Любовь — стоит того, чтобы ждать…. Скверик на Стремянной


Кто бы мог подумать, что молодой неразговорчивый человек, отчисленный из художественного училища, не имеющий прописки и постоянной работы, не имеющий хорошего жизненного плана, но состоящий на учете в милиции и фигурирующий в досье КГБ, станет Легендой, не меркнущей звездой. Кто бы мог подумать, что человек — побывавший в «психушке», но прочитавший «вагон романтических книг» и умеющий немного — мастерски вырезать нэцке, вдохновенно играть на гитаре и писать песни на вроде как «обыденные темы», сможет стать символом поколения, Последним Героем.

Автор данного текста попытался разгадать парадокс Поэта и Музыканта — Виктора Цоя, человека, которому снилось, что миром правит Любовь и Мечта и над этим прекрасно горит звезда, которому виделся солнечный день в ослепительных снах… человек, который жил по законам другим и кому суждено было умереть молодым…

Ленинград Виктора Цоя

Ленинград, где Виктор Цой родился, 21 июня 1962 года, несомненно, оказал огромное влияние на его мироощущение, характер, а, следовательно, и на его творчество. Песни Цоя пронизаны духом ленинградских улиц, ленинградских спальных районов, где он подпольно играл на «квартирниках», т.е. концертов в «домашних условиях». В песнях Цоя магия Ленинграда, его душа, климат, где может быть «плюс 25. Лето», но чаще -

Третий день с неба течет вода,
Очень много течет воды.
Говорят, так должно быть здесь,
Говорят, это так всегда.


Эту семиструнку отец подарил Виктору и на ней показал ему первые аккорды. Рашид Нугманов сфотографировал гитару 19 декабря 2009 в квартире Валентины Васильевны, в Пушкине.


Ленинград Цоя подобно живому организму, он шумит, гудит, пахнет — то асфальтом, то бризом с Невы, то красным вином, которое ленинградские рокеры разогревали в обычных духовках, а уж потом «доводились до кондиции». Напиток получался поистине хмелящим и горячительным. Цой знает Ленинград во всех проявлениях. Через его песни ты знакомишься с проспектами Ленинграда и гудящими машинами, прислушиваешься как там за окном может барабанить бесконечный ленинградский дождь, или услышишь смех друзей Цоя, для которых мама — анархия, папа — стакан портвейна, которые идут по жизни маршем, а остановки делают только у пивных ларьков. Может даже повстречаешь на вечерней пустынной улице странную пару — девушку-восьмиклассницу, которая наслаждается конфетками и рассказывает молоденькому парню о трояке по географии. Парень в черной одежде, инфантильный и задумчивый, отрешенно смолит сигарету и зазывает восьмиклассницу в кабак конечно…

Троллейбусы и электрички Ленинграда, которые везут Цоя как правило туда, куда он не хочет ехать…. В одном из полуночных тамбуров ленинградской электрички, где холодно, и в то же время как-то тепло, где накурено, и в то же время как-то свежо , Борис Гребенщиков, известный тогда только в ленинградском рок-андеграунде, — заметил высокого молодого человека с акустической гитарой, с лицом «экзотического, восточного типа». Молодого человека звали Виктор, он спел Б.Г. несколько своих песен… Гребенщиков гораздо позже вспоминал, когда этого человека знали миллионы, а его песни распевали от Калининграда до Владивостока, что ему показалось, как будто, он узрел Чудо и испытал чувство схожее с радостью первооткрывателя нашедшего бесценное сокровище.

В Ленинграде, Виктор учился в школе, чтобы отмазаться от армейского призыва — Цой закончил несколько профтех училищ. В своей тесненькой ленинградской квартире Цой подростком перечитал «вагон романтических книг». Через подпольные каналы доставал «дефицитные» и запретные альбомы, больше всего Цоя радовали записи «The Beatles», «Genesis», Игги Поп, «Rolling Stones», панк-рок, new wave. В Ленинграде Цой начал писать свои первые стихи и сочинять к ним музыку. В Ленинграде Цой познакомился и гулял с неизвестными для «советского народа», но известными для милиции и КГБ людьми — Курехиным, Майком Науменко, Б. Г., Тимуром Новиковым, Сергеем Бугаевым по прозвищу Африка, Константином Кинчевым, Александром Башлачевым. В Ленинграде рождается легендарная группа «Кино», с легендарным лидером Виктором Цоем. В Ленинград привезут из солнечной Прибалтики тело Виктора Цоя, погибшего в автомобильной катастрофе…

Мои друзья всегда идут по жизни маршем…

Идешь по улице один.
Идешь к кому-то из друзей.
Заходишь в гости без причин
И просишь свежих новостей…

Там кто-то спор ведет крутой,
А кто-то просто спит давно,
И с кем-то рядом ты сидишь,
И с кем-то рядом пьешь вино.

