Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Общественная мысль России второй половины XIX в

1)Государственный аппарат почти совсем освободился от преобладавших в нем помещиков.

2)Общественное движение в России в 60-90-х гг.

Общественное движение стало факторомразвития России. На протяжении всего столетия интеллектуальная элита общества боролась за благо народа. Сам же народ никогда не признавал крепостного права. Крестьяне в высшей степени были равнодушны к политике.

I. Консервативное направление.

С середины 60-х гг. Борьбу с оппозицией возглавил М. Н. Катков, отставной профессор Моск. Университета, издатель журнала Русский вестник и газеты Моск. Ведомости. Теория официальной народности, была реакцией правительства на развитие революционных идей в России. Но в сознании людей жила вера в Бога и царя, а церковные обряды были обыденной жизнью. Именно на этом держалось госуд. самосознание. Мыслители искали, как сохранить важнейшие национальные основы- православную веру, самобытную политическую и социально- экономическую системы, не допустить революцию. Они видели опасность ассимиляции России Европой. Это были- Леонтьев, Данилевский, Победоносцев.

Данилевский- один из создателей концепции панславизма. Он видел в Европе врага и агрессора по отношению к славянским госуд. Он утверждал, что материальная культура может восприниматься всеми цивилизациями, но нематериальные элементы культуры распространяются только в границах породившей их цивилизации.

Победоносцев- крупнейший государственный деятель.

Благодаря Победоносцеву- миллионы крестьянских детей получали образование и формировали соц. основу для аграрных преобразований Столыпина. Он был убежденным противником демократии и России, считал что русское крестьянство не готово к самоуправлению. Выход из кризиса он видел в обновлении общества через церковь.

II. Либеральное общественное движение.

В выработке и проведении реформ участвовали- Милютины, Головнин, Рейтерн, Бунге. Политическая программа либералов была направлена на защиту уже осуществленных реформ, на подготовку целой системы постепенных реформ в социальной и экономической областях. Россия должна была преобразовываться постепенно чтобы предотвратить в стране революционный взрыв. Либералы мыслили свою деятельность легальным общественным направлением и не стремились создать собственную партию. Журнал “Вестник Европы” был трибуной либеральной оппозиции правительственному курсу и консервативному направлению. Возникло широкое земско- либеральное движение. Земство состояло из либерально настроенных дворян, чиновников, учителей, позже стали привлекать крестьян.

III. Радикальные течения.

Идеи Герцена создали основу для радикального движения. Его последователи называли себя народниками (им было свойственно неприятие буржуазности, стремление защищать интересы крестьянства, нежелание признать капитализм в России). Революционеры 60- 70 гг отрицали необходимость политических свобод в России, они хотели вызвать немедленный бунт для устройства в стране всеобщего равенства на основе коллективизма.

Народническое движение имело неск идеологов (Бакунин, Лавров, Ткачев, Михайловский). Они считали что интелегенция виновата перед народом. именно народ создал всю культуру и это налагает тяжкую ответственность на тех кто пользуется этой культурой. Народники начали террор против царя и правительства. Правительство начало казнить виновников и высылать их. Народники оказались в изоляции от русского общества.

С 80-90 гг марксизм завоевывает революционную среду в России. Плеханов и его единомышленники готовили условия для создания марксистской партии в России. Ленин утверждал что социализм может быть осуществлен при недостаточном развитии капитализма и без рабочего класса. Он считал, что недоразвитый капитализм- это великое благо для революционеров.

ü Либеральное движение (К.Д. Каверин, Б.Н. Чичерин, «Вестник Европы», земские либералы).

ü Консервативное движение (П.А. Валуев, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев).

ü Революционно-демократическое движение (социализм) (Н.Г. Чернышевский).

ü Революционное народничество (анархистско-бунтарское, пропагандистское и заговорщическое направления; «Земля и воля»; «Народная воля» и «Черный передел»).

ü Распространение марксизма в России.

ü Анархистское движение.

ü Национальные партии.

