Кто родион раскольников преступление и наказание. Каковы возможные источники сюжета романа – жизненные и литературные? Где учился Раскольников? Сколько ему было лет

(392 слова)

Главным героем романа Ф.М. Достоевского является студент Родион Раскольников. Именно через повествование о судьбе этого персонажа писатель пытается донести до читателя свои мысли.

Всё произведение является, по сути, разоблачением первых около-ницшеанских идей, которые приобрели определённую популярность в конце XIX века. Не случайно герой является выходцем из студенческой среды, более всего подверженной самым разнообразным веяниям и волнениям.

Родион – привлекательный, умный, но крайне бедный молодой человек, он живёт в убогой квартирке и не может продолжать обучение. В голове героя приживается идея о превосходстве одних людей над другими. Себя он, само собой, относит именно к высшей категории, а остальных считает бесполезной серой массой. Следуя своей же логике, теоретик ницшеанства решается на убийство мерзкой старухи, чтобы использовать её деньги на благие дела.

Однако Достоевский сразу же показывает борьбу героя с самим собой. Раскольников постоянно сомневается, то отказываясь от этой затеи, то снова возвращаясь к ней. Он видит сон, в котором он ещё ребёнком плачет над забитой лошадью, и понимает, что не сможет убить человека, но случайно услышав, что старуха будет дома одна, всё-таки решается на преступление. Наш герой разработал безупречный план, однако всё заканчивается настоящей бойней: он убивает не только Алену Ивановну, но и её беременную сестру, и в панике сбегает, прихватив с собой лишь горстку украшений. Раскольников — не злодей и не безумец, но безденежье, болезнь и безысходность доводят его до отчаяния.

Совершив преступление, Родион теряет покой. Его болезнь обостряется, он прикован к постели и страдает от кошмаров, в которых вновь и вновь переживает случившееся. Постоянно усиливающийся страх разоблачения терзает его, а изнутри героя мучает совесть, хоть и сам он в этом не признаётся. Ещё одно чувство, ставшее неотъемлемой частью Раскольникова, стало одиночество. Переступив закон и мораль, он отделил себя от других людей, даже его лучший друг Разумихин, его сестра Дуня и мать Пульхерия становятся ему чужими и непонятными. Свою последнюю надежду он видит в проститутке Соне Мармеладовой, которая, по его мнению, тоже переступила закон и мораль, а потому может понять убийцу. Возможно, он надеялся на оправдание, но Соня призывает его покаяться и принять наказание.

В конце концов, Раскольников разочаровывается в себе и сдаётся полиции. Однако, Родион все еще продолжает верить в свою теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Только в эпилоге к нему приходит осознание бессмысленности и жестокости этой идеи, и, отрёкшись от нее, герой встаёт на путь духовного возрождения.

Именно через образ Раскольникова Достоевский низвергает эгоцентризм и бонапартизм, а возвышает христианство и человеколюбие.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Родион Романович Раскольников (Rodion Romanovich Raskolnikov) – главный герой романа "Преступление и наказание" (Crime and Punishment) Федора Достоевского (Fyodor Dostoyevsky).


Несмотря на то, что сегодня большая часть молодых российских читателей признается в ненависти к "Преступлению и наказанию", которым их "мучили" в школе – а роман действительно тягостный и сложен для понимания в школьном возрасте, - образ Родиона Раскольникова вот уже полтора столетия остается непременным элементом русской культуры. Впрочем, в наше непочтительное время Раскольников стал не только символом нравственных терзаний и душевного перерождения, но и героем карикатур и анекдотов. Кто из вас, дорогие читатели, не слышал знаменитое "Пять старушек – уже рубль!"?

Фамилия "Раскольников" происходит от слова "раскольник", что означает старовер или старообрядец, т.е. человек, не принявший церковные реформы патриарха Никона (Patriarch Nikon) в 17-м веке. Имя Родион - греческое, означает "выходец с Родоса (Rhodes)". Любопытно, что у Родиона Раскольникова был вполне реальный прототип – некто Герасим Чистов (Guerasim Chistov), 27 лет, приказчик по профессии, который действительно был старовером. В январе 1865 года он топором убил в Москве (Moscow) двух бедных старух, прачку и кухарку, намереваясь ограбить их более состоятельную хозяйку.

