Лев кассиль биография для детей. Кассиль лев абрамович - библиогид. Тематическая направленность книг Кассиля

Кассиль Лев Абрамович


Сегодняшнее мероприятие посвящено писателю, у которого в суровом 1943 году родилась идея организовать неделю детской книги. Весной этого года в Колонном зале нашей столицы собрались ребятишки, объединённые любовью к книгам. Празднику дали название-«книжкины именины». Организатором явился писатель Лев Абрамович Кассиль.

Кассиль Лев Абрамович родился 10 июля 1905 года в г. Энгельсе. В семье врача Абрама Григорьевича Кассиля и учительницы музыки, затем зубного врача Анны Иосифовны Перельман.

Когда Лев подрос его, отдали учиться в царскую гимназию, а затем в советскую Единую трудовую школу, которую окончил в 18 лет (1923 г).

Труд в те времена был в особом почёте, подростком Лев стал работать в Покровской детской библиотеке-читальне, где ребята местных железнодорожников, рабочих завода, лесопилок, пристанционных лодочников и грузчиков смогли впервые дорваться до книг. Они организовывали всевозможные кружки - драматический, литературный, стали издавать рукописный журнал. Лев Абрамович был редактором, художником и, конечно, ему очень хотелось выступать в качестве автора.

О литературной деятельности Лев ещё и не помышлял. Мечтал, как и многие сверстники сделаться сначала извозчиком, затем помышлял стать кораблестроителем, даже мастерил модели волжских пароходов. Об одном из пароходов под названием «Добрыня Никитич»,сделанным его руками написали в местной газете.

Уже в подростковом возрасте Льва Абрамовича считали «разносторонним мальчиком». В нем находили склонности к музыке, литературе, рисованию, в старших классах даже занимался в Саратовском художественно – практическом институте.

В 18 лет(1923 г.), окончив школу, за хорошую общественную работу в библиотеке - читальне от обкома партии получил командировку в высшее учебное заведение в Москву. Поступил на физико-математическое факультет.

Уже в 20 лет к концу второго года учёбы он стал понимать, что ему хочется писать.

Писать учился в письмах домой. Описывал в них Москву, которую в свободное время исходил пешком вдоль и поперёк. Описывал новостройки и шествия, театры и стадионы, выставки и музеи. Некоторые письма доходили до 28 страниц.

Первый свой рассказ написал в 20 лет (1925 г) назывался он «Приёмник мистера Кисмиквика» и был он напечатан в газете «Новости радио» рассказ был посвящён американской жизни.

После такой удачи были написаны еще 6 рассказов, но редакторам газет они не понравились и напечатаны не были. Чтоб не обременять родителей и самому зарабатывать на жизнь, Лев Абрамович подрабатывал электромонтёром, художником–плакатистом, старостой в студенческом клубе, редактором университетской газеты «Синяя блуза». А всё свободное время читал и конспектировал, Толстого, Пушкина, Чехова, Лескова, Флобера, которые теперь заново раскрывались перед ним.

Всё это не прошло бесследно в 22 года (1927 г) был написан первый очерк, его признали и пригласили стать московским корреспондентом. В этом же году была задумана книга под названием –«Кондуит» . Написав первые страницы, он решил показать их писателю В.В.Маяковскому. Который стал его учителем и старшим другом на долгие годы. В журнале Маяковского стали печататься его первые заметки и очерки.

Вскоре Кассиль был приглашён сотрудничать с детским журналом «Пионер». Где уже работали замечательные детские писатели М.Пришвин, А.Гайдар…

Лев Абрамович и не думал писать для детей, но главный редактор сказал: «Чудак! Вы будете писать для детей», - и Кассиль решил попробовать. Вскоре, прочитав письма маленьких читателей, откликнувшихся на его фельетоны, понял, что интереснее работы в жизни ему не найти.

А встреча с лучшим детским писателем того времени С.Я.Маршаком, окончательно утвердила в правильности выбранного пути - стать детским писателем.

С журналом «Пионер» Лев Абрамович Кассиль сотрудничал много лет.

И три года работал ответственным редактором замечательного детского журнала «Мурзилка».

Девять с лишним лет Кассиль проработал в популярнейшей газете того времени «Известие» . Начал с небольших репортёрских зарисовок, затем выступал с большими корреспонденциями, очерками, фельетонами.

Много ездил, летал, плавал, путешествуя по родной земле и за ее пределами. Участвовал в походе советских глиссеров, в испытательных перелётах новых самолётов и дирижаблей, спускался в первые шахты строившегося московского метро. Дни и ночи находился на аэродроме, где готовился старт первого советского аэростата. Гостил в Калуге К.Э.Циолковского - родоначальника космической эры. Вместе со сборной командой ездил на футбольные состязания в Турцию. Много незабываемых часов провёл в гостях у А.М.Горького

Затем это все описывал в очерках, фельетонах и рассказах, в книжках для маленьких читателей.

Льву Абрамовичу очень хотелось рассказать и о своём тяжелом детстве и в 26 лет (1931) выходит книга под названием «Швамбрания». Выдуманная страна, в которой скрывался Кассиль со своим младшим братом, от многих бед и обид. О том, как революция вторглась в биографию докторского сынка, переворошила его жизнь, постепенно изменяя взгляды на происходящие события.

Перу Льва Абрамовича Кассиля принадлежат такие прекрасные книги для детей и подростков как:

роман «Вратарь республики» - 1937,

«Черемша – брат героя» -1938,

«Маяковский сам» - 1940

«Великое противостояние» -1940 (повесть)

«Дорогие мои мальчишки» -1944,

«Улица младшего сына» - 1949 г. (о пионере – герое Володе Дубинине, ставшим во время войны отважным разведчиком подземных партизан).

Во время Великой Отечественной войны работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала.

