Танцевальная Чума — болезнь или проклятие? Танцевальная чума и другие странные заболевания

Страсбург старинный европейский город, один из красивейших городов Франции, с многовековой историей.
Столица европейского парламента и недавнего теракта на рождественской площади.

А что было 500 лет назад в Страсбурге?

В июле 1518 года в Страсбурге происходили странные события. Сотни горожан без всякой причины вдруг
начали танцевать и танцевали до изнеможения пока в бессознательном состоянии ни падали на землю,
может быть и на той самой площади, где в наше время полусумасшедший негодяй расстреливал в наше
время своих сограждан. а некоторые и умирали от перенапряжения.

Деталь с гравюры 1642 года Хендрика Хондиуса, основанная на рисунках Питера Бройгеля 1564 года,
изображающих страдающих танцевальной эпидемией.

На рынке по продаже лошадей, спешно построен помост и люди танцуют под звуки трубы барабана и рога.
Они ходят друг за другом по кругу и громко кричат. Издалека кажется, что это веселый карнавал,
устроенный гуляками. Но если подойти поближе, то видно. что их тела судорожно дергаются, все одежды
рваные, лица отрешенные, все в поту, растрескавшиеся пуки, кровь сочится по деревянным сабо и
рваным уже кожаным сапогам. Их остекленевшие глаза смотрят вдаль и не замечают ничего вокруг.

Видно, что это не веселые гуляки, а зомбированные маньяки, одержимые танцем, это так называемые
«хореоманы».
Это явление, называемое также «танцевальная чума», было задокументировано как минимум в десяти случаях
по берегам рек Рейна и Мозеля с 1374 года. Различные рассказы об этих странных событиях встречаются
в разных документах и хрониках того времени и позже. Но самый апогей хореомании пришелся на Страсбург
летом 1518 годв.

Одна хроника семнадцатого века страсбургским юристом Иоганном Шиллером цитирует теперь
утраченную рукописную поэму:

Многие сотни в Страсбурге начали
танцевать и прыгать, женщины и мужчины,
на общественном рынке, на аллеях и улицах,
день и ночь; и многие из них ничего не ели,
пока, наконец, болезнь не остановила их.
Это несчастье было названо танцем Святого Вита.

E. Louis Backman, религиозных танцах в христианской церкви и в популярной медицине,
(Лондон: Джордж Аллен и Унвин, 1952)

Другая хроника с 1636 года относится к менее счастливому концу:

В 1518 году нашей эры... среди людей произошло замечательное и страшное заболевание, которое
называлось танцем Святого Вита, в котором люди в своем безумии начали танцевать день и ночь,
пока, наконец, они не упали без сознания и не поддались смерти.

(Из астрологической хроники Страсбурга, опубликованной в 1636 году Гольдмейером)

Врач и алхимик Парацельс посетил Страсбург через восемь лет после чумы и разбирался в ее причинах.

Согласно его Opus Paramirum все началось с одной женщины, по имени Frau Troffea. 14 июля 1518 года она
вышла из своего дома на узкую мощеную улицу и без всякого музыкального сопровождения начала танцевать
(«Backman», « Религиозные танцы»)
Конечно, муж умолял ее прекратить свой танец, но она не реагировала. Без еды, без питья до ночи она
судорожно дергалась на этой узкой мощеной улочке, а к ночи падала от усталости и засыпала, чтобы
с утра начать заниматься тем же самым.
Вокруг нее собирался всякий сброд - торговцы, нищие, паломники, священники, монахини и наблюдали за
этим нечестивым зрелищем. Так продолжалось 4-6 дней и, наконец, власти перепугались и отправили ее
на лечение в место, где находилось святилище Витуса, в тридцати километров от Страсбурга.
Власти решили, что Витус проклял её и теперь пусть сам займется её лечением.
Но на этом дело не кончилось. Хореомания оказалась заразной и на следующий день после отбытия Frau
Troffea на улицы Страсбурга вышли уже десятки хореоманов.

Германская гравюра истерического танца на кладбище, ок. 17 век. Обратите внимание на
разорванную руку, размахиваемую человеком слева от круга

А между тем мнения об этом явлении у общества разделились.
Духовество считало, что это работа мстительного святого Витуса, а гильдия врачей предъявила свою
версию - что это заболевание от перегретой крови. Существующий тогда метод лечения предполагал
использование гуморального метода - очищение крови. Но этот метод лечения предполагал, что сначала
все должны начать танцевать, а когда уже не смогут больше двигаться, надо начать очищать кровь.
Что-то похожее на прививки современные, слегка заразить болезнью, а потом уже и не заболеешь
повторно.
Видать и в те времена власти не всегда шли на поводу у духовенства, а многим был не чужд научный
прогресс, местные советы решили последовать рекомендациям гильдии врачей, объявляющим танец
«естественным заболеванием, которое исходит из перегретой крови».
В хронике шестнадцатого века, составленной архитектором Даниэлем Спеклином, рассказыватся о том,
что сделали власти.
- все залы различных гильдий были превращены в танцзалы;
- на рынке лошадей и зерновом рынке соорудили платформы для танцев;
- были мобилизованы десятки музыкантов играть на барабанах, скрипках, трубах и рогах;
- были приглашены из числа ещё не заболевших хореоманией танцоры, которые как массовики - затейники,
должны были поощрят к танцу.

В общем власти постарались и сделали все возможное, чтобы люди больные хореоманией быстро
дошли до точки, когда их можно было начинать лечить.
Старались как лучше, а получилось как всегда у власти бывает. Люди были менее склонны к научному
медицинскому объяснению, а увидели в этих бешеных масштабах танцующих ярость святого Витуса и
пришли в ужас. А так как без греха людей обычно бывает мало, либо совсем отсутствуют, то
«танцевальная чума» стала захватывать уже не десятки, а сотни граждан.

Деталь из копии на синей бумаге рисунка 1564 года Питера Бройгеля, изображающего страдальцев
танцевальной эпидемии, происходящих в Моленбеке в этом году

Ситуация достигла таких масштабов, что пришлось возвращаться к давним испытанным методам -
запрещать и не пущать.
Приказано было убрать все сцены, затем убрать публику, наблюдающей за танцами.
Но в раже уже тайных советников было не остановить и он пошли дальше
- запретить вообще танцевать до сентября.

Но тут уже и гражлане нормальные, не больные, возмутились. Жизнь людей сопровождалась разными событиями,
праздники, юбилеи, корпоративы и т.д., которые было принято сопровождать танцами. Например, у бюргеров
были приняты танцевальные па в так называемом басаданзе, нагруженые элем крестьяне любили попрыгать
в паре, чтобы выпустить пар.
Пришлось вводить исключения в правила.

Себастьян Брант, страсбургский канцлер и автор The Ship of Fools(1494), подробно
изложил исключение из запрета:

«Если почетные люди хотят танцевать на свадьбах или празднования первой мессы в своих домах, они
могут сделать это при помощи струнных инструментов, но они не используют тамбурины и барабаны»

Кроме того, совет приказал, чтобы тяжело больные отправились на трехдневную поездку в святилище
Святого Витуса, где была излечена Frau Troffea.
В дело вступили священники. Действовали старыми испытанными методами. Заболевшего хореомана помещали
под деревянным изображением святого Витуса, давали в руки маленькие кресты, а на ноги одевали
красные туфли.
Затем выполнялся ритуал - в атмосфере, заполненной благовониями и заклинаниями,
на туфли брызгали святую воду и рисовали кресты освященным маслом.
И представляете, помогло - поток заболевших стал резко сокращаться.
Но многое в этой истории осталось в тайне и неизвестности.
Вроде погибло 15 человек, но говорили, что может быть и сотни.

Деталь из 1642 гравюры Хендрика Хондиус, на основе 1564 рисунка Питера Брейгеля в танцевальной
эпидемии, происходящей в Molenbeek

Что было причиной этих вынужденных танцев?
Вот мнение Парацельса.

Он считал, что Fra Troffea была интриганкой и пыталась обмануть своего мужа, господина Troffea.

«Чтобы сделать обман максимально совершенным и действительно создать впечатление
болезни, она прыгала и пела, что было очень неприятно её мужу ».

Увидев успех Fra Troffea, другие женщины начали танцевать, чтобы раздражать своих
мужей, поддерживая « свободные, непристойные и дерзкие » мысли.

Этот тип танцевальной мании был классифицирован Парацельсом как
- хорейская ласкава (вызванная сладострастными желаниями «без страха или уважения»),
-которая сидела рядом с хорейской фантазией (вызванной воображением «от ярости и ругательства»)
- иChrorea naturalis (гораздо более мягкая форма, вызванная телесными причинами) в качестве трех
основных форм состояния.

Таким образом Парацельс считал причину болезни в умах хореоманов, а не на небесах, но следует учесть,
что он был женоненавистником, поэтому его диагноз выглядит несколько недостоверно.

Портрет Парацельса, после Квентина Мациса, ок. 1530

Некоторые современных историки утверждают, что танцевальные эпидемии средневековой Европы были вызваны
спорами, особбый вид, находящейся на стеблях сырой рожи, которая может вызвать подергивание и
галлюцинации - состояние, известное как Огонь святого Антония.

Однако, историк Джон Уоллер считает - споры могут вызывать судороги и галлюцинации, но также ограничивают
приток крови к конечностям. Кто-то, отравленный им, просто не мог танцевать несколько дней подряд.

