Как проявляется в главе характер максима максимыча. Черты характера Максим Максимыча. Значение образа Максима Максимыча

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» создан им в камере Петропавловской крепости в период с 14/12/1862 по 4/04/1863 гг. за три с половиной месяца. С января по апрель 1863 г. рукопись частями передавалась в комиссию по делу писателя для цензурирования. Цензура ничего предосудительного не нашла и разрешила публикацию. Недосмотр вскоре был обнаружен и цензора Бекетова отстранили от должности, но роман уже опубликовали в журнале «Современник» (1863, No 3—5). Запреты номеров журнала ни к чему не привели и книга разошлась по стране в «самиздате».

В 1905 г. при императоре Николае Втором запрет на издание сняли, а в 1906 г. книга издана отдельным тиражом. Интересна реакция читателей на роман, которые разделились по мнениям на два лагеря. Одни поддерживали автора, другие сочли роман лишённым художественности.

Анализ произведения

1. Социально-политическое обновление общества путем революции. В книге автор из-за цензуры не мог развернуть данную тему подробнее. Она даётся полунамёками в описании жизни Рахметова и в 6-й главе романа.

2. Нравственные и психологические. Что человек силой своего ума способен создать в себе новые заданные моральные качества. Автор описывает весь процесс от малого (борьба против деспотизма в семье) и до масштабного, то есть революции.

3. Женская эмансипация, нормы семейной морали. Данная тема раскрывается в истории семьи Веры, в отношениях трёх молодых людей до мнимого самоубийства Лопухова, в 3- х первых снах Веры.

4. Будущее социалистическое общество. Это мечта о прекрасной и светлой жизни, которую автор разворачивает в 4-м сне Веры Павловны. Здесь же видение облегчённого труда при помощи технических средств, т. е. техногенное развитие производства.

(Чернышевский в камере Петропавловской крепости пишет роман )

Пафос романа - пропаганда идеи преобразования мира через революцию, подготовка умов и ожидание её. Более того, желание активного в ней участия. Главная цель произведения - разработка и внедрение новой методики революционного воспитания, создания учебника по формированию нового мировозрения для каждого думающего человека.

Сюжетная линия

В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не зря ведь поначалу даже цензоры сочли роман не более, чем любовной историей. Начало произведения, нарочито занимательное, в духе французских романов, ставило своей целью сбить с толку цензуру и попутно привлечь внимание большинства читающей публики. В основе сюжета незамысловатая любовная история, за которой скрываются социальные, философские и экономические проблемы того времени. Эзопов язык повествования насквозь пронизан идеями грядущей революции.

Сюжет таков. Есть обычная девушка Вера Павловна Розальская, которую корыстная мать всячески старается выдать за богача. Пытаясь избежать этой участи девушка прибегает к помощи своего друга Дмитрия Лопухова и заключает с ним фиктивный брак. Таким образом, она получает свободу и покидает дом родителей. Впоисках заработка Вера открывает швейную мастерскую. Это не совсем обычная мастерская. Здесь нет наёмного труда, работницы имеют свою долю в прибыли, поэтому заинтересованы в процветании предприятия.

Вера и Алекандр Кирсанов обоюдно влюблены. Чтобы освободить мнимую жену от угрызений совести Лопухов инсценирует самоубийство (именно с описания его и начинается всё действие) и уезжает в Америку. Там он приобретает новое имя Чарльз Бьюмонт, становится агентом английской фирмы и, выполняя её задание, приезжает в Россию для приобретения стеаринового завода у промышленника Полозова. Лопухов дома у Полозова знакомится с его дочерью Катей. Они влюбляются друг в друга, дело заканчиваетсясвадьбой.Теперь Дмитрий объявляется перед семьёй Кирсановых. Начинается дружба семьями, они поселяются в одном доме. Вокруг них образовывается круг «новых людей», желающих устроить свою и общественную жизнь по-новому. Жена Лопухова-Бьюмонта Екатерина Васильевна также присоединяется к делу, устраивает новую швейную мастерскую. Такая вот счастливая концовка.

