Вид изобразительного народного творчества. Его переплетение с другими типами искусства. Виды творчества. Какие существуют виды творчества? Декоративно-прикладное творчество. Виды техник

Народного творчества является таким элементом, который создается людьми. Причем большинство из них появилось еще на заре формирования человеческого общества. На протяжении длительного периода навыки, необходимые для народного творчества, передавались из поколения в поколение. В процессе этого искусство становилось более современным, техника его выполнения также совершенствовалась, однако основа всегда оставалась неизменной.

Эстетика и изобразительное творчество

По сути, каждый вид изобразительного народного творчества был необходим для того, чтобы сделать (выстругать, выплавить) определенную предметную среду и оформить ее по всем того времени, когда, собственно, она и создавалась. Нельзя не отметить того, что любое искусство, которое принято называть общественным в определенной локальной структуре, будь то страна или небольшая деревенька, развивалось довольно-таки медленно. Это вовсе не означает, что творчество застаивалось, напротив, оно приобретало новые черты. Но сложности возникали с различными новшествами. К примеру, до сих пор многие произведения изобразительного искусства выполняются вручную. Хотя на смену человеку уже давно пришли машины, которые способны более быстро и профессионально выполнить его работу.

Переплетение изобразительного и других искусств

Любой вид изобразительного народного творчества тесно переплетается с другими типами искусства. К примеру, когда что-то вырезается из дерева, то оно зачастую впоследствии раскрашивается. Или можно рассмотреть архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладные элементы - все это стоит рядом с изобразительным творчеством. Они просто-напросто не могут существовать друг без друга. Таким образом, все виды народного творчества неразрывно связаны между собой, иногда они взаимоисключают друг друга, но в большинстве случаев - гармонично дополняют.

Живопись - классика изобразительного творчества

Наиболее распространенный и классический вид изобразительного народного творчества - это, конечно, живопись. Ее принято разделять на станковую и монументальную. Первая представляет собой отдельную категорию живописи, которую следует назвать самостоятельной. Исходя из названия, можно предположить, что станковый тип выполняется только на каком-либо агрегате. На самом деле его может сделать любой человек в виде картины, независимо от того, будет ли ему помогать в этом техника или нет. Все предметы как правило, украшают комнаты или представляются на выставках, в музеях, так как это - обычные картины. заключается в росписи стен здания, как внутренних, так и внешних. Во всем мире имеется большое количество таких элементов народного творчества, и они являются архитектурным и/или историческим достоянием тех стран, на территории которых располагаются.

Таким образом, виды изобразительного творчества в своем классическом варианте встречаются часто, но гораздо чаще они переплетаются с другими народными искусствами. В любом случае все они являются настоящим историческим достоянием любой страны, следовательно, надо сохранить их технику и самобытность.

Лекция 2.5.1 Использование средств наглядности на уроках ИЗО.

1. Виды наглядных пособий на уроках ИЗО.

2. Цели и способы применения наглядных пособий

Виды наглядных пособий, которые могут быть применяться на уроках изобразительного искусства и народного творчества.

Наглядное пособие –это средство обучения, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер. В других – облегчают процесс формирования абстракций. Выдающийся психолог Л.С.Выготский называл наглядные пособия «психологическим орудием учителя» (2, с.235).

Наглядные средства обучения являются необходимым компонентом учебно-методических комплексов, в которые чаще всего входит учебник, тетрадь с печатной основой и методические указания для учителя. (7)

1. К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, для изобразительного искусства это все, что можно нарисовать. Особенно необходимы натуральные предметы на первых порах, когда у детей только еще формируется понятие о форме и цвете предмета.

2. Широко используются в школе и изобразительные средства: рисунки, аппликации предметов, таблицы, плакаты, книги, иллюстрации, тетради на печатной основе с заданиями. Различные изображения предметов включаются по мере накопления у ребенка опыта в оперировании с натуральными объектами. Действия учащихся с плакатами и таблицами способствуют формированию многих понятий о способах передачи изображения.

Изобразительные наглядные пособия делятся на демонстрационные и индивидуальные. К демонстрационным относятся плакаты, репродукции картин, фотографии архитектурных сооружений и работ скульпторов, сравнительные таблицы, схемы поэтапной прорисовки объектов, предметы для рисования с натуры. Они способствует развитию зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки учащихся. Таблицы по назначению делятся на познавательные, инструктивные, тренировочные и справочные. К демонстрационным наглядным пособиям относятся также и различные видеоматериалы: слайды, видео-презентации, мастер-классы, видео-экскурсии и др.

