Польские композиторы 19 века. Польская музыка

В Польше проживает немало талантливых людей. Оттуда родом известные музыканты, артисты и художники. Многие из нас слышали их имена.

Польские композиторы стали известными по всему миру в XIX веке. Именно тогда жил и творил Шопен. После него в историю мировой музыки было вписано еще немало имен поляков. Расскажем о самых известных из них.

Использование польского фольклора

Начать рассказ о композиторах этой страны невозможно без упоминания о Шопене. Родился он под Варшавой, а закончил свою жизнь в Париже. Известный польский композитор и пианист запомнился мировой культуре своими произведениями, которые сейчас играют ведущие пианисты всего мира. В своем использовал польский фольклор и романтические мотивы. Он отличался особенной техникой игры на фортепиано, которую сейчас широко применяют европейские пианисты.

Позже в этом же направлении начал писать свои произведения другой композитор из той страны - Станислав Монюшко. Им в XIX веке были написаны и песни, которые до сих пор можно услышать со сцены. Большую часть его произведений можно услышать на Монюшковском фестивале.

Как изменила музыку Вторая мировая война

До 1939 года польские композиторы творили и активно сотрудничали с коллегами из других стран. В начале XX века были основаны самые знаменитые конкурсы, которые дали миру немало новых исполнителей. Так, на конкурсе имени Шопена в Варшаве дебютировал Дмитрий Шостакович.

До начала Второй мировой войны популярной была яркая и эмоциональная музыка. У всех было на слуху имя Кароля Шимановского. Его балет «Харнаси» прогремел в то время по всей Европе. В нем еще чувствовались фольклорные мотивы, но не присутствовал политический окрас.

Именно из-за политики многие польские композиторы после начала войны эмигрировали в другие страны. Они не желали ограничивать себя в творчестве и сочинять музыку к определенным датам. Однако даже в то нелегкое время нашлись люди, умевшие противодействовать политическому режиму: Гражина Бацевич, Лютославский и Болеслав Шабельский. Витольд Лютославский даже после окончания войны не стал изменять своему любимому направлению в творчестве - романтизму. Он писал легкие произведения с изысканным звучанием.

Соноризм

Политическая оттепель наступила только в 1956 году. В это время польские композиторы получили возможность творить без ограничений. Самыми прославленными культурными деятелями в то время стали Тадеуш Биард и Казимеж Сероцкий. Но они не только прославили свою страну, но и учредили фестиваль «Варшавская осень». Он считается популярным и престижным по сей день.

Известные польские композиторы после войны много экспериментировали со звучанием. Они хотели следовать европейской культуре, в результате чего родилось направление "соноризм". Это особая техника построения композиций. В основе новых произведений стали использоваться только звуковые оттенки. Так в Польше зародилось авангардное творчество. Флагманом и ярчайшим представителем этого направления стал Кшиштоф Пендерецкий. Он использовал для своих произведений не только музыкальный ряд, но и звуки природы, визг пилы, грохот и стук пишущей машинки. Первое впечатление публики было шоком, но позже произведения этого композитора вошли в историю мировой музыкальной культуры.

Войцех Киляр и минимализм

Музыка польских композиторов используется не только на большой сцене. Многие авторы писали ее для фильмов и религиозных праздников. Авангардное творчество продолжило свое существование и в семидесятых. Тогда популярность приобрел Войцех Киляр. Он писал свои произведения не только для популярных польских фильмов, но и для выступлений оркестров. Меломаны по всему миру высокого оценили его авангардную поэму «Кшесаны», относящуюся к направлению минимализма. Она отличается скупостью формы и содержания. Уже сорок лет поэма остается любимым произведением многих.

Более поздние произведения Киляра остаются преданными минимализму. Критики отмечают, что музыкальный язык этого композитора отличается точностью и особой яркостью. Ему не нужно придумывать сложные формы, чтобы завоевать своего слушателя. В своем творчестве Войцех использовал фольклорное наследие польских горцев. Яркие композиции Киляра разной тематической направленности часто используются в современных польских фильмах.

