалочку» лишали правой руки, подрывали динамитом и покрывали красками всевозможных цветов и оттенков. Пожалуй, «Русалочку» Эдварда Эриксена, можно назвать самым «многострадальным» произведением искусства в мире.

Самое большое влияние на культуру последующих поколений оказала античность - искусство Древней Греции и Древнего Рима с 9 - 10 веков до н. э. и по 4 век новой эры. Колыбелью античной культуры была Древняя Греция - клочок земли в Средиземноморье. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» - гигантская духовная культара, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия. Древнегреческая культура оказала решающее влияние на развитие культуры Древнего Рима, который был ее непосредственным преемником. Римская культура стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культуры. Спокойная и величественная красота античного искусства служила образцом и для более поздних времен в истории искусства. В истории древнегреческого искусства было три периода: а р х а и к а (VII - VI век до н.э.); к л а с с и к а (V -IV век до н. э.); э л л и н и з м - (III _ I век до н. э.).

Красивыми древнегреческими сооружениями были храмы. Древнейшие развалины храмов относят к эпохе архаики, когда стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали одно - два ряда колонн.

Неотъемлимой частью сооружений в Древней Греции были колонны. В эпоху архаики колонны были мощные, тяжеловесные, чуть расширенные к низу - такой стиль колонн назывался дорическим . В эпоху классики сложился стиль колонн ионический - колонны более нарядные, стройные, вверху украшены завитками - в о л ю т а м и. В эпоху эллинизма архитектура стала стремиться к пышности. Сложился коринфский стиль колонн - они стали изящными, стройными, нарядными, богато украшенными растительным орнаментом. Система колонн и перекрытий в Древней Греции была названа ордером . Каждому стилю соответствует свой ордер, имеющий свои особенности и названный, как и стиль - дорический, ионический и коринфский в искусстве Древней Греции.

Расцвет греческой архитектуры пришелся на классическую эпоху (v век до н. э.), время правления Перикла. Им были начаты грандиозные строительные работы в Афинах. Д о нас сохранились развалины самого главного сооружения Древней Греции - . Даже по этим развалинам можно себе представить, как прекрасен был в свое время Акрополь.Вверх на холм вела широкая мраморная лестница.

Акрополь был окружен многочисленными храмами, центральный из них - Парфенон, окруженный 46 колоннами. Колонны выполнены из красного и синего мрамора. Цвет колонн, легкая позолота придавали храму праздничность. Чувство пропорций, точность в расчетах, красота отделки - все это делает Парфенон безупречным произведением искусства. Даже сегодня, спустя тысячелетия, разрушенный, Парфенон производит неизгладимое впечатление. Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, который назвали храм Эрехтейон.

На одном из трех портиков храма Эрехтейон вместо колонн перекрытие здания поддерживают женские фигуры - кариатиды. Вообще множество скульптур и скульптурных композиций украшали Акрополь. В эпоху эллинизма стали меньше уделять внимания храмам, а строили открытые площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, дворцы и спортивные сооружения. Жилые дома стали 2 -х и 3 -х -этажными, с большими садами, фонтанами. Роскошь стала целью.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые до сих пор вызывают восхищение людей. В эпоху архаики скульптуры были несколько скованы, они изображали обнаженных юношей и одетых в ниспадающие складками одежды.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами. Богов изображали как обычных людей, но сильными, физически развитыми, красивыми. Часто изображали обнаженными, чтобы показать красоту тела. В Древней Греции огромное внимание уделялось физическому развитию, спорту и неотъемлимой частью этой культуры была красота человеческого тела. В эпоху классики жили такие замечательные скульпторы, как М и р о н, Ф и д и й и П о л и к л е т. Работы этих скульпторов отличались более сложными позами, выразительными жестами и движениями. Первым мастером сложной бронзовой скульптуры стал Мирон - создатель скульптуры » Д и с к о б о л «.Однако, следует отметить, что скульптуры этой эпохи выглядят немного холодными, лица равнодушные, похожие друг на друга. Скульпторы не старались выразить какие - то чувства, эмоции. Их целью было показать лишь совершенную красоту тела. Но вот в IV веке до н. э. скульптурные образы стали более мягкими и нежными. Скульпторы П р а к с и т е л ь и Л и с и п п в своих изваяниях богов придавали тепло и трепет гладкой мраморной поверхности. А скульптор С к о п а с передавал в скульптурах сильные чувства и переживания.

