Тадж махал. Мастер-класс по рисованию для младших школьников. Графическая зарисовка исторического здания

Тадж-Махал (англ. Taj Mahal) - мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу потомка Тамерлана - падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов , который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО : «жемчужиной мусульманского искусства в Индии , одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал - это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают Лахаури. По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж Махала, одним из главных архитекторов был турок Иса Мухаммед Эфенди.

Внутри мавзолея расположены две гробницы - шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится ниже - строго под гробницами, под землей. Время строительства относится примерно к 1630-1652 годам. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.

Мечеть интересует меня в первую очередь как архитектурное сооружение повышенного уровня красоты. Именно повышенного, ибо остальные здания на ее фоне кажутся заурядными, унылыми коробками. По крайней мере, в нашей постсоветской стране. Мой глаз привык созерцать совковую архитектуру с раннего детства. Научиться прекрасному не просто, при таких раскладах. И еще я решил сделать урок о том, как рисовать мечеть в первую очередь для себя. Твоя точка зрения, естественно, может отличается от моей. Ты можешь считать, что православные церкви привлекательнее мусульманских мечетей. Однако, если причиной твоих мыслей является страх перед осуждением, или критикой окружающих, тогда советую пересмотреть свои идеалы. Мечеть по-своему прекрасна. Это здание привлекает не молитвами верующих, а величественными башнями, невообразимыми орнаментами, потрясающими архитектурными решениями. Ведь это здание не только красиво, но еще и практично. Знающие люди понимают о чем я говорю.

Как нарисовать мечеть карандашом поэтапно

Шаг первый. Начну с изображения трапецевидного здания (да, я постоянно придумывают новые слова на ходу). Возле него еще четыре башни.
Шаг второй. Рисую купола и основы каждого этажа.
Шаг третий. Перехожу к вертикальным опорам. Рисую арки и окна.
Шаг четвертый. Добавляю тени.
Шаг пятый. Стираю и штрихую.
Советую нарисовать еще.

Решила-таки выложить, поскольку уже несколько товарищей из онлайн-студии написали, что тема тяжелая и детей повергает в ступор.

М-да, наверное, индийскую архитектуру рисовать сложнее, чем котиков, не решусь с этим спорить.
Но никто из детей темой сильно не озадачился. Хотя в своем выборе были в большинстве не сильно оригинальны.

Я-то показывала им в презентации самую разную индийскую архитектуру - и буддийские ступы, и индуистские шикхары, и заброшенный дворец Акбара Великого, и домогольские минареты-мавзолеи, и соборные мечети эпохи Великих Моголов, но...

Щемящая история об ослепительном памятнике великой любви, поставленном безутешным Шах-Джаханом в память о прекрасной и безвременно умершей Мумтаз-Махал, о печальной судьбе самого императора, да еще в сочетании с ослепительными фотографиями, заставляющими детей замирать от восторга при каждой смене слайда, сделали свое дело. В этот раз я не поленилась посчитать - восемьдесят (!) процентов детей из моей очной студии при абсолютно свободном выборе любого памятника индийской архитектуры рисовали Тадж-Махал.

На самом деле рисование Тадж-Махала - очень классная учебная штука. На одной этой немудреной картинке можно отработать столько технических приемов, как мало где еще.
Это и построение по оси симметрии - причем не только основного здания, но еще и боковых куполов, минаретов, арок и т.п., то есть и закрепление навыка.
И рисование с заниженной точки зрения.
И линейная перспектива по одной точке схода - парк: канал, газон и дорожки.
И моделировка по свету и тени разных поверхностей - сферической, цилиндрической, плоской с углами, и тоновой расклад деревьев и их стволов.
И умение показывать горизонтальные светлые и теневые плоскости.
И эксперименты с цветом неба и рефлексами - поиски подходящей гаммы. Тут уж мои авторы разошлись, кто во что горазд.

Поскольку схема изображения фасада Тадж-Махала довольно шаблонная, я дала детям, чтобы им было не очень скучно ковыряться в деталях, возможность вольного выбора и колорита, и техники. Результаты превзошли мои ожидания - абсолютно все Тадж-Махалы получились вполне себе убедительными.