А в суровом 1943г. родилась идея организовать неделю детской книги, и в 1943 году в Москве в Колонном зале они собрали ребятишек, объединенных любовью к книгам. Он дал ей чудесное название- книжкины именины. Перед детьми выступили писатели - классики детской литературы того времени.

В 41 год (1946 г.) отправился в плаванье по Европе, в результате чего была написана книжка для ребят «Далеко в море».

Лев Абрамович Кассиль, никогда не жалел, что выбрал для себя путь, ведущий к ребятам. Ему всегда было интересно встречаться с ними. Он пользовался каждой возможностью, позволяющей встречаться с маленькими читателями с глазу на глаз и нос к носу. Для этого ему даже пришлось научиться выступать перед ребятами. Ведь от природы он был робкий, дикция была нечёткая, язык не хотел говорить, перед большой аудиторий.

В городе его детства Энгельсе существует Дом-музей Льва Кассиля, есть улица его имени, на Площади Свободы ему установлен памятник.

Кассиль Лев Абрамович

Писатель и сценарист
Лауреат Государственной премии СССР (1951)

Лев Кассиль родился 10 июля 1905 года рядом с рекой Волгой в Покровской слободе, после революции переименованной в город Энгельс.

Отец Льва Кассиля, Абрам Григорьевич, был врачом. Мама, Анна Исааковна, - музыкантом. Лев Кассиль начал учиться в гимназии до революции, а заканчивал обучение при советской власти в Единой трудовой школе (ЕТШ).

Его детские мечты были вполне мальчишечьи: он хотел быть извозчиком, потом кораблестроителем пароходов типа «самолёт», и натуралистом. В 1923 году, окончив ЕТШ, за хорошую общественную работу в библиотеке-читальне Кассиль получил от обкома партии командировку в высшее учебное заведение, и поступил в Москве на физико-математический факультет Московского государственного университета по специальности «аэродинамический цикл», но примерно к третьему курсу фактически стал профессиональным литератором - московским корреспондентом газет «Правда Востока» и «Советская Сибирь», сотрудником газеты «Известия» и журнала «Пионер».

В 1927 году Кассиль был привлечен Владимиром Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ», в конце 1920–1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер», выступал в газете «Известия» с очерками, среди которых были очерки о «челюскинской» эпопее О.Ю.Шмидта, о полете стратостата «СССР», об успехах советской авиации, и многие другие. Тогда же вышли в свет первые книги Кассиля для детей: научно-популярные очерки «Вкусная фабрика» в 1930 году, «Планетарий» в 1931 году, «Лодка-вездеход» в 1933 году и принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы 20 века автобиографические повести «Кондуит» в 1930 году и «Швамбрания» в 1933 году. В 1935 году оба эти произведения были объединены в одну книгу.

Изображая в них события Первой мировой войны и Февральской и Октябрьской революций 1917 года, Кассиль с большим остроумием показал жизнь двух маленьких мальчиков-братьев в семье и вне дома, ломку старой гимназии и первые годы становления советской «единой трудовой» школы. Повествование велось от первого лица, детское сознание главных героев прорывалось из повседневности и скучного царства взрослых в романтический мир выдуманного «Великого Государства Швамбранского», в котором автор наделял персонажей страстью к путешествиям и приключениям, и жаждой справедливости.

«Здравствуйте, - говорили Кассилю дети на улице, - мы вас знаем. Вы этот… Лев Швамбраныч Кондуит».

При этом, став писателем, Кассиль не стал кабинетным человеком.

Он вёл новогодние ёлки в Колонном зале Дома Союзов и праздничные радиорепортажи с Красной площади, комментировал футбольные матчи, работал специальным корреспондентом на олимпийских играх, плавал вокруг Европы, ездил по Италии с лекциями о Маяковском, возглавлял объединение московских детских и юношеских писателей, преподавал в Литературном институте, неизменно открывал Неделю детской книги и чуть ли не ежедневно выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, санаториях, пионерлагерях - по всей стране. При таком уплотнённом распорядке дней он написал своё собрание сочинений, и каждые год-два у него выходила новая книга.

Глубокое знание интересов, увлечений, вкусов, нравов, языка и манер, всей системы ценностей молодежи его времени определили тематику и стиль его произведений. Кассиль тяготел к реальному бытописанию, а в нем – к изображению людей «экстремальных» профессий: спортсменов, летчиков, художников и актеров.

Роман «Вратарь Республики», написанный в 1938 году, отразил страсть писателя к футболу. «Ход белой королевы» был посвящен лыжному спорту, «Чаша гладиатора» – жизни циркового борца и судьбам русских людей, оказавшихся после 1917 года в эмиграции. В книге «Черемыш, брат героя» шел рассказ о мальчике – однофамильце героя-летчика. В «Великом противостоянии» главная героиня Сима сталкивалась с режиссером Расщепеем, проходила пробы и попадала в мир кино. На фоне съемок фильма Сима взрослела, знакомилась с замечательными людьми. «Ранний восход» – документальное повествование, посвященное светлой и короткой жизни начинающего художника Коли Дмитриева.

Следом за «Швамбранией» Лев Кассиль придумал еще две страны - «Синегорию» и «Джунгахору», которые описал в книгах «Дорогие мои мальчишки» и «Будьте готовы ваше Высочество!», объединенных позднее в сборник «Три страны, которых нет на карте».

Кассиль написал много рассказов, посвященных Великой Отечественной войне. Он обладал огромным опытом военного корреспондента. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!» были построены как дружеский разговор с ребенком о насущном и важном. Им были написаны книги о Маяковском, Циолковском, Чкалове и Шмидте.

Как-то один читатель среднего школьного возраста спросил его: «А это значит, про чего мы сейчас обсуждали, вы всё сами написали? Здорово. Сейчас, как домой приедете, ещё про что-нибудь напишете? Да?».

