Движения гурджиева. Учение Гурджиева и Четвертый путь – путь хитреца. Что такое гурджиевские танцы

Являют нам удивительные практики, связанные с обретением человеком чувства и ощущения самопонимания и самоконтроля, в том числе, и на физическом уровне. Целый раздел его просветительской деятельности включает в себя понятие движения Гурджиева и его так называемые сакральные танцы.

Танцы Гурджиева

Мы редко осознаем, а если точнее - часто не осознаем вообще, что все «службы» и функции нашего тела очень тесно связаны между собой, зависимы друг от друга и отражают наше и, опять же, друг друга реальное состояние. Так например, стоит нам подумать о чем-то негативном - организм тут же реагирует на это сменой положения нашего тела, меняется настроение, нас начинают наполнять те или иные соответствующие чувства и переживания.

Еще в древние времена знание, связанное с влиянием и взаимосвязью человеческих движений с его эмоционально-психическими состояниями составляло важнейшую часть духовных традиций и элементов народного искусства жителей Азии, Африки и Дальнего Востока. Различные сакральные обряды, выражавшиеся в тех или иных танцевальных движениях, существовали также во многих храмах и монастырях и передавались в качестве элемента важнейших знаний о человеке и Вселенной из поколения в поколение.

Сам Георгий Гурджиев во времена своих скитаний и путешествий неоднократно в течение нескольких лет брал уроки музыки и ритма у азиатских монастырских дервишей в обители Йесавийского ордена: там жили мастера, обучавшие людей посредством движений танца тому, чему обычно люди обучаются посредством книг. Кроме того, он обучался искусству ритуальных танцев и во многих других монастырях и храмах, а также - в эзотерических школах Востока и Тибета.

Таким образом, движения Гурджиева, - как еще называют его танцы, - являются древней и не вполне, с точки зрения современного человека, обычной практикой. Смысл ее - фиксация в личности ее осознанного состояния через объединение ума и чувств с движениями тела.

Обучение определенного рода танцам - это одна из возможностей трансформации личности в сторону ее просветления. Этим Гурджиев занимался с группами учеников в своем Институте гармонического развития человека. Попытки создать такой институт, где люди могли бы двигаться под руководством Учителя к постижению высших сфер человека и мироздания, предпринимались Гурджиевым не однажды. Первая - еще в 1919 году в Тифлисе, потом, через год, - в Константинополе, позже - в Германии. Но все они по тем или иным причинам оказывались неудачными. Наконец, реализовать эту затею ему удалось во Франции.

Недалеко от Парижа в поместье Шато-Приере мэтр купил на средства своих учеников старинный замок «Аббатство». Здесь впоследствии и организовывались показательные выступления его удивительных танцевальных мистерий. Причем, танцы в них не были просто элементами чистого искусства. Это были, прежде всего, тонко организованные системные движения, которые, по сути, призваны были развивать все составляющие человеческой природы - и на практике делали это.

Обучались в институте, в основном, двум видам танцевальных движений: экзерсисам и балетам. Экзерсисы были испытаниями на выносливость. Например, некоторые движения полагалось делать без перерыва часами. И это не могло не влиять на воспитание у танцующих определенной выдержки и стойкости.

Учитель был убежден - и убеждал учеников в том, что для того, чтобы в человеке реально началось какое-то движение в сторону его личностного развития, - его просто необходимо вывести из зоны комфорта. То есть любой созидательный процесс начинается как результат борьбы. И если следовать общеизвестному принципу маятника - этот маятник важно вывести из равновесия.

И поэтому гламурные аристократичные барышни во дворцах института гармонического развития человека стирали белье и забивали в стены гвозди. А тех, кто боялся крови, - отправляли резать скотину - и т.п. В гурджиевской Альма-матер царила жесточайшая спартанская дисциплина. Не все это выдерживали: одна из студенток института, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд, пробыв здесь недолгое время, и вовсе умерла… Тем не менее, - таковы были, по Гурджиеву, технологии управляемого кризиса.

Говоря о теме балета, напомним, что под ним подразумевался обычно особый суфийский космогонический танец, объединявший исполнителей в единую энергетическую волну эмоций и движений. В каждом таком священном танцевальном действе содержался определенный таинственный смысл, который был доступен лишь посвященным.

Балет и сакральные движения, которые преподавал своим последователям Гурджиев, помогали обрести последним высочайший степени контроль над телом, а также развивать их способности концентрировать свое внимание. Все это имело невероятное воздействие на эмоциональное состояние занимавшихся здесь людей. Влияло это также и на развитие их самых разных качеств: от морально-волевых до физических.

Продолжение путешествий и экспедиций

В 1924-м году Гурджиев с гастрольной поездкой своей труппы отправился в США. Публике было представлено феноменальное зрелище танцевального действа-мистерии, когда маг-Учитель демонстрировал зрителям безграничное господство над учениками.

Некоторые даже расценили это действо как некое превращение людей в команду «натренированных зомби или цирковых животных». На самом же деле, представляя зрителям свои балеты, Гурджиев просто хотел продемонстрировать им невероятные возможности, которыми обладает человек в сфере танца, движения, и в целом -в искусстве владения своим телом.

Эти представления, чем-то напоминавшие фокусы Копперфильда или Гудини, призваны были как-то расшевелить зал, заставить обычного обывателя подумать о том, какими, на самом деле, уникальными возможностями он обладает… При этом надо отметить, что в гурджиевской труппе находились вовсе не танцоры-профессионалы: это были всего лишь обычные хорошо образованные люди. Каждый из них еще и владел какой-то своей специальностью, но все они были охвачены жаждой эзотерических знаний и стремлением открыть с вебе что-то новое.

