В чем видит счастье гриша добросклонов. Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Школьные сочинения). Все характеристики по алфавиту

Жизненный опыт и творчество А. И. Куприна чрезвычайно тесно связаны друг с другом. В книгах писателя важное место занимает автобиографический элемент. Большей частью автор писал о том, что видел собственными глазами, пережил душой, но не как наблюдатель, а как непосредственный участник жизненных драм и комедий. Пережитое и увиденное по-разному трансформировалось в творчестве – это были и беглые зарисовки, и точное описание конкретных ситуаций, и глубокий социально-психологический анализ.

В начале своей литературной деятельности классик много внимания уделял бытовому колориту. Но уже и тогда проявлял склонность к социальному анализу. В его занимательной книге «Киевские типы» есть не только живописная бытовая экзотика, но и намёк на всероссийскую социальную среду. В то же время Куприн не углубляется в психологию людей. Лишь по прошествии лет он начал тщательно и скрупулёзно изучать разнообразный человеческий материал.

Особенно это ярко проявилось в такой теме его творчества, как армейская среда. Именно с армией связано первое реалистическое произведение писателя – рассказ «Дознание» (1894). В нём он описал тип человека, страдающего при виде несправедливости, но духовно неприкаянного, лишённого волевых качеств и неспособного бороться со злом. И такой нерешительный правдоискатель начинает сопровождать всё творчество Куприна.

Армейские рассказы примечательны верой писателя в русского солдата. Она делает такие произведения как «Прапорщик армейский», «Ночная смена», «Ночлег» по-настоящему одухотворёнными. Куприн показывает солдата как неунывающего, с грубоватым, но здоровым юмором, умного, наблюдательного, склонного к самобытному философствованию.

Завершающим этапом творческих исканий на раннем этапе литературной деятельности стала повесть «Молох» (1896), принёсшая настоящую известность молодому писателю. В этой повести в центре действия находится человек гуманный, добрый, впечатлительный, размышляющий о жизни. Само же общество показано в виде переходной формации, то есть такой, в которой назревают перемены, неясные не только действующим лицам, но и автору.

Большое место в творчестве А. И. Куприна занимала любовь. Писателя даже можно назвать певцом любви. Примером тому служит рассказ «На разъезде» (1894). Начало рассказа не предвещает ничего возвышенного. Поезд, купе, супружеская чета – пожилой скучный чиновник, его молодая красивая жена и случайно оказавшийся с ними молодой художник. Он заинтересовывается женой чиновника, а она заинтересовывается им.

На первый взгляд, история банального романа и супружеской измены. Но нет, мастерство писателя тривиальную завязку превращает в серьёзную тему. В рассказе показано, как случайная встреча озаряет жизнь двух хороших, с честными душами людей. Куприн так психологически выверено построил маленькое произведение, что сумел сказать в нём очень многое.

Но самым замечательным произведением, посвящённым теме любви, является повесть «Олеся». Её можно назвать лесной сказкой, нарисованной с достоверностью и точностью деталей, присущих реалистическому искусству. Сама девушка – натура цельная, серьёзная, глубокая, в ней много искренности и непосредственности. А герой повести – обычный человек с аморфным характером. Но под влиянием загадочной лесной девушки он светлеет душой и, кажется, готов стать благородной и цельной личностью.

Творчество А. И. Куприна передаёт не только конкретное, бытовое, зримое, но и поднимается до символики, подразумевающей сам дух тех или иных явлений. Таковым, например, является рассказ «Болото». Общий колорит рассказа тяжёлый и мрачный, похожий на тот болотный туман, в котором и происходит действие. В этом почти бессюжетном произведении показано медленное умирание крестьянской семьи в лесной сторожке.

Художественные средства, используемые классиком, таковы, что возникает ощущение гибельного кошмара. А сам образ лесного, тёмного и зловещего болота приобретает расширенный смысл, создаёт впечатление какой-то ненормальной болотной жизни, тлеющей в угрюмых уголках огромной страны.

В 1905 году была напечатана повесть «Поединок», в котором приёмы психологического анализа указывают на связь Куприна с традициями русской классики XIX века. В этом произведении писатель показал себя первоклассным мастером слова. Он лишний раз доказал своё умение постигать диалектику души и мысли, художественно рисовать типичные характеры и типичные обстоятельства.

Следует также сказать несколько слов о рассказе «Штабс-капитан Рыбников». До Куприна никто в русской и зарубежной литературе не создавал такого психологического детектива. Увлекательность рассказа заключается в живописном двухплановом образе Рыбникова и психологической дуэли между ним и журналистом Щавинским, а также в трагедийной развязке, наступающей при необычных обстоятельствах.

