Олимпиадные задания по литературному чтению (4 класс). По началу произведения определи его жанр. Какое произведение не является басней

Чающие от юродивого

Андрей Белый: pro et contra СПб.: РХГИ, 2004. -- (Русский путь). Как часто приходится делать то, чего не хочешь! Вот теперь нужно вернуться к книге А. Белого "Пепел", потому что моя скромная рецензия о ней в прошлом номере "Речи" навеяла на Антона Крайнего мысли обо мне и определения, которые я не считаю ни верными, ни полезными -- объективно. Статья Крайнего ошеломила меня. Живем и не видим великих ужасов, грохочущих тут рядом с нами! Это ли не последняя слепота страшного конца! "...Ушами будете слушать и не услышите, глазами будете смотреть и не увидите" 1 . И неужели не понять: Послана с неба белая молния; пронзила нас, "стеклянных" людей, и оставила невредимыми, но потрясла гения -- Андрея Белого, и возопил Белый и пророчествовал: Над страной моей родною Встала Смерть. Встала Смерть с большой буквы. И больше ничего. Мы жили все время и работали и мыслили и делали и давно, давно уже писали на бумаге (хотя это считается А. Крайним почему-то очень позорным) о нависшей смерти, об ужасе распадения и гибели творческих сил родины или Родины. Начиная с 1906 года и даже раньше, в прогрессивных газетах не было буквально ни одной передовой статьи без слов "призрак смерти и разложения навис над Россией". Но это было -- мертво. Этого не слышали. И вот пришел "гений" и в книге "пухлых, однообразных и сырых (определения А. Крайнего) стихов" сказал то же самое -- и это откровение. Шопенгауэр думал, что талант стреляет в цель, видимую для современников. Гений -- дальше. Его цель видима только для него. Куда же летит стрела Белого? С пройденного пути, да еще назад? Цель ее -- полузабытые провидения Некрасова. Создал песню, подобно стону, И духовно навеки почил...? 2 Какая старая молния, ударила вашего гения! Молния, рожденная обработанным мятым электричеством, -- бывает отработанный пар, называемый на техническом языке "мятым". Это мятое электричество было могучим и сильным, вертело огромные фабричные колеса, гудело и творило жизнь. Теперь -- оно отработало, и пустили его на мелкие поделки -- оно вертит игрушечки и безделушечки; и оловянные солдатики -- "чисто металлические" -- прыгают от него как живые. Люди всегда любили пророков и прорицателей. Не кричали ли в свое время тысячи голосов славу Окена, бездарнейшего из натурфилософов, и не повторяли ли с благоговением его прозрения: "женщина есть азот!". И это немцы -- а уж нам, русским, и Бог велел. Послушать юродивенького -- от Бога поучиться. Если зря залопочет, и то хорошо. А уж если уловишь в его бормотании знакомые звуки человеческой речи -- Господи, да есть ли что радостнее! Сидит юродивенький, слюни пускает, а все в кружок вокруг него и слушают, ждут. "В больбе облетешь ты плаво свое" 3 , -- выпалил юродивенький. И ликованию нет конца. "Накатило! Накатило! Это ново! Озарение! Молния ударила его! Белая молния!" Позвольте! Да ведь это уж много, много лет говорится! Под этими словами люди кровью своей подписывались. А и ваш юродивенький их из университета принес. "Стеклянные люди!" -- кричит А. Крайний. -- Еще не знают они, ни что такое "родина", ни "смерть", ни "встала". Ни "над" -- прибавлю я... Ничего еще не знаем! Завтра юродивенький скажет: "нужно отменить клепостное плаво". Изложит это в "пухлых" стихах. А мы опять не поймем и не увидим молнии, а только учуем болезненно-позднюю отрыжку передовиц пятидесятых годов! Где были вы? Отчего вы ничего не видели и не слышали? Мы прожили страшные годы. Но вас тогда не было с нами. Вы в укромном уголке рифмовали колдунью с полнолунием. Теперь пришли и стилизованно наивничаете: "Сначала человек, а ведь уж после начинается поэзия, литература и т. д.". Это тоже ново? От молнии? Спал дед на печи, пока люди дело делали. Проснулся и занаивничал под гениального ребенка. Показывает корявым пальцем на станового: "Мама! Это бяка!" Не могу умилиться над ним. Не люблю его. "Любовностью к человечеству" не люблю его, старого слюняя и кривляку. И что за бого-истерика нависла над вами? Что за кликушество? Стояли Вии с опущенными веками. Вдруг взглянули, ткнули пальцем -- "Во!" Мимо ткнули -- не беда. Не перетыкивать же! Слышали мы лозунг: "Быть Петербургу пусту" 4 . Le grand mot est lancé! {Брошено великое слово! (фр.).} Засыпано зерно. Заработала вся мельница. Затарахтала круподерка, запищала мукомолка, застучала вальня. Полетела мякина и прах зерновый: статьи, статейки, стихи, фельетоны. "Пусту! пусту! пусту -- ру ту-ту"! "Господи! -- удивится старый журналист, перелистывая эти "пухлые" произведения. -- Да ведь это моя старая передовица в радостном своем воскресении! Мне ли не узнать ее! Мою родную, старую, выношенную, выброшенную! -- Аминь! -- скажет гений, прожженный молнией из статьи Максима Ковалевского. -- Аминь! -- повторит кружок, чающий от юродивенького. Кажется, вы начинаете понимать нас. Своя у нас жизнь, своя смерть и своя родина. И даже туча у нас своя -- наша туча. Все мы тут вместе. Все свои близкие. И кто-то теперь будет -- Никитушка или Федосеюшка? Али, может быть, Федорушка? И то хорошо. И то радошно!

Задание 1

I) Прочитайте, вставьте пропущенные буквы.

Муравей и жук.

В летнюю пору гулял муравей по пашне и с..бирал по зернышку пш..ницу и ячмень, чтобы з..пастись корм..м на зиму. Ув..дал его жук и посочу..ствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные о..дыхают. Пр...м..лчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз д..ждями размыло, остался жук г..лодным, и пришел он пр..сить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попр..кал, не пришлось бы тебе теперь с..деть без корму».

Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят ж..стокие бе..ствия.

II) Прочитайте произведение «Муравей и жук», выберите правильный

ответ, обозначьте его знаком «+»

а) народная сказка;

б) рассказ;

в) басня;

а) злобу и хитрость;

б) зависть;

в) лень и беспечность;

б) И.А. Крылов

в) это произведение народное

III) Выразите свое отношение к истории, рассказанной автором.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

сеинен _____________ вючтет ________________ ошела_______________ шпирнив ________________ дорира ___________________

__________________________________________________________________

Задание 3

Приятна мне твоя прощальная краса... __________________

2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке... _________________

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки... __________________

Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии... _________________

человек... ___________________

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой... ____________________

7) Старый друг лучше новых двух. ____________________________

Задание 4

    ""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    ""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.

    ""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.

Задание 5

Задание 6

1) ""Найденная луна"" __________________________________________________

2)""Прекрасный лебедь""________________________________________________

3) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" ____________________________

____________________________________________________________________

4) ""Умник на солнце""________________________________________________

Задание 7

Финская.

____________________________________________________________________

Вьетнамская.

____________________________________________________________________

Индонезийская.
____________________________________________________________________

Иранская.

____________________________________________________________________

Ты закончил работу. Молодец!

Инструкция по проверке олимпиадной работы по литературному чтению

Задание 1

I) Прочитайте, вставь пропущенные буквы.

Муравей и жук.

В летнюю пору гулял муравей по пашне и с О бирал по зернышку пш Е ницу и ячмень, чтобы з А пастись корм О м на зиму. Ув И дал его жук и посочу В ствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные о Т дыхают. Пр О м О лчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз д О ждями размыло, остался жук г О лодным, и пришел он пр О сить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попр Е кал, не пришлось бы тебе теперь с И деть без корму».

Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят ж Е стокие бе Д ствия.

Задание выполнено:

без ошибок 5 баллов

1-3 ошибки 4 балла

4-6 ошибок 3 балла

7- 9 ошибок 2 балла

10-12 ошибок 1 балл

13 и более ошибок 0 баллов

Итого за первую часть (максимальное кол-во) 5 баллов

II) Прочитайте произведение «Муравей и жук», выберите правильный ответ, обозначьте его знаком « + »

1) Жанровая принадлежность текста:

а) народная сказка;

б) рассказ;

+ в) басня; 1 балл

2) Жук в данном произведении олицетворяет :

а) злобу и хитрость;

б) зависть;

+ в ) лень и беспечность; 1балл

3) Как вы думаете, кто является автором этого произведения?

+ а) Эзоп 1 балл

б) И.А. Крылов

в) это произведение народное

4) Подчеркните самые главные строчки в тексте

Верный ответ (последний абзац) 1 балл

Итого за вторую часть (максимальное кол-во) 4 балла

ΙΙΙ) Выразите свое отношение к истории, рассказанной автором.

Логически последовательное раскрытие темы (собственная позиция, позиция автора, обоснование)

Богатство словаря

Правильное речевое оформление

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок

(учитываются ошибки на изученные правила ) 7 баллов

Раскрыта тема, но отсутствует указание на собственную позицию или позицию автора, имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные речевые неточности (не более 3-х), не более 2-х орфографических и 1-ой пунктуационной ошибки. 5 баллов

Допущены отклонения от темы, нет обоснования собственной позиции, имеются отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, беден словарь, имеются речевые неточности (не более 4-х), 3-4 орфографические и не более 2-х пунктуационных ошибок . 3 балла

Работа не соответствует теме, более 5 речевых ошибок, более 4-х орфографических и более 2-х пунктуационных ошибок, беден словарь . 1 балл Итого за третью часть 7 баллов

Максимальное количество баллов за задание 16 баллов

Орфографические ошибки на неизученные правила не учитываются

Задание 2

Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему?

сеинен _____________ вючтет ________________ ошела_______________

шпирнив ________________ дорира ___________________

__________________________________________________________________

Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Родари – ""лишний"", так как зарубежный писатель.

по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение лишней фамилии с пояснением

Максимальное количество баллов за задание 6 баллов

Задание 3

По началу произведения определи его жанр:

1) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса... стихотворение

2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке... рассказ __

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки... басня

4) В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города

Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии... летопись

5) В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый

человек... сказка

6) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой... былина

7) Старый друг лучше новых двух… пословица

по 1 баллу за каждый верно определённый жанр

Максимальное количество баллов за задание 7 баллов

Задание 4

Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:

    ""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    ""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.

    ""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.

1 – б, 2 – в, 3 – а .

по 1 баллу за каждое верное соответствие

Максимальное количество баллов за задание 3 балла

Задание 5

Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались? Напиши.

а) глядел из печки огонек___________________

б) лес точно терем расписной _______________

в) буре плач его подобен ___________________

г) белоснежная лебедушка __________________

д) уж небо осенью дышало _________________

е) седые моря ________________________ ____

Сравнения – б, в. Эпитеты – г,е. Олицетворения – а, д.

по 1 баллу - за каждое верно найденное сравнение или эпитет + 2 балла за верное определение приёма олицетворения

Задание 6

В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

Например: ""Жара – розовые щечки"" означает ""Мороз – Красный нос"".

Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.

1) ""Найденная луна""«Краденое солнце» К.Чуковский

2)""Прекрасный лебедь"" «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен

3) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин

4) ""Умник на солнце"" « Незнайка на Луне» Н.Носов

по 1 баллу за каждое верное название и каждого автора

Максимальное количество баллов за задание 8 баллов

Задание 7

У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

Язык до Киева до ведет.

Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

Индонезийская. Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.
Поспешишь, людей насмешишь.

Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

На безрыбье и рак рыба.

по 1 баллу за каждое верную пословицу

Максимальное количество баллов за задание 4 балла

Олимпиада по литературному чтению для 4 клас c а

1. Какому жанру соответствуют признаки: наличие законченного сюжета, занимательность, необычность, наличие вымысла, воспитательная направленность?

а) былина

б) сказка

царство - …

3. Какое произведение не является басней?

а) Квартет

б) Свинья под дубом

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

4. Продолжи названия произведений:

Сказка Ш. Перро "Красная ________________________”

Рассказ В. Бианки "Оранжевое ________________________”

Рассказ В. Осеевой "Синие ______________________”

Рассказ А. Куприна "Белый _________________________”

Сказ. повесть А. Волкова "Желтый _________________________”

Сказка Ш. Перро "Синяя _______________________”

С. Михалков Сказка о потерянном времени

Н. Некрасов Винни-Пух и все-все-все

В. Губарев Маленький принц

А. Толстой Королевство кривых зеркал

С. Я. Маршак Приключения капитана Врунгеля

А. де Сент-Экзюпери Праздник непослушания

А. Некрасов Золотой ключик

А. Милн Кузька

Е. Шварц Дедушка Мазай и зайцы

В Александрова Кошкин дом

"Эта книга о жизни и удивительных приключениях одного человека на необитаемом острове.

Только его неистощимая энергия, трудолюбие, настойчивость позволили ему преодолеть все

препятствия” ______________________________________________________

7. Составь толковый словарь:

ланиты - ____________________ десница -________________________

чело - ______________________ шелом - _________________________

кичка - _____________________ перст - _________________________

супостат - __________________

8. На ком или на чем совершили путешествия:

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья____________________________________

б) За медом Винни-Пух ___________________________________________________

в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка_________________________________

г) На крышу Малыш __________________________________________________

д) На юг лягушка-квакушка _________________________________________________

е) В Индию старик Хоттабыч и Волька ___________________________________

Рак + слон =………………………………………………………………………………

Лось + ас = ……………………………………………………………………………….

Лига + ум = ………………………………………………………………………………..

Куш + лоза =……………………………………………………………………………….

1. На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только ………..………

2. Вперёд чужой беде ………………………,голубок.

3. А вы, друзья, как ни ………………………………., Всё в музыканты не годитесь!

11. Придумай стихотворение с рифмами: ученики-мученики, раздевалка-свалка, урок-впрок,

учитель-повелитель,звонок-срок.

Ключ

1. б) сказка

2. Восстановите повторы из сказок:

жили - были

хлеб - соль

чудо - юдо

царство - государство

3 . в) Лиса, заяц и петух

4. Продолжи названия произведений :

Сказка Ш. Перро "Красная Шапочка”

Рассказ В. Бианки "Оранжевое горлышко”

Рассказ В. Осеевой "Синие листья

Рассказ А. Куприна "Белый пудель”

Сказ. повесть А. Волкова "Желтый туман”

Сказка Ш. Перро "Синяя борода”

5. Соедини литературное произведение о его автора:

С. Михалков Праздник непослушания

Н. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы

В. Губарев Королевство кривых зеркал

А. Толстой Золотой ключик

С. Я. Маршак Кошкин дом

А. де Сент-Экзюпери Маленький принц

А. Некрасов Приключения капитана Врунгеля

А. Милн Винни-Пух и все-все-все

Е. Шварц Сказка о потерянном времени

В Александрова Кузька

6. Даниэль Дефо " Робинзон Крузо”

7. Составь толковый словарь :

ланиты – щеки десница - рука

чело – лоб шелом - шлем

кичка – головной убор перст - палец

супостат – противник, враг

8. Совершили путешествия:

а) на воздушном шаре

б) на воздушном шарике

в) на ласточке

г) на Карлсоне

д) на утках

е) на ковре-самолёте

9. Разгадай анаграммы "Литературные герои”. Укажи фамилии писателей, рассказавших нам об этих героях:

Карлсон (А. Линдгрен)

Ассоль (А. Грин)

Маугли (Р. Киплинг)

Золушка (Ш. Перро)

10. Из басни И.А.Крылова выпало слово. Впиши его.

1. На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука

2. Вперёд чужой беде не смейся, голубок.

3. А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь!

Атемина Татьяна Александровна.

Город Сургут МОУ лицей №2

Учитель музыки

2 класс I полугодие

Свернуть (назвать одним словом)

Чёткая, энергичная, бодрая, - …

Мелодичная, протяжная, певучая - …

Подвижная, легкая, ритмичная - …

Диктант. Пронумеровать слова.

Симфония, опера, балет, увертюра, сюита

Соединить фамилии с именами.

Чайковский Эдвард

Прокофьев Людвиг

Бетховен Пётр

Григ Сергей

Соединить названия произведений с именами композиторов

Симфония №5 Чайковский

Сюита «Пер Гюнт» Римский – Корсаков

Опера «Сказка о Царе Салтане» Бетховен

«Детский альбом» Григ

Продолжить ряд:

Сердитая, радостная, жалобная…..

Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

2 класс II полугодие

Найти пару:

Фортепиано, оркестр, пианист, куплет, дирижёр, припев.

Развернуть:

Выразительные средства музыки

Зачеркнуть названия произведений, которые не принадлежат указанным композиторам

Эдвард Григ

Пётр Ильич Чайковский

Свернуть:

Быстрый, медленный, умеренный - …

Громкая, тихая - …

Высокий, низкий, средний - …

Одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации - …

Продолжить ряд:

Скрипка, флейта, ….

6. Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

3 класс I полугодие

1. Продолжить ряд:

Былины, исторические, обрядовые…

Развернуть: характерные черты русских народных песен:

Диктант. Пронумеровать слова:

Распев, темп, тембр, динамика, стихира.

Развернуть: оркестр русских народных инструментов:

Струнные:…

Духовые:…

Ударные:…

Музыкальная викторина

3 класс II полугодие

1. Лишнее слово:

скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель

балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка

пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист

Н. А. Римский – Корсаков « на Москве-реке»

М. И. Глинка опера «Садко»

М. П. Мусоргский опера «Иван Сусанин»

опера «Сказка о царе Салтане»

3. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Украина - …

Белоруссия - …

Молдавия - …

Закавказье - …

Россия - …

4. Расшифровать слова

Звучащая викторина: определить по фрагменту

Название - …

Композитор - …

Тип оркестра - …

4 класс I полугодие

1. Диктант. Пронумеровать слова:

Сюита, баркарола, хабанера, кастаньеты, контраст, акцент.

2. Дописать название произведений

«Испанский … .»

«Арагонская … .»

«Санта … .»

3. Родина танцев:

Лезгинка - …

Хоровод - …

Чардаш - …

Вальс - …

Полонез - …

4. Соединить фамилии с именами

Глинка Иоганн

Римский –Корсаков Михаил

Чайковский Фридерик

Шопен Николай

Штраус Пётр

5. Продолжить ряд:

мелодия, тембр, …

6. Музыкальная викторина

4 класс II полугодие

1. Родина композиторов:

Моцарт - …

Бетховен - …

Шопен - …

2. Развернуть: симфонический оркестр:

деревянные духовые:…

медные духовые:..

струнно – смычковые:…

ударные:…

3. Установить связи:

Соло Италия

Оркестр Хор

Баркарола Скрипка

Скрипач Опера

4. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Симфония: …

Пронумеровать слова: орган, гимн, симфония, ария, опера.

Музыкальная викторина:

5 класс. I полугодие

1. Развернуть: виды искусства:

2. Диктант: значение подчёркнутых слов:

опера, Либретто , увертюра, балет, квартет, Вокализ .

Пронумеровать слова в соответствии с определением (перед словом)

3. Жанры, в которых соединились музыка и литература:

4. Лишнее слово (подчеркнуть):

ария, либретто, увертюра, дуэт, хор, кордебалет.

оркестр, балетмейстер, па-де-де, вариация, ария.

Определить жанр и композитора:

«Жаворонок» -

«Лебединое озеро» -

«Щелкунчик» -

«Иван Сусанин» -

«Садко» -

«Моя Россия» -

Музыкальная викторина:

5 класс II полугодие

1. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

«Царевна Лебедь» Врубеля -----

«Богатыри» Васнецова ------

Изображение гнома-----

2. Соединить названия произведений с именами композиторов:

«Богатырская» симфония Мусоргский

«Гном» Чайковский

«Апрель. Подснежник» Дебюсси

«Лунный свет» Бородин

3. Кто из выдающихся русских композиторов был:

морским офицером - …

ученым, химиком - …

Кого из русских композиторов называют:

«Сказочник русской музыки» - …

«Солнце русской музыки» - …

4. Свернуть:

Колорит, рельеф, фон, портрет, пейзаж - …

Мелодия, ритм, тембр, динамика - …

5. Назвать понравившееся произведение - …

6. Музыкальная викторина:

Если домашнее задание на тему: » Задания по музыке для 2-5 классов оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Тематическое планирование учебного материала по геометрии, 10 класс, по учебнику «Геометрия 10-11» Атанасян Л. С. и др. I полугодие – 2 часа
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Олимпиада по чтению – 4 класс

Задание № 1: Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему?

Сеинен ______________ вючтет ______________________ ошела_____________________ шпирнив ________________ дорира ___________________

________________________________________________________________________

Задание № 2: По началу произведения определи его жанр:

1) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса... __________________

2) Когда я был маленький , меня отвезли жить к бабушке... _____________

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки... __________________

4) В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии... _________________

5) В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец , именитый человек... ___________________

6) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой... _________________

7) Старый друг лучше новых двух. ____________________________

Задание № 3: Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц (соедини стрелкой):


  1. ""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  2. ""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.

  3. ""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.

Задание № 4: Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались? Напиши.

А) глядел из печки огонек ________________________

Б) лес точно терем расписной ______________________
в) буре плач его подобен _________________________

Г) белоснежная лебедушка __________________________

Д) уж небо осенью дышало _________________________

Е) седые моря ______________________________

Задание № 5: В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

Например: ""Жара – розовые щечки"" означает ""Мороз – Красный нос"".

Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.

1) ""Найденная луна"" _______________________________________________________

2) ""Прекрасный лебедь""_____________________________________________________

3) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" _________________________________

4) ""Умник на солнце""_______________________________________________________

Задание №6: У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

___________

Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

_________________________________________________________________________

Индонезийская. Очень резво белка прыгает , а иной раз и срывается.
_________________________________________________________________________

Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

_________________________________________________________________________

Задание № 7: Вспомните и допишите строчки из стихотворений известных поэтов. Укажите название стихотворения и его автора.

А) … злится, ________________________________________________________

… пора - , ___________________________________________________________

…стучится, _________________________________________________________

…двора. ____________________________________________________________

Б) … невидимкой ____________________________________________________

… сна, _____________________________________________________________

…косынкой ________________________________________________________

… сосна. ___________________________________________________________

Задание № 8: Установите соответствие между авторами и героями (соедини стрелкой):

А) Р.Киплинг 1. Буратино

Б) А.Толстой 2. Бармалей

В) Э.Успенский 3. Барон Мюнхгаузен

Г) К.Чуковский 4. Чебурашка

Д) Р.Распе 5. Маугли

Задание №9: О ком идет речь в этом отрывке:

«Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется,

К красну солнцу, наконец,

Обратился молодец»?

Записать имя героя , название произведения и автора произведения.

________________________________________________________________________________(

Задание 10: Впишите пропущенное слово в названии произведений.

Сказка Ш. Перро «Красная______________________»

Сказка М. Матерлинга «Синяя________________»

Рассказ В. Осеевой «Синие ___________________»

Рассказ В. Бианки «Оранжевое _________________»

Задание № 11. Попробуй добавить две строки так, чтобы получился весёлый стишок (четверостишие).

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа. И вот…
______________________________________________________
_______________________________________________________

Олимпиада по чтению – 3 класс

    Из каких сказок эти отрывки? Назови автора.
а) « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя – пусть идёт, куда знает». …………………………………………………………………………………………………

Б) «- Пусть судит её народ! – сказал он. С улицы доносились оскорбительные песни насмехавшихся над нею уличных мальчишек; ни одна живая душа не обратилась к ней со словом утешения и сочувствия».

…………………………………………………………………………………………………

В) «Так прошёл первый день , затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку… А мать прибавляла: - Глаза бы мои тебя не видали!» ……………………………………………………………………………………………


  1. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
слёзы булатные

Руки горькие

Мечи золотые

3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди, туда – не знаю куда,______________________________________________________
Скоро сказка сказывается ,_______________________________________________________

Это всё присказка______________________________________________________________


А. Милн

Карлик Нос

Г. Х. Андерсен.

Винни-Пух и все-все-все

Ф. Зальтен

Пеппи Длинныйчулок

Ш. Перро

Бемби.
Х. К. Андерсен
Муха -Цокотуха

В. Гауф

Дюймовочка

К. Чуковский

Снежная королева

А. Лингрен

Ослиная шкура

5.Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений , из которых эти «крылатые слова» взяты.

1. Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
Так поди же попляши!

6. Прочитайте два четверостишия –

Н. Рубцова:

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды. и А. Блока: Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

О каком времени года идет речь в текстах? ____________________________________
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?_______________________________
Объясните значение слов:
амбар - ________________________________
обоз - _________________________________ подвода - _____________________________

Вешние (звоны) - _______________________.

7. Продолжи название литературных произведений
О. Пройслер “Маленькая _________________________”
Э Успенский “Крокодил Гена и _______________________”
Н. Носов “Живая _________________________”
К. Булычев “Девочка _________________________”
В. Гауф “Карлик ______________________”
А. Линдгрен “Пеппи _____________________________”

8.Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):
биться - _______________________________
граница - ______________________________
дрозд - ________________________________
гвозди - _______________________________
помог - ________________________________
красив - _______________________________
смех - ________________________________

9. Игра «Буриме». Буриме – это литературная игра. Она возникла во Франции. Участникам предлагается написать четверостишие на заданные рифмы. Например:

…………………………………………………….. щенка

…………………………………………………….… пока

…………………………………………………... помогите

……………………………………………………. найдите.

Олимпиада по чтению – 2 класс

Задание 1. Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.

К.Чуковский Крокодил Гена и его друзья

С.Михалков Федорино горе.

Э.Успенский Снежная королева

А.Пушкин Дядя Степа

Г.Х.Андерсен Конёк – горбунок

П.Ершов Сказка о рыбаке и рыбке

Задание 2. Тест.


  1. Его напугал храбрый заяц из сказки Д.Мамина – Сибиряка «О храбром зайце». ___________________

  2. Из него был сделан дом Мороза Ивановича________________________

  3. Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр. _______________________________________
    Её больше всего боялся Железный Дровосек. _______________________________

  4. Имя знаменитой няни А.С.Пушкина. ___________________________________

  5. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость. ______________________________________

  6. В русских народных сказках она называется живой и мёртвой. _________________

  7. Другое название азбуки. ____________________

  8. Что тянуло Алёнушку на дно реки и не позволило ей всплыть?__________________
10. Назови средство передвижения Бабы-Яги____________________________________

Задание 3. Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов.

Задание 4. Вспомни и запиши название известных тебе произведений (не менее двух названий). Названия пиши в кавычках «»

Сказка: ____________________________________________________

__________________________________________________________

Рассказ: ___________________________________________________

__________________________________________________________

Стихотворение: _____________________________________________
__________________________________________________________

Задание 5. Спиши, соединяя части одного выражения.

Упрямый, как черепаха.

Жить, как курица лапой.

Плестись, как осёл.

Писать, как кошка с собакой.

Болтливый, как бык.

Здоровый, как сорока.

6. Найди рифмы к словам:

Жара_____________________________ Речка_________________________________

Ребята__________________________________________________________________.

7.Работа с текстом. Прочитай.

Цыплята и воробьята.

Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть? Цыплята только появились на свет , а уже побежали за мамой-курицей… А она не кормит их - ведь цыплята сами умеют есть…

Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало – уж очень они прожорливы.

Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет – уже умеют еду находить самостоятельно.

Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…

Ответь на вопросы по тексту:

1. Кто сам умеет есть? Отмечай правильный ответ знаком «+»
- Цыплята - Воробьята

2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте.
3. Чему удивляются цыплята?

- Тому, что птицы требуют , чтобы их кормили.

4. Чему удивляются воробьята?
- Тому, что птицы сами ищут еду?
- Тому, что птицы требуют , чтобы их кормили.

5. Подчеркни предложение в тексте, в котором выражена главная мысль.