Дэвид гилмор и группа пинк флойд. Личная жизнь Дэвида Гилмора. Гитара в центре внимания

Gilmour David
5 подборов аккордов

Биография

Дэвид Джон Гилмор (англ. David Jon Gilmour, 6 марта 1946 года в Кембридже, Великобритания) - британский гитарист, вокалист, участник рок-группы Pink Floyd, Командор ордена Британской империи. Помимо работы в составе группы, Гилмор выступал в качестве рекорд-продюсера различных артистов и сделал успешную сольную карьеру. На протяжении всей своей музыкальной карьеры Гилмор активно участвует в деятельности многих благотворительных организаций. В 2003 году он был произведен в чин Командора ордена Британской империи за служение музыке и благотворительности, а также награжден премией «Выдающийся вклад» на церемонии Q Awards 2008.
В 2003 году Гилмор занял 82-ое место в рейтинге журнала Rolling Stone «100 самых лучших гитаристов всех времен». В 2009 году британский журнал Classic Rock включил Гилмора в свой список величайших гитаристов мира.

Гилмор родился в Кембридже, Англия. Его отец, Дуглас Гилмор, был старшим преподавателем зоологии в Кембриджском университете. Мать, Сильвия, работала учительницей и монтажером. В фильме-концерте Live at Pompeii Дэвид в шутку назвал свою семью «нуворишами».
Гилмор учился в Перс-скул на Хиллз Роуд в Кембридже. Там он познакомился с будущим гитаристом и вокалистом Pink Floyd Сидом Барреттом и бас-гитаристом и вокалистом Роджером Уотерсом, которые учились в Высшей школе для мальчиков Кембриджшира, также расположенной на Хиллз Роуд. Гилмор готовился к сдаче экзамена A-level (британского экзамена, после сдачи которого выдается сертификат, позволяющий поступить в университет) и вместе с Сидом учился играть на гитаре в обеденное время. Однако они не играли в одной группе. В 1962 году Гилмор играл в группе Jokers Wild. В 1966 году он покинул Joker’s Wild и отправился с друзьями странствовать по Испании и Франции с уличными музыкальными выступлениями. Они не принесли успеха музыкантам, по сути, едва сводившим концы с концами. В июле 1992 года в интервью с Ником Хорном на радио BBC Гилмор рассказал, что для него все закончилось больницей, в которую он попал из-за истощения. В 1967 году они вернулись в Англию на грузовике, перевозившем топливо, который они украли со стройки во Франции.