Поэзией труда и ароматом моря овеяны рассказы «Листригоны», повествующие о балаклавских рыбаках-греках. В этом цикле классик показал во всей своей красоте оригинальный уголок Российской империи. В рассказах конкретность описаний соединяется со своеобразной эпичностью и простодушной сказочностью.

В 1908 году появилась повесть «Суламифь», которую назвали гимном женской красоте и молодости. Это поэма в прозе, соединяющая в себе чувственность и одухотворённость. В поэме много смелого, дерзкого, откровенного, но нет фальши. Произведение рассказывает о поэтической любви царя и простой девушки, завершающейся трагически. Суламифь становится жертвой тёмных сил. Меч убийцы сражает её, но ему не по силам уничтожить память о ней и о её любви.

Надо сказать, что классик всегда относился с интересом к «маленьким», «простым людям». Такого человека он сделал героем в рассказе «Гранатовый браслет» (1911). Смысл этого блестящего рассказа заключается в том, что любовь сильна, как смерть. Своеобразность произведения заключается в постепенном и почти незаметном нарастании трагической темы. А ещё присутствует некая шекспировская нота. Она пробивается сквозь причуды смешного чиновника и покоряет читателя.

По-своему интересен рассказ «Чёрная молния» (1912). В нём творчество А. И. Куприна открывается с ещё одной стороны. В данном произведении изображена провинциальная захолустная Россия с её апатией и невежеством. Но также показаны те духовные силы, которые таятся в провинциальных городах и время от времени дают о себе знать.

В годы Первой мировой войны из-под пера классика вышло такое произведение как «Фиалки», воспевающее весеннюю пору в жизни человека. А продолжением стал социальный критицизм, воплощённый в рассказе «Канталупы». В нём писатель рисует образ хитрого дельца и лицемера, наживающегося на военных поставках.

Ещё до войны Куприн начал работать над мощным и глубоким социальным полотном, которое назвал мрачно и кратко – «Яма». Первая часть данной повести была опубликована в 1909 году, а в 1915 году публикация «Ямы» была закончена. В произведении были созданы правдивые образы женщин, оказавшихся на дне жизни. Классик мастерски изобразил индивидуальные черты характеров и мрачные закоулки большого города.

Оказавшись в эмиграции после Октябрьского переворота и Гражданской войны, Куприн начал писать о старой России, как об удивительном прошлом, которое всегда радовало и веселило его. Главная суть его произведений этого периода заключалась в раскрытии внутреннего мира своих героев. При этом писатель часто обращался к воспоминаниям своей юности. Так появился роман «Юнкера», который внёс заметный вклад в русскую прозу.

Классик описывает верноподданнические настроения будущих пехотных офицеров, юношескую любовь, и такую вечную тему как материнскую любовь. Ну и конечно же, писатель не забывает природу. Именно общение с природой наполняет юношескую душу радостью и даёт импульс к первым философским размышлениям.

В «Юнкерах» мастерски и со знанием дела описан быт училища, при этом он представляет собой не только познавательную, но и историческую информацию. Интересен роман и поэтапным формированием юной души. Перед читателем развёртывается хроника духовного становления одного из русских юношей конца XIX – начала XX века. Данное произведение можно назвать элегией в прозе обладающей большими художественными и познавательными достоинствами.

Мастерство художника-реалиста, симпатия к рядовому гражданину с его повседневными житейскими заботами чрезвычайно ярко проявились в очерках-миниатюрах, посвящённых Парижу. Писатель объединил их одним названием – «Париж домашний». Когда творчество А. И. Куприна находилось в стадии становления, он создал цикл очерков о Киеве. И через много лет в эмиграции классик вернулся к жанру городских этюдов, только место Киева теперь занял Париж.

Французские впечатления своеобразно воссоединились с ностальгическими воспоминаниями о России в романе «Жанета». В нём было проникновенно передано состояние неприкаянности, душевного одиночества, неутолённой жажды найти близкую душу. Роман «Жанета» – одно из самых мастерских и психологически тонких произведений и, пожалуй, самое печальное творение классика.

Остроумным и оригинальным по своей сути предстаёт перед читателями сказочно-легендарное произведение «Синяя звезда». В этой романтической сказке главной темой является любовь. Действие сюжета разворачивается в неведомой фантастической стране, где живёт неведомый народ со своей культурой, обычаями, нравами. И в эту неведомую страну проникает смелый путешественник – французский принц. И конечно же, он встречает сказочную принцессу.

И она, и путешественник прекрасны. Они полюбили друг друга, но девушка считает себя дурнушкой, и весь народ считает её некрасивой, хотя и любит за доброе сердце. А дело заключалось в том, что люди, населявшие страну, были настоящими уродами, но считали себя красавцами. Принцесса не походила на своих соотечественников, и её воспринимали как дурнушку.