Позже, в эпоху эллинизма скульптура становится более пышной, с преувеличенными страстями.

Афина - одно из верховных олимпийских божеств. Она разумна и рассудительна. Она богиня неба, повелительница туч и молний, богиня плодородия. Она - воплощение государственной мудрости, величия и неисчерпаемой силы. Это статуя Афины-девы, самая прославленная работа Фидия. Афина стоит в полный рост (высота статуи около 12м), на голове богини золотой с высоким гребнем воинский шлем, плечи и грудь прикрывает золотая эгида (мифический щит, наводящий ужас на врагов) с головой Медузы. Левая рука опирается на щит, в правой Афина держит фигуру богини Нике. Строгие драпировки длинной одежды подчеркивают величавость и спокойствие фигуры.

Наша страна не погибнет вовеки, ибо хранитель такой, как благая Афина Паллада,
гордая грозным отцом, длани простерла над ней.
(Элегия Солона)

Зевс разделил господство над миром с братьями: Посейдону отведено небо, Аиду - царство мертвых, а себе Зевс оставил небо. Зевс управлял всеми небесными явлениями и прежде всего громом и молнией.

К сожалению, это реконструкция погибшей скульптуры Зевса. Статуя занимала почти все внутреннее пространство храма. Зевс сидит на троне, почти касаясь головой потолка, его высота была около 17 метров. Один из греческих поэтов, восхищенный обликом Фидиева Зевса, написал двустишие. известное по всей Элладе:

"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ

Или на небо ты сам бога узреть восходил?"

Статуя Зевса впечатляла не только величием, которое придал божеству Фидий, но и ощущением покоя, величавой мудрости и бесконечной доброты. "Царь богов и людей" сидел на великолепном, богато украшенном троне. Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя - задрапирована в роскошный плащ. В одной руке бог держал статую Нике-победы, в другой - жезл, увенчанный изображением орла - священной птицы Зевса. На голове был венок из масличных ветвей.

Статуя была выполнена в сложнейшей технике. Основа вырезалась из дерева, на те части тела. которые оставались обнаженными, накладывались тонкие пластинки полированной слоновой кости, плащ был покрыт тонким слоем чеканного золота, словно затканного изображениями лилий, звезд, животных.

Олимпия была одним из главных святилищ Греции, по преданию именно здесь Зевс одержал победу под Кроносом, в память великой победы Зевса и были учреждены Олимпийские игры, причем, согласно одной из легенд, сделал это в честь своего отца герой Геракл.

Геракл -сын Зевса, один из самых известных греческих богов. Знамениты его 12 подвигов, о которых рассказывают многие легенды и которые часто изображали в своих произведениях художники и скульпторы. Лисипп в данной скульптурной группе изображает решающий момент схватки: Геракл могучей рукой сжимает шею льва, предельно напряжены все мышцы героя, а зверь, задыхаясь, впивается в его тело. Но, хотя противники и достойны друг друга, лев, чья голова зажата зажата под мышкой у Геракла, выглядит почти смешно. Легенда утверждает, что Геракл был любимым персонажем Лисиппа, а Лисипп был придворным мастером Александра Македонского.

Посейдон - главный бог моря и мореплавания. Он живет в чертогах в морской глубине, не подчиняется никому, даже всесильному брату Зевсу. Он вызывает землетрясения, подымает и успокаивает бури, Он помогает мореходам, посылая быстрые течения и сдвигая трезубцем корабли со скал и с мели. Под властью Посейдона были все острова, побережье, гавани, где ему возводились храмы, алтари, статуи.

