Иллюстрации к поэме мертвые души. Иллюстрации А.А.Агина* к поэме "Мертвые души". Как Марк Шагал оживил «Мертвые души»

Мемориал в виде 52 стальных колонн откроется во вторник в лондонском Гайд-парке в память о жертвах самых крупных в истории Великобритании терактов, совершенных в британской столице 7 июля 2005 года.

7 июля 2005 года в Лондоне в метрополитене на перегонах между станциями "Алдгейт" и "Ливерпуль-стрит" (Aldgate и Liverpool Street), "Кингс Кросс" и "Рассел-сквер" (King’s Cross и Russell Square) и близ станции "Эдвейр Роуд" (Edware Road) в вагонах 3 поездов почти одновременно сработали взрывные устройства . Спустя непродолжительное время на улице Тависток-сквер (Tavistock Square) в салоне 2-этажного пассажирского автобуса сработало еще одно взрывное устройство. Взрывные устройства были приведены в действие террористами-смертниками.

Погибли 56 человек, включая четырех террористов, ранения получили более 700 человек. Движение общественного транспорта в городе в течение дня было почти полностью парализовано. Фактически сорванным оказался начавший работу 6 июля в г. Глениглсе саммит "большой восьмерки" (G8).

Британская полиция установила личности террористов , причастных к взрывам 7 июля. Это были 19-летний уроженец Ямайки Линдсей Джермен, а также британцы пакистанского происхождения Мохаммед Сидх Хан (30 лет), Хасиб Хуссейн (19 лет) и Шехзад Танвир (22 года). Установить личности исполнителей теракта удалось в том числе благодаря анализу записей с видеокамер наружного наблюдения.

В мае 2006 года Министерство внутренних дел Великобритании обнародовало официальные итоги расследования терактов в Лондоне. По информации главы МВД Соединенного Королевства Джона Рида, трое из четверых террористов пакистанского происхождения, которые являлись британскими подданными уже во втором поколении, посещали Пакистан в 2003-2005 годах. Мохаммед Садик Хан выезжал туда в конце 2003 года, а Шехзад Танвир и Хасиб Хуссейн - в ноябре 2004 - феврале 2005 года. "Там они, вероятно, встречались с представителями "Аль-Каиды", однако подробности этих контактов остались неизвестными", - отметил Рид.

Удалось установить, что теракты в Лондоне были спланированы весной 2005 года, а бомбы собраны в одном из домов в Лидсе. "При изготовлении бомб были использованы ингредиенты, которые доступны в свободной продаже, а для сборки взрывных устройств не требовалось специальных навыков", - сказал министр. "Операция была профинансирована самими террористами, а средства собирались методами, далекими от терроризма. Общая сумма средств, которые понадобились, была менее 8 тысяч фунтов", - констатировал глава МВД.
Британские эксперты по безопасности отмечали, что осуществление лондонских терактов обошлось намного дешевле по сравнению с другими подобными громкими преступлениями.

5 апреля 2007 года Королевская прокурорская служба предъявила обвинения в содействии в подготовке терактов троим жителям Великобритании - Мохаммеду Шакилу, Садиру Салиму и Вахиду Али. По данным обвинителя Королевской прокурорской службы, действия Шакила, Салима и Али с 1 ноября 2004 года по 29 июня 2005 года дали возможность четверым террористам-самоубийцам осуществить взрывы в метро и автобусах. Все трое обвиняемых проживали в районе города Лидс на севере Англии. Оттуда же были и большинство террористов-смертников.

Вахида Али и Мохаммеда Шакила задержали днем 22 марта 2007 года в аэропорту города Манчестер, откуда они намеревались улететь в Пакистан. Садир Салим был арестован немного позднее в городе Лидс.

По данным обвинения, Шакил, Салим и Али в декабре 2004 года отправились из Лидса в Лондон вместе с Хасибом Хуссейном, который в июле 2005 года взорвал себя в британской столице. Прокуратура была убеждена, что четверо злоумышленников выбирали тогда места для будущих терактов. В качестве возможных мест для осуществления терактов они, по данным прокуратуры, рассматривали колесо обозрения "Лондонский глаз", лондонский Аквариум и Музей естественной истории.

