По Ф.А.Вигдоровой. Страх и трусость в будничной (повседневной) жизни. Я знала замечательную писательницу. Её звали Тамара Григорьевна Габбе (ЕГЭ по русскому). Проблема неоднозначности человеческой натуры. Сочинение по тексту Вигдоровой Я знала замечательн


Начало формы
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
(По Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости.
2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.
3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
4) Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.
5) В жизни много испытаний, но сложнее всего преодолеть «в себе обезьяну» и проявить мужество в житейских делах.
Конец формы
Начало формы
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3–9 представлено повествование.
2) В предложениях 12–13 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 10–11.
3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение.
4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение.
5) В предложениях 50–53 представлено описание.
Конец формы
Начало формы
Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Конец формы
Начало формы
Среди предложений 34–42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.Конец формы
Начало формы
«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится(А)__________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)__________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)__________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)__________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)». Список терминов:
1) вводное слово
2) книжная лексика
3) анафора
4) олицетворение
5) противопоставление
6) разговорная лексика
7) синонимы
8) эпитет
9) сравнительный оборот

Конец формы
Начало формы
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Страх способен сковать человека, лишить способности говорить не только в минуту смертельной опасности, но и в повседневности, когда, казалось бы, человек в основном находится в безопасности. Например, мальчик, о котором рассказывает Ф.А.Вигдорова. Он не боится смерти, слетая на лыжах с крутой горы, хотя вероятность получить травму в ходе таких развлечений возрастает в сотни раз. Но вот признаться в том, что он разбил окно, мальчик не может, не смотря на то, что признание не может повлечь за собой его гибель.

Наказания ребенок боится больше смерти, что со стороны кажется нелепым и глупым. Поругают, накажут, объявят домашний арест, лишат игр, заставят убирать, накричат - жизнь на этом не остановится. Эти происшествия - жизненный опыт, который становится бесценным, если из него выносят урок, будь то даже разбитое окно. Но можно предположить, что мальчик - совсем ребенок и что такое смерть он не знает или не понимает. Тогда страх перед наказанием и осуждением становится, действительно, его самым большим страхом. Но разберем другую ситуацию, также упомянутую автором. Ключевое лицо в ней - бывший военный. Он, казалось бы, взрослый, умудренный опытом мужчина. Ужаса, что он повидал на войне, так много, что хватит на несколько жизней вперёд. На поле битвы он не раз рисковал своей жизнью, стал героем войны. Но вот вступиться за несправедливо осуждённого товарища он испугался, прямо как мальчик, разбивший окно. Опять же, погибнуть на войне солдат боится меньше, чем сказать слово против ложного обвинения и перечить людям, что выше него по социальному положению. Со страхом в повседневной жизни сталкиваются все - будь то ребёнок или взрослый. Разница лишь в том, что в зрелом возрасте трусливый поступок может привести к более печальным последствиям.

Автор считает, что хотя страх бывает разным, но мужество, которое необходимо при борьбе с ним, в любых условиях - одно. Мужество требует, чтобы "человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании".

Я абсолютно согласна с позицией автора. Ещё я заметила, что в большинстве случаев страх, с которым человек сталкивается в повседневной жизни - это страх осуждения обществом. Подавляющая часть людей очень зависима от мнения окружающих. Исходя из того, что человек - это биосоциальное существо, этот страх вполне естественен. Практически все люди не могут жить изолированно от общества, для большинства одиночество - самое ужасное, что только может случиться в жизни. Тот же солдат, побоявшийся заступиться за друга, не смог сказать ничего против несправедливости, потому что не знал, как к его поступку отнесётся общество. Сражаясь же на войне, он был уверен, что его дело правое, что даже если он погибнет, то на Родине его все равно будут считать героем, потому что он сражался за мир в своей стране.

И всё-таки я считаю, что подобные страхи не только не спасают человека от необдуманных поступков, грозящих ему гибелью (а первоначальное предназначение страха именно в этом), но и действуют на него негативно. Боясь мнения окружающих, испытывая стыд, придумывая себе комплексы, человек не может реализоваться как личность, потому что он всегда боится неудачи и следующее за ней презрение общества. Когда-то я прочитала следующие слова:" Даже если вы ангел, все равно найдутся люди, которых будет раздражать шелест ваших крыльев". Каким бы человек идеальным не был, всегда будет существовать некоторое количество людей, которым он не понравится. Стоит ли гнаться за недостижимым? Общество - совокупность обычных людей, имеющих свои личные страхи. Этих людей не нужно бояться или ненавидеть, к ним нужно относиться, как к людям.

В заключение хочу сказать, что страх может быть как полезен, например, когда он способен уберечь человека от опасности, так и губителен для человеческой души. Большинство страхов, с которым человек сталкивается в повседневной жизни - результат детского воспитания, заложенные обществом глубоко в сознание нормы и правила поведения. Общество стремится управлять человеком, не давать ему возможности выделиться и стать индивидуальностью. Однако стадо овец нередко бывает загнано в ловушку стаей волков. Человеку нужно руководствоваться в первую очередь душой и совестью.

Обновлено: 2019-06-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Эта заметка - еще одно "форматное" сочинение, написанное по приведенному ниже тексту в качестве подготовки к ЕГЭ. Однако, несмотря на стандарты, я увидела в тексте проблему, действительно близкую мне, и постаралась передать это в своей работе.

Сначала текст. После - мое сочинение (проверку прошло, а учительница сказала, что, хоть перечитывала несколько раз, все равно не нашла, к чему придраться. И это хорошо). Читатели лисьих заметок наверняка увидят знакомые нотки... И это тоже будет хорошо.

Текст Фриды Абрамовны Вигдоровой:

Я знала замечательную писательницу. Её звали Тамара Григорьевна Габбе. Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. Их не перечислишь. Но вот три, они встречаются часто. Первое – испытание нуждой. Второе – благополучием, славой. А третье испытание – страхом. И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем?
Не выдумка ли он? Нет, не выдумка. Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
Человек прошёл войну как герой. Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. И вот война кончилась, человек вернулся домой. К своей семье, к своей мирной работе. Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
Мальчишка разбил стекло.
– Кто это сделал? – спрашивает учитель.
Мальчишка молчит. Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
Чего он боится? Слетая с горы, он может свернуть себе шею.
Переплывая реку, может утонуть. Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. Почему же он боится их произнести?
Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
Он говорил правду: ему бывало страшно. Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... Скажу правду – уволят с работы... Уж лучше промолчу.
Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». Но хат, которые были бы с краю, нет. Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. В ответе за всё плохое и за всё хорошее. И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
Мужество бывает одно. Оно требует, чтобы человек умел
преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. Оно в любых условиях одно.

(По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница,
журналист.

Проблема неоднозначности человеческой натуры

(по тексту Ф. Вигдоровой)

Испытаний в жизни бывает множество. Испытание нуждой, успехом, страхом... Но почему эти испытания так трудно пройти именно в повседневной жизни? Почему человеческое мужество так часто теряется "в самых обычных житейских делах"? Этим вопросом задается советская писательница Фрида Абрамовна Вигдоровна.

Я считаю, что "испытание повседневностью" - одно из самых главных, самых сложных испытаний человека. Быть сильным и мужественным легко перед лицом смертельной опасности. Легко хотеть умереть ради справедливости, сложнее - каждый день ради нее жить. В житейских заботах, когда не с чем "бороться", как-то забываешь, что настоящим человеком нужно быть всегда. Поступать по совести каждую минуту - это и есть настоящее мужество.

Так, с "испытанием повседневностью" сталкивается Андрей Болконский в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир". Князь Андрей с презрением на лице принимает участие в светских вечерах, он устал от покоя, от любящей жены, от мирного быта. Окружающая его жизнь кажется Болконскому мелкой, поэтому и он сам не видит смысла затрачивать какие-либо нравственные силы, чтобы быть лучше, не причинять боль близким людям. Он сбегает от повседневности на войну, и там наконец начинает жить. Мужество - это не только со знаменем бежать на врага. Это - вступиться за капитана Тимохина на военном совете, это - стремление действовать по совести не только во время битвы, но каждый день.

Пример ежедневного мужества дает нам Аттикус Финч в романе Харпер Ли "Убить пересмешника". Он идет против того страха, о котором говорит Ф. Вигдорова: страха общественного мнения, непонимания, делает то, что в судебной практике не делали до него - потому что считает это правильным. Он старается быть мудрым и справедливым не только в суде, но и каждый день, когда дает своим детям бесценные жизненные уроки.

Таким образом, я считаю, что самое страшное испытание - это испытание повседневностью. И настоящее мужество - не только в том, чтобы не бояться опасностей, но и в том, чтобы каждый день быть человеком.

Русский язык

21 из 24

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Показать текст целиком

Известная русская писательница Ф.А.Вигдорова в данном тексте размышляет о том, что такое мужество и есть ли место страху в жизни мужественного человека.
Почему так важно преодолевать страх в житейских ситуациях? Вот главная проблема, которая находится в центре внимания автора.
Размышляя над этой проблемой, Вигдорова цитирует поэта Рылеева: "Удивительное дело, ... мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости". Писательница развивает эту мысль и приводит два примера проявления малодушия в мирной жизни людей. Первый - мужчина, прошедший войну. Он не боялся войны, смерти, "но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убежден, как в своей собственной, он не вступился". Второй - мальчик, разбивший стекло в школе. "Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. Но он боится сказать: "Стекло разбил я".
Позиция автора мне понятна. Она заключается в том, что человек должен быть в ответе за каждый свой поступок и за всё, что делается вокруг нас. Вигдорова считает, что мужество бывает одно, и оно требует умения преодолевать в себе страх везде и всегда.
Я согласна с позицией автора. Действительно, каждый из нас сталкивался хотя бы раз со страхом в повседневной жизни. Мы боимся признаться в своей причастности к нехорошему поступку, чтобы нас не выгнали из школы, не отругали родители, не уволили с работы, не поменяли мнение в худшую сторону . Мы боимся заступиться за кого-то, чтобы не получить

А может быть, и не надо было произносить длинных речей. Может быть, как-то иначе следовало довести до сознания мальчика эту мысль. Но надо, непременно надо. было, чтобы он понял: смелость не только в том, чтобы пройтись по карнизу третьего этажа. И даже не только в том, чтобы кинуться в метель на поиски ребенка…

Несколько лет спустя, когда я уже преподавала в старших классах, я была на комсомольском собрании, которое надолго мне запомнилось.

Принимали в комсомол одного юношу. Встала восьмиклассница Соня Рублева и сказала:

Я против. Он бьет малышей, издевается над ними. Я много раз говорила ему, чтобы перестал, а он не слушается. Что же он за человек, если бьет беззащитных?

А ты что за человек, если ябедничаешь? - крикнул кто-то.

Что тут началось! О юноше, подавшем заявление, попросту забыли. Пламя спора перекидывалось из угла в угол, оно бушевало, захватив весь класс. Кричали все, и я уже не пыталась восстановить порядок.

Почему она ябеда? Почему, я тебя спрашиваю? Если бы она сказала не при всех, а на ухо, вот тогда бы она была ябеда!

– Если видишь подлость и молчишь, - это трусость!

Я хочу сказать… Вот, по-твоему, Соня ябеда. Ладно, давай вообразим такой случай. Ты ведь собираешься стать писателем, у тебя должно быть воображение. Вообрази: ты уже кончил литинститут и работаешь в какой-нибудь редакции. И вот там выдвигают на какой-нибудь высокий пост человека, о котором ты знаешь, что он карьерист, подхалим. Неужели ты будешь сидеть и молчать? Нет, ты ответь! А если ты смолчишь, ты будешь трус, так и знай! А Сонька - смелый человек.

В классе раздался смех, и мальчик, защищавший Соню, видимо, тотчас понял, почему все смеются.

Да, смелый человек, и неважно, что она мышей боится, и плевать я хотел, что она увидела мышь и вскочила на парту. Все равно она смелая! Вот мое слово, и ты меня не переубедишь!

Смелость… Мужество… Какие ясные, твердые, какие отличные слова! И неужто можно спорить о том, что они означают?

Видимо, можно.

Я знавала человека, замечательную писательницу - ее звали Тамара Григорьевна Габбе. Она сказала мне однажды:

В жизни много испытаний. Их не перечислишь. Но вот три, они встречаются часто. Первое - испытание нуждой. Второе - благополучием, славой. А третье испытание - страхом. И не только тем страхом, который узнает человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни…

Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? Не выдумка ли он? Нет, не выдумка. Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

«Удивительное дело, - писал поэт-декабрист Рылеев, - мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

С тех пор как написаны эти слова, прошло больше ста лет. Но есть живучие болезни души.

…Человек прошел войну как герой. Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шел ей навстречу. И вот война кончилась, человек вернулся домой. К своей семье, к своей мирной работе. Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью, отдавая все силы, не жалея здоровья. Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невинности которого он был убежден, как в своей собственной, он не вступился. Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

…Мальчишка разбил стекло.

Кто это сделал? - спрашивает учитель.

Мальчишка молчит. Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

Чего он боится? Ведь, летя с горы, он может свернуть себе шею. Переплывая реку, может утонуть. Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. Почему же он боится их произнести?

Среди множества писем, приходящих ежедневно в редакцию газеты или журнала, опытный журналист тотчас приметит одно-два, чем-то непохожие на все остальные. Иногда такие письма написаны печатными буквами. Иногда - почерком, явно измененным: буквы идут вкривь и вкось; видно, что человек очень старался писать не так, как обычно. Эти письма - анонимные. Без подписи. Тот, кто их пишет, не хочет быть узнанным. Иногда это письма клеветнические, грязные, в них есть злоба, но нет правды. Но иногда анонимные письма, письма без подписи взывают о помощи. Они написаны людьми, которые боятся. Эти люди хотят восстановить справедливость, защитить честного человека, наказать подлеца, но они боятся сделать это вслух, прямо, открыто. Они хотят остаться даже не в тени, а в безвестности.

…Во главе одной больницы стоял невежда, карьерист и взяточник, озабоченный не тем, чтобы лечить больных, а тем, чтобы сорвать с них побольше денег.

Работавший в этой больнице хирург Смирнов не хотел мириться с такими порядками. Он выступил на собрании. Главный врач сказал Смирнову, что он лжец. Доктор Смирнов отправился в горздрав. Там его выслушали и… положили заявление под сукно. Доктор Смирнов написал в местную газету: «Врач не должен, не смеет раздумывать, кто лежит перед ним на операционном столе. Перед врачом лежит больной - и только. Он не источник обогащения - он больной…»

Об этом письме стало известно главному врачу больницы, и он сразу же уволил доктора Смирнова с работы. Смирнов не сложил оружия: он опять обратился в горздрав. В горздраве ему сказали, что он клеветник.

Доктор Смирнов был убежден в своей правоте, он знал, что в больнице после его увольнения царят те же подлые порядки. Он был прямым и честным человеком, кривые пути были ему глубоко отвратительны. Но он отправил еще одно письмо - в одну из центральных газет и… не подписал его. «Я всегда презирал анонимки, - писал он, - я всегда верил в силу вслух произнесенного прямого слова, но на этот раз неудача преследует меня по пятам. Я стар и болен. Я устал. Я перестал верить, что смогу добиться правды на том пути, что выбрал сначала. Приезжайте в наш город, проверьте то, о чем я вам рассказываю. Нельзя, чтобы больницей руководил корыстолюбец и взяточник, ведь от него зависит жизнь людей».

Когда в Н. приехал корреспондент, доктор Смирнов пришел к нему и помог разобраться в сложных хитросплетениях, которые всегда сопутствуют делам подлецов.

Анонимное письмо было для доктора Смирнова не уловкой, не способом избежать ответственности. Он был вынужден пойти на такой шаг, потому что в коллективе, где он работал, было попрано самое святое, самое необходимое право человека: говорить вслух правду .

…Я помню и другой случай: маленькое глухое село в Белоруссии. Председатель сельсовета, который каждому, кто посмеет поступить наперекор, угрожает:

Я тут самый главный! Если захочу, могу твою хату по полену растащить.

Как бы то ни было, никто не кинет камня в пожилую женщину, которая посылает в районный центр жалобу и не подписывает ее. У нее нет сил бороться с самодуром и пьяницей, но она хочет восстановить справедливость, и она пишет: «Приезжайте к нам, помогите».

Но сейчас я хочу сказать не о старых, больных людях, которые делают то, что могут, то, что в их силах. Я хочу сказать о молодых и здоровых, у которых еще вся жизнь впереди.

«В нашем техникуме, - говорилось в одном письме, - нельзя произнести ни слова правды. Что бы директор ни заявил, мы должны покорно слушать и молчать. На днях Толя Клименко, наш однокурсник, сказал директору, что выпускной курс надо бы освободить от работы на подсобном хозяйстве, а директор за это лишил его стипендии. Толин отец погиб на фронте, мать умерла, ему никто не помогает, без стипендии ему не кончить техникум. Дорогая редакция, помоги нам».

Корреспондент так и не узнал, кто написал это письмо. Он разговаривал с тридцатью студентами - однокурсниками Клименко. Каждый из них горячо возмущался поступком директора, каждый из них мог быть автором этого письма. Но ни у одного из тридцати не хватило духу высказать свое мнение вслух.