Джон Уоллер объясняет танцевальную чуму своим глубоким знанием материальной, культурной и духовной
среды Страсбурга XVI века:

«Безумие прошлого - не окаменевшие сущности, которые можно выщипывать без изменений из своих ниш и
помещать под наши современные микроскопы. Они кажутся, пожалуй, более похожими на медуз, которые
рушатся и высыхают, когда их удаляют из окружающей морской воды»

По словам Джон Уоллер, бедняки Страсбурга были заражены эпидемией истерических танцев. Прежде всего
надо отметить, что каждая европейская танцевальная чума между 1374 и 1518 годами происходила около
Страсбурга, вдоль западного края Священной Римской империи. Для этого складывались определенные
условия. В 1518 году череда плохих урожаев, политическая нестабильность и приход сифилиса вызвали
крайне тяжелые условия жизни. Эти страдание вылились в истерическое танцевание, потому что
граждане полагали, что это может помочь. Люди могут быть необычайно внушаемыми, и уверенности
в мстительности святого Витуса было достаточно, чтобы его старались усладить танцами.

«Умы хореоманов были втянуты внутрь,
- пишет Уоллер,
- бросили по сильным морям их самые глубокие страхи»

Деталь картины, основанной на 1564 году пьесе Питера Бройгеля о танцевальной эпидемии,
происходящей в Моленбеке в этом году

Один из способов разъяснить танцевальную чуму - это рассмотреть состояния транса, который люди и
сегодня бывает достигают. В культурах по всему миру, в том числе в Бразилии, Мадагаскаре и Кении,
люди впадают в трансы сознательно, во время церемоний, или невольно, в периоды экстремального
стресса.
Джон Уоллер, описывая распространение танцевальной чумы в качестве примера психической заразы,
проводит параллель со смешной эпидемией, охватившей регион Танганьика (современная Танзания) в
тяжелом постколониальном году 1963 года. Когда пара девушек в местной школе миссий стали хихикать,
их друзья последовали этому примеру, и затем уже две трети учеников стали смеяться и плакать
одновременно и не могли остановиться, и пришлось закрыть уже всю школу. Затем дома ученики
«заражали» свои семьи, а вскоре целые деревни были истощены истериками. Врачи наблюдали несколько
сотен случаев, в среднем в неделю.

Во время танцующей чумы могли сходить с ума все: мужчины, женщины и дети, которые танцевали до тех пор, пока не теряли силы и не падали от усталости.

Это явление остаётся неразгаданной тайной для современных учёных по сей день. Они так и не выработали однозначной теории по этому поводу.

ТАНЦЕМАНИЯ

Танцующая чума или «Танцемания» происходит от термина «хореомания», от греческого хорос (танец) и мания (безумие).

Термин был придуман Парацельсом, и болезнь первоначально считалась проклятием, которое было послано Иоанном Предтечей или святым Витом, поэтому эта эпидемия также известна под названием «Танец святого Вита» или «Танец Святого Иоанна». Жертвы танцующей чумы часто заканчивали свои шествия в местах, построенных в честь этих святых, там они молились, чтобы танцы прекратились. Примечательно, что вспышки танцующей чумы часто вспыхивали во время праздника святого Вита.

Ученые описывают танцующую чуму как «коллективное психическое расстройство», «коллективную истерию» и «массовое безумие».

ВСПЫШКИ

Самая ранняя вспышка эпидемии танцующей чумы произошла в 7 веке, и ещё множество раз они происходили по всей Европе до 17-го века. Потом они резко прекратились. Одна из известных ранних вспышек произошла в 1020-е годы в Бернбурге, когда 18 крестьян начали петь и танцевать вокруг церкви, прервав тем самым Рождественскую службу.

Дальнейшие вспышки произошли в 13 веке, в том числе в 1237 году, когда большая группа детей прошла по дороге от Эрфурта до Арнштадте, весь путь прыгая и танцуя. Этот случай странно похож на легенду о крысолове из Гамельна.

Другой инцидент произошёл в 1278 году, и в него было вовлечено около 200 человек, которые танцевали на мосту через реку Маас в Германии, в результате чего мост разрушился. Многие из оставшихся в живых были доставлены в соседнюю часовню святого Вита и оказались в полном здравии.

Первая крупная вспышка танцующей чумы произошла между 1373 и 1374 годами, поразив сразу три страны: Англию, Германию и Нидерланды.

24 июня 1374 года одна из самых больших вспышек началась в Экс-Ла-Шапель, Аахен (Германия), а потом перекинулась на другие территории: Кельн, Фландрию, Франконию, Эно, Мец, Страсбург, Тонгерен, Утрехт и в такие страны, как Италия и Люксембург.

Дальнейшие вспышки произошли в 1375 и 1376 годах во Франции, Германии и Голландии.

В 1381 году была зарегистрирована вспышка в Аугсбурге. Дальнейшие инциденты произошли в 1418 году в Страсбурге, где люди постились в течение нескольких дней, вспышка массового помешательства, возможно, была вызвана истощением.

Ещё одна вспышка зафиксирована в 1428 году в Шаффхаузене, где монах дотанцевался до смерти. В том же году группа женщин в Цюрихе также была охвачена танцевальным безумием.

