Вселенская родительская суббота: жизнь тем ясней, чем ближе к смерти. Другие признаки смерти включают. Предвидение собственной смерти

С утра уныние и ложь

И копошающиеся черти…

День только к вечеру хорош.

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти

6 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота.

По церковной традиции, особыми днями поминовения усопших являются 3 – й, 9 – й и сороковой день по кончине человека, а впоследствии памятные для человека дня: его день рождения, день Ангела и день смерти.

Особенные дни для торжественного, всеобщего поминовения всех умерших по – христиански, а также и тех, кто был застигнут внезапной смертью и не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами.

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до ? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

В неделю о Страшном суде Церковь молится о всех умерших православных христианах, прося у Бога милости к ним, оставления грехов и Царствия Небесного. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит усопшим великую пользу и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились. Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!!

Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Смерть бывает разная, иногда она внезапная среди полного благополучия, такая смерть обычно внезапная, яркая и трагичная, а есть и другая смерть, это смерь, которая тихо подкрадывается и как бы смиренно ждет у изголовья своей минуты, это смерть тяжело дряхлых стариков и старух, такая смерть мало интересна и о ней написано куда меньше, чем о первой ее подруге. Рано или поздно нам всем придется столкнуться со смертью ибо "сontra vim mortis non est medicamen in hortis",иногда смерть приходится встречать не в горящем круглосуточно всеми огнями реанимационном отделении, а дома, в кругу семьи, конечно, это в любом случае очень тяжелое событие, но не стоит совершенно терять голову, упиваясь своими переживаниями, но напротив, следует сделать последние дни и часы близкого человека настолько комфортными, насколько это возможно, как же распознать знаки того, что конец уже близок и помочь умирающему на этих последних трудных этапах его пути.

Никто не в силах предсказать, когда наступит смерть, но люди по долгу службы, часто сталкиваются с людьми провожающими свои последние дни в этом мире хорошо знают симптомы приближения смерти, симптомы того, что остались считанные дни и часы человеческого существа.

Потеря аппетита
У постепенно угасающего человека энергетические потребности с течением времени все больше и больше снижаются, человек начинает отказываться от еды и питья, или принимать лишь малые количества нейтральной простой пищи (например, каши). От более грубой пищи обычно отказываются в первую очередь. Даже когда-то любимые блюда не доставляют былого удовольствия. Непосредственно перед смертью некоторые люди просто неспособны проглотить пищу.

Что делать: не пытайтесь накормить человека насильно, прислушайтесь к желаниям самого умирающего, даже если вас глубоко огорчает его отказ от принятия пищи. Периодически предлагайте умирающему кусочки льда, фруктового льда, глотки воды. Протирайте мягкой тканью увлажненной теплой водой губы и кожу вокруг рта, обработайте губы гигиенической помадой, для того чтобы губы не пересыхали, а оставались влажными и эластичными.

Повышенная утомляемость и сонливость
Умирающий может проводить большую часть суток во сне, поскольку обмен веществ угасает, а сниженные потребности в воде и пище способствуют обезвоживанию, умирающий тяжелее просыпается слабость достигает такой степени, что человек совершенно пассивно воспринимает все окружающее.

Что делать: позвольте умирающему спать, не следует заставлять его бодрствовать, не тормошите его, все что вы говорите, он может услышать, предполагают, что слух сохраняется даже в том случае, если человек находится без сознания, в коме или другими формами нарушения сознания.

Сильное физическое истощение
Снижающийся метаболизм продуцирует все меньше и меньше энергии, ее остается настолько мало, что умирающему становится очень тяжело не только повернуться в постели, но и даже повернуть голову, даже глоток жидкость через трубочку, может вызвать у пациента большие сложности.

Что делать: попытайтесь поддерживать комфортную позу для пациента и помогайте ему при необходимости.

Замешательство или дезориентация
Нарастает функциональная недостаточность многих органов, не обходящая стороной и головной мозг, сознание начинает изменяться, обычно, с той или иной скоростью наступает его угнетение, умирающий может перестать осознавать где он или она находится, кто его окружает, может говорить или откликаться с меньшей готовностью, может общаться с людьми которых нет или не может быть в комнате, может говорить бессмыслицу, путать время, день, год, может недвижно лежать на постели, а может стать беспокойным и теребить постельное белье.

Что делать: оставайтесь спокойным сами и постарайтесь успокоить умирающего, мягко говорите с человеком и дайте ему понять кто в данный момент находится у его кровати или когда приближаетесь к нему.

