Очень скромный человек. Быть скромным — хорошо или плохо. Крылатые выражения о скромности

Скромность в психологии – это такое моральное качество, которое характеризует индивидуума в зависимости от его отношения к самому себе и к окружающим. Ему не свойственна хвастливость и высокомерие, а с окружающими он ведет себя на равных, даже если ему есть чем гордиться. Основа этого качества положительна, но бывают случаи, когда скромность - это плохо.

Когда скромность становится отрицательной чертой?

  1. Случается, что скромность приобретает показной характер. Обычно этот прием используют неуверенные в себе люди. Человек, изображающий из себя скромного и стеснительного, таким образом, напрашивается на комплименты и похвалы. Такие манипуляции называются ложной скромностью.
  2. Истинную природную скромность можно было бы считать положительной чертой характера, если бы она не грозила превратиться со временем в комплекс. Нередко излишняя стеснительность и постоянная неуверенность в себе становятся проблемой и мешают человеку развиваться. Стеснительный человек ограничивает свои возможности во всех сферах жизни. Ему трудно сделать шаг навстречу понравившейся девушке. На своем рабочем месте, в его голове роится масса интересных идей, но он стесняется их высказать. В общении с окружающими, он молчалив и скучен. Поэтому на вопрос "украшает ли скромность парня" нельзя дать однозначного ответа. Когда это качество проявляется в умеренной степени и не мешает нормальной жизнедеятельности, оно носит положительный характер. А если его слишком много, то тогда это можно отнести к негативным качествам.

Женская скромность

Со слабым полом все намного проще, им прощается и даже поощряется их стеснительность, слабость и ненапористость. Мы выросли на классических произведениях, в которых воспевались кротость и стеснительность девушек. С давних времен скромность женщины свидетельствовала о ее внутреннем достоинстве и сдержанности, а наглость и нахальство - признаками невоспитанности. Но даже у девушек скромность может вызвать некоторое неудобство, стать причиной стрессов и депрессий. В таком случае необходимо бороться с излишней скромностью.

Причины излишней скромности

Психологи считают, что излишняя скромность может возникать вследствие следующих причин:

Генетика. Ученные говорят о существовании гена застенчивости. Он проявляется с рождения у людей с неустойчивой нервной системой. воспитание. Неправильное воспитание и недостаточные навыки общения сковывают человека и делают его излишне стеснительным. психологическая детская травма. В результате шока испытанного в раннем детстве страдают многие черты характера, и скромность не исключение.

Как избавиться от скромности?

Существует два пути борьбы с излишней скромностью. Первый предполагает тренировку характера, специальные упражнения и тренинги. Второй способ – обращение к специалистам.

Для самостоятельной терапии можно применить следующие рекомендации:

Если данные методы не помогают, необходимо обратиться за помощью к психологу. Он проведет необходимые диагностические мероприятия и в случае необходимости придумает план действий и разъяснит, как побороть скромность.

Боритесь со своей скромностью, только в том случае, если она носит излишний характер. Если же она умеренна, наслаждайтесь и гордитесь этим чувством и не забывайте золотые слова: «скромность украшает девушку».

Скромность украшает любого человека – так считалось испокон веков. Само понятие скромности предполагает целый набор качеств личности. Это и изысканный вкус, и непритязательность, и искреннее желание делать добро без ожидания благодарности. Хотя мнения людей довольно разные по этому вопросу.

Скромность или застенчивость?

«Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости» Жан-Жак Руссо

Многие качества, присущие ему, человек приобретает в младенческом возрасте и даже до рождения. Последние исследования говорят о том, что в утробе матери ребёнок слышит не только разговоры будущих родителей, но даже улавливает мысли самого близкого ему человека. Если он чувствует свою желанность, то впоследствии вырастет уверенным в себе. Если же мама во время беременности не полюбит малыша, то он может стать неуверенным, с чувством вины, застенчивым.

Скромность и застенчивость – не одно и то же.

Застенчивость как раз и есть проявление неуверенности в себе, подсознательный страх не понравиться. Она мешает сначала ребёнку, потом, если ему не помочь, взрослому человеку ставить и добиваться целей. О том, как преодолеть в себе неуверенность, можно прочитать .

Скромность же – это как раз проявление воспитанности уверенного в себе человека. Он прекрасно осведомлён о своих достоинствах, но не кичится ими и не выставляет напоказ. Именно поэтому мы говорим, что скромность украшает, как женщину или девушку, так и мужчину.

Скромность украшает или тяготит?

