Ранние годы и архитектурный метаболизм. Проект аэропорта в Куала-Лумпуре

June 7th, 2016

Смотрели мы с вами как то на , а вот еще одна интересная идея. Башня-капсула «Накагин» была построена в 1972 году по проекту японского архитектора Кисе Курокава. Можно сказать, что это первое в мире «капсульное» жилое здание

Японский фотограф Норитака Минами (Noritaka Minami) четыре года снимал построенное в токийском районе Гинза здание.

Вот некоторые из его фото...

Фото 2.

Оно состоит из 140 отдельных модулей-капсул, в которых находятся офисы и апартаменты для жилья. Капсулы - это блоки размером 4 на 2,5 метра, закрепленные на бетонном каркасе с помощью всего четырех болтов. Каждая капсула – законченный жилой модуль, который имеет возможность функционировать в качестве совершенно отдельного подразделения - самостоятельной жилой площади, к тому же капсулы в состоянии подключаться к друг другу. Их можно заменять, добавлять, переставлять, выкидывать по мере износа.

Фото 3.

В этих модулях-капсулах есть всё самое необходимое для жизни: кровать, стол, ванная комната с туалетом, кондиционер, телевизор, телефон и так далее. Изготовление этих блоков и внутренняя отделка капсул осуществлялись на заводе в префектуре Сига, находящемуся в 500 км. от строящегося здания Накагин, и готовые капсулы везли по автостраде на специальных трейлерах. На месте же эти блоки-капсулы устанавливали только при помощи кранов. Подобный процесс в то время считался неслыханным делом. У входа на первом этаже "Накагин тауэр" был выставлен образец капсулы в натуральную величину. Это пространство, напоминающее внутреннее устройство космического корабля, для японцев казалось воплощением детских фантазий о "секретных космических базах" (из одного японского детского мультфильма).

Такой блок легко заменить: их изготавливают на заводе и устанавливают на место с помощью крана. Все необходимые коммуникации - лифты, лестницы, различные трубы и провода располагаются внутри бетонного каркаса. Высота дома - тринадцать этажей.

Фото 4.

Nakagin Capsule Tower является ярким примером архитектурного стиля под названием «Метаболизм», который зародился в Японии и предполагает модульность, высокую адаптивность, возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с меняющимися требованиями жизни.

Метаболизм - (франц. metabolisme от греч. metabole – перемена) – течение в архитектуре середины XX в., пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг.

Фото 5.

Автор Nakagin Capsule Tower - Кисё Курокава, 1960 годах стал одним из основателей движения архитектурного метаболизма. Это направление сразу завоевало популярность. В отличие от доминирующей в то время теории Ле Корбюзье (здания как «машины для жилья»), метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными ему процессами. Они делили его на постоянные и временные элементы - кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени.

Фото 6.

Архитекторы-метаболисты стремились к развитию принципов конструктивизма согласно концепции «изменяемого пространства». Оптимальная конструктивная основа сооружений сочеталась с комбинаторикой - вариационными «ячейками», благодаря чему архитектурные композиции приобретали более разнообразный вид.

Фото 7.

Башня Nakagin Capsule Tower в Токио прославила Кисё Курокаву на весь мир, была признана лучшим произведением метаболизма и включена в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International, а копию одной из «капсул» в натуральную величину сейчас посещают многочисленные туристы.

Фото 8.

В 2007 году жильцы «Накагина», сославшись на стесненные условия и на содержание в конструкциях здания асбеста, проголосовали за его снос. Желая спасти свое творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни. План реконструкции поддержали основные архитектурные ассоциации Японии, в том числе Японский институт архитектуры, но из-за больших финансовых затрат работы так и не начались

После этого большинство жильцов съехали и забросили свои квартиры.

Фото 9.

Кисё Курокава родился в 1934 году в Нагое, учился в Киото и Токио. В 60-е движение архитектурного метаболизма, одним из основателей которого был Курокава, стало последним словом архитектурной мысли. В своей книге-манифесте «Время машин и время жизни» молодой японец полемизировал с самим Ле Корбюзье, чья концепция здания как «машины для жилья» в то время была доминирующей.

Фото 10.

Несмотря на успех на международной выставке в Осаке в 1970 году, группа метаболистов распалась. Но Курокава продолжал развивать ее идеи в своем творчестве и теоретических трудах. Среди главных его работ – Городской музей в Нагое, торговый центр Convention Center в Осаке, Японо-германский центр в Берлине, торговый центр Melbourne Central в Мельбурне, Китайско-японский молодежный центр в Пекине, Tour Pacifique в парижском районе Дефанс, новое здание Музея Ван Гога в Амстердаме, аэропорт в Куала-Лумпуре. Кишо Курокава также разработал генеральные планы нескольких городов в Азии. В последнее время он часто навещал Казахстан, работая по приглашению Нурсултана Назарбаева над генпланом столицы Казахстана Астаны. Здания Курокавы отмечены множеством наград в Японии, Франции, США, Великобритании, Китае, его книги не раз получали литературные премии – например, «Философия симбиоза» (Philosophy of Symbiosis) удостоена Japan Grand Prix of Literature.

Фото 11.

С 1962 года Кисё Курокава возглавлял компанию «Кисё Курокава – архитектор и сотрудники». Компания имеет главный офис в Токио и филиалы в Осака, Санкт-Петербурге, Куала-Лумпуре, Пекине и Калифорнии.

Добившись мирового признания и известности в своей главной профессии, Курокава занялся также общественной и политической деятельностью: часто выступал в СМИ, основал собственную партию, баллотировался на пост губернатора Токио и в депутаты верхней палаты японского парламента по токийскому избирательному округу.

Фото 12.

Кисё Курокава также работал и в России. Он участвовал в конкурсе на реконструкцию Новой Голландии в Петербурге, в мае 2007 года выиграл конкурс на проектирование торгово-развлекательного центра в Екатеринбурге. Будучи одним из членов жюри в конкурсе на строительство в Санкт-Петербурге административного центра «Газпром-сити», он вместе с еще тремя именитыми архитекторами вышел из его состава в знак протеста против победы «неорганичного для Петербурга проекта».

В августе 2006 года Курокава стал создателем проекта новой спортивной арены ФК «Зенит» на месте стадиона им. Кирова в Санкт-Петербурге.

Фото 13.

Вдохновившись идеями Кисё Курокавы, в Бобруйске (Белоруссия) в 70-х годах прошлого века выстроили здание. Спустя какое-то время жильцы утомились от сурового минимализма идей Курокавы, и озаботились вопросом хранения запасов квашеной капусты на балконе. В результате к облику бобруйского здания были добавлены некоторые не предусмотренные почитателями Курокавы архитектурные излишества.

40 лет прошло с момента постройки "Капсульной башни Накагин", и то, что здание устаревает – это факт. Стоит отметить, что ни одна капсула так и не была заменена. Судя по всему, отсоединить и заменить одну капсулу на самом деле не так то и просто. Компания, в ведении которой находится Накагин, настаивала на снесении здания и строительстве нового. Курокава Кисё скончался в 2007-м году, но он до последнего утверждал, что все проблемы Накагин Тауэр можно решить заменой первоначальных капсул. На советах "Ассоциации архитекторов Японии" многие выступают в поддержку сохранения здания, некоторые даже считают, что "Капсульную башню Накагин" надо внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но никто не знает дальнейшую судьбу здания.

Фото 14.

