Филипок л н толстой план. II. Проверка домашнего задания. Включение в систему знаний и повторение

Открытый урок по чтению 4 класс. Тема: «Филипок» Л. Толстой

Подготовила и провела учитель начальных часов

Овечкина Ирина Александровна

Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

Задачи:

Обучающие :

. познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок»

. учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;

. учить выборочному чтению;

. расширение словарного запаса.

Коррекционно-раз вивающие:

. коррекция устной речи через чтение по ролям;

. коррекция развития мышления (установление причинно-следств енных закономерностей наступления весны) ;

. расширение кругозора.

Воспитывающие:

. способствовать воспитанию познавательного интереса;

. воспитывать любовь к чтению.

Оборудование и наглядность :

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение» 2012, мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, презентация

Ход урока

I Орг. момент

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

II Артикуляционная гимнастика

Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:

а) Артикуляционные упражнения :

«Бегемотик»

«Лягушка»

«Горка»

б) Дыхательные упражнения:

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

в) Ч и с т о г о в о р к и:

ЛО-ЛО-ЛО - снежное покрывало

ЕГ-ЕГ-ЕГ - выпал в среду первый снег

СУ-СУ-СУ - лежит снег в лесу

ГА-ГА-ГА - завывает вьюга

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - метёт снежная метель

г) Игра «Слова в словах»

Из первого столбика слов уберите по одной или две буквы чтобы получилось новое слово

Парк-пар

Клён-лен

Шарф-шар

Тесто-сто

Удача-дача

Гроза-роза

III Повторение изученного

Какой раздел по чтению мы с вами изучаем?

(«Идет волшебница зима»)

Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке?

Давайте его прочитаем.

Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Дети читают стихотворение (по желанию наизусть)

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (веселье, радость…)

IV Сообщение темы и цели урока

А вот кто это? Я предлагаю вам прочитать фамилию этого писателя. Она спрятана в цепочке букв.

Х Л КМ Н У ТОЛСТОЙ ВРЧП

V Изучение нового материала

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

Полное собрание сочинений - 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.

В то время было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н. Толстой нашёл время для детских учебных книг.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

    Знакомство с произведением

Название нового произведения вы тоже определите сами.

.и. и. о. кплф

Перед вами запись. Выполним задание вместе.

В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.

1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в

2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук, который есть в имени писателя, с которым мы сегодня знакомимся

3 согласная прячется в последнем звуке слова урок

4 согласная найдётся в алфавите сразу за буквой о

Какое слово получилось?

Рассмотрите обложку и предположите о ком эта книга?

В какое время происходят события?

а) Первичное знакомство с произведением

Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения.

(слайд-фильм «Филипок»)

Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?

б) Словарная работа

Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе.

К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль)

Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). Давайте посмотрим в словаре Ожегова

В тексте вам встретились незнакомые слова давайте прочитаем, что они означают.

Поденная работа- работа по отработанным дням.

Слобода - большое село, деревня.

Постреленок - озорник, сорванец.

Сенцы, сени -помещение между жилой частью и крыльцом.

Бедовый - шустрый, смелый.

Лавка - большая скамейка.

4. Физминутка

в) чтение учащимися

чтения произведения по цепочке

чтение произведения по цепочке. (1-3 часть, стр. 132 - 133)

1 ) чтение первой части (с.132) "цепочкой":

Какие действующие лица появились здесь?

( Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята ).

Что узнали о матери? (мать ушла на подённую работу )

Что узнали об отце? (отец уехал в лес )

Что узнали о бабушке? (бабушка сидела на печке )

Что узнали о ребятах? (ребята ушли в школу )

Что узнали о Филипке? (что Филипок был маленький и не ходил в школу )

А как он собирался в школу? (Стал искать шапку, своей не нашел. Взял старую отцовскую и пошел в школу )

2) чтение второй части (с.132-133) "цепочкой ":

Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда.)

Как звали собак, которые залаяли на Филипка? (Волчок, Жучка )

Кто отогнал этих собак? (вышел мужик и отогнал собак )

Как назвал мужик Филипка? (пострелёнок )

3 ) чтение третьей части (с.133) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе?

- Куда прибежал Филипок? (в школу )

Что он услышал на крыльце? (как гудят голоса ребят )

Почему он не заходил в класс? (на него нашел страх, что учитель его прогонит )

Почему не хотел идти домой? (боялся что собака заест )

Кто подтолкнул его в школу? (баба с ведром )

г) Работа в группах

Восстановление деформированного плана рассказа.