Летом 2008 года жюри присяжных не смогло вынести вердикт по данному делу и было распущено.

По итогам нового рассмотрения дела 28 апреля 2009 года обвиняемые были оправданы по обвинению в подготовке терактов . Между тем, двое из троих обвиняемых - 25-летний Али и 32-летний Шакил - были признаны виновными по второму обвинению. Британский суд приговорил их к семи годам тюремного заключения за намерение пройти подготовку в террористическом лагере в Пакистане. Третий обвиняемый - Садир Салим - был отпущен на свободу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Внимание всех мировых СМИ приковано к Лондону. Террористическая атака совершена у стен парламента рядом с главными символами британской столицы. Два человека погибли. по меньшей мере 10 ранены. По предварительной информации, которую сообщили в нашем посольстве, россиян в числе пострадавших нет.

Сообщения из Лондона приходят противоречивые. Но все напоминает трагические события на набережной Ниццы в июле 2016 года. Еще один факт: ровно год назад в этот день были совершены теракты в Брюсселе.

Разгар рабочего дня, центр Лондона. В это время на Вестминстерском мосту всегда много людей, в том числе и туристов. Небольшой темно-серый внедорожник врезается в толпу на тротуаре - знакомая тактика террористов. Полиция уже через несколько минут скажет: это теракт. Количество жертв пока точно неизвестно, очевидцы говорят все произошло очень быстро.

«Своими глазами я видел, шесть-семь человек лежали на земле. Никто не понял, что происходит. Он двигался зигзагами, все произошло очень быстро, примерно за 10 секунд», - рассказывает мужчина.

«Мы были на мосту. Нам показалось, что мы услышали выстрелы, обернулись и увидели автомобиль, который врезался в женщину. Я думаю, что это была женщина, ну, я не на 100 процентов уверена, и я слышала ее крики. И тогда мы снова услышали выстрелы и обернулись, на земле были тела», - рассказывает женщина.

«Я шел через мост и вдруг рядом остановился автобус - люди выбегали с криками. А на другой стороне дороги я увидел тело, а потом еще одно. Я перегнулся через перила и увидел еще одно тело в воде», - говорит очевидец происшествия.

Свидетели говорят: под колесами оказались по меньшей мере пять человек. Автомобиль не остановился - пересек мост и врезался в ограду парламента. Водитель или пассажир, это пока тоже не ясно, вышел из машины и ранил полицейского ножом. Другой полицейский застрелил нападавшего.

Есть и еще одна версия: около ворот некий мужчина в черной куртке - по разным сообщениям, то ли азиатской, то ли арабской внешности - ударил стража порядка железным прутом и побежал в сторону входа в здание. Его застрелила охрана. В парламенте в это время шло заседание - его участникам запретили покидать здание.

«Предполагаемый преступник был застрелен полицией, вертолеты скорой помощи прибыли на место для эвакуации пострадавших. Также поступают сообщения о новых инцидентах в районе Вестминстерского дворца, но я надеюсь, что коллеги поймут, что это будет неправильно, если я буду вдаваться в дальнейшие подробности, пока у нас нет подтверждающей информации от полиции и от служб безопасности о том, что происходит», - заявил лидер Палаты общин Дэвид Лидингтон.

Чуть позже в здании парламента появляется спецназ. По сообщениям информационных агентств, всех сотрудников вывели в центральный холл. Весь район оцеплен полицией. Знаменитое Лондонское колесо остановлено из соображений безопасности.

Граждан России, по предварительной информации посольства, среди пострадавших нет. Но в дипмиссии заявили, что находятся в тесном контакте с британскими полицейскими. МИД призывает соотечественников, которые сейчас находятся в Лондоне, быть предельно осторожными.

В посольстве России в Великобритании открыта «горячая линия», по которой россияне могут сообщить какую-либо важную информацию об инцидентах в Лондоне либо подать запрос о местонахождении их знакомых.

44-7768-566-868

"Мы повторяем нашу настоятельную рекомендацию россиянам, которые находятся сейчас на территории Великобритании, непосредственно в Лондоне, воздерживаться от посещения публичных мероприятий", - сообщила директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова.

