В каком филиале находится политехнический музей. Политех на вднх. Телеграфный аппарат Павла Шиллинга

Политехнический Музей

Московский Политехнический музей по праву считается главным музеем России, представляющим историю отечественной науки и техники. Богатая музейная коллекция, насчитывающая более 100 тыс. экспонатов, охватывает все области знания: физику, химию, биологию, автоматику, метрологию, вычислительную технику, металлургию, энергетику, транспорт, космонавтику, минерально-сырьевые ресурсы Земли и пр. Многие собрания уникальны. Например, коллекция микроскопов одна из крупнейших в мире, в ней насчитывается около 1000 образцов, от первых однолинзовых «мушиных» до электронных микроскопов XX в. Кроме того, в Политехническом собрана обширная научно-техническая библиотека, включающая фонд редких изданий, работает Центральный лекторий знаменитая Большая аудитория, не раз становившаяся трибуной для главных действующих лиц российской истории и культуры

Политехнический музей в Москве – национальный музей истории науки и техники, один из старейших научно-технических музеев мира. На протяжении своего более чем 137-летнего существования он не раз становился свидетелем важнейших исторических и политических событий российской жизни, фундаментальных научных открытий, встреч с замечательными людьми. Политехнический сегодня – это большой научный комплекс, в который наряду с богатой музейной коллекцией, насчитывающей более 100 тыс. единиц, входит обширная научно-техническая библиотека и Центральный лекторий. В многочисленных залах музея развернуты экспозиции по автоматике, метрологии, вычислительной технике, физике, химии, минерально-сырьевым ресурсам Земли, металлургии, энергетике, транспорту, космонавтике и другим отраслям знания.

Политехнический музей – первое публичное учреждение в России, которое изначально создавалось для популяризации научно-технических знаний среди широких слоев населения. Идея его возникновения родилась в 60-е гг. XIX века, в эпоху реформ Александра II, когда в результате проводившихся в стране преобразований наступила некоторая либерализация общественной жизни, позволившая развернуть свою деятельность многим научным сообществам.

В 1863 г. при Московском университете было учреждено Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Главной задачей его основатели ставили не только содействие науке, но и распространение среди населения естественно-научных знаний. Они выступили с инициативой создания в Москве доступного просветительского музея, призванного «служить для народа наглядною техническою школой по всем отраслям промышленности и по приложению к ним науки», «содействовать распространению сведений между недостаточно образованными классами» (Соловьев, 1872, с. 134).

Для начала было решено провести в Москве Политехническую выставку, которая бы ознакомила российскую общественность с наиболее передовыми научными и техническими идеями, самые же интересные экспонаты составили основу будущих музейных коллекций. Эта идея встретила горячую поддержку со стороны властей и предпринимательских кругов Москвы. Проведение выставки приурочили к 200-летию со дня рождения Петра Великого, чтобы обеспечить ей покровительство со стороны царствующего дома.

Летом 1872 г. в самом центре Москвы, как было записано в программе, «в Кремле и около него, под умолкнувшими бойницами древней защиты выставились произведения труда». Общая площадь павильонов, занявших территорию Манежа, Александровского сада и набережной Москвы (вдоль Кремлевской стены до Москворецкого моста), составила 20 га. В них разместили свою продукцию около 10 тыс. отечественных и 2 тыс. зарубежных экспонентов. Посетителями выставки стали 750 тыс. человек, что превысило все тогдашнее население Москвы.

Выставка имела грандиозный успех. Она стала ярким событием не только российской, но и международной жизни. После ее закрытия Комитет отобрал наиболее интересные экспонаты для открывающегося Музея прикладных знаний – будущего Политехнического музея.

«…дворцом смотрит и не лишено оригинальности»

Землю под строительство музея в самом центре Москвы, на Лубянской площади, пожертвовала Московская городская Дума. Здание, проект которого составил известный архитектор И. А. Монигетти, стало одним из первых в России зданий общественного назначения, отделка которого выполнена в «русском стиле». «Пышно, красиво, дворцом смотрит и не лишено оригинальности…», – так восторженно отозвался о его фасаде искусствовед В. В. Стасов.

Строительство музейного здания в общей сложности продолжалось 32 года, вплоть до 1907 г., когда был закончен последний корпус с Большой аудиторией. Однако двери для посетителей Политехнический открыл уже 12 декабря 1872 г. (во временном помещении на Пречистенке). Этот день и считается официальной датой открытия музея.

Первая экспозиция состояла из девяти отделов: технического, прикладной физики, прикладной зоологии, сельскохозяйственного, архитектурного, учебного, торгового мореходства, турке-станского, почтовой техники. С самого начала руководство музея придавало большое значение разъяснению коллекций, проведению разного рода курсов и лекций, на которые могли прийти все желающие. Очень быстро Политехнический обрел популярность.

Руководителями отделов и научных лабораторий музея были многие замечательные ученые: А. С. Владимирский, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский и др. Именно здесь, в Политехническом, впервые загорелась «электрическая свеча» Яблочкова и лампа накаливания Лодыгина, здесь проводились эксперименты по передаче звука на расстоянии под руководством П. М. Голубицкого, Жуковский докладывал о «новых исследованиях о летании», здесь обсуждался вопрос об освоении Северного Морского пути.

После «разгрома» в 1911 г. Московского университета многие ученые, вынужденные его покинуть, смогли продолжить свою научную и лекционную работу в Политехническом музее. Среди них К. А. Тимирязев, П. Н. Лебедев, В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Д. Зелинский, С. А. Чаплыгин.

Большая аудитория

Новый размах просветительская деятельность музея обрела с открытием в 1906 г. Большой аудитории. Рассчитанная на 900 мест, она была снабжена всем необходимым для проведения публичных лекций и демонстрации опытов. Очень удачной аудитория оказалась и в акустическом плане, так что вскоре она стала главным лекционным залом Москвы.

В ней проводились известные на всю Москву воскресные «объяснения коллекций» музея. Так, в 1907 г. с интересной лекцией здесь выступил молодой физик, создатель электронно-лучевой трубки Б. Л. Розинг, а в 1909 г. Большая аудитория принимала крупнейшего ученого-биолога И. И. Мечникова, вернувшегося из-за границы после присуждения ему Нобелевской премии.

Начало XX в. ознаменовалось расцветом художественных и литературных течений в русском искусстве. Символисты, футуристы, акмеисты, имажинисты, кубисты отстаивали свои убеждения в Политехническом. С трибуны Большой аудитории звучали голоса С. Есенина, В. Хлебникова, И. Северянина, К. Бальмонта, им вторили их оппоненты: И. Бунин, В. Вересаев, М. Горький, А. Серафимович, К. Чуковский. В 1920-е гг. в Политехническом выступали А. Блок, В. Брюсов, В. Маяковский.

Неизменный интерес вызывали словесные баталии на тему «религия и социализм» наркома просвещения А. В. Луначарского и митрополита А. А. Введенского.

Пройдут годы, а Большая аудитория Политехнического, переименованная в середине XX в. в Центральный лекторий, по-прежнему будет собирать полные залы на лекции общества «Знание» и поэтические вечера, став самым узнаваемым символом «хрущевской оттепели». Зачастую она не могла вместить всех желающих послушать стихи молодых поэтов – Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной.

Испытания XX века

Политехнический музей стал и свидетелем, и непосредственным уча­стником многих трагических событий XX в. С началом Первой мировой войны в его аудиториях разместился лазарет, силами сотрудников отдела физики заработал рентгенологический кабинет (его услугами пользовались все московские госпитали и больницы), постоянно проводились благотворительные вечера в помощь жертвам войны.

В годы революции музей оказался ареной бурных политических дебатов: в Большой аудитории проходили митинги и собрания, выступали В. И. Ленин, Ф. Э. Дзержинский.

Несмотря на смену политического режима, сотрудникам музея до конца 1920-х гг. удавалось сохранять ту идейную основу, что была заложена еще членами ИОЛЕАиЭ: содействовать науке, просвещать и образовывать. По инициативе работников отдела прикладной физики были проведены две большие выставки: свето- и радиотехническая. В 1921 г. в Политехническом музее обсуждался план ГОЭЛРО в рамках проходящего VIII Всероссийского электротехнического съезда.

Предвестники ЭВМ

Одним из величайших достижений XIX в. в области вычислительной техники стало изобретение арифмометров (от греч. arithmos – «число» и metreo – «измеряю»). Они широко применялись в различных сферах деятельности, оставаясь самыми популярными счетными машинами вплоть до середины следующего столетия.
Политехнический музей располагает внушительной коллекцией механических арифмометров – более 80 образцов. Большая их часть – редкие экземпляры середины XIX – начала XX вв.
Начало коллекции положил арифмометр англичанина Дж. Эдмондзона необычной цилиндрической формы – усовершенствованная версия первого промышленного арифмометра, созданного французским инженером К. Томасом. Одним из наиболее ценных приобретений музея стал арифмометр петербургского инженера В. Т. Однера. Разработанная им модель сыграла ведущую роль в становлении российского счетного машиностроения. Представленный в собрании образец относится к небольшой партии первых промышленных машин, изготовленных на чугуно-меднолитейном заводе «Людвиг Нобель». К настоящему времени сохранилось всего три экземпляра: два находятся в Смитсоновском институте (США), один – в собрании Политехнического музея.


Благодаря многолетней деятельности сотрудников музея удалось достаточно полно представить историю развития механических арифмометров, от первого в мире промышленного арифмометра Томаса до модели «Феликс», завершившей собой эволюцию счетных машин.
В «биографии» многих машин есть интересная «музейная легенда» или мемориальная значимость, повышающие историческую ценность экспоната. Например, арифмометр «Тринкс-Брунсвига», известный своей высокой разрядностью, был приобретен в 1915 г. счетоводными курсами Общества распространения коммерческого образования. Наглядная иллюстрация потребностей дореволюционной России в импортной вычислительной технике! А машина «Оригинал-Однер», принадлежавшая известному мостостроителю Г. К. Евграфову, использовалась для расчета конструкций мостов через р. Москва, в частности метромоста на Воробьевых горах.

Старший научный сотрудник О. А. Ананьева

Радикальные изменения в деятельности музея произошли в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Тогда стартовала новая музейная политика государства, согласно которой музеи должны были стать базой научно-технической пропаганды. К руководству в Политехническом пришли новые люди. Из фондов были изъяты все «идеологически чуждые» экспонаты, и главный технический музей страны стал местом, где демонстрировались достижения социализма. К началу XVII съезда ВКП(б) в 1934 г. все экспозиции музея были в спешном порядке свернуты и на их месте открылась выставка «Наши достижения».

С началом Великой Отечественной войны и до 1943 г. музей был закрыт для посещения. На его базе работали курсы шоферов и радистов, сотрудники музея готовили передвижные выставки, консультировали москвичей, как экономить топливо и электроэнергию.

«Критические точки» русского металлурга

С древнейших времен человек стремился улучшить свойства металла то нагревая, то охлаждая его, но полностью управлять этими процессами он не мог. Только в 60-е гг. XIX в. была установлена взаимосвязь между температурой нагрева, структурой железа и его свойствами. Честь этого основополагающего для металлургии открытия принадлежит русскому инженеру Д. К. Чернову.


В 1866 г. молодой инженер, окончивший Петербургский технологический институт, поступил на Обуховский завод – крупнейший в России центр сталепушечного производства. Занимаясь по долгу службы бракованными деталями, он на протяжении двух лет изучал влияние различных факторов на качество раскаленных стальных слитков. В результате он пришел к выводу о существовании определенных критических точек нагрева, при которых происходит изменение структуры металла и его свойств.
Чернов изложил свои выводы в Записках Русского технического общества. Вокруг них тотчас разгорелись горячие научные споры. Они не утихали на протяжении двадцати лет, пока в 1886 г. известный французский исследователь Ф. Осмонд не подтвердил выводы Чернова, применив только что изобретенный термоэлектрический пирометр Ле-Шателье.


Открытия русского исследователя, опередившие свое время, легли в основу будущего научного металловедения, послужив источником формирования многих современных технологий литья. Как выразился известный французский ученый-металлург А. Портвен, труды Чернова явились «фундаментом для последующего удивительного прогресса в области металлургии стали, для которой вторжение науки оказалось поистине революционным… Столь прекрасная жизнь, получившая мировую оценку, делает великую честь России!»*
Дмитрий Константинович прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Его разносторонние дарования и активная жизненная позиция привлекали к нему людей самых разных профессий. Он состоял в переписке с известными государственными и общественными деятелями, учеными и инженерами из России и зарубежья.
В Отделе письменных источников Политехнического музея хранится личный фонд Чернова. На основе материалов этого фонда было проведено несколько выставок, а к 160-летию ученого, которое отмечалось в 1999 г., в экспозиции музея был открыт раздел, посвященный творчеству этого выдающегося ученого-металлурга.

Старший научный сотрудник С. Г. Морозова
(Политехнический музей, Москва)

После войны, в период восстановления народного хозяйства, в стране остро встал вопрос квалифицированных кадров и современной техники. Группа ученых и общественных деятелей под руководством Президента Академии наук СССР академика С. И. Вавилова выступила с инициативой создания Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний среди широких слоев населения. Так появилось знаменитое общество «Знание», и Политехнический перешел под его управление. Лаборатории и лекционные залы снова стали пристанищем для научной мысли. В 1950-е гг. в Политехническом выступали такие видные популяризаторы науки, как физик А. Ф. Иоффе, геолог Д. И. Щербаков, физиолог Л. А. Орбели, механик И. И. Артоболевский, полярный исследователь О. Ю. Шмидт.

На все важные события в истории науки и техники Политехнический откликался новыми экспозициями и выставками. В 1950-1960-е гг. в музее открылись экспозиции радиоэлектроники и электросвязи, ядерной энергетики, химии полимеров, автоматики, вычислительной техники, космонавтики.

Политические события, произошедшие в конце XX в., заставили по-новому взглянуть на роль музея в жизни российского общества. Перед работниками Политехнического встала непростая задача: не только сохранить накопленное, но и разработать новую «систему координат», которая позволит музею жить и развиваться в новых экономических условиях.

Политехнический сегодня – это главный музей России, представляющий историю отечественной науки и техники. Он живет и развивается, сохраняя традиции просветительства, восприимчивости к новому и глубокого интереса к достижениям науки и техники, заложенные в нем его основателями. Пережив непростой период своей истории, тесно связанной с судьбой Российского государства, и сохранив в своих стенах уникальные коллекции, Политехнический с уверенностью смотрит в будущее.

Литература

Анисимов А. И. Наш Политехнический: Страницы истории. М.: Знание, 1983. 192 с.

Двадцатипятилетие Музея прикладных знаний в Москве. 30-е нояб. 1872 г. – 30-е нояб. 1897 г. // Высочайше утвержд. Комитет по устройству Музея прикл. знаний в Москве. М., 1898. 81 с.

Поздняков Н. Н. Политехнический музей и его научно-просветительская деятельность (1872-1917) // Ист. муз. дела: Сб. ст. Вып. 1. 1957. С. 129-160.

Программа Морского отдела Московской Политехнической выставки. СПб., 1872. 14 с.

Пятидесятилетие Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1863-1913 / Сост. В. В. Богданов. М.: Тип. Тов-ва Рябушинских, 1914. 252 с.

Сквозь призму времени: Политехнический музей вчера, сегодня, завтра / Сост. Я. Д. Барский. М.: Знание, 1987. 176 с.

Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1872. 135 с.

* Albert Portevin. Дмитрий Константинович Чернов (1839–1921). Очерки из жизни и деятельности, посмертные произведения и избранная переписка. Пг. 1923. С. 25

Политехнический музей находится в центре Москвы, на Новой площади. Музей был создан благодаря инициативе участников Общества любителей естествознания, этнографии и антропологии, сразу после прошедшей в 1872 году Политехнической выставки. Экспонаты выставки составили основу фондов нового музея. Активное участие в создании музея приняли члены этого общества, профессора Московского университета Г.Е.Щуровский и А.П.Богданов.

Московская городская Дума выделила в 1871 году участок для строительства музея в Лубянском проезде. Позже здание музея оказалось на Лубянской площади. Это произошло после сноса здания Императорского общества. На месте снесенного здания была построена северная часть здания музея.

Открыт музей был во временном здании в 1872 году. В 1877 году была построена центральная часть здания музея. Проект выполнил архитектор Монигетти. Руководил постройкой здания Н. А. Шохин. Южное крыло Политехнического музея было построено архитектором Шохиным в 1883 году, в 1896 году построили правое крыло здания, а северный корпус построили в 1903 – 1907 годах по проекту Макаева. Все строительство здания Политехнического музея продолжалось около тридцати лет.

Политехнический музей – один из старейших в мире научно-технических музеев. Сегодня это крупнейший музей России, в котором представлено больше 190 тысяч экспонатов, 150 коллекций по различным областям научных знаний и техники. Экспозиции музея поясняют принцип действия разных технических приспособлений, рассказывают об истории технических изобретений и изобретателях. В библиотеке Политехнического музея хранится более 3 миллионов книг и изданий.

В Лектории Политехнического музея выступали Бунин, Бурлюк и Маяковский. Бурлили диспуты о путях развития культуры. В 1918 году в Лектории выступали Хлебников и Есенин, Белый, Мариенгоф и Брюсов. В тридцатые годы поэтические традиции продолжили Заболоцкий, Багрицкий и Твардовский. В период «оттепели» шестидесятых в Политехническом выступали Вознесенский, Окуджава, Рождественский и др.

В Политехническом музее выступали всемирно известные ученые: Нобелевский лауреат Мечников, академики Ферсман, Зелинский, Вавилов. Здесь, в 1934 году выступал Нильс Бор с лекцией «Строение атомного ядра».

В наше время в знаменитом Лектории кипит научно-просветительская и общественно-политическая деятельность. Большая Аудитория Лектория построена по типу амфитеатра и вмещает 520 зрителей. Именно здесь проводятся все ответственные, знаковые для Политехнического музея события.

В 2011 году в Лектории Политехнического проходят лекции Открытого университета «Сколково». Работает книжный магазин "Циолковский".

В Москве - национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно технических музеев мира. Музей был учрежден по личному указу императора Александра II. 23 сентября 1872 года высочайшим повелением был учрежден Комитет для… … Энциклопедия ньюсмейкеров

В Москве, создан в 1872 на основе первой в России политехнической выставки. С 1992 единый музейный комплекс; функционирует как научный, образовательный и культурно досуговый центр. При Политехническом музее Центральная политехническая библиотека … Русская история

Здание Политехнического музея в 1880 х годах. Москва. Политехнический музей (, 3/4), один из старейших научно техничических музеев мира. Создан в 1872 по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при содействии его… … Москва (энциклопедия)

В Москве, создан в 1872 на основе первой в России политехнической выставки. С 1992 единый музейный комплекс; функционирует как научный, образовательный и культурно досуговый центр. При Политехническом музее Центральная политехническая библиотека … Энциклопедический словарь

В Москве, один из крупнейших и старейших научно технических музеев. Создан в 1872 на основе первой в России политехнические выставки, организованной по инициативе общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в связи с 200… … Большая советская энциклопедия

См. Музеи … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Политехнический музей - Политехн ический муз ей … Русский орфографический словарь

Политехнический музей - … Орфографический словарь русского языка

Политехнический музей в Москве - национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно‑технических музеев мира. Музей был учрежден по личному указу императора Александра II. 23 сентября 1872 года высочайшим повелением был учрежден Комитет для устройства в Москве… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Координаты: 55°45′27.87″ с. ш. 37°37′46.15″ в. д. /  … Википедия

Книги

  • 200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века. Альбом , Книга-каталог выставки&171;200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание ХХ века&187;. Выставка, организованная Политехническим музеем, Московским музеем современного искусства и… Категория: История и теория искусств Издатель: Политехнический музей , Производитель: Политехнический музей ,
  • , Демчикова Анастасия , Возраст 5+3 фишки:- книжка с любимыми лабиринтами- 100 наклеек- 23 музеяПоход в музей - это настоящее приключение и путешествие по разным странам и эпохам. Хотите познакомиться с мамонтенком… Категория: Для детей Издатель: Клевер-Медиа-Групп , Производитель:

Политехнический музей — один из старейших научно-технических музеев мира, расположен в самом центре Москвы на Новой площади. Добраться до музея можно на метро, ну или проехать на машине. Находится он недалеко от Кремля на станции метро Лубянка или Китай-город.

Знакомство с музеем, в зависимости от времени, которым располагает посетитель, может занять до нескольких часов. Лично я пробежал почти все выставочное пространство за полтора часа, а это не много ни мало 65 выставочных залов в рамках большого четырёхэтажного здания.


На каждом этаже свои разделы и экспонаты. На первом - транспорт; на втором: авиация, энергетика, метеорология, связь, оптика, радиоэлектроника, металлургия, горный раздел и химия; на третьем и четвёртом: автоматика, кибернетика, вычислительная техника, приборы времени и космонавтика

Сегодня Политехнический музей — крупнейший технический музей России, хранит свыше 160 тыс. музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний. Экспозиции музея рассказывают об истории техники и её творцах, поясняют принципы действия различных технических устройств.

Некоторые крупные инсталляции размещены прямо в фойе.

1-2. Первая русская ядерная бомба. Её подарили Политехническому музею в 1995 г. после выставки «Атомной отрасли России - 50 лет».

В зале авиации представлены макеты различных моделей самолётов и летательных аппаратов.

Хотя, для того чтобы увидеть самолеты, достаточно чаще поднимать глаза к потолку.

Очень понравился зал про фототехнику.

В 1839 году был открыт первый практический способ фиксации светописных изображений - дагеротипия. Одновременно с ним на свет появились и первые дагеротипные аппараты, в конструкцию которых вошли элементы ящичной камеры-обскуры: светонепроницаемый корпус, оптическая схема, механизм наведения на резкость

9. Фотоаппарат «OP-3000»

11. Вся химия справа, в то время, входила в комплектацию фотоаппарата

12. Стереофотоаппарат 1880 — 1920 г.

13. Изображение было действительно объемным. Я проверял.

14. Собрание первых советских серийных фотоаппаратов, среди которых “ФАГ”, “Пионер”, “ФЕД”, “Репортер”, “Спорт”.

15. Я уверен такой фотоаппарат был у каждого. Polaroid.

16. А это его «дедушка» из далекого прошлого, тоже «Polaroid»

18. Фотографии далекого прошлого

Следующий зал - зал радиоэлектроники.

Изобретение радио - одно из самых замечательных достижений в истории техники. Как средство связи, радио не знает препятствий ни на суше, ни в океанских просторах. Оно является единственным средством связи с движущимися и труднодоступными объектами.

Первым практически пригодным устройством механической записи и воспроизведения звука был фонограф, созданный известным американским изобретателем Томасом Эдисоном в 1877 году. В 1887 году немецкий инженер Эмиль Берлинер запатентовал граммофон — устройство для воспроизведения звука с дискового звуконосителя.

20. Граммофон со струнным резонатором.

Для улучшения качества звучания используется "цитра" - струнный резонатор, реагирующий на выходящие звуковые волны так, что их амплитуда и частотный диапазон при акустическом резонансе возрастают, увеличивая при этом громкость и качество звучания.

В зале компьютерной техники посетители смогут познакомиться с краткой историей развития процессоростроения на примере Intel. Выставка "От песка до процессора" рассказывает о том, с чего все начиналось, как организовано современное производство и каковы перспективы отрасли. С помощью интерактивного монитора желающие могут рассмотреть в увеличенном масштабе, из чего состоит "мозг компьютера" - микропроцессор.

21. Исходный материал.

22. 300-mm кремниевая пластина с готовыми процессорами

23. Готовые микропроцессоры. Процесс производства микропроцессора занимает порядка 2 месяцев.

Зал часов.

Экспозиция построена на отдельных рассказах по истории мирового и отечественного искусства хронометрии. Прослеживается эволюция приборов времени — от древнейших, солнечных, до современных, электронных, часов.

Представлены часы различных конструкций, механические — с традиционными и оригинальными устройствами; электромеханические и электронные эталоны — хранители времени, часовые системы общественного пользования, приборы времени бытового и технического назначения.

Космонавтика.
Существующая экспозиция “История космонавтики” создана в начале 1980—х годов. Но уже в 1957 году Политехнический музей первым в стране стал знакомить посетителей с достижениями космонавтики.

Для детей была бы полезной прогулка или экскурсия по Политехническому музею. Да и взрослым хотя бы раз в него сходить стоит, чтобы знать, как создавались те или иные вещи, без которых мы сейчас не представляем себе нашу комфортную жизнь.

Анонс: