Сколько погиб цой. Биография виктора цоя. Резчик по дереву и фронтмен группы «Кино»

Юрий Антипов, независимый технический эксперт

15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в ДТП на 35 километре трассы «Слока - Талси» под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги. Согласно официальной версии, певец заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» тёмно-синего цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус».

Согласно милицейскому протоколу, автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В. Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал. …В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления.

На первый взгляд, версия весьма убедительна: чрезмерная скорость на фоне недосыпа. Однако сомнения возникают, когда видишь, по какой дороге Виктор будто бы летел со скоростью 130 км/час. Посмотрите на фото этого "автобана".

Это - сельская "дорожка" шириной менее 5 метров, с подступающими к обочинам деревьями и крутыми поворотами. Любому водителю понятно: разогнаться по ней до 130 км/час весьма затруднительно - хотя бы потому, что на поворотах придется тормозить и постоянно сбавлять скорость.

Кроме того, певец ехал отнюдь не на Порше или Феррари с их реактивными разгонами и отточенной управляемостью. Езда на советском "Москвиче" со слабеньким моторчиком, скверным рулевым управлением, гудящей коробкой передач и сильным шумом в салоне явно не провоцирует на рекорды. Опять же человек, испытывающий состояние недосыпа, не будет давить на газ до пола и выжимать из "ведра с гайками" максимум скорости.

Но допустим, что, засыпая на ходу, Цой зачем-то решил поупражняться в стрит-рейсинге. Хотя был абсолютно трезвым и ехал один (то есть демонстрировать кому-либо навыки гонщика не имело смысла). Чтобы удостовериться в этом, достаточно для начала изучить фото его машины после аварии. Но...

До сегодняшнего дня нигде в интернете невозможно найти фото машины Виктора Цоя после ДТП, что само по себе вызывает удивление. Вот этом снимок авто Цоя, которое фигуририрует в поисковике Интернета, а также в
фильмах об этом резонансном ДТП, является фейковым.

Есть много моментов, указывающих, что это не машина В. Цоя. Один из них – несовпадение ГРН
(государственный регистрационный номер) этой машины с реальным номером. На
фото достаточно отчётливо в номере просматривается цифра «4». Реальный же номер машины В.
Цоя: Я6832ММ.

Кроме того, характер повреждения таков, будто на "Москвич" с чужим номером упала бетонная балка, продавив капот вместе с двигателем. Ничего подобного в аварии с певцом не было.

Ну, хорошо. У нас нет фото "Москвича". А как насчет повреждений у автобуса? Его снимок после аварии... тоже отсутствует! Есть только фото уже восстановленного после ДТП автобуса, и по нему
невозможно установить повреждения, полученные в результате ДТП.

Поэтому техническому анализу подвергнутся только два объективных документа. Это схема ДТП,
составленная следователем на месте ДТП и записанное на видео интервью водителя этого
автобуса. При техническом анализе будут использованы и другие побочные источники.

Итак, как утверждает следствие (хотя никаких автоэкспертиз по этому ДТП не проводилось), что
В. Цой значительно превысил скорость, и она составляла более 100 км/час. На этой скорости он
не справился с управлением и, выехав на встречную полосу движения, столкнулся с автобусом.
Скорость движения автобуса, как утверждается самим водителем автобуса, была не более 60-70
км/час. При этом автобус ехал без пассажиров, и соответственно, не было никого из свидетелей,
которые могли бы подтвердить эту скорость. Аналогично и по «Москвичу-2141». Никто не видел,
как и с какой скоростью двигался автомобиль В. Цоя.
Повторю, единственный свидетель этого ДТП это водитель автобуса. На его показания при
отсутствии авто экспертиз и свидетелей и опиралось следствие, делая выводы по этому ДТП.
В прессе среди прочих версий по причине ДТП обсуждалась версия самоубийства. Не буду
подробно на ней останавливаться. Скажу лишь одно. В медицинской экспертизе очень сильно
превалируют повреждения тела В. Цоя с правой стороны. Это означает, что удар автобусом по
машине пришёлся с правой стороны машины (справа-спереди).

Никогда самоубийца не будет подставлять правую сторону своего автомобиля, чтобы покончить с
жизнью. Вероятность выжить в этом случае гораздо выше, чем фронтальный удар или
столкновение левой стороной (со стороны водителя) со встречной машиной. Поэтому самоубийца просто выезжает на встречную полосу и несётся по ней навстречу двигающемуся прямо на него
транспорту.
Таким образом, при отсутствии детальных фото автобуса и «Москвича-2141» остаётся
проанализировать только схему ДТП. И доказать, что не было никакой скорости более 100 км/час
у машины В. Цоя. Даже близко не было. И все голословные утверждения о значительном
превышении скорости являются лишь досужим вымыслом, полностью лишённым
профессионализма и технической логики.

Машина В.Цоя двигалась по правой стороне дороги. Проехав ограждение мостика через мелкую
речку (три столбика справа на фото, показаны стрелками), машина дальше продолжила
движение по прямой.
Но, согласно схеме ДТП, задолго до мостика машина «Москвич-2141» двигалась прямолинейно,
при этом её правые колеса оставили на обочине следы.

Хотя на схеме это не показано, но, по утверждению людей, прибывших на место ДТП, следы
правых колёс «Москвич-2141» шли по обочине задолго до мостика и начинались от площадки
автобусной остановки.

Как удалось установить мне лично, изгиб дороги вправо начинается не за мостиком (как обозначено

на схеме ДТП), а ещё до него (на уровне первой по ходу движения автомобиля В. Цоя).
Определим координаты автобусной остановки и середины мостика, а по ним и расстояние
между ними. Угол автобусной остановки. Координаты 57.115836 с.ш., 23.1860782 в.д. Столбики мостика, мимо которых по обочине правыми колёсами проехал автомобиль В. Цоя - 57,1151646 с.ш., 23,1867576 в.д.

Таким образом, исходя из географических координат объектов, автомобиль В. Цоя от края
автобусной площадки до мостика, правыми колёсами по грунту проехал 88 метров.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФА №1 -«Цой уснул за рулём перед ДТП».

Как документально показано, машина В. Цоя 88 метров до мостика ехала параллельно дороге
правыми колёсами по обочине. При этом при начавшемся повороте вправо ещё до мостика
машина сохраняла своё положение относительно дороги, двигаясь параллельно дорожному полотну.
Согласно схеме ДТП, "Москвич", подъехав к столбикам мостика, чуть-чуть сместился влево,
обогнул их, и вернулся на первоначальный параллельный курс правыми колёсами по обочине.
И такое движение машина продолжила после мостика ещё на расстоянии больше 10 метров.

Движение параллельно дорожному полотну по прямой дороге, также параллельное дорожному полотну движение в начавшемся до мостика повороте направо, заблаговременное смещение
влево до мостика и опять возврат на тот же курс после проезда мостика –всё это однозначно
указывает, что машина В.Цоя на всём участке от автобусной остановки до мостика (88 метров),
при проезде мимо столбиков ограждения и далее на расстоянии как минимум 10 метров машина
была под контролем управлявшего ей человека .

ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФА №2 -«Появление автобуса из-за поворота стало для водителя
«Москвича-2141» неожиданностью».

Именно с этого момента и водитель автобуса, и водитель «москвич-2141», двигающийся ему
навстречу по встречной полосе, увидели друг друга. Координаты автобуса в этом месте:
57.1150218 с.ш., 23.187068 в.д.
До середины мостика от автобуса, находящегося в этом месте дороги 74 метра. До точки
столкновения с "Москвичём" автобусу остаётся проехать (согласно схеме ДТП) 74-20=54 метра.
А теперь, если на этот момент исследования предположить (чисто гипотетически), что следствие
право в своих выводах о том, что скорость автобуса была около 70 км/час, а «Москвича-2141» не
менее 100 км/час, то в этот момент несущийся с такой скоростью автомобиль В. Цоя должен был
бы находиться от точки столкновения на расстоянии 77 метров.
Значит, автомобиль В. Цоя и автобус, когда водители увидели друг друга, разделяло расстояние
54+77= 131 метр.
Поэтому, все утверждения (в СМИ и ТВ) о том, что появление автобуса стало неожиданностью
для В. Цоя и вызвало у него испуг и дальнейшие неадекватные действия – просто выдумки, не
подкреплённые элементарными фактами.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФА №3 -«Причина ДТП- водитель «Москвича-2141» не справился с
управлением машины, что повлекло выезд на встречную
полосу.»

На всём исследуемом участке движения автомобиля «Москвич-2141» нет ни одного
упоминания о юзе колёс с оставлением следов юза на асфальтовом покрытии дороги. Как
известно, погода в день ДТП (15 августа 1990 года) была без дождей, достаточно тёплая (утром
+24 градуса). Поэтому на сухом и относительно мягком асфальте (по свидетельству приехавших на
место ДТП людей, каблуки вдавливались в асфальт на солнечных местах) коэффициент сцепления
даже не очень качественной резины достаточно высок, и уж конечно, при возникновении юза в
таких условиях резина бы обязательно оставила след на асфальте.

Следующим моментом, доказывающим отсутствие юза и занос автомобиля В. Цоя на всём
протяжении исследуемого участка дороги, вплоть до столкновения с автобусом, является
пояснение на схеме ДТП, что следы на обочине оставлены «протектором» «Москвича-2141». В
случае юза, когда колёса оставляют только продольную канавку на обочине, на схеме было бы
написано «след от колёс» автомобиля В. Цоя.

