Произведения на тему добро и зло. Добро и зло на страницах мировой литературы. выступить с презентацией проекта на литературной гостиной

/ / / Образ Вощева в повести Платонова «Котлован»

Главный герой повести А. Платонова « » - Вощев. Его фамилия ассоциативно относит нас к словам «воск», «общий», «тщетный».

Трудовые будни Вощева были заполнены думами о будущем, из-за чего он и потерял работу. Тридцатый день рождения стал роковым. Никакие оправдания не помогли, решение об увольнении было принято. Вощеву ничего не остается, как отправиться на поиски истины и покинуть родные места.

В дороге с героем происходят разные ситуации, так, например, он мирит мужа и жену, объясняя, что смысл их жизни заключен в воспитании ребенка. Дитя – божий дар, его необходимо ценить.

Путешествие героя заканчивается тем, что он попадает в бригаду мастеровых. Теперь Вощев один из них и занимается возведением котлована под новый жилой дом.

Проработав всего лишь несколько дней, он начинает тосковать. Его не устраивает такое времяпрепровождение: копать и спать, так истину найти не получится, а без нее просто даже стыдно жить. Вощев постоянно размышляет и считает, что лучше быть комаром, его существование протекает быстро и незаметно. И нет у этого насекомого разума, который заставлял бы стремиться к лучшему и не стоять на месте.

Постепенно герой смиряется со своим положением, физическое истощение заглушает душевные искания и тоску. Познакомившись с девочкой-сиротой , Вощев привязывается к ней, хочет, чтобы она увидела счастливое время, похожее на первый исконный день.

Вощев постоянно мечется: он то уходит в деревню, то возвращается снова на строительство с вестью об убийстве Сафронова и Козлова, то снова отправляется обратно вместе с . Главному герою не дает покоя мысль, что где-то есть что-то особенное, а он здесь живет в печали и никогда не сможет этого увидеть. Это душевное смятение разрывает его на части.

После раскулачивания Вощев собирает в мешок разные отвергнутые предметы и копит их, как вещественное доказательство потерянных людей. Спустя некоторое время он становится председателем колхоза вместо убитого Активиста, определяя цель своего назначения таким образом: горевать за крестьян. В завершении же повести снова возвращается на котлован. А там застает мертвую Настю. Со смертью этой девочки для Вощева потерян смысл жизни. Теперь не для чего и не для кого искать истину. Нет маленького верного человечка, в котором была заключена надежда на счастливое будущее и новую жизнь.

Похороны девочки становятся рубежным событием, после которого уже просто ничего нет. Теперь все бессмысленно. Все утеряно безвозвратно.

Герои повести «Котлован» верят, что, построив «единый общепролетарский дом», они заживут прекрасное жизнью. Изнурительная, выматывающая силы работа - это рытье котлована, котлована под «единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом». Это дом- мечта, дом-символ. Рухнув на пол после трудового дня, люди спят вповалку, «как мертвые». Вощев (один из главных героев повести) «всмотрелся в лицо ближнего спящего - не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека.

Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрывались его глаза, и охладевшие ноги беспомощно вытянулись в стертых рабочих штанах. Кроме дыхания, в бараке не было ни звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, - каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось живым только сердце, берегущее человека».

Рабочие верят в «наступление жизни после постройки больших домов». Поэтому так без остатка отдают себя работе, высасывающей соки из тела. Ради будущей жизни можно потерпеть и пострадать. Каждое предыдущее поколение терпело в надежде, что последующее будет жить достойно.

Поэтому отказываются люди закончить работу в субботу: хотят приблизить новую жизнь. «До вечера долго... чего жизни зря пропадать, лучше сделаем вещь. Мы ведь не животные, мы можем жить ради энтузиазма». С появлением девочки Насти рытье котлована вроде бы обретает какую-то определенность, осмысленность.