Поэтому я почти произвольно делаю выборку - сюда можно ставить любой рисунок серии.

Менделевич Соня, 7 лет. Гуашь

Минаева Соня, 8 лет. Пастель.

Шуман Жора, 9 лет. Пастель.

Белоцерковская Лиза, 9 лет. Гуашь.

Федина Катя, 10 лет. Пастель.

Тычкина Лена, 10 лет. Акварель.

Ивлева Ника, 11 лет. Пастель.

А это рисунки тех немногих героев, кто пошел своим особым путем, не воспользовавшись удобной схемой рисования Тадж-Махала, которую я разжевывала подробно на доске.
Те, кто взялся за другие индийские постройки и, как мне кажется, довольно удачно справился с нетривиальной (а если честно, порой почти неподъемной) задачей.

Денисович Дима, 6 лет. Бхубанешвар. Гуашь.

Семенов Артем, 7 лет. Махабалипурам. Гуашь.

Ниязматова Милана, 7 лет. Ансамбль мечети Кувват-уль-Ислам в Дели. Гуашь

Семенова Лиза, 8 лет. Бхубанешвар. Гуашь.

Иванова Лиза, 8 лет. Фатехпур-Сикри. Гуашь.

Касьян Софа, 9 лет. Миссур. Пастель.

Федоренко Павлик, 9 лет. Ступа Будды в Санчи. Гуашь.

Мастер-класс по рисованию памятника архитектуры в графике.


Думлер Татьяна Петровна, учитель изобразительного искусства МАОУ гимназии №56 г.Томска
Назначение: для уроков рисования, для участия в конкурсах, выставках, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: Выполнение рисунка памятника архитектуры в графике.
Задачи:
- познакомить с выдающимся архитектурным сооружением;
- научить последовательно рисовать конструкцию здания без линейки;
- развивать способности работы простым карандашом;
- способствовать развитию аккуратности, внимания, трудолюбия.
Материалы: белый лист для рисования и простой карандаш (лучше иметь твёрдый и мягкий)

Сегодня мы познакомимся с жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение.
Тадж Махал - самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей.
Это архитектурный комплекс, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури.


Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира.
Шах Джахан имел несколько жен. В 1612 году он женился на Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца"). Поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа. За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает.


Император был безутешен в своем горе. В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению мавзолея, который бы соответствовал красоте любимой жены. Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.


Усыпальница - архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. Двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.



И великолепный сад, примыкающего к архитектурному комплексу, распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено.

Практическая часть.

Выполним рисунок простым карандашом. Начнём с линии горизонта, которая пройдёт по середине листа.


Добавим параллельную линию, это будет платформа, на которой будет располагаться само здание. Изображаем передний фасад в виде прямоугольника.


Выделим центральную часть фасада. Проведём две вертикальные линии с одинаковым расстоянием от краев.


Добавим барабан и купол полукруглой формы.


Боковые фасады видны не полностью, изображаем их с искажением.


В центральной части фасада проводим прямые линии в виде прямоугольника – это место красивых узорных украшений. Внутри рисуем арку – больная ниша перед входом.


У основания купола нарисуем полоску – место красивых резных узоров. На вершине купола треугольная макушка, которая завершается красивой фигуркой в персидском стиле.


Добавим маленькие башенки по углам здания. Они одинаковые и симметричные.


Повторим полукруглую форму главного купола.


На стене переднего фасада изобразим одинаковые прямоугольники.


Внутри нарисуем аркообразные проёмы. В этих нишах видны окна, изобразим их маленькими прямоугольниками.


Такая же арка появляется и в центральной части. Добавляем окно и дверь.


Теперь надо изобразить аркообразные проёмы на боковых фасадах. Основные архитектурные элементы здания изображены.


Обязательно изобразим минареты -с них призывали исламского верующего к молитве. Мы рисуем две одинаковые колонны по бокам основного здания.


Минареты также демонстрируют идеальную симметрию. Разделяем каждую башню на три равные части.


Рисуем балконы. Завершаем минареты куполами.


Настала пора изобразить часть сада перед мавзолеем. Начнём с «волшебной» точки схода, которая помогает художникам справиться с изображением пространства. Из точки проводим первые две линии, идущие вниз рисунка (водный канал).


