Как нарисовать портрет человека акварелью. Как нарисовать портрет или картину акварелью

АКВАРЕЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ

Русский живописец-акварелист, известный портретами светских персоналий первой половины XIX века - Соколов Пётр Фёдорович (1791-1848)

Портрет неизвестной в темно-красной шляпе. (Портрет баронессы Александры Николаевны де Мальвирад (1802-1891), ур. Свистуновой). 1828г.

Биография художника

Родился в обеспеченной московской семье. Отец, заядлый картёжник, проигрался, и за долги дом и все имущество были описаны, так что в 1800 году его жена была вынуждена поехать с малолетним сыном в Санкт-Петербург, с надеждой пристроить ребенка куда-нибудь на казенный счет. Единственным местом могла стать Академия художеств, в которую на иждивение и обучение набирали малолетних отроков, как правило, сирот или мальчиков из среды бедных людей вольного звания. Имея некоторые связи в столице, матери удалось осуществить задуманное. В 1800 году Пётр Фёдорович был принят в воспитанники Императорской Академии художеств и учился в ней под ближайшим руководством профессор В. Шебуева.

Алексей Никитич Пещуров (1779-1840), псковский уездный предводитель дворянства, помогал П.Ф.Соколову в работе над альбомом " Виды Пскова", был покровителем художника.

Окончив в ней курс в 1809 году с малой золотой медалью, полученной за картину: «Андромаха оплакивает своего павшего в битве супруга Гектора», и со званием художника XIV класса, был оставлен при Академии в качестве пенсионера, для дальнейшего усовершенствования. По окончании курса в 1810 году Соколов, не получив первой золотой медали, дающей право на поездку за границу за казенный счет, вышел из Академии со званием «свободного художника», тем самым оказавшись без всяких средств к существованию. Ему пришлось давать частные уроки по домам, где он находил себе пристанище. Это было время увлечения акварельной живописью «в домашнем роде»: многие богатые дилетанты считали нужным брать уроки у профессионалов. Так он попал в высший свет.

Княжна Елена Васильевна Мещерская, с 1842 года жена принца Каликста Бирона. 1830-е

Оставив живопись маслом, занялся акварелью и достиг в ней большого совершенства. Особенно ценились его акварельные портреты, замечательные по сходству, прекрасному рисунку и приятности красок. За них, в 1839 году, он был удостоен звания академика.

Под конец жизни Соколов окончательно решил перебраться в Москву, что было связано не только с потребностью новых заказов, но и с намерением жить тихо. В 1842 году, желая поправить расстроенное здоровье жены, художник предпринял поездку за границу. Там он пробыл в течение полутора лет. Осенью 1843 года Соколов вернулся в Россию.

Некоторое время жил в Петербурге, занимаясь устройством своих дел и судьбой сыновей. Заказов по-прежнему было множество, но начинало слабеть зрение. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Мясницкой улице.

В 1848 году по приглашению графини О. И. Орловой-Давыдовой художник гостил в её имение Мерчик, близ Харькова, где заразился свирепствовавшей тогда холерой и после тяжелых страданий умер 3 августа. Был похоронен на местном кладбище.

Портрет Юлии Павловны Соколовой, жены художника П.Ф.Соколова. 1827г.

Семья художника

Был женат с 1820 года на Юлии Павловне Брюлловой (1804—1877), сестре знаменитого К. Брюллова, с которым поддерживал дружеские отношения. Однако сам Брюллов не питал к нему особых симпатий и даже подозревал в расчете на выгодное наследство. Брак оказался счастливым, и художник неоднократно с любовью отзывался о своей «Жюли». Семья жила дружно. Муж и жена во всем находили полное согласие и переживали вынужденные разлуки, связанные с поездками мастера для исполнения заказов. В семье Соколовых родились сыновья:
Соколов, Пётр Петрович (1821—1899), также акварелист,
Соколов, Павел Петрович (1823—1826),
Соколов, Павел Петрович (1826—1905),
Соколов, Александр Петрович (1829—1913).


Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815-1859). 1835г.


Портрет Леонтия Васильевича Дубельта (1792-1862), генерал от кавалерии, начальник тайной полиции. 1834г.