Отважный путешественник увозит девушку во Францию, и там она осознаёт, что прекрасна, и спасший её принц тоже прекрасен. А ведь она считала его уродом, как и себя, и очень жалела. У этого произведения занимательный добродушный юмор, а сюжет чем-то напоминает старые добрые сказки. Всё это сделало «Синюю звезду» значительным явлением русской литературы.

В эмиграции творчество А. И. Куприна продолжало служить России. Сам писатель жиль интенсивной плодотворной жизнью. Но с каждым годом ему становилось всё труднее и труднее. Иссякал запас русских впечатлений, а слиться с зарубежной действительностью классик не мог. Немаловажной являлась и забота о куске хлеба. А поэтому нельзя не отдать должное талантливому автору. Несмотря на тяжёлые для себя годы, он сумел внести значительный вклад в русскую литературу .

Ольге Филипповне - жене и другу

Глава I. В ночь после битвы

1

Июньские события 1907 года явились трагическим финалом первой революции.

Наступила полоса разнузданной и оголтелой реакции. Над страной нависла ночь, столь же непроницаемая, как и после первомартовских событий восьмидесятых годов. В сгустившейся мгле душители свободы выискивали и вылавливали побежденных, расстреливали, вешали и пытали, жестоко мстили всем, кто был вчера причастен к революции. Смертные казни и кровавые насилия, по выражению В. Короленко, стали «бытовым явлением». Особенно свирепой расправе подвергались революционеры-большевики. Учинялись репрессии над рабочими и революционными «бунтовщиками» в деревнях. Были разгромлены «все революционные и оппозиционные партии» . Но наиболее стойкие, жизнеспособные силы революции, обескровленные и разбитые в открытом бою, сохранив верность народу, вынуждены были уйти в глубокое подполье. Террор, черносотенные погромы, «столыпинские галстуки», переполненные тюрьмы, этапы каторжан, отряды карателей, военно-полевые суды - все это, уже знакомое в России со времени подавления декабрьского вооруженного восстания 1905 года, теперь сделалось чем-то почти будничным, стало «образом жизни этой несчастной страны», для которой настал, казалось бы, «безвыходный период отчаянья, царских провокаций и распада общественных сил» .

Особенно болезненно сказалось торжество контрреволюции на умонастроении русской интеллигенции. Уныние, покаяние и ренегатство после разгона второй Думы стали преобладать в настроениях, взглядах и поведении людей умственного труда. Недавние надежды значительной части интеллигенции на спасительность революции сменились малодушным разочарованием в необходимости активного протеста, неверием в борьбу, а то и прямым предательством революции, отступничеством от нее. Те круги интеллигенции, которые накануне и в дни революции именовались либеральными и либерально-народническими, заняли в период реакции «очевидную теперь для всех контрреволюционную sпозицию...» . Трусливое угодничество перед реакцией и готовность действовать «применительно к подлости» сделались нормой поведения не только буржуазной, но и основной массы демократической интеллигенции. По свидетельству Горького, падение революции увлекло за собою «почти всю демократическую интеллигенцию, создало в стране тяжкую драму», вызвав у интеллигенции «резкое понижение веры в свои силы», что в свою очередь породило вспышку самоубийств, которая «унесла из жизни немало сотен чуткой и совестливой молодежи, а оставшиеся в живых заразились скептицизмом...» . Очень многие из вчерашних попутчиков и даже участников революции стали желчно оплевывать ее. Чуть ли не повсеместно можно было наблюдать постыдные для интеллигенции факты «отречения от революции, ее традиций, ее приемов борьбы, стремление приладиться так или иначе поправее» . Интеллигенты типа Струве, вчера клявшиеся в верности марксизму, хотя их «марксизм» был легальным, т. е. буржуазным, фальсифицированным, удивительно быстро совершали, как едко выразился А. Луначарский, «равноускоренное движение слева направо» . Подобная политическая эволюция «экс-марксистов» разительно напоминала ту, что четверть века перед тем пережил «социалист» Лев Тихомиров.

Переметнувшиеся в стан контрреволюции интеллигенты - публицисты, социологии философы - выступили против революции и социалистических идей в нашумевшем сборнике «Вехи» (1909), который представлял собою «сплошной поток реакционных помоев, вылитых на демократию» .

Солидаризируясь с Лениным в оценке «Вех», Горький писал в 1909 году: «Давно уже не было в нашей литературе книги столь фарисейской, недобросовестной и сознательно невежественной» . Со страниц «Вех» - этой, по ленинскому определению, энциклопедии либерального ренегатства - раздавались надрывные, истерические вопли М. Гершензона, который, оправдывая кровавый террор в стране, писал о том, что не только нельзя ни в чем винить царское самодержавие, а, напротив, надо «благословлять эту власть», ибо только она своими штыками и тюрьмами еще ограждает интеллигенцию «от ярости народной» .

