Григорий вицин ангел и добрый человек. "Вневозрастной феномен" Вицина. Георгий Вицин в фильме "Кавказская пленница"

Жизнь Георгия Вицина , с одной стороны, ясна и понятна. Популярный артист, способный рассмешить даже тех, кто смеяться не умеет, скромный человек. Но как быть, например, с датой рождения? Во всех справочниках и энциклопедиях — 18 апреля 1918 года. А на могиле на Ваганьковском кладбище -1917-й…Ошибка в энциклопедии закралась по вине самого Вицина: при поступлении в актерскую студию он убавил себе один год…

Терапия от застенчивости

Гоша Вицин с детства не любил экзамены, причем в любом виде. Что может быть неприятнее вопросов, на которые ты обязан отвечать. Все равно кому — учителю, начальнику, милиционеру или журналисту. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, вечно прятался за чужие спины. Но, поняв, что от всех не спрячешься, решил побороть застенчивость и закомплексованность и двинулся прямо навстречу опасности — в артисты!

Решение героическое. Ведь Гоша не понаслышке знал, как тяжело завладеть вниманием публики и особенно — удержать его. Мама его работала билетершей в Колонном зале Дома Союзов, поэтому приобщение Вицина к искусству отличалось регулярностью.

Именно там стал он однажды свидетелем сценического провала своего любимого писателя Михаила Зощенко. Сначала его рассказы читал эстрадник Владимир Хенкин. Публика надрывала животы от смеха. Потом объявили автора. Зощенко прочел свою юмореску, как поэтическое произведение, нараспев, («Как читает Вознесенский», — вспоминал Вицин) и… ушел со сцены в полной тишине под стук собственных туфель.

И все же, зная о коварстве сцены, Вицин выбрал школьный театр в качестве терапии от застенчивости. «Лечение» начал активно. В детском спектакле исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после школы Вицин решил «всерьез заняться» театром. Прибавив себе один год, поступил в училище им. Щепкина при Малом театре. Серьезности хватило на год, в конце которого студент Вицин исключается с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу».

Следующей осенью подал документы и поступил сразу в три вуза, но выбрал вахтанговскую «Щуку». Через год ушел и оттуда и, наконец, осел в театральном училище при Втором МХАТе, куда и был зачислен по окончании учебы.

Однако «везение» не оставляло молодого артиста. В 1936 году секретарь ЦК Компартии Украины Постышев в личной беседе со Сталиным посетовал, что вот, мол, в Москве целых два МХАТа, а на Украине — ни одного!

Справедливый Иосиф Виссарионович тут же подарил братской республике Второй МХАТ, естественно, со всей труппой. Актерам предложили паковать вещи и отправляться в Киев, а когда те отказались покидать столицу, театр быстренько расформировали. Да еще припомнили в газетах, что организовал его когда-то «эмигрант-отщепенец» Михаил Чехов.

Актер рождается в театре

С МИХАИЛОМ ЧЕХОВЫМ сравнили как-то и самого Вицина. Причем не кто-нибудь, а знаменитая актриса Серафима Германовна Бирман, один из самых строгих театральных педагогов. Вицин тогда уже служил в Театре Ермоловой и с блеском играл сексуально озабоченного старичка-импотента в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя».

На эту постановку публика валила валом, причем специально «на Вицина». Узнавали в кассах, играет ли он сегодня, и только тогда покупали билеты. Правда, были и недовольные. Как-то за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с 16-летней дочерью, и потребовал сократить «неприличный текст». Самое смешное, что до этого пьесу уже переписывали два раза, но пикантности своей она не утратила.

Скупой комплимент Серафимы Бирман дорогого стоил. Сама фанатично преданная театру, она и своих студентов гоняла «в хвост и в гриву», прививая безусловную одержимость сценой. Вспоминал Георгий Михайлович случай с молодой актрисой, которая всего-то и сделала, что прошлась по пустой и темной сцене просто так, прогуливаясь. Увидевшая это Бирман закатила грандиозный скандал. «Как вы могли, — грохотала она, — просто так, бесцельно, вразвалочку пройтись по сцене?! Станиславский ходил по сцене на цыпочках!»

Была ли то заслуга Бирман, но Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактер», считал он. Есть АКТЕР, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем. В сундучке своего театрального опыта находил Вицин заготовки для многих киноролей.

Сексуальный старичок, смутивший генеральскую дочку, превратился в сэра Эндрю из фильма Я. Фрида «Двенадцатая ночь». Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира, эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившего специфику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули в передаче Би-би-си.

Первым кинорежиссером Георгия Вицина стал великий Эйзенштейн. Правда, Сергей Михайлович вряд ли был в курсе, что в огромной массовке «Ивана Грозного» снимается в роли опричника будущая комедийная звезда советского кино. Настоящая же кинокарьера началась с роли архисерьезной — Николай Васильевич Гоголь в фильме Козинцева «Белинский». Вицин в образе классика был так убедителен, что уже через пару месяцев получил приглашение на «Гоголя — 2» — в картину Александрова «Композитор Глинка».