В декабре 1967 года к Гилмору обратился ударник Ник Мейсон, который предложил ему играть в группе Pink Floyd. Он согласился в январе 1968 года, тем самым сделав Pink Floyd пятеркой. Он обычно исполнял гитарные партии Сида Барретта, когда лидер группы был не в состоянии принимать участие в живых выступлениях группы. Когда Сид Барретт «покинул» группу (однажды группа просто не заехала за Сидом по дороге на очередное выступление), Гилмор автоматически занял место ведущего гитариста группы и начал исполнять вместо Барретта вокальные партии с бас-гитаристом Роджером Уотерсом и клавишником Ричардом Райтом. Однако после следующего друг за другом успехом альбомов The Dark Side of the Moon и Wish You Were Here Уотерс завладел большим влиянием в группе, написав большую часть песен альбомов Animals и The Wall. Райт был уволен во время записи The Wall, а отношения между Гилмором и Уотерсом только ухудшались во время съемок фильма The Wall и записи альбома группы The Final Cut в 1983 году.
После записи Animals Гилмор решил, что его музыкальный потенциал не используется в полную силу, и он направил свои идеи в работу над сольным альбомом David Guilmor (1978), который демонстрирует его характерный гитарный стиль, а также раскрывает его как талантливого автора. Музыкальная тема, написанная на завершающей стадии работы над этим альбомом, слишком поздно, чтобы войти в него, стала впоследствии композицией Comfortably Numb в альбоме The Wall.
Негативная атмосфера, царящая во время создания альбома и фильма The Wall, усугубилась также и тем, что The Final Cut стал фактически сольным альбомом Роджера Уотерса. Это побудило Гилмора на создание второго сольного сборника About Face (1984). Тем не менее, билеты на концерты тура About Face продавались плохо; со схожей ситуацией столкнулся Уотерс во время тура в поддержку альбома The Pros and Cons of Hitch Hiking.
В 1985 году Уотерс заявил, что группа Pink Floyd «исчерпала все свои творческие возможности». Однако в 1986 году Гилмор и ударник Ник Мейсон выпустил пресс-релиз, сообщающий об уходе Уотерса из группы и их намерении продолжить работу без него. Гилмор взял на себя руководство группы и в 1987 году выпустил альбом A Momentary Lapse of Reason с некоторыми произведениями Мейсона и Райта. Райт официально вернулся в группу после выпуска альбома для длительного мирового турне, а также помог в создании альбома The Division Bell (1994). Гилмор рассказывает:
В недавнем прошлом, до ухода Роджера, у меня были некоторые сложности с выбором направления развития группы. Мне казалось, что песни были очень многословными, потому что отдельные значения слов были очень важны, и что музыка стала просто инструментом для передачи текста, а не вдохновителем… Альбомы Dark Side of the Moon и Wish You Were Here были такими успешными не только из-за участия Роджера, но и из-за того, что в них лучше соблюдался баланс между музыкой и текстом, чем в последних альбомах. Этого баланса я и пытаюсь достичь в альбоме A Momentary Lapse of Reason; больше сконцентрироваться на музыке, восстановить равновесие.
В 1986 году Гилмор приобрел дом на воде «Астория», пришвартованный на реке Темза рядом с Хэмптон-Корт, и превратил его в звукозаписывающую студию. Большая часть композиций последних двух альбомов Pink Floyd, а также сольная пластинка Гилмора 2006 года On an Island, были записаны там.
2 июля 2005 года Гилмор выступил в составе Pink Floyd - включая Роджера Уотерса - на концерте Live 8. Это выступление на время увеличило на 1343 % продажи альбома Pink Floyd Echoes: The Best of Pink Floyd. Гилмор пожертвовал все вырученные средства благотворительным фондам, что отражало цели концерта Live 8, сказав: «Хотя главной целью концерта было повысить сознательность и оказать давление на лидеров «большой восьмерки», я не получу прибыли от этого концерта. Эти деньги должны быть потрачены на спасение жизней.»
Чуть позже он призвал всех артистов, у которых увеличились продажи альбомов после выступления на концерте Live 8 пожертвовать эти доходы в фонд Live 8. После концерта Live 8 Pink Floyd было предлжено 150 миллионов фунтов стерлингов за тур по США, но группа отклонила предложение.
3 февраля 2006 года он объявил в интервью итальянской газете La Repubblica, что Pink Floyd вряд ли когда-нибудь еще будет гастролировать или писать материал вместе. Он сказал: «Я думаю, достаточно значит достаточно. Мне 60 лет. У меня больше нет желания работать так много. Pink Floyd стало важной частью моей жизни, это было замечательным временем, но все закончилось. Для меня гораздо легче работать одному.»
Он сказал, что дав согласие на выступление на Live 8, он не позволил истории группы закончиться на «фальшивой ноте». «Была еще одна причина. Во-первых, поддержать дело. Во-вторых, сложные, высасывающие силы, отношения между Роджером и мной, которые тяготят мое сердце. Поэтому мы и захотели выступить и оставить все проблемы позади. В-третьих, я бы сожалел, если бы отказался.»
20-го февраля 2006 года в интервью Billboard.com Гилмор снова дал комментарии по поводу будущего Pink Floyd: «Кто знает? У меня нет этого в планах. Мои планы - это делать свои концерты и выпустить сольный альбом».
В декабре 2006 года Гилмор выпустил посвящение Сиду Барретту, который умер в июле того же года, в форме собственной версии первого сингла Pink Floyd Arnold Layne. На CD с синглом, записанным живьем в Лондонском королевском Альберт-Холле, также присутствовали версии песни в исполнении клавишника Pink Floyd (и участника группы Гилмора) Ричарда Райта и специально приглашенного артиста Дэвида Боуи. Сингл вошел в чарт Великобритании, заняв 19 строчку, и оставался на этой позиции 4 недели.
Со времени появления группы на Live 8 в 2005 году Гилмор неоднократно говорил, что воссоединения Pink Floyd не будет. Однако в 2007 году в интервью Филу Манзанере он заявил, что «он еще не закончил» и он планирует сделать «что-нибудь» в будущем. Со смертью клавишника группы Ричарда Райта в сентябре 2008 года очередное воссоединение основного состава группы стало невозможным. Гилмор сказал о Райте: «В море доводов о том, кем или чем являлся Pink Floyd, огромный вклад Рика часто оставался незамеченным. Он всегда был кротким, непритязательным и закрытым, но его проникновенные голос и игра были крайне необходимыми, магическими элементами так узнаваемого звучания Pink Floyd. Как и Рику, мне сложно выражать мои чувства словами, но я любил его и буду очень по нему скучать. Я никогда не играл с кем-либо подобным.»
11 ноября 2009 года Гилмор, бросивший в юности колледж, получил звание почётного доктора искусств Кембриджского университета за заслуги в музыке. На церемонии певец обратился к студентам со словами: «С меня пример брать не надо. Я бы сейчас сам на вас равнялся, наверное. Золотой век рока прошел, рок-н-ролл мёртв, а я получаю диплом о высшем образовании. Учитесь, дети, лучше. В ваше время иначе нельзя. Вот у нас основатель группы - он выучился, а потом с ума сошёл.»

