Валентин катаев биография для детей. Валентин катаев. "Белеет парус одинокий", отрывок, читает В.П. Катаев

Катаев Валентин Петрович родился 28 января (по новому стилю) 1897 года в Одессе в семье учителя. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал еще гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне.

В 1919 Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.

С 1922 жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок» (с 1923), печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне («Опыт Кранца», 1919; «Золотое перо», 1920; «Записки о Гражданской войне», 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции («Остров Эрендорф» , «Повелитель железа» , оба 1924) .

Катаев был увлечен экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи - загадочный оксфордский студент сэр Генри, черт в темном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Э. Т. А. Гофмане и Э. По («Сэр Генри и черт», 1920; «Железное кольцо», 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казенными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстает безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.

Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа - инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко - видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.

В повести «Белеет парус одинокий» (1936) , главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего - суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг.

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи - бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.
Катаев о Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса «День отдыха» (1947).
Катаев и журнал «Юность»

В 1957-1962, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В цикле мемуарных произведений Катаева (повести «Святой колодец», 1965; «Трава забвения», 1967; «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», 1972; «Алмазный мой венец», 1975; «Сухой Лиман», 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открылись новые грани таланта писателя: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.

В повести «Уже написан Вертер» (1979) Катаев показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

В «Юношеском романе» (1982) Катаев рассказал историю, похожую на старинный романс: о любви молодого солдата Пчелкина к генеральской дочке. Это роман в письмах, строительным материалом которого стали архивные находки.
Последние годы жизни Катаева

Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.

Валентин Петрович Катаев (1897 - 1986) - русский советский писатель, драматург, поэт.
Родился 16 января (28 по н. с.) 1897 г. в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии. Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.
С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале "Весь мир".
Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его прозаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Время, вперёд!» (Маяковский), «Уже написан Вертер» (Пастернак). В конце жизни Катаев собрал все свои сохранившиеся стихотворения и переписал от руки в семь блокнотов. Ни одного стихотворного сборника у Катаева никогда не вышло.
С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917.
Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина . В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агитплакатов, частушки, лозунги, листовки. В 1921 был отправлен для налаживания аналогичной работы в Харьков.
В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах "Гудок", "Труд", "Рабочая газета", не оставляя работы над художественной прозой. В 1925 опубликовал повесть "Растратчики", замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию "Квадратура круга", тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра.
В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику "Время, вперед!", ставшую важной вехой в его творчестве.
В 1936 публикует роман "Белеет парус одинокий"; много работает для "Правды": пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть "Я сын трудового народа".
Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом "Правды" и "Красной звезды", где печатались его очерки с фронта. В этот период были написаны рассказы "Третий танк", "Флаг", повести "Жена", "Сын полка", пьесы "Отчий дом", "Синий платочек".
В 1949 вышел роман "За власть Советов". В 1955 был создан журнал "Юность", главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман "Хуторок в степи".
В 1960-е написаны "Трава забвения", "Святой колодец", "Кубик". В 1978 - "Алмазный мой венец", в 1980 - "Уже написан Вертер".
Умер В. Катаев в 1986 в Москве.