Персей, сын Зевса и Данаи, находит на берегу океана страшных чудовищ -Горгон. Вместо волос у них клубились змеи, вместо зубов торчали клыки, как у вепря, руки были из бронзы, а крылья из золота. Одна из горгон Медуза одним своим взглядом любого превращала в камень. Наученный богами, Персей сражался с Медузой, глядя на ее отражение в медном щите. Он отрубил ей голову. Традиционно скульптор передает красоту обнаженного тела, горделивое выражение лица Персея, победившего чудовище, отчаяние на лице горогоны.

Гермес - вестник богов, покровитель плутовства, гимнастики, путешественников и дорог, сын Зевса и Майи. Позднее он стал покровителем скотоводов и пастухов. Своим волшебным жезлом мог погружать любого в сон или пробуждать их. Со временем Гермес - вестник олимпийских богов, глашатай Зевса, покровитель послов, бог торговли и прибыли. На Олимпе Гермес пользовался всеобщей любовью, хотя очень любил придумывать богам различные проказы: похитил меч у Ареса, спрятал трезубец Посейдона, во время утреннего туалета Афродита не мргла найти свой пояс, а на голову сияющего Аполлона опрокинулся горшок пресного теста.Но эти проказы искупались тем полезным, чем служил богам и людям Гермес.

Среди самых известных произведений античности эпохи эллинизма была найденная в начале 20-го века на острове Мелос великолепная статуя богини Афродиты (ее обычно называют Венерой Милосской). Эта статуя античной богини любви и красоты значительно выше человеческого роста, ее высота - 207 см. Ее нашли без рук, среди обломков была найдена лишь ладонь, державшая яблоко. Красота Венеры до сих пор завораживает, привлекает также, как и неувядаемая прелесть Джоконды. Она наполовину обнажена, завязанный вокруг бедер покров, спускаясь на ноги мощными складками, делает ее еще более изящной, грациозной. Свою наготу женщина несет с такой изысканной простотой, с какой смертная женщина носит нарядное платье. Ее лицо величаво спокойно, безмятежно. Ученые выяснили, что статуя была создана на рубеже 2-го - 1-го веков до н.э.

Величие, запечатленное в этой мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи в гармонии и любви. Венера вызывала у многих поэтов восхищение и заставляла посвящать ей восторженные стихи.

Как много неги горделивой, в небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью, вся млея пеною морской

И всепобедной вея властью, ты смотришь в вечность пред собой.

Скульптура была найдена в конце 15-го века в садах Бельведера. Это мраморная копия оригинала. Ее высота - 2, 24 м. С тех пор, как эта статуя стала известна, и до наших дней она не перестает вызывать восторги и восхищение художников и ценителей искусства. Аполлон - бог гармонии и искусств, он убил дракона Пифона, таким его и изобразил скульптор. Рост статуи выше человеческого роста, а вся поза выражает преисполняющее его величие. Вечная весна облекает его обаятельную мужественность, соединенную с красотой юности. Небесная одухотворенность наполняет все очертания фигуры. Он преследовал Пифона, впервые употребил против него свой лук, своей могучей поступью настиг его и поразил. Его взор устремлен как бы в бесконечность, на губах презрение к врагу. Статую считают высшим идеалом искусства между всеми произведениями, сохранившимися с древности. Аполлон считался образцом классической красоты, его на протяжении столетий копировали скульпторы, воспевали поэты.

Вулканы считаются одними из самых впечатляющих и страшных природных явлений. Извержения некоторых из них, наиболее значительных, вдохновили многих деятелей искусства на создание великих произведений.

Полотно "Последний день Помпеи"

Наиболее известным произведением искусства о вулканах стала картина "Последний день Помпеи". Ее автором является Карл Брюллов. Написана она была в первой половине 19 века. Здесь художник запечатлел извержение одного из самых мощных итальянских вулканов - Везувия. Оно произошло летом 79 года н.э. Его последствием стало полное уничтожение трех близлежащих городов, которые оказались засыпаны сверху толстым слоем вулканического пепла и лавы.

Этими городами были:

  • Помпеи.
  • Геркуланум.
  • Стабии.

Самый крупный из них - Помпеи. Это был процветающий город, где жили, в основном, обеспеченные римляне. Там располагались летние имения знати и богачей.