К индивидуальным относятся тетради на печатной основе, учебники, цветовые схемы, книги с иллюстрациями, муляжи фруктов и овощей. Все эти пособия помогают учащимся выполнять самостоятельно задания по изображению предметов, иллюстрированию, познаванию формы предметов, определению теплых и холодных цветов, составлению композиций для натюрмортов.

Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.

А так же важны рассказы, беседы, которые сопровождают показ образцов произведений народного творчества, репродукций великих русских и зарубежных художников, а также фотографии работ известных скульпторов, зданий, построенных знаменитыми архитекторами и др.

Отбирая произведенияизобразительногоискусства для изучения школьниками, учитель должен руководствоваться следующими принципами:

Художественно-эстетической ценностью произведений изобразительного искусства;

Разнообразием видов и жанров изобразительного искусства;

Традиционностью видов народного творчества;

Разновидностями технологий художественной обработки материалов в народном искусстве;

Единством эстетического восприятия и художественной практики школьников.

Нельзя забывать и о пользе экскурсий в музеи, посещении с учениками выставок народного и современного искусства, выходов на природу для выполнения эскизных зарисовок. Огромное влияние на воспитание эстетического сознания школьников имеет наблюдение ими настоящих образцов народного творчества, соприкосновение с предметами старины.

Основными видами народного творчества принято считать устное творчество или «фольклор», изобразительное или декоративно-прикладное искусство и обрядово-календарное. Определяющим признаком народности является бесписьменная (устная) передача, в том числе танца и музыки.
К произведениям устного народного творчества, «фольклора», учитывая разночтения в трактовке этого понятия, условно можно отнести:
музыкальный фольклор;
творчество слова;
народный театр.
Множественные виды художественного творчества также условно можно разделить на несколько групп:
изобразительное и декоративно-прикладное искусства;
народная архитектура, зодчество;
художественно-технологические промыслы.
Каждый из видов имеет свою внутреннюю многогранную структуру, по-своему повествуя о жизни людей в разные временные эпохи, в различной среде обитания, реализуя всевозможные сюжеты, образы, обычаи.

Музыкальный фольклор включает в себя:
Вокальные жанры. Песни, баллады, припевки, былины, плачи – песня сопровождала человека от рождения до смерти. Колыбельные младенцу, считалки и потешки для детей постарше, хороводы для молодых, свадебные обрядовые и похоронные плачи есть в песенном наследии любого народа.
Инструментальная музыка. Танцевальные наигрыши, инструментальные пьесы, пастушеские мелодии.
Танцевальное творчество. Пляс, хоровод, кадриль, полька… В танцевальных ритмах отражается темперамент и характер народа, раскрываются различные стороны его жизни.

Творчество слова имеет самые разнообразные формы и содержание:
Сказочно-мифологическая тематика. Былины, главными героями которых являлись богатыри, сильные и добрые. Сказки волшебные и бытовые несут в себе нравственную основу, в сказке всегда торжествует добро и справедливость. Этническая мифология, легенды – события невероятные, чудесные воспринимались слушателями как достоверные события. Существуют легенды о происхождении городов, морей, о подвигах и необычайных приключениях.
Обрядово-бытовая тематика. Пословицы, поговорки, загадки – образные изречения, выражения, высказывания облеченные в определенный ритм и подкрепленные рифмой. Игры, обрядовые и календарные песни являются непременным атрибутом всех праздничных гуляний, значимых событий в жизни семьи и общины.
Религиозная тематика. Духовные стихи, легенды, новеллистические сказы. Праздники престольные и календарные. Этиологические былинки, рассказы о христианских праздниках.
Народный театр тесно связан с устным народным творчеством
Кукольный театр, театр теней. Представление, в котором в роли играют различные виды кукол, руководимые актерами. Свои истоки театр кукол берет в языческих обрядах и играх с условными символами богов.

Театр «живых» актеров. Театрализованные действия сопровождали календарные праздники, семейные обряды и содержали элементы перевоплощения, что и послужило основой для развития народных театров и драмы.
Изобразительное и декоративно-прикладное творчество:
Декоративная роспись по дереву, металлу, керамике. Уникальное явление в народном творчестве, рукотворные предметы, в которых естественность и возвышенность отвечают на потребность людей в красоте. Множественные народные промыслы имеют многовековую историю и древние традиции.
Блузы и платья с народной вышивкой. С тех пор как люди научились сшивать кожу и меха при помощи иглы, вышивка стала придавать изделиям из ткани национальное своеобразие, превратилась в искусство. Украсить вышивкой можно не только одежду, но и обувь, предметы интерьера, аксессуары и даже целые шатры.
Тканые покрывала, полотенца, напольные дорожки. Ручное ткачество – одно из самых старинных ремесел. Тканые пояса, нарядные дорожки, полотенца под образа вынимались только по большим праздниками, их бережно хранили и отдавали дочерям в приданое.
Лубок. Простая и лаконичная народная картинка, исполненная в простой и даже грубоватой манере, тем не менее, несла в себе наглядно-нравоучительную функцию.

