Николай михайлович альбов. Михаил Нилович Альбов: биография. Значение альбов михаил нилович в краткой биографической энциклопедии

Отец его былъ дьяконом церкви почтового департамента, мать полудворянского рода. Грамоте его обучила довольно рано тётка по матери Т. М. Башмакова, и он уже с малолетства пристрастился к чтению. Первая книга, произведшая сильное впечатление на восприимчивое воображение ребёнка, была «Робинзон Крузо», затем «Давид Копперфильд» и «Мертвые души». От природы мечтательный, Альбов рос в полном одиночестве, без детского общества и без матери (которой лишился когда ему было полтора года): всё это заставило его целиком уйти в мир созданных им фантазий. От части сказывалась и наследственность: мать его была натура поэтическая, она любила музыку, писала стихи и была «не ко двору» в семье бедного дьякона. На одиннадцатом году жизни Альбов поступил во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где со 2-го класса стал писать повести; первая была юмористическая, навеянная «Мертвыми душами» - «Растрепалкин». За ней последовало множество рассказов, где героями являлись испанцы и итальянцы, даже в подражание Монте-Кристо был написан роман «Английский матрос». В 13 лет Альбов написал рассказ в форме дневника «Записки подвального жильца» и отправил в «Петербургский листок», где его и приняли. С этих пор юный романист совсем забросил учёбу и из 4-го класса, просидев в нём три года, должен был выйти. К этому времени относится сочинение первой большой повести «На новую дорогу» (1866). В 1867 году Альбов опять поступил в гимназию, но уже в Пятую, по окончании которой в 1873 году перешёл в университет на юридический факультет, который и окончил в 1879 году. С лета 1877 года по весну 1878 года он пробыл в качестве брата милосердия в Дунайской армии. По окончании университета Альбов год пробыл на службе в Эстляндском акцизном управлении, с 1879 года посвятил себя исключительно литературному труду. С 1891 года по 1894 год был редактором беллетристического отдела и официальным редактором «Северного вестнике». В 1898 году состоял помощником редактора екатеринославской газеты «Приднепровский край». Кроме того, Альбов участвовал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Еженедельном обозрении», «Осколках» и др.

Творчество

Первым произведением Альбова, напечатанным в больших литературных журналах, был роман «Пшеницыны» в «Деле» в 1873 году. Многие рассказы Альбова появлялись отдельными изданиями, другие - собраны в «Повестях М. Н. А.» (изданные в Санкт-Петербурге в 1884 году (1-е издание) и в 1887 году (2-е издание)). Произведения Альбова печатались в «Петербургском листке», «Сыне Отечества», «Воскресном досуге» и др.

Произведения Альбова делятся на две группы: одна часть рассказов видимо навеяна Достоевским. В них разбираются темы психологические, а часто и психиатрические («День итога», «Как горели дрова» и т. д.). Эти рассказы отличаются мрачным характером. В них сказывается влияние одинокой и грустной молодости автора. Почти все они относятся к раннему периоду творчества и потому носят более субъективный, рефлективный характер, чем последующие. Лучший рассказ этого направления - наиболее законченный, отделанный и типичный - «День итога» (напечанный в «Слове» в 1879 году). Герой его Глазков не лишён болезненной оригинальности. Сам автор прекрасно охарактеризовал его словами: «Ты - сочетание стремлений орла и сил Божьей коровки: так это есть, и переменить этого ты не можешь». В силу этого является раздвоенность личности, вечный самоанализ, парализующий всякое искреннее движение души, болезненно развито самолюбие и рисовка во всём. В Глазкове два человека: один живёт в действительности, другой с насмешкой контролирует его поступки. Отсюда вытекает неестественность, желание так или иначе обратить на себя внимание, Глазков даже лишить себя жизни не может просто: всё делается с разными вычурами: перед смертью он произносит речь, где говорит о высшем блаженстве поклониться самому себе. Он напоминает «Двойника» Достоевского и героя «Записок из подполья» своим возмутительным поведением с несчастными забитыми существами, искренно ему преданными. «Человек - деспот от природы, и любит быть мучителем», - говорит Глазков, подобно герою «Записок из подполья», который находил «жгучее наслажденье оскорблять». Вполне понятно, что люди этого типа остаются совершенно одиноки, тяготятся этим и жизнь становится для них настолько отвратительною и невыносимою, что насильственный исход неизбежен.

Вторая группа рассказов Альбова носит совсем другой характер: это ряд жанровых картинок, тепло, искренно и талантливо написанных. Мрачный колорит почти совсем исчезает. На первый план выступает наблюдатель. Таковы: «Конец неведомой улицы», I часть «0 людях взыскующих града» («Воспитание Лёльки»), «Тоска», «Юбилей», «Рыбьи стоны» и др. «Ряса» представляет переходную ступень от первой группы рассказов ко второй. «Конец неведомой улицы» - целая хроника будничной жизни изображённого Альбовым уголка. Нужно иметь незаурядное дарование, чтобы из такого ничтожного материала создать такую занимательную вещь. Очень трогательно, с горячим чувством и поэтично изображён мир забитого ребёнка в «Воспитании Лёльки». В упрёк можно поставить Альбову только то, что он иногда запутывается в подробностях, желая слишком точно (протокольно) изобразить хорошо изученную им среду мелкого петербургского мещанства и духовенства. Остаётся пожалеть, что у Альбова, в силу условий личной жизни, узкий круг наблюдений. Из всего сказанного видно, что Альбов не является представителем какого-нибудь общественного течения, а занят изображением личной жизни, помыслов и чувств действующих лиц.

(1866 - 1897)

Н. М. Альбов - рано ушедший из жизни талантливый флорист-систематик, ботанико-географ и путешественник.

Альбов - русский ученый, сделавший существенные вклады в познание не только отечественной территории, но и части Америки. Своими исследованиями Огненной Земли Альбов прославил русское имя за границей.

В 1889 - 1894 гг. Альбов изучал природу Кавказа (преимущественно Абхазии), а с 1895 по 1897 г. - проводил исследования Южной Америки, куда Альбова забросила невозможность обеспечить себя работой по специальности в царской России.

Главное внимание Альбов обращал на изучение флоры и растительности посещенных им территорий и «составил себе значительную известность своими исследованиями закавказской (колхидской) флоры, а впоследствии флоры Огненной Земли» (Д. Анучин). Альбов собрал и обработал обширные ботанические коллекции, послужившие ему базой для многочисленных статей как по систематике растений, так и по ботанической географии.

Альбов родился 15 октября 1866 г. в с. Павлово Горбатовского уезда Нижегородской губернии в семье полкового священника. Еще в детстве он полюбил природу, собирал растения и минералы, мечтал о путешествиях. Окончил шесть классов Шуйской прогимназии (1882) и гимназию в г. Владимире (1884). Высшее образование получил на естественном отделении физико-математического факультетов Московского и Новороссийского [Одесского] университетов; последний он окончил в 1890 г. со степенью кандидата естественных наук. На широту интересов Альбова как натуралиста, несомненно, оказал влияние профессор Московского университета И. Н. Горожанкин, воспитавший большую школу отечественных ботаников.

По окончании Новороссийского университета Альбов был оставлен при нем сверхштатным лаборантом кафедры ботаники, без оклада. Нуждаясь материально, он существовал, давая уроки.

Уже с последних университетских лет Альбов начал свои исследования флоры и растительности западного Закавказья, производившиеся на средства Новороссийского университета, Новороссийского общества естествоиспытателей, Тифлисского ботанического сада, Кавказского отдела Русского географического общества и других организаций.

Альбов совершил следующие экспедиции по Закавказью в 1888 - 1892 гг. - Абхазия, 1891 г. - Лазистан (Азиатская Турция), 1893 г. - западное Закавказье (Черкесия, Абхазия, Самурзакань, Мингрелия, Гурия, Аджария), 1894 г. - западное Закавказье (Черкесия, Абхазия, Самурзакань, Мингрелия).

Вывезенные Альбовым богатые ботанические коллекции обрабатывались им в Новороссийском и Киевском университетах, в Ботаническом саду в Петербурге и особенно в Тербарии Э. Буассье в окрестностях Женевы (1893 - 1895). В Гербарий Э. Буассье, представляющий собою богатейшее хранилище сухих растений флоры Востока, Альбов был командирован Новороссийским университетом. В Женеве Альбов неоднократно выступал в местных научных обществах с научными докладами о результатах своих путешествий по Кавказу.

По словам Отрана, хранителя Гербария Буассье, Альбов «обладал замечательной способностью к труду, он часто проводил ночи в занятиях над своими заметками и (рукописями, утро нередко заставало его за определением растений».

В посмертно изданных (1899) мастерски написанных письмах Альбова к родным из-за границы ярко вырисовывается подвижнический труд Альбова по обработке собранных им научных сокровищ, а также описываются состояние и жизнь научных учреждений (Гербарий Буассье, Ботанический сад в Кью, парижские гербарии, местные научные общества и т. д.). Успеху научной работы Альбова за границей способствовало прекрасное знание им иностранных языков: он свободно говорил и писал

по-французски, немецки, английски, испански, отчасти по-итальянски. К этому добавим, что он изучил и татарский язык, а также языки кавказских народов и индейцев Южной Америки.

Обработка гербариев за границей чередовалась у Альбова с поездками на родину для изучения Кавказа, природе и растительности которого он посвятил большое количество своих работ.

Альбов впервые в науке выявил своеобразие и древность флоры и растительности известняков западного Закавказья (Абхазия, Мингрелия, Самурзакань, Черноморский округ). Он подробно изучил растительный покров известняковых хребтов этих мест и обнаружил ряд свойственных только им (так называемых эндемичных) видов растений, по которым сразу, без специальных геологических исследований, можно судить о некоторых чертах геологического строения этих гор. Эти виды растений являются указателями (индикаторами) определенной горной породы, в данном случае - известняков. Здесь особенно сказался вообще свойственный Альбову широкий географический подход к изучению явлений природы. Свои выводы Альбов строил на основе тщательного анализа истории флоры (так называемого флорогенетического анализа); Альбов был одним из пионеров применения последнего в ботанической географии, что до сих пор не отмечалось. Вместе с Н. И. Кузнецовым Альбов выделил в самостоятельную единицу колхидскую флору и растительность, обосновав это выделение многочисленными ботанико-географическими и флористическими данными.

Главнейшим трудом Альбова, суммирующим итоги изучения западного Закавказья, являются «Материалы для флоры Колхиды» (« Prodromus florae Colchicae »). Под Колхидой Альбов понимал восемь этнографических провинций западного Закавказья, а именно: Черкесию, Абхазию, Самурзакань, Мингрелию, Сванетию, Гурию, Имеретию и Аджарию. В труде перечислено около 1500 видов, в том числе множество новых, впервые описанных Альбовым, нередко являющихся характерными элементами флоры и растительности известняков и других местообитаний (например, Amphoricarpus elegans , Ligusticum Arafae , Geum speciosum , Carex pontica , Dioscorea caucasica , Campa nula mirabilis , Gentiana paradoxa и др.).

Дополнением к этой работе служит «Очерк растительности Колхиды», в котором Альбов дал связный обзор растительности западного Закавказья и подробный анализ происхождения его флоры. Очень ярко описаны в этой работе низинные леса Колхиды, их своеобразие (между прочим художественно описан их весенний облик), вызванное влажным и мягким климатом страны. Этот своеобразный климат страны обусловливает могучее развитие растительности, существование в лесах западного Закавказья массы лиан и вечнозеленых растений и является причиной оригинального явления, названного Альбовым космополитизмом растений в отношении их вертикального распространения (встречаемость ряда растений, начиная от берега моря вплоть до альпийской области). Далее рассмотрены области (пояса): буково-каштановых лесов, высокогорных лесов, подальпийская и альпийская. Вместе с А. Н. Красновым Альбов четко отметил отличие альпийских лугов Колхиды от альпийских лугов Западной Европы, выраженное в высоте и мощности травостоя у первых по сравнению со вторыми. Анализ происхождения флоры Колхиды привел Альбова к заключению о том, что первенствующую роль в ней играют: эндемический колхидский, кавказко-лазистанский, собственно кавказский и лазистанский элементы.

Леса Колхиды Альбов считал прототипом лесов Европы конца третичной эпохи.

Уделяя главное внимание флоре и растительности Кавказа, Альбов однако не ограничивал свою деятельность одними ботаническими работами. В своих кавказских путешествиях он проводил также общегеографические и этнографические наблюдения. Например, им открыт ряд ледников и озер в западном Закавказье, изучен быт абхазцев, совершена поездка в Азиатскую Турцию (Лазистан) и т. д.

Не получив возможности в царской России далее продолжать свои исследования Кавказа, Альбов был вынужден в 1895 г. принять предложение Парижского музея естественной истории и Гербария Буассье собирать для них коллекции в Южной Америке и уехал в Буэнос-Айрес. На месте Альбов убедился в том, что ему удобнее поступить на постоянную работу, чем быть странствующим путешественником-коллектором, и он занял место заведующего ботаническим отделом музея Ла-Платы, который предстояло организовать.

В Южной Америке Альбов совершил следующие научные поездки: 1895 г. в горный массив Сиерра-Вентона (провинция Буэнос-Айрес), 1895 - 1896 гг. - Огненная Земля, 1896 г. - северные провинции Аргентины Корриентес и Миссионес, где он познакомился с субтропической растительностью, 1897 г. - Анды Патагонии, 1897 г. - Сиерра де Минас в Монтевидео. Собранные в этих ботанических экскурсиях и экспедициях коллекции хранятся в музее Ла-Платы.

К растительности и флоре новой для него страны Альбов подошел как ботаник-географ и в то же время как оригинальный мыслитель. В трех основных своих работах, посвященных флоре и растительности Огненной Земли («Заметки о флоре Огненной Земли», «Природа Огненной Земли» и особенно «Опыт сравнительного изучения флоры Огненной Земли. Фито-географический этюд») Альбов дал анализ составных элементов их, установил истинное положение их среди других флор земного шара и пролил свет на их происхождение. Альбов различал две главные растительные формации Огненной Земли - леса и торфяники. Формация торфяников, в свою очередь, подразделена Альбовым на несколько вариантов: типические торфяники долин « balsambogs » (занимающие открытые пространства в низменной полосе страны, преимущественно безлесные острова и побережья) и альпийские торфяники.

Своеобразие растительности Огненной Земли обусловлено, по Альбову, особенностями климата этой страны, который характеризуется равномерным распределением довольно большого количества осадков, высокой насыщенностью атмосферы водяными парами, почти постоянной сильной облачностью, невысокой, но мало колеблющейся температурой воздуха, кратковременностью отрицательных температур и др.

Очень интересны наблюдения Альбова над динамикой лесной растительности на Огненной Земле. По его данным, леса, уничтоженные топором «ли пожарами, уже не возобновляются более сами по себе и уступают место новым растительным формациям - на сухих почвах (в нижней зоне) зарослям калафата (Berberis buxifolia ) и Pernettya mucronata , а на влажных почвах и в верхних зонах горторфяникам.

Альбов описал высотную зональность растительности на Огненной Земле, определив пределы распространения двух выделенных им растительных областей: лесной, начинающейся от берега моря и поднимающейся до 500 - 550 м, и альпийской, лежащей примерно между 500 и 800 м над уровнем моря. Граница между ними представлена густой зарослью листопадного карликового бука.

Применяя статистический и археологический (изучение и сравнение областей распространения родов и видов растений, слагающих флору) методы, Альбов различал во флоре Огненной Земли шесть групп элементов: эндемический (сюда относятся виды растений, свойственные лишь Огненноземельской области), южноамериканский, североамериканский, бореальный, австралийско-новозеландский, антарктический. Альбов отметил геологическую древность Огненной Земли и тесную продолжительную связь ее в послетретичную эпоху с Новой Зеландией и отчасти с юго-восточной Австралией при помощи обширного пространства суши, впоследствии погрузившегося в океан.

Тяжело заболев, Альбов внезапно скончался в расцвете творческих сил 24 ноября 1897 г. в возрасте 31 года. Похоронен на кладбище Ла-Платы, где ему поставлен скромный памятник.

В честь Альбова назван ряд видов растений, в том числе замечательный вид камнеломки (Saxifraga Alboviana Kurtz ). Именем Альбова названо одно из описанных им Ацетукских озер в верховьях реки Мзымты на Западном Кавказе.

Михаи́л Ни́лович А́льбов (8 (20) ноября 1851, Санкт-Петербург - 12 (25) июня 1911, Санкт-Петербург) - русский писатель, беллетрист.

Родился в Санкт-Петербурге в семье дьякона церкви почтового департамента, мать была полудворянского рода. Грамоте его обучила довольно рано тётка по матери Т. М. Башмакова, и он уже с малолетства пристрастился к чтению. Первая книга, произведшая сильное впечатление на восприимчивое воображение ребёнка, была «Робинзон Крузо», затем «Давид Копперфильд» и «Мёртвые души». От природы мечтательный, Альбов рос в полном одиночестве, без детского общества и без матери (которой лишился, когда ему было полтора года): всё это заставило его целиком уйти в мир созданных им фантазий. Отчасти сказывалась и наследственность: мать его была натура поэтическая, она любила музыку, писала стихи и была «не ко двору» в семье бедного дьякона.
На одиннадцатом году жизни Альбов поступил во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где со 2-го класса стал писать повести; первая была юмористическая, навеянная «Мёртвыми душами» - «Растрепалкин». За ней последовало множество рассказов, где героями являлись испанцы и итальянцы, даже в подражание Монте-Кристо был написан роман «Английский матрос». В 13 лет Альбов написал рассказ в форме дневника «Записки подвального жильца» и отправил в «Петербургский листок», где его приняли. С этих пор юный романист совсем забросил учёбу и из 4-го класса, просидев в нём три года, должен был выйти. К этому времени относится сочинение первой большой повести «На новую дорогу» (1866).

В 1867 году Альбов опять поступил в гимназию - в Пятую, по окончании которой в 1873 году поступил в университет на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1879 году.

С лета 1877 года по весну 1878 года он пробыл в качестве брата милосердия в Дунайской армии.

По окончании университета Альбов год пробыл на службе в Эстляндском акцизном управлении, с 1879 года посвятил себя исключительно литературному труду.
С 1891 года по 1894 год был редактором беллетристического отдела и официальным редактором «Северного вестнике». В 1898 году состоял помощником редактора екатеринославской газеты «Приднепровский край». Кроме того, Альбов участвовал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Еженедельном обозрении», «Осколках» и др.
Скончался в Санкт-Петербурге 12 (24) июня 1911 года. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

Михаи́л Ни́лович А́льбов (8 (20) ноября 1851, Санкт-Петербург - 12 (25) июня 1911, Санкт-Петербург) - русский писатель, беллетрист.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье дьякона церкви почтового департамента, мать была полудворянского рода. Грамоте его обучила довольно рано тётка по матери Т. М. Башмакова, и он уже с малолетства пристрастился к чтению. Первая книга, произведшая сильное впечатление на восприимчивое воображение ребёнка, была «Робинзон Крузо», затем «Давид Копперфильд» и «Мёртвые души ». От природы мечтательный, Альбов рос в полном одиночестве, без детского общества и без матери (которой лишился, когда ему было полтора года): всё это заставило его целиком уйти в мир созданных им фантазий. Отчасти сказывалась и наследственность: мать его была натура поэтическая, она любила музыку, писала стихи и была «не ко двору» в семье бедного дьякона.

На одиннадцатом году жизни Альбов поступил во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где со 2-го класса стал писать повести; первая была юмористическая, навеянная «Мёртвыми душами» - «Растрепалкин». За ней последовало множество рассказов, где героями являлись испанцы и итальянцы, даже в подражание Монте-Кристо был написан роман «Английский матрос». В 13 лет Альбов написал рассказ в форме дневника «Записки подвального жильца» и отправил в «Петербургский листок», где его приняли. С этих пор юный романист совсем забросил учёбу и из 4-го класса, просидев в нём три года, должен был выйти. К этому времени относится сочинение первой большой повести «На новую дорогу» (1866).

В 1867 году Альбов опять поступил в гимназию, но уже в Пятую, по окончании которой в 1873 году перешёл в университет на юридический факультет, который окончил в 1879 году.

С лета 1877 года по весну 1878 года он пробыл в качестве брата милосердия в Дунайской армии.

По окончании университета Альбов год пробыл на службе в Эстляндском акцизном управлении, с 1879 года посвятил себя исключительно литературному труду .

С 1891 года по 1894 год был редактором беллетристического отдела и официальным редактором «Северного вестнике». В 1898 году состоял помощником редактора екатеринославской газеты «Приднепровский край». Кроме того, Альбов участвовал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Еженедельном обозрении», «Осколках» и др.

Скончался в Санкт-Петербурге 12 (24) июня 1911 года. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

Творчество

Первым произведением Альбова, напечатанным в больших литературных журналах, был роман «Пшеницыны» в «Деле» в 1873 году. Многие рассказы Альбова появлялись отдельными изданиями, другие - собраны в «Повестях М. Н. А.» (изданные в Санкт-Петербурге в 1884 году (1-е издание) и в 1887 году (2-е издание)). Произведения Альбова печатались в «Петербургском листке», «Сыне Отечества», «Воскресном досуге» и др.

АЛЬБОВ Михаил Нилович родился в семье дьякона - писатель.

Отец его происходил из новгородского рода Озерских. В самом раннем детстве Михаил Нилович лишился матери, поэтессы-любительницы. Воспита­нием и обучением ребенка занималась его тетка Т. М. Башмакова. Страсть к литера­турному творчеству возникла у Альбова очень рано.

Гимназистом второго класса он написал «юмористическую» повесть «Растрепалкин» , навеянную похождения­ми Чичикова.

Затем последовал приключенческий роман «Английский матрос» , «в котором действие происходило одновре­менно в Англии, Испании, Америке и изображена была даже испанская инкви­зиция».

Вскоре появились рассказы «Петер­бургские мизерабли», «Сбежала собачка» и другие. Увлечение творчеством привело к пол­ному забвению гимназических наук, и Альбов был исключен из гимназии. Это весьма огорчило молодого автора, но нисколько не умерило его литературного пыла.

В 1867 Альбов М.Н. поступил в 4-й класс 5-й петер­бургской гимназии, которую окончил в 1873. Литературным трудом Альбов продолжал заниматься и в Петербургском университете, где он учился на юридическом факультете (1873-79). В первый же студенческий год он написал повесть «Пшеницыны» , вы­звавшую резкую рецензию романиста А. В. Авдеева.

Во время русско-турецкой войны Альбов, оставив университет, уходит добровольцем на фронт и в качестве фельдшера находится в рядах Дунайской армии. По возвращении в Петербург он продолжил занятия в университете и в 1879 закончил его. По выходе из универ­ситета все помыслы писателя также были отданы литературе. Как и многие его собратья по творчеству, жил Альбов бедно: писал много, напряженно, а оплачивался этот труд весьма скупо.

В 1891-95 он был официальным редактором журнала «Север­ный вестник» и испытал на этом посту немало нравственных мучений: фактически идейное направление журнала определя­лось участием в нем А. Л. Флексера (Волынского), злобно порочившего насле­дие революционеров-демократов.

С 1894 Альбов жил преимущественно в Полтаве, Екатеринославе, сотрудничал в газетой «При­днепровских край», где напечатал роман «Хитрый план Мамаева» .

В 1901 Михаил Нилович вер­нулся в Петербург.

Мучительный недуг - туберкулез горла - изнурял писателя. По­следние восемь лет жизни он почти ниче­го не писал и умер совершенно забытым.

Повесть «Пшеницыны» - первое круп­ное произведение Альбова. Она представляет собой одну из многих в русской литера­туре вариаций темы жизни людей, уни­женных социальным неравенством и ос­корбленных социальной несправедливо­стью. Внимание автора всецело сосредо­точено на раскрытии душевного мира героя повести - мелкого чиновника Пшеницына. Главное достоинство этого произведения заключается в его гуманистическом пафосе. Значи­тельным произведением Альбова М.Н. является хро­ника «Конец Неведомой улицы» («Дело», 1882, кн. 11-12), рисующая нескладную, уродливую жизнь ремесленников, ме­щан - обитателей петербургских окраин­ных закоулков.

В 1883 Альбов создал роман «Ряса» («Дело», № 10-12) - яркое анти­клерикальное произведение, разоблачаю­щее лживость, вредность религии.

Наибо­лее известным произведением Альбова является трилогия «День да ночь» (1890 - 1903). Главное внимание автора направлено на изображение маленьких людей, обижен­ных и озлобленных жизнью, живущих на грани нищеты. Господствующим настрое­нием героев всех романов трилогии («Тоска», «Сирота», «Глафирина тайна») является глубокое уныние, неудовлетво­ренность собой, бессмысленностью и пош­лостью однообразного существования. Од­нако подспудно в них зреет «неистовая злоба», протест против удушливой атмо­сферы обывательщины, горячая убеж­денность в том, что эта кошмарная жизнь не может быть вечной и должно наступить время, когда все изменится и все обездо­ленные станут жить хорошо, счастливо. В этом отношении значительный интерес представляет в трилогии образ Емельяна Самострелова. Он не многословен, но в нем зреет «неистовая злоба к врагам» и «громоносное слово». Самострелов по ночам работает для подпольной типографии.

Ряд больших произведений Альбова Михаила Николаевича («Пшеницыны», «Конец Неведомой улицы» , трило­гия «День да ночь» , многие рассказы) и поныне представляет не только истори­ко-литературный интерес, но и вполне заслуживает внимания советских читате­лей своей демократической, гуманистичес­кой направленностью, глубоким знанием жизни и занимательностью.

Умер - , близ Петер­бурга.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.