Основы шаолинского стиля - Белый журавль - Боевая сила и цигун - Ян Цзюньмин

«Стиль журавля» — это общее название для нескольких стилей
китайских и тибетских боевых искусств. Популярные истории обычно
выводят происхождение стиля журавля из монастыря Шаолинь,
утверждая, что когда монах Цююэ (мирское имя — Бай Юнфэн) создал
«кулак пяти зверей», то одним из подстилей этого направления был
именно стиль журавля. Однако современные исследования показали,
что Бай Юнфэн создал не «кулак пяти зверей», а «кулак пяти
ступеней», а соотнесение отдельных ступеней с образами зверей и
птиц появилось гораздо позже.

Одной из разновидностей стиля журавля является «тибетский
журавль». Иногда его смешивают с ламацюань, но похоже что это
все-таки разные стили. О системе «тибетский журавль» известно
очень мало.
Китайский стиль журавля — это байхэцюань (кулак белого журавля).
Согласно легенде, когда в конце XVII века мастер Фан Чжангуан
переехал из провинции Чжэцзян в уезд Юнчунь провинции Фуцзянь, он
взял с собой и дочь — Фан Цинян. Фан Цинян часто наблюдала за
журавлями, и объединила журавлиные движения с теми знаниями
боевых искусств, которые ей передал отец. С тех пор этот стиль
стал распространяться, и в настоящее время им занимаются на юге
Китая, на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии.
Постепенно, в ходе практики и обработки материала разными
мастерами, из первоначального байхэцюань выделилось четыре
отдельных стиля: цзунхэцюань, минхэцюань, фэйхэцюань и шихэцюань.
Они хотя и близки друг другу благодаря общему происхождению, но
имеют и различия.
Во всех стилях журавля базой является комплекс саньчжань («три
войны»), в других написаниях — саньчжэн («три прямых»), саньцзянь
(«три стрелы»); в окинавском каратэ вариант этого комплекса
известен под названием санчин (справедливости ради отметим, что в
разных стилях журавля комплексы с одинаковыми названиями могут
довольно сильно отличаться друг от друга). Во всех стилях журавля
прорабатывают опускание ци в даньтянь, тренируют работу с
даньтянь. В бою требуют координировать внутреннее и внешнее,
использовать два вида усилия — «светлое» и «темное». Вообще,
стиль журавля считается довольно сложным, так как требуется
нарабатывать специальные виды усилия, без которых приемы в бою
бесполезны.
Для выведения противника из равновесия в байхэцюань используют
голову, плечи, локти, таз и колени. Hоги при постановке на землю
словно укореняются. Для эффективной защиты центра и мощного
проявления силы обе руки во время схватки держатся перед собой
локтями вниз, как если бы они были связаны в локтях веревкой.
Цзунхэцюань
————
В буквальном переводе цзунхэцюань означает «кулак
журавля-предка», и именно так его и переводят в русскоязычных
книгах по ушу низкого качества. Однако на самом деле иероглиф
«цзун» используется для записи звучания фуцзяньского диалектного
слова, отсутствующего в официальном китайском языке, и к смыслу
этого слова никакого отношения не имеет. Представьте собаку,
вылезшую на берег: она тут же начнет встряхивать и мотать
корпусом, стряхивая воду. Это движение называется «гоу цзун шэнь»
(«собака встряхивается телом»), а это усилие встряхивания —
«цзунцзин». Таким образом, правильный перевод слова цзунхэцюань —
«кулак встряхивающегося журавля». Еще одно название стиля —
сухэцюань (кулак ночующего журавля) — связано с тем, что в стиле
в бою предпочитают работу от контратаки.
Цзунхэцюань как раз и требует от своего адепта на тренировке
вырабатывать такое встряхивающееся усилие в руках, усилие
сталкивания, а также собирающе-расталкивающее усилие в ногах.
Особенности боевой техники цзунхэцюань таковы: видишь силу —
породи силу, видишь силу — измени силу, видишь силу — добудь
силу, видишь силу — откажись от силы. От рук требуют проработки
взаимопревращений пяти первостихий: металла, дерева, воды, огня и
земли. Особо прорабатывают «перешибающую руку», «перемещающую
руку», «пробивающую руку», «бросающую руку». В технике ног часто
используют «возвращающуюся ногу», «растаптывающую ногу»,
«сметающую ногу», прорабатывают: удар — продвижение, удар —
отступление, уклон — удар.
Основой цзунхэцюань является встряхивающееся усилие. В этом стиле
первые полгода ученик только натренировывал перемещения и
прорабатывал «встряхивание руками в позиции всажника». Зато
опытный боец в схватке мог только коснуться руками какой-либо
части тела противника — и противник словно пораженный
электрическим током либо падал на месте, либо отлетал на
несколько метров. Еще это усилие называют «усилие понимания»,
имея в виду, что в результате его натренировывания вырабатывается
феноменальная скорость реакции, стоит прикоснуться к противнику —
и уже можно реагировать на его движения.
Основные виды встряхивающегося усилия в цзунхэцюань — это
жесткое, мягкое, пустое, полное, продольное, поперечное и
диагональное. Hачинающий применяет в основном жесткое и
продольное усилия, позднее он становится способен применять
поперечное и диагональное, очень углубившийся — пустое, полное и
мягкое.
Считается, что если встряхивающееся усилие проявлено правильно —
перед ним ничто не может устоять: «Из десяти встряхиваний девять
неверны. Hастоящему встряхиванию не может противостоять даже
тысяча солдат».
В цзунхэцюань используются такие формы кистей рук, как «ладонь —
когти журавля» и «кулак — голова журавля». Комплексы цзунхэцюань:
саньчжань («три войны»), сымэнь («четверо врат»), саньдянь («три
точки» — при атаке идут удары по трем точкам), умэйхуа («пять
цветков сливы» — маршрут комплекса образует цветок сливы мэйхуа),
хэчи («журавль раскрывает крылья»), убу («пять шагов»). Самым
важным является тренировка саньчжань. Поговорка кулачного
искусства гласит: «яо сян цзунхэ хао — санчжань лимянь чжао»
(«действительно хочешь натренировать цзунхэцюань — ищи внутри
саньчжань»). Саньчжань — это база цзунхэ.
Минхэцюань
———-
Минхэцюань переводится как «кулак голосящего журавля». Метод
выброса силы здесь похож на метод из цзунхэцюань, но требуют,
чтобы при передаче усилия в руку в каждом суставе ощущалось
подрагивание, а когда усилие достигало ударной точки — следовал
ударный импульс, что называется «усилие в один цунь». При этом
следует выкриком помогать выбросу усилия, отчего и произошло
название стиля. Энергия здесь проявляется из физического тела, а
мысль используется для направления ци в мозг и поднятия
жизненного духа: «форма в качестве кулака, мысль в качестве
духа». При выбросе усилия сила идет от пятки.
В этом стиле для удара предпочитают использовать ладонь. Формы
кистей рук: «ровная ладонь» («ладонь с расставлеными пальцами»),
«свисающая ладонь» («крюк в тысячу цзиней»), «ладонь с двумя
выставлеными пальцами» («пальцы-ножницы»), «когти журавля»,
кулак, «кулак одной жемчужины» («кулак — глаз феникса»).
Комплексы: саньчжань («три войны»), да сымэнь («ударить по
четырем вратам»), эршиба бу («28 шагов»).
Фэйхэцюань
———-
Фэйхэцюань означает «кулак летающего журавля». В трактатах по
этому стилю сказано: «пронизывание — это как полет». Под
«пронизыванием» здесь понимается распростирание на большой
площади. В этом стиле в большей степени чем в прочих стилях
журавля уделяют внимание подражанию журавлю, движения
разворачиваются на большом пространстве. Используются «хлопающие»
удары руками подражающие движениям крыльев журавля, перепрыжки,
при вдохе поднимаются вверх, будто взлетая.
Используемые формы кистей рук: «ровная ладонь» («ладонь с
расставлеными пальцами»), «свисающая ладонь» («крюк в тысячу
цзиней»). В позициях стиля колени свернуты внутрь, что напоминает
журавлиные позы. Перемещения натренировывают на верхушках врытых
в землю столбов. Комплексы стиля: саньчжань («три войны»), сымэнь
(«четверо врат»), бабулянь («восемь шагов непрерывны»), эршиба сю
(«28 созвездий»).
Шихэцюань
———
Шихэцюань означает «кулак кормящегося журавля». Как сказано в
трактатах: «Прихватывать — это и означает кормиться». В этом
стиле часто используют пальцы, словно журавль берет пищу клювом —
отсюда и название. Другие названия стиля — чжаохэцюань («кулак
утреннего журавля»), бихэцюань (тоже можно было бы перевести как
«кулак встряхивающегося журавля», «би» — это опять-таки
специальное слово фуцзяньского диалекта, отсутствующее в
общекитайском языке). В стиле прорабатывают внезапность удара.
Используют «методы действий руками пяти первостихий», то есть
«руку металла» (удары запястьем согнутой в запястье кисти по
атакующей руке противника), «руку дерева» (вспарывание ладонью
наружу-вверх для отвода атакующей руки противника и немедленный
втыкающийся удар концами пальцев той же руки), «руку воды»
(накрывание руками изнутри наружу или снаружи внутрь атакующих
рук противника с немедленной контратакой), «руку огня» (толчок
двумя ладонями вперед) и «руку земли» (захват двумя руками
запястья атакующей руки противника с немедленной контратакой).
Комбинации приемов соответствуют взаимопорождению и
взаимоподавлению пяти первостихий.

