Картины гитлера в высоком разрешении. Личный фотограф Адольфа Гитлера. Заштатный аукцион Jefferys

Недавно мне на глаза попались несколько живописных и графических работ Гитлера. Я много раз слышал о том, что фюрер был весьма посредственным художником. Однако, никакого членораздельного и внятного объяснения в чём же именно заключается посредственность его работ, я нигде и никогда не встречал. И это понятно, т.к. многие знатоки искусства, при упоминании имени автора художественного произведения - Адольфа Гитлера, немедленно забывали обо всём, вообще переставая видеть сами работы; - воображение рисовало совсем другие картины...

Я, конечно, не претендую на роль глашатая истины, но попытаюсь дать оценку художественным способностям Адольфа Гитлера.

Вообще, любое творчество судить довольно сложно, т.к. здесь не может быть правил и норм, - ведь это не наука, а искусство. Но в то же время, наличие или отсутствие таланта должно как-то проявляться, бросаться в глаза, быть отчётливо и явственно видно. Идея, мысль, чувство всегда присутствуют в любом произведении искусства; отдельно, или одновременно. И действует здесь больше интуитивное восприятие.

Адольф Гитлер обладал художественными способностями, но не имел достаточного уровня мастерства. Он чувствовал цвет, неплохо владел и линией, штрихом. Законы композиции ему также чужды не были. При этом, уровня, обожаемого им же, Рубенса или Рембрандта, он не достиг бы никогда. К тому же, фюрер принимал далеко не все направления в искусстве, ему был близок академизм, романтизм, реализм, "старые" мастера; прочие же течения, он отрицал. В собственном творчестве Гитлера прослеживаются романтические настроения; композиция выверена, но порой банальна; цвета подобраны недурно. Его живопись большей частью довольно графична по своей сути. Адольфу великолепно удавались архитектурные пейзажи, вообще, в архитектуре, Гитлер был несомненно талантлив. Его проекты интересны, а часто, даже великолепны.

Возможно, родись Адольф Гитлер в начале XIX столетия, мы с вами имели бы неплохого художника-академиста, но в век зарождения, развития и расцвета авангардных направлений во всех видах искусств, романтические начинания Адольфа были обречены.

Интересно, что в творчестве Гитлера практически отсутствуют мрачные мотивы, колорит его работ преимущественно насыщен светлыми и яркими тонами.

Условно, всё творчество Адольфа Гитлера можно разделить на четыре периода: Венский период (1907-1912)
Мюнхенский п-д (1913-1914)
П-д I-ой Мир.войны (1914-1918)
П-д до II Мир. войны (1924-1939)

В 1907-1918 гг., художественные способности помогали будущему вождю свести концы с концами и хоть как-то прокормиться. В это время часто приходилось выполнять мелкие заказы, например, рисовать открытки. Особенно удавались цветы. Такая работа не требовала большого мастерства, но способствовала некоторому совершенствованию техники.

Уже будучи рейхсканцлером, Гитлер мог позволить себе заниматься живописью "для души", формировать коллекции (правда, исходя только лишь из своих собственных предпочтений) и просто наслаждаться изобразительным искусством, большим ценителем которого он был.

В 1934 году фюрер выступил в роли дизайнера, набросав на салфетке эскиз будущего внешнего вида автомобиля "VW Kafer", впоследствии известного "Жука".

Немного про ихних родителей:
Психолог Эрих Фромм считает Алоиза Гитлера, отца Адольфа, человеком, любившим жизнь, обладавшим чувством долга и ответственности, и полагает, что в роли воспитателя этот человек вовсе не был «страшилищем». По мнению Фромма, он был не тираном, а всего лишь авторитарным человеком. Однако это мнение во многих отношениях противоречит некоторым фактам. Похоже, что образ отца был для мальчика, чем угодно, но только не примером для подражания.
Алоиз Гитлер был сварливым, вспыльчивым и грубым, применял рукоприкладство порой даже по отношению к собственной жене и ни причем не повинной собаке. Он считал жестокие «физические методы воспитания» вполне совместимыми с психическим развитием ребенка. Джон Толанд пишет о том, что от подобных экзекуций больше всего страдал сводный брат Адольфа Алоиз-младший, которого отец однажды бил плеткой до тех пор, пока он не потерял сознание. Однажды Гитлер признался, что пережитые унижения доставляли ему больше страданий, чем сами побои.
Страшные последствия, которые эта «черная педагогика» имела для личности Адольфа Гитлера, психоаналитик Элис Миллер иллюстрирует примерами его последующих преступных действий. Тиранические методы отцовского воспитания заставляли Адольфа жить и постоянном страхе. Отец не признавал извинений за допущенные или только предполагаемые проступки, и единственную надежду спастись от очередного избиения и сохранить остатки собственного достоинства давала ложь.
На последующее поведение Адольфа Гитлера оказало влияние еще одно обстоятельство его детства. Будучи ребенком, он был вынужден тщательно скрывать свой страх перед ежедневным насилием отца, причем не только из страха перед возможными последствиями, но, прежде всего потому, что ему просто никто не поверил бы. Кто представил бы себе почитаемого и уважаемого начальника таможни в роли грубого семейного тирана? Многие позднейшие биографы Гитлера, в частности Иохим Фест, видели в рассказах Гитлера об отце детское преувеличение. Имеются основания предполагать, что, став рейхсканцлером, Гитлер неосознанно перенял отцовскую манеру поведения: перед иностранными гостями он представал зрелым государственным деятелем, взгляды которого выглядели вполне миролюбиво и достойно. В то же время в пределах государства он действовал с твердостью и невероятной жестокостью. Скорее всего, отец и послужил прообразом нового вида врага. Фигурами этого образа стали вначале вражеские солдаты в первой мировой войне, затем «ноябрьские преступники» и, наконец, евреи, на которых он последовательно перенес всю свою подавленную ненависть.
Гитлер и сам придерживался того мнения, что характер отца является фактором, накладывающим отпечаток на формирование структуры личности сына. Позднее он констатировал, что важнейшей фазой формирования характера является тот возраст, «в котором первые впечатления проникают в сознание ребенка. Одаренные люди и в пожилом возрасте сохраняют следы воспоминаний об этом времени». С этой точки зрения развитие многих базовых свойств личности Гитлера представляется вполне понятным, хотя для Иохима Феста по-прежнему остается неясным, каким образом «изначальная слабость Гитлера превратилась в его силу, а романтическое бегство от мира трансформировалось в жажду власти и стремление к крайним решениям».