Великая княжна Мария Николаевна. Конец 1820-х


Графиня Юлия Павловна Тизенгаузен (1813-1889), младшая дочь графа П.И.Тизенгаузена (1774-1864) и Юлии Пален (1782-1862); двоюродная сестра Долли Фикельмон и Ю.П.Самойловой. 1835г.

Софья Павловна Ферзен (1832-1863), дочь графа П.К.Ферзен и О.П.Строгановой; была замужем за А.Г.Плещеевым (1833-1880)


Граф Лев Александрович Соллогуб (1812-1852), сын графа А.И.Соллогуба от брака с С.И.Архаровой, брат писателя В.А.Соллогуба; секретарь русского посольства в Вене.1830-е

Портрет О.П. Ферзен, ур.Строгановой 1830-е годы

Павел Григорьевич Демидов (1809-1858), корнет, сын Г.А.Демидова (1765-1827)

Полетика, Идалия Григорьевна. 1820-е годы


Вивьен де Шатобрен Иосиф Иосифович (Иосиф-Евстафий) (1773-1852) —русский художник. 1830-е

Княгиня Луиза Трофимовна Голицына (1810-1876), ур. Баранова. Дочь Т.О.Баранова (1779-1828) и Ю.Ф.Адленберг (1789-1864), с 1832 года жена Михаила Федоровича Голицына (1801-1871).

Портрет В.А. Жуковского 1820-е


Портрет неизвестной. 1826г.


Сергей Фёдорович Голицын (1812-1849), поручик, штабс-ротмистор. 1835г.

Ольга Павловна Ферзен (1808-1837) ур. Строганова. 1837г.

Мертваго Сусанна Александровна, ур Соймонова (1815-1879), с 1838 года жена Н.Д. Мертваго, по отцу сестра С.А.Соболевского. 1838г.


Князь Михаил Фёдорович Голицын (1800-1873) - попечитель Голицынской больницы. 1830-е

Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869)


Аделаида (Аглая) Павловна (1799-1882) Голицына, ур. Строганова - фрейлина, кавалерственная дама ордена св. Екатерины меньшего креста, с 1821 года жена князя В.С.Голицына. 1840-e

Анна Николаевна Веневитинова, урож. Оболенская (1782-1841), жена В.П.Веневитинова, мать поэта Дмитрия Веневитинова, родственница А.С.Пушкина. 1830-е

Кампиони Сантин Петрович (1774-1847), скульптор. 1838г.


Портрет графини Ольги Александровны Орловой (1807-1880), урожденная Жеребцова. В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова. В 1847 году была пожалована в статс-дамы. 1829г.


Граф Павел Иванович Тизенгаузен (1774-1864), сын графа Ивана Андреевича Тизенгаузена (1741-1815). Его младший брат Фёдор был женат на дочери М.И.Кутузова. 1835г.


Княгиня Аделаида Павловна Голицына (1799-1882), ур.Строганова. 1821г.


Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Кутузова (1783-1839), дочь М.И.Голенищева-Кутузова, в первом браке за графом Ф.И.Тизенгаузеном, во втором - за Н.Ф.Хитрово, русским поверенным в делах во Флоренции. 1837г.


Портрет А.А. Бобринского. 1830-е


Портрет А. О. Витали


Портрет Е.А. Остерман-Толстой. 1830-ые


Портрет Волконского Сергея Григорьевича.


Прасковья Егоровна Анненкова (1800-1879) ур.Полина Гебль, жена декабриста И.А.Анненкова. 1825г.


Портрет неизвестной в шубке. 1830-е


Портрет А.О. Смирновой-Россет


Граф Н.А.Самойлов


Портрет Полины Виардо-Гарсиа. 1844 г.


Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792-1878). 1830-е

М.П.Кикина (1816-1856) в замуж. Волконская, изображена в русском придворном платье фрейлины. 1839г.


Софья Владимировна Комаровская (1808-1876), сестра поэта Д.В.Веневитинова, с 1830 года жена графа Е.Е.Комаровского (1803-1873). Изображена в свадебном наряде. 1830г.


Портрет графини Натальи Александровны Зубовой (1775-1844), ур.Суворова. 1824г.

Портрет В.Г.Строганова. До 1833г.


Портрет неизвестной в цветочном уборе. 1820-е


Г рафиня Екатерина Васильевна Васильева, ур. Вильсон, дочь содержательницы петербургского английского отеля на Галерной улице; с 1840 года жена графа Алексея Владимировича Васильева. 1846г.