Главные герои

Центральный персонаж романа - Вера Розальская. Особа общительная, относится к типу «честных девушек», не готовых идти на компромисс ради выгодного брака без любви. Девушка романтичная, но, не смотря на это, вполне современная, с хорошими административными задатками, как сказали бы сегодня. Поэтому она смогла заинтересовать девушек и организовать швейное производство и не одно.

Ещё один персонаж романа - Лопухов Дмитрий Сергеевич, студент медицинской академии. Несколько замкнут, предпочитает одиночество. Он честен, порядочен и благороден. Именно эти качества подвигли его помочь Вере в её тяжёлой ситуации. Ради неё он бросает учёбу на последнем курсе и начинает заниматься частной практикой. Считаясь официальным мужем Веры Павловны, он ведёт себя по отношению к ней в высшей степени порядочно и благородно. Апогеем его благородства становится его решение инсценировать собственную смерть, чтобы дать любящим друг друга Кирсанову и Вере объединить свои судьбы. Так же, как и Вера, он относится к формации новых людей. Умён, предприимчив. Об этом можно судить хотя бы потому, что английская фирма доверила ему очень серьёзное дело.

Кирсанов Александр муж Веры Павловны, лучший друг Лопухова. Очень импонирует его отношение к жене. Он не просто нежно любит её, но и ищет для неё занятие, в котором она могла бы самореализоваться. Автор испытывает к нему глубокую симпатию и отзывается о нём, как о человеке отважном, умеющим вести до конца то дело, за которое взялся. При этом, человек честный, глубоко порядочный и благородный. Не зная об истинных отношениях Веры и Лопухова, влюбившись в Веру Павловну, надолго исчезает из их дома, дабы не нарушать покой любимых им людей. Только болезнь Лопухова принуждает его появиться для лечения друга. Фиктивный муж, понимая состояние влюблённых, имитирует свою смерть и освобождает место для Кирсанова рядом с Верой. Таким образом, влюблённые обретают счастье в семейной жизни.

(На фотографии артист Карнович-Валуа в роли Рахметова, спектакль "Новые люди" )

Близкий друг Дмитрия и Александра революционер Рахметов - наиболее значимый герой романа, хотя ему отведено в романе немного места. В идейной канве повествования ему выпала особая роль и посвящено отдельное отступлении в 29 главе. Человек неординарный во всех отношениях. В 16 лет оставил на три года университет и бродил по России в поисках приключений и воспитания характера. Это человек с уже сформированными принципами во всех сферах жизни, в материальной, физической и духовной. При этом, обладающий кипучей натурой. Он видит свою дальнейшую жизнь в служении людям и готовится к этому, закаляя свой дух и тело. Отказался даже от любимой женщины, потому что любовь может ограничить его в действиях. Он хотел бы жить как большинство людей, но не может себе этого позволить.

В русской литературе Рахметов стал первым революционером практиком. Мнения о нём были совершенно противоположными, от негодования, до восхищения. Это - идеальный образ революционера - героя. Но сегодня, с позиции знания истории, такой человек мог бы вызвать только сочувствие, так как мы знаем насколько точно история доказала правоту слова императора Франции Наполеона Бонапарта: «Революции задумывают герои, исполняют дураки, а её плодами пользуются мерзавцы». Возможно, озвученное мнение не вполне вписывается в рамки сформированного десятилетиями образа и характеристики Рахметова, но это, действительно, так. Вышесказанное нисколько не умаляют качества Рахметова, потому что он герой своего времени.

По признанию Чернышевского, на примере Веры, Лопухова и Кирсанова, он хотел показать обыкновенных людей нового поколения, которых тысячи. Но без образа Рахметова у читателя могло бы сложиться обманчивое мнение о главных героях романа. По мнению писателя, все люди должны быть такими как эти три героя, но высшим идеалом, к которому должны стремиться все люди, это образ Рахметова. И с этим я полностью согласен.

Образ Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«История души человеческой...едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,»- писал М.Ю. Лермонтов.