Фредерик Шопен - польский композитор и пианист, один из величайших музыкальных гениев (22 февраля 1810 — 17 октября 1849)

Фредерик Францишек Шопен родился 22 февраля (по другим сведениям 1 марта) 1810 года в Желязовой Воле под Варшавой. Он рос в окружении музыки и уже в 5 лет уверенно исполнял несложные пьесы. Вскоре его педагогом стал известный музыкант В.Живный. Чуткий и опытный воспитатель привил своему ученику любовь к музыке классиков

Шопен с успехом закончил лицей и Высшую школу музыки, где его занятиями руководил композитор И.Эльснер.

За время обучения Фредерик написал много фортепьянных произведений. К этому времени он уже был признан лучшим пианистом Польши. Критики высоко ценили его творчество, а дамы -- превосходные манеры. Шопен много путешествовал по Европе, давал концерты и сочинял новые произведения Сергей Кузнецов играет 24 прелюдии Шопена

С 1831 года Шопен постоянно жил в Париже, поразив его своими оригинальными мазурками и полонезами -- жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармония польского фольклора. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку Pianoforte: Peter Schmalfuss Все 14 вальсов Шопена op.18 "Grande valse brillante" 5:07 op.34 n.1 " Valse brillante" 9:59 op. 34 n.2 15:09 op.34 n.3 17:10 op.42 "Grande valse" 21:13 op64 n.1 " Valzer dell minuto" 23:02 op.64 n.2 26:31 op.64 n.3 29:09 op.69 n.1 33:35 op.69 n.2 36:53 op.70 n.1 39:12 op.70 n.2 41:36 op.70 n.3 44:34 in mi minore op.postuma

В наиболее значительных произведениях Шопена парижского периода преобладают героико-драматические образы, музыка насыщается глубиной переживаний, силой и широтой образов.24 этюда

Трагической кульминацией в произведениях Шопена стал знаменитый «Похоронный марш», который вошёл в погребальный ритуал во всём мире.

Grigory Sokolov plays Chopin Sonata , B-flat minor, Op. 35 (3/3)

К 1838-1846 годам относится наивысший расцвет творчества композитора. Именно в этот период были созданы самые совершенные и значительные его произведения в различных жанрах фортепианной музыки.Фридерик Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром

Продолжал он и концертировать, но значительно реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей, всецело отдаваясь сочинительству.Ф.Шопен. Концерт №2 фа минор. Николай Луганский

В последние годы жизнь Шопена осложнилась тяжелым материальным положением и болезнью легких. Он почти перестал писать, а свой последний концерт Шопен дал осенью 1848 года в Лондоне в пользу польских эмигрантов.

Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном:Все ноктюрны

композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Адольф Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие.

Умер Фредерик Шопен 17 октября 1849 года в Париже, где и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Сердце композитора, согласно его предсмертной воле, было перевезено в Варшаву и замуровано в одной из колонн костёла Св.Креста.

Мазурки 00:00 - Op.6 09:27 - Op.7 20:39 - Op.17 36:34 - Op.24 50:06 - Op.30 01:01:06 - Op.33 01:13:01 - Op.41 01:23:25 - Op.50 01:34:48 - Op.56 01:49:25 - Op.59 02:01:13 - Op.63 02:08:20 - Op.posth.67 02:15:49 - Op.posth.68 02:25:28 - Mazurka Notre Temps 02:31:45 - Mazurka à Emile Gaillard 02:34:26 - Mazurka No.55 - Op.S1 No.2a - in G (BI 16) 02:35:42 - Mazurka No.56 - Op.S1 No.2b - in Bb (BI 16) 02:37:17 - Mazurka No.59 - Op.P2 No.1 - in Bb (BI 73) 02:38:38 - Mazurka No.61 - Op.P2 No.3 - in C (BI 82) 02:40:51 - Mazurka No.63 - Op.7 No.4 - in Ab (first version) 02:42:01 - Mazurka No.64 - Op.A1 No.1 - in D (Mazuerek) (BI 4)

F.Chopin - Polonaise op.40 no.1 (Military), Ф.Шопен - Полонез оп.40 но.1

Это восторг, Душа устремляется к небу и свобода, и счастье, и радость без границ!!!Закончу обзорный пост о творчестве Ф Шопена своей любимой фантазией.