Настя - первый житель дома-мечты, еще не построенного дома-символа. Но Настя умирает от одиночества, неприкаянности, от отсутствия тепла. Взрослые люди, которые видели в ней источник своей жизни, не почувствовали, «насколько окружающий мир должен быть нежен..., чтобы она была жива». Строительство дома-мечты оказалось не- соотнесенным с жизнью конкретного человека, ради которого, для которого будто бы все свершалось. Умерла Настя, и потускнел свет, блеснувший вдали.

«Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, и он уже не знал, где же теперь будет коммунизм в свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Зачем ему теперь нужен и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?» Платонов считал, что чужую беду надо переживать так же, как свою личную, помня об одном: «Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все. Долой человечество - пыль, да здравствует человечество - организм... Будем человечеством, а не человеком действительности».

Много лет спустя Э.Хемингуэй, восхищавшийся рассказом Платонова «Третий сын», отыщет эпиграф к роману «По ком звонит колокол» в стихах английского поэта XVII века Джона Донна, говорящих о единстве человечества перед лицом горя и смерти: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе; каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесет в море береговой , меньше станет Европа... Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством; а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол, он звонит по тебе».

Можно только удивляться и глубокому созвучию гуманистических мотивов, и почти прямому совпадению строк: «смерть каждого человека умаляет и меня» и «умирает один - мертвеют все...» Поистине к Андрею Платонову с полным правом можно отнести слова об истинном художнике:

  • Ты - вечности заложник
  • У времени в плену.

Антиутопическая повесть «Котлован» Андрея Платонова была написана 1930 году. В основе сюжета произведения лежит идея постройки «общепролетарского дома», который станет началом целого города «счастливого будущего». Используя философский, сюрреалистичный гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того периода, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, неспособность прийти к светлому будущему путем радикального уничтожения всего старого.

Главные герои

Вощев – рабочий тридцати лет, попал на котлован после того, как его уволили с механического завода. Размышлял о возможности счастья, поиске истины и смысла жизни.

Чиклин – пожилой рабочий, старший в артели землекопов с огромной физической силой, нашел и забрал к себе девочку Настю.

Жачев – мастеровой-калека без ног, который передвигался на тележке, отличался «классовой ненавистью» – не переносил буржуазию.

Другие персонажи

Настя – девочка, которую Чиклин нашел возле умирающей матери (дочери хозяина кафельного завода) и забрал с собой.

Прушевский – инженер, производитель работ, придумавший идею общепролетарского дома.

Сафронов – один из мастеровых на котловане, профсоюзный активист.

Козлов – самый слабый из мастеровых на котловане, стал председателем главкома кооператива.

Пашкин – председатель окрпрофсовета, чиновник-бюрократ.

Медведь – молотобоец в кузне, бывший «батрак».

Активист в деревне.

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода» по причине «роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда» . Он ощущал сомнение в своей жизни, «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира» , поэтому пошел в другой город. Прогуляв весь день, вечером мужчина забрел на пустырь и уснул в теплой яме.

В полночь Вощева разбудил косарь, который отправил мужчину уйти спать в барак, потому что эта «площадь» «скоро скроется навеки под устройством» .

Утром в бараке Вощева разбудили мастеровые. Мужчина объясняет им, что его сократили, а без знания истины он не может работать. Товарищ Сафронов соглашается взять Вощева копать котлован.

В сопровождении оркестра рабочие пошли к пустырю, где инженер уже все разметил для строительства котлована. Вощеву дали лопату. Землекопы начали усердно работать, самым слабым из всех был Козлов, который делал меньше всех работы. Работая с остальными, Вощев решает «кое-как жить» и умереть неразлучно с людьми.

Инженер Прушевский, разработчик проекта котлована, который должен будет стать «единственным общепролетарским домом вместо старого города» , мечтает, что «через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом» .

Утром к землекопам приезжает председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин. Увидев начатый котлован, он отметил, что «темп тих» и надо повышать производительность: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете» . Вскоре Пашкин прислал новых рабочих.

Козлов решает перейти на «общественную работу» , чтобы не трудиться на котловане. Сафронов, как самый сознательный из рабочих, предлагает поставить радио «для заслушанья достижений и директив» . Жачев ответил ему, что «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио» .