Ренегатствующие идеологи буржуазии, видевшие пафос революции лишь в разрушении и ненависти и не обнаруживавшие в ней никаких творческих, созидательных начал, перешли к ожесточенным нападкам на марксизм как научную теорию пролетарской революции и диктатуры пролетариата.

Материалистической философии противопоставляются субъективный идеализм, мистика и различные религиозные теории, выдаваемые за высшие достижения человеческого духа. Из уст Струве исходили призывы вернуться «назад к Фихте»; махисты воскрешали субъективно-идеалистическую философию Беркли; модными снова стали Бергсон и Шопенгауэр; возросла популярность книг и статей Вл. Соловьева, Льва Шестова и «хитрейшего Василия Розанова».

Откровенным мракобесием и поповщиной веяло от писаний Булгакова, Н. Бердяева и их единомышленников; свой «вклад» в ревизию марксизма внесли меньшевики и некоторые из «бывших большевиков», охотно заговорившие о «богоискательстве» и «богостроительстве». Высоко на щит была поднята политическая философия Достоевского с его апологией царя и монархизма, борьбой против нигилизма, отрицанием революции и враждебным отношением к материализму и атеизму. «Особенно ревностными пропагандистами реакционных идей Достоевского были «веховцы». Смирившиеся и покаявшиеся Бердяев, Булгаков, Изгоев и другие свели Достоевского к анафемствующему публицисту и именем его стали метать националистические громы и молнии» .

Активизировавшаяся реакция в области идеологии, являясь оборотной стороной и следствием политической реакции, преследовала определенную цель - отвлечь народ от революционной борьбы. Недаром Ленин, отметив среди интеллигенции тягу к философскому идеализму и поповщине, назвал модный в годы реакции мистицизм своеобразным «облачением контрреволюционных настроений» . Эти-то настроения и определили существеннейшие черты умственной жизни России в период реакции, четко обозначенные Лениным:

«Упадок, деморализация, расколы, разброд, ренегатство, порнография на место политики» .

2

Может быть, нигде так непосредственно, быстро и столь очевидно не проявились контрреволюционные настроения и деморализация, резкий упадок социальных эмоций и обывательская беззаботность к общественным вопросам, как в области искусства и особенно - в литературе модернистских течений. Реакция здесь активизировалась в первые же дни поражения революции. Тон задавали символисты и буржуазные декаденты, снова заявившие о себе крикливо и шумно. Еще вчера, поддавшись всеобщему революционному возбуждению в стране, они писали и говорили о своей поддержке народной борьбы за свободу. Одни делали это искренне, другие - с натужным пафосом, но все же славили освободительное движение и приветствовали начавшуюся революцию: К. Бальмонт, например, торопливо слагал «Песни пролетария», В. Брюсов страстным «приветственным гимном» встретил всеразрушающую революционную стихию, поэт-мистик Н. Минский охотно согласился на роль официального издателя легальной большевистской газеты «Новая жизнь», а декадент Ф. Сологуб в дни революции вдруг стал напыщенно декламировать:

Охвачен трепетным смятеньем,
Забывши тесный мой шалаш,
Спешу к проснувшимся селеньям,
Твержу: «Товарищи, яваш!»

Так было вчера, в дни революции. Не то - теперь, после ее поражения. Чуть только над страной нависла «ночь после битвы» - и в литературе обозначились черты идейно-нравственного и художественного распада. По выражению Горького, настала пора «полного своеволия безответственной личности, полной свободы творчества русских литераторов»

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

Обучение и начало творческого пути

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным , Антоном Чеховым и Максимом Горьким .

Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Эмиграция и последние годы жизни

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».

После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева .

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Проверьте тестом свои знания краткой биографии Куприна.

Яркий представитель реализма, харизматичная личность и просто известный русский писатель начала 20 столетия - Александр Куприн. Биография его насыщена событиями, достаточно тяжела и переполнена океаном эмоций, благодаря которым мир познал лучшие его творения. «Молох», «Поединок», "Гранатовый браслет" и многие другие произведения, которые пополнили золотой фонд мирового искусства.

Начало пути

Родился 7.09.1870 в небольшом городке Наровчат, Пензенского округа. Его отец - государственный служащий Иван Куприн, биография которого очень коротка, так как он скончался, когда Саше было всего 2 года. После чего он остался с матерью Любовью Куприной, которая была татаркой княжеских кровей. Они терпели голод, унижения и лишения, поэтому его мать приняла тяжёлое решение отдать Сашу в отдел для малолетних детей-сирот Александровского военного училища в 1876 году. Воспитанник военной школы, Александр, окончил её во второй половине 80-х годов.

