Культура русского возрождения. Русская культура XIII века. Устное народное творчество, литература

Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

1. Начало возрождения культуры в русских землях

Батыево нашествие нанесло большой урон культуре. Города и монастыри лежали в развалинах. Лучшие ремесленники, мастера погибли или были угнаны в рабство. В результате многие виды ремесла были надолго утрачены. Так, не осталось людей, которые умели строить каменные здания. Было уничтожено огромное количество книг, почти прервалось летописание.

Тем не менее примерно через сто лет, почти в одно время с началом эпохи Возрождения в Западной Европе, со второй половины XIV в. начинается постепенное культурное возрождение русских земель.

Что такое эпоха Возрождения?

Назовите известные вам достижения культуры стран Западной Европы и Востока в XIII—XIV вв.

Возрождению русской культуры способствовали освоение новых территорий, успехи в хозяйственном развитии. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещался в Москву, возглавившую борьбу против Золотой Орды. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала одной из ведущих во всех русских землях. Она проходила красной нитью через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.

2. Книжное дело, летописание

С XIV в. на Русь стали ввозить бумагу — более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешёвый, чем пергамент.

Узнайте, когда и где в Европе впервые появилась бумага.

Книг стало больше, они подешевели. Изменилась и техника письма. На смену уставу, когда буквы выписывались с необычайной точностью и торжественностью, пришёл полуустав — более беглое и свободное письмо.

Полуустав

Крупнейшими центрами книжного дела оставались монастыри, при многих из которых существовали рукописные мастерские и библиотеки, насчитывавшие иногда сотни томов. Князья также имели свои книжные мастерские.

В конце XIII—XIV в. сложились новые центры летописания — Псков, Суздаль, Ростов, Москва. Создававшиеся здесь летописи освещали события с позиции той или иной княжеской династии. Тем не менее во всех летописях звучала и одна общая идея — необходимость объединения Русской земли для борьбы с Ордой.

3. Устное народное творчество, литература

Наивысшего расцвета достиг в XIV в. былинный героический эпос. Слагатели былин обращались к славному прошлому своей страны, к временам Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А стольный град Киев представал в них как воплощение единства Русского государства.

Почему, на ваш взгляд, в былинах повествуется о событиях, связанных с историей Древней Руси?

Сохраняли своеобразие новгородские былины. Героями вольнолюбивого и богатого города были разудалые купцы Василий Буслаев и Садко.

Оформился новый жанр устного творчества — исторические песни. Героями этих произведений часто были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Например, в песне об Авдотье Рязаночке рассказывалось о простой горожанке, которая высвободила из плена жителей Рязани и возродила город.

Поэтическим откликом на восстание жителей Твери в 1327 г. стала песня о Щелкане. Она была проникнута уверенностью в неизбежности победы над поработителями.

Грустные песни посвящались русским девушкам-полонянкам (пленницам). Рассказывая о судьбе чистой и гордой красавицы, попавшей в ордынский плен и сохранившей силу духа и верность родной земле, народные сказители имели в виду страдающую под иноземным владычеством Русь.

В чём вы видите главное отличие жанра былины от жанра исторической песни?

Одним из наиболее распространённых жанров русской литературы XIII—XIV вв. стала воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали реальные исторические события. Выдающимся памятником литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии Батыем города и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает в себя и рассказ о Евпатии Коловрате и его отряде. Основная мысль произведения выражена в словах: «Лучше нам смертию живота купити [погибнуть], нежели в поганой воле быти».

В этот период в разных русских землях продолжали создавать жития святых. Подвиги и патриотическое служение Отечеству князя Александра Невского восхваляются в его житии, появившемся в конце XIII — начале XIV в. В Твери вскоре после гибели Михаила Ярославича одним из монахов, сопровождавших его в последней поездке в Орду, было написано житие князя, причисленного вскоре к лику святых. «Житие Михаила Тверского» сохранилось во многих списках, что говорит о его популярности на Руси.