Когда играет В Горовиц- Мир должен остановиться у его ног. November 1, 1989"Блаженство! Бриллиантовый, порхающий звук, непринужденность и изящество, элегантность и тончайшее понимание стиля музыки Chopin! Средняя часть Fantasie -Impromptu была исполнена в более подвижном темпе и легким, приближающимся к non legato звуком. Пианист убедил меня именно такой интерпретацией средней части - произведение выиграло в целостности, прозвучало на одном дыхании "как мимолетное видение". Во многих других интерпретациях средняя часть звучала медленно и слишком cantabile, что усыпляло слушателей и разрушало единство композиции. Так зачем я гонялась за другими интерпретациями? Думаю, что не напрасно. После этого я уже сознательно вернулась к Horowitz, оценила его как выдающегося пианиста и музыканта. Слушая новых исполнителей, полезно периодически возвращаться к мастерам прошлого - ведь их искусство выдержало испытание временем, а это свидетельствует об истинности их таланта и мастерства." Светлана Давыдова

1 марта 1810 года родился Фредерик ШОПЕН, величайший польский композитор и пианист

ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК (фр. Chopin, Frderic Franois; польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) (1810-1849), польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (оттого закрепилась французская транскрипция его имени). Шопен - единственный из немногих композиторов, сочинявших на практике только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хоровой коллектив, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его бесчисленные фортепианные пьесы в самых разных формах - мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и остальное - это всеми признанные шедевры. Шопен был настоящим новатором, зачастую отходившим от классических правил и норм. Он создал новоиспеченный гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.

Жизнь. Фридерик Шопен родился в 1810, по-видимому, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его папа Никол (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернером и школьным учителем; мама воспитывалась в дворянской семье. Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали обучать игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им мелкотравчатый полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрел привкус к роскоши и подчеркнутую изысканность манер.

В 1823 Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В 1825 его пригласили предстать перед российским императором Александром I, и вслед за тем он получил награду - бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена. В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения, а дамы - превосходные манеры. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а после этого отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, того, что называют «революционным». Это произошло в 1831, и затем Шопен никогда не возвращался на родину.


Listen or download Фредерик Шопен Вальс соч.64 №2 for free on Prostopleer

В 1831 Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя часто отзывался о них с иронией. Его весьма ценили как пианиста, в особенности когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не больше трех десятков публичных концертов. Его исполнительский стиль был своеобразен: по отзывам современников, его отличала необычайная ритмическая воля - Шопен был, если можно так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других.


Listen or download Вальс N2 си-минор Я умею играть for free on Prostopleer

В 1836 Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлекся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута. Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной - баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило несть числа сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд - 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую доля этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, который не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838-1839, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание неважной погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по-видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие.

Listen or download Фредерик Шопен Ноктюрн №2 for free on Prostopleer В 1847 отношения Шопена с Жорж Санд решительно испортились в результате вмешательства музыканта в отношения его подруги со своими детьми от первого брака. Это положение, совместно с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже больной, он играл у королевы Виктории и дал немного концертов - завершающий из них состоялся 16 ноября 1848. Через неделю он вернулся в Париж. Не в силах больше давать уроки, Шопен вынужден был принять щедрую поддержку от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора, Людвика; не оставляли его вниманием и французские друзья. Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта.

Музыка. Композиторская техника Шопена нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные - лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его настолько же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Экспромт

Фортепианные пьесы малых форм. Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно «европейские» по мелодике, гармонии, ритму и явственно «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых - помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (в частности, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: аналогично баховскому Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена - гениальная музыка, блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят на второй план, нередко о них и не вспоминают.

