Эдуард успенский - биография, информация, личная жизнь. Успенский николай васильевич

Успенский Н. В.

Успенский Н. В.

УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837-1888) - русский писатель. Р. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Литературная деятельность началась в 1857 («Старуха», напечат. в «Сыне отечества»). Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником «Современника». В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.
Ранние рассказы У. («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.
Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал У., сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода».
В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеска «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - «Федор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения к-рого чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно У. стал «забытым писателем», творчество к-рого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.
Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. «Поросенок», рассказанный деревенской просвирней, «Грушка» - торговцем, «Хорошее житье» - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в «Хорошем житье» он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску («Обоз», «Змей» и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его «Истории одного города», в «Сказках». Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.Библиография:

I. Рассказы, 2 чч., СПБ, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПБ, 1864; Новые рассказы, СПБ - М., 1867; Новейшие рассказы, СПБ - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПБ, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПБ, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. «Academia», Москва - Ленинград, 1933.

II. (Чернышевский Н.), Не начало ли перемены? «Современник», СПБ, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. М. Н. Чернышевского, т. VIII, СПБ, 1906; (Достоевский Ф.), Рассказы Н. В. Успенского, «Время», П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., «Современник», СПБ, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, «Дело», СПБ, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. I, М., 1932 (в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX-LXXX)); Бельчиков Н., Н. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., «Литература и марксизм», М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933 (см.: «Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского», «Библиография»).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Смотреть что такое "Успенский Н. В." в других словарях:

    Успенский Г. И. УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843 1902) выдающийся русский писатель. Р. в семье провинциального чиновника. Учился в гимназии сперва в Туле, потом в Чернигове. Вспоминая о своем детстве и юности, У. рисовал всегда это время мрачными… … Литературная энциклопедия

    - (Глеб Иванович) известный писатель. Род. 14 ноября 1840г. в Туле, где его отец, сын сельского дьячка, служил секретарем палатыгосударственных имуществ. Учился в тульской и черниговской гимназиях;поступил сначала в петербургский унив., по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    УСПЕНСКИЙ, успенская, успенское (церк.). прил. к успение во 2 знач. Успенский пост. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Семинарская фамилия. По названию церквей, посвященных дню Успения (то есть смерти) богородицы. (Ф). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) Успенский Фамилия возникла у духовенства: так именовали священника или дьякона, служащих в… … Русские фамилии

    Успенский Э.Н. Успенский Эдуард Николаевич (р. 1937) Русский писатель. Среди произведений повести сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Чебурашка и его друзья» (1970). Афоризмы, цитаты Дядя Федор, пес и кот Сейчас без языка нельзя.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Глеб Иванович (1843 1902), русский писатель. Реалистически показал жизнь городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков Нравы Растеряевой улицы, 1866, Разорение, 1869, Власть земли, 1883, и др.). Творчество… … Современная энциклопедия

    Прил., кол во синонимов: 1 успеньев (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Распространенная русская фамилия, происходящая от православного праздника Успения. Также, вероятно, что фамилия «Успенский» по происхождению образована от названия храма, и принадлежала родоночальнику, который возможно был священнослужителем… … Википедия

    Глеб Иванович Успенский Псевдонимы: Г. Брызгин Дата рождения: 13 (25) октября 1843 Место рождения: Тула Дата смерти: 24 марта (6 апреля) 1902 Место смерти: Санкт Петербу … Википедия

    I Успенский Виктор Александрович , советский музыкант этнограф и композитор, народный артист Туркменской ССР (1929) и Узбекской ССР (1937), доктор искусствоведения (1943). В 1913 окончил… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Глеб Успенский. Собрание сочинений. В девяти томах (комплект из 9 книг) , Успенский Г.. Глеб Иванович Успенский (1843-1902) - русский писатель, живший и творивший в переломный период российской истории. Многочисленные очерки и рассказы Успенского посвящены жизни разных…

Русская литература XIX века

Эдуард Николаевич Успенский

Биография

Эдуард Николаевич Успенский родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.

Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961.

Творческий путь он начинал как юморист, у него совместно с А. Аркановым вышло несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».

Получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым, - «Чебурашка и его друзья» (1970); «Наследство Бахрама» (1973); «Отпуск крокодила Гены"(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов «Все в порядке». В 1980 - 90 публикует серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)», «Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)» выходит в 1994.

Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино - Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», ныне ведет передачу «В нашу гавань заходили корабли».

Произведнеия писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.

Недавно Эдуард Успенский заявил, что закончил многолетнюю работу над циклом исторических романов, рассказывающих о периоде Лжедмитрия и Смутного времени.