4. Зодчество

С конца XIII в. на Руси возобновилось каменное строительство: в Твери по образу владимирского Успенского собора был построен собор Спаса Преображения. Но единственной сохранившейся до наших дней постройкой того времени является церковь Николы на речном острове Липно недалеко от Великого Новгорода.

Найдите изображения церкви Николы на Липне в Интернете. Сравните их с русскими храмами домонгольского времени. Сделайте выводы.

Во второй четверти XIV в. начинается сооружение каменных зданий в Москве. При Иване Калите построили Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания могущества Москвы стало возведение белокаменного Кремля, единственного тогда во всей Северо-Восточной Руси.

Накануне Куликовской битвы в Коломне начали возводить Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Новые здания создавались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы.

Одним из центров каменного зодчества оставался Новгород. Во второй половине XIV в. здесь были сооружены храмы, ставшие классическими образцами новгородской архитектуры, — церковь Фёдора Стратилата и церковь Спаса Преображения на Ильине улице. В отличие от суровых новгородских церквей домонгольского времени, эти храмы поражают лёгкостью, нарядностью и торжественностью своих форм.

Успенский собор в Коломне. XIV в.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в.

Стены Изборской крепости. XIV в.

Их фасады украшали декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.

Своеобразием отличалось и зодчество Пскова. Так как Псковская земля находилась на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонное строительство. В 1330 г. вблизи города была построена каменная крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений страны. В самом Пскове был возведён большой каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около 9 км. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. XIV в.

5. Живопись

С XIV в. начался расцвет русской живописи. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал на Русь из Византии в 70-х гг. XIV в. уже известным живописцем.

Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

Одной из лучших работ мастера являются фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Фрески Феофана Грека были выполнены во многом в несвойственной византийской живописи манере. В них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру изображаемого героя. Феофан смело экспериментировал с цветом, выписывал фигуры святых так, что они не выглядели застывшими, а находились как бы в движении. Гениальным творением является его икона Донской Божьей Матери. Тёмно-вишнёвую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой полоской ткани около лица. Никогда ещё Святая Дева не выглядела такой одухотворённой.

Спаситель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Художник Феофан Грек

В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, терем князя Владимира Храброго, Архангельский собор. Главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора.

Иконостасы как самобытное культурное явление появились на Руси в конце XIV в. (византийская культура не знала развитых иконостасов). Иконостас стал частью внутреннего убранства русского храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образуют стену, отделяющую алтарь от остальной части церкви. Иконы располагаются в строгом порядке. В нижнем ряду помещается икона святого или праздника, в честь которого возведён данный храм. Далее следует ряд икон, в центре которого изображается Христос, а по бокам в молитвенных позах — Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, архангелы, святители. В иконостасе Благовещенского собора было 25 икон, созданных в мастерской Феофана Грека.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В конце XIV в. началось культурное возрождение Руси. Оно совпадало с началом эпохи Возрождения в Западной Европе. Но по своим предпосылкам и содержанию эти процессы различались. На Руси культурное возрождение было связано с процессом культурного сближения русских земель, в основе которого лежал национальный подъём, вызванный победой в Куликовской битве.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Назовите причины культурного возрождения русских земель. 2. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII—XIV вв.? 3. О чём идёт речь в «Повести о разорении Рязани Батыем»? Определите жанр этого произведения. 4. Расскажите о достижениях русского зодчества конца XIII—XIV в. 5. Какая важная для историка информация содержится в названии московской церкви Спаса на Бору? 6. Перечислите живописные шедевры, созданные на Руси в конце XIV в. 7. Подтвердите фактами утверждение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.

Работаем с картой

1. Найдите на карте города, в которых началось каменное строительство в конце XIII—XIV в. 2. Покажите на карте города, которые в XIII—XIV вв. стали новыми центрами летописания.