В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Брат Льва Кассиля - Иосиф заведовал литературным отделом газеты «Коммунист», был доцентом института механизации сельского хозяйства и секретарем саратовского областного отделения Союза писателей СССР. После опубликования в альманахе «Литературный Саратов» повести Иосифа Кассиля «Крутая ступень» предварительным судебным следствием установлено, что: «Иосиф Кассиль с 1933 года является активным участником антисоветской террористической диверсионно-вредительской организации правых, действовавших в Саратовской области, и входил в группу, созданную Касперским, по заданию последнего проводил вредительскую работу на литературном фронте путем протаскивания в литературу антисоветских троцкистских установок и клеветнических измышлений в отношении руководителей ВКП(б) и советского правительства...» (Владимир Владимирович Касперский - бывший редактор газеты «Коммунист», арестованный на два с небольшим месяца ранее Кассиля).

Приговором была высшая мера уголовного наказания с конфискацией всего принадлежащего Иосифу Кассилю имущества. Он был окончательным, обжалованию не подлежал и на основании постановления ЦИК СССР от 12 января 1934 года должен быть приведен в исполнение немедленно. Его супруге, Зинаиде Петровне, студентке последнего курса института механизации сельского хозяйства, предложили отречься от мужа - «предателя народа, шпиона» и т.д. Она отказалась, заявив (из письма дочери Иосифа Абрамовича), что «ее муж - честнейший коммунист, и в клевету на него она не поверит никогда». После этого ей дали возможность «защитить диплом» в местах не столь отдаленных, куда направили на 8 лет. И она отсидела их от «звонка до звонка».

21 июня 1970 года Лев Кассиль отметил в дневнике: «Приглашают поехать почётным гостем в Ленинград на IV Всесоюзный слёт пионеров. Вряд ли смогу… Сил нет. Записал по радио обращение к участникам слёта». Через несколько часов Кассиль умер.

Лев Кассиль был похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 2005 году о Льве Кассиле был снят документальный фильм «Швамбранский адмирал. Лев Кассиль».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сети Интернет

Интервью с сыном писателя Владимиром Кассилем.

- Часто писатели, пишущие веселые книги, в жизни угрюмы, замкнуты, меланхоличны. Каким был Лев Кассиль?

Он был очень веселым человеком, особенно в молодые годы. Вокруг него все время были люди - они шутили, разыгрывали друг друга, иногда довольно остро, рассказывали друг другу фантастические истории с вытаращенными глазами. Я это все очень хорошо помню. Известна история о том, как то ли в редакции "ЛЕФа", то ли дома у Маяковского шел спор, как назвать рубрику. Маяковский в это время вышел в другую комнату, а Льву Абрамовичу пришла в голову удачная мысль, и он дал название. Все закричали: "Молодец! Молодец!" А Кирсанов сказал: "Одного Кассиля ум одолел консилиум". Лев Абрамович по молодости лет побежал похвастаться Маяковскому, на что тот, ни секунды не думая, произнес: "Мы пахали, мы косили, мы нахалы, мы Кассили", - и снова ушел. Отец, страшно обиженный, вернулся к Кирсанову, а тот ответил: "Не найдя, кого осилить, вы напали на Кассиля". (Смеется.) И это не единственный эпизод, так было постоянно. В нем все время что-то кипело. Если он чем-то увлекался, то с безудержной силой: от коллекционирования авторучек до изучения астрономии.

В автобиографии он пишет, что по-настоящему начал писать в день похорон Ленина. Это просто риторика или Кассиль был настолько политизированным?

Лев Абрамович неоднократно рассказывал о том, как в тот день ходил по Москве, замерз, упал, его отогрели возле костра. Он никогда не увлекался политикой чрезмерно, но, как и все молодые люди того времени, он очень верил в то, что происходит, и с огромной надеждой проживал первые революционные годы. Посмотрите, какой всплеск творчества был в 1920-е годы в Советской России. Потом это было все задушено, позже. А назвать его политизированным мне трудно, потому что он никогда не участвовал ни в каких политических кампаниях всерьез, он не был членом партии, в его книгах ни разу не упоминаются такие имена, как Сталин.

Лев Кассиль пишет, что, когда он попал к Маяковскому в журнал "Новый ЛЕФ", тот сильно на него повлиял. Насколько тесным было общение?

Достаточно тесным, учитывая разницу в возрасте - Маяковский был сильно старше. А потом, Маяковский был человеком, который не очень к себе подпускал, не допускал ни амикошонства, ни скоропалительной дружбы. Если он дружил, то это было надолго, но и ссорился надолго. Я думаю, сам его характер оказал большое влияние на моего отца, и он часто вспоминал Маяковского и до конца своих дней считал его своим учителем. Это было соприкосновение с абсолютно новым пластом культуры. Если взять журнал "Новый ЛЕФ", то его страшно интересно читать, потому что там публиковались интереснейшие эссе, например спор Шкловского с Львом Толстым по поводу "Войны и мира". В искусство пришло много молодежи. Ведь "левацкий загиб" Маяковского - "Сбросить Пушкина с корабля современности" - во многом носил иронический характер, но он был не зря. И Лев Абрамович попал в эту струю.

- Тогда же он о детской литературе не задумывался - почему в результате решил стать детским писателем?

Не знаю. Он никогда этого не объяснял, хотя при мне ему задавали это вопрос. Он говорил, что дети сами выбрали его книги. Первая его книга "Кондуит и Швамбрания" сразу попала в руки детям. Она подвергалась серьезной критике и много лет была под полузапретом, не переиздавалась, а дети ее сразу охотно приняли. Она же о детстве, об отношениях ребенок - взрослый, ребенок - власть, и, когда перечитываешь "Швамбранию", многие ее страницы абсолютно актуальны.

- Как он попал в "Известия"?