  • Автомобиль как оружие - не новое изобретение террористов. Июльский теракт в Ницце унес жизни 86 человек, больше 300 были ранены. А в декабре на Рождественском базаре в Берлине под колесами погибли 11 человек, больше 50 пострадали. В обоих случаях боевики использовали грузовые машины, и с тех пор к таким автомобилям в европейских городах повышенное внимание.

Так что сегодняшний небольшой кроссовер в Лондоне, видимо, новая тактика - неприметная машина вряд ли может вызвать подозрения. Случайно или нет, но теракт в Лондоне произошел ровно через год после трагедии в Брюсселе, день в день. Тогда взрывы в аэропорту и в метро бельгийской столицы унесли жизни 35 человек. Ответственность взяли на себя боевики запрещенной в России группировки «Исламское государство». Кто спланировал сегодняшний теракт в Лондоне - пока неизвестно.

Опасность заключается в том, что террористы подражают друг другу и используют самые «грубые» способы нападения, подчеркнула Тереза Мэй. 22 марта террорист Халид Масуд протаранил на автомобиле толпу на Вестминстерском мосту в центре Лондона, после чего напал на патрульного и был застрелен полицейскими. Всего тогда погибли шесть человек, включая самого Масуда. Атаки в центре Лондоне продолжают серию терактов в Европе, организованных религиозными экстремистами. Один из нападавших, застреленных полицейским, кричал: «Это за Аллаха!», сообщает The Economist, ссылаясь на очевидцев. «Как и заявляла премьер-министр [Тереза Мэй], мы уверены, что они [теракты] были вдохновлены радикальным исламизмом, и мы должны узнать, как произошла радикализация их взглядов», — цитирует Reuters главу МВД Великобритании Эмбер Радд. Теракт вряд ли имеет прямую связь со взрывами в Манчестере, но исключать этого нельзя, сказала Радд.

Простота исполнения теракта в центре Лондона контрастирует со взрывом в Манчестере, на подготовку которого ушло больше времени и ресурсов, отмечает журнал The Economist . Это раскрывает «двойственную сущность» террористической угрозы в современном мире, продолжает издание. С одной стороны, террористы тщательно готовятся, чтобы убить максимальное количество человек, как это было на стадионе Манчестера. С другой — они используют примитивные способы, о чем свидетельствует теракты в Лондоне 4 июня. В первом случае всегда будет больше жертв, но такие теракты легче предотвратить силами спецслужб. Во втором случае жертв меньше, но их «сложнее предвидеть», заключает The Economist.

Уровень террористической угрозы в Великобритании находился на предпоследнем, высоком уровне (severe) до взрывов в Манчестере, после которых власти Великобритании подняли его до отметки «критический». Однако 27 мая этот показатель снова опустили до уровня severe. Согласно сайту Службы безопасности Великобритании , всего существует пять уровней угрозы: «низкий» (теракт маловероятен), «умеренный» (теракт возможен, но его вероятность низка), «значительный» (теракт может произойти), «высокий» (вероятность атаки велика) и «критический» (теракт ожидается в любое время).

Теракт перед выборами

Теракты в Лондоне произошли за четыре дня до досрочных парламентских выборов в Великобритании, которые состоятся 8 июня. Как и после взрывов в Манчестере, в воскресенье большинство партий приостановили свои избирательные кампании. В их числе — Консервативная партия премьер-министра Терезы Мэй, Лейбористская партия, Либерально-демократическая партия, Шотландская национальная партия и Партия «зеленых».

Партия независимости Великобритании (UKIP) отказалась приостанавливать предвыборную кампанию после терактов в Лондоне, как заявил в воскресенье глава партии Пол Наттолл. «После того как прошлой ночью на улицах нашей столицы исламистские террористы вновь убивали людей, для нас важнее — больше, чем когда-либо раньше — противостоять этому злу с помощью демократических принципов, которые сделали эту страну тем, чем она является, — цитирует его заявление британский телеканал Sky News. — По этой причине я отказываюсь приостановить кампанию, потому что это именно то, чего от нас хотят экстремисты».

Тереза Мэй (Фото: Hannah McKay / Reuters)

Мэй объявила о досрочных парламентских выборах в середине апреля, чтобы укрепить парламентское большинство перед переговорами с ЕС по Brexit, начало которых намечено на 19 июня. В конце апреля социологическое бюро Ipsos Mori , что премьер-министр Мэй стала самым популярным политиком Великобритании за все время наблюдений, с 1979 года. Почти две трети респондентов (61%) заявили, что считают именно ее наиболее подходящей кандидатурой на пост главы правительства. Лидер официальной оппозиции лейборист Джереми Корбин получил лишь 23% поддержки.

Общественное мнение очень волатильно, если судить по данным опросов, но если дела касаются безопасности и борьбы с терроризмом, то британское общество всегда отдает предпочтение консерваторам, заявила РБК ведущий научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. «Сказать, что рейтинги Консервативной партии могут быть сильно поколеблены этим терактом, нельзя», — добавила она.

Когда Мэй объявила о досрочных парламентских выборах, рейтинг Консервативной партии превышал показатели лейбористовпримерно на 20%, рассуждает эксперт. Однако сегодня преимущество консерваторов снизилось примерно до 10%, но связь между терактами и рейтингами проводить не стоит, подчеркнула она. Пока рано судить о результатах выборов, поскольку на их исход во многом повлияет явка, но «большинство аналитиков склонны полагать, что консерваторы одержат победу на выборах, однако не с таким преимуществом, как ожидала изначально Тереза Мэй», заключает Ананьева.


Цель: проследить жизнь поэмы Гоголя в иллюстрациях разных времен План: 1.Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век) 2. Иллюстрации художников XX века Иллюстрации художников XX века 3.Иллюстрации художников XXI векаИллюстрации художников XXI века 4.ВыводыВыводы 5.Словарь терминов


XIX век Иллюстрации к «Мертвым душам», от которых в 1846 году отказался Гоголь, были впервые сделаны Александром Алексеевичем Агиным и гравировались для печати на дереве Евстафием Бернардским. Александр Алексеевич Агин () русский художник. Главная работа 104 иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя, гравированные на дереве его постоянным сотрудником Е. Е. Бернардским. Бернардский Евстафий Ефимович () русский гравёр, рисовальщик. Наибольшую известность получила серия ксилографий к поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, гравированная в с рисунков А. А. Агина.ксилографий


XIX век Иллюстрации Агина не статичны. Сквозь них протекает динамика сюжета. Иные важные эпизоды разыграны в целых цепочках рисунков. В них Чичиков торгуется с Собакевичем, беседует с Плюшкиным, спорит с Ноздревым. За поведением агинского Чичикова следишь как за актером в роли.




XIX век Внимательный и умный читатель, Агин нашел для основных персонажей книги отчетливые зримые образы, которые воплотил не только в лицах, но и в особом складе каждой фигуры, в индивидуальной пластике движений и жестов. Строит образ не столько благообразно-округлое лицо Чичикова, сколько его скользящие движения, плавные полупоклоны, являющие совершенную светскость, однако с той ноткой развязности, которая и позволяет ощутить его настоящий характер.


Петр Михайлович Боклевский () Развивая традиции сатирической графики 1840-х гг., Боклевский выработал жанр психологически заострённого социального портрета литературного героя. графики XIX век






Еще один значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ» предпринял в начале 1890-х годов Петр Соколов. Соколов Петр Петрович () - русский живописец и график.график. XIX век




XIX век Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа и делает это иной раз даже в тех случаях, когда иллюстрируемый эпизод сам по себе не включает изображения народной жизни В сцене «Чичиков перед шкатулкой», где Соколов с большой убедительностью трактует образ главного героя, художник считает нужным показать на заднем плане и возникающие перед мысленным взором Чичикова образы «беглых» душ.