Сейчас, в 2013 году, "Капсульная башня Накагин" поддерживается в более или менее приемлемом состоянии, и в последнее время, сюда вселяется много людей на непродолжительное время. Привлекательна стоимость аренды модуля-капсулы в месяц, расположение здания Накагин в центре Токио. В то же время это здание своей особой атмосферой вдохновляет многих на творческую деятельность – возможно, дух бросившего вызов уходящей эпохе своими ценностями Курокава Кисё, своим безумным запалом и сейчас горячо будоражит идеи в молодом поколении творческих людей, выбравших местом жительства "Капсульную башню Накагин".

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

источники

Атомная бомбардировка Японии 6 августа 1945 года практически стерла с лица земли город Хиросиму. Он стал возрождаться из пепла лишь с конца 1940-х годов, получая новый план, жилую застройку, административные и культурные объекты. был одним из тех архитекторов, которые создавали новый облик Хиросимы. Музей современного искусства, открытый в 1988 году, стал не только единственным объектом искусства в этом городе в то время, но и первой художественной галереей, построенной в Японии после Второй мировой войны.

Хиросиму отличает особое отношение к истории, а понятие «современный» здесь до сих пор означает период «после атомной бомбы».

В месте, где искоренилась вся довоенная история, термин «современное» имеет определенную глубину смысла. Поэтому проектируя Музей современного искусства в Хиросиме, Курокава должен был создать символический объект, тонко и точно связывающий мир искусства с окружающим городским пространством.

Масштабные проекты, подобные этому, всегда ориентированы на создание образа будущего того или иного города. В случае с Хиросимой этот вопрос стоял особенно остро. Как известно, еще в 1949 году она была провозглашена «городом мира», поэтому неудивительно, что создающийся комплекс должен был стать символом этого мира и одновременно воплотить в себе память о случившейся страшной трагедии. В этом заключалась, возможно, самая главная причина, почему проект Музея современного искусства в Хиросиме был так важен для Курокавы.

Для музея отводилась вершина 50-метровой горы Хидзиямы. Согласно плану, на ней планировалось разместить большой культурный центр, главной частью которого и задумывался Музей современного искусства. Архитектор спроектировал четырехэтажное здание площадью около 10 000 квадратных метров - такие масштабы применительно к японским музеям встречаются достаточно редко.

Чтобы не подавлять окружение объемами постройки, два нижних этажа здания спрятали под землей. Музей утопает в зелени, так как всю наземную часть окружает густо засаженный деревьями парк, открытые площадки в котором специально создавались как выставочные зоны и предназначаются для скульптурных композиций.

Гора Хидзияма, по меткому замечанию Курокавы, господствует над Хиросимой, как Акрополь над Афинами. Подчеркнуть и усилить это символическое значение архитектор постарался расположением своей постройки и хорошо продуманными акцентами.

Здание выполняет также и мемориальную функцию. Центральная зона музея, вокруг которой сгруппированы все объемы комплекса, представляет собой внутренний двор в разомкнутом кольце. Главная смысловая нагрузка легла, по замыслу архитектора, именно на центральный объем, являющийся архитектурной и символической доминантой. Центр постройки пустой, а кольцо указывает на город, куда была сброшена атомная бомба. Напротив пустого разомкнутого пространства центральной части создана специальная площадка, на которой разместилась огромная, высотой 6,1 метра, бронзовая скульптура Генри Мура «Арка», обрамляющая панорамный вид на воскресший город.

Слепящий блеск и вспыхивающие солнечные отсветы на металлических поверхностях здания музея ассоциируются с атомным взрывом, и даже разомкнутую центральную часть, поднятую над площадкой входа, можно сравнить с атомным грибом, возвышающимся над городом.

Гигантский несомкнутый круг центральных выставочных залов поднят на колоннах, являя собой огромное серое пространство. Создание промежуточного серого пространства - один из излюбленных творческих приемов мастера. Впечатление усиливается благодаря серому цвету всего объема здания. Важнейшая центральная часть здания, на которой делается акцент, своей архитектурной формой «затягивает» посетителя внутрь, в серое (то есть затененное, завораживающее и привлекающее своей прохладой) музейное пространство.

Связь с исторической памятью передана архитектором через использование элементов традиционных построек Японии. Разработанные им высокие двускатные кровли, завершающие все наземные части музея, легко «прочитываются» как часть традиционных методов строительства периода Эдо (XVII–XIX), особо чтимого в Японии.

Зримое воплощение философии симбиоза, выдвинутой Кисё Курокавой, можно обнаружить и в плане здания, и в ритме его крыш. Остроконечные завершения музейного комплекса направлены к центру, собираясь вместе у центрального элемента и иллюстрируя таким образом соединение целого и его отдельных частей. Сам архитектор определял свою идею симбиоза как имеющую глубокие и прочные связи с национальной традицией: «Философия симбиоза возвращает архитектуру, которая была вытеснена функционализмом, к своему гармоничному развитию.

Кто знаком с японской культурой, сразу заметит, что философия симбиоза имеет глубокие корни… В начале 60-х я интересовался лишь симбиозом между человеком и техникой, симбиозом между человеком и природой, и только позже, в 70-е, я начал исследование симбиоза между человеком и историей».

Использованные при строительстве музея материалы - камень, плитка и алюминий, удачно сочетаются, эффективно создавая симбиоз современной архитектуры с традиционными элементами. Стены музея облицованы алюминиевыми панелями, что задумывалось архитектором, вероятно, как метафора традиционных японских сооружений - «кура», которые долгое время оставались единственным типом огнеупорных построек в японских замках и городах. Их главным конструктивным элементом были железные двери, которые перекрывали приток воздуха.

Еще в Средние века сложилась традиция, надолго определившая стиль жизни японцев: хранить неиспользуемую мебель, вещи и посуду в особом помещении. Только самое необходимое для повседневной жизни оставалось в комнатах, все остальное находилось в хранилище. Летом туда убирались зимние вещи и наоборот. На несколько веков огнеупорные склады и хранилища стали для японцев символом надежности и безопасности.

Благодаря тому что вокруг музея создана лесная зона, его территория оказалась почти полностью изолирована от городского шума. Приемы знаменитой режиссуры передвижений посетителей в пространстве, с которыми можно столкнуться, гуляя, например, по традиционным садам и монастырям Японии, в полной мере использованы архитектором и при устройстве музейного парка. Вокруг здания музея проложены извилистые пешеходные дорожки, позволяющие насладиться прогулкой на свежем воздухе и осмотреть достопримечательности парка. В нескольких местах находятся открытые площадки с прекрасными панорамными видами на разные части музейно-паркового комплекса.

В самом музее для облегчения циркуляции потоков посетителей предусмотрено множество лестниц, щедро, даже с некоторой избыточностью, расставленных по плану. Возможно, их главная задача заключается не в выполнении своей функции, а в том, чтобы создать более яркое художественное пространство. В выставочных залах слева от главного входа находится постоянная экспозиция, а помещения справа предназначены для временных выставок. Интерьеры музея выдержаны в приглушенных тонах, образуя знаменитое серое пространство Курокавы.

Сразу после завершения строительства Музей современного искусства в Хиросиме Кисё Курокавы приобрел мировую известность и получил множество наград, среди которых Гран-при и золотая медаль V Всемирной биеннале архитектуры 1989 года и премия Архитектурного института Японии 1990 года.

Хиросимский музей Современного Искусства построен на вершине горы Хидзияма, откуда открывается вид на город, разрушенный атомной бомбардировкой 6 августа 1945 года. Исповедуя философию симбиоза, архитектор объединил в своем дизайне азиатские и западные исторические, а также местные элементы.

Ротонда музея вызывает в памяти классические музейные заведения с куполом начала 1990-х, разве что здесь круглая форма «разорвана» отверстием, откуда можно увидеть панораму города. Интерес Курокава к музеям начался со времен работы над Национальным музеем этнологии (197) в Осаке.