Альбомы:
David Gilmour - 25 мая 1978
About Face - 27 марта 1984
On an Island - 6 марта 2006
Live in Gdańsk - 22 сентября 2008
[править]Саундтреки
Fractals: The Colors of Infinity, Документальный - 1994
Синглы:
«There’s No Way Out of Here/Deafinitely», 1978
«Blue Light», март, 1984
«Love on the Air», май, 1984
«On an Island», 6 март 2006
«Smile/Island Jam», 13 июнь 2006
«Arnold Layne/Dark Globe» (Live) 26 декабрь 2006
Видео:
David Gilmour Live 1984 (VHS) - сентябрь 1984
David Gilmour in Concert (DVD) - октябрь 2002
Remember That Night (DVD/BD) - сентябрь 2007
Live in Gdańsk (DVD) - сентябрь 2008

Нет особой надобности. Это уже легенда. Ее имя связано с пятью музыкантами, которые на протяжении тридцати лет успешно создавали свое особенное, неповторимое звучание. Одним из них был лидер-гитарист, вокалист и автор доброй половины всех песен коллектива Дэвид Гилмор (David Gilmour) , сольная карьера которого также представляет интерес для любителей британского прогрессива.

Родившись 65 лет назад в знаменитом Кембридже, будущий гитарист получил звание почетного доктора искусств местного университета за заслуги в музыке лишь в 2009 году. Да и какое могло быть образование, когда ты в 22 года становишься участником, пускай на тот момент и неизвестных, но все же Pink Floyd. Родители Гилмора были учителями и, естественно, желали своему чаду только добра в виде хорошего образования и последующей перспективной работы, но будущая звезда британской прог-сцены пошел иным путем.

Вклад Гилмора в Pink Floyd колоссален. Даже его вечный оппонент по группе - Роджер Уотерс - в одном из недавних интервью обмолвился, что Дэвид - великий гитарист. Эти слова подтвердили журналы «Rolling Stone» и «Classic Rock», включив бывшего участника Pink Floyd в свои символические списки «лучших гитаристов всех времен и народов». И это действительно так. Его «стратокастер» всегда узнаваем, будь это «флойды» или сольные пластинки, коих у Гилмора не так уж и много.

После выхода «флойдовского» альбома «Animals» 1977 года, когда бразды правления в коллективе начали плавно переходить в руки Роджера Уотерса , Дэвид решил, что наступило время проявить себя в качестве полноправного лидера и записать свою собственную пластинку, где командовать парадом будет он и только он. В 1978 году выходит его первый «сольник». Работа получилась достаточно убедительной, хотя до альбомов Pink Floyd ей было еще расти и расти. Гилмор, как композитор и гитарист, проявил себя в полную силу, но, прослушивая этот альбом, создается впечатление, что ему явно не хватает остальных участников легендарных Pink Floyd.

Вернувшись в лоно группы, Гилмор понял, что доминирование Уотерса не знает границ, что оно, как раковая опухоль, растет и прогрессирует. Альбомы «The Wall» и «The Final Cut», хотя безупречны в исполнении и композиторском мастерстве - явное тому подтверждение. В 1984 году на пике кризиса Pink Floyd Дэвид выпускает свой второй «сольник» «About Face» (1984).