Чиклин приходит к кафельному заводу. Зайдя в здание, он находит лесенку, «на которой некогда его поцеловала хозяйская дочь» . Мужчина заметил дальнюю комнату без окон, где на земле лежала умирающая женщина. Рядом сидела девочка и водила по губам матери коркой лимона. Девочка спросила у матери: умирает она «оттого, что буржуйка или от смерти» ? Мать ответила: «мне стало скучно, я уморилась» . Женщина просит девочку никому не говорить о ее буржуазном происхождении.

Чиклин целует умирающую женщину и «по сухому вкусу губ» понимает, «что она та самая» девушка, которая целовала его в молодости. Мужчина забрал девочку с собой.

«Пашкин снабдил жилище землекопов радиорупором» , из которого постоянно раздаются лозунги-требования. Жачеву и Вощеву было «беспричинно стыдно от долгих речей по радио» .

Чиклин приводит девочку в барак. Увидев карту СССР, она спросила о меридианах: «что это такое – загородки от буржуев?» . Чиклин ответил утвердительно, «желая дать ей революционный ум» . Вечером Сафронов начал расспрашивать девочку. Она рассказала, что не хотела рожаться, пока к власти не пришел Ленин, так как боялась, что ее мать будет буржуйкой.

Через время, когда землекопы нашли сто спрятанных впрок крестьянами гробов, два из них Чиклин отдал девочке – в одном сделал ей постель, а другой оставил для игрушек.

«Маточное место для дома будущей жизни было готово; теперь предназначалось класть в котловане бут» .

Козлов стал председателем главкома кооператива, теперь он «стал сильно любить пролетарскую массу» . Пашкин сообщает мастеровым, что надо «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма» . Рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню для организации колхозной жизни, где их убивают. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. Сторожа ночью трупы товарищей в зале сельсовета, Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета пришел мужик обмывать трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает до смерти.

Чиклину привозят записку от девочки со словами: «Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Привет бедному колхозу, а кулакам нет» .

На Организационном Дворе собрался народ. Чиклин и Вощев из бревен сколотили плот «для ликвидации классов» , чтобы отправить на нем «кулацкий сектор» по речке в море. В деревне поднимается плач, люди горюют, забивают скот и переедают до рвоты, лишь бы не отдавать свое хозяйство колхозу. Активист зачитывает перед народом список, кто пойдет в колхоз, а кто на плот.

Утром Настю привозят в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя – «самого угнетенного батрака» , который «работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне» . Медведь знал, в какие избы идти, так как помнил, у кого служил. Обнаруженных кулаков загоняют на плот и отправляют по реке.

На организационном дворе «заиграла призывающая вперед музыка» . Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали радостно топтаться под музыку. Народ, не переставая, плясал до ночи, и Жачеву пришлось опрокидывать людей на землю, чтобы они отдыхали.

Вощев «собрал по деревне все нищие, отвергнутые предметы» – «не полностью соображая» , он скопил «вещественные остатки потерянных людей» , которые жили без истины и теперь, предъявляя вещи к описи, он «посредством организации вечного смысла людей» добивался «отмщения за тех, кто тихо лежит в земной глубине» . Активист, занеся хлам в доходную ведомость, выдал его Насте в качестве игрушек под роспись.

Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начал работать с еще большим энтузиазмом. Чиклин ему помогает и в трудовом порыве они не замечают, что только портят железо.

«Члены колхоза сожгли весь уголь в кузне, истратили все наличное железо на полезные изделия, починили всякий мертвый инвентарь» . После марша на Организационном Дворе Настя сильно заболела.

Пришла директива, в которой говорилось, что активист является врагом партии и его устраняют от руководства. В расстройстве, он забирает отданный Насте пиджак, за что Чиклин бьет его кулаком и тот умирает.

Елисей, Настя, Чиклин и Жачев вернулись к котловану. Придя на место, они увидели, «что весь котлован занесен снегом, а в бараке было пусто и темно» . К утру Настя умирает. Вскоре приехал Вощев со всем колхозом. Увидев мертвую девочку, мужчина бы в недоумении и «уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении» .