Одной из первых главных ролей, на которую пробовался Вицин, был Овод в одноименном фильме. Но судьба увела его от амплуа романтического героя и бросила в объятия комедии. В студийном коридоре его увидел ассистент из группы фильма «Запасной игрок». На роль молоденького футболиста Васи Веснушкина Вицин подходил идеально.

Каково же было удивление режиссера, когда выяснилось, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37! «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40, когда он с одинаковой убедительностью играл 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего героя пьесы Розова «В добрый час!». Конечно, природа постаралась, но и сам актер приложил максимум усилий, чтобы не растерять ее подарков.

Ну очень живой «труп»!

СВОЙ психофизический актерский аппарат Вицин всегда держал в отменной форме. Перед съемками того же «Запасного игрока» целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы «согнать жиры». А на репетиции боксерского поединка Вицин так разошелся, что всерьез атаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

В комедии «Она вас любит» по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина «на слабо». Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой «поклонницы Клавы», в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах.

В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать».

Но одно дело в 37 сыграть 25-летнего, и совсем другое — обмануть зрителя аж на 20 с лишним годков, да без всякой новомодной компьютерной графики. Случилось это на картине «Женитьба Бальзаминова». Съемки этого фильма планировались в 1955 году, и единственным кандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Гоша Вицин, давний друг режиссера Воинова по совместной работе в театре-студии Хмелёва. Но что-то тогда не сложилось, и сценарий был отложен в очень долгий ящик.

Через 10 лет появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль… опять Вицину. А было Георгию Михайловичу тогда ни много ни мало, а без двух лет полтинник. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п.

В отличие от большинства собратьев по цеху, искренне полагавших, что «место актера в буфете», Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Не курил. Лет в восемь затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. Как-то в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучше не пить!

Но самое главное — ЙОГА. В те времена, когда у нас никто толком и не знал, что это такое, Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств.

Многие режиссеры рвали на себе волосы, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе.

К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!»

Непьющий алкаш

За долгие годы работы в кино Георгий Михайлович мастерски научился играть алкашей, — рассказывает Владимир Цукерман. — Однако в реальной жизни он так и не научился пить. Поэтому Вицин и не любил всевозможные актерские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах. «Самое страшное, что придумало человечество, — это застолье», — говорил он.

В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: «Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов, Папанов, Миронов, Никулин, Моргунов, Вицин…» — «Стой, — прервал второй, — не ври». — «Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…»

С трудом уговорили актера выпить кружку пива на съемках «Кавказской пленницы». Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!»

Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!» «Как желаете, Георгий Михайлович, — вмешался режиссер картины Леонид Гайдай. — А снять еще один дубль все равно придется. Причем с настоящим пивом». И трезвеннику Вицину пришлось через силу осушить целую кружку.

Смелый трус

Еще один парадокс из жизни Георгия Михайловича: на протяжении нескольких лет он изображал трусливого хлюпика, каким в реальной жизни вовсе не являлся.

Мне рассказывали историю о том, как в Киевском зоопарке снимался фильм «Она вас любит». Готовили эпизод, в котором из клетки выходил лев и подходил к Вицину. Операторы сидели в специальной клетке, весь участок был огражден железными решетками, за которыми прятались режиссер Суслович и актерская группа. Лев в сопровождении дрессировщика Бориса Эдера (его не было видно в кадре) шел по дорожке…

Вдруг решетка неожиданно упала, и лев подошел вплотную к автору сценария Владимиру Полякову. Все закричали, кинулись врассыпную. Сам Поляков замер. Позже он признался, что от страха не мог сдвинуться с места. «Не бойтесь, — сказал Вицин, — львы смелых людей не трогают». И как будто даже погладил животное по шерсти… Лев постоял минуту, зевнул. В этот момент подбежал дрессировщик и увел животное подальше от испуганных людей.

Верный бабник

Георгий Михайлович не был писаным красавцем, тем не менее недостатка в поклонницах у него не было. Дамы писали письма о том, что хотят родить от него ребенка, признавались в любви. Многие актрисы тоже пытались соблазнить популярного коллегу. Но Вицин никогда не был сторонником

мимолетных связей. Тем не менее в его личной биографии есть факт, нехарактерный для Георгия Михайловича.

В юности у Вицина был роман с актрисой Диной Тополевой, которую он увел не у кого-нибудь, а у своего учителя, народного артиста СССР Николая Хмелева. Студия Хмелева позже преобразовалась в Театр им. Ермоловой. И, что странно, отношения между Хмелевым и Вициным после этого ничуть не изменились. Хмелев простил законной жене измену, и актер с почтением всю жизнь относился к своему учителю и режиссеру.

Тополева была значительно старше Георгия Михайловича. И когда он уже был женат, а актриса осталась одна и сильно болела, Вицин ухаживал за ней. Приносил продукты, покупал лекарства. И его законная супруга Тамара Федоровна поддерживала мужа в этом.