То есть были они, как мы понимаем, вовсе даже не зомби. А вот зомби как раз находились во время их выступления в концертном зале…

Гурджиев: Закон Трех Сил Творчества

Общее количество закономерностей, что управляют практически всеми процессами как в целом в мире, так и в человеке, не слишком велико. И все то, что представляется нам бесконечным разнообразием форм и явлений, создается всего лишь несколькими различными сочетаниями.

Чтобы попытаться осознать суть механики Вселенной, нужно просто разложить эти сложные и разнообразны явления на элементарные законы, их составляющие. Надо понимать, что мы живем в пространстве, которое уже создано и упорядочено. То есть - наш Вселенная уже является неким Творением.

И первым фундаментальным ее законом Гурджиев считал так называемый Закон трех сил Творчества . Все, что происходит вокруг, является результатом сочетания и взаимодействия этих трех сил: силы Активной, Пассивной и Нейтрализующей. И все они есть и в природе, и в каждом из нас. Это силы творчества: ничто в мире не создается без их участия.

Вся наша Вселенная состоит из неуловимых человеческому слуху вибраций. Она буквально наполнена ими. Они существуют во всех материях, населяющих мир, и проявляются в самых разных вибрационных звучаниях: от наитончайших до самых грубых. Из этого проистекает и Второй основной закон мироздания по Гурджиеву: Закон семи октав.

Музыка Гурджиева

Это, можно сказать, отдельная, не менее значимая тема в его взглядах на мир. О том, что Георгий Иванович очень серьезно и внимательно относился к этому одному из едва ли не самых мистических видов искусства, мы уже знаем. И его Закон семи октав - есть естественное продолжение опыта исследователя в этой плоскости. Суть этого закона состоит в том, что все звуки вселенских вибраций упорядочены в виде нисходящего музыкального звукоряда: от верхнего «до» - сужаясь в направлении музыкального звукоряда вниз - и вплоть до самого нижнего звука, находящегося в основе всего. Так, если говорить об этой большой и сложной теме в общих чертах, он определял звучание Абсолюта, недоступного человеческому и даже научному пониманию.

Принцип семи октав соответствует любому развитию как на планетарном уровне, так и на уровне рождения и появления на свет отдельной человеческой души. Поэтому, чтобы можно было осознавать и отслеживать процесс развития как таковой, - важно понимать, что есть причина изменений в направлениях этого движения.

И еще очень важный момент: чтобы такое движение в принципе происходило - необходимо остановить утечки энергии и запастись приятными впечатлениями.

Гурджиев и Успенский

Возвращаясь к теме жизни Гурджиева в разные ее периоды, хочется отметить некоторые хронологические ее последовательности, ибо тогда его размышления о человеке и итоги всех его мистических исканий и встреч обретут в наших глазах некие жизненные привязки к реальным обстоятельствам…


Так, в 1912 году Гурджиев начинает выступать со своими лекциями и докладами в России (Москва, Петербург). Здесь вокруг него собираются единомышленники и последователи: люди, желающие начать работу над собой. Среди них оказывается и , который, с головой окунувшись в гурджиевское учение, увидел в нем поначалу нечто совершенно для себя новое и необычное.

В системе взглядов Гурджиева словно отразился весь сплав его собственных интеллектуальных поисков. Целая лавина неожиданных для Успенского вещей - новых понятий, практических структур и экзотических упражнений захватили исследователя.

И ченнелинг , и чтение мантр , и практика осознанности и какие-либо другие методы духовного и личностного развития. Но если вышеназванные способы более-менее систематически находятся на слуху, то есть и такие, о которых услышишь нечасто, несмотря даже на то, что они являются очень эффективными. Именно к таким относятся сакральные гурджиевские танцы , о которых мы расскажем ниже.


Что такое гурджиевские танцы?

Гурджиевские танцы или танцы Гурджиева представляют собой древнюю и очень необычную практику достижения и культивирования состояния осознанности посредством объединения разума человека и его чувств с движениями тела. Они называются гурджиевскими в честь Георгия Ивановича Гурджиева – одного из самых знаменитых учёных, философов, писателей, мистиков и путешественников XX столетия. Кроме того, он был учителем танцев и являлся духовным наставником для многих людей. Он основал свой собственный метод внутреннего развития под названием «Четвёртый путь », а также университет гармонического развития человека , где изучалось множество путей повышения осознания человека и его трансформации. Сами же гурджиевские танцы являются одним из основных аспектов работы Гурджиева.

Происхождение сакральных танцев Гурджиева

Согласно словам самого Георгия Ивановича, в древности сакральные движения были важнейшей составляющей искусства народов Азии и Африки, а также применялись в Священной гимнастике и различных обрядах на Дальнем Востоке. Даже в начале XX века они исполнялись в некоторых монастырях и храмах и, вполне возможно, исполняются там и сегодня, как и тысячи лет назад, ведь при помощи них от поколения к поколению передаются важнейшие знания, доступные только ограниченному кругу людей.

Знакомство Гурджиева со священными движениями

В своих трудах Гурджиев сообщает, что на протяжении двух лет обучался музыке и ритму в одном из монастырей дервишей в центральной Азии. Вероятно, это была обитель ордена Йесевийа , члены которого считаются мастерами в этой области, а его лидеры и наставники через танец учат тому, чему другие учат через книги . Также знаменитый путешественник говорит, что овладел навыками ритуального танца и ритмических упражнений в Кафиристане (сейчас Нуристан ), Кашгаре , Читрале , Ташкенте и некоторых других местах. Определённая часть движений была заимствована из движений, практиковавшихся в храме Сари – храме медицины на Тибете . Как уже упоминалось, священные танцы – это один из немногих и малодоступных способов передачи информации. По этой причине они всегда входили в состав главных дисциплин, которые изучались эзотерическими школами Востока .

Смысл священных танцев Гурджиева

Смысл гурджиевских движений и танцев можно осознать лишь после продолжительного периода обучения. Причём, на наблюдение и на участие должно быть уделено одинаковое количество времени, а если человек хочет понять истинную суть этих танцев, то он должен сделать это самостоятельно. Но, несмотря на такую таинственность, определить и обозначить цель танцев Гурджиева можно, и автор прекрасно делает сам.

Гурджиев всегда говорил, что разработанная им система оказывает развивающее воздействие на все аспекты природы человека . Кроме того, что сакральные танцы способствуют обретению высочайшего контроля над телом , они ещё и развивают способность к предельной концентрации внимания , которая, вкупе с особой мимикой, потрясающе воздействует на эмоциональное состояние человека. В учении Гурджиева сакральные танцы применялись и применяются его адептами сейчас в качестве эффективнейшего инструмента для развития моральных, волевых и физических качеств.

В своей повседневной жизни человек редко осознаёт, что его мыслительная, эмоциональная и двигательная функции тесно взаимосвязаны: они и зависят друг от друга и обуславливают друг друга. Изменение какого-то одного показателя сразу же отражается на изменении другого. Поза человека, например, отражает его мысли и переживания, а эмоции воздействуют на положение тела и изменения в мыслительном процессе; через изменение мыслей происходит изменение эмоций и, соответственно, позы. Для того чтобы изменить свой образ мысли и чувственные переживания человек должен изменить движения и положение тела, но, одновременно с этим, невозможно освоить новые движения и позиции без изменений на мыслительном и эмоциональном уровнях.

Гурджиевские движения структурированы таким образом и собраны в такой последовательности, что, выполняя их, становится возможным произвести тщательную проработку эмоционального , мыслительно и физического уровней человеческого существа, следствием чего становится предрасположенность к естественному состоянию бытия и обретению гармонии .

Сам Гурджиев, помимо всего прочего, нередко отмечал, что, работая над сакральными танцами, человек работает со своей волей и глубинными структурами своего «Я». Можно даже достичь такого состояния, когда появляется способность быть полноправным хозяином своего тела и, в то же время, чувствовать независимо от него . Каждый жест и каждая поза вызывают определённые и порой весьма необычные ощущения. Но важно ещё и то, что, чувствуя их, человек не отождествляется с ними.

Влияние на жизнь

Сакральные танцы Георгия Ивановича Гурджиева являются очень мощным инструментом для того чтобы прийти к осознанию естественного состояния бытия и достичь в жизни гармонии. Как физическая практика гурджиевские движения направлены на развитие чисто практичных навыков, полезных человеку в его повседневной жизни, а как духовная - на раскрытие человеком своего истинного потенциала и обретение возможности соприкоснуться с мистической составляющей его бытия.

Священные танцы и движения Гурджиева - замечательный дар для всех желающих работать над собой. Упражнения и танцы, известные как Сакральные танцы Гурджиева, были собраны Георгием Ивановичем Гурджиевым во время его двадцатилетних странствий по Египту, Турции, Тибету, Индии, Ассирии, Греции, России и другим странам Европы и Средней Азии в храмах и монастырях.

Психолог, философ, ученый, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о «Четвертом пути» внутренней реализации человека. Россия, Георгий Иванович Гурджиев родился 28 ноября 1877 года в Александрополе (с 1924 года - Ленинакан) в Армении в смешанной армяно-греческой семье. Детские годы провел в Карсе, был учеником настоятеля Русского кафедрального собора, который оказал большое влияние на Гурджиева. Хотя систематического среднего образования он так и не получил, с детства знал несколько языков.

Поиски ответов на «вечные вопросы» привели его к созданию учения о «четвертом пути» внутренней реализации человека. Своеобразными университетами Г.И.Гурджиева стали путешествия и странствия (1896-1922) сначала в составе небольшой группы «Искателей истины», затем в качестве странника, учителя и эмигранта.

По словам Гурджиева в древние времена Движения занимали важное место в искусстве азиатских народов. Они также использовались в Африке и на дальнем востоке в Священной гимнастике, Священных танцах и религиозных церемониях. Искатели истины, в группу которых входили археологи и специалисты по восточным религиям установили что эта священная гимнастика сохранилась в определенных частях центральной Азии в частности на территории от Ташкента до китайского Туркестана.

Священные Движения Гурджиева помогают участникам стать «мастерами себя», принося их больше и больше в пространство спокойствия и внутреннего умиротворения. Также мы научаемся двигаться одновременно расслабленно и быстро, а не расслабленно и лениво, и не быстро и напряженно.

Нужно уметь в любой момент отпустить состояние напряжения, которое появляется, например, при переизбытке желания, возбуждении ума, беспокойстве. Мы научаемся двигаться из расслабления, храня живым вопрос; «Как я могу двигаться из неподвижности, не нарушая её?», даже исполняя такие энергичные танцы, как Танцы Дервишей, И также мы научаемся оставаться внутренне активно присутствующими, выполняя медленные повторяющиеся движения, требующие много сфокусированной точности, такие как «Круг Ом».

Это своеобразная встреча Инь и Ян, мужского и женского принципов, которые будут излучаться в наших жизнях. Эта расслабленная живость способна открыть нас к совместному воздействию разных качеств энергии, которая движется в наших телах. За всю свою жизнь танцовщицы никакой другой подход никогда не давал мне такого блаженного ощущения, когда мое тело было живым каналом для течения тонких и очень приятных энергий.
Принимая все эти энергии, стоя между небом и землей, мы становимся точкой встречи двух миров, человеческого и другого, из которого исходит высшая энергия.

Танец приобретает тогда совершенно иное значение; ты становишься инструментом вселенской энергии. Движение по этому пути через музыку, танец и самонаблюдение, это движение к более тотальной и полной жизни.

Георгий Иванович Гурджиев

В большинстве крупных городов Европы, Америки, Южной Америки можно найти группы людей, изучающих идеи и практическую технику, данные Георгием Ивановичем Гурджиевым. Гурджиевские группы обычно избегают публичности, не обращают в свою веру, относительно невидимы в мире и ведут обычную жизнь, занимаясь интенсивной внутренней работой.

Необычный человек, "хитрый мудрец", как его называют, Гурджиев посвятил свою жизнь изучению восточных эзотерических учений и передаче знания теории и практики в форме, адекватной мышлению западного человека. Мы знаем о нем относительно немного. Особые воздействия и источники его учения остаются такими же загадочными, как и у другого "Человека знания", у Дона Хуана.

Он родился в 1872 г. в Александрополе, в области Кавказа, у отца - грека и матери - армянки. Мальчиком он становится учеником настоятеля Русского кафедрального собора, оказавшего огромное влияние на его развитие.

Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец - настоятель собора - зародили в нем жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности цели человеческой жизни.

Город Карс, где он жил, находящийся между Черным и Каспийским морями, был родом многих народов, вер, культур. Уже в подростковом возрасте Гурджиев окунулся в атмосферу великой смеси культур. Здесь жили последователи христианской, армянской, ассирийской, исламской и даже зороастрийской традиций. Уже в юности он соприкоснулся со святая святых почти всех тайных организаций - религиозных, философских, оккультных, мистических, политических.

Он много вобрал в себя, особенно из христианских монашеских источников. Позже он всегда подчеркивал значение эзотерического христианства. Он хорошо знал христианский ритуал и практики, древний символизм, литургию. Был знаком с техникой ритмического дыхания и мысленных молитв, применяемых в монастырях.

Однако, несмотря на приобщение к самым разным религиозным традициям, в которых он рос, он не находил ответа на основные вопросы, которые поставил себе. Он отправляется на поиски знания.

С группой друзей, которые называли себя "искатели Истины", в 16 лет он отправляется на Восток, в трехлетнее путешествие через Центральную Азию, далее достигает Эфиопии, Соломоновых островов. Во время путешествия он учится, знакомится со многими традициями. Особенно большое влияние оказали на его становление мастера эзотерических исламских орденов.

Именно суфийские учения стали тем источником, на основе которого во многом было создано его Учение.

Центральный символ гурджиевской работы - эннеограмма суфийского происхождения. Многие священные танцы суфиев исполняются как медитации в школах Гурджиева.

В учении Гурджиева прослеживаются и другие эзотерические влияния - это буддизм Тибета.

Более 10 лет прожил он в Тибете. Здесь он развивает огромные психические духовные силы, что особенно ценится в Тибете. По некоторым сведениям, он был наставником маленького Далай-Ламы, занимал важные финансовые должности при тибетских властях.

Очень мало известно об этом периоде его жизни в Тибете и Центральной Азии, который охватывает начало 1890 г. и продолжается до 1910 г. Известно, что он вел исследования, изучал древнейшие тексты. Он вел свои поиски в ламаизме и практике ламаизма, в текках, монастырях, где сохранилось древнее знание, изучал сибирский шаманизм.

Очевидно, в результате всех этих исканий, изучений, практик возник единый взгляд на мир, синтез знаний. Постепенно он стал осознавать свою миссию: принести эти знания об "ужасе ситуации", как он говорил, и возможных путях выхода из нее в западный мир.

Следующим важным этапом в его биографии является 1915 год, когда он впервые появляется в России как Учитель - в городах Санкт-Петербурге и Москве.

В Петербурге он встречается с Петр ом Успенским. Сам Успенский тогда как раз вернулся из путешествия в поисках истинного эзотерического знания и с удивлением нашел, что цель его поисков находилась на его родной земле, в его родном городе.

Он описывает свою первую встречу с Гурджиевым в книге "В поисках чудесного" следующим образом: "Я увидел человека восточного типа, немолодого, с черными усами и проницательными глазами. Это был человек с лицом индийского раджи или арабского шейха. Он говорил по-русски неправильно, с сильным кавказским акцентом...".

Успенский собрал группу последователей, которая работала с Гурджиевым до самой революции. Он говорил со своими учениками об отношении человека со Вселенной, об уровнях сознания, смерти и бессмертия, возможности самореализации.

Один из его ранних учеников так описывает этот период: Россия в 1917 г. была разорвана войной и революцией". Гурджиев был неизвестным "человеком-тайной". Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился и в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с ним, хотел последовать за ним".

Группа его учеников покидает Россию, совершает запутанное путешествие пешком по горам в Тифлис. Здесь он собирает новую группу и несколько лет работает с ней, но когда революция достигла Грузии, они пересекли границу, достигли Константинополя, затем Берлина и, наконец, через несколько лет лишений, Парижа. Здесь Гурджиев решил обосноваться, за год собрал деньги, необходимые для приобретения Замка Авон близ Фонтенбло, где он основал Институт для гармонического развития Человека.

10 лет с 1923 г. по 1933 г. были потрачены на напряженную работу с учениками в Институте; в течение этого времени Гурджиев испытывал и проверял систему обучения, самонаблюдения, практические упражнения.

Кто бы ни приходил учиться к нему, мог быть уверен, что от него потребуются постоянные и интенсивные усилия. Время, проведенное в "Приэре", как был назван замок, рассматривалось как возможность для развития самосознания.

Это был период напряженной работы, который включал демонстрации и лекции в Европе и Америке. Он был прерван серьезным несчастным случаем - автомобильной катастрофой, после которой Гурджиев чудом остался жив.