Что касается Катаева, то тут случай совсем другой. Понимаете, падение ведь только тогда как-то влияет на качество текста, когда оно отрефлексировано. У него была простая позиция: он должен выжить, выжить и кормить семью, и спасти талант, и писать, поэтому множество мелких личных предательств (известно, что он перед Зощенко на коленях стоял и молил о прощении) не воспринималось им как недопустимая плата за выживание, это была плата допустимая. К тому же он побывал очень рано на войне, ещё в 1914 году вольноопределяющимся, понюхал там фосгена и всю жизнь кашлял из-за этого; побывал и на фронтах Гражданской войны в агитпоезде. Он знал, что такое смерть. Побывал под бомбёжкой в 40-е, по-моему, в 1942 году, и тоже чуть не погиб там, сжимаясь в землю (в «Кладбище в Скулянах» об этом подробно написано). Он знал, что такое смерть. И знал, что жизнь очень драгоценна, и с нею не шутил.
К тому же, больших подлостей того масштаба, не знаю, как за Лесючевским (доносчиком) или как за Зелинским, зарезавшим книгу Цветаевой, - такого за ним нет. Он помогал Мандельштаму, в том числе деньгами, он вывел очень многих замечательных авторов на сцену, когда он редактировал «Юность». Я бы не назвал Катаева человеком аморальным.
Причины его творческого взлёта, который начался с 1957 года, с повести «Маленькая железная дверь в стене», довольно просты: он не то чтобы вернулся к своей авангардной юности, но он почувствовал ужас старости, а это может быть очень сильным стимулом. Ведь весь Катаев - это эксперименты со временем, это ужас стремительно проходящего времени, это попытки его удержать с помощью слова, создать реальность бессмертную, более убедительную, чем реальность физическая, физически ощутимая. Это эксперимент с пластикой, с художественным временем, с длиной фразы (помните, в «Кубике» есть предложение страницы на две), прустовские попытки. И, конечно, это попытка вернуть время начала 20-х - лучшее время его молодости, - таких персонажей, как Ингулов, который хотя и был главой одесской ЧК, насколько я помню, но и был замечательным фельетонистом и вообще человеком интересным. Попытка разобраться в том, что это всё-таки было, переписать свой старый рассказ «Отец», назвав его «Уже написан Вертер». Попытка разобраться в гениальном поколении, которое дало всю одесскую, южную школу.
Я Катаева очень люблю. И неслучайно, скажем, то, что Ирка Лукьянова сейчас дописывает книгу о нём. Неслучайно потому, что нас очень сближает любовь к этому автору и горячее сострадание к нему. Мы вместе ходили по одесским местам его молодости, вместе работали в литературном музее в Одессе. Мне Катаев очень симпатичен, и симпатичен именно своим ужасом перед временем, бунинским ужасом. Он настоящий ученик Бунина, и очень хороший ученик.
У него есть фальшивые ноты в книгах, но я ничего не знаю лучше, чем «Трава забвения». Я всегда плачу над этой книгой. И потом, я не забываю о том, что огромное количество забытых стихов (Нарбут, Кесельман) вошли в нашу жизнь благодаря Катаеву. Это он, цитируя их (причём цитируя в строчку, потому что «стихи для меня, - он говорит, - имеют протяжённость во времени, а не только в пространстве»), этими своими цитатами вернул в обиход огромное количество авторов. Я очень люблю «Разбитую жизнь, или Волшебный рог Оберона», но больше всего - конечно, «Траву забвения», которая для меня одна из самых важных книг…

Валентин Петрович Катаев (1897 – 1986) – советский писатель, известный своими работами в журналистике, прозе, поэзии, драматургии. Имеет звание Героя Социалистического Труда.

Детство

Будущий писатель родился 28 января в Одессе. Его семья была интеллигентной и очень образованной. Отец происходил из семьи священника, получил прекрасное образование и в дальнейшем преподавал в нескольких местных училищах. Мать происходила из древнего казацкого рода, была дочерью высокопоставленного генерала.

Спустя шесть лет у Валентина появился младший братик. Но вскоре случилось несчастье: мать заболела воспалением легких и умерла. К счастью, заботу о детях взяла на себя ее сестра, которая очень их любила и во многом сумела заменить мальчикам утерянного родного человека.

В доме Катаевых всегда царил культ книги. Одним из самых любимых способов времяпрепровождения семьи были ежевечерние чтения вслух. Наличие в доме огромной библиотеки открывало подрастающим мальчикам пути во множество миров, заключенных на страницах десятков и сотен томов.

Первые свои стихи Валентин написал в десять лет. По его собственным воспоминаниям, он постоянно пребывал в творческом возбуждении, пытался выплеснуть на бумагу мысли и чувства, которые теснились в голове. Со свойственной детству убежденностью в собственной уникальности маленький Катаев ни секунды не сомневался, что его творения достойны того, чтобы быть прочитанными широкой публикой. Поэтому практически с каждым стихотворением он отправлялся в поход по всем имеющимся в городе редакциям. Творения у ребенка принимали, но не печатали.