Изучаем документ

ИЗ ВОСПОМИНАНИИ ПИСАТЕЛЯ НАЧАЛА XV в. ЕПИФАНИЯ О ФЕОФАНЕ ГРЕКЕ

Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом грек... отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных — более сорока... в Константинополе, и в Халкидоне, и в Палате, и в Каффе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви... В церкви Св. Михаила он изобразил на стене город, подробно вырисовав его красками; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан им невиданной раньше и необычайной росписью... Когда он всё это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту...

1. Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени? 2. Какое влияние оказал Феофан Грек на дальнейшее развитие русского искусства?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и Руси в XIII—XIV вв. вы можете указать?

2. Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды? Приведите примеры взаимного влияния культур.

3. Продолжите заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X —начала XVI в.».

Запоминаем новые слова

Эпос — совокупность произведений народного творчества.

ИСТОРИКИ СПОРЯТ

Монгольское нашествие и Русь

А. С. Пушкин (1836): У нас было своё особое предназначение. Это Россия, это её необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех...

И. Н. Данилевский (2000): Приятно, конечно, так представлять свою роль в европейской истории. К сожалению, проанализированные тексты не дают достаточных оснований для такого заключения. Русские города оказывали монгольским войскам сопротивление не менее, но и не более героическое, чем, скажем, грузинские, или иранские, или иракские, или китайские, или азербайджанские, или тангутские, или хорезмийские... Почему же их монголы не побоялись оставить у себя в тылу?

ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Как Русь была завоёвана монголами? Назовите главные причины этого завоевания. Почему Русь в XIII в. сумела отбить нашествие с запада, но не смогла защититься от нашествия с востока?

2. В чём выражалось господство Золотой Орды над Русью? Каковы последствия установления ордынского ига для развития Руси? На какие сферы жизни народа иго повлияло наиболее пагубно?

3. Можно ли сказать, что борьба русского народа с ордынскими завоевателями имела всемирно-историческое значение? Ответ обоснуйте.

4. Как началось возрождение Руси? Почему Москва стала центром объединения русских земель? Какие произведения искусства того времени свидетельствуют о начавшемся возрождении Руси?

5. Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий в истории нашей страны? Каково её главное значение?



РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII- XIV В.

Вопросы в тексте параграфа

Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

Освоение новых территорий, объединение земель вокруг Москвы, десятилетия отсутствия набегов Орды, успехи в хозяйственном развитии способствовали возрождению русской культуры. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещался в Москву, возглавившую борьбу против Золотой Орды. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала одной из ведущих во всех русских землях. Она проходила красной нитью через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры. В культурном развитии Руси начался период переосмысления роли русского человека, его мироощущения и жизни в едином русском государстве.

Что такое эпоха Возрождения?

Эпоха Возрождения или Ренессанса представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения. Эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

В этот период на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм. Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно, от этого и происходит термин «Возрождение». По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения. Быстрыми темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. На новый уровень выходят литература, живопись, музыка. Закладывается основа будущих значимых научных теорий и открытий.

Узнайте, когда и где в Европе впервые появилась бумага

Около 1100 года производство бумаги было завезено в Испанию маврами, впервые появляется бумажная мельница в Хативе (Испания). Также в X-XI веках бумага уже активно использовалась в скрипториях Византии.

Почему, на ваш взгляд, в былинах повествуется о событиях, связанных с историей Древней Руси?

В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

В чем вы видите главное отличие жанра былины от жанра исторической песни?

В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

Найдите изображения церкви Николы на Липне в Интернете. Сравните их с русскими храмами домонгольского времени. Сделайте выводы.

Каменный храм, заложенный в 1292 году, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской республике после монгольского нашествия на Русь. При строительстве храма зодчие ориентировались на одну из последних домонгольских церквей - церковь Рождества в Перынском скиту, которая в свою очередь является новгородской переработкой принципов смоленской архитектуры. Это такой же квадратный в плане, крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый и одноабсидный храм, только более крупный и широкий. Лопатки на трёхлопастном фасаде присутствуют только на углах. Над западным входом в храм находится ниша, в которой раньше были фрески. В верхней части барабана, над «бровками» окон и под трёхлопастными абрисами фасадов располагаются аркатурные пояса, аналоги которых по мнению некоторых исследователей следует искать в романской (или переходной романо-готической) архитектуре Ливонии. Кроме того, храм оформлен небольшими нишами с каменными рельефными крестами.