Самая известная вспышка произошла в июле 1518 года в Страсбурге.

Вспышка началась, когда одна женщина, фрау Tроффея, начала отплясывать дикие танцы прямо на улице Страсбурга. Это продолжалось от четырёх до шести дней подряд. За неделю к ней присоединилось ещё 34 человека, и в течение месяца количество танцоров увеличилось до 400. Некоторые из этих людей в конце концов умерли от инфарктов, инсультов или изнеможения.

Исторические документы, в том числе заметки врачей, соборные проповеди, местные летописи и даже книги городского совета Страсбурга ясно говорят о том, что жертвы танцевали. Неизвестно только, почему они не могли остановиться и некоторые доплясались до смерти.

Когда положение с танцующей чумой ухудшилось, обеспокоенные дворяне обратились за советом к местным врачам, которые сослались на астрологические и сверхъестественные причины.

Вместо того чтобы назначить больным лечение, власти стали поощрять танцы. Они сделали это, потому что считали, что танцоры выздоровеют, только если будут танцевать день и ночь. Чтобы повысить эффективность лечения, власти даже заплатили музыкантам, чтобы те поддерживали танцующих. Однако привлечение музыкантов заставляло ещё больше людей присоединяться к всеобщему безумию.

Историк Джон Уоллер отметил, что многие из танцоров, которые не могли больше выдержать танцевальный марафон, мужчины и женщины, умирали.

Дальнейшие инциденты произошли в 16 веке, когда танцующая чума достигла своего пика.

В 1536 в Базеле безумие охватило группу детей.

В 1551 году в Ангальте зафиксирован случай лишь с одним человеком.

В 17-м веке случаи рецидива танцующей чумы были записаны профессором медицины Грегором Хорстом, который отметил: «Несколько женщин, которые ежегодно посещают часовню Святого Вита в Дрефельхаузене, безумно танцевали день и ночь, пока они не рухнули в экстазе. После этого они чувствовали себя нормально до следующего мая, пока снова… не вынуждены были прийти на это места в день святого Вита… Говорят, одна из этих женщин танцует каждый год на протяжении 20 лет, другая уже целых 32 года».

Танцевальная чума полностью исчезла к середине 17-го века. По словам Джона Уоллера, хотя в истории были зафиксированы многочисленные факты такой странной эпидемии, лучше всего задокументированы случаи вспышки 1374 и 1518 годов…

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вспышки танцующей чумы отличались друг от друга, но кое-какие характерные особенности этой странной болезни были отмечены. В основном вспышки болезни происходили в трудные времена. Десятки тысяч людей могли танцевать при этом несколько часов, дней и даже недель и месяцев.

В современной литературе часто отмечается, что основными участниками танцующей чумы были женщины, но многочисленные источники говорят об обратном, в танцах участвовали все: и мужчины, и дети.

Также до сих пор учёные спорят, были эти танцы спонтанным явлением или организованным мероприятием. Не вызывает сомнений однако то, что танцоры, похоже, находились в бессознательном состоянии и не могли контролировать себя.

Автор Роберт Бартоломью, который исследовал этот социальный феномен, отмечал, что участники танцев часто не проживали в том месте, где они происходили. Эти люди обычно путешествовали, переходя из одного места в другое, и к ним по пути присоединялись другие люди. С собой они приносили обычаи и поведение, которое казалось странным местным жителям. Бартоломью описал, что танцоры носили «странные, красочные наряды и деревянные палки».

Другой исследователь, Роберт Маркс, отмечал, что некоторые украшали свои волосы гирляндами.

Однако не все вспышки эпидемии танцевальной чумы были вызваны иностранцами и не все они проходили относительно спокойно. Бартоломью отмечает, что некоторые были полностью раздеты и показывали неприличные жесты во время танцев. Некоторые даже вступали в половую связь. Другие вели себя, как животные, рычали, прыгали и скакали.

Мало кто останавливался, иногда в танцах кому-то случайно ломали рёбра, и они впоследствии умирали. Танцоры кричали, смеялись или плакали, некоторые пели.
Бартоломью также отмечает, что тех, кто просто наблюдал за танцами, иногда силой вовлекали в них, даже если они отказывались принимать в этом участие.

Танцующие также странно реагировали на красный цвет. В книге «История безумия в шестнадцатом веке Германии» автор Мидлфорт отмечает: «Они совсем не воспринимали красный цвет». Бартоломью также сообщает: «Говорят, что танцующие не выдерживали красный цвет, часто становясь жестокими, увидев его».

Бартоломью также отмечает, что танцующие «не выносили остроконечных туфель», что им нравилось, когда их били по ногам.

Во время танца многие начинали страдать от различных заболеваний: испытывали боль в груди, судороги, галлюцинации, эпилептические припадки и т.п. В конце концов большинство просто падали, сраженные усталостью.