Раскольников - совсем молодой человек, бывший студент юридического факультета, живущий в крайней бедности в Санкт-Петербурге (Saint Petersburg). На то, чтобы завершить образование, денег у него нет. Он живет в каморке под самой крышей, которую арендует, но за которую не платит уже очень долгое время. По его словам, крошечная пыльная каморка усугубляет его депрессию. Он спит на старой софе с маленькой подушкой, подкладывая в изголовье старую одежду, и накрывается ветхой студенческой шинелью. У Раскольникова нет денег даже на то, чтобы купить себе еды, и если квартирная хозяйка не выручает его, посылая к нему слугу с чаем и чем-нибудь съедобным, ему приходится голодать. Находясь под постоянным давлением из-за своей нищеты, он меняется физически и эмоционально, словно безумие постепенно поглощает его душу. Раскольников словно раскачивается на качелях между абсолютным альтруизмом и столь же полной апатией. Автор описывает его как умного, замечательного красивого юношу, с прекрасными темными глазами, высокого и стройного, но одетого в такие изношенные лохмотья, которые постыдился бы надеть и последний мастеровой. Между тем, его бывшие собратья-студенты почему-то не любят его. У Родиона есть мать, вдова Пульхерия Александровна Раскольникова (Pulkheria Alexandrovna Raskolnikova), и сестра Дуня, Авдотья Романовна (Avdotya Romanovna Raskolnikova), которые души в нем не чают.

От чудовищной нищеты Раскольников решается на преступление. Топором, украденным у дворника, он убивает Алену Ивановну (Alyona Ivanovna), старуху-процентщицу, у которой занимал деньги под заклад своих вещей, и ее сестру, ставшую невольной свидетельницей преступления. Раскольников не желает зарабатывать деньги по копеечке, ем "нужен весь капитал" сразу, правда, деньги он намеревается использовать на добрые дела, основываясь на теории "великого человека", которую сам же и вывел. Раскольников считает, что люди делятся на две категории, на "обыкновенных" и "необыкновенных", и если обыкновенные – это серая законопослушная масса, то необыкновенные не обязаны следовать никаким правилам и вольны поступать так, как им хочется. Раскольников обдумывает свою теорию месяцами, но никому не рассказывает о ней, за исключением своей покойной невесты. Увы, чуть раньше он опубликовал статью о теории в журнале под своими инициалами, и впоследствии это очень его подвело.

Раскольников верит, что сам он относится к необыкновенным людям, и, значит, имеет право на любое преступление, наивно полагая, что после не будет о нем сожалеть. Однако на деле все оказывается наоборот – убийство процентщицы и ее кроткой сестры огромной тяжестью ложится на его душу, настолько, что Родион не в состоянии даже воспользоваться похищенными деньгами. Его мучает даже не столько сам факт совершенного убийства, сколько предположение, что он все-таки не "великий человек", а самый что ни на есть обыкновенный, и Раскольников продолжает терять разум.

В каком-то смысле его спасает Сонечка Мармеладова (Sonia Marmeladova), еще одна представительница мира обездоленных, которой он признается в своем преступлении. После признания следователю Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь (Siberia), сопровождаемый Сонечкой, и там начинается его духовная и умственная реабилитация.

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Родион Раскольников

Родион Раскольников

Родион Романович Раскольников, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», родился из-под пера писателя в 1865–1866 годах. Это были не лучшие годы в жизни великого писателя, в то время постоянно испытывавшего материальную нужду. Умер родной брат классика и его первая жена, закрылся журнал «Эпоха», в издании которого братья Достоевские принимали активное участие. К тому же на писателе висело несколько тысяч долга, и он вынужден был снимать жилье в бедных кварталах Петербурга.

Нищета неблагоприятно действовала на сознание писателя, результатом чего стало возникновение романа «Преступление и наказание» и его главного героя, бедного, практически нищего студента юридического факультета Родиона Раскольникова, в шизофреническом пылу дерзнувшего убить старуху-процентщицу и служанку Лизавету. В чем, собственно, конфликт произведения?