Несмотря на то, что Виктор Цой по природе своей был человеком молчаливым, порой даже — стеснительным, «интровертным», — как говорят психологи, погруженным в свой внутренний мир, все-таки давали знать о себе восточные корни, — он имел массу друзей, особенно среди музыкантов. Наверное, их притягивала честность, искренность Виктора, внутренняя естественная романтика, а затем уже его музыкальный и поэтический дар.

Ленинград начала 80-х, доперестроечный Ленинград, точнее та его немногочисленная молодая, но прогрессивная часть, которая черпала информацию не в газетах «Правда» и «Труд», и избегавшая программы «Время», как привода в милицию, предпочитавшая слушать не Кобзона, Аллу Пугачеву и лауреатов «Песни года», а traditional rock-n-roll, «Duran Duran», «Depeche Mode», «Police», с тогда еще молодым и драйвовым Стингом — это та тусовка, где Цой сотоварищи проводили время с утра до следующего утра. Время проходило не только за распитием портвейна, «Стрелецкой», «Московской» и подогретых вин, не только посещением легендарного кафе «Сайгон», но и за простым обменом информацией и пластинками, пением своих и чужих песен, чтением западных музыкальных журналов и прослушиванием запрещенных в СССР радиостанций, где часто мелькали непонятные, но выразительные слова и имена — punk, fuzz, «Sex Pistols», «Fender», drive.

Друзья Цоя были различны по своим «жизненным взглядам», и даже музыкальным пристрастиям. Здесь были и первые советские панки, с грубо остриженными «хайрами», в «бананах» и булавках, и «нововолновщики», любители западной new wave music, с эстетскими причудами и манерностью в общении, и длинноволосые хиппи со слэнгом и идеологией Love & Peace, здесь попадались и любители хард-рока, на которых имя «Black Sabbath», воздействовало столь же магически как имя Рона Хаббарда на современных фанатов саентологической церкви. Некоторые из его друзей, выйдут из андеграунда и станут знаменитыми. Кинчев, Гребенщиков, Курехин, Африка… но все же большая часть покинув ленинградское подполье, ослепнет от «красы» перестроечных реформ, дикого рынка и дикого шоу-бизнеса и останется такой же безвестной, как и в те времена, когда за участие в рок-концерте, можно было схлопотать срок в ИТК, — но, наверное, всем им прославленным и неизвестным, панкам и битникам — Цой посвятил одну из своих лучших песен «Мои друзья», которую и сейчас можно услышать в исполнении современных неохиппи, анархистов и панков.

Пациент «психушки» — В. Цой

Виктор Цой избегал службы в армии, потому что, будучи человеком творчески независимым и ментально свободным, наслушавшись Джона Леннона, «Doors», «Pink Floyd», почитав журнал «Rolling Stones», романтическую литературу и классику, потусовавшись среди ленинградских битников, хиппарей и панков — он не представлял, что может маршировать, стрелять во что-то, или в кого-то, выполнять чьи-то приказы, тем более верил он не в «прогрессивную роль КПСС» и дедушку Ленина, а в силу рок-музыки и маму-анархию. Предпочитал он не стрелять из автомата, а играть на электрогитаре, носить не каску и бронежилет, а джинсы и кожаную куртку, украшенную клепками и английскими булавками. Избегал армейский призыв Цой с помощью различных ПТУ, где он и скрывался до 21 года. Затем его все-таки раскусил военкомат и Виктор Цой, по совету друзей, играет в ва-банк и направляется прямиком в … психушку…. Да-да именно в психиатрическую больницу. Там он проводит вместо двух недель — шесть. После пребывания «над кукушкиным гнездом» — у него действительно чуть не «поехала крыша», из-за государственных методов лечения психических аномалий и старания одного доктора, которому «пациент Виктор Цой» не понравился своей задумчивостью и невозмутимым молчанием. Выписавшись из «психушки», Цой имеет справку из этого учреждения, которая гарантирует ему индульгенцию от вооруженных сил СССР, как законному «психу», которому армейская служба противопоказана. Но наверняка не служба была противопоказана Цою, а Виктор Цой был противопоказан любой службе, диктату и контролю, потому что такие немногочисленные феномены как Цой, истинные и страстные поэты, привносят в любую нормированную железобетонную систему, вроде Союза ССР 80-х — начала 90-х, не мертвенную стабильность и конформизм в поступках и взглядах, а дух бунта, свежесть, спасительную новизну.