Waltender 05-06-2006 04:58

Шаолинь-сы-цюань. В инете много всего навалено, но мешает эта
премудрая градация на подстили и вообще, как-то неживо. На форумы
кунгфу лазать неохота - чтобы выяснить один-единственный вопрос.

Итак. Интересна моторика стиля. Интересно, соответствует ли этому
стилю психотип, многократно описанный в лит-ре, как характер робкий и
замкнутный, интравертный, телосложение долговязое, астеничное,
особенности боевой техники - много круговых ударов ногами и т.д.

Буду очень благодарен за удобные для чтения информативные посты

False 05-06-2006 12:56

видете ли, шаолиньские стили, это такой сплав техник, методик обучения, а сам монастырь был таким плавильным котлом, что премудрая градация это единственная попытка хоть как то унифицировать и классифицировать все богатство шаолинь-цюань.
по стилю журавля - немного не ясен вопрос, поясните плиз что вы имеете ввиду? подходит ли стиль более для замкнутых интровертов? вряд ли, поскольку, в традиции ушу, ученик обучается не стилю как таковому, а у мастера. а уж мастер если взял к себе ученика, то или подгонит тебя под стиль, или убьет в процессе (шютка ). далее, по поводу долговязости - ну подумайте сами, насколько люди в средневековом китае были долговязые астеники. думаю что таких было очень немного, что бы затачивать под них стиль. круговые удары ногами. это во многом сегодняшнее видение стиля "5 зверей", куда входит и стиль журавля. сегодняшние шаолиньские звери - это стиль более спортивный, а не прикладной, с красивыми балансировками, круговыми ударами ногами, и широкими амплитудными ударами руками. посудите сами насколько подобная техника может быть боевой. средневековые шаолиньские стили были боле прикладными, направленными на устарнение противника в одно два движения. и многочисленные звериные стили перенимали не столько биомеханику движения того или иного животного, сколько общие принципы атаки и защиты, при этом не ограничивая свою технику, а наоборот максимально ее дополняя другми техниками.
вообще вопрос о звериных стилях крайне сложен, конкретизируте ваш вопрос что бы можно было ответить более понятно.
перечитал ваш пост.
моторика стиля сегодня да - балансировки+широкие круговые удары руками и ногами. средневековый надо смотреть, каждый мастер привносил что то свое и дополнял стиль, то есть смотреть нужно работу какого то конкретного мастера.

Waltender 05-06-2006 16:03

Спасибо за реплику - поясню, что интересует. Интересует собственно
базовый Журавль, до распределения на подстили, сиречь то, что все
эти подстили - летящий, кормящийся и тд в основе объединяет.
Если угодно - матрица стиля.

А насчёт психотипа и "мастер/ученик" я не случайно написал.


5 звериных направлений.

Вот мне любопытны критерии, по которым отбирали в Журавль.

False 05-06-2006 17:02

2Waltender
по матрице стиля гляну дома, а то навскидку боюсь соврать.

"А насчёт психотипа и "мастер/ученик" я не случайно написал.
Много было на тему, что когда малышня приходила в монастырь
на послушание их распределяли - ну, условно говоря - на те самые
5 звериных направлений.

Вот мне любопытны критерии, по которым отбирали в Журавль."

у вас исходный посыл несколько не верен. не забывайте, приводили все таки в МОНАСТЫРЬ - центр духовного развития, религиозный оплот (пускай даже и такой религии как чань). и большинство послушников там все таки не занимались БИ. толпы малышни не было. было 3-5 человек, которые отбирались очень часто по не хилой протекции. и далеко не всех начинали учить ушу. базовые наработки были у всех примерно одинаковые. потом уже в зависимости от того что практиковал старший наставник, от того какие наработки были к тому времени, какие мирские мастера присутствовали в то время в монастыре то и практиковали. то есть не надо думать что "ага, вот этот мальчик высокий его отдадим заниматься журавлем, этот коренастый и сильный - это в дракона, этот подвижный и прыгучий его в обезьяну". грубо говоря, скорее было так - сегодня старший наставник считает что лучший прикладной стиль - это богомол. и все учат богомол. через 5 лет наставник увидел клановую школу журавля против змеи и вязл из нее атакующие движэения ногами. еще через год в монастырь пришел мастер пьяного кулака и научил всех падать. а бедные ученики, независимо от своих превичных физических данных - вынуждены были развиивать силу, прыгучесть, высокие удары или низкие стойки. то есть аксиома в том, что из человека с любыми начальными физическими данными можно сделать бойца любого стиля. другое дело когда мастер в том же монастыре видел, что ученик подходит ему и забирал к себе на обучение. но дело в том что критерии, по которым данный конкретный мастер отбирал себе ученика - это не столько его физические данные, или особенности его конституции, а именно психология, внутренняя энергетика и тд. а любые физические кондициии в условиях монастыря были достаточно легко достижимы, да и методика обучения была схожая.
еще, забыл, не забывайте, что "игры 5 зверей" изначально все оздоровиетльная методика, а не прикладная.
з.ы. сорри, за столько много и не по теме.

Waltender 05-06-2006 19:31


в стиле?? А откуда брались мастера именно
Журавля (Тигра, Обезьяны)? И кто занимался




своё, сугубое учение.



шаолиньского Журавля.

Стиль Журавля рассчитан на развитие выносливости, растяжки, равновесия. Основу его составляет работа ног. Этот стиль представлял собой улучшенный вариант древней "птичьей" манеры ведения боя. Исходная стойка является имитацией выжидательной стойки журавля - на одной выпрямленной ноге, другая нога поджата к колену. Одна рука поднята под углом над головой, другая опущена ниже пояса. Бой ведется в манере "раскачки", переходом с одной ноги на другую. Часто применяется уход с линии атаки шагом в сторону с одновременным ударом другой ногой. В стиле Журавля важно умение постоянно балансировать на одной ноге. Шире, чем в других стилях при подражании журавлю используются повторные удары той же ногой без смены опорной. Из ударов руками пользуется популярностью так называемый "орлиный клюв" - удар всеми пальцами, сложенными в щепоть.

Бай Юйфэн и его коллеги подошли к разработке новых пяти "звериных" стилей с передовых по тем временам научных позиций. В их построениях многое было основано на изучении психосоматических особенностей человеческого организма, типов темперамента, - если пользоваться современной терминологией. В процессе отбора каждому ученику рекомендовалось избрать наиболее подходящий для его индивидуальной психофизиологический характеристики "звериный" стиль. Так, в динамическом стиле Леопарда удобнее действовать рослому и крепкому сангвинику, обладающему природной смелостью, спортивной хваткой и напористостью, чем относительно малоподвижному флегматику...

Kalmar 06-06-2006 02:17

Насколько я знаю, разделение кунфу на школы по технике это чисто коммерческие варианты. А из-за того, что часть никогда не может быть больше целого, то приходилось углубляться, придумывать каты, неуцелесообразные, но эффектные движения. Как в карате стойки, имитирующие позы буддийских богов.

В монастыре изучали Шаолиньсу, а Шаолинь цзю цюань произошел от окрестных крестьян, которые наблюдали за тренировками, но сути не знали.

Из техник животных - приемы их охоты и междусобных боев - взяли и переложили на особенности человечской анатомии многие эффективные техники: обезьяны, дракона, кошачьих, медведя, богомола, паука, птиц, быка, кабана, змей...
Из журавля, вернее техники боя птиц, взяли во-первых необычную смешную "журавлиную походку" с дергающейся в такт шагам головой и руками. Противник, увидев такое странное зрелище, растеряется или засмеется, но не надолго, т.к. , получит удар "крылом" по раскрытой (от смеха или удивления) челюсти, а со сломанной челюстью смеяться больно Закрывать глаза противника - это тоже из техники птиц - они бьют крыльями по глазам противника, загораживают ему обзор и одновременно наносят удары ногами. Закрываешь глаза противнику руками, полами своей одежды, одеждой противника. Под прикрытием этой техники наносишь низкие удары ногами. Есть еще удары ногами снизу из положения сидя и упираясь руками сзади в пол (техника боя хищных птиц). Двойные удары руками, например, по ушам, по бокам, хлесты по глазам, удары в прыжке с опорой рукой на подсобный предмет - тоже их птичьей техники. В добивании прыжок коленями на позвоночник стоящего в партере противника. Техника с боевым веером тоже из птичьих. Вот что вспомнил.

False 06-06-2006 11:43

То есть как, не было специализации ученика
в стиле??

на начальном этапе база у всех была одинаковая практически. и в общей массе ученики изучали достаточно единое БИ. ученик не говарил я обучаюсь синъи-цюань. он говарил я обучаюсь у мастера Чена. и большинство мастеров (по крайней мере в монастыре) занимались отбором наиболее прикладных техник, вне зависимости от их происхождения.
А откуда брались мастера именно
Журавля (Тигра, Обезьяны)?
здесь надо делать разницу между шаолиньской школой и клановыми школами. чаще всего именно клановые школы культивировали "чистый стиль". в шаолине о чистом стиле можно говарить либо с момента его зарождения и крайне небольшое время. потом уже происходит сплав и синтез. чистота стиля для монаха не была догматом - их интеерсовал прежде всего прикладной вопрос. это в общем. разумеется у любого мастера было 2-3 ученика, которым он передавал полностью традицию своего стиля. но в условиях монастыря это делать было трудно, кстати часто именно поэтому мастера уходили из монастыря жить в деревни и горы, что бы вдали от от мира взращивать свой стиль. и далеко не факт что этот стиль имел очень большой прикладной аспект, тут скорее довлела эстетика, именно культивирование стиля как такового.

И кто занимался
генезисом стиля на протяжении десятилетий?
И как тогда передавался Апокриф БИ? Ведь,
пусть и на уровне легенд, но Учитель брал
Ученика как чистый лист и записывал на нём
своё, сугубое учение.
опять же здесь происходит некая подмена. учитель брал ученика и действиетельно взращивал из него цветок своего стиля. это характерно для клановых школ прежде всего. а сколько это займет лет 10-20-30-50 для китайцев с их ментальностью было несколько все равно. в монастыре была несколько другая задача - вырастить бойца-прикладника. и о чистоте монастырских стилей говорить нужно весьма осторожнои условно.

Может, у меня коряво выходит, я пытаюсь
вызнать про Предание и Традицию стиля
шаолиньского Журавля.

Вот, примерно что хочется узнать развёрнутее:

Стиль Журавля рассчитан на развитие выносливости, растяжки, равновесия...

простите, а можно ссылку на источник? дело в том что здесь описан явно спортивный стиль, который появился относительно недавно. почитайте сами опасиние, и представте бой человека в подобной манере. это раз. потом, не забывайте Бай Юйфен не создал стили леопарда, журавля и тд. он создал стиль "5 ступеней", еще встерчабются "5 ударов" и 5 еще чего то. впоследствии это стало отождествлятся именно со звериными стилями. он со товарищи создал тао, которые не то что бы имитировали движения, а общие принципы. тот же Березнюк например пишет, что зверниные стили практически не культивировались в монастыре именно из за их непрактичности. дословно не скажу, но смысл в этом. то етсь было разработано не 5 стилей, а один стиль, предусматривающий разные варианты работы против разных противников в традиции инь-ян. ловкому противопоставь силу, сильному ловкость и тд. а вот все это позваляли наработать различные тао. возможно, что все вами описанное имело место, но сомнительно что в рамках монастырской традиции.
по матрице стиля - меня опередил Kalmar , но опять таки это описание спортивные "звери", которые были выпестованы уже в 20 веке и имеют к монастырю весьма условное отношение. как культивировались ""звери" в монастыре в чистом виде, в момент зарождения и какое т овремя после - я такой информации не встертил. было любопытно, если у кого нибудть такая инфа есть.

Waltender 06-06-2006 13:50



Из журавля, вернее техники боя птиц, взяли во-первых необычную смешную "журавлиную походку" с дергающейся в такт шагам головой и руками. Противник, увидев такое странное зрелище, растеряется или засмеется, но не надолго, т.к. , получит удар "крылом" по раскрытой (от смеха или удивления) челюсти, а со сломанной челюстью смеяться больно Закрывать глаза противника - это тоже из техники птиц - они бьют крыльями по глазам противника, загораживают ему обзор и одновременно наносят удары ногами. Закрываешь глаза противнику руками, полами своей одежды, одеждой противника. Под прикрытием этой техники наносишь низкие удары ногами. Есть еще удары ногами снизу из положения сидя и упираясь руками сзади в пол (техника боя хищных птиц). Двойные удары руками, например, по ушам, по бокам, хлесты по глазам, удары в прыжке с опорой рукой на подсобный предмет - тоже их птичьей техники. В добивании прыжок коленями на позвоночник стоящего в партере противника. Техника с боевым веером тоже из птичьих. Вот что вспомнил.

Все техники нужно знать, чтобы понимать что ожидать от противника, владеющего какой-то школой.

Кальмар, спасибо, - то, чего я ждал!
Осталось выснить степень релевантности психотипа адепта - и его
морфологии - при выборе им стиля для углублённой специализации.

False, это абзац дёрнутый из Долина-Попова "Кэмпо" и служит едино
лишь для иллюстрации по теме. Всё-таки высокий, худой, застенчивый
для Журавля подходит больше чем низкий, коренастый, агрессивный?

Kalmar 07-06-2006 02:46

В монастыри люди уходили, чтобы свободно заниматься тем, что им нравилось. В том числе БИ, философией, медициной, науками. Монахам не нужно было думать о хлебе насущном. Они могли посвятить все свое время самосовершенствованию. В мир уходили для практики, охоты на двуногую дичь и вербовки новых адептов.

Чему можно научиться у тупорылых, затурканных и малограмотных крестьян? И уж тем более крестьяне не подзодят для обучения на суперменов. Им работать положено.

Каждый выбирает себе техники по душе (после того, как изучит все). Если ограничиваться какой-то одной техникой, то получится неполноценный боец. Например, в партере техника птиц мало поможет. Для этого лучше техника обязьяны, кошачьих, самбо или джиу джитсу.

Waltender 07-06-2006 12:59

Кальмар, насчёт ссылки на источник - это мой
ответ False
Кроме того, это очевидно, что у крестьян монахам особо нечему было набираться, за
исключением самородков. Читал, что домини-
рующий в монастыре стиль "Лохань" был
превзойден именно пришлым мастером, из
светских. Интересно то, как развивались
малолетние послушники - особенно те из них,
кто впоследствии смог пройти легендарный Коридор Смерти, оборудованный разнообразными
смертоносными девайсами...

Modest 07-06-2006 14:21

quote: Originally posted by Waltender:
... легендарный Коридор Смерти, оборудованный разнообразными смертоносными девайсами...
Можно об этом попобробнее???

Waltender 07-06-2006 14:28

quote: Originally posted by Modest:
Можно об этом попобробнее???

О, так это ж старинный баян!

В к/ф "Кунгфу" 1985 года с участием Дэйвида Кэррэдайна есть такая
сценка - Дэйв устало сидит на скамейке, руки плетьми лежат на коленях
. На руках Тигр и Дракон. Из окна на втором этаже выглядыват
пожилой китаец и замечает ЗНАКИ. Они встречаются взглядами.
Китаец медленно и почтительно кланяется...

Kalmar 08-06-2006 12:47

Есть сомнения в достоверности, что кто-то кого-то превзошел в БИ. Там вроде соревнований не проводилось. Превзошел в бою значит покалечил или убил. А если бы кто-то убил монаха, то его бы порвали.

Waltender 08-06-2006 12:54

quote: Originally posted by Kalmar:

Я и говорю - из всей истории помню только, что доминирование Лохань
прекратил какой-то пришлый-светский...

False 08-06-2006 10:30

quote: Originally posted by Kalmar:
Есть сомнения в достоверности, что кто-то кого-то превзошел в БИ. Там вроде соревнований не проводилось. Превзошел в бою значит покалечил или убил. А если бы кто-то убил монаха, то его бы порвали.

замечу, что убивали монахов достаточно часто. окрестности горы Суншань были глухие и разбойничие места. и монахи часто становились жертвами окрестный разбойников, для которых это была легкая жирная добыча
в частности этим и объясняется феномен зарождения в Шаолине ушу, в качестве именно прикладной дисциплины.

Waltender 08-06-2006 12:30

quote: Originally posted by False:

з.ы. а про коридор это все фигня. легенда.

Пусть легенда, но не фигня Красивая легенда...

Интервью с мастером стиля Белого Журавля Инг Хан Су (YingHan Su)

брал Чен Пенгченг (Chen Pengcheng)


Около 370 лет назад, женщина, мастер боевых искусств Ти Ниан Фанг (QiNiang Fang), поняла суть движений журавля и применила эти принципы к своему искусству шаолиньского кунг фу, создав новый стиль кунг фу. Стиль Белого Журавля. Позднее, она со своим мужем переехали в место под названием Юнчунь (YongChun), где они стали преподавать стиль Белого Журавля. С тех пор название области Юнчунь стало ассоциироваться в мире китайских боевых искусств со стилем Белого Журавля. Словно вечнозеленое дерево, стиль Белого Журавля пустил корни и процветал в тихом гористом регионе.

20 ноября 2006 года Ченг Пенченг ступил на эту легендарную землю и посетил уважаемого мастера стиля Белого Журавля Инг Хана Су (YingHan Su) в Фуцзяни. Как мастер 7-го уровня народного кунг фу (7th Dan folk kungfu), мастер Инг Хан Су представляет стиль Китайского Белого Журавля. В настоящий момент он является президентом Научно-исследовательским Института Боевых Искусств Юнчунь (YiYun), вице-президентом Ассоциации Боевых искусств Юнчунь и руководителем Ассоциации У-Шу Фуцзяни. Мастер Инг Хан Су тепло приветствовал Чен Пенгченга в своем собственном доме и произвел на него впечатление как своими объяснениями, так и глубокими знаниями стиля Белого Журавля. Интервью проходило в непринужденной, расслабленной манере. Полтора дня, прощедших за разговором, сопровождались большим количеством юмора и смеха.