Со своей женой Вицин встретился тоже в Театре им. Ермоловой. Она служила там бутафором. По рассказам самой Тамары Федоровны, их знакомство состоялось на Пасху. Она пришла в реквизиторскую, куда народ принес куличи и пасху. И в кабинет вошел Вицин с крашеным яйцом в руке.

«Девочки, я пришел похристосоваться», — сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза… И с тех пор начали встречаться. А через несколько лет у пары родилась дочь Наташа. Сейчас она работает художником-графиком.

Несвятая троица

ЗА 10 ЛЕТ, прошедших между замыслом и выходом «Женитьбы Бальзаминова», в судьбе Вицина произошло многое. Но главная встреча состоялась в 1957 году, когда Леонид Иович Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света». Особого успеха картина не имела, тем более что цензура обошлась с «Женихом…» довольно круто.

Нормальный фильм превратили в кургузую короткометражку с периферийным прокатом. Зато следующая совместная работа, с самого начала ориентированная на короткий метраж, стала, как говорится, культовой и судьбоносной. Именно в фильме «Пес Барбос и необычный кросс» родилась самая знаменитая кинотроица советского кино — Трус, Балбес и Бывалый.

Сначала Гайдай прочитал в «Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал три характера-маски и стал искать актеров. На Труса сразу выбрал Вицина, а Трус нашел Балбеса, увидев как-то в цирке замечательного клоуна Юрия Никулина.

Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор «Мосфильма» Иван Пырьев . Четвертого героя — Барбоса — изображал пес Брех, который попортил артистам немало крови, упорно не желая исполнять в кадре задумки Гайдая. Как-то после очередного запоротого дубля Моргунов в сердцах пообещал придушить вредную псину в конце съемок. В следующем дубле понятливое животное… вцепилось актеру в ногу!

«Пес Барбос» был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно», на который студия «Мосфильм» особых надежд не возлагала. Но немая эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех.

Трюки и музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж и, главное, новые герои, которые мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого.

А пока суть да дело, тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где запомнилась лихой дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: «Начальство надо знать в лицо!».

Феноменальный успех «несвятой троицы» оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановой экономики. Легкая промышленность в кои веки среагировала на потенциальный спрос и быстро наладила выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски, игрушки, календари. Один такой календарь попался на глаза художникам «Союзмультфильма», и Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников из мультика «Бременские музыканты».

Гайдай преклонялся перед талантом Вицина. А Моргунов признавался: «Ни я, ни Никулин ногтя Вицина не стоим. Он дьявольски талантлив! Он вам хоть дверную ручку сыграет».

Апофеоз и финал ВиНиМора

ЗРИТЕЛИ воспринимали их как единое существо, что-то вроде комического Змея Горыныча о трех головах, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий).

Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздник Юрий Никулин (для него фильмы Гайдая стали началом кинокарьеры), спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин — артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов, который ни до ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл.

Уже во время работы над «Операцией «Ы…» Гайдай подумывал о завершении приключений своих героев. Непростые отношения сложились у режиссера с Моргуновым. Тот капризничал еще на «Самогонщиках» и на фоне «всесоюзной популярности» стал много себе позволять и на съемочной площадке, и вне ее. Так что в свою картину «Деловые люди» (по рассказам О. Генри) Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин там сыграли отличные роли, правда, по отдельности. Однако зрители требовали, начальство нажимало, да и сценарий нашелся подходящий…

Когда Никулин прочитал сценарий «Кавказской пленницы», то поначалу… наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих «соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылок шампанского.

Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин… — 1, потому что не любил шампанское. На самом деле Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и, наконец, знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной.

Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, — находка Вицина.

«Кавказская пленница» — фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей. К сожалению, апофеоз тройки стал ее концом. Гайдай пришел к выводу, что эксплуатировать эти типажи без самоповторов уже невозможно. Кроме того, на съемках «Пленницы» у него произошел крупный скандал с Моргуновым. Евгений Александрович явился на площадку в окружении стайки поклонниц и, рисуясь, принялся делать замечания режиссеру, вызывая восторженную реакцию у окружения.

Гайдай резко приказал директору убрать всех посторонних с площадки, Моргунов закусил удила. Гайдай тоже психанул и на глазах актера вырвал из режиссерского сценария все оставшиеся с ним эпизоды. Еще только раз встретились Вицин, Никулин и Моргунов на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семь стариков и одна девушка».

После Гайдая

ПРАВДА, в 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней». Да не просто возродить, а соединить ее в одном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой, Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым — Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из «12 стульев».

Несмотря на то что за сценарий взялись Яков Костюковский и Морис Слободский (авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки»), результат получился… как бы это помягче… жалкий. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся «Великолепная четверка» напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что-нибудь» так и не смогла. Участие Вицина в этом провальном проекте можно объяснить, пожалуй, лишь одним — он чувствовал «актерский закат». И действительно, то ли возраст, то ли отсутствие материала, но за все 80-е — только 3 картины, которые удачами не назовешь.