Спустя несколько лет Цой напишет песню «Муравейник», где есть строчки «… и я не знаю каков процент сумасшедших на данный час… но если верить глазам и ушам больше в несколько раз ». Наверняка эти веселенькие слова навеяло Цою — память о его невеселом пребывании в психиатрической больнице #2 города Ленинграда.

Это странное место Камчатка…

Для того, чтобы не числиться «тунеядцем» и «идеологическим диверсантом», а также иметь хоть какие-то деньги Виктор Цой поменял множество работ никоим образом не связанных со сферой эстетической. Выступления в ленинградском рок-клубе денег не приносили, так называемые «квартирные концерты», также на роль заработка не тянули, даже приглашение в Москву, Киев, Свердловск, как правило ограничивалось «гонораром», который покрывал лишь цену на билеты. Поэтому Цою приходилось работать и спасателем на пляже, и уборщиком в общественной бане, после чего из-за высоких температур у него барахлило сердце, и резчиком по дереву, и даже «реставратором лепных потолков» в старинных, еще царской постройки, дворцах. Иногда Виктор Цой откладывал гитару, вспоминал свою детскую мечту о судьбе художника, брался за кисть и гуашью писал портреты западных рок-музыкантов и киноактеров. Портреты либо украшали стены друзей, либо же продавались за 5 рублей на близлежащем рынке, а деньги уходили на вино, или откладывались на покупку музыкальных инструментов. Портреты раскупались быстро, Цой рисовал талантливо.

После череды разнообразных работ Цой решает идти в котельную кочегаром. Для ленинградских рокеров это было место традиционное, т.к. в котельной они освобождались от постоянных нападок администрации по поводу одежды, причесок, образа жизни и вообще факта своего нон-конформного существования. В творчестве группы «КИНО» есть песня о Камчатке, веселая и психоделичная, но цоевская «Камчатка» — это не географический объект на карте тогдашнего СССР, а одна из котельных Ленинграда, которая прославилась не качеством отопления района, а количеством творческих людей, которые работали здесь кочегарами и зольщиками, самый известный из которых Виктор Цой. Он воспел сию котельную, ее атмосферу и обитателей. Помимо работы кочегаром Цой писал здесь свои песни, устраивал с друзьями концерты, пел вместе с Александром Башлачевым. Сегодня «Камчатка» превратилась в нечто, напоминающее «стену плача», место паломничества для поклонников рока, группы «КИНО» и Виктора Цоя.

От «АУ» и «Гарина» к группе «КИНО»

А без музыки и на миру смерть не красна,
А без музыки не хочется пропадать.


Мало кто знает, что Цой до группы «КИНО», играл в группах, которые никоим образом не напоминает ту группу «КИНО», которую все мы знаем, любим и слушаем. Первые музыкальные команды («Палата #6», «Автоматические удовлетворители»), где принимал участие Цой проповедовали идеи панка, что выражалось в шокирующих даже для сегодняшнего времени формах. Немногочисленных панков побаивалась в те времена много повидавшая и много потерпевшая рок-тусовка — панки раскрашивали лица губной помадой, носили не стандартную одежду, галифе, шорты зимой и тулупы летом, обвешиваясь цепочками, бритвами и булавками, раскрашивали волосы. Цой в основном играл на бас-гитаре и держался в стороне. Кстати, песня «Восьмиклассница» написана во времена панк-битничества Цоя и «основана на реальных фактах». 18-летний Цой познакомился с ученицей 8 класса и долгое время гулял с ней по вечерним улицам Ленинграда, но в 10 ровно мама ждала ее домой, конечно… Она любила своих кукол и воздушные шары Песня написана, по свидетельству друзей Виктора, на одном дыхании, за 20 минут. Также, Виктор Цой играл совместно и с Майком Науменко. После одного «квартирника», который проходил в Киеве, они будут задержаны милицией и помещены в РОВД. В киевском РОВД Майк и Виктор дадут «по просьбе сотрудников милиции» — импровизированный концерт и лишь через сутки отпущены в Ленинград…

