Развитие речи:"рассказ в.осеевой "синие листья". Синие листья Читательский дневник осеева синие листья главная мысль


Книга приведена с некоторыми сокращениями

1. Домашнее задание учитель проверяет следующим образом: сидящие рядом учащиеся взаимно проверяют друг друга, один из учащихся указывает своему соседу какую-либо картинку и просит его прочитать соответствующую часть рассказа. Потом точно так же поступает его сосед. Такая проверка может быть проведена учителем.
2. Далее учащиеся читают новый рассказ В. Осеевой - «Синие листья». Учитель просит детей обратить внимание на название рассказа:
- Не удивляет ли вас название рассказа? Прочитайте его и подумайте, почему же листья иногда бывают синими.
3. После того как рассказ прочитан, дети обмениваются первыми впечатлениями, а затем идет перечитывание текста в соответствии с заданиями, помещенными в учебнике.
3-й вопрос нацеливает на составление элементарной характеристики двух девочек. Поэтому учитель должен помочь детям найти слова, которые позволят им лучше представить Лену и Катю.
Если подготовительная работа не проводится, то учащиеся отвечают очень однозначно, что Катя жадная, нехорошая, а Лена добрая, хорошая. Учащиеся не всегда могут сказать, можно ли назвать Катю жадной, если она все-таки дала карандаш Лене, а та его не взяла.
Дети перечитывают текст и сравнивают поведение и поступки девочек. У Лены не было ни одного зеленого карандаша, а у Кати их было два. Лена попросила карандаш, а Катя сразу не дала и все обещала спросить у мамы, у брата, боялась, что карандаш сломается. Говорила девочке, чтобы та карандаш не чинила, не нажимала крепко, в рот не брала, не рисовала много, хмурила брови, лицо у нее было недовольное. Когда учащиеся выделяют все эти слова, они уже очень хорошо представляют себе Катю.
Другой важный момент, на который следует обратить внимание учащихся,- это то, что Лена не взяла карандаш и это очень удивило Катю.
- Почему Катя удивилась, что Лена не взяла карандаш? Почему после вопроса учителя Катя покраснела как рак, а Лена молчала? Как вы понимаете выражение «покраснеть как рак» и когда так случается? (Тогда, когда человеку бывает стыдно.)
Сопоставительный анализ помогает подвести детей к выделению главной мысли рассказа.
- Как вы думаете, этот случай научит чему-нибудь Катю, поняла ли она, как плохо быть жадной? (Ей стало стыдно за свое поведение, и она уже начала понимать, что хорошо и что плохо, это очень важно.)
В заключение рассказ может быть прочитан по ролям.
4. Переходом к чтению небольшого текста В. Осеевой «Три товарища» будет вопрос учителя:
- Может ли быть хорошим товарищем жадный человек? Расскажите, каким вы представляете себе хорошего товарища.
Учащиеся самостоятельно читают рассказ «Три товарища» и отвечают на вопросы учебника.
Учитель записывает на доске пословицы и просит найти те из них, которые можно соотнести с поступком каждого из мальчиков или отнести ко всему рассказу в целом:
«Совет хорош, а дело лучше»;
«Кто скоро помог, тот дважды помог»;
«Верному другу цены нет»;
«Друзья познаются в беде».
5. Задание на дом; прочитать стихотворение «Очень-очень вкусный пирог».

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой, написанные на примере жизненных ситуаций, в доступной форме покажут ребенку, что такое настоящая дружба, искренние и правдивые отношения. Рассказы рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

В одном доме

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.

— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня.

— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!

— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.

— Моя! Моя! — кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

— Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

— Чья собака? — сердито закричал он.

— Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

На катке

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась:

— Коленку… Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Синие листья

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

1 класс

учитель Чернышева М.А.

Предмет Русская грамота

Тема урока: Внеклассное чтение. Урок доброты… по произведению В. Осеевой «Синие листья»

Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе

с текстом.

Задачи

    Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.

    Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

    Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

Ход урока.

1 Орг. Момент

2. Вступительное слово учителя

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. На уроках русской грамоты мы с вами изучаем буквы, звуки, учимся их писать. Повторяем изученные буквы и звуки.

4. Знакомство с писательницей В. Осеевой.

Сегодня я хочу познакомить вас с одной женщиной, писательницей, которая жила в прошлом веке, работала учителем и писала рассказы для своих учеников. Зовут ее В.А.Осеева. Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

Вот, сегодня мы будем учиться читать и думать.

На дворе, наконец, пришла зима. А рассказ, который мы будем читать называется «Синие листья»

    Работа над произведением.

Бывают ли в природе синие листья?

Кто, по-вашему, мнению, главные герои?

6. Чтение 1 части рассказа учителем.

У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зеленый карандаш!
А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена.
- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

7. Беседа о прочитанном (первичное восприятие текста).

О ком идет речь в рассказе?

Что происходит между детьми?

Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать?

8. Повторное чтение с пометками. Подчеркиваем слова, которые показывают поведение Кати. Почему Катя так себя ведет? Права ли она? Как бы вы поступили на ее месте. Как надо было поступить? Что вы можете сказать о поведении Лены? Как вы думаете возьмет она карандаш?

9. Чтение 2 части рассказа учителем.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
- Ну что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зеленого нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
- Я ей давала, а она не берет.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.

Почему Лена не взяла карандаш? Почему Катя покраснела?

10. Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прочитав это произведение?

Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете?

11.Рефлексия.

На столе у Вас лежат Листочки. Сейчас подумайте, как бы вы поступили, если бы у вас попросили карандаш? Раскрасьте листик

- синим , если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам

- зеленым , если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам

- красным , если не знаете, как поступить. Не знаю

Размещаем свои листики на дереве.

Подведение итога урока.

Я надеюсь, что наш урок не прошел сегодня зря. Мы учились задумываться над чужими поступками и сравнивали их со своими. В дальнейшем вы будете настоящими друзьями и поступки ваши будут добрыми.

Звучит песня «У друзей нет выходных…»

Цель:

Задачи

Оборудование:

Ход урока.

I. Орг. момент.

"Добрые дела".

Я готов для всех всегда

Делать добрые дела.

Совершив такой поступок,

Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать? — Да!

Будем дерево сажать? — Да!

Будем маме помогать? — Да!

А братишку одевать? — Да!

Позаботимся о кошке? — Да!

Птицам мы насыплем крошки? — Да!

Позаботимся о друге? — Да!

И цветы польем на клумбе? — Да!

Будем добрыми всегда?

Кто мне скажет» — Да! Да! Да!

II. Определение темы и задач урока.

1. Работа над загадкой.

Из почек появляются, Весною распускаются, Летом шелестят, Осенью - летят. (Листья.)

Итак, наши задачи:

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с В. Осеевой.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них — Валентина Осеева. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва — одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

«Дорогие ребята!

Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ? Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. - Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

Плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

Вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.

Спрошу у мамы.

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Приходит Катя на другой день.

Ну, что ж ты? Бери!

Карандаша зелёного нет.

4. Беседа.

Как звали подруг?

Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

— Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

5. "Жужжащее чтение" детей.

-

6. Работа у доски.

Катя Лена

лживая аккуратная

равнодушная терпеливая

жадная воспитанная

хитрая гордая

трусливая правдивая

Физкультминутка "Ничевоки"

Чики-воки, чики-воки,

Жили-были Ничевоки -

Ничего

Не говорили,

И не ели, и не пили,

Только дулись,

Дулись,

Дулись…

Но потом вдруг улыбнулись,

И на маму поглядели,

И попили.

И поели,

Над собой

Похохотали,

Да и спать легли.

Устали.

Чики-воки, чики-воки,

Засыпают Ничевоки.

Тише, тише, не шумите,

Ничевок не разбудите…

Тс-с-с…

7. Чтение рассказа по ролям

8. Работа в парах.

— Из группы пословиц выбирайте только ту, которая подходит к нашему рассказу.

Для первого ряда:

Вежливость открывает все двери.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Нет — друга ищи, а нашёл — береги.

Делу время, а потехе — час.

Для второго ряда:

Где труд, там и радость.

Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

Добрый человек добру учит.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Для третьего ряда:

Лето прохлопал, осень протопал, а тут снег на голову.

Птица сильна крыльями, а человек — дружбой.

Красив тот, кто красиво поступает.

Сердце матери лучше солнца греет.

8. Работа по серии картинок.

Рассмотрите картинки.

Связаны ли они между собой?

Можно ли составить рассказ?

9. Беседа.

IV. Итог урока.

Чему научил вас урок?

Синие листья В. Осеева

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

Случается, бываем одиноки, И не хватает нам душевной теплоты, Бываем мы задумчивы и строги И не кому как будто не нужны И светит солнышко неярко И нет желанья рисовать, Читать, играть не интересно Но, как скажите не скучать? Мир сразу красками наполнится Измениться вдруг все вокруг Когда с тобою рядом будет Твой настоящий верный друг.

Просмотр содержимого документа
«В. Осеева "Синие листья"»

Тема: В. Осеева "Синие листья".

Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.

Задачи

    Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.

    Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

    Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

Оборудование: портрет В. Осеевой, карта Крыма, атлас - определитель "От земли до неба", раздаточный материал для детей, аудиозапись рассказа "Синие листья", песни "Настоящий друг".

Ход урока.

I . Орг. момент.

Я предлагаю вам начать наш урок с игры, которая называется "Добрые дела".

Я читаю стихотворение, а вы, если согласны, говорите "да" и хлопаете в ладоши.

Я готов для всех всегда

Делать добрые дела.

Совершив такой поступок,

Говорю я - да, да, да!

Будем старших уважать? - Да!

Будем дерево сажать? - Да!

Будем маме помогать? - Да!

А братишку одевать? - Да!

Позаботимся о кошке? - Да!

Птицам мы насыплем крошки? - Да!

Позаботимся о друге? - Да!

И цветы польем на клумбе? - Да!

Будем добрыми всегда?

Кто мне скажет» - Да! Да! Да!

II . Определение темы и задач урока.

1. Работа над загадкой.

Послушайте загадку. Что это?

Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят. (Листья.)

2. Создание проблемной ситуации.

Возьмите листья, которые лежат у вас на партах. Внимательно рассмотрите.

Кто может сказать лист какого дерева у него в руках? (Клёна, березы, дуба.)(Можно использовать атлас - определитель "От земли до неба".)

Что интересного вы знаете о дубе? (Дерево долгожитель. Из желудей можно варить кофейный напиток.)

Что интересного вы знаете о березе? (Символ России, делают березовый сок, Существует два типа дерева - мужское и женское. Женская береза распускает листья в сторону, а мужское дерево вверх. .)

Что интересного вы знаете о клене? (символ Канады, из листьев добывают кленовый сахар.)

Раскрасьте ваши листочки. В какие цвета вы их раскрасили? (Зеленый, желтый. красный, оранжевый.)

Могут ли листья быть синего цвета?

Как вы думаете, почему она его так назвала? (Предположения детей.)

Итак, наши задачи:

1) познакомиться с В. Осеевой.

2)познакомиться с рассказом В. Осеевой "Синие листья";

3) выяснить почему рассказ так называется;

III . Работа по теме урока.

1. Знакомство с В. Осеевой.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них - Валентина Осеева. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.

«Дорогие ребята!

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

Давайте послушаем рассказ В. Осеевой "Синие листья".

2. Зарядка для ушей «Умные ушки»

Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

Плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

Вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.

3. Слушание рассказа В. Осеевой "Синие листья"

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

4. Беседа.

Почему рассказ называется "Синие листья"?

Как звали подруг?

Сколько зеленых карандашей было у Кати?

Могла ли Катя дать Лене зеленый карандаш?

У кого Катя решила спросить разрешение?

Как выдумаете действительно ли Катя спрашивала разрешение у мамы, брата?

Была ли Катя настоящей подругой Лене?

Что значит выражение "Покраснела как рак"?

Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

5. "Жужжащее чтение" детей.

- Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прослушав это произведение?

Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете?

6. Работа у доски .

Давайте, подумаем какими чертами характера обладали девочки.

Катя Лена

лживая аккуратная

равнодушная терпеливая

жадная воспитанная

хитрая гордая

трусливая правдивая

Физкультминутка "Ничевоки"

Чики-воки, чики-воки,

Жили-были Ничевоки –

Ничего

Не говорили,

И не ели, и не пили,

Только дулись,

Дулись,

Дулись…

Но потом вдруг улыбнулись,

И на маму поглядели,

И попили.

И поели,

Над собой

Похохотали,

Да и спать легли.

Устали.

Чики-воки, чики-воки,

Засыпают Ничевоки.

Тише, тише, не шумите,

Ничевок не разбудите…

Тс-с-с…

7. Чтение рассказа по ролям

Мы выяснили особенности характеров девочек. Это поможет нам лучше прочитать этот рассказ по ролям.

8. Работа в парах.

Из группы пословиц выбирайте только ту, которая подходит к нашему рассказу.

Для первого ряда:

Вежливость открывает все двери.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Нет - друга ищи, а нашёл - береги.

Делу время, а потехе - час.

Для второго ряда:

Где труд, там и радость.

Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

Добрый человек добру учит.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Для третьего ряда:

Лето прохлопал, осень протопал, а тут снег на голову.

Птица сильна крыльями, а человек - дружбой.

Красив тот, кто красиво поступает.

Сердце матери лучше солнца греет.

(Ответы детей с аргументацией, обсуждение спорных вопросов.)

8. Работа по серии картинок.

Рассмотрите картинки.

Связаны ли они между собой?

Можно ли составить рассказ?

Поработайте в парах. Составьте рассказ. Мы выберем лучший.

Можно ли назвать девочек настоящими подругами?

Какими чертами они обладают? Почему?

9. Беседа.

Какие сказки о дружбе вы еще знаете? ("Крошечка Хаврошечка", "Бременские музыканты", "Кот, лиса и петух", "Снежная королева", "Иван - Царевич и Серый Волк", "Малыш и Карлосон"..)

У кого из сказочных героев девизом была фраза "Ребята, давайте жить дружно?"

Какие песни о дружбе вы знаете?

Предлагаю спеть песню "Настоящий друг".

IV. Итог урока.

Чему научил вас урок?

Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?

Заканчивая урок, я прочту вам еще одно стихотворение.

Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И не кому как будто не нужны
И светит солнышко неярко
И нет желанья рисовать,
Читать, играть не интересно
Но, как скажите не скучать?
Мир сразу красками наполнится
Измениться вдруг все вокруг
Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий верный друг.

А теперь, давайте создадим своё необычное дерево дружбы. Соединим листья березы, дуба, клёна. Покажем, что у нас в классе только дружные, добрые, отзывчивые дети. На этом дереве не будет ни одного синего листочка!

Синие листья В. Осеева

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

Екатерина Наумова
Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе. Рассказ В. Осеевой «Синие листья»

Цель: развитие умения детей понимать, оценивать чувства и поступки других через чтение художественной литературы.

Задачи:

Учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев.

Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Уметь высказывать свою точку зрения.

Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом.

Проявлять положительные эмоции при выполнении танцевальных движений.

Развивать у детей умение видеть красоту окружающей природы, видеть и передавать в рисовании разнообразие осенних красок.

Методы и приёмы: беседа, игровая ситуация, сюрпризный момент, показ.

Планируемый результат : дети умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения; эмоционально воспринимают литературное произведение В. Осеевой «Синие листья» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при выполнении танцевальных движений под мелодию «Танец осенних листочков».

Материалы и оборудование: бумажные осенние листья (белого цвета, цветные карандаши, игрушка зайчик, картины «осень», нарисованная картина с синими листьями, ноутбук, колонки.

Индивидуальная работа: спросить каждого ребёнка, помочь выбрать карандаш.

1. Организационный момент

Воспитатель задаёт вопросы:

Ребята, а какое у нас время года?

Вспомните, какого цвета у нас, недавно, были листья на деревьях?

Сюрпризный момент.

Ой. Кто-то плачет. Зайка. Что случилось?

Зайка. Мне подарила Лена картинку вот она.

Воспитатель: И что разве она тебе не нравиться? Ребята, а вам она нравиться?

Что на ней не так? Синие листья бывают? Похоже, что, Лена об этом не знает?

Зайка. Конечно, знает, но она хотела нарисовать зелёные листья, но не смогла. А почему – вы можете узнаеть, вот из этой книги.

Воспитатель: Что ж, прочитаем?

Чтение рассказа.

Дети слушают произведение, затем отвечают на вопросы:

Почему Лена раскрасила листья синим цветом?

А у подружки Кати был зелёный карандаш?

Лена попросила у Кати карандаш?

Что ответила Катя?

Катя оказалась хорошей подругой?

Как должны поступать друзья

Составление предложений.

Составьте предложения, используя слово «потому что»

Лена попросила у Кати карандаш, потому что…

Лена раскрасила листья синим цветом, потому что…

Катя не давала зелёный карандаш, потому что…

Лена не взяла карандаш, потому что…

Игра «Какой?»

Если карандаш из дерева, он какой…

Если карандаш только что купили, он…

Если карандаш поломали, он…

Если карандаш не новый, то он…

Ребята, а у вас есть карандаши? У меня есть листья. Но они все белого цвета, я предлагаю вам раскрасить их. Дети садятся за столы.

Воспитатель: Выберите себе карандаш любого цвета и раскрасьте каждый свой листочек.

Самостоятельная деятельность.

Индивидуальная работа: Помочь детям выбрать цветные карандаши.

(Включается мелодия «Танец осенних листочков»)

Воспитатель: Наш Зайчик очень любит танцевать,

Сейчас мы с вами потанцуем с листочками, которые вы раскрасили.

Этюд-драматизация.

(Дети танцуют под песню «Танец осенних листочков».)

Рефлексия.

(Сиди на ковре)

Ребята, а что мы сегодня с вами делали?

А кто помнит, как назывался рассказ?

Скажите, сложно отвечать на вопросы?

А мы с вами, такие же, как Катя?

А может, подарим наши листочки зайчику, ему, наверно, будет приятно.

Зайчик. Спасибо вам ребята, я вижу, что вы очень добрые и дружные.