Елена Григорьевна Черткова (1800-1832), дочь барона Г.А.Строганова


Портрет великого князя Константина Николаевича в детстве. Конец 1820-х

Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах. 1830-е

Countess Sophia Alexandrovna Bobrinsky (1799-1866). 1827г.


Черткова Елена Григорьевна (1800-1832), урожденная Строганова. Жена Ивана Дмитриевича Черткова (1797-1865)

Барон Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884)


Княжна Софья Александровна Урусова (1804-1889), одна из трех дочерей обер-гофмейстера князя А.М.Урусова. 1827г.

Если вы мечтаете научиться рисовать портрет акварелью, но боитесь, что у вас ничего не получится, для начала отбросьте свои страхи и начните читать эту статью. Здесь даются простые и понятные рекомендации, которые помогут вам взять в руки кисти и краски и приступить к творчеству.

Какие понадобятся материалы

Прежде чем начать писать портрет акварелью, вам понадобится приготовить необходимые для этого материалы:

Предварительная работа

2. Теперь начинаем рисовать портрет акварелью. И первое, что нужно будет сделать - нанести на бумагу красками легкий, прозрачный подмалевок. Для лица разводим водой кадмий оранжевый или охру (краска должна быть очень водянистой, бледной). Закрашиваем широкими мазками лицо, на месте бликов бумага должна остаться нетронутой. Затем подбираем другие цвета и проходимся кистью по волосам и одежде, так же оставляя самые светлые места нетронутыми.

3. Теперь нужно заняться глазами и губами. Какой цвет глаз у вашей модели? Подберите нужную краску, разведите ее водой до бледного состояния и закрасьте радужную оболочку глаз на портрете. Так же поступайте и с прорисовкой губ.

4. Наносим на лицо тени. Для этого к нашему разведенному бледному кадмию или охре подмешиваем чуть-чуть сиены жженой. Тени на этом этапе надо наносить тоже очень легко, не в полную силу. По сути, они должны по тону лишь немного отличаться от первого красочного слоя. Обратите внимание на то, что поэтому нужно следить за оттенками, которые отражаются на коже лица модели. Допустим, с одной стороны на лицо может падать теплый свет от красных занавесок, на подбородке отражаться блики от одежды холодных тонов и т. д. Это нужно учитывать и стараться отображать на портрете при помощи дополнительных цветов.

5. Далее начинаем разбираться в тенях более тщательно. Ищем самые темные места на скулах, на губах, на боках и крыльях носа, возле волос и т. д. Именно при помощи теней моделируется лицо, придается ему объем. Главный принцип в работе акварелью: всегда двигаться от более светлого тона к более темному.

6. Ищем легчайшие промежуточные тона между тенью и светом. На лице, там, где на него падает свет, тоже есть места более темные и более светлые. Следим за игрой света и стараемся повторить это на бумаге.

7. С волосами и одеждой работаем по такому же принципу, как и с лицом.

8. На заключительном этапе работы над портретом нужно взять самую тонкую кисточку и при помощи нее отделывать мелкие детали и линии: отдельные пряди волос, ресницы, линию губ. Всегда помните, что при работе с акварелью даже в самых темных местах краска должна оставаться прозрачной.

9. Работу над фоном лучше всего вести параллельно со всем портретом, но можно оставить это и на потом. Главное - фон не должен быть проработан больше, чем лицо, но небрежность тут тоже неуместна.

Заключение

Надеемся, вы в общих чертах усвоили, как акварелью нарисовать портрет. Ну а теперь дело за практикой, ведь только непосредственная работа с даст вам уверенность в себе, а также необходимый опыт и мастерство. Творческих успехов вам!

Если вы мечтаете научиться рисовать портрет акварелью, то отбросьте в сторону все страхи и сомнения и, воспользовавшись этим пошаговым уроком рисования для начинающих, смело сделайте первые шаги на пути к воплощению этой мечты. Доступные рекомендации с поэтапными фото помогут вам легко освоить азы рисунка портрета девушки акварельными красками.