Это событие внесло новое направление в его деятельность. Он начал писать три большие книги. Они были написаны, чтобы разрешить следующие основные проблемы, стоящие перед человечеством:

  1. разрушить безжалостно веру и взгляды, столетиями укоренявшиеся в сознании обо всем, существующем в мире;
  2. ознакомить читателя с материалом, необходимым для нового творчества;
  3. помочь возникновению истинного представления о мире, заменив то фантастическое, иллюзорное, которое существует сейчас. Дать представление о мире, существующем в действительности.

Это книги "Все и вся ", "Встреча с замечательными людьми " и "Жизнь - истина, только когда я есмъ ".

В первой книге Гурджиев комментирует жизнь современного человека через взгляд существа космического, прилетевшего на Землю. Эта работа является энциклопедическим комментарием, отвечающим на большинство важных вопросов, стоящих перед человечеством.

Во второй книге он рассказывает свою историю поисков истины, вспоминает своих наставников и необычных людей, которых встретил в своих странствиях в поисках эзотерического знания.

В третьей - дается отчет о личном развитии, описываются специальные практики, которые развивают осознание "себя".

В 1933 г. была написана еще одна книга "Вестник грядущего добра ", представившая идеи, на которых основываются работы Гурджиева, и описывающая Институт гармонического развития Человека.

С 1933 г. по 1949 г. протекает новая фаза его деятельности. Он закрывает Институт, путешествует повсюду, создает новые группы в некоторых городах Америки.

Ко времени его смерти, в 1949 г., у него было несколько сот учеников, главным образом, в Нью-Йорке и Париже. Теперь число последователей его учения насчитывается тысячами.

Философское учение Гурджиева содержит много классических эзотерических идей, но ряд его собственных идей отличается особой оригинальностью, это:

  • убежденность в иллюзорности обычной жизни;
  • идея соотношения микрокосмического плана с макрокосмическим;
  • признание особой роли Луны в космической эволюции человечества;
  • деление человека на четыре тела;
  • учение о центрах, их проявленном или непроявленном функционировании;
  • учение о типах человеческой личности;
  • особенности психической работы человека над собой;
  • идея "Луча творения";
  • возрастание числа законов, которым подчиняется материальность по мере удаления от Абсолюта;
  • подчиненность эволюции Вселенной закону октавы.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На "Четвертом пути" - так Гурджиев назвал свое учение - человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий - всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление - это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон - основа любого творчества - отражен во многих мировых религиях.

Вследствие этого закона, работа над собой - это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное - Учителя, пассивное - ученика, нейтральное - группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним.

Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. "Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща".

Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него - внешнему миру.

Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия

Священные движения Гурджиева

"Помни себя, - говорил господин Гурджиев, - вернись к себе". Это, утверждал он, существенно, в противном случае, наши движения, мысли, эмоции являются, в основном, результатом наших обусловленностей: семейных, социальных, образовательных, религиозных. "Человек - это тюрьма" - говорил г. Гурджиев.Таким образом, существует вызов для человеческого существа - развивать сознание для того, чтобы выйти из животного состояния и обусловленностей. Наша единственная возможность в искании: искании себя с искренностью, со страстью и с юмором. И нам нужна помощь. Не просто интеллектуальное знание, но также что-то, что вовлекает физическую и эмоциональную части нашего существа.

Мы все можем видеть, что мы способны водить машину, курить сигарету, готовить пищу, думать, чувствовать, говорить, двигаться, работать, не осознавая этого. Силы забывания себя крепки. Особенно могуществен соблазн "быть пассивным". Это удобно. Мы так легко позволяем себе быть рассеянными, манипулируемыми, усыпленными. Все в работе г.Гурджиева очень практично; он четко провозглашал важность тела и физической работы в передаче его учения. И эту важность он придавал Танцам, со специфическим подходом, таким, как Движения Гурджиева.
Можно расти к высшему и более сбалансированному состоянию сознания и к ощущению присутствия и ощущению бытия. Метод описан довольно просто: двигаясь, танцуя, помни себя.

Г. Гурджиев рассказывал о феномене "двойной стрелы": с одной стороны внимание направлено наружу - на форму движений, на ритм музыки, на других танцующих вокруг нас и легкую тенденцию сравнивать и осуждать и т.д. С другой стороны стрела направлена внутрь - обратно к нашему центру, к источнику движения, к внутренним энергиям, которые движут нами, назад к источнику любой функции, такой, как дыхание, наблюдение, движение.
Мы ищем равновесия "один глаз внутрь, другой глаз наружу", как сказал г.Гурджиев. Так мы можем находиться в деятельности нашей жизни, никогда не теряя себя.

ИСТОЧНИКИ ТАНЦЕВ

Когда г.Гурджиеву было около двадцати лет отроду, он отправился в двадцатилетнее духовное путешествие, которое привело его в Египет, восточное Средиземноморье, Афганистан, Турцию, Центральную Азию, Индию, Тибет и пустыню Гоби. Он посетил многие эзотерические школы, храмы, монастыри и открыл что многое из вечной мудрости, истинного знания и понимания человечества и природы сохранилось и было передано через музыку и танец. Эти Танцы, разнообразием движений и поз подобные алфавиту, могли быть прочитаны, как книга, теми, кто смог бы прочитать и истолковать их.
В Священных Движениях Гурджиева мы строго воспроизводим эти движения так, как передал г.Гурджиев через своих учеников (таких, как г.Беннетт) и мы используем музыку, которую он и Томас де Хартман создали для каждого Танца. В общей сложности около двухсот Движений (Танцев)!