Общеизвестно, что в молодости Адольф Гитлер рисовал и хотел стать художником. Об этом он и сам писал в «Майн кампф». Об этом ярко живописали и биографы, и многочисленные исследователи жизни душегуба. Однако до последнего времени его работы были неизвестны широкой публике, а «узкая», не афишировала их наличие. Ситуация как бы понятна сама-собой: в Германии прошла денацификация, нацистская символика, организации и пропаганда вне закона, лишний раз травить душу немцам незачем, а сыпать соль на раны евреям, тем более. Вот и не показывали живопись диктатора.

Но в 2000-е годы тема картин Гитлера появляется на пустом месте с надлежащей банальной легендой – случайно нашлись. Сначала в 2001 году германский торговый дом «Фрайбург» выставил на продажу изображение цветка с подписью Гитлера. После бурных протестов лот был снят с торгов и возвращен владельцу. Через два года, несколько рисунков выставлены на аукцион в частной галерее в США с начальной ценой в 7500 долларов. В 2004 году в Японии в одном из токийских театров состоялась публичная демонстрация акварели Гитлера с изображением венской церкви святого Карла. А в следующем, 2005 году, начались продажи. Рисунки Адольфа Гитлера и поздравительные открытки с его подписью, отправленные главному архитектору рейха Альберту Шпееру, были проданы за сумму в 26,5 тысячи долларов на аукционе, прошедшем в Монреале. Через австрийский филиал электронного аукциона eBay была продана за 2100 евро картина «Мюнхен», а картина «Bad Gastein» – за 4500 евро. В Англии, на аукционе Jefferys был продан портрет почтальона за 5200 фунтов. И даже в Израиле в галерее «Пирамида» в Хайфе, демонстрировались репродукции 6 картин, автором которых является Адольф Гитлер. Выставка, правда, вскоре была закрыта мэрией Хайфы, но прецедент уже был создан. В 2006 году в мелкий аукционный дом Jefferys в городишке Лоствител, что в графстве Корнуолл Великобритании, выставил на продажу 21 картину Гитлера с «традиционной» историей их происхождения для таких случаев. Якобы в 1980-х годах (по международным правилам истек срок на авторское право) бельгийка из города Уи обнаружила (конечно же, на чердаке) коробку с картинами, которую по семейному преданию оставили в доме двое французских беженцев, возвращавшихся домой в 1919 году, после окончания войны. Бельгийская пенсионерка связалась с аукционом Jefferys (ни ближе, ни знаменитей домов, очевидно, не было) и выставила на продажу картины (скорее часть из обнаруженных), подписанных «AH» или «A. Hitler». Авторство Гитлера, кстати, до сих пор не установлено с полной уверенностью, потому, как бельгийские эксперты, подтвердившие их подлинность в 1980-х годах, сейчас, уже мертвы (прозорливая старушка и это предусмотрела). Доподлинно ясно лишь, что возраст бумаги соответствует гипотезе об авторстве Гитлера, да и историки подтверждают, что будущий фюрер в те годы действительно бывал вблизи многих запечатленных на картинах пейзажей. Такие вот предприимчиво-образованные старушки живут в глубинке Бельгии. Аншлаг был гарантирован независимой и неподкупной прессой. На торги собралась публика со всех уголков мира: эстонцы, россияне, американцы, англичане, японцы, новозеландцы и южноафриканцы. Картины ушли за 176 тысяч фунтов. Самая дорогая акварель была продана за 10 500 фунтов стерлингов, самая дешевая — обошлась покупателю в 3 тысячи. Главным покупателем стал анонимный бизнесмен из России. Именно он купил за 10,5 тысяч фунтов стерлингов «Церковь През-о-Буа», подписанную «A. Hitler», и ещё 4 пейзажа из той же серии.

В 2009 году аукционный дом Маллок в Шропшире (Англия) продал пятнадцать картин Гитлера на общую сумму в 120 тысяч долларов. А на аукционе Ладлоу в Шропшире было продано тринадцать картин на общую сумму более 100 тысяч евро. В том же, 2009 году акварель Гитлера «Белая церковь в Варшаве» была продана за 24 тысячи евро, «Разрушенная мельница» куплена за 11 тысяч евро, а «Дом у моста через реку» обошлась покупателю в 7 тысяч евро. В 2012 году одна картина Гитлера была продана на аукционе в Словакии за 42 300 долларов. В 2015 году на аукционе в Нюрнберге (Германия) 14 картин, написанных Адольфом Гитлером, были проданы за 400 000 евро.