Хотя Шопен сперва освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии - лаконичные виньетки, последние - настоящие драмы, диапазон настроений - от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров фортепианной литературы. Его перу принадлежит больше двадцати ноктюрнов - прекрасных, мечтательных, поэтичных, лирических откровений. Шопен - автор нескольких баллад (это жанр программного характера), в его творчестве представлены ещё экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

«Польские» жанры. Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами - жанрами, в которых нашли отображение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, обыкновенный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы привнесли в западноевропейскую музыку славянский колорит, что изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последователям. Шопен сочинил больше полусотни мазурок (их прототип - польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) - небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а другой раз в них слышится и нечто восточное. Как все написанное Шопеном, мазурки пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства - более того не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», целиком хватило бы, чтобы дать Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Революционный этюд

Крупные формы. Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отменно выстроенную и весьма убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840-1841. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, целиком отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместо того чтобы придерживаться классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала предуготовлять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845-1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).


Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), - юношеское произведение, которое в настоящее время нечасто исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Ее третья часть - имеющий известность во всем мире похоронный марш, а финал - вихрь октав, близкий «ветру, воющему над могилами». Считавшаяся неудачной по форме, Вторая соната в исполнении великих пианистов предстает как поразительно цельное произведение. Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую ее четыре части, и является одним из высших достижений Шопена.

Другие сочинения. Шопену принадлежит кроме того ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. Для фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), рондо-краковяк, а кроме того вариации на тему Моцарта La ci darem la mano (ария из оперы Дон Жуан). Вместе с виолончелистом О.Ж.Франшоммом он сочинил Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Мейербера Роберт-дьявол, сонату соль минор, интродукцию и полонез для того же состава, а ещё трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели. Шопеном создан ряд песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Во всех сочинениях с оркестром сказывается неопытность автора в области инструментовки.

ВЕЛИКИЙ ПОЛЬСКИЙ КОМПОЗИТОР ПИАНИСТ -ВИРТУОЗ,ПЕДАГОГ, НОВАТОР,ПЕВЕЦ ОДНОГО ИНСТРУМЕНТА, НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ И ЛЮБИМЫЙ МНОЮ ФРЕДЕРИК ШОПЕН

Фредерик Шопен

- польский композитор и пианист, один из величайших музыкальных гениев


Фредерик Францишек Шопен

в Желязовой Воле под Варшавой.

Он рос в окружении музыки и уже в 5 лет уверенно исполнял несложные пьесы. Вскоре его педагогом стал известный музыкант В.Живный. Чуткий и опытный воспитатель привил своему ученику любовь к музыке классиков

.

Шопен с успехом закончил лицей и Высшую школу музыки, где его занятиями руководил композитор И.Эльснер.

За время обучения Фредерик написал много фортепьянных произведений. К этому времени он уже был признан лучшим пианистом Польши. Критики высоко ценили его творчество, а дамы -- превосходные манеры. Шопен много путешествовал по Европе, давал концерты и сочинял новые произведения Сергей Кузнецов играет 24 прелюдии Шопена



С 1831 года Шопен постоянно жил в Париже, поразив его своими оригинальными мазурками и полонезами -- жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармония польского фольклора. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку

В наиболее значительных произведениях Шопена парижского периода преобладают героико-драматические образы, музыка насыщается глубиной переживаний, силой и широтой образов.

24 этюда



Трагической кульминацией в произведениях Шопена стал знаменитый «Похоронный марш», который вошёл в погребальный ритуал во всём мире

.[

iflash=420,315,http://www.youtube.com/embed/aHXkVEAjB6o]

Grigory Sokolov plays Chopin Sonata #2, B-flat minor, Op. 35 (3/3)

К 1838-1846 годам относится наивысший расцвет творчества композитора. Именно в этот период были созданы самые совершенные и значительные его произведения в различных жанрах фортепианной музыки.Фридерик Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром



Продолжал он и концертировать, но значительно реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей, всецело отдаваясь сочинительству.Ф.Шопен.

Концерт №2 фа минор.

Николай Луганский



В последние годы жизнь Шопена осложнилась тяжелым материальным положением и болезнью легких. Он почти перестал писать, а свой последний концерт Шопен дал осенью 1848 года в Лондоне в пользу польских эмигрантов.

Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном:

Все ноктюрны



композиторы:

Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Адольф Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие.

где и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Сердце композитора, согласно его предсмертной воле, было перевезено в Варшаву

и замуровано в одной из колонн костёла Св.Креста.