Поэтому нет смысла дальше обсуждать возможное столкновение со столбиками моста, которое
также являлось лишь несостоятельной версией. После столкновения передним правым углом
машины о столбик машину В. Цоя стало бы неминуемо разворачивать, причём по часовой
стрелке, и задняя часть автомобиля при этом стала бы поперёк шоссе, и удар автобусом
пришёлся бы в левую боковую часть автомобиля. И тогда не было бы продолжения следов
протектора правых колес после мостика. В этом случае при разворачивающейся по часовой
стрелке машине её переднее правое колесо оставило бы на обочине только канаву юза.
Отрицает удар о ограждения и сама схема ДТП.

Как видим по схеме ДТП и фото, в районе столбиков есть расширение асфальтового
покрытия дороги в сторону обочины. Именно по этому расширению и проехали правые колёса
автомобиля В. Цоя. Столбики ограждения при этом не были задеты.

Хотя доказательств по опровержению этого мифа с юзом и потерей управляемости и так
достаточно, можно привести ещё один довод.
На ютубе опубликовано https://www.youtube.com/watch?v=E4TV6we3XU8&feature=youtu.be с водителем автобуса, с которым столкнулся автомобиль В.
Цоя.

В интервале времени видео 0 мин 50 сек – 1 минута водитель автобуса утверждает, что машина
В.Цоя проехала в 20 см от столбиков. И не врезалась в них.
Дальше я покажу и докажу, что слова водителя о дорожной обстановке не соответствуют
истинной картине произошедшего в тот роковой день.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФА №4 -«Машина В.Цоя двигалась со скоростью не менее 100 км/час».

А теперь подойдём к самому главному в этом исследовании. К тем фактам этого ДТП, которые
оставались никем не замеченными на протяжении 27 лет…
Показания водителя автобуса…
Кто уже посмотрел по ссылке на ютубе интервью с водителем автобуса, тот убедился, что
водитель на камеру уверенно утверждает, что видел очень чётко, как «Москвич-2141» движется
вплотную (но не задевая) к столбикам мостика. А после проезда мостика, машина после этого
резко устремляется на встречную полосу…..
Докажем, что это не соответствует действительности.
Опять смотрим схему ДТП.

И для дальнейшего рассмотрения вопроса надо просто ответить на вопрос: стал бы водитель автобуса уезжать на обочину, если пока ещё не видит никаких препятствий на своей полосе движения? Тем более, что машина В. Цоя жмётся к своей правой обочине. Думаю, ответ очевиден: конечно, нет.
Что же видим на схеме? Ещё за 9,1 метра до места столкновения след правых колёс автобуса
появляется на обочине. Значит, к этому моменту водитель автобуса осознал, что встречный
«Москвич-2141» создаёт ему помеху на его полосе движения. Сколько времени на реакцию
водителя автобуса? Даже очень хороший результат реакции водителя и время на начало
вращения большого рулевого колеса «Икаруса» это 0,5 секунды. За это время автобус проезжает
на скорости 70 км/час примерно 10 метров. И получается, что аварийная ситуация на полосе
движения автобуса создалась, когда от автобуса до места столкновения было 9+10=19 метров.
И опять повторим расчёт.
А где же тогда была машина В. Цоя, когда водитель автобуса осознал для себя опасность в виде
препятствия на своей полосе движения? Берём опять гипотетическую скорость «Москвича-2141»
100 км/час и получаем, что до места столкновения автомобиль В. Цоя должен был находиться в
27 метрах(!) до места столкновения. Но…..Согласно схеме ДТП, автомобиль В.Цоя в этот момент не
только не мог уже выехать на встречную полосу, создав помеху автобусу, а находясь за 27 метров
до точки столкновения автомобиль В.Цоя ещё даже не доехал около 5 метров до мостика и его
столбиков. А водитель автобуса описывает, как автомобиль В.Цоя объезжает столбики, не
создавая при этом опасности автобусу.
Тогда почему же водитель автобуса стал уходить в сторону обочины, если «Москвич»
ещё даже не доехал до мостика???

Исходя из имеющихся данных, ширина дорожного покрытия в месте ДТП равна округлённо 5
метров. Соответственно, ширина обочины со стороны движения автомобиля В. Цоя не превышает
80 см. Видно по схеме, что за 8,5 метров (20-11,5) до места столкновения правые колёса
«Москвич-2141» находились ещё на обочине. С учётом очень пологой (с большим радиусом)траектории выезда правых колёс на асфальтированное покрытие, можно с очень большой
степенью вероятности утверждать, что по этой колее ехало заднее правое колесо автомобиля.
При резком повороте налево автомобиль В. Цоя оставил бы на обочине две колеи от правых
колёс. Траектория следа от переднего правого колеса не совпала бы с колеёй заднего правого
колеса, и на схеме в этом случае были бы отражены две разных расходящихся колеи.
Размеры «Москвич-2141»: длина 435 см, ширина 169 см.
И вот здесь главное. От момента, когда автомобиль В.Цоя выехал с обочины и по диагонали
начал движение в сторону встречной полосы, от его переднего бампера до места столкновения с
автобусом оставалось не более 4 метров. И именно с этого момента он начал «угрожать»
столкновением с автобусом. Именно только с этого момента водитель должен был начать
осознавать опасность и предпринимать меры для предотвращения столкновения. Ранее же, когда
машина В. Цоя была под небольшим диагональным углом и ещё не пересекла центральную
разделительную линию это расположение на дороге машины «Москвич-2141» не могло с
опережением по времени вызвать реакцию водителя автобуса.
Но….!!!
Мы помним, что водитель начал реагировать на препятствие на своей полосе движения, ещё за
19 метров до точки столкновения. А автомобиль В. Цоя был до неё всего в четырёх метрах.
Следовательно… «Москвич-2141» очень-очень медленно после ухода с обочины начал двигаться
по диагонали на встречную полосу движения. Его скорость при движении к точке столкновения на
встречной полосе была примерно в 5 раз(19: 4) меньше скорости автобуса и составляла не
более 15 км/час.
И тогда только в этом случае сходятся показания водителя автобуса. Да, он видел, как «Москвич-
2141» обогнул столбики ограждения мостика, потому что, двигаясь с малой скоростью,
автомобиль В. Цоя к этому моменту уже медленно проехал мостик и накручивал последние
метры по обочине, перед тем как начать движение в сторону встречной полосы. Навстречу
автобусу.

Становится в этом случае понятной и реакция водителя автобуса. Видя медленно едущий по
диагонали дороги автомобиль, он не стал сбрасывать скорость, он не стал резко крутить руль в
сторону обочины (вспоминаем плавный уход следа автобуса на обочину), и он не стал экстренно
тормозить (вспоминаем, что нет на схеме ДТП тормозного пути от автобуса на асфальте). Водитель
автобуса надеялся успеть объехать ползущий навстречу ему по диагонали автомобиль. Не
удалось….

Выводы:

1. Автомобиль Виктора Цоя, по крайней мере, от автобусной остановки
до начала выезда с обочины был под контролем управлявшего
автомобилем человека. Об этом свидетельствует движение машины,
параллельное дорожному покрытию, как на прямолинейном участке
дороги, так и в повороте, начавшемся ещё до въезда на мостик.
Человек, управлявший движением автомобиля, перед мостиком
заблаговременно в движении сместил автомобиль левее перед
мостиком, чтобы не задеть столбики ограждения, а после проезда ограждения вернул автомобиль на прежнюю траекторию движения
–правыми колёсами по обочине.
2. Никаких заносов автомобиля, исходя из траектории движения и
схемы ДТП, где фигурирует фраза «оставлен на обочине протектор
автомобиля», на этом участке дороги не было.
3. Никаких моментов с «внезапным» появлением автобуса из-за
поворота в момент ДТП не было. Проведённая точная
рекогносцировка местности на месте ДТП полностью исключает
момент внезапности.
4. При движении от автобусной остановки до момента столкновения с
автобусом автомобиль не сталкивался ни с какими препятствиями,
включая дорожные ограждения.
5. Скорость автомобиля «Москвич-2141», по крайней мере, на момент
выезда на дорогу с обочины и до места столкновения не превышала
15 км/час. Установить скорость движения автомобиля на участке
движения от автобусной остановки до окончательного выезда в
сторону автобуса не представляется возможным. Но, учитывая
характер траектории движения автомобиля при объезде столбиков
мостика, когда автомобиль на коротком отрезке сделал
«переставку», можно с достаточно высокой долей вероятности
говорить, что и от автобусной остановки автомобиль ехал достаточно
медленно.
6. Характерные повреждения внутренних поверхностей рук ниже
локтевого сустава, могут свидетельствовать, что в момент
столкновения автомобиля с автобусом руки Виктора Цоя (как
минимум, правая) не находились в согнутом состоянии
на руле, а были в опущенном вниз состоянии.

