Сэмюэл морзе биография. Сэмюэл морзе краткая биография и интересные факты

Во все времена встречаются люди одаренные, способные вырабатывать и воплощать в жизнь неординарные идеи, создавать что-то необыкновенное и нужное человечеству. Как правило, ярко выраженный талант ведет своего обладателя по своей особенной жизненной тропе, не отклоняясь ни на шаг от намеченного пути… А есть в истории примеры людей уникальных, освоивших одинаково успешно совершенно различные сферы, создав в каждой из них нечто принципиальное новое и совершенное. Одним из таких выдающихся представителей человечества стал Сэмюэл Морзе. Кто такой этот Морзе? Чем он известен?

Формирование творческого мировоззрения художника

Самуэль Морзе, дата рождения которого приходится на 27 апреля 1791 года, появился на свет в небольшом американском городке под названием Чарльзтаун, расположенном в Отец Самуэля был проповедником и с раннего детства старался пробудить в своем сыне желание учиться.

В результате родительских стараний молодой человек вырос любознательным и талантливым. Он успешно поступил в университет в Йеле в 1805 году, во время обучения в котором и формировалось его творческое мировоззрение постоянно ищущего человека.

Изучение живописи

Особый трепет и интерес у Морзе вызывала живопись. Он старательно изучал ее в студенческие годы, и, окончив университет, отправился в Англию, чтобы научиться живописи у легендарного Вашингтона Олстона. По признанию современников, молодой человек демонстрировал недюжинные способности в изобразительном искусстве. Уже в 1813 году он написал известную картину под названием «Умирающий Геркулес», которая нашла пристанище в Лондонской художеств. Работа была высоко оценена любителями искусства, и Морзе даже наградили за нее золотой медалью. В 1815 году молодой художник вернулся в Америку.

Успех художника

На родине его ждал не меньший успех - за несколько лет Сэмюэл Морзе (фото) стал кумиром начинающих художников того времени. Множество талантливых работ, принадлежавших его кисти, украшали стены музеев и высоко оценивались даже самой взыскательной аудиторией. Он же написал известный всему миру портрет одного из президентов США Джеймса Монро.

Позднее он стал основателем знаменитой Национальной Академии рисунка, которая вначале была обычным обществом живописцев, но благодаря художественным и организаторским способностям Морзе, за несколько лет сильно преобразилась.

Несмотря на стабильный успех, Сэмюэл Морзе не останавливался на достигнутом и продолжал развиваться. В 1829 году он вернулся в Европу. На этот раз целью было изучение того, как устроены и функционируют европейские школы искусств.

Этот опыт он собирался перенести на американскую действительность и еще больше усовершенствовать свою Академию.

Судьбоносное путешествие

Спустя три года Сэмюэл Морзе в Гавре сел на судно под названием «Салли», которое под руководством капитана Пелла направлялось в Нью-Йорк. Путешествие на этом паруснике стало для Сэмюэля судьбоносным и поворотным. Среди пассажиров оказался знаменитый врач Чарльз Джексон. Он славился своим новаторством в медицине - именно он открыл наркоз и прочие современные методы анестезии. В этот раз он показывал остальным пассажирам своего рода научный фокус: подносил к компасу отрезок провода, который был присоединен к В результате стрелка начинала вращение.

Идея передачи сигналов

Следует отметить, интересы Сэмюэля Морзе не ограничивались строго миром живописи, поэтому, когда он стал свидетелем этого опыта, в нем загорелась одна из его самых замечательных идей, изменившая мир. Он был в курсе опытов, которые проводил Фарадей, а также экспериментов Шиллинга, когда из магнита «извлекались искры». И все это побудило его создать своего рода систему для передачи сигналов по проводам на расстоянии с помощью различных комбинаций искр. Идея, столь неожиданная для художника, захватила его ум целиком и полностью.

Судно «Салли» плыло к американским берегам еще месяц. За это время Сэмюэл Морзе нарисовал чертежи предполагаемого аппарата для передачи сигналов. Потом несколько лет он работал над созданием этого устройства, но достичь ожидаемого результата так и не получалось. Помимо напряженной работы, на Самюэля свалилось несчастье - скончалась его супруга, оставив его одного с тремя детьми. Однако Морзе не бросал своих экспериментов.

Первая попытка собрать аппарат для передачи данных

Спустя некоторое время он получил должность профессора живописи в университете Нью-Йорка. Именно там впервые он показал публике изобретенный аппарат для передачи информации. Результат был впечатляющим - сигнал был подан на расстояние более полутора тысяч футов.