»Когда есть, чем гордиться, можно позволить себе быть скромным. Когда нечем, быть скромным предпочтительно» Эдуард Александрович Севрус (Ворохов)

Уникальность каждого человека не стоит доказывать, это очевидно. Из этого следует, что и черты характера, и взгляды на жизнь, и весь набор привычек и качеств любого из нас ни в коем образе не встречаются у другого. Да, мы во многом похожи, и всё же различаемся как снежинки или рисунок отпечатка пальца. Что для одного благо, для другого «смерть».

Исходя из этой позиции трудно дать однозначный ответ – каким лучше быть, скромным или не очень. И всё же, давайте разберёмся.

Наверно каждый из вас вспомнит случай из своей жизни (и не один), когда другого унижала ваше достоинство, или наносила обиду, а то и вызывала взрыв возмущения в ответ. Одним словом, вызывала в вас негативные эмоции. То же вы могли испытывать, глядя на развязное поведение подростков и не только.

А теперь вспомните скромность девушки, опускающей в смущении глаза, встретившись с вашим взглядом. Или мужчину, уступающего вам дорогу, подающего руку. Это из другой «оперы», можете сказать вы. Да нет, скромность, воспитанность, уважение – синонимы.

«За скромностью предполагают силу» Роберт Вальзер

Можно быть скромным, но упорно идти к своей цели. И именно такие люди добиваются своего. А на вершине успеха не изменяют своим принципам. Слава и богатство «портит» лишь тех, у кого и в помине не было этих качеств.

Скромность в понятиях религии

Любая религия призывает человека быть покорным и непритязательным, довольствоваться тем, что посылает Бог (не важно, в обличии Иисуса, Аллаха или Будды). Стремление к материальным и плотским удовольствиям никогда не приветствовались церковью. Наоборот, считается, что воздержание от них очищает душу и тело человека, приближает его к духовному благу.

Гордыня противоположна скромности и считается грехом, т.к. она мешает проявлению в человеке сострадания, всепрощения, смирения. Даже Иисус Христос снисходил до того, что мыл ноги своим ученикам. В этом действии сокрыта важность, которая на первый взгляд не видна. Здесь присутствует не только смысл отрицания превосходства одного человека над другим, но и таинство очищения той части души, которая в данный момент наиболее «грязна», как ноги перед трапезой.


Часто можно услышать фразы: «Надо быть скромнее» или «Скромность украшает человека» . Что же они означают? Что такое скромность? Скромность – это достоинство или недостаток? Быть скромным необходимость или выбор? Прежде чем ответить на все эти вопросы, давайте разберемся с вопросом: «Что такое скромность?» .

Не существует одного точного определения этого слова. Скромность – это черта характера, совокупность личных качеств человека, которые выражаются в умеренности: в требованиях к окружающим людям и к жизни; к роскоши и богатству; к тщеславию; к высокомерию, сохраняя при этом человеческое достоинство и правила приличия.

Отвечая на следующие вопросы, нужно учитывать индивидуальные особенности характера каждого человека в отдельности. Живя и воспитываясь в социуме, люди не становятся похожими друг на друга, в каждом человеке сохраняются характерные привычки, черты, присущие только ему.

Скромность – это достоинство или недостаток?

В обществе в целом и в каждом отдельно взятом сообществе обычно устанавливаются определенные правила. Можно ли считать человека, соблюдающего все эти правила скромным? В определенном смысле – можно. Но как же тогда с проявлением лидерских качеств, заложенных в саму природу этого человека? Есть мнение, что для лидеров скромность скорее недостаток, а не достоинство. Для «лидеров по жизни» как раз необходимо быть очень внимательным к себе, проявление лидерских качеств ни в коей мере не должны переходить в наглость, высокомерие, заносчивость и тщеславие. Проявляя себя как лидер, человек может переступить ту грань, которая отделяет уверенность в своей правоте от наглости, заносчивости и высокомерия. В общении людей между собой необходимо быть предельно корректным, чтобы вольно или не вольно не обидеть, не унизить достоинство другого человека. И как приятно общаться с человеком, который не выставляет напоказ свои знания, свое превосходство над другими. Такого человека можно назвать вежливым, учтивым воспитанным, а скромность «идет рука об руку» со всеми этими качествами.

Таким образом, можно сделать вывод, что скромность – это скорее достоинство для всех людей. Быть лидерами и при этом оставаться скромными – это жизненная позиция людей, которые, прежде всего, уважают самих себя. Ни один уважающий себя человек не позволит себе и другим унижать, кого бы то ни было.

Скромность и застенчивость – это одно и тоже?