Две композиции этого достаточно сильного альбома были написаны в соавторстве с Питом Таунсендом из The Who , а некоторые партии клавишных записал Стив Уинвуд из Traffic . Хотя данную работу весьма высоко оценили критики, ей явно не хватает того духа 70-х, который и создал неповторимое звучание классического прогрессивного рока. Некоторые поп-мотивы альбома, присущие середине 80-х, очень режут слух, и если бы не имя Дэвида Гилмора и его великолепная игра на гитаре, эта пластинка могла бы остаться незамеченной.

2 июля 2005 года в рамках благотворительного концерта «Live 8» состоялось концертное выступление Pink Floyd в своем классическом составе. Можно даже сказать, что это событие привело к официальному примирению Дэвида Гилмора и Роджера Уотерса, но, тем не менее, легендарной группе так и не суждено будет вновь собраться в студии. После такого грандиозного события не только в рок-музыке, но и в жизни самого Дэвида, музыкант записывает, пожалуй, свой самый лучший альбом «On an Island».

Пластинка увидела свет в 2006 году. В работе над ней приняли участие многие великие музыканты - друзья Дэвида: клавишник Pink Floyd Ричард Райт, гитарист Roxy Music Фил Манзанера, Роберт Уайатт из The Soft Machine , Грэм Нэш и Дэвид Кросби. Оркестровые аранжировки к альбому выполнил известный польский композитор, автор саундтреков к фильмам Кшиштофа Кесьлевского, Збигнев Прейснер.

«On an Island» занял первое место в чартах Великобритании и вошел в десятку лучших во многих странах мира. После выпуска своего шедевра Дэвид Гилмор отправился в турне, которое стало настоящим праздником для поклонников, как музыканта, так и группы Pink Floyd. Концертное выступление в польском Гданьске настолько качественно и безупречно было сыграно, что в 2008 году вышло отдельным альбомом «Live in Gdańsk».

Дэвид Джон Гилмор (David Jon Gilmour) – легендарный рок-музыкант, виртуозный гитарист, композитор, фронтмен одной из величайших рок-групп всех времен - Pink Floyd.

Специалисты считают, что именно он привнес в нее невероятную, ставшую визитной карточкой, масштабность везде и во всем – в потрясающем звучании, в инновационных изобразительных и технических средствах, в фантастических шоу. Он – обладатель «Грэмми-1994» (в составе коллектива) за инструментальную композицию Marooned, примечательную уникальной игрой с «плавающими» звуками гитары, быстро и существенно (на октаву) меняющейся высотой.

После негласного распада рок-группы Гилмор продолжал записываться и выступать сольно.

Рок-исполнитель – член восьми благотворительных организаций. Деньги от продажи своего дома в сумме 3,6 млн. фунтов в 2003-м передал на реализацию социального проекта по обеспечению жильем бездомных людей.

За выдающиеся музыкальные заслуги Дэвид удостоен звания Командор ордена Британской империи, а также включен в списки лучших гитаристов мира (Rolling Stone и Classic Rock), и величайших рок-вокалистов (слушателями Planet Rock).

Детство и юность

Будущий рок-идол появился на свет 6 марта 1946 года в Кембридже. Его папа преподавал зоологию в одном из крупнейших и старейших в Британии местном университете. Мама по образованию была педагогом, трудилась монтажером фильмов на ВВС.


Интерес к музыке у мальчика появился рано. Родители увлечение сына одобряли и поощряли. Первую пластинку-сингл в своей коллекции он приобрел в 8 лет. Это была знаменитая песня «Рок круглые сутки» в исполнении Билла Хейли. Затем его внимание привлекла выпущенная в 1956 году композиция Элвиса Пресли «Отель разбитых сердец». А спустя год, после появления понравившегося ему сингла The Everly Brothers «Bye Bye Love», с помощью книг-самоучителей он начал играть на гитаре.

С 11 лет Дэвид посещал Perse School и подружился с ребятами из Высшей школы, находящейся в том же районе города. Его новыми приятелями стали Сид Барретт и Роджер Уотерс , ставшие впоследствии основателями Pink Floyd.


С 1962 года юноша обучался в Техническом колледже; курс не окончил, но научился прекрасно говорить по-французски. В свободное время вместе с Барреттом он занимался гитарой, исследуя музыкальные и звуковые возможности инструмента. В тот период он стал участником рок-коллектива Jokers Wild. На столичной студии Regent Sound Studio они записали сингл, вышедший небольшим тиражом в 50 экземпляров.