Давайте поверим, насколько внимательно вы читали эти части произведение.

У вас на столах есть маленькие листочки Вам нужно расположить их в правильной последовательнос ти

Учащиеся восстанавливают события в том порядке, в каком они происходят в рассказе.

Скучно дома

Скучно дома

Филипок отправляется в школу

Филипок отправляется в школу

Знакомая дорога

Знакомая дорога

Опасная часть дороги

Опасная часть дороги

Раздумье на пороге школы

Раздумье на пороге школы

Кто главный герой рассказа? Давайте охарактеризуем его и составим его паспорт

Характеристика главного героя

Паспорт героя

1. Как зовут?

2. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) - Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

    Проверка полученных знаний

Давайте выполним тест и посмотрим как вы запомнили части рассказа которые мы прочитали.

А) И. Суриков

Б) Н. Некрасов

В) Л. Н. Толстой

2. Как называется произведение

А) «Детство»

Б) «Филипок»

В) «Сад друзей»

3. С кем Филипок остался дома?

А) с братом;

Б) с дедушкой;

В) с бабушкой .

4. Клички собак, напугавших мальчика .

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

5. Почему мальчик по дороге упал?

А) испугался;

Б) споткнулся и упал;

В) уронила собака

    Рефлексия деятельности на уроке

В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающи й аппарат - фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему "хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге". Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте.

Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись " Обращение к учащимся школы

Учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Калининград

Кирпушко Наталья Ярославовна

УМК «Школа России»

3-й класс.

II класс

Л.Н. Толстой «Филиппок»

Цели урока:

    Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

    Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

    Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

    Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

Ход урока:

    Организационный момент.

— улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

II . Проверка домашнего задания.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)

— Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.

(3 человека работают у доски)

* Работа у доски (слайд-маркер)

1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями

2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках

(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,

сверка со слайдом)

Образец

Скучно дома

Скучно дома

Филиппок отправляется в школу

Опасная часть дороги в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем

Опасная часть дороги в школу

Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы

«Ты погоди хвалиться»

Встреча с учителем

Филиппок читает

Филиппок читает

Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»

Остальные дети работают в парах

* Работа в парах

— Откройте стр.124, задание 11.

— Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).

— Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)

На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

— прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы

— давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»

III . Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.

— Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

— Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

— Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

— И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

— С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

— Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

— Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу ) (о/в)

— Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога ) (Опасная часть дороги в школу )

— Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

— Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

— Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем ). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

— Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает )

Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

— Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

— Найдите и прочитайте заключение

* Физ.минутка: гимнастика для глаз

Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: (выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)

Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.

оценим

— Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

— А как вы относитесь к Филиппку?

— Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

— А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)

IV . Итог

    Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) — У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

Отзыв по произведению

    Жанр, название

    Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

    Назвать главных героев

___________(другая группа)

    Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

    Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

— Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

— Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

      Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его

Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»

Учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Калининград

Кирпушко Наталья Ярославовна

УМК «Школа России»

3-й класс.

II класс

Аналитический урок

Чтение

Л.Н. Толстой «Филиппок» (II урок, продолжение)

(учебник Л.Климанова «Литературное чтение»)

Цели урока:

    Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

    Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

    Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

    Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

Ход урока:

    Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

II . Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

( Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)

Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.

(3 человека работают у доски)

* Работа у доски (слайд-маркер)

1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями

2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках

(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,

сверка со слайдом)

Образец

Скучно дома

Скучно дома

Филиппок отправляется в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем

Опасная часть дороги в школу

Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы

«Ты погоди хвалиться»

Встреча с учителем

Филиппок читает

Филиппок читает

Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»

Остальные дети работают в парах

* Работа в парах

Откройте стр.124, задание 11.

Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).

Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)

На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы

Давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»

III . Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.

Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? ( Филиппок отправляется в школу ) (о/в)

Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога ) (Опасная часть дороги в школу )

Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем ). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает )

- Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

Найдите и прочитайте заключение

* Физ.минутка: гимнастика для глаз

- Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: (выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)

Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.

- оценим

Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

А как вы относитесь к Филиппку?

Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)

IV . Итог

    Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

Отзыв по произведению

    Жанр, название

    Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

    Назвать главных героев

___________(другая группа)

    Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

    Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

      Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его

Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»

МБОУ «СОШ № 4 г. Тосно»
Конспект урока литературного чтения
2 класс.
Тема: «Школа современная и школа в
старину». (По произведению
Л.Н.Толстого «Филипок»).
Программа «Гармония».
Кубасова O.B. Любимые страницы: учебник для 2 класса по
литературному чтению: в 2ч. Смоленск: Ассоциация 21 в.2012
г.

Учитель
начальных
классов: Скрипко Татьяна
Леонидовна
Первая
квалификационная
категория

2013 /2014 учебный год
Тема: «Школа современная и школа
в старину». (По произведению
Л.Н.Толстого «Филипок»).
Цель: дать первичные сведения о дореволюционной школе по
произведению Л.Н.Толстого «Филипок», сравнить с современной
школой.
Задачи:
1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению и учёбе;
2. Расширять и обогащать словарь учащихся;
3. Формировать специальные читательские умения: правильно называть автора и
заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;
4. Развивать речь учащихся, воображение и мышление;
5. Воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование:
портрет Л.Н.Толстого, книги Л.Н.Толстого: «Филипок» (3 разные издания),
«Рассказы для маленьких детей», «Рассказы о детях», «Рассказы для маленьких»,
К.Д.Ушинский «Рассказы о животных»; дополнительный текст для учащихся;
иллюстрации (дом Толстого в Ясной Поляне, фотография учеников Яснополянской
школы, «Азбука» Л.Н.Толстого); карточки с заданиями для коллективной работы
учащихся
.План урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний

3.Чтение и анализ произведения
а)первичное восприятие текста
б)работа с текстом после чтения
в)повторное чтение и анализ произведения
4Домашнее задание
5Итог урока
Ход урока.
1 Организационный момент.
Как хорошо уметь читать! Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать
Совсем не знает скуки.
О чём это стихотворении?
о том, как хорошо уметь читать.
Почему автор считает чтение ­ наукой?
книга рассказывает много нового, того чего мы не знаем
2 Актуализация знаний.
а)­ Сегодня у нас знакомый писатель.
Кто это?
+ Л.Н.Толстой.
Что вы знаете о нём?
написал много книг (перечисляют, которые знают)
б)Работа с выставкой книг
Я тоже принесла некоторые книги Л.Н.Толстого из библиотеки. Думаю,
что после урока вам непременно захочется прочитать эти книги.
Давайте их рассмотрим.
Нет ли среди книг ­ книг не по теме?
+ да. Ушинский «Рассказы о животных».

Докажите, что эта книга не по теме?
+ эта книга другого автора
Откуда можно узнать, не читая книг, о ком она пишет?
+ по рисункам на обложках, по названию книг
Кто прочитает названия книг?(книги: « Рассказы о детях»,
« Рассказы для маленьких», « Рассказы о детях» Л.Н.Толстого.
Как вы думаете, о чём все эти книги?
Для того, чтобы определить тему нашего урока, мы послушаем рассказ о писателе,
который вместе со мной подготовили Костя, Аня и Саша.
Костя С.:+ Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской области
(под Москвой) и прожил долгую жизнь. Он написал очень много разных произведений:
рассказов, сказок, басен. Лев Николаевич много работал. Свои сочинения он переписывал по
10 ­ 12 раз, чтобы сделать их хорошими. Будучи графом, Лев Толстой занимался и
крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал
печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен, уважать можно только
такого человека, который всю жизнь трудится
.Аня Б.:Лев Николаевич Толстой очень долго, 50 лет, жил в своём доме в Ясной
Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В
соседней деревне Толстой открыл школу и стал учить крестьянских детей по
учебникам, которые сам написал. Над азбукой он работал 20 лет. Писатель много
времени проводил с деревенскими детьми: зимой катался с ними на санках, коньках,
лыжах, летом ходил с ними за ягодами и грибами.
Саша Р.:Лев Николаевич в своей школе учил деревенских детей так, что им было очень
интересно заниматься. Он никогда не наказывал своих учеников. Дети любили своего
учителя. Добрая слава шла о школе Толстого. Деревенские мальчики и девочки очень
хотели в ней учиться. У Льва Николаевича Толстого было много талантливых учеников.
Например,Вася Морозов, повзрослев, стал известным писателем. Спасибо, молодцы!
(оценка, сообщение цели урока) .О чём же мы будем
+ Об учёбе, о школе,
читать и говорить сегодня на уроке?
о детях
О какой школе?
+ О школе в старину.
Современной или которая была раньше?
Молодцы. Сегодня мы будем читать и говорить о школе в старину и сравним с
современной школой.
Посмотрите(показываю иллюстрации).Вот дом Л.Н.Толстого., где он прожил 50 лет.
Это ученики Л.Н.Толстого, (фотография), рассмотрите получше после урока.

