Уильям хогарт анализ красоты читать. "Уильям Хогарт: анализ красоты" (Начало)

План

Введение 3

«Объяснение» красоты в изобразительном искусстве у У. Хогарта 4

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Введение

В «Анализе красоты» Хогарт изложил свои основные мысли об искусстве, об эстетических теориях и о практических приемах работы; при всех недостатках книги это был труд новаторский и боевой, впервые сформулировавший ряд существенных положений.

Этот трактат интересен для нас, в частности, потому, что он является ярким образцом манифеста новатора в искусстве. Заслуживает особого внимания, что стремление художника к нарушению традиционного эсте-тического канона облечено здесь в форму призыва быть верным приро-де, т. е. борьба за новаторство ведется под флагом борьбы за реализм. Это не случайно. Реализм, как бы различен ни был смысл, вкладывае-мый в это понятие в разное время, был тем девизом, который новаторы охотнее всего писали на своих знаменах.

Но если Хогарт замыслил этот труд как мост между собою и совре-менниками, то он потерпел неудачу. Напротив, «Анализ красоты» лиш-ний раз углубил пропасть между Хогартом и его окружением и лишний раз подчеркнул его одиночество.

В десятилетие творческого затишья, когда результаты борьбы сло-жились не в пользу Хогарта, он решил продолжать бой на новом поле, перенеся его из области художественной практики в область теории. К этому периоду относится работа художника над трактатом «Анализ красоты».

Симптоматично, что в своем теоретическом труде Хогарт подчерк-нуто обращается не к «знатокам», а говорит с читателем «непредупреж-денным», т. е. с таким, который не искушен в вопросах искусства и не находится под влиянием «модных» точек зрения. Наряду с этим почти все его высказывания обращены к художникам-профессионалам, кото-рым он дает практические советы в их работе.

И в области теории он продолжает свою борьбу за публику, пропа-гандируя новую эстетику, новую художественную систему.

«Объяснение» красоты в изобразительном искусстве у У. Хогарта

Трактат «Анализ красоты» был закончен в 1753 году. При жизни Хогарта он вызывал в Англии осуждение и насмешки, и это камнем легло на плечи стареющего художника, выразившего в этом труде са-мые заветные мысли об искусстве. Литературного опыта у художника не было, и форма трактата не слишком ему удалась; часто он непосле-дователен, иногда противоречив. Но, несмотря на нечеткость построе-ния и запутанный, трудный для понимания язык, «Анализ красоты» все же один из интереснейших художественных документов XVIII века. Он представляет собой смелую попытку противопоставить новое понимание искусства господствовавшей эстетической традиции. Хогарт сознавал, что его труд противоречит общепринятым установившимся мнениям, и надеялся опровергнуть их.

Работая над «Анализом красоты», художник основательно изучил литературу по вопросам эстетики. Он ссылается на известных теорети-ков искусства: Ломаццо, автора трактата о живописи (1584 г.) и ряда других работ теоретического порядка; Шарля Альфонса Дюфренуа, написавшего в середине XVII века на латинском языке трактат по истории искусства в форме поэмы, переведенной на английский язык Драйде-ном; Роже де Пиля, французского теоретика искусства XVII века; Лам-берта Тен-Кате, голландского автора первой половины XVIII века, написавшего сочинение «Об идеально прекрасном в искусстве живописи, скульптуры и поэзии», которое было напечатано на английском языке в качестве предисловия к труду англичанина Дж. Ричардсона «О живописи и скульптуре»; вели-кого немецкого художни-ка Дюрера, разработав-шего математически иде-альные пропорции и в 1528 году издавшего «Че-тыре книги о пропорциях человеческого тела», и многих других. Все эти авторы дали Хогарту ма-териал для серьезных возражений.

Полемизируя с авто-ритетами, он неоднократ-но делает выпады и про-тив тех, кто прикрывает-ся их именами, в его дни - против «знатоков», художников - подражате-лей и их поклонников - за то, что свои представ-ления о прекрасном они получают не от наблюде-ния природы, а от изуче-ния подражаний природе. По мнению Хогарта, гла-за таких людей находят-ся в плену у произведений искусства и в погоне за те-нью они готовы упустить реальность. Художники этого типа учатся не у природы, а копируют ста-рые образцы, для усвоения которых ездят в Италию. В своих произведе-ниях они стремятся «исправлять» природу, полагая, что именно таким путем можно воплотить в искусстве идеал красоты, созданный «знато-ками» и их единомышленниками из числа художников в соответствии с их ошибочными взглядами, к которым относится, например, распро-страненное мнение, что прямые линии «якобы создают истинную кра-соту форм человеческого тела» («где им никогда и не следовало бы появляться»,-добавляет Хогарт). Он спорит с теми, кто видит основу красоты в значительной мере в симметрии частей предмета. «Мы полу-чаем удовольствие не благодаря сходству одной стороны предмета с другой, а от сознания, что они совпадают на основе соответствия с замыслом и целесообразностью» 1 .

«Истинные пропорции че-ловеческого тела не могут быть математически точно из-мерены при помощи ли-ний», - утверждает Хогарт. Отсюда его полемика с Дюре-ром, Ломаццо и другими тео-ретиками, подчинявшими про-порции человеческого тела ма-тематическим законам, по их представлениям, столь же при-менимым в изобразительном искусстве, как, например, в музыке.

Хогарт высмеивал схемы «исправителей природы»: он считал абсурдными заверения этих авторов, что их метод «производит красоту, куда бо-лее превосходящую ту, что мо-жет предложить природа».

Выступая против канонизи-рованных «знатоками» схем, в которых нетрудно угадать фор-мулы, выработанные теорети-ками Возрождения и класси-цизма XVII века, Хогарт про-тивопоставляет им более сво-бодное художественное миро-воззрение.

Единственным образцом для подражания он объявляет природу, высочайшей красоты которой, по его словам, не до-стигло ни одно из самых совершенных произведений искусства. «Кто, кроме фанатика античности скажет, что не видел у живых женщин таких лиц, шей и рук, рядом с которыми даже греческая Венера кажется гру-бой копией?» - восклицает художник. Уже в этих словах чувствуется излюбленная мысль Хогарта: люди стремятся подражать наивысшим образцам красоты, созданным природой, но их бессильны воспроизвести даже лучшие художники.

Интересно, что для Хогарта нет принципиальной разницы между той красотой, которую создала природа, и той, которая свойственна произведениям искусства; последняя, по мнению художника, лишь ме-нее совершенна.

Равным образом для него нет несоответствия между предметом и его изображением. «Благодаря различному сочетанию их (т. е. света, тени и цвета) мы видим на гладкой поверхности зеркала изображения, одинаковые с теми оригиналами, которые в нем отражаются, - говорит Хогарт. Так же и художник, располагая надлежащим образом на своей картине свет, тени и краски, может вызвать подобные же пред-ставления» 2 .