Как то летом Цой и два его друга — Алексей Рыбин и Олег Валенский поехали отдыхать в Крым. И как настоящие неформалы захватили гитары, вино, но не взяли билеты и «стопом» добрались до крымского побережья. Там они жили в палатке, с утра до вечера загорали, пили вино и играли песни под гитару. Однажды вечером, у костра — троица неформалов затеяла разговор о музыке, и решили создать новую группу, Олег и Алексей единогласно избрали Виктора лидером и вокалистом. Группу назвали пафосно и романтично «Гарин и Гиперболоиды». Виктор — это Гарин, а Алексей и Олег стали соответственно Гиперболоидами. Группа «Гарин и Гиперболоиды» прожила немного, Олега забрали в армию и отправили на далекую Кубу, защищать завоевания герильи товарища Кастро. Цой и Рыбин решили переименовать группу во что-нибудь более короткое, но выразительное. Перебирали множество существительных, подключили к этой нелегкой проблеме выбора и группу «Аквариум», которая помогала Цою и Рыбину. Предлагались названия — «Стена», «Пионеры», «Асфальт» и даже «Космонавты», но так и не пришли к единому мнению. Но вот однажды вечером Цой и Рыбин гуляя по Ленинграду, да еще и под проливным дождем, увидели силуэт дома, на стене которого мерцало электрическими лучами красное слово — КИНО . Столь необычайное зрелище настолько поразило обоих романтиков, что они тотчас переименовались в группу «КИНО»… Цой и Рыбин запишут дебютный альбом «45», переживут удачные и неудачные концерты, будут скрываться от КГБ после одного из «квартирников», убегать от милиции после концерта группы «Блиц», когда несколько десятков людей будут избиты и арестованы, только за то, что пришли послушать стилизацию битлов…. Затем пути Цоя и Рыбина разойдутся, в группу придет гитарист Юрий Каспарян, басист Игорь Тихомиров и барабанщик Густав Гурьянов. Все узнают группу «КИНО», о ней будут сняты фильмы, написаны книги, будут записаны альбомы, которые давно стали народными и слушаются до сих пор, не только поколением 80-х, но и современными тинэйджерами. Потому как свежие надписи на стенах и в переходах о том, что «Виктор Цой жив» , вряд ли делают 40 летние киноманы…

Любовь — стоит того, чтобы ждать…

После легендарной восьмиклассницы Цой познакомился с художницей Марианной. Она была старше Виктора, из-за чего первое время Цой переживал и комплексовал, тем более, в отличие от Марианны — Виктор получал гроши, а порой и просто ходил на пару, с блохой, привязанной в кармане. Вместе с Марианной Цой проживет несколько лет. Будут зимой и летом гулять по улочкам Ленинграда, ютиться в коммунальной квартире у Майка Науменко, ездить с семьей Гребенщиковых — Борисом и Людмилой на пляж, там они будут купаться голышом, петь, пить и еще раз петь…. Вдвоем, и опять же «стопом» на поезде, они будут добираться до солнечного Крыма. В поезде двух «зайцев» из ленинградского андеграунда найдут проводники. Но на счастье Виктора и Марианны — это были не дядьки-проводники, вечно злые и неухоженные, а проводники-студенты, которые слышали полуподпольные записи «КИНО»… До самого Крыма Цой будет петь свои песни туристам и проводникам. На побережье Черного моря Цой не сможет разговорить из-за сорванного в поезде голоса…

Я вижу, как волны смывают следы на песке,
Я слышу, как ветер поет свою странную песню,
Я слышу, как струны деревьев играют ее,
Музыку волн, музыку ветра.