Инструменты и материалы

Чтобы нарисовать портрет акварелью, понадобятся следующие материалы:

  • акварельная бумага;
  • карандаш;
  • ластик;
  • акварель;
  • кисточки толщиной от единички до четверки (желательно исключить использование синтетических материалов и отдать предпочтение натуральным: белка, пони);
  • стакан с водой;
  • палитра

Как рисовать портрет акварелью: пошаговое руководство

1. Для начала нужно выполнить построение лица карандашом на бумаге. Для удобства лучше всего взять фото, с которого предстоит писать портрет. Для того чтобы правильно выполнить построение, необходимо измерить угол наклона головы, высоту и ширину головы, соотношение частей лица по отношению друг к другу.

При построении необходимо следить за нажимом карандаша – линии должны быть легкими, нежирными. После того, как портрет карандашом будет выполнен, следует стереть все вспомогательные линии, которые использовались при построении лица, оставив лишь основные линии – абрис глаз, носа, губ, волос, овала лица.

2. Следующим этапом работы будет нанесение акварелью первоначального «каркаса» цветовой составляющей портрета. В первую очередь необходимо прописать самые темные, а также выдающиеся места на портрете для получения объема, однако не следует увлекаться каким-то определенным участком лица, нужно прописать весь портрет тонким слоем акварели.

Совет! Для наложения масштабных теней можно использовать кисти под номером 2 и 3, для прорисовки мелких деталей (глаз, губ) лучше взять тонкие кисти – 1 и 2 номера.

На этом этапе проработки рисунка хорошо использовать технику нанесения пятнами, прописать весь портрет локальными цветами. Чтоб лучше увидеть какой оттенок нужно нанести на тот или иной участок лица, можно слегка прищурить глаза.

На данном процессе работы можно не размывать контуры теней, однако нужно следить за тем, чтоб не перетемнить светлые места портрета. Первый слой акварели должен быть тонким. Акварель необходимо хорошо разбавить водой.

3. После того как подсохнет первый слой, можно заняться более детальной прорисовкой: легким слоем нанести фон (для этого подойдет кисточка под номером 4) и заполнить акварелью все белые места на рисунке (волосы, одежду).

Важно! До итоговой детализации еще далеко, однако на данном этапе работы следует наносить акварель более аккуратно и ювелирно, чем в начале работы.

Прописывая темные места, необходимо слегка размывать грани между цветовыми пятнами влажной кистью, формируя их в единый мягкий оттенок. Такая процедура необходима для достижения реалистичного изображения. Для данной проработки подойдет кисть под номером 2.

На заметку! Стоит знать важное правило, что не стоит прописывать темные места чистым черным цветом.

Может показаться, что в самом темном месте доминирует черный, однако не следует пользоваться этим цветом в чистом виде, предварительно не смешав его с другим.

Чтобы понять, с каким цветом необходимо смешать черный, нужно взглянуть на фото, сощурив глаза. Также, чтоб этот цвет не был слишком активным, можно прописать его тонким слоем, и перекрыть сверху другим цветом.

4. Техника писания акварелью – это техника постепенного затемнения рисунка, путем наложения слоев друг на друга. Но стоит помнить, что портрет акварелью прежде всего должен быть «воздушным», поэтому главное не увлекаться в наложении слоев. Заключительную детализацию (прорисовка глаз, рта, волос) необходимо совершать в конце рабочего процесса.

Перед итоговой детализацией для эффекта реализма можно слегка размыть влажной кисточкой края контуров лица (брови, губы). Такую же технику хорошо использовать и для прорисовки волос, чтоб они выглядели более реалистично. Фон тоже можно проработать на завершающем этапе написания портрета.

Совет! Чтобы фон получился с плавным переходом (от темного к светлому), следует сделать тоновую растяжку. Для этого нужно хорошо разбавлять краску водой.

Художественными секретами, как нарисовать портрет акварелью, с читателями проекта «Крылья Вдохновения» поделилась художница Виктория Лемтюгова.

Если желаете начать с более простого варианта, то непременно посмотрите . У нас вы также найдёте множество разных героев популярных мультфильмов.

Не бойтесь рисовать! Не так уж и сложно сделать эту мечту реальностью!

Акварелью можно нарисовать все, что угодно - от реалистичного портрета до придуманных инопланетных миров. Многим кажется акварель сложным художественным инструментом. Но все, что вам действительно нужно, чтобы научиться рисовать акварелью, - просто начать. Подобрали для вас 11 советов, благодаря которым вы станете на 11 шагов ближе к постижению искусства акварельного рисунка.