В 1965 году Гилмор вышел из состава этой группы и в компании с Барреттом и другими приятелями поехал в турне по Европе. Во время поездки они много выступали на улицах, исполняя песни из репертуара the Beatles. Эти уличные представления были не слишком коммерчески успешными – их часто задерживала полиция, и жили они практически впроголодь. В результате недоедания Гилмор попал в больницу.


Затем он перебрался в Париж, где был частым гостем Лувра, подрабатывал водителем и некоторое время, благодаря примечательной внешности, работал ассистентом известного модельера Оззи Кларка, создателя костюмов для Мика Джаггера и других музыкантов Rolling Stones.


В 1967-м он совершил дружеский тур по Франции с бывшими коллегами по Jokers Wild –Риком Уиллсом и Вилли Уилсоном. Их воссоединившийся бэнд, который вначале назывался «Цветы», потом «Пуля», также не достиг особой популярности. Правда, Дэвид записал две песни для саундтрека к фильму «Две недели в сентябре» с Брижит Бардо в главной роли. Но домой они вернулись совсем с пустыми карманами – у них не было денег даже на бензин, поэтому свой автобус с парома друзья выталкивали своими силами.

Развитие музыкальной карьеры

В декабре того же года Ник Мейсон, ударник начинающей группы Pink Floyd, предложил Гилмору играть вместе с ними, при необходимости подменяя Сида Барретта, «подсевшего» на ЛСД.

Дэвид Гилмор и Pink Floyd, начало

В тот период коллектив набирал популярность среди поклонников психоделического рока, и Гилмор, конечно, согласился. Вначале планировалось, что Барретт будет продолжать писать музыку для Пинк Флойд, но через год с ним все же пришлось распрощаться. Как позже признался бас-гитарист Уотерс, невзирая на то, что Сид был их другом и творческим гением, в тот период они частенько «хотели его придушить». Он мог «уйти в себя» прямо на сцене, бесцельно бродить, безучастно взирая на публику и музыкантов, ожидавших в растерянности его игры.

Лид-гитаристом и солистом вместо него стал Гилмор, к тому времени сформировавший узнаваемый виртуозный стиль.


Первым альбомом Пинк Флойд с участием Дэвила Гилмора стала пластинка 1968 года «A Saucerful of Secrets».

В 1970 году пятая пластинка Pink Floyd и четвертая с участием Дэвида Гилмора – «Atom Heart Mother» – заняла первую строчку в национальном чарте.

В 1971-м талантливые исполнители создали грандиозный музыкальный фильм «Pink Floyd: Live at Pompeii». В 1973-м, с выпуском беспрецедентного диска «The Dark Side of the Moon», настал пик их карьеры.


В 1975 увидел свет их следующий проект «Wish You Were Here», ставший его самым любимым (по словам музыканта) с посвященным Барретту треком «Shine On You Crazy Diamond».

Лидерством в коллективе «завладел» бас-гитарист Уотерс, создатель многих композиций альбомов того периода – «Animals» и «The Wall». У друзей по сцене возникли первые конфликты, в результате которых от них ушел клавишник Ричард Райт. Ухудшились отношения нового лидера и с Гилмором.


По результатам нескольких опросов критиков и зрителей, игра Дэвида в композиции «Comfortably Numb» из диска «The Wall» была признана одним из величайших гитарных соло всех времен. С целью реализации своего неимоверного потенциала он начал трудиться над сольной пластинкой, выпущенной под его именем в 1978 году.

С выходом в 1983-м пластинки Pink Floyd «The Final Cut», получившейся почти личным диском бас-гитариста, противостояние между ним и Дэвидом углубилось. Во время записи они даже старались не бывать в студии одновременно. Это обстоятельство подтолкнуло Дэвида на мысль о следующем сольном диске «About Face», увидевшем свет в 1984-м, где он выразил свое отношение к целому ряду острых тем, включая убийство Джона Леннона .


В 1985 году Роджер Уотерс ушел из коллектива; фронтменом стал Гилмор. В 1987-м музыканты порадовали поклонников новым совместным творением «A Momentary Lapse of Reason». В 1994-м они записали свой последний альбом «The Division Bell». Он стал лидером чартов в Британии и удостоился «золотого» и «платинового» статуса в США. В 1996 году культовый гитарист попал в Зал славы рок-н-ролла.

