Пейзажные зарисовки в асе. Картины природы в повести И.С. Тургенева «Ася. Картины природы в повести Тургенева «Ася

Урок: Роль пейзажной зарисовки в повести И.С. Тургенева «Ася»
Цель: 1. Образовательная - расширить и углубить для учащихся понятие «пейзаж в
литературном произведении»;
2. Развивающая - формировать навыки анализа содержания художественного
текста;
3.Воспитательная - суметь увидеть красоту и одухотворённость природы,
оценить её влияние на внутренний мир человека.
Ход урока:
I. Слово учителя.
Мы заканчиваем разговор по творчеству И.С. Тургенева, подводим итоги бесед, споров по повести «Ася». Хотелось бы, чтобы важное замечание, сказанное на первом уроке о том, что писатель был человеком чутким к поэзии и красоте природы, не осталось незамеченным.
В повести «Ася» немало пейзажных зарисовок. Зная «золотое правило» единства художественного мира произведения, мы не можем не задаться вопросом: «Зачем писатель обращается к состоянию природы? Какую роль играют пейзажные зарисовки в повести «Ася»?

II. Сконцентрируем своё внимание на X главе повести. Прочитаем её. Она невелика.
(Подготовленный ученик читает главу наизусть).
- Не ошибаюсь ли я, называя данную главу пейзажной зарисовкой? Что такое пейзаж?
Утверждение, что X глава – пейзажная зарисовка, спорное. Но основное содержание главы посвящено описанию реки, неба, ветра, звёзд, пения соловья. Это соответствует определению пейзажа в литературном произведении.
На доске определение пейзажа.
Пейзаж (франц.) - (буквально – страна, местность) – картина природы, имеющая различное художественное значение. Пейзаж выступает частью всей изображаемой картины, соотносится с настроением действующих лиц.
Итак, вникнем в то, что изображает автор.
На что делается упор в описании природы?
- Река.
2) Что увидел Н.Н. на реке? Назовите конкретные слова.
- Царственная (эпитет) река; река понесла (олицетворение); тёмная, холодная глубина.
- Так ли река темна и холодна?
- Нет, в ней колышутся и дрожат звёзды, отражённые с небес.
«Тревожное оживление мне чудилось повсюду..». А это высказывание кажется совсем не о реке..
- Н.Н. облокотился на край лодки. Зачем?
- Вероятно, поближе рассмотреть состояние воды.
- Что же он увидел?
- Затронуто уже не столько зрение, сколько слух (шёпот ветра в моих ушах – олицетворение), тихое журчание воды за кормою. Также обострено обоняние, ощущение (свежее дыхание волны – и опять приём олицетворения). И всё. Ещё лишь упоминание о соловье, который запел на берегу.
- А что же дальше?
- Дальше до конца главы дано описание состояния самого героя. И только последнее предложение говорит о том, что «лодка всё неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклоняясь над вёслами».