P.S. После того, как фактами опровергнуто утверждение следствия о
значительном превышении скорости у машины Виктора Цоя перед
ДТП, которое навязывалось обществу 27 лет, а фактическим
материалом доказано, что скорость автомобиля «Москвич-2141»
перед столкновением не превышала 15 км/час (а, возможно, была
ещё меньше), по совокупности всех фактов создаётся
следующая картина происходящего в тот день на шоссе.
Кто -то остановил машину В.Цоя у автобусной остановки.
Перевёл Виктора Цоя в недееспособное состояние.
Оттолкал по обочине машину до поворота.

Дождался, когда к повороту приблизится автобус, вывернул колёса
«Москвича-2141» влево на встречную полосу, и включил первую
передачу. Отпустив сцепление, отправил недвижимого Виктора Цоя в
последний путь навстречу автобусу.
И этого (этих) людей видел водитель автобуса. Но молчит. А то, что
водитель говорит неправду также является элементарно
доказанным.
Ну и в конце сделаю выводы более широкими с учётом всех фактов,
включая комментарии водителя.
Но для начала вопрос: чтобы вы сделали, чтобы осуществить
операцию по ликвидации человека(конечно, гипотетически)?
Было известно, что В.Цой ездит на рыбалку один. Был известен его
маршрут и примерное время возвращения. Поэтому дождаться его
на шоссе в необходимом месте было совсем не трудно. Также не
трудно остановить машину (например, у автобусной остановки
просто «проголосовав»). Обездвижить Виктора (например, простым
уколом, следы от которого никто искать не будет, как и само
вспрыснутое вещество) тоже не представляется невыполнимым.
Откатить по обочине автомобиль на расстоянии 100 метров – о
трудностях этого действия даже не приходится и упоминать. И
дальше перед поворотом ждать. Ждать чего? Приезда тяжёлого
транспорта, ещё лучше, транспорта без лишних свидетелей.
И здесь, как рояль из-за кустов, появляется тяжёлый автобус
«Икарус». И едет он пустой…..
А теперь об «Икарусе». Он был в ремонте. И легко знать (или
организовать) день и час, когда автобус покинет автопредприятие.
И направить автобус именно так, как нужно. Вспомним слова
водителя автобуса, он сделал крюк, т.е. ехал по изменённому
маршруту после ремонта. Он направился (случайно…???) именно к
тому месту, где на обочине стоял «Москвич». Связаться по рации с
человеком, отслеживающим движение автобуса, и сообщить, что
«Москвич» уже стоит на условленном месте также не представляет
трудностей. И… «Шура, запускайте Берлагу…». И автобус поехал. И
вспомните показания водителя автобуса. Он говорит, что задержался
(или таки задержали?) с выездом на трассу. Что, задерживающий
ждал звонка о готовности «Москвича» на условленном месте? И
последнее. Очень странно, что водитель автобуса, видя МЕДЛЕННО
катящийся перед ним(специально выделил это слово, т.к. фактами
установлена минимальная скорость качения автомобиля с В. Цоем), таки не нажал на тормоз перед столкновением. Я не обвиняю
водителя автобуса, хотя факты говорят, что он что- то скрывает. Ведь
выпустить автобус из «ремонта» в определённый час и так
«отремонтировать» его, чтобы при экстренном торможении тормоза
отказали(ведь не проводилась автоэкспертиза), а также сделать
задержку с выездом могли люди, совсем и без участия водителя
автобуса…..

Сюжеты: Разбор ЧП с Юрием Антиповым

Виктор Цой является культовым советским рок-музыкантом и лидером легендарной группы «Кино». Ему удалось внести огромный вклад в развитие русского рока.

Кроме этого он был художником и актером. В 1986 г. на кинофестивале «Золотой Дюк» Цоя удостоили звания лучшего актера года.

Биография Виктора Цоя отличается от других уже тем, что музыкант умер очень рано – в возрасте 28 лет. Однако этого ему хватило, чтобы стать культовой фигурой русского рока.

Итак, перед вами биография Цоя.

Биография Виктора Цоя

Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 г. в . Его отец, Роберт Максимович, был инженером, а мать, Валентина Васильевна, учителем физкультуры. Кроме Виктора, у родителей больше не было детей.

Детство

Еще в раннем возрасте у Цоя проявились способности к и лепке. Также маленький Витя любил читать , в том числе и произведения восточных авторов.

В возрасте 11 лет он стал учиться игре на гитаре. Поскольку отец умел на ней играть, он подсказывал сыну, как зажимать те или иные аккорды.

Цой в детстве и юности

Вскоре между родителями Виктора все чаще стали возникать ссоры, в результате чего глава семейства ушел жить к другой женщине. Однако спустя год он снова вернулся в семью.

Образование

В период биографии 1974-1977 гг., Цой стал ходить в художественную школу, в которой смог развить свой талант. В скором времени он со своим другом Максимом Пашковым создал там свою первую музыкальную группу.

Изначально они долго не могли придумать для нее название. Однако потом у одного из них возникла идея дать ей название «Палата №6», в честь знаменитого рассказа .

Следующим учебным заведением в биографии Цоя становится Художественное училище им. Серова, в которое он поступил в 1978 г. По свидетельству преподавателей, у него были замечательные способности к .

Но поскольку Виктору было не интересно рисовать различные советские плакаты, или заниматься чем-то подобным, он стал часто прогуливать уроки. В результате его исключили за неуспеваемость.


Особые приметы Виктора Цоя

После этого Цой поступил в училище на специальность резчика по дереву.

В это время он серьезно увлекался музыкой, слушая как русских, так и зарубежных исполнителей. Ему нравились песни Михаила Боярского и .

Экс-музыкант «Кино» Юрий Каспарян рассказал журналистам, что Цой любил пародировать Боярского. Для этого он надевал шляпу и достаточно неплохо имитировал его голос.

Также музыкант являлся фанатом , который был кумиром миллионов подростков по всему миру.

Вследствие этого Виктор Цой стал увлекаться боевыми искусствами и даже неплохо овладел нунчаками.

Творческая биография Цоя

Как мы сказали ранее, первой группой Цоя была «Палата №6». На тот момент ему было всего 13 лет, и играл он не на акустической, а на басовой гитаре, купленной в комиссионке.

Конечно, профессиональной игрой это было сложно назвать, однако именно такими были первые шаги Виктора Цоя на пути к славе.

В конце 70-х годов будущий музыкант познакомился с Алексеем Рыбиным по прозвищу «Рыба». Между ребятами сразу же завязались дружеские отношения и появились общие интересы.

Вскоре они подружились с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым («Автоматические удовлетворители»).

В результате, в «Автоматических удовлетворителях», вскоре стали играть Цой и Рыбин.

Репетиции проходили в квартире Панова. Интересно, что в таком составе коллективу удавалось неоднократно ездить в и участвовать в подпольных «квартирниках».

Когда он прослушал несколько композиций Цоя, то похвалил его, и даже пообещал помочь ему реализовать себя, как музыканта. Вскоре Борис познакомил Виктора с Андреем Тропилло, в студии которого записывались многие рок-группы.

В 1981 г. Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский образовали новый коллектив «Гарин и гиперболоиды». Интересно, что уже через несколько месяцев их приняли в Ленинградский рок-клуб.

Вскоре Олега призвали на службу, поэтому их трио превратилось в дуэт. Оставшись вдвоем, Цой и Рыбин решили изменить название коллектива на «Кино».

У Цоя неоднократно спрашивали, с чем связано столь необычное название. В большинстве случаев он отвечал, что оно просто легко запоминается и не несет в себе никакой ответственности.

Группа «Кино»

Дебютный альбом группы «Кино» был записан в 1982 г. при поддержке Гребенщикова в студии Тропилло. Общая продолжительность всех композиций на пластинке составляла 45 минут. Именно поэтому альбом называется «45».

После этого «Кино» выступает на сцене Ленинградского рок-клуба, а затем и совместно с «Аквариумом». Через год коллектив решил покинуть Алексей Рыбин, а его место занял Юрий Каспарян.

В таком составе был записан альбом «46», который не предназначался для всеобщего прослушивания. Изначально Цой вообще был против его распространения, однако позже изменил свое мнение.

В 1983 г. в биографии Виктора Цоя начались существенные перемены. Ему пришла повестка в армию, куда он идти совершенно не хотел.

В результате, чтобы уклониться от призыва, он инсценировал попытку самоубийства, и на протяжении полутора месяца находился в психбольнице.

Оказавшись на «свободе», он написал психоделическую песню «Транквилизатор», в которой описаны его ощущения во время пребывания в клинике.

После этого в биографии Цоя произошло множество положительных событий. С каждым годом популярность группы и самого Виктора Цоя росла с поразительной скоростью.

Музыканты давали все больше концертов и становились лауреатами разных рок-фестивалей. Позже к «Кино» присоединились барабанщик Георгий Гурьянов и бас-гитарист Игорь Тихомиров.

В период 1984-1986 гг., было записано еще 3 альбома. Поскольку тексты песен затрагивали разные социальные темы, музыканты не редко сталкивались с противодействием со стороны властей.

Иногда в процессе выступления им отключали микрофоны, вынуждая их покинуть сцену. Однако это скорее приводило к обратному эффекту. Зрители продолжали петь вместе с Цоем, не обращая внимания на «технические неполадки».

В 1986 г. музыканты познакомились с американской исполнительницей Джоанной Стингрей, ставшей в будущем супругой Юрия Каспаряна. Она привезла из Штатов небольшую студию «Yamaha МТ 44», с помощью которой был записан альбом «Группа крови».

После выхода пластинки, «Кино» получило фантастическую популярность, объехав с гастролями весь .

В 1988 г. состоялась запись пластинки «Звезда по имени солнце». И вновь успех! Это кажется невероятным, но практически все композиции из нее сразу же стали хитами.

Через год в биографии Цоя случается очередное важное событие. Группу приглашают на гастроли во Францию.

Приехав туда музыканты дали ряд концертов, а также записали альбом «Последний герой».

В честь их выступления был зажжен олимпийский огонь. До этого его зажигали лишь во время открытия Олимпиады-80.

«Черный альбом» стал последним в дискографии группы. После смерти Цоя остальные музыканты сочли не правильным исполнять песни перед публикой с другим вокалистом.

Интересно, что цена за винил Черного альбома была на то время очень высокой – 25 руб., в то время как подобные пластинки отечественного производства стоили менее 4 руб.

Работы в кино

Впервые Цой снялся в картине Сергея Лысенко «Конец каникул» (1986 г.), а затем в фильме «Йя-Хха» Рашида Нугманова.

Через год российский режиссер Сергей Соловьев пригласил музыканта на съемки «Ассы». В этой картине Цой сыграл эпизодическую роль, исполнив в конце фильма суперхит «Перемен». Песня моментально стала культовой, не потеряв своей популярности и сегодня.

За главную роль в фильме «Игла», на кинофестивале «Золотой Дюк», Цоя признали лучшим киноактером года.

Личная жизнь

С ранних лет Виктор Цой был замкнутым и скромным ребенком. Таким же он остался и когда вырос. Те, кто чаще всего с ним общались, говорили, что он мог шутить и быть полностью открытым лишь для немногих людей. То есть он был четко выраженным .

Первая жена

В 1982 г. 19-летней музыкант познакомился с Марьяной Родованской, работавшей в цирке. Вскоре между молодыми людьми развились романтические отношения. Интересно, что Виктор был младше Марьяны на 4 года.

В 1984 г. они поженились, а через год у них родился мальчик Александр. Однако их брак просуществовал всего 3 года, после чего пара рассталась.


Виктор Цой с женой и сыном

Последняя любовь Цоя

Вскоре у Цоя начался бурный роман с переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой, которая являлась полной противоположностью его первой жены Марьяны.

Она была известна широкому андеграунду и могла говорить на различные темы. Кроме этого Наташа была очень красивой и стройной девушкой.

В то время, чтобы избежать уголовного наказания за тунеядство, Цою приходилось работать в разных местах. Он старался выбирать такую работу, которая бы не занимала у него много времени.

Таким образом, он устроился кочегаром в угольную котельную, которую в народе называли «Камчатка».

График работы его полностью устраивал. В этом месте Цой часто собирался с друзьями, игравшими друг для друга авторские песни.

Смерть Виктора Цоя

Авария произошла на трассе «Слока-Талси», неподалеку от латвийской столицы. Согласно официальной версии, музыкант уснул за рулем, после чего врезался в «Икарус». По мнению экспертов, смерть была мгновенной.

Гибель Цоя стала настоящей трагедией для сотен тысяч его поклонников. Проводить в последний путь великого артиста пришли десятки тысяч людей, приехавших из разных городов.

По статистике, количество совершенных в стране суицидов в первые дни после аварии возросло на 70%.

Некоторые просто не представляли своей жизни без существования кумира, любимого артиста и музыканта – Виктора Цоя.

На сегодняшний день легендарный рок-музыкант по-прежнему имеет большую популярность не только на территории бывшего СССР, но и за его пределами.

Его могила на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге одна из самых посещаемых и ухоженных. Ежедневно молодые люди приходят к месту захоронения Цоя, возлагая у памятника цветы и прочие предметы почитания.

В июле 2018 г. был снят фильм «Лето», основанный на биографии Цоя. После его просмотра Гребенщиков и Рыбин раскритиковали картину, сказав, что она далека от реальности.

Память Цоя

Именем Виктора Цоя названы 4 улицы в России и 2 сквера. Кроме этого, в разных городах можно увидеть памятники, посвященные артисту, а также так называемые «стены Цоя», исписанные цитатами из его песен.

Фраза «Цой жив» стала культовой, поэтому ее можно часто увидеть на фасадах разных зданий.

На песни «Кино» сделано множество кавер-версий и ремиксов. Их включают в свои репертуары даже рэп-исполнители и представители поп-культуры (например, ).

Все это в очередной раз доказывает, что творчество Цоя по-прежнему актуально, и будет таким, по всей вероятности, еще долгие годы.

Если вам понравилась биография Виктора Цоя – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Д нем 15 августа 1990 года музыкальный мир облетела трагическая весть, что лидер группы «Кино» Виктор Цой погиб в аварии на трассе возле латвийского города Тукумса. Стало известно, что днем Цой возвращался с рыбалке на своем темно-синем «Москвиче-2141» на скорости 130 км/ч вылетел на встречную полосу и столкнулся с междугородним автобусом «Икарус». Следствие установило, что музыкант был абсолютно трезв, а управление машиной потерял, потому что уснул. Близкие и фанаты Цой впали в шок, и вскоре на волне общей истерии многие усомнились в официальных данных. Как можно было уснуть в «Москвиче», если на 130 км/ч он гудит и дрожит, как взлетающий кукурузник? А если Цой не спал, зачем же он поехал под автобус? В 25-ю годовщину гибели последнего рок-героя СССР мы вспоминаем альтернативные версии событий.

1. Черный продюсер

Цой не был жертвой несчастного случая. Его убили. Как только речь заходит о том, что автокатастрофа была подстроена, в качестве вероятного заказчика в первую очередь называют директора «Кино» Юрия Айзеншписа, в последствии ставшего одним из самых успешных продюсеров в русском шоу-бизнесе. Почему человека, превратившего полуподпольную группу в первых и единственных советских богов стадионного рока, назначили главным злодеем? Да потому что тру-фанаты Цоя его ненавидят! Это он превратил последнего рок-героя в подросткового кумира вроде Юры Шатунова. Это он ради бабла заставил «Кино» таскаться по стране и играть по три концерта в день - а как же творчество? Это он втянул группу в мутные дела - ведь перед встречей с Цоем он почти 18 лет маялся на зонах за финансовые махинации. И ведь это он подарил Цою тот самый стремный «Москвич». Зачем же Айзеншпису было убивать дойную корову? Как зачем - он же понимал, что популярность команды в итоге уйдет, а так он озолотился на продажах «посмертного» «Черного альбома». Что говорить, Юрия Шмильевича всегда было принято демонизировать - да и ему самому льстила репутация «опасного человека» - однако никаких серьезный фактов, доказывающих его причастность к смерти Цоя как не было, так и нет. Сам Айзеншпис уже ничего не расскажет - в 2005-м он умер после инфаркта.

2. Криминальная Россия

Одно из самых непонятных обстоятельств аварии: зачем Цой, войдя на скорости в крутой поворот и оказавшись на обочине, вдруг резко повернул руль влево и понесся прямо на встречку? У некоторых исследователей вопроса есть ответ: рокера подрезала другая машина, а затем, оттеснив «Москвич» к обочине, стала тормозить прямо перед ним. Пытаясь объехать препятствие, Цой вылетел под «Икарус». Кто мог преследовать музыканта на пустынной дороге в латвийской глуши? Конечно же, рэкетиры! Лихие времена, канун 90-х, а Цой привлекал к себе внимание - денег по тем временам у него было очень много. Поклонники фильма «Игла» твердили, что на музыканта за что-то обозлились драгдилеры, другие вспоминают, что в последний год Цой появлялся на публике с охранниками. В конце концов в середине 2000-х появился еще один вброс. Якобы с редакцией одного криминального журнала связался некий Янис, который рассказал, что в 1990-м к нему с приятелями обратился странный тип, попросивший «припугнуть одного рыбака». Парни нашли Цоя на рыбалке и сообщили ему о похищении сына. С криком «Кия!» музыкант, увлекавшийся восточными единоборствами, раскидал латышских малолеток, запрыгнул в «Москвич» и помчался выручать отпрыска. Ну а дальше случилось что случилось. Если этот Янис и существовал, то на назначенную журналистами встречу он не пришел. Зато вместо него явились крепкие ребята, убедительно посоветовавшие журналистам не совать нос не в свое дело.

3. Лубянский проезд

К 1990-му году почти все понимали, что Советскому Союзу осталось недолго. В таких любая фигура, имевшая влияние на массовое сознание, автоматически становилось политической. Цой, на максимальной громкости заявивший об ожидании перемен и выступавший во «Взгляде» с весьма резкими выпадами в адрес власти, безусловно, был такой фигурой. Разумеется, после его гибели демократические конспирологи сразу заговорили о том, что его убрал КГБ, которому был совершенно не нужен очередной неформальный вождь. Версию проверить невозможно: конечно, сотрудники органов были способны грамотно «подправить» машину, запугать водителя «Икаруса» (или он сам был при погонах?), развалить следствие и т. д. Только вот КГБ на рубеже десятилетий был «уже не тот», да и других дел ему в то время хватало. Тут даже кажется более правдоподобной еще одна (как обычно ничем не подтвержденная) теория, что «Москвич» Цоя случайно подрезала служебная «Волга» кого-то из латвийских чиновников, и дело решили замять, чтобы избежать народного гнева. Как бы то ни было, Цой не дожил до путча 1991-го, не выступал у Белого дома, не получал медалей от Ельцина, однако он до сих пор остается рок-героем, а большинство тех, кто дожил, выступал и получал, сейчас на это звание явно не тянут.