ЭФФЕКТ ТАНЦЕВ

Одной из целей этого процесса является открытие "присутствия существа" через приведение в новое равновесие трех центров: физического, эмоционального и ментального. И нового порядка их функционирования. Ясно, что главным инструментом является физический центр. Мы используем его не так просто, как в гимнастике, разрабатывая подвижность суставов, растягивая мышцы и так далее.
Эти Танцы также оживляют внутренний огонь, глубокое страстное желание сердца, о котором говорят Суфии, смелость продолжать идти в глубину и отказ сдаваться. Следовательно, все, чему мы научаемся, практикуя эти Танцы, мы научаемся для нашей каждодневной жизни.

К тому же, Движения часто включают в себя счет, слова, фразы, которые запускают ту часть ума, которая поддерживает процесс, эта часть не имеет шанса уклониться от Здесь и Сейчас. Если же она уклоняется, немедленно проявляется ошибка в движении. Таким образом, мы учимся через ошибки. Поэтому Ум не осуждается, но более вовлекается со своей разумностью и ясностью в работу вместе с Телом и Сердцем.
Другая цель - создать дистанцию от ощущений тела, эмоций и настроений, мыслей и ассоциаций мыслей: научиться управлять ими вместо того, чтобы быть захваченными ими в рабство.

Священные Движения Гурджиева помогают участникам стать "мастерами себя", принося их больше и больше в пространство спокойствия и внутреннего умиротворения. Также мы научаемся двигаться одновременно расслабленно и быстро, а не расслабленно и лениво, и не быстро и напряженно.
Нужно уметь в любой момент отпустить состояние напряжения, которое появляется, например, при переизбытке желания, возбуждении ума, беспокойстве. Мы научаемся двигаться из расслабления, храня живым вопрос; "Как я могу двигаться из неподвижности, не нарушая её?", даже исполняя такие энергичные танцы, как Танцы Дервишей, И также мы научаемся оставаться внутренне активно присутствующими, выполняя медленные повторяющиеся движения, требующие много сфокусированной точности, такие как "Круг Ом".
Это своеобразная встреча Инь и Ян, мужского и женского принципов, которые будут излучаться в наших жизнях. Эта расслабленная живость способна открыть нас к совместному воздействию разных качеств энергии, которая движется в наших телах. За всю свою жизнь танцовщицы никакой другой подход никогда не давал мне такого блаженного ощущения, когда мое тело было живым каналом для течения тонких и очень приятных энергий.
Принимая все эти энергии, стоя между небом и землей, мы становимся точкой встречи двух миров, человеческого и другого, из которого исходит высшая энергия.

Танец приобретает тогда совершенно иное значение; ты становишься инструментом вселенской энергии. Движение по этому пути через музыку, танец и самонаблюдение, это движение к более тотальной и полной жизни.
/Амийо Девиенн/


Похожая информация.


Сакральные Танцы и Движения Гурджиева - уникальная практика развития осознанности, уходящая корнями вглубь времен. Это средство для объединения разума и чувств с движениями тела в совместном гармоничном проявлении. Движения Гурджиева развивают сугубо практичные навыки, полезные в повседневных делах, одновременно открывая мистическую составляющую нашей жизни.

Что дают нам Движения Гурджиева?

Один из основных постулатов Гурджиева: человек механичен. Как говорил Гурджиев, изучением человека должна заниматься не психология, а особая «человеческая механика». По своей природе человек представляет из себя некий механизм, машину, которая функционирует согласно определенным правилам и управляется внешними влияниями. Изучение этих правил, исследование этой механики поможет выйти за ее пределы, сделав первый шаг на пути от человека механичного к человеку осознанному .

Практика Движений Гурджиева помогает развить внимание совершенно нового, комплексного, объемного типа, включающего одновременно все три центра - тело, сердце, ум. Правильное и точное выполнение позиций Движений является в своем роде акупунктурой, открывающей внутренние каналы, позволяющей энергии течь свободно. Открывается некое новое звучание собственного тела , более объемное, более живое и наполненное.

Движения Гурджиева помогают достичь согласованности тела и ума , развить координацию, научиться разделять внимание на несколько равноосознаваемых потоков и повысить эффективность многих выполняемых в повседневной жизни действий.

Сакральные Танцы и Движения Гурджиева помогают - хотя бы в отдельных ситуациях -выйти за пределы дуального восприятия , дают возможность достичь состояний, в которых гармонично сочетаются два противоположных качества, - состояний расслабленной собранности, вовлеченной отвлеченности, усилия без усилия. Эти состояния задают определенный вектор формирования пространства, в котором человек перестает мыслить в рамках антонимов , деля все на плохое и хорошее, приятное и неприятное, приемлемое и неприемлемое.

Движения помогают отчетливо увидеть, что во многих ситуациях наши эмоции фактически управляют нами, признав, что это состояние невозможно назвать подлинной свободой. Признать и в то же время через практику открыть для себя состояние цельности, в котором тело, ум и сердце работают слажено и гармонично , помогая росту того во мне, что я по-настоящему смогу назвать словом «Я».

Все эти процессы будут возможны при наличии главного условия - развития способности наблюдать себя со стороны , как говорил Гурджиев, способности наблюдать себя, как интересного незнакомца. Наблюдать, признавать наблюдаемое без осуждения, раздражения или оправдания, и - следующий шаг - разотождествляться с обусловленностями присущими каждому из нас.

материалы с сайта www.areyou.ru

Эти танцы были названы гурджиевскими по имени известного учителя, мистика, философа, ученого, писателя, хореографа, музыканта, путешественника 20 го столетия Г.И Гурджиева. Который известен как основатель пути внутреннего развития называемого 4й путь. В 20х годах прошлого столетия он основал университет гармоничного развития человека, в котором преподавались множество различных дисциплин для развития и трансформации человека.