Проведём ещё две линии очень близко к первым. Расстояние между линиями немного увеличивается к низу (Это мы изобразили высоту мраморных берегов). Ещё одна пара линий по внешней стороне проводится из точки (Это мы изображаем тропинки и газоны).


Чтобы нарисовать деревья, растущие вдоль водного канала, мы проведём вспомогательные линии из точки схода.


Высота деревьев на нашем рисунке разная, так как те деревья, которые растут ближе к нам, мы изображаем крупно, а те деревья, которые растут далеко от нас, мы изображаем маленькими. Деревья рисуем овальной формы.


В воде отражается здание и нам предстоит изобразить отражение. Теперь можно сказать, что линейный рисунок завершён!


Приступим ко второй части работы над рисунком. Выполняем тонировку твёрдым карандашом. Для неба выбираем горизонтальную штриховку.


И Тадж- Махал и минареты сделаны из белого мрамора, а это значит, что сооружения должны остаться самыми светлыми на рисунке. Выбрав с какой стороны светит солнце, мы можем добавить лёгкую тень с другой стороны сооружений.


Показываем тень на башнях вертикальными штрихами, балконы делаем темнее. На всех куполах показываем тень, плавно переходящую в более светлые тона.


Центральная часть здания тонируется по-разному. Большой прямоугольник самый светлый, на карандаш почти не давим. Арку – нишу делаем немного темнее. А окно и дверь раскрашиваем более темным тоном. Точно так же раскрашиваем и боковые части центра здания.


За тонировав и боковые арки, можно приступить к раскрашиванию отражения. Сложность состоит в том, что надо всё повторить в точности с выбранными тонами самого здания.


Водную гладь бассейна заштриховываем в горизонтальном направление, тон немного темнее, чем небо.


Заштриховывая мраморные «берега» важно показать объем. Светлой горизонтальной штриховкой раскрашиваем верхнюю поверхность берега, более тёмной штриховкой тонируется глубину. Добавим вертикальных ярких штрихов для обозначения объема и высоты.


Осталось поработать с растительностью. Траву выполняем прерывистыми штрихами, меняя нажим на карандаш.


Деревья можно заштриховать таким же способом взяв карандаш по мягче, не забывая про освящение солнцем.

Тадж-Махал был возведен на участке земли, расположенном к югу от окружённой крепостной и прочной стеной Агры. Шах-Джахан решил обменять понравившуюся ему территорию, принадлежащую в то время махарадже Джай Сингху, на шикарный дворец в самом центре Агры.

Определение 1

Тадж-Махал – признанный во всем мире символ вечной любви, ведь его строительство было ради женщины, которая смогла покорить сердце Императора Великих Моголов Шах-Джахана.

Мумтаз-Махал была его третьей супругой и скончалась при родах их общего четырнадцатого ребенка. Чтобы увековечить в памяти народа имя своей единственной возлюбленной, правитель задумал масштабный проект по возведению указанного мавзолея. Строительство заняло примерно 22 года, но на сегодняшний день это образец гармонии и единства в искусстве, отчего путешественники со всех стран мира мечтают посетить это чудо света.

Строительство невероятного мавзолея

Чтобы построить величайший в мире мавзолей, император задействовал более 22 000 людей, которые приехали с прилегающих стран. Лучшие специалисты и мастера трудились над мечетью, чтобы довести план своего правителя до совершенства, соблюдая при этом полную симметрию.

Сначала было решено провести необходимые работы по подготовке грунта. Территорию, которая превышает по площади гектар, перекопали и полностью заменили на ней почву для более устойчивого положения будущего сооружения. Фундаментом для мечети стали вырытые колодцы, заполненные бутовым камнем. В ходе возведения Тадж-Махала был использован только белый мрамор, который везли из разных уголков государства и соседних стран. Чтобы решить проблему с дорогостоящей и трудоемкой транспортировкой, строителям пришлось изобрести специальные повозки и смоделировать подъемный пандус. Известно, что только платформа и усыпальница к мечети строились приблизительно 12 лет, а остальные элементы массивного комплекса были возведены в течение других 10 лет. За это время появились такие сооружения:

  • мечеть;
  • минареты;
  • джаваб;
  • Большие ворота.