4. Сам ушел

Версия о самоубийстве Виктора Цоя, очевидно, была рождена убитыми горем фанатами, поскольку никто из близкого окружения рокера не отмечал, что в последние дни его что-то тяготило. Среди возможных причин для сведения счетов с жизнью: конечно же, несчастная любовь (якобы у Цоя не ладилось с новой девушкой Наташей), усталость от гастрольной гонки (опять этот Айзеншпис!) и, наконец, перманентная депрессия («У Вити всегда были такие грустные песни!»). Звучит все это весьма странно, учитывая, что многие отмечали, насколько органично Цой вошел в роль рок-героя. Знаменитый последний концерт «Кино» в «Лужниках» был похож на шоу звезд мирового уровня. Да и способ самоубийства довольно дикий: сомнительно, что «последний герой» специально стал бы таранить в автобус, в котором могли быть люди.

5. Спасибо, что живой

Хендрикс жив. Моррисон жив. Элвис жив. Леннон жив. Все здоровы, регулярно ездят друг другу в гости и по-тихому джемуют вместе. Изредка, когда разрешают инопланетяне, к ним заглядывает Гагарин. Цой, разумеется, тоже жив. Он даже сам позвонил в редакцию «Желтой газеты» (контактов других изданий у музыканта, видимо, не нашлось) и сказал: я жив, в 1990-м произошла ошибка, но я так от всего устал, что решил улететь в Японию (ну разумеется, куда же еще податься русскому корейцу?), занимаюсь автобизнесом, пишу музыку и стихи. Кстати, «Черный альбом» Цой дописывал лично - в Лондоне. Конечно, не очень удобно получилось с теми фанатами, которые после объявления о катастрофе отправились резать вены, но это жестокий мир. Желание воскресить кумира или хотя бы опровергнуть факт, что он погиб в банальной аварии, объяснимо, но стоит ли впадать в безумие, когда достаточно включить любой альбом «Кино», чтобы понять, что Виктор Цой, в сущности, никуда от нас не уходил?

15 августа 1990 года не стало Виктора Цоя. Про его гибель в автокатастрофе написано много. Но наиболее полными и правдивыми были две статьи, написанные Олегом Беликовым на основе поездки на место трагедии в ноябре 1990 года. Одна была опубликована в газете «Живой звук», вторая в журнале «Rolling Stone».

Редактор LJ Media

Rolling Stone «Кина не будет»

Мысль поехать на место гибели Цоя возникла не у меня. Одна из столичных знакомых, некто Светка, сказала мне: «Мы собираемся на ноябрьских махнуть автостопом в Тукумс, на место, где Цой разбился. Поедешь с нами?». Идея эта настолько плотно засела в моей голове, что я собрал все имеющиеся наличные деньги - около 300 рублей, купил 2 блока сигарет «Опал» и потопал в редакцию местной газеты «Знамя Октября». Изложив Галине Ивановне, главному редактору, предложение послать меня в командировку для «расследования причин гибели Виктора Цоя», я на самом деле абсолютно не представлял, как же я буду проводить это расследование. И поэтому я попросил выдать мне какой-нибудь официальный документ. Верительную грамоту.

«Бумагу мы тебе, конечно, дадим, но денег - нет!», - сказала Галина Ивановна. «Я на свои поеду!», - ответил я, и мы стали думать на какую такую «деревню дедушке» ее адресовать. Самым умным показалось решение выбрать в качестве адресата прокурора Тукумского района (раз есть район, значит, должен быть и прокурор, а он уж завсегда главней милиции будет). В бумаге говорилось, что корреспондент такой-то «направляется для сбора материала о последних днях жизни Виктора Цоя. Просьба оказать ему всяческое содействие».

Запихнув в сумку фотоаппарат, вспышку, с десяток фотопленок и консервы, я вскоре уже стоял перед Светкой и двумя ее подругами, тоже решившимися «повидать место». Выйдя из метро, мы побрели к трассе. «На Ригу». Я весьма мало верил, что такой-то шофер-дальнобойщик за каким-то лешим посадит такую ораву к себе в кабину и покатит ее «за так» аж до Риги. Поэтому, решительно оставив девчонок в пятнадцати метрах от поста ГАИ, вынув свою «охранную грамоту» и редакционное удостоверение, я зашел на пост. Милиционер, внимательно пробежав глазами по бумагам и увидев грозное слово «прокурор», сказал: «Ну, подождать немного придется, пока нужную машину поймаем. А эти что, тоже с вами?», - кивнул он в сторону девчонок. «Да, тоже корреспондентки!», - ответил я как можно беспечнее.

«Нужная машина» нашлась с четвертого раза. «Это, возьми корреспондентов в сторону Риги», - сказал гаишник водителю. «Этих?», - шофер недоверчиво покосился на нас. «Ага, документы в порядке, я проверял». «Ну, пусть садятся», - обреченно ответил тот. В кабине мы тут же извлекаем из сумки магнитофон «Электроника-302» и включаем Цоя. Где-то на полпути водитель высаживает нас и отправляется спать на какую-то, знакомую только ему, стоянку дальнобойщиков. Мы, бодрясь, плетемся по шоссе. В довершении ко всему идет не совсем уместный снег. Холодно. Редкие машины не останавливаются или «едут не туда».

Лишь с восходом солнца нам удается вписаться в новенький «Уазик», который довозит нас до самого Тукумса. Оставляю девчонок на железнодорожной станции и отправляюсь в поисках прокуратуры. Прокурор Янис Салонс, человек с добрыми глазами, внимательно изучает мои бумаги. Они ему явно нравятся. Он берет большую толстую книгу, похожую на амбарную, и начинает листать. В этой книге записаны аварии. Запись занимает одну строчку: марка машины, госномер, ФИО владельца. Нужная запись находится, когда назад пролистано листов десять исписанной бумаги. Похоже, что аварии случаются тут почти каждый час.

Я смотрю, машина зарегистрирована на Марьяну. Дело вела следователь Эрика Казимировна Ашман. Прокурор снимает телефонную трубку, крутит диск. «Эрика Казимировна? Сейчас к вам подойдет журналист из Москвы, ознакомьте его, пожалуйста, с делом номер 480». Я спрашиваю: «А разве Вы сегодня работаете, ведь праздник - 7 ноября?». «Ну, это у вас там, в Москве, праздник, а у нас никакого праздника нет. Мы ваши советские праздники не признаем». Эрика Казимировна сначала встречает меня «в штыки». Звонок из прокуратуры на нее, видимо, не подействовал.

«Я вообще не имею права показывать вам материалы из этого дела, оно еще не закрыто, и, к тому же, ваши коллеги уже понаписали в газетах то, чего не было, а мне потом попало за то, что я будто бы показывала им материалы. Нет, сюда никто не приезжал, вы - первый, один только звонил по телефону из „МК“, я ему прочитала некоторые выдержки, а он потом все перепутал. Написали, что Цой не был пьяным по результатам „экспертизы активных клеток головного мозга“, а у нас такой экспертизы вообще нет, у нас городок маленький, это может только в Риге такую экспертизу делают, и то я не знаю. Делали только анализ крови на алкоголь, его там не было, и все. Почему не повезли в Ригу? Так никто не знал, просто сказали, что молодой парень разбился. Вот я вам дам ознакомиться с материалами дела, а вы потом понапишите, а мне опять попадет!».

Чувствую, что сейчас мне скажут «До свидания», и с жаром начинаю объяснять, что именно поэтому я здесь, чтобы узнать все «из первых рук» и не допустить никаких «неточностей». И что в журналистике встречаются разные люди, как, в общем, и в других профессиях. «И у вас тоже, наверное, такие есть!». Последний аргумент действует, и дело № 480 ложится передо мной на столе. Листаю, листаю, листаю. Эрика Казимировна: «Это? Это о возбуждении уголовного дела в отношении Цоя Виктора Робертовича. Как за что? Как виновника аварии. А вот постановление о прекращении дела за смертью обвиняемого. Ну да, если бы не погиб, то был бы суд, а вы как думаете, это для вас он певец, а для нас просто правонарушитель. Нет, ну не посадили бы, наверное, но оштрафовали бы точно. А что вы хотели, автопредприятию ущерб нанесен - Икарус только из ремонта шел, и опять месяца на два встал, а это деньги! Он же не ездил, пассажиров не возил, у предприятия убытков на несколько тысяч, наверное!»

Начинаю выписывать все самое интересное. Через несколько минут понимаю, что многостраничный том может отнять у меня пару дней жизни. Прошу разрешения переснять некоторые страницы. «Что вы, я вам и дело-то не должна была показывать». Потом сдается: «Ну ладно, только никому не говорите, а то дело еще не закрыто». Быстро вынимаю фотоаппарат и начинаю снимать одну страницу за другой. «Водитель Москвича - 2141 темно-синего цвета (госномер Я6832МН) Цой Виктор Робертович на 35-ом километре шоссе Слока-Талсы не справился с управлением и съехал на обочину шоссе, проехав по ней 250 метров. Затем его автомобиль ударился об оградный столбик моста через реку Тейтопе. От удара Москвич выкинуло на встречную полосу, по которой двигался автобус Икарус-250 (госномер 0518ВРН, водитель Янис Карлович Фибикс), автотранспортного предприятия № 29 г. Тукумс. Время столкновения - 11 часов 28 минут. Погода: +28. Видимость - ясная».


