Примеры человечности из жизни и литературы. Периодизация итальянского Возрождения. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Оставаться человеком в любой ситуации - едва ли не основная, первоочередная задача каждого из нас. Это позволяет при любых жизненных неурядицах идти дальше, двигаться вперед и надеяться на лучшее. Именно поэтому формирование человечности - одна из важнейших воспитательных целей для педагогов, преподавателей, родителей и каждого члена социума в целом. В нашей сегодняшней статье мы подробно рассмотрим эту тему.

Такое простое глубокое слово

Представления о нормах этикета, морали постоянно пребывают в динамике, меняются и совершенствуются. То, что было диким несколько веков назад, сегодня кажется нам вполне обыденной вещью, и наоборот.

Каждый из нас может вспомнить те или иные примеры человечности из жизни, которые могут утешить в трудною минуту и вселить уверенность даже в самой сложной ситуации. Это может быть воспоминание о маленьком котенке, снятом с дерева соседским мальчишкой, или бабушкины рассказы о страшном военном времени, когда своего лица не смогли сохранить очень многие.

Выход из безвыходных ситуаций

В условиях вечной спешки, как правило, руководствуется исключительно сегодняшним днем, мало оглядываясь на прошлое. он находит в собственных поступках, действиях своих знакомых или Порой мы даже не обращаем внимание на величие, правильность и красоту того или иного поступка, который совершается с нашим участием или вовсе без него.

Мы находим примеры человечности из жизни в спасенных во время наводнения животных или милостыне, данной бездомному из последних сбережений. Мы поражаемся храбрости и доброте автомобилистов, подбирающих людей, голосующих на дорогах, и впускающих их в свои дом, семью и жизнь.

Мы пересказываем знакомым примеры человечности из жизни, увидев, как пожарные выносят ребенка из горящего дома, а военные перевязывают раны женам противника. Мы замечаем что-то хорошее каждый день, и, пожалуй, именно это позволяет миру размеренно существовать и далее.

Человечность в нечеловеческих условиях

Чего стоит Эдит Пиаф, дававшая концерты немецким солдатам и помогавшая с изготовлением поддельных документов? Или подвиг выносившей еврейских детей из концентрационных лагерей, организованных фашистами?

Скольких духовных сил стоило юной восемнадцатилетней негритянке Кешье Томас закрыть собой расиста на демонстрации? Или священнику, под пулями успокаивавшему солдата во время восстания в Венесуэле?

Все эти примеры - лишь малая, незначительная часть тех прекрасных поступков, которые совершали люди с огромным сердцем.

Литература и реальность

Совершенно неудивительно, что подобного рода подвиги находили и находят отражение в искусстве. Примеры человечности в литературе встречаются практически в каждом произведении. Отыскать их совершенно несложно, если задуматься на данную тему.

Это булгаковская Маргарита, пощадившая Фриду, рыдавшую у ее ног во время бала темных сил. Это Соня, пожалевшая и попытавшаяся исправить Родиона Раскольникова, повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", подаривший заячий тулуп за помощь в борьбе с метелью. Это огромная галерея персонажей, демонстрирующих примеры человечности в литературе.

Детские книжки

Нередки такие случае и в причем как авторской, так и представленной записанным устным народным творчеством. Герои-помощники в сказках с самого детства рассказывают нам о том, как сохранять человеческое лицо в самых страшных, самых сложных ситуациях, когда, казалось бы, надежды не остается.

Примеры человечности в русской литературе для детей также встречаются достаточно часто. Чего стоит доброжелательность и готовность прийти на помощь доктора Айболита? Или, к примеру, героические поступки Конька-Горбунка, постоянно выручающего из беды главного героя?

Не отстает от отечественной и зарубежная литература. Серия романов о Гарри Поттере, на которой успело вырасти уже не одно поколение, сама по себе становится примером человечности, самопожертвования и любви к жизни.

Воспитание качества в школьниках

Совершенно очевидно, что формирование моральных и должно начинаться еще в раннем детстве, когда наибольшее влияние на личность оказывается семьей в целом и родителями в частности. Однако не менее важно продолжение этого великого дела в стенах школы, на что и направлены усилия педагогов испокон веков.

Помимо чтения литературы, предусмотренной учебной программой, детям, как правило, предлагаются и другие задания, призванные не только совершенствовать навыки письма и рассуждения, но и формировать представления о моральных и эстетических ценностях.

Перед каждым учителем стоит в первую очередь задача привить ребенку человечность. Сочинение "Пример из жизни" или любая другая творческая работа на схожую тематику подходят для этого лучше всего.

На каждом уроке, каждый день перед учениками должна ставиться та или иная проблема, решение которой помогало бы детям хоть на один шаг приблизиться к пониманию идеалов истины, добра и красоты.

Человек всегда должен оставаться человеком, что бы с ним ни происходило, какие бы сюрпризы ни готовила ему жизнь. Фундамент же этого должен закладываться еще в раннем детстве: во время разговоров по душам с родителями, во время просмотра фильмов и прослушивания песен, при написании сочинений-рассуждений и участии в проблемных дискуссиях. Не важно, каким образом это будет происходить, важен лишь результат. Важны действия, которые постоянно будут делать мир лучше и передаваться друзьям, знакомым и совершенно чужим людям в качестве примера поведения, достойного восхищения и подражания.

Диссертация

Шульгин, Николай Иванович

Ученая cтепень:

Кандидат философских наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Теория и история культуры

Количество cтраниц:

Глава 1. Основные философско-культурологические проблемы гуманистической мысли.

§1. Истоки и различные смыслы понятия «гуманизм ».

§ 2. Тенденции развития светского гуманизма в философской и культурологической мысли XIX - XX веков.

§3. Религиозно-идеалистический гуманизм в русской и западноевропейской мысли XIX-XX столетий.

Глава 2. Отражение проблем гуманизма в литературе второй половины XIX столетия.

§ 1. Художественная литература в социально-историческом и общекультурном контексте XIX века.

§2. Кризис гуманизма в художественной литературе

Западной Европы и США.

§ 3. Русская литература: синтез христианского и ренессансного гуманизма.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Гуманизм в европейской и русской культуре второй половины XIX века:на материале художественной литературы"

Актуальность исследования

Проблемы гуманизма привлекают растущее внимание не только специалистов, но общественных и культурных деятелей в разных странах. Это связано с тем общим интересом к проблеме человека, который характеризует все двадцатое столетие; с бурным развитием дисциплин, изучающих человека в его различных аспектах -философской антропологии, культурологии, социологии, психологии. В то же время многие авторы отмечают, что, наряду с углублением конкретных знаний, целостное представление о том, что такое человек, не только не сложилось, но, напротив, все более распадается на множество различных теорий и концепций. И если в теоретическом плане такое многообразие подходов можно считать оправданным, то в практическом отношении оно влечет за собой многие проблемы. С «размыванием » образа человека «размываются » и представления о его месте в мире, об отношении с природой, обществом, с другими людьми, о критериях оценки тех или иных поведенческих практик и социальных тенденций, образовательных и психотерапевтических методик и т.д., а в связи с этим все более неопределенным становится понимание гуманизма. И можно предположить, что дальнейшие исследования в этой сфере будут, одновременно с ростом многообразия взглядов, подходов, точек зрения, все же стремиться в пределе к выработке целостной системы представлений о человеке. Таким образом, актуальность выбранной темы представляется несомненной.

Интерес к данной проблеме вызван еще и тем, что в двадцатом веке стали яснее те различия, которые существуют между русским и западным типами гуманизма: между гуманизмом, имеющим в своей основе представления о единстве и реальности высших духовных ценностей (разработанные в религиозно-философских, философско-идеалистических направлениях), и светским, секуляризованным гуманизмом. Социальная практика последних веков дала множество примеров конкретного воплощения и развития идей как того, так и другого представлений о гуманизме, и, таким образом, сейчас исследователи имеют богатый эмпирический материал для верификации различных концепций. В частности, на наш взгляд, выявились те тупики секуляризованного гуманизма, о которых писали русские философы: утрата представления о реальности высших ценностей и идеалов привела не только к размыванию моральных норм, росту негативных социальных тенденций, но и к процессам распада личности, более того, к оправданию этих тенденций, например, в постмодернистской парадигме. Данная ситуация также требует специального осмысления.

В то же время можно отметить, что исследования проблемы гуманизма являются более плодотворными, когда опираются не только на материал социологии, психологии, культурологии или других научных дисциплин, но и на материал искусства и особенно художественной литературы, поскольку художественная литература имеет своей центральной темой именно человека и самым непосредственным образом влияет на развитие гуманитарного знания. Выдающиеся писатели в своих произведениях выступают в роли не только психологов и социологов, зачастую глубже проникающих в проблему, чем ученые, но и в роли мыслителей, нередко намного опережающих научную мысль и более того, дающих ей новые идеи. Не случайно философские и научные тексты, имеющие своей темой человека, постоянно отсылают читателя к литературным примерам. Поэтому проследить развитие идей гуманизма на материале художественной литературы представляется не только актуальным, но и закономерным.

Период развития художественной литературы, анализируемый в данной работе, практически единодушно отмечается критиками-литературоведами как наиболее целостный и завершенный, с одной стороны, и разнообразный по направлениям - с другой. Более того, именно во второй половине XIX века сформировались и отразились в литературно-художественных и литературно-критических произведениях те тенденции, которые стали главенствующими в следующем столетии. В это же время определились сходство и различие идейных и художественных подходов русской и западной литературы. Выбор для исследования конкретных стран и произведений из всего массива западной литературы обусловлен, во-первых, их наибольшей репрезентативностью, во-вторых, рамками работы.

Степень разработанности проблемы

Исследования в русле выбранной темы распадаются на два блока: с одной стороны, это философские и культурологические работы, посвященные проблемам человека и проблемам гуманизма как таковым, с другой стороны - литературно-критические труды, относящиеся к выбранному периоду. Поскольку само появление и утверждение термина «гуманизм » традиционно связывают с эпохой Возрождения, то диссертационное исследование опиралось на работы, написанные, начиная с этого периода.

К ним относятся, во-первых, труды самих мыслителей эпохи Возрождения, среди которых можно назвать Ш. де Бовеля, Дж. Боккаччо, JI. Бруни, П. Браццолини, JI. Валла, Дж. Манетти, Пико дела Мирандолу, Ф. Петрарку, М. Фичино, К. Салютати, Б. Фацио, позднее М. Монтеня, Н. Кузанского, и других. Дальнейшее развитие идей гуманизма происходит в Новом времени и эпохе Просвещения в творчестве таких авторов, как Ф.-М. Вольтер, А. К. Гельвеций , Т. Гоббс,

П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Т. Старки и др. В XIX в. развивается социальная проблематика в работах Ф. Баадера, J1.

Фейербаха, МЛ. Бакунина, А. Бебеля, В.Г. Белинского , А.А. Богданова,

И. Вейдемейера, А.И. Герцена, И. Дицгена, Н.А. Добролюбова , Э. Каабе, К. Каутского, П.А. Кропоткина , Н.В. Станкевича, Н.Г. Чернышевского, а также К. Маркса, Ф. Энгельса и позднее В.И. Ленина. Одновременно философско-антропологические и культурологические исследования развивались в классической европейской философии в работах Г.Гегеля, И.-Г. Гердера, Г.Э. Лессинга , И.Канта и т.д.; в немецкой классической литературе в трудах И.В. Гете , Ф. Шиллера; историко-культурологический ракурс исследований отражен в работах А. Бастиана, Ф. Гребнера, Дж. Мак-Леннана, Г. Спенсера, Э. Тайлора, Дж. Фрезера, Ф. Фробениуса, К. Леви-Стросса, отечественных авторов, таких, как С.С. Аверинцев и др. В XX столетии развивается аксиологическая и антропологическая проблематика в трудах множества авторов - А. Бергсона, Н. Гартмана, А. Гелена, Э. Кассирера, Г. Марселя, X. Плесснера, М. Шелера, П. Тейяра де Шардена, М. Хайдеггера и др. Кроме этого, особую роль приобрели исследования, касающиеся проблем подавления личности через тотальную манипуляцию сознанием; вопросов взаимодействия человека и техники, моделей нового этапа общественного развития и т.д. Эти темы разрабатывались множеством авторов, таких, как Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Силеге, затем Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н.А. Бердяев , X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм; Г. М. Маклюэн , Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Г. Маркузе, К. Поппер, Ф. Фукуяма, Ж. Аттали и др.

И Собственно теме гуманизма, анализу этого понятия также посвящено множество работ. Ее поднимали многие из вышеназванных авторов, а в двадцатом веке она стала предметом специального исследования в работах П. Куртца, С. Ниринга, Л. Харрисона, М.

Циммермана, Т. Эрайзер, в России - JT.E. Балашова , JT.M. Баткина, Н.К. Батовой, И.М. Борзенко , Г.В. Гилишвили, М.И. Дробжева, Г. К. Косикова, А.А. Кудишиной , О.Ф. Кудрявцева, С.С. Слободенюка, Е.В.

Финогентовой, Ю.М. Михаленко , Т.М. Руяткиной, В. А. Кувакина и многих других. Можно резюмировать, что, таким образом, подавляющее большинство представителей гуманитарной мысли так или иначе внесли свой вклад в разработку проблемы гуманизма.