Одним из интереснейших героев романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” является Максим Максимыч. Это чуткая натура, надолго сохраняющая свои привязанности (достаточ­но вспомнить, как Максим Максимыч встретил Печорина). Он любил его, как родного, и был очень обижен холодной и натянутой встречей, но остался ему верен до конца. Он очень любил Бэлу, любил, как дочь. Он очень сожалел о том, что она умерла, и все-таки понимал, что Печорин бросил бы ее в конце концов, а для бедной горянки это было бы гораздо хуже смерти. Любовь Максима Максимыча к Бэле - именно отцовская любовь с оттенком суровой жалости. И то, что он был способен на такие чувства, доказывает широту его души. Он мог понять, казалось бы, совсем чуждые его представлениям по­ступки, порядки и обычаи горцев. Он говорил про убийство отца Бэлы Казбичем: «Конечно, по-ихнему, он был совершенно прав». Это был человек, способный горячо любить и прощать. Редкие качества!

Как и другие герои, он позволяет нам глубже понять образ главного героя романа – Печорина.

Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени Максим Максимыч провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат.

Стоит упомянуть об отношении Максима Максимыча к своим врагам – черкесам. Несмотря на то, что он говорит о них с явным пренебрежением, он все же изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт.

Вся жизнь Максима Максимыча прошла среди простых людей. Он не испытал настоящей любви. Ему некого было даже полюбить. Все свое нерастраченное чувство любви он отдает Бэле. Будучи очень преданным Печорину, он все же не может простить ему гибель девушки.

Забывая о себе, он служит людям, не требуя в ответ благодарности. Служение людям - смысл его жизни. Даже маленькие проявления привязанности к себе он очень ценит. Тем более нам становится понятно его огорчение тем, что перед смертью Бэла не вспомнила о нем. Хотя тут же оговаривается, что не такой уж он человек, чтобы думать о нем перед смертью.

Армейская жизнь приучила его к дисциплине. Служебный долг для него превыше всего. Ожидая Печорина на станции, он “в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности...” Максим Максимыч типичный лучший представитель своей среды. Несмотря на тяготы жизни, он сохранил прекрасную душу. Он добр, отзывчив, у него “золотое сердце”.

Максим Максимыч позволяет нам понять Печорина, так и Печорин высвечивает лучшие качества “человека из народа”. Этот человек верит в дружбу. Сравнивая этих героев, мы видим, насколько простой офицер морально выше пресыщенного жизнью аристократа Печорина. Особенно ярко это показано в эпизоде встречи Максима Максимыча и Печорина.

“Ведь сейчас прибежит!” – гордо заявляет он, узнав от лакея, что в городе Печорин. Максим Максимыч терпеливо ожидает того, кто когда-то принес ему немало тревог и огорчений. Но Печорин забыл бы о нем, и не прибеги штабс-капитан вовремя, он уехал бы, не вспомнив о Максиме Максимыче. При встрече с Печориным Максим Максимыч не может сдержать слез, так он рад увидеть друга. Он смешон в своей сентиментальности, но его слабость стоит намного дороже холодного эгоизма Печорина. Человек, который через многие годы разлуки пронес любовь к своему случайному товарищу, способен на многое ради дружбы. Такие люди осве­щают жизнь мягким, добрым, сердечным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, осознать и исправить свои ошибки. Мало таких людей. Они почти никогда не бывают известны, знатны, богаты, редко занимают высокие посты. Они все отдают друзьям, все, что имеют сами, и даже самих себя.

Когда их отталкивают, как это случилось при встрече Максима Максимы­ча с Печориным, они очень переживают это. Мне кажется, что таких лю­дей, как Максим Максимыч, нельзя обидеть сознательно. Это может сде­лать только очень нечуткий или дурной человек. По-моему, человек, оби­девший такого «Максима Максимыча», должен глубоко переживать свою вину, стараться ее загладить, смягчить. Поэтому иногда с такими людьми довольно трудно общаться.

И еще: такие люди редко обижаются. Это может показаться противоре­чивым, но здесь все именно так. Обидевший чувствует обиду больше оби­женного.

Это слабые люди. Слабые в отношении со своими друзьями. Люди, все прощающие. Они могут ругать своих друзей в глаза, но за глаза они всегда будут говорить о них хорошо. Да и когда будут ругать в глаза, будут пережи­вать это гораздо больше тех, кого они ругают.

Это сильные люди. Они не прощают себе своих слабостей. Даже когда Максим Максимыч говорит о том, что заплакал, глядя на Печорина с Бэлой, он поправляется: «Не то чтоб заплакал, а так - глупость!»