Узнав, что мужики хотят записываться в пролетариат, Чиклин решил, что необходимо рыть еще больший котлован. «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работа и с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована» . Жачев отказался помогать. Сказав, что теперь ни во что не верит и хочет убить товарища Пашкина, он уполз в город.

Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, «чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли» , и подготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее хоронить, «молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье» .

Заключение

В повести «Котлован» Андрей Платонов раскрывает конфликт между личностью и исторической реалией. Автор мастерски изображает душевное беспокойство и постоянный поиск героями истины в новых обстоятельствах – когда старое уже разрушено, а новое еще не создано. Смерть Насти является развенчанием светлых надежд всех тех, кто копал котлован – ребенок, как символ будущего, умер, а значит строить его теперь некому.

Краткий пересказ «Котлована» Платонова описывает только ключевые моменты произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее в полном варианте.

Тест по повести

Тест для проверки знания краткого содержания:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1312.

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое создал Андрей Платонов, проведем его был задуман автором в 1929 году, осенью, когда появилась в печати статья Сталина под названием "Год великого перелома", в которой он аргументировал необходимость коллективизации, после чего объявил в декабре о начале "наступления на кулака" и ликвидации его как класса. В унисон ему говорит один из героев этого произведения о том, что нужно каждого бросить "в рассол социализма". Задуманная кровопролитная кампания прошла успешно. Были выполнены поставленные Сталиным задачи.

Свои замыслы осуществил и писатель, что подтверждает анализ. "Котлован" Платонова задумывался как переосмысление истории, правильности пути, избранного нашей страной. Получилось глубокое произведение с социально-философским содержанием. Писатель осмыслил действительность, провел ее анализ.

"Котлован" Платонова начнем описывать с рассказа о создании произведения.

История создания

Повесть, что примечательно, была написана как раз в период активной работы Сталина - с 1929-го по апрель 1930 года. В те дни Андрей Платонович Платонов работал в отделе мелиорации по своей специальности, в Наркомате земледелия, находящемся в Воронежской области. Поэтому он был если не непосредственным участником, то как минимум свидетелем ликвидации кулаков и коллективизации. Как художник, рисующий натуры, Андрей Платонович Платонов писал картины судеб людей и событий, произошедших с попавшими в мясорубку обезличивания и уравниловки.

Тематика произведений Андрея Платоновича в общие идеи строительства коммунизма не вписывалась, сомневающийся и думающий герой повести подвергся со стороны власти резкой критике, которую подхватила пресса. Она провела свой собственный, отнюдь не лестный для автора, анализ.

Такова вкратце у повести, которую написал Платонов ("Котлован"), история создания.

Особенности изложения

Обласканные большевиками современники автора - писатели Катаев, Леонов, Шолохов - в своих произведениях воспевали достижения социализма, изображая коллективизацию с положительной стороны. Поэтике Платонова, в отличие от них, оптимистическое описание картин самоотверженного труда и строительства было чуждо. Этого автора не привлекала масштабность задач и устремлений. Интересовал его прежде всего человек и его роль в исторических событиях. Поэтому произведению "Котлован", так же как и другим творениям этого автора, свойственно вдумчивое, неспешное развитие событий. Много в повествовании отвлеченных обобщений, так как автор сосредоточен на мыслях и переживаниях своих героев. Только помогают внешние факторы герою разобраться в себе самом, а заодно и в символических событиях, о которых рассказывает нам Платонов.

"Котлован": содержание в кратком изложении

Типичен сюжет повести для произведений того времени, посвященных коллективизации, и немногосложен. Его составляет раскулачивание со сценами покушения на активистов партии и крестьян, отстаивающих свое добро. Но Платонову удалось данные события преподнести с точки зрения думающего человека, оказавшегося невольно втянутым в события, о которых рассказывает повесть "Котлован".