Со определением «скромность» мы определились, а тихих, незаметных людей тоже можно назвать скромными? Про таких говорят: «Он и мухи не обидит» . Может это врожденная скромность? Или это от неуверенности в себе? Скорее всего, второе. Такое поведение называют застенчивость. Чем же эти два понятия отличаются одно от другого?

Застенчивость проявляется от неуверенности в себе, человек боится высказывать свою точку зрения, боится быть не правым, боится быть высмеянным другими. Ничего общего застенчивость не имеет со скромностью.

Скромный же человек уверен в себе, знает о своих достоинствах и недостатках. Воспитание не позволят ему громко заявлять, демонстрировать свои познания, сравнивать себя с другими. Поэтому застенчивому человеку, чтобы стать скромным нужно воспитать в себе уверенность, чувство собственного достоинства, избавиться от комплекса неполноценности.

Религия и скромность

Во всех мировых религиях скромность восхваляется, к скромности призывают все канонические тексты. Считается что скромным поведением можно очистить душу и помыслы от грехов. Все религии практикуют посты, во время которых человек осознанно проявляет скромность, воздержанность, умеренность в еде, питье, в это время не позволительно ругаться, гневаться, поощряется сострадание, отказ от излишеств, идет призыв к всепрощению и смирению. И это не случайно, ведь очищая душу, человек очищает тело. Он становится более уравновешенным, спокойным, если проявляет раздражение, учится просить прощение у Всевышнего, а потом и у людей к кому отнесся с раздражением. Религия помогает учиться быть скромным.

Быть скромным необходимость или выбор?

Подведем итоги, чтобы к человеку относились с уважением, ценили, нужно быть не только знающим, умным, необходимо быть скромным, воспитанным, иметь чувство собственного достоинства. А быть скромным или нет – это выбор каждого.

Скромность

(Вопросы задаёт редактор журнала "В городе" Екатерина Бакланова)

«Жизнь, которая осознает свою красоту, склонна скрывать себя в сказках скромности. Ложь громко кричит: «Я есть свет!», - и мгновенно сгорает, а скромность, подобно бриллианту, молчалива, но обладает своим собственным светом, сияющим с постоянной яркостью». Инаят Хан Хидаят

Из каких черт складывается образ человека, которого мы уважаем, который может служить для нас примером? Вероятно, большинство из вас сойдется на том, что такой человек должен быть смелым, правдивым, честным, верным, добрым, настойчивым и, разумеется, скромным. «Чем умнее человек, тем он скромнее», - гласит античный афоризм. В японской пословице говорится: «Скромность - украшение мудрости». «Скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: она придает им силу и рельефность», - писал Ж. Лабрюйер, а Л. Н. Толстой считал скромность и простоту главными условиями моральной красоты человека.

Что же такое скромность? На вопросы редакции отвечает психолог, специалист по системной терапии и семейным расстановкам Томашевская-Куркова Жанна.

Что такое скромность: качество, передаваемое на генетическом уровне, продукт воспитания, результат внутренней работы человека над самим собой? Подконтрольна ли она человеку?

Скромность – это внутреннее достоинство и самоуважение. Это результат познания себя и мироздания, усердия и трудолюбия, воли и сильного характера. Это огромная внутренняя работа. Чем глубже и интересней человек, тем он благороднее и скромнее. Самодостаточный человек не нуждается в выпячивании своих качеств или достижений, ему не нужно утверждение вовне. Он живёт, ориентируясь на свой внутренний мир. Ошибки и победы принимает равно. Ошибаясь, он не привлекает к себе внимание, не выставляет себя жертвой. Он обучается и решает свои жизненные задачи. Побеждая, не хвастает этим, а принимает с благодарностью полученное и идёт по жизни дальше. Живя в согласии с самим собой, он знает цену жизни своей и окружающих его людей.

В чем разница между скромностью, стеснительностью и застенчивостью? Скромный человек – слаб и нерешителен? Может ли скромный человек быть гордым?

Застенчивость и стеснительность чаще всего происходят от неуверенности в себе. Человек боится высказывать свою точку зрения и всегда подстраивается под большинство или просто молчит, не зная и не умея выразить самого себя. Скромность уверенна и смела. Уверенный человек живет с верой. Какова вера человека – таково его внутреннее состояние и поведение среди людей. На веру опирается разум и интеллект человека. Скромный человек с достоинством проживает свою жизнь. Он обладает духом и волей, он свободен от внешней оценки. Скромность горда. А вот гордость без скромности превращается в высокомерие и гордыню.

Всегда ли скромность украшает человека?