Извержение Везувия было описано многими римскими историками. Они свидетельствуют, что из-за поднявшейся во время извержения пыли и огненного камнепада корабли не могли приблизиться к Помпеям. Поэтому жилели города просто не могли сбежать, и большинство из них погибло.

В 18 веке Помпеи были неожиданно обнаружены, начались археологические раскопки. Сегодня здесь расположен музей под открытым небом, имеющий уникальное значение. Многие предметы и дома здесь были погребены под слоем пепла в неизменном виде и дают четкое представление о жизни римлян в ту эпоху.

Прочие произведения искусства, посвященные вулканам

Помимо картины Брюллова извержениям вулканов посвящены следующие произведения искусства:

  • Стихотворение "Везувий зев открыл", автор - А.С. Пушкин.
  • Стихотворение "Вулканы", автор - Б. Ахмадулина.
  • Роман "Последний день Помпеи", автор - Эдвард Бульвер-Литтон.
  • Новелла "Аррия Марцелла", автор - Теофиль Готье.

Все они также описывают извержение Везувия и гибели города Помпеи. Прочие же подобные происшествия в искусстве практически не затрагиваются, возможно, потому, что не имели такого широкого масштаба и количества жертв.


"Не прикасайтесь к предметам искусства" - простое правило, которое принято почти в каждой галерее и музее в мире. Тем не менее, по некоторым причинам, есть некоторые люди, которые предпочитают игнорировать это правило: некоторые из-за любопытства, другие из-за желания снять "крутое" селфи. Какими бы ни были мотивы, в итоге страдают бесценные произведения искусства.

1. Статуя короля Себастьяна


24-летний гость португальской столицы Лиссабон 3 мая взобрался на 125-летнюю статую, установленную на фасаде вокзала Россио, чтобы сделать селфи. Статуя, которая изображала "короля-ребенка" Себастьяна, правившего Португалией в 16 веке, опрокинулась на землю и разбилась. Турист, который пытался бежать, был пойман полицией и в конечном итоге предстанет перед судом. Планы относительно восстановления статуи пока неизвестны.

2. Статуя Геркулеса


Геркулес мог иметь силу богов, но, к сожалению, это свойство не передалось скульптурам, которые возвели в его честь. Год назад двое туристов во время посещения дворца Лоджия Деи Милити в итальянской Кремоне повредили 300-летнюю Statua dei due Ercole (статую двух Геркулесов), когда взобрались на нее, чтобы сделать селфи. Туристы умудрились отломать кусок короны у одной из двух мраморных фигур, после чего им предъявили обвинения в вандализме.

3. Вазы династии Цин

Правило номер один для посещения любого места, где есть бесценные произведения искусства: всегда нужно завязывать шнурки. В феврале 2006 года Ник Флинн поднимался по лестнице внутри музее Фицуильяма в английском Кембридже, когда внезапно наступил на свой развязавшийся шнурок и потерял равновесие. Непроизвольно взмахнув руками и попытавшись ухватиться за что-то (а перил на лестнице не было), он зацепил три вазы династии Цин 1600 – 1700 годов.

Флинн остался невредимым, но вазы стоимостью около £ 500 000 разлетелись на мелкие кусочки. Флинн, которому пожизненно запретили вход в музей, назвал это происшествие обычным несчастным случаем. В итоге вазы сумели в августе 2006 года склеить из 113 частей, на которые они разбились.

4. Се человек

Может быть, самым известной и веселой попыткой "восстановления" предмета искусства в истории была попытка 80-летней прихожанки Сесилии Хименес реставрировать фреску начала XX века на евангелический сюжет "Ecce Homo" ("Се человек"), которая находилась в Храме Милосердия в испанском городе Борха. В итоге ее работа была признана худшей реставрацией в истории и стала знаменита на весь Интернет под названием "Пушистый Иисус".