Краткое содержание по главам не составляет предмет нашей статьи. Мы лишь кратко опишем основные события произведения. Герой повести, Вощев, после того как его уволили с завода из-за задумчивости, попадает к землекопам, которые роют котлован для дома пролетариев. Бригадир Чиклин приводит осиротевшую девочку, у которой умерла мать. Чиклин с товарищами ликвидируют кулаков, сплавляя их на плоту в море вместе с семьями. После этого они возвращаются в город и продолжают свои работы. Заканчивается повесть "Котлован" смертью девочки, которая нашла свой последний приют в стене котлована.

Три мотива в произведении Платонова

Платонов писал, что его в жизни поразили три вещи - любовь, ветер и дальняя дорога. Все эти мотивы присутствуют в произведении по главам, если вы к нему обратитесь, подтвердит нашу мысль. Но следует отметить, что эти мотивы представлены в своеобразной подаче автора. Сюжет завязан на образе дороги. Однако Вощев, герой Платонова, хотя и является странником, но отнюдь не в традициях отечественной литературы, поскольку, во-первых, он вынужден странствовать, вернее, скитаться, из-за того, что его уволили, а во-вторых, цель его - поиск не приключений, а истины, смысла существования. Куда бы потом ни отправлялся этот герой, вновь и вновь автор возвращает его в котлован. Как будто замыкается жизнь человека и идет по кругу.

Множество событий составляют повесть "Котлован", однако нет между ними причинно-следственных связей. Герои как бы кружат вокруг котлована, мечтая вырваться из этой ямы. Один хотел уйти учиться, нарастив стаж, другой ожидал переквалификации, третий мечтал перебраться в руководящий аппарат партии.

Метод монтажа эпизодов произведения

Платонов в композиции произведения использует метод монтажа разноплановых эпизодов: здесь присутствует и медведь-молотобоец, и активист, который просвещает в политике деревенских баб, и кулаки, которые прощаются перед отправкой в море на плоту друг с другом.

Некоторые эпизоды, о которых рассказывает произведение Платонова "Котлован", кажутся вовсе случайными и немотивированными: внезапно по ходу действия крупным планом всплывают незначительные персонажи, столь же внезапно исчезая. Как пример можно привести одетого только в штаны неизвестного, которого привел Чиклин в контору неожиданно для всех. Опухший от горя мужчина требовал вернуть гробы, заготовленные впрок, которые были найдены в котловане, своей деревне.

Гротеск

В диалоге между крестьянами и рабочими удивляет то, с какой обыденностью говорят они о смерти, с какой безысходностью и смирением готовят гробы себе и своим детям. Погребальный ящик превращается в "детскую игрушку", в "постель", перестав быть символом страха. Такая гротескная реальность пронизывает, по сути, всю повесть "Котлован".

Аллегория

Автор произведения кроме гротеска использует также аллегорию при передаче безумия событий. Благодаря этому и предыдущему приемам полнее раскрывается в повести "Котлован" проблематика данного произведения. Не найдя персонажа, который мог бы, как Иуда, указать на зажиточные семейства крестьян, он для этой роли выбирает медведя. А учитывая то, что это животное в народном фольклоре никогда не было олицетворением зла, можно говорить здесь о двойной аллегории.

Сюжет странствия Вощева органично переплетается с другим - провалившегося строительства монументального общепролетарского дома. Но рабочие верили до последнего, что местный пролетариат через год будет в нем жить. Это здание ассоциируется с Вавилонской башней, ведь она стала для своих строителей могилой, так же как котлован дома для пролетариев превратился в могилу для девочки, ради которой, по сути, воздвигался.

Хотя в начале произведения Пашкин утверждает, что счастье все равно "наступит исторически", становится ясно к концу повествования, что нет надежды на обретение в будущем смысла жизни, так как настоящее построено на смерти девочки, а взрослые с таким упорством работали на котловане, как будто стремились навеки спастись в его пропасти.

Произведение "Котлован" после прочтения оставляет на душе тяжелый осадок, но одновременно чувствуется, что Андрей Платонович - писатель-гуманист, который рассказывает нам о печальных событиях повести с сожалением, любовью и глубоким состраданием к героям, по которым прошлась беспощадная и бескомпромиссная машина власти, стремясь каждого превратить в послушного исполнителя безбожного замысла.