В московской области 22 декабря 1937 года родился Успенский Эдуард Николаевич. Отец мальчика был партийным работником, а мать инженером в машиностроительном отделе. После школы подал документы в столичный авиационный институт на инженера, который с успехом окончил в 1961 году.

Первые литературные работы были изданы писателем ещё в студенческие годы. Эти произведения создавались совместно с А. Аркановым и имели юмористический характер. Но многие из них так и не прошли "цензуру" издателей того времени по причине несоответствия коммунистическим идеалам.

Юмористические работы Успенского имели успех у публики, но всем он более известен как автор детской литературы. Среди его книжек хорошо знакомые каждому «Крокодил Гена и его друзья» и «Вниз по волшебной реке», а также "Каникулы в Простоквашино".

Под его руководством было отснято несколько десятков мультфильмов. Является автором таких известных телепередач как: "Спокойной ночи малыши" и "В нашу гавань заходили корабли". В жизни успенского было три брака. Первый брак подарил писателю единственную родную дочь Танечку. Но спустя двадцать лет союз распался и Эдуард, забрав себе дочь, женился во второй раз. Удивительно, что и этот брак просуществовал ровно 20 лет. Совместная жизнь со второй женой не была безоблачной (пара не могла иметь детей), и супруги приняли решения усыновить детей из детского дома. Так в семье Успенского появилось ещё две девочки – Ира и Света. Начало отношений с Элеонорой Филиной было омрачено судебным разбирательством со второй женой Эдуарда, которая обвиняла его в неуплате алиментов. После завершения дела, Успенский и Филина узаконили свои отношения.

Успенский Николай Дмитриевич родился 3 января 1900 года, в погосте Поля, Новгородской губернии, в семье священника Дмитрия Алексеевича Успенского. Его мать, Лидия Петровна (в девичестве — Монастырева), принадлежала к обедневшему дворянскому роду.

Детство Николая прошло в поселке Окуловка, куда семья переехала вскоре после его рождения. Отец Дмитрий служил там настоятелем церкви святителя Николая Чудотворца. Служил он ответственно, за что пользовался уважением местных жителей, был на хорошем счету у уездной администрации. С благословения отца Дмитрия начинались важные дела, заключались браки. Примечательно, что его подопечные, к удивлению уездного руководства, «никогда» ни на кого не жаловались: все важные споры старались разрешать через любимого батюшку.

Мать Николая тоже пользовалась уважением у сельчан. В своё время она преподавала в церковно-приходской школе, в Полях, русский язык. Кроме того она стремилась употреблять на благо людей и освоенное ею (самостоятельно) врачебное искусство.

Будучи сыном ответственных и глубоко верующих родителей, Николай приобрел в детстве не только первоначальное образование, но и хорошее нравственное воспитание. С ранних лет он приобщался к молитвенному деланию. Молился и дома, и во время богослужений, и в кругу ближних, и пребывая наедине с Богом. Рассказывают, что родители стали учить его христианской молитве уже вскоре после того, как он стал говорить.

Особую воспитательную роль семье Успенских — а у Николая было два брата, три сестры — играла музыка. Надо сказать, что музыкальными способностями были одарены все члены их дружного семейства.

Дед Николая по отцовской линии, Алексей Иванович, долгое время служил певчим в Новгородском Софийском соборе. Он сохранил певческий голос до старости. Отец Николая, Димитрий Алексеевич, в бытность семинаристом управлял семинарским хором. Кроме того он неплохо играл на скрипке. Лидия Петровна, мать Николая, владела гитарой, играла на гармонике, пела.

При храме в Окуловке был организован замечательный церковный хор. Николай не раз посещал репетиции певчих, а потом повторял многое из услышанного во время спевок. Кроме того, Коля успешно овладевал практикой игры на музыкальных инструментах.

После обучения в земской школе, в 1909 году его определили в духовное училище, располагавшееся в Старой Руссе. Там он, конечно же, проявил свои музыкальные способности и был зачислен в состав хора.

По окончании духовного училища в 1914 году Николай поступил в Новгородскую духовную семинарию.

После Октябрьской революции страна погрузилась в неразбериху и хаос. Потекли реки крови, наступили смутные времена, открылись гонения на христианство.

Новгородская семинария, где учился Н. Д. Успенский, в 1918 году была закрыта. Николаю Дмитриевичу выдали свидетельство, подтверждавшее, что он, закончив четыре класса, переведен в пятый по второму разряду.

В период с 1918 по 1920 годы он служил регентом и псаломщиком в сельской окуловской церкви. С 1919 года совмещал этот труд с работой при окуловском железнодорожном депо, куда его приняли на должность паровозного кочегара.