Такие люди редко рассказывают о себе. Да это бывает и не нужно. Видно, что это за человек, - с первых его слов.

Это те «первые встречные», посланные судьбой, которым обычно так легко высказывать свои тревоги и которые притчей, рассказом или просто словом могут тебе помочь!

Мне кажется, что по таким людям можно сверять свои поступки. Только надо думать не о том, что бы они сказали тебе на это, а о том, как бы они поступили в подобной ситуации.

Таких людей не может и не должно быть много.

Но если такой человек стал твоим другом - это прекрасно.

Максим Максимыч - является второстепенным персонажем в романе Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени". Этот персонаж единственный среди второстепенных героев, который сильно помогает получить представление о Печорине.

Про биографию Максима Максимыча Лермонтов рассказал мало. Известно, что он родился в небогатой семье. Образования у него никакого нет. О родителях ничего не слышал с тридцати восьми лет. Много времени в своей жизни он посвятил военной службе. Десять лет воевал в Чечне. В романе он является штабс-капитаном. Максим Максимыч знает татарский язык, так как много лет служил на Кавказе, и знает там почти каждого человека. Своей семьи у него нет: с женщинами он общаться не умеет, и жениться вовремя не стал.

Максим Максимыч подвижный человек. Волосы у него стали седыми рано. Также на лице имелись усы. Лицо у него всегда было доброе и доброжелательное. Со всеми он общался просто, по-приятельски и просил других вести себя с собой точно так же. Максим Максимыч мог найти общий язык с кем угодно. Также известно, что он дружил даже с некоторыми разбойниками и те отвечали так же дружелюбием к нему. Все, кто с ним общался проникались к нему симпатией. На службе старик всегда был честен и служил "на совесть". Максим Максимыч за все время ни разу не брал выходные (один раз, чтобы увидеться с Печориным). У него присутствует в характере небольшая хитрость, но он совершенно негордый и скромный человек.

В общении между Максимом Максимычем и Печориным М.Ю. Лермонтов показал два поколения того времени. Печорин являлся лицом всех молодых людей девятнадцатого века. Первое отличие можно увидеть во время их встречи после многолетней разлуки: Максим Максимыч с большой радостью побежал встречать молодого человека. А Печорин лишь холодно, но приветливо протянул руку для рукопожатия. Это говорит о большой эмоциональности и дружелюбии старика.

Максиму Максимычу была небезразлична судьба каждого человека. После похищения Печориным Бэллы он заботился о ней, как о родной дочери. Максим Максимыч пытался обратить внимание Печорина на нее.

Также старик был способен на слезы, которые он часто старался скрыть. В романе можно увидеть ситуации, когда Максим Максимыч мог обижаться (его эмоции на отношение Печорина при встрече) и становиться упрямым.

Литературные критики называли его наивным ребенком. А известный Белинский писал, что Максим Максимыч олицетворяет настоящего русского человека.

Сочинение на тему Максим Максимыч

К своим пятидесяти годам Максим Максимыч имел большой жизненный опыт, оставаясь самим собой – доброжелательным и ранимым человеком. О том, что в его жизни было немало времени, проведенного на Кавказе в качестве офицера, напоминала внешность слишком рано поседевшего бойца, темный загар, выраженная со временем уверенность и твердость в походке.

Описание внешнего облика этого героя более скупое в отличие от характеристики его внутреннего мира. Об этом говорит его отношение к людям разных статусов, поколений. С Казбичем он приветлив, мирно пьет чай. Максим Максимыч был одним из приглашенных на торжество татарином, князем, так как они «были с ним кунаки». Своим приятелем он считает Печорина, который был жесток в отношении с ним. Но, несмотря на это, Максим Максимыч оставался человеком доброй души. Он одинаково относился к окружающим – с уважением, пониманием, сочувствием и любовью.

Этот мужчина незлопамятный. Когда узнал о приезде Печорина, он отложил все, что было запланировано. Однако встреча не произошла. Это принесло ему немыслимую обиду и разочарование. Но в дальнейшем он с хорошими мыслями вспоминает о давнем приятеле.