III. Итак, пейзажная зарисовка невелика
- Что увидели мы, читатели?
- Небо, реку, отражение в реке.
- Пожалуй, перед нами обычная картина природы. Но так ли это для Н.Н.?
Докажите, что окружающая природа вызывает у него сильное волнение.
- «Глядя кругом я почувствовал тайное беспокойство на сердце..» «..но и в
небе не было покоя: испещрённое звёздами, оно всё шевелилось, двигалось,
содрогалось(олицетворение), «тревожное оживление мне чудилось повсюду – и
тревога росла во мне самом», «шёпот ветра в ушах, тихое журчание воды меня
раздражало, свежее дыхание волны не охлаждало меня»
- Герой абсолютно не спокоен, он очень взволнован, и поэтому совсем не случайно
следующее предложение: «Слёзы закипали у меня на глазах, но то не были слёзы
беспредметного восторга». Следом Н.Н. сам поясняет их причину. Как?
- « Что я чувствовал, было не то смутное, ещё недавно испытанное ощущение
всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она
понимает и всё любит Нет! Во мне зажглась жажда счастья Я ещё не смел назвать его по имени, - но счастья, счастья до пресыщения – вот чего хотел я, вот о чём томился»
- Что же происходит?
Герой фактически признаётся сам себе, оформляет в своём сердце возникшую неодолимую потребность – жажду счастья, счастья до пресыщения. И сам же уточняет, что это уже не то смутное, ещё недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний..»
Что же было создано автором такого, как он построил события, что у Н.Н. возникли такие движения души, оформилась такая мысль?
(Обратим внимание на начало главы)
- Где был и что делал Н.Н.?
- Весь день прошёл как нельзя лучше. Мы веселились как дети. Ася была мила и проста. Гагин радовался, глядя на неё. Я ушёл поздно.
Вывод: день был замечательный, насыщенный. Все остались довольны друг другом. В этой ситуации вполне может возникнуть то «ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит». Тем более, что именно в этот день произошло духовное сближение Н.Н. и Аси.
Во время пути домой в душе Н.Н. происходит качественная перемена – «в нём зажглась жажда счастья..»
- Что случилось по пути домой? Чем этот путь отличается от тех каждодневных путешествий, которые совершал Н.Н.?
- Н.Н. впервые не просто пересёк реку, а попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению.
- Удивительным оказалось движение по реке. Оно коренным образом изменило состояние героя. Что он увидел?
- Река предстала перед ним во всём царственном великолепии. Она ожила. Герою повсюду чувствовалось тревожное оживление. И тревога росла в нём самом.
- Почему возникла тревога? (высказывание о реке, что это – сама жизнь.
Жизнь всякого человека можно сравнить с рекой, начало коей ощутимо для всех;
дальнейший же бег её и её назначение, когда она змеёй извивается по широким плоскостям, может различить один только Всевидящий. Сольётся ли она с соседними реками, увеличивая их объём, или примет их в себя? Останется ли она безымянной речкой; будет ли она питать своими мелкими водами вместе с миллионами других речек и рек какую-нибудь великую реку? Или из неё образуется новый Дунай или Рейн и потоки вод её явятся вечной пограничной линией на земном шаре, оплотом и водным путём для целых государств и материков? Мы этого не узнаем; нам известно лишь одно, что путь её лежит в Великий Океан.. (Т. Карлейль).
Впервые Н.Н. не пересёк эту «жизнь», занимая привычную для него позицию стороннего наблюдателя. Он оказался в «гуще самой жизни» - на середине Рейна. Всё в этой жизни «шевелилось, двигалось, содрогалось». Жизнь полна событий, нет в ней спокойствия, предсказуемости, равновесия. Всё это и вызывает тревогу у Н.Н.
Но в то же время познать все эти сложности и противоречия бытия – это и значит прожить жизнь. Почувствовав, как всё движется и живёт кругом, Н.Н. и сам вдруг ощущает жажду счастья, жажду жить в полную силу. Таким образом, именно состояние природы помогает герою понять себя, сформировать мысль, которая станет, возможно, основой его дальнейших действий.
И последнее. Какова роль перевозчика в этом отрывке?
- Он помогает перебраться через реку.
- А если рассмотреть на символическом уровне, предполагая, что река – это сама жизнь, а лодка – это движение в ней одного человека?
Н.Н. не в состоянии править своей судьбой. Для этого он не приспособлен. А в момент движения лодки по реке перевозчик дремлет, наклонясь над вёслами. Значит, лодка (жизнь Н.Н.) течёт по реке (жизни в общем смысле) произвольно. Нет управления своей судьбой, нет цели. Отсюда возникает предположение о личностной несостоятельности Н.Н.
А на вопрос: сможет ли он перестроить свою жизнь, взять на себя ответственность за судьбу Аси, стать для неё опорой, её героем, мы можем дать, вероятно, лишь отрицательный ответ.
IV. Вывод.
Таким образом, пейзажная зарисовка, которой посвящена X глава, приобретает большее значение, выходя за рамки пейзажа и его роли в художественном произведении.
В тетради необходимо в ходе или в конце беседы сделать следующие записи:
Роль пейзажной зарисовки.
Утверждение огромного влияния животворящей силы природы на душевный мир человека.
Герой почувствовал полноту жизненных ощущений.
В душе героя оформляется жизненно важная мысль, которая может стать основой его дальнейших действий.
Предположение о несостоятельности героя в решении своей судьбы.
Данный урок является прикладным в базовой системе уроков по изучению повести И.С. Тургенева «Ася», поэтому домашнее задание предполагает переход к новому блоку уроков по творчеству другого писателя (например, подготовить сообщение по биографии).