Этот музей искусства из стали и армированного бетона занимает площадь 2282 кв.м. Его открытая центральная планировка служит местом пересечения отсеков галереи, протянувшихся продольно, а остроконечная крыша перекликается с крышами домиков соседней деревни. Камни на площади, окружающие несущие колонны сломанной ротонды, облицованной металлическими панелями, – это остатки разрушенного города у подножия горы.

Архитектура – это возвышенное заявление и выражение идей эпохи, когда она была создана.

Отец Кисё Курокава (1934-2007) стоял во главе японского движения Метаболизм в архитектуре 1960-х. Два V сооружения – Башня-капсула «Накагин» (1972) в Токио и Сони-Тауэр (1976) в Осаке -служат осязаемым напоминанием о важности распространения идей, благодаря которым города и здания с использованием архитектурных элементов массового производства могут органично развиваться Однако его карьера богата и другими творениями.

Курокава стал одним из интеллектуальных архитектурных «предводителей» Японии, окончив Университет Киото в 1957 году и получив ученую степень в Токийском Университете. Его стиль демонстрирует симбиоз современных западных и азиатских форм. В 1962 году он основал собственную компанию, а его удостоенные наград творения можно встретить по всей Японии и в странах Европы, Азии и Америки. Стоит отдельно выделить правительственные здания префектуры Осака (1988) и Спортивный клуб (1990) в Чикаго, международный аэропорт Куала-Лумпур (1998) и пристройку к Музею Ван Гога (1998) в Амстердаме. Музеи и объекты культуры принесли Курокаве наибольшую известность, всего их за его карьеру насчитывается 14.

Хиросимский музей символизирует признание трагедии прошлого, и надежду на будущее страны, которая отражена в предметах современного искусства. Дизайн музея перекликается со скелетообразным развалившимся куполом 1945 года в городском Мемориальном парке Мира.

Он имеет сходство с Кафедральным собором Ковентри Бейзила Спенса (1962) и Берлинской Мемориальной церковью кайзера Вильгельма по проекту Эгона Айерманна (1963). Эти сооружения отдают дань военному прошлому и служат надеждой на светлое послевоенное будущее.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Разомкнутое кольцо указывает на город, куда была сброшена атомная бомба;
  • Центральная часть музея представляет собой разомкнутый круг.
  • В центральной части создана круглая площадка, обрамленная колоннадой.
  • Музей расположен на вершине 50-метровой горы и окружен парком.
  • В здании два подземных и два наземных этажа.
  • Здание облицовано металлическими панелями.
  • Высокие двускатные крыши передают традиции архитектуры Японии эпохи Эдо.
  • В архитектуре активно использован натуральный камень.

Текст
Сергей Багулин

В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, дизайнерах, режиссерах, музыкантах и других творческих профессионалах, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. Наш герой на этой неделе - японский архитектор Кисё Курокава, теоретик архитектурного метаболизма и капсульной архитектуры и создатель знаменитой башни «Накагин».

Кисё Курокава

1934-2007, Япония

архитектор

Ранние годы и архитектурный метаболизм

Кисё Курокава родился в 1934 году в посёлке Каниэ в Японии. Его отец тоже был архитектором. Курокава не раз вспоминал, как отец оплакивал здания, погибшие в ходе американских бомбардировок Японии. Выбор будущей профессии, таким образом, был вопросом решённым. Курокава изучал архитектуру в университетах Киото и Токио. В молодости архитектор находился под большим влиянием советского конструктивизма: закончив обучение, Курокава даже посетил Москву в 1958 году. Молодой архитектор верил в большое будущее коммунизма и даже подумывал переехать в СССР.

В 1960 году Курокава с группой единомышленников, среди которых были Киёнори Кикутакэ и Фумихико Маки, основал новое архитектурное направление - метаболизм. Лидером группы архитекторов стал Кэндзо Танге, который руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок 1945 года - метаболизм ассоциировался с возрождением Японии после Второй мировой войны. В противовес господствовавшему тогда представлению о здании как о «машине для жилья», метаболисты воспринимали город как живой организм: их вдохновляли биологические процессы и марксистская теория. По их мнению, подобно биологическим структурам, архитектура не должна быть статичной, и, так как с течением времени многие её элементы изнашиваются, приходят в негодность, их необходимо заменять чем-то новым. Архитектурное сообщество сперва восприняло метаболизм как очередную футуристическую утопию столетия. Однако идеи, лёгшие в его основу, на поверку весьма традиционны. Метаболисты обратились к истокам японской архитектурной традиции, для которой всегда было характерно стремление к гармонии с животным и растительным миром.


World Design Conference в Токио (1960 год)

Манифест метаболизма, опубликованный к World Design Conference, проходившей в Токио в 1960 году, включал несколько глав, в которых описывались города будущего: по предположениям архитекторов, они должны были состоять из индивидуальных капсул и плавать по океанам или даже летать в космосе. Каждый член группы написал для манифеста отдельную главу. Курокава был автором раздела про космические города будущего. В книгу вошли не только его рассуждения, но и документация нескольких проектов молодого архитектора. В них впервые были сформулированы принципы, которые он затем применял при воплощении собственных проектов.

Конечно, утопические предсказания метаболистов не сбылись, но им удалось построить несколько зданий, которые соответствовали их представлениям об архитектуре. Например, почти все члены группы создали проекты для выставки Expo "70, проходившей в Осаке. Курокава тоже построил несколько павильонов. Самым известным из них является павильон Toshiba IHI, состоящий из помещений-капсул. Кроме того, известным памятником метаболизма является Shizuoka Press and Broadcasting Center, проект которой создал Кэндзо Тангэ.

Shizuoka Press and Broadcasting Center

Башня «Накагин»


Главный проект Курокавы, в котором воплощены идеи метаболизма, - башня «Накагин», строительство которой завершилось в 1972 году. Здание состоит из двух бетонных башен, состоящих из 140 стальных модулей-капсул, которые можно объединять в более крупные жилые пространства. Каждая капсула представляла собой компактную квартиру для одного человека - с кроватью, маленьким встроенным письменным столом, шкафом и небольшой душевой кабиной. При этом, размер такой маленькой капсулы соответствует размеру традиционной японской чайной комнаты.


Интерьер квартиры-капсулы в башне «Накагин»

Здание было спроектировано для сарариманов - этот термин стал применяться в послевоенной Японии для обозначения городских служащих, принадлежащих к среднему классу. Сейчас в доме тоже живут клерки, но многие из них используют «капсулы» как офисы или квартиры на время рабочей недели, так как здание расположено недалеко от делового центра Токио. Однако проживание в башне «Накагин» сегодня связано со множеством неудобств. Несмотря на то что, по идее пионеров метаболизма, их здания должны были быть очень долговечными, в 2007 году башня Курокавы оказалась под угрозой уничтожения. Жильцы здания, недовольные теснотой помещений и содержанием асбеста в конструкциях капсул, проголосовали за его снос. Желая спасти своё творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни, но оно было отложено из-за кризиса.

Генплан Астаны и завершение карьеры

Один из самых масштабных проектов Курокавы - разработка генерального плана Астаны, новой столицы Казахстана. Принципиальной идеей в проекте Курокавы была гармония городской и природной среды. Архитекторы, работавшие над генпланом до этого, хотели сделать русло реки архитектурной осью города. Курокава посчитал подобное решение большой ошибкой, ведь крупный город за несколько лет загрязнил бы жизненно важную артерию целого региона. Подход архитектора, настаивавшего на первостепенной важности природного контекста, понравился казахстанским властям. Кисё Курокава два года разрабатывал генеральный план Астаны, который был завершен в 2001 году.


Музей динозавров префектуры Фукуи

В начале 2000-х годов Кисё Курокава создал проекты, ставшие такими же известными, как башня «Накагин». Так, 2000 году завершилось строительство Музея динозавров в Фукуи. Здание обтекаемой формы было возведено на месте крупнейших в Японии раскопок доисторических останков. В подземном уровне разместились экспозиции окаменелостей, показанных в скальной породе, непосредственно на месте обнаружения. Стеклянный купол послужил огромным выставочным залом. Четыре уровня здания связаны между собой современной системой лестниц и эскалаторов.


«Зенит-Арена»

Ещё одной известной работой Курокавы является футбольный стадион в Тойоте, построенный в 2001 году. Силуэт стадиона напоминает одновременно морскую раковину и потерпевшее кораблекрушение судно с высокими мачтами. В 2006 году был возведён один из последних проектов Курокавы - Национальный центр искусств в Токио - крупнейший художественный музей с семью безопорными выставочными залами, библиотекой и лекторием. В том же году архитектор cпроектировал один из самых дорогих футбольных стадионов в мире - «Зенит-Арену» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Открытие стадиона намечено на 2016 год.

Таймлайн

Рождение в Каниэ (префектура Айти), Япония.

Курокава заканчивает архитектурный факультет Киотского университета.

Получает степень магистра в Токийском университете.

Выходит манифест архитектурного метаболизма.

Курокава основывает компанию Kisho Kurokawa Architect & Associates.

Проектирует павильоны для Osaka World Expo.

Завершение строительства капсульной башни «Накагин».

Курокава получает Золотую медаль французской Академии архитектуры.

Открытие Музея искусств в Нагойе. Публикует книгу Philosophy of Symbiosis.

Окончание строительства Музея современного искусства в Хиросиме.

Разрабатывает план нового крыла музея Ван Гога в Амстердаме.

Открытие Музея современного искусства в Вакаяме.

Завершение строительства Republic Plaza в Сингапуре.

В феврале этого года мне позвонили из фирмы ЭНИгруп (Москва) и приятный женский голос сообщил, что в марте 2001 года в Санкт-Петербург приезжает известный архитектор Кисё Курокава на съёмку фильма токийского телевидения Путешествие моей души, который в его юбилейный год будет транслироваться для всего дальневосточного региона. И попросила меня принять участие в этих хлопотах. Вспоминаю летние дни 1958 года в Ленинграде. Шла Международная конференция студентов архитектурных учебных заведений и среди ее участников - молодой аспирант токийского университета Нориаки Курокава. Он поразил нас своей, как нам тогда показалось, необычайной мечтой Дома-дерева и резкой критикой существующей системы архитектурного образования в Японии. Теперь о фильме. Сначала приехал режиссёр Киоси Нисида, затем Кисё Курокава. Я спросил у референта, почему же его сейчас зовут Кисё, а не Нориаки? И получил ответ: Это всё очень просто - иероглиф его имени по-японски читается Нориаки, а по-китайски Кисё. Всемирную известность он получил в английском переводе китайского произношения. И так пожелал остаться для всех - Кисё. В Академии художеств наша встреча началась в кабинете Архитектуры, затем мы перешли в конференц-зал музея, где и разгорелась дискуссия. В ней принимали участие, кроме меня, Евгений Рапопорт и Игорь Билибин - бывшие участники конференции 1958 года. На вопрос Билибина: Почему современную архитектуру народ не любит? Курокава ответил: Потому, что, во-первых, прежде чем строить, надо хорошо подумать и твёрдо знать, что ты хочешь предложить, а, во-вторых, часто всё портит заказчик. Заказчик же просвещённый это редкость. Как все крупнейшие зодчие XX века и как истинный японец Курокава - архитектор-философ, концептуалист и практик-новатор, подаривший миру немало удивительных произведений. Поэтому его творчество заслуживает не просто освещения, но внимательного и подробного рассмотрения. Одна из попыток осмысления творчества Мастера вкупе с его собственными комментариями предлагается заинтересованному читателю.

Метаболизм и Симбиоз
Более 40 лет тому назад наряду с идеями Метаболизма, провозглашённого Кендзо Танге, Кисё Курокава сформулировал основные идеи философии Симбиоза и в своём творчестве стремился следовать этому. Широкую известность получило его здание Накагин Капсула-тауэр в Токио (1970 год). Здесь уже была реализована его идея дома-дерева: монолитные капсулы однокомнатных квартир монтировались на ствол коммуникаций (лестница, лифт, водопровод, канализация, электричество, связь). Монтаж одной жилой капсулы занимает 45 минут. Поэтому по мере необходимости дом может расти и без архитектора. Идеи мастера изложены в его книгах От века машин к веку жизни (1998) и Философия Симбиоза (1997), а также многочисленных эссе. Сам он так вкратце излагает свои идеи: Вот уже более 40 лет я проповедую ключевые концепции Метаболизма и Симбиоза. Эти слова выбраны не случайно: они призваны отразить переход к Веку Жизни от Века Машин. Моя архитектура является постоянным выражением концепции Метаболизма, Симбиоза или их обеих одновременно. Всякую форму, стиль или материал следует применять согласно функции, климату, культурному своеобразию, или географии. Мой путь архитектора и движение Метаболизма начались в 1960 году как вызов нынешнему Веку Машин. Сегодня постепенно воплощается в реальность предсказание, что на смену Веку Машин приходит Век Жизни. Если машина является выражением века гомогенизации, то жизнь воплощает эпоху плюрализма, разнообразия. Архитектура в конце концов отойдёт от универсального международного стиля и перейдёт к стилю межкультурному, который ставит своей целью симбиоз универсального и регионального. В отличие от времён расизма и провинциализма, это будет век регионализма, открытого для диалога с остальным миром, т.е. открытого регионализма. Философию Симбиоза я проповедаю в качестве ключевой в 21-м веке, причём для многих областей, в частности, для физики, биологии, биохимии, электроники, экономики, политики, науки, философии, искусства, литературы, архитектуры и градостроительства. Концепция порядка в век Модернизма лучше всего представима в т.н. системе Бурбаки. Идеи Эвклида, Галилея, Декарта, Ньютона и Дарвина - это все составляющие системы Бурбаки. Они делают упор на дуализм и ищут сформировавшуюся симметрию в своих соответствующих областях. Напротив, новая концепция порядка называется небурбаковой системой. Моя идея о линейно-кластерном городе Метаболизма основана на этой же самой идее Симбиоза частей и целого. Теория симбиотической эволюции, выдвинутая американским биологом Маргулисом и представляющая собой крупнейшую переработку дарвинистской теории эволюции, привлекает к себе внимание всего мира. Эта теория подразумевает, что конкурирующие виды-антагонисты могут эволюционировать путём создания симбиотической связи. Мы вполне можем обнаружить проявления такой связи в науке, экономике, искусстве и культуре. Я полагаю, что подобные изменения происходят раз в 200-300 лет, и поэтому мы, архитекторы, должны выискивать и встраивать такие связи во все сопутствующие области.

Переход от ценностей системы Бурбаки к понятиям небурбаковой системы подразумевает:
- акцентирование не целого и единого, а автономии частей, подсистем и подкультур;
- активное вовлечение гетерогенных и противоположных элементов;
- упор на неопределённое промежуточное пространство, которое ранее отрицалось рациональным дуализмом;
- культурный плюрализм, не считающий, что существует только один идеал;
- упор не только на рациональное, а на симбиоз рационального и чувственного.
- человек более не считается вершиной природы; рассматривается симбиоз человека и других видов, человека и природы;
- опора не только на универсализм, но и на культурную самобытность, контекст пространства, языковое разнообразие. Стремление к глобальному симбиозу различных культур.

Все эти вопросы связаны с принципом Века Жизни. Осуществляя его, мы можем найти Новую Архитектуру 21-го века. Что же касается теории Метаболизма, то здесь используется одноимённый биологический термин метаболизм. Процесс метаболизма и утилизации отходов демонстрирует изменение, рост и баланс жизненной формы, что в свою очередь означает устойчивую самообеспечивающуюся архитектуру, или экологическую архитектуру. Сони Тауэр, (Осака, 1973) была спроектирована на основе Капсульной башни Накагин (Токио, 1970). Кабины-капсулы, эскалаторный блок, трубопроводы и воздуховоды - все они выведены наружу и открыты для упрощения утилизации отходов и технического обслуживания. Эта работа является примером архитектуры Метаболизма и экологической архитектуры. Метаболизм также выражает эстетику японской культуры, принцип временности. Эта идея о том, что всё материальное рано или поздно разрушится, берёт своё начало в буддистской концепции преходящего. Японская традиция не придаёт большого значения непосредственно материалу; мы все хорошо знаем, что всякая вещь не может существовать вечно, но вечен дух и взаимосвязь архитектуры и её окружения. Эта черта японской культуры присутствует во всех областях современного японского общества. Здесь наследуется невидимая традиция, эстетическое чувство и философия. Распространённый взгляд на мировой порядок основывается на теории стадий экономического роста, выдвинутой американским экономистом Ростоу. Его гипотеза о том, что развивающиеся страны проходят сначала через стадию старта, затем переходят к стадии зрелости, а потом к стадии высокоразвитой потребительской культуры, в 60-е годы оказала влияние на многие области деятельности. Модернизация означала европеизацию. Согласно этой идее вполне логичным ходом вещей является постепенная европеизация и гомогенизация мирового пространства. Философия симбиоза в корне отличается от этой идеи гомогенизации. Структурализм Леви-Строса проповедовал, что представление о том, что мировые культуры занимают иерархические уровни на пути к прогрессу цивилизации, это неверно; его открытие заключалось в том, что всякая культура автономна и носит свой конкретный характер, который можно неиерархически связать с любой другой культурой в мире. С этого момента западная культура стала релятивной. Мы увидели, что истинное богатство мира будет заключаться в плюрализме культур и их симбиозе.

Я создал новую философию симбиоза в 60-х годах, одновременно с началом движения метаболизма. На мой взгляд, симбиоз охватывает собой противостояние и противоречие, проповедуя новые, творческие отношения, опосредованные через конкуренцию и напряжение. Понятие Симбиоза говорит о той позитивной связи, при которой участники стремятся понять друг друга, несмотря на взаимное противостояние. Симбиоз проповедует связь, которая порождает уровень творчества. Этот уровень не может быть достигнут ни одним из участников в одиночку. Симбиоз - это интерактивная связь действий отдачи и получения ответа. Философия симбиоза охватывает различные размерения, или степени свободы, а именно: - симбиоз истории настоящего; - симбиоз традиции и новейшей технологии; - симбиоз природы и человека; - симбиоз различных культур, симбиоз искусства и науки; - симбиоз регионализма и универсализма. Из современной архитектуры, как я полагаю, нам следует сохранить абстракцию. Абстракция является общей чертой современной архитектуры, современного искусства и современной философии. В философии симбиоза и межкультурной архитектуры абстракция станет предпосылкой поливалентного значения. В древности абстрактные геометрические формы, в частности, пирамиды, конусы, квадраты и круги символизировали собой взгляд на вселенское, перешагивающее границы региональных культур. Абстрактная геометрия обладает двойным значением. Она не только обладает той универсальностью, которой могут воспользоваться разные культуры, но и чётко выраженным историческим значением, опосредуемым через вид обработки, размещение, технологию и материал. Сочетая абстракцию 20-го века с иконографией истории и культурной самобытностью топоса в космологии культуры, я стремлюсь подвергнуть абстрактный Символизм философскому испытанию.

Астана

Один из крупнейших градостроительных проектов Курокавы - генплан новой столицы Казахстана Астаны, разработанный им на основе проекта, получившего первую премию на международном конкурсе. В авторском изложении (эссе "Симбиотический город", 2000г) концепция города выглядит следующим образом: "Двадцатый век был эпохой главенства механистического принципа, двадцать первый век будет эпохой перехода к Принципу Жизни. Концепция главенства жизненного принципа выражается ключевыми словами - метаболизм, обновление, симбиоз, экология и глобальная окружающая среда. Новая столица Астана, воплотившая в себе вышеназванную концепцию, призвана стать городом 21-го века, симбиотическим городом. Новая столица получит своё рождение в симбиозе истории старого города Акмола и новой возведённой столицы Астана. Её градостроительная структура сформирована железнодорожной осью "восток-запад" и руслом реки Ишим, протекающей с юго-востока на северо-запад. Река Ишим проходила вдоль границы прежнего города Акмола, и была практически полностью исключена из повседневной жизни горожан, лишь затопляя город в период таяния снегов. Для защиты от наводнений в верхнем течении реки возведена дамба. После реконструкции плотины, создания уравновешивающих прудов и приведения в порядок русла, река станет красивой и безопасной. По её берегам будут посажены деревья, что позволит сформировать приречный парк в сочетании с новыми жилыми кварталами вдоль реки. Возникнет Речной город в симбиозе с природой. Таким образом, река Ишим более не будет обозначать границу города. Новая столица Астана возникнет на берегах реки, протекающей через город подобно Сене, Темзе или Москва-реке. Зимой температура воздуха в Астане иногда падает до 30 градусов ниже нуля. Кроме того, скорость ветра с северо-западного направления достигает в среднем семи метров в секунду.

Для защиты от этого ветра в юго-западной части города в болотистой местности будет создан искусственный Эко-лес. Его роль состоит не только в том, чтобы смягчить влияние ветра, но и в оживлении эко-системы "степь - лес". Внешняя кольцевая автодорога будет окружена лесным коридором с обеих сторон для защиты от ветра. На границе старого и нового города планируется основать Центральный парк, соединяющийся с существующей парковой зоной, включающий в себя Президентский, Речной и Спортивный парки. Его громадная территория пересечёт кольцевую автодорогу и достигнет Капитолийского парка, который в свою очередь соединится с лесной зоной аэропорта. Зелёная сеть города формируется также восемью лесными ярусами, исходящими из района Центрального парка. Все ярусы зелёной зоны соединятся с лесными коридорами вдоль внешней кольцевой автодороги. Новая столица будет представлять собой зелёный город, созданный в симбиозе с природой. Астана воплощает идею метаболического города. Рост населения в любом городе зависит от естественного прироста населения, а также разнообразных социальных процессов. В новых городах этот процесс происходит быстрыми темпами, в больших городах эти темпы выше из-за социальных изменений. Согласно расчётам, Астана примет 100-200 тысяч новых жителей, и таким образом численность городского населения достигнет 400-500 тысяч человек к 2005 г. и 600-800 тысяч в 2030 г. Генеральный план предполагает создание города с хорошо сбалансированными столичными функциями и населением до одного миллиона человек. Генеральный план уникален тем, что предусматривает систему линейного зонирования (как принцип городского планирования), способную адаптироваться к постоянному развитию. Система линейного зонирования структурирована вдоль двух городских осей, идущих с востока на запад. Она включает следующие зоны: - зелёная буферная зона, начинающаяся в северной части города; - нынешняя заводская и будущая высокотехнологичная индустриальная территория; - существующие городские районы (зона многофункционального назначения); - речной город и жилые кварталы вдоль берегов Ишима; - Правительственный город (открытый и полуоткрытый для общественного доступа); - деловой (коммерческий) центр (Бизнес Сити); - территория аэропорта. Принцип линейного зонирования позволяет каждой зоне развиваться с востока на запад в соответствии с ростом новой столицы вдоль основных городских осей. Таким образом, будет реализована идея симбиотического города с хорошо организованными столичными функциями, приспособленными к постоянному развитию. В основе новой столицы планируются две городские осевые линии. Одна из них, называемая Бизнес Сити, будет проходить вдоль деловой и торговой зон города. Она свяжет район железнодорожной станции в северной части города и район существующего парка на юге. Затем пересечёт реку Ишим и протянется далее в южном направлении. На севере эта ось со временем может пересечь район железнодорожной станции, в южной части города продолжить своё развитие в юго-западном направлении. Другая ось городского линейного планирования - Правительственный город - включает здания правительственных учреждений, здания Парламента, Верховного суда, резиденции Президента, а также дипломатические объекты, посольства и разнообразные учреждения, официальные, общественные и культурные центры. В мемориальном парке, прилегающем к существующей центральной городской оси, будет воздвигнут монумент в честь основания республики Казахстан. Городская ось Правительственного города призвана служить выражением духа новой столицы - философской концепции "Дом Евразия", провозглашённой президентом республики Нурсултаном Назарбаевым.

Астана явится городом гармоничного сосуществования людей и машин. Основными видами общественного транспорта обычно считаются городские автобусы и частный транспорт, при этом в будущем ожидается резкое возрастание числа частных автомобилей. В связи с этим планирование парковок автотранспорта в Бизнес-Сити и Правительственном городе ведётся в рамках определённой стратегии, подразумевающей строительство площадок под землёй или использование пространства под искусственными ярусами. Всё это в целом будет способствовать созданию красивого городского ландшафта. Кроме того, в будущем центральная кольцевая дорога перерастёт в эстакадную автомагистраль, это обеспечит надежное сообщение между левым и правым берегами Ишима. Что касается общественных видов транспорта, здесь необходимо связать городские районы (аэропорт, городской центр, Правительственный город, центр существующего города и железнодорожную станцию) с севера на юг лёгкой монорельсовой дорогой. На всех улицах будут не только пешеходные тротуары, но и бульвары. В итоге Астана станет городом гармоничного сосуществования людей и машин. Более того, планируется построить три кольцевые автодороги. Одна из них - внешняя кольцевая - соединит будущие скоростные магистрали и все радиальные автодороги по внешней границе города, а также сыграет роль объездного пути для предотвращения транзитного транспортного потока через город. Вдоль неё планируется построить оптовый складской центр, терминал грузового автотранспорта и другие объекты материально-технического обеспечения. За пределами расположатся сельскохозяйственные площади и территории для строительства станции по использованию энергии ветра. Территория между внешней кольцевой и внутригородской кольцевой автодорогами является резервной для последующего развития. Как исключение на ней могут быть размещены такие объекты как университет и военная база, международный торговый и выставочный центр, спортивные комплексы, учреждения культуры, Парк высоких технологий, оптовый складской центр, терминал грузового автотранспорта и др. Внутригородская кольцевая автодорога призвана нести очень важную функцию объединения существующего города, который разделён железной дорогой и рекой Ишим, с другими районами - индустриальной зоной в северной части, существующей зоной многофункционального назначения, Речным городом, Правительственным центром, Деловым и коммерческим центром. Центральная кольцевая автодорога обеспечит связь существующего городского центра и нового городского центра - Правительственного города.

Три кольцевые автодороги позволят создать столицу нового типа - кольцевой город 21-го века. Генеральный план Астаны создан на основе новейших методов планирования в соответствии с так называемыми Мастер-Системой и Мастер-Программой. Первая реализует городские функции на основе концепции планирования, предусматривающей кольцевые дороги, систему линейного зонирования, зелёную лесную сеть, деловую и коммерческую оси, правительственный город, Эко-лес, систему удаления и переработки отходов. Мастер-Программа рассчитана на пять лет. Она разработана как многоступенчатый план, учитывающий масштабное развитие городских функций и разнообразные изменения в связи с увеличением численности населения. Кроме того, Программа содержит стратегические изыскания по сооружению объектов приоритетной инфраструктуры". Эстетическая ценность композиции городского центра зависит от художественных качеств и приёмов размещения архитектурных форм с точки зрения их восприятия "в ракурсе человеческих глаз". Опорными элементами такого восприятия будут служить четыре объёмно-пространственных композиции: Резиденция Президента, здание Администрации и здание Парламента (с восточной стороны, воплощая "ворота" центра), Площадь Независимости в комплексе с Монументом и культурно-развлекательная площадь со зданием цирка. В увязке с этими объектами будет регламентироваться ритмика чередования высотности зданий, что придаст динамическую выразительность объёмно-пространственной композиции застройки. Городской центр спроектирован по принципу своеобразной ритмической композиции в "концертном" исполнении с изменением темпа, музыкальными вариациями, что создаст особую атмосферу городской среды. Так называемый фон небесного горизонта - высота небосвода, оживлённость города, тишина и элегантность парка пространственными архитектурными доминантами- это район цирка в западной части, Монумент в Парке государственной независимости, здания Администрации Президента и Парламента (зрительный эффект парадных ворот) и резиденция Президента. В Центральном городском парке, расположенном вдоль восточно-западной оси Правительственного центра, запроектированы различные водные устройства (фонтаны, каскады), что внесёт разнообразие в архитектурный фон, улучшит микроклимат, оживит среду парков и скверов. Предусмотрены малые архитектурные формы (юрты, киоски, магазинчики, кафе, бары), выдержанные в национальных традициях. Ночное освещение будет способствовать выразительности и привлекательности столицы.

Аэропорт Куала - Лумпур

Новый аэропорт, безусловно, выдающееся явление, как с архитектурных, так и с функционально-технологических позиций. Поэтому, чтобы точнее понять проектную концепцию, вновь обратимся к самому автору: "Площадка для международного аэропорта Куала-Лумпур (KLIA) находится в 60 км от столицы Малайзии, города Куала-Лумпур. Кроме нескольких холмистых участков, территория носит плоский характер; её размер 10x10 км. После победы на международном конкурсе, когда меня выбрали архитектором этого проекта, я предложил правительству Малайзии, сформировать план регионального развития, в противном случае территория между Куала-Лумпуром и новым аэропортом может быть хаотично застроена. Так родилась концепция Города Эко-Медия, концепция Линейного столичного коридора Куала-Лумпур. Моё предложение заключалось в создании принципиально нового экспериментального города 21-го века посредством формирования транспортной, информационной и экологической инфраструктур между столицей и её новым аэропортом. Впоследствии был разработан план создания транспортной инфраструктуры, сочетающей строительство двух скоростных автомагистралей и одной высокоскоростной специализированной ж/д линии, позволяющей свести время поездки между аэропортом и городом до 30 минут. Затем был создан план Мультимедийного Суперкоридора (информационной инфраструктуры Города Эко-Медия), интеллектуального Города и зоны, названной Кибер-Джая, прообразом которой является Силиконовая Долина. План предусматривает перевод правительственных учреждений на новое место, где-то на полпути между г. Куала-Лумпур и новой столицей. Резиденция премьер-министра и ряд других сооружений были завершены одновременно с новым аэропортом. Экологическая инфраструктура - экологический коридор - находится пока что на стадии планирования. Эта зона постепенно примет форму коридора по мере роста частных инвестиций. Город Эко-Медия будет сформирован в виде сети компактных посёлков, связанных тремя инфраструктурными элементами - транспортной логистикой, оптической информационной сетью и экологическим коридором. В районе аэропорта выращивают пальмы и каучуконосы, причём в будущем планируется отвести территорию, окружающую территорию аэропорта под эксперимент по искусственному восстановлению тропического леса. Создание леса, окружающего аэропорт, станет наиболее эффективным методом блокировки шума самолётов. Таков фундамент концепции симбиоза леса и аэропорта. Кроме того, мы также считаем, что эта идея будет эффективной для выражения своеобразия малазийской топографии.

Симбиоз леса и аэропорта предполагает нечто большее, нежели простое лесохозяйственное планирования вокруг аэропорта. Помимо всего прочего, миниатюрный тропический лесок будет создан внутри самого аэропорта, между главным аэровокзалом и перроном, а также во внутреннем дворике в центре здания-сателлита. Это символизирует Лес в Аэропорту и Аэропорт в Лесу. Как прибывающие, так и прилетающие авиапассажиры ощутят контакт с этим лесом, позволяющим почувствовать самобытность Малайзии. Вообще требуется сеть лесов, поддерживающих разнообразие видов, требуется экологический коридор, по которому идёт поток этого биологического разнообразия. После полного завершения строительства в 2020 году аэропорт сможет обслуживать 120 миллионов авиапассажиров ежегодно. План аэропорта предусматривает сочетание четырёх взлётно-посадочных полос по 4000 метров каждая с пятой полосой длиной 2800м., которая будет использоваться для челночных рейсов в Сингапур. Всё это выведет новый аэропорт в ряды крупнейших международных транспортных узлов. Понятно, что многие удивляются, почему Малайзии, с её населением в 20 миллионов человек, требуется международный аэропорт такого масштаба. Причина кроется в интенсивной стратегической конкуренции между Малайзией, Китаем и Южной Кореей за право стать страной-хозяйкой одного из трёх новых международных транспортных узлов Азиатского региона, рассчитанных на гиперзвуковые самолёты. Естественно, что те страны, которые построят такого рода узлы и сопутствующую инфраструктуру, скорее всего, станут также и финансовым центром, не говоря уже о международном информационном центре, туристическом и промышленном. Другими словами, мир уже сделал шаг в новую эпоху. В прошлом аэропорты строились потому, что в них была потребность. Теперь же стратегия заключается в том, чтобы строить аэропорты, создающие потребности. Для дерзкого замысла такого транспортного узла была использована концепция метаболизма. Проект предусматривает набор ячеек в форме гиперболического параболоида длиной по 38,4 м. Покрытие здания главного аэровокзала поддерживается коническими колоннами. Такая конструкция позволит наилучшим образом выразить самобытность традиционной и исламской культуры Малайзии. В поперечном сечении по центральной оси ячейка выглядит как арка. Внутреннее пространство, созданное сочетанием ячеек, напомнит о характерной для ислама купольной форме. Одна из основных причин, почему мы выбрали гиперболическую ячейку, заключается в том, что она сделана из прямолинейных элементов. Уже на первом этапе разработки концепции родилась идея создать потолок из однослойной трубчатой решётки и прямолинейных деревянных щитов, поскольку главным продуктом страны является лесоматериал. 1-я очередь KLIA открылась 30 июня 1998 года". Изобретение и дизайнерская проработка Курокавой самобытной пространственной структуры - гиперболического параболоида на основе ближневосточных исламских традиций - является крупным вкладом в развитие современной тектонической архитектурной формы.

Музей в Хиросиме

Среди музейных комплексов, построенных по проектам Курокавы, выделяется музей современного искусства в Хиросиме (1989 г.). Это первое здание такого рода, построенное после атомной бомбардировки. Он расположен на живописной возвышенности площадью 29 га, поросшей лесом и окружённый плотной городской застройкой. Имеет динамично- асимметричную композицию. Вход организован через "разорванное" кольцо круглой площади. Очень интересно решено освещение экспонатов. В здании нет двух одинаковых помещений. Холм, на котором стоит музей, одет камнем. Все формы символичны и напоминают о трагедии Хиросимы. Музей является первым общественным институтом в Японии, посвящённым изучению современности. В Хиросиме слово "современный" означает период после атомной бомбардировки. Оно несёт особое значение, осуществляя связь между искусством и мирным временем. Здание располагается на 50-метровом холме на площади 75 акров, в пределах территории парка искусств Хидзияма, для которого Курокава также разработал план. Композиция включает в себя сад скульптур, образовательное учреждение под открытым небом, площадки обозрения, открытые пространства и природные прогулочные дорожки. Такая высотная площадка для музея напоминает Акрополь в Афинах, она окружены лесом и полностью защищена от шума города, простирающегося внизу. Многочисленные лестницы подобно речному руслу спускаются от музея в парк. Одна из них ведёт к центральной площадке комплекса. Оказавшись там, посетители проходят из галереи в галерею по первому этажу и затем только спускаются в подземные залы (для сохранения городской панорамы 60% здания скрыто под землёй). Поэтому здание представляет собой, по существу, крышу, 660 м длиной, дизайн которой напоминает традиционные в 19 веке склады. Обычные строительные материалы, такие, как камень, керамика и алюминий в современном сочетании создают эффект единства времени настоящего и будущего.

Центр в Мельбурне

В Мельбурнском центре (1993) блистательно решена проблема взаимодействия новейшей архитектуры и существующего архитектурного ландшафта. Здесь квартал разнообразной застройки преобразован в здание, объединён единой 3-5 этажной "пластиной" (несколько этажей устроено под землёй). Угловой вход в комплекс отмечен сферическим куполом из зеркального стекла. Зеркальный конус включает в себя бывшую фабрику пороха и картечи времён колонизации Австралии. В результате возникло очень яркое композиционное решение темы взаимодействия регионального и современного, старого и нового. Внутреннее пространство "хрустального" конуса представляет поистине феерическое зрелище, формируемое переходами по открытым галереям, фрагментами кирпичного здания фабрики со своими интерьерами. Доминантой всего комплекса является изящно нарисованный небоскреб.

Сингапурская башня

67-этажное (230 м) высотное здание, построенное в 1992-1995 гг., стало завершающей доминантой площади Республики в Сингапуре. Оно выгодно отличается от окружающей застройки своей пластикой и колоритом. Для того, чтобы из большинства офисных помещений обеспечить прекрасный вид на океан, верхние этажи башни развёрнуты на 45?относительно подиума. При этом верхняя четырёхгранная часть плавно переходит к восьмигранному основанию. Ночью, когда зажигается свет, башня становится своеобразным маяком Сингапура.

Отель Киосэра

Здание расположено в технополисе Кокубу Хаято недалего от аэропорта Кагосима. Заказчик проекта, компания по недвижимости Киосэра, попросила Курокаву выразить в архитектуре концепцию всепоглощающей любви. Зодчий предложил эллиптический комплекс высотой 60 м., в виде двух рук, мягко обнимающих центральный стеклянный атриум. Функциональные залы и холлы для встреч размещены на двух подземных этажах. Залы для свадебных церемоний располагаются на 2-м этаже, рестораны - на 3-м; а на самом верхнем этаже помещены гостиная, главный бар и администрация. Комнаты для гостей имитируют эллиптическую структуру комплекса и повторяют форму открытых рук. Каждая комната площадью 20 м2 представляет собой удобное широкое пространство с очень большими окнами. Центральный атриум простирается ввысь на все 13 этажей отеля. Трёхгранное пространство на первом этаже занимает небольшая часовня, основным мотивом которой является крест и рубиновый полумесяц для гостей, склонных к духовному поиску. В холле выставлены экспонаты промышленного дизайна, воплощая собой слияние технологии и искусства. Коллекция эклектического искусства, представляющая звучащие работы местного художника Дзюндзи Ёсии из Кагосима, гравюры художницы Ёко Ямамото, создаёт особую атмосферу всего здания. Белоснежный овальный нерасчленённый объём отеля Киосэра на фоне окружающей среды выглядит неприступным и значительным. Однако со стороны выхода атриума картина резко меняется. Композиционный приём отеля строится на сочетании элептической глади стен и раскрытости атриума. Открытая лёгкая конструкция расстекловки и пластические формы поэтажных галерей определяют масштаб внутреннего пространства, поэтому атриум, наполненный светом, производит яркое впечатление.

Тойота

Город с населением 350 тысяч человек известен тем, что в нём расположено головное предприятие крупной автомобильной компании. По проектам Курокавы здесь строится два знаковых сооружения - пешеходно-транспортный мост и футбольный стадион. Они задуманы таким образом, что композиционно будут "работать" вместе, образуя архитектурный символ города. Раздвижная крыша стадиона (вместимость 45 тыс. зрителей) имеет конструкцию, подобную конструкции моста, два центральных 140-метровых пролёта которого усилены арками с тросовыми затяжками. Строительство моста завершается в 2001г. Он является частью Парковой дороги, связывающей основные зелёные зоны города и пригорода. Предназначен главным образом для пешеходов, а не для транспорта, имеет 10-метровые тротуары по обеим сторонам, лестничные спуски к реке и видовым площадкам. При этом ступени устроены таким образом, что на них удобно сидеть, ловить рыбу, наблюдать фейерверки. Словом, функция моста перерастает значение только транспортного сооружения.

Важно и то, что новый мост не изменяет, не спрямляет сложный фарватер реки и, доминируя в пространстве, не нарушает природный ландшафт. Доктор Кисе Курокава Сегодня он не только один из ведущих зодчих мира, но и крупнейший архитектор-предприниматель, член многих академий (в том числе и Российской академии архитектуры и строительных наук), советник президентов и правительств различных стран. Его книга "Философия Симбиоза" вошла в десятку лучших книг в мире по году издания. Право на проектирование и строительство многих крупных объектов он получил в результате побед на международных конкурсах. Произведениям Курокавы присуще редкое изящество форм. Их выразительность основана на авторской дизайнерской проработке новейших конструктивных систем, эффективных материалов и умелой работе со светом. Колористические решения усиливают символику крупных форм и деталей. "Чистые" геометрические формы органично дополняются "историзмом" и шедеврами современного реалистического искусства. Объединить в одну композицию многие противоречивые требования философии Симбиоза, вероятно, невозможно. Но талант Мастера всякий раз находит, что в конкретном случае может быть доминантой, а что фоном. Сегодня уже общепризнан факт, что "на современном архитектурном небосклоне доктор Кисё Курокава личность несомненно выдающаяся". Это относится как к его идеям развития зодчества, так и к практическому созданию многих замечательных сооружений мира.

12 октября на 74-м году жизни скончался крупнейший японский архитектор Кисё Курокава (黒川紀章). В мировой архитектуре он был известен как апологет метаболизма.

Смерть Кисё Курокава для многих, кто знал об этом человеке, конечно, должна была показаться преждевременной. Дело не только в том, что японские мужчины в среднем живут около 80-ти, и человека на восьмом десятке лет в Стране восходящегося солнца язык никак не поворачивается назвать старым. Просто в последнее время Кисё Курокава был как никогда активен. Мало того что всевозможные сооружения, башни, музеи и аэропорты по его проекту возводидись (и продолжают возводиться) по всему миру, принося компании Курокава и ему лично сумасшедшие прибыли. Добившись мирового признания и известности в своей главной профессии, Курокава занялся также общественной и политической деятельностью: часто выступал в СМИ, основал собственную партию, в апреле этого года , а в июле – в депутаты верхней палаты японского парламента по токийскому избирательному округу (и те и другие выборы Курокава проиграл).

До последней минуты своей жизни Курокава продолжал бросать вызов окружающей его действительности, он искренно хотел, чтобы этот мир стал намного лучше. И всего себя отдавал этой цели. Прежде всего – в архитектуре. В своей книге-манифесте «Время машин и время жизни» Курокава как-то полемизировал с самим Ле Корбюзье, чья концепция здания как «машины для жилья» в то время была доминирующей. Представители же метаболизма (одним из основателем которого в 60-х годах и явился Кисё Курокава) воспринимали город как живой организм со всеми свойственными организму процессами – отсюда и экзотическое название движения. Они делили город на постоянные и временные элементы – кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени. Лучшим произведением метаболизма признана первая же постройка Курокавы Nakagin Capsule Tower в Токио, включенная в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International. В 90-е годы Курокава стал одним из ведущих мастеров японского хай-тека.

Кисё Курокава родился 8 апреля 1934 года в префектуре Аити, архитектурное образование получил в Киотском и Токийском университетах. С 1962 года возглавлял компанию «Кисё Курокава – архитектор и сотрудники». Компания имеет главный офис в Токио и филиалы в Осака, Санкт-Петербурге, Куала-Лумпуре, Пекине и Калифорнии.

Среди главных работ Курокава – Городской музей в Нагоя, торговый центр Convention Center в Осака, Японо-германский центр в Берлине, торговый центр Melbourne Central в Мельбурне, Китайско-японский молодежный центр в Пекине, Tour Pacifique в парижском районе Дефанс, новое здание Музея Ван Гога в Амстердаме, аэропорт в Куала-Лумпуре. Кисё Курокава также разработал генеральные планы нескольких городов в Азии. В последнее время он часто навещал Казахстан, работая по приглашению Нурсултана Назарбаева над генпланом столицы Казахстана Астаны. Здания Курокавы отмечены множеством наград в Японии, Франции, США, Великобритании, Китае. Его книги не раз получали литературные премии – например, «Философия симбиоза» удостоена Гран-при Японии по литературе.

Кисё Курокава также работал и в России. Он участвовал в конкурсе на реконструкцию Новой Голландии в Петербурге, в мае 2007 года выиграл конкурс на проектирование торгово-развлекательного центра в Екатеринбурге. Будучи одним из членов жюри в конкурсе на строительство в Санкт-Петербурге административного центра «Газпром-сити», он вместе с еще тремя именитыми архитекторами вышел из его состава в знак протеста против победы «неорганичного для Петербурга проекта».

В августе 2006 года Курокава стал создателем проекта новой спортивной арены ФК «Зенит» на месте стадиона им. Кирова в Санкт-Петербурге. Как заявил генподрядчик строительства нового стадиона Григорий Фельдман, смерть архитектора на ход строительных работ никак не повлияет. «Конечно же, это очень печальное событие и с человеческой, и с профессиональной точки зрения. Ушёл такой корифей. Но всё, что нужно для строительства стадиона, Курокава уже сделал. Проект давно закончен и согласован, на всех документах стоит его подпись, никакие доработки не требуются», – пояснил Григорий Фельдман.

Сообщается, что Кисё Курокава умер 12 октября в одной из токийский больниц, куда он был госпитализирован за три дня до смерти, от сердечной (по другой версии – полиорганной) недостаточности. Прощание с выдающимся японским архитектором состоялось 14 октября в Токио. У Курокава осталась жена – 73-летняя актриса Аяко Вакао (они прожили вместе 24 года), а также двое детей от первого брака.

Вы также можете зайти на сайт Кисё Курокава (на английском, японском и китайском).