Эрика Казимировна объясняет мне, как найти квартирную хозяйку Бироту Луге, у которой снимал комнату Цой: «Вы на машине? Записывайте: поселок Плиеньцемс, дом Зелтини. А там нет нумерации домов, просто скажите таксисту „Дом Зилтини“, он найдет. Или вам покажут местные, спросите, там все знают». Прощаясь, фотографирую хозяйку кабинета. «Да меня-то зачем, не надо!», - вдруг смущается она.

Девчонки ждут на железнодорожном вокзале, возле которого стоят несколько свободных такси. Знакомимся с водителем. «Янис. Фамилия? А зачем Вам? А-а-а, журналисты. Из Москвы?! О Цое материал?! Мелдерис - моя фамилия. Место аварии знаю где. А возил туда уже ваших - поклонников этих. Вам много ездить-то? Куда?». Девчонки тут же включают кассету с Цоем. Шофер не возражает и даже разрешает курить в салоне. Машина мчится в направлении поселка Плиньцемс. Минут через 20 мы уже въезжаем в поселок. Янис, высунувшись из окошка, спрашивает по-латышски у прохожего про «Зелини».


Тот машет рукой по направлению движения машины, поясняя про отделку из желтого песчаника. Отсюда и название. Подъезжаем. На солнце дом действительно отливает золотом. У калитки почтовый ящик с надписью «Zeltini». Вхожу во двор. Дверь в дом закрыта. Обхожу дом вокруг. Еще одна дверь. Тоже закрыта. Заинтересовавшиеся мной соседи объясняют, что Бироте - на работе, на рыбоперерабатывающей фабрике. Сажусь, едем. На краю поселка длинное одноэтажное здание. Перед ним - ворота с распахнутыми дверями, в которые мы и заезжаем. Вхожу и иду искать начальника. Найдя, объясняю, что нужна его работница Бироте Луге, для чего мы фактически из Москвы и приперлись.

Он сочувственно кивает и проводит меня в цех прямо к рабочему месту Бироте. Она перебирает свежую рыбу. «Вот журналисты к тебе из Москвы приехали. Можешь идти домой», - говорит начальник. Та быстро и как-то стыдливо вытирает руки, снимает фартук, и мы выходим на улицу. В машину Бироте сесть категорически отказывается, уверяя, что дойдет и так. Мы ждем ее у калитки. В доме несколько комнат. Мы садимся в гостиной. Хозяйка плохо говорит по-русски, и нас здорово выручает таксист Янис, вызвавшийся быть переводчиком.

«Виктора я узнала через его подругу Наталью. Она сюда уже десять лет каждое лето приезжает, еще со своим первым мужем. А последние три года с Виктором. Иногда они Витиного сына с собой брали Сашу. Обычно на три месяца приезжали - с июня по сентябрь. Отдыхали как? Ну, в лес ходили за грибами, всем семейством. В бадминтон играли. На скейте катались. На рыбалку он еще частенько ездил, Сашку часто с собой брал. Нет, рыбы не много привозил, он не рыбак был. Говорил, для удовольствия ловит. И что в шумной Москве так хорошо не отдохнешь, каждый раз повторял. Море очень любил, вон оно - за домом, за соснами - уже берег. Часто с Натальей туда ходили, купались. Ел что? Да ничего особенного, что было. Да, помидоры очень любил!»

«Да я с ним особо и не общалась. Только когда он спрашивал, что где взять можно. Вино хорошее всегда в подарок привозил. А сам почти не пил, за весь вечер может только рюмочку-другую, и то, по настроению. В тот день, накануне, он вообще к вину не притрагивался. А за столом что-то засиделись, заговорились, и легли уже поздно. Утром, часов в пять он собрался на рыбалку, хотел Сашку взять с собой, да тот умаялся, он и пожалел его будить. Один уехал... Москвич свой очень любил, очень он ему нравился, он же его только три месяца назад купил». Спрашиваю о том, какую музыку он слушал последнее время. «Даже не знаю. Я в ней не разбираюсь, крутилось у него что-то на магнитофоне в его комнате. Иногда сам на гитаре что-то наигрывал, напевал. Нет, фотографий его у меня нет. Вы? Мне подарите? Спасибо. А он что, известным музыкантом был?»

Как это произошло...

Прощаемся с Биротой и едем на место аварии. «Это у хутора Таутопнике, там всего один дом и есть», - говорит Янис. «Минут пятнадцать отсюда, если на машине». Едем. Наконец шоссе резко сворачивает влево. Сразу за поворотом - мост через реку Тайтопу. На мосту уже висят самодельные плакаты и постеры с изображением Цоя, всякие ленточки и «фенечки». В центре у ограждения стоит трехлитровая банка с цветами. Вокруг тоже цветы, прямо на асфальте. Запасливая Светка извлекает бутылку вина. Я открываю ее, и мы по очереди делаем по глотку. Прошу Яниса посигналить. Он понимающе кивает и несколько раз длинно давит на клаксон.


У Наташки и Женьки начинают подозрительно блестеть глаза. Допиваем бутылку, и я отправляюсь к одинокому дому. На мой голос выходит хозяйка. Это Антонина Ивановна Урбане. Она рассказывает: «Я ехала следом за этим Икарусом, тоже на автобусе. Меня водитель согласился подвезти до дома. Он все время впереди нас был. Он пустой ехал, только из ремонта. Только на несколько секунд за поворотом скрылся. Подъезжаем, а там уже все - Икарус передними колесами в речке стоит, и машина легковая, вся искореженная, посреди дороги. Водитель Икаруса еще даже не успел из-за руля вылезти - в шоке был. Ну я послала своего внука Колю Звонникова, он на лето погостить приезжает, „cкорую“ и милицию вызвать. Первая „скорая“ приехала, потом милиция. Врачи того парня из машины доставали, его там зажало. Это без двадцати двенадцать было».

С правой стороны моста видны выбитые Икарусом из оградительных ограждений куски бетона, висящие на арматуре. В речке - следы от колес автобуса. С другой стороны моста тоже есть выщербленный сбоку столбик, - тот, в который врезался Москвич. Посередине дороги - здоровая кривая царапина длинной метра три - смявшись от страшного удара, ее прочертил кардан Цоевской машины. Мы садимся в такси. «Теперь куда?», - спрашивает Янис. «Хорошо бы тот автобус найти. Это автопредприятие № 29. знаете где?», - говорю я.

«Я же там работаю, а автобус этот у нас в парке стоит, он, по-моему, еще на линию и не выходил!». Едем посреди коридора корабельных сосен. Затем слева начинают мелькать озера. На каком-то одном из них и закидывал Цой свои удочки. Во дворе автопарка мы подъезжаем к тому самому Икарусу. Водителя нет, ушел на обед, и когда придет не известно. Я фотографирую автобус и возвращаюсь в машину. «Хорошо бы саму машину Цоя найти!», - говорю я. «А чего ее искать, она у нашего начальника в боксе стоит, он ее оттуда и забирал!». Едем к начальнику.


Конопиев Сергей Алексеевич, узнав о цели визита, расплылся в хитрой улыбке: «Надо же, ото всех прячу, никому не говорю, а вы как-то узнали. Вы первый, кто меня нашел. Я ее в свой бокс поставил, и то узнали! Ладно, пойдем - покажу. Машины никто не касался. Там я только удочки забрал, вот они у меня в кабинете стоят, и несколько рыбешек в багажнике было, я их выкинул, все равно испортятся. Сфотографировать машину? Это я не знаю, это надо у родных разрешения спрашивать!», - говорит он и звонит в Ленинград - Марьяне. Ее нет дома. Родители Цоя, Валентина Васильевна и Роберт Максимович, явно удивлены звонком из Тукумса с просьбой о фотосъемке машины. «Машина оформлена на Марьяну, Виктор водил по доверенности, Марьяне и решать, а мы здесь решать не можем».

Начальник автопредприятия № 29 Конопиев Сергей Алексеевич открывает гараж, в котором стоит разбитый Москвич Виктора Цоя. Подходят девчонки. Как говорят автомеханики, «машина восстановлению не подлежит». Перед автомобиля похож на гармошку: крышка капота сложилась вдвое, так же вздыбилась и крыша. Передние кресла вдавились в заднее сиденье. Внутри салона мы замечаем прядь длинных черных волос. Восприимчивая Женька, увидев их, тут же начинает рыдать. Ника, зная о запрете снимать, толкает меня локтем и заговорщическим шепотом говорит: «вон он отвернулся и не смотрит - снимай давай!» Я отвечаю, что я так не смогу.