Недавно во время отдыха у моря я наблюдала забавные ситуации. На городском пляже дети и взрослые одной немецкой семьи раздевались догола, привлекая к себе внимание и ловя недоумённые взгляды отдыхающих. Они раздевались и вызывающе смотрели на окружающих, для них очень важно было внимание и реакция людей. В тот же день я случайно познакомилась на пляже с одной русской женщиной и позже встретилась с ней в ресторане. Эта дама уже ужинала со своими родными, но, тем не менее, она приложила все усилия к тому, чтобы присоединиться к нашему столу. Во время ужина в первую минуту беседы я узнала о том, что женщина имеет отношение к психологии. Весь вечер мы слушали только эту даму, которая во время беседы никого не слушала и никому не давала сказать ни слова, пыталась самореализоваться за счёт внимания и энергии других людей. А в это время её семилетняя дочь активно соперничала с мамой. Она залезла на столбик возле стола и очень громко изображала обезьянку: корчила рожицы, кричала, издавала разные звуки, тем самым невольно заставляя обращать на себя внимание. Совершенно разные три ситуации – начинающие нудисты, женщина-психолог и её дочь. Но все кричали о помощи. Все нуждались в самой базовой потребности человека – признании. Когда ребенок маленький, ему очень важно признание его родителей – мамы и папы. И вполне нормально поведение маленькой девочки, которая буквально требовала недополученного маминого внимания и любви. И немного комично и грустно выглядит, когда взрослый человек любым способом стягивает энергетику других людей на себя, чтобы хоть как-то убедиться в том, что ОН ЕСТЬ. Когда человек взрослеет, признание приобретает более глубокий смысл. ПРИ-ЗНАНИЕ – человеку важно находиться при знании . Важно знать самого себя, свои потребности и желания, свои возможности. Знать законы мироздания и законы развития человека. Очень важно находиться при высшем знании. Постигая знания, человек познаёт и признаёт самого себя – человека. Он становится самодостаточным и независимым от других. Если человек останавливается в своём развитии получением диплома о своей профпригодности, то ему в течение всей жизни нужно будет, как маленькому ребёнку, постоянное признание других людей. В самом слове ЧЕЛО - ВЕК (ученик века) заложен огромный смысл человеческой жизни.

Люди, которые действительно считают, что находиться раздетыми среди людей – это естественно, идут в круг своих единомышленников – нудистов. Они раздеваются и наслаждаются своим состоянием, им незачем бросать вызов «другим», не похожим на них людям. Точно так же профессионалу в своей деятельности на темы своей профессии интересно общаться в своём кругу – среди таких же профессионалов. Им совершенно незачем выпячивать своё мировоззрение среди людей, которые далеки от этого. Как правило, независимо от мировоззрения и социальных течений люди, которые действительно верят в то, о чём говорят, не кричат об этом на каждом углу, а просто живут ими. Они это делают для себя.

Иногда, общаясь с людьми, только через некоторое время совершенно случайно узнаёшь об их достижениях в профессии или интересном образе жизни. Они привлекают не словами, а уже сделанными делами. Это их образ жизни. Они уважают и оберегают свой внутренний мир и очень выборочно пускают в него окружающих. Зрелые люди скромны, просты и естественны. Эти качества - большая редкость в нашем обществе и самое ценное украшение. Я много раз была свидетелем, когда в спорах, дискуссиях и других сложных жизненных ситуациях побеждала скромность. Скромный человек покоряет и очень располагает к себе.

Может ли скромность стать серьезным препятствием в жизни или, что еще хуже, причиной постоянных стрессов и, как следствие, болезней?

Скромность - это внутренняя ценность, на которую человек опирается в сложных жизненных ситуациях. Это качество может только помочь во время стрессов и болезней. Мы привлекаем к себе неприятности вследствие своих же некорректных мыслей или поступков. Скромность благодаря наработанной мудрости позволяет посмотреть на стрессовую ситуацию реальными глазами, принять её и достойно решить.

Как Вы относитесь к высказыванию Дзонгсара Кхьенце: «Даже скромность может быть разновидностью притворства и лицемерия»? Что такое ложная скромность? Уловка тщеславия или притворство?

Люди могут играть, притворяться и надевать маску скромного человека. Бывает, что человек не уверенный и робкий, ленивый и не интересный сам себе прячется за мнимой скромностью. Это удобная форма подачи себя в социуме. Но такие люди, как правило, раздражены и не уравновешены. Их внутренний дискомфорт cо временем выходит наружу. Часто их «скромным» жизненным девизом является фраза: «Господи, мне ничего не надо, только сделай так, чтобы у других ничего не было».

Настоящую скромность от притворства всегда можно отличить – её сопровождают простота, естественность и доброжелательность.

Может ли скромный человек подменять стеснительность несвойственными формами поведения - напускной наглостью и развязностью?