Повесть И.С. Тургенева “Ася” посвящена любви. Любовь наиболее полно раскрывает человека. А показать внутреннее состояние человека помогает описание природы.

Описания природы занимают в повести очень большое место. Они не только настраивают читателя на тонкое сопереживание, но и сопровождают каждое настроение, каждое движение души его героев.

Действие повести происходит в Германии, на величественной и красивой реке Рейн. Это не случайно. Автор специально поместил героев в это место, чтобы создать романтическую обстановку.

В первой главе мы встречаем героя повести НН, страдающего по какой-то «коварной вдове». Но эти страдания его так неискренни, так ненатуральны, что это замечает даже сам герой.

“ Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока…”

Напротив, описание вечернего городка наполнены искренностью, живостью, которая противопоставлена фальшивой любви героя.

«Я любил бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого небо; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно…»

Во второй главе НН встречает Асю. Описание Аси соседствует с описанием чудесного пейзажа Рейна. Это как бы подтверждает все сказанное об Асе.

«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката».

Беседа НН с Асей и Гагиным, длившаяся целый вечер, тоже сопровождается романтическим пейзажем вечера, сначала раннего, потом постепенно переходящего в ночь.

«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь».

«Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно»

Тургенев говорит, что и переменчивый характер Аси очень близок к природе.

Описания гор, долин, мощного течения рек помогает автору показать сильную, безудержную любовь героини.

К пятой главе герой влюбился в Асю. С этого момента всё его внимание переключается на Асю, и он уже не замечает природу. Поэтому описания природы отсутствуют, даже когда НН сопровождает Гагина на зарисовку пейзажей.

Только к десятой главе, когда герой расстается с Асей, опять появляется описание природы. Герой плывет по «царственному» Рейну, но в его душе нет покоя.

«Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу – но и в небе не было покоя…».

Это сравнение предвещает печальный конец повести.

Роль пейзажа в повести заключается в том, чтобы мы лучше поняли силу чувств героев, состояние их душ. Чтобы мы поняли, как сложны и непонятны бывают чувства людей, и надо учиться их понимать, чтобы стать счастливым.

Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».

Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.

Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг.

«Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», – закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.

Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя.

Прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна.

Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини.

Лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.

    • Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта. Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые […]
    • Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. Т. Виныникова Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
    • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
    • Иван Сергеевич Тургений – известный русский писатель, подаривший русской литературе произведения, которые стали классикой. Повесть «Вешние воды» относится к позднему периоду творчества автора. Мастерство писателя проявляется главным образом в раскрытии психологических переживаний героев, их сомнений и поисков. В основу сюжеты положены отношения русского интеллигента, Дмитрия Санина, и юной красавицы-итальянки, Джеммы Розелли. Раскрывая на протяжении повествования характеры своих героев, Тургенев подводит […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
    • И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние […]
    • В 1852 году И.С.Тургенев написал повесть «Муму». Главный персонаж повести - Герасим. Он предстает перед нами человеком с доброй отзывчивой душой – простой и понятной. Такие персонажи встречаются в русских народных сказках и отличаются своей силой, рассудительностью и душевностью. Для меня Герасим - это яркий и точный образ русского народа. С первых строк повести я отношусь к этому персонажу с уважением и состраданием, а значит, я с уважением и состраданием отношусь ко всему русскому народу той эпохи. Всматриваясь […]
    • «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием. В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних […]
  • Цели урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий

    (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе повторения признаков однородных членов предложения; закрепление умения постановки знаков препинания при однородных членах.

    Планируемые результаты:

    1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и

    рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.

    операции анализа, сравнения, обобщения).

    3. Предметные: организовать поисково-исследовательскую работу учащихся по лингвистическому анализу литературного произведения;активизировать знания учащихся об однородных членах предложения; совершенствовать навыки общения, вовлечь в активную деятельность, формировать культурно-эстетические навыки, воспитывать внимательных читателей, чутких к художественному слову, любящих и понимающих природу.

    Тип урока: урок- исследование; интеграция русского языка и литературы

    Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

    Оборудование:

      Таблица “Функции пейзажа в литературном произведении”.

      Репродукции картин русских художников.

      Карточки-задания с примерами описания природы из повести “Ася”.

    Эпиграф:

    Человека не может не занимать природа, он связан с нею

    тысячью неразрывных нитей: он сын её!

    И.С.Тургенев.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    2.Актуализация знаний.

    И.С. Тургенев говорил: “Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!..” Эту связь с природой – “тысячью неразрывных нитей” - мы ощущаем постоянно на протяжении всей жизни: она и в смене времён года, и в строгой последовательности периодов человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, и во влиянии на физическое и психическое состояние человека, и в экологической обстановке, так грозно заявившей о себе в последнее время.

    Природу мы ощущаем и в особой гармонии музыкальных звуков, и в неповторимом колорите живописных полотен, и в лирических описаниях художников слова. Но не всегда мы, к сожалению, способны понять её, раскрыть свою душу навстречу её величию и красоте.Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в этом.

    2. Сообщение учащегося . С самого начала своего творчества, начиная с “Записок охотника”, И.С. Тургенев прославился как мастер пейзажа. Его пейзажные зарисовки не просто высоко художественны, натуралистически верны и подробны, но и всегда “не случайны” в тексте произведения. Кисть мастера - художника слова - удивительно талантлива. Разнообразны и неповторимы все комбинации изобразительно-выразительных средств языка, используемые писателем в пейзажных зарисовках. Пейзаж в его произведениях всегда играет совершенно определенную роль. Он то лирический, то социальный, то романтический, то психологический, когда внутренний мир героев воссоздается не прямо, а через отношение к природе. Вечна Жизнь и вечна Любовь, и вечна Природа, которая сильнее смерти

    Для И.С. Тургенева два слова: “Писать” и “Любить” останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо вместе с 40-летним мужем французом Виардо приезжает из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидает головокружительный успех, “всеобщее опьянение восторга”. Замечательно, что более чем через тридцать лет после первых встреч с Виардо, Тургенев начал одно из своих чудных стихотворений в прозе строками стихотворения поэта Метлева, с которым три десятилетия назад восхищался Полиной Виардо и ее бархатным изумительным голосом.

    Прежде чем мы начнём работу с текстом, послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева “ Как хороши, как свежи были розы…”.

    3. Чтение стихотворения “Как хороши, как свежи были розы…” - Скажите, что вы увидели или услышали? О чём это стихотворение? - Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль играет пейзаж в повести И.С.Тургенева “Ася”. Анализируя эти отрывки, мы повторим признаки однородных членов предложения и сделаем вывод об использовании однородных членов предложения в художественном тексте.

    4.Вопросы к учащимся:

    1) Что такое пейзаж? (Пейзаж - описание природы в художественном произведении.)

    2) Какова роль пейзажа в художественном произведении? (Фон, на котором развиваются события; помогает передать состояние героя.)

    3) С какой целью Тургенев вводит в повесть пейзаж? (Пейзаж в произведении является не просто фоном, на котором происходит развитие событий; природа помогает писателю передать внутреннее состояние героя; его переживания.)