Бывший пожилой боец не был образованным, однако его человеческие качества затмевали это. Умеющий сочувствовать, слушать и понимать, прийти на помощь, бескорыстно предлагать свою руку помощи в трудную минуту – все это дополняло образ чуткого и гостеприимного человека. Для него характерно крепкое чувство привязанности, верность дружеским отношениям. Он хороший знаток местных обычаев, который ценит их порядки. «Золотое сердце» его говорит об отзывчивости.

Максим Максимыч не мог похвастаться благополучием в семейной жизни, потому что он был холостяком. Он с сожалением говорит об отсутствии супруги, о том, что не умеет строить отношения с женщинами.

В этом произведении Максим Максимыч сыграл важную роль. Он стал наблюдателем и участником отношений с Печориным, свидетелем связи Григория с Бэлой. Из подобных эпизодов читатель узнал подробную характеристику других героев, благодаря противопоставлению им образа Максима Максимыча, а также об авторской симпатии к герою.

Вариант 3

Роман М.Ю.Лермонтова был создан на основе его впечатлений от пребывания на Кавказе. Читая его произведение, совершенно не чувствуется, что произведение сочинено в ту пору. Просто немедля окунаешься в необычный мир, заселенный разными людьми со своей судьбой и характером.

Максим Максимыч один из них. Мы узнаем, что пожилой штабс-капитан, служит с особым усердием в маленькой далекой кавказской крепости. Его жизнь идет тихо и незаметно для всех, никакие события не расстраивают скучные однообразные дни. Неожиданно ему сообщают о прибытии юного офицера. Для старика приезд неизвестного человека представляет собой настоящее событие. Вояка обрадовался, что прибыл офицер и хотел выразить по отношению к нему всю нерастраченную доброту, надеясь, что тот станет ему близким другом.

Повествователь, слушая рассказ штабс-капитана, чувствует, как тот по-новому выявляет свои переживания по поводу наилучших страниц своей жизни. Но, Печорин не желает дружить с ним. Заметив странность в поведении юноши, Максим Максимыч истолковывает на свой лад. Он говорит, что Печорин из класса тех людей, с которыми происходят различные редкостные эпизоды. И наш старик полюбил нашего героя. И даже когда, ему было жаль Беллу, которая погибла, и он в душе выдвигал обвинения против Печорина, то все равно говорил про него, что он - бедняжка. Как-то раз офицер выливает мучения по поводу своей жизни Максим Максимычу. Однако тот не уяснил ход этих мыслей. Да и как он поймет, если все время он проводит в старой крепости, где выполняет только свои обязанности, плохо разбираясь в душевных мытарствах молодого поколения того времени.

Проходит какое-то время, но Максим Максимыч до сих пор привязан к нему. Ради того, чтобы встретиться с Печориным, он забывает впервые о своих служебных делах, и торопится к нему. Но он слышит лишь сдержанную фразу приветствия. Он с болью выдержал их встречу, ему было горько и оскорбительно. Здесь мы видим, как Печорин разрушает понятия о дружбе и верности у Максим Максимыча. Старик понимает, что такой бесчувственный и равнодушный человек никак не может быть приятелем.

Показывая в 2-х главах разнообразных героев, автор помогает вдуматься в смысл произведения и понять Печорина с его противоречивой натурой.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Актуальность произведения Слово о полку Игореве

    Слово о полку Игореве – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад.

  • Сочинение Степан из рассказа Муму Тургенева

    Степан – самый коварный и злой из всех крепостных в произведении. Его главной целью является прислужничество своей боярыне, и выполнение всех её поручений беспрекословно

  • Характеристика Антона Григорьевича Рубинштейна в рассказе Тапер Куприна образ

    Рубинштейн - профессиональный российский пианист, музыкант, дирижёр, добродушная, бескорыстная, великодушная личность, которая считалась довольно почитаемой личностью среди общества

  • Иван Мухояров в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика) сочинение

    Одним из второстепенных отрицательных персонажей произведения является господин Мухояров, представленный писателем в образе родного брата Агафьи Пшеницыной, хозяйки дома, в которой снимает квартиру главный герой Обломов.