Я думаю, что по рекомендации либо Маяковского, либо кого-то из его окружения, может быть, Брика. Но Маяковский действительно очень настойчиво направил Льва Абрамовича в журналистику. Он писал кучу репортажей, статей, фельетонов. Некоторые из известинских фельетонов имели очень широкий резонанс. Они даже были собраны в книжку под названием "Щепотка Луны" 1937 или 1938 года издания. "Щепотка Луны" - потому что во время одного из своих заданий он подружился с Циолковским. Тот называл его "мой литературный рыцарь", он много писал о Циолковском, переписывался с ним, к сожалению, все письма погибли. И романтическая идея, что можно выйти в космос, долететь до Луны, Льва Абрамовича страшно увлекала. Слава богу, он дожил до момента, когда человек высадился на Луну.

- При таком графике как он выбирал время, чтобы писать?

Он все время жаловался на нехватку времени. Ведь кроме всего прочего у него еще были выступления. Он очень любил контактировать с детьми, выступал в школах, библиотеках, бог весть где. Я помню, как во время войны они с Агнией Львовной Барто, хотя я был совсем маленьким, взяли меня на выступление, которое проходило в нетопленом зале какого-то большого завода. Все сидели в шубах, а они выходили в пиджаках, платьях. Так поступали и Чуковский, и Михалков, и Маршак. Они все любили общаться с детьми.

- А меж собой дружили?

С Барто была очень большая дружба, хотя они всю жизнь были на вы. Лев Абрамович называл ее "Бартошенька", они очень часто перезванивались, вместе выступали. Очень дружили с Михалковым на протяжении многих лет, хотя Сергей Владимирович моложе. Они вместе много ездили, написали книгу "Европа - слева!" Отец дружил с Маршаком, но Маршак был старше Льва Абрамовича, так же как и Корней Чуковский, и отец относился к ним с большим пиететом. В дневниках Чуковского он неоднократно упоминается с большой симпатией, хотя далеко не все там поминаются добрыми словами.

- Судя по "Вратарю республики", "Пекиным бутсам", ваш отец был заядлым футбольным болельщиком...

Правда. Он до конца своих дней хранил верность одному футбольному клубу - "Спартаку". Я помню, был период, когда у "Спартака" были большие сложности, они, кажется, даже вылетели из Высшей лиги - это было великое несчастье. Кроме того, он был комментатором: они начинали вдвоем - Кассиль и Синявский. Он часто ходил на футбол, болел невероятно. Вокруг него сразу начиналось какое-то движение, крики, вопли, завязывались споры с незнакомыми людьми. Это было особое дело - смотреть на отца на трибуне стадиона. Он был знаком со многими футболистами. К нему хорошо относились Всеволод Бобров - еще до того, как он стал хоккеистом, - знаменитый вратарь Лев Яшин. Он помогал футболистам из «Динамо» написать книгу об их поездке в Англию. Она называлась "19:9" - забили 19 голов, пропустили 9.

Кассиль Лев Абрамович - советский писатель, лауреат премии Сталина 1951 года. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР с 1965 года.

Начало творческого пути

Родился Лев Кассиль 10 июля 1905 года в городе Энгельсе Саратовской области, в еврейской семье. Отец - доктор Кассиль Абрам Григорьевич, мать - Перельман Анна Иосифовна, преподавательница музыки. Начальное образование будущий писатель получил в гимназии. В 1923 году окончил Единую трудовую школу.

Вскоре Лев Кассиль переехал в Москву, где поступил на физмат МГУ. Одновременно занимался литературой, в период с 1928 по 1937 год работал в газете "Известия" в качестве специального корреспондента. В 1937-1942 годах был редактором детского журнала "Мурзилка".

Встреча с Маяковским

После того как Лев Кассиль стал профессиональным литератором, его приняли на должность корреспондента газет "Советская Сибирь" и "Правда Востока". В 1927 году у него состоялась встреча с поэтом Маяковским, который предложил ему сотрудничество в журнале "Новый ЛЕФ". Тогда же Лев Абрамович выпустил свои первые книги для детей: "Планетарий", "Вкусная фабрика", "Лодка-вездеход". Так в Советском Союзе появился всеми любимый детский писатель Лев Кассиль. "Кондуит и Швамбрания" - лучшее произведение автора, которое было написано в 1930 году и стало настольной книгой нескольких поколений. Читатели всех возрастов не могли оторваться от увлекательной повести о "великом государстве швамбранском", придуманном писателем.

В годы ВОВ Лев Кассиль, биографиякоторого знаменовалась новыми событиями, вел активную деятельность, постоянно выступал на радио, выезжал в воинские части, вел литературные программы. Часто отправлялся в длительные командировки за Урал, где в то время находилось много эвакуированных. В 1947-1949 годах Кассиль Лев Абрамович был председателем комиссии в Союзе писателей по детской литературе, а также проводил семинары в имени Горького.

Семья

Дед писателя - Кассиль Гершон Менделевич, раввин Казанской общины иудеев.

Брат - Кассиль Иосиф Абрамович (1908-1938), писатель и журналист, в 1937 году попал под репрессии и был расстрелян.

Жена - Собинова Светлана Леонидовна (1920-2002), доцент ГИТИСа, актриса, дочь известного оперного певца Леонида Собинова.

Дочь - режиссер Ирина Львовна Кассиль, родилась в 1948 году.

Брат жены - Собинов Борис Леонидович, композитор и концертмейстер.

Сын - Кассиль Владимир Львович, родился в 1934 году, доктор медицины, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Младший сын - Кассиль Дмитрий Львович (1940-1996), художник.

Общественная деятельность

Став профессиональным литератором, Лев Кассиль не закрылся в кабинете, а наоборот, определил для себя широчайшее поле деятельности, вел праздничные репортажи с Красной площади, освещал знаменательные события, происходящие в стране. Новогодние елки в Доме Союзов тоже не обходились без него. Писатель работал спецкором на Олимпийских играх, участвовал в круизных путешествиях по морю, вояжировал по Италии с лекциями о творчестве Владимира Маяковского. Лев Кассиль, биография которого являла собой пример безудержной активности, становился все более популярным. Было удивительно, как писатель при своей занятости на общественных мероприятиях успевал создавать высокохудожественные произведения, которые выходили ежегодно огромными тиражами.

Тематическая направленность книг Кассиля

Писатель был знаком с детской и молодежной аудиторией СССР не понаслышке, он изнутри изучал жизнь детей и подростков, постоянно вращаясь среди будущих героев своих книг. Лев Кассиль, рассказы которого отличались правдивостью и достоверностью, даже если он писал их в шутливой форме, был любимым автором миллионов советских читателей именно благодаря своей доверительной манере повествования. Писатель словно делился своими мыслями с читателем, рассказывая о том, что его волновало.

"Кондуит и Швамбрания"

Повесть признана одним из самых значительных произведений в детской литературе 20 века. Лев Кассиль написал этот шедевр в 1930 году.

Двое братьев из интеллигентной семьи местного врача, Лелик и Оська, каждый день после уроков придумывали Швамбранию, воображаемую страну, расположенную посреди Тихого океана. Территорию, размером с Австралию, населяли отважные мореходы, исследователи и искатели приключений. Все жители Швамбрании носили необычные имена, кого-то звали Уродонал Шателена, кто-то назывался Беф-Строганов, а один старожил отзывался на имя Бренабор.

Когда Лелик поступил в гимназию, швамбраны столкнулись в его лице с суровой реальностью. В гимназии царил строгий порядок, совершенно невыносимый и бесконечно несправедливый. Директор ходил с толстой книгой, которая называлась "Кондуит", и каждого мало-мальски провинившегося ученика записывал в нее, чтобы потом прилюдно наказать.

Все, что происходило в гимназии, зеркально отражалось и в Швамбрании. Когда случилась революция 1917 года и в Покровске была образована Единая трудовая школа, то в Швамбрании тоже начались волнения, капитан Кейс Аделяр поднял мятеж, скинул царя Бренабора и объявил счастливое будущее для всех швамбран.

Однако реальность оставляет мальчикам Леле и Оське все меньше времени для игры в Швамбранию, нужно налаживать новую жизнь в Покровске, родном городе. Братья переселяют вымышленную страну в заброшенный дом за городом, где пытаются поддерживать существование швамбран на достойном уровне. Однако после того как бродяга Кириков, беспробудный пьяница, назвал самогон "эликсиром Швамбрании", наступило разочарование, и Лелик с Оськой решают покончить с выдуманной страной навсегда. Они зовут революционно настроенных активистов, заброшенный дом разбирают на дрова и Швамбрания перестает существовать.

Кончина писателя

Лев Кассиль пропускал все, что происходило в СССР через себя, и хорошее, и плохое. Трагедия расстрелянного в 1937 году брата, несправедливость на местах, детская неустроенность, беспризорщина - все это накладывало свой отпечаток на судьбу писателя.

Кассиль был страстным футбольным болельщиком, часто вел репортажи с матчей. 21 июня 1970 года писатель был дома и смотрел телепередачу финальной игры на первенстве мира. Играли команды Бразилии и Италии, чемпионом мира стала Бразилия. Писатель переволновался, сердце не выдержало. Похоронили Льва Кассиля на Новодевичьем кладбище.



Писатель и сценарист
Лауреат Государственной премии СССР (1951)





Лев Кассиль родился 10 июля 1905 года рядом с рекой Волгой в Покровской слободе, после революции переименованной в город Энгельс.

Отец Льва Кассиля, Абрам Григорьевич, был врачом. Мама, Анна Исааковна, — музыкантом. Лев Кассиль начал учиться в гимназии до революции, а заканчивал обучение при советской власти в Единой трудовой школе (ЕТШ).

Его детские мечты были вполне мальчишечьи: он хотел быть извозчиком, потом кораблестроителем пароходов типа «самолёт», и натуралистом. В 1923 году, окончив ЕТШ, за хорошую общественную работу в библиотеке-читальне Кассиль получил от обкома партии командировку в высшее учебное заведение, и поступил в Москве на физико-математический факультет Московского государственного университета по специальности «аэродинамический цикл», но примерно к третьему курсу фактически стал профессиональным литератором — московским корреспондентом газет «Правда Востока» и «Советская Сибирь», сотрудником газеты «Известия» и журнала «Пионер».

В 1927 году Кассиль был привлечен Владимиром Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ», в конце 1920-1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер», выступал в газете «Известия» с очерками, среди которых были очерки о «челюскинской» эпопее О.Ю.Шмидта, о полете стратостата «СССР», об успехах советской авиации, и многие другие. Тогда же вышли в свет первые книги Кассиля для детей: научно-популярные очерки «Вкусная фабрика» в 1930 году, «Планетарий» в 1931 году, «Лодка-вездеход» в 1933 году и принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы 20 века автобиографические повести «Кондуит» в 1930 году и «Швамбрания» в 1933 году. В 1935 году оба эти произведения были объединены в одну книгу.



Изображая в них события Первой мировой войны и Февральской и Октябрьской революций 1917 года, Кассиль с большим остроумием показал жизнь двух маленьких мальчиков-братьев в семье и вне дома, ломку старой гимназии и первые годы становления советской «единой трудовой» школы. Повествование велось от первого лица, детское сознание главных героев прорывалось из повседневности и скучного царства взрослых в романтический мир выдуманного «Великого Государства Швамбранского», в котором автор наделял персонажей страстью к путешествиям и приключениям, и жаждой справедливости.

«Здравствуйте, — говорили Кассилю дети на улице, — мы вас знаем. Вы этот… Лев Швамбраныч Кондуит».