В начале 90-х после окончания военного училища он стал служащим пехотного Днепровского полка № 46. Успешная военная карьера так и осталась в мечтах, как рассказывает тревожная, насыщенная событиями и эмоциями биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что Александру не удалось поступить в высшее военно-учебное заведение из-за скандала. А всё из-за его горячего нрава, под действием алкоголя он сбросил с моста в воду служащего полиции. Дослужившись до звания поручика, в 1895 году он ушёл в отставку.

Темперамент писателя

Личность с невероятно ярким колоритом, жадно впитывающий впечатления, странник. Он перепробовал на себе множество ремесел: от чёрнорабочего до зубного техника. Очень эмоциональный и неординарный человек - Александр Иванович Куприн, биография которого переполнена яркими событиями, которые и стали основой многих его шедевров.

Его жизнь протекала достаточно бурно, о нём ходило множество слухов. Взрывной темперамент, отличная физическая форма, его так и тянуло испробовать себя, что давало ему бесценный жизненный опыт и укрепляло дух. Он постоянно стремился навстречу приключениям: погружался под воду в специальном снаряжении, совершал полёт на самолёте (из-за катастрофы чуть не умер), был основателем спортивного общества и т.д. В военные годы вместе со своей супругой оборудовал лазарет в собственном доме.

Он любил познавать человека, его характер и общался с людьми самых разнообразных профессий: специалисты с высшим техническим образованием, бродячие музыканты, рыболовы, карточные игроки, бедняки, священнослужители, предприниматели и т.д. А для того, чтобы лучше познать человека, прочувствовать его жизнь на себе, он был готов к самому безумному приключению. Исследователь, дух авантюризма которого просто зашкаливал - это Александр Куприн, биография писателя только подтверждает этот факт.

Он с огромным удовольствием работал журналистом во многих редакциях, публиковал статьи, сообщения в периодических изданиях. Часто ездил в командировки, проживал то в Московской области, то в Рязанской, а также в Крыму (Балаклавский район) и в городе Гатчине Ленинградской области.

Революционная деятельность

Его не устраивал тогдашний социальный порядок и царящая несправедливость, а поэтому как сильная личность он хотел как-то изменить ситуацию. Однако, несмотря на свои революционные настроения, писатель негативно относился к октябрьскому перевороту под руководством представителей социал-демократов (большевиков). Яркая, насыщенная событиями и различными трудностями - это Биография Куприна. Интересные факты из жизнеописания гласят о том, что Александр Иванович всё-таки сотрудничал с большевиками и даже хотел выпустить крестьянское издание под названием «Земля», а поэтому часто виделся с главой большевистской власти В. И. Лениным. Но в скором времени он внезапно перешёл на сторону «белых» (антибольшевистское движение). После того как они потерпели поражение, Куприн переехал в Финляндию, а потом во Францию, а именно в её столицу, где он остановился на некоторое время.

В 1937 он брал активное участие в прессе антибольшевистского движения, параллельно продолжая писать свои произведения. Неспокойная, наполненная борьбой за справедливость и эмоциями, именно такой была биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что в период времени от 1929 по 1933 год были написаны такие известные романы: «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета», а также опубликовано много статей и рассказов. Эмиграция отрицательно подействовала на писателя, он был невостребованным, терпел лишения и скучал по родной земле. Во второй половине 30-х годов, поверив пропаганде в Советском Союзе, он вместе с супругой вернулся в Россию. Омрачил возвращение тот факт, что Александр Иванович страдал от очень серьёзного недуга.

Народная жизнь глазами Куприна

Литературная деятельность Куприна пропитана классической для русских писателей манерой сострадания к народу, который вынужден бедствовать в убогой среде жизни. Волевая личность с сильной тягой к справедливости - Александр Куприн, биография которого гласит о том, что своё сочувствие он выражал в творчестве. К примеру, роман «Яма», написанный в начале 20 века, который рассказывает о тяжёлой жизни путан. А также образы интеллигентов, страдающих от лишений, которые они вынуждены терпеть.

Его любимые персонажи именно такие - рефлектирующие, немножко истеричные и очень сентиментальные. Например, повесть «Молох», где представителем такого образа является Бобров (инженер) - персонаж очень чувствительный, сострадающий и переживающий за простых заводских рабочих, которые тяжело трудятся, пока богачи катаются как сыр в масле на чужие деньги. Представителем таких образов в повести «Поединок» являются Ромашов и Назанский, которые наделены великой прочностью физической, в противовес трепетной и чувствительной душе. Ромашова очень раздражала военная деятельность, а именно пошлые офицеры и забитые солдаты. Наверное, ни один писатель так не осуждал военную среду, как Александр Куприн.