Зато 70-е были его временем. В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ.

“Утром деньги — вечером стулья!” («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») — это все Вицин. И как апогей популярности — приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом Одиссеем Цыпой.

Вместе с другими популярными артистами гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких, выходя со сцены, столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева. В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.

Звездный скромняга

Вицин говорил о себе: «Я всегда старался не привлекать внимания других к себе. Чего мозолить глаза народу?»

Он надевал серый плащик, надвигал на глаза кепочку и старался слиться с толпой. Ходит байка, что однажды его узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Георгий Вицин, я его брат», — стал обманывать людей актер. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!»

Вицину была не нужна слава. Он от нее бежал. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом. Когда открывался Музей трех актеров, Юрий Никулин заехал за Георгием Вициным, чтобы отвезти на презентацию. И застал коллегу лежащим на диване. «Гоша, вставай, поехали, твой же музей открывается», — сказал Юрий Владимирович. «Так это же надо штаны надевать», — ответил Вицин. «Что, ты совсем без штанов ходишь?» — «Так это надо другие штаны надевать». И перевернулся на другой бок. Но потом все равно собрался и приехал.

Последний раз Георгий Михайлович снялся в 1994 году в фильме Андрея Бенкендорфа «Несколько любовных историй». Потом выступал перед зрителями, в основном с рассказами Зощенко. Он мог иметь и машины, и дачи, и деньги. Но у него были другие интересы.

Ему всего хватало. Жил он скромно, страсти к нарядам и автомобилям у него никогда не было. А на еду и корм для собак и голубей, которых он обожал, Вицину хватало. Иногда выступал на сборных «юморинах» в бывшем Театре киноактера — шутил, что зарабатывает на корм бездомным собакам.

Животных действительно любил безумно. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда ОН выходит «на кормление», и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку. Одна птичка все время кричала: «Что ты все бегаешь? Пойди поспи!», а про собаку Вицин на полном серьезе сообщал, что та умеет говорить «мама».

Мало кто знал, что Вицин изучал труды Овидия, Горация, Плутония, Петрарки. Увлекался астрономией и каждый вечер смотрел со своего балкона на Арбате в телескоп. Был йогом со стажем. Почти 30 лет не принимал никаких лекарств и не ел мяса.

Вот таким он был, серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор (оба увлечения — с юности), йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только к восьмидесяти годам: «Смех — это великое… Смеяться — естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора — это болезнь… ненормального человека».

Статья в тему: Тихая звезда Георгия Вицина

Перейти к статье….

Георгий Вицин – советский актер театра и кино. Народный артист СССР. Известен участием в комедийных кинолентах.

Георгий Михайлович Вицин, знаменитый советский актер театра и кино, родился в 1917 году в городке Териоки (ныне - Зеленогорск). Когда мальчику исполнилось 8 месяцев, семья переехала в Москву. По официальной информации, актер родился в 1918 году, но дату поменяла мама, чтобы сына взяли в оздоровительный лагерь. Мария Матвеевна решилась на такой шаг, поскольку Георгий не проходил по возрасту, а места оставались только в младшей группе. Маму будущего актера знали как трудолюбивую женщину, которая самостоятельно вырастила сына. Муж Марии Матвеевны вернулся с войны и тяжело заболел, поэтому прожил недолго.

В детстве Георгий был застенчивым мальчиком, поэтому никто даже не представлял, что он выберет актерскую профессию. Но в школьные годы парень решил навсегда оставить стеснительность в прошлом, начав ходить в местную театральную студию. Тогда юноша твердо решил, что хочет стать актером.


После школы Георгий поступает в училище Малого театра, где проучился мало времени, так как руководство отчислило студента с весьма забавной формулировкой - «за легкомысленное отношение к учебе». Это настолько раззадорило будущую знаменитость, что осенью он решил поступать сразу в 3 театральные студии. После прохождения вступительных испытаний талантливого юношу приглашают в студию Дикого (московский театральный коллектив, организованный актером Алексеем Диким) и в театр Революции, а также училище имени Вахтангова. Вицин выбрал последний вариант. Актер не задержался и в этом престижном образовательном учреждении, а через год перевелся в театральную студию МХАТ-2, которую успешно закончил.

Театр

С 1936 года Вицин работает в театре имени Ермоловой. Театральная карьера артиста развивалась стремительно, зритель быстро полюбил молодого артиста. Можно с уверенностью сказать, что Вицин в это время популярен и востребован, ведь на спектакли с участием начинающего актера ходили регулярно толпы поклонников. Работники театрального учреждения вспоминали, что, если играл не Вицин, посетитель попросту сдавал билет в кассу и уходил. Даже суровые театральные критики признавали талант артиста и писали исключительно положительные рецензии.