Как вы начали свое путешествие в мир Белого журавля?

Я родился в семье, занимающихся боевыми искусствами. Когда я был мальчиком, я часто слышал фамильные истории нашего клана. Они сильно меня вдохновляли. Кроме того, я так же читал романы о боевых искусствах. Как следствие, часто мечтал о том, чтобы быть благородным рыцарем, который выходит в мир и устраняет несправедливость. Тем более, что я тогда не отличался силой. Все эти факторы побудили меня изучать кунг фу. Моя жизнь в кунг фу не начиналась, пока я не встретил своего друга, который позже стал моим названным братом. У моего побратима был дядя, который являлся знаменитым мастером Белого Журавля в Юнчуне. Его звали Руи Данг Пан (RuiDang Pan) и он был четвертым сыном грандмастера Белого Журавля Ши Фенг Пана (ShiFeng Pan). Мой названный брат представил меня Руи Данг Пану, и он принял меня как своего ученика. Я обучался под руководством мастера Руи Данг Пана в течении нескольких лет, и позже у меня был другой шифу, которого звали Лиан Дзя Чженг (LianJia Zheng). Перед его возвращением в Юнчунь в 1948 году, мастер Лиан Дзя Чженг преподавал кунг фу Белого Журавля в Малайзии.

Когда у вас появился второй учитель, - какая реакция была у вашего первого шифу? Он рассердился?

Так просто произошло. После того, как мой второй шифу, Лиан Дзя Чженг, возвратился в Юнчунь, он начал преподавать бесплатно. На самом деле, он являлся одним из моих дальних родственников. И жил близко от моего дома. В то время мой отец скончался, и я должен был упорно трудиться, чтобы поддержать мою семью. У меня была многочисленная семья из восьми человек, а жизнь в то время была очень непростой. Мой первый шифу был очень хорош на мой взгляд, и был для меня фактически как дедушка. Однако, он жил на расстоянии в 18 миль от меня. Для меня было довольно сложно каждый день ездить в его дом для тренировок. Из-за всех этих причин я собирался учиться у Лиан Дзя Чженга. В первый день моего обучения у мастера Лиан Дзя Чженга, он внезапно остановил меня. Он посмотрел на меня и сказал: "Вы изучали кунг фу Белого Журавля раньше. Кто был вашим шифу?" Я сначала не говорил ему правды и заверял, что я новичек в стиле Белого Журавля. Он покачал головой и заметил: "Нет, нет. Вы не новичек в Белом Журавле. Я вижу, что вы изучали Белого Журавля в течении нескольких лет. Вы должны сказать мне, кто ваш шифу. Иначе я не буду учить вас." Дальше он пояснил мне, что причиной, по которой он не будет меня учить, является то, что он не хочет оскорблять моего первого учителя, и что это принятые нормы поведения, которым нужно следовать. Я тогда сказал ему, что моим первым шифу был Руи Данг Пан. Услышав имя, он заметил: " Руи Данг Пан - хороший мастер. Я могу преподавать вам Белого Журавля, но вы должны получить разрешение у своего щифу". На следующий день я приехал к своему шифу Руи Данг Пану и объяснил ситуацию в которой я оказался. Мой шифу Руи Данг Пан понял мою ситуацию и сложность того, что мне каждый день надо ездить за 18 километров к нему домой на тренировки, так как мне надо было работать полный рабочий день, чтобы преодолевать трудности моей жизни. Так же он очень высоко оценивал кунг фу мастера Лиан Дзя Чженга, и отозвался о нем как о истинном мастере. Он так же упоминал, что они были друзьями, и часто выступали с представлениями по кунг фу в городе Чуанчжоу в середине 50-х годов. С его одобрения, я стал обучаться у мастера Лиан Дзя Чженга. К счастью, я стал принятым учеником мастера Лиан Дзя Чженга, что так же еще называют ученик внутренних покоев (close-door disciple). Хотя я и обучался позже у своего второго учителя, но я продолжал поддерживать связь со своим первым шифу. В моих воспоминаниях я считаю нужным выразить особую благодарность своим учителям за их бескорыстность и понимание.

Кроме того, что вы мастер Белого Журавля, вы еще и традиционный китайский доктор, мануальный терапевт. Мне было бы так же интересно узнать, кто преподавал вам медицинские знания, так как я слышал. что раньше, у мастеров кунг фу были и глубокие знания по китайской народной медицине, по мануальной терапии?

Это был мой первый шифу, Руи Данг Пан, он учил меня как лечить заболевания костей. Мой учитель, Руи Данг Пан, был профессиональным преподавателем кунг фу. Он жил на обучение кунг фу Белого Журавля. Он преподавал кунг фу Белого Журавля больше пяти десятилетий своей жизни. Кроме того, он также помогал людям, страдающим от костных заболеваний. Мой второй шифу, Лиан Дзя Чженг, так же мог лечить костные заболевания. От них я приобрел навыки и знания китайской классической медицины.

Когда вы принимаете ученика, каковы ваши ожидания? Вы предъявляете какие-то особые требования к ученику?

Прежде всего я хотел бы сказать о различиях между учеником и просто занимающимся. Тех, кто иногда приезжает ко мне и учится для сохранения здоровья, я объединил бы в группу с названием "студенты". В случае же с учениками, можно сказать. что есть несколько видов учеников. В Юнчуне, первого ученика, который появляется у учителя, называют "ученик Кай Шань" (KaiShanMen), что можно примерно перевести как "Ученик Открывающий Дверь Горы". Последнего ученика, которого имеет учитель, называют "Ученик Гуан Шань", что переводится как "Ученик Закрывающий Дверь Горы". Третий вид учеников, это те, кто обучается и живет вместе с шифу долгие годы. Мы называем их "Ученик DengTanRuShi". Из этих трех видов учеников, только у самого лучшего будет возможность стать так называемым "Чуан Жень" (ChuanRen). Чуан Жень - человек, который может унаследовать кунг фу Белого Журавля во всей полноте системы.

До сих пор, большинство из тех, кого я учил, являются только студентами. Но даже для студентов, прежде чем учить, мы должны быть уверены, что это честный и хороший человек. Но как правило, требуется несколько лет, чтобы хорошо узнать человека. Поэтому, студент должен пройти длинный путь, прежде чем он сможет формально стать учеником. Чтобы стать учеником он должен пройти обряд (байши). Это не означает, что он овладел всем знанием стиля Белого Журавля. Это значит, что он приобрел уже глубокие знания кунг фу Белого Журавля, и вместе с тем, - обладает высокими человеческими качествами. Честно говоря, в настоящее время трудно найти учеников. Это происходит главным образом потому, что большинство учеников не прилагает достаточных усилий по овладению кунг фу Белого Журавля. В Юнчунь есть поговорка: "Мастер Белого Журавля, Десять Лет". Она означает, что потребуется десять лет, чтобы стать настоящим мастером Белого Журавля. Вы можете подумать, как трудно найти студентов, которые приезжали бы и регулярно занимались. Я надеюсь, что в ближайшие годы встречу талантливых и многообещающих учеников.

В книге по стилю Белого Журавля, которую вы написали несколько лет назад, можно найти такую фразу: " Li You San Ting", которая буквально означает, что внутренняя энергия проявляется в трех различных местах. Я несколько смущен этой фразой. Вы можете объяснить это более подробно?

Я думаю, вы неправильно понимаете значение "San Ting" в этой фразе. Фактически, слово " Ting " означает "накапливаться" или "собираться вместе". Поэтому, эта фраза подразумевает, что внутренняя энергия собрана в трех различных местах. Эти три различных места известны как кончик плеча, кончик локтя и кончик запястья. Так как каждый из них используется, энергию нужно направить и собрать в определенной части тела, чтобы обеспечить потом разрушительный эффект воздействия этой части тела.

Как хорошо известно, вы основатель Научно-исследовательский Института Боевых Искусств Юнчунь (YiYun). Вы могли бы рассказать о основании этой организации?

Научно-исследовательский Института Боевых Искусств Юнчунь (YiYun) был официально основан в октябре 1999 г. Главным образом, его деятельность ориентируется на обмене опытом с иностранными школами кунг фу Белого Журавля и исследовании кунг фу Белого Журавля. Так было установлено и мы приняли многих занимающихся стилем Белого журавля с Запада. Так же, мы потратили много времени и сил на написание статей и книг по стилю Белого Журавля. Мы провели большое исследование относительно его происхождения, принципов, и применяемых в нем методов. Так же собирали истории о старых мастерах. Кроме того, Научно-исследовательский Институа Боевых Искусств Юнчунь (YiYun) открыт для общественности, так чтобы у большого количества людей, особенно для молодых учеников, был хороший шанс изучить кунг фу Белого Журавля. Здесь я хотел бы выразить свою особую благодарность моим студентам и ученикам, которые участвовали в финансировании института, чтобы он продолжал существовать и дальше.

Какие ваши планы на будущее?

Как вы знаете, Научно-исследовательский Института Боевых Искусств Юнчунь (YiYun) находится в моей квартире. Это очень небольшое место. Ее площадь около 120 кв. метров. Очевидно, это не может удовлетворить наши потребности. Я с нетерпением жду большего места, куда я мог бы пригласить больше мастеров Белого Журавля и энтузиастов стиля, возможностей спонсировать наши мероприятия. Кроме того, большое помещение можно было бы использовать как тренировочный зал для обычных занятий по стилю.

Сколько книг и видеофильмов вы издали?

Несколько лет назад я работал вместе с профессором Зенг Фу Хонгом (ZhengFu Hong) и профессором Ин Шенг Лином (YinSheng Lin) над книгой по Белому Журавлю, названной "Кунг фу Белого Журавля из Юнчунь". Книга была издана в 1990 году. В книгу мы включили такие разделы, как происхождение, стратегия, принципы и некоторые формы стиля. Это давало читателям полное представление о кунг фу Белого Журавля. Позднее, эта книга была причислена китайской Ассоциацией у-шу как одна из классических китайских книг по кунг-фу. С тех пор я посвящал свое время и энергию сбору и обработке шести древних книг по Белому Журалю. В 2004 эти шесть древних книг по Белому Журавлю были изданы на Тайване. В прошлом году, по приглашению G.Z Beauty Publishing House и Chinas Peoples Sports Audio-Visual Publishing House, я снимал четырнадцать роликов по стилю и одну учебную тренировку. В итоге, будет издано более 18 дисков. на сколько я знаю, они выйдут к концу этого года.

(Примечание: эти диски были выпущены к январю 2007 года и доступны в продаже)

Относительно собрания шести древних книг по Белому Журавлю. Что двигало вами когда вы приступили к этой работе?

Мой шифу однажды сказал мне: "Ты молод. Если в дальнейшем в твоей жизни появится возможность, - пожалуйста, не забудь собрать книги Белого Журавля. Если они будут потеряны, - это будет большой утратой". К тому времени, я уже обучался под его руководством несколько лет. Однако я никогда не видел ни одной письменной книги по Белому Журавлю. Я даже и не ждал увидеть книг по Искусству Кулака, так как все уроки и наставления передавались мне устно. Мои подозрения рассеялись. когда мой учитель показал мне старые рукописи по Белому Журавлю. Старые манускрипты стали для меня большим подарком, когда я представил их миру, сделали меня известным как специалиста по кунг фу Белого Журавля.

Я начал работу по компиляции и корректуре старых текстов Белого Журавля перед культурной революцией. Я нанес многочисленные визиты к мастерам стиля тех лет и просил показать старые копии текстов, которыми они владели. Это была нелегкая задача, так как многие мастера отказались показать их копии. Большинство из них думало, что хочу заполучить старые тексты. Я по многу раз объяснял, что у меня уже есть эти тексты, но я хочу собрать их копии и исправить ошибки. К счастью, того, что удалось собрать и устных пояснений моего шифу оказалось достаточно, чтобы начать работать над этим проектом и понемногу его реализовывать. В 1963 году эта работа была закончена.

Вы начали собирать старые копии перед культурной революцией. Что произошло с ними во время культурной революции?

Китайская культурная революция оказала на меня большое влияние. Они забрали все мое тренировочное оружие. К счастью, я хранил свои исправленные рукописи в другом месте и они смогли сохраниться.

Мастер Су, вы конечно достигли больших вершин в своем глубоком исследовании кунг фу Белого Журавля. Могу ли я поинтересоваться, какая ваша следующая область для исследования?

В настоящий момент я работаю над немного другим материалом, и я хотел бы превратить его в полную энциклопедию стиля Белого Журавля. Это будет большая энциклопедия. В этот раз я включу больше фактического материала, такого как 108 методов Джи Шоу (JiShou)(методы парной работы Джи Шоу, основанный на различных стратегиях туй шоу) и больше иллюстраций. Я думаю, что поклонникам Белого Журавля понравится это.

Кунг фу Белого Журавля - обширная система с большим количеством методов. Несколько лет назад я был свидетелем прекрасной демонстрации этого искусства, представляемого вашими студентами. Кроме безоружной техники, я был так же впечатлен техникой работы с оружием. Сколько видов традиционного оружия есть в кунг фу Белого Журавля Юнчунь?

В кунг фу Белого Журавля есть различные виды оружия, такие как парные ножи, одиночный нож, короткий меч Гуан (Guan), копье Гоулин (GouLian), длинная палка, Туи (своего рода длинный шест с одним большим концом и одним маленьким концом), каи (cai) и грабли с железными зубцами.

Когда заходит речь о оружии, я вспоминаю слова мастера Белого Журавля дяди Ли Чжена, который говорит: "Кулак - корень кунг фу Журавля, а длинная палка может быть драгоценным камнем искусства". Как вы понимаете эти слова?

Термин "Кулак" относится к техникам боя без оружия. Первая половина изречения подразумевает, что на техниках голых рук основывается вся система. Кроме того, техники боя без оружия являются этапом, подводящим к работе с оружием. Между безоружными техниками и техниками работы с оружием есть много общего. Например работе с длинной палкой соотносятся такие техники без оружия как tiao и sha, в них, как и в работе с палкой есть такие движения как раскалывающий удар вниз по диагонали, продвигаться горизонтально и ударять вниз вертикально. Поскольку один и тот же принцип заложен в методы работы голых рук и в методы работы с оружием, порой мы можем услышать высказывание: "Нужно получить передачу от кулаков для оружия, и от оружия для кулака". Поэтому, если вы будите хороши в технике без оружия, то в дальнейшем для вас будет намного легче работать с оружием.

Из видов оружия, деревянная длинная палка был широко признанным простейшим видом защитного оружия. Из-за его легкой доступности, длинная деревянная палка - наиболее распространенный вид оружия не только в Белом Журавле, но и в других школах боевых искусств. Если вы будете хорошо владеть длинной палкой, то не встретите трудностей и в овладении любым другим видом оружия, потому что любой другой вид оружия, по сути - расширение возможностей длинной палки. Так например, если приделать острый металлический наконечник к кончику длинной палки, - вы получите копье. Если приделать к кончику длинной палки крюкообразный металлический наконечник - получите копье Гоулин. Поскольку всеми видами оружия управляют одни и те же принципы работы, элементы техники работы длинной палкой могут быть применены в техниках работы другим видом оружия. Те, кто изучил работу длинной палкой смогут овладеть и другим видом оружия. Поэтому, длинную палку считают драгоценным камнем кунг фу Белого Журавля.

В книге по белому журавлю используются такие термины как "Сила Ветра", "Сила Дождя", "Облако". Что они означают?

Прежде всего представьте дождливый день. Если не будет ветра - дождь будет падать вертикально. Когда дует ветер - он вносит наклон в падающие капли дождя. Это народные высказывания. Так, когда дождь ждет ветра, чтобы произвести изменение в характере движения, это называют Силой Дождя. Когда врывается ветер и полностью меняет направление падающего дождя, - это называют Силой Ветра. Поэтому сила дождя фактически обращается к "неподвижности, что ждет появления изменения", в то время как сила ветра обращается к "движущейся силе, обольщающей неподвижность."

И сила дождя и сила ветра пребывают из одного и того же источника; это Облако, которое фактически означает?причину?. Когда будут облака, будет дождь. Когда облака перемещаются, вырывается ветер. Если энергию сравнить с монетой, то сила дождя и сила ветра - две стороны монеты. То, что делает каждую сторону монету - это облако, грань, где живет внутренняя энергия. Связь и взаимоотношения этих двух сторон фактически учат нас как хорошо использовать наши возможности в ситуации реальной борьбы.

Я прочитал, что эти восеь качеств игарют важную роль в кунг фу Белого Журавля: xiao, die, shou, chu, zhan, zhuan, fan, и ce. Вы могли бы объяснить их значение?

Эти восемь понятий отражают восемь принципов борьбы. Xiao в переводе с китайского означает "удалять" или "устранять". Таким образом, xiao может быть использовано, чтобы уклониться от нападения, провалить атаку в пустоту. Die можно перевести с китайского как "непрерывно" или "без остановок". Die принцип тесно связан с проявлением энергии. Это требует непрерывного проявления внутренней энергии. Shou может быть переведено как, "чтобы подойти к концу." Поэтому, принцип shou выражает стратегию защиты. Chu переводится как "удалить", "устранить". Это означает, прервать контакт, "мост", установленный руками противника. Zhan можно истолковать как варианты перемещений, а Zhuan означает "перемещаться по дуге или по кругу". Эти два понятия говорят о стратегии уклонения. Fan можно перевести как "смена" или "оппозиция". Fan говорит о том как атаковать конечность выше и ниже сустава. Последнее слово, ce, означает "поворачиваться к стороне". Се принцип говорит о том, как уклониться от нападения и использовать его движение. Эти восемь принципов взаимосвязаны. Они всегда работают вместе.

Как это хорошо известно, у стилей Белого Журавля из Фучжоу есть тесная связь с наследственным кунг фу Белого Журавля из Юнчуня. Однако не совсем понятно, как белый Журавль из Юнчуня попал в Фучжоу. Вы что-нибудь знаете об этой истории?

В старые времена область Фуцзянь была разделена на восемь административных округов. Были так называемые Восемь Фу (Fu)(Фу - термин для обозначения административного округа). Эти Восемь Фу делились на две группы: Первые Четыре Фу и Последние Четыре Фу. Первые Четыре Фу - это области вокруг города, известного сегодня как Фучжоу и области на севере и западе Фучжоу. В Последние Четыре Фу входила область Мин Нан (MinNan), которая включала нашу сегодняшнюю Юнчунь. В молодости мне рассказывали. что старые мастера преподавали кунг фу Белого Журавля в Первых Четырех Фу. Таким образом, я считаю, что кунг фу Белого Журавля в Фучжоу происходит из области Юнчунь. Более того, мастера Отряхивающегося Белого Журавля (Shaking White Crane) в Фучжоу признали, что их старые тексты по Белому Журавлю пришли из Юнчуня, и они называли старых мастеров Да Синг Ванга (DaXing Wang) и Чженг Чонга (Zheng Chong) как свои отдаленных отцов-основателей стиля. Старый мастер Чженг Чонг был учеников грандмастеров Чжена Ли (Zheng Li) и Бай Дзие (Bai Jie) из Юнчуня. Хотя нет никаких письменных свидетельств о том, как кунг фу Белого Журавля распространилось от Юнчуня до областей города Фучжоу, мы можем сделать вывод, что именно старые мастера, такие как Чженг Чонг и другие, принесли в те времена искусство из Юнчунь.

Как понимать высказывание Белого Журавля: Du pi ruan ru mian, du nei ying ru tie?

Это высказывание может быть переведено как "кожа, или поверхность живота столь же мягка как вата, в то время как внутренняя часть живота столь же тверда как железный блок." Это явление - результат длинной практики дыхательных упражнений. Кунг фу Белого Журавля содержит мягкое, длительное дыхание. На вдохе даньтянь сокращается. На выдохе - область даньтяня расслабляется и ци омывает эту область. Это вид дыхательных упражнений, при его выполнении мышцы живота напрягаются, живот расслабляется, движение мягкое. Твердость и мягкость проявляются только под воздействием ци.

Какое различие между duan qiao и li qiao?

Прежде всего, позвольте мне начать с понятия qiao. Qiao может быть переведено с китайского как "мост". Это важное понятие в кунг фу Белого Журавля. Фактически оно связано с предплечьем. Когда человек захватывает руку и намерен бороться, мы называем это "устанавливанием моста". Если другой человек сопротивляется, так же захватывая его руку, руки противников входят в контакт, это называется "соединение моста". Термин duan может быть переведен как "ломать", и термин ли означает "покидать". В общих чертах, понятия duan qiao и li qiao можно перевести как "разрушение моста" или "разъединение". Однако между этими двумя понятиями есть некоторая разница.

Предположим что вы и ваш противник находитесь в положении "соединения мостов".

Вы можете обмануть его и привести его переднюю руку туда, где она окажется в невыгодном положении. Основная стратегия состоит в том, чтобы лишить вашего противника равновесия, увести его от центральной линии. В этом положении вы можете использовать энергию сопротивления и использовать в своих целях энергию противника. Это - li qiao. Однако предположите, что ваш противник нападает, и ему удается связать два моста. Если ваш противник физически сильный, - вам может быть сложно оказать ему противодействие. В этом положении, то, что вам нужно, - применить тонкую технику борьбы, удаляя ваши руки из под воздействия его усилия и применяя новую стратегию борьбы. Это - li qiao. Различие между li qiao и duan qiao в том, что li qiao применяется когда вы находитесь в невыгодном для себя положении, в то время как duan qiao используется, когда вы в доминируете, находитесь в выгодном для себя положении. В частности, li qiao используется, чтобы измениться от неблагоприятной ситуации до благоприятной ситуации и затем получить инициативу.

Представьте, что вы находитесь в ситуации "соединения мостов". Если вы находитесь сверху (?ваши руки расположены сверху?), вы можете легко атаковать вашего противника. В этом моменте вы находитесь в сильной позиции. Руки сверху подобны ножу, в то время как руки снизу подобны мясу. Нож будет разрезать и рубить мясо. Именно поэтому мы будем стараться не оказаться в положении под "мостом".

Последняя часть высказывания обращается к ситуации, в которой вы и ваш противник стоите лицом к лицу. Ваш противник остается спокойным и не идет в наступление. Чтобы начать борьбу, вы можете подать руку или сделать слабое движение и смотреть. как ваш противник откликается на него. Так говорится: " Когда нет никакого моста, попытайтесь настроить мост ".

Как я понимать термин Ши (shi) в изречении: "Используйте shi, чтобы противостоять нападению", действительно ли это - типичное слово для диалекта Мин Нан?

Да, слово Ши есть в языке Мин Нан. На самом деле, когда мы говорим о Ши, мы имеем дело и с другим понятием - Фа (fa). Фа означает определенную технику, в то время как Ши означает позицию. Когда противник начнет атаку, он применит определенную технику. Поэтому Фа можно определить как единое движение. Противостоя нападению, вы можете применить много различных техник. Таким образом, ваше Ши может произвести множество вариантов различных действий. Именно поэтому фраза говорит, "Используйте Ши, чтобы противостоять нападению."

В старой рукописи Белого Журавля есть еще одна фраза, которую я не очень хорошо понимаю: "Чен шен чжу ци (chen shen zhu qi)". Что она означает?

Чен шен чжу ци является важнейшим принципом в обучении. Чен шен означает "вытягивать поясницу". Это означает, чтобы позвоночник и копчик были на вертикальной линии. Как вы знаете, поясница - источник внутренней энергии в боевых искусствах. Любое неправильное положение, такое как наклон тела вперед или заваливание назад, наклон влево или вправо - ослабит ток ци и ее проявление. Кроме того, когда поясница осажена - это обеспечивает устойчивую позицию.
Последние два иероглифа, Чжу Ци означают "концентрироваться, сосредотачивать мысли". Чжу Ци требует ровного дыхания и спокойного ума. Избегайте быть нетерпеливыми или возбужденными. Всегда пытайтесь сохранять ровное психическое состояние и самообладание.

Чтобы вы посоветовали начинающим изучать стиль Белого Журавля?

Я думаю, самое важно для тех, кто начинает изучать стиль Белого Журавля - никогда не терять терпения в тренировке. Сохраняйте спокойствие и сделайте кунг фу обычной вещью, которую вам надо выполнять каждый день. Кунг фу - это не тоже самое, что другие виды двигательной деятельности. Люди могут подражать движениям кунг фу, выполнять их быстро, но все это будет лишь своего рода гимнастикой. Кунг фу не может быть изучено за короткий период времени, поскольку включает много факторов: специальные положения, скорость, силу и т.п. Это может быть приобретено только посредством долгосрочного обучения. Более того, обучение требует постоянного повторения движений, что может привести в уныние. Возьмите например комплекс Три Войны, - его нужно делать много раз в день. Нет никаких изменений в этом простом наборе движений. Есть только повторение.

И эту однообразную, неинтересную тренировочную практику надо продолжать делать всю жизнь. Ну и вы можете представить, что произойдет со вспыльчивым учеником. С другой стороны, кунг фу Белого Журавля - довольно мягкая система. На начальных стадиях обучения выполнение движений требует сил и труда. Потребуется много времени, чтобы убрать зажатость из движений. Даже когда движения станут мягкими, потребуется перейти на следующий уровень, уровень изменений (hua). Когда овладеете изменениями, - движения станут очень естественными, вы сможете управлять своей энергией по своему желанию.

Очевидно, что кунг фу - это не легкая задача. В Юнчунь есть широко распространенная поговорка: "Десять лет тяжелых тренировок могут сделать мастера Белого Журавля". Таким образом, для начинающих особенно важно оставаться терпеливыми.

Стиль “Белый Журавль” (Bạch Hạc Quyền)

Ли Хонг Тхай
Глава школы Tam Giáo Hạc Ðồng Nguyên

История

Школа “Белый журавль” возникла в Индии и считается одной из классических школ боевых искусств, дошедшей до наших времен и нашедшей применение в различных техниках борьбы Шаолиньского ушу (Шаолиньцюань). Эта школа в отличие, например от стиля танланцюань (или богомола), широко распространившегося среди простых людей, передавалась ламами, затем Бодхидхармой и, наконец, мастерами этого направления преподавалась в монастыре Шаолинь

Как и другие школы, стиль журавля, подразделяется на многочисленные течения и направления. Наиболее распространенными из них являются: “Красный журавль”, “Серый журавль” и “Белый журавль”. На первый взгляд можно подумать, что все три этих направления одинаковы. Однако техника боя и система тренировок у них отличаются друг от друга. В стиле “Красный журавль” тренируется человеческая сущность и уделяется большое внимание использованию в бою локтей, ступней и колен. Это направление используют в школе Хонг За Кюйен (или Хун Гар) относящейся к группе стилей Южного Шаолиня. Основоположником этого стиля считается Хуан Фэйхун. Стиль “Белый журавль” основывается на дыхательной гимнастике и делает акцент на использование движений и ударов “крыльями” и “клювом”. Стиль делает упор на работу с сознанием и добивается независимости характера. Знания о стиле «Белый журавль» одно время считались утраченными.
“Белый журавль”- это символ долголетия, идеи освобождения от земных радостей, независимости, необремененности души, спокойствия и умиротворенности. Поэтому стиль “Белый журавль” идеально подходит для тех, кто хочет освободить себя и достичь Просветления

Техника боя
Белый журавль принадлежит роду grus antigone, и распространён в Юго-Восточной Азии. Отличительной чертой белого журавля являются его голова и длинная шея, покрытая красными или розовыми перьями. У белого журавля длинные ноги, мягкая походка и грациозный вид. Клюв журавля длинный, острый и твердый, и используется им при защите и нападении. Клювом журавль может нанести сильный удар в незащищенные места своего противника. Из-за длинных ног журавля легко атаковать, но благодаря природной грации и подвижности, птица легко передвигается из одного места в другое, оставляя между собой и противником безопасное расстояние. Журавль может использовать свои крылья для защиты или нападения. При защите журавль также может использовать свои острые когти.
Подражая поведению и характеру журавля, ученик стиля “Белый журавль” использует два основных положения рук: журавлиный клюв и журавлиные крылья. Журавлиный клюв получается из большого пальца и четырех сложенных вместе пальцев. Это положение эффективно при нанесении ударов в мягкие, нежные незащищенные места на теле человека: виски, нос, глаза, горло. Крылья журавля - расправленные или сложенные руки, которыми совершаются круговые движения, для защиты от ударов или для проведения захватов рук, ног или шеи противника. Благодаря этим приемам, противника можно лишить подвижности, вывести из равновесия и он становится открытым для дальнейшего нанесения удара.
Стиль журавля широко использует в бою разнообразную технику ног. Целью для атаки ногами является все тело человека, включая голову и пах. Журавлиный удар ногой в сочетании с использованием силы тела достаточен для того, чтобы удар привел к разрыву внутренних органов противника или вызвал тяжелые внутренние повреждения. Например, выполняя движение “Бать Хак Тунг Зиеп” (Bạch Hạc Tùng Diệp) можно вывести из строя ноги противника. Другие движения, например такие как “Бать Хак Данг Ван”, “Бать Хак Куа Хай”, “Бать Хак Куа Шао” или “Бать Хак Фан Тхуи” иллюстрируют основные черты, присущие стилю “Белый журавль”. Это позволяет нам понять, что, несмотря на неторопливость, мягкость и изящество журавля, в бою он становится беспощадным и невозмутимым, чтобы побороть врага.

Почему журавли, описываемые как призрачные существа, то появляющиеся, то исчезающие в божественном царстве, могут иметь такие удивительные природные способности? Из-за того, что журавли по природе своей относятся к шуньяте (буддийский термин), то есть они пусты и находятся за пределом чувственного восприятия. Шуньята является пустотой, возникающей в результате освобождения, бесцельности, оторванности от четких представлений о бытие и небытие. Высшей точкой пустоты является шуньята. Разум, созданный нами, отсутствует в журавле. Благодаря пустоте можно контролировать себя и окружающих, поэтому журавль также может достичь шуньяты. Исходя из этого, не стоит запоминать многочисленные приемы и не следует полностью копировать характер журавля. Если есть пустота, то должно быть пространство и время, но затем пространство и время исчезают. Шуньята - неясность, длительность как путь Дао, бесконечность. Цель журавля - научиться видеть свою шуньяту. У нас есть знания, которыми мы делимся с журавлем, журавль их принимает и также приобретает наши знания. Но когда пропадут знания, возникает шуньята. Для журавля грусть уходит, а радость остается…
Лебедь пролетает и не оставляет за собой след. Лебедь скользит по озеру и не оставляет отражение.
Строки из этого стихотворения отражают образ журавля в поэзии эпохи Тан, созданного поэтом Цуй Хао. Журавль исчезает, а мы продолжаем плыть как рябь облаков на небе. Из-за того, что у нас есть багаж знаний, мы прикреплены, привязаны, теряемся в поверхностных неглубоких областях разума. Мы сразу исчезнем из-за неограниченных знаний. А журавль изначально ничего не знает, но когда узнает, то сразу исчезнет. Это исчезновение сливается с бесконечностью космоса

Система тренировок
В самом начале занятий при изучении базовых принципов данного стиля, учитель заставляет учеников стоять на одной ноге. Если сначала у него не было техники боя, то затем она появляется. Она появится тогда, когда человек создаст её в своей голове, хотя изначально её не было. Последователи стиля журавля не рассчитывают заранее прием или удар, а анализируют положение вещей в момент ведения боя, тогда возникает шуньята.

Вступая в бой с противником, журавль переносит свое душевное состояние на поле боя. Он входит в состояние пустоты, тогда он начинает контролировать пять элементов космогонии для обмена силой. Однако это не настоящее состояние, потому что журавль знает, что состояние у него есть. Он потеряет это состояние, поэтому он готовится к тому, что у него ничего нет. С этого момента журавль не испытывает никакого состояния. Это пустота, то, чего нет. Пустота здесь - это не то, что придумал разум. Здесь нет ничего такого, чего мы должны бояться. Эта истина настолько проста, что мы называем её собственной пустотой. Любой, кто прикасается к нашей пустоте, то, о чем мы думаем, тем он и становится. Это скрытый метод брахманов

В процессе тренировок учеников учат ходить, стоять, сидеть, входить в состояние просветления и это еще не все. Когда мы сидим, мы думаем, что созерцаем, но сидя мы уже не созерцаем, мы уже достигли Просветления. Это как то, что человек держа компас в руках, ищет север, а на самом деле он уже на севере, так что же он ищет? Школа журавля уделяет большое внимание быстрому Просветлению. Последователи этого стиля должны научиться ощущать пустоту и отбрасывать все. Журавль учит себя, что он что-то изучает, он получает знания, но затем он их отбрасывает, и затем они пропадают. Самое сложное в школе “Белый журавль” - это одновременно изучать и отбрасывать (забывать). Отбрасывать это не значит все стереть из головы, а стереть в том значении, чтобы найти первоисточник. Как говорят буддисты: “Жизнь и смерть - переселение душ”. Канонические книги учат нас: “Если кто-то ударит тебя в левую щеку, подставь ему правую”. Когда сможешь уяснить смысл этого изречения, то сразу поймешь и смысл вышесказанного. Это помогает нам в Просветлении и является способом для тренировки шуньяты. Когда мы ощущаем пустоту, к нам приходят силы. Эти силы принадлежат пустоте, но их источник - бытие. Мы должны освободиться усилиями гуманности и человечности.

Кхи Конг “Белый журавль”
Поняв характер журавля, ученики начинают тренировать дыхание для освоения духовных аспектов. Для журавля нет ничего основного и второстепенного. Дыхание очищает мысли. Мысли управляют энергией кхи, кхи питает душу. Жизненные силы души могут накапливаться в глазах, в руках и ногах. Когда мысли выходят за пределы тела, то в этот момент мы можем создать трехмерное пространство, пространство Просветления. Вот почему последователи школы “Белый журавль” проводят тренировки перед зеркалом. Мы видим себя, и мы вряд ли - это тень. Тень и картина боя то наступает, то отступает. Мы не озабочены распознаванием, что истина, а что ложь, искажение. Не задумываясь о чем-либо, мы достигаем душевного равновесия. Находясь в душевном равновесии, можно контролировать себя, свое дыхание, свои внутренние органы. Куда направлены мысли, туда и поступает внутренняя энергия кхи. Течение кхи - перемещение мыслей. Если мысли сталкиваются друг с другом, то движение кхи прерывается. Когда душевные силы имеют контроль над телом, то они свободно перемещаются по нему.

Заключение
Последователи школы - люди, достигшие Просветления, способные видеть препятствия вокруг себя. Поэтому они заимствуют свободу, спокойствие и мысли журавля, чтобы помочь будущим последователям определиться в тренировках. Знания, затраты времени и сил, поведение - все это входит в процесс, который поможет нам вернуться в первостепенное состояние. Если не объяснить необходимые знания, то мы будем испытывать большие трудности в процессе тренировок.
Журавль - это мы, мы - это журавль, вернувшийся найти бытие, которое раньше было источником подлинности.

Взято: http://honggia.vn/bachhac.html
Перевод с вьетнамского: бюро переводов “Евразия”.
Корректировка: Пташников Г.Ю.

Немного об истории стиля


Знаменитый фуцзяньский Белый журавль родился в эпоху Цин (1644-1911). Эффективность этого стиля определила его широкое распространение, сначала на юге континентального Китая, а позднее на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии.
Создание Кулака белого журавля предания приписывают девушке по имени Фан Цинян, дочери мастера «кулачного искусства» Фан Чжуна. Фан Чжун был благородным человеком, увлекался шаолиньским «кулачным искусством» и учился у разных мастеров. Утверждают, что он прекрасно владел Шаолиньским кулаком архатов.
Фан Цинян вслед за отцом к его радости увлеклась цюаньфа и тренировалась целыми днями. Довольный Фан Чжун мечтал передать ей все секреты шаолиньского боевого искусства, но дочери никак не удавалось в полной мере овладеть сложной техникой, рассчитанной на физически сильного мужчину. Тогда Фан Чжун решил передать знания зятю - мужу Цинян по имени Чэнь Дуйси (Однако этот Чэнь, переняв умения тестя, неожиданно сбежал в неизвестном направлении, и с тех пор его не видали. А Фан Цинян, хранившая верность мужу, переживая свое горе, затворилась в храме Байлянь-сы. Там, в процессе наблюдений за журавлями, у нее и родилась мысль разработать новый стиль цюаньфа, реализующий принцип журавлиного «усилия» (цзинь) и увеличения мощи ударов и блоков за счет правильного использования потоков жизненной энергии ци. Подсмотренные у журавля способы «усилия» она соединила с техникой шаолиньского «кулачного искусства» и в конечном итоге создала новый стиль, который назвала «Кулак белого журавля».
Сегодня многие исследователи сомневаются, что отправной точкой для исканий Фан Цинян действительно явились наблюдения за журавлем, не говоря уже о явлении духа. Видят в этой истории чистую мистификацию, призванную подчеркнуть чудесное могущество «кулачного искусства» Белого журавлями в противовес выдвигают версию, согласно которой подлинным основателем стиля следует считать отца Цинян Фан Чжуна, который в юности изучал какую-то разновидность «журавлиного» стиля в фуцзяньском Южном Шаолине. Как бы то ни было, в итоге усилиями Фан Цинян родился новый стиль, соединивший в себе технику Кулака архатов и новые «журавлиные» приемы.
Ближайшим учеником, а в последствии и муж был Юнчунец Цзэн Сы. Он действительно попросился в ученики к Цинян, а та, убедившись, что он человек простой и искренний, утонченного вкуса, весьма способный, да к тому же красавец, согласилась учить его своему Белому журавлю.
Шли дни и месяцы. Фан Цинян и Цзэн Сы почти не расставались, и постепенно между ними зародилась любовь. Спустя еще некоторое время они поженились, и впоследствии у них родилось три сына.
Более десяти лет тренировался Цзэн Сы под руководством супруги, пока не овладел всеми секретами Байхэ-цюань и не достиг подлинного мастерства. Однако тучи уже сгущались над семьей мастеров Кулака белого журавля. Храм Цзяолянь-сы, который, якобы, являлся одним из тайных центров антицинской борьбы, атаковал отряд маньчжуров. Храм был подожжен, В пламени погиб Фан Чжун, а сама Цинян, спасая детей, бежала от неминуемой смерти.
Некоторое время Фан странствовала, разыскивая мужа, зарабатывая на жизнь продажей лекарств. В конце концов, ей удалось найти Цзэн Сы, и они вместе отправились в соседнюю Фуцзянь, где поселились в городе Фунин на северо-востоке провинции (ныне уезд Сяпу). Там, у Западных ворот, они открыли «двор ушу и начали вместе преподавать Байхэ-цюань. Однако местонахождение супругов стало известно маньчжурам, продолжавшим охоту за ними, и семейной паре вновь пришлось бежать, на этот раз - на юг Фуцзяни, на родину Цзэн Сы, в Юнчунь.
Расположенный в глубине гор, Юнчунь, куда в те времена вела единственная дорога, был идеальным местом, чтобы спрятаться от преследования властей.
Супруги поселились в небольшом поселке Хоумяо, располагавшемся неподалеку от западных ворот города, в пригороде Гуаньчжэнь, у подножия горы Тяньма. Вскоре после переезда они на 100 дней открыли «помост для боев» (лэйтай) на площади в храме Гуанъинь-сы в Хоумянь и бросили вызов представителям других школ цюаньфа. Успешно одолев всех соперников, они утвердили в Юнчуне Байхэ-цюань.
С тех пор Юнчунь стал главным центром практики Кулака белого журавля.
Одним из прославленных учеников был Чжэн Ли, заслуживший уважительное прозвание «великий наставник - старший брат». Чжэн Ли изучил сначала Тай-цзу-цюань, который исстари практиковала его семья, и пройдя полный курс Кулака белого журавля и Шаолиньского кулака архатов у Фан Цинян, на этом не остановился. Чжэн Ли еще многому научился от своих названных братьев - Я Ху и Линь Чуя. Я Ху, как передают, отменно владел стилями Ху-цюань - Кулак тигра и Танлан-цюань - Кулак богомола и был большим мастером в искусстве боя палкой. Линь Чуй же блестяще управлялся с саблей дао. Овладев под руководством Бай Цзе техникой цуньцзинь, Чжэн Ли продолжал странствовать в поисках учителей. В своих путешествиях он, как предполагает Киндзё Акио, познакомился с Кулаком дракона - Лун-цюань и с Кулаком золотого льва - Цзиньши-цюань, отточил свою технику и широко прославил Кулак белого журавля. Чжэн Ли значительно ревизовал технику, тактику и методику обучения Байхэ-цюань, включив в него наиболее эффективные приемы и методы тренировки из Тай-цзу-цюань, Дуцзяо хэ-цюань и ряда других стилей. Фактически, видимо, он создал тот самый стиль, который известен ныне как Юнчуньский кулак белого журавля - Юнчунь байхэ-цюань.
Как предполагает Киндзё Акио, к тому времени основательница Кулака белого журавля Фан Цинян уже покинула Юнчунь и перебралась в соседнюю провинцию Гуандун. И на то, действительно, могли быть веские причины. В старину Юнчунь был совсем небольшим городком, затерянным в горах. А это значит, что потенциальных учеников у профессиональных преподавателей ушу здесь было не так уж много. Когда все желающие немного поднаторели в технике «кулачного боя», и приток новых учеников прекратился, Фан Цинян и Цзэн Сы, не имевшие здесь даже клочка земли, наверняка, должны были испытывать трудности с заработком. Логичным выходом из ситуации был бы переезд на новое место жительства, желательно туда, где можно было найти учеников в достаточном количестве. Более удачный вариант, чем густонаселенная провинция Гуандун, вряд ли можно было придумать. И действительно, в Гуандуне существуют стили, несущие на себе следы влияния Байхэ-цюань. Прежде всего, это широко известный во всем мире Юнчунь-цюань (Винчун), основательницей которого, по одной из версий, как две капли воды похожей на предание о создании Кулака белого журавля, считается девушка по имени Фан Юнчунь. Как считает Киндзё Акио, здесь может быть только одно объяснение: спасаясь от преследований, Фан Цинян, переехав в Гуандун, изменила свое имя и в память о гостеприимном городке на родине мужа стала именоваться Юнчунь. К этому времени ее стиль уже мог претерпеть существенные изменения. Этот обновленный стиль, видимо, и явился , который, тем не менее, сохраняет много общего с различными ответвлениями фуцзяньского Белого журавля.
Значительный вклад в развитие Юнчуньского кулака белого журавля внесли и ученики Чжэн Ли - Линь Дун и Чжэн Чуй - Они систематизировали технику и методы обучения Юнчунь байхэ-цюань.
В годы правлений под девизами Тунчжи (1861- 1874) и Гуансюй (1875-1908) знаменитый мастер стиля Юнчунь Байхэ-цюань Пань Чжэньтуань, носивший прозвище «Цзяньюань» («Проницательность и совершенство), и его ученики, в том числе сюцай военного дела Пань Шифэн (1859-1931), существенно реформировали Юнчуньский кулак белого журавля. Они усовершенствовали старые таолу и разработали ряд новых. Благодаря этому структура обучения стилю стала значительно более систематической, а само его содержание существенно обогатилось.
Наконец, в 1928 году делегация из Юнчуня, в составе которой были мастера Кулака белого журавля Пань Шифэн, Пань Сяодэ и еще десять человек, приняла участие в Первых государственных испытаниях в Нанкине, причем Пань Шифэн, в 1920-е годы, когда на юге шла гражданская война всех со всеми, преподававший боевые искусства в деревне Цзимэйсюэ-цунь, занял 1-е место в категории «пожилых участников». По возвращении домой, («национального искусства») в городе Юнчунь провинции Фуцзянь». Это учебное заведение сыграло важную роль в распространении Юнчунь байхэ-цюань в Фуцзяни. И ныне этот стиль распространен практически по всей провинции.
Большой личный вклад в распространение Юнчуньского кулака белого журавля внес наставник Пань Шифэн, сначала проректор, а потом и ректор Юнчуньского филиала Центрального института гошу. В 1929 году он принял участие в создании Миньнаньского
союза гошу, выезжал для преподавания Юнчунь байхэ-цюань в Сингапур и Малайзию, создавал там институты гошу и воспитывал учеников.
В 1930 году Пань Шифэн стал преподавателем ушу в районе Цзимэйсюэ и в университете города Сямэнь. Близким соратником Пань Шифэна был Пань Сяо-дэ (1881-1969), начавший изучать Юнчунь байхэ-цюань под руководством Пань Чжэньтуаня в восьмилетнем возрасте. Помимо того, что он вместе с Пань Шифэном принимал участие в Первых государственных испытаниях по гошу и в создании Миньнаньского союза гошу, в 1933-35 годах Пань Сяодэ был ректором Юнчуньского филиала Центрального института гошу, в 1935 году принял участие в Седьмых провинциальных спортивных играх. После 1952 года был участником различных состязаний по ушу провинциального и местного уровня, как в качестве спортсмена, так и в качестве судьи. («Хидэн боевые искусства и рукопашный бой» №3 Горбылев А.М.)
На сегодняшний день Юньчунь Байхе Цюань является Пань Чен Миао и его сын Пань Цён Ци.
Наставник и организатор распространения стиля в России и Украине – Огнёв Андрей Юрьевич. Инструктор в г. Волгограде