При этом, став писателем, Кассиль не стал кабинетным человеком.



Он вёл новогодние ёлки в Колонном зале Дома Союзов и праздничные радиорепортажи с Красной площади, комментировал футбольные матчи, работал специальным корреспондентом на олимпийских играх, плавал вокруг Европы, ездил по Италии с лекциями о Маяковском, возглавлял объединение московских детских и юношеских писателей, преподавал в Литературном институте, неизменно открывал Неделю детской книги и чуть ли не ежедневно выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, санаториях, пионерлагерях — по всей стране. При таком уплотнённом распорядке дней он написал своё собрание сочинений, и каждые год-два у него выходила новая книга.



Глубокое знание интересов, увлечений, вкусов, нравов, языка и манер, всей системы ценностей молодежи его времени определили тематику и стиль его произведений. Кассиль тяготел к реальному бытописанию, а в нем - к изображению людей «экстремальных» профессий: спортсменов, летчиков, художников и актеров.



Роман «Вратарь Республики», написанный в 1938 году, отразил страсть писателя к футболу. «Ход белой королевы» был посвящен лыжному спорту, «Чаша гладиатора» - жизни циркового борца и судьбам русских людей, оказавшихся после 1917 года в эмиграции. В книге «Черемыш, брат героя» шел рассказ о мальчике - однофамильце героя-летчика. В «Великом противостоянии» главная героиня Сима сталкивалась с режиссером Расщепеем, проходила пробы и попадала в мир кино. На фоне съемок фильма Сима взрослела, знакомилась с замечательными людьми. «Ранний восход» - документальное повествование, посвященное светлой и короткой жизни начинающего художника Коли Дмитриева.



Следом за «Швамбранией» Лев Кассиль придумал еще две страны - «Синегорию» и «Джунгахору», которые описал в книгах «Дорогие мои мальчишки» и «Будьте готовы ваше Высочество!», объединенных позднее в сборник «Три страны, которых нет на карте».

Кассиль написал много рассказов, посвященных Великой Отечественной войне. Он обладал огромным опытом военного корреспондента. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!» были построены как дружеский разговор с ребенком о насущном и важном. Им были написаны книги о Маяковском, Циолковском, Чкалове и Шмидте.



Как-то один читатель среднего школьного возраста спросил его: «А это значит, про чего мы сейчас обсуждали, вы всё сами написали? Здорово. Сейчас, как домой приедете, ещё про что-нибудь напишете? Да?».

В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Брат Льва Кассиля - Иосиф заведовал литературным отделом газеты «Коммунист», был доцентом института механизации сельского хозяйства и секретарем саратовского областного отделения Союза писателей СССР. После опубликования в альманахе «Литературный Саратов» повести Иосифа Кассиля «Крутая ступень» предварительным судебным следствием установлено, что: «Иосиф Кассиль с 1933 года является активным участником антисоветской террористической диверсионно-вредительской организации правых, действовавших в Саратовской области, и входил в группу, созданную Касперским, по заданию последнего проводил вредительскую работу на литературном фронте путем протаскивания в литературу антисоветских троцкистских установок и клеветнических измышлений в отношении руководителей ВКП(б) и советского правительства...» (Владимир Владимирович Касперский - бывший редактор газеты «Коммунист», арестованный на два с небольшим месяца ранее Кассиля).

Приговором была высшая мера уголовного наказания с конфискацией всего принадлежащего Иосифу Кассилю имущества. Он был окончательным, обжалованию не подлежал и на основании постановления ЦИК СССР от 12 января 1934 года должен быть приведен в исполнение немедленно. Его супруге, Зинаиде Петровне, студентке последнего курса института механизации сельского хозяйства, предложили отречься от мужа - «предателя народа, шпиона» и т.д. Она отказалась, заявив (из письма дочери Иосифа Абрамовича), что «ее муж - честнейший коммунист, и в клевету на него она не поверит никогда». После этого ей дали возможность «защитить диплом» в местах не столь отдаленных, куда направили на 8 лет. И она отсидела их от «звонка до звонка».

21 июня 1970 года Лев Кассиль отметил в дневнике: «Приглашают поехать почётным гостем в Ленинград на IV Всесоюзный слёт пионеров. Вряд ли смогу… Сил нет. Записал по радио обращение к участникам слёта». Через несколько часов Кассиль умер.



Лев Кассиль был похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 2005 году о Льве Кассиле был снят документальный фильм «Швамбранский адмирал. Лев Кассиль».







Текст подготовил Андрей Гончаров


Интервью с сыном писателя Владимиром Кассилем.

- Часто писатели, пишущие веселые книги, в жизни угрюмы, замкнуты, меланхоличны. Каким был Лев Кассиль?

- Он был очень веселым человеком, особенно в молодые годы. Вокруг него все время были люди - они шутили, разыгрывали друг друга, иногда довольно остро, рассказывали друг другу фантастические истории с вытаращенными глазами. Я это все очень хорошо помню. Известна история о том, как то ли в редакции "ЛЕФа", то ли дома у Маяковского шел спор, как назвать рубрику. Маяковский в это время вышел в другую комнату, а Льву Абрамовичу пришла в голову удачная мысль, и он дал название. Все закричали: "Молодец! Молодец!" А Кирсанов сказал: "Одного Кассиля ум одолел консилиум". Лев Абрамович по молодости лет побежал похвастаться Маяковскому, на что тот, ни секунды не думая, произнес: "Мы пахали, мы косили, мы нахалы, мы Кассили", - и снова ушел. Отец, страшно обиженный, вернулся к Кирсанову, а тот ответил: "Не найдя, кого осилить, вы напали на Кассиля". (Смеется.) И это не единственный эпизод, так было постоянно. В нем все время что-то кипело. Если он чем-то увлекался, то с безудержной силой: от коллекционирования авторучек до изучения астрономии.