F.Chopin - Polonaise op.40 no.1 (Military), Ф.Шопен - Полонез оп.40 но.1





Блаженство!

Бриллиантовый, порхающий звук, непринужденность и изящество, элегантность и тончайшее понимание стиля музыки Chopin!

Средняя часть Fantasie -Impromptu была исполнена в более подвижном темпе и легким,

приближающимся к non legato звуком.

Пианист убедил меня именно такой интерпретацией средней части - произведение выиграло в целостности, прозвучало на одном дыхании "как мимолетное видение".

Во многих других интерпретациях средняя часть звучала медленно и слишком cantabile, что усыпляло слушателей и разрушало единство композиции. Так зачем я гонялась за другими интерпретациями?

Думаю, что не напрасно. После этого я уже сознательно вернулась к Horowitz, оценила его как выдающегося пианиста и музыканта. Слушая новых исполнителей, полезно периодически возвращаться к мастерам прошлого - ведь их искусство выдержало испытание временем, а это свидетельствует об истинности их таланта и мастерства." Светлана Давыдова

национальные оперы и песни, которые до сих пор можно услышать со сцены. Большую часть его произведений можно услышать на Монюшковском фестивале.

Как изменила музыку Вторая мировая война

До 1939 года польские композиторы творили и активно сотрудничали с коллегами из других стран. В начале XX века были основаны самые знаменитые конкурсы, которые дали миру немало новых исполнителей. Так, на конкурсе имени Шопена в Варшаве дебютировал Дмитрий Шостакович.

До начала Второй мировой войны популярной была яркая и эмоциональная музыка. У всех было на слуху имя Кароля Шимановского. Его балет «Харнаси» прогремел в то время по всей Европе. В нем еще чувствовались фольклорные мотивы, но не присутствовал политический окрас.

Именно из-за политики многие польские композиторы после начала войны эмигрировали в другие страны. Они не желали ограничивать себя в творчестве и сочинять музыку к определенным датам. Однако даже в то нелегкое время нашлись люди, умевшие противодействовать политическому режиму: Гражина Бацевич, Лютославский и Болеслав Шабельский. Витольд Лютославский даже после окончания войны не стал изменять своему любимому направлению в творчестве - романтизму. Он писал легкие произведения с изысканным звучанием.

Соноризм

Политическая оттепель наступила только в 1956 году. В это время польские композиторы получили возможность творить без ограничений. Самыми прославленными культурными деятелями в то время стали Тадеуш Биард и Казимеж Сероцкий. Но они не только прославили свою страну, но и учредили фестиваль «Варшавская осень». Он считается популярным и престижным по сей день.

Известные польские композиторы после войны много экспериментировали со звучанием. Они хотели следовать европейской культуре, в результате чего родилось направление "соноризм". Это особая техника построения композиций. В основе новых произведений стали использоваться только звуковые оттенки. Так в Польше зародилось авангардное творчество. Флагманом и ярчайшим представителем этого направления стал Кшиштоф Пендерецкий. Он использовал для своих произведений не только музыкальный ряд, но и звуки природы, визг пилы, грохот и стук пишущей машинки. Первое впечатление публики было шоком, но позже произведения этого композитора вошли в историю мировой музыкальной культуры.

Войцех Киляр и минимализм

Музыка польских композиторов используется не только на большой сцене. Многие авторы писали ее для фильмов и религиозных праздников. Авангардное творчество продолжило свое существование и в семидесятых. Тогда популярность приобрел Войцех Киляр. Он писал свои произведения не только для популярных польских фильмов, но и для выступлений оркестров. Меломаны по всему миру высокого оценили его авангардную поэму «Кшесаны», относящуюся к направлению минимализма. Она отличается скупостью формы и содержания. Уже сорок лет поэма остается любимым произведением многих.

Более поздние произведения Киляра остаются преданными минимализму. Критики отмечают, что музыкальный язык этого композитора отличается точностью и особой яркостью. Ему не нужно придумывать сложные формы, чтобы завоевать своего слушателя. В своем творчестве Войцех использовал фольклорное наследие польских горцев. Яркие композиции Киляра разной тематической направленности часто используются в современных польских фильмах.