Однажды один из редакторов, видящий, что у мальчика есть талант, которому необходима шлифовка, посоветовал отправить стихи не в газету, а какому-нибудь писателю, который смог бы дать ему советы и направить по верному пути. Так Катаев познакомился с Александром Федоровым, взявшим его под свое крыло. Именно он впервые открыл мальчику творчество Бунина, от которого тот пришел в неподдельный восторг.

Очень скоро Валентин встретился со своим кумиром лично. Бунин оценил талант своего поклонника и согласился учить его. Именно он привил ему замечательную привычку каждый день заниматься творчеством, даже если совершенно нет желания это делать.

Первая мировая

Первая мировая война ворвалась в жизнь молодого Катаева настоящим разрушительным ураганом. На момент отправки на фронт он еще учился в гимназии и был страстно влюблен в свою соседку Ирину Алексину. Именно с ней он переписывался в годы сражений и получал моральную поддержку, в которой так нуждалась его юная душа,попавшая в настоящий ад.

Все годы, проведенные в окопах и переходах, Катаев не переставал писать. Творчество было той важной ниточкой, которая связывала его с нормальным миром, в котором не было массовых смертей и разрывающихся снарядов. Писатель был дважды ранен и получил множество наград, одной из которых было дворянское звание.

Но самым главным итогом войны для Катаева стали его произведения, написанные как в тяжелые годы, так и последующие, на которых явственно ощущался отпечаток кровавых событий.

После революции

Одесса после революции напоминала растревоженный улей, который не просто не мог наладить внутренний порядок, но еще и постоянно переходил из рук в руки. Люди попросту не понимали, на каком свете они находятся, кто им сегодня друг, кто враг, а кто придет им на смену завтра.

Катаев был членом литературного объединения «Зеленая лампа», но в те годы ему редко удавалось получать удовольствие от собственного творчества и общения с талантливыми коллегами. Вместо этого он принимал участие в непрекращающихся боевых действиях.

В 1920 году Катаев с сыпным тифом был отправлен в госпиталь, а затем вернулся домой в Одессу. На то время в городе уже господствовала советская власть. С ее точки зрения молодой человек выглядел очень неблагонадежным, поэтому его заключили под стражу. К счастью, его не расстреляли сходу, как это случалось сплошь и рядом. А потом помог случай. Один из чекистов признал в нем талантливого поэта. Так Катаев оказался на свободе и теперь уже в составе Красной армии. Спустя некоторое время его отозвали обратно в город и направили на работу в одну из местных газет.

Вскоре Катаев оказался в Харькове, а затем отправился в Москву, поскольку именно там видел много возможностей для своего творческого развития.

Москва

В столице Катаев полностью посвятил себя литературе. Он написал несколько пьес, которые были поставлены на сцене и имели успех у зрителей.

В 1931 году уже достаточно известный писатель женился на девушке, которая была младше его на целых 16 лет. Звали ее Эстер Бреннер. Восемнадцатилетняя красавица покорила его не только своей внешностью, но и образованностью, способностью тонко чувствовать и, конечно же, тем восхищением, которое читалось в ее глазах при взгляде на мужа.

Великая Отечественная

Годы Второй мировой Катаев снова провел на полях сражений. На этот раз он был военным корреспондентом.

Именно под влиянием этих событий и знакомств была написана повесть «Сын полка», за которую писатель получил «Сталинскую премию».

Мирная жизнь

В послевоенные годы Катаев продолжал сотрудничать со многими печатными изданиями. В частности, настоящим его детищем стал знаменитый журнал «Юность», главным редактором которого он был на протяжении 20 лет.

В 1978 году Катаев написал книгу «Алмазный мой венец». Это были своеобразные воспоминания, большинство участников которых предстали под вымышленными прозвищами. Это позволило писателю вывести множество образов, не подвергаясь при этом репрессиям, которых Катаеву всю жизнь удавалось счастливо избегать, несмотря на то, что, казалось, он делал все, чтобы сгинуть в сибирских лагерях. Ничего не боящийся писатель, рубящий правду-матку и сыплющий направо и налево ехидные шуточки, почему-то не раздражал советскую власть, обычно не терпящую подобное поведение.