Выходец из разночинной семьи, пребывающей в затруднительном материальном положении, Родион Раскольников не в силах вынести дискомфорт своего положения в нищенской каморке в Петербурге. Постоянная нищета и невозможность выбраться из нее рождают в его воспаленном сознании наполеоновские идеи изменения положения путем насилия над теми, кто худо-бедно может выживать в тяжелой экономической ситуации России середины XIX века. Для больного Раскольникова таким объектом становится несчастная старуха-процентщица, дающая деньги под проценты. Именно к ней приходит Раскольников, чтобы отдать под залог кольцо, подаренное ему сестрой Дуняшей. С матерью и сестрой у Родиона связаны самые нежные чувства.

Другими словами, Раскольников - человек-неудачник, каким ощущает себя в этот период жизни сам писатель, которому, как и его герою, нужно реабилитировать свою духовную суть через внутреннее разрешение морально-этического конфликта. Все-таки ко всему он, герой Достоевского, еще и образованный человек, который не может просто так сойти с ума или пойти на бессмысленное, каким является по сути романное преступление. Ему, этому герою, нужна философско-этическая база, чтобы все в своей душе объяснить. Этим и занят герой Достоевского Раскольников практически на протяжении всего романа.

Раскольников знакомится с семьей обнищавшего и деградирующего, выманивающего по кабакам копейку, бывшего служащего Мармеладова. Дочь Мармеладова Сонечка, доброе создание, чтобы спасти семью от голода вынуждена пойти на панель. И эта падшая физически, но не падшая духовно девушка становится ближайшей подружкой убившего ни за что ни про что человека Родиона Раскольникова. Сонечка, так же как и Раскольников, лишена адекватных ее воспитанию условий жизни, но она от этого страдает меньше, находя точку опоры в идее вселенской любви к человечеству, которую и пытается привить Родиону.

Муки совести Родиона должны прекратиться, если он, как советует ему Сонечка, встанет на колени перед человечеством и попросит прощения у него за свою сумасбродную идею испытать себя «тварь ли он дрожащая или право имеет». Возникает вопрос: на что право? Да на достойную морально и физически, а значит, экономически жизнь, которой лишена большая часть жителей России того времени. В принципе, бунт Раскольникова - это бунт человека, не желающего мириться с той грязью и нищетой, в которой вынужден пребывать он и окружающие его люди. Всего лишь бунт, вылившийся в извращенной форме в убийство случайно ставшей в больном сознании героя олицетворением зла старушки-процентщицы. В самом деле, легче поднять руку на того, кто не ответит ударом на удар, чем попытаться возродить экономически Россию.

«Так, как живут в Петербурге XIX века люди, человек жить не может!» - словно кричит через описание внешней жизни своего героя Достоевский. Но христианское воспитание и принадлежность к образованному классу, который в принципе призван служить существующей власти, не позволяют писателю открыто выступить против политики правительства России, и Федор Достоевский вместе со своим героем Раскольниковым устраивает внутреннюю драму противоборства героя с самим собой и вечной идеей добра и зла. Последнего в стране хоть отбавляй, и в душах, прежде всего, образованных людей России уже зреет революционная ситуация, Писатель Достоевский, некогда взошедший на эшафот вместе с петрашевцами, и сам это понимает. И этот его маленький бунт выливается в творческое воплощение драмы Родиона Раскольникова, которая целиком замешана на внутренних метаниях, поисках ответа на вопрос, как жить и для чего жить. Зная об идеальном состоянии общества и не видя этого вокруг, Раскольников в некотором роде впадает в маразм, убивая ни в чем не повинную перед ним старушку и случайно попавшуюся ему под руку кухарку Лизавету.

Достоевский, который видит, что существующая власть добровольно ничего менять не собирается, предчувствует, что перемены придут через кровопролитие. И поведут на это кровопролитие такие же, как Раскольников, дерзнувшие переступить через христианский принцип «не убий» внутри себя. Но Раскольников-то как раз и не переступил. Его втянула в христианскую стихию мировосприятия по сути блудница Сонечка Мармеладова.

Но писатель, несмотря на идиллическую концовку, когда Раскольников, который под влиянием Софьи пошел и признался в своем преступлении, на каторге снова чувствует жизнь, все-таки понимал фальшь положения героя. В более позднем романе Достоевского «Бесы» такие, как Раскольников, уже будут убивать ради мнимой идеи «спасения человечества».