В 1920 году Николая призвали на воинскую службу. В рядах рабоче-крестьянской Красной армии он прошёл всю гражданскую. После травмы руки, полученной в результате падения с лошади, его направили в госпиталь, а затем он продолжил служить в подразделении медицинского снабжения. Там он увлёкся медициной и даже подумывал, не связать ли ему свою дальнейшую жизнь с карьерой врача? Врачи госпиталя, знавшие Н. Успенского как способного и отзывчивого человека, настоятельно рекомендовали ему поступить в Военно-Медицинскую Академию.

Однако, демобилизовавшись в 1922 году, он поступил в открывшийся незадолго до этого Петроградский Богословский институт. Одно время он зарабатывал на жизнь, работая надзирателем в распределителе несовершеннолетних дефективных детей. Он с удовольствием занимался с ребятами музыкой; пытался было восстановить навыки игры на скрипке, однако увечье кисти, которое он получил на войне, сделало это желание неосуществимым. Тогда, не теряя бодрости духа, он решил перейти на ударные инструменты.

В 1923 году институт был закрыт. В этот период Н. Успенский устроился на работу музыкантом. Музыку он любил, и эта работа доставляла ему определённую радость. Вплоть до 1928 года его можно было встретить в составе оркестров, игравших на сценах ленинградских кинотеатров.

Разумеется, что такая работа не была апогеем его желаний. Он усиленно работал над кандидатской диссертацией, под руководством выдающегося учёного А. А. Дмитриевского. Труд был закончен в 1925 году. А несколько позже состоялась успешная защита, после чего Н. Д. Успенский был удостоен учёной степени кандидата богословия.

В том же году он получил назначение на должность секретаря Совета Высших богословских курсов. Несмотря на то, что курсы располагались в Ленинграде, Николаю Дмитриевичу удавалось совмещать новую работу со служением регента хора при церкви в Окуловке.

В 1928 году Богословские курсы закрылись. Несмотря на свой 28 летний возраст Н. Успенский решил поступить в хоровой техникум и поступил, хотя и не имел официального музыкального образования. К счастью, ему помогло вмешательство Климова, уважаемого и заслуженного педагога. Полный курс обучения, предполагавший четырехлетний период, Николай Дмитриевич одолел за три года, В 1931 году он получил свидетельство о среднем музыкальном образовании с присвоением квалификации преподавателя хорового пения, дирижера хора.

В конце двадцатых годов Успенский женился на своей давней знакомой, Наталии Шторре. К тому времени был арестован и осужден по надуманному обвинению его отец, священник Дмитрий. Трезво оценивая ситуацию и понимая, что его переписка с детьми может доставить им массу неприятностей, он решительно настоял, чтобы они не искали с ним связи. Тем не менее, супруга Н. Д. Успенского, Наталья Ивановна, переживая за свекра и глубоко сочувствуя ему в сердце, всё же набралась смелости и отправила осужденному несколько посланий, приурочив их к церковным праздникам.

Через какое-то время отца Дмитрия освободили, но вскоре арестовали, осудили и сослали в лагерь под Иркутск саму Наталью Ивановну, за связь с «врагом народа».

Тогда же Н. Успенского вызвали в НКВД и порекомендовали отречься от своего отца, на что он ответил отказом. Как результат, его лишили избирательного права и поставили под особый контроль. Некоторое время спустя от Николая Успенского, неожиданно для него, потребовали возврата ценностей, которые он якобы украл из Окуловской церкви (собственно в том же преступлении до этого был обвинен его отец, за что и отбывал незаслуженное заключение). К счастью Николаю Дмитриевичу удалось избежать уголовного преследования за то, чего он не совершал. А вскоре он подал ходатайство М. И. Калинину о восстановлении в правах, на которое, затем, получил положительный ответ.

Консерватория. Деятельность Н. Успенского как музыкального педагога

Будучи реабилитирован, в 1932 году Н. Успенский смог продолжить образование в Ленинградской консерватории, поступив на оркестровый факультет. Затем, приложив максимум стараний и прибегнув к помощи профессора консерватории М. Г. Климова, он перешел на историко-теоретический (поступить на этот факультет изначально он не мог по причине превышения возрастного ценза).

В период обучения в Ленинградской консерватории Николай Дмитриевич занимался художественной самодеятельностью, педагогической практикой, преподавал в различных организациях.

К сожалению, 1937 год омрачил его жизнь очередным арестом отца. Мать Николая Дмитриевича, Лидия Петровна, надломленная горем, не выдержала и потеряла рассудок, после чего была госпитализирована в лечебницу, где умерла в 1941 году.