Скромность - это внутреннее состояние человека, это накопленная мудрость. Наглость и развязность – маски, за которые прячется неуверенный в себе человек, которому очень важно произвести впечатление на окружающих. Мы все знаем, что маленькие дети хулиганят из-за недостатка любви и внимания. Точно такая же причина поведения у наглого и развязного человека – любым способом заявить о себе. Такое поведение - крик о помощи. Скромный человек не ориентируется на окружение, он знает, кто он, что делает и зачем. Даже если окружающие не принимают его мировоззрения, он не будет огорчаться. Ему важно то, что он сам знает и проживает.

Можно ли рассматривать излишнюю скромность в качестве порока, от которого необходимо избавляться? И если да, то как это можно сделать?

Скромность - это великая ценность, составляющая внутреннего фундамента, на который человек опирается в своей жизни. Её нужно развивать и преумножать в себе. Такое качество доступно немногим.

Может ли скромный, на вид нерешительный, но очень грамотный и толковый специалист получить высокооплачиваемую работу или это проще сделать самоуверенному разгильдяю?

Получить работу, может быть, сможет быстрее самоуверенный разгильдяй, но удержится на работе скромный специалист. Заполучить скромного грамотного специалиста – это большая удача. Такие люди меньше говорят и больше делают. Самоуверенный разгильдяй много говорит и создаёт видимость работы. Для этого и существует у работодателей испытательный срок, чтобы рассмотреть специалиста и отличить пустословие от дела.

Чья скромность больше ценится: мужская или женская? Каковы причины возникновения излишней скромности?

И мужская и женская скромность очень красивы. К сожалению, сегодня мы видим очень мало вокруг таких людей. Основная масса пускает пыль в глаза. Люди нескромно самоутверждаются своим положением, связями, возможностями. Но не имея внутри веры и достоинства, они чувствуют себя опустошенными. Отсюда наглость, хамство и выпячивание. Когда человек сам лично достигает материального положения или известности, он себя ведёт гораздо скромнее, чем тот, который достиг чего-то при помощи других. Личный самостоятельный путь материальных достижений проходит параллельно с жизненными накоплениями мудрости и опыта. Если человек получает что-то за счёт кого-то, душа его всегда знает об этом. И тогда, чтобы заглушить это знание, человек выпячивает эти достижения напоказ, убеждая, в первую очередь, самого себя в том, что он значим. Параллельно с этим идёт раздражение, злость, неудовлетворённость. Чем глубже и интересней человек, тем скромнее он. Мужская скромность сопровождается достоинством, женская – простотой и естественностью. Скромности много не бывает.

Надо ли преодолевать скромность?

Я думаю, что на эту тему в нашем обществе ещё очень рано говорить… Нам всем много нужно потрудиться над своим саморазвитием, чтобы развить хоть малую долю настоящей скромности.

Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придает новую прелесть, силу и уважение характеру.

Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках,

что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей

просвещенностью, он не считает себя выше других.

Почти всегда скромность прямо пропорциональна талантливости.

Скромность — это не только орнамент, но и страж добродетели.

Скромность как качество личности – склонность проявлять отсутствие стремления к почестям .

Сверх скромный парень в аптеке, ужасно стесняясь очереди, едва шепчет: — Мне бы это… презерватив. Аптекарь: — Что, что? Говори громче! — Ну в общем, Полина, Роза, Елена, Зина, Евдокия, Руслана, Валя, Аксинья, Тоня, Ира, Вера. Аптекарь с удивлением: — И куда же ты с одним презервативом на такую ораву?

Девушка,а у вас есть парень? -Нет. -Вы очень скромны. У такой красивой и милой девушки должен быть парень? — Да я не против, муж против…

Человек иногда не может уклониться от почестей, но это ни в коей мере не говорит о его нескромности. Мария Склодовская-Кюри первый в истории дважды лауреат Нобелевской премии. В 1910 году ей удалось выделить чистый металлический радий. Таким образом, был завершён 12-летний цикл каторжных опасных для жизни работ. Из скромности она даже не запатентовала результаты своего исследования. Мария утверждала: «Радий не должен никого обогатить. Этот элемент принадлежит всему миру». Во время первой мировой война Мария возглавила радиологическую службу общества Красного Креста и сама выезжала в прифронтовые госпитали. Она научилась водить автомобиль, а при необходимости становилась автомехаником. В юности она с мужеством переносила холод мансард, затем в неприспособленном для лаборатории сарае она проводила трудоемкие эксперименты, а во время первой мировой, с присущей ей спокойствием и скромностью, превратилась в солдата. Ее почитал весь мир, но у нее никогда не было стремления к почестям и славе.