В 2005 году Pink Floyd сыграли в Гайд-парке в Live 8, в ходе акции, призывающей глав «большой восьмерки» победить нищету. Полученные деньги Дэвид передал на благотворительность. После этого выступления, прошедшего спустя 24 года после их последнего совместного концерта в Earl"s Court в 1981-м, продажи альбомов коллектива многократно выросли. Кроме этого, им предложили контракт в 150 млн. фунтов за гастрольное турне по США. Однако музыканты его отклонили, сославшись на преклонный возраст.

Дэвид Гилмор - Shine On You Crazy Diamond, Pink Floyd

На свой 60-летний юбилей Дэвид представил на суд многочисленных поклонников третий сольный альбом «On an Island». Гилмор записал его в своей домашней студии, организованной на борту принадлежащей ему «Астории» – плавучего дома на Темзе. После выхода диск занял первую строчку в отечественных чартах, вошел в Топ-10 в США, достиг «платинового» статуса в Канаде.

В 2006-м он также выпустил переработанный вариант дебютной песни группы «Arnold Layne». Он посвятил его скончавшемуся Сиду Барретту, другу и автору оригинальной композиции. В ее записи участвовал Ричард Райт и специально приглашенный Дэвид Боуи .


В конце 2008 году гитарист был награжден премией журнала «Q» за выдающийся вклад в музыку. Эту награду он посвятил своему товарищу и коллеге по группе Ричарду Райту, ушедшему из жизни в сентябре того же года. В 2009-м музыкант получил докторскую степень в Университете Anglia Ruskin.

В 2015 году певец и гитарист выпустил 4-й студийный альбом «Rattle That Lock», занявший первую строчку UK Albums Chart и пятую позицию Billboard 200. Текст заглавного сингла написала его жена, Полли Сэмсон, партию фортепиано в песне «In Any Tongue» исполнил сын, Габриел.

Дэвид Гилмор - Rattle That Lock

В рамках тура в поддержку этой пластинки в 2016 году вокалист и гитарист дал два концерта в Помпеях, через 45 лет после первого концертного выступления Pink Floyd на том же месте. Но, если в 1971 году съемки проводились без публики, то теперь в древнем городе собрались 2,6 тысяч его поклонников.

Личная жизнь Дэвида Гилмора

Музыкант женат вторым браком. Первый раз он женился в 1975 году. Его избранницей была американка, модель, художница и скульптор Вирджиния Хейзенбейн по прозвищу «Джинджер» (1949 г.р.). В браке родились четверо детей – Элис, Клэр, Сара и Мэттью. Дэвид Гилмор и его вторая жена Полли Сэмпсон

Гитарист – давний болельщик ФК «Арсенал». Как и его родители, он – приверженец «левых» политических взглядов. В загробную жизнь он не верит, считает себя атеистом. Он – опытный пилот и энтузиаст авиации. Долгое время собирал коллекцию исторических самолетов под эгидой компании Intrepid Aviation, но потом ее продал, оставив себе для полетов надежный биплан. Музыкант также коллекционирует гитары. В частности, ему принадлежит электрогитара с порядковым номером 0001 Fender Statocaster.


Вместе с семьей Дэвид Гилмор проживает на ферме недалеко от города Уисборо Грин графства Западный Суссекс, а также имеет дом в приморском курорте Хоув, на берегу Ла-Манша.

По данным the Sunday Times Rich List 2016 состояние музыканта оценивается в 100 миллионов фунтов стерлингов.

Дэвид Гилмор сейчас

13 сентября 2017 года кинофильм «David Gilmour: Live at Pompeii» был показан в 2 тыс. кинотеатров мира. Зрители увидели лучшие моменты обоих световых шоу своего кумира, проходивших в сопровождении лазеров, пиротехники и с использованием знаменитого огромного круглого экрана в задней части сцены, куда проектировались ландшафты и психоделические образы.

Концерт Дэвида Гилмора в Помпеях

Он исполнил ставшие классикой песни «Shine On You Crazy Diamond», «Wish You Were Here», «Breathe», «One Of These Days». Во время звучания «Comfortably Numb» на сцене появлялся зеркальный шар, превращая ее, по словам очевидцев, в «Млечный Путь мерцающих эффектов».