Описание персонажей повести

Не дает Платонов детализированного внешнего описания героев, их глубоких внутренних характеристик. Он, как художник-сюрреалист, который работает с помощью разрыва логических связей на уровне подсознания, лишь слегка своей кистью касается портретов персонажей, проживающих в невещественном мире, лишенном бытовых подробностей и интерьера. Нет, например, никаких данных о внешности главного героя, Вощева, сказано только то, что ему на момент повествования тридцать лет. В описании Пашкина указано пожилое лицо, а также согбенное тело, не столько от прожитых лет, сколько от нагрузки "социальной". Сафонов имел лицо "активно-мыслящее", а Чиклин обладал головой, которая была, по определению автора, "маленькой каменной", у Козлова - "сырые глаза" и однообразное мутное лицо. Таковы в повести "Котлован" (Платонов) герои.

Образ Насти

Для понимания смысла произведения очень важен образ девочки, живущей с землекопами на строительстве. Настя является ребенком революции 1917 года. Мама ее была буржуйкой, то есть представительницей отжившего класса. Отказ от прошлого, как известно, означает потерю культурных традиций, исторических связей и замену их родителями идейными - Лениным и Марксом. У отрицающих свое прошлое людей не может быть, по мысли автора, будущего.

Изуродован мир Насти, ведь мать, для того чтобы спасти свою дочку, внушает ей не говорить о своем непролетарском происхождении. Уже внедрилась в ее сознание пропагандистская машина. Ужасается читатель, узнавая о том, что эта героиня советует Сафронову за дело революции убить крестьян. В кого же превратится ребенок, когда вырастет, если у него хранятся игрушки в гробу? Девочка в конце повести погибает, а вместе с ней умирает для Вощева и всех других рабочих последний лучик надежды. Побеждает в своеобразном противостоянии Насти и котлована последний. Мертвое тело девочки ложится в основание строящегося дома.

Герой-философ

Присутствует в повести персонаж, являющийся так называемым доморощенным философом, который задумывается о смысле жизни, стремится жить по совести, ищет истину. Это главный герой произведения. Он является выразителем позиции автора. Этот персонаж, включенный в роман Платонова "Котлован", серьезно задумался и усомнился в правоте происходящего вокруг. Он не движется вместе с генеральной линией, стремится найти собственную дорогу к правде. Но так и не находит ее.

Смысл названия повести "Котлован"

Символично название повести. Не только стройку означает котлован. Это огромная могила, яма, которую для себя роют рабочие. Многие здесь же и погибают. Счастливый дом для пролетариев невозможно построить на рабском отношении к человеческому труду и унижении достоинства личности.

Пессимизм, который не скрывал Платонов (повесть "Котлован" и другие произведения), в бодрую поступь отечественной литературы того времени с положительными образами членов партии, собраниями и перевыполнением планов, конечно, вписаться не мог. Совсем не в ногу шел этот автор со временем: он его опережал.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект по литературе на промежуточной аттестации в 2015-2016 учебном году ДОБРО И ЗЛО В ЛИТЕРАТУРЕ Выполнила: Овчухова Наталия, ученица 5а класса МБОУ «ООШ №2» Учитель Шувакина О.А., учитель русского языка и литературы

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность проекта Тема добра и зла - это вечная проблема, которая волнует и будет волновать всегда человечество

3 слайд

Описание слайда:

Цель исследования проекта 1. Познакомиться с произведениями литературы, где присутствует добро и зло, выявить актуальность этой темы. 2. Выяснить, во всех ли произведениях русской литературы присутствует противоборство добра и зла, и кто побеждает в этой схватке? 3. Обосновать значимость произведений писателей о добре и зле.

4 слайд

Описание слайда:

Задачи: 1. Изучить и анализировать произведения, содержащие проблему добра и зла. 2. Исследовать ряд произведений литературы, содержащих проблему добра и зла. 3. Провести классификацию произведений с целью определения победителей в противоборстве. 4. Выявить уровень интереса у моих сверстников и отношение взрослых к произведениям, в которых присутствует противоборство добра и зла. 5. Систематизировать и обобщить полученные результаты.