Официальная Германия в картинах Гитлера не видит пропаганды, а значит законодательство не нарушено. Аукционные дома, которые в основном принадлежат евреям, напрочь забыли о Холокосте и «людоед» у них уже не вызывает никаких эмоций. Молчат и антинацисткие организации. В сознании общества Гитлер-художник все более дистанцируется от Гитлера-политика. Такая вот она многостандартная политика, бизнес превыше всего. Вместе с тем, внезапная и невероятная популярность работ Гитлера вызывает закономерный вопрос – цивилизация проглядела гениального художника или «влипла» в очередную аферу мошенников?

Для ответа на этот вопрос необходимо, хотя бы кратко, «обозреть» жизнедеятельность Адольфа Гитлера в период его активных творческих изысканий.

После окончания народной сельской школы в 1900 году Адольфа в 11-м возрасте отдали в реальную школу в г. Линце. Смена школы на большую и чужую в городе Адольфу пришлась не по нраву. С этого времени он начал учить только то, что ему нравилось - историю, географию и в особенности рисование; всё остальное не замечал. В результате — остался на второй год в первом классе. В 13-летнем возрасте, после смерти отца, а значит и потери контроля за собой, переехал в школьное общежитие. В этот период пропускал уроки, куролесил. В 1904 г. со второго раза сдал экзамены за третий класс под обещание, что в четвёртый класс пойдёт в другую школу. Уже в этом возрасте, учителя школы замечают ярко выраженные психопатические черты, неуравновешенность характера. Под давлением матери с трудом закончил обучение в четвертом классе в г. Штейре. До начала 1907 г. по причине заболевания легких жил в деревне ничем не занимаясь. В этом же году, 18-летний Гитлер поехал в Вену, чтобы сдать вступительный экзамен в общую художественную школу, однако не прошёл второй тур экзаменов. После экзаменов Гитлер сумел добиться встречи с ректором, от которого получил совет заняться архитектурой: рисунки Гитлера свидетельствовали о его способностях к этому искусству. В 1908 году, после смерти матери, Гитлер сделал повторную попытку поступить в Венскую художественную академию, но провалился уже в первом туре. Обращение за помощью к еврейским родственникам покойного отца, успехом не увенчалось. Устроился на работу как «академический художник», а с 1909 года и как писатель. Следует отметить, что в своей книге Гитлер описывает этот период, как время особой нищеты, что не соответствовало действительности, поскольку он получил неплохое наследство от матери и вдобавок имел регулярную помощь от ее сестры. Вместе с тем, до середины 1910 года рисовал картины малого формата (копии с почтовых открыток и старых гравюр, изображающие всевозможные исторические здания Вены), которые поначалу успешно продавал Рейнгольд Ганиш – сосед по съемной квартире, а в дальнейшем, и он сам. Помимо этого он рисовал всевозможные рекламные объявления. Полученное в 1911 году наследство от тетки и доходы от работы позволили Гитлеру заниматься самообразованием. Впоследствии он свободно мог общаться и читать литературу и газеты в оригинале по-французски и по-английски. Хорошо разбирался в вооружении армий мира, истории и т. д. В это же время у него проявился интерес к политике. В 1913 году, уклоняясь от службы в австрийской армии, Гитлер в возрасте 24 лет переехал из Вены в Мюнхен, где и работал художником. С началом Первой мировой войны добился разрешения служить в Баварской армии и воевал до ее окончания.

Из всего этого повествования, для нас важны лишь два факта. Первый. Гитлер, будучи уверенным в своей гениальности художника, нигде так и не учился рисовать, хотя в течении всей своей жизни убеждал всех в желании стать художником. Второй. Основу его творческого наследия составили копии картин. Зная эти факты, теперь можем приступить к анализу его творчества.

Заранее следует оговориться, что картины Гитлера явно делятся на две части. Первая – это копии, сделанные им на довольно сносном уровне. Вторая – собственное творчество. Ниже, в качестве примера приведем две такие картины с архитектурными изображениями. Первая копия. Вторая – собственный сюжет.

Обе картины выполнены одной рукой и приблизительно в одно и тоже время. Однако композиция первого весьма удачно отображает архитектурное сооружение, а на второй с трудом удается рассмотреть изображенный объект. Если первая картина имеет законченный сюжет, то вторая с искаженной перспективой, незаконченностью линий и фрагментарностью сюжета, близка к детскому рисунку. Самостоятельность в создании картины монастыря подтверждают и сохранившиеся несколько карандашных набросков. Рассмотрим еще и пейзажи художника на ниже приведенных картинах.

Первая картина скопирована. Вторая – самостоятельно творчество Гитлера. Разве скажешь, что это взгляд и рука одного художника? Разве вторая не удивляет банальностью сюжета? Его исполнением?

Еще одной характерной чертой творчества Гитлера является разнообразность жанров и сюжетов. Архитектура, сельский пейзаж, пейзаж, море, цветы… Разнообразная местность, различный ландшафт, леса, озера и это при том, что свидетельств выездов на пленэр ни сам Гитлер, ни его окружение не оставили. А это ведь самая запоминающаяся часть в творчестве любого художника. Как же мог художник воссоздать пейзаж, не выехав на природу, не сделав зарисовок, набросок и этюдов? Да еще таких разнообразных, да с такой деталировкой сюжета? Только в одном случае – копировал готовое.

Военная тематика в творчестве Гитлера, по сути, перечеркивает его способности, как художника. Ниже приведенные картины, скорее напоминают детские «каляки-маляки», нежели осмысленные работы 25-летнего художника с претензией на гениальность.

И еще один, наверное, слабый аргумент, но явно бросающийся в глаза — отсутствие хотя бы одной фотографии, запечатлевшей Гитлера за мольбертом. Имея с 30-х годов личного фотографа, всегда и везде сопровождавшего фюрера, сделавшего тысячи фотографий, фиксирующего каждый шаг вождя на войне, в быту, на отдыхе — не сделать ни одной фотографии «гения» в творческом процессе. Вероятно, процесс копирования картин не подходил для увековечивания, не являлся предметом гордости художника.

Общеизвестно, что Гитлер имел видимые психологические отклонения, обладал кучей комплексов, которым до сегодняшнего дня не определен исчерпывающий диагноз. Психологи, психоаналитики и прочие «мозговеды» авторитетно заявляют, что корни этих проблем исходят из детства, с молодого возраста. Однако в картинах Гитлера они не нашли никаких психологических отклонений и проблем. Сие даже теоретически не объяснимо, ибо для «мозговеда» рисунок, что карта для военного – кладезь информации. И здесь только одно объяснение, и не то, что до Первой мировой Гитлер был пай-мальчиком, а потом «скурвился», а то, что исследуемые картины и рисунки не были плодом творчества самого Адольфа. Они были лишь копиями, то есть слепком, выражением чужого сознания, а не Гитлера. Естественно ни сюжеты, ни цвета, ни линии, что так любят анализировать «мозговеды» не принадлежали исследуемому психотипу.

Несколько слов о художественной ценности картин. Безусловно, Адольф Гитлер обладал художественными способностями, но не владел навыками художника, не имел необходимого уровня мастерства. Его природная одаренность позволяла неплохо копировать чужие работы, но собственного воображения было недостаточно для создания большего, нежели простого, примитивно-детского рисунка. По мнению устроителей аукционов, картины являются посредственностью, не представляют никакой художественной ценности. Профессиональные критики, также не выражали восторга творческим наследием Гитлера. Успех же на аукционах объясняется только одним – именем, что, как в данном случае, так и в целом в сфере искусства, являлось главным для покупателей.

Во многих СМИ, освещающих и раскручивающих данную тему, в т.ч. и в Википедии, приводятся данные об общем количестве работ Гитлера в 3400 штук. Такая цифра вызывает сомнение и далеко не безосновательное.

Самые плодовитые художники последних столетий: Айвазовский, Пикассо, Рерих, Рубенс, Рембрандт создали работ (включая рисунки, этюды и все к чему прикоснулась рука художника) немногим больше, чем приписывается Гитлеру. Но ведь они трудились профессионально по 50-60 лет, а Гитлер всего 10-12 лет, из которых пару лет (венский период) профессионально занимался живописью. По утверждению самого Гитлера в «Майн кампф», в период проживания в Вене он писал по 2-3 картины в день. Возможно, такая плодовитость и проявлялась в отдельные дни творческого подъема или острой потребности в деньгах, но отнюдь не ежедневно. На этой основе, некоторые эксперты подсчитали, что за это время было создано около тысячи работ, что мягко говоря, не может соответствовать действительности, поскольку, опять же, по утверждению самого Гитлера, в это время он активно занимался самообразованием, изучением языков, и, собственно, работал художником. По утверждению Рейнгольда Ганиша, который занимался продажей работ, спрос на картины превышал предложение, однако Гитлера это мало интересовало. Он писал ровно столько, сколько обеспечивало ему минимально необходимый доход для жизни. Кроме того, доподлинно известно, что после Первой мировой войны, живописью Гитлер уже практически не занимался, увлекся политикой. Иные эксперты называют более реалистичную цифру за этот период в 300 работ.

Вызывает сомнение в количестве работ и тот факт, что в период массового нацистского «психоза» о картинах Гитлера нет упоминаний ни у его соратников, ни у противников. Неужели Геббельс проигнорировал бы такой прекрасный повод лишний раз подтвердить гениальность фюрера? Но материалов на подобную тему в прессе нет. Повальное преклонение перед «гением» Гитлера не могло пройти и мимо его «гениального» творчества. А значит картины, если бы они были в таком значительном количестве, разлетались бы среди почитателей, как «горячие пирожки» в студенческой лавке. Наверное, каждый член СС, посчитал бы за честь иметь у себя фолиант обожаемого кумира. Так было тысячелетия назад, так есть и сегодня. Неужели период Третьего рейха был исключением? Но, увы, история об этом умалчивает.

Поскольку самый плодовитый период Гитлера попадает на Вену, вероятно, что и покупателями его работ были жители города, причем не из богатых сословий. Учитывая, что работы были небольших размеров, а многие из них были выполнены акварелью, длительная сохранность их была проблематичной. Помимо того, штурм Вены Красной армией в 1945 г. в течении недели, превратил город в сплошные руины и пожарища.

На сегодня известно о 130-150 работах Гитлера (либо ему приписываемых), однако с каждым годом количество «случайно» обнаруженных работ возрастает, как растет и аукционная цена на них. Очевидно, что муссированные в СМИ количество работ от 720 известных до 3400 выполненных являются тем пределом, на которые рассчитывают их продавцы. Возможно, что это количество проданных работ и не будет осуществлено, но на сегодня пик продаж еще не достигнут.

Вывод: очевидно, что тема «картины Гитлера», очередная афера на рынке живописи, талантливо раскручиваемая, скорее всего, русскими мошенниками, решившими на исторической теме неплохо потрусить толстосумов, особо не заморачивающихся подлинностью «раритетов» и реальной их стоимостью. Афера уже подхвачена голландцами, применившими не менее креативные методы «подъема» денег на горячей теме. Вероятно, что через несколько лет нас ожидает и разоблачение. Но врят-ли оно будет громким, богатые не любят выглядеть дураками.