Художественные ремесла и промыслы:
Керамика. Изделия из глины, самого доступного и простого материала, вначале были просты и незамысловаты. С появлением гончарного круга появилась посуда, более сложные в исполнении горшки и кувшины.
Ковроткачество, кружевоплетение. Существуют различные техники и школы плетения кружев. Ажурный, тонкий орнамент создается из шелковых, металлических, шерстяных и х/б нитей.
Ювелирное искусство, ковка, литьё, чеканка. Художественная обработка металлов для получения рельефных изображений.
Резьба по дереву. Мастерство резчиков по дереву берет свои корни в глубокой истории, когда из древесины различных пород делали буквально все: предметы быта, украшения, дома, небольшие лодки и огромные корабли.
Народная игрушка. Сделанная и украшенная своими руками игрушка приносила радость, а порой являлась своеобразным оберегом для ребенка. Делали игрушки из подручных и безопасных материалов: глины, соломки, тряпиц, деревянных баклуш, вязали из ниток.
Изделия бытовой обстановки, поделки. Сделанные с душой умелыми руками самоделки приносят практическую пользу и доставляют радость взрослым и детям.
Орудия труда с элементами художественной обработки.
Архитектура, деревянное и каменное зодчество, постройки.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

17 самых красивых видов народного искусства России.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома

Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филигрань

Филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.

Уральский малахит

Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра

Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Не удивляйтесь разным названиям, почему-то разработчики игры именно так пустили её в разных социальных сетях. В контакте игра называется "Назад в СССР: викторина", а в Одноклассниках - "СССР: вспомним!". Но игра абсолютно одинаковая, с одинаковым оформлением и заданиями. На сегодняшний день авторы опять изменили название приложения во всех соцсетях. Теперь игра идёт под одним заглавием Вспомни СССР - ответы на пятый и шестой эпизоды которой Вы найдёте чуть ниже.
Продолжим же наше путешествие по истории Советского Союза. В эпизодах 5 и 6 нам встретятся довольно интересные, а местами и сложные вопросы. Сможете ли Вы дать правильный ответ на вопрос кто автор книги "Вредные советы"? Или вспомнить неофициальное название периода после смерти Сталина; какое название носила установка СУ-152? Эти и другие задания из игры "Вспомни СССР" мы сейчас с Вами рассмотрим и дадим верные ответы на каждый из них.
Кому нужна наша помощь, присоединяйтесь! У нас есть решения абсолютно на все задания. Чтобы перейти к подсказкам на другие уровни, воспользуйтесь красными кнопками наверху и внизу каждой страницы, также перечень уровней имеется на форуме.

Игра Вспомни СССР - ответы на эпизод 5 уровни 61-75

Вспомни СССР: Уровень 61
Вопрос: Советский государственный деятель, который начал карьеру при Ленине, а в отставку ушёл уже при Брежневе.
Правильным ответом будет - Микоян .

Вспомни СССР: Уровень 62
Вопрос: Какая популярная в Советском Союзе певица изображена на этой фотографии?
Ответ: Эдита Пьеха .

Вспомни СССР: Уровень 63
Вопрос: Героиня Ирины Муравьёвой в фильме "Москва слезам не верит" уверяла хоккеиста Гурина, что именно эту книгу в конце 50-х "вся Москва читает".
Ответ: Три товарища .

Вспомни СССР: Уровень 64
Вопрос: Известный советский и российский писатель, автор "Вредных советов".
Ответ: Остер .

Вспомни СССР: Уровень 65
Вопрос: Этот поцелуй вошёл в историю СССР и всего мира. Узнать Л.И.Брежнева несложно, а человек справа - это...
Подсказка: фамилия состоит из 8 букв.
Ответ: Хонеккер .

Вспомни СССР: Уровень 66
Вопрос: Как назывался космический корабль, который в 1975 году состыковался с кораблём "Союз-19"?
Ответ: Аполлон .

Вспомни СССР: Уровень 67
Вопрос: Этот великий танцор был звездой советского балета, но эмигрировал в 1961 году.
Ответ: Нуриев .

