Чем отличается классицизм от романтизма в литературе. Просвещение и романтический классицизм. Понимание прошедших эпох

В мире на сегодняшний день существует более 2,6 млн. городов, население которых может исчисляться десятками миллионов жителей, а может не превышать и двадцати горожан. В мировом рейтинге самых заселенных городов Россия находится на одиннадцатом месте с 12,3 млн. человек, проживающими в Москве. Первые же десять мест распределились между такими странами как КНР, Индия, Пакистан, Нигерия, Турция, Япония.

1. Чунцин

Первое место в рейтинге самых больших городов по населению в мире занимает Чунцин, имеющий показатели 53,2 млн. человека и площадь 82,4 тысячи км 2 . Располагается населенный пункт, по количеству жителей и территории значительно опережающий все остальные города, в Китае на месте слияния рек Янцзы и Цзялинцзян, всего через город с пригородами протекает около восьмидесяти рек. Длина города составляет 470 км при ширине 450 км. Урбанизированная зона Чунцина занимает 1473 км 2 . В состав города входят 26 районов, 8 уездов и 4 автономных округа.

2. Шанхай

Второе место среди самых больших городов по численности населения также занимает китайский город, которым является Шанхай. На площади 6,34 тысячи км 2 проживает 24,152 млн. человек. Расположенный в восточной части страны в дельте реки Янцзы город является крупным морским портом и важнейшим культурным и финансовым центром государства. Шанхай делится на 17 районов, к востоку от города располагается Восточно-Китайское море. Экономическое развитие этого населенного пункта осуществляется по уникальной системе, включающей несколько выделенных зон роста, соответствующих определенным сферам промышленности, торговли или науки.

3. Карачи

Третью позицию в рейтинге самых больших городов занимает Карачи, портовый город в Пакистане с численностью населения 23,5 млн. человек. В стране является важным банковским и промышленным центром, значимо влияя на экономическое развитие государства. Площадь города занимает 3530 км 2 . Карачи – крупнейший образовательный центр Южной Азии. Населенный пункт находится на побережье Индийского океана, в частности, Аравийского моря. Город относится к провинции Синд и имеет трехуровневый принцип деления, в его состав входит 18 техсилов.

4. Пекин

Столица КНР Пекин с населением 21,7 млн. человек занимает четвертое место в мире по количеству жителей. Площадь территорий исчисляется 16,8 тысячи км 2 . Для Китая город имеет важнейшее политическое, культурное, транспортное значение. Административное деление предусматривает наличие 14 регионов и 2 уездов. Архитектура Пекина имеет причудливое смешение стилей, включая слияние застройки 50-х годов с новейшими небоскребами с футуристичным внешним видом. Богатая история города сделала его мировым туристическим центром с непрекращающимся ростом потока иностранных туристов.

5. Дели

Расположенный на севере Индии на реке Джамна город Дели с населением 16,3 млн. человек занимает пятую позицию рейтинга. Населенный пункт отличается своим многонациональным составом и смешением культурных традиций. Экономика города полностью зависит от деятельности различных этнических слоев. В Дели находится более 60000 памятников, имеющих мировую значимость. Площадь города занимает 1483 км 2 , территория разделена на три городских корпорации. Дели имеет девять округов, в каждый из которых входит три района. Город является национальным столичным регионом.

6. Лагос

Самый населенный город Нигерии Лагос является шестым по численности населения в мире. Имея количество граждан 15,1 млн. человек, населенный пункт признан самым большим в Африке. До 1991 года город с площадью 999,5 км 2 был столицей Нигерии. Лагос имеет сложное размещение, занимая территории островов и побережья Атлантического океана. Город включает в себя 16 территорий местного самоуправления, практически полностью занимая одноименный штат. Почти 50 процентов нигерийской промышленности приходится на данный населенный пункт, город признан центром национальной киноиндустрии.

7. Стамбул

Седьмое место в мире по численности населения занимает Стамбул, количество жителей которого составляет 13,8 млн. человек. Важный культурный и промышленный центр Турции, крупный порт страны располагается на берегах пролива Босфор. Площадь населенного пункта занимает территорию 5343 км 2 . Город расположен в Европе и Азии, на территории первой находятся два городских района, во второй – 35 районов. Большая часть жителей исповедует ислам, при этом горожане лояльно относятся к иностранным гражданам, неумышленно нарушающим религиозные традиции.

8. Токио

На восьмом месте в рейтинге больших городов мира находится Токио с 13,3 млн. жителей. Столица Японии имеет площадь 2,188 км 2 и располагается на острове Хонсю на побережье Тихого океана. Город является префектурой страны и имеет важнейшее экономическое, культурное и финансовое значение для государства. Токио занимает одно из ведущих мест в мире по показателям роста городской экономики. В состав города входят 23 специальных района, 26 городов, 1 уезд и 4 округа. Часть административных единиц Токио располагается на других островах.

9. Гуанчжоу

Расположенный на юге Китая город Гуанчжоу и административный центр провинции Гуандун с населением 13 млн. человек занимает площадь 7434 км 2 . Населенный пункт является крупным торгово-промышленным центром, морским портом Южно-китайского моря, а также городом с более чем 2000-летней историей. Административно Гуанчжоу разделен на десять районов и два уезда. Для экономического развития города значимое влияние оказывает туристическая отрасль, населенный пункт известен за границами Китая и пользуется популярностью у иностранных гостей.

10. Мумбаи

Десятое место рейтинга самых больших городов занимает Мумбаи. Населенный пункт, расположенный на побережье Аравийского моря, имеет численность населения 12,4 млн. человек. Площадь территорий превышает 600 км 2 . Мумбаи находится в западной части Индии и представляет собой важный международный транспортный центр и крупный морской порт. В жизни государства населенный пункт играет определяющее культурное и экономическое значение. Мумбаи состоит из двух частей, непосредственно города и предместья, административно которые разделены на 23 района.

Что означает для вас «большой город»? Миллион жителей, два, а может, десять или даже тридцать? Смотрите фотогалерею 20 самых больших городов мира по численности населения.

(Всего 20 фото)

1. На 20-м месте по численности населения находится Дакка - столица Бангладеш.

2. 19-е место занимает Буэнос-Айрес, в столице Аргентины живет 14,3 миллиона человек.

3. 18-е место: Калькутта - крупнейший город в Индии, в котором проживает 15,7 миллиона человек.

4. 17-е место: Каир - столица Египта - число жителей составляет 17,3 миллиона.

6. В Пекине проживает 16,4 миллиона жителей, что поместило столицу Китая на 15-е место в рейтинге.

7. 14-е место: Осака - в одном из крупнейших городов Японии проживает 16,8 миллиона человек.

8. Лос-Анджелес находится на 13-м месте по численности населения с 17 миллионами жителей.

9. Столица Филиппин - Манила - на 12-м месте среди самых больших городов мира с 20,7 миллиона жителей.

10. Индийский город Бомбей, в котором проживает 20,8 миллиона человек, занимает 11-е место в рейтинге.

11. На 10-м месте находится крупнейший город в Пакистане - Карачи. В нем живет 21,1 миллиона человек.

12. 9-е место: бразильский город Сан-Пауло, в нем проживает 21,1 миллиона человек.

14. 7-е место: индийский Дели - 23 миллиона жителей.

15. 6-е место по численности населения занимает мексиканская столица - Мехико - 23,2 миллиона жителей.

16. 5-й по численности населения город в мире - это Шанхай. В этом крупнейшем китайском городе проживает 25,3 миллиона жителей.19. На 2-м месте Гуанчжоу - самый большой китайский город, в котором живет 25,8 миллиона человек.

20. Самый большой город мира по численности населения - это Токио. В столице Японии проживает 34,5 миллиона человек. Токио - безусловный лидер в нашем рейтинге и еще долго таким останется.

Какой самый большой город в мире – определить не так просто, как кажется на первый взгляд. Как считать – по площади или по количеству населения? Если составить два списка, то они не совпадут. Да и что считать городом? Де-юре и де-факто тут не будет идентичности. Многие города разрослись, включив в свой состав более мелкие населенные пункты. Они стали агломерациями (бывают моноцентрическими – с одним центром и полицентрическими – с несколькими), то есть фактически одним большим городом, но формально считающимся скоплением относительно небольших городов. Разница порой столь велика – хоть за голову хватайся. Например, Нью-Йорк в существующих сегодня городских границах включает менее 8,5 миллиона человек, а в агломерации – почти 24.

По численности населения

Крупнейшие по численности города мира имеют как многовековую историю, так и относительно юный возраст. Тот же Нью-Йорк возник только в 17 веке, и его бурный рост на протяжении 19-20 веков связан с тем, что это был самый удобный в географическом отношении пункт по приему переселенцев из Европы. А, например, Лондон, который в 2043 году отметит свой 2-тысячелетний юбилей, численным ростом обязан статусу столицы Британской империи. По численности населения первая десятка городов выглядит так:

Ярким примером полицентрической городской агломерации является Манильская (Филиппины); численность населения города – около 1,7 млн человек, а в агломерации – 22,7. Причем столица является не самым крупным городом. Другой крупный город, входящий в агломерацию, – Кессон-сити – насчитывает 2,7 млн жителей. Агломерация юридически оформлена как Национальный столичный регион и, по сути, представляет собой один большой город, хотя по площади – 638,55 км 2 – уступает даже Москве до включения в ее состав некоторых районов Московской области. Что касается нашей столицы, то Московская агломерация делит 17-18 позиции с агломерацией японской Осаки, насчитывая 17,4 млн человек.

По площади

Если со списком крупнейших городов по численности населения разобраться сложно, так как разные источники дают разные цифры, то с площадью все значительно проще. Географические размеры городов зафиксированы точно и, в отличие от численности, не меняются каждый год. Правда, огромные площади не всегда соответствуют нашим представлениям о том, каким должен быть город. Часто в состав мегаполиса включают сугубо сельские территории. Наглядный пример – Новая Москва, в основном сельская территория, включенная в состав столицы для «разгрузки» мегаполиса. Вот список крупнейших городов мира по площади:

Неудивительно, что самый большой в мире город по площади – Сидней – находится в Австралии. Эта страна-материк площадью 7,7 млн км 2 насчитывает всего 23,2 млн человек. А численность населения Сиднея – только 4,8 млн. Свободной земли в стране много, есть где развернуться. Для сравнения: плотность населения Австралии составляет 3,1 человека на квадратный километр, а России, где также много свободных земель, – почти втрое выше – 8,39 человека на квадратный километр.

Не исключено, что список самых больших городов мира по численности населения изменится, причем в самом недалеком будущем. Бурный рост населения Южной и Юго-Восточной Азии вкупе с непрекращающимся процессом урбанизации вызывает быстрое увеличение численности находящихся в этих странах мегаполисов. Страны, где, вероятнее всего, могут появиться новые города в списке самых крупных, – Индия и Пакистан. А вот Китай, скорее всего, сюрпризов не преподнесет, так как политика государства по снижению темпов роста численности населения принесла свои плоды, и рождаемость в Поднебесной империи едва восполняет естественную убыль.

Введение

В XIX веке живопись шире и глубже других видов изобразительного искусства решает сложные и актуальные мировоззренческие проблемы, играет активную роль в общественной жизни, будучи часто связанной с социальными и национально-освободительными движениями; важное значение в живописи XIX века приобрела острая критика социальной действительности. В то же время на протяжении всего XIX века в живописи официально культивировались далекие от жизни академические каноны, отвлеченная идеализация образов, возникли натуралистические тенденции, игнорировавшие самостоятельную экспрессию выразительных средств живописи. В борьбе с рационалистичностью и отвлеченностью официальной салонно-академической живописи складывается живопись романтизма с ее эмоциональным накалом, активным интересом к драматическим событиям истории и современности, показом сильных человеческих страстей, энергией живописного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.