В общей сложности Георгий Михайлович проработал на сцене театра Ермоловой 33 года. Вицин сыграл много ролей, но главной постановкой, в которой участвовал актер, стала комедийная пьеса «Укрощение укротителя». Образ старичка-импотента, которого играл артист, настолько понравился зрителю, что залы всегда заполнялись до отказа. Сценическая карьера была в самом разгаре, когда актер решил сменить театр на кино. Это было неожиданно, но вскоре станет понятно, что подобное решение позитивно повлияет на творческую биографию, ведь в будущем актер станет легендой советского кино.

Фильмы

Кинематографический дебют актера состоялся в 1951 году. Артист сыграл эпизодическую роль в картине « ». Позже его утвердили на главную роль в фильме «Белинский». На пробы пришло много известных актеров, но ассистентка режиссера утвердила кандидатуру Вицина, разглядев в претенденте на роль гоголевские черты. Примечательно, что за свою кинокарьеру Георгий Михайлович играл Гоголя трижды, настолько естественной и реалистичной выглядело исполнение персонажа.


Вицин – разноплановый актер, которому удавались любые образы. Но популярность пришла после комедийных ролей. Первой известной комедией, в которой Георгий сыграл молодого футболиста Веснушкина, стал фильм «Запасной игрок». Интересно, что на пробы он попал случайно. Вицин пробовался на роль в кинокартине Файнциммера, но попытка оказалось неудачной. Актер уже хотел возвращаться в Москву, но его заметил ассистент режиссера. После удачных проб Георгия утвердили на главную роль Васи Веснушкина, молодого перспективного спортсмена.


Вицин всегда очень основательно подготавливался передать новый образ на экране. До начала съемок актер много времени уделял спортивной подготовке, выполняя физические упражнения на стадионе, чтобы соответствовать герою киноленты. Когда артисту предложили роль Веснушкина, ему было не 25, как думал режиссер, а 37. В этом плане актер был феноменальным человеком, возраст Вицина для окружающих оставался загадкой. Актер выглядел очень молодо, и в свои 40 мог с легкостью сыграть молодого парня 17 лет. Все потому, что Георгий Михайлович вел здоровый образ жизни: не курил, не пил, а также не забывал и о занятиях йогой. Актер ответственно и скрупулезно относился к здоровью, не любил застолья и игнорировал шумные посиделки. При этом роли пьяниц исполнял достоверно и реалистично.


После блистательной роли Васи Веснушкина актера пригласили в фильм «Она вас любит!». Вицин отлично играл, выполняя сложные трюки. Эпизод с водными лыжами предполагалось снять с дублером, но режиссер решил задействовать Георгия. Трюк с водными лыжами актер выполнил идеально.

В 1955 году его приглашают в картину «Женитьба Бальзаминова». Режиссер долго уговаривал артиста, который никак не соглашался, ведь досталась роль 25-летнего парня, а на тот момент артисту исполнилось 48.


Настоящее признание пришло к актеру после участия в картине «Пес Барбос и необычный кросс», ведь в этом фильме зритель впервые увидел культовую троицу - Труса, Балбеса и Бывалого. После этого , и Георгий Вицин стали всенародными любимцами. Эта легендарная троица появлялась еще не раз в фильмах : «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница или новые приключения Шурика».

Вскоре предстал на экране в фильмах «Деловые люди», «Двенадцатая ночь», «Старая, старая сказка» и других. В 1990 году актер много гастролировал по стране вместе с двумя коллегами, а его фото все больше узнают обычные советские граждане, вовсе не интересующиеся кино. Также старался выделить время и театральной работе, играл в Театре киноактера.


Георгий Вицин - еще и прекрасный декламатор, ведь кроме актерства он озвучивал мультфильмы. На счету артиста десятки мультипликаций: «Конек-Горбунок», «Высокая гора», «Снеговик-почтовик» и многие другие.

Фильмы с участием Вицина полюбились советскому зрителю. Люди помнят знаменитые работы, которые создал Леонид Гайдай, и спустя десятилетия продолжают смотреть увлекательные картины. Тем не менее в творческой биографии актера имеются художественные фильмы, где Георгий Михайлович как всегда проявил себя просто блестяще, феноменально сыграв смешные персонажи, но широкая аудитория обошла такие киноленты стороной. Речь идет о фильме «Неисправимый лгун», который незаслуженно оказался в тени других творений, где отметился Вицин.


В картине Виллена Азарова актер сыграл мастера-парикмахера Алексея Иванович Тютюрина, человека с очень добрым и мягким характером. По сюжету герой Вицина постоянно попадает в непредсказуемые ситуации, влияющие на его жизнь. Оказавшись в очередной передряге по дороге на работу, парикмахер опаздывает, а начальство не верит в невероятные рассказы сотрудника, отказываясь подписать характеристику, которая поспособствует в повышении на должность заведующего залом.

Блестящее исполнение роли, а также песен, которые полюбились взрослым и детям, – яркий пример профессионализма актера. Георгий Вицин сумел передать суть жизненных ситуаций, а иногда и несправедливое восприятие правды со стороны людей.