Анализ западной и русской литературы второй половины XIX века представлен как в статьях самих писателей, часто выступавших в роли литературных критиков, так и в трудах западных и российских литературоведов и искусствоведов XIX и XX вв. - М. Арнольда, Э. Ауэрбаха, JT. Батлера, Г. Брандеса, С.Т, Вильямса, Дж. Гиссинга, Дж. Рескина, И. Тэна, Э. Старки, Т.С. Элиота ; Н.Н. Страхова, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского , Д.И. Писарева; А.А. Аникста, М. М. Бахтина , Н.В. Богословского, Л.Я. Гинзбург, Я.Э. Голосовкера , Ю.И. Данилина, А.С. Дмитриева, В.Д. Днепрова , Е.М. Евниной, Я.Н. Засурского, Д.В. Затонского , М.С. Кагана, В.В. Лашова, J1.M. Лотмана, В.Ф. Переверзева , А. Пузикова, Н.Я. Эйдельмана, Б.Я. Эйхенбаума и множества других. Таким образом, можно отметить очень большой объем работ, посвященных различным аспектам выбранной темы, но в то же время специального сравнительного анализа гуманизма в русской и в западной литературе не проводилось, что и обусловило выбор темы исследования.

Объект исследования: основные тенденции развития художественной литературы России и западных стран второй половины I XIX века.

Предмет исследования: интерпретация гуманизма в русской и западной художественной литературе второй половины XIX века.

Цель исследования: провести сравнительный анализ воплощения западного и русского типа гуманизма в художественной литературе второй половины XIX века.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ развития понятия гуманизма в философско-культурологической мысли и определить его различные смыслы и интерпретации.

2. Систематизировать основные отличия между светским и религиозным гуманизмом; выявить проблемы, связанные с утверждением секуляризованного гуманизма.

3. Дать сравнительно-исторический обзор основных тенденций развития художественной литературы второй половины XIX века в США , европейских странах и в России; проследить связь основных литературных направлений с той или иной интерпретацией гуманизма.

4. Показать внутреннее единство различных направлений русской художественной литературы.

5. Обосновать особый, синтетический характер русского типа гуманизма на материале наиболее выдающихся произведений художественной литературы Росси второй половины XIX века.

Методологическая основа диссертационного исследования

В философско-культурологическом аспекте методологическую базу исследования составили принципы диалектической методологии (принцип всесторонности рассмотрения предмета, принцип единства исторического и логического, принцип развития, принцип единства и борьбы противоположностей), метод сравнительно-исторического анализа, элементы герменевтической методологии, а также общенаучные методы: индуктивный, дедуктивный и сравнительноисторический. При исследовании художественной литературы выбранного периода теоретически и методологически значимыми для # автора стали методы литературного анализа, используемые российскими и западными исследователями.

Научная новизна исследования

1. Выявлены основные аспекты развития гуманистической мысли: социально-политический, историко-культурологический, философско-антропологический, этико-социологический.

2. Выделены три основных типа гуманизма: религиозно-идеалистический гуманизм; классический светский (ренессансный) гуманизм; превращенный светский гуманизм; обоснован переход от второго к третьему типу гуманизма; раскрыто понятие и показан тупиковый характер превращенного светского гуманизма. щ

3. Показана взаимосвязь между идейно-художественным кризисом в западной литературе второй половины XIX в. и разочарованием в идеалах классического светского гуманизма.

4. Проанализировано формирование основных литературных течений второй половины XIX века с позиции секуляризации классического светского гуманизма и трансформации его в превращенный светский гуманизм.

5. Выявлен синтетический тип гуманизма, свойственный русской культуре и выделены его основные черты: утверждение идеалов человека и общества; призыв к воплощению этих идеалов в жизни; гуманизм в аспекте сострадания и жертвенности; психологизм,

У направленный на выявление и утверждение Человека в любой личности.

В проведенном исследовании получен ряд новых результатов, которые обобщены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В гуманистической мысли в процессе ее развития выделились несколько основных аспектов/проблем: социально-политический аспект как проблема реализации идеала личного и общественного бытия в реальных исторических условиях; историко-культурологический аспект: проблемы сущности культуры, критериев прогресса; философско-антропологический аспект: вопросы о потребностях, целях, ценностях личности; этико-социологический аспект: проблемы отношений личности и общества, природы морали и пр. Различные ответы на эти вопросы сформировали разные интерпретации гуманизма.

2. Одной из центральных проблем гуманистической мысли стала проблема идеала человека и общества. На этой основе можно выделить три основных типа гуманизма: религиозно-идеалистический гуманизм; классический светский (ренессансный) гуманизм; превращенный светский гуманизм. Первый основан на идее существования высшего духовного начала мироздания, определяющего личностный и общественный идеалы. В классическом светском гуманизме сохраняются данные идеалы, но их мировоззренческое обоснование теряет цельность и постепенно «размывается ». Превращенный светский гуманизм характеризуется разрушением идеалов, оправданием «наличного » бытия и культом материальных потребностей, тенденцией к моральному релятивизму. На этом пути гуманистическая мысль фактически зашла в тупик, что на практике выразилось в росте социальных и психологических проблем.