Можно предположить, что это стало возможным благодаря огромным заслугам писателя, создавшего множество повестей, романов, стихов, пьес и сценариев для кинофильмов.

Умер Катаев 12 апреля 1986 года. Последний приют прославленный писатель обрел на Новодевьичем кладбище.

Катаев Валентин Петрович - очень популярный, особенно в советские годы, писатель, журналист, драматург, прозаик, поэт и сценарист. В 1974 году за свои многолетние литературные труды был удостоен звания Героя Социалистического Труда. По его произведениям было создано много театральных постановок, художественных и документальных фильмов и мультфильмов. Творчество Валентина Катаева стало своевременным и незаменимым, оно несло то самое необходимое нравственное воспитание, заряд доброты и человечности.

Немного о родословной

Начать биографию этого известного писателя нужно с его удивительной родословной. А в ней можно найти много интересного.

Его дед по отцовской линии - Катаев Василий Алексеевич (1819 г.р.) - был сыном священника и пошел по его стопам, сначала он закончил Вятскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, пока в итоге не стал протоиереем Вятского кафедрального собора.

Отец Валентина Петровича - Катаев Петр Васильевич - был очень образованным человеком, закончившим духовную семинарию, затем Новороссийский университет историко-филологического факультета и в итоге стал преподавателем юнкеров Одесского епархиального училища.

Мать - Бачей Евгения Ивановна - была дочерью генерала из полтавской мелкопоместной семьи.

У писателя был и младший брат - Евгений Катаев (псевдоним Петров от имени отца), который тоже в последствии стал известным писателем. Кстати, Евгений - это тот самый Петров, который в соавторстве с Ильфом написал свои знаменитые произведения «12 стульев» и «Золотой теленок».

Валентин Катаев: биография

В.П. Катаев родился в Одессе в 1897 году, 16 января. Его родители были у которой родилось двое одаренных детей (в будущем писатели Валентин и Евгений). После рождения второго ребенка Евгения Ивановна заболела воспалением легких и умерла. Воспитанием и заботой детей занялась ее сестра, которая и заменила им родную мать.

В их семье была необыкновенно большая библиотека, наполненная классической, исторической, справочной и энциклопедической литературой, которую так обожал Валентин Катаев. Биография его указывает на то, что родители читали эти книги своим детям вслух.

Первые труды

Любовь к классической литературе была привита детям с самого детства. Сам Катаев позже вспоминал, что уже тогда он чувствовал, что станет писателем.

Первое его стихотворение «Осень» вышло в печати «Одесского вестника» в 1910 году. За два года потом было опубликовано еще 25 стихотворений.

В 1912 году в этой же газете начинают публиковаться первые юмористические рассказы. И в это же время выходят отдельным изданием два объемных рассказа - «Темная личность» и «Пробуждение». В первом была сатира на А. Куприна, М. Корнфельда, А. Аверченко, а во втором сюжет рассказывал о любви молодого человека, который отказался ради нее от революционного движения.

Дружба

До начала Первой мировой писатель Валентин Катаев познакомился со своими литературными учителями И.А. Буниным и А.М. Федоровым. Чуть позже завязывается дружба с молодыми одесскими писателями и Юрием Олешей.

Он имел неоконченное гимназическое образование из-за участия в Первой мировой и гражданских войнах, а затем и в Белом движении.

В 1915 году ушел добровольцем в армию Валентин Катаев. Биография имеет данные, что служил он в звании прапорщика, дважды был ранен и получил отравление газами.

Летом 1917 года писатель после ранения на румынском фронте оказался в госпитале Одессы. Его наградили двумя и орденом Св. Анны IV «За храбрость». С первым офицерским званием за личные заслуги он получил не передающийся по наследству титул дворянина.

Творчество

На войне Катаев в свободное время пишет рассказы и очерки, посвященные фронтовой жизни. В журнале «Весь мир» в 1915 году впервые на страницах столичного издательства публикуется его рассказ «Немчик».