В связи с этими тенденциями, рассмотреть творчество представителя сразу двух этих стилей, русского живописца Карла Брюллова, явилось актуальным.

Объект исследования - стили классицизма и романтизма в искусстве.

Предметом исследования является творчество Карла Брюллова.

Цель исследования состоит в выявлении и описании классического и романтического сочетания стилей в его творчестве.

Задачи исследования:

1. Произвести теоретический анализ по теме исследования.

2. Сопоставить существующие стилевые направления.

3. Охарактеризовать творчество Карла Брюллова.

4. Выявить и проанализировать точки соприкосновения двух направлений в произведениях художника.

Методологическую основу работы составляют труды М. Аленова, Э. Ацаркиной, Т.В. Балицкой, И.Н. Бочарова и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (11 наим.), приложения.

Глава 1 посвящена описанию характерных признаков классицизма и романтизма в живописи.

Глава 2 посвящена основным этапам деятельности Карла Брюллова. В разделе 2.1 рассматривается этап обучение художника классическому искусству в Академии художеств. В разделе 2.2 прослеживается возникновение итальянского жанра в творчестве Карла Брюллова. В разделе 2.3 описывается портретная живопись.

Глава 3 посвящена выявлению гармоничного сочетания художественных течений на примере работ живописца.

В заключении представлены итоги исследования.

Классицизм и романтизм в живописи

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 века, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Изобразительное искусство отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.

Романтизм (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma - Рим) - одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления.

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное. Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений.

Живопись, как выразительница господствующих понятий об искусстве, во всех странах переживала различные периоды, меняя свое направление. Но нигде не характеризовалась история живописи так определенно, как во Франции в различные эпохи, в зависимости от жизни и стремлений современного общества. В прошедшем и нынешнем столетиях несколько различных стилей сменяют во Франции друг друга после более или менее продолжительной борьбы между двумя направлениями -- предшествующим и его сменяющим. Такая борьба не была только безмолвным состязанием между картинами на выставках, но сопровождалась горячими обсуждениями в печати, волновала общество и изменяла его взгляды на отношения искусства к действительности.

Классицизм, как один из наследников античности, само собой, относил к высокому жанру картины, которые были написаны на исторические и мифологические сюжеты. В них довольно четко прослеживается драматизм, пожертвование своими личными интересами ради общего блага.

Романтизм не имел определенных, ограничивающих и стесняющих правил, индивидуальность художников была настолько свободна, что некоторые из них даже известны только виртуозностью, другие брали сюжетом сцены просто из произведений новейших модных писателей и жили чужим вымыслом, во что бы то ни стало.

брюллов живопись классицизм романтизм

Классицизм и романтизм – направления в литературе и искусстве. Каждому из них присущи свои принципы и средства художественной выразительности. Выясним, чем отличается классицизм от романтизма, сравнив их характерные особенности.

Общие сведения

Классицизм исторически пришел на смену барокко. Его эпоха охватывает больше чем 150 лет. Своим рождением в XVII веке классицизм обязан французским писателям и поэтам. Ведущими представителями этого направления стали Франсуа де Малерб, Пьер Корнель, Мольер и другие. В России классицизм развился поздней – в XVIII веке. М. Ломоносов, Д. Фонвизин, А. Кантемир – имена знаменитых русских классицистов.

Российский и западноевропейский классицизм базировались на одних и тех же принципах, но в произведениях отчетливо прослеживается определенная специфика. В частности, западноевропейские классицисты опирались на искусство античности, считая его идеальным эстетическим образцом, русские же писатели чаще обращались к национальной истории.

Первые объединения представителей другого направления – романтизма (предвестником в этом случае был сентиментализм) – стали создаваться в Германии в XVIII веке. Вскоре романтизм начал распространяться в других европейских странах (Англии, Франции), а затем дошел до США и России.

Среди знаменитых романтиков следует назвать Г. Гейне, В. Гюго, Дж. Байрона, В. Жуковского, К. Рылеева. Доминирующая роль романтизма в литературе длилась недолго – порядка тридцати лет, но его значение для мировой культуры огромно.

Сравнение

Прежде всего следует сравнить идейные установки каждого из направлений. Так, в основе классицизма лежит принцип рационализма. Разум главенствует и в общественной, и в личной жизни. Гражданский и нравственный долг стоит превыше эгоистических чувств и страстей. В произведениях классицизма разум и чувства составляют основной конфликт, и разум непременно одерживает победу.

Романтизм высшей ценностью признает внутренний мир, индивидуальность человека. В противостоянии «общество – личность» акценты смещаются в сторону личности, самодостаточной, чувствующей, жаждущей свободы. Романтизм изображает исключительные характеры и отчаянные (часто бунтарские) страсти. В нем присутствует культ природы, всего естественного.

Чтобы лучше понять, в чем разница между классицизмом и романтизмом, перечислим признаки того и другого направления, которые совершенно несхожи между собой. Для классицизма характерно следующее:

  1. Ценно только вечное. Важным является лишь существенное, типологическое, все случайное не имеет значения.
  2. Пирамидальная концепция. В каждом явлении есть центр – вершина «пирамиды», которой подчинено все «здание». К примеру, в отношении государства классицисты признавали таким центром разумную монархию, благодатную для всех граждан. Человек рассматривался как звено в пирамиде мироздания.
  3. Человек – это функция, важны его внешние деяния. К примеру, Петр I изображался как идеальный монарх, укрепляющий государство, заботившийся о его благе. А тому, что он был очень сложным и не во всем привлекательным человеком, значения не придавалось.
  4. В творчестве просматривается однолинейность характеров, присутствие в них одной доминирующей черты (смелость или трусость, благородство или коварность и т. д.). Каждый герой, в зависимости от его отношения к гражданскому долгу, четко характеризуется как положительный или отрицательный.
  5. Произведения построены по правилам строгости и логичности. Используется принцип трех единств: действие занимает не больше суток (единство времени), разворачивается в одном месте (единство места), представляет собой один конфликт с участием всех героев (единство действия).
  6. Иерархия жанров. Высокие жанры, такие как трагедия и ода, описывали грандиозные события, в которых принимали участие выдающиеся деятели, полководцы, монархи. Низкие жанры (комедия, басня) обрисовывали жизнь заурядных людей, высмеивали бытовые явления, некоторые черты характера.

Основные признаки романтизма:

  1. Отстранение героев от действительности по причине неудовлетворенности ею. Изображение картины мира, созвучной с идеалами автора. События могут происходить в мистическом прошлом, в будущем с переустроенным обществом, в потустороннем, фантастическом мире.
  2. Интерес к необычным личностям (благородный разбойник) и высоким страстям (роковая любовь). Герои – сильные, отчаянные натуры – могут жертвовать собой ради счастья ближнего или активно бунтовать против существующих условий жизни.
  3. Природная стихия противопоставлена цивилизации, которая часто предстает как заточение для свободной личности. События нередко происходят на фоне экзотических пейзажей, сельской местности.
  4. Эмоциональный, приподнятый тон произведений. Преобладание лирического начала.
  5. Замысловатая сюжетная схема: парадоксальные ходы, захватывающие тайны, непредвиденные развязки.
  6. Отличие классицизма от романтизма просматривается и в представленной жанровой палитре. Романтизм воплощен в романтической драме, по-особому сложенном романе, элегии, возвышенной поэме.