Споры относительно того, сколько же на самом деле строили Тадж-Махал, нередко возникают именно из-за такой протяженности во времени. Так, историки до сих пор не могут определить, какой год официально считать моментом окончания строительных работ по возведению архитектурного чуда. В основном принято считать, сто строительство стартовало в 1632 году, а все рабочие процессы завершились к 1653, сама достопримечательность была готова уже в 1643. В результате на территории Индии появился невероятное и поражающее воображение сооружение высотой 74 метра, а окружают его впечатляющие сады с фонтанами и бассейнами.

Уникальность архитектуры Тадж-Махала

Замечание 1

Несмотря на то, что постройка мавзолея является настолько важной с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверных сведений о том, кто на самом деле был главным архитектором Тадж-Махала.

В ходе строительства привлекались самые опытные мастера, был сформирован Совет архитекторов, а все принимаемые решения и требования исходили только от императора. Во многих источниках указывается, что проект создания усыпальницы исходил от Устад Ахмад Лахаури. Однако, пи обсуждении вопроса о том, кто возвел жемчужину архитектурного искусства, часто всплывает имя известного турка Иса Мухаммед Эфенди.

На самом деле, не имеет особого значения, кто построил данный дворец, так как он считается символом вечной любви императора, который хотел создать уникальную усыпальницу, и тем самым увековечить память своей верной спутницы жизни. По этой же причине в качестве основного материала был избран белый мрамор, символизирующий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы задекорированы драгоценными камнями, выложенными в ненавязчивые картинки, чтобы передать красоту супруги императора.

В архитектуре мавзолея переплетаются сразу несколько стилей, среди которых отчетливо прослеживаются нотки из Ислама, Персии и Средней Азии. Центральными достоинствами комплекса считают шахматный пол, минареты высотой в более 40 метров, а также необычной формы купол. Уникальностью Тадж-Махала является применение оптических иллюзий.

Пример 1

Фразы из Корана, написанные поперек арок, кажутся одинакового размера на любой высоте. На самом деле, надписи и расстояние между буквами сверху намного больше, чем внизу, но заходящий внутрь человек не видит этой разницы.

На этом иллюзии усыпальницы не заканчиваются, так как наблюдать за зданием необходимо в разное время суток. Мрамор, из которого он возведен, полупрозрачный, поэтому в светлое время суток он кажется белым, на закате солнца приобретает красивый розоватый тон, а ночью отдает нежно-серебряными нотками. В исламской архитектуре просто невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько профессионально был сделан монумент из мозаики, впечатлит любого туриста. Если приглядеться, можно увидеть десятки драгоценных камней, которые инкрустированы всего на двух сантиметров. Такие удивительные вещи встречаются внутри и снаружи, потому что весь Тадж-Махал продуман до мельчайших деталей.

Рисунок 3. Интересные факты о Тадж-Махале. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Для строительства мавзолея мастерам потребовалось установить масштабные леса, при этом решено было применять для этого не обычный бамбук, а сверхпрочный кирпич. Работавшие над проектом мастера утверждали, что разбирать существующую конструкцию придется десятилетиями. Шах-Джахан пошел иным путем и объявил народу, что каждый желающий имеет право забрать столько кирпичей, сколько сможет самостоятельно унести. В итоге здание было разобрано жителями города меньше чем за неделю.

История также говорит о том, что по завершении строительных работ император приказал отрубить руки и выколоть глаза всем мастерам, которые создали чудо, чтобы они не могли в будущем воспроизвести аналогичные элементы в других работах. И хотя в те времена многие действительно применяли на практике такие жестокие методы, историки считают, что это только легенда, и правитель ограничился письменным заверением архитекторов о том, что они не будут возводить похожие мавзолеи.

На этом удивительные факты не заканчиваются, ведь напротив Тадж-Махала в обязательном порядке должна быть такая же гробница для самого индийского императора, однако из черного мрамора. Об этом свидетельствуют документы, которые хранились в течение длительного периода времени у сына великого падишаха. Не стоит дальше перечислять, чем знаменит великий и единственный в своем роде мавзолей, ведь он официально входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также по праву считается Новым чудом света.