3. Вторая половина XIX века, по мнению специалистов, отмечена социальным и идейным кризисом, что отразилось в развитии художественной литературы Европы и США. В произведениях ведущих западных писателей подверглись сомнению возможность справедливого устройства мира, способность человека отстоять свою свободу и независимость во враждебной среде, преобладание добра над злом в человеческой душе. Таким образом, кризис был связан с разочарованием в идеалах классического светского гуманизма.

4. Поиск выхода из кризиса в западной художественной литературе выразился в двух основных тенденциях: отказ от идеалов, представлявшихся несбыточными, утверждение «естественного » человека и правомерности любых его желаний и страстей (течение натурализма); и осуществление своеобразного бегства от окружающей действительности (неоромантизм, уход в «чистое искусство », течение декаданса). Обе тенденции связаны с постепенным разрушением ценностного ядра, сохранявшегося в классическом светском гуманизме, с его дальнейшей секуляризацией и утверждением превращенного светского гуманизма.

5. В русской культуре религиозно-христианские идеи были творчески переосмыслены на основе лучших достижений светской западной культуры. Это породило особый синтетический тип гуманизма, сближавший ведущих российских мыслителей-атеистов с их оппонентами, стоящими на религиозно-идеалистической платформе, и в то же время заметно отличающийся от западноевропейского гуманизма.

6. Синтетический тип гуманизма, отразившийся в русской художественной литературе, характеризовался следующими основными чертами: утверждение реальности и действенности идеалов человека и общества, к которым каждая личность должна стремиться; призыв к воплощению этих идеалов в жизни; гуманизм в аспекте добра, сострадания, жертвенности как центральная идея большинства литературных произведений; глубокий психологизм, направленный не на натуралистическое «анатомическое расчленение » человеческой души, а на выявление и утверждение Человека в любой, даже «падшей » личности, окрашенный любовью, пониманием, утверждением братского единства всех людей.

Апробация диссертационного исследования

Апробация научного материала и полученных выводов осуществлена при участии (в выступлениях) на:

Международных конференциях: «Формирование единого образовательного пространства в регионе Большого Алтая: проблемы и перспективы» (Рубцовск, 2005);

Всероссийских конференциях, симпозиумах и совещаниях: научно-практическая конференция «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе » (Барнаул, 2000); научном симпозиуме «Человек культуры » (Бийск, 2000); семинаре-совещании «Проблемы трансформации и качества социогуманитарного образования в вузах России на основе госстандартов второго поколения» (Барнаул, 2002); научно-практическая конференция «» (Рубцовск, 2005);

Многих региональных, межрегиональных, городских и внутривузовских конференциях: региональная научно-практическая конференция «Духовные истоки русской культуры » (Рубцовск, 20012004 гг.); межрегиональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая подготовка специалистов» (Москва, 2001); межрегиональная научно-практическая конференция «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы » (Барнаул, 2002); городская научно-практическая конференция «Наука - городу и краю» (Рубцовск, 2003, 2004); внутривузовская научно-практическая конференция «Человек в контексте современной социокультурной ситуации » (Рубцовск, 2004, 2005).

Заключение диссертации по теме "Теория и история культуры", Шульгин, Николай Иванович

Заключение

Гуманизм является одним из самых популярных и часто употребляемых терминов. Он используется в самых различных дисциплинах - в философии, социологии, психологии, культурологии; а также в обыденном языке, в литературе, в средствах массовой информации. В то же время гуманизм - одно из наиболее произвольно трактуемых понятий. При этом разность трактовок, как совершенно справедливо отмечал в свое время М. Хайдеггер, связана прежде всего с общемировоззренческой платформой автора, который этот термин употребляет, а она, в свою очередь, - с той или иной культурой, менталитетом нации, с конкретной социальной средой. Поэтому даже сама систематизация значений и смыслов данного понятия, выявление истоков его различных трактовок актуальны с теоретической точки зрения.

Возможно, еще более актуальным является исследование гуманизма с позиции социально-практической, так как он является краеугольным понятием тех сфер общественной жизни, тенденций и процессов, которые напрямую касаются человека, - образования и воспитания, построения гражданского общества, утверждения и защиты прав человека; базовых основ большинства социальных реформ. При этом, как правило, инициаторы и авторы социальных программ и проектов не фиксируют тот факт, что в них зачастую встречаются прямые противоречия между заявленными «гуманистическими » целями и конкретными практиками и методами, которые сплошь и рядом оказываются противоречащими реальным интересам личности, то есть именно антигуманными. Таким образом, прояснение понятия гуманизма может способствовать более квалифицированному и детальному анализу данных программ, выработке обоснованных рекомендаций.