Как выглядит нескромность, то есть человек, стремящийся к почестям? Он акцентирует внимание на себе, манерно себя ведет, громко разговаривает, с пафосом и командными нотками в голосе, броско одет, проявляет зависть и пр. Нескромность как проявление гордыни постоянно вступает в антагонизм с окружающими, а это ведет к страданию и боли. Когда человек разговаривает не искренне, с пафосом, люди сознательно или бессознательно противятся его нескромности. Возрастает риск конфликта, а это боль и страдания. Эго нескромности наталкивается на массовое эго окружающих.

В отличие от нескромности скромность всегда находится в состоянии умиротворения, то есть ум ее спокоен. Умиротворение – это спокойствие ума, то есть ум умиротворенного человека не возбуждается своим эго, он постоянно находится в покое. Скромный человек – прежде всего, умиротворенный человек . Не тихий, а именно умиротворенный. Тихий человек может быть далеко не скромным: в тихом омуте черти водятся.

Нескромный человек, лишившись «конфетки» почестей, испытывает зависть. Нескромность без почестей гримасничает и исходит от зависти. Скромность ведет себя спокойно, непритязательно, всегда хорошо выполняет свой долг и с почестями и без них. Нескромность, если ее поманят почестями, будет выполнять свои обязанности, ей и в голову не придет бескорыстно исполнять свой долг. Отсутствие скромности – это жгучее желание почестей. Нескромность не стабильна, без вознаграждения, привилегий и почестей она неработоспособна. Иными словами, с нескромным человеком возникает масса проблем: работает он не стабильно, конфликтует с людьми, его не уважают. Если коллектив был здоров, то с появлением нескромности его будет разъедать зависть.

Скромность – это качество личности, которое проявляется относительно себя, а не относительно других людей . Она отличается от смиренности. Смиренность означает победу над гневом, человек воспринимает всю входящую информацию смиренно, ругают или хвалят его – он будет одинаково смиренно реагировать. Смиренность – высшее качество святой личности, она автоматически предполагает наличие скромности. Скромность не обязательно должна быть смиренной. Если скромность ругать, оскорблять, доводить до «белого каления», она может не выдержать и разразиться гневом. Она равнодушна к прославлениям, почестям, подаркам, но, когда оскорбляют ее человеческое достоинство, она тоже может «встать на дыбы». Иными словами, смиренность – это отсутствие гнева, а скромность – это отсутствие желания почестей. Скромность – это обязательная ступенька к смиренности.

Скромность в отличие от нескромности умеет слушать, воспринимать новое . Нескромность не способна слушать. Активное слушание предполагает смиренность. Это качество личности противоположно гордыни, поэтому нескромность не может на него претендовать. К примеру, молодой провинциал приехал в Москву покорять научный мир. Основной его мотивацией становится, к примеру, получение научных званий и степеней, достижение материального благополучия, почета и славы. Наука для него не цель, а средство обогащения. Злой и голодный он неистово грызет гранит науки. Постепенно, накопив знания, он «остепеняется» — становится кандидатом, затем доктором наук. С хвостом годов гордыня, что он знает больше других, растет, активизируется его эгоизм. Постепенно эго человека подбирается к разуму, и он начинает чувствовать себя всезнающим, самым умным и незаменимым. Это означает, что скромность потеряна, способность дальше развиваться, совершенствоваться, прогрессировать – утрачена. Когда он был скромен, он мог слушать других людей, учиться у них. Именно тогда он и был счастлив. Но поскольку мотивы его познания были исключительно корыстными и к познанию истины имели самое дальнее отношение, он сам «перекрыл себе кислород». Выезжая на багаже прошлых заслуг, он пыжится перед всеми, пытаясь подтвердить свою важность. Даже своих «домашних» он достает своим эгоизмом. Раздраженная жена говорит ему: «Можешь корчить из себя гения перед студентами, а в семье веди себя естественно. Марш выносить мусор, пока не получил по глупой лысине». Иными словами, человек, утративший скромность, терпит жизненное фиаско.

Примером скромности и в то же время истинного ученого был Майкл Фарадей. Он никогда не стремился ни к богатству, ни к почестям, но за свои заслуги был избран почетным членом более семидесяти научных обществ и академий. Его труды ознаменовали наступление новой эры в физике, а он не брал патента на свои изобретения, неоднократно отказываясь от выгодных должностей, сулящих ему баснословные доходы. Отказался он и от дворянства, сказав при этом: «Благодарю, но я хочу называться просто – Майкл Фарадей».