В это церкви впервые можно увидеть новую строительную технику. По сравнению с более древней техникой, которая состояла из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с примесью кирпича-цемянки, храм Николы в большей степени сложен из волховской плиты на растворе песка с известью. В кладке церкви Николы в некоторых местах применен еще и кирпич более усовершенствованной удлиненной формы. Именно такая система кладки вскоре станет характерной особенностью каменного новгородского зодчества 14-15 веков.

Церковный зодчий решил последовать за строителями церкви Перынского скита и отказался от былой системы посводного покрытия. Он перешел к трехлопастному завершению здания, являющегося отличительной особенностью практически всех памятников знаменитого новгородского зодчества 14-15 веков. Зодчий храма Николы решил переменить членения фасадов лопатками, что станет характерной чертой зодчества первой половины 14 века. Для того чтобы создать художественный облик церкви Николы, были применены вытянутые пропорции, что и стало одной из характерных черт новгородских памятников 14-15 веков.

В отличие от суровых новгородских церквей домонгольского периода храм Николы отличается легкостью, нарядностью и торжественностью форм. В храме с особой отчетливостью выступили черты, которые свидетельствовали о начале полного переосмысления былых архитектурных традиций.

Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

Феофан стал признанным мастером в Византии, но его искусство «переросло» строгие византийские каноны. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Многие талантливые люди Византии того времени стремились уехать в Италию, где зарождалась эпоха Возрождения. Феофан так же мог уехать в Италию, но не смог отказаться от своей православной веры и поехал реализовывать свои творческие амбиции на Руси.

На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. После его приезда в Новгород его искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено и неизвестно, принадлежит ли ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь Спаса Преображения в Новгороде.

Конечно живопись Феофана Грека была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Назовите причины культурного возрождения русских земель.

  • освоение новых территорий;

2. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII-XIV вв.?

В устном народном творчестве XIII-XIV веков наивысшего расцвета достиг былинный героический эпос. Создатели обращались к славному прошлому своей страны, к временам Киевской Руси. В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

Наряду с героическим эпосом, былинами, сформировался новый жанр устного творчества – исторические песни. В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

3. О чём идёт речь в «Повести о разорении Рязани Батыем»? Определите жанр этого произведения.

Повесть о разорении Рязани Батыем посвящена реальному историческому событию, поражении русских князей и о разорении Рязани ханом Батыем. Все герои повести - реальные исторические персонажи. Евпатий Коловрат показан в образе былинного богатыря, уважение к подвигу которого выказал даже сам Батый. Произведение создано в жанре военной повести и прославляет героизм русских людей, их веру, стойкость, готовность к самопожертвованию ради своей страны.

4. Расскажите о достижениях русского зодчества конца XIII-XIV в.

Русское зодчество конца XIII-XIV века развивало и переосмысливало традиции Древней Руси. Именно в этот период возникла национальная русская архитектура, потому что появились первые русские зодчие, способные самостоятельно вести строительство. Также в этот период увеличилось количество построек, и особенно каменных зданий. Русские мастера выбирали место для строительства, учитывая окружающий ландшафт.

Памятники русского зодчества в основном рассказывают о мире средневекового православного человека. Все они строились по единым канонам – храмы были крестово-купольными. Венчал храм крест. Несмотря на каноны на Руси сложились уникальные архитектурные школы. Так, для владимиро-суздальской архитектуры были характерны резьба по камню, аркатурные пояса из полуколонн. Новгородскую архитектурную школу отличала простота и строгость форм и внутреннего убранства, отсутствие резных элементов.

Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. Построен Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания могущества Москвы стало возведение белокаменного Кремля. Все здания в Москве возводились в духе традиций владимирского зодчества (пышность, торжественность), что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы.