Исследование истории развития данного понятия, причин возникновения его различных смыслов требует привлечения теоретического и эмпирического материала из многих областей знания, прежде всего - философско-культурологической мысли. Но не менее важным и перспективным, на наш взгляд, является применение полученных результатов к анализу тех сфер, где гуманизм явился центральным понятием. К их числу, безусловно, относится художественная литература. Человек, его проблемы, его место в мире, взаимоотношения с другими людьми, с природой и обществом всегда были основной темой художественной литературы. И без преувеличения можно сказать, что в ее рамках развилась своеобразная литературная антропология, которая не только пересеклась с антропологией философской, но во многом существенно ее опередила, предоставив в ее распоряжение богатейший эмпирический материал, разработав множество частных и даже общих интересных идей, которые впоследствии были востребованы философами, культурологами, психологами, социологами и всеми, кто так или иначе сталкивается с проблемой человека.

При исследовании процессов и тенденций развития художественной литературы второй половины девятнадцатого столетия, как наиболее показательного и во многих отношениях определяющего периода, бросается в глаза тот факт, что отмечаемый литературоведами идейно-художественный кризис, охвативший большинство европейских стран и американскую литературу в указанный период, неразрывно связан с кризисом гуманизма как такового. Гуманизм этого времени представлял собой находящийся в процессе трансформации классический ренессансно-просветительский гуманизм, с его верой во всесилие человеческого разума, способность преобразовать мир на рациональных началах и в соответствии с принципами справедливости; с убеждением в торжестве принципов свободы, равенства и братства, с верой в линейный прогресс цивилизации. Реальная действительность отмеченного исторического периода практически развеяла эти иллюзии. Это привело к тому, что старые идеалы начали отбрасываться и гуманизм стал переходить в свою превращенную форму. Если раньше под человеком, которого утверждало гуманистическое мировоззрение, понимался человек-идеал, наделенный вполне конкретными качествами, к которому каждая личность должна стремиться, то теперь на сцену вышел человек «наличный », и «гуманность » начала видеться в том, чтобы оправдать всякое бытие, любые проявления личности, в том числе и те, которые ранее отвергались как недостойные человека. Иными словами, произошло отрицание уже не тех или иных конкретных идеалов, а идеала как такового. Эти тенденции, как известно, подкреплялись философией позитивизма, приобретшей в указанный период особую популярность и существенно повлиявшей на искусство второй половины девятнадцатого века. В нем господствовала безоценочность, хладнокровно-«научное» отношение к изображаемому, к злу и патологиям, к «подполью » человеческой души, которые в дальнейшем совершенно закономерно перешли в апологию этого подполья. Как уже было сказано, данные процессы имели и имеют серьезное социальное преломление, поэтому особенно важно проследить их истоки и корни, выявить причины, приведшие к подобной трансформации понятия гуманизма.

В то же время, как известно, в русской художественной литературе данные процессы протекали существенно иначе. Как уже было сказано, в ее становлении особую роль играло религиозно-христианское мировоззрение. Его взаимодействие со светской культурой, с бурно развивающейся социально-общественной мыслью, научным мировоззрением является одной из постоянно обсуждаемых тем. Но практически все авторы сходятся на том, что православно-христианские идеи в России были творчески переосмыслены на основе лучших достижений светской западной и отечественной культуры и породили особый тип мировоззрения, далекого и от церковно-догматического православия, и от популярного в Европе позитивизма. В итоге развитие философской мысли, искусства, культуры в целом в нашей стране протекало существенно иначе.

Это во многом объясняет феномен необычайной популярности русской художественной литературы на Западе, глубокий и непрекращающийся интерес к ней, который, начиная с конца девятнадцатого столетия, продолжался многие годы. И сейчас, как известно, целый ряд русских писателей не просто входят в золотой фонд мировой литературы, но занимают в ней ведущие места. Прежде всего это связано с истинно гуманистическим потенциалом русской литературы, с ее глубоким интересом к личности, принципиально отличающимся от позитивистски-научного, бесстрастного исследования, «скальпирования » человеческой души. В то же время она была далека и от оправдания «дна», противостояла нравственному релятивизму или индивидуалистическому замыканию в «башне из слоновой кости ». Свою сверхзадачу русские писатели видели не в том, чтобы порицать «падших » но и не в том, чтобы их оправдывать, а в том, чтобы видеть «божью искру » в каждом человеке и способствовать его нравственному пробуждению.