Особенно яркое впечатление устройство произвело на американского предпринимателя по имени Стив Вэйл. Он заключил с Морзе своеобразную сделку: он выделяет для его опытов две тысячи долларов, а также находит место, подходящее для исследований, а Сэмюэл в ответ обязуется взять себе в ассистенты его сына. Морзе с радостью согласился на предложенные условия, и результат не заставил себя долго ждать. В 1844 году им удалось передать на расстоянии первое сообщение. Его текст был незамысловатым, но вполне четко отражал происходящее: «Чудны дела твои, Господи!». Это был первый в истории человечества

Азбука Морзе

Дальнейшие исследования и эксперименты двух увлеченных людей привели к созданию знаменитой азбуки Морзе - системы кодирования с помощью коротких (точка) и посылок или символов. Однако историки не пришли к единому мнению по поводу авторства - многие полагают, что создателем был его партнер - сын пожертвовавшего деньги магната Альфред Вэйл.

Как бы там ни была, азбука, изобретенная в те времена, сильно отличалась от той, которую применяют в настоящее время. Она была гораздо сложнее, и включала в себя посылки не двух, а трех различных длин - точка, тире и удлиненное тире. Сочетания были очень сложными и неудобными, в связи с чем в последующие годы другие изобретатели значительно видоизменили систему кодирования, приблизив ее по содержанию и простоте к той, которой человечество пользуется сейчас. Но как ни парадоксально, изначальный вариант азбуки применялся довольно долго - вплоть до середины двадцатого столетия, правда, так долго сохранялся он только на железной дороге.

Доказать миру необходимость и применимость телеграфа оказалось не просто. Пока изобретение не давало стабильного и очевидного результата, Самуэль Морзе, дети которого остро нуждались в средствах на жизнь, не встречал поддержки ни на родине, ни за рубежом. Ученый-художник находился на грани бедности, но не терял надежды добиться поставленной цели. Когда это случилось, ему пришлось доказывать свое авторство, ведь былые инвесторы и партнеры накинулись на его детище, подобно воронам. Сэмюэл Морзе и его азбука произвели настоящий фурор в научных и общественных кругах

Общественная и семейная жизнь

Сэмюэл Морзе, биография которого полна крутых поворотов, оказался уникальным человеком, который смог проявить себя в двух совершенно разных сферах удивительно успешно. Несмотря на то, что телеграф, как способ передачи информации, был довольно быстро вытеснен телефоном и радио, система передачи информации, как идея, актуальна по настоящее время. В девятнадцатом веке это изобретение стало сенсационным, и принесло Морзе не только славу, но и материальное благополучие - страны, начавшие использовать устройство Морзе, выплатили изобретателю значительное вознаграждение, которого хватило на приобретение огромного имения, в котором расположилась вся большая семья Сэмюэла, и на то, чтобы этот удивительный человек до конца своей жизни щедро одаривал других. Он активно занимался благотворительностью, выделял деньги для школ, для различных обществ по развитию искусства, музеев, а также поддерживал молодых ученых и художников, памятуя о том, как ему самому однажды помог магнат Вэйл.

Слава Самюэля Морзе, как великолепного художника, не угасает и по сей день. Его работы хранятся в различных музеях мира, и по праву считаются ярчайшими образцами изобразительного искусства. А изобретенное им телеграфное устройство обрело постоянное место нахождения в Американском национальном музее.

Морзе был дважды женат, всего от обоих браков у него было семеро детей. Перед смертью, 2 апреля 1872 года, его окружало огромное количество благодарных и любящих членов семьи.

Сэ́мюэл Фи́нли Бриз Мо́рзе (англ. Samuel Finley Breese Morse [mɔːrs ]; 27 апреля , Чарльзтаун в штате Массачусетс - 2 апреля , Нью-Йорк) - американский изобретатель и художник . Наиболее известные изобретения - электромагнитный пишущий телеграф («аппарат Морзе», ) и код (азбука) Морзе .

Биография

Во время войны 1812 года между Великобританией и Соединёнными Штатами, поддерживающими Наполеона , Морзе показал себя ярым патриотом. Однако в 1813 году, когда Морзе представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину «Умирающий Геркулес», он удостоился золотой медали.

По возвращении домой в 1815 году Морзе обнаружил, что американцы считают его английским художником и мало интересуются живописью. Поэтому он влачил скудное существование, рисуя портреты . Десять лет ему пришлось вести жизнь странствующего живописца. Морзе был очень общителен и обаятелен, его с охотой принимали в домах интеллектуалов, богачей и политиков. Кроме того, он обладал редким даром заводить знакомства. Среди его друзей были политик М.-Ж. Лафайет , романист Дж. Ф. Купер и даже президент США А. Линкольн . В стремительно растущем Нью-Йорке он создал несколько самых интересных портретов, когда-либо выполненных американскими художниками. В 1825 году Морзе основал в Нью-Йорке Национальную академию дизайна , которая избрала его президентом и отправила в 1829 году в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.

Во время второго путешествия в Европу Морзе познакомился с Л. Дагером и заинтересовался новейшими открытиями в области электричества. Его вдохновила на изобретение телеграфа случайная беседа при возвращении из Европы на пароходе в 1832 году. Какой-то пассажир в ходе беседы о недавно изобретённом электромагните сказал: «Если электрический ток можно сделать видимым на обоих концах провода, то я не вижу никаких причин, почему сообщения не могут быть им переданы». Хотя идея электрического телеграфа выдвигалась и до Морзе, он полагал, что был первым.