В природе Хогарт видит как бы своего рода художника, который целеустремленно сочетает линии и краски, чтобы создать красоту. При-чем природа-это художник, безусловно, гораздо более великий, чем человек.

Бесконечное разнообразие форм «. . .всегда отличает руку природы от ограниченных и недостаточных возможностей искусства. И если ради общего многообразия природа прибегает иногда к простым и неизящным линиям, а плохой художник время от времени способен исправить их или сделать более изящной копируемую частность. . . , то в девяти случаях из десяти он преисполняется тщеславием и мнит себя исправителем природы. . .» 3 - пишет Хогарт.

Некоторые из теоретиков искусства склонны были объявить, что чувство прекрасного дается художникам от природы и что умение воплотить красоту в произведениях- редкий дар, не зависящий от воли человека, его стараний и трудов. Хогарт считал сущность красоты вполне познаваемой, но он подчеркивал, что для ее познания художник должен подойти к делу как профессионал, овладевший практическим знанием искусства, а не как «литератор», т. е. «знаток», пишущий об искусстве.

Очень характерно в этом плане следующее высказывание Хогарта в «Автобиографии» «Часовщик может говорить: «Часы, которые я для вас сделал, так же хороши, как часы Куэра, Томпиона или еще кого-нибудь». Если это действительно так, его не называют тщеславным, не клеймят позором, но считают честным и добросовестным человеком, выполнившим свое слово. Почему этой привилегии не дозволить худож-нику?. . . О великих талантах, которые считаются нужными для портрет-ной живописи, я не был какого-либо особого высокого мнения и думал, что если я буду практиковаться в этой области, я достигну по меньшей мере качеств моих современников, к блистательным произведениям которых у меня действительно не было большого почтения».

В основу познания красоты, по мнению Хогарта, должны лечь непо-средственные зрительные впечатления, полученные по преимуществу от изучения природы.

Эстетика Хогарта, противополагавшего живую красоту действитель-ности художественным канонам, в первую очередь взывала к непосред-ственному чувственному опыту. По словам самого художника, его уче-ние принадлежало к числу тех, что предлагают нам «смотреть собст-венными глазами».

Наибольшее значение для красоты в целом, учил Хогарт, имеет «соответ-ствие частей общему за-мыслу, будь то в ис-кусстве или в природе», иначе говоря -целесооб-разность. Целесообразно-стью определяются объем и пропорции предметов. «Поскольку общие, также как и частичные объемы вещей, делаются из мате-риалов, соединенных вме-сте механическим путем для того или иного оп-ределенного назначения, то.. . мы совершенно есте-ственно придем к сужде-нию о соответствующей пропорциональности, ко-торая воспринимается на-шим сознанием как состав-ная часть красоты...».

Хогарт отмечает, что между соответствием ча-стей в механизмах, соз-данных руками человека и созданных природой, существует отличие. Чем больше разнообразия при-дает изобретатель движениям механизма, тем более запутанными и некрасивыми становятся его формы; напротив, в «механизмах природы» красота сочетается с пользой.

Целесообразностью в большой степени определяются характерные особенности предметов. Отсюда следует, что она лежит в основе «харак-теров». Поэтому без соблюдения правил соответствия и целесообраз-ности в искусстве нельзя передать характеры.

В понятие «характер» Хогарт вкладывает весьма широкое содержа-ние. С одной стороны, для него это некая сущность предмета, раскры-вающаяся в его специфической форме. В основе такого понимания «характера» лежит все та же мысль о соответствии и целесообразности: от соответствия всех частей изображаемого предмета друг другу и от соответствия каждой из них той функции, для которой она была пред-назначена общим замыслом, «зависят правильные пропорции каждого характера.. .» 4 . При этом «характер» мыслится как совокупность черт, как сложное единство, орга-низованное из образую-щих его соответствующих частей. В то же время Хогарт считает, что для соз-дания «характера» одного соответствия частей недо-статочно: «. . . фигура, как бы она ни была необычай-на, может быть восприня-та как характер только в том случае, когда она имеет какую-либо особую причину или повод для своего необычайного ви-да. Так, например, тол-стая, раздутая фигура не напоминает характера Си-лена до тех пор, пока мы не свяжем с нею понятия сластолюбия; подобным же образом сила и неук-люжесть фигуры могут быть свойственны харак-теру Атланта так же, как и характеру носильщи-ка». Каждому «характе-ру» соответствуют опре-деленные пропорции: одни - атлету, другие - Антиною, третьи - Мер-курию, четвертые - лодочнику и т. д.

С другой стороны, Хогарт отмечает, что чрезвычайно важную роль для определения «характера» и воспроизведения его в искусстве играет лицо, которое называют «зеркалом души». Здесь под «характером» художник разумеет ум и душевные качества, которые наше сознание имеет свойство угадывать по выражению лица и его чертам. «Некоторые черты лица, - пишет Хогарт, - бывают сформированы так, что по ним можно четко определить то или иное выражение чувства.. . [Игра лица] отмечает его линиями, позволяющими в достаточной мере судить о характере человека».

Однако Хогарт тут же оговаривается, что в ряде случаев по внешно-сти очень трудно определить характер; особенно это относится к дет-ским и, в большой мере, к красивым лицам.

Поэтому для передачи душевного склада порой нельзя обойтись одной характеристикой лица, необходимо прибегать к сопоставлениям:

«. . .карандаш не в силах показать лицемерие человека, не привлекая каких-либо дополнительных обстоятельств для его разоблачения, таких как улыбка в момент совершения убийства и им подобных» 5 .

В создании красоты исключительно велика роль «разнообразия». о чем свидетельствует бесконечная множественность линий, форм и кра-сок природы. «Разнообразие» тесно связано с «целесообразностью», ибо последней определяются специфические особенности предметов и фигур и, следовательно, отличие их друг от друга. Известная доля монотон-ности хороша только как дополнение к «разнообразию», дающее отдых глазу. «Единообразие» оказывается в какой-то мере необходимым. только когда нужно дать представление об устойчивости и покое в дви-жении. Вообще же глазу приятно видеть, как предмет, в симметрии которого он убедился, сдвигается или поворачивается: «вид боль-шинства предметов в ракурсе, так же как и профиль лица, доставляет большее удовольствие, чем фас» 6 .

Последовательно развивая свою мысль о «разнообразии», Хогарт много говорит о значении «простоты». Сама по себе, по мнению худож-ника, она пресна и в лучшем случае не вызывает неудовольствия, но если она сочетается с «разнообразием», тогда она нравится, так как «повышает удовольствие от «многообразия», предоставляя возможность глазу воспринимать его с большей легкостью». Простота «предупреж-дает путаницу в изящных формах», так сказать, организует «разно-образие», служит гарантией против преизбытка сложности. Ибо «раз-нообразие», когда оно преувеличено, становится само себе помехой.

«Сложность» также входит в представление Хогарта о «разнообра-зии». Сложность формы он определяет как «такое своеобразие состав-ляющих ее линий, которое принуждает глаз следовать за ними со своего рода резвостью», что доставляет удовольствие сознанию.

Интересно отметить, что, анализируя понятие сложности, Хогарт вводит в восприятие красоты «момент постепенности» и тем самым - момент времени. Говоря о сложности форм, Хогарт отмечает особен-ности образующих ее линий. Исследуя линии с точки зрения разнообра-зия и красоты, художник дает им следующую характеристику: 1. Прямые линии отличаются друг от друга только длиной и потому наименее декоративны. 2. Изогнутые линии могут отличаться друг от друга дли-ной и степенью изогнутости и поэтому более декоративны. 3. Сложные линии, представляющие собой соединение прямых и изогнутых, декора-тивнее, чем просто изогнутые линии. 4. «Волнообразная линия, как линия красоты, еще более многообразна и состоит из двух изогнутых, противопоставленных линий, а потому становится еще красивее и при-ятнее...» 5. «Змеевидная линия, изгибаясь и извиваясь одновременно в разных направлениях, доставляет удовольствие глазу, заставляя его следить за бесконечностью своего многообразия... можно сказать, что она несет в себе раз-личное содержание».

В результате исследо-вания формы Хогарт приходит к мысли о том, что «линии, которые сами по себе особенно много-образны, больше всего способствуют созданию красоты». Восхищение Хогарта - художника ис-кусства «рококо» - вол-нообразной и змеевидной линией было естественным для времени, когда он ра-ботал. Новым же был тот реалистический смысл, ко-торый он стремился вло-жить в свою теорию.

Хогарт находит все вы-деленные им линии в при-роде; он ссылается на формы растений, раковин, рогов, костей и т. п. и пе-реходит к исключитель-ной красоте человеческо-го тела. Он отмечает, что мускулы и кости состоят из змеевидных линий, ко-торые благодаря своим разнообразным соотноше-ниям становятся еще бо-лее сложно красивыми и составляют непрерыв-ную волну извивающихся форм, переходящих из одной в другую. И так как природа располагает гораздо большим разнообразием форм и линий, чем искусство, Хогарт рекомендует художникам как можно чаще обра-щаться к природе, к линиям красоты и привлекательности, чтобы этим компенсировать недостаток «разнообразия» в искусстве.

В соответствии с изложенными взглядами Хогарт предлагает свой способ создания изящных форм, в основу которого положена идея «раз-нообразия»: он рекомендует отбирать многообразные линии по принципу их сочетаний и размеров, варьировать их положения по отношению друг к другу, добиваться того, чтобы пространство, ограниченное этими линиями, было многообразно. «Одним словом, можно сказать, что искусство хорошо компоновать-это искусство хорошо разнообра-зить» 7 ,-- резюмирует свою мысль Хогарт.

Живой конкретный образ прекрасного не может быть застывшим. «Ко всему удивительному разнообразию форм, становящихся еще бес-конечно более разнообразными благодаря освещению, теням и рас-цветке, природа добавила еще одно свойство. . . способность находиться в движении... Движение-это род языка, который, может быть, со временем будет изучаться с помощью чего-то вроде грамматических правил, но в наши дни он постигается лишь путем повторения и под-ражания».

Исходя из этих положений Хогарта, ясно понимаешь его, на первый взгляд, странные и догматические утверждения о «линиях красоты и привлекательности» - волнообразной и змеевидной. Не отвлеченная фор ма воспевается здесь художником; он сам говорит, что «изогнутые линии так же часто бывают причиной отталкивающего безобразия, как и привлекательности». С помощью этого символа он подчеркивает основной принцип своего искусства - воплощение в изогнутой линии разнообразия и движения. Контраст между изогнутой и прямой ли-ниями-это для Хогарта разница между живым и застывшим, дина-мичным и неподвижным. Несмотря на старомодную, традиционную форму выражения, в этом высказывании заложена новая для времени мысль: в искусстве важна целесообразная дифференциация, максималь-ное выявление заложенных в объекте мотивов.

Заключение

Таким образом, Хогарт противопоставил свое понимание сущности красоты в искусстве как живого, полноценного, сознательного воспро-изведения действительности схоластическим отвлеченным теориям пред-шествующего периода. Для самой постановки вопросов эстетики в этом плане нужна была во времена Хогарта очень большая смелость и убеж-денность.

Из этого основного новаторского положения вытекают и другие сооб-ражения более частного порядка, полемически заостренные. Так, упо-минания различных почитаемых имен художников и крупных явле-ний в искусстве сопровождаются оригинальными высказываниями, обычно идущими вразрез с представлениями традиционной эстетики. Хогарт возмущал своих современников, когда говорил, что они слепо преклоняются перед художниками прошлого, в то время как современ-ные живописцы не уступают им, и подчеркивал, что «манеры даже круп-нейших мастеров... убедительные доказательства нерушимой привя-занности художников к фальши». Он упрекал Корреджо в таких ошибках в пропорциях, «что их мог бы исправить простой малюющий вывески живописец». Он утверждал, что часто глаз руководит худож-ником в такой же мере, как принципы, и иногда даже создает их. В про-тивовес ходячему мнению его времени, он восхищался готическими хра-мами за то, что они в совершенстве соответствуют своему назначению, хвалил соответствие их частей, красоту деталей.

Полемически заостренный трактат Хогарта «Анализ красоты», выз-вавший многочисленные нападки его соотечественников, с большим интересом был встречен в ряде других европейских стран. Особенное внимание ему было уделено в Германии, и он за 1754 год был трижды переиздан на немецком языке (в Лондоне, Берлине и Потсдаме); трак-тат очень внимательно читал Лессинг и в разделе своей книги о Лаокооне неоднократно на него ссылался. В 1761 году последовал перевод труда Хогарта на итальянский язык (вышел в Ливорно). На француз-ском языке книга была издана лишь в 1805 году, но, очевидно, «Анализ красоты» был знаком французским деятелям в области искусства уже много ранее; по крайней мере, в «Салоне» за 1765 год Дидро воз-ражает Хогарту на его оценку в «Анализе красоты» французских худож-ников.

Список использованной литературы

    Герман М. Уильям Хогарт и его время. Л, 1977

    Кроль А. Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965Реферат >> Культура и искусство

    О сверхчувственном, божественном происхождении красоты с принципом чувственного восприятия... и сентиментализм (например, живопись У. Хогарта , Ж. Грёза, «мещанскую» трагедию в... сеть цитирования, научный аппа­рат, объяснение с современниками с помощью опор...