Консерватизм (фр. conservatisme, от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях - протекционизм.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

Либерализм (фр. libéralisme) - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

Данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;

Равноправия и равенства перед законом;



Рыночной экономики;

Ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Социализм - экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества; важнейшей категорией, которая отличается от коммунистической идеологии тем, что сохраняется собственность на свои результаты труда у членов общества на все времена развития общества и отсутствует присвоение результатов чужого труда, является общественная собственность на территориальное, интеллектуальное пространство и пространство производства продуктов, но при этом основополагающими являются индивидуальная собственность и групповая собственность (трудовых коллективов – тех кто производит продукт) на средства производства продукта, но и при этом природные, т.е. общественные средства производства именно арендуются у общества.

Основная цель социализма в отличие от марксистской государственной монополизации, заключается именно в демонополизации всего общества людей, между людьми, которая приводит именно к равенству людей, сотрудничеству, свободе, братству, взаимопомощи.

Т.е. основной целью социализма является упразднение эксплуатации людей людьми.

Марксизм-ленинизм не имеет цели упразднения эксплуатации, он меняет эксплуатацию частными лицами, на эксплуатацию лицами от государства, превращая последних так же в эксплуататоров не только от государства, а уже в частных и именно за счёт государственной собственности на средства производства.

На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

Отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;

Утверждаются социальное равенство и справедливость.

Монархические партии стали возникать в России после выхода в свет Манифеста 17 октября 1905 г. Крупнейшими из них были «Союз русского народа» во главе с А. И. Дубровиным, объединявший до 400 тыс. человек, и «Русский народный союз имени Михаила Архангела», руководимый В. М. Пуришкевичем и насчитывавший до 100 тыс. членов. Эти партии называли черносотенными, потому что они имели боевые вооруженные дружины, называвшиеся «черной сотней».

Значительное внимание черносотенцы уделяли борьбе с революцией и анархией в стране и наведению в ней жесткого порядка. По данным прессы, только за осень 1905 г. от рук черносотенцев погибло около 4 тыс. человек, в том числе большевики Н. Э. Бауман и Ф. А. Афанасьев. Около 10 тыс. было искалечено. Программы этих партий содержали следующие основные положения: сохранение самодержавной формы правления как исконной и единственно возможной в России; сохранение единой и неделимой России; отстаивание интересов единственного «государственного» народа - великороссов («Россия для русских!»); запрещение евреям иметь собственность и выезжать за пределы «черты оседлости», а также выселение в будущем всех российских евреев в Палестину. По сути, это были первые фашистские партии в Европе.

Россию времени правления Николая I (1825-- 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Их осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная, духовная жизнь русского общества в эти годы. Нет ничего удивительного в том, что спектр предложенных тогда решений оказался чрезвычайно широким. Произошло оформление направлений общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).

Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Россия, согласно этой теории, -- это самобытная страна, основами бытия которой являются самодержавие, единственная форма правления, которую поддерживает русский народ; православие, исконное воплощение его духовности и надежная опора единовластия монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии сосредоточены интересы страны и народа, вот почему необходимы не отказ от самодержавного принципа управления, а его всемерное укрепление, не преобразования, а сохранение существующего порядка, не оглядка на Европу, а борьба с «крамолой». Независимая общественная мысль развивалась в оппозиции к официальной теории, под жестким давлением власти, всеми силами внедрявшей в общественное сознание «триаду Уварова». Трагическая судьба П. Я. Чаадаева, в «Первом философическом письме» (журнал «Телескоп», 1836) высказавшем горькие, обидные и многими крупными писателями (А. С. Пушкиным в их числе) отвергнутые мысли об одиночестве России, «ничего не давшей миру, ничему не научившей его», в этом смысле показательна.

Формой существования либеральных и революционных идей в 30--40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет -- западничества и славянофильства. И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. В центре споров между ними оказался вопрос об историческом пути России, о ее прошлом и будущем.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны. Она лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть это отставание: отменить крепостное право, ввести конституционные формы правления (Россия должна стать либо конституционной монархией, либо республикой) , провести судебную и военную реформы. Идеал для западников -- Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь, попытавшийся преодолеть ее вековое отставание.

Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские), напротив, к личности и деятельности Петра I относились весьма критически. Он нарушил исконную самобытность России. В отличие от Европы допетровская Русь, по их мнению, не знала социальной розни и классовой борьбы. Община обеспечивала гармонию и согласие в обществе, нормой жизни которого было превосходство интересов целого (коллектива, государства) над частными интересами отдельной личности. Духовной основой социальной гармонии являлось православие. Что касается государства, то оно служило интересам общества, не нарушая его независимости в решении важных для него вопросов. Петр I, насильственно сломав сложившийся порядок, самодержавие превратил в деспотизм, утвердил крепостничество со всеми его дикостями, подчинил общество всесильной и алчной бюрократии. Сла-вянофилы считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить ее от опеки помещиков и чиновников. Революционное направление общественной мысли в 20--30-е гг. развивалось под влиянием идей декабристов (кружки братьев Крицких, Н. П. Сунгурова и др.). В 40-е гг. характер революционной мысли изменился. Все большую популярность приобретали социалистические учения. В Россию проникали учения европейских социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Особенно значительной популярностью пользовались идеи Фурье (кружок М. В. Петра-шевского, разгромленный правительством в 1849 г.; среди его членов были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Глубокое влияние этих учений испытал и А. И. Герцен, увлекавшийся также теориями западников. Соединяя представления о том, что Россия должна идти по европейскому пути, с критическим отношением к капиталистическим порядкам, Герцен пришел к выводу, что именно России предстоит проложить путь к справедливому общественному строю -- к социализму. В начале 50-х гг., находясь в эмиграции, он разработал теорию «русского», или «общинного», социализма. Герцен полагал, что Россия обладает преимуществом перед европейскими странами -- крестьянской общиной, которая легко и органично воспримет идеи социализма. В общине с ее совместным землепользованием, традициями самоуправления и взаимопомощи он видел «ячейку социализма». Отмена крепостного права, наделение крестьян землей, считал Герцен, приведут Россию к социализму.

Эпоха Николая I, олицетворением которой стал неослабный контроль власти за обществом, тем не менее вошла в историю как время духовных и нравственных исканий. Злободневные вопросы русской общественной жизни (отношение к монархии, сословной организации общества, крепостному праву, особенностям исторического развития России) вызывали дискуссии в столичных салонах, кружках, на страницах литературных журналов.

Кружки конца 1820-х - начала 1830-х гг. Восстание декабристов подтолкнуло часть студенчества к созданию кружков и тайных обществ. В конце 1820-х -середине 1830-х гг. именно кружки, основу которых составляли студенты Московского университета, стали средоточием антиправительственных настроений.

В 1827-1828 годах в Московском университете действовал тайный кружок братьев Петра, Михаила и Василия Критских. Его участники (около 13 человек, в основном разночинцы) разделяли программу декабристов: введение конституционного правления, отмена крепостного права, облегчение условий военной службы нижних чинов. Руководители кружка предполагали развернуть в народных массах революционную агитацию. Кружок был разгромлен полицией.

Кружок отставного чиновника Н.П. Сунгурова (1805 -год смерти не установлен), действовавший в 1830-1831 гг., объединял 26 человек. Это были чиновники, офицеры и студенты Московского университета, разделявшие идею революционного переворота. Программные положения кружка были аналогичны взглядам братьев Критских. По доносу одного из студентов сунгуровцы были арестованы. Одни были приговорены к каторжным работам в Сибири, а другие «сданы» в солдаты. К кружкам революционной направленности относилось «Литературное общество 11-го нумера» (основанное в 1830 г.), получившее это название от 11-го номера комнаты в общежитии Московского университета, которую занимал В. Г. Белинский (1811 - 1848). Участники кружка обсуждали злободневные вопросы общественно-политической жизни. Кружок просуществовал до начала 1831 г.

Осенью 1831 г. вокруг студентов Московского университета А.И. Герцена (1812-1870) и Н.П. Огарева (1813-1877) сформировался дворянский кружок. На его собраниях обсуждались политические проблемы, произведения декабристов, труды западноевропейских философов и социалистов-утопистов. В 1834 году А.И. Герцен и Н.П. Огарев были арестованы и после заключения направлены на службу в отдаленные губернии.

В начале 1832 г. студент Московского университета Н.В. Станкевич (1813-1840) основал литературно-философский кружок. В него вошли В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, К.С. Аксаков, М.Н. Катков, которые впоследствии возглавят различные по своей идейной направленности общественно-политические течения. Кружок не был тайной организацией, его участников объединял интерес к изучению западноевропейской философии, теории утопического социализма. В 1837 г. кружок распался.