Писатель не относился к слезливым, народопоклонным литераторам, хотя его работы часто одобрял известный критик-народник Н.К. Михайловский. Его демократическое отношение к своим персонажам выражалось не только в описании их тяжёлой жизни. Человек из народа у Александра Куприна не только имел трепетную душу, но и был волевым и мог дать достойный отпор в нужный момент. Жизнь народа в творчестве Куприна - это свободное, стихийное и естественной течение, а персонажи имеют не только хлопоты и горести, но и радость, утешение (цикл рассказов «Листригоны»). Человек с ранимой душой и реалист - Куприн, биография по датам которого гласит о том, что данное произведение имело место в периоде с 1907 по 1911 года.

Реализм его выражался и в том, что автор описывал не только хорошие черты своих персонажей, но и не стеснялся показать их тёмную сторону (агрессия, жестокость, ярость). Ярким примером является рассказ «Гамбринус», где Куприн очень подробно описал еврейский погром. Это произведение было написано в 1907 году.

Восприятие жизни через творчество

Куприн - идеалист и романтик, что отображается в его творчестве: героические поступки, искренность, любовь, сострадание, доброта. Большинство его персонажей - это люди эмоциональные, те, которые выпали из обычной жизненной колеи, они в поисках истины, более свободного и полного бытия, чего-то прекрасного…

Ощущение любви, полноты жизни, вот чем пропитана биография Куприна, интересные факты из которой говорят о том, что никто иной не мог так же поэтично писать о чувствах. Что ярко отражается в повести «Гранатовый браслет», написанной в 1911 году. Именно в этом произведении Александр Иванович возвеличивает истинную, чистую, безвозмездную, идеальную любовь. Он очень точно отобразил характеры разнообразных пластов общества, детально и во всех подробностях описал окружающую его персонажей обстановку, их уклад жизни. Именно за его искренность он часто получал выговоры от критиков. Натурализм и эстетство - это главные черты творчества Куприна.

Его рассказы о животных «Барбос и Жулька», «Изумруд» вполне заслуживают место в фонде мирового искусства слова. Краткая биография Куприна гласит о том, что он один из немногих писателей, которые могли так чувствовать течение природной, настоящей жизни и так удачно это отобразить в своих произведениях. Ярким воплощением этого качества является повесть «Олеся», написанная в 1898 году, где он описывает отклонение от идеала естественного бытия.

Такое органичное мировосприятие, здоровый оптимизм - это главные отличительные свойства его творчества, в котором гармонично сливаются лирика и романтика, соразмерность сюжетно-композиционного центра, драматичность действий и истина.

Мастер литературного искусства

Виртуоз слова - Александр Иванович Куприн, биография которого гласит о том, что он мог очень точно и красиво описать пейзаж в литературном произведении. Его внешнее, визуальное и, можно сказать, обонятельное мировосприятие было просто превосходным. И.А. Бунин и А.И. Куприн часто соревновались на определение запаха разных ситуаций и явлений в своих шедеврах и не только... К тому же писатель мог отобразить истинный образ своих персонажей очень тщательно до мелочи: внешность, нрав, стиль общения и т.д. Он находил сложность и глубину, даже описывая животных, а все потому, что очень любил писать на эту тему.

Страстный жизнелюб, натуралист и реалист, именно таким был Александр Иванович Куприн. Краткая биография писателя гласит о том, что все его рассказы основаны на реальных событиях, а поэтому уникальны: естественные, яркие, без навязчивых умозрительных построений. Он раздумывал о смысле жизни, описывал истинную любовь, рассказывал о ненависти, волевых и героических поступках. Такие эмоции, как разочарование, отчаяние, борьба с самим собой, сильные и слабые стороны человека стали основными в его произведениях. Эти проявления экзистенциализма были типичными для его творчества и отображали сложный внутренний мир человека на стыке столетий.

Писатель переходного времени

Он действительно является представителем переходного этапа, что, несомненно, отразилось на его творчестве. Яркий типаж эпохи «бездорожья» - Александр Иванович Куприн, краткая биография которого говорит о том, что это время оставило отпечаток на его психике, а соответственно, и на произведениях автора. Его персонажи во многом напоминают героев А.П. Чехова, разница лишь в том, что образы Куприна не такие пессимистичные. К примеру, технолог Бобров из повести «Молох», Кашинцев из «Жидовки» и Сердюков из рассказа «Болото». Главные действующие лица Чехова чувствительные, совестные, но в то же время сломленные, измученные люди, которые потерялись сами в себе и разочаровались в жизни. Их шокирует агрессия, они очень сострадательны, но бороться уже не могут. Осознавая свою беспомощность, они воспринимают мир только через призму жестокости, несправедливости и бессмысленности.