Плюшкин Живописец- передвижник В. Е. Маковский писал акварели на темы «Мёртвых душ» в годах, не предназначая свои работы на роль иллюстраций. XX век




Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович Михаи́л Васи́льевич Куприя́нов () Никола́й Алекса́ндрович Соколо́в () Порфи́рий Ники́тич Крыло́в () XX век


И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных Из 37 рисунков 10 штриховые, остальные - полутоновые, исполненные черной акварелью. Они выполнены в традиционной для кукрыниксов манере - в жанре карикатуры. Карикатуристом, как помнит читатель, был и Петр Михайлович Боклевский. Но в его психологических портретах героев «Мертвых душ» нет почти ничего от карикатуры. черной акварелью. карикатуры XX век




Собакевич. XX век Однако при первом взгляде на рисунки становится ясным, что в этом своем стремлении художники переступили границы, доступные иллюстратору, и не учли особенностей гоголевского стиля, что обусловило определенную односторонность иллюстраций». В образах, созданных Кукрыниксами, Демосфенова видит «элементы излишней карикатурности, что сильно мешает восприятию»


Шагал Марк Захарович, график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 векаавангарда Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923– 1930 годах островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам» XX век




XX век Шагал не очень заботился и о зримом облике героев, о цельности их портретных характеристик. Даже Чичиков, переходя из одного листа в другой, будто меняет свои гротескные маски. Ноздрев и Чичиков. На одном из его рисунков мы видим огромного, нависшего над маленьким Чичиковым Ноздрева.


XX век Шагал был слишком субъективным, глубоко погрузившимся в свой собственный, фантастически преображенный мир художником, чтобы покорно следовать даже за таким мощным автором, как Гоголь. Точнее будет сказать, что это шагаловская Россия, поставленная в параллель гоголевскому миру «Мертвых душ». Чичиков и Манилов


С.А. Алимов написал 16 картин к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». Тема гоголевских произведений – одна из основных в творчестве художника. Работая над гоголевским циклом, Алимов проникся идеей нового прочтения классики. Он обратился к литературоведческим трудам, письмам Н.В. Гоголя для полного погружения в личность писателя. XX век Али́мов Серге́й Алекса́ндрович (25 апреля 1938) российский художник мультипликационного кино, график.












Сам Сергей Чайкун так говорил о произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» и своем увлечении к нему: «Для меня Николай Васильевич Гоголь - абсолютный гений. Я "заболел" Гоголем еще в школе... Позже в студенческие годы, планомерно и жадно поглащая всего Гоголя, каждое его произведение, читанное и перечитанное, меня ошеломляло, как и при первом знакомстве». XXI век








XXI век На этой картине мы видим Чичикова, сидящего в бричке, но видим не прямо, а через колесо этой самой брички. Колесо символизирует замкнутость, невозможность что-либо изменить, бесконечность и повторяемость событий. Все это напрямую связано с Чичиковым, его судьбой, жизненным путем.




"Птица-тройка Русь" (2009) XXI век


Выводы: Поэма Гоголя «Мертвые души» во все времена привлекала художников. И работы выполняли художники разных течений: реализма, авангарда, сюрреализма. Иллюстрации выполнены в разных техниках: ксилография, акварель, черная акварель, компьютерная графика. Иллюстрации написаны в разных жанрах: портрет, бытовые картины, карикатура. А прием, который использовали многие художники, - гротеск. Изображали художники как отдельных персонажей, так и многофигурные композиции, не забывая о пейзажах и интерьерах. Привлекал художников и образ дороги и птицы-тройки.


Словарь Ксилография гравюра на дереве, древнейшая техника гравюры Графика вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Литография способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Торцовая гравюра -способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева


Акварель - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи и графики. Черная акварель - живописная техника, использующая специальную акварельную краску черного цвета. Карикатура - жанр изобразительного искусства, в сатирической или юмористической форме изображающий какие-либо социальные, общественно- политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.


Авангард - (фр. Avant-garde «передовой отряд») обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически- боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Словарь


Сюрреализм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов..


Компью́терная гра́фика область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.