Своеобразием отличалось зодчество Пскова. Поскольку эта земля находилась на окраине Руси, то распространение получило именно оборонное строительство. Примером тому служит каменная крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений страны. Вся архитектура самого города Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

5. Какая важная для историка информация содержится в названии московской церкви Спаса на Бору?

Полное название церкви - Собор Спаса Преображения на Бору. Это монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Сама история праздника Преображения Господня предполагает наличие горы или холма, поэтому храмы, посвящённые этому празднику, стараются строить на возвышенности. Стоял он на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал.

6. Перечислите живописные шедевры, созданные на Руси в конце XIV в.

В конце XIV века самым известным художником считался Феофан Грек. Его работы - фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, в частности фреска Спасителя на куполе церкви, Икона Донской Божьей Матери, Иконостас Благовещенского собора стали шедеврами конца XIV века. В начале XV века в русском живописном мире появляются новые имена – Андрей Рублев, Дионисий.

7. Подтвердите фактами утверждение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.

Монументальная живопись пришла на Русь в конце десятого века вместе с христианской верой. Князья возводили храмы и церкви, которые требовалось расписывать и украшать иконами. Своих мастеров ещё не было, и волей-неволей приходилось приглашать греческих художников. Так византийская школа живописи и церковные каноны надолго вошли в культуру древней Руси. Однако, после свержения монголо-татарского ига сложились, наконец, свои, русские традиции изобразительного искусства.

С начала двенадцатого столетия начинается период политической раздробленности на Руси. Именно тогда начинает складываться самобытная русская школа иконописи и монументальной живописи. Княжества были разделены, Русь потеряла культурные связи с Византией, и поэтому в каждом городе искусства развивались независимо друг от друга и внешнего мира. Культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Там греческие каноны приобрели новый, самобытный вид. Иконопись обрела монументальный и торжественный вид, но потеряла плавность линий византийской техники. Одним из таких шедевров является икона св. Дмитрия Солунского.

Следующий период знаменуется монгольским владычеством. Русь по сути была изолированной. Культура пришла в упадок. Новые церкви почти не строились, и поэтому искусство мозаики и фрески уступило место иконописи. И только в Новгороде, куда не дошли разорительные орды кочевников, сохранилась и даже продолжала развиваться живопись. Некоторые учёные считают, что новгородская иконопись 13-15-ых веков просто упростила византийские образцы: изображаемые образы потеряли объём, стали простыми и грубоватыми. Считается, что именно так живопись обрела национальный колорит. Новгородские иконы этого периода отличаются более выразительными, эмоциональными образами. Также в них прослеживается европейское влияние. Линии фигур стали жёсткими, цвета контрастными, преобладает красный фон. Примером новгородской иконописи 13-15-ых столетий является икона «Иоанн Лествичник с Георгием и Власием».

После освобождения от зависимости от Орды и объединения Руси наступило время расцвета и возрождения культуры. На русскую живопись оказали своё влияние новгородская школа, работы таких великих мастеров, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий. В этот век окончательно сложилась настоящая русская школа живописи. Ей свойственна смесь византийского искусства с национальным колоритом.

Работаем с картой

Рассмотрим карту на странице 27 атласа

1. Найдите на карте города, в которых началось каменное строительство в конце XIII-XIV в.

Названия городов, в которых началось каменное строительство в конце XIII-XIV в . подчеркнуты синим цветом. Это Тверь, Москва, Коломна, Великий Новгород, Псков.

2. Покажите на карте города, которые в XIII-XIV вв. стали новыми центрами летописания.

Названия городов, которые в XIII-XIV вв. стали новыми центрами летописания подчеркнуты зелёным цветом. Это Ростов, Суздаль, Псков и Москва.

Изучаем документ

1. Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени?