Мидлфорт, однако, говорит, что многие испытывали состояние экстаза. Как правило, вспышка танцующей чумы была заразна, но охватывала небольшие группы людей.

ТАРАНТИЗМ

В Италии подобное явление было вызвано тарантизмом, жертвой которого, как считали, становились те, кого укусил тарантул или скорпион.

Ранняя известная вспышка тарантизма произошла в 13 веке, когда считалось, что от укуса паука можно излечиться, лишь танцуя под определённую музыку. Тогда, считалось, яд выведется из крови. Как и с танцующей чумой, люди вдруг начинали танцевать, после того как почувствовали, что их кто-то укусил. К ним присоединились другие люди, которые верили, что их старые укусы также будут исцелены музыкой и теплом тела. Они танцевали тарантеллу под музыку, которая в конце концов «исцеляла» их, по крайней мере, временно.

Некоторые продолжали лечение, связывая друг друга виноградными лозами и избивая друг друга, притворялись, что ведут друг с другом бой на мечах, выпивали большое количество вина и прыгали в море. Некоторые умирали, если их танец не сопровождался музыкой. Страдали они от тех же типичных симпотомов, что и при танцующей чуме: головных болей, дрожи, тремора и видений.

Как и с танцующей чумой, больные не выносили определённый цвет, но на этот раз это был чёрный цвет. В отличие от танцующей чумы тарантизм был распространён в Италии и Южной Европе. Это было обычной практикой вплоть до 17-го века, потом всё прекратилось, но маленькие локальные вспышки происходили в Италии вплоть до конца 1959 года.

Тарантизм был связан в основном с укусами насекомых. Профессор Эрнесто Де Мартино доказал, что в большинстве случаев больные считали, что их кто-то укусил.
В результате людей охватывала паника, и они начинали вести себя таким образом. Несмотря на их различия, многие считают тарантизм и танцующую чуму синонимами.

ТЕОРИИ

Многочисленные гипотезы были предложены для объяснения эпидемии танцующей чумы. Остаётся неясным, действительно ли это была реальная болезнь или какое-то социальное явление.

Одна из самых известных теорий заключается в том, что жертвы страдали от отравления спорынью, которое было известно под названием «огонь святого Антония» в Средние века.

Во время наводнений и влажных периодов спорынья могла вырасти на некоторых злаках, таких как рожь и пшеница. Это могло вызвать галлюцинации, но, тем не менее, это не объясняет странного поведения людей, которое происходило во время танцующей чумы.

Другие теории предполагают, что симптомы были похожи на энцефалит, эпилепсию и тиф, но, как и эрготизм (отравление спорынью), они не объясняют всех симптомов танцующей чумы.

Многочисленные источники предполагают, что танцемания и тарантизм, возможно, просто были результатом стресса и напряженности, вызванными стихийными бедствиями, которые часто происходили в то время, такими как наводнения. Исследователи Гетерингтон и Манро описывали танцеманию как результат «совместного стресса», когда люди танцевали, чтобы снять общее напряжение от бедствий и нищеты, при этом они старались добиться восторженного состояния души и начать видеть галлюцинации.

Другой популярной теорией является то, что вспышки эпидемии были просто хорошо организованным действом. Возможно, это были танцы, организованные в соответствии с древнегреческими и римскими религиозными ритуалами. Несмотря на запрет проводить их, в то время их могли проводить под видом неконтролируемой танцевальной чумы.

Юстус Хекер, медицинский писатель 19-го века, описывал это как своего рода фестиваль или карнавал, когда проводился некий языческий ритуал. Люди прыгали через огонь и дым, пытаясь отогнать от себя болезни. Бартоломью отмечал, что люди продолжали прыгать и скакать ещё долго после того, как в таких ритуалах гасили огонь.

Он убеждён, что многие участники танцемании были психически нездоровы, но также вероятно, что некоторые принимали в этом участие из-за страха или просто копировали поведение окружающих.

Источники соглашаются, что танцующая чума была одной из самых ранних задокументированных форм массовой истерии, и описывают её как «психическую эпидемию».

Также было высказано предположение, что вспышки быть вызваны в периоды напряженности и бедствий, когда необразованные европейцы верили, что «танцующую чуму» на них насылают злые духи.

Человеческое тело — это чудотворная машина. Ученые не всегда могут понять силу его восприимчивости к самым странным ситуациям на протяжении всей истории. Что происходит с телами людей, когда их охватывает коллективное безумие? Почему человек даже не может противиться желанию тела двигаться?
Что происходит, когда метеорит вызывает массовое психическое нездоровье? Или смеющаяся эпидемия?

Средневековая танцевальная чума, 1518


Давайте потанцуем

Слышали о Танцующей чуме? Звучит невероятно, но это случилось с жителями Страсбурга в 1518 году.