Это неудивительно, поскольку изображение на фреске стало похожим не на оригинал, а на какую-то пушистую обезьяну. Хотя церковь изначально планировала нанять профессиональных художественных реставраторов, чтобы исправить фреску, к 2014 году они передумали. Работа Хименес стала главной туристической достопримечательностью, в результате чего 150 000 посетителей со всего мира приезжают в Борху, чтобы за $ 1,25 посмотреть на необычную фреску.

5. Статуя Девы Марии


В 2013 году американский турист из Миссури посетил с экскурсией Музей Опера дель Дуомо во Флоренции, Италия. Там он подошел к 600-летней статуе Девы Марии работы Джованни д’Амброджио и зачем-то попытался сравнить ее мизинец со своим собственным. В итоге палец скульптуры отломился, но к счастью он оказался гипсовым.

6. Пьяный сатир


Хорошей новостью является то, что данная статуя в Милане, которая потеряла свою левую ногу из-за неизвестных энтузиастов селфи в 2014 году, была всего-лишь точной копией другой статуи, которая датируется 220-м годом до нашей эры. Плохая новость заключается в том, что реплика была очень ценной и довольно старинной (работа 1800-х годов).

Камеры видеонаблюдения в этой секции миланской Академии изящных искусств Брера не были установлены, но свидетели видели, как студент-турист забрался на статую и сел на ее колено, чтобы сделать снимок. Студент явно не понимал, что копия статуи сделана из терракота и гипса и была собрана по кускам, поэтому нога отвалилась и разбилась.

7. Картина "Актер" Пикассо


Почти 2-метровую картину "Актер" Пикассо довольно трудно пропустить мимо внимания. Но одна из посетительниц Метрополитен-музея в Нью - Йорке в январе 2010 года слишком буквально восприняла это утверждение. Она во время экскурсии потеряла равновесие и упала на картину, сделав в произведении искусства 1904 года 15-сантиметровую дыру. Процесс реставрации занял три месяца.

Некоторые всемирно известные предметы искусства таят в себе секреты, разгадать которые не удалось пока даже современным учёным. В нашем обзоре десять произведений искусства с таинственной историей, что, впрочем, делает их ещё более притягательными.

Девушка с жемчужной сережкой

Несмотря на все теории, никто не знает, кого именно изобразил Ян Вермеер в 1665 году на знаменитой картине «Девушка с жемчужной сережкой». Она выглядит так, будто не имеет ни малейшего понятия, что ее рисуют. Одни говорили, что это дочь Вермеера, другие, что это его любовница., а третьи заявляли, что это придуманный образ, и в реальной жизни она никогда не существовала. Единственное, что можно утверждать точно, что на девушке очень недешевое украшение. Остается загадкой и личность самого Вермеера. О его жизни известно очень мало. Пожалуй, лишь то, что Ян всегда жил в городе Делфт и у него было 15 детей.

Две картины в одной

При восстановлении шедевра Роберта Рида, американского импрессиониста 20-го века, реставратор Барри Бауман был поражен, обнаружив, что под слоем краски реставрируемой картины скрывается другое полотно. Эта скрытая картина, получившая название «В саду», изображала молодую женщину. Она сидела за столом на открытом воздухе и что-то читала, потягивая чай. Многие художники рисуют поверх части картины, но Рид по абсолютно неизвестным мотивам сделал вторую картину поверх полностью законченной первой. Все, что известно о Риде, - он был заядлым игроком и умер до Великой Депрессии в Америке.

Любовь и предательство Уолли Нойзель

В начале 1900-х годов Уолли Нойзель была таинственной музой австрийского художника Эгона Шиле. Она появилась в нескольких его картинах (в том числе эротических) и, как считается, была его любовницей. Нойзель была родом из бедной семьи в австрийском Таттендорфе и встретила Шиле, когда ей было всего 16 лет. Со временем их отношения переросли в сугубо профессиональные. Шиле внезапно бросил Нойзель в 1915 году, чтобы жениться на более респектабельной женщине.

