Роберт шекли краткая биография. Роберт шекли - биография, информация, личная жизнь

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Роберт Шекли
Robert Sheckley
267x400px
Роберт Шекли, середина 1990-х годов
Имя при рождении:
Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

научная фантастика, фэнтези

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Роберт Шекли родился в 1928 году в еврейской семье в Бруклине, Нью-Йорк. вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк.

Начал читать рано, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн , А. Ван Вогт , Джон Кольер . После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете , специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время работал на металлургическом заводе.

С начала 50-х годов Шекли начал писать первые рассказы и, предлагая их в научно-фантастические журналы, встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004 г.), то были самые счастливые годы его жизни. Он снимал вначале комнату, а затем однокомнатную квартиру в тихом месте центра Нью-Йорка. Сочинял по несколько рассказов в неделю, печатая их на пишущей машинке, и на своём скутере «Ламбретта» развозил их по редакциям. Телефон писателя разрывался от редакционных звонков.

Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: «Я куплю каждое ваше слово, всё, что вы ни напишете, потому что я продам всё, что вы ни напишете ». Шекли говорил, что это были одни из самых приятных для него слов. (Из автобиографических воспоминаний ).

«Почему именно фантастика?» - часто спрашивали его впоследствии. Ответ был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу ». (Видео-интервью с Р. Шекли )

Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического журнала «Galaxy » (вначале называвшегося «Galaxy Science Fiction »). Шекли начинает постоянно печататься в нём, получая уже не один, а 3-4 цента за слово; и с каждым новым выпуском приобретая всё большую популярность. Таким образом, гонорары писателя за один рассказ в 5000 слов составляли до 200 $, что в пересчёте на сегодня составляет примерно 2000 $.

В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют » - самое высокое звание, присуждаемое в жанре фантастики наиболее перспективному молодому автору. Многие маститые коллеги по перу и критики признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50–60-х годов.

В 60-е он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах, в том числе в литературных колонках журнала «Плэйбой », очень популярного в то время и платившего крупные гонорары своим авторам (благодаря громадному в те годы тиражу - более 7 млн экземпляров только в США).

Шекли быстро завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Однако продолжению «звёздного» времени журнальной прозы в США в 60-е годы помешало массовое распространение телевидения. С появлением телевизоров в каждом доме тиражи журналов упали, многие журналы вообще закрылись, и писатели короткой формы в большинстве своём остались не у дел. «Galaxy» снижает ставки авторам до 1,5 центов за слово, начинает выходить нерегулярно, потом уже и не ежемесячно, а 6 раз в год; пока вообще не закрывается.

Шекли пробует себя в больших литературных формах, идя на это из-за требований рынка. Однако здесь, в не столь любимом для себя жанре, успех меньше сопутствовал писателю. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.

Шекли пишет также сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» («Captain Video ») и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door »). Они были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном , сыгравшим знаменитого сыщика в американском сериале «Шерлок Холмс ».

  • «Где не ступала нога человека » (1954);
  • «Не тронуто рукой человеческой » («Untouched by Human Hands », , 1955);
  • «Гражданин в космосе » («Citizen in Space », );
  • «Паломничество на Землю » («Pilgrimage to Earth », );
  • «Идеи: Без ограничений » («Notions: Unlimited », );
  • «Лавка бесконечности » («Store of Infinity », );
  • «Осколки космоса » («Shards of Space », 1962);
  • «Ловушка на человека » («The People Trap », 1968);
  • «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это? » («Can You Feel Anything When I Do This? », );
  • «Робот, который был похож на меня » («The Robot Who Looked Like Me », );
  • «Удивительный мир Роберта Шекли » («The Wonderful World of Robert Sheckley », );
  • «Так люди ЭТИМ занимаются? » («Is THAT What People Do? », 1984);
  • «Машина Шехерезада » («The Shecherezade Machine », 1995).

Рассказы Роберта Шекли отличает парадоксальный взгляд, показывающий самые обычные обстоятельства и предметы с необычной стороны; а также неожиданная концовка. По стилю произведений писателя часто сравнивают с О. Генри .

Большой популярностью пользовался его юмористический цикл из семи рассказов о незадачливых бизнесменах Грегоре и Арнольде , основавших фирму ААА-ПОПС и пытающихся заработать на оказании услуг По Оздоровлению Природной Среды в иных мирах.

В видеоинтервью писателю Роберто Квалье, Роберт Шекли на вопрос «Какой вопрос Вы ненавидите больше всего? », с присущим ему мягким юмором ответил: «Откуда Вы берёте свои идеи? Этот вопрос мне задают чаще всего. Если бы я знал, "откуда", я бы пошёл туда и взял бы их больше! ». А на вопрос «Какой вопрос Вам понравился больше всего? », ответил: "Мне его, к сожалению, никогда так и не задали. Он звучит так: «Не считаете ли вы, что писатель - словно ловкий врун из известной легенды?» Я бы ответил: «Да. Думаю, да ».

По произведениям Шекли было снято четыре кинофильма:

  • «Десятая жертва » (1965, в гл. роли Марчелло Мастроянни);
  • «Беглец » (1992, др. название «Корпорация „Бессмертие“», в гл. ролях Эмилио Эстевес и Мик Джаггер);
  • «Побег с Адского острова» («Escape from Hell Island», );

В 2007 году был экранизирован рассказ «Страж-птица » (в сериале «Хроники будущего» - Masters of Science Fiction ).

В среде любительского кинематографа также нашлись поклонники творчества Шекли. Так, на Украине был снят любительский короткометражный фильм «Премия за риск» (2009) по одноимённому рассказу писателя.

Хотя произведения Шекли и печатались постоянно, его известность на родине не была особенно широка. Короткая форма, сюрреалистические сюжеты и несвязанность с обычными приёмами научной фантастики затрудняли восприятие читателем его творчества. Вдобавок к этому - свободный рынок, большое количество авторов, работающих в жанре фантастики, достаточное число изданий и их дороговизна и, главное, упадок популярности журнальной прозы в США в 1960-е.

Однако его произведения, переведённые в 60–80-х годах на русский язык и изданные большими тиражами, мгновенно принесли Роберту Шекли уникальную популярность и любовь в СССР - даже большую, чем у себя на родине. Немалую роль в этом сыграл, конечно, и фирменный стиль автора - интригующий с первых слов яркий развлекательный сюжет, удивительный юмор, уникальная доброта и человеколюбие, и всегда - неожиданная развязка. Роберт Шекли был и является в настоящее время одним из самых известных и любимых отечественным читателем зарубежных фантастов.

В первый приезд мастера в СССР к нему после выступления подошёл один из его российских поклонников и попросил поставить автограф на сборнике рассказов Шекли, перепечатанных на пишущей машинке. Писатель был поражён: «Неужели у Вас такой дефицит книг, что вам приходится самим перепечатывать эти книги? ». Он был прав лишь отчасти. Он все ещё не мог поверить, насколько был популярен и любим в СССР (интервью ).

Из других произведений Шекли, помимо рассказов, наиболее известны романы:

  • «Корпорация „Бессмертие“ » («Immortality, Inc. », 1958-59);
  • «Цивилизация Статуса » («The Status Civilization », 1960);
  • «Путешествие в послезавтра » («Хождение Джоэниса »; 1962, 1978);
  • «Обмен разумов » («Mindswap », июнь 1965);
  • «Координаты чудес » («Dimension of Miracles », 1968);
  • а также повесть «Билет на планету Транай » («A Ticket to Tranay », 1955).

Им были написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Хобе Дракониане :

  • «Сома-блюз» Soma-Blues », 1977);
  • «Детективное агентство „Альтернатива“» The Alternative Detective », 1993);
  • «Между Сциллой и Харибдой» Draconian New York », 1996).

Шекли сотрудничал с такими фантастами, как Роджер Желязны , Гарри Гаррисон , Харлан Эллисон и другими. Был близким другом фантаста-сатирика Уильяма Тенна . В 90-е годы Роберт Шекли работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner ».

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 20 романов и более 400 рассказов и повестей, составивших 13 авторских сборников. Его произведения были переведены на многие языки мира, что составило более 65 книг.

В 70-е годы писатель много путешествовал, ходил под парусом, был редактором журнала «Omni ».

В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галлана (Daniel F. Gallun ) за вклад в жанр научной фантастики. В в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн; сын Джейсон от первого брака; дочь Алиса Квитней от второго; дочь Анна и сын Джед от третьего; а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане (англ. Gail Dana ) и жил в Портленде . Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его поклонники и почитатели.

В 1999 г. Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Роберто Квальей (вице-председателем Европейского общества научной фантастики с 2002 г.), у которого часто и долго гостил в Генуе ; и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на телевидении. С ним Шекли планировал написать две совместные книги. Они были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.

Роберт Шекли всегда был страстным курильщиком, а в последние годы жизни - ещё и гурманом. На выступлениях ему, в качестве исключения, разрешали курить везде и всюду, в том числе даже в пожароопасных местах - библиотеках, типографиях и т.п.: писатель не мог провести без сигареты и десяти минут.

В последние годы он жил на Ивисе вместе со своей пятой женой, а впоследствии - в одиночестве. В это время Шекли писал немного, почти не издавался, жил скромно, болел и часто нуждался в деньгах.

Помня о своей популярности в России и на Украине (где фантастика всегда была развита, и куда он неоднократно приезжал по приглашению, в качестве почётного гостя); в последние годы жизни Роберт Шекли рассматривал возможность поселиться на черноморском побережье - недорогом, тёплом и романтическом месте, располагающем к творчеству. Однако этим планам писателя не суждено было сбыться.

Весной 2005 г., во время визита на Украину на литературный конвент «Портал », состояние здоровья Шекли (вследствие простуды, перенапряжения и преклонного возраста) резко ухудшилось, и он был госпитализирован. Писатель задержался на Украине, его медицинская страховка, скорее всего, на момент госпитализации была просрочена[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . В связи с серьёзностью болезни, было принято решение поместить его не в бесплатную государственную, а в дорогую частную клинику. Решение было правильным, но Шекли не имел возможности оплатить лечение в ней самостоятельно, и его долг (10 000 $;) был оплачен известным украинским бизнесменом Виктором Пинчуком . Также для него был организован сбор средств, что помогло ему (в тяжёлом состоянии, под присмотром украинских врачей) вернуться на Родину, в США. На Украину за ним приезжала его дочь Анна.

Роберт Шекли не смог поправиться и ушёл из жизни 9 декабря 2005 года, на 78-м году жизни, в больнице города Покипси , штат Нью-Йорк. Он умер от осложнения аневризмы сосудов головного мозга, через две недели после не слишком удачно проведённой операции.

Библиография

Напишите отзыв о статье "Шекли, Роберт"

Примечания

Литература

  • Василий Владимирский Предсказать будущее невозможно (рус.) // Мир фантастики: журнал. - Москва: ТехноМир, 2003. - Вып. 2 . - С. 6-7 .

Ссылки

  • ЖЖ-сообщество - сообщество «Шекли, Роберт» в «Живом Журнале »
  • в библиотеке e-Reading


Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Шекли, Роберт

Серые глаза погрустнели...
– Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
– Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
– Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
– А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???
– Прошу тебя, не злись Изидора. Этим сейчас не поможешь... Такое иногда случалось. Мы ведь не боги, мы люди... И мы тоже имеем право ошибаться. Я понимаю твою боль и твою горечь... Моя семья так же погибла из-за чьей-то ошибки. Даже более простой, чем эта. Просто на этот раз чей-то «подарок» попал в очень опасные руки. Мы попробуем как-то это исправить. Но пока не можем. Ты должна уйти. Ты не имеешь права погибнуть.
– О нет, ошибаешься Север! Я имею любое право, если оно поможет мне избавить Землю от этой гадюки! – возмущённо крикнула я.
– Не поможет. К сожалению, ничто тебе не поможет, Изидора. Уходи. Я помогу тебе вернуться домой... Ты уже прожила здесь свою Судьбу, ты можешь вернуться Домой.
– Где же есть мой Дом?.. – удивлённо спросила я.
– Это далеко... В созвездии Орион есть звезда, с чудесным именем Аста. Это и есть твой Дом, Изидора. Так же, как и мой.
Я потрясённо смотрела на него, не в состоянии поверить. Ни даже понять такую странную новость. Это не укладывалось в моей воспалённой голове ни в какую настоящую реальность и казалось, что я, как Караффа, понемногу схожу с ума... Но Север был реальным, и уж никак не казалось, чтобы он шутил. Поэтому, как-то собравшись, я уже намного спокойнее спросила:
– Как же получилось, что Караффа нашёл Вас? Разве же у него есть Дар?..
– Нет, Дара у него нет. Но у него есть Ум, который ему великолепно служит. Вот он и использовал его, чтобы нас найти. Он о нас читал в очень старой летописи, которую неизвестно, как и откуда достал. Но он знает много, верь мне. У него есть какой-то удивительный источник, из которого он черпает свои знания, но я не ведаю, откуда он, и где можно этот источник найти, чтобы обезопасить его.
– О, не беспокойся! Зато я об этом очень хорошо ведаю! Я знаю этот «источник»!.. Это его дивная библиотека, в которой старейшие рукописи хранятся в несметных количествах. Для них-то, думаю, и нужна Караффе его длинная Жизнь... – мне стало до смерти грустно и по-детски захотелось плакать... – Как же нам уничтожить его, Север?! Он не имеет права жить на земле! Он чудовище, которое унесёт миллионы жизней, если его не остановить! Что же нам делать?
– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.
– Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз.
От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду...
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил...
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..
«Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так... «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»... Но никто меня почему-то не слышал... И не помогал...
Тяжёлая дверь открылась... Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза...
По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец...
Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.

Роберт Шекли родился в Америке, в городе под название Нью-Йорк. После окончания, в 1951 году, Нью-Йоркского университета получил степень бакалавра искусств. В 1952 году, спустя год после окончания учебного заведения, Шекли опубликовал свой первый рассказ. Совсем в скором времени, благодаря своему таланту, Роберт становится общепризнанным мастером мировой фантастики.

Оглушительный успех Шекли, как писателю, принесли именно его фирменные короткие рассказы , наполненные юмором и скрытой философией. Очень часто в рассказах этого автора между строк о захватывающих путешествиях и безоблачном юморе можно встретить глубокие раздумья над человеческой слабостью перед собственными демонами, которые пожирают человека изнутри и заставляют делать совсем невообразимые вещи. В некоторых произведениях он намекает нам на то, что нужно помнить историю и учиться на чужих ошибках, потому что на своих ошибках учиться бывает уже поздно: Абсолютное оружие, Пушка, которая не бабахает. В некоторых своих рассказах Роберт напрямую указывает нам на нашу агрессию, агрессию по отношению друг к другу и самой земле, и результат, который может получиться из этой агрессии: Ордер на убийство, Седьмая жертва, Десятая жертва, Первая жертва, Охотник-жертва.

В своих рассказах он не боится экспериментировать и эти эксперименты весьма удачно ему даются, в отличие от многих других деятелях, о которых мы сейчас не будем говорить. Например “Бесконечный вестерн” и большинство других. Все его работы проникнуты необыкновенным, лёгким юмором, некоторые из рассказов являются самим юмором, издёвкой над некоторыми людьми или даже нелюдьми: Не тронуто руками человека, Запах мысли, Пиявка. По настоящему поразил всех любителей этого писателя рассказ “Специалист”, совершенно необычный и непредсказуемый, сравнимый разве с картинами . Героями романов и рассказов Роберта Шекли являются люди, роботы, причём роботы являются излюбленной темой. Являясь продуктом деятельности человека они, “благодаря” ошибкам в своих схемах, вытворяют такие кренделя, что впору смеяться и плакать одновременно: Мятеж шлюпки, Особый старательский, Мой двойник - робот.

Часто объектом пейзажа его произведений является будущее. Некоторые так подробно описывают его, предлагая нам на обозрение всякие невероятные вещи, что, порой, кажется — он там был. За свою жизнь писатель опубликовал около двадцати романов и примерно столько же сборников! рассказов. Он работал не только под своим именем, но также и под такими псевдонимам, как Филлипс Барбе, Нэд Лэнг и Филл О’Донневан. 2005 года 9 декабря в Пафкипси (штат Нью-Йорк) великий мастер слова умер в больнице от аневризмы сосудов головного мозга.

Купить книги Роберта Шекли (бумажные, электронные, аудиокниги)

Купить книги Роберта Шекли в интернет-магазине с доставкой.

Романы и рассказы Роберта Шекли:

1. Абсолютное оружие
2. Академия
3. Агент Х или Конец игры
4. Алхимический марьяж Элистера Кромптона
5. Бегство Агамемнона

6. Беличье колесо
7. Бесконечный вестерн
8. Безымянная гора
9. Билет на планету Транай
10. Битва

11. Болото
12. Большая охота
13. Божий дом
14. Брачные игры вселенной
15. Бремя человека

16. Бухгалтер
17. Бюджетно-сметная планета
18. Час битвы
19. Человек по платону
20. Человекоминимум

21. Через пищевод и в космос, с Тантрой, Мантрой и крапчатыми колёсами
22. Червемир

23. Четыре стихии
24. Что такое зомбоид
25. Что в нас заложено
26. Чудовища
27. Чумной район
28. Демоны
29. День, когда пришли инопланетяне
30. Десятая жертва

36. Драмокл
37. Джордж и коробки
38. Форма
39. Где не ступала нога человека
40. Гибель Атлантиды

41. Глаз реальности
42. Глубокий, синий сон
43. Голоса
44. Гонки
45. Город — мечта, да ноги из плоти

46. Город мёртвых
47. Хождение Джоэниса
48. Хранитель
49. И вам того же вдвойне
50. Идеальная женщина


51. Игра с телом
52. Игра — вариант по первой схеме
53. Индетерминированый ключ
54. Из луковицы в морковь
55. Избирательная память

56. Извините, что врываюсь в ваш сон
57. Капкан
58. Кое-что задаром
59. Компания «Необузданные таланты»
60. Конечная

61. Координаты чудес
62. Корабль должен взлететь на рассвете
63. Корпорация «Бессмертие»
64. Красный император
65. Ксолотль
66. Лабиринт минотавра
67. Лабиринт Редферна
68. Лаксианский ключ
69. Лавка миров
70. Легенды конкистадоров

76. Между Сциллой и Харибдой
77. Минимум необходимого
78. Мир его стремлений
79. Мисс Мышка и четвёртое измерение
80. Мнемон

81. Мой двойник — робот
82. Мусорщик на Лорее
83. Мятеж шлюпки
84. На берегу спокойных вод
85. На пять минут раньше
86. На слёте птиц
87. Наивная планета
88. Наконец-то одни
89. Не бабахает
90. Не надеясь на будущее

91. Необходимая вещь

92. Носитель инфекции
93. Новое путешествие в Координаты чудес
94. О высоких материях
95. Обмен разумов

96. Охота
97. Охотник — жертва
98. Опека
99. Опытный образец
100. Ордер на убийство

101. Особый старательский
103. Па-де-труа шеф-повара, официанта и клиента
104. Паломничество на землю
105. Персей

106. Первая жертва
107. Первый день президента
108. Песнь звёздной любви
109. Пиявка
110. Планета по смете


111. Пленники Манитори
112. Поднимается ветер
113. Поединок разумов
114. Похмелье
115. Попробуй докажи
116. После этой войны другой уже не будет

117. Последние дни параллельной земли
118. Потенциал
119. Потолкуем малость
120. Право на смерть

121. Предел желаний
122. Предварительный просмотр
123. Премия за риск
124. Привет из преисподней
125. Призрак
126. Проблема туземцев
127. Проблемы охоты
128. Прогулка
129. Проклятие единорогов
130. Прощание с болью

131. Пусть кровавый убийца
132. Рабы времени
133. Радикальный способ
134. Рассказ о странном происшествии со средним американцем
135. Раздвоение личности
136. Регулярность кормления
137. Рейс молочного фургона
138. Рыболовный сезон
139. Рыцарь в серой фланели
140. Ритуал

141. Робот Рекс
142. Роботсвилль
143. Руками не трогать
144. Рука помощи
145. Счастливчик

146. С божьей помощью
147. Седьмая жертва
148. Семь молочных рек с молочными берегами
149. Алтарь
150. Шкатулка Пандоры

151. Склад миров

152. Случай в боевом вылете
153. Служба ликвидации
154. Сома-Блюз
155. Специалист
156. Спецраздел выставки
157. Стандартный кошмар
158. Старые добрые времена
159. Стоимость жизни
160. Страх в ночи


161. Страж-птица
162. Так люди этим занимаются
163. Царская воля
164. Цивилизация статуса
165. Тело

166. Тем временем в Баналии
167. Тепло
168. Терапия
169. Того же и вам вдвойне
170. Травмированный

171. Три смерти Бена Бакстера
172. Трипликация
173. Туфли
174. Универсальный кармический банк
175. Условия выживания
176. В случае смерти наберите наш номер
177. Варианты выбора
178. Вечность
179. Великий Гиньоль сюрреалистов
180. Верный вопрос

181. Вор во времени
182. Возвращение человека
183. Всё, что вы есть
184. Всё по порядку
185. Всё проверяется на практике
186. Второй рай
187. Вторжение на рассвете
188. Вымогатель
189. Я и мои шпики
190. Я вижу — человек сидит на стуле и стул кусает его за ногу

191. Язык любви
192. Экспедиция с Глома
193. Эмиссар жёлто-зелёного мира
194. Эрикс
195. Забавы чужаков
196. Зачем
197. Заказ

198. Заметки по восприятию воображаемых различий
199. Запах мысли
200. Записки о Лангранаке


201. Заповедная зона
202. Защитник
203. Застывший мир
204. Зацепка
205. Заяц

206. Земля, воздух, огонь и вода
207. Жар чужих звёзд
208. Желания Сильверсмита
209. Жертва космоса
210. Жизнь как жизнь
211. Зирн пал, незащищённый

Вы занимаетесь написанием или публикацией книг? В этом случае вас наверняка заинтересует такая услуга, как сертификация книг . Полную информацию, а также контакты вы сможете узнать на официальном сайте компании.

Роберт Шекли краткая биография американского писателя изложена в этой статье.

Роберт Шекли краткая биография

Роберт Шекли родился 16 июля 1928 года в Нью-Йорке. Дитинсво будущего писателя прошло в городке Мейплвуд, штат Нью-Джерси.

После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время работал на металлургическом заводе.

С начала 50-х годов Шекли начал писать первые рассказы, причем большинство из них были опубликованы в журнале «Galaxy».

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 20 романов и более 400 рассказов и повестей, составивших 13 авторских сборников. Его произведения были переведены на многие языки мира, что составило более 65 книг.

В 70-е годы писатель много путешествовал, ходил под парусом, был редактором журнала «Omni».

В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галлана (Daniel F. Gallun) за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн; сын Джейсон от первого брака; дочь Алиса Квитней от второго; дочь Анна и сын Джед от третьего; а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане (англ. Gail Dana) и жил в Портленде.

Весной 2005 г., во время визита на Украину на литературный конвент «Портал», состояние здоровья Шекли резко ухудшилось, и он был госпитализирован.

Роберт Шекли умер 9 декабря 2005 года в больнице города Покипси, штат Нью-Йорк от осложнения аневризмы сосудов головного мозга, через две недели после не слишком удачно проведённой операции.

Из его творчества, помимо рассказов, наиболее известны романы «Корпорация „Бессмертие“» («Immortality Inc.», 1958), «Цивилизация Статуса» («The Status Civilization», 1960) и «Путешествие в послезавтра» («Journey Beyond Tomorrow», другой перевод названия - «Хождение Джоэниса», 1962), повести «Обмен разумов» («Mindswap»), «Координаты чудес» («Dimension Of Miracles») и «Билет на планету Транай» («A Ticket to Tranai»). Совместно с Роджером Желязны им была написана серия из трех книг «Принеси мне голову прекрасного принца» («Bring Me The Head Of Prince Charming»), «Если с Фаустом вам не повезло» («If At Faust You Don’t Succeed») и «Пьеса должна продолжаться» («A Farce To Be Reckoned With»).

Роберт Шекли (Robert Sheckley). Родился 16 июля 1928 года в Нью-Йорке - умер 9 декабря 2005 года в Покипси, штат Нью-Йорк. Знаменитый американский писатель-фантаст, автор нескольких сотен фантастических рассказов и нескольких десятков научно-фантастических романов и повестей. Мастер иронического юмористического рассказа. Один из самых оригинальных юмористов научной фантастики. В начале своей карьеры писал под псевдонимами Finn O’Donnevan и Ned Lang.

Роберт Шекли родился в 1928 году в Нью-Йорке, вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк.

Начал читать рано, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн, А. Ван Вогт, Джон Кольер. После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время работал на металлургическом заводе.

С начала 50-х годов Шекли начал писать первые рассказы и, предлагая их в научно-фантастические журналы, встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004 г.), то были самые счастливые годы его жизни. Он снимал вначале комнату, а затем однокомнатную квартиру в тихом месте центра Нью-Йорка. Сочинял по несколько рассказов в неделю, печатая их на пишущей машинке, и на своём скутере «Ламбретта» развозил их по редакциям. Телефон писателя разрывался от редакционных звонков.

Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: «Я куплю каждое ваше слово, всё, что вы ни напишете, потому что я продам всё, что вы ни напишете». Шекли говорил, что это были одни из самых приятных для него слов. (Из автобиографических воспоминаний).

«Почему именно фантастика?» - часто спрашивали его впоследствии. Ответ был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу».

Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического журнала «Galaxy» (вначале называвшегося «Galaxy Science Fiction»). Шекли начинает постоянно печататься в нём, получая уже не один, а 3-4 цента за слово; и с каждым новым выпуском приобретая всё большую популярность. Таким образом, гонорары писателя за один рассказ в 5000 слов составляли до 200 $, что в пересчёте на сегодня составляет примерно 2000 $.

В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют» - самое высокое звание, присуждаемое в жанре фантастики наиболее перспективному молодому автору. Многие маститые коллеги по перу и критики признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50-60-х годов.

В 60-е он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах, в том числе в литературных колонках журнала «Плэйбой», очень популярного в то время и платившего крупные гонорары своим авторам (благодаря громадному в те годы тиражу - более 7 млн экземпляров только в США).

Шекли быстро завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Однако продолжению «звёздного» времени журнальной прозы в США в 60-е годы помешало массовое распространение телевидения. С появлением телевизоров в каждом доме тиражи журналов упали, многие журналы вообще закрылись, и писатели короткой формы в большинстве своём остались не у дел. «Galaxy» снижает ставки авторам до 1,5 центов за слово, начинает выходить нерегулярно, потом уже и не ежемесячно, а 6 раз в год; пока вообще не закрывается.

Шекли пробует себя в больших литературных формах, идя на это из-за требований рынка. Однако здесь, в не столь любимом для себя жанре, успех меньше сопутствовал писателю. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.

Шекли пишет также сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» («Captain Video») и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door»). Они были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном, сыгравшим знаменитого сыщика в американском сериале «Шерлок Холмс».

«Где не ступала нога человека» (1954);
«Не тронуто рукой человеческой» («Untouched by Human Hands», 1954, 1955);
«Гражданин в космосе» («Citizen in Space», 1955);
«Паломничество на Землю» («Pilgrimage to Earth», 1957);
«Идеи: Без ограничений» («Notions: Unlimited», 1960);
«Лавка бесконечности» («Store of Infinity», 1960);
«Осколки космоса» («Shards of Space», 1962);
«Ловушка на человека» («The People Trap», 1968);
«Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?» («Can You Feel Anything When I Do This?», 1971);
«Робот, который был похож на меня» («The Robot Who Looked Like Me», 1978);
«Удивительный мир Роберта Шекли» («The Wonderful World of Robert Sheckley», 1979);
«Так люди ЭТИМ занимаются?» («Is THAT What People Do?», 1984);
«Машина Шехерезада» («The Shecherezade Machine», 1995).

Рассказы Роберта Шекли отличает парадоксальный взгляд, показывающий самые обычные обстоятельства и предметы с необычной стороны, а также неожиданная концовка. По стилю произведений писателя часто сравнивают с О. Генри.

Большой популярностью пользовался его юмористический цикл из семи рассказов о незадачливых бизнесменах Грегоре и Арнольде, основавших фирму ААА-ПОПС и пытающихся заработать на оказании услуг По Оздоровлению Природной Среды в иных мирах.

В видеоинтервью писателю Роберто Квалье, Роберт Шекли на вопрос «Какой вопрос Вы ненавидите больше всего?», с присущим ему мягким юмором ответил: «Откуда Вы берёте свои идеи? Этот вопрос мне задают чаще всего. Если бы я знал, "откуда", я бы пошёл туда и взял бы их больше!». А на вопрос «Какой вопрос Вам понравился больше всего?», ответил: "Мне его, к сожалению, никогда так и не задали. Он звучит так: «Не считаете ли вы, что писатель - словно ловкий врун из известной легенды?» Я бы ответил: «Да. Думаю, да».

По произведениям Шекли было снято четыре кинофильма:

«Десятая жертва» (1965, в гл. роли Марчелло Мастроянни);
«Беглец» (1992, др. название «Корпорация „Бессмертие“», в гл. ролях Эмилио Эстевес и Мик Джаггер);
«Побег с Адского острова» («Escape from Hell Island», 1963);
«Цена риска» (1983);

В 2007 году был экранизирован рассказ «Страж-птица» (в сериале «Хроники будущего» - Masters of Science Fiction).

В среде любительского кинематографа также нашлись поклонники творчества Шекли. Так, на Украине был снят любительский короткометражный фильм «Премия за риск» (2009) по одноимённому рассказу писателя.

Хотя произведения Шекли и печатались постоянно, его известность на родине не была особенно широка. Короткая форма, сюрреалистические сюжеты и несвязанность с обычными приёмами научной фантастики затрудняли восприятие читателем его творчества. Вдобавок к этому - свободный рынок, большое количество авторов, работающих в жанре фантастики, достаточное число изданий и их дороговизна и, главное, упадок популярности журнальной прозы в США в 1960-е.

Однако его произведения, переведённые в 60–80-х годах на русский язык и изданные большими тиражами, мгновенно принесли Роберту Шекли уникальную популярность и любовь в СССР - даже большую, чем у себя на родине. Немалую роль в этом сыграл, конечно, и фирменный стиль автора - интригующий с первых слов яркий развлекательный сюжет, удивительный юмор, уникальная доброта и человеколюбие, и всегда - неожиданная развязка. Роберт Шекли был и является в настоящее время одним из самых известных и любимых отечественным читателем зарубежных фантастов.

В первый приезд мастера в СССР к нему после выступления подошёл один из его российских поклонников и попросил поставить автограф на сборнике рассказов Шекли, перепечатанных на пишущей машинке. Писатель был поражён: «Неужели у Вас такой дефицит книг, что вам приходится самим перепечатывать эти книги?». Он был прав лишь отчасти. Он все ещё не мог поверить, насколько был популярен и любим в СССР (интервью).

Из других произведений Шекли, помимо рассказов, наиболее известны романы :

«Корпорация „Бессмертие“» («Immortality, Inc.», 1958-59);
«Цивилизация Статуса» («The Status Civilization», 1960);
«Путешествие в послезавтра» («Хождение Джоэниса»; 1962, 1978);
«Обмен разумов» («Mindswap», июнь 1965);
«Координаты чудес» («Dimension of Miracles», 1968);
а также повесть «Билет на планету Транай» («A Ticket to Tranay», 1955).

Совместно с Роджером Желязны Роберт Шекли написал трилогию о незадачливом рыжем демоне Аззи (199195):

«Принеси мне голову прекрасного Принца» («Bring Me The Head of Prince Charming»);
«Если с Фаустом Вам не повезло» («If At Faust You Don"t Succeed»);
«Пьеса должна продолжаться» («A Farce To Be Reckoned With»).

На вопрос, какие его произведения и герои ему наиболее близки, Роберт Шекли назвал Тома Кармоди («Координаты чудес») и Марвина Флинна («Обмен разумов»). И пояснил: «Они постоянно путешествуют по иным мирам, всегда попадая в неприятности. Всё это и нужно нам, романтикам».

Им были написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Хобе Дракониане:

«Сома-блюз» («Soma-Blues», 1977);
«Детективное агентство „Альтернатива“» («The Alternative Detective», 1993);
«Между Сциллой и Харибдой» («Draconian New York», 1996).

Шекли сотрудничал с такими фантастами, как Роджер Желязны, Гарри Гаррисон, Харлан Эллисон и другими. Был близким другом фантаста-сатирика Уильяма Тенна. В 90-е годы Роберт Шекли работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner».

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 15 романов и более 400 рассказов и повестей, составивших 13 авторских сборников. Его произведения были переведены на многие языки мира, что составило более 65 книг.

В 70-е годы писатель много путешествовал, ходил под парусом, был редактором журнала «Omni».

В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галлана (Daniel F. Gallun) за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн, сын Джейсон от первого брака, дочь Алиса Квитней от второго, дочь Анна и сын Джед от третьего, а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане (Gail Dana) и жил в Портленде. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его поклонники и почитатели.

В 1999 г. Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Роберто Квальей (вице-председателем Европейского общества научной фантастики с 2002 г.), у которого часто и долго гостил в Генуе, и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на телевидении. С ним Шекли планировал написать две совместные книги. Они были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.

Роберт Шекли всегда был страстным курильщиком , а в последние годы жизни - ещё и гурманом. На выступлениях ему, в качестве исключения, разрешали курить везде и всюду, в том числе даже в пожароопасных местах - библиотеках, типографиях и т.п.: писатель не мог провести без сигареты и десяти минут.

В последние годы он жил на Ивисе вместе со своей пятой женой, а впоследствии - в одиночестве. В это время Шекли писал немного, почти не издавался, жил скромно, болел и часто нуждался в деньгах.

Помня о своей популярности в России и на Украине (где фантастика всегда была развита, и куда он неоднократно приезжал по приглашению, в качестве почётного гостя). В последние годы жизни Роберт Шекли рассматривал возможность поселиться на черноморском побережье - недорогом, тёплом и романтическом месте, располагающем к творчеству. Однако этим планам писателя не суждено было сбыться.

Весной 2005 г., во время визита на Украину на литературный конвент «Портал», состояние здоровья Шекли (вследствие простуды, перенапряжения и преклонного возраста) резко ухудшилось, и он был госпитализирован. Писатель задержался на Украине, его медицинская страховка, скорее всего, на момент госпитализации была просрочена. В связи с серьёзностью болезни, было принято решение поместить его не в бесплатную государственную, а в дорогую частную клинику. Решение было правильным, но Шекли не имел возможности оплатить лечение в ней самостоятельно, и его долг (10 000 $;) был оплачен известным украинским бизнесменом Виктором Пинчуком.

Также для него был организован сбор средств, что помогло ему (в тяжёлом состоянии, под присмотром украинских врачей) вернуться на Родину, в США. На Украину за ним приезжала его дочь Анна.

Роберт Шекли не смог поправиться и ушёл из жизни 9 декабря 2005 года, на 78-м году жизни, в больнице города Покипси, штат Нью-Йорк. Он умер от осложнения аневризмы сосудов головного мозга, через две недели после не слишком удачно проведённой операции.


Окончил технический колледж, факультативно прослушал курс литературы у Ирвина Шоу.

В 1951 году Шекли окончил Нью-Йоркский университет и получил степень бакалавра искусств, а год спустя опубликовал свой первый рассказ. Роберт Шекли является общепризнанным мастером юмористической и сатирической фантастики. Многие российские любители фантастики в числе самых любимых классических произведений называют повести Шекли «Обмен разумов» и «Билет на планету Транай», рассказы «Страж-птица», «Призрак V» и многие другие.

Успех и устойчивую репутацию блестящего юмориста и сатирика принесли Шекли именно короткие рассказы, в основном, написанные в 1950-е гг. Хотя в большинстве своем творчество Шекли-рассказчика ограничено задорным, искрометным и достаточно безобидным юмором, в показном безоблачном «веселье» отчетливо слышны тревожные ноты, особенно это касается тех произведений, где автор ставит под сомнение способность человека совладать с внутренними демонами саморазрушения. В «Абсолютном оружии» (1953) исследователи на Марсе, польстившись на местное сверхоружие (уже сработавшее на ставшей пустынной планете), забыли о том, что таковое и предназначалось, видимо, абсолютно против всех, включая нашедших его; та же идея является центральной в «Пушке, которая не бабахает» (1958). Абсолютным (в смысле - саморазрушительным) оружием может стать и простая человеческая агрессивность, которую «моралисты» пытаются канализировать, придав убийству форму легального контракта - «Ордер на убийство» (1954), или массового спорта и досуга в будущем - как в одной из самых известных новелл Шекли - «Седьмая жертва» (1953); после экранизации рассказа Шекли опубликовал новеллизацию сценария - «Десятая жертва» (1966), а спустя 20 лет вернулся к теме в романах-продолжениях: «Первая жертва» (1987), «Охотник/Жертва» (1988). Изящный рассказ «Бесконечный Вестерн» (1976) посвящен демифологизации, в духе фильма М. Крайтона «Мир Дикого Запада», еще одного кровавого американского развлечения.

Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвященные контакту и инопланетянам: «Не тронуто руками человека» (1952; рус. 1968 - «Где не ступала нога человека»), «Запах мысли» (1953) , «Пиявка». Культурный геоцентризм при встрече с экзотическими формами внеземной жизни может привести к трагедии - как это случилось в рассказе «Чудовища» (1953). Самый, вероятно, любопытный звездолет в НФ, члены экипажа которого одновременно являются и его «составными частями», образуя в совокупности исправный биомеханизм, нарисован в рассказах - «Специалист» (1953), «Форма» (1953). Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные: «Мятеж шлюпки» (1955), «Особый старательский» (1959) , «Мой двойник - робот» (1973) и другие; кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью электронного «стервятника», изображена в «Страж-птице» (1953); проблемам криминологии будущего посвящен также рассказ «Вор во времени» (1952) . В шутливой «Битве» (1954) Армагеддон представляет собой финальную битву кибердемонов против киберангелов; в отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в «Демонах» (1953), герой рассказа «Бухгалтер» (1953) - мальчик из семьи чародеев - мечтает, оказывается, о более прозаической профессии «нормальных» людей. С присущим Роберту Шекли блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах: «Идеальная женщина» (1954) , «Паломничество на Землю» (1956), «Язык любви» (1957), «И люди занимаются этим?» (1972), «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?».

Роберт Шекли опубликовал около двадцати романов и приблизительно столько же сборников рассказов. Также использовал псевдонимы Филлипс Барбе, Нэд Лэнг и Финн О`Донневан. На русском языке изданы два собрания сочинений писателя - первое выпущено издательством «Полярис» (в 12 томах), а второе - издательством ЭКСМО.

В апреле 2005 года Шекли приехал на Украину по приглашению организаторов конвента фантастов «Портал». Там он почувствовал себя плохо и был помещен в частную клинику. После проведения курса лечения, писателя отправили на родину, где поместили в один из лучших госпиталей. Писателю была проведена операция по поводу аневризмы сосудов головного мозга, после чего его состояние несколько стабилизировалось. Он даже планировал еще раз посетить Украину в следующем году.

Однако в последнее время здоровье писателя стало неуклонно ухудшаться, и 9 декабря в больнице города Пафкипси (штат Нью-Йорк) Роберт Шекли ушёл из жизни.