  1. Человек - венец творения или ошибка природы

    Реферат >> Философия

    Бог пусть продолжают искать универсального объяснения их антитезе бородатые мыслители и вероучители... Леонардо да Винчи, ни линия красоты Хогарта , ни все классики компьютерного мышления...

Уильям Хогарт
Анализ красоты

Л.: Искусство, 1987. -254 с.
Формат: DJVU, PDF

Качество: хорошее, сканированные страницы + слой распознанного текста + интерактивное оглавление

Язык: русский

«Анализ красоты» - книга по теории искусства, написанная рукой художника-новатора, провозгласившего основой творчества каждого настоящего художника природу, живую красоту в ее разнообразии и движении. Хогарт адресовал свой своеобразный труд не только художникам-профессионалам, но и всем почитателям красоты в жизни и искусстве. Своим собратьям по кисти автор дал практические советы, основываясь на собственных творческих исканиях и опыте уже зрелого художника. Вступительная статья и примечания принадлежат перу академика М. П. Алексеева.

«Анализ красоты», трактат выдающегося английского художника Уильяма Хогарта (1697-1764), впервые напечатанный в Лондоне в 1753 году, представляет значительный интерес как для истолкования художественного наследия самого Хогарта, сыгравшего большую прогрессивную роль в европейском искусстве, так и для истории английской эстетической мысли XVIII века.
«Анализ красоты» многократно переиздавался в английском подлиннике и в переводах на немецкий, французский и итальянский языки; в полном русском переводе трактат этот появился впервые в 1958 году. Перевод был сделан по первому изданию 1753 года, единственному, печатавшемуся под наблюдением самого автора, и в этом смысле наиболее авторитетному, однако во внимание приняты также и все основные дальнейшие его переиздания XVIII-XX веков, включая вышедшее в свет под редакцией Джозефа Бёрка в Оксфорде в декабре 1955 года2. В этом издании точно воспроизведен текст первого издания «Анализа красоты» 1753 года; в приложениях к нему Джозеф Бёрк впервые опубликовал черновые рукописные варианты Хогарта к основному печатному тексту «Анализа красоты» по автографам художника, хранящимся в Британском муэее в Лондоне. Среди опубликованных Бёрком рукописей особый интерес представляют черновые варианты отдельных глав трактата, страницы, опущенные Хогартом по тем или иным соображениям и не вошедшие в печатный текст, а также тесно связанные с последним автобиографические записи. Важнейшие из этих рукописных материалов учтены в примечаниях к публикуемому переводу.
Несмотря па большое количество изданий «Анализа красоты» на многих европейских языках, доныне не существовало еще ни одного комментированного издания трактата; между тем, написанный довольно тяжелым языком, полный полемических намеков, искажений собственных имен, неточных цитат и трудных для истолкования отдельных положений, «Анализ красоты» особо нуждается в разнородных и многочисленных пояснениях. В публикуемых в настоящем издании «Примечаниях» к переводу «Анализа красоты» сделана попытка сообщить читателю необходимые сведения искусствоведческого, исторического и бытового характера, без которых понимание трактата и его исторического значения представило бы известные затруднения для читателя наших дней.
В приложениях к изданию дан библиографический перечень изданий «Анализа красоты» в подлиннике и в переводах, а также указатель собственных имен.

ОТ РЕДАКЦИИ
Предисловие
УИЛЬЯМ ХОГАРТ И ЕГО «АНАЛИЗ КРАСОТЫ». М. П. АЛЕКСЕЕВ

УИЛЬЯМ ХОГАРТ. АНАЛИЗ КРАСОТЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. О СООТВЕТСТВИИ
Глава II. О РАЗНООБРАЗИИ
Глава III. О ЕДИНООБРАЗИИ, ПРАВИЛЬНОСТИ ИЛИ СИММЕТРИИ
Глава IV. О ПРОСТОТЕ ИЛИ ЯСНОСТИ
Глава V. О СЛОЖНОСТИ
Глава VI. О ВЕЛИЧИНЕ
Глава VII. О ЛИНИЯХ
Глава VIII. ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ И КАКИМ ОБРАЗОМ СОСТАВЛЯЮТСЯ ИЗЯЩНЫЕ ФИГУРЫ
Глава IX. О КОМПОЗИЦИИ С ВОЛНООБРАЗНОЙ ЛИНИЕЙ
Глава X. О КОМПОЗИЦИИ СО ЗМЕЕВИДНОЙ ЛИНИЕЙ
Глава XI. О СОРАЗМЕРНОСТИ
Глава XII. О СВЕТЕ И О ТЕНИ, А ТАКЖЕ О ТОМ, КАК БЛАГОДАРЯ ИМ ПРЕДМЕТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ГЛАЗУ
Глава XIII. О КОМПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕТУ, ТЕНИ И ЦВЕТУ
Глава XIV. О КРАСКАХ
Глава XV. О ЛИЦЕ
Глава XVI. О ПОЛОЖЕНИЯХ ТЕЛА
Глава XVII. О ДВИЖЕНИИ

Примечания
Библиографический указатель изданий «Анализа красоты»
Указатель имен

В рамках Года культуры Великобритании в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Уильям Хогарт: анализ красоты», посвященную графическому наследию британского живописца и гравера. В экспозицию вошли 68 гравюр из фондов музея, созданных Уильямом Хогартом (1697—1764) в разные годы жизни; листы, выполненные по знаменитым картинам художника французскими граверами; и иллюстрации к теоретическому трактату Хогарта «Анализ красоты», давшему название экспозиции.

Основная часть произведений, представленных на выставке, происходит из коллекции московского знатока и собирателя графики Николая Васильевича Баснина.

Гравюра «Борец» - ответ Хогарта на критику сатирика Чарльза Черчилля и эсквайра Джона Уилкса, написавшего художнику язвительное поэтическое послание. Не рассчитывая на понимание, хогарт высмеял своих оппонентов. Он награвировал автопортрет с мопсом Трампом, изобразив, как его любимая собака поднимает ногу на сочинения Черчилля. Тему «наказания обидчиков» художник продолжил в миниатюрной сценке в правом углу гравюры. На фоне надгробного монумента Уильяму Питту мастер изобразил себя, а также Черчилля в виде танцующего медведя и Уилкса в виде обезьянки.


Борец. 1763 Гравюра резцом, офорт

Сатирическая поэма Сэмуэля Батлера «Гудибрас» высмеивает ханжество пуритан. Хогарт создал 12 гравюр к этой поэме, на выставке представлены три. На фронтисписе к поэме, в центре изображен портрет Батлера (1612-80), на барельефе - два главных героя, запряженных в дьявольскую колесницу.