Началось все с одной женщины по имени Фрау Троффа. Она вышла на улицу в жаркий июльский день, стала танцевать в исступлении, и продолжала танцевать до ночи, не останавливаясь, пока не упала от истощения.

Даже если бы на этом всё закончилось, это все равно будет странной историей.
Однако, сумасшествие только начиналось. Фрау Троффа поднялась рано утром, вышла на улицу - туда, где вчера все началось, и продолжила. Еще более странным было то, что в течение недели другие начали присоединяться к ней в неконтролируемых танцах.

Массовые танцы заставили местных врачей задуматься. Они исключили астрологические и сверхъестественные причины и объявили, что чума является болезнью и виновата «горячая кровь».

Местных власти решили, что больные могут излечиться от болезни, если предоставить им возможность танцевать круглосуточно. В городе были открыты два танцевальных зала и возведена деревянная сцена. Туда также были приглашены музыканты, чтобы заставлять пораженных чумой непрерывно танцевать. Начался полноценный танцевальный марафон.

К августу того года около 400 горожан стали жертвами этой танцевальной чумы. Это были не все забава и игры. Люди продолжали танцевать изо дня в день, несмотря на кровавые ноги. Многие танцоры рухнули от чистого истощения. Некоторые даже умерли от инсультов и сердечных приступов.

Танцевальная чума не закончилась до сентября.
Власти тогда запретили любые увеселения в городе, включая азартные игры, проституцию, музыку и танцы.
А танцоров, наконец, загрузили в телеги и провезли в храм. Над пораженными были проведены различные религиозные обряды. Через несколько недель эпидемия пошла на убыль. Большинству пораженных удалось восстановить контроль над своими телами

Так что могло заставить людей буквально танцевать себя до смерти? Никто не знает наверняка, но существует несколько возможных объяснений.
Например, пищевое отравление психоактивными продуктами спорыньи, поражающей различные злаки.
Другая теория - массовая психогенная болезнь (MPI) - это тип массовой истерии, которая может быть вызвана экстремальными уровнями психических трудностей. Сегодня это остается наилучшим объяснением того, что произошло в 1518 году.

Кошки-монахини

Иллюстрация Мишель Уотерс

Видимо, средневековая Франция была настолько мучительно скучной, что даже ее духовенство начало проникаться массовой истерией)).

В XV веке французская монахиня вдруг начала мяукать, как кошка, вскоре и другие монахини в монастыре тоже мяукали.
В конце концов замяукали все монахини, оставляя окружающее сообщество изумленным. Эпидемия продолжалась до тех пор, пока полиция не пригрозила штурмом монастыря и кнутом для монахинь.
Тогда люди перестали считать себя кошками.

Эпидемия смеха Танзании, 1962

В 40-ю годовщину эпидемии «смеха», случившегося в 1962 году, стали исследовать невероятное мифическое событие, которое парализовало многочисленные города: в течение нескольких месяцев жители были поглощены ненасытным смехом.
Но эта горькая чума хихиканья — не смех. Это был большой стресс, а не блаженство, его первой жертвой стали более тысячи жителей в африканской деревне.
«Инцидент продолжался около года, в рецидивах, а не постоянно», - объяснил д-р Христиан Хемпельманн.
«Истерически смеется» приобретает совершенно новый смысл.

Он пришел из космоса, 2007

В 2007 году метеорит упал на территории Южной Америки и, похоже, не наносил большого ущерба сначала).
Но потом сотни любопытных местных жителей, которые пришли посмотреть на метеорит, начали испытывать тошноту, диарею и приступы рвоты.
Некоторые ученые считают, что метеорит мог разжечь токсины в почве с близлежащего завода, но исследователь Перуанского геофизического института сказал, что это маловероятно. По сей день, случай «метеоритной болезни» остается загадкой...

И последнее о коллективной массовой истерии: я оставлю вам этот самый классический случай

Это очень грустная история, причины которой до сих пор неясны.
Существует несколько материалистических версий, объясняющих произошедшее, — истерия, особенности психологии пуритан, отравление ядовитым веществом, заболевание особой формой энцефалита — «энцефалит летаргический» (encephalitis lethargica), симптомы которого сходны с описываемыми в салемском случае.

В июле 1518 года женщина по имени фрау Троффеа вдруг начала танцевать прямо посередине одной из улиц города Страсбург, во Франции. В течение недели, еще 34 человека присоединились к Троффеа, и в течение месяца еще около 400 людей также заразились неизвестной «лихорадкой танцев».

Загадочная болезнь

Лихорадка началась с одной женщины. Люди, которые находились на этой улице Страсбурга, смотрели на нее с изумлением, некоторые как на умалишенную. Но общий страх вызывало то, что женщина танцевала не вальс, танго или макарену, а дергалась в конвульсиях, ее конечности перемещались непроизвольно. Такое состояние у женщины продлилось несколько дней.

Однако уже через короткое время все больше людей вокруг взрывались в похожем танце, потом еще и еще. В течение недели таких людей насчитывалось больше 35, и положение становилось все более неконтролируемым.