Кинокомедию «Неисправимый лгун» смело можно записать в список лучших работ Георгия Вицина, а картину отнести к смысловым фильмам комедийного жанра, которые отчетливо демонстрируют, как тяжело выжить добру в современном мире.

Личная жизнь

Надежда Тополева – первая гражданская жена актера, с которой Вицин прожил много лет. Пара так и не оформила отношения официально. По словам дочери актера, Надежда этого и не хотела, а отец не настаивал. Примечательно, что любимая женщина была значительно старше артиста. После расставания Вицин не бросил Тополеву, приносил продукты и лекарства, старался всегда помочь.


С Тамарой Федоровной, официальной женой, актер прожил до последних дней, именно супруга и ухаживала за ним. У пары родилась дочь Наташа, которую Вицин очень любил.

Наталья Вицина часто вспоминает отца. Однажды в интервью дочь легенды советского кино рассказала, что знаменитому актеру нравилось рисовать. По словам женщины, Георгию Михайловичу больше подходила иная профессия – художника и скульптора.


Известно, что в перерыве между съемками актер мог быстро сделать наброски портрета коллег. Партнерам Георгия Вицина по фильму «Кавказская пленница» вспоминается шарж на Юрия Никулина, сделанный артистом на съемках киноленты.

Смерть

На старости лет великий артист переехал в маленькую «хрущевку», отдав дочери просторную квартиру в центре столицы. В конце 90-х Вицин мало с кем общался, старался не давать интервью. Выходил только, чтобы покормить голубей.


Актер умер 21 октября 2001 года. Причина смерти – хронические заболевания печени и сердца. В родном городе артиста установили памятник в его честь.

25 октября 2001 года состоялась гражданская панихида в Центральном доме кинематографистов в Москве. В тот же день народного артиста похоронили на Ваганьковском кладбище.

Тысячи москвичей пришли проститься с легендой советского кино. Церемонию прощания посетили и видные деятели киноискусства: , и другие.

Траурная церемония была скромной, ведь сам актер вовсе не любил суету вокруг своей личности. Лишь после смерти стало известно, что Георгий Михайлович до последнего работал, чтобы обеспечить семью.


Советский артист очень любил животных и птиц. Узнав об этом, двое москвичей с одобрения родственников Вицина принесли на панихиду клетку с 12 голубями, выпустив птиц в момент выноса тела актера.

Председатель Союза кинематографистов Никита Михалков выступил с прощальной речью, которая отчетливо характеризует профессионализм и достижения актера.

«Комедийного артиста подобного масштаба в России не было и никогда не будет. Только услышав его фамилию, люди светлели, на лицах всегда появлялась улыбка. У него был дар смотреть на своих персонажей как бы со стороны, и поэтому даже отрицательных его героев всегда обожали зрители», – сказал Никита Михалков.

Фильмография

  • За спичками
  • Комедия давно минувших дней
  • Руки вверх
  • Опасно для жизни!
  • Операция «Ы» и другие приключения Шурика
  • Соперницы
  • Путешествие пана Кляксы
  • Двенадцать стульев
  • Солнце, снова солнце
  • Бравые парни
  • Несколько любовных историй
  • Неисправимый лгун
  • Кавказская пленница
  • Формула радуги
  • Джентльмены удачи

Конечно же, первым возникает перед глазами открытое лицо Александра Демьяненко – или просто Шурика. Александр Сергеевич и до Леонида Иовича снимался во многих картинах и всегда успешно, но как бы сейчас сказали «раскрутил» его все же Гайдай. Сыграв Шурика, почти в самом начале своей актерской карьеры, Демьяненко, по сути, стал заложником этого образа. Он принял участие в трех гайдаевских фильмах — это и в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика», «Кавказской пленнице, или Новых приключениях Шурика» и в одной из самых любимых комедий нашего народа «Иван Васильевич меняет профессию». Но так и остался в памяти зрителя Шуриком, главным положительным героем народного режиссера.



Александр Демьяненко и Алексей Смирнов (кадр из Фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»). Фото: Global Look Press

Нина Гребешкова (29.11.1930)

Нина Павловна — вдова Леонида Иовича. Ее карьера киноактрисы началась, когда ей было всего 19 лет: в 1950 году она сыграла в фильме «Смелые люди». С мужем они прожили около 40 лет. За этот период он снял ее в большинстве своих картин, среди которых, конечно же, «Бриллиантовая рука», «Не может быть!», «12 стульев». Нина Павловна и сегодня продолжает сниматься, хотя ей уже 86 лет. Недавно, например, сыграла в эпизоде вышедшего в 2016 году нашумевшего фильма-катастрофы «Экипаж».

И как не вспомнить легендарную троицу: Трус, Балбес и Бывалый. Причем, у всех троих актеров – Георгия Михайловича Вицина, Юрия Владимировича Никулина и Евгения Александровича Моргунова – огромная фильмография и помимо этих ролей. Но широкому зрителю они запомнились прежде всего по картинам Леонида Иовича.