Эту песню Цой написал как раз об этом времени. Времени, когда они вдвоем целыми днями плескались в море, загорали под щедрым крымским Солнцем, порой засыпали прямо на пляже. Деньги быстро подошли к концу, но для молодых и неформальных — это вовсе не проблема. Они ловили рыбу, жарили ее на костре, вылавливали бутылки и сдавали, чтобы получить хоть какие-нибудь копейки. Вернувшись в Ленинград, они поженились, на свадьбу пришел весь «бомонд» ленинградского андеграунда…. У них родился сын Саша. Когда Марианна серьезно заболела Цой один ухаживал за сыном, стирал пеленки, бегал подрабатывать, ночью наигрывал на гитаре. Все не так и все не то, когда твоя девушка больна…

[Куплет 1, Сергей Шнуров]:
Я на балконе курю с фарцой,
В магнитофоне пилил нам Цой.
Надменным делал лицо я
Танцуя стоя под Цоя
И улыбался с хитрецой.

[Припев]:

Просто в 90-м поломали нос там -
Не в простом, а просто.

[Куплет 2, Сергей Шнуров]:
На остановке почти пустой
Стоял неловкий под знаком "Стой".
О чём-то пелось Мадонне,
Пивко плескалось в бидоне,
Район был полон гопотой.

[Припев]:
Просто в 90-м поломали нос там -
Не в простом, а просто, просто в 90-м.
Просто в 90-м поломали нос там -
Не в простом, а просто.

Просто в 90-м!
Просто в 90-м!

[Куплет 2, Сергей Шнуров]:
Я на Садовой, сейчас - Сенной,
Мимо столовой, как основной.
Штаны чуть шире, чем надо,
Играет где-то ламбада,
Услышал шёпот за спиной:

[Припев]:
Просто в 90-м поломали нос там -
Не в простом, а просто, просто в 90-м.
Просто в 90-м поломали нос там -
Не в простом, а просто.


Просто в 90-м! Просто в 90-м!
Просто в 90-м! Просто в 90-м!

О песне Ленинград - Цой

  • Пишер Сергей Шнуров: "В последние годы, если честно, не было ни времени, ни сил на то, чтобы посидеть неделю-другую в студии. И вот, у нас открылась новая реп-точка, что немаловажно в двух шагах от моего нынешнего места проживания, это и поспособствовало записи нескольких необязательных композиций. Наверное, то что получилось можно считать синглом. Сделал, так сказать, себе подарок на д.р. В авральном режиме, но удовольствие получил, чего и вам желаю. Назвать решил "всякое", потому что слово это очень русское, многоплановое, если хотите всеобъемлющее и ничтожное одновременно, ну и потом я конечно имел в виду, что мастера кратких рецензий, коими кишит интернет, обязательно напишут "говно", тем самым невольно достраивая всем известную цитату. Забавно. Мне 45. "

1. «Дом со шпилем»

Адрес: Московский пр., 190.

Удивительно, но один из главных рокеров 80-х, бунтарь и «антисоветчик» прожил в здании, которое строилось для номенклатурных работников. Дом на московском проспекте, 190 – чистый образец сталинского ампира. В советское время жить в нем считалось за счастье. Впрочем, коммунальные квартиры были и здесь. А сам маленький Витя провел детство в проходной комнате.

2. ПТУ № 61

Адрес: ул. Стойкости, 30, корпус 2.

Мама Виктора работала педагогом. Она часто меняла школы, вместе с ней из одного учебного учреждения в другое переходил и сын. Окончив без особого энтузиазма обязательную программу в восемь классов, Цой устроился в ПТУ № 61. Сейчас это уже лицей, и там до сих пор хранится дипломная работа Виктора. Выпускаясь, он смастерил резной дверной наличник. Именно в этом учебном заведении в середине 1981 года Виктор создал группу «Гагарин и гиперболоиды», которая вскоре стала называться «Кино».

3. Парк «Тихий отдых»


Адрес: 1-я Березовая аллея.

В этом непопулярном среди горожан парке на Каменном острове Цой в летнюю практику работал резчиком по дереву. В его должностные обязанности входило следить за состоянием деревянных скульптур и их оперативный ремонт. В этом же парке они часто гуляли с женой и, конечно, Виктор писал песни, вошедшие потом в его первый магнитоальбом.

