Волковское кладбище - литераторские мостки. Старый Питерский некрополь - "Литераторские мостки" Как доехать и часы работы кладбища «Литераторские мостки» СПб

Волкова деревня или Волково упоминается в Писцовых книгах Ижорской земли в 1640 г. в описании Спаского погоста, причем носила она и чухонское название Сутилла (Сютила), что и означает Волково.

Указом Сената от 11 мая 1756 г. здесь было устроено кладбище вместо существовавшего с 1710-х гг. при церкви Иоанна Предтечи в Ямской слободе. Елизавета Петровна не хотела видеть кладбище близко к городу. Землю отвели на выпасе между нынешними Литераторскими и Волковскими мостками. Предписано было все огородить и поставить деревянную часовню.

Название определилось не сразу. В сенатском указе указывалось "Кладбище Адмиралтейского стороны, по сю сторону деревни Волковой". В консисторских делах в 1765 и 1771 гг. пишется "Кладбище Московской стороны, что у деревни Волковой", или просто "что в Волково". Позднее его назвали Волковым или Волковским (как принято сейчас).

Кладбище открыли летом 1756 г. и к конце года на нем было совершено 898 погребений. Кладбище было бедным, доходов почти не приносило, но хоронили на нем с каждым годом все больше. Одновременно с открытием кладбища "от губернской канцелярии" была заложена деревянная на каменном фундаменте церковь. Она была освящена 3 декабря 1759 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1777 г. на средства купца Шевцова (Швецова) поставили теплую деревянную церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего), но эта церковь сгорела под Новый 1782 г.

В 1798 г. была сделана первая прирезка земли. Была устроена новая ограда с воротами со стороны Растанной ул. и прорыты для осушения прямые канавы. Одна из них определила направление будущих Надтрубных или Литераторских мостков, а другая - Волковских. В эти же годы строится первая каменная церковь - Воскресенская, стоящая поныне близ входа в некрополь "Литераторские мостки".

В 1808 г. к кладбищу была сделана прирезка более чем на 30 тыс. сажень.

К 1809 г. богослужения в Спаской деревянной церкви были прекращены из-за ее ветхости. Новый храм было решено ставить в западной части кладбища, южнее нынешних Смотрительских мостков. Осуществление утвержденного в 1810 г. грандиозного проекта арх. Беретти затягивалось. Пришлось новому церковному старосте - купцу П. И. Пономареву отремонтировать старый деревянный храм, в котором с 1812 г. вновь стали служить.

В следующее десятиление возросшие доходы позволили построить по проекту арх. П. Ф. Воцкого Святые ворота и ограду со стороны Расстанной улицы. существующие и сейчас.

В 1837 г. был заложен наконец новый храм, его строителем стал Ф. И. Руска, основательно переработавший и упростивший проект Беретти.

В 1838 г. указом Духовной консистории прибавили к кладбищу еще 20,5 тыс. сажень за счет пространства Волкова поля и пустошей на берегу реки Волковки. Это была последняя прирезка, в дальнейшем границы кладбища оставались почти неизменными.

Третью по времени возведения каменную церковь обычно называли "Пономаревской" по имени купца П. И. Пономарева, на средства которого она была построена. Строить ее решили вскоре после освящения Спасской церкви, вместо обветшавшего деревянного храма. Строительство поручили тому же Ф. Руска, повторившему в малых размерах свою предыдущую работу. Закладка состоялась в 1850 г., а в 1852 г. церковь была освящена. Находилась она почти посередине между Спасской и Воскресенской церквями, там где Широкие мостки выходят на Волковские. Под храмом был похоронен сам жертвователь и его близкие.

Имя другого благотворителя сохранилось в просторечном названии четвертого каменного храма, который часто именовали Крюковским. Это единственная действующая в настоящее время церковь на Волковском кладбище. Церковь св. Иова заложенв в 1885 г. и строилась на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа - потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова.

Последняя по времени строительства церковь - Успенская строилась на средства, пожертвованные вдовой табачного фабриканта Т. В. Колобовой, посвятившей церковь памяти своей умершей сестры. К строительству приступили в 1910 г. Служить в храме стали через три года.

Чтобы облегчить перемещение по извечной грязи некрополя, его дорожки мостили досками, от которых пошло название "мостки". В 19 в. число дорожек достигло 120, их общая протяженность к концу века превышала двенадцать верст. Вокруг церквей дорожки-мостки выстлали плитами, а остальные были деревянными. Мостки между Воскресенской и Всесвятской были самыми широкими - в восемь досок, поэтому и назывались Широкие мостки. По пять досок лежало на Волковских, Смотрительских и Придорожных мостках, остальные были в одну- четыре доски.

Северо-восточная часть Волковского кладбища со второй половины XIX в. получила название "Литераторские мостки", поскольку стала традиционным местом погребения известных деятелей литературы и искусства. Первым в этом списке был Александр Николаевич Радищев. Он был похоронен в сентябре 1802 г. Могила оказалась забыта, но предполагается. что Радищева похоронили близ каменной Воскресенской церкви. В память об этом на стене здания в 1987 г. была установлена мемориальная доска.

На Волковом кладбище в 1831 г. был погребен поэт Антон Антонович Дельвиг. 29 мая 1848 г. в восточной части Надтрубных мостков хоронили В. Г. Белинского. В 1861 г. рядом похоронили Н. А. Добролюбова. В 1866 г. могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей чугунной оградой. В 1868 г. на Надтрубных мостках похоронили публициста Д. Н. Писарева. В 1883 г. у северной стены Спасского храма был похоронен И. С. Тургенев.

Затем свое упокоение нашли здесь М. Е. Салтыков-Щедрин, К. Д. Кавелин, В. И. Немирович-Данченко, Н. И. Костомаров, С. Я. Надсон, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, Н. Г. Гарин-Михайловский, Д. И. Менделеев и многие другие.

Когда точно появилось название "Литераторские мостки" - неизвестно. Чаще всего в литературе указывается конец 1880-х гг. В описании Волковского кладбища, изданном Н. Вишняковым в 1885 г. Литераторские мостки упоминаются как данность, освященная временем.

В XVIII-XIX вв. Волковский некрополь был крупнейшим в Петербурге.

Помимо православного, Волковский некрополь включает в себя также страообрядческое и лютеранское кладбища, многие надгробия которых представляют собой выдающиеся образцы ритуальной архитектуры.

(по материалам , . С. 395-410)

Фото с сайта syl.ru

Нигилизм и не только

Первопроходцем «мостков» был писатель Радищев. Его, впавшего в немилость к государыне и подвергнутого тяжелейшим репрессиям, похоронили на окраине столицы, на кладбище, некогда созданном для нищих.

Одного не учли – таким образом не Александр Николаевич опустился до уровня убогого кладбища, а кладбище поднялось до планки, поднятой автором «Путешествия из Петербурга в Москву», чуть ли не самой популярной книги среди русской мыслящей интеллигенции. Это произошло в 1802 году.

Постепенно к могиле Радищева приходило все больше и больше людей. Приносили цветы. Выступали с речами. Но хоронить, однако же, предпочитали в местах более престижных: в Александро-Невской лавре, на московском Новодевичьем. И только в 1848 году на кладбище похоронили еще одну знаменитость либерального толка – Виссариона Белинского.

В 1861 году рядом с могилой Белинского появляется еще одна могила – Николая Добролюбова. На этих похоронах держал речь Чернышевский: «Какого человека мы потеряли, ведь это был талант. А в каких молодых летах он кончил свою деятельность, ведь ему было всего двадцать шесть лет, в это время другие только учиться начинают… Добролюбов умер от того, что был слишком честен».

За эту речь Чернышевского осудил еще один из присутствовавших, П.Баллод: «Говорить так резко там, где, конечно, присутствовал не один шпик, для меня казалось диким. Он плакал, говорил и был вне себя».

Кладбище делалось своего рода продолжением нигилистических салонов. Впрочем, само слово «нигилизм» возникло лишь на следующий год, когда вышел роман Тургенева «Отцы и дети» – там он называл нигилистом Евгения Васильевича Базарова.

Фото с сайта topdialog.ru

Слова не было, а нигилизм вовсю существовал. Следующее громкое событие на этом кладбище пришлось на 1866 год – могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей наградой. И спустя несколько лет, когда умер Дмитрий Иванович Писарев, место ему было уготовано на том же Волковском, в компании с коллегами, литературными критиками.

Не очень понятно, кого на тех похоронах было больше – столичных либералов или же агентов Третьего отделения. Вот, к примеру, донесения одного из них:

«За гробом шествовал здешний нигилистический синклит, можно сказать, что гроб изменил даже свою физиономию и походил скорее на пирамиду, усыпанную цветами».

Другой же агент дополнял: «Могила приготовлена была как раз против того места, где погребены Белинский и Добролюбов, в нескольких шагах от могилы известного нигилиста Ножина, умершего во время производства следствия по поводу покушения 4 апреля.

При опускании гроба в могилу, с него сорвали все гирлянды и цветы, которые разошлись по рукам присутствовавших. Гроб был опущен в могилу без священника, и в нее посыпались цветы; первый венок было предложено бросить отцу покойного.

Зарывание было уже кончено и могила убрана цветами, а публика все не расходилась – как бы ожидая чего-то: первый раз обратил на это внимание Павленков и с соседней высокой могилы произнес краткое слово, в котором выразил, что всякие надгробные речи излишни и что лучшим почтением памяти покойного служит то, что на могиле собрались люди самых разнообразных убеждений, что свидетельствует о честной и благотворной деятельности покойного».

Но, несмотря на пожелание господина Павленкова, без речей не обошлось. Литературный критик Григорий Евлампиевич Благосветлов, к примеру, сказал: «Здесь лежит замечательнейший из современных русских писателей; это был человек с твердым сердцем, развившийся под влиянием государственных реформ последнего времени, ни перед чем не отступавший и никогда не падавший духом.

Будучи заключен в крепость, он в сыром и душном каземате, окруженный солдатами, под звуками оружия, продолжал заниматься литературою, и надо заметить, что то были лучшие его произведения».

Фото с сайта topdialog.ru

Тот же Благосветлов присутствовал и на похоронах упомянутого в донесении Добролюбова.

Огромным событием сделались похороны Ивана Тургенева. Иван Сергеевич скончался в 1883 году. Сестрица Ленина, Анна Ильинична Ульянова писала о них: «Вся погребальная процессия была сжата тесным кольцом казаков. На всем лежал отпечаток угрюмости и подавленности. Ведь опускался в землю прах неодобряемого правительством «неблагонадежного» писателя.

На его трупе это показывалось самодержавием очень ясно. Помню недоуменное тягостное впечатление нас, двух юнцов. На кладбище пропускали немногих, и мы не попали в их число. Потом попавшие рассказывали, какое тяжелое настроение царило там, как наводнено было кладбище полицейскими, перед которыми должны были говорить немногие выступавшие».

Анне Ильиничне несколько дней назад исполнилось всего лишь девятнадцать лет, но в компании друзей Тургенева она себя чувствовала словно рыба в воде.

А юрист Анатолий Кони вспоминал: «Прием гроба в Петербурге и следование его на Волково кладбище представляло необычное зрелище по своей красоте, величавому характеру и полнейшему и единодушному соблюдению порядка.

Фото с сайта topdialog.ru

Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, ученых, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько верст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, – несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями.

Венок с повторением слов, сказанных больным Тургеневым художнику Боголюбову: «Живите и любите людей, как я их любил», от товарищества передвижных выставок; венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов.

Особенно выделялся венок с надписью «Незабвенному учителю правды и нравственной красоты» от Петербургского юридического общества… Депутация от драматических курсов любителей сценического искусства принесла огромную лиру из свежих цветов с порванными серебряными струнами».

Каждый, кто как умел, выражал свою скорбь.

На кладбище по Расстанной дороге

Фото с сайта antonratnikov.ru

Затем были Всеволод Михайлович Гаршин, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Сергеевич Лесков, Глеб Иванович Успенский. Все больше и больше людей забывало, почему это кладбище так называется, при чем здесь мостки.

На самом деле, когда оно еще специализировалось на безвестных и безденежных, почва на кладбище представляла собой весьма характерную для Петровской столицы болотную топь. Чтобы можно было хоть как-то перемещаться по кладбищу, между могилами проложили мостки.

Постепенно у этих мостков появлялись названия – надо же было как-то ориентироваться самим и ориентировать здешних могильщиков. Часть тех мостков, бывших некогда Надтрубными (по проходившим под ними трубами канализации), как раз и сделались Литераторскими.

Территория давно стала цивилизованной, мостки канули в прошлое, а вот название осталось. Как Никитские ворота и Кузнецкий мост в Москве.

Политическая значимость этого кладбища была, естественно, неколебима. Характерна статья публициста Григория Захаровича Елисеева: «Ты говоришь, что «нам ничего не осталось в наследство от прошлого», что у нас нет никакого великого общественного дела, над которым мы могли бы работать в настоящем, что у нас нет никаких надежд и идеалов в будущем, что мы имеем в своем обладании одно Волково кладбище, одни могилы наших великих покойников – Белинского, Добролюбова, Писарева, Тургенева, Кавелина и других подобных им, хоть и на других кладбищах нашедших себе вечное успокоение, но по духу и мысли несомненно принадлежащих к этой же светлой плеяде Волкова кладбища.

С ними, с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб».

Фото с сайта topdialog.ru

Разумеется, со временем здесь стали хоронить не только литераторов. На кладбище покоятся останки ученых Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и Ивана Павлова, скульптора Василия Козлова (автора знаменитого памятника Ленину перед Смольным), композитора Исаака Шварца, множества революционеров – Веры Засулич, Георгия Плеханова, а заодно матери Ленина Марии Александровны Ульяновой и его сестер (в том числе и Анны Ильиничны).

Среди всего этого пантеона как-то даже экзотически воспринимались простые питерские обыватели, которые здесь тоже хоронили своих умерших родственников.

Одна из простых жительниц столицы вспоминала: «Выезды делали и на Волково кладбище на могилки, где у нас за решеткой были похоронены дед, бабка, прадед и другие родственники. На Волково отправлялись в четырехместной карете, которую тогда можно было нанять для такой поездки за рубль или рубль с четвертью.

На могилках располагались также с самоваром и едой. Кто-нибудь снимал с ноги сапог и голенищем раздувал самовар, что нам, ребятишкам, очень нравилось. Поездка эта иногда объединялась несколькими родственными нам семьями. Служили литии по покойникам. У мужчин не обходилось и без возлияний».

Фото с сайта topdialog.ru

На кладбище ездили по так называемой Расстанной дороге. По преданию, именно расставание с усопшими и положило ей название. Там же располагался и трактир «Расстанье», в котором было принято устраивать поминки.

А вот значимость кладбища как символа свободолюбивой борьбы постепенно не то чтоб утрачивалась, но явно теряла свою остроту, становилась обыденностью. Пример тому – спокойный, даже скучный тон одной из газетных заметок 1910 года: «23 января, в 23-ю годовщину смерти поэта Надсона, кружком литераторов, в старой церкви Волкова кладбища была отслужена панихида, после которой все находившиеся в церкви почитатели поэта в предшествии духовенства, направили к могиле покойного на «Литераторских мостках», где и была отслужена краткая лития.

На литии, кроме литераторов, присутствовала и публика, главным образом учащаяся молодежь. На могилу поэта возложены новые венки».

Где страстные речи, горящие взоры? Где агенты спецслужб? В прошлом все. Теперь главные революционные силы – не на кладбищах, а на фабричных окраинах. Именно там вдали от глаз полиции готовится главное потрясение за всю историю страны.

Музей расширяет экспозицию

Мемориал семьи Ульяновых и потенциальная могила для Ленина. Фото с сайта topdialog.ru

В 1935 году, когда умерла дважды уже упоминавшаяся Анна Ильинична Ульянова, кладбище сделалось отделом Государственного музея городской скульптуры (основная территория его располагалась на другом питерском кладбище, на Лазаревском).

В связи с этим «экспозиция» расширилась: на «Литераторских мостках» перезахоронили Ивана Гончарова, Александра Блока, Николая Помяловского. Их могилы по разным причинам готовились к уничтожению, так что музейный статус пришелся явно кстати.

Много хоронили здесь в Великую Отечественную, в блокаду.

Кладбище стало – как всякое знаменитое кладбище – обрастать слухами и анекдотами.

В частности, в перестройку кто-то пустил слух, что прах Ленина тайно вывезли из мавзолея и захоронили рядом с матерью и сестрами, на «Литераторских мостках». Кто-то под это дело даже установил рядом с могилами Ульяновых соответствующий памятник.

Могила же Радищева, с которой, собственно, все началось, давно утрачена. Доска в его память сейчас установлена в ограде Воскресенской кладбищенской церкви.

Увы, так бывает нередко.

В пешей доступности от метро «Волковская», на территории Волковского кладбища, располагается знаменитый некрополь, именуемый «Литераторскими мостками». Памятник привлекает к себе внимание тем, что является местом погребения множества выдающихся личностей, живших в XIX и XX веке: здесь покоятся писатели и поэты, композиторы и актёры, ученые и общественные деятели. С 1933 года кладбище считается закрытым, однако в редких случаях здесь всё же проводятся захоронения. На сегодняшний день просмотру посетителей доступно более 500 надгробных памятников, представляющих как культурно-историческую, так и художественную ценность.

Чтобы осознать культурную ценность, которую имеет данный объект, необходимо упомянуть, кто похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

Историческая справка

Само кладбище было основано в 1756 и предназначалось для малоимущих людей. В течение нескольких десятилетий место было не благоустроено, до некоторых участков было и вовсе трудно добраться ввиду отсутствия каких-либо дорог и тропинок.

История же «Литераторских мостков» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге берет начало в 1802 году, когда здесь был похоронен известный писатель и общественный деятель автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Место расположения могилы неизвестно, надгробие также не сохранилось. Однако информация о захоронении содержится в церковных сводках, и в 1987 году на территории некрополя была открыта соответствующая памятная доска.

Ранние захоронения

Одно из ранних захоронений датируется 1831 годом, когда Антон Дельвиг, друг Пушкина, был похоронен на Волковском кладбище. «Литераторских мостков» на тот момент не существовало как отдельного культурного объекта, да и прах поэта сто лет спустя был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, однако в контексте событий, связанных с формированием некрополя, данное событие должно быть отмечено.

В 1848 году здесь был похоронен известный критик В. Г.Белинский, а в 1861 году - Н. А. Добролюбов. Их надгробия расположены рядом и обнесены общей чугунной оградой. Неподалеку покоится ещё один известный отечественный критик - Д. И. Писарев.

Конец XIX - начало XX века

Позже, ближе к концу XIX века, здесь были похоронены знаменитые писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, А. И. Куприн и многие другие. В XX веке, когда некоторые кладбища города решено было перенести или же уничтожить, в некрополь были перенесены останки И. А. Гончарова, А. А. Блока и других ярких представителей отечественной литературы, искусства, науки. В некоторых случаях, однако, были перевезены лишь памятные знаки, но не сам прах покойных.

Несмотря на то, что объект культурного наследия называется «Литераторскими мостками», на Волковском кладбище похоронены также ученые, революционеры, представители различных профессий, снискавших славу и уважение в своей сфере деятельности. Здесь покоятся знаменитые врачи, академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, создатель периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеев, путешественник и этнограф Н. Н.Миклухо-Маклай, изобретатель радио А. С. Попов.

В 1935 года объект вошёл в состав Государственного музея городской скульптуры.

Как добраться

Ближайшей станцией метро, с которой можно добраться до некрополя, является «Волковская». Вопроса, как добраться до «Литераторских мостков» Волковского кладбища, возникнуть не должно: сразу по выходу из метро можно увидеть захоронения на противоположной стороне дороги. Искомый участок, где располагается некрополь, находится в северной части кладбища. Соответственно, чтобы достигнуть цели, посетителю потребуется обогнуть его по периметру, идя вдоль ограды по Касимовской улице, переходящей в Камчатскую.

Другой способ - выйти на станции метро «Обводный канал» и сесть на автобус под номером 74, идущий до требуемой точки назначения. Потребуется проехать 7 остановок, финальная точка маршрута будет располагаться по правую руку относительно направления движения.

Наконец, можно выйти на станции «Лиговский проспект» и дождаться трамвая под номером 49 или 25. Любой из указанных способов доставит вас к «Литераторским мосткам», а чтобы гарантированно не ошибиться, можно попросить кондуктора оповестить вас о требуемой остановке. Цель поездки в данном случае будет слева.

Режим работы и экскурсии

Культурный объект открыт для посещения в выходные, а также по будням - исключением является четверг, когда музей не работает. Часы работы «Литераторских мостков» Волковского кладбища в летний период - с 10 до 19 в любой из указанных дней. В период с сентября по май пропуск на территорию осуществляется с 10 до 17 часов.

Кроме того, существуют различные экскурсии, в ходе которых посетители могут не только посмотреть на места упокоения великих, но и узнать многое об их биографии, а также истории самого некрополя, значительно более интересной, чем может показаться на первый взгляд.

Стоимость билета при самостоятельном посещении составляет всего 100 рублей, а для категорий граждан, имеющих льготы - 50 рублей. Стоимость экскурсий может варьироваться в зависимости от продолжительности и начинается от 1000 рублей. При этом по четвергам, когда «Литераторские мостки» Волковского кладбища закрыты для самостоятельного посещения, экскурсионное обслуживание проводится в обычном режиме.

Для получения справок или бронирования экскурсий можно воспользоваться телефоном, указанном на официальном сайте.

В заключение

Неизвестно, почему некрополь был назван «Литераторскими мостками», ведь последнее прибежище нашли здесь представители самых разных профессий. Однако в посещении данного места есть что-то поэтическое - турист окунается в атмосферу не кладбища, но объекта культурного наследия, хранящего память о нескольких сотнях известных и даже выдающихся личностей, оставивших свой след в истории.

Понимание того факта, что в этой земле покоятся люди, чьи имена мы знаем и любим по книгам с детства, чьи труды двигали вперед отечественную и мировую науку, порождает желание узнать больше об их биографии и об истории родной страны. «Литераторские мостки» Волковского кладбища представляют собой неотъемлемую часть облика города и хранят память о людях, чьи имена достойны памяти и уважения будущих поколений.

Литераторские мостки (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Так сложилось, что на севере Волковского кладбища, на берегу речки Волковка, впадающей в Обводный канал , нашли последнее пристанище многие русские литераторы, актеры и ученые. Первым похороненным здесь писателем в 1802 г. был А. Н. Радищев, но место его погребения утеряно. В то время участок был сильно заболочен, по дорожкам проложили деревянные мостки. После того, как тут упокоились В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, за местом закрепилось название «Литераторские мостки».

Более 500 надгробных памятников, созданных известными и талантливыми скульпторами, представляют собой обширную галерею мемориального искусства 18-20 веков. В 1933 г. кладбище закрыли, преобразовали в некрополь и передали в ведение Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга.

В 1953 г. территория была осушена и обустроена. Сюда перенесены надгробия многих выдающихся людей с закрытых Питерских погостов. Самое известное перезахоронение - поэт Александр Блок.

Хотя кладбище давно закрыто, тут все еще хоронят выдающихся деятелей искусства. Последними были актеры Н. Н. Трофимов и Б. А. Фрейндлих, певец Б. Т. Штоколов, композитор А. П. Петров.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Расстанная, 30. Веб-сайт .

Как добраться: от ст. м. «Волковская», на трамваях №№ 74, 91 или автобусах №№ 54, 74, 76, 91 и 141 до ост. «Старообрядческий мост»; от ст. метро «Обводной канал» на трамваях №№ 16, 25, 49 до ост. «Кожный диспансер»; от ст. метро «Лиговский проспект», на автобусе № 57, трамваях №№ 10, 25 и 44. На маршрутке № К170 до остановки «Старообрядческий мост».

Время работы: с пятницы по среду с 11:00 до 19:00, выходной день - четверг. Вход бесплатный. Групповые экскурсии проводятся по предварительной записи со вторника по субботу. Цена билета для взрослых - 100 RUB, для студентов, курсантов, пенсионеров - 50 RUB. Минимальная стоимость экскурсии - 1000 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Музейный некрополь занимает северную часть Волковского православного кладбища, где находится церковь Воскресения Христова, сооруженная в начале 1780-х гг. На "Литераторских мостках" - около 500 надгробных памятников. представляющих значительный исторический и художественный интерес. Одним из первых известных литераторов, похороненных здесь, был А.Н.Радищев (†1802).. Могила автора "Путешествия из Петербурга в Москву", была утеряна еще в прошлом веке. В 2003 г. в память писателя был установлен типичный для начала XIX в. памятник. В 1848 г недалеко от р. Волковки, на участке именуемом «Натрубные мостки» был похоронен публицист-демократ В.Г.Белинский. Через тринадцать лет в одной ограде с Белинским похоронили 26-летнего литературного критика Н.А.Добролюбова, а еще через семь лет, в 1868 г., рядом был погребен публицист Д.И.Писарев. Близ дорожки, ведущей к этим могилам, в течение 2-й пол..XIX - начала XX вв. были похоронены многие известные деятели русской культуры либерально-демократического направления. Название «Надтрубных мостков» сменилось на «Литераторские» .
В 1935 г. некрополь "Литераторские мостки", стал филиалом Государственного музея городской скульптуры. В разное время на этом мемориальном кладбище были похоронены выдающиеся деятели науки, культуры, искусства.
Писатели: Н.С.Лесков, Г.И.Успенский, М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Д.Н.Мамин-Сибиряк, О.Ф.Берггольц Д.В.Григорович, Л.Н.Андреев.

Поэты: А.Н.Апухтин, С.Я.Надсон, А.А.Блок, М.А.Кузмин, В.А.Рождественский.

Ученые: физиологи - В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, путешественник, географ - Н.Н.Миклухо-Маклай, изобретатель радио – А.С.Попов, ученый, юрист, писатель – А.Ф.Кони, химик – Д.И.Менделеев.

Композиторы: С.М.Майкапар, В.П.Соловьев-Седой, В.А.Гаврилин.

Артисты: Е.А.Лебедев, В.В.Меркурьев, Ю.В.Толубеев, Е.И.Тиме-Качалова, И.О.Горбачев, Н.К.Симонов, оперные певицы – С.П.Преображенская., Г.А.Ковалева.

Артисты балета: А.Я.Ваганова, А.Я.Шелест, Н.М.Дудинская, К.М.Сергеев. Режиссеры: Г.М.Козинцев, А.А.Брянцев, Н.П.Акимов.

Архитекторы, художники, скульпторы: Н.А.Троцкий Л.А.Ильин Л.В Шервуд, Е.Е.Моисеенко, М.К.Аникушин, Е.С.Кругликова, К.С. Петров-Водкин. И многие другие.

В некрополе похоронены также участники политических движений: Г.В.Плеханов, Г.А.Лопатин, П.Ф.Якубович.

На «Литераторских мостках» находится мемориал семьи Ульяновых.

В некрополе «Литераторские мостки» можно проследить развитие отечественного мемориального искусства.
Памятники выдающимся петербужцам-ленинградцам - творения известных скульпторов: М.Л.Диллон, И.Я.Гинцбурга, М.М.Антокольского М.К.Аникушина, М.Т.Литовченко, С.А.Черницкого.