Когда у человека разум осквернен эгоизмом, он не в силах передать свои мысли и знания другим людям. Как говорил великий режиссер К. С. Станиславский: «Не верю!» Когда человек в гордыне, он ничего не может объяснить людям. Его не понимают. Парадокс, знаний много, а толку никакого. Скромность смиренна, она ничего не добавляет от себя к усвоенной истине. Если она сделала научное открытие – это будет «добавленной стоимостью» к прежним знаниям. Знание скромности будет усвоено людьми, ибо оно идет от чистого неэгоистичного разума. Скромность умеет объяснять, ведь она не нервничает, когда человек не понимает, а продолжает терпеливо в приветливой форме излагать свою точку зрения.

Истинный ученый скромен и лишен гордыни, ему не нужны почести и слава. Например, Пьер Кюри и Мария Кюри, когда к ним пришло мировое признание, и не думали наслаждаться славой, их больше волновало, что предоставление государством лаборатории оттягивалось из года в год из-за нехватки денег и бюрократических проволочек. Когда декан факультета естественных наук сообщил Пьеру, что хочет представить его к ордену, ученый ответил: «Прошу Вас, будьте любезны передать министру, что я не имею никакой нужды в ордене, но весьма нуждаюсь в лаборатории». А когда в 1903 году Кюри получили от Королевского общества золотую медаль, то отдали ее маленькой дочке, как игрушку. Ученые даже не запатентовали свой метод получения радия, считая, что подобный коммерческий подход к открытию противоречит духу науки.

Способность скромности слушать и слышать другого человека, необычайно важна для взаимоотношений. Если супруги слушают мнение друг друга, значит, семья представляет собой единое целое, значит, она базируется на взаимном уважении. Эгоист никого не слушает, и его никто не хочет слушать. А как важно для политика слушать чужие мнения, понимать и принимать точку зрения своих советников.

Тестом на скромность служит похвала. Нескромность, ожидающая почестей, расплывается от похвалы, становится на постамент, бронзовеет на глазах. Она не в состоянии скрыть свою реакцию на похвалу, ведь так хотелось потешить свою гордыню. Льстец всегда отыщет уголок в душе нескромности. Скромность, наоборот, равнодушна к похвале.

Если подавляющее большинство композиторов в своей жизни страстно искали славу, то Дебюсси — наоборот. Он ни разу в жизни не бывал на постановках собственных опер и отвергал славу, которая пришла к нему в конце жизни. Ну а по поводу своей музыки он всегда скромно говорил: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал…»

Скромность противоположна наглости. Вам приходилось слышать о скромном наглеце или о наглой скромности? Конечно, нет, ибо это два разных полюса. Эти два качества образуют шкалу «Скромность – Наглость», на которой человек находится в конкретной точке. Когда проявленной стороной личности становится скромность, мы считаем такого человека скромным. Скромность, несомненно, является качеством святой личности. Обычный человек – это дробь, в числители которой находится скромность, а в знаменателе – наглость. Анатоль Франс сказал: «Во всем надобно соблюдать меру, даже в скромности». Люди прислушались к его совету, уменьшив до минимума числитель дроби. К скромности человек идет последовательно: «Я нескромный человек. Я, наверное, скромный человек. Я очень скромный человек. Я, несомненно, самый скромный человек. Я обыкновенный человек». Джузеппе Верди однажды сказал: «Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим и говорил: «Я». Когда мне исполнилось двадцать пять лет, я стал говорить: «Я и Моцарт».
Когда мне стукнуло сорок, я говорил: «Моцарт и я». Теперь же я говорю: «Моцарт». Вот таким путем мы идем к скромности.

Настоящая, а не показная скромность привлекает к себе разумность . Например, скромная девушка хочет выйти замуж. Она не будет броско одеваться и вести себя нагло. Ей нужен ответственный, разумный парень, которому нужна не наглая размалеванная кукла, а скромная жена. Подобное притягивает подобное. Наглая девушка будет привлекать внимание мужчин, которые интересуются ее телом, а не внутренним миром. Тот, кто интересуется ее разумом – это разумный человек, а тот, кого привлекло только ее тело – не будем давать ему точное определение, и так понятно. Цена такого брака – рубль за пучок в базарный день. Если девушка демонстративно отказывается от внимания (почестей) к себе со стороны другого пола, это скромность или нет? Нет. Если она с радостью принимает внимание, это скромность или нет? Тоже, нет. Если она не обращает внимания на мужские взгляды, это скромность или нет? Да, это скромность, она проявляется внутри человека, а не извне. Скромность внутри себя – это внутренняя чистота и умение хранить и защищать эту чистоту. Скромность – самое мощное оружие женщины.