Е.Л.Немировский. Иллюстрированные издания «Мертвых душ» Н.В.Гоголя (Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве (Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"


(Агин 1) (Агин. У Коробочки) (Агин. Плюшкин) (Боклевский. Ноздрев) (Болевский. Собакевич) (Боклевский. Коробочка) (Боклевский. Манилов)


Ache/img_1600x1600/02_14.jpg (рамка) ache/img_1600x1600/02_14.jpg (Чайкун) (сайт художника Чайкуна) istorija/006-Illjustratsii.html (Чичиков перед шкатулкой. Соколов) istorija/006-Illjustratsii.html File/foto/9.jpg (Шагал) File/foto/9.jpg b.jpg Пластинина Птица - тройка b.jpg

/ Творчество / Иллюстрации к «Мертвым душам»

Как Марк Шагал оживил «Мертвые души»

Амбруаз Воллар, французский торговец произведениями искусств и издатель, хотел заказать у Шагала книжные иллюстрации. Воллар предложил иллюстрировать книгу графини де Сегюр «Генерал Дуракин», но Марк предлагает свой вариант - «Мертвые души» Гоголя. Художник давно полюбил творчество Гоголя. Еще в 1917 году Шагал написал картину «В честь Гоголя», а в 20-х годах делал костюмы и макеты для постановки «Ревизора» в Московском государственном еврейском театре . Помимо этого, Шагалу была ближе русская литература - он сильно чувствовал связь с родиной . Воллар принял предложение художника.

С 1923-го по 1925-й год Марк Шагал трудился над гравировкой 107 досок, используя технику офорта в сочетании с гравюрой сухой иглой, акватинтой и механическими способами обработки досок. Редко кто из художников брался за такие сложные с технической точки зрения проекты. Сложной техникой работы с деревом Шагал овладел еще в Берлине.

Шагал не отходил от сюжета - практически все иллюстрации последовательно описывают действия книги. Образы гротескны: персонажи предстают в необычном виде в фантастических и уродливо-комических обликах. Образы одного героя на разных иллюстрациях настолько сильно отличаются, что их бывает непросто узнать с первого взгляда: например, лицо Чичикова постоянно меняется. А город N, в котором происходят события «Мертвых душ», напоминает родной провинциальный Витебск. К концу 1924 года он выполнил около 60 офортов, а в январе количество сделанных офортов достигло 100. Работа окончена - дело за Волларом.

Печать иллюстраций Шагала к «Мертвым душам»

В 1927 году был отпечатан первый тираж серии иллюстраций.

Одновременно с этим Анри Монго перевел текст поэмы на французский язык.

Несколько комплектов получили Воллар и Шагал, основная часть оттисков предназначалась для книги.

Но Воллар не спешил печатать, хотя для этого и была выбрана лучшая французская типография. Этого не произошло и в 30-х годах. В июле 1939 года Воллар погиб.

Лишь после Второй мировой войны в 1947 году изданием занялись дочь Шагала Ида и французский издатель Эжен Териад.

Впервые книга «Мертвые души» с иллюстрациями Шагала вышла в свет осенью 1948 года . Тираж составил 368 экземпляров. Издание представляло собой два массивных несброшюрованных тома, упакованных в футляр. Иллюстрации располагались на вкладных листах. В том же году иллюстрации были удостоены Гран-при Венецианского биеннале.

Сегодня полные серии из 96 офортов находятся лишь в трех музеях России и стран бывшего СССР: Третьяковской галерее, Эрмитаже и в музее Шагала в родном городе Витебске .

Галерея Иллюстраций

Швейцар не позволяет Чичикову посетить губернатора
Безпаспортный и полицейский
Спрашивая про дорогу
Банкет в доме начальника полиции
Банкет переходит в драку
Чичиков бреется
Ямщик кормит лошадей
Спор Плюшкина и Мавры
Встреча крестьян
Гоголь и Шагал
Иллюстрация к поэме «Мертвые души»
Иллюстрация к поэме «Мертвые души»
Копейкин и Наполеон
Птичник Коробочки
Госпожа Коробочка
Мадам Муано
Госпожа Собакевич
Манилов и Чичиков на пороге
Утренний чай
Ноздрев
Ноздрев и Чичиков
На пути к Собакевичу
Петрушка
Плюшкин угощает Чичикова
Комната Плюшкина
Деревня Плюшкина
Смерть прокурора
Прошка
Полулежащая на диване
Откровения Ноздрева
Селифан
Селифан отрывает Петрушку от уборки
Собакевич за столом
Собакевич у кресла
Дом Собакевича