1. Не бойтесь испачкать руки!

Если вы никогда прежде не рисовали, пора браться за дело. Откройте альбом, создайте интересные текстуры и разводы акварелью, чтобы не замирать перед белым листом. Отталкивайтесь от них в поисках сюжета. Цветные страницы могут быть яркими и будоражащими или создавать спокойное, меланхолическое настроение. Цвет или текстура могут подсказать следующий шаг - а может быть, вам и без них уже не терпится рисовать.


Иллюстрация из книги «Мир акварели» .

2. Найдите свою бумага для акварели

Результат работы во многом зависит от качества акварельной бумаги. Зайдите в книжный магазин и выберите штук 5-10 разных листов акварельной бумаги «на пробу». Обязательно делайте пометки на каждом листе (сорт, вес бумаги и результаты работы с ней). Подходящий вес бумаги для начинающих - 300 г/м2, некоторые профессионалы предпочитают 600 г/м2. Есть и другие виды акварельной бумаги, например, бумага NOT и бумага с грубой фактурой, или бумага холодного прессования.


@miftvorchestvo

3. Используйте профессиональные краски

Даже начинающим художникам стоит приобрести профессиональные акварельные краски. В отличие от дешевых аналогов художественные краски красиво ложатся и растекаются на бумаге.

«Я предпочитаю тюбики, а не кюветы: во-первых, не нужно ждать, пока краска размякнет и станет пригодной для работы, во-вторых, с краской из тюбиков легче создать насыщенные темные смеси». Билли Шоуэлл

Верно, что художественные краски дороже, но и прослужат они дольше. Они лучше разводятся и поэтому не так быстро расходуются.

Совет. Испытывайте новые краски и другие художественные материалы настолько часто, насколько возможно. Экспериментируйте. Не превращайтесь в заложника одной привычки

4. Наблюдайте и рассматривайте, прежде чем браться за кисть

Прежде чем рисовать, изучите структуру объекта. Взгляните на него так, словно видите впервые, внимательно рассмотрите, сделайте заметки, наброски, освойтесь с текстурами и деталями, на которые вы никогда не обращали внимания. Например, понаблюдайте за спиральным расположением листьев или завитками вдоль прожилок стебля.


Вы получаете двойную пользу от рисования растений - сначала вы медитируете, рассматривая его, а потом получаете истинное удовольствие от рисования. Разве не чудесно? @miftvorchestvo

Попробуйте мысленно разобрать на составляющие то, что вы видите. Выделите основные фигуры. Посмотрите, как они накладываются друг на друга. Представьте пейзаж в виде сценических декораций. Обратите внимание на то, что находится ближе всего, что дальше.

5. Научитесь смешивать краски

Попробуйте смешивать цвета, чтобы понимать, каких оттенков можно добиться с вашим набором красок. Смешивайте сначала два цвета, потом добавляйте к ним третий. Экспериментируйте!

Вам понравится создавать такие красивые цвета и вариации оттенков и тонов, их количество почти неисчерпаемо.

Ориентируйтесь на себя. Вы можете делать или очень реалистичные рисунки или очень нетривиальные. Ваша задача - собрать краски, свойства которых вы будете знать, что позволит создавать нужные оттенки с гарантированно хорошим результатом.


Смешивая чистые пигменты, вы можете создавать холодные, теплые или сероватые варианты одного цвета. Иллюстрация из книги «Песня цвета»

6. Начните с экономной экспрессии

Если делаете карандашные наброски или скетчи, можно разнообразить рисунки акварелью, делая акценты. Не обязательно раскрашивать всю страницу; иногда несколько удачных мазков кисти создают наиболее сильный эффект.


Небрежные точечные мазки акварелью в скетчах - фирменный стиль Феликса Шайнбергера. Иллюстрация из книги «Акварельный скетчинг»

7. Используйте жидкий грунт под акварель

Жидкий грунт под акварель наносится на бумагу до начала работы и позволяет при необходимости легко удалить высохшую краску. Это особенно важно при работе с интенсивными или стойкими пигментами: можно не бояться «запачкать» бумагу в области бликов. Перед его применением потренируйтесь в эскизном альбоме, так как поверхность для рисования будет достаточно скользкая.