Между разумностью и скромностью существует прямо пропорциональная зависимость . Разум скромного человека не отягощен гордыней, поэтому он видит объекты внешнего мира без предвзятости и эгоизма. Нескромность имеет «грязный» разум. Ее амбициозное эго превращает истинные знания в ложные, приправив их изрядной долей эгоизма. Разум нескромности находится в невежестве, он всецело подчинен прихотям раздутого эго.

Скромность не склонна находить в других людях недостатки . Это принципиальное свойство этого качества. Скромность оправдывает человека, думая: «Это хороший человек». Если недостаток на поверхности, скромность говорит: «Ничего страшного. Мелочи жизни. Все равно тебя не брошу, потому что ты хороший». Отчего так происходит? От того, что у скромности отсутствует зависть к этому человеку. Можно завидовать положению другого человека, тому, что тот меня не почитает. Зависть вызывает раздражение и злобу на другого человека, заставляя говорить о нем в черных тонах. Если меня другой человек не почитает, нескромность начинает его осуждать, сплетничать. Она хочет почитания, а ее не уважают. Тогда она начинает выискивать в другом человеке недостатки. Одним словом, зависть – признак отсутствия скромности.

Скромность живет в гармонии со своими желаниями и возможностями, она не притязательна и сдержанна . Ей претят излишества, роскошь и пагубное вожделение. Скромность, зайдя в магазин, купит только то, что планировала. Ее не отвлечешь какой-либо приманкой. Нескромность, полная вожделения, будет покупать и то, что нужно и что не нужно. Поэтому скромность быстрее нескромности дойдет до материальной цели.

Внешняя цель достигается посредством реализации внутренней цели. Как это понимать? Внутренняя цель означает воспитать в себе хорошие качества личности и тогда внешние цели реализуются автоматически. Например, муж хочет, чтобы жена и дети его уважали. Это внешняя цель. Заставлять себя уважать, дарить подарки, упрекать – все это бесперспективные пути. В «Евгении Онегине» дядя «уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». В наши времена сказали бы «дал дуба», «сыграл в ящик», «склеил ласты» или «коньки откинул». Понятно, что и этот вариант ему не подходит. Если он поставит внутреннюю цель – стать ответственным человеком и будет стремиться к этой цели, результат не заставит себя ждать. Женщины уважают в мужчине ответственность. Почувствовав изменения в поведении отца и мужа, его близкие изменят к нему отношение в лучшую сторону.

Скромность не культивирует в себе желание как можно быстрее овладеть чем-то в материальном мире. Ее принцип – всему свое время. Непритязательность скромности означает уважать ход времени. Она знает, что у нее все будет со временем. «Не надо выпрыгивать из штанов, так цели не достигнешь, я получу все, что заслуживаю», — уверена скромность. Делай доброкачественно свое дело из чувства долга, и результат придет. Поэтому скромность испытывает умиротворение. Она осознает, что внешние покупки ей необходимы как средство для достижения цели. Если они в данный момент ей не по карману, значит, и цель у нее другая. Спокойно воспринимая эту данность, скромность, в то же время, осознает, что у нее и другое предназначение, у Бога на нее другие планы. Она понимает, что у нее другое счастье, его не нужно предвосхищать, оно идет изнутри, а не снаружи. Она не придает избыточной значимости объектам внешнего мира, поэтому ее цели достигаются легко и просто. Нескромность, стремясь к исполнению своих желаний, истратит все свои нервные ресурсы, получит десять раз инфаркт, испортит отношения с близкими людьми, но цели так и не достигнет. Жадность торопит нескромность: «Какое всему свое время? Хватай быстрее».

Скромность искренне интересуется окружающими, уважает принятые в обществе нормы морали и нравственности. Она дает свободу от тщеславия, предоставляет возможность учиться у окружающих, перенимая их достоинства.

Для скромного человека характерно еще одно положительное качество — он не навязчив в общении . Если он видит, что кто-то, общаясь с ним, не доволен, то будет стараться уйти от контакта. Скромность не причиняет беспокойства другим людям свои поведением. Скромность нельзя путать с забитостью и мягкотелостью. На скромности «не поездишь», «не сядешь ей на голову». Скромность – это, прежде всего, развитое чувство собственного достоинства. Забитость возникает от страха потерять мужа, работу, что окружающие будут плохо к ней относиться. Скромность нельзя ни за что подцепить, ей не сядешь на шею, у нее есть своя цель и поэтому она всегда может вежливо отказать. Она не будет делать то, что нарушает ее движение к цели. В достижении цели скромность проявляет чувство собственного достоинства.

Петр Ковалев 2013 год