Фронтиспис к поэме С. Батлера «Гудибрас»

Первое приключение Гудибраса. Сцена 1. Рыцарь-пуританин Гудибрас и Ральфо встречают крестьян, которые для забавы собираются травить медведя. Рыцарь и оруженосец, защищая животное, принимают бой.


Первое приключение Гудибраса 1725/26 Иллюстрация к поэме С. Батлера «Гудибрас» Офорт, резец; поля обрезаны

Путешествуя, герои попадают на крестьянский праздник, который показался им чрезмерно веселым. Гудибрас пытается остановить пирушку, но крестьяне заковывают его вместе со слугой в колодки. Забыв о благочестии, они поносят друг друга. Освободить пленников пытается мнимая возлюбленная главного героя. Но несчастная подвергается всеобщему осмеянию из-за своего нелепого наряда, в который она облачилась перед встречей с Гудибрасом. Усугубляет ситуацию местная ведьма, решившая испытать свое приворотное зелье.


Гудибрас в печали 1725/26 Иллюстрация к поэме С. Батлера «Гудибрас» Офорт, резец

Гудибрас влюбляется в мнимую возлюбленную. Он готов жениться, но вдовушка непреклонна. В качестве доказательства любви она требует от героя согласия на публичную порку. Гудибрас в замешательстве. Он отправляется за советом к местному магу Сидрофелу, но, поняв, что тот обманщик, жестоко избивает шарлатана и его слугу Вэкума. Сцену ссоры Хогарт превращает в театрализованное действо, а предметы, окружающие его участников - в аллегории и символы. Крокодил - аллегория Лицемерия, черепаха - аллегория Времени. Образ меч-рыбы приобретает эротический подтекст и символизирует мужскую сексуальность. К теме бренности человеческой жизни и неизбежности смерти отсылает скелет в шкафу.


Гудибрас избивает Сидрофела и его слугу Уэкума.1725/26 Иллюстрация к поэме С. Батлера «Гудибрас» Офорт, резец

«Карье́ра проститу́тки»— серия из 6 картин (1731, утрачены) и гравюр (1732) Уильяма Хогарта. Серия показывает историю молодой девушки Молл (Мэри) Хэкэбаут, прибывшей в Лондон из провинции и ставшей проституткой. Серия была начата с третьей картины: во время рисования проститутки в её каморке на Друри-лейн, Хогарту пришла идея изображения сцен из ее прошлого и будущего. Главная героиня названа в честь героини романа Даниэля Дефо «Молл Флендерс» и печально известной проститутки Кейт Хэкэбаут, которая была сестрой разбойника Фрэнсиса Хэкэбаута, повешенного 17 апреля 1730 года. Сама Кейт была обвинена в содержании борделя и в августе, в тот же самый год, была арестована вестминстерским судьёй сэром Джоном Гонсоном. Серия картин стала очень популярна, и Хогарт использовал свои навыки серебряных дел мастера для создания гравюр, продавая «ограниченное издание» — 1240 наборов из шести гравюр подписчикам стоимостью в 1 гинею.

Молл Хэкэбаут прибывает в Лондон в гостиницу Белл Инн на Чипсайд. Художник делит картину на 2 части, изображая доброе и злое в левой и правой частях соответственно. С правой стороны видна разрушающаяся штукатурка гостиницы, из которой выходят печально известный гуляка полковник Френсис Чартерис и его сутенёр Джон Гурлей, конкурирующий со сводницей и содержательницей борделя Элизабет Нидэм (Матушка Нидэм) в покровительстве над Молл-проституткой. Чартерис с довольной ухмылкой предвкушает удовольствия, которые ему даст молодая проститутка. В левой части гравюры, где стены зданий крепки, лондонцы игнорируют разыгравшуюся сцену совращения провинциалки: беспечному священнику безразлично положение девушки, как и его лошадь, свалившая груду кастрюль. Тем временем, Матушка Нидэм осматривает Молл как лошадь при покупке. Намек содержится в гусе, к которому прикреплена записка: «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне»; этот «кузен», возможно, был вербовщиком. Картина наполнена играми слов и двойными значениями. Вывеска гостиницы (Bell Inn) со звонком может быть отнесена к Belle (фр. Красавица). Ножницы и игольник, висящий на руке Молл, говорят, что она — швея; мертвый гусь — доверчивость Молл. Падающая груда кастрюль символизирует «падение» Молл.


Молл встречает хозяйка борделя. Лист1 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл — содержанка, любовница богатого еврея-торговца. Ее комната богато обставлена в стиле рококо. Она имеет богатый гардероб и прислугу, держит мальчика-слугу из Вест-Индии и обезьяну. Мальчик, молодая служанка, а также обезьянка, вероятно, предоставлены богатым покровителем. Банки косметики, маска с маскарада, ее квартира украшена картинами, иллюстрирующими ее противоречивое сомнительное положение. Молл опрокидывает чайный столик, чтобы отвлечь внимание торговца, в то время как служанка помогает скрыться второму молодому любовнику.


Молл на содержании торговца-еврея. Лист2 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл из содержанки стала обычной проституткой. Ее горничная теперь старая, больная сифилисом тетка. Её кровать —единственный главный предмет мебели, а поза кошки иллюстрирует настоящее положение Молл. Шляпа ведьмы и пруты березы (розги) на стене предполагают или черную магию, или, вероятно, то, что её профессия подразумевает, помимо прочего, ролевые игры (сексуальные) и садомазохизм. Портреты её героев находятся на стене: преступник Мачете (Macheath) из «Оперы нищих» и государственный деятель Уильям Сачеверелл; над их портретами стоят 2 склянки с лекарствами от сифилиса. Коробка из-под парика, что над кроватью, принадлежит бандиту Джеймсу Далтону (повешен 11 мая 1730), намекает на сексуальную связь Молл с преступником. Судья сэр Джон Гонсон с тремя вооружёнными помощниками шерифа входит, чтобы арестовать Молл за её действия. Молл хвастается новыми часами (возможно, подарок от Далтона, возможно, украденными у клиента) и выставляет свою левую грудь. Взгляд Гонсона, однако, уставлен на шляпу ведьмы или парик, висящий на стене.


Арест Лист3 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл в тюрьме Брайдвелл. Заключенные отбивают пеньку для петель палача. На входной двери в барак изображена виселица, наглядный пример использования веревки. Надсмотрщик с хлыстом пытается заставить Молл работать, но героиня не собирается это делать, так как отдала двум проституткам свои чулки, туфли и брошь, чтобы они выполнили за нее грязную работу. Жена надсмотрщика присматривается к платью и кружевам на чепце Молл, надеясь, что она заключит с ней более выгодную сделку. Заключенные идут слева направо в порядке уменьшения благосостояния: человек, который привёл с собой собаку — шулер, дополнительная карта которого выпала; женщина; ребёнок, возможно, страдающий синдромом Дауна, и беременная африканская женщина, которая, возможно, забеременела, когда уже была подвержена судебному преследованию, поскольку беременные женщины не могли быть казнены или сосланы. Слева на позорном столбе написано: «Лучше работать, чем так стоять» Человек, страдающий на столбе, очевидно, отказался работать.


Молл в тюрьме Брайдвелл Лист4 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл теперь умирает от сифилиса. Доктор Ричард Рок слева и доктор Джин Мизобин справа спорят о своих медицинских методах. Женщина, возможно сводница Молл и возможно домовладелица, осматривает имущество Молл, чтобы выбрать себе пригодное, в то время как горничная Молл пытается остановить грабеж. Сын Молл сидит у огня, возможно заражённый болезнью матери. Он выбирает вшей из своих волос. Баночки с болеутоляющими лежат разбитые на полу. Одежда притягивает Молл к полу, как если бы привидения тащили её в загробную жизнь.


Молл умирает от сифилиса Лист5 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

В заключительной сцене Молл мертва. Запись на крышке гроба свидетельствует, что она умерла в возрасте 23 лет 2 сентября 1731. Пастор проливает свой бренди, поскольку он держит руку под юбкой девки рядом с ним — она выглядит довольной. Сын Молл беспечно играет в волчок. На мальчике черный плащ и колпак ведьмы. Наряд, который принадлежал Молл, одели на ребенка из-за отсутствия одежды, подходящей к случаю. Пьяная сводница Молл (справа) искренне убивается, глядя на то, как гроб её "воспитанницы" используют в качестве барной стойки. Носящая траур проститутка крадёт носовой платок её утешителя. Другая проститутка показывает свой больной палец товарке-шлюхе, в то время как ещё одна женщина прихорашивается у зеркала, даже при том, что на её лбу видна сифилитическая язва. Сын Молл беспечен: он сидит, играя под телом своей матери, неспособный понять происшедшего, фигурально обреченный на смерть. Дом, в котором стоит гроб с телом Молл, имеет иронический герб на стене, изображающий шеврон с тремя затычками, символизируя «пролитие» пастора, пролившийся бренди и последний выдох Молл.


Похороны. Лист6 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

«Усердие и леность» - одна из самых значительных графических серий Хогарта, созданная в зрелые годы. В 12 гравюрах показана история двух юношей, оказавшихся в Лондоне и пытающих устроить свою судьбу. Оба начинают в качестве подмастерий, но один становится лордом и мэром города, а другой, связавшись с криминалом, оканчивает свою жизнь на виселице. Сюжеты гравюр объясняют три цитаты из библии: »Кто хранит язык свой и уста свои, тот хранит от бед свою душу», «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает», «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем».


Ученики за станками. Лист1 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт


Прилежный ученик в церкви. Лист2 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

В качестве комментария к третьему листу Хогарт выбрал строку из притчей Соломоновых: «Готовы для кощунствующих суды, и побои на тело глупых».


Ленивый ученик играет в кости на кладбище. Лист3 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

В 4м листе художник изобразил реального человека. Мистерв Уэста - известного лондонского предпринимателя, который организовал пошив одежды и дал работу многим сиротам. Цитата на гравюре гласит: »Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина своего».


Прилежный ученик и его мастер. Лист4 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Ленивый ученик делит с друзьями награбленное, а в это время его подружка выдает его служителю закона. Цитата: »…потому что из-за жены блудной обнищивают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу».


Ленивый ученик предан проституткой. Лист9 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

В 10м листе изображен суд, на котором усердный ученик, ставший олдэрмэном, выносит приговор своему знакомому. Цитата: »Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятным к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего».


Ленивый ученик перед бывшим товарищем, ныне лондонский олдэрмэном. Лист10 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Ленивый ученик перед казнью. Цитата: »Когда придет на вас ужас, как буря и беда, как вихрь, принесется на вас, когда настигнет вас скорбь и теснота, тогда будут звать Меня, и Я не услышу, с утра будут искать Меня и не найдут Меня.


Казнь ленивого ученика в Тайбернене. Лист11 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Действие заключительного листа серии происходит на улице Чипсайд, близ собора Святого Павла. Жители Лондона, среди которых принц и принцесса Уэльские, приветствуют лорд-мэра города. Цитата: »Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава».


Избрание усердного ученика лорд-мэром Лондона. Лист12 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Серия «4 времени суток» положила начало ряду произведений, в которых отразилась жизнь Лондона, города, ставшего для Хогарта источником вдохновения. На 1м листе - утренний жилой лондонский район Ковент-Гарден: горожане пируют в кафейне Тома Кинга; прихожанка спешит на мессу в церковь Святого Павла, портик которой украшен часами и табличкой с латинской надписью:»Sic transit Gloria mundi».


Утро в Лондоне. Лист 1 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

На втором листе изображены французские протестанты, выходящие из церкви Святого Эгидия и коренные жители квартала Сохо. Здесь Хогарт противопоставляет французов и англичан, показывая, насколько нелепо и вычурно одеты молодые состоятельные прихожане церкви Святого Эгидия и насколько небрежно и вульгарно - англичане.


День в Лондоне. Лист 2 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

На 3 м листе изображен несчастный красильщик-рогоносец, который направляется со своей беременной женой и детьми в лондонский театр Садлер-Уэллс. Над головой главного героя - вывеска паба с портретом Хью Миддлтона, знаменитого лондонского филантропа, построившего в Лондоне первый водопровод. Появление в городе достаточного количества чистой воды позволило его жителям привести свой внешний вид в порядок и задуматься об отдыхе. Хогарт представил один из возможных вариантов семейного времяпрепровождения в Лондоне.


Вечер в Лондоне. Лист 3 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

Сюжет 4й гравюры разворачивается в районе Чаринг-Кросс-Роуд, неподалеку от конной статуи Карла I. Жители Лондона, отпраздновав день Реставрации монархии, пытаются добраться до дома невредимыми.


Ночь в Лондоне. Лист 4 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

Наибольшей известностью из числа созданных художником серий пользуется «Карьера мота». Первый из восьми эстампов сатирической серии «Карьера мота» представляет главного героя Тома Рэйквелла в день смерти отца-скряги. Не успев вступить в наследство, юноша распоряжается вызвать портного, разжечь огонь в камине, который прежде не топили в целях экономии, и открыть все сундуки и тайники старого якобита. Нотариус упорядочивает сертификаты, облигации и прочие ценные бумаги. Том же пытается откупиться от беременной служанки Сары Янг, которая надеялась связать с ним свою судьбу.