1946

1965

В 1964

К середине 1967 1967

1968

1970

Дэвид Джон Гилмор родился 6 марта 1946 года в Кембридже. Отец Дэвида, доктор Дуглас Гилмор читал лекции по зоологии в Кембриджском университете, мать, Сильвия работала учительницей, а позже киномонтажером. В детстве Дэвид ходил в среднюю школу Пирса на Хиллс Роуд. На той же Хиллс Роуд располагалась еще одна школа, в которой учились люди, которым было суждено сыграть более чем значительную роль в его жизни - а именно, будущие основатели знаменитой группы "Pink Floyd" Роджер Сид Барретт и Роджер Уотерс, а также Сторм Торгессон, впоследствии глава известной дизайнерской фирмы "Хипнозис", оформлявший альбомы многих исполнителей, в том числе самих "Pink Floyd" и Гилмора.

Знакомство Дэвида с Барреттом и Торгессоном, завязавшееся еще в школьные годы, переросло в крепкую дружбу после того как по окончании школы они поступили в Кембриджский художественно-технологический колледж - он на отделение современных языков, а Барретт, всегда интересовавшийся современным искусством, предпочел учиться на художника. Среди увлечений, объединявших друзей, на первом месте была музыка, и они много времени проводили, упражняясь в игре на гитаре. Они несколько раз вместе играли в местных клубах и в 1965 году ездили во Францию, где путешествовали автостопом и выступали как уличные музыканты, развлекая прохожих.

Музыкой Дэвид заинтересовался, будучи подростком - его первым увлечением стал рок-н-ролл, а первой пластинкой, купленной им в десятилетнем возрасте, был известный хит Билла Хейли "Rock Around The Clock". Позднее пришло увлечение песнями американских фолк-певцов Вуди Гатри и Боба Дилана, своих соотечественников "The Beatles", и подобно многим британским подросткам той поры он заслушивался записями черных блюзменов, таких как Лидбелли и Хаулин Вульф. В четырнадцать лет он начал играть на подаренной соседом акустической гитаре с нейлоновыми струнами, и к моменту начала совместных репетиций с Барреттом, он уже достаточно уверенно владел инструментом, помогая своему другу подбирать на слух некоторые гитарные партии. Они вместе осваивали позаимствованную у блюзменов манеру игры на гитаре при помощи так называемого боттлнека - продолговатого предмета, прижимаемого пальцами левой руки к струнам, позволяющего извлекать долгие протяжные звуки и плавно менять высоту звука, и кроме того уже тогда экспериментировали с эффектом эхо.

В 1964 году Барретт отправился продолжать образование в Лондон, где вскоре присоединился к группе, в которую входили студенты Политехнического института Роджер Уотерс, Рик Райт и Ник Мейсон, тем самым положив начало истории "Pink Floyd", а Дэвид остался в родном Кембридже, продолжая играть в местных любительских группах. Занимаясь в основном только музыкой, время от времени Гилмор брался за случайно подвернувшиеся подработки, в том числе некоторое время был натурщиком. Среди групп, в которых ему доводилось играть в то время, наиболее заметной была "Jokers Wild", специализировавшаяся в основном на исполнении чужих хитов. По воспоминаниям очевидцев "Jokers Wild" были достаточно техничными и сыгранными музыкантами. Они играли на разогреве у заезжих звезд "The Animals" и группы Зута Мани и даже пару раз выступали вместе с еще только набиравшими силу "Pink Floyd". Однако их популярность не распространялась за пределы Кембриджа и даже знакомство с продюсером Джонатаном Кингом, имевшим тесные связи с фирмой "Decca Records", не принесло им желаемого контракта на запись.

К середине 1967 года группа, сменившая название на "Flowers", распалась, а Гилмор вместе с еще двумя ее участниками - бас-гитаристом Риком Уиллсом и барабанщиком Уилли Уилсоном продолжил выступать как трио "Bullitt". Тем временем, психическое здоровье Барретта, подорванное постоянным употреблением галлюциногенов, неуклонно ухудшалось, что привело к распаду личности и как следствие - неспособности принимать деятельное участие в концертной и студийной работе. Оказавшись в тупике, музыканты "Pink Floyd" были вынуждены искать ему полноценную замену, и их выбор практически сразу же пал на Дэвида. Первое предложение Дэвид получил от барабанщика Ника Мейсона в конце 1967 года, под Рождество, после концерта "Pink Floyd" в Королевском художественном колледже, а уже в январе следующего года он был официально введен в состав группы. Первоначально планировалось, что Гилмор будет подменять Барретта во время живых выступлений. Они даже отыграли несколько концертов впятером, но вскоре стало ясно, что состояние Барретта не оставляет им никакого другого выбора, кроме как самостоятельно работать без него.