5 слайд

Описание слайда:

Гипотеза: Предположим, что в мире не было бы зла. Тогда жизнь не была бы интересной. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними – и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро или, наоборот, зло.

6 слайд

Описание слайда:

Объект исследования: Устное народное творчество и литературное творчество писателей Предмет исследования: Сказки, легенды и произведения литературы

7 слайд

Описание слайда:

Методы исследования: 1. Изучение устного народного творчества и литературного творчества писателей. 2. Анализ произведений и сказок. 3. Опрос и анкетирование. 4. Сопоставление и классификация произведений. 5. Обобщение и систематизация полученных результатов.

8 слайд

Описание слайда:

Вопросы исследования: Добро и зло? Может ли существовать добро без зла или зло без добра? Как в жизни бывает: добро или зло побеждает?

9 слайд

Описание слайда:

Легенда о добре и зле Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы - волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голоден, и его первой добычей тапа птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того, они постоянно ссорились. Так на свете появились добро и зло.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

«Василиса прекрасная» Добро взяло верх над злом. Мачеха и её дочери превратились в уголь, а Василиса стала жить долго и счастливо вместе с царевичем в довольстве и счастье.

12 слайд

Описание слайда:

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин Сказка А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, - не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

13 слайд

Описание слайда:

Ганс Христиан Андерсен сказка «Снежная королева» Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.

14 слайд

Описание слайда:

Анализ легенд «ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП» Когда люди заселили землю, они сначала научились сеять хлеб, а потом стали выращивать виноград и делать из него вино. А когда пили вино, они становились глупыми и злыми, обижали слабых, хвалили сами себя и обманывали Друг друга. Бог смотрел на людей, и ему было очень горько. А люди с каждым годом становились всё хуже и злее. И Бог так разгневался, что решил уничтожить всех людей и всех зверей, которых он создал.

15 слайд

Описание слайда:

Анализ художественных произведений Герасим очень любил Муму, он относился к ней, как мать к своему ребенку и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только очень мужественный человек. И самовольный уход Герасима из города- это протест бесправного человека, против унижения. То, что произошло с Герасимом навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Повесть И. С. Тургенева «Муму»

16 слайд

Описание слайда:

В. Катаев «Цветик-Семицветик» Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.

17 слайд

Описание слайда:

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо» В книге рассказывается о собаке, которая отправилась на поиски хозяина, попавшего в больницу. В результате она оказалась безродной. В повести и фильме показаны герой, которые по-разному отнеслись к несчастью собаки. Претерпев много унижений, побоев, Бим оказался в приюте, где и погиб.

18 слайд

Описание слайда:

Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному. Он прошел эту лестницу с первой по четвертую ступеньку и тем самым искупил свою вину.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

ВЫВОД: В основе всех исследуемых произведений художественной литературы лежит идея борьбы добра и зла. В значительном большинстве произведений победителем в этом противоборстве оказывается зло. Торжество добра наблюдается только в произведениях устного народного творчества – сказках. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗЫ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЕ ДОБРО ОБРАЗЫ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЕ ЗЛО ТОРЖЕСТВО ДОБРА ТОРЖЕСТВО ЗЛА СКАЗКИ- 3 3 3 3 0 ЛЕГЕНДЫ – 1 1 1 0 1 ПРОИЗВЕДЕНИЯПИСАТЕЛЕЙ – 4 4 4 0 4

21 слайд

Описание слайда:

Таблица: Сравнительная характеристика темы добра и зла в произведениях разного времени. № П/П НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДОБРО ЗЛО 1 Русская народная сказка «ВасилисаПрекрасная» + + 2 Авторская сказка. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» + + 3 Классическая русская литература 19 века. И.С. Тургенев «Муму» + + 4 Современная русскаялитература20 века. 1.К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» 2.В.Катаев «Цветик –семицветик» 3.Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо» + + + + + + 5 Легенда. «Всемирный потоп» + + 6 Зарубежная литература. Х.К.Андерсен «Снежная королева» + +

22 слайд