Известно, что прототипы для свои романов Федор Достоевский брал из газетных криминальных хроник и криминальных дел. Дополнительный доступ к этим делам ему открывала дружба и общение с адвокатом Кони. Реальным прототипом Раскольникова послужил приказчик Герасим Чистов, убивший топором в январе 1865 года в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Чистову на тот момент было 27 лет. Об этом сообщала газета «Голос» за 7-13 сентября 1865 года. Другим прототипом был родственник тетки Достоевского А. Ф. Куманиной московский профессор всеобщей истории А. Т. Неофитов. Этот человек проходил по делу подделывателей билетов 5 %-ного внутреннего займа. От него Достоевский взял для своего героя стремление обогатиться быстро и сразу. Идеологическая подоснова убийства Раскольникова была разработана под влиянием идей француза Пьера Франсуа Ласенера, изложение процесса над которым в 1830-х годах было опубликовано на страницах второго номера журнала Достоевского «Время» (1861). Ласенер утверждал, что для него убить человека, как «выпить стакан молока». Этот человек в своих мемуарах доказывал также, что «он жертва общества», мститель и борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи.

В имени и фамилии Родиона Романовича Раскольникова усматриваются символические указания на родину, религиозный и внутренний раскол на ней и династию Романовых. Политика одного из царской династии Петра Первого привела Россию к религиозному расколу и искусственному насаждению европейского стиля жизни, как считали многие славянофилы, исказившего естественный ход развития России, у которой, возможно, мог быть более духовный и не так сильно завязанный на деньгах стиль жизни. Символом духовного вырождения России и был для писателя, также не чуждого славянофильских идей, созданный Петром Первым искусственный имперский город Петербург, куда он поместил своего несчастного преступника Родиона Романовича Раскольникова. В мифологии Петербурга, построенного практически на костях погибших во время его строительства крестьян, тела которых даже не были достойно захоронены, существует поверье, что голодные души погибших на болотах Невы до сих пор летают по бывшему имперскому городу, вселяя дурные состояния в души живых. Одной из жертв этих голодных душ можно было бы назвать Раскольникова, если бы в действительности это было так.

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

МАЛИНОВСКИЙ РОДИОН ЯКОВЛЕВИЧ 1898-1967 Полководец Великой Отечественной войны. Маршал Советского Союза.Родился в городе Одессе. В русской армии служил с 1914 года, участник Первой мировой войны. Воевал с февраля 1916 года в составе русского экспедиционного корпуса (стрелковые

Из книги Лариса Рейснер автора Пржиборовская Галина

Комфлот Федор Раскольников Это человек идеи… Сильно развитая личность, ничего не может иделать другого из самой личности, то естьникакого более употребления, как отдать ее всю всем. Ф. Достоевский о Родионе Раскольникове «Я в РКП вошла на фронте и вполне

Из книги Полководцы и военачальники Великой Отечественной-1 автора Киселев (Составитель) А Н

Маршал Советского Союза М. Захаров Маршал Советского Союза Родион Малиновский Ранним апрельским утром 1944 года на окраине только что освобожденной советскими войсками Одессы перед покосившимся от времени домом остановился легковой автомобиль. Опаленная огнем недавно

Из книги Главные пары нашей эпохи. Любовь на грани фола автора Шляхов Андрей Левонович

Родион Щедрин и Майя Плисецкая Музыкальная любовь Майя умела добиваться поставленной цели стремилась быть «не такой, как все» никогда не боялась нарушать правила исполнила роль китайского политического деятеля Чан Кайши, которой ужасно гордилась стала

Из книги 50 знаменитых звездных пар автора Щербак Мария

МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ И РОДИОН ЩЕДРИН Встретившись однажды в гостиной у Лили Брик, блистательная балерина и талантливый композитор вот уже более сорока лет идут по жизни вместе, объединенные неугасающим чувством и музыкой.Со стороны может показаться, что путь Родиона Щедрина

Из книги Демидовы: Столетие побед автора Юркин Игорь Николаевич

Родион Горбунов: итоги Комиссии следствия о заводах уже не раз напоминали, что порученную ей работу пора сворачивать. Несколько частных расследований, преимущественно по доносам, закончить, однако, не удавалось. Казалось, давно можно было разобраться с тем, что наговорил

Из книги Молодость века автора Равич Николай Александрович

Ф. Ф. РАСКОЛЬНИКОВ И Л. М. РЕЙСНЕР Не было ни одного матроса, красноармейца или партийного работника, который бы не слышал о Раскольникове. Раскольников был председателем Кронштадтского комитета большевиков; он поднял Кронштадт вместе с Дыбенко, Коллонтай и Рошалем.