Юрий Никулин и Нина Гребешкова (кадр из фильма «Бриллиантовая рука»). Фото: Global Look Press

Георгий Вицин (18.04.1917 – 23.10.2001)

Георгий Михайлович снимался у Гайдая и до роли Труса: в «Женихе с того света». А также и позже: в «12 стульях», «Деловых людях», «Не может быть!» и других картинах. Известна такая байка: якобы когда режиссер Григорий Михайлович Козинцев, намеревавшийся дать Вицину роль Гамлета, узнал, что тот играет в комедиях у Гайдая, в ужасе воскликнул: «Какого драматического артиста потеряли!». В те времена еще никто не предполагал, что из драматического, порой даже трагического актера получится яркий комедийный лицедей.

Юрий Никулин (18.12.1921 – 21.08.1997)

Гайдай увидел Никулина впервые в фильме «Девушка с гитарой» и сразу решил позвать на роль Балбеса. Режиссера потрясли никулинская способность смешить на полном серьезе и его выразительные грустные глаза. Никулин — так же, как и Вицин, — участвовал в фильмах Леонида Иовича не только в роли Балбеса: он сыграл в комедиях «Деловые люди», «12 стульев». Ну, а самой звездной стала для него роль скромного служащего Семена Семеновича Горбункова из «Бриллиантовой руки». Кстати, писалась она конкретно на Юрия Владимировича.

Евгений Моргунов (27.04.1927 – 25.06.1999)

Евгения Александровича сложно назвать любимым артистом Гайдая, хоть режиссер и снял его в трех своих картинах: отношения у них складывались непросто. Но без него мы просто не можем представить известную троицу. Уже на съемках «Кавказской пленницы…» актер нагрубил режиссеру. И то ли по этой причине, то ли решив, что троица себя «изжила», Гайдай вскоре решил: «Я вас породил, я вас и убью». И перестал снимать актеров втроем.



Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов (кадр из фильма «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика»). Фото: Global Look Press

Сергей Филиппов (24.06.1912 – 19.04.1990)

Сергея Николаевича вполне можно назвать «Королем эпизода». Он сыграл так же, как и Георгий Вицин, во многих фильмах Леонида Гайдая, только в эпизодических ролях. И все они были запоминающимися: Киса Воробьянинов из «12 стульев», шведский посол из «Ивана Васильевича…», певец на свадьбе из «Не может быть!». Но мало кто знает, что он учился в балетной школе, и преподаватели пророчили ему балетное будущее. А еще он всю жизнь мечтал сыграть положительную трагическую роль, но так и не дождался.



Сергей Филиппов и Арчил Гомиашвили (кадр из фильма «12 стульев»). Фото: Global Look Press

Владимир Этуш (06.05.1922)

Инженер Брунс, товарищ Саахов, Антон Семенович Шпак – все это герои Владимира Абрамовича из кинокартин Гайдая. И надо признать, что именно этими ролями Этуш особенно запал в зрительские сердца. Гайдаю очень нравилась манера игры Этуша, и режиссер даже позволял актеру импровизировать прямо на съемочной площадке. Именно так родились крылатые этушевские фразы: «Шляпу сними», «Белый, горячий, совсэм белый!», «Торопиться не надо!».



Владимир Этуш и Нина Гребешкова (кадр из фильма «12 стульев»). Фото: Global Look Press

Наталья Крачковская (24.11.1938 – 03.03.2016)

Первой ролью Натальи Леонидовны в картинах Гайдая стала мадам Грицацуева из «12 стульев». Режиссер долго искал нужный типаж, и в Наталье Крачковской он увидел необходимый образ. Потом были и другие его комедии, но зрителям навсегда запомнилась роль Ульяны Бунша из комедии «Иван Васильевич меняет профессию». И особенно ее фраза: «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат и меня вылечат».


Арчил Гомиашвили и Наталья Крачковская (кадр из фильма «12 стульев»). Фото: Global Look Press

Странно, но девизом этого популярнейшего актера было «Прожить надо незаметно». Не в смысле бегства от жизни, а занимаясь любимым делом и не замечая пролетающего времени. Отвлекаться от дела не любил, поэтому журналистов не жаловал. С «мастерами пера» беседовал в основном по телефону. От личных встреч уклонялся, заявляя: «Поболтать по телефону - это одно, а чтобы куда-то идти, надо брюки надевать. А от микрофона я вообще заикаться начинаю!» Свои редкие интервью долго вычитывал и правил, боясь непонимания и двусмысленности: «В разговоре я теряю контроль, могу сказать лишнее. Журналисты и рады… А я потом нервничаю». В 1998 году, накануне «официального» 80-летия (реальный юбилей был годом раньше), отбиваясь от назойливой прессы, искренне и по-детски наивно сетовал: «Если бы вы меня любили, давно бы оставили в покое!»