Феофан Грек был гением в живописи и как положено всем гениальным художникам он не просто делал роспись, он творил. Автор текста о Феофане Греке подчеркивает именно умение художника создавать картину сначала в своей голове, а потом воплощать ее на холсте или штукатурке храма. Феофан свои картины творил, а не копировал. Этим он, по мнению автора, отличался от большинства художников того времени. В образах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.

2. Какое влияние оказал Феофан Грек на дальнейшее развитие русского искусства?

Страстное, вдохновенное искусство Феофана Грека первоначально было созвучно мироощущению русских людей и, несомненно, оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников. Они начали творить. Высокое мастерство Феофана, его умение подчинять многофигурные росписи храма единому замыслу, живой динамизм и психологическая глубина созданных им образов нашли отклик и у русских мастеров.

Правда, тема сурового аскетизма, которую столь блестяще разработал византийский мастер, не получила дальнейшего развития. Она не соответствовала новым настроениям русского народа, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызывало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и Руси в XIII-XIV вв. вы можете указать?

Развитие культур Руси и стран Западной Европы в XII-XIV веках условно можно назвать одним общим словом – Возрождение. Вернее, этот период знаменуется началом эпохи возрождения культуры, переосмысления места человека в мире, роли церкви и государства.

Конечно же развитие культуры на Руси и в странах Западной Европы шло своими собственными путями, однако есть и некоторые общие тенденции. Например, в европейской литературе начинает прослеживаться тенденция к развитию так называемой «городской» или «крестьянской» литературы, которая по сути является народной песней, записываемой на бумаге. В таких произведениях главными героями являются простые люди с их достоинствами и недостатками. В них отражается народная мечта о свободе, достоинстве, благородстве простого человека. Широко стали распространены героические баллады - большую известность получил цикл баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду - любимому герою английского народа. Похожие тенденции мы видим и в развитии русской литературы и устного народного творчества.

2. Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды? Приведите примеры взаимного влияния культур. Подготовить исследовательский проект «Взаимопроникновение культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды».

Скорее да, мы можем говорить о некотором взаимопроникновении культур разных народов. Влияние монголо-татар в большей степени выражено в элементах русской бытовой культуры, привнося изменения в быт, одежду, украшения, сферу торговых отношений. Изменилась одежда: наряду с длинными белыми славянскими рубахами и длинными штанами в обиход вошли были золотые кафтаны, цветные шаровары и сафьяновые сапоги, женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д. Монголы привнесли в русскую культуру счеты, валенки, пельмени.

Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с народами Орды не могло не повлиять и на язык. Так, в русский язык пришло множество тюркских слов, которые современниками уже и не расцениваются как заимствованные. Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому устройству (казна, тамга (откуда таможня), товар). Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). К лексическим заимствованиям этого периода относятся и такие широко известные слова, как барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма.

О тесном переплетении двух культур свидетельствует и обогащение истории родословных русских семей вкраплением монголо-татарских корней. Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить, выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. Вот примеры известных русских фамилий, происходящие от татаро-монгольских корней: Бунины, Карамзины, Рахманиновы, Скрябины, Тургеневы и т.д.

Таким образом, монголо-татарское завоевание оказало в целом значительное влияние на древнерусскую цивилизацию. Помимо прямых последствий ордынской политики здесь наблюдаются структурные деформации, которые в конечном счете привели к изменению типа феодального развития страны. Московская монархия не была непосредственно создана монголо-татарами, скорее наоборот: она складывалась вопреки Орде и в борьбе с ней. Однако опосредованно именно последствия воздействия завоевателей обусловили многие сущностные черты этого государства и его общественного строя, что проявилось культуре этого периода.

Заимствования у монголов сказались и на военном деле, прежде всего на устройстве конницы. По мнению евразийцев, Русь заимствовала такие черты воинской доблести монгольских завоевателей, как храбрость, выносливость в преодолении препятствий. Также в русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Кроме того, московские правители восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с восточными державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.

Но самое главное, что нам удалось почерпнуть или скорее даже воспитать в себе во время Ордынского владычества – это терпимость к вероисповеданию и традициям других народов, что позволило на этих принципах в дальнейшем построить новую многонациональную Россию.