4. Психиатрическая больница «Пряжка»

Адрес: набережная реки Мойки, 126.

Как и некоторые «особенно продвинутые» юноши из 80-х Виктор Цой решил «закосить» от армии. В эту известную городскую клинику он лег на полтора месяца в 1983 году. Доктора отнеслись к молодому человеку без должного пиетета. Музыканту пришлось испытать на себе все радости советской психиатрической медицины. Однако цель оправдала средства. Цой получил белый билет и позже написал о своем пребывании на Пряжке песню «Транквилизатор».

5. «Камчатка»

Адрес: улица Блохина , 15.

Пожалуй, одно из самых известных мест, посвященных Виктору. В угольной котельной Цой работал с 1986 по 1988 год. Дело в том, что в советское время работать было обязательно. И чтобы избежать лишних конфликтов с властями многие музыканты устраивались кочегарами, дворниками или сторожами. Котельная быстро стала местом неофициальных концертов. Алексей Учитель снимал здесь сцены для своего фильма «Рок». Сейчас «Камчатка» стала клубом-музеем. А неподалеку от входа находится барельеф памяти лидера группы «Кино».

6. Ленинградский рок-клуб

Адрес: улица Рубинштейна , 13.

Культовое место среди молодежи 80-х. Благодаря появлению рок-клуба, появились всем известные группы «Алиса», «Телевизор», ДДТ, «Пикник». И, конечно же, «Кино». Цой и компания не единожды побеждали на фестивалях, проводившихся под эгидой рок-клуба. Это учреждение существовало на улице Рубинштейна девять лет и закрылось в 1990-м – не выдержав испытания новым временем. Сейчас на его месте располагается детский театр «Зазеркалье», и мало что напоминает о том, какая яркая здесь кипела жизнь три десятилетия назад.

7. Скверик на Стремянной

Адрес: улица Стремянная, 11.

Это один из самых интересных скверов в истории ленинградского андеграунда. Здесь часто собирались тусовки рок-музыкантов, художников и поэтов. Стояли, общались, обсуждали важные проблемы культуры и искусства. И не только их. Позже здесь снимали несколько фильмов, в том числе и «Йя-Хха», в котором сыграл Цой. Скверик несколько раз хотели уничтожить (был проект по строительству на этом месте гостиницы), но местные жители его отстояли.

8. Последняя квартира


Адрес: проспект Ветеранов, 99.

Виктор Цой женился, у него появился ребенок и вскоре он перестал жить с родителями. Квартира № 101 в доме 99 по проспекту Ветеранов – последнее место обитания Виктора Цоя. В ней он писал песни для альбомов, выходивших во второй половине 80-х (и принесших группе «Кино» всесоюзную славу). В скверике неподалеку от дома он гулял с женой и ребенком. Теперь городские власти хотят установить напротив этого дома памятник музыканту. Проект вроде бы уже утвержден.

9. Богословское кладбище

Адрес: проспект Мечникова , 31.

Последнее пристанище Виктора. Могила певца почти сразу стала местом паломничества для многих людей, которые приходили сюда и приносили цветы, свечи, атрибутику группы. Поклонники «Кино» собираются на Богословском и сейчас.

10. Граффити Цоя

Адрес: улица Восстания, 8.

Цой, как известно, жив. По крайней мере, в памяти многих людей. Для того чтобы отдать дань уважения лидеру «Кино» художники из объединения Hoodgraff в 2014 году нарисовали граффити с портретом Виктора. Интересно, что сначала этот рисунок власти района восприняли в штыки и хотели закрасить граффити. К счастью, против этого выступили в Смольном. Не избежало граффити и свидания с вандалами. Но художники восстановили изображение.

21 июня Виктору Цою исполнилось бы 52 года. Музыкант родился и провел большую часть жизни в Ленинграде. С именем Цоя в городе на Неве связано множество мест: здесь он учился, работал, жил. В день рождения легенды рока там собираются тысячи фанатов. Они приносят цветы в память о Викторе Цое и поют его песни под гитару..

Котельная «Камчатка»

Ул. Блохина, д.15

«Камчатка» - это бывшая котельная, где в 80-х годах Виктор Цой работал кочегаром. В котельной всегда собирались известные музыканты - Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков и многие другие. В 1987 году в стенах «Камчатки» прошли съемки фильма «Рок». На уникальных кадрах Виктор Цой запечатлен за работой - музыкант подкидывал в топку уголь. В 1999 году здесь был основан рок-клуб, в котором теперь выступают молодые музыканты.