Во всех справочниках написано, что Георгий Вицин родился 23 апреля 1918 года в Петрограде. «Это полная чушь! - убежден директор Музея трех актеров (Вицина, Моргунова и Никулина) Владимир Цукерман. - 90-летний юбилей актера надо отмечать в этом году».
Георгий Вицин родился 23 апреля 1917 года. И не в Петрограде, а в финском селении Тириоки, которое впоследствии стало территорией Ленинградской области. Ошибка в энциклопедии закралась по вине самого Вицина: при поступлении в актерскую студию он убавил себе один год. По мнению Владимира Цукермана, в справочниках есть еще одна досадная ошибка. Первой ролью Вицина в кино называется роль опричника в картине Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». «Георгий Михайлович мне лично говорил, что в глаза не видел Эйзенштейна, - рассказывает Цукерман. - Первый раз в кино он появился в роли железнодорожника в фильме Сергея Юткевича «Здравствуй, Москва». Это был 1945 год».
Нет ничего удивительного в том, что в справочниках появилась масса недочетов о судьбе Георгия Вицина, и у зрителей сложилось о нем неверное впечатление. Актер, снявшийся более чем в ста фильмах, в жизни был очень закрытым человеком. Вицин был прямой противоположностью того образа, который создал на экране.

Георгий Вицин знал всё. Но мы его почти не знали. И вряд ли когда-нибудь разгадаем до конца. Мы можем лишь прикоснуться к этой тайне.

Вицин, Никулин, Моргунов. Трус, Балбес, Бывалый. Троица, придуманная Леонидом Гайдаем, и сыгранная замечательными актёрами, была одной из самых популярных в нашей стране. Они были не только киногероями. Их персонажи ушли в фольклор, стали героями анекдотов. А ведь у этой троицы есть свой день рождения - 27 декабря. Именно в этот день в 1960 году худсовет Мосфильма утвердил Никулина, Вицина и Моргунова на главные роли в комедию "Пёс Барбос и необычный кросс"


Первым в троицу был зачислен Георгий Вицин. К тому времени уже довольно успешный и популярный актёр. Он уже работал с Гайдаем в фильме "Жених с того света"

На роль Бывалого пробовались Михаил Жаров и Иван Любезнов. Но Иван Пырьев посоветовал обратить внимание на малоизвестного актёра Евгения Моргунова. Это было попадание в десятку

На роль Балбеса режиссёр приглассил Сергея Филиппова, но тот был занят, да и не хотел сниматься в этой роли. Вицин предложил попробовать клоуна московского цирка Юрия Никулина. У него уже было несколько незначительных ролей в кино. Увидев его Гайдай сразу воскликнул: "Вот он - Балбес! И гримировать не нужно".

Закрепляя успех, Гайдай взялся за съёмки новой короткометражки, в которую пригласил уже ставную популярной тройку

Сразу появились сложности - Моргунов отказаля сниматься, считая роль Бывалого проходной и несерьёзной. Только вмешательство Пырьева вынудило актёра согласиться

Фильм в итоге был снят за две недели. В нём актёры уже не только бегали, но и пели

В это время успешную троицу "попробовал переманить" Эльдар Рязанов - он снял её в комедии"Дайте жалобную книгу"

А ещё любимцы публики стали желанными гостями на "Голубых огоньках"

Может Гайдай и отпустил бы Трио, но ему этого не дали - руководство Мосфильма пожелала их увидеть в одной из частей новой комедии Гайдая про приключения студента Шурика

Говорят, что фильм потом ругали многие критики - слишком симпатичными вышли в нём уголовники. Зато зритель был в восторге

Подробно о съёмках всех трёх новелл вы можете прочитать в посте

После выхода "Операции "Ы" Гайдай был твёрдо настроен не снимать больше тройку. Но ему опять не дали - уже велась работа над сценарием фильма под рабочим названием "Шурик в горах", ставший позднее замечательной "Кавказской пленницей"

Вот только этот фильм действительно стал последним для Гайдая, где он снял знаменитое трио

Почему? Думаю вы все уже прекрасно знаете о конфликте Гайдая и Моргунова

Кроме того, режиссёр не смотря на все уверения уже давно считал что матриал с тройкой уже отработан и эксплуатировать его нельзя


Творческий союз трёх актёров не пережил расставания с Гайдаем.

Её ещё пытались реанимировать в фильме "Семь стариков и одна девушка", но именно после этого фильма многие согласились с тем, что трио себя изжило

Ещё одна попытка сыграть на их былой популярности была предпринята в 1980 году в фильме "Комедия давно минувших дней". Но согласились только Моргунов и Вицин. Никулину сценарий не понравился и он отказался от съёмок

Единственным их соединенинием можно считать работу над пластинкой "Проишествие в стране Мульти-Пульти", где они озвучили даже не своих героев, а разбойников из "Бременских музыкантов", чьи образы удачно срисовали для мультфильма Инесса Ковалевская и Макс Жеребчевский (подробности читайте с рассказе