- В автобиографии он пишет, что по-настоящему начал писать в день похорон Ленина. Это просто риторика или Кассиль был настолько политизированным?

- Лев Абрамович неоднократно рассказывал о том, как в тот день ходил по Москве, замерз, упал, его отогрели возле костра. Он никогда не увлекался политикой чрезмерно, но, как и все молодые люди того времени, он очень верил в то, что происходит, и с огромной надеждой проживал первые революционные годы. Посмотрите, какой всплеск творчества был в 1920-е годы в Советской России. Потом это было все задушено, позже. А назвать его политизированным мне трудно, потому что он никогда не участвовал ни в каких политических кампаниях всерьез, он не был членом партии, в его книгах ни разу не упоминаются такие имена, как Сталин.

- Лев Кассиль пишет, что, когда он попал к Маяковскому в журнал "Новый ЛЕФ", тот сильно на него повлиял. Насколько тесным было общение?

- Достаточно тесным, учитывая разницу в возрасте - Маяковский был сильно старше. А потом, Маяковский был человеком, который не очень к себе подпускал, не допускал ни амикошонства, ни скоропалительной дружбы. Если он дружил, то это было надолго, но и ссорился надолго. Я думаю, сам его характер оказал большое влияние на моего отца, и он часто вспоминал Маяковского и до конца своих дней считал его своим учителем. Это было соприкосновение с абсолютно новым пластом культуры. Если взять журнал "Новый ЛЕФ", то его страшно интересно читать, потому что там публиковались интереснейшие эссе, например спор Шкловского с Львом Толстым по поводу "Войны и мира". В искусство пришло много молодежи. Ведь "левацкий загиб" Маяковского - "Сбросить Пушкина с корабля современности" - во многом носил иронический характер, но он был не зря. И Лев Абрамович попал в эту струю.

- Тогда же он о детской литературе не задумывался - почему в результате решил стать детским писателем?

- Не знаю. Он никогда этого не объяснял, хотя при мне ему задавали это вопрос. Он говорил, что дети сами выбрали его книги. Первая его книга "Кондуит и Швамбрания" сразу попала в руки детям. Она подвергалась серьезной критике и много лет была под полузапретом, не переиздавалась, а дети ее сразу охотно приняли. Она же о детстве, об отношениях ребенок - взрослый, ребенок - власть, и, когда перечитываешь "Швамбранию", многие ее страницы абсолютно актуальны.

- Как он попал в "Известия"?

- Я думаю, что по рекомендации либо Маяковского, либо кого-то из его окружения, может быть, Брика. Но Маяковский действительно очень настойчиво направил Льва Абрамовича в журналистику. Он писал кучу репортажей, статей, фельетонов. Некоторые из известинских фельетонов имели очень широкий резонанс. Они даже были собраны в книжку под названием "Щепотка Луны" 1937 или 1938 года издания. "Щепотка Луны" - потому что во время одного из своих заданий он подружился с Циолковским. Тот называл его "мой литературный рыцарь", он много писал о Циолковском, переписывался с ним, к сожалению, все письма погибли. И романтическая идея, что можно выйти в космос, долететь до Луны, Льва Абрамовича страшно увлекала. Слава богу, он дожил до момента, когда человек высадился на Луну.



- При таком графике как он выбирал время, чтобы писать?

- Он все время жаловался на нехватку времени. Ведь кроме всего прочего у него еще были выступления. Он очень любил контактировать с детьми, выступал в школах, библиотеках, бог весть где. Я помню, как во время войны они с Агнией Львовной Барто, хотя я был совсем маленьким, взяли меня на выступление, которое проходило в нетопленом зале какого-то большого завода. Все сидели в шубах, а они выходили в пиджаках, платьях. Так поступали и Чуковский, и Михалков, и Маршак. Они все любили общаться с детьми.

- А меж собой дружили?

- С Барто была очень большая дружба, хотя они всю жизнь были на вы. Лев Абрамович называл ее "Бартошенька", они очень часто перезванивались, вместе выступали. Очень дружили с Михалковым на протяжении многих лет, хотя Сергей Владимирович моложе. Они вместе много ездили, написали книгу "Европа - слева!" Отец дружил с Маршаком, но Маршак был старше Льва Абрамовича, так же как и Корней Чуковский, и отец относился к ним с большим пиететом. В дневниках Чуковского он неоднократно упоминается с большой симпатией, хотя далеко не все там поминаются добрыми словами.

- Судя по "Вратарю республики", "Пекиным бутсам", ваш отец был заядлым футбольным болельщиком...

- Правда. Он до конца своих дней хранил верность одному футбольному клубу - "Спартаку". Я помню, был период, когда у "Спартака" были большие сложности, они, кажется, даже вылетели из Высшей лиги - это было великое несчастье. Кроме того, он был комментатором: они начинали вдвоем - Кассиль и Синявский. Он часто ходил на футбол, болел невероятно. Вокруг него сразу начиналось какое-то движение, крики, вопли, завязывались споры с незнакомыми людьми. Это было особое дело - смотреть на отца на трибуне стадиона. Он был знаком со многими футболистами. К нему хорошо относились Всеволод Бобров - еще до того, как он стал хоккеистом, - знаменитый вратарь Лев Яшин. Он помогал футболистам из «Динамо» написать книгу об их поездке в Англию. Она называлась "19:9" - забили 19 голов, пропустили 9.





10 июля 1905 года - 21 июня 1970 года

Советская литература

Лев Абрамович Кассиль

Биография

Лев Абрамович Кассиль (1905−1970) - прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.

В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 году в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.

В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»), в конце 1920−1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер», выступал в газете «Известия» с очерками («Ледовый комиссар» - о «челюскинской» эпопее О. Ю. Шмидта, «Поднят потолок мира» - о полете стратостата «СССР», «Искусство удивляться» - об успехах советской авиации, и т. п.). Тогда же выходят в свет первые книги Кассиля для детей: научно-популярные очерки «Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933) и принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века автобиографические повести «Кондуит» (1930) и «Швамбрания» (1933; в 1935 году объединены в одну книгу). Изображая здесь события Первой мировой войны и Февральской и Октябрьской революций 1917 года через призму восприятия детей из семьи среднего интеллигентного (и в духе времени не чуждого симпатиям к антимонархическому радикализму) круга, Кассиль с неиссякаемым остроумием показывает жизнь двух маленьких еврейских мальчиков-братьев в семье и вне дома, ломку старой гимназии и первые годы становления советской «единой трудовой» школы.

Цементирующим же началом этого повествования, ведущегося от первого лица, является не столько сюжетная канва, сколько процесс прорыва детского сознания из будней повседневности, скучно-«правильного» царства взрослых в романтический мир выдуманного «Великого Государства Швамбранского», в описании которого сказалась и свойственная возрасту страсть к путешествиям и приключениям, и жажда справедливости, и определенный социальный опыт, в т. ч. негативный.

Глубокое знание интересов, увлечений, вкусов, нравов, языка и манер, всей системы ценностей современной ему молодежи, тяготения к реальному бытописанию, а в нем - к изображению людей «экстремальных» профессий (спортсменов, летчиков, художников, актеров и т. п.), определили тематику (и стиль) произведений Кассиля, написанных для детей и юношества: романы «Вратарь Республики» (1938), отразивший, в числе прочего, не охладевающую у писателя на протяжении всей жизни страсть футбольного болельщика; «Ход белой королевы» (1956), посвященный шахматному спорту; «Чаша гладиатора» (1960) - о жизни циркового борца и судьбах русских людей, оказавшихся после 1917 года в эмиграции; повести «Черемыш, брат героя» (1938), «Великое противостояние» (ч. 1−2, 1941−1947), передающей процесс духовного взросления «незаметной» девочки Симы Крупицыной, благодаря мудрому человеку и выдающемуся режиссеру неожиданно открывшей в себе талант не только и не столько актрисы, сколько незаурядной и сильной личности; «Дорогие мои мальчишки» (1944) - о детях, в годы войны заменивших в тылу отцов; «Улица младшего сына» (1949, совместно с М. Поляновским; Государственная премия, 1951), рассказавшая о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина; «Ранний восход» (1952) - также документальное повествование, посвященное светлой и короткой жизни начинающего художника Коли Дмитриева, трагически погибшего от рук религиозного фанатика в возрасте 15 лет; «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1964), посвященная жизни в интернациональном и равноправном для всех советском пионерском лагере; «Так было» (1970, совместно с М. Поляновским).

Кассиль оставил также рассказы, многие из которых посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т.ч. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»), публицистические книги, построенные как дружеский разговор с ребенком о насущном и важном («Твои защитники», 1942, - об армии и борьбе с фашизмом; «Про жизнь совсем хорошую», 1959, - о строительстве прекрасного коммунистического «завтра» в советской стране), книги о творчестве («Дело вкуса», 1958), о близких ему писателях («Маяковский - сам», 1940; «Сергей Михалков», 1954) и о др. выдающихся современниках (К. Э. Циолковском, В. П. Чкалове, О. Ю. Шмидте - в книгах «Люди нового века», «Человек, шагнувший к звездам», обе 1958), литературно-критические очерки о А. Гайдаре, М. Ильине, А. Алтаеве и др., автобиографические заметки («Вслух про себя»). Совместно с С. В. Михалковым издал не лишенную послевоенной политической эйфории книгу путевых очерков «Европа - слева! По маякам пятнадцати стран» (1947).

В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.

Кассиль Лев Абрамович родился 27 июня (10 июля) 1905 годав Покровской слободе Саратовской губернии (сейчас город Энгельс). Отец был врачом, а мать преподавала музыку, но позднее тоже стала врачом. В детстве Лев Абрамович мечтал стать извозчиком, кораблестроителем и даже не мечтал о литературной деятельности.

Свое образование получил в гимназии, после революции гимназия стала называться Единая трудовая школа. В Покровской детской библиотеке-читальне Кассиль организовал для детей рабочих различные кружки. Занимался изданием рукописного журнала, где сам был редактором и художником.

После окончания гимназии, из-за отличной учебы и активной общественной деятельности, Лев Абрамович получил направление в ВУЗ.

В 1923 г. он поступает в Московский университет на физико-математический факультет. Кассиль очень много читал русскую классику. На третьем курсе начал увлекаться литературной деятельностью. В 1925 г. был напечатан его первый рассказ.

В 1927 работал в журнале "Новый ЛЕФ", куда его привел В. Маяковский. В 1930 начал сотрудничать с журналом "Пионер". В этот же год Кассиль публикует свои первые научно-популярные рассказы для детей: «Вкусная фабрика», «Планетарий», «Лодка-вездеход». Эти произведения принесли ему славу великого детского литератора и читательскую любовь.

В 1937 и с 1941 по 1943 годы был редактором журнала для детей "Мурзилка".

Во время Великой Отечественной Войны Кассиль занимался активной творческой деятельностью. Выступал по радио, в школах, на предприятиях, в воинских частях.

В 1947 по 1948 гг. был председателем комиссии по детской литературе СП СССР. Кассиль является автором идеи проведения Недели детской книги.

Лев Абрамович жил в Москве. Был дважды женат. От первого брака есть два сына, а от второго дочь.

В 1951 г. Кассиль был награжден Сталинской премией третьей степени.

В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Скончался Кассиль Лев Абрамович 21 июня 1970 года от сердечного приступа в городе Москва во время просмотра футбольного матча. Был похоронен на Новодевичьем кладбище. В городе Энгельс есть Дом-музей Кассиля, в честь его названа улица и сквер, где ему установлен памятник.