Главным и единственным своим учителем Катаев считал Ивана Бунина, с которым его познакомил в Одессе писатель-самоучка

Гражданская

После одесского госпиталя в 1918 году Катаев попадает на службу в войска гетмана П. Скоропадского, а после его предательства и бегства в Берлин уходит в добровольческую армию в звании подпоручика. Потом он служил артиллеристом на бронепоезде «Новороссия», воевал против петлюровцев в Виннице и красных - в Бердичеве.

До начала отступления в 1920 году в Жмеринке он заболевает тифом, и его опять ждет одесский госпиталь, а потом родные, еще больного и слабого, забирают его домой. После своего излечения он стал подпольщиком офицерского заговора против П.Н. Врангеля. В скором времени его и брата Евгения арестовали и продержали в тюрьме до сентября 1920 года, потом их отпустили, остальных заговорщиков расстреляли той же осенью.

Москва

В 1921 году он работает в харьковском издательстве вместе с Юрием Олешей и снимает с ним квартиру. В 1922 году Катаев переезжает в столицу и начинает работать в газете «Гудок», все его статьи того времени носили юмористический и сатирический характер, он подписывался псевдонимами Митрофан Горчица, Старик Саббакин, Ол. Твист.

Когда в 1938 году был арестован поэт О. Мандельштам, творения которого были восприняты советской властью как клеветнические и похабные, Катаев помогал его семье деньгами.

Военное время

На войну с фашистскими-захватчиками Катаев отправился уже в качестве В это время он писал рассказы, очерки, публицистические статьи. Одним из ярких произведений тех лет стал рассказ «Отче наш».

Перед Великой Победой он напишет свою известную повесть «Сын полка» и в 1946 году получит за нее Государственную премию.

После войны Катаев стал страдать многодневными запоями, что чуть не привело его к разводу с его женой Валентиной Серовой. Но он вовремя одумался, взял себя в руки и бросил пить.

Валентин Катаев: книги

В период с 1955 по 1961 год Катаев основывает журнал «Юность» и становится его главным редактором. Здесь он опирается на работу еще неизвестных молодых, однако очень перспективных поэтов и прозаиков, так называемых шестидесятников.

Очень легким, простым и понятным языком пишет свои произведения Валентин Катаев, книги его становятся очень популярными. Первый успех ему принесла повесть «Растратчики» (1926 г.), потом последовали «Квадратура круга» (1928 г.), «Время, вперед!» (1932 г.). Следует также отметить повести «Святой колодец» (1965 г.), «Трава забвения» (1967 г.), «Алмазный мой венец» (1975 г.), «Сухой лиман» (1986 г) и т.д.

Также много создал произведений Валентин Катаев для детей и юношества, здесь он показал новые грани своего творчества. В начале 40-х он начинает печатать свои сказки «Дудочка и кувшинчик», «Голубок», «Цветик-Семицветик». А в 1945 выходят сказки «Жемчужинка» и «Пень», в которых очень тонко он обсуждает нравственные вопросы.

Очень бережно и деликатно подводит ребенка к правильным выводам Валентин Катаев. Биография его главным образом всегда была связанна с творчеством. В 1926 году он приступает к созданию тетралогии «Волны Черного моря», куда вошли повести «Белеет парус одинокий» (1936 г.), «Катакомбы» (1951 г.), «Хуторок в степи» (1956 г.), «Зимний ветер» (1960 г.).

После Катаева хотели поставить главным редактором «Литературной газеты», но что-то там не сложилось. Потом в 1966 году он в числе 25 деятелей культуры подписал письмо Л.И. Брежневу - тогдашнему против реабилитации Сталина.

В 1979 году в «Новом мире» вышла повесть «Уже написан Вертер», где он открыл тайну своего участия в Белом движении и ареста. Эта история в обществе вызвала большой резонанс. Писателю в то время было уже 83 года.

В конце жизни Катаев Валентин Петрович перенес операцию, ему удалили раковую опухоль. На 90-м году жизни, 12 апреля 1986 года, писателя не стало. Его могила находится на