Таким образом, в основе русского, синтетического типа гуманизма лежит именно утверждение идеалов личности и общества, к которым каждая личность должна стремиться; призыв к утверждению этих идеалов в жизни; убеждение в реальности и действенности высших ценностей; гуманизм в аспекте добра, сострадания, жертвенности как центральная идея большинства литературных произведений. Разумеется, это не означает, что в русской литературе не было тенденций, подобных западному декадансу или натурализму, но они были выявлены гораздо слабее и, главное, отражали те же самые кризисные явления, что породили данные тенденции на Западе.

Конечно, в рамках одного исследования не было возможности охватить весь спектр аспектов поднятой проблемы и различных подходов к ее решению. В то же время хочется надеяться, что работа внесет свой вклад в понимание важности анализа понятия гуманизма, его проявлений в культуре, искусстве и, в частности, в русской художественной литературе; заинтересует других специалистов, работающих над близкими проблемами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шульгин, Николай Иванович, 2006 год

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать

…как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей - Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова - при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.

Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые», протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека», скромного труженика; вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осудивших всякое проявление покорности и угодливости.

Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»

1. Понятие гуманизма.
2. Пушкин как провозвестник человечности.
3. Примеры гуманистических произведений.
4. Произведения писателя учат быть человеком.

...Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...
В. Г. Белинский

В словаре литературоведческих терминов можно найти следующее определение термина «гуманизм»: «гуманизм, гуманность — любовь к человеку, человечность, сострадание к человеку в беде, в угнетении, стремление помочь ему».

Гуманизм возник как определенное течение передовой общественной мысли, поднявшее борьбу за права человеческой личности, против церковной идеологии, гнета схоластики, в эпоху Возрождения в борьбе буржуазии против феодализма и стал одной из основных особенностей передовой буржуазной литературы и искусства.

Гуманизмом проникнуто творчество таких русских писателей, отражавших освободительную борьбу народа, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

А. С. Пушкин — писатель-гуманист, но что это обозначает на практике? Это значит, что для Пушкина огромное значение имеет принцип человечности, то есть в своих произведениях писатель проповедует истинно христианские добродетели: милосердие, понимание, сострадание. В каждом главном герое можно найти черты гуманизма, будь то Онегин, Гринев или безымянный кавказский пленник. Однако для каждого героя понятие гуманизма меняется. Меняется и наполнение этого термина в зависимости от периодов творчества великого русского писателя.

В самом начале творческого пути писателя под словом «гуманизм» зачастую понималась внутренняя свобода выбора человека. Не случайно в то время, когда сам поэт пребывал в южной ссылке, творчество его обогатилось новым типом героя, романтическим, сильным, но несвободным. Две кавказские поэмы — «Кавказский пленник» и «Цыганы» — яркое тому подтверждение. Безымянный герой, плененный и удерживаемый в заточении, однако, оказывается более свободным, чем Алеко, избрав жизнь с кочующим народом. Идея свободы личности занимает в этот период мысли автора и получает оригинальную, нестандартную интерпретацию. Так определяющая черта характера Алеко — эгоизм — становится силой, полностью крадущей внутреннюю свободу человека, тогда как герой «Кавказского пленника», пусть и ограниченный в передвижении, внутренне свободен. Именно это и помогает сделать ему судьбоносный, но сознательный выбор. Алеко же жаждет воли лишь для себя. Поэтому история любви его и цыганки Земфиры, полностью свободной духовно, оказывается печальной — главный герой убивает возлюбленную, разлюбившую его. В поэме «Цыганы» показана трагедия, современного индивидуализма, а в главном герое — характер личности незаурядной, который впервые был обрисован в «Кавказском пленнике» и окончательно воссоздан в «Евгении Онегине».

Следующий период творчества дает новую интерпретацию гуманизма и новых героев. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин», написанные в период с 1823 по 1831 год, дают нам новую пищу для размышлений: что же такое человеколюбие для поэта? Этот период творчества представлен более сложными, но при этом цельными характерами главных героев. И Борис, и Евгений — каждый из них стоит перед определенным морально-нравственным выборам, принятие или непринятие которого целиком зависит от их характера. Обе личности трагичны, каждый из них заслуживает жалости и понимания.

Вершиной гуманизма в произведениях Пушкина стал замыкающий период его творчества и такие произведения, как «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка». Теперь гуманизм и человечность становятся по-настоящему сложными понятиями и включают в себя множество разнообразных характеристик. Это и свобода воли и личности героя, честь и совесть, способность к сочувствию и сопереживанию и, главным образом, способность любить. Не только человека, но и окружающий его мир, природу и искусство должен любить герой, чтобы стать действительно интересным для Пушкина-гуманиста. Для этих произведений характерно также наказание негуманности, в котором четко прослеживается авторская позиция. Если ранее трагизм героя зависел от внешних обстоятельств, то теперь он определяется внутренней способностью к человечности. Каждый, кто осмысленно уходит со светлого пути человеколюбия, обречен на строгое наказание. Антигерой является носителем одного из типов страстей. Барон из «Скупого рыцаря» не просто скупердяй, он носитель страсти обогащения и власти. Сальери жаждет славы, его гнетет также зависть к более счастливому в таланте своем другу. Дон Гуан, герой «Каменного гостя», носитель чувственных страстей, а жители города, уничтожаемого чумой, оказываются во власти страсти упоения. Каждый из них получает по заслугам, каждый) оказывается наказанным.