Юный наследник лист 1 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Неожиданно разбогатев, юноша приобщается к модному образу жизни. В артистах, окружающих героя, Хогарт изображает реальные исторические личности со скандальной репутацией. За клавесином, спиной к зрителю изображен Джозеф Махуна или композитор и педагог по вокалу Никола Порпору. Главный герой общается с боксером и фехтовальщиком Джейсом Фиггом, ландшафным архитектором Чарльзом Бритжмном, учителем танцев Джоном Эссексом, французом Дюбуа, певцами Франческо Бернарди и Карло Фаринелли, а также с мастером охоты на лисиц и жокеем. Взор Тома обращен в сторону охранника. Как следует из рекомендательного письма в руках юноши, этот «человек чести» сможет защитить его в любой ситуации. Именно это и нужно Рэйквеллу, решившему нанести визиты в ночные заведения Лондона.


В богемном окружении лист 2 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Молодой богатый наследник пирует в скандально известной таверне «Роза» на Друри -Лейн. Время - 3 часа ночи. Две проститутки прильнули к нему, чтобы обворовать. У ног Тома изображены жезл и фонарь ночного сторожа, с которым молодой человек повздорил по пути в таверну. Одна из девиц снимает обувь, готовясь под звуки арфы и трубы станцевать обнаженной на столе с оловянным блюдом в руках, которое ей приносит хозяин.


Оргия в таверне «Роза» лист 3 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт
Сцена перед Сент-Джеймским дворцом в Лондоне. Нарядно одетый Том едет в портшезе во дворец, где должен состояться прием по случаю дня рождения королевы Каролины. На то, что это 1 марта, или день святого Давида, указывают головные уборы солдат Королевского полка, украшенные луком-пореем. Солдаты пытаются арестовать молодого гуляку вместе с примкнувшим к ним одним из кредиторов Тома. Но Сара Янг, бывшая служанка Тома, спасает возлюбленного от долговой тюрьмы, выплатив долг.


Арест за долги. Лист 4 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Сцена брака повесы с богатой одноглазой старухой проходит в старой церкви Девы Марии в квартале Мэрилебон в Лондоне близ Гайд-парка. В глубине церковного нефа Хогарт изобразил бывшую служанку Сару с ребенком на руках, которая пытается воспрепятствовать странному союзу, но слуги не пускают женщину к алтарю. Свидетелями жениха и невесты Хогарт делает двух комнатных собачек, которые, по мнению автора, являются пародией на влюбленную пару.


Женитьба на богатой старухе. Лист 5 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Сцена в одном из игорных домов лондонского Ковент-Гардена. Том проиграл состояние и разгневанно грозит кулаком небесам. Как и другие игроки, он не замечает, что помещение охвачено огнем и плотные клубы дыма заволокли потолок. Карточная игра не прерывается даже после появления в комнате городского сторожа, предупреждающего о пожаре.


В игорном доме. Лист 6 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Том и его бывшая служанка, а теперь супруга, Сара в отчаянии. Они не реагируют на крики своей голодной дочери, тюремщика и мальчика, разносящего пиво, которые требуют от них деньги за оказанные услуги. Семья почти доведена до безумия людьми, круглосуточного наблюдающими за заключенными в подзорную трубу, прикрепленную к решетке тюремного окна. Соседи по камере - алхимик и служащий банка, написавший брошюру о том, как уменьшить национальный долг, доставляют не меньше беспокойства «благородной» чете. На безысходность ситуации, в которой оказался персонаж Хогарта, указывает летательный аппарат в виде механических крыльев, лежащий на пологе кровати.


Во Флитской тюрьме. Лист 5 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Мот в Бедламе - картина является одной из самых сильных работ Хогарта. Сцена в Королевской психиатрической больнице Святой Марии Вифлеемской в Лондоне. Обезумевший от отчаяния Том лежит на полу почти голый, скованный цепями. Над ним склонились Сара, священник и смотритель. На заднем плане зритель видит религиозного фанатика, человека, потерявшего разум на почве мании величия. Еще один сумасшедший чертит какую-то карту на стене, а слепой смотрит в трубочку-телескоп. Символичны и три фигуры у лестницы - осклабившийся скрипач, певец в идиотской шапке и человек, робко смотрящий куда-то в сторону. Все действие разворачивается в сопровождении едких комментариев карлицы и насмешливых взглядов светских красавиц, знавших мота в его прежней жизни.


Бедлам лист 8 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Хогарт запечатлел ежегодную ярмарку из лондонского пригорода, которая проводилась ежегодно с 7 по 9 сентября. Слева - падающий балаган труппы Сиббера и Буллока, актеры которой пострадали, разыгрывая спектакль «Низвержение султана Баязида». В центре площади, перед колокольней церкви Святого Георгия, балаган труппы «Ли и Харпера». Справа выступает фокусник Исаак Фокс и находится выставка восковых фигур. На первом плане - волшебный фонарь для просмотра забавных цветных картинок, а так же прославленный боксер и фехтовальщик Джеймс Фигг.


Саутуарская ярмарка 1733 Гравюра резцом, офорт

Гравюра «О, ростбиф старой Англии, или ворота Кале» выполнена по картине, которую Хогарт написал в 1742 г после поездки во Францию. Во время путешествия художника арестовали французские власти за то, что он рисовал так называемые Английские ворота порта Кале. Хогарт, потрясенный «оскорбительным высокомерием» французов, создал живописное полотно, в котором высмеял возобновившиеся после длительного военного конфликта взаимоотношения Великобритании и Франции. В центре улыбающийся, довольный жизнью францисканский монах, который проверяет качество английской говядины. Чтобы усилить комичность данной сцены, Хогарт на первом плане изобразил трех торговок рыбой, разглядывающих огромного ската. Изображение ската, повернутого брюхом к зрителю, автор уподобил образу монаха. Слева на втором плане Хогарт изобразил самого себя.