Затрудненное дыхание, одышка
Дыхательные движения становятся беспорядочными, отрывистыми челове может испытывать затруднения в дыхании, могут наблюдаться так называемые патологические типы дыхания, например, дыхание Чейна-Стокса - период нарастающих громких дыхательных движений сменяющихся убывающими по глубине, после которого наступает пауза (апноэ) продолжающаяся от пяти секунд до минуты, сменяющаяся очередным периодом глубоких, громких нарастающих дыхательных движений. Иногда избыток жидкости в дыхательных путях создает громкие клокочущие звуки при дыхательных движениях, которые иногда называют «погремушкой смерти».

Что делать: длительное апноэ (пауза между дыхательными движениями) или громкое клокотание, может вызывать тревогу, однако, умирающий может даже не осознавать такого рода перемены, сфокусируйтесь на том чтобы обеспечить общий комфорт, может помочь смена положения, например, подложив под спину и голову еще подушку, можно придать возвышенное положение или слегка повернуть его голову набок, увлажните его губы влажной тканью и обработайте его губы гигиенической помадой. Если отделяется большое количество мокроты попробуйте облегчить ее отхождение через рот естественным путем, потому что искусственное ее отсасывание, может лишь увеличить ее отделение, может помочь увлажнитель воздуха в комнате, в некоторых случаях назначают дачу кислорода, в любом случае, оставайтесь спокойным, постарайтесь успокоить умирающего.

Социальная отчужденность
В то время как в теле постепенно нарастают необратимые изменения, умирающий постепенно начинает терять интерес к людям, находящимся вокруг него, умирающий может перестать общаться совершенно, бормотать вздор, перестать отвечать на вопросы или просто отвернуться.
За несколько дней накануне перед тем как совершенно погрузиться в забытье, умирающий может удивить родных необычным всплеском психической активности, вновь начать узнавать присутствующих, общаться с ними, реагировать на речь, обращенную к нему, этот период может длится менее часа, а иногда даже и суток.

Что делать: в любом случае, помните, что все это - естественные проявления процесса умирания и отнюдь не отражение ваших взаимоотношений, поддерживайте физический контакт с умирающим, прикосновением, продолжайте общаться с ним если это уместно, причем постарайтесь не ждать от него какого-либо ответа взамен, дорожите эпизодами внезапно прояснившегося сознания, когда они случаются, поскольку они почти всегда мимолетны.

Изменившийся режим мочеиспускания
У умирающего снижается потребность в приеме пищи и жидкости, снижение артериального давления - часть процесса умирания (которое по причине последнего не нуждается в непременной коррекции до нормального уровня, как и некоторые другие симптомы), мочи становится мало, она становится концентрированной - насыщенно коричневатого, красноватого цвета, или цвета чая.
Контроль за естественными отправлениями впоследствии в процессе умирания может быть совершенно утерян.

Что делать: согласно назначениям медицинского персонала, для контроля за отделением мочи и облегчения ее выведения может быть установлен мочевой катетер, хотя в последние часы в этом обычно нет необходимости. Наступление почечной недостаточности приводит к накоплению в циркулирующей крови «токсинов» и вносит свой вклад в мирную кому перед наступлением смерти. И, просто, постелите свежую пленку.

Отек кистей и стоп
Прогрессирующая почечная недостаточность приводит к накоплению в организме жидкости, она обычна аккумулируется в тканях, находящихся в отдалении от сердца, то есть обычно в жировой клетчатке кистей и, в особенности, стоп, это придает им несколько одутловатый, припухший вид.

Что делать: обычно это уже не требует специальных мероприятий (назначения диуретиков) поскольку являются частью процесса умирания, а не его причиной.

Похолодание кончиков пальцев рук и ног
В период времени от часов до минут перед смертью, периферические кровеносные сосуды сужаются, в попытке поддержать кровообращение в жизненно важных органах - сердце и головном мозге, при прогрессирующем снижении артериального давления. При спазме периферических сосудов, конечности (пальцы кистей и стоп, а также сами кисти, стопы) становятся заметно холоднее, ногтевые ложа становятся бледными или синеватыми.

Что делать: на этом этапе умирающий может уже находиться в забытьи, в противном случае, теплое одеяло может помочь поддержать комфортные условия, человек может жаловаться на тяжесть одеяла покрывающего ноги, так что освободите их насколько это возможно.