Вспомни СССР: Уровень 68
Так называли участников знаменитой разогнанной милицией "Бульдозерной выставки" в Битцевском парке.
Ответ: сентябристы .

Вспомни СССР: Уровень 69
Вопрос: На этом снимке изображён знаменитый советский учёный, Лауреат Нобелевской премии мира.
Подсказка: фамилия Лауреата Нобелевской премии мира состоит из 7 букв.
Ответ: Сахаров .

Вспомни СССР: Уровень 70
Вопрос: В мае 1987 года гражданин ФРГ приземлился на самолёте прямо на Красной Площади и был тут же арестован как агент западных спецслужб.
Ответ: Матиас Руст .

Вспомни СССР: Уровень 71
Вопрос: Мощную самоходную установку СУ-152, которая легко справлялась с немецкими "Тиграми", наши солдаты прозвали именно так.
Ответ: Зверобой .

Вспомни СССР: Уровень 72
Вопрос: В 1933 году экипаж этого потерпевшего крушение советского парохода провёл во льдах почти два месяца.
Ответ: Челюскин .

Вспомни СССР: Уровень 73
Этот десткий лагерь в Советском Союзе уступал по популярности только знаменитому "Артеку".
Ответ: Орлёнок .

Вспомни СССР: Уровень 74
Вопрос: Ввод войск в Чехословакию и конец реформам "Пражской весны" положила операция, которая названа в честь этой реки.
Ответ: Дунай .

Вспомни СССР: Уровень 75
Вопрос: Этот поэт эмигрировал из Советского Союза в 1972 году.
Ответ: Бродский .

Игра Вспомни СССР - ответы на эпизод 6 уровни 76-90

Вспомни СССР: Уровень 76
Вопрос: Этот композитор был автором музыки Гимна СССР, утверждённого в 1944 году.
Подсказка: фамилия композитора состоит из 11 букв.
Ответ: Александров .

Вспомни СССР: Уровень 77
Вопрос: Фамилия какого советского государственного деятеля упоминается в названии завода, выпускающего эти автомобили?
Подсказка: на фото изображён грузовик ЗИЛ.
Ответ: Лихачёв .

Вспомни СССР: Уровень 78
Вопрос: Этот герой Советского Союза вошёл в историю, как лётчик-ас, который продолжал боевые вылеты после того, как ему были ампутированы обе ноги.
Ответ: Маресьев .

Вспомни СССР: Уровень 79
Вопрос: Название военной операции по вторжению Германии в СССР на начальной стадии Великой Отечественной войны.
Ответ: Барбаросса .

Вспомни СССР: Уровень 80
Вопрос: Орден, являющийся высшей наградой в СССР.
Подсказка: Орден с надписью "Ленин".
Ответ: орден Ленина .

Вспомни СССР: Уровень 81
4-11 февраля 1945 года состоялась эта конференция, на которой обсуждались основные принципы послевоенной политики.
Ответ: Ялтинская .

Вспомни СССР: Уровень 82
Непременный атрибут пионерской формы, означавший, что школьник принят в пионеры.
Ответ: галстук .

Вспомни СССР: Уровень 83
Вопрос: Неофициальное обозначение периода в истории СССР, начавшегося после смерти И.В. Сталина.
Ответ: оттепель .

Вспомни СССР: Уровень 84
Вопрос: Автор повести "Девчата", по которой был снят одноимённый художественный фильм.
Ответ: Бедный .

Вспомни СССР: Уровень 85
Вопрос: Писатель, лауреат Нобелевской премии, в течение нескольких десятилетий выступавший против коммунистических идей и политического строя СССР.
Ответ: Солженицын .

Вспомни СССР: Уровень 86
Вопрос: Время больших и неоднозначных перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированный М.С. Горбачёвым в 1987-1991 годах.
Ответ: перестройка .

Вспомни СССР: Уровень 87
Революционер, советский государственный деятель, глава рядов наркоматов, основатель ВЧК.
Ответ: Дзержинский .

Вспомни СССР: Уровень 88
Вопрос: Советский скульптор, автор монумента "Рабочий и колхозница".
Ответ: Мухина .

Вспомни СССР: Уровень 89
Вопрос: Исполнительница главной роли в фильме Эльдара Рязанова по мотивам пьесы островского "Бесприданница".
Ответ: Гузеева .

Вспомни СССР: Уровень 90
Вопрос: Вид изобразительного народного творчества, посвящаемый праздникам или текущим событиям, распространённый в СССР.
Ответ: стенгазета .