О, ростбиф старой Англии, или ворота Кале. 1749 Гравюра резцом, офорт

Производитель: "АЗБУКА"

Серия: "Азбука-классика. Non-Fiction"

В 1745 г. знаменитый английский художник Уильям Хогарт написал портрет, где изобразил самого себя, любимого мопса и, среди прочих символических атрибутов, палитру свырезанной на ней S-образной линией и надписью&171;Линия красоты и привлекательности&187;.&171;Ни один египетский иероглиф не занимал умы в течение столь долгого времени&187;, самодовольно писал Хогарт в предисловии к трактату&171;Анализ красоты&187;, увидевшем свет спустя восемь лет (1753) после создания портрета и прояснявшем смысл загадочного послания. Красота не вопрос вкуса или моды, пояснял Хогарт заинтригованным современникам свой удивительный творческий манифест, она возникает естественно при соблюдении определенных нерушимых правил. ISBN:978-5-389-11971-0

Издательство: "АЗБУКА" (2016)

Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Жанр:

английский художник, иллюстратор, гравер и теоретик искусства

Работы на Викискладе

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    У. Хогарт "Анализ красоты" - книга по теории искусства, написанная рукой художника-новатора, провозгласившего основой творчества каждого настоящего художника природу, живуюкрасоту в ее многообразии и движении… - Искусство, (формат: 60x90/16, 256 стр.) 1987
    430 бумажная книга
    "Анализ красоты" - книга по теории искусства, написанная рукой художника-новатора, провозгласившего основой творчества каждого настоящего художника природу, живуюкрасоту в ее многообразии и движении… - (формат: Мягкая глянцевая, стр.)
    412 бумажная книга
    Хогарт У. В 1745 г. знаменитый английский художник Уильям Хогарт написал портрет, где изобразил самого себя, любимого мопса и, среди прочих символических атрибутов, – палитру свырезанной на ней S-образной… - Азбука, (формат: 215x295, 168 стр.) Азбука-Классика. Non-Fiction 2016
    136 бумажная книга
    Хогарт, Уильям В 1745 г. знаменитый английский художник Уильям Хогарт написал портрет, где изобразил самого себя, любимого мопса и, среди прочих символических атрибутов, - палитру свырезанной на ней S-образной… - Азбука, (формат: 179.00mm x 115.00mm x 17.00mm, 288 стр.) азбука-классика. non-fiction 2016
    136 бумажная книга
    Хогарт У. Почему одно кажется нам прекрасным, а другое - уродлиным, одно изящным и грациозным, другое - неуклюжим? В 1745 г. знаменитый («скандально знаменитый», - не замедлилибы ехидно добавить некоторые из… - Азбука СПб, (формат: Мягкая глянцевая, 288 стр.) 2016
    142 бумажная книга
    Уильям Хогарт В 1745 г. знаменитый английский художник Уильям Хогарт написал портрет, где изобразил самого себя, любимого мопса и, среди прочих символических атрибутов, палитру свырезанной на ней S-образной линией… - АЗБУКА, (формат: Мягкая глянцевая, стр.) Азбука-классика. Non-Fiction 2016
    78 бумажная книга
    Хогарт Уильям Трактат крупнейшего английского живописца, графика и теоретика искусства Уильяма Хогарта (1697-1764), впервые напечатанный в Лондоне в 1753 году, занимает значительное место в истории английской… - Азбука, (формат: 84x108/32, 480 стр.) Художник и знаток 2010
    274 бумажная книга
    Борис Лукьянов В новой книге доктора философских наук Б. Г. Лукьянова рассматриваются эстетические воззрения основоположников марксизма. На обширном материале автор раскрывает практику применения К. Марксом и Ф… - Современник, (формат: 84x108/32, 480 стр.) 1988
    90 бумажная книга
    Н. Толченова Мальчик из небольшого степного села Белозерка, сын и внук пахарей, пришел в победном, 1945 году, еще не сбросив фронтовой шинели, в Институт кинематографии, в мастерскую С. А. Герасимова, чтобы… - Советская Россия, (формат: 70x108/32, 320 стр.) Люди Советской России 1974
    90 бумажная книга
    Сергей Мазуркевич Это уникальная книга. 1. В ней не только подробный рассказ с малоизвестными деталями о гаремах, но и впервые дан анализ причин возникновения гаремов. 2. Впервые дана уникальная информация о гаремах… - Издательские решения, (формат: Мягкая глянцевая, стр.) электронная книга
    280 электронная книга
    Сергей Мазуркевич Это уникальная книга. 1. В ней не только подробный рассказ с малоизвестными деталями о гаремах, но и впервые дан анализ причин возникновения гаремов. 2. Впервые дана уникальная информация о гаремах… - Издательские решения, (формат: Мягкая глянцевая, стр.)
    бумажная книга
    Астахов Юрий Уильям Хогарт, английский живописец и график XVIII века, наиболее известен тем, что создал собственное критически-насмешливое направление в бытовой живописи и, один из немногих видных практиков… - Белый город, (формат: 84x108/32, 480 стр.) 2013
    2447 бумажная книга
    Уильям Хогарт из тех английских художников XVIII века, чей вклад в развитие национальной живописи весьма заметен. Самобытное видение предназначения изобразительного искусства воплотилось у Хогарта в… - Белый город, Воскресный день, (формат: 225x305, 48 стр.) 2013
    321 бумажная книга
    Ю. Астахов Уильям Хогарт, английский живописец и график XVIII века, наиболее известен тем, что создал собственное критически-насмешливое направление в бытовой живописи и, один из немногих видных практиков… - Белый город, Воскресный день, (формат: 215x295, 168 стр.) Шедевры живописи Википедия

    ПРЕКРАСНОЕ - эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… … Философская энциклопедия

    Прекрасное - эстетическая категория, позволяющая оценивать высшие проявления красоты в природе, человеческом существе, творениях разума и рук человека, включая произведе ния искусства. В античной культуре представления о прекрасном были неотрывны от… … Эстетика. Энциклопедический словарь

    Прекрасное - Одна из главных этно социо исторически детерминированных категорий классической эстетики, характеризующая традиционные эстетические ценности, выражающая одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект объектных отношений,… … Энциклопедия культурологии - Хогарт (Hogarth) Уильям (10.11.1697, Лондон, ‒ 25.10.1764, там же), английский живописец, график и теоретик искусства. Учился у гравёра по серебру Э. Геймбла, с 1720 ‒ в академии Дж. Торнхилла в Лондоне. Работал в Лондоне, в 1743 и 1748 посетил… …

    Хогарт - I Хогарт (Hogarth) Артур Пол (р. 4.10.1917, Кендал, Уэстморленд), английский график. Сын фермера, учился в художественной школе в Манчестере (с 1934), Лондоне и Париже (1938 39). В 1937 боец Интернациональной бригады. Во время 2 й мировой … Большая советская энциклопедия

    ХОГАРТ Уильям - (Hogarth, William) (1697 1764), английский художник, иллюстратор, гравер и теоретик искусства. Родился 10 ноября 1697 в Лондоне. Учился в Лондоне у гравера Э.Геймбла. С 1720 Хогарт посещал занятия в Академии Джеймса Торнхилла, в том же году начал … Энциклопедия Кольера

    Хогарт Уильям - (Hogarth) (1697 1764), английский живописец, график и теоретик искусства. Учился у гравёра Э. Геймбла, с 1720 в академии Дж. Торнхилла в Лондоне. Работал в Лондоне, в 1743 и 1748 посетил Францию. В многочисленных сатирических картинах и… … Художественная энциклопедия