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Как отразилось Батыево нашествие на культурной жизни Руси?

Серьезнейший удар был нанесен по культуре русских княжеств. После Батыева нашествия строительство каменных зданий на Руси надолго прекратилось.

Какие факторы могли способствовать возрождению русской культуры?

Факторы, способствовавшие возрождению русской культуры:

  • освоение новых территорий;
  • успехи в хозяйственном развитии;
  • усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси;
  • идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

На сегодняшнем занятии вы узнаете о развитии русской культуры в тяжелый для нашей страны период золотоордынского ига.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Культура Руси в XIII-XIV веках

В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла. «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», - горевал один из писателей того времени.

Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.

Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах - Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись - буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.

В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.

Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV - начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провел также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учености автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за ее свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе.

В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом, быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое мужество», - говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению писателя, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжелых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.

В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл - «Задонщину». Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».

Рис. 3. «Сказание о Мамаевом побоище» ()

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату.

Рис. 4. Успенский собор (Москва) ()

Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.

Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.

Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.

У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви - алтарь - от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию.

Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

  1. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
  2. Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.
  1. Historic.ru ).
  2. Русская академия правосудия ().
  1. Какие последствия монгольского нашествия пришлось преодолевать русскому народу?
  2. Как вы думаете, почему «Задонщина» начинается такими словами: «Пойдемте, братья и друзья, взойдем на горы киевские и величим землю Русскую»?
  3. Как вы думаете, почему специально для Успенского собора в Московском Кремле было сделано повторение Владимирской иконы Божьей Матери?
  4. Расскажите о жизни и творчестве Феофана Грека.

Учитель: Монголо-татарское нашествие оказало огромное отрицательное влияние на русскую культуру. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла.

Ученый-архивариус: «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», - горевал один из писателей того времени. Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.

Учитель: Русская культура не умерла в огне нашествия. С конца XIII века началось её возрождение.

Литература XIV века.Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы стали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.

Ученый-архивариус: Непросто было заслужить славу «доброписца» - создание книги было непростым делом. Часто в текст закрадывались ошибки, они кочевали из одной рукописи в другую. Порой переписчики прямо в книге делали вот такие примечания:

«А если где я описался, или неверно написал, или не дописал, читайте исправляя ради Бога, а не проклинайте, потому что книги ветхие, а ум молодой не дошёл». В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.

Учитель: Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV – начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый . Часть жизни он провёл также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учёности автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за её свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига её участников стала ведущей в русской литературе.

В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять своё мужество», - говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению автора, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжёлых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.

Ученый-архивариус: В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл – «Задонщину». Как предполагают учёные, начало ему положила песня, сочинённая рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».

В рукописных книгах отражалась идея борьбы Руси за свободу.

Учитель:Ереси на РусиОсновную массу книг, которые переписывали и читали на Руси, составляла церковная литература. Христианское учение лежало в основе отношения наших предков к окружающему миру, к людям, к историческим событиям. Поэтому каждый, кто задумывался над тем, как устроена природа, что является самым важным в жизни человека, как улучшить жизнь, обращался к религиозному учению. Но многим образованным горожанам было недостаточно тех ответов, что давали простые священники или монахи. Люди видели, что среди тех, кто служит Богу, есть и те, кто живёт по заветам Христа, и те, кто их нарушает. Это заставляло некоторых прихожан сомневаться в истинности проповедей священников. В результате в конце XIII – начале XIV века на Руси появились ереси – учения, не совпадавшие с тем, что говорила церковь. Например, в «Слове о лживых учителях» писалось о том, что духовенство наживается на простом народе, выслуживаясь перед государственной властью. При этом, по мысли автора «Слова», церковники скрывают от народа «истинное» слово Божье. Еретики появлялись в самых разных городах Руси. Но больше всего их было в Новгородской земле. Жители вечевой республики отличались свободомыслием, они не привыкли гнуть спину перед князьями или знатными церковниками. Церковь осуждала ереси, расправлялась с теми, кто их распространял. Но учения еретиков, тем не менее, широко распространялись среди городского населения.