Теория «официальной народности». Консервативное направление общественной мысли. Николай I был убежден в том, что противодействие распространению «крамольных» идей в России укрепит самодержавие. В декабре 1832 г. С. С. Уваров (1786-1855), представил Николаю I отчет об итогах ревизии Московского университета и гимназии, в котором впервые была сформулирована идея об «истинно русских охранительных началах». Триада С.С. Уварова -«православие, самодержавие, народность», где «народность» понималась как «единение царя с народом»,-провозглашала национальную самобытность России, подчеркивала ее отличие от западноевропейских государств, объявляла самодержавие единственно возможной формой государственного устройства, соответствующей характеру русских людей.

Теория официальной народности - концептуальное выражение отечественной консервативной политической мысли. Значительный вклад в ее разработку принадлежит историку М.П. Погодину, а также историку литературы, критику С.П. Шевыреву (1806-1864). Одним из идеологов консерватизма был Н.М. Карамзин (1766-1826). В записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811 г.) он обосновывал необходимость укрепления самодержавия - главного источника существования и процветания российского государства. К консервативному лагерю принадлежал крупнейший русский поэт В. А. Жуковский (1773-1852) - автор слов государственного гимна «Боже, царя храни».

П.Я. Чаадаев об исторических судьбах России. Итогом размышлений П.Я. Чаадаева (1794-1856) о судьбах Европы и России стал трактат, включавший восемь «Философических писем», подготовленный им в 1829-1831 гг. Россия, принявшая христианство от православной Византии, утверждал П.Я. Чаадаев, оказалась на периферии мирового развития. «Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет»,- писал он. Однако П.Я. Чаадаев отмечал, что Россия не должна безоглядно следовать западным образцам, так как у нее свой, особый путь, но игнорирование опыта Запада может негативно сказаться на развитии России. Николай I с раздражением воспринял «Философическое письмо». «Прочитав статью - нахожу, что содержание оной,- отмечал он,- смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Изложение в печати взглядов П.Я. Чаадаева ускорило процесс формирования на рубеже 30-40-х гг. XIX в. двух идейных течений - славянофилов и западников.

Либеральное направление общественной мысли. Лидерами и теоретиками славянофилов являлись философ и публицист

А.С. Хомяков (1804-1860), религиозный философ, литературный критик и публицист И.В. Киреевский (1806-1856), публицист и общественный деятель И.С. Аксаков (1823-1886), публицист, историк, лингвист К.С. Аксаков (1817-1860). Славянофилы отстаивали самобытность исторического развития России, что, по их мнению, заключалась в существовании общины и огромной нравственной роли православной Церкви. Все стороны общественной жизни рассматривались славянофилами сквозь призму семейных отношений, как отношения отцов и детей: царь и промышленник - отец; народ и рабочие - дети и т.д. Политические идеалы славянофилов основывались на признании сельской общины как уникальной ячейки общества и народно-патриархальной монархии как единственно возможной формы государственного устройства России. Славянофилы осуждали всевластие чиновников, отстаивая необходимость возрождения Земского собора, полагая, что царь должен советоваться с представителями различных сословий. Эта позиция нашла отражение в формуле «Сила власти - царю, сила мнения - народу». Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, негативно оценивали реформы Петра I, утверждая, что его преобразования нарушили самобытный ход развития русского общества.

Идейными лидерами западников были профессор всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановский (1813-1855), профессор русской истории Московского университета С.М. Соловьев (1820-1879), историк, правовед и публицист К.Д. Кавелин (1818-1885). К западникам примыкали крупнейшие писатели И.С. Тургенев, И.А. Гончаров. Западники отстаивали необходимость развития России по западноевропейскому пути, критиковали своих оппонентов за игнорирование свобод и прав личности, идей просвещения в их европейском толковании, за отстаивание теории самобытности исторического развития России. Они расходились со славянофилами в оценках эпохи Московского царства и реформ Петра I. Западники идеализировали личность Петра I и его реформы, но отрицательно относились к крепостному праву, высказываясь за преобразования во всех областях общественной жизни. В сфере государственного устройства они отдавали предпочтение конституционной монархии, рассматривая парламентскую Англию и Францию в качестве образца для России.