  • Образ и характеристика Лойко Зобара в рассказе Макар Чудра Горького сочинение

    Макар Чудра цыган он рассуждает о любви и свободе. Он считает что любовь делает человека зависимым и ослабляет его. Как пример, он рассказывает историю о Лойко и Радде

Он беден, не высок статусом, да и не слишком образован. Но зато будучи всего лишь рядовым армейским офицером, многое поведал на своем веку и имеет большой жизненный опыт. Максим Максимыч очень предан служебному долгу. Гуманность и самоотверженность — вот главные черты, которые утвердились в нем как в офицере. Многие годы основным его кругом общения были солдаты и черкесы. Это и объясняет его достаточно узкий кругозор. Но это не значит, что он далек от прекрасного, наоборот, он довольно чутко воспринимает все окружающее. К тому же он очень привязчив, умеет позаботиться о другом человеке. Несмотря на его богатый внутренний мир, Максим Максимыч так и не смог создать семью, был очень одинок. И поэтому всю свою доброту он излил на Бэлу, которую полюбил, как родную дочь. Он всегда пытался поддержать, утешить ее в трудные минуты. Даже будучи очень преданным Печорину, он не смог простить ему гибель девушки.

В образе Максима Максимыча Лермонтов выразил человека простого, близкого народу, очень преданного службе, обязанностям.

Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - Григорий Александрович Печорин. Именно его судьба, судьба «лишнего человека», находится в центре повествования. Впервой части произведения мы знакомимся с Печориным благодаря рассказу Максима Максимыча, включенному в записки странствующего офицера. Максим Максимыч является одновременно и героем произведения, и рассказчиком. Сам Лермонтов придавал большое значение разработке этого образа, о чем свидетельствует примыкающий к роману набросок, озаглавленный «Кавказец»:

Роль Максима Максимыча в различных частях романа разная. Так, в повести «Бэла» он представлен не столько действующим лицом, сколько внимательным свидетелем и талантливым рассказчиком. В этом удивительная находка Лермонтова: Максим Максимыч не только свидетель рассказываемого им события, но его личность объединена с этим событием, как будто Максим Максимыч сам является его героем. Писателю удалось взглянуть на событие глазами «старого кавказца» и рассказать это событие языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим.

Следует обратить внимание на особенности речи Максима Максимыча, рассказчика простого и скромного, в чем заметна традиция сказовой манеры, характерной для «Повестей Белкина» А. С. Пушкина («Станционный смотритель»). В своей речи Максим Максимыч активно использует выражения и обороты из военно-профессиональной терминологии: «пришел транспорт с провиантом», «девки и молодые ребята становятся в две шеренги ». Эту же особенность подчеркивают и совершенно привычные, вошедшие в обиход местные, «кав-каз-ские», слова и выражения: мирной князь, кунак, джигитовка, сакля, духанщина, бешмет, гяур, калым и др.

Иногда в своем рассказе Максим Максимыч как бы затрудняется припомнить какое-либо местное кавказское выражение и заменяет его соответствующими русскими словами: «Бедный старичишка бренчит на трехструнной… забыл как по-ихнему… ну да вроде нашей балалайки». Это своеобразие речевой манеры Максима Максимыча является прямым выражением его отношения к людям, к окружающей действительности. Намеченный в повести «Бэла» образ Максима Максимыча раскрывается автором в одноименной повести. Здесь уже он сам является действующим лицом, а рассказывает нам о нем автор.

В рассказе и поведении Максима Максимыча мы видим, насколько отличается его восприятие действительности от взглядов и отношения к жизни Печорина. Центральное событие повести - пленение юной черкешенки. Обращает на себя внимание тот факт, что Максим Максимыч сначала отрицательно относится к поступку Печорина, однако постепенно его отношение меняется. В наброске « Кавказец» Лермонтов отмечал, что под воздействием суровой кавказской действительности старые офицеры приобретали трезвый, прозаический взгляд на жизнь: «Казачки его не прельщают, но одно время мечтал о плененной черкешенке, но теперь забыл и эту почти несбыточную мечту». В истории похищения Бэлы, рассказанной Максимом Максимычем, Печорин, оказывается, осуществляет «почти несбыточную мечту» всякого «кавказца», в том числе, быть может, и самого Максима Максимыча. Об этом говорит и то, что он сочувственно относится к Печорину, которому долгое время не удается «приручить» непокорную пленницу,