На первых порах Гилмор довольно удачно воспроизводил манеру игры Барретта, однако он довольно быстро доказал, что не является всего лишь имитатором своего покинувшего группу приятеля. Его исполнительский опыт и владение инструментом были значительно выше музыкального уровня остальных участников коллектива, и кроме того, он привнес в "Pink Floyd" присущую ему музыкальность, что заметно расширило творческие возможности группы. Со временем его эмоциональная, пронзительно-лирическая манера игры на гитаре, в которой явно прослеживалось сильное блюзовое влияние, равно как и характерный, как бы парящий в воздухе звук его "Стратокастера" стал неотъемлемой частью звучания "Pink Floyd". Дебютировав как один из соавторов композиции "Sacerful Of Secrets" на одноименном альбоме 1968 года, впоследствии Гилмор стал одним из основных композиторов группы, сочиняя музыку как вместе с остальными участниками коллектива (в первую очередь с Роджером Уотерсом, несомненным лидером "Pink Floyd" начиная с середины семидесятых годов), так и самостоятельно. Одной из любимых песен, написанных непосредственно Дэвидом, для преданных поклонников долгие годы оставалась тихая и проникновенная баллада "Fat Old Sun" с альбома "Atom Heart Mother", выполненная в лучших традициях Рэя Дэвиса из группы "The Kinks".

Начав петь еще в "Jokers Wild", где практиковалось многоголосье, после ухода Барретта Гилмор поделил с Роджером Уотерсом вокальные партии, став, таким образом, вторым ведущим певцом. Его вокал можно слышать в таких песнях как "Nile Song", "Breath", "Welcome to the Machine", "Goodbye Blue Sky", а также второй части знаменитой "Another Brick in the Wall". Впрочем, музыкальная деятельность Дэвида не ограничивалась "Pink Floyd" - как музыкант и продюсер он принимал самое деятельное участие в работе над альбомами Сида Барретта "The Madcap Laughs" и "Barrett" (оба - 1970 ), довольно тесно сотрудничал с группой прогрессивного рока "Unicorn", и именно он в середине семидесятых открыл такую незаурядную исполнительницу, как Кейт Буш.

Получив от своего приятеля, близко знавшего семью Бушей, пленку с ее домашними записями, Гилмор помог пятнадцатилетней певице сделать профессиональную демо-запись в его домашней студии и представил ее звукозаписывающей компании "EMI". Впоследствии, когда Кейт начала свою звездную карьеру, Гилмор от случая к случаю помогал своей бывшей подопечной в студийной работе. Также в разное время он записывался с такими признанными мастерами как Пол Маккартни, Пит Тауншенд, Брайан Ферри, Алан Парсонс, Элтон Джон, группой "Supertramp", старым приятелем "Pink Floyd" - фолк-роковым певцом Роем Харпером, а также со многими другими исполнителями, в том числе с достаточно интересной британской группой "Dream Academy".

Вслед за выходом очередного альбома "Pink Floyd", "Animals" (1977 ), материал которого практически единолично был написан Роджером Уотерсом, Гилмор, остро ощутив необходимость творческой самореализации, приступил к записи своего первого сольного альбома. Записанный во Франции при участии Рика Уиллса и Уилли Уилсона, игравших с Дэвидом еще в кембриджской группе "Jokers Wild", альбом в музыкальном отношении сильно напоминал "Pink Floyd", но в то же время по настроению получился куда более лирическим и умиротворенным, совершенно не амбициозным и лишенным каких-либо претензий на эпохальность. Названный без лишних затей - "David Gilmour", он появился в мае 1978 года и вскоре пробился в чарты, заняв семнадцатое место в Великобритании и двадцать первое в Соединенных Штатах. Тем временем, обострившиеся во время работы над альбомом "The Wall" (