И в заключение. Появление этой статьи вызвано не беспокойством о «лохах», выкинувших и собирающихся выкидывать в будущем немалые средства за бездарность или подделки. Бог с ними и их деньгами. Вопрос в моральности, в попытках поиска в монстре светлого, в отбеливании черных страниц истории. В забвении памяти 70 миллионов погибших при непосредственном участии зверя в человеческом образе. Вопрос в человеческой глупости, в жажде наживы, в короткой исторической памяти. В отсутствии предохранителей от повторения трагедии в будущем. Тема картин Гитлера в набирающем популярность неонацизме во многих странах весьма питательный для этого грунт.

Будущий основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха очень плохо учился в школе. Едва ли не единственным предметом, с которым юный Адольф справлялся на отлично, было изобразительное искусство. Он мечтал стать художником, тогда как отец, Алоис Гитлер, хотел, чтобы сын пошел на государственную службу. На этой почве между ними часто возникали бурные ссоры. Адольф с пеной у рта доказывал, что его интересует только искусство.

(Всего 21 фото)

В 1907 году, когда Гитлер-старший уже скончался, Адольф попробовал поступить в Венскую академию художеств. Он был очень высокого мнения о своем таланте и не счел нужным готовиться к вступительным экзаменам. В результате - с треском провалился. Однако, не желая расстраивать смертельно больную мать, юноша сказал ей, что его работы пленили приемную комиссию. Дни напролет лжестудент шатался по улицам Вены, рассматривая городскую архитектуру и делая наброски.

«Цветной домик».

«Городская площадь, вход в магазин».

«Музыкант из старого города Велл».

Через год Адольф вновь решил попытать счастья и на этот раз уже провел некоторую работу по подготовке к экзаменам. Но итог оказался таким же. Члены комиссии едва взглянули на работы начинающего художника. Гитлер стал стремительно опускаться на дно, все чаще он появлялся в ночлежках и кабаках в компании грязных бродяг. Денег от продажи картин едва хватало на жизнь.

«Холмы».

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Гитлера, если бы он не встретил некого Рейнгольда Ганиша, с которым они организовали совместный бизнес. Ганиш довольно успешно продавал туристам открытки с пейзажами и видами Вены, нарисованные художником-самоучкой. Они расходились по 20 крон настолько хорошо, что суд признал Гитлера обеспеченным человеком, и пенсия по потере кормильца перешла к его младшей сестре Пауле.

«Замок».

«Венская государственная опера».

«Мельница».

В 1913 году Гитлер перебрался в Мюнхен, где и вовсе превратился в преуспевающего мастера. Его работы стали разнообразнее. Немцы с охотой покупали не только пейзажи, но и мягкие успокаивающие натюрморты.

«Мюнхенский театр».

«Белые орхидеи».

Мюнхенский период закончился, когда юношу в 25-летнем возрасте призвали на фронт Первой мировой войны. Он взял с собой краски и в свободное время занимался живописью. Рисунки, написанные в окопах, резко контрастируют с гораздо более чувственными ранними работами. На акварелях преобладают разрушенные бомбардировками здания и военная техника.

Вернувшись с войны, Гитлер вплотную занялся политикой и писал уже лишь изредка. Порой он развлекался тем, что изображал обнаженных женщин.

В ранние годы творчества будущий диктатор написал несколько автопортретов. Пожалуй, наиболее интересный из них датирован 1910 годом. Гитлер изобразил себя без глаз, носа и ушей, однако характерный зачес волос и инициалы над фигуркой в коричневом костюме позволили искусствоведам атрибутировать картину.

В общей сложности кисти Адольфа Гитлера принадлежит более трех тысяч картин и эскизов, большинство из которых были написаны на фронте. Самая дорогая работа была продана на аукционе за десять с половиной тысяч фунтов стерлингов. Ее приобрел неизвестный россиянин. Четыре полотна фюрера принадлежат армии США и покоятся в секретном подземном хранилище в Центре военной истории. Доступ к этим картинам открыт только для нескольких экспертов, и, по заявлению американцев, полотна никогда не будут представлены общественности.

По мнению многих критиков, живописный талант Гитлера был скромным. Именно этим объясняется небольшое количество портретов. Однако, когда современному искусствоведу предложили рассмотреть некоторые из картин, не сказав при этом, чьи это работы, он оценил их как «довольно неплохие».

Живопись Адольфа Гитлера...

"Пять лет я был вынужден зарабатывать себе на жизнь сначала в качестве поденного рабочего,
затем - скромного художника; скудного заработка не хватало даже не то, чтобы каждый день утолять голод..."

Адольф Гитлер

Картину «Ночное море», написанную Адольфом Гитлером около 100 лет назад, продали за 32 тысячи евро (около 42 тысяч долларов) с аукциона в Словакии. Адольф Гитлер создал картину «Ночное море» около века назад. На картине нарисован ночной пейзаж, который включается себя небольшие волны и падающей лунный свет. В целом картина смотрится немого настораживающие...

Пейзаж, созданный в мрачных тонах, был написан в 1913 году. Адольф Шикльгрубер изобразил вечерний морской пейзаж, когда волны набегают на берег под лунным светом. По оценке критиков, «Морской ноктюрн» свидетельствуют о настоящем художественном таланте будущего диктатора. Эксперты оценили работу диктатора в 25 тысяч евро, а стартовая цена за нее на закрытых VIP-торгах составила 10 тысяч евро. На этом же аукционе Darte намерен продать картину Пабло Пикассо, стоимость которой оценивается в 15 миллионов евро.

Пейзаж Гитлера 1913 года выставила на торги семья неназванного словацкого художника. Возможно, он лично встречался с Гитлером в Вене в тот период, когда будущий фюрер пытался реализовать себя в творчестве, предположил владелец Darte Ярослав Крайнак. Он добавил, что воспринимает Гитлера в 1913 году "как художника, который не знал, что с ним произойдет в следующие десятилетия".