В этом отношении наиболее значимыми произведениями для раскрытия понятия гуманизм являются «Повести Белкина» и «Капитанская дочка». «Повести Белкина» — особое явление в творчестве писателя, состоящее из пяти прозаических произведений, объединенных единым замыслом: «Станционный смотритель», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Гробовщик». Каждая из новелл посвящена невзгодам и страданиям, выпавшим на долю одного из основных классов — мелкого помещика, крестьянина, чиновника или ремесленника. Каждая из повестей учит нас состраданию, пониманию общечеловеческих ценностей и их принятию. Действительно, несмотря на разницу в восприятии счастья каждым классом, мы понимаем и страшный сон гробовщика, и переживания влюбленной дочери мелкого помещика, и безрассудство армейских чинов.

Венцом гуманистических произведений Пушкина является «Капитанская дочка». Здесь мы видим уже созревшую, сформировавшуюся мысль автора, касающуюся общечеловеческих страстей и проблем. Через сострадание главному герою читатель вместе с ним проходит путь становления сильной, волевой личности, не понаслышке знающей, что такое честь. Раз за разом читатель вместе с главным героем делает нравственный выбор, от которого зависит жизнь, честь и свобода. Благодаря этому читатель растет вместе с героем и учится быть человеком.

В. Г. Белинский сказал о Пушкине: «...Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...». Действительно произведения Пушкина настолько полны гуманизма, человеколюбия и внимания к непреходящим общечеловечески ценностям: милосердия, сострадания и любви, что по ним, как по учебнику, можно учиться принимать важные решения, беречь честь, любить и ненавидеть — научиться быть человеком.

Гуманизм, гуманность (от лат. humanus - человеческий) - любовь к человеку, человечность, сострадание к человеку в беде, в угнетении, стремление помочь ему и т. п.

В эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) в борьбе буржуазии против феодализма гуманизм сложился как определённое течение передовой общественной мысли, поднявшее борьбу за права человеческой личности, против церковной идеологии, гнёта схоластики, и стал одной из основных особенностей передовой буржуазной литературы и искусства.

Гуманизм досоциалистического общества проникнут благородным протестом против эксплуатации и унижения человека, полон сочувствия к угнетённым и обездоленным.

Гуманизмом проникнуто творчество передовых русских писателей, отражавших освободительную борьбу народа, - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова; и др. Гуманизм произведений революционных демократов - Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина - выражал их стремление разбудить народ к революционной борьбе.

Однако гуманизм передовой литературы в буржуазно-дворянском обществе (Ф. Шиллер, В. Гюго, Ч. Диккенс и др.) всегда имеет ограниченный характер, так как он не ставит вопроса о самых основах буржуазного общества, о тех причинах, которые вызывают эксплуатацию человека человеком, закрепощение и угнетение его.

В буржуазном обществе неосуществима действительная свобода человека и полное развитие человеческой личности.

«В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной, - писал В. И. Ленин. - ...Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».

Только в социалистическом обществе, уничтожившем эксплуатацию человека человеком, создаются условия для действительной свободы человека и всестороннего развития личности.

В процессе исторической борьбы за социализм вырабатывается подлинный, социалистический гуманизм , проникнутый не только сочувствием к угнетённым, но ставящий себе целью действительное освобождение трудящихся всех стран и наций от социального и национального гнёта.

Социализм создаёт человека совершенно нового типа, в основе жизни которого лежит единство интересов личности и общества, что обеспечивает развитие всех его индивидуальных склонностей и способностей.

В коммунистическом обществе, сказано в Программе КПСС, принятой XXII съездом партии, «расцветают и полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества свободного человека».

Высокая цель - создание всесторонне развитой, полноценной и гармонической личности - определяет действенный характер социалистического гуманизма , выдвигающего идею непримиримой борьбы со всем, что стоит на пути свободного развития человека.

«Если враг не сдаётся - его уничтожают», - писал М. Горький, певец воинствующего социалистического гуманизма , готового к борьбе и величайшему самопожертвованию во имя освобождения трудящихся масс и расцвета человеческой личности.