Из книги Незримая паутина автора Прянишников Борис Витальевич

Братья Солоневичи, Фосс и Раскольников 7 июня 1934 года в СССР был обнародован закон, каравший смертной казнью советских граждан, пытавшихся бежать за границу.12 августа того же года Борис Лукьянович Солоневич, врач по профессии, пересек около Сортавалы советско-финскую

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Майя Плисецкая и Родион Щедрин Эта звездная пара вместе уже больше пятидесяти лет. Но если у некоторых любовь возникает с первого взгляда, то у композитора Родиона Щедрина и балерины Майи Плисецкой все началось с… обиды.Впервые они встретились в доме у Лили Брик, вдовы

Из книги Герои Гражданской войны автора Миронов Георгий

ФЕДОР РАСКОЛЬНИКОВ Июль семнадцатого года в Петрограде был не по-северному жарким. Стояли солнечные дни. Небо, покрытое прозрачной пеленой белесой дымки, низко опускалось над столицей. На улицах было душно, как перед грозой. Только под вечер по каменным проспектам

Из книги Религиозные судьбы великих людей русской национальной культуры автора Ведерников Анатолий Васильевич

Полемика И. Т. Посошкова с расколом. «Зерцало очевидное на раскольников обличение» Причиною написания «Зерцала…» нужно считать необыкновенно быстрое усиление раскола, потрясшего всю Россию и соблазнившего множество не только простых людей, но и людей книжных. Это

Родио́н Рома́нович Раско́льников - главный действующий персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ #БизнесЗагадка 04. ОТВЕТ. Победители Денис Кудинов и Родион Раскольников.

    ✪ Федор Михайлович Достоевский 1\2, Преступление и Наказание, краткое содержание аудио книга слушать

Субтитры

Раскольников в романе

Раскольников - бывший студент из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно.

«Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живет?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д.» .

«Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.» ( ).

На преступление, однако, не решается, пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным . Понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и, в большей степени, ради самого́ Раскольникова, он обманом проникает в квартиру старухи, убивает и грабит её, попутно убивая случайную свидетельницу в той же квартире.

Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников до убийства причисляет себя ко второй категории; однако после убийства обнаруживает, что в полной мере относится к первой.

Внешность

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.

Прототипы

1. Герасим Чистов.

Приказчик, раскольник 27-ми лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865 г., 7-13 сентября).

2. А. Т. Неофитов.

Московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тётки Достоевского купчихи А. Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из её наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-го внутреннего займа (сравните мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Французский преступник, для которого убийство человека было тем же самым, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861 г., №2).

Литературоведы о персонаже

Исторические прототипы Раскольникова

Михаил Бахтин , указывая на исторические корни образа Раскольникова, отмечал, что нужно внести существенное исправление: речь идёт скорее о «прототипах образов идей» этих личностей, нежели о них самих, причём идеи эти трансформируются в общественном и индивидуальном сознании согласно характерным особенностям эпохи Достоевского.