Морзе посвящал почти всё своё время живописи, преподаванию в университете Нью-Йорка и политике. В 1835 году Морзе стал профессором начертательных искусств. Но после того как в университете в 1836 году ему показали описание модели телеграфа, предложенной В. Вебером в 1833 году, он полностью отдал себя изобретательству.

Годы работы и учёбы потребовались, чтобы его телеграф заработал. В 1837 году он совместно с А.Вейлом разработал систему передачи букв точками и тире, ставшей известной во всём мире как код Морзе . Он не находил поддержки ни дома, ни в Англии, ни во Франции, ни в России, встречая везде отказ. При очередной попытке заинтересовать Конгресс США созданием телеграфных линий, он приобрёл конгрессмена в партнёры, и в 1843 году Морзе получил субсидию в 30 000 долларов для строительства первой телеграфной линии от Балтимора до Вашингтона. В ходе работ оказалось, что на этом расстоянии около 40 километров электрический сигнал слишком сильно затухал и прямая связь невозможна. Положение спас его компаньон Альфред Вейл, предложивший использовать реле как усилитель. Наконец, 24 мая 1844 года линия была закончена, но Морзе был тотчас же вовлечён в юридические распри и с партнёрами, и с конкурентами. Он отчаянно боролся, и Верховный Суд в 1854 году признал его авторские права на телеграф.

Газеты, железные дороги и банки быстро нашли применение его телеграфу. Телеграфные линии моментально оплели весь мир, состояние и слава Морзе умножились. В 1858 году от десяти европейских государств Морзе получил за своё изобретение 400 000 франков. Морзе купил имение в Пончкифи , близ Нью-Йорка, и провёл там остаток жизни с большим семейством среди детей и внуков. В старости Морзе стал филантропом. Он опекал школы, университеты, церкви, библейские общества, миссионеров и бедных художников.

После смерти в 1872 году слава Морзе как изобретателя угасла, так как телеграф потеснили телефон, радио и телевидение, зато его репутация художника выросла. Он не считал себя портретистом, но его картины, на которых изображены Лафайет и другие видные люди, знают многие. Его телеграф 1837 года хранится в Национальном музее США, а загородный дом теперь признан историческим памятником.

Личная жизнь

29 сентября 1818 года Морзе женился на Лукреции Пикеринг Уокер. В браке родилось трое детей. После смерти первой жены Морзе повторно женился 10 августа 1848 года на Элизабет Грисуолд. В браке родилось четверо детей .

Память

Прочее

27 апреля 2009 года в честь дня рождения Сэмюэла Морзе Google изменил свою главную страницу, где разместил надпись «Google» в кодировке Морзе.

Напишите отзыв о статье "Морзе, Сэмюэл"

Примечания

Литература

  • Уилсон М. Американские учёные и изобретатели / Пер. с англ. В. Рамзеса ; под ред. Н. Тренёвой. - М .: Знание , 1975. - С. 27-34. - 136 с. - 100 000 экз.

Ссылки

  • Морзе, Самуил-Фенли-Бриз // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • А. В. Каменский , СПб., тип. Ю. Н. Эрлих, 1891.
  • , автор Сэмюэл Ф. Б. Морзе, 1819 г. (Коллекция Белого дома) - Ссылка не работает
  • - Ссылка не работает
  • Дмитрий Быков «Известия » 27.04.11

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Морзе, Сэмюэл

– Жизнь, моя милая, на десятую долю состоит из того, что с нами происходит и на девять десятых из того, как мы на неё реагируем. Реагируй весело, малыш! Иначе временами может быть очень не просто существовать… А что не похожая, так все мы вначале так или иначе непохожи. Просто ты будешь расти и жизнь начнёт всё больше и больше «подкраивать» тебя под общие мерки, и будет зависеть только лишь от тебя, хочешь ли ты быть такой же, как все.
И я не хотела… Я любила свой необычный красочный мир и не променяла бы его ни на что и никогда. Но, к сожалению, каждое прекрасное стоит в нашей жизни очень дорого и надо это по-настоящему очень сильно любить, чтобы не было больно за это платить. А, как нам всем очень хорошо известно, платить приходится, к сожалению, за всё и всегда... Просто, когда делаешь это сознательно, остаётся удовлетворение от свободного выбора, когда твой выбор и свободная воля зависит только от тебя. А вот за это, по моему личному понятию, по-настоящему стоит платить любую цену, даже если это иногда и очень дорого для самого себя. Но вернёмся к моему голоданию.
Прошли уже две недели, а я всё ещё, к большому огорчению моей мамы, ничего не хотела есть и, как ни странно, физически чувствовала себя сильно и совершенно прекрасно. А так как выглядела я тогда, в общем-то, весьма хорошо, постепенно мне удалось убедить маму, что ничего плохого со мной не происходит и ничего страшного мне, видимо, пока не грозит. Это было абсолютной правдой, так как я по-настоящему чувствовала себя великолепно, если не считать того «сверхчувствительного» психического состояния, которое делало все мои восприятия может быть чуточку слишком «оголёнными» – краски, звуки и чувства были такими яркими, что от этого иногда становилось тяжело дышать. Думаю, эта «сверхчувствительность» и явилась причиной моего следующего и очередного «невероятного» приключения…