По выпуске из консерватории Н. Успенский получил назначение на должность преподавателя и помощника директора по учебной части Государственных курсов музыкального образования имени Н. А. Римского-Корсакова.

С сентября 1939 года Николай Дмитриевич исполнял обязанности заведующего учебной частью, а затем директора известного тогда Третьего городского музыкально-педагогического училища. После начала Великой Отечественной войны он совмещал с этой должностью должность начальника отряда противовоздушной обороны. В декабре 1942 года, во время очередной бомбардировки, в результате взрыва он был контужен.

К профессиональному труду Н. Успенский смог вернуться лишь несколько месяцев спустя. Деятельность училища к этому времени была приостановлена. Новым местом его работы стала детская музыкальная школа, где он занял место педагога и проработал до 1943 года. Кроме того с 1942 года и вплоть до 1946 года он служил регентом Николо-Богоявленского кафедрального собора.

Деятельность Н. Д. Успенского как преподавателя в духовных образовательных учреждениях

В 1944 году в Ленинграде открылись Богословско-пастырские курсы. Н. Д. Успенский был приглашен туда в качестве преподавателя Церковного устава. Это предложение было принято не сразу, но после того как было тщательно взвешено и обдумано.

В1946 году Николай Дмитриевич был утвержден на место доцента в Ленинградской духовной академии (по кафедре литургики). В июне 1947 года его удостоили звания профессора ЛДА. В 1949 году Н. Успенский принял степень магистра богословия.

В декабре 1946 года он успешно защитился в Ленинградской консерватории. Итогом защиты стало присвоение ему степени кандидата искусствоведения. С 1947 года Н. Успенский стал читать лекции в консерватории. Проработав там до 1954 года, он вынужден был уйти в связи с раздутыми против него обвинениями и плетущимися против него административными интригами.

После ухода из консерватории Николай Дмитриевич целиком посвятил себя научной и преподавательской деятельности в духовных школах. Будучи заведующим кафедрой литургики (ранее: церковно-практических наук), много сил он посвящал улучшению организации учебного процесса. Для него было крайне важно, чтобы обучение студентов имело не формальный, а конкретный результат.

С середины пятидестых Н. Успенский стал частым участником зарубежных симпозиумов, богословских конференций, встреч, съездов.

В 1957 году умерла верная спутница жизни, горячо любимая супруга Н. Д. Успенского, Наталья Ивановна. Эту потерю он переживал тяжело. Некоторое время спустя он встретил Веру Георгиевну, вдову, человека без высшего образования, но вполне интеллигентного. Она работала машинисткой. Два одиноких сердца чувствовали сильное взаимное притяжение. В 1959 году, с благословения Патриарха Алексия I, Николай Дмитриевич и Вера Георгиевна соединились брачными узами.

В шестидесятых годах Н. Успенский получил ряд предложений о публикации некоторых его работ.

В восьмидесятых здоровье Николая Дмитриевича пошатнулось. Одной из ближайших причин, спровоцировавших ухудшение состояния, явилось переживание, связанное с ограблением его дачи, в результате которого была уничтожена оставленная на столе фундаментальная работа Н. Успенского (преступники использовали бумагу для освещения).

Летом 1987 года участились приступы ишемической болезни сердца. 22 июля он причастился, а в ночь на 23 июля преставился.

Известный писатель. Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акад. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой. Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть. С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием. С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя. После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров. Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов. Ср. некролог в "Историческом вестнике", 1889, декабрь.

П. Быков.

{Брокгауз}

Успенский, Николай Васильевич

Русский писатель. Род. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Лит-ая деятельность началась в 1857 ("Старуха", напечат. в "Сыне отечества"). Успенский, сблизившись с Некрасовыми Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, "обманувшего народ", был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с "Современником". В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в "Отечественных записках" и "Вестнике Европы". Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в "Русском вестнике" и бульварном "Развлечении". Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. ("Старуха", "Поросенок", "Грушка", "Змей" и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма ("Хорошее житье", "Сельская аптека"). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" , посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье "Не начало ли перемены?" Чернышевский приветствовал У., сумевшего "глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода".

В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду ("Уездные нравы"), знакомое ему духовенство ("Работник", "Бурсацкие нравы" и др.), учительство, студенчество ("Студент", "Межедворов" и др.) и фабричных рабочих (пьеска "Странницы"), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - "Федор Петрович" , "Старое по-новому" , написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения которого чужды народнической идеализации общинных "устоев". Постепенно У. стал "забытым писателем", творчество которого, как одного из "шестидесятников" и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. "Поросенок", рассказанный деревенской просвирней, "Грушка" - торговцем, "Хорошее житье" - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в "Хорошем житье" он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску ("Обоз", "Змей" и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его "Истории одного города", в "Сказках". Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.