В марте 1865 года выходит книга французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где отстаивается право «сильной личности» нарушать любые нравственные нормы, обязательные для обыкновенных людей, «не останавливаясь и перед кровью». Книга вызвала ожесточенную полемику в русском обществе и послужила идейным источником теории Раскольникова. «Наполеоновские» черты образа Раскольникова несомненно несут следы воздействия образа Наполеона в интерпретации А. С. Пушкина (противоречивая смесь трагического величия, подлинного великодушия и безмерного эгоизма, приводящего к фатальным последствиям и краху,- стихотворения «Наполеон», «Герой»), как, впрочем, и отпечаток эпигонского «наполеонизма» в России («Мы все глядим в Наполеоны» - «Евгений Онегин»). Сравните слова Раскольникова, втайне сближавшего себя с Наполеоном: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». Сравните также провоцирующе-иронический ответ Порфирия Петровича «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Реплика Заметова тоже пародирует повальное увлечение «наполеонизмом», ставшее пошлым «общим местом»: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу Алёну Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л. Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Достоевский, безусловно, учитывал, кроме того, комический аспект образа Наполеона, запечатленный у Н. В. Гоголя (Чичиков в профиль - почти Наполеон). Идея «сверхчеловека» , наконец, разрабатывалась в книге М. Штирнера «Единственный и его собственность», которая имелась в библиотеке Петрашевского (В. Семевский) и послужила еще одним источником теории Раскольникова, ибо статья его, разбираемая Порфирием Петровичем, написана «по поводу одной книги»: это может быть книга Штирнера (В. Кирпотин), Наполеона III (Ф. Евнин) или трактат Т. де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств» (А. Алексеев). Подобно тому как Магомет в пещере Хира испытывал муки рождения новой веры, Раскольников вынашивает «идею-страсть» (по выражению поручика Пороха, Раскольников - «аскет, монах, отшельник»), считает себя пророком и провозвестником «нового слова». Закон Магомета, по мысли Раскольникова, закон силы: Магомета Раскольников представляет с саблей, он палит из батареи («дует в правого и виноватого»). Выражение Магомета о человеке как «дрожащей твари» становится лейтмотивом романа и своеобразным термином теории Раскольникова, поделившим людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»: «Тварь ли я дрожащая или право имею? < …> Велит Аллах, и повинуйся, „дрожащая“ тварь!» (Сравните: «И пришёл я со знаменем от вашего господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне», - Кор. , 2,44,50). Сравните также А. С. Пушкина: «Люби сирот, и мой Коран // Дрожащей твари проповедуй» (В. Борисова). Для Достоевского Христос и Магомет - антиподы, а Раскольников отпал от Бога, о чем говорит Соня Мармеладова : «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!».

Литературные предшественники Раскольникова

  • Библейский Иов (В. Этов). Точно Иов , Раскольников в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства. В эпилоге романа Достоевский подразумевал, что Раскольников, как и Иов, обретёт Бога.
  • Корсар, Лара, Манфред - герои-бунтари лорда Байрона .
  • Ускок из романа Жорж Санд , пират, приобретший богатство и славу ценой преступления.
  • Растиньяк О. Бальзака .
  • Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и чёрное ».
  • Медард - герой романа Гофмана «Эликсиры сатаны ».
  • Фауст - герой трагедии Гёте .
  • Франц и Карл фон Моор - персонажи одного из любимых произведений Ф. М. Достоевского драмы Ф. Шиллера «Разбойники ».

С образом последнего особенно тесно связана этическая проблематика романа: Карл Моор и Раскольников равным образом загоняют себя в нравственный тупик. «Карл Моор,- писал

Раскольников Родион Романович – главный герой романа. Романтик, гордая и сильная личность. Живет в Петербурге на съемной квартире. Крайне беден. Бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и своей теории.
Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею». Чтобы разрешить их, Раскольников убивает старуху-процентщицу и, случайно, ее убогую беременную сестру Лизавету.
Сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. Во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность личности героя. Человек не может преступить нравственный закон без духовных страданий и смерти.

Но Раскольников все же идет на преступление. «Идея» проникла в его подсознание и полностью управляет героем.
После убийства Раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. Он ощущает себя отчужденным от всех людей, одним в «ледяной пустыни». У героя проявляется горячка, он близок к помешательству и самоубийству. Тем не менее, он помогает семье Мармеладова, отдавая ей последние деньги.
Иногда герою кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем пробуждаются гордость и самоуверенность. Из последних сил он противостоит следователю Порфирию Петровичу.
Постепенно герой начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить – только жить!» Его гордость сокрушена, он готов смириться с тем, что он обычный человек, со всеми слабостями и недостатками. Раскольников больше не может молчать: он признается в своем преступлении Соне. Та советует ему всенародно покаяться на Сенной площади. Но герой так и не смог произнести там «я убил». Он идет в полицейский участок и признается во всем. Героя осуждают на семь лет каторги. Вслед за Родионом на каторгу отправляется полюбившая его Соня. На каторге Раскольников долго болеет. Он мучительно переживает свою «обыкновенность», не желает смириться с ней, ни с кем не общается. Воскрешает же его к новой жизни любовь Сонечки и собственная любовь Раскольникова к ней.

  • Князь Валковский - характеристика героя (персонажа) (Униженные и оскорбленные Достоевский Ф.М.) - -
  • Старуха-процентщица - характеристика героя (персонажа) (Преступление и наказание Достоевский Ф.М.) - -
  • Сонечка Мармеладова - характеристика героя (персонажа) (Преступление и наказание Достоевский Ф.М.) Вариант 3 - -