В 2011 году словацкий аукционный дом продал еще одну картину Гитлера из коллекции той же семьи: работа "Тайная встреча" ушла с молотка за 10,2 тысячи долларов. В прошлом году на аукционе в Словакии уже выставлялась картина Адольфа Гитлера. Тогда его работа под названием «Тайная встреча» из коллекции той же семьи была продана с аукциона за 10,2 тыс. евро. Кроме того, в 2011 году было продано еще 15 акварелей, написанных Адольфом Шикльгрубером в возрасте 19 лет. Тогда их оценили в 125,5 тыс. евро.

Картина датируется 1913 годом. Она была создана Адольфом Шикльгрубером в то время, когда он мечтал не о политической, а о творческой карьере. Выставленное на аукцион полотно наглядно указывает на художественное дарование будущего диктатора.

Адольф Гитлер с детства был увлечен изобразительным искусством, в юности он даже работал художником. В конце 1900-х годов он безуспешно пытался поступить в Венскую художественную академию. Бросив неудачные попытки, Гитлер отправился добровольцем на Первую мировую войну, после чего решил попробовать себя на политическом поприще.

В 1900 году между 11-летним Адольфом и его отцом состоялся разговор, переросший в большой скандал. Отец плохо успевающего по всем предметам сорванца был потрясён желанием сына: тот хотел стать художником. Алоиз мечтал видеть в сыне крупного успешного чиновника, но юный Адольф очень плохо учился, постоянно получая замечания по поведению и дисциплине. Лишь по рисованию Гитлер-младший имел высокую успеваемость.



После смерти Алоиза его жена Клара, оставшись с пятью детьми одна, узнала о том, что смертельно больна. Ее желание видеть в сыне состоявшегося человека взяло вверх, и она всё-таки позволила Адольфу поступать в Венскую Академию Искусств. Гитлер пренебрег подготовкой к вступительным экзаменам, посчитав свой талант гениальным, и в октябре 1907 года успешно провалил все испытания. Но, чтобы не расстраивать умирающую мать, Адольф солгал ей, сказав, что поступил и теперь будет учиться живописи.

Когда матери не стало, Гитлер переехал жить к своему другу, но, стыдясь своего провала, молодой «лжестудент» дни напролет проводил на улице, посвящая свои прогулки созерцанию городской архитектуры Вены. В сентябре 1908 года он предпринял вторую попытку поступить в Академию, но и в этот раз судьба отвернулась от него: приемная комиссия даже не взглянула на работы начинающего художника. Гитлер впал в депрессию, из-за чего вскоре оказался на городском дне вместе с бродягами.

В августе 1910 года Гитлер по счастливой случайности познакомился с Рейнгольдом Ганишем, сообщив ему, что неплохо рисует. Ганиш неправильно понял нового друга, приняв его за маляра. Но позже, посмотрев творения Адольфа, предложил ему организовать совместный бизнес.

С этих пор Гитлер стал рисовать пейзажи и городские здания на холстах размером с почтовые открытки. Ганиш вполне успешно продавал их в трактирах и гостиницах по 20 крон. Позднее, когда Гитлер переехал в Мюнхен, картины продавались уже в большем количестве, принося их автору доход выше среднего.



Второй этап в творчестве Гитлера наступил, когда он был на фронте. На акварелях, написанных в окопах, в основном изображены здания, разрушенные бомбардировками. Примечательно, что в творчестве Гитлера в это время изображения людей практически полностью отсутствуют.



В общей сложности кисти Адольфа Гитлера принадлежит 3400 полотен, написанных в большинстве своём на фронте во время войны. Но по ряду причин (видимо, скорее нравственных), большинство художников и экспертов сомневаются в подлинности этих картин, а профессиональные критики почти в один голос заявляют, что полотна эти не представляют собой никакой художественной ценности. Но многие всё же признают, что основные художественные приемы и принципы (перспектива и проч.) соблюдены верно.


Лишь один из немногих художественных искусствоведов - Даг Харви - имел доступ ко всем четырем засекреченным картинам кисти Гитлера. После детального их изучения, Харви опубликовал ряд статей, посвященных этой работе, где позиция профессиональных критиков и искусствоведов в отношении творчества фюрера была четко обозначена. Так, в интервью газете «Нью-Йорк таймс» он заявил: «Как только жрецы начинают говорить о картинах Адольфа Гитлера, их тон становится пренебрежительным, словно признание его визуальных способностей могло бы оправдать Холокост».


На сегодняшний день полотнами фюрера может полюбоваться любой желающий: большинство картин представлены во многих интернет-галереях. Отзывы большинства посетителей таких сайтов хоть и весьма противоречивы, но подчёркивают, что творчество Гитлера зачастую способно удивлять, восхищать, будоражить сознание.


Вот один из таких отзывов: «Красиво, а ведь если бы его приняли в художественное училище, то это, наверное, изменило бы всю историю, и не было бы войны. Ведь он всего лишь не любил рисовать людей»..."



В сентябре 2006 года в Великобритании прошел аукцион Jefferys, на котором были выставлены работы начинающего художника Адольфа Гитлера.



Рассказали, что Гитлер в юности страстно мечтал стать художником и даже поступал в Академию художеств то ли Мюнхена, то ли Берлина. Профессор-живописец, принимавший экзамены (а по национальности он был еврей!), "зарубил" юного Адольфа, при этом посоветовав НИКОГДА не браться за кисть и обозвав его работы чем-то вроде "мазни".