По мысли Н. А. Бердяева, суть полемики между западниками и славянофилами заключалась в том, «должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси».

Революционно-демократическое направление общественной мысли. Существенное влияние на формирование и развитие революционно-демократической идеологии в России оказали идеи и литературная деятельность В. Г. Белинского. Как литературный критик он сотрудничал с крупнейшими общественно-литературными журналами «Отечественные записки» и «Современник». Наиболее полно общественно-политические взгляды В. Г. Белинского были изложены в письме Н.В. Гоголю (июль 1847 г.), получившее широкое распространение в России. В письме, содержавшем резкую критику самодержавия и крепостнических отношений, были сформулированы задачи общественного движения: «уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний, введение, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть». Реализовать эту программу, как полагал В.Г. Белинский, должно было само правительство.

В 1830-1840-х годах в России получили распространение идеи европейского утопического социализма, изложенные в трудах А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Д. Оуэна. Особая роль в осмыслении теории утопического социализма с учетом российских реалий принадлежит А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Программа «русского социализма», разработанная А.И. Герценом в середине 1850-х гг., включала следующие положения: «сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и городское самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развивать частные права и сохранить неделимость земли».

Сторонниками демократических и социалистических идей были члены кружка чиновника министерства иностранных дел М.В. Буташевича-Петрашевского (1821 -1866), образовавшегося в 1845 г. в Петербурге. По пятницам у М.В. Буташевича-Петрашевского собирались студенты, учителя, чиновники, писатели, журналисты, в том числе Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков, М.И. Глинка. Петрашевцы были сторонниками республиканской формы правления. При этом они не исключали установления конституционной монархии. Петрашевцы выступали за отмену крепостного права, демократические свободы, равенство всех перед законом и судом, федеративное устройство государства, в котором представители всех народов получили бы широкую автономию. Большая часть членов кружка полагала, что добиться осуществления этих положений можно мирным путем.

В апреле 1849 г. кружок был разгромлен полицией. К следствию было привлечено 123 человека, часть арестованных содержалась в казематах Петропавловской крепости. Руководители кружка (21 человек, включая Ф.М. Достоевского) были приговорены к расстрелу. Николай I не утвердил приговора, но смертная казнь была инсценирована на Семеновской площади Санкт-Петербурга.

Литературные журналы николаевской эпохи. Центром интеллектуальной и культурной жизни в 1830- 1840-х гг. стали литературные журналы. Вокруг них группировались представители основных общественных течений. На страницах журналов обсуждались актуальные вопросы истории, экономики, литературы и философии.

Издателем первого энциклопедического журнала в России - «Московский телеграф» (1825-1834) - был историк и писатель Н.А. Полевой. Журнал знакомил читателей с различными аспектами юриспруденции, истории, этнографии, музыкального искусства. Редакционную политику журнала отличала критическая направленность по отношению к крепостному праву и привилегиям дворянства. В 1834 году «Московский телеграф» был закрыт.

Заметным явлением общественно-литературной жизни России первой половины 1830-х гг. стал журнал «Телескоп» (1831 - 1836), издававшийся профессором Московского университета Н. И. Надеждиным. В журнале пропагандировались взгляды немецких философов-идеалистов. После публикации в 1836 г. первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева журнал был закрыт, а редактор, Н.И. Надеждин,- сослан в Усть-Сысольск.

В литературной и общественной жизни 1840-х гг. особую роль играли журналы «Современник» (1836-1866), основанный А. С. Пушкиным, и «Отечественные записки» (1839-1884), проводившие демократические начала в общественной жизни. Публикации журналов были пронизаны идеями материализма и утопического социализма. На страницах «Современника» и «Отечественных записок» печатались произведения выдающиеся представители отечественной литературы.