На стенах во дворе бывшей котельной нарисованы портреты Цоя. Фото: АиФ / Яна Хватова

В память о Викторе Цое на стене у входа в клуб установлена мемориальная доска с изображением музыканта, а все стены во дворе исписаны строчками из его песен. Директор клуба Сергей Фирсов, который работал в котельной вместе с Цоем, создал в помещении небольшой музей личных вещей музыканта. Один из самых ценных его экспонатов - первая 12-струнная гитара Виктора Цоя.

Рок-клуб

Ул. Рубинштейна, д. 13

Ленинградский рок-клуб был основан в 1981 году. Именно это здание считается местом официального рождения советского рок-движения: до этого рок-концерты проводились практически в подполье. Здесь с первыми концертами выступили Виктор Цой, Александр Башлачев, Борис Гребенщиков. Цой тогда выступал в составе группы «Гарин и гиперболоиды». Здесь он стал знаменитым и создал группу «Кино».

В помещении бывшего рок-клуба на улице Рубинштейна теперь находится театр. Фото: АиФ / Яна Хватова

В 90-е годы рок-клуб прекратил свое существование. Фанаты еще долгое время оставляли во дворе клуба надписи, посвященные Цою и другим музыкантам, но через некоторое время в здании открылся музыкальный театр «Зазеркалье», и администрация перекрасила колыбель русского рока в розовый цвет, оставив под краской все надписи.

Кафе «Сайгон»

Невский пр., д. 49

Кафе «Сайгон» появилось в самом центре Петербурга еще в 60-е годы. Официально оно называлось «Подмосковье», поскольку находилось при ресторане «Москва» - на углу здания. Впоследствии, в связи с разгаром войны во Вьетнаме, кафе получило народное название «Сайгон». Сразу же после своего открытия кафе стало излюбленным местом ленинградских представителей андеграунда и творческой интеллигенции.

Кафе "Сайгон" находилось в помещении современного отеля "Редиссон". Фото: АиФ / Яна Хватова

Здесь любили бывать Юрий Шевчук, Виктор Цой, Сергей Довлатов, Иосиф Бродский. В «Сайгоне» музыканты и писатели собирались ежедневно в шесть часов вечера, а также до и после концертов. В начале 90-х «Сайгон» был закрыт. На его месте появился музыкальный магазин, но долго он не продержался. Сейчас в бывшем здании кафе располагается один из крупнейших отелей Петербурга - Radisson.

Квартира Цоя

Пр. Ветеранов, д. 99

На седьмом этаже дома на проспекте Ветеранов Виктор Цой жил со своей женой Марианной. По ночам на кухне своей квартиры музыкант сочинял песни. Именно в этом доме зародились альбомы «Ночь» и «Это не любовь». В квартиру на улице Ветеранов Цой привез после выписки из роддома своего сына Сашу.

На седьмом этаже в подъезде Виктора Цоя нарисован его портрет. Фото: Фонд памяти Виктора Цоя

Несмотря на то, что за последние годы в доме было сделано уже несколько ремонтов, на стенах и окне седьмого этаже всегда были изображены портрет Цоя и строчки из его песен. Однако в настоящее время посторонних в подъезд Цоя все же не пускают.

Богословское кладбище

Пр. Мечникова, д. 4

Виктор Цой погиб в автокатастрофе в 1990 году. По официальной версии, музыкант уснул за рулем своего «Москвича» и на большой скорости врезался в автобус. Цоя похоронили на Богословском кладбище Петербурга. Убитые горем поклонники некоторое время буквально жили рядом с могилой Цоя. В настоящее время сюда практически ежедневно приходят фанаты творчества музыканта. В день рождения и день гибели рок-легенды цветы на могилу, которая находится на центральной дорожке кладбища, приносят тысячи людей.

Могила Цоя на Богословском кладбище стала местом паломничества. Фото: Фонд памяти Виктора Цоя

В день рождения музыканта в клубах и концертных залах всего города пройдут вечера памяти Виктора Цоя, на которых будут исполнены его избранные песни.