Еретические учения становились частью духовной жизни народа.

Ученый-археолог: Возрождение каменной архитектуры на Руси.

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Фёдора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпичи. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Учитель: Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату. Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней. Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чём-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.

Самые яркие архитектурные памятники XIV века были созданы в Новгородской и Московской землях.

Новые темы в живописи. В иконописи, как и в других видах искусства, нашли отражение трагические события, потрясшие страну. В русских землях возникло особое почитание святого Николая. Появилось множество посвящённых ему икон. В образе святого, изображавшегося во весь рост, с распростёртыми руками, люди видели своего защитника и заступника. Вначале такие иконы писали в Киеве, затем – в Рязани. В XIV веке они получили на Руси повсеместное распространение. Особый смысл во времена ордынского владычества получила икона «Царь царей». На ней мастера изображали сидящего на престоле и увенчанного короной Христа. Одна из таких икон после Куликовской битвы была помещена в главном храме Москвы – Успенском соборе. Она подчёркивала, что русские не хотят признавать верховенства ордынских ханов, считавших себя «царями Руси».

Тогда же на иконах стали изображать видных современников, пользовавшихся в народе особым уважением. К их числу относились митрополит Пётр и Сергий Радонежский. Многие иконы были созданы приглашёнными на Русь византийскими мастерами. Самый известный из них – Феофан Грек . Он сумел соединить в своём творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приёмы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворённостью, словно светятся изнутри. У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублёв . Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной её части, художники создали иконостас. На нём в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию. Русская иконопись обогащалась новыми формами и темами.

Пережив тяжёлую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII – XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Культура русского возрождения.

С XIV века идея объединения русских земель становится доминирующей. Об этом говорит рост национального самосознания, что в немалой степени способствует расцвету русской культуры, это период синтеза локальных культур, государственно-политических институтов, собирание и осмысление ценностей и идеалов предшествующего этапа культурного развития. XV – XVI века – это время не только формирования единого русского государства, но и время становления русского национального характера. Для русского национального характера характерно проявление негативных крайностей. Большинство исследователей обозначают их как два начала: святого, человеческого и звериного. Наличие этих двух начал объясняется рядом культурологов тем, что русский человек не прошел трудностей морального выбора, взяв сразу из византийского православия идеал аскетизма и святости. Такая моральная позиция человека, не искушенного жизненными соблазнами, может легко вызвать переход на противоположные позиции, легко свалиться в отрицании морали вообще (отсюда русская смута XVII века, безнравственность нашего времени). Еще одна особенность: ненависть ко всему формальному и официальному, ко всему бюрократическому. Русский человек готов получить отказ и потерпеть неудачу, если с ним хорошо поговорили. Одним из отрицательных последствий этого качества является пьянство, распространенное в русском народе веками. Это способ дойти до такой степени расслабленности, при котором любая социальная форма в отношениях людей уходит прочь и позволяет общаться напрямую, на стыке душ, без оглядки. Еще одна черта: патриотизм, никогда в прежней истории, ни при каких режимах не оспаривался. Постоять за Отечество, пожертвовать собой ради Отечества – были главной ценностью русской нации. И только сегодня лозунги патриотизма и демократии разделились. Это привело к появлению национал-демократических движений, лишило демократию народной поддержки, в моральном плане позволило проявиться тем самым звериным чертам русского народа: частое присвоение общественных богатств, воровство, расхищение национального достояния, раболепие перед заграницей, работу на себя государственных чиновников, не прикрытые цели наживы наших предпринимателей и бизнесменов, сострадательность, чувство справедливости. Справедливость имела также негативные черты в русском народе, так как всегда вела к фактическому равенству по принципу «не то плохо, что моя корова сдохла, а что она у соседа жива», отсюда анекдоты, негативное отношение к новым русским.