К концу августа, спустя шесть недель после первого «танца» Троффеа, подобной «лихорадкой танца» были заражены больше 400 человек. Они танцевали изо дня в день, прыгая и скача без отдыха, пока, наконец, не падали на землю без сознания, многие из них умерли от истощения, сердечного приступа или инсульта.

Те, кто пострадал от неизвестной лихорадки, были похожи на людей, вошедших в состояние транса. Многие из них танцевали вплоть до 6 дней подряд, хотя, казалось бы, должны были умереть менее чем через 3 дня такой бурной физической работы, не добавляя к этому тот факт, что они все это время не принимали пищу и не пили.

Поиски лекарства

«Танцевальная лихорадка» оставалась для всех полной загадкой в то время – единственное, что было ясно – люди танцевали, но не останавливались, и что лихорадка была заразной. Власти созывали собрания по поводу неизвестной болезни, выслушивали многие теории (среди возможных причин, которые вызывают «танцевальную чуму» обсуждались проклятия Бога, деятельность множества демонов или обыкновенная болезнь, которой болеют люди с «горячей кровью»). Среди немаловажных вопросов обговаривались также и способы, благодаря которым можно было бы вылечить новую болезнь.

Многие врачи пришли к выводу, что самым лучшим способом лечения неизвестной лихорадки было заставлять пациентов танцевать еще больше! Через некоторое время были построены и открыты два больших зала. Те, кого поразила «танцевальная лихорадка», были отправлены в эти места. Там для них играл оплаченный оркестр музыкантов, который обеспечивал больным живую музыку городе.

До пятнадцати человек в день умирали от истощения (итоговое число погибших неизвестно). Муниципальные власти приняли противоположные меры: в городе запретили любую музыку и ввели штрафы для тех, кто будет играть на музыкальных инструментах или танцевать.

Конечно, были введены исключения и для этих правил: вне запрета остались свадьбы и религиозные обряды. На них было разрешено использование струнных инструментов, но запрет на ударные инструменты должен был соблюдаться и во время этих церемоний.

Тем не менее, запрет на музыку не сработал. Было решено, что на город Страсбург наслали проклятие и единственным способом снова заставить город жить нормальной жизнью, было изгнание всех, кто заболел «танцевальной лихорадкой». Нежелательные люди были изгнаны, некоторых «танцоров» доставили в храм святого Вита, где они вскоре пришли в себя и были полностью вылечены.

Определенно не единичный случай танцевальной чумы

Эти несколько месяцев стали очень необычными для жителей Страсбурга. Многие исследователи считают, что такие танцы родились из суеверия, стресса или массовой истерии.

Необычное явление, происходившее во времена Средневековья, до сих пор не нашло четкого и обоснованного объяснения. Речь идет о танцевальной чуме, которая свирепствовала в Европе с 14 по 18 века.

Чаще всего при обсуждении этого необычного явления говорят о случае, произошедшем в 1518 году в Страсбурге. Посреди улицы большого города женщина по имени Троффеа неожиданно начала танцевать. Она прыгала по улицам города в течение всего дня, пока ее силы не иссякли к вечеру, и она не упала, полностью обессилив. После такого танцевального марафона Троффеа проспала несколько часов, но даже во сне ее мышцы продолжали подергиваться, словно она и во сне продолжала свой безумный танец. На третий день плясок, оказалась что ее обувь буквально пропитана кровью, но, несмотря на жуткую усталость и невыносимую боль, она не могла остановить свой безумный танец. Несчастную отправили в один из храмов, в надежде на помощь святого места, но было поздно, и вскоре женщина умерла.

В течение нескольких дней еще 34 жителя города присоединились к этому бесконечному танцевальному марафону. Через месяц «танцевальная лихорадка» охватила уже более четырех сотен человек. Люди танцевали без остановки и, вскоре, погибали.

Отношение обывателей Страсбурга к танцующим было разным: одни смеялись, вторые считали, что эти танцоры сошли с ума, третьи боялись, что проклятье ляжет на их голову. Но всех удивляло, что обезумевшие люди танцевали не вальс, не танго, не макарену – их движения больше напоминали непроизвольную конвульсию, казалось, что конечности танцоров двигаются независимо от желания самих людей. Все это безумие продолжалось несколько дней. Некоторые падали без сознания, другие умирали от истощения или от сердечного приступа. Считалось, что в обычном состоянии человек может выдержать такую физическую нагрузку (без приема пищи и воды) не более 3 дней, а люди, заразившиеся «танцующей чумой» выдерживали танцевальный марафон до 6 дней, входя в какой-то странный транс. Со стороны всем, кто видел дергающихся в каком-то мистическом танце людей с окровавленными ногами, казалось, что эти танцоры сошли с ума. Но больше всего поражало то, что количество зараженных с каждым днем становилось все больше.

Болезнь охватывала все больше людей и причины ее появления оставались загадкой. Ясно было одно – болезнь оказалась заразной. Власти прикладывали максимальные усилия для выяснения причин, вызывающих «танцевальную чуму». Высказывались многочисленные предположения: проклятие Бога, влияние демонов, новая болезнь, которой подвержены люди, имеющие «горячую кровь». Одновременно велись поиски способов лечения новой болезни.

Врачи считали, что самым эффективным лечением странной болезни может стать только понуждение заболевших танцевать еще больше. Для этого срочно оборудовали многочисленные танцевальные залы с живой музыкой. Всех «танцующих» отправили в эти приспособленные помещения. Некоторые залы были оборудованы рядом со святыми местами. Через некоторое время стало понятно, что решение было ошибочным: ситуация в городе с каждым днем ухудшалась. Ежедневно погибало более 15 танцующих людей. Тогда власти приняли противоположное решение – запретили любую музыку и танцы, введя большие штрафы за нарушение. Исключение сделали для свадеб и некоторых религиозных обрядов (разрешено было использовать только струнные инструменты и существовал полный запрет на ударные инструменты). Эти меры тоже не сработали. Осталось признать, что Страсбург подвергся проклятию. Чтобы избежать больших жертв, решено было изгнать «танцоров» их города. Многим зараженным танцевальной чумой удалось укрыться в храме святого Витта. Есть сведения, что те, кого приютил храм, вскоре полностью вылечились.

Но случай в Страсбурге был не единичным. «Танцевальная чума» охватила всю континентальную Европу. Число больных достигло несколько тысяч человек! В следствии чего возникла массовая истерия, а страх царивший в европейских городах, способствовал еще большему распространению болезни.

Первым средневековым лекарем, описавшим новую болезнь, стал алхимик Парацельс. Для описания явления «танцующей чумы» он использовал новый термин – «хореомания». Парацельс подошел к объяснению причин заболевания с другой стороны, нежели его коллеги. Он узнал, что первая зараженная – фрау Троффеа, очень любила танцевать, но муж категорически запрещал ей это делать. Парацельс предположил, что безумный танец она начала, чтобы позлить мужа. Знаменитый лекарь указывал на три основные причины танцевальной болезни: первая – из-за социальной нестабильности; вторая – присоединявшиеся к танцевальному марафону люди имели проблемы сексуального характера; третья — не исключено, что люди начинали танцевать с целью получить физическую нагрузку.

Версия Парацельса частично подтвердилась. Явление танцевальной чумы произошло сразу после страшной эпидемии Черной смерти. Поэтому новое заболевание, возможно, стало ответом на ранее полученный стресс от жуткой эпидемии. Современные медики знают о том, что у некоторых психически больных пациентов наблюдаются непроизвольные сокращение мышц ног. Стресс мог вызвать не только страх перед эпидемией, в это время общество испытывало на себе значительное социальное расслоение. Страх оказаться за чертой бедности, приводил к огромному моральному напряжению в среде простых людей.

В Италии считали, что причиной «танцевальной чумы» стали укусы тарантулов, поэтому эту болезнь итальянцы называли тарантизмом. Жертвы новой болезни пытались лечиться, погружаясь в морские воды: многие утонули. Эта версия заражения вызывает большие сомнения, поскольку яд тарантула не опасен для человека.

Средневековые лекари не оставляли попыток вылечить пациентов, пораженных «танцевальной манией». Одним из методов стало связывание заболевшего: его пеленали, словно младенца, не давая шанса пошевелить конечностями. Некоторые из пострадавших требовали, чтобы им туго обвязывали живот или били по нему: якобы это помогает им защититься от безумия и приносит облегчение. По разработанной Парацельсом методике лечения, заболевших «танцевальной чумой», запирали в темной комнате, морили их голодом, давая только хлеб и воду, а в монастырях избивали несчастных больных, преследуя, как им казалось, благие цели.

Не получая каких-либо положительных результатов, больных попытались кормить. И действительно безумие проходило, но на короткое время, а затем больной начинал снова свой сумасшедший танец. Заболевшие утверждали, что во время припадков они совсем не осознавали, что происходит вокруг, а вынуждены были двигаться до полного истощения.

«Танцевальная мания» не прошла и мимо детей. Около сотни детей «танцевали» на улицах Германии, и падали на землю от усталости и истощения. Часть малышей удалось спасти и вернуть родителям, но среди детей были и погибшие.

Часто эту танцевальную манию сравнивают с пляской святого Витта. Святой считался покровителем всех танцоров, но эта болезнь не была танцем, скорее всего безумной и неуправляемой пляской, заставляющая пострадавших трястись и прыгать в каком-то сумасшедшем припадке.

Сегодня это заболевание называют хореей и его пытаются лечить. Но до сих пор не ясна причина его появления. Возможно, наука еще не готова дать этому странному явлению какое-либо объяснение.

No related links found