В то время на дворе была уже поздняя осень и группа наших соседских ребят после школы собралась в лес за последними осенними грибами. Ну и естественно, как обычно, собралась с ними пойти и я. Погода стояла на редкость мягкая и приятная. Всё ещё тёплые солнечные лучи яркими зайчиками скакали по золотой листве, временами просачиваясь до земли и согревая её последним прощальным теплом. Нарядный лес встречал нас в своём празднично-ярком осеннем наряде и, словно старый друг, приглашал в свои ласковые объятия.
Мои любимые, позолоченные осенью, стройные берёзы при малейшем ветерке щедро роняли на землю свои золотые «листья-монетки» и, казалось, не замечали, что уже очень скоро они останутся один-на-один со своей наготой и будут стыдливо ждать, когда же весна снова оденет их в ежегодный нежный наряд. И только величавые, вечнозелёные ели гордо отряхивали старую хвою, готовясь стать единственным украшением леса в течение долгой и, как всегда, весьма бесцветной зимы. Под ногами тихо шуршали жёлтые листья, пряча последние сыроежки и грузди. Трава под листьями была тёплой, мягкой и влажной и как бы приглашала по ней ступать…
Я, как обычно, сбросила свои ботинки и пошла босиком. Я обожала всегда и везде ходить босиком, если только появлялась такая возможность!!! Правда, за эти прогулки очень часто приходилось расплачиваться ангиной, которая иногда бывала весьма продолжительной, но, как говорится, «игра стоила свеч». Без обуви ноги становились почти что «зрячими» и появлялось особенно острое чувство свободы от чего-то ненужного, что казалось, мешало дышать... Это было настоящее, ни с чем не сравнимое маленькое удовольствие и за него стоило иногда заплатить.
Мы с ребятами, как всегда, разделились парами и пошли кто куда. Очень скоро я почувствовала, что какое-то время иду уже одна. Не могу сказать, что это меня испугало (леса я не боялась вообще), но стало как-то не по себе от странного чувства, что за мной кто-то наблюдает. Решив не обращать на это внимания, я продолжала спокойно собирать свои грибы. Но постепенно чувство наблюдения усиливалось и это уже становилось мало приятным.
Я остановилась, закрыла глаза и попробовала сосредоточиться, чтобы попытаться увидеть того, кто это делал, как вдруг ясно услышала чей-то голос, который сказал: – Правильно… – И мне почему-то показалось, что он прозвучал не снаружи, а только лишь в моей голове. Я стояла посередине маленькой поляны и чувствовала, что воздух вокруг меня начал сильно вибрировать. Прямо передо мной появился серебристо-голубой, прозрачный мерцающий столб и постепенно в нём уплотнилась человеческая фигура. Это был очень высокий (по человеческим меркам) и мощный седой мужчина. Я почему-то подумала, что он до смешного похож на статую нашего бога Перкунас (Перун), для которого у нас на Святой Горе в ночь 24 июня каждый год разжигали костры.
Кстати, это был очень красивый старинный праздник (не знаю, существует ли он до сих пор?), который обычно продолжался до самой зари, и который очень любили все, вне зависимости от возраста и вкуса. На него всегда собирались почти что всем городом и, что было совершенно невероятно – на этом празднике никогда не замечалось никаких негативных инцидентов, несмотря на то, что всё происходило в лесу. Видимо красота обычаев открывала даже самые чёрствые людские души добру, тем же самым захлопывая дверь для любых назревающих агрессивных мыслей или действий.
Обычно, на Святой Горе всю ночь напролёт горели костры, в хороводах звучали старинные песни, и всё это вместе сильно напоминало необычайно красивую фантастическую сказку. Сотни влюблённых пускались ночью искать в лесу цветущий цветок папоротника, желая заручиться его магическим обещанием быть «самыми счастливыми и обязательно навсегда»… А одинокие молодые девушки, загадав желание, опускали в реку Нямунас сплетённые из цветов венки, посередине каждого из которых горела свеча. Таких венков опускалось множество, и река на одну ночь становилась похожей на удивительно красивую, мягко мерцающую отблесками сотен свечей, небесную дорогу, по которой, создавая дрожащие золотистые тени, плыли вереницы добрых золотистых привидений, бережно несущих на своих прозрачных крыльях чужие желания Богу Любви… И вот там же, на Святой Горе, до сих пор стоит статуя бога Перкунаса, на которую так похож был мой неожиданный гость.
Сверкающая фигура, не касаясь ступнями земли, «подплыла» ко мне, и я почувствовала очень мягкое, тёплое прикосновение.
– Я пришёл открыть для тебя Дверь, – опять послышался голос в моей голове.
– Дверь – куда? – спросила я.
– В Большой Мир, – прозвучал ответ.
Он протянул светящуюся руку к моему лбу и я почувствовала странное ощущение лёгкого «взрыва», после которого появилось чувство и вправду похожее на открывающуюся дверь… которая, к тому же, открывалась прямо у меня во лбу. Я увидела удивительно красивые, похожие на огромных разноцветных бабочек, тела, выходившие из самого центра моей головы… Они выстраивались вокруг и, привязанные ко мне тончайшей серебристой нитью, создавали удивительно красочный необычный цветок… По этой «нити» в меня вибрируя вливалась тихая и какая-то «неземная» мелодия, которая вызывала в душе чувство покоя и полноты.
На какое-то мгновение я увидела множество прозрачных человеческих фигур, стоящих вокруг, но они все почему-то очень быстро исчезли. Остался только мой первый гость, который всё ещё касался рукой моего лба и от его прикосновения в моё тело текло очень приятное «звучащее» тепло.
– Кто они? – спросила я, показывая на «бабочек».
– Это ты, – опять прозвучал ответ. – Это ты вся.
Я не могла понять, о чём он говорит, но каким-то образом знала, что от него идёт настоящее, чистое и светлое Добро. Вдруг очень медленно все эти необычные «бабочки» начали «таять» и превратились в изумительный, сверкающий всеми цветами радуги звёздный туман, который стал постепенно втекать обратно в меня... Появилось глубокое чувство завершённости и чего-то ещё, что я никак не могла понять, а только лишь очень сильно чувствовала всем своим нутром.

Самюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 г. в семье известного местного проповедника Джедида Морзе в американском городишке Чарльзтаун (штат Массачусетс). В 1805 г. он поступил в Йельский университет.

В 1811 г. Самюэл отправляется в Европу для изучения живописи у Вашингтона Олстона. Юноша подавал большие надежды как художник. В 1813 г. он представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину "Умирающий Геркулес", удостоенную золотой медали. В 1815 г. - вернулся на родину. Через несколько лет Самюел был признан лидером и кумиром молодых американских художников (его кисти принадлежит знаменитый портрет президента Мунро). В 1825 г. он основал в Нью-Йорке общество живописцев (впоследствии - Национальная академия рисунка) и стал его президентом, а в 1829 г. - вновь отправился в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.

1 октября 1832 г. из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник "Салли" (капитан судна - Пелл). Его пассажирам знаменитый врач тех времен (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) - Чарльз Т.Джексон в салоне первого класса демонстрировал фокус-опыт: начиналась вращаться стрелка компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. За опытом внимательно наблюдал Самюэл.

В Европе, в это время, была опубликована книга М.Фарадея и приведенные в ней опыты повторялись во многих лабораториях, а Петербург в начале 1832 г. стал свидетелем первых опытов Шиллинга. "Извлечение искр из магнита" казалось непосвященным чудом. Увиденный опыт натолкнул его на мысль о создании системы передачи сигналов по проводам, с использованием сочетаний передачи "искр". Эта идея захватила его. За время месячного плавания домой Морзе набросал несколько чертежей. Следующие три года, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда, он посвятил строительству по своим чертежам аппарата, но безуспешно. В 1835 г. он был назначен на пост профессора живописи в только что открытом Нью-Йоркском университете, в котором в сентябре 1837 г. продемонстрировал свое изобретение. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе и согласился пожертвовать 2 тыс. долларов и предоставить помещение для дальнейших опытов при одном условии - С.Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Союз младшего Вейла и Морзе оказался плодотворным. Первое сообщение было послано 27 мая 1844 г. и текст которого гласил: "Чудны дела твои, Господи!" Для передачи посылок использовался ключ, изобретенный российским ученым Б.С.Якоби, а для приема - электромагнит, якорь которого управлял перемещением по бумаге чернильного пера.

Работая над дальнейшим совершенствованием своего телеграфного аппарата, Самюэл Морзе в 1838 г. изобрел и код - телеграфную азбуку. Примечание: Телеграфная азбука (система кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как "код Морзе" или "морзянка"), которую применяют сейчас, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 году С.Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что ее автором был Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу.

Надо заметить, что исходная таблица "кода Морзе" разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трех разных длительностей (точка, тире и длинное тире). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Кодировки современной и исходной таблиц совпадают только для примерно половины букв (A, B, D, E, G, H, I, K, M, N, S, T, U, V и W) и не совпадают ни для одной цифры. Более того, для построения кода ряда символов в оригинальной "морзянке" вообще использовались иные принципы. Так, на ряду с "точками" и "тире", были сочетания "двойное тире" (буква L) и даже "тройное тире" (цифра 0), а некоторые символы включали в себя паузу... . Латинская буква С, например, передовалась тогда как "две точки-пауза-точка", т.е., по существу, как буквы И и Е, переданные друг за другом. Это заметно осложняло прием радиограмм. Вот почему вскоре появились различные варианты телеграфной азбуки, не содержавшие кодов с паузами между посылками (Филлипса, Бална, "морской", "континентальный"...).

Современный вариант международного "кода Морзе" (International Morse) появился совсем недавно - в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка (т.н. "континентального" варианта), коснувшаяся в основном знаков препинания. Звучит еще невероятнее, но факт - первоначальный вариант "кода Морзе" кое-где использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века!

В 1851 г. германская "Комиссия по устройству телеграфа" оценила преимущества "аппарата Морзе", и с тех пор он нашел свое широкое применение.

Последние годы С.Морзе жил в Пончкифи (близ Нью-Йорка) и умер 2 апреля 1872 г. в богатстве и почете.

По материалам сайта www.qso.ru

Сэмюэль Морзе
автопортрет

Американский художник, основатель Национальной академии рисунка США, профессор живописи и рисования Нью-Йоркского университета, изобретатель электромагнитного пишущего телеграфа (аппарат Морзе) и кода (азбуки Морзе) Сэмюэль Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года.

Что такое азбука Морзе – знает каждый. А вот об её авторе известно не многим. Между тем, Сэмюэль Морзе – фигура для своего времени весьма необычная. Сын священника, ставший художником; художник, ставший изобретателем; изобретатель, ставший богачом; богач, ставший благотворителем, – и это всё о нем. Знакомьтесь, – тот самый Морзе!

Живописное начало

Сэмюэль Морзе родился в Чарльзтауне (штат Массачусетс, США) в семье состоятельного священнослужителя. Отец, преподобный Джежедия Морзе, очень интересовался географией и живописью, но всегда оставался верен избранному пути служения Богу.

Уже в раннем детстве у Сэмюэля обнаружились способности к рисованию. В школе ему доставалось от старого учителя за порчу классной мебели, которую он украшал изображениями людей и зверей, однако уже в пятнадцать лет Морзе написал маслом картину, которая потом висела в городской ратуше.

В 1807 году родители отправили Сэмюэля учиться в Йельский колледж, но он не проявлял особого интереса к наукам. По окончании колледжа Морзе устроился работать клерком в Бостоне, но вскоре стал просить отца отпустить его в Европу – брать уроки живописи.

Лукреция Пикеринг Уокер Морзе,
портрет кисти Сэмюэля Морзе

Родителям не нравилось увлечение сына рисованием, но надо отдать должное молодому Морзе: он никогда не думал и не жил так, будто достижения придут к нему сами собой.

Этот человек намечал себе цель, а потом неуклонно шел к ней. Сэмюэлю удалось убедить близких, что кроме одного желания писать картины, у него есть талант, и отец отпустил его в Англию.

Во время войны 1812 года между Англией и Соединенными штатами Морзе занял проамериканскую позицию. Он написал несколько исторических полотен, а в 1813 году представил на суд Лондонской королевской академии художеств картину «Умирающий Геркулес» и был удостоен золотой медали. Вернувшись в Америку, Морзе быстро понял, что его считают «английским» художником. Высокое искусство, к которому он прикоснулся в Европе, равно как и исторические полотна, созданные в европейской традиции, в США интереса не вызвали. Дабы заслужить признание у соотечественников, Сэмюэль решил пойти по чисто «американскому» пути: поставить свои художественные навыки «на поток» и извлекать из них прибыль. Он стал получать заказы на портреты и писал 4 портрета в неделю, получая за каждый 60 долларов. Таким образом, за год предприимчивый Морзе заработал 3 тысячи долларов, что в то время считалось солидной суммой. Теперь Сэмюэль мог жениться, и в 1818 году он обвенчался с девушкой по имени Лукреция Уокер.

Семья Морзе
Картина кисти Сэмюэля Морзе, 1810

Через несколько лет талант Морзе оценили коллеги: он был признан лидером молодых американских художников и едва ли не самым высокооплачиваемым портретистом в США. Среди его клиентов и друзей теперь были герой американской войны за независимость маркиз Лафайет, писатель Фенимор Купер, президент Мунро. В 1826 году Сэмюэль Морзе основал в Нью-Йорке Национальную академию рисунка и стал ее первым президентом.

Однажды, когда он в очередной раз поехал «подучиться» живописи в Европу, Морзе пришла в голову мысль написать картину, которая заинтересовала бы невежественных американцев, никогда не видевших шедевров мирового искусства. Так появилась наиболее известная его картина «Галерея Лувра», на заднем плане которой изображено в миниатюре столько шедевров, сколько смогло вместить полотно. Вдохновленный идеей просветительства, Сэмюэль упаковал свой холст и 1 октября 1832 года ступил на борт пакетбота «Сэлли», чтобы отправиться домой. Как сказал один из биографов Морзе, «он взошел на борт художником, а высадился на берег изобретателем».

Если хорошенько взяться…

Дело было так. На корабле знаменитый врач Чарльз Т.Джексон (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) демонстрировал пассажирам фокус-опыт: стрелка компаса, когда к нему подносили кусок провода, подсоединенного к гальваническому элементу, начинала вращаться. За опытом внимательно наблюдал Сэмюэль. «Извлечение искр из магнита» казалось чудом. Но художник Морзе увидел в этом чуде начало другого, более полезного чуда: а что, если сочетание искр использовать как код, чтобы передавать сообщения по проводам? Идея полностью захватила его. Морзе не был специалистом в электричестве, но он твердо верил, что можно добиться чего угодно, стоит только хорошенько взяться за дело: Бог вразумит!

За месяц, пока Морзе плыл домой, он даже набросал несколько чертежей. Однако три года усилий, которые Сэмюэль потратил на сбор аппарата по своим чертежам, не дали результата. Сказался недостаток знаний: всё, что он знал об электричестве, было почерпнуто из давно забытых лекций по физике в колледже. Что делать? Гениальные идеи чаще всего приходят в голову абсолютным дилетантам…

После его поездки в Европу для Сэмюэля Морзе начался нелегкий период в жизни. Умерла его жена, на руках остались трое маленьких детей. В довершение зол, конгресс США отверг кандидатуру Морзе, когда потребовалось написать исторические картины для американского Капитолия. Художник Морзе рассчитывал на эту работу, и разочарование его было настолько велико, что он поставил крест на своей карьере. И хотя в 1835 году Морзе стал профессором живописи и рисования в только что открывшемся Нью-Йоркском университете, сделал он это лишь из материальных соображений. Жалование профессора позволяло кормить семью и позволяло заниматься новым делом: изобретением телеграфного аппарата.

«Гирлянда»

В 1837 году Морзе продемонстрировал свое изобретение в Нью-Йоркском университете. Сигнал был послан по проволоке длиной около 518 м. Один из приглашенных на презентацию, промышленник Стив Вейл, согласился предоставить Морзе помещение для опытов и 2 тысячи долларов. Но с одним условием: Морзе должен был взять в компаньоны его сына, Альфреда Вейла. Морзе согласился, и Альфред, обладающий практической жилкой, оказал ему неоценимую помощь. В 1838 году Сэмюэль Морзе разработал систему сигналов – точек и тире – для кодирования передачи сообщений – знаменитую азбуку Морзе.

Но оставалась нерешенной проблема: как передавать сигналы на очень большие расстояния, чтобы можно было соединить телеграфной связью оба побережья Америки? Морзе поехал за советом к другому изобретателю, Джозефу Генри, который шестью годами раньше сконструировал реле. (Находить применение своему изобретению Генри предоставил другим, а сам занялся другими исследованиями). Генри посоветовал Морзе соединить множество электрических цепей в одну «гирлянду», вставив в каждую цепь свой источник тока и реле. «Гирлянда» позволяла передавать сигнал на большие расстояния по принципу эстафеты: каждая батарея могла передавать его лишь на ограниченное расстояние, но соединенные вместе, они доносили послание до финиша. Теперь можно было «сплести» такую «гирлянду» от Балтимора до Нью-Йорка и опробовать изобретение. Но дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1843 году. После семилетнего ожидания изобретатель получил от конгресса США 30 тысяч долларов на создание экспериментальной телеграфной линии.

Первая телеграмма

Но даже в жизни целеустремленного Морзе был момент, когда он готов был сдаться. Это случилось незадолго до его победы. Когда билль о субсидии на телеграф представили на рассмотрение палаты представителей, депутаты отнеслись к идее Морзе как к забавной шутке. Пятидесятидвухлетний изобретатель сидел в галерее для гостей и отлично слышал плоские остроты депутатов. В отчаянии он покинул зал, не дождавшись голосования. Сессия заканчивалась на следующее утро. Даже если бы билль был принят, президент Тайлер мог не успеть его подписать. Морзе заплатил по счету в гостинице и купил билет на поезд до Нью-Йорка. У него в кармане осталось всего тридцать семь центов.

Но на следующее утро дочь его друга, правительственного комиссара патентов, явилась с фантастическим известием: билль удалось «протащить», и Тайлер подписал его в полночь! Морзе был счастлив. Теперь у него появились деньги (те самые 30 тысяч долларов от конгресса), чтобы проложить пробную телеграфную линию. На радостях Морзе пообещал девушке, что передаст первую в мире телеграмму в ее честь, и предложил ей самой придумать содержание. Девушка выбрала слова из Библии: «Чудны дела Твои, Господи!»

«Говорящая молния»

Сэмюэль Морзе на склоне лет

27 мая 1844 года с помощью «морзянки» и телеграфного аппарата Морзе было послано первое телеграфное сообщение. Для передачи сигнала использовался ключ, изобретенный российским ученым Б. С. Якоби, а для приема – электромагнит, якорь которого управлял перемещением чернильного пера по бумаге. Когда Морзе смог через телеграф узнавать о событиях в столице в тот же день, когда они происходили (невиданное по тем временам явление!), его «говорящая молния» произвела сенсацию. А вскоре Морзе познакомился с талантливым дельцом О’Рейли, который спланировал и провел целую кампанию по оснащению телеграфом множества городов. «Говорящая молния» завоевала Америку, а затем и весь мир. Уже в 1851 году германская «Комиссия по устройству телеграфа» оценила преимущества аппарата Морзе над другими, и он нашел свое широкое применение.

Конечно, на пути идеи Морзе появлялось еще множество трудностей: первые кабели были несовершенны и выходили из строя в плохую погоду; фермеры, которых раздражал гул от телеграфной линии, грозились порвать провода; постоянно появлялись желающие оспорить авторские права на изобретение аппарата Морзе в суде. В конце концов в 1854 году все тяжбы были выиграны, права Морзе на его изобретение были признаны Верховным судом США, и телеграфные линии протянулись по обе стороны Атлантики.

Изобретение телеграфа совершенно затмило труды Морзе как художника. Несмотря на то, что его работы висят в государственных музеях США, редко кто из соотечественников может связать имя создателя «морзянки» с произведениями живописи. И это не удивительно: из человека искусства Сэмюэль Морзе превратился в удачливого бизнесмена, который сумел ещё при жизни насладиться плодами своего труда. Ему исправно платили за использование патента, и вскоре Морзе осуществил главную «американскую мечту» - открыл собственную фирму и стал очень богатым человеком. Ни «Галерея Лувра», ни портреты президентов не идут ни в какое сравнение с успехом «говорящей молнии», связавшей весь мир. Да, всего можно добиться, если хорошенько взяться за дело…

Не имея глубоких знаний по электронике, Сэмюэл Морзе после десяти лет упорного труда представил миру пишущий телеграфный аппарат, а еще через полгода телеграфную азбуку – знаменитую азбуку Морзе.

Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года в американском городишке Чарзтаун штат Массачусетс в семье известного проповедника.

В 1805 году он поступил в Йельский университет. В университете преуспевал в физике и в частности в электричестве. Но, несмотря на это очень тяготел к изобразительному искусству.

В 1811 году Морзе, против воли родителей, отправляется в Европу, что бы изучать живопись. В 1813 году он рисует знаменитую картину “Умирающий Геркулес”, за которую получает золотую медаль от Лондонской королевской академии искусств.

Возвратившись в Америку, Сэмюэл Морзе в 1925 году основывает Национальную академию живописцев в Нью-Йорке.

В 1929 году он снова отправляется в Европу для изучения живописи и устройств рисовальных школ. В 1832 году возвращаясь на пароходе домой, он увидел фокус – вращение стрелки компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к элементу питания. Это заинтересовало Морзе и вдохновило на создание устройства для передачи сигналов на расстояние по проводам.

Последующие десять лет, не имея глубоких знаний в электронике и специально оборудованной мастерской, Морзе упорно и целеустремленно работал над созданием своего электромагнитного телеграфа. Работая на чердаке в доме своего брата, Морзе пользовался подручными чаще всего саморобнымиприспособлениями.

В сентябре 1837 года в здании Нью-Йоркского университета Морзе продемонстрировал свой телеграф общественности. Телеграмма была передана на расстояние 1700 футов(500 метров), однако оказалась плохо читаемой потому, что слова в ней обозначались комбинациями зигзагообразных линий. Заслуга Морзе в том, что он пытался сконструировать пишущий телеграф, а его предшественники – стрелочные показывающие. Морзе для записи сигналов использовал электромагнит и прикрепленный к нему пишущим приспособлением.

Через полгода он полностью изменяет код записи сигнала и представляет его общественности. Созданная им азбука отображала буквы в виде набора коротких и длинных сигналов. К созданию своей азбуки Морзе подошел очень основательно. Проработав большое количество текстов, он вычислил частоту повторяемости всех букв. Наиболее повторяющиеся буквы он обозначил простыми комбинациями коротких и длинных сигналов. Наименее повторяющиеся – более сложными.

В 1838 году в том же Нью-Йоркском университете Сэмюэл Морзе демонстрирует передачу телеграммы на 15 км. с использованием нового кода. В 1840 он получает патент на свое изобретение.

В 1843 году Конгресс предоставил Морзе субсидию на сооружение 65-ти километровой телеграфной линии Вашингтон-Балтимор, которая в мае 1844 уже вошла в строй. После этого изобретатель стан национальным героем, получил широкую известность.

Азбука Морзе, в последствии была несколько модифицирована, но до сих пор используется по всему миру. Например, принятый в 1912 году единый сигнал бедствия «SOS » - три точки, три тире, три точки.

Современный вариант международного кода Морзе был принят в 1939 году.