Хрустальная мечта юноши разбилась вдребезги, зато появилась патологическая ненависть ко всем евреям в лице этого профессора Академии. Что в этой истории явь, а что легенда - я не знаю! Но сам факт, что эти "мирные" картины написал человек, вовлекший весь мир в войну, неврастеник, душегуб и воплощение зла - меня удивляет!!! А вас?


А ведь он мог бы стать неплохим художником, писать пейзажи и натюрморты, зарабатывать себе на хлеб созданием открыток и марок, чем, в принципе, в молодости и занимался. Но в свое время Адольфа Гитлера не приняли в Венскую академию искусств, признав его картины непримечательными, за исключением тех, на которых изображены здания: соборы, дворцы, музеи. Но Гитлера не интересовала карьера архитектора.

Кто знает, как сложилась бы судьба великого диктатора, стань он художником или архитектором. Но историю не повернуть вспять, как бы нам этого ни желалось. Зато сейчас, спустя несколько десятков лет, мы можем рассматривать полотна, созданные Адольфом Гитлером, и поражаться, как мог человек, совершивший столько злодеяний, быть автором этих действительно замечательных картин.

Цветы, пейзажи, натюрморты... Но настоящим "коньком" Гитлера были все же изображения зданий. Он стремился запечатлеть на холсте самые красивые площади, улицы и проспекты тех городов, где ему удалось побывать. Кстати, известно, что созданные им открытки с памятками архитектуры пользовались огромной популярностью у туристов.

Вот только людей он рисовать то ли не умел, то ли не хотел. В любом случае, именно из-за некачественных портретных рисунков Гитлеру было отказано в зачислении в академию искусств. Да, уж лучше бы экзаменаторы приняли начинающего художника на первый курс.

...Ханиш заметил, что у Гитлера талант рисовальщика, и подал идею: «Ты будешь рисовать, а я буду продавать открытки. Рождество на носу, надо этим воспользоваться». Гитлер рисовал много и охотно. Ханиш обходил с нарисованными открытками кафе и пивные, и бизнес процветал.

К Рождеству они оба кое-что наскребли и перебрались в дом, в котором жил Грилль, где за полкроны можно было снять комнатку на сутки. Разные неудачники, уволенные со службы офицеры, обнищавшие графы, обанкротившиеся купцы и начинающие художники жили здесь один или несколько дней, недели или месяцы. Гитлер четыре раза отмечал день рождения в этой «школе жизни».

После почтовых открыток Гитлер стал рисовать картины, большей частью акварели, и Ханиш нашел благодарных покупателей среди торговцев мебелью и рамочников. Велик был спрос на картинки, которые вставляли в спинки диванов, и Ханиш подгонял своего друга, от прилежания которого зависел заработок.

Продукция продавалась хорошо, но Гитлер рисовал лишь тогда, когда ему нужны были деньги на аренду комнаты, молоко и рис. Большую часть времени он сидел в библиотеке, читал газеты и делал политические доклады. Тема была одна и та же, а слушатели менялись. Вечером вернувшийся домой Ханиш кричал: «Работай же наконец!», а другие подхватывали: «Работайте, Гитлер, - начальник пришел!» Возражения, что художнику нужно вдохновение, Ханиш не принимал: «Художник? Да ты в лучшем случае художник с голодухи!»

Гитлер пробовал заняться и подделкой картин. Нарисованные им виды старой Вены он спрятал у своей старшей сестры, которая была замужем и жила в Вене. У нее они слишком долго хранились в сыром подвале, испортились и ни одну из них продать не удалось.

Гитлер ходил в похожем на лапсердак черном сюртуке, который ему подарил сосед по комнате, венгерский еврей Нейман, с обросшим подбородком и длинными волосами, так что новые жильцы часто принимали его за восточного еврея. Ханиш издевался:

«Похоже, твоего отца однажды не было дома. Да ты посмотри на свои ботинки марки „Скиталец пустыни“!»

Внешности в те времена молодой художник не придавал значения. После года сотрудничества Ханиш не рассчитался за одну картину. Гитлер, поколебавшись, поскольку сам был в бегах, все же донес на него в полицию. Ханиш был осужден и исчез с горизонта.

Новым продавцом картин стал вышеупомянутый Нейман. Покупателями были большей частью евреи - венгерский еврей инженер Речай, венский адвокат д-р Иозеф Фейнгольд и торговец рамами для картин Моргенштерн.

Церкви, величественные соборы, спокойная сельская местность и нежное побережье, - все это выполнено мягкой успокаивающей акварелью. Глядя на эти работы можно прийти к мысли, что они написаны весьма толковым молодым художником, но, увы, человек, которому принадлежит авторство, избрал иной жизненный путь.

Трудно поверить, что художник, которому принадлежат эти работы, погрузил мир во тьму и ужас и вдохновлял солдат Германии на убийство миллионов людей любого возраста.

Академия искусств Вены отказывала Гитлеру в приеме не обучение 2 раза: в 1907 и 1908году. Оба раза его работа была признана не достаточно хорошей. Вена сыграли большую роль в формировании личности Гитлера и его художественной стороны. Многие историки также считают, что именно в Вене сформировались основные темные убеждения Гитлера.

Жизнь художника Гитлера изменилась, когда в 1914 году он вступил на службу в баварскую армию. И даже тогда он продолжал создавать свои произведения, когда на это было время. Он даже работал карикатуристом в армейской газете.

Позже Гитлер был награжден за храбрость. На протяжении своей службы он был тяжело ранен снарядом в ногу и ослеплен горчичным газом. Но самым тяжелым ранением для Гитлера, как и для многих немцев, оставалось поражение Германии в 1918 году и последующий версальский договор. Чувство невыносимого унижения переполняло многих немцев в то время. Картины Гитлера периода Первой мировой войны, значительно отличаются от его прежних работ. Они стали более абстрактными и грубыми. На этой картине изображен солдат в шинели, идущий по французскому городу.