Библиография: I. Рассказы, 2 чч., СПб, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПб, 1864; Новые рассказы, СПб - М., 1867; Новейшие рассказы, СПб - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПб, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПб, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. "Academia", Москва - Ленинград, 1933.

II. [Чернышевский П.], Не начало ли перемены? "Современник", СПб, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. M. H. Чернышевского, т. VIII, СПб, 1906; [Достоевский Ф.], Рассказы Н. В. Успенского, "Время", П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., "Современник", СПб, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, "Дело", СПб, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. І, М., 1932 [в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX - LXXX)]; Бельчиков H., H. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., "Литература и марксизм", М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933.

III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПб, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933 [см.: "Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского", "Библиография"].

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Успенский, Николай Васильевич" в других словарях:

    Успенский (Николай Васильевич) известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медико хирургической академии и Петербургском университете, в котором курса… … Биографический словарь

    - (1837 89) русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления … Большой Энциклопедический словарь

    - [май 1837, с. Ступино, ныне Ефремовского района Тульской обл., √ 21.10(2.11).1889, Москва], русский писатель. Родился в семье сельского священника. Учился в Петербургской медико хирургической академии, затем на историко филологическом факультете… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Успенский. Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837 21 октября (2 ноября) 1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержан … Википедия

    - (1837 1889), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления. * * * УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837 89), русский писатель … Энциклопедический словарь

    Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837г. 21 октября (2 ноября)1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Значение в литературе … Википедия

    - (1837, село Ступино, ныне Ефремовского района Тульской области, — 1889, Москва), писатель. Сын священника. Учился в Тульской духовной семинарии, затем в Петербурге (в Медико хирургической академии и университете; не закончил), был близок к Н … Москва (энциклопедия)

Эдуард Николаевич Успенский - советский писатель и известный автор детских книг. Одними из самых его известных персонажей являются Чебурашка, кот Матроскин, крокодил Гена, почтальон Печкин, Дядя Федор и другие. Состоит в совете партии «Гражданская сила».

Биография

22 декабря 1937 года в Московской области в городе Егорьевск родился Эдуард Успенский. Его родители были обычными служащими. Успенский Николая Михайлович был сотрудником аппарата ЦК КПСС, а Успенская Наталья Николаевна работала инженером-машиностроителем. Еще в школе он становится вожатым у младших. С этого момента он проникся особой любовью к младшим. Высшее образование он получает в Московском авиационном институте, но большую часть времени уделяет не учебе, а организации капустников, игр КВН. Став инженером, он отрабатывает тир года по специальности, а затем уходит в литературу.

Молодость

Еще в институте он начинает писать первые юмористические рассказы, стихи. Основным его заработком становятся написание сценариев к мультфильмам, театральных сценок и детская литература.

Первые юмористические рассказы Успенского зарезались цензурой. Лишь отдельные его работы были напечатаны в юмористических разделах «Литературной газеты» и газеты «Клуб 12 стульев». Это послужило переходом писателя к жанру детской литературы. В одном из своих последних интервью Эдуард Успенский заявил, что он всегда знал, что станет детским писателем. Не потому, что он не мог писать произведения для взрослых, а потому что он этого хотел.

Известность

Он приобретает известность после написания в 1966 году рассказа «Крокодил Гена и его друзья». Позднее, в соавторстве с Качановым, он пишет еще несколько пьес про Чебурашку.

В 1974 году он опубликовал свою первую книгу из серии - «Дядя Федор, пес и кот». Эта книга об очень самостоятельном шестилетнем мальчике, который за это получил прозвище Дядя Федор. Дядя Федор уходит из дома, так как его родители не разрешают приютить бездомного говорящего кота Матроскина. Уже вместе с псом Шариком они поселяются в деревне Простоквашино. По этой серии книг было снято несколько известных мультфильмов.

Успенский председательствует в жюри, которое принимает решение о присуждении премии «Заветная мечта». При возрождении Высшей лиги КВН в 1986 году он был в жюри. Созданием телепередач «Спокойной ночи, малыши!», «Радионяня», «АБВГДейка» обязаны тоже ему.

В 2010 году Эдуард Успенский стал обладателем премии имени Корнея Чуковского, выдаваемой за особые достижения детским писателям.

В связи с тем, что многие люди пытались использовать его героев в корыстных целях, Успенский обращался к юристам, и они оказывали ему юридическую помощь, которая касалась авторских прав на его произведения и героев.