Пятна на коже
На коже, которая до того была равномерно бледной, появляется отчетливо различимая пестрота и пятна пурпурного, красноватого, или голубоватого оттенка - один из финальных знаков близкой смерти - результат нарушений кровообращения в микроциркуляторном русле (венулах, артериолах, капиллярах), часто сначала подобная пятнистость обнаруживается на стопах.

Что делать: никаких специальных действий предпринимать не нужно.

Описанные симптомы - самые общие признаки приближающейся естественной смерти, они могут варьировать в очередности наступления и наблюдаться в разных комбинациях у разных людей, в том случае, когда пациент находится в отделении реанимации и интенсивной терапии, в условиях искусственной вентиляции, и многокомпонентной интенсивной медикаментозной терапии процесс умирания может быть совершенно иным, здесь же в общих чертах описан процесс естественной смерти.

  • Current Music: Kyrie eleison - Gloria in excelsis Deo

Диакон Андрей КУРАЕВ, декан философско-богословского факультета

Российского православного университета.

«Смерти нет - это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть - пусть расскажут мне…» - вопрошала Анна Ахматова. О том «что есть», - и говорит праздник Успения. Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же - праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение - антоним смерти. Это прежде всего - НЕ=СМЕРТЬ. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни. Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе - и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне - конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

На иконе Успения Христос держит на руках младенца - душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. «Господи! Душа сбылась - умысел твой самый тайный!», - можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа «сбылась», исполнилась - и в слове «успение» слышатся отголоски не только «сна», но «спелости» и «успеха».

«Время умирать». Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской - в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время - «время умирать». Ушла культура старения, культура умирания. Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. Старость из времени «подготовки к смерти», когда «пора о душе подумать» стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние «права»… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение - «просветление старости», состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные затем у нас в раздел «декадентства»:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте -

День только к вечеру хорош.

С утра уныние и ложь

И копошащиеся черти…

День только к вечеру хорош.

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость - это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это - знание не многого, но самого важного. Потому-то к монахам - этим «живым мертвецам», при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и соловьев, Достоевский, Иван Киреевский (лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом) своих главных собеседников нашли в Оптиной Пустыни. Потому что здесь разговор шел «о самом важном». Самым важным Платон - отец философов называл вот что: «Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти».

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно таким путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же - это кусочек пространства, через который входят, проходя его. Жить в двери нельзя - это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер - я вышел. И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал».

А в мире людей, «пойманных» миром, в мире атеистической культуры - странно ли появление сетований на бессмысленность смерти?

Как мало в жизни светлых дней,

Как черных много!

Я не могу любить людей,

Распявших Бога!

Да смерть - и та! - нейдет им впрок

ЛИШЬ МЯСО В ЯМУ,

Кто небо нежное обрек

Алчбе и сраму.

Вот в этих строках Бориса Чичибанина безжалостно точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку: «Лишь мясо - в яму». Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Нас не был - нас не будет. И значит, человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем «покойник в отпуске»…Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни - в смерти? Или и смерть - «не в прок»? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, - в Вечности отпечатлеется именно такой его лик… Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, «миллионы людей не просто умерли не своей смертью, то есть такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя». В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти…

Как успение разнится от смерти? В середине нашего века константинопольский патриарх Афиногор I так говорил о времени умирания: «Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь, вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!»…

Спросите ребенка в утробе матери - желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир - не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети плача и протестуя приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь «извергом».

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам ни хотелось прекратить свое существование - вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… «Хорошие новости из Иерусалима» состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным.

Отныне (в смысле - со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. «Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им», - говорил преп. Макарий Египетский.

Мария, чье Успение празднует Церковь в этот день, была первой, чья кончина стала не смертью, а рождением.

И чтобы наш исход в будущий мир был подобен ее Успению, - будем, по совету другого августовского святого, преп. Серафима Саровского, почаще вопрошать на молитве: «Господи, как мне умереть будет?»…

С утра уныние и ложь

И копошающиеся черти…

День только к вечеру хорош.

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти

10 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота.

По церковной традиции, особыми днями поминовения усопших являются 3 – й, 9 – й и сороковой день по кончине человека, а впоследствии памятные для человека дня: его день рождения, день Ангела и день смерти.

Особенные дни для торжественного, всеобщего поминовения всех умерших по – христиански, а также и тех, кто был застигнут внезапной и не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами.

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до ? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

В неделю о Страшном суде Церковь молится о всех умерших православных христианах, прося у Бога милости к ним, оставления грехов и Царствия Небесного. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит усопшим великую пользу и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились. Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!!

Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Димитриевское субботнее поминовение усопших

установлено только в Русской Церкви. По преданию, это произошло после кровопролитной Куликовской битвы в 1380 году.

Не случайно именно в субботние дни Церковь особо молится об усопших. Ведь именно в Великую Субботу во гробе пребывал наш Спаситель, чтобы на следующий день воскреснуть и открыть путь к воскресению всем усопшим.

Люди, еще «не имущие упования » и веры во Христа, тоже совершают поминки по своим близким. Но атеистические поминки — это, наверное, одно из самых тягостных зрелищ на свете…

————————————————————————————

«Чем ближе к смерти, тем чище люди». Мы перед лицом смерти наших близких

(ко дню Димитриевской родительской субботы)

Сегодня и каждый год в последнюю субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского Церковь особо молится о всех усопших от века христианах. Димитриевское поминовение усопших установлено только в Русской Церкви. По преданию, это произошло после кровопролитной Куликовской битвы в 1380 году. Победа на Куликовом поле далась ценой того, что большинство русских воинов полегло в многочасовой сече. В течении восьми дней отпевали и хоронили убитых. И сейчас возвышаются на краю Куликова поля холмы устроенных тогда братских могил.

Это поминовение усопших было приурочено ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского, поскольку он издавна почитался славянами как храбрый воин и твердый верой христианин. Кроме того, святой Димитрий Солунский был небесным покровителем святого князя Димитрия Донского, по инициативе которого и было установлена Димитриевская суббота.

Не случайно в Церкви именно в субботние дни особое место в богослужении отводится поминовению наших умерших близких. Ведь именно в Великую Субботу во гробе пребывал наш Спаситель, чтобы на следующий день воскреснуть и открыть путь к воскресению всем усопшим.

Субботы, посвященные особой молитвенной памяти почивших, чаще всего называются родительскими субботами. Потому что первые, о ком человек вспоминает, молясь об умерших – это его покойные родители. Существуют Мясопустная и Троицкая родительские субботы, которые еще называют вселенскими, и сегодняшняя Димитриевская суббота. Особо поминают усопших и в некоторые субботы Великого поста.

Наше большое счастье – иметь упование , надежду на то, что наши близкие с Господом будут . Люди же, еще не имеющие веры во Христа, о которых было сказано в сегодняшнем чтении Апостола: еще «не имущие упования» (1 Фессалоникийцам 4:13) – тоже совершают поминки по своим близким.

Но атеистические поминки – это, наверное, одно из самых тягостных зрелищ на свете. Это поминовение не в храме, а только за обеденным столом. Вот, все пришли домой от свежей могилы. Поднимается рюмка… И в этот момент все просто физически ощущают, что они что-то могут и должны сделать для того, с кем только что они простились. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный безбожием, говорит: «Незачем молиться, некому и не о ком » (см.: протод. А. Кураев «Школьное богословие») …

В советский период появилась еще другая традиция – почитать память погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания. Ведь сердце человека требовало: “Поблагодари этих людей. За твое спокойное и мирное существование они отдали свою жизнь”. Но разум атеиста возражал: “Как можно благодарить тех, кого нет?” К небытию бессмысленно обращаться с какими бы то ни было словами. И оставалось только скорбно молчать (см.: А. Ткаченко «Зачем поминать усопших?») .

У нас же, христиан, есть возможность обратиться со словами к своим усопшим , но не исчезнувшим близким. Есть возможность обратиться к Богу с молитвой об упокоении их душ!

Поэтому будем молиться не только в родительские субботы о дорогих нам людях. Никакие отговорки наподобие “некогда”, “недосуг” и тому подобные не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы будем лениться молиться за родителей, родственников и за тех крещеных и некрещеных людей, которых мы знали. Молиться дома и в храме.

Молитва об усопших нужна и для нас самих. Ведь одно из самых ярких отличий современной атеистической светской культуры, которая нас окружает – это неумение умирать. Нынешняя культура не выделяет в себе это время – “время умирать”, в отличие от культуры христианской. Неверующий человек постепенно подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и пытаясь забыть о том, что неизбежно его ждет. А ведь событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека (см.: протод. А. Кураев «Школьное богословие») .

И, к счастью для нас : каждая смерть, с которой мы близко сталкиваемся, отрезвляет нас самих. «Чем ближе к смерти, тем чище люди », — поет один современный автор. Подумаем же сегодня о дорогих нам людях, которые ушли от нас в вечность. И, глядя на чужую смерть, будем помнить и о своей собственной смерти… и о своей собственной встрече со Христом.