Чтобы удалить краску с тех участков, где она оказалась не нужна (нечаянно вышли за края или надо сделать блики) - просто смойте краску чистой смоченной кисточкой или спонжем.

8. Научитесь искусству лессировки

Лессировкой художники называют технику получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного. Техника лессировки - отличный способ передать тончайшую цветовую гамму. Краски накладываются очень деликатно, слой за слоем, а после высыхания прорабатываются детали последнего слоя.


Иллюстрация из книги «Песня цвета»

9. Техника «сухой кисти»

Этой техникой можно пользоваться, чтобы нарисовать шерсть животных или маленькие волоски на фруктах, например на киви.

Наберите краску на кисть, излишки снимите с помощью салфетки. Расправьте волоски кисточки. Нанесите краску на сухую поверхность, предварительно окрашенную в фоновый цвет. Работайте маленькими мазками в одном направлении, имитируя волоски на поверхности.


Киви в технике сухой кисти. Иллюстрация из книги


Существенную роль призван играть в рисовании портрета акварелью композиционный замысел. Будете ли рисовать портрет погрудный, поясной или в рост, предстоит определить автору. Но твердо помните - выбранное решение в высшей степени оправдано наблюдениями, размышлениями, анализом, пониманием характера изображаемого человека.
Далее следует продумать компоновку главных пластических особенностей, прежде чем рисовать портрет акварелью надо учесть силуэт, количество светлого, темного, акценты цвета в акварели. Сколько, например, закомпоновать пространства за фигурой и как это соотнесется по масштабу к массе фигуры. Добьемся ли мы острой выразительности или только будем рисовать портрет акварелью и отметим какие-то незначительные качества модели. Ничего не надо делать «просто так», не продумав, не прочувствовав. Избегайте пустых решений с претензией на оригинальность и неожиданность. Общий колористический строй в рисовании портрета должен выявлять замысел, помогать раскрытию образа.
Рисуем портрет акварелью - взаимодействие элементов.

Цвет эмоционально воздействует на зрителя. Об этом нельзя забывать. Благородно-серебристая гамма, например, подчеркивает образ величественный, спокойный. Если рисовать портрет акварелью на контрастных дополнительных цветах, то можно скорее будет ориентировать зрителя на состояние напряженное. Очень важно и тональное состояние работы. Можно задумать колористическое решение на сближенных, скромных цветовых сочетаниях и в то же время напряженным и контрастным тоном создать ситуацию, близкую к драматической.

Прежде чем рисовать портрет акварелью, не следует просто сажать модель и сразу приниматься ее копировать, перерисовывать на бумагу.

Чистой акварелью следует считать ту, в которой используются все ресурсы, составляющие своеобразие красок: прозрачность, просвечивающий белый тон самой бумаги, легкость, воздушность и вместе с тем сила и яркость цвета. В чистой акварели не допускаются белила, здесь их роль выполняет бумага. Поэтому мастера тщательно сберегают места,когда скрупулезно продумывается каждая мелочь. Приучите себя делать предварительные эскизы маленького размера - в тоне и цвете. Ставьте перед собой лишь одну задачу - выразить предельно обобщенно пластический замысел, не отвлекаясь на мелочи. После этого переходите к работе акварелью над картоном с натуры.

С натуры требует пристального внимания в передаче характера портретируемого, пропорций, конструкции и общей выразительности лица и фигуры. Попытайтесь поупражняться в исполнении некоторых технических приемов.

В последнее время вошло в моду писать на не отводимые бликам, ведь они трудно восстановимы. Существуют способы проскабливания, а также покрытия мест, предназначенных для бликов, жидким раствором резины в чистом бензине. Резина легко снимается мягкой карандашной резинкой.

Краски в акварельной живописи, наносимые тонким слоем, по высыхании высветляются приблизительно на одну треть. Все тона следует наносить свободно, легко, свежо - этим достигается наилучшее впечатление.
Всякая бумага при смачивании водой способна расширяться и немного коробиться, ее наклеивают на специальные доски или пользуются так называемыми стираторами. В рисовании портрета акварелью лучше не использовать клей для крепления бумаги, это может добавить грязь в изображение.