З.Чтение дополнительного текста.
Чтобы лучше представить далёкое прошлое, как учились дети 150 лет назад,
прочитайте дополнительный текст.
Читая, делайте на полях пометки:
V­ знал
+­новое
!­нравится
? ­ я думал иначе.
Сто пятьдесят лет назад в России было очень мало школ, дети простых людей не могли
учиться. А тем, кому и посчастливилось ходить в школу, приходилось учиться в одной
комнате с детьми разного возраста из разных классов. Учитель был один на несколько
классов, которые он учил одновременно. Педагог имел право строго наказывать
учеников за малейшую провинность.
Беседа после чтения.
Что уже знали?
Что для вас новое?
О чём вы думали иначе?
Рассказ учителя.
Первые школы для простых людей в России были при церквях и монастырях. Обучали
детей и на дому: собирал учитель (а это мог быть сельский поп или отставной солдат)
у себя несколько ребят и учил их грамоте по славянскому алфавиту, который создал
монах Кирилл и его брат Мефодий. Название букв было трудным и непонятным покой
­ аз­ рцы (пар) твердо ­ аз (та).
Что у меня получилось?
+ парта
Мой рассказ продолжит Оля Ренскова.
Чтение стихотворения (наизусть)
Она прочитает стихотворение Натальи Кончаловской.
В старину учились дети,
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б ­ как Аз да Буки,
В ­ как Веди, Г – Глаголь
И учитель для науки
По субботам их порол
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!

Вот каким пером писали
Из гусиного крыла, (показ картинки)
Спасибо, молодец!
Какое впечатление от стихотворения?
+понравилось
Физкультминутка
(проводит ответственный, «физкультурник»)
Работа по учебнику
А) Ответы на вопросы учебника
Откройте учебник, страница 137. Найдите начало урока по значку (колокольчик). Будем
читать вопросы автора учебника и отвечать на них.
Прочитайте ­ 1ый вопрос.
+ Как называется книга?
Отвечаем, Даша?
+ Книга называется «Филипок»
Кто автор?
Посмотри внимательно на обложку.
JI.H Толстой.
­Ваня, читай второй вопрос.
+ Догадайся по обложке книги, о ком в ней написано. Подумай, в
какое время жил мальчик, который здесь нарисован.
Как ты догадался?
(Дети отвечают)
+ О мальчике, Филипке.
+Жил давно.
­Как догадались?
+ Одет не по­современному; шуба, валенки, шапка меховая.
­Прочитайте 3­ий вопрос.
+ Кто написал эту книгу?
+ JI.H Толстой.
­Ребята, книга Л.Н Толстого «Филипок» много раз издавалась, и поэтому обложки этой
книги выглядят по ­ разному, (показываю 3 книги) Вот у меня три разных изданий этой

книги. Посмотрите на них, обратите внимание, какие здесь иллюстрации на обложке.
Перелистнули страницу на 138.
Б) Чтение про себя предисловия. Прочитайте предисловие с карандашом, отметьте,
что нового узнаете о писателе. О чем мы еще не говорили? /. Около ста лет назад в
России было очень мало школ, дети простых людей не могли учиться. Л.Н Толстой в
своей усадьбе «Ясная Поляна» открыл школу для крестьянских детей и написал
учебники: «Азбуку», «Четыре русские книги для чтения». В этих учебниках было много
рассказов, сказок, басен. По ним учились несколько поколений русских детей. Перед
тобой рассказ об одном из учеников того времени./
­ Что нового узнали о писателе, о чем мы еще сегодня не говорили?
+ Л.Н Толстой написал «Четыре русские книги для чтения».
Молодец! По этим книгам дети учились читать.
Первичное чтение текста
(Чтение текста вслух по частям сильными учащимися)
Будем читать произведение Л.Н Толстого по частям и учиться задавать вопросы по
тексту.
Читай,.Алена до слов.......................(«И мать оставила его дома»)
О чем бы вы хотели спросить?
+ Почему Филипок не ходил в школу?
+Все ли ходили в школу?
+Почему мать оставила Филипка дома?
+В какую школу хотел ходить Филипок?
+Почему он захотел идти в школу?
Ответим на последний вопрос
+ Он очень хотел учиться.
Молодцы! Читаем дальше. Продолжает читать Антон. 2ч. (
отцовскую и пошел в школу»)
Какие вопросы возникли?
+ За каким селом была школа?
+ Какую шапку нашел Филипок?
+ На какую поденную работу ушла мать?
­Кто объяснить, что за поденная работа?
старую,
«Взял

О значении этого слова (поденная) справимся в толковом словаре. Я подумала, что вы
обязательно спросите про это слово и приготовила закладочку в словаре. (Читаю по
словарю).
­Что же за поденная работа?

Учет и оплата работы по дням.
Какие вопросы хотите задать?
+ Пойдет ли Филипок в школу?
Можно я спрошу? «Почему он не пошел гулять?»
+ У него не было друзей.
+ Ему было скучно.
+ Очень хотел учиться.
­Молодцы, читаем дальше. Читает Лиза.
Зч. (куда ты, постреленок, один бежишь?)
­Какие вопросы возникли?
+ Почему сначала собаки его не трогали?
­Ответим на этот вопрос.
+ Они его знали, он шел по своей слободе.
­Кто объяснит, что называется слободой?
+ Улица?
+ Может это деревня?
­Давайте снова посмотрим, что?
+ Толковый словарь.
­Прочитай, Катя.
+ Слобода ­ большое село со свободными крестьянами, пригород.
­Продолжаем задавать вопросы.
+ Почему залаяла Жучка и Волчок?
+ Почему собаки за ними не погнались?
+ Как звали собак?
­Почему мужик назвал Филипка «постреленок»
­Ответим на этот вопрос.
+ Маленький, бежал быстро, как стрела.
­Куда упал Филипок?
­Можно я спрошу?
+ Да.
­Почему все с ним случилось?
+ Школа далеко.
Читает Ваня Устинов.
4ч (.........«Назад идти ­ опять собака заест, в школу идти ­ учителя
боится»)
­Какие вопросы хотите задать?
+ Какие голоса гудят в школе?

Почему испугался Филипок?
+ Как бежал Филипок?
­Ответим.
+ Во весь дух.
­Это как?
+ Очень быстро.
­Еще что он сделал, чтобы не споткнуться?
+ Подобрал полы.
­Как понимаете это слово?
­Полы ­ это нижняя часть раскрывающейся одежды. (Показываю на рисунке) Почему
Филипок приподнял края одежды?
+ Шуба длинная, наступит на край одежды и снова упадет.
­Давайте зададим один главный вопрос (пишу на доске: Что...) + Что сделает Филипок
?
­Ну, как вы думаете?
+ Пойдет в школу.
+ Я думаю пойдет в школу.
+ Я думаю, вернется домой
+ Нет, пойдет в школу, обратно идти собаки загрызут.
­продолжим читать.
Женя читай
5ч (....« Он посмотрел на учителя и заплакал»)
­О чем хотите спросить?
+ Как засмеялись ребята?
+ Каких ребят полна школа?
+ Почему молчал Филипок?
+Почему у него в горле пересохло?
+Почему он держался за шапку?
­Это очень важно.
+ Пустил ли учитель Филипка?
­Молодец, правильно. Что же сделает учитель?
Прочитаем дальше.
Читает Никита.
6ч (Все засмеялись)
­Какие возникли вопросы?
+ Похвалил ли учитель Филипка?
+ Почему учитель обещал, что Филипка отпустит мама в школу?
­Правильно, он ведь с мамой не разговаривал.
+ Почем Филипка не пускают в школу?

Обязательно ли надо учиться?
­Молодцы, читаем до конца.
7ч. Читай, Матвей.
­Какие чувства вызывает у вас Филипок?
+Понравился.
+ Он смешной.
­Ребята, мы задавали вопросы по тексту, но не на все ответили. На все вопросы мы
можем теперь ответить?
+ Да
.Беседа после чтения
.Стр 140. Прочитайте первый вопрос, который задает автор учебника.
+ Как ты думаешь, прав ли Филипок, говоря: « Я бедовый
Я
страсть какой ловкий!»?
+ Нет, он не прав, надо учиться.
­Каким себя называет Филипок?
+ Бедовый, ловкий.
­Кто объяснит, что значит «бедовый»?
+ Приносит беду, от него много бед
­Давайте уточним значение слова в толковом словаре.
+ Бедовый ­ смелый, решительный.
­Мог ли писатель дать другое название произведению?
+ Нет, такой мальчик был.
Групповая работа
­ Будем работать вместе в группах Приготовились к работе.
(Дети выходят из­за парт и встают по группам, 4 гр).
­ Вы отправитесь в далекое прошлое, в школу, в которую мог ходить Филипок.
(Раздаю карточки с заданиями).
­Прочитать слово
+ покой ­ аз ­ покой ­ аз
­Определить жанр произведения.
Филипок
Басня
Быль
Сказка

Проверка работы в группах.
(Д е т и садятся на место, сигнал к проверке, отвечают по желанию)
Чтение текста про себя
­Прочитайте задание 3, страница 140. Саша, читай.
+ Прочитай рассказ еще раз, подчеркни карандашом непонятные слова.
­ Кто прочитал, откройте рабочие тетради на странице 80.
­ Прочитайте задание.
Работа в рабочей тетради
+ Соедините слова и их объяснения.
­ Выполняйте.
/Украдкой
Слобода
Сени
Полы
Немой Помещение между крыльцом дома и жилым
Лишенный способности говорить.
Нижняя часть раскрывающейся одежды
Большое село, пригород
Если
.Коли

Скрытно, незаметно для других
помещением
Проверка задания в рабочей тетради
­ Проверим, как вы выполнили задание. Миша читает.
­ У кого по­другому?
+ ?
Молодец. Некоторые слова мы сегодня объяснили, на следующем уроке продолжим эту
работу.
Фронтальная беседа
Давайте сравним школу в старину, в которую ходил Филипок, со школой сейчас. В чем
сходство с современной школой?
+ Класс
+Учитель
+Дети учатся
+Столы, книги, доски
­В чем различие?
+ Разные классы в одном помещении;
+ Все кричат свое;
+Один учитель на четыре класса;
+ Возраст разный, учатся вместе.
­Сколько школ в нашем городе?

4
­Трудна ли для вас дорога в школу?
+ Нет.
­Почему?
+ Живем рядом.
­Хотели бы вы учиться в такой школе, в какой учился Филипок?
+ Нет
­Почему?
+ Один учитель на всю школу;
+ Трудно и непонятно учиться.
­Что бы вы хотели, чтобы было в школе будущего?
+ Учиться по компьютеру.
+ Ручка сама писала.
+ Электронные учебники (и т. д)
Домашнее задание.
­Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить?
+ Нарисовать школу в старину.
+ Нарисовать школу будущего, придумать рассказ про школу будущего.
­Какое обязательное задание?
+ Выразительное чтение рассказа Л.Н Толстого «Филипок».
Итог:
Молодцы, все очень хорошо работали на уроке. За сообщение Косте, Ане, Саше и Оле я
поставила «5», они хорошо подготовились дома.
­Какова же тема нашего урока? О чем мы читали и говорили?
+ Говорили о школе в старину и сейчас, читали быль­рассказ Л.Н Толстого «Филипок».
­Можно ли утверждать, что школа уже не изменится?
+ Нет
­Почему?
+ Развивается наука и техника.
­Спасибо за работу, урок окончен.

Самоанализ урока литературного чтения.
Учебник: « Любимые страницы» О.В Кубасова. Программа
«Гармония» 2 класс
По
Тема урока: «Школа современная и в старину».
произведению JI.H Толстого «Филипок». В классе 30
человек.
До обучения в 1 классе из 30 учащихся целым словом умели
читать 2 человека, 12 человек читали по слогам, 10 учащихся
знали все буквы и могли прочитать слоги, 6 детей знали
только частично буквы, не умели читать даже слоги. Уровень
класса средний. Урок был дан в апреле 2011 года. На это
время способ чтения соответствовал норме у всех учащихся.
У 16 учащихся темп чтения выше нормы, у 11 учащихся темп
чтения соответствует норме и у 2 учащихся (Морозова В ­ 37
слов, Назаров И ­38 слов) темп чтения ниже нормы. Дети
эмоциональные, с неплохо развитой речью и памятью.
При подготовке урока использовала пособие «Литературное чтение» 2 класса:
поурочные планы по учебнику О.В Кубасовой. 2 полугодие (автор ­ составитель

Николаева О.В ­ Волгоград: «Учитель 2006 г, записи лекций на курсах ЛОИРО и
собственный опыт работы.
Приоритетной целью обучения литературного чтения является формирование
читательской компетенции младших школьников, осознания себя как грамотного
читателя, способного к творческой деятельности.
Исходя из этой цели, я выделила 5 задач, которые и решала на уроке.
На работу по произведению Л.Н Толстого «Филипок» отводится 3 урока. Данный урок
­ первый по изучению произведения.
На уроке я не провожу традиционной проверки домашнего задания, а весь урок посвящаю
теме дореволюционной школы, в которой учился «Филипок», /главный герой произведения
Л.Н.Толстого/ чтобы сохранить целостность восприятия данной темы.
Задача № 1
Чтобы пробудить у учащихся интерес к книге, желание читать самостоятельно,
провела работу с выставкой книг. (После урока несколько учащихся взяли почитать
дома книги JI.H Толстого, чем меня очень порадовали). Рассказ учителя чередовала с
сообщениями, которые приготовили дети под моим руководством. Помимо сведений о
творчестве писателя, его биографии, в рассказ включила факты из жизни писателя,
чтобы у учащихся складывалось представление о личности писателя, и каждый
ребенок смог бы высказать свое отношение к писателю.
Задача № 2
Проведена лексическая работа. Объяснение трудных слов проводилось при чтении
текста, использовала «Толковый словарь», иллюстрацию. При повторном чтении текста
дети успешно справились с заданием 3, в рабочей тетради страница 80.
Задача № 3
Развивала умение ориентироваться в книге по заголовку, иллюстрации, формируя
специальные читательские умения. На уроке использовала коллективные способы
обучения работу в группах. В группах ребятам работать нравится. Задания на уроке
выполняли дружно, самостоятельно. Лучше всех работала 2 и 3 группа, затем
выполнила задание 4 группа. 1 группа испытывала затруднение при выполнении 1 го
задания, потом тоже справилась с работой с небольшой помощью учителя.
Используя К.С.О, учащиеся самостоятельно определили жанр произведения.
Задача № 4В течение всего урока развивала речь учащихся. Во время чтения вслух,
дети вели диалог с автором, комментировали, учились задавать вопросы по тексту. В
ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения
являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к
анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.

Использовала такие формы работы как: умение ставить вопрос ктексту, высказывание
личного отношения к произведению, герою, поступку; давать полные ответы на
вопросы. Каждая из этих форм носила на уроке обучающий характер. Развитие
мышления, воображения, детской фантазии шло в результате рассуждений по ходу
чтения текста и при использовании приема антиципации. (Работа с обложкой книги,
определение темы урока). Во 2­ ом классе умением самостоятельно антиципировать
содержание текста каждый ребенок еще не овладел. Итогом урока была фронтальная
беседа после чтения, которая активизировала жизненные представления учащихся.
Дети сравнили школу в старину и современную школу, пофантазировали, какой будет
школа будущего, Домашнее задание, полученное на уроке, (нарисовать школу
будущего, школу в старину; устный рассказ о школе) тоже способствует развитию
творческой деятельности учащихся.
Задача № 5Урок построила так, чтоб дети могли сопереживать герою, показать свои
чувства. Для этого мною были продуманы вопросы на эмоциональный отклик детей. На
уроке была комфортная обстановка, дети не боялись высказывать свое мнение.
Домашнее задание дети выбрали сами. Все, что запланировала, было выполнено.На
уроке использовала информационные технологии (сообщение о писателе ­ учила
воспринимать информацию на слух; чтение дополнительного текста ­ развивала умение
извлекать информацию из текста. Здоровьесберегающие технологии (Проводились
физкультминутка, был отобран материал по возрасту и интересам детей; дети
чувствовали себя на уроке комфортно, поэтому не боялись высказывать свое мнение)
проблемное обучение (на уроке часто возникали вопросы проблемного характера);
обучение в диалоге (учитель ­ ученик, ученик ­ ученик); игровые (проводилась игровая
физкультминутка, игра в школу «Филипка»).За урок были выставлены 4 отметки за
отлично подготовленные дома сообщения. Считаю, что урок цели достиг.

Предварительный просмотр:

Чтение

Тема: Л.Н.Толстой «Филипок»

Цели : познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его произведением «Филипок», развивать умение делить текст на части, составлять и анализировать различные виды плана; учить различать автора и героя; совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, внимание.

Ход урока:

  1. Орг.момент
  2. Актуализация знаний.

На уроках литературного чтения мы с вами изучали различные литературные жанры.

Назовите их.

(на доске закрыты):

Сказки

Пословицы и поговорки

Потешки прибаутки

Колыбельные

Скороговорки

Загадки

Поэзия

Проза

Сегодня мы познакомимся с еще одним жанром литературы. (открываю последнее слово: проза

Как вы понимаете «проза»? Что это?

Про́за (лат. ) - устная или письменная речь , нестихотворная литература, в отличие от поэзии. Проза прежде всего описывает определённую реальность - предметы, действия, состояния.

  1. Работа по теме урока.
  1. Введение в тему урока.

На перемене вы рассматривали выставку книг, готовили материалы к уроку, и, наверное, догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы будем говорить о творчестве русского писателя Льва Николаевича Толстого, о его жизни.

Какую цель поставим перед собой?

  1. Знакомство с биографией Толстого.

Многие ребята сами нашли материал об этом писателе, о его творчестве.

Выслушиваются ответы детей.

Добавление учителя (презентация).

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
Полное собрание сочинений – 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.


В то время было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес. Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н.толстой нашёл время для детских учебных книг.

  1. Работа над произведением.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.толстого «Филипок».

О ком пойдет речь в рассказе?

Как вы думаете, какой мальчик? Почему?

Предположите, какой это мальчик?

Чтобы узнать, что же случилось с Филипком, прочитаем это произведение.

Самостоятельное чтение произведения.

Приготовьте простой карандаш и отметьте в тексте непонятные или незнакомые слова.

Индивидуальная работа (карточки с заданиями):

1 вариант (для сильных учеников).

  1. Мог ли писатель дать другое название рассказу?
  2. Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении?

2 вариант (для детей среднего уровня).

О ком эта история?
Кто главный герой?
Какого возраста?
Какие черты характера вы можете отметить?

  1. Словарная работа.

Поденная работа – работа, которая оплачивается по количеству проработанных дней. (обычно временная, сезонная работа, оплачиваемая из расчёта за один рабочий день).

Слобода – большое село, деревня.

Постреленок – непоседа, шалун, так обычно шутливо обращаются к детям.

Сенцы, сени – в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Бедовый – шустрый, смелый.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды

  1. Обсуждение рассказа. Выборочное чтение.

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

– как повел себя Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)

Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром).
Что вы можете сказать о мужике, какой он?
Что можно сказать о бабе?


Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).
Как об этом говорит автор?
нашёл страх (слова записаны на доске)
боится
испугался
Все эти слова близки по значению. Как они называются?

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

Найдите в тексте еще выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.
Так напугался, что говорить не мог.
В горле от страха пересохло.

– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

Совпало ли ваше предположение о том, какой мальчик с содержанием данного произведения?

– Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу? Как бы вы его озаглавили?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

IV. Итог урока.

Дайте характеристику Филипку.

Самостоятельный, настойчивый. Филипок добивается своей цели.

V. Рефлексия.

Соберите пословицы.

Грамоте учиться всегда пригодится

Друзья познаются в беде

Век живи век учись

Худой мир лучше доброй ссоры.

Кто за Родину горой тот истинный герой.

Какая из этих пословиц подойдёт к нашему произведению.

Добились цели, которую поставили перед собой в начале урока?

Обращение к выставке книг.

  1. Домашнее задание.

Подготовить отзыв по произведению:

4. Назвать главных героев

2 вариант
1. Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)
2. Чему научил тебя этот текст

Развязка конец, завершение каких-нибудь событий; заключительная часть литературного произведения.

Заключение заключительная часть художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев, концовка, эпилог

План 1. Скучно дома 2. Филипок отправляется в школу 3. Знакомая дорога 4. Опасная часть дороги в школу 5. Раздумья на пороге школы 6. Встреча с учителем 7. Филипок читает 8. « Ты погоди хвалиться …»

Какой он, Филипок? грустный серьёзный весёлый шутливый самостоятельный настойчивый смелый целеустремленный

Грамоте учиться в беде Друзья познаются всегда пригодится Век живи лучше доброй ссоры Худой мир тот истинный герой Кто за Родину горой век учись

Грамоте учиться всегда пригодится Век живи век учись