Одним из потрясающих аспектов учительской работы Гурджиева было то, что сейчас называется Священными танцами или Движениями. Иногда Гурджиев называл себя не иначе, как учителем храмовых танцев и отказывался от какого-либо другого статуса. Конечно, никто не воспринимал это всерьез, но для многих это было самой привлекательной частью обучения.
Безусловно, уникальной заслугой Гурджиева было уже даже то, что ему удалось познакомить запад с подборкой храмовых танцев и священных ритмов.
По словам Гурджиева в древние времена Движения занимали важное место в искусстве азиатских народов. Они также использовались в Африке и на дальнем востоке в Священной гимнастике, Священных танцах и религиозных церемониях. Искатели истины, в группу которых входили археологи, и специалисты по восточным религиям установили, что эта священная гимнастика сохранилась в определенных частях центральной Азии в частности на территории от Ташкента до китайского Туркестана.
Даже еще в начале нашего века священные танцы широко использовались в храмах и монастырях, возможно, что значительная их часть сохранилась и до сегодняшнего дня.
Люди, практикующие священную гимнастику, всегда знали ее смысл.
В некоторых монастырях и братствах долгое время сохранялись традиции, тщательно скрывавшиеся от обычных путешественников. Другие танцы, можно увидеть без каких либо особых препятствий. Некоторые из них широко известны, например, движение дервишей Мевлевийа и Руфаийа, на еженедельные церемонии которых допускаются посетители, в том числе и европейцы. Другие же, например танцы дервишей Хельветийа, то есть «уединившихся», показывают только тем, кого признали истинно ищущим, причем, наиболее важные, центрально-азиатские священные танцы не связаны ни с какой либо конкретной религией. Они практикуются уже многие тысячи лет, и монастыри, в которых они сохраняются, обладают также и знаниями из далекого прошлого, передававшимися из поколения в поколение при помощи этих же самых священных танцев и ритуалов.
Гурджиев пишет, что отправился в один дервишский монастырь в центральной Азии, где провел два года, обучаясь музыке и ритму. Скорее всего, это была текка ордена Йсевийа, которые являются в этой области специалистами высокого класса.
Рассказывая о народных танцах, Гурджиев упомянул о том, что в Ташкенте были особенные танцы, но что еще дальше были совсем особенные танцы. Однако чтобы увидеть их нужен был поручитель. Там учили йесевитским танцам, и он нашел учителя, который мог учить при помощи танцев тому, чему другие учили при помощи книг.
По словам Гурджиева, лишь немногие люди знали язык символов. Затем он высказал одно очень важное утверждение, которое бы показалось удивительным любому человеку, но как ни странно оно было высказано ребенку, который по счастью запомнил его слово в слово: «Где-то символ, где-то техника, а где-то танец». Это как раз соответствует особенностям орденов Накшбандийа, Джаллалийа и Йесевийа, что, кроме того, свидетельствует еще и о родстве с Ходжаганом через ниточки связь между которыми, в противном случае, осталось бы лишь предметом догадок. Далее Гурджиев рассказал, что Йесевиты учат танцам так же как посадить семя в землю, но очень трудное. Это зеленое растение будет расти долго, потому что требует много времени, чтобы давать фрукты; даже много воды не поможет ему быстро вырасти. Иногда это трудное семя остается в земле долгое время, но когда оно начинает расти, оно меняет все. Весь пейзаж может измениться. Когда символ и техника объединяются вместе, тогда выходит другое растение, оно может расти быстро для другой цели.
Гурджиев утверждает, что научился ритуальным танцам и ритмическим упражнениям, составляющим столь важную часть его метода, в Ташкенте, Читрале, на Памире, в Кашгарии и Кафиристане. Все эти места расположены на сравнительно небольшом расстоянии от йсевитской текки, которая находилась либо в самом Кашгаре, либо не далеко от него.
На демонстрации программы храмовых танцев в Париже в 1923 году, Гурджиев упомянул о дервишском ордене, который был основан в конце 19 века и главный монастырь которого находился в кашгарском городе Танги-Хиссар. Гурджиев также упоминал и религиозные упражнения монахов Мачна, живущих в восточной части пустыни Гоби. Их традиции коренным образом отличаются от традиции кашгарского ордена. Монахи Мачна имеют общее происхождение с йсевитами и тесным образом связаны с Тибетом и Тантрическим Буддизмом. Многие из храмовых танцев по преданию происходят из Тибета.
Танец «Великая Молитва», которая как считается, была сложена этим орденом, представляет собой один из наиболее выдающихся примеров символического языка, и в то же время описанием различных хал, или «состояний», через которые проходит дервиш на пути освобождения себя от иллюзий существования.
Некоторые движении были заимствованы из храма медицины Сари на Тибете, а также из ритуалов эзотерической школы, с незапамятных времен существовавшей в огромных искусственных пещерах Киджерских гор Кафиристана, кроме того, Гурджиев упоминал монастыри Максари, Шериф и Хавар в Афганистане. Место Учан-су - «текущая вода»- было центром текки дервишей Сухарийа в Кашгарии.
Можно научиться понимать смысл священной гимнастики и танцев только после длительного изучения. При этом нужно посвятить равное количество времени наблюдению и участию. Тот же, кто действительно хочет научиться понимать их должен сам постичь заложенное в них искусство. В прошлом движения, выполнявшиеся тогда под аккомпанемент музыки или пения участников, можно было увидеть гораздо чаще. Многие из этих священных движений сопровождались зикром. У дервишей Хельветийа есть даже специальный декламатор, чье пение напоминает танцорам о смысле их действий.
Современные танцы, будь то балет или ритмические упражнения, ни коим образом не связаны со священной гимнастикой в той форме, в которой она существовала в прошлом. Мы рассматриваем танец даже в его наивысшем значении, как выражение эстетического опыта. Его разделяют хореограф, музыканты и танцоры. Сравнительно новые правила постановки танцев и балета находит одобрение у одних людей и неприятие у других; они диктуются модой каждого нового десятилетия и субъективны как любое проявление личного вкуса. Единственным же основанием для их авторитетности служит популярность, и авторитетность разрабатывающих эти правила специалистов.
В древние времена искусству танца придавалось совершенно иное значение. Оно было непосредственно связано с религиозным и мистическим опытом, будучи при этом предметом научных разработок мудрейших людей каждой эпохи. В ходе своих собственных изысканий Гурджиев пришел к выводу, что священные танцы на сегодняшний день относятся к немногим дошедшим до нас прежде весьма многочисленным способам сохранения и передачи последующим поколениям важных знаний. По этой причине священные танцы всегда были одной из главных дисциплин, преподававшихся в эзотерических школах Востока. Они обладают двойным значением. Во-первых, священные танцы и движения содержат в себе и выражают определенные принципы или же рассказывают о тех или иных событиях, признанных настолько важными, что их сохранение просто считалось некоей обязанностью. Во-вторых, для самих участников они служат способом обретения гармоничного состояния бытия и дальнейшего продвижения духовного развития.
Гурджиев говорил, что его система развивала все стороны человеческой природы и что показанные им упражнения предназначались не только для того чтобы вырабатывать контроль над телом, его движениями и позами. По своей организации и паттерну, упражнения были весьма сложными и требовали большой концентрации внимания. В сочетании с мимикой, которая на самом деле была удивительной и непохожей ни на что обычное, эти упражнения воздействовали на эмоциональную природу.
Для правильного выполнения ритуальных движений требуется очень серьезная подготовка тела ума и чувств. Это коренным образом отличается от классического балета, в котором основные элементы доводятся до автоматизма, и танцор интерпретирует тему при помощи ума и чувств. В гурджиевских упражнениях само тело должно быть в высокой степени сознательным, и объединять функции мышления, чувствования и телесных ощущений в едином и согласованном акте выражения