Идеологическими и литературными оппонентами «Современника» и «Отечественных записок» выступали политическая и литературная газета «Северная пчела» (1825-1864) и журнал «Москвитянин» (1841 - 1856). «Северная пчела», издававшаяся Ф.В. Булгариным (с 1831 г. совместно с Н.И. Гречем) следовала политике правительства и отстаивала теорию «официальной народности». Особой популярностью у читателей пользовались фельетоны Ф.В. Булгарина, который первым из отечественных журналистов стал писать в этом литературном жанре. Журнал «Москвитянин», издававшийся в Москве М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым, ратовал за самобытный путь развития России. «Москвитянин» первым из «толстых журналов» открыл специальный отдел для публикации исторических источников и материалов.

Основателем бесцензурной русской прессы считается А. И. Герцен. В 1853 году в Лондоне он основал «Вольную русскую типографию», где издавал альманах «Полярная звезда» (1855-1868), «Исторические сборники» и «Голоса из России». В 1857 году в Лондоне вышел первый номер революционной газеты «Колокол», идея издания которой принадлежала другу А. И. Герцена Н.П. Огареву. «Колокол» А. И. Герцена и Н. П. Огарева стал выразителем усиливавшихся в русском обществе протестных настроений.

Консерваторы

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.

Теория Уварова была основана на трех принципах : самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.

Славянофилы и западники

В XIX в. произошло знакомство русского общества с Западной Европой, что не только повлекло за собой всплеск интереса к иностранной культуре, но и возродило тему русской самобытности. Становление самобытной русской философии началось с постановки вопроса об исторической судьбе России. В полемике конца 30-40-x гг. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились противоположные течения русской социально-философской мысли — славянофильство и западничество . Начало дебатам об исторической судьбе России было положено опубликованием П. Я. Чаадаевым на страницах журнала «Телескоп» в 1829-1831 гг. его «Философских писем». Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Спасение России он видел в использовании европейского опыта. Труды П. Я. Чаадаева были запрещены к публикации в России. Позже его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов.

Лидерами славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, которые выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Свои труды славянофилы публиковали в журналах «Европеец», «Русская беседа», «Московский сборник».

Славянофилы обосновали идею самобытности исторического развития русского народа и уникальности русской культуры. Воззрениям славянофилов была присуща идеализация старой, допетровской Руси. По мнению славянофилов, Петр I нарушил традиционное развитие России, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни. Славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка.

В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. К западникам относился писатель И. С. Тургенев. Западники объединялись вокруг руководимых В. Г. Белинским журналов «Отечественные записки» и «Современник». Западники критиковали русскую действительность, видели причину отставания России от Западной Европы в приверженности традициям. Они считали, что православие во многом тормозит развитие страны.

В целом славянофилов и западников объединяло чувство недовольства утвердившейся в России политической и социальной действительностью. И те, и другие искали пути, которые могли бы исправить неверное, на их взгляд, положение вещей.

Утопический социализм

К середине XIX в. в среде российской интеллегенции приобрела популярность идея утопического социализма .

Утопический социализм — это теории и учения о справедливом устройстве общества.

Идеи социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего справедливого общества. Термин «социализм » впервые был употреблен в 1834 г. в книге французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме». Социалистические теории принято называть утопическими , потому что осуществить их либо невозможно, либо крайне затруднительно. Социалистические идеи возникли в XIX в., когда в экономике развитых государств Европы утвердился капитализм. Он разрушил традиционные основы жизни крестьянства, мелких торговцев, дворянства. Появился рабочий класс, положение которого было чрезвычайно тяжелым.

Социалистический идеал возник как реакция на трудности и лишения значительной части населения Европы.

Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.

Значительное место в истории общественного движения 40-х гг. XIX в. занимает общество, сложившееся вокруг социалиста-утописта М. В. Буташевича-Петрашевского. С 1845 г. у него дома по пятницам собирались знакомые для обсуждения философских, литературных и общественно-политических вопросов. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, М. Е. Салтыков-Щедрин. К 1849 г. часть петрашевцев, возлагавших надежды на крестьянскую революцию, начала обсуждать планы создания тайного общества, целями которого было бы свержение самодержавия и уничтожение крепостничества. В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружка были арестованы. Их намерения следственная комиссия расценила как заговор. Военный суд приговорил 21 петрашевца к смертной казни. В последний момент приговоренным было объявлено о замене смертной казни каторгой, арестантскими ротами и ссылкой на поселение.