Скрытое оружие Давида

До сих пор идут споры нет ли у статуи Давида работы Микеланджело скрытого оружия в правой руке. Некоторые предполагают, что Давид держит в руке скрытый фустибал (метательное оружие, которое представляло из себя пращу, прикрепленную к палке, позволяющее бросать камни на расстояние до 180 метров). Согласно Библии, у Давида была только праща и пять камней, когда он вышел на поединок с Голиафом. С момента создания скульптуры Микеланджело все думали, что в руке у Давида именно праща. Но некоторые исследователи сегодня утверждают, что ремни пращи присоединены к чему-то находящемуся в руке Давида, что вполне может быть рукоятью от фустибала.

Статуя Иисуса с настоящими зубами

В маленьком мексиканском городке было случайно обнаружено, что у 300-летней статуи Иисуса настоящие человеческие зубы с корнями. Никто не знает, откуда взялись эти зубы, поскольку в религиозных традициях прежних времен было принято вырезать волосы и зубы у статуй из костей животных. Созданную в 18-м веке статую Христа собирались реставрировать, перед чем ее просветили рентгеном. Реставраторы были шокированы, обнаружив на рентгеновских снимках прекрасно сохранившиеся человеческие зубы.

Изображение мужчины под портретом гладильщицы

Благодаря использованию инфракрасной камеры во время реставрации, под портретом «Гладильщица» (Пабло Пикассо, 1906 год) была обнаружена совершенно другая картина. На этой второй картине было перевернутое изображение человека с усами. Ученым до сих пор неизвестно, кто был этим человеком и нарисовал ли его именно Пикассо. Выдвигались разные версии - от автопортрета до того, что это знакомый художника.

Учеба при свечах

Вокруг картины «Учеба при свечах» до сих пор ведутся споры - принадлежит ли она кисти Винсента Ван Гога, или же она является подделкой, как утверждает его племянник. Картина выглядит как автопортрет Ван Гога, но ее нижняя треть не завершена, а также содержит странное изображение, похожее на актера японского кабуки. Это изображение в нижней части автопортрета было дорисовано чернилами, а не красками. Картина была впервые приобретена Уильямом Гетцом, руководителем Universal Pictures в 1948 году. На то время была заверена подлинность работы. Но позже племянник Ван Гога объявил «Учебу при свечах» подделкой.

Пропавшая балерина

Никто не знает, каким образом пропала картина балерины «Dancer Making Points» Эдгара Дега из квартиры ее бывшего владельца, миллионерши-затворницы Хьюгетт Кларк. Но когда эта картина появилась в доме Генри Блоха, коллекционера произведений искусства и соучредителя H & R Block, Кларк подала заявление в ФБР, утверждая, что картина принадлежит ей. Хотя Кларк никогда не заявляла о пропаже картины, а Блох утверждал, что приобрел ее законно, картина была возвращена Хьюгетт Кларк. После этого адвокат миллионерши сразу же передал картину Музею искусств Нельсон-Аткинс. Кларк получила изрядную компенсацию, в Блоху было разрешено повесить картину в своем доме до момента его смерти, после чего картина должна быть вновь передана музею.

Ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер

В 1990 году произошло самое большое ограбление в мире в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Два преступника, переодетых полицейскими, похитили картины Эдгара Дега, Рембрандта и Яна Вермеера общей стоимостью почти 500 миллионов долларов. За 25 лет следователи сотрудничали с десятками людей, которые якобы выступали от имени информаторов, имеющих данные о похищении. Но каждый раз дело заходило в тупик. Сейчас вознаграждение за информацию, которая приведет к возврату картин, составляет уже целых 5 миллионов долларов. Но ни одна из картин так никогда не была найдена.

Другая Мона Лиза

Многие люди считают, что существует только одна «Мона Лиза» - знаменитая картина в Лувре. На самом деле существует еще один портрет в музее Прадо в Мадриде, который был написан или самим да Винчи или одним из его учеников. При этом картина не является копией той, которая размещена в Лувре. Интересно, что вторая картина имеет немного другую перспективу, которая может создать 3-D эффект. Также мало кто знает, что существует еще одно изображение той же женщины авторства Леонардо да Винчи - картина «Айзелуортская Мона Лиза», которая некоторыми экспертами признается самой ранней версией полотна.