Упражнения священной гимнастики использовались Гурджиевым в качестве метода развития моральных качеств учеников, а также их воли, терпения, слуха, зрения, осязания, способности концентрировать мышление и т.д.
Произвольность наших движений иллюзорна. Психоанализ и изучение психомоторных функций по системе Гурджиева показывают, что любое наше движение, произвольное или вынужденное, представляет собой бессознательных переход от одной автоматической позы к другой. Из всех возможных поз человек выбирает именно те, которые соответствуют его личности, и как нетрудно заметить, что этот репертуар вынужден быть весьма узким. В итоге все наши позы являются механическими производными. Мы не осознаем, насколько тесно сопряжены друг с другом три наших функции: двигательная, эмоциональная и мыслительная. Они зависят друг от друга, обуславливают друг друга и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Изменения в работе одной из них всегда сочетаются с изменениями в работе остальных. Положение нашего тела соответствует нашим переживаниям и мыслям. Перемена эмоций неизбежно порождает соответствующее изменение мыслительного процесса и позы. Смена мыслей высвобождает новый поток эмоциональной энергии, в результате чего естественным образом меняется и поза. Чтобы изменить свой образ мышления и общую направленность чувств, мы должны сначала изменить свои позы и движения, но в то же время без изменения мыслительных и эмоциональных стереотипов невозможно освоить новые двигательные позы. Нельзя изменить одно, не изменив другое.
При помощи правильно подобранных движений, совмещаемых в правильной последовательности и с правильным пониманием их цели, можно устранить многие дефекты как физические, так и эмоциональные, вследствие чего ученик приходит в более уравновешенное и естественное состояние.
Кроме того, необходимо развивать внимание. Это достигается при помощи гимнастических упражнений, при выполнении которых необходимо сосредотачивать внимание на различных частях тела и знать, что именно они делают, не смотря на них и не думая об этом. Более сложные движения вырабатывают определенные качества восприятия и определенную степень контроля над состоянием сознания, что представляется очень трудным для обычного нетренированного западного человека.
Гурджиев утверждает, что, работая над движениями человек, вырабатывает собственное «Я», то есть «волю». На определенном этапе оно обретает возможность чувствовать совершенно независимо от собственного тела и в то же время быть безраздельным его хозяином. Можно испытывать чувства, причем даже очень утонченные, соответственно различным жестам и последовательностям движений, при этом, не отождествляясь с ними. Все это крайне важно для развития воли.
Конечно, многие видели в этих движениях нечто сродни спектаклю. Они очень красивы и производят глубокое впечатление на психику зрителей. Однако красота в этом случае вторична, и я думаю, что Гурджиев согласился бы с высказыванием индийского мудреца: «Красота не ведет нас к Богу; красота ведет нас лишь к красоте».
Гурджиев использовал методики, основанные на движениях даже в Ташкенте, где местные жители были знакомы со священными танцами. Он продолжил заниматься ими со специальной группой в Петербурге, в период революции Гурджиев временно прекратил занятия, но затем возобновил их на Кавказе и, наконец, ввел их в качестве одной из основных дисциплин в третий раз, открыв свой институт уже в Тифлисе. Он продолжал использовать их в качестве значительного подспорья в распространении своих идей сначала в институте при Фонтенбло затем в Париже и, наконец, в соединенных штатах в 1924 году незадолго до аварии. После аварии обучение движениям было прекращено на период интенсивной писательской деятельности Гурджиева, но затем вновь продолжилось в 1928 году, теперь уже движения преподавались американским группам, хотя и не вполне адекватно. Некоторые из учеников преподавали их в Англии. Сам же Гурджиев продолжил преподавать движения в Париже, во время войны обучал им, постоянно вводя нечто новое почти до самой своей смерти в 1949 году.