Краткая биография Куприна подтверждает, что, несмотря на мягкость и чувствительность писателя, это был волевой человек, любящий жизнь, а поэтому его герои в чём-то похожи на него. У них сильная жажда жизни, за которую они очень крепко хватаются и не отпускают. Они слушают и сердце, и рассудок. К примеру, наркоман Бобров, который решил убить себя, прислушался к голосу разума и понял, что слишком любит жизнь, чтобы закончить всё раз и навсегда. Такая же жажда жизни жила и в Сердюкове (студент из произведения «Болото»), который очень сочувствовал леснику и его семье, умирающим от инфекционного заболевания. Он переночевал у них дома и за это короткое время чуть не сошёл с ума от боли, переживаний и сострадания. А с наступлением утра он стремится поскорее выбраться из этого кошмара, дабы увидеть солнце. Он как будто в тумане бежал оттуда и когда, наконец, взбежал на горку, просто захлебнулся от неожиданного прилива счастья.

Страстный жизнелюб - Александр Куприн, биография которого говорит о том, что писатель очень любил счастливые финалы. Окончание рассказа звучит символично и торжественно. Там написано о том, что туман расстилался у ног парня, о чистом голубом небе, о шёпоте зелёных веток, о золотом солнце, лучи которого «звенели ликующим торжеством победы». Что звучит как победа жизни над смертью.

Возвеличение жизни в повести «Поединок»

Это произведение является истинным апофеозом жизни. Куприн, краткая биография и творчество которого тесно связаны, описал в данной повести культ личности. Главные герои (Назанский и Ромашев) - яркие представители индивидуализма, они заявляли, что весь мир погибнет, когда их не станет. Они свято верили в свои убеждения, но были слишком слабы духом, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Именно эту несоразмерность между возвеличиванием собственных личностей и слабостью его обладателей уловил автор.

Мастер своего дела, отличный психолог и реалист, именно такими качествами обладал писатель Куприн. Биография автора гласит о том, что «Поединок» он написал во времена, когда был на пике славы. Именно в этом шедевре соединились лучшие качества Александра Ивановича: отличный бытописатель, психолог и лирик. Военная тема была близка автору, учитывая его прошлое, а поэтому никаких усилий для её развития не потребовалось. Яркий общий фон произведения не затмевает выразительности его главных героев. Каждый персонаж невероятно интересен и является звеном одной цепи, при этом не теряя своей индивидуальности.

Куприн, биография которого гласит, что повесть появилась в годы русско-японского конфликта, раскритиковал военную среду в пух и прах. В произведении описан военный быт, психология, отображена дореволюционная жизнь россиян.

В повести, как и в жизни, царит атмосфера омертвления и обеднения, печали и рутины. Чувство абсурдности, беспорядочности и непонятности бытия. Именно эти чувства одолевали Ромашева и были знакомы жителям дореволюционной России. Для того чтобы заглушить идейное «бездорожье», Куприн описал в «Поединке» распущенный нрав офицеров, их несправедливое и жестокое отношение друг к другу. И конечно же, основной порок военных - алкоголизм, который процветал и среди русского народа.

Персонажи

Не нужно даже составлять план биографии Куприна, чтобы понять, что он со своими героями духовно близок. Это очень эмоциональные, надломленные личности, которые сострадают, негодуют из-за несправедливости и жестокости бытия, но ничего исправить не могут.

После «Поединка» появляется произведение под названием «Река жизни». В этом рассказе царят совсем другие настроения, произошло много освободительных процессов. Он является воплощением финала драмы интеллигенции, о которой повествует писатель. Куприн, творчество и биография которого тесно соединены, не изменяет себе, главный герой по-прежнему добрый, чувствительный интеллигент. Он представитель индивидуализма, нет, он не безучастный, бросившись в вихрь событий, понимает, что новая жизнь не для него. И прославляя радость бытия, он всё же решает уйти из жизни, так как считает, что не заслуживает её, о чём и пишет в предсмертной записке товарищу.

Тема любви и природы - это те области, в которых ярко выражены оптимистические настроения писателя. Такое чувство, как любовь, Куприн считал таинственным даром, который посылается только избранным. Это отношение отображается в романе «Гранатовый браслет», чего только стоит страстная речь Назанского или драматические отношения Ромашева с Шурой. А повествования Куприна о природе просто завораживают, вначале они могут показаться чересчур детальными и витиеватыми, но потом эта многоцветность начинает восхищать, так как приходит осознание, что это не стандартные обороты речи, а личные наблюдения автора. Становится понятно, как его захватывал процесс, как он впитывал впечатления, которые потом отображал в своём творчестве, и это просто зачаровывает.