    4) Как вы думаете, почему И.С. Тургенева называют мастером в создании пейзажа? (У Тургенева пейзаж психологический: с помощью описания природы писатель передаёт внутренний мир героя.)

    5. Поисковая деятельность. Работа с текстом. Задание.

    Найдите во 2 главе описание природы. Прочитайте первый отрывок, соблюдая правильную интонацию. Выпишите предложение с однородными членами и проанализируйте его по следующей схеме:

    а) подчеркните однородные члены;

    6) определите смысловые отношения между однородными членами;

    в) объясните постановку знаков препинания;

    г) составьте схему предложения.

    Первый отрывок.

    1) С обеих сторон, на уступах, рос виноград; солнце только что село, и алый топкий свет лежал на зеленых лозах, на высоких тычинках, па сухой земле, усеянной сплошь крупным и мелким плитняком, и на белой стене небольшого домика, с косыми черными перекладинами и четырьмя светлыми окошками, стоявшего на самом верху горы, по которой мы взбирались.

    Второй отрывок.

    Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката.

    2) Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля.

    3) Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха.

    4) Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте.

    Третий отрывок.

    5) День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом, ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.

    Гагин велел принести бутылку рейнвейна; мы её роспили не спеша. Музыка по-прежнему долетала до нас, звуки ее казались слаще и нежнее; огни зажглись в городе и над рекою. Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула, а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; я, однако, видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном.

    6) Наконец луна встала и заиграла по Рейну; всё осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском.

    7) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным, душистым теплом, повеяло от земли.

    Зачитайте другие картины природы. Что изобразил писатель?

    Какие изобразительно-выразительные средства использует Тургенев для описания природы?

    Что можно сказать об использовании в описании однородных членов?

    6.Работа с таблицей “Функции пейзажа в литературном произведении”.

    Функции пейзажа в литературном произведении.

    1) способствует созданию образа лирического героя;

    2) служит одним из средств создания местного колорита;

    3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

    4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

    5) является источником философских рассуждений писателя;

    6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

    7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

    8) может приобретать символическое значение.

    Какие из данных функций выполняет пейзаж в повести “Ася”?

    7.Физкультминутка.

    8.Задание для проверочной работы.

    Учащиеся получают карточки с заданием по русскому языку:

      вставить пропущенные знаки препинания,

      подчеркнуть основы предложений и однородные члены предложения.

      составить схемы предложений.

    Примеры предложений из текста для проверочной работы:

    1. Я спал дурно и на другое утро встал рано привязал походную котомочку за спину и объявив своей хозяйке чтобы она не ждала меня к ночи отправился пешком в горы, вверх по течению реки, на которой лежит городок 3.

    2. Я прошёл мимо куста где пел соловей я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и моё счастье.

    3. Впрочем, я старался о них не думать; бродил не спеша по горам и долинам засиживался в деревенских харчевнях мирно беседуя с хозяевами и гостями или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака, благо погода стояла удивительная.

    4. Шепот ветра в моих ушах тихое журчанье воды за кормою меня раздражали и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков.

    5. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на небо то на виноградники.

    6. Гагин добрался до знакомой уже мне долины присел на камень и начал срисовывать старый дуплистый дуб…

    7. Природа действовала на меня чрезвычайно но я не любил так называемых её красот необыкновенных гор утёсов водопадов…

    Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку. Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы. Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым... Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал...

    Я был счастлив.

    Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. – Разве я не влюблен?” Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул, как дитя в колыбели.

    Рефлексия:

    Как заканчивается 2 глава?

    Какие чувства испытывает герой?

    Как описание природы помогает передать состояние героя?

    Какие функции выполняет пейзаж в повести “Ася”?

    Каково значение пейзажа в литературном произведении? В чём своеобразие тургеневского пейзажа? (Своеобразие пейзажных картин Тургенева заключается в особой лиричности, задушевности, свойственной его писательскому стилю.)

    Домашнее задание. Подготовка к сочинению