Максим Максимыч отмечает, что привык к ней, как к собственной дочери. Полны сочувствия и грусти его воспоминания о том, что Печорин постепенно разочаровался в своей любви и начал отдаляться от возлюбленной. Более того, зная характер Печорина, Максим Максимыч пытается отвлечь девушку от печальных мыслей:

Холодный блеск его глаз отражал холодный блеск его души. В этом мы еще раз убеждаемся в эпизоде встречи Максима Максимыча с Печориным после пятилетней разлуки. Максим Максимыч убежден, что печальные события прошлого, воспоминания о трагических происшествиях должны сближать людей, даже если они надолго расстаются, но Печорин - иного мнения. Возможно поэтому он не проявляет особой радости, увидев своего давнего товарища. Более того, стремится избежать неприятных воспоминаний и неприятных разговоров, а ведь бедный старик так спешил увидеть его, что даже «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным, - и как же он был награжден!» Заключительный аккорд повести, размышления автора окончательно расставляют акценты в характерах героев.

Максим Максимыч в романе Лермонтова «Герой нашего времени» имеет добрый и отзывчивый характер. Это впечатлительная натура, способная всю жизнь хранить привязанность к людям. Эта его черта характера проявляется уже в том, что он очень обиделся холодному и натянутому поведению Печорина при их случайной встрече. Ведь его он любил как родного сына.

И все же Максим Максимович остался верен ему до конца. Да и Белу он любил всем сердцем и очень жалел о том, что девушка умерла. Но в то же время Максим Максимыч хорошо понимал, что Печорин всё равно бросил бы ее, а это было бы для свободной горянки гораздо хуже смерти. Максим Максимыча был человек широкой и открытой души. Кроме того, Максим Максимыч хорошо понимал совсем чуждые русскому человеку обычаи и традиции горцев, и он считал, что если живешь среди людей другой нации, ты должен знать и уважать их мнение, их обычаи и менталитет. Поэтому он и говорил об убийстве отца Беллы Казбичем: «Конечно, по-ихнему — он был абсолютно прав». Так что Максим Максимович был человеком, способным горячо любить и прощать. Редкие качества в любые времена!

Необычно, но человек много лет разлуки пронес теплое душевное отношение к почти случайного товарища, и после этого она была способна на все ради дружбы. Именно такие люди и сейчас освещают жизнь окружающих хорошим, мягким сердечным светом, помогают разобраться, что хорошо, а что плохо, вовремя осознать и исправить свои ошибки. Таких людей во все времена было довольно мало, они зачастую были обычными людьми, не имели ни богатства, ни всенародной славы, редко занимали высокие посты и отмечались выдающимися подвигами. Это вполне понятно, потому что все что они имели, всю свою жизненную энергию они отдавали друзьям только ради того, чтобы им было хотя бы немного легче.

К сожалению, такие люди, как Максим Максимыч живут с раскрытой душой, поэтому постоянно переживают за своих друзей, но не менее переживают, когда их отталкивают бывшие друзья. К сожалению, таких людей достаточно легко смертельно обидеть, причем обидеть неосознанно, а для них это выльется в большую душевную боль и обиженный будет более переживать, чем тот, кто его обидел.

С другой стороны, как это ни прискорбно звучит, такие люди, как Максим Максимыч, очень слабые. Они слабы в отношениях с людьми и я считаю, что в наше жестокое время Максим Максимович постоянно страдал от обид окружающих и от их непонимание. Да и во времена Печорина ему буле ненамного легче.

Максим Максимыч мог говорить своим друзьям неприятную правду прямо в лицо, и за глаза он говорил о них только хорошее. Он мог ругать своего друга, глядя в глаза, и при этом переживал больше, чем этот друг. Максим Максимович никогда не рассказывал о себе, но и так было ясно, что, прежде всего, — это искренняя и добрый человек. Он из тех «первых встречных», которые посылает нам судьба, которым обычно так легко развеивают наши тревоги простой притчей, рассказом или просто словом и тем очень нам помогают!