Мастерство Куприна

Виртуоз пера, человек с прекрасной интуицией и пылкий жизнелюб, именно таким был Александр Куприн. Биография краткая рассказывает о том, что это был невероятно глубокий, гармоничный и внутренне наполненный человек. Он подсознательно чувствовал тайный смысл вещей, мог связать причины и понять последствия. Как прекрасный психолог он имел способность выделять главное в тексте, из-за чего его произведения казались идеальными, из которых ничего не уберёшь и не добавишь. Эти качества отображаются в «Вечернем госте», «Реке жизни», «Поединке».

Сферу литературных приёмов Александр Иванович ничем особо не пополнил. Однако в поздних произведениях автора, таких как «Река жизни», «Штабс-капитан Рыбников» наблюдается резкая смена направления искусства, он явно тянется к импрессионизму. Рассказы становятся более драматичными и сжатыми. Куприн, биография которого насыщена событиями, позже опять возвращается к реализму. Имеется в виду роман-хроника «Яма», в котором он описывает быт публичных домов, делает он это в привычной манере, всё так же натурально и ничего не скрывая. Из-за чего периодически получает осуждение критиков. Однако это его не останавливало. Он не стремился к новому, зато пытался улучшать и развивать старое.

Итоги

Биография Куприна (кратко о главном):

  • Родился Куприн Александр Иванович 7.09.1870 в городке Наровчат, Пензенского округа в России.
  • Умер 25.08.1938 г. в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге.
  • Жил писатель на стыке столетий, что неизменно отражалось на его творчестве. Пережил Октябрьскую революцию.
  • Направление искусства - реализм и импрессионизм. Основными жанрами являются новелла и повесть.
  • С 1902 года жил в браке с Давыдовой Марией Карловной. А с 1907 года - с Гейнрих Елизаветой Морицовной.
  • Отец - Куприн Иван Иванович. Мать - Куприна Любовь Алексеевна.
  • Имел двух дочек - Ксению и Лидию.

Лучшее обоняние в России

Александр Иванович был в гостях у Фёдора Шаляпина, который назвал его самым чутким носом России при гостях. На вечере присутствовал парфюмер из Франции, который решил проверить это, предложив Куприну назвать основные компоненты своей новой разработки. К величайшему удивлению всех присутствующих он справился с заданием.

Кроме того, у Куприна была странная привычка: при встрече или знакомстве он обнюхивал людей. Многих это обижало, а некоторых восхищало, они утверждали, что благодаря этому дару он распознаёт натуру человека. Единственным конкурентом Куприна был И. Бунин, они часто устраивали состязания.

Татарские корни

Куприн, как настоящий татарин, был очень вспыльчивый, эмоциональный и очень гордился своим происхождением. Его мать из рода татарских князей. Александр Иванович часто облачался в татарское одеяние: халат и цветная тюбетейка. В таком виде он любил посещать своих друзей, отдыхать в ресторанах. Причём в этом облачении он садился как настоящий хан и щурил глаза для большего сходства.

Человек-универсал

Александр Иванович поменял большое количество профессий до того, как нашёл своё истинное призвание. Он попробовал себя в боксе, педагогике, рыболовстве и в актёрском деле. Работал в цирке борцом, землемером, пилотом, бродячим музыкантом и т. д. Причём главная его цель была не деньги, а бесценный жизненный опыт. Александр Иванович заявлял, что хотел бы стать животным, растением или беременной женщиной, чтобы испытать все прелести родов.

Начало писательской деятельности

Первый писательский опыт он получил ещё в военном училище. Это был рассказ «Последний дебют», произведение было достаточно примитивным, но все же он решил его отправить в газету. Это донесли руководству училища, и Александр был наказан (двое суток в карцере). Он дал себе обещание больше никогда не писать. Однако слова не сдержал, так как встретил писателя И.Бунина, который попросил его написать небольшой рассказ. Куприн в то время был на мели, а поэтому согласился и на заработанные деньги купил себе продукты и обувь. Именно это событие и подтолкнуло его к серьёзной работе.

Вот такой он, известный писатель Александр Иванович Куприн, сильный физически человек с нежной и ранимой душой и со своими причудами. Большой жизнелюб и экспериментатор, сострадающий и имеющий большую тягу к справедливости. Натуралист и реалист Куприн оставил в наследие большое количество великолепных произведений, которые вполне заслуживают звания шедевров.

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности.

Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.

Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе (повесть «Олеся», где буржуй встречает девушку, выросшую вдали от цивилизации и отличающуюся непосредственностью и простотой).


В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта. Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы. Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя.