Сюрреалистический объект с символическим назначением. В эрмитаже проходит масштабная выставка сальвадора дали и других каталонских сюрреалистов

29 октября в Государственном Эрмитаже открывается выставка "Сюрреализм в Каталонии".

Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников. И, хотя эпохальные работы Дали — в фокусе внимания, экспозиция призвана убедительно показать зрителям то, что не Дали единым жив испанский сюрреализм.

Среди экспонатов не только живопись, но и произведения скульптуры и графики, созданные испанскими мастерами в период с конца XIX до конца XX века. Впервые российские зрители получат возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять генезис одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.


Анхелес Сантос Торроэлья «Планета Земля» (1929)

Анхелес Сантос — женщина-художник, которую знала вся Каталония. Она прожила больше ста лет (1911 — 2013), с ее именем связана история довоенного авангарда. Работы Сантос определили новую живопись первой половины XX века. Она дружила с Лоркой, Хорхе Гильеном, Рамоном Гомесом де ла Серна, Хуаном Рамоном Хименесом; последний поместил её словесный портрет-эссе в книгу «Испанцы трех миров».

Когда речь заходит об испанском сюрреализме, то говорят о сюрреализме Каталонии, и в первую очередь — о сюрреализме Ампурдана. В первой половине ХХ века именно Ампурдан стал главным центром сюрреалистических поисков в блестящем развитии каталонского искусства.

Как говорил сам Сальвадор Дали, «в том, что все мы, родившиеся и живущие в Ампурдане, абсолютно ненормальны, вина трамонтаны». Ураганный северный ветер, периодически срывающийся из-за гор, породил немало легенд об этом крае, и постепенно Ампурданская долина стала у многих ассоциироваться с родиной эксцентричных творческих людей, чудаков и гениев одновременно.


Анжель Планельс-и-Круаньяс, «Тоскующий моряк» (1962)

Древняя культура Ампурданской долины, ее замки и деревеньки, совершенно сказочный и иногда кажущийся нереальным пейзаж, который будит творческую фантазию и накладывает на произведения художников особое своеобразие, позволяет говорить о «школе Ампурдана» в истории европейского сюрреализма. Важнейшей характеристикой ампурданской школы стала ее приверженность художественным ценностям истории европейского искусства. На выставке в Эрмитаже это можно будет проследить, обратив внимание на «цитирование» известных произведений мастеров прошлого.

Жоан Массанет-и-Жули, «Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес» (1935−1936)

Три небольших городка — Пуболь, Кадакес и Фигерас — образуют на карте Каталонии треугольник, основание которого приходится на долину Ампурдана. Этот треугольник называют «далинийским». «Ампурданский треугольник Дали» — под таким названием в Каталонии проводят многочисленные экскурсионные туры по местам, где жил и работал великий сюрреалист. Однако, помимо Дали, Ампурдан дал толчок к развитию множества художественных талантов, и многие будут представлены на выставке в Эрмитаже


Сальвадор Дали Доменек, «Ретроспективный женский бюст» (1933−1970)

«Школа Фигереса» возникла в начале ХХ века, благодаря преподавательской деятельности превосходного рисовальщика и графика Хуана Нуньеса («Терпение», 1898; «Автопортрет», 1908; «Галерея в монастыре Вилабертран», «Вилабертран», 1908; «Прелюдия», 1919) и оказала влияние на группу молодых художников, включая самого Сальвадора Дали. Искусство этих мастеров характеризуется необычайной реалистичностью, тщательной и безупречной техникой рисунка, почти всегда графитом или углем. Они создавали натюрморты напоминающие голландскую живопись XVII века, изображения интерьеров наполненных светотенью, пронизанных загадочной, таинственной атмосферой. Именно в Фигересе и его окрестностях творил Жозеп Бонатерра, партриарх ампурданской живописи. Именно здесь сформировался талант Дали.

Анжель Планельс Круаньяс «Луна на берегу моря» (1947)

О Кадакéсе мир впервые узнал благодаря скульпторам Карлeсу Ридауре («Материнство», ХХ в.) и Фредерику Маресу («Женская фигура», 1930). Здесь работали Элисеу Мейфрен, страстный любитель моря, открывший чудесные и укромные уголки Кадакéса и Рамон Антонио Пичот Жиронес, жизнь которого протекала между студией в Париже и продолжительными сезонами в Кадакéсе. В Кадакéсе жил немецкий художник Зигфрид Бурманн в период между двумя мировыми войнами, где писал пейзажи, а также портреты Сальвадора Дали и его сестры Анны Марии в детском возрасте. У мастеров этой плеяды общей чертой является великолепный реалистический рисунок и увлечение ампурданским пейзажем, который часто играет ведущую роль в их произведениях.

«…Наше детство и отрочество — это Фигерас и Кадакес. Фигерас — самое сердце ампурданской долины. Кадакес — побережье; этот маленький город смотрится в Средиземное море, как в зеркало. Оба эти пейзажа, ампурданский и средиземноморский, навеки запавшие нам в души, будут повторяться и повторяться на полотнах брата во всех любовно выписанных подробностях…"

Анна Мария Дали


Сальвадор Дали «Изысканный труп»,

Эварист Вальес-и-Ровира «Свет в эвклидовом пространстве» (1948)

Творчество Сальвадора Дали представлено на выставке работами «Отрубленная рука», «Изысканный труп», «Ретроспективный женский бюст», «Сюрреалистический объект с символическим назначением», «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис», «Венера с выдвижными ящиками» и знаменитой картиной «Сон, вызванный полётом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением»

Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Сальвадор Дали

Экспозиция, которую готовили целых четыре года, организована Государственным Эрмитажем совместно с Каталонским агентством культурного наследия при Департаменте культуры Правительства Каталонии, муниципалитами Жироны и Фигереса.

На третьем этаже Зимнего дворца открылась выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». Ее экспонатами стали 70 произведений разных авторов, в том числе восемь работ великого эксцентрика. Как показывает практика, они и есть главный предмет интереса большинства посетителей. Однако в Эрмитаже хотят добиться обратного, доказав, что Дали - лишь один из представителей течения, и многие его современники и земляки (Ампурдан - область Каталонии) ничуть не хуже, а может, даже более интересны.

Выставку эту ждали долго: она переносилась из одного музейного плана в другой, год за годом; за это время умерли два коллекционера, изначально планировавших предоставить свои картины для демонстрации в России, а их наследники от этой идеи отказались. Таким образом, содержание планируемой экспозиции менялось. Но и то, что получилось в итоге, для Эрмитажа значимо. Потому что своего каталонского сюрреализма и конкретно Сальвадора Дали у нас нет, да и вообще большинство художников, которые привезли сейчас кураторы, в России еще не видели.

«Здесь показаны главные представители этого направления, прежде всего - Анжел Планельс-и-Круаньяс, один из самых интересных художников-современников Дали, и Жоан Масанет-и-Жули, которому отвели отдельный зал. Другие авторы представлены одной-двумя работами. При этом очень важно, что показан Хуан Нуньес Фернандес - профессор, учитель Дали», - рассказывает один из кураторов с испанской стороны, доктор искусствоведения Юрий Савельев.

Немногочисленное наследие Нуньеса представлено черно-белой графикой (бумага, уголь), в которой он считался подлинным мастером. Его работы, помимо того, что вводят в контекст эпохи, демонстрируют посетителям выставки, какую высококлассную школу прошли его ученики - ампурданские художники того времени (Дали был далеко не единственным, кто у него занимался).

Работ Масанета - почти вдвое больше, чем Дали, и это не только картины, но и «найденные объекты», и скульптура. Притом интересно, насколько сильно различаются по манере его картины - от плоскостного изображения «Пантократор» (1929) до объемного мистического полотна «Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес» (1935-1936), которое и вправду созвучно творчеству Сальвадора Дали, с которым он встретился в 1927 году.

Планельс - протеже Дали, с которым они дружили с 1920 года - представлен в Эрмитаже девятью работами, часть которых по стилю родственна творчеству Рене Магритта, с которым он познакомился в 1929 году. Этим же годом датировано самое ранее из представленных на выставке его произведений - «Идеальное преступление». Использованная в нем игра с пространством (девичье лицо, порезанное ножом, оказывается водной гладью) проходит сквозь все его творчество. Так, спустя почти полвека, в «Пейзаже выходного дня» (1974) зритель видит разрезанные и наскоро сколоченные гвоздями облака, зацепившееся за ветку (как мог бы зацепиться кусок ткани) небо и близкое к фотографическому черно-белое изображение девушки в темных очках.

Куратор выставки со стороны Эрмитажа Святослав Савватеев признается, что Планельс и Масанет и ему кажутся интереснее, чем Дали.

С большой вероятностью, посетители выставки тоже будут выходить с нее с подобными выводами. Но если уважаемых кураторов нельзя заподозрить в том, что они недостаточно хорошо знают творчество Сальвадора Дали, то формирование такого мнения у горожан полностью ляжет на совесть организаторов экспозиции. Ведь, строго говоря, они привезли в Петербург не самые интересные работы великого художника, и судить по ним о его творчестве некорректно. Тем более что на выставке даже не сделаны полноценные искусствоведческие описания к работам, которые могли бы стать ключом к его пониманию.

Зато уверенно будет себя чувствовать тот, кто хорошо знаком с творчеством Дали, а еще лучше - ранее побывал в знаменитом Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе и понял характер этого человека, посетив его дом-музей в Порт-Льигате (кстати, ни одной работы на выставке нет ни оттуда, ни оттуда).

Практически все произведения, которые кураторам удалось собрать для этой экспозиции - из частных коллекций. За исключением трех работ, предоставленных Музеем Тиссена-Борнемиса в Мадриде (среди них - знаменитый «Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением» Сальвадора Дали) и 14 работ из музеев Каталонии. Организаторы говорят, что многие музеи отказались давать им на выставку работы из своих собраний.

Что касается Дали, помимо уже названной картины, петербуржцы могут увидеть его рисунок «Отрубленная рука», пастель на черной бумаге «Изысканный труп», скульптуру «Ретроспективный женский бюст» (копия 1970 года), «Сюрреалистический объект с символическим назначением» (копия 1970 года), гравюру «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис» и скульптуру «Венера с выдвижными ящиками».

Понимание работ Дали зависит от понимания его символов - багета и муравьев на «Ретроспективном женском бюсте» как символов сексуального влечения, выдвижных ящиков на теле Венеры Милосской, как тайных мыслей и скрытого желания.

Кстати, и та, и другая работы художником тиражировались (в ограниченных количествах). Хорошо известно, что копий и подделок произведений, которые создавал Дали, - великое множество. Причем первым в ряду инициаторов пиратства был он сам, подписывая пустые листы и выпуская в разные годы множество версий прежних работ, зачастую с небольшими изменениями. Или наоборот - не подписывая какие-то свои работы из принципа. Все эти мистификации и полная свобода от общепринятых правил, - часть образа художника, который сам стал своим знаменитейшим произведением. И подходить к этой фигуре нужно совсем с другим мерилом, осмысляя его работы в контексте его собственной «жизни в искусстве».

«Дали стал узнаваемой частью массовой культуры, а сюрреализм в его исполнении - чуть ли не развлечением, - написал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в предисловии к каталогу выставки. - Это естественно - Дали был мастером саморекламы и привлекательного эпатажа. Вот только эта популярность и «доступность» отодвинули в сторону его значительность и глубину смыслов. Самое время вернуть серьезное отношение к этому художнику и напомнить, что сюрреализм - это не фокусы».

Алина Циопа, Фонтанка

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Репортаж Екатерины Степановой и Ирины Поляковой

Приложение к программе «Время Эрмитажа»

АУДИО + ФОТО

Открытие выставки в Эрмитаже
29 октября 2016 — 5 февраля 2017
Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали
Залы № 344-349 на третьем этаже Зимнего дворца


С 29 октября 2016 года на третьем этаже Государственного Эрмитажа открыта выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников.

Впервые российские зрители имеют возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять истоки и развитие одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.

О выставке, ее, без преувеличения, мировом значении, испанском сюрреализме и каталонской художественной школе рассказывают кураторы выставки: со стороны Эрмитажа Святослав Константинович Саватеев, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства, со стороны Каталонии – и , доктор искусствоведения.

«Эта выставка интересна тем, что она из Каталонии, где родились и жили почти все испанские сюрреалисты, в том числе и Дали. Выражение, которое когда-то бросил Дали: «сюрреализм – это я», был самый обыкновенный эпатаж. На самом деле – сюрреализм это не только Дали, а Каталония, а если быть более точным – это художники Ампурдана, области в Каталонии, где совершенно фантастический пейзаж. По-испански Ампурдан, а по-каталонски Эмпурда. Это пейзаж, климат, это море, пляжи песчаные и, главное, скалы, которые имеют совершенно марсианский вид. Это один фактор. Второй – это знаменитый ветер трамонтана, который дует с севера Пиреней. Он продолжается в течение трех недель, и все три недели у людей в ушах стоит постоянный гул. Но этот ветер еще создает удивительное освещение – темно-фиолетовое, ярко-фиолетовое. И все это – пейзаж, ветер, освещение – изображали каталонские художники в своих произведениях», – пояснил .

«Невозможно говорить о сюрреализме в Испании, не говоря о сюрреализме Каталонии и, в частности, Ампурдана. У нас есть Средиземное море, Пиренеи, но общий облик достаточно фантастический. Пейзаж с оливковыми деревьями и кипарисами сильно меняется после северного ветра. Когда ветер утихает, то наступает такая тишина и спокойствие, что пейзаж становится почти как театральная декорация. И этот пейзаж сильно влияет на местных художников и их творчество. Различные мифы, различные истории этой местности Дали реализует в своей живописи», – отметила Алисия Виньяс .

Очень подробно о концепции выставки и ее задачах рассказал куратор с каталонской стороны, доктор искусствоведения, единственный русский академик-корреспондент Королевской Каталонской Академии художеств Святого Георгия :

«То, что эта выставка состоялась, в основном заслуга Алисии Виньяс. Большинство картин принадлежит частным собраниям. Здесь только несколько картин из музеев Каталонии. Центральная работа выставки и единственный крупный музей, который откликнулся на эту выставку, это музей Тиссен-Борнемиса из Мадрида. К нашему удивлению многие музеи – я не буду их называть – не проявили интереса к этой выставке. Потому что были сомнения в ее успехе. Потому что сама концепция и те художники, которые представлены, открываются впервые в России, и, я думаю, в Европе тоже. Те имена, которые мы видим вокруг Дали, ею открыты, начиная с 70-х годов, когда она возглавляла Художественный музей Фигераса. И вот сначала она одна, потом мы вместе в тандеме, а потом уже и совместно с Эрмитажем, мы стали готовить эту выставку. На ее подготовку ушло семь лет. И это было очень непросто по многим соображениям. Но результат того стоил.

В самой Каталонии мы не всегда находили поддержку, потому что эта выставка – это новое слово. А пробивать новые пути всегда сложнее, чем выставлять что-то знакомое. Например, если бы мы предложили сделать выставку только Дали, это ни у кого бы не вызвало сомнения. А поскольку здесь впервые представлено окружение Дали именно этого направления сюрреалистического, то не все верили в успех этой выставки. Но это открытие, которое происходит именно здесь в Санкт-Петербурге – это первая выставка каталонского искусства в России – и в Петербурге, и в Эрмитаже.

Мы примерно так и представляли эту выставку. Здесь показаны главные художники этого направления, прежде всего Анжел Планельс, который для меня, например, один из самых интересных художников из современников и окружения Дали. И Жоан Масанет, которому в Эрмитаже отвели отдельный зал, и это очень правильно, и это очень интересно. Другие художники представлены одной-двумя работами. И что очень важно – показан Хуан Нуньес, профессор, учитель Дали. Он представлен впервые в Петербурге, где существует, как я считаю, лучшая в Европе художественная школа реалистического искусства, это тоже очень важно. Важно показать, что художник сначала должен научиться рисовать, а потом уже делать все, что ему хочется. Но если мы видим какие-то дилетантские попытки без владения рисунком, то это уже совсем не то. Поэтому одна из задач этой выставки показать, что искусство – это серьезно. Поэтому здесь представлен Хуан Нуньес.

Касаясь концепции этой выставки. Первый зал – это художники-предшественники Дали. Для того чтобы показать, что феномен Дали возник не на пустом месте, что была интересная школа, и, в частности, одна из работ – любимая работа Дали. Он видел эти работы и принадлежал этой школы. Это абсолютно реалистические работы, но вы увидите там некие зародыши, некую прелюдию к манере самого Дали.

А во втором зале вы увидите две работы современников раннего Дали, которые написаны в стиле Дали. То есть это был стиль не только его, Дали, это был стиль этой школы, который он потом стал развивать. Это очень важно – показать в какой среде формировался Дали, что это была серьезная художественная школа.

Возникновение художественной школы именно в Фигерасе также не было случайностью. Это следствие того, что в Фигерасе сформировался достаточно значительный слой культурных и образованных людей, которые способствовали созданию этой школы. И это феномен, который заслуживает внимания. В Каталонии Ампурдан – это область, которая со времен Древней Греции была особым местом в развитии культуры. Место культуры, скажем так. Дали преклонялся перед Хуаном Нуньесом, своим учителем, и, конечно, тем, чем он обладает как рисовальщик, Дали обязан ему. Основы были заложены именно Хуаном Нуньесом. И, безусловно, ученик превзошел учителя.

То, что работ Дали всего восемь (тем не менее, среди них есть очень яркие работы), это, в общем, и неплохо. Потому что если бы работ Дали было больше, это бы была выставка «Дали и художники Ампурдана». Но наша задача была показать Дали как феномен художественной школы. В данном случае творчество Дали уравновешено представленными другими художниками, которые меньше известны. Поэтому в рамках экспозиции некое равновесие присутствует. Сама экспозиция очень хорошо получилась также благодаря дизайнерам Эрмитажа.

Концепция выставки выдержана очень четко. Это художники до Дали – первый зал. Школа Хуана Нуньеса и его современники, чтобы показать стиль Дали, который сформировался в эпоху его юности и был присущ не только ему, но и другим художникам. Затем зал, который полностью посвящен Жоану Масанету, представлена его живопись и скульптуры. Далее – зал Дали вместе с Анжелом Планельсом. И последний зал – уже более поздний период, тоже художники-современники, и то, как они развивали дальше эти идеи.

Хотя подготовка к выставке и была сложной, но мне кажется результат очень хороший. Во многом благодаря большой поддержке со стороны Эрмитажа. И я надеюсь, что эта экспозиция будет интересна жителям Петербурга.

Одна из работ, которая не очень известна, это «Сан Нарсис», которая свидетельствует о том, что Дали был воспитан в католической традиции. Что не очевидно. И это очень интересно. Сама по себе работа очень интересная, интересна техника, стиль Дали. И многие элементы и образы Дали, которые он создавал, также были основаны на ассоциациях с покровителем Жироны святым епископом Нарциссом. Это средневековый епископ. И посох епископский, элементы, напоминающие епископский посох, которые мы видим на многих работах Дали, это исторические ассоциации.

В работах Жоана Масанета можно видеть также некие параллели с историей европейского искусства. Особенно в Каталонии был популярен Ян Вермеер. Почему? Непонятно. Но он был очень популярен. Рембрандт тоже. И в этих работах мы видим некоторые исторические аллюзии, некие экскурсы в историю европейского искусства, но в сюрреалистическом осмыслении.

Почему сюрреализм там возник? Ну, могу привести слова художника Сантоса-и-Торроэлья: «Все тут мы немного сюрреалисты». То, о чем сегодня говорили уже – сам пейзаж, климат – они как-то настраивают людей на особое восприятие мира. А поскольку мы с вами живем тоже в немного сюрреалистическое время, то, мне кажется, это будет интересно для нашего зрителя.

Никто их этих художников не был представлен нигде и никогда. Это открытие. И мы благодарны Эрмитажу за поддержку этого смелого проекта, потому что гораздо сложнее открывать, чем выставлять художников, о которых уже сложилось мнение. Некоторые работы выставляются впервые, как «Сан Нарцисс», и немного меняют в целом представление о творчестве Дали, расширяют это представление.

Как сформулировать основную черту сюрреалистической школы? Хочется ответить – выйдете на улицу и посмотрите. Современные российские художники тоже пытаются идти по этому пути. Но это достаточно сложно. Для этого надо иметь очень серьезную художественную школу. И свою своеобразную философию. А у нас, как вы знаете, в художественных ВУЗах философии не учат.

Название выставки: «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали»
Где проходит выставка: Государственный Эрмитаж, залы № 344-349 на третьем этаже Зимнего дворца
Время проведения выставки: 29.10.2016 – 05.02.2017

Государственный Эрмитаж совместно с Каталонским агентством культурного наследия при Департаменте культуры Правительства Каталонии, Муниципалитетами Жироны и Фигареса преподнесли жителям и гостям северной столицы образ палящего испанского солнца и шикарный сюрприз в виде выставки семидесяти работ двадцати девяти каталанских художников.

Впервые в России проходит выставка на данную тематику такого масштаба. На ней представлены не только живопись, но и скульптура, и графика, созданные каталанскими мастерами в конце ХІХ - начале ХХ века. Собрав такое количество работ сюрреалистов, организаторы попытались объяснить генезис этого уникального художественного явления на стыке двух прошлых веков.

И если в вопросов не возникает - один лишь восторг! - то Ампурдан стоит объяснить. Дело в том, что в начале ХХ века именно городок Ла-Биспаль-дель-Ампурдан был эпицентром зарождения и развития сюрреализма в контексте каталонского искусства. И это неудивительно. Местные пейзажи - это что-то на грани реальности и фантазий о рае. В таких вдохновенных условиях и сформировалась так называемая «школа Ампурдана», для которой характерны аллюзии и цитирование известных старых европейских мастеров (например, «Явление Делфтского в заливе Розес» Жоана Массанета-и-Жули).

«Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес». Жоан Массанет-и-Жули. 1935-1936

Географически «школу Ампурдана» можно разделить на Кадакес и «школу Фигереса». Основателем последней считается несравненный график Хуан Нуньес. Он повлиял на многих молодых художников, в том числе, на Сальвадора Дали, который её и прославил на весь мир.

На выставке в Эрмитаже представлены такие работы Сальвадора Дали: «Отрубленная рука», «Ретроспективный женский бюст», «Изысканный труп», «Мягкие черепа и арка с черепами», «Сюрреалистический объект с символическим назначением», «Венера с выдвижными ящиками», «Сан Нарсис» и «Сон, вызванный полётом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением». Все работы предоставлены Музеем Тиссена-Борнемиса в Мадриде.

Сюрреализм Кадакеса представлен на выставке такими художниками и скульпторами, как Карлес Ридауре, Элисеу Мейфрен, Рамон Антонио Пичот Жиронес, Зигфрид Бурманн и другие.

На выставке также можно приобрести специально подготовленный каталог «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», подготовленный испанскими историками искусства и художественными критиками.

Выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» проходит под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

63

В Петербурге открылась уникальная экспозиция, посвящённая каталонским художникам-сюрреалистам. Самым ярким представителем школы Ампурдана, имя которого известно всему миру, стал Сальвадор Дали. Но до него в этом направлении работали и другие живописцы, благодаря которым и состоялся гений испанского художника.

Смотрите также:

Наш корреспондент Александр Сиротин одним из первых увидел все этапы развития сюрреализма:

«Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». С одной стороны - все живописцы так называемой «земли гениев» в Испанской Каталонии противопоставляются великому мастеру, с другой стороны - его персона на втором месте. Это, пожалуй, главная особенность этой выставки. Во всем мире подобные экспозиции можно встретить нечасто. А в России такой взгляд на истоки сюрреализма показан и вовсе впервые.

Сальвадор Дали - самая яркая, но все-таки лишь страница в истории европейского сюрреализма, говорят организаторы выставки. Основная их идея - показать этапы развития главного каталонского искусства. Экспозиция организована таким образом, что зритель, приходя сюда, оказывается сначала - как бы это ни звучало - в эпохе реализма сюрреализма. И от зала к залу продвигается к периоду расцвета жанра.

В самом начале - картины визуально очень далеки от сюра: портреты, пейзажи или просто объекты. Как и многие жанры, истоки сорреализма - в графике. Простой и понятной. Хуан Нуньес - это его автопортрет - учитель многих признанных мастеров жанра требовал от своих учеников сначала виртуозно владеть кистью, и уж только потом осваивать сложные материи. Эти уроки слушал и Сальвадор Дали. Он взял у Нуньеса многое. Обратите внимание на усы…

Алисия Виньяс Паломер, куратор выставки: «Он очень повлиял на Дали не только в манере изображения, но, также и своим имиджем. Он был очень высокий, стройный мужчина. Экстравагантный. С усами, как вы видите, как у Дали. И вся его манера поведения, не только техника художественная, отразилась потом в творчестве Дали и построении его имиджа».

Сюрреалистичные вплоть до абсурда картины каталонских художников вживую способны произвести новое впечатление даже для знатоков и любителей жанра. На репродукциях не увидеть этой мастерской игры света, любви к деталям и тонкой проработанности линий. Присмотревшись, точнее, если посмотреть внимательно, становится понятно, что сюрреализм и абсурд - явления все-таки разные. Эти работы пробуждают желание соединить между собой символы и разгадать загадку или посыл автора. Иногда их несколько, а порой ответ ближе, чем кажется. Как можно было бы себе представить картину под названием «Луна на берегу моря»? Анжел Планельс увидел так…

Алина Бунг, посетитель выставки: «На самом деле можно очень долго смотреть на эту картину. Под этим скрывается что-то глубокое, глобальное… которое, казалось бы, под поверхностью… Но оно вот, здесь, рядом. Я под такими впечатлениями - просто невероятными, на самом деле».

Долина Ампурдан наложила заметный отпечаток на творчество каталонских сюрреалистов. Скалы, море, песочная равнина и знаменитая «трамонтана» - ураганный северный ветер. В мире искусства принято считать, что это родина эксцентричных чудаков и фабрика гениев. Даже не будучи специалистом, творения мастеров «школы Ампурдан» угадываются инстинктивно. Но именно Сальвадору Дали удалось принести им мировую известность. Место сделало мастера - мастер воспел место.

Юрий Савельев, куратор выставки: «Феномен Дали произрос на культурной почве. И одна из главных задач на этой выставке - показать, что любой феномен искусства не возникает сам собой. Он имеет свои исторические корни».

Попытаться разгадать загадки каталонских сюрреалистов в Эрмитаже можно будет до 5 февраля. А так как большая часть привезенных экспонатов из частных коллекций, то с большой вероятностью можно сказать, что жителям и гостям Северной столицы выпадает редкий шанс. Вполне возможно, что многие из этих работ художников Ампурдана увидеть никогда больше и не удастся.