На этой картине изображен немецкий солдат, который смотрит вдаль, через боевую стену. В этой картине совершенно отсутствуют какие-либо архитектурные детали, однако большое внимание уделяется фигуре солдата.

Это отрывочная, но основная часть показывает город Ипр в руинах. Деревья потеряли листву, а здания были лишены крыши и части их стен.

Танки лежат в руинах на заброшенном поле боя, под дымным небом. Изображение мрачное, почти апокалиптическое. Колючая проволока придает работе особую депрессивность.

После того как Гитлер был освобожден из тюрьмы, а также после прихода к власти, Гитлер не покидал кисть. На этом фото видно, что он вернулся к архитектуре, но на этот раз не к внешней, а к внутренней.

Коллекционеры всего мира охотятся за работами диктатора. Его картины и эскизы оцениваются в сотнях тысяч долларов. Столь великий интерес связан, конечно же, не с профессионализмом художника, а с мрачной историей, опутывающей его имя.

В 2009 году в Вене была обнаружена уникальная картина. На рисунке, датированном 1909 годом, молодые Владимир Ульянов (Ленин) и Адольф Гитлер играют в шахматы. На обороте имеются подлинные автографы двух будущих лидеров Советской России и фашистской Германии. Вместе с картиной обнаружена деревянная шахматная доска, которая, возможно, использовалась для этой игры. Картина и доска будут сегодня, 16 апреля, выставлены на аукцион в британском Шропшире. Стартовая цена лота - 40 тысяч фунтов.

Рисунок был написан Эммой Левенстремм, которая преподавала Гитлеру изобразительное искусство в Вене. 100 лет назад, в 1909 году, молодой Адольф Гитлер жил в Вене, где пытался сделать карьеру художника. Там же жил и Ленин, находившийся в изгнании. В 1909 году Гитлеру было 20 лет, а Ленин был почти вдвое его старше. Дом, в котором они предположительно запечатлены, в тот период был известен, как место, где собирались политики и проводились дискуссии. Дом этот принадлежал зажиточной еврейской семье, которая бежала из Австрии накануне мировой войны, оставив своему домоуправляющему и рисунок, и сами шахматы. Теперь правнук дворецкого выставил на аукцион оба предмета. Продавец уверен в подлинности обоих вещей. Об этом говорит документ на 300 страницах, включающих результаты исследований и экспертиз.

Картины Адольфа Гитлера не несут признаков его психологических проблем, ненависти или безумия. Несправедливые насмешки ушли в прошлое, его акварели привлекают внимание зрителей. Бытует мнение, что Адольф Гитлнр был недоучившимся художником средей руки и ему удавались лишь городские и сельские пейзажи, но и в них есть проблемы с перспективой и пропорциями, хотя общее впечатление от них хорошее, а изображения людей животных, натюрморты оставляли желать лучшего.

Адольф Гитлер писал картины в манере импрессионистов, хотя влияние бидермейера несомнено. Картины у него удивительно красивые, трогательные и немного наивные, они просто светятся. Теплые и такие родные цвета. Мне кажется, что он был талантливым художником. Как известно, история не любит сослагательного наклонения, но мне жаль, что он не стал художником. Тогда бы история пошла по другому.

Из книги Вернера Мазера "Адольф Гитлер" : "Тот факт, что работы Гитлера, относящиеся к периоду до 1914 г., пережили многие десятилетия, доказывает то, что они не так уж плохи, особенно если учесть, что среди их покупателей и владельцев есть известные и знающие толк в своем деле коллекционеры. Врач Блох сохранил после 1908 г. акварель, которую Гитлер подарил ему в знак благодарности за лечение матери, тоже, разумеется, не только потому, что Адольф и Клара Гитлер до 1907 г. были его пациентами...среди владельцев картин Гитлера периода 1909-1913 гг. были такие люди, как венгерский инженер еврейского происхождения Речай, венский адвокат доктор Йозеф Файнгольд, который с 1910 по 1914 г. поддерживал молодых способных художников, и продавец рамок для картин Моргенштерн. У многих владельцев отелей и магазинов в Линце и Вене, а также деятелей науки в 1938 г. было даже по несколько картин Гитлера периода «учебы и страданий в Вене». В замке Лонглит английского коллекционера Генри Фредерика Тинна, лорда Батского по-прежнему хранится 46 подписанных Гитлером картин периода до 1914 года."

"Английский писатель, художник и режиссер Эдвард Гордон Крейг, который проявлял особый интерес к «художнику Гитлеру», записал в своем дневнике после изучения акварелей Гитлера времен первой мировой войны, что считает эти работы заметным достижением искусства."

Художественный критик Даг Харни писал: «В городский пейзажах Гитлера имеется определенный шарм, какое-то спокойствие и смирение, столь несвойственное его личности. Его работы выполнены с мастерством и энергией, и, обернись его судьба по-другому, он мог бы сделать весьма успешную художественную карьеру».

Большинство акварелей и картин Гитлера находится в секретных сейфах Центра военной истории американской армии, попали они туда после войны из коллекции фотографа Генриха Хофмана, в которой находились с 20х годов. Доступ к ним запрещен всем, кроме нескольких экспертов-искусствоведов.

Мало того, они никогда не будут показаны публике, поскольку считаются «крайне опасными». Многие находятся в частных колекциях, поэтому точное число сохранившихся картин Гитлера неизвестно. Искусствоведы оценивают количество сохранившихся картин Гитлера около 3400.