Сергей Алексеевич открывает багажник. Сзади машина совершенно целая, удар был лобовой. В багажнике валяется потертый рюкзак (видимо для рыбы) и лежит несколько свернутых афиш с праздника «МК» в Лужниках. На них - анонс гала-концерта «Звуковой дорожки» и в центре крупно написано - группа «Кино». Машина темно-синего цвета (а не белого, как писали некоторые московские издания), и мотор у нее на месте. Мы выходим из бокса. Настроение у всех подавленное

«А вот, кстати, автобус, который гроб в Ленинград возил», - говорит Сергей Алексеевич, и указывает на желтый ПАЗ-672 с номерным знаком 2115 ЛТР. «Его фотографировать можно, только номер не пишите. А то поклонники в Москве встретят, стекла еще камнями побьют. Как за что? Все-таки гроб привез. Нет, я тоже считаю, что автобус здесь ни при чем, а вдруг? А вел автобус водитель Гузанов Владимир, он его прямо из Тукумского морга до самого Богословского кладбища и привез. Забирали гроб Наташа, она здесь была, потом Марьяна приехала, и, по-моему, Айзеншпис тоже приехал.

Мы водителю командировочные на два дня выписали. Ведь никто же везти не хотел, все отказывались. Ну, во-первых, дорога длинная до Ленинграда, да и быстро не погонишь - гроб ведь. А Володя „залетел“ перед этим с пьянкой, вот его в наказание и отправили». Прощаясь, Копиев дает мне свою визитку с просьбой прислать материал, когда выйдет. Едем обратно к вокзалу. Начинает темнеть. Проезжая мимо места аварии, Янис уже без нашей просьбы дает длинный гудок.

Просим остановить у какого-нибудь магазина, купить сигарет и конфет. В магазине полно и того и другого, но строгая продавщица спрашивает у меня визитную карточку покупателя. Ни с чем выхожу из магазина. Видя мое расстроенное лицо, Янис спрашивает, в чем дело. Объясняю, что хотел купить пару коробок конфет, но не продают. «Подожди, вон шофер знакомый разгружается, давай 25 рублей». Я даю, и через минуту он возвращается с двумя коробками конфет. Наконец мы доехали до вокзала. На счетчике 23 рубля с копейками. Девчонки ноют, что у них денег совсем мало осталось. Я вынимаю двадцатипятирублевку и говорю, что «сдачи не надо», а пусть он лучше погудит еще, когда будет проезжать место гибели Цоя. Он обещает

Живой звук «Смерть Цоя: такая, какая она есть на самом деле»

Вступление

В этом году Виктору Цою исполнилось бы 35 лет. Дата круглая, но не дожил. Скоро наступит 15 августа, день, в который начнётся новый, уже восьмой по счёту год жизни без Цоя. Многие почитатели «КИНО» до сих пор уверены, что гибель их кумира не была случайной. В те дни некоторые средства массовой информации старались внушить публике мысль, что смерть очень долго ждала музыканта и просто выбирала подходящий случай для нападения.

Часть КИНОманов до сих пор считает, что Цой жив. Самые преданные Витины фанаты пытались проводить собственные расследования происшествия, из-за чего вокруг простой аварии возникло такое количество слухов, мифов и легенд, что в самый раз выпускать толстенную книгу, посвящённую гибели артиста. В редакцию газеты «Живой звук» журналист Олег Беликов принёс уникальные материалы, посвящённые той катастрофе, в том числе интервью с Витиной матерью Валентиной Васильевной Цой, датированное февралём 1991 года и никогда ранее не публиковавшееся. Поскольку в достоверности фактической информации сомневаться не приходится, мы решили опубликовать самую правдивую версию трагедии. И наконец-таки поставить точку в этой истории.

Каникулы

Одной из статей дохода латвийки Бирты Луге, работавшей на рыбоперерабатывающем комбинате, был её дом, прозванный соседями по рыбацкому посёлку Плиеньцемс (что под Ригой) «Зелтини», если по русски то «Золотой»

С Натальей Разлоговой Бирта познакомилась давно - ещё тогда, когда та находилась в первом браке. Так что когда однажды Разлогова прибыла в Плиеньцемс с молчаливым темноволосым парнем по имени Виктор Цой, г-жа Луге просто приняла к сведению изменения в личной жизни своей постоянной клиентки. О том, что он музыкант, да ещё известный, Бирта узнала только потом.

Валентина Васильевна Цой: «Я знаю, что такое автокатастрофа, знаю, что он погиб. Я не могу не верить Наташиному рассказу. Я биолог по образованию, и поэтому тот акт является для меня неоспоримым аргументом. Помню, правда, что после того, как в первый раз попыталась его прочитать, я месяца два к нему подойти не могла. Вообще-то нужно быть готовой к чтению бумаг с описанием травм твоего ребёнка. То есть к физиологическим и анатомическим подробностям чьей бы то ни было смерти я готова, но другое дело, когда это написано про моего сына! Однако от этого никуда не деться! Жизнь и смерть - они всегда стоят рядом. Я не собираюсь специально интересоваться обстоятельствами его смерти, из того акта я поняла, что у него в груди была жуткая дыра, и он умер мгновенно. Но ребята с Богословского кладбища постоянно меня мучают предположениями, что якобы он не мёртв. Для матери это очень тяжело».

Наташа приезжала вместе с Виктором и его сыном Сашей каждый год на всё лето - с июня по сентябрь. В подарок хозяйке глава семьи всегда привозил бутылочку хорошего вина, которую выпивали тут же за встречу. По словам Бирты, Витя всегда говорил, что нигде ему так хорошо не отдыхается, как в «Зелтини». И не удивительно - за домом, сделанным из желтого песчаника, шёл небольшой ряд сосен, а прямо за ними уже проглядывали волны залива. И было необыкновенно тихо.

Виктор и Наташа очень ценили покой, который излучал рыбацкий посёлок. Всей семьёй они любили ходить за грибами, играли в бадминтон, катались на скейтборде и, конечно же, рыбачили. Трудно было поверить, что Витя - «один из этих, волосатых», которые всё время что-то орут в микрофон по телевизору. Уж слишком сильно парень не соответствовал расхожим представлениям о рок-музыке - хоть он и привозил с собой гитару и магнитофон, но песен истошным голосом не орал. Виктор частенько что-то наигрывал, но это происходило только в его комнате и очень тихо.

Валентина Васильевна Цой: «Мы тут шли с кладбища, я вижу кругом надписи „Витя жив“. И я говорю: „Роберт, ну как можно поверить, что твоего Вити нет?!“ А недавно раздался телефонный звонок. Поднимаю трубку и слышу „Мама!“ Я, единственное, что могла в ответ „Ах, что?!“ Но не Витькин голос, видимо перепутали. И повесили трубку. Меня после этого „крутило“ весь вечер. А дальше - ещё страшнее. Я очень люблю тех ребят, что живут на Богословском. Через их судьбу прошёл Витя, и моё горе - это их горе. И они пытаются доказать мне, что Витя жив. Говорят: „Валентина Васильевна, вы знаете, есть такая примета, что животные обходят стороной места, где зарыты покойники. Их никогда не увидишь на могиле“. Я отвечаю: „При мне вороны прилетали, они ведь не боятся ничего. Сначала сели на зонт, а потом ещё ближе к могиле подлетели“. А они: „Ещё белочка на его могилу садилась...“ И, представляете, эти дети, что всегда там, рядом с Витей, тоже начинают сомневаться. Один мальчик с Богословского, Стас, мне рассказывал: „Знаете, ночью на могиле бывает какое-то свечение, что-то совершенно неземное вверх поднимается...“ В общем, есть в них вера в Витину сверхъестественную силу»

Сашка - сын Виктора и Марьяны Цой (первой жены музыканта) - очень любил ездить с отцом на рыбалку. «Мужики» обычно возвращались домой уставшие, но счастливые, даже несмотря на то, что рыбы, как правило, было немного. Судя по всему, им просто нравился сам процесс: сначала - сборы на рыбалку, упаковка снаряжения, погрузка его в машину, затем - езда по ночной дороге и долгое бдение у реки.

Валентина Васильевна Цой: «Был такой момент, когда я хотела уйти. У меня скопилось большое количество тетрадей Витиных фанатов со стихами-посвящениями. Там море стихов, и они такие... убийственные! И тогда, в тот период, уйти к нему было довольно легко, понимаете? Затем я всё ревела, „сидела“ на таблетках... Я колебалась, но постоянно себя уговаривала, что мне есть для кого жить: во-первых, непонятно, что дальше будет с Сашей, поскольку Марьяна создаёт новую семью; во-вторых, Ирина Николаевна, Марьянина мама - нуждающийся в помощи человек. Кроме того, у меня есть сестра, которая в какой-то степени слаба - мать умерла, отец умер, и осталась я у неё одна. Короче говоря, я решила, что мне есть для кого жить! Надо жить! Я даже обязана жить! Ведь и Роберту я нужна, и сыну его Лёне...

- У Роберта есть сын?

Да, Лёня, очень хороший мальчик. Роберт ведь нас бросил, женился на другой, а потом опять вернулся. Сейчас его сыну уже 17 лет, но до 14 парень даже не знал, что у него есть брат Витя. Его мать сразу дала ребёнку свою фамилию - Кузнецов, и не разрешала Роберту видеться с ним. Единственное о чём Лёня знал, - это то, что у его отца фамилия Цой. Но в конце конов она разрешила Роберту позвонить Лёне, и они начали общаться - встречались, ездили на рыбалку, и сразу всё наладилось. Мальчишка всегда к нам тянулся, он понимал Витьку. Сейчас Лёня берёт нашу фамилию, он сам так решил. Видите, и ему тоже надо жить, и мы должны ему помочь».

Трагедия

В начале двенадцатого утра 15 августа уже начинало припекать солнце, +24. Витя возвращался домой с ночной рыбалки. В этот раз Сашка с ним не поехал, поскольку вечером заснул, не дождавшись отца. Прямая линия асфальта шоссе Слока - Талсы меж двух рядов корабельных сосен летела под колёса машины Цоя со скоростью 150 км/ч. В багажнике лежали пара удочек и улов - несколько рыбёшек. Навстречу ему ехал «Икарус - 250» с номерным знаком 0518 BPH, за рулём которого сидел Янис Карлович Фибикс. Он перегонял из ремонта пустой автобус на свою родную автобазу № 29. Одиноко стоявший одноэтажный домик, прозванный в округе «Тейтопнике», был впереди пути, как первого, так и второго.

Хозяйка «Тейтопнике», Антонина Урбане, ехала следом за «Икарусом» на другом автобусе. Впереди едущий «Икарус» постоянно находился в поле её зрения и только на минуту скрылся из виду - при повороте за дом. Когда Урбане подъехала к дому, то увидела, что «Икарус» уже стоит в придорожном кювете, передними колёсами съехав с моста в маленькую речушку. Его шофёр всё ещё был в кабине. А посреди дороги стоял «Москвич» со смятым капотом, от сильного удара развернувшийся поперёк шоссе. Приборная панель машины въехала в передний ряд кресел, прижав водителя к сиденью. А крыша машины, деформировавшись, зажала его голову. Смявшийся карданный вал прочертил на шоссе глубокую царапину длиной около метра.

В Тукумсе дороги не то, что в России. Они хорошо заасфальтированы, так что большая скорость там не редкость. Отсюда частые аварии. Для местных жителей многочисленные инциденты стали привычным делом. И для следователя Тукумского ОВД Эрики Ашмане, которая вела дело № 480 об аварии на 35-м км шоссе Слока - Талсы, случившаяся катастрофа не была чем-то из ряда вон выходящим. Для того чтобы зафиксировать этот случай, понадобился всего один абзац официальной бумаги в овэдэшной документации. А за год в этом ОВД накапливаются десятки страниц с подобными записями. Антонина Урбане послала своего внука вызвать по телефону «скорую». Часы показывали 11 часов 40 минут. Врач «скорой», прибывший к месту аварии раньше гаишников, констатировал смерть Цоя Виктора Робертовича. Где-то в архивах Тукумского ОВД до сих пор хранится ходатайство о возбуждении уголовного дела на гражданина Цоя В. Р. как виновника аварии. Дело было прекращено «за смертью обвиняемого»

Заснул ли Цой за рулём или задумался - этого уже никто не узнает. Но точно установлено, что «Москвич» врезался в столбик ограждения моста, именно после этого автомобиль и выкинуло на встречную полосу под колёса «Икаруса». А перед этим машина около 250 метров проехала по обочине дороги.

Задремал ли Витя? Съехал, задумавшись? Внезапная остановка сердца? Потеря сознания?

Валентина Васильевна Цой: «Однажды Юра Каспарян мне сказал: „Витя был великий маг, он управлял тысячами людей с помощью той силы, которой он обладал. Я не могу понять, как ему это удавалось. Должно быть, он был очень сильной натурой...“ И мне вспомнилось, как однажды Витька пришёл домой, и я ему говорю: „Слушай, ты такой обыкновенный, чего люди по тебе с ума-то сходят?“ Он молчит в ответ. „Ты мне скажи, как у тебя хоть дела?“ - „Мама, мне очень - очень хорошо“. - „Вить, а трудно быть таким?“ - Очень трудно».

Похороны

По сообщению ленинградской программы «600 секунд», в первые дни после гибели Виктора Цоя в Ленинграде на 30% подскочило число самоубийств. В основном это были молодые люди и девушки, ещё не достигшие 21 года.

Автобус с останками Виктора Цоя приехал из Тукумса к воротам Богословского кладбища (что в Санкт-Петербурге) в полдень. Но его поклонники прощались с Витей с самого утра. Сначала - в рок-клубе на Рубинштейна 13, затем - на Камчатке (в котельной, где Цой работал). Гражданской панихиды так и не было. Её заменило сооружение импровизационной выставки на кладбищенской стене. Всюду фотографии, рисунки, значки, плакаты, стихотворения-посвящения. В решётке здания - два склоненных Российских флага. И море людей с траурными лентами, магнитофонами и гитарами. Отовсюду музыка Цоя. Обитый тёмно-синей материей гроб опускается в могилу, устанавливается гранитная плита с надписью «Цой Виктор Робертович. 1962 - 1990». Около - два больших портрета Цоя, венок с надписью: «Певцу и гражданину Виктору Цою. С прискорбием. Корейское общество». После прощания у могилы - траурное шествие по Невскому проспекту. Впереди - портреты Цоя, их несут на руках. Склоненные флаги. Колонны людей сопровождает милиция. Движение медленно, как почётный эскорт. Шествие занимает одну сторону Невского. Едущие сзади машины осторожно объезжают шествующих. На дворцовой площади, под сводами арок, люди начинают скандировать «Виктор жив!»


15 августа 1990 г. ушел из жизни один из самых популярных отечественных рок-музыкантов, человек-легенда Виктор Цой . С момента его смерти прошло 26 лет, но количество поклонников его творчества продолжает расти, так же, как и число попыток разгадать тайну его трагической гибели. Официальная версия – ДТП, которое произошло из-за того, что Цой заснул за рулем, – многих не убедила. Друзья, близкие и тысячи фанатов лидера группы «Кино» отказываются верить в случайность произошедшего и высказывают свои предположения.



Летом 1990 г. 28-летний Виктор Цой вместе со своим сыном отдыхал в латвийском поселке Плиеньциемс. Рано утром 15 августа музыкант отправился на рыбалку к лесному озеру, на обратном пути его «Москвич» столкнулся со встречным автобусом. ДТП случилось на шоссе Слока-Талсы. В «Икарусе», к счастью, не было пассажиров. Автобус упал в реку, водитель не пострадал. «Москвич» отбросило на 20 метров, сиденья были сбиты, машина не подлежала восстановлению. Виктор Цой в результате лобового столкновения умер на месте. Согласно официальной версии, он уснул за рулем, что и стало причиной ДТП. Анализ крови показал, что водитель находился в трезвом состоянии.



Вдова музыканта и его друзья долгое время отказывались верить в то, что Цой действительно мог заснуть за рулем. Менеджер группы «Кино» Юрий Белишкин говорил: «Я поражался собранности Виктора, его пунктуальности, умению концентрироваться. Если на гастролях нам предстояло лететь на утреннем самолёте, он, единственный из всех музыкантов, был готов минута в минуту! И дома в девять-десять утра я уже мог звонить Вите и обсуждать с ним серьёзные дела. К алкоголю и наркотикам он не испытывал тяги, вёл спортивный образ жизни, увлекался восточными единоборствами… Не мог такой собранный и педантичный человек, как Цой, заснуть за рулём, а стало быть, нельзя отрицать версию убийства».





Но если это так, то почему до сих пор не нашли людей, которые были в этой смерти заинтересованы? Марьяна Цой, вдова музыканта, говорила: «По всей видимости, нарушение все-таки было со стороны Вити, потому что, судя по следам протекторов на асфальте, он врезался на встречной полосе. То есть это элементарная автомобильная катастрофа. В убийство я не верю. Цой не был человеком, которого кому-то хочется убрать. Он не ссорился с московской шоу-мафией, он их устраивал больше, чем кто-то другой».





В 2007 г. в одном журнале опубликовали статью «Виктор Цой: недоказанное убийство», где сообщалось о том, что в редакцию пришло письмо из Риги, в котором некий Янис признавался в своей причастности к смерти Цоя. Он рассказал, как 17 лет назад получил «заказ» припугнуть приезжего с восточной внешностью. Цою сказали, что его сын в опасности, и тот помчался его спасать. Когда журналисты попытались разыскать Яниса в Латвии, к ним на встречу пришли мужчины крепкого телосложения и посоветовали не соваться в это дело. И эта версия, и сам факт существования Яниса вызывает сомнения, как и достоверность рассказанной им истории.





В 1990 г. следствие действительно было проведено наспех, другие версии, кроме несчастного случая, не рассматривались. Это заставляет многих до сих пор сомневаться в причинах случившегося. Выдвигалась даже версия самоубийства, хотя знакомые Цоя категорически отрицают саму возможность мысли о суициде. «Ни о каком самоубийстве или убийстве речи быть не может. Произошла банальная катастрофа. Многие музыканты потом специально ездили в Латвию, пробовали повторить трагический маршрут Цоя, но приходили к выводу, что нет резона сомневаться в официальной версии катастрофы. Сыграло роль и то обстоятельство, что водительский стаж у Вити был небольшой, и в то утро его вынесло на встречную полосу», – утверждает экс-участник группы «Кино» Алексей Рыбин.


Смерть Виктора Цоя была такой внезапной и преждевременной, что многие просто отказывались верить в реальность случившегося. «Цой жив!» – писали на стенах фанаты, и оказались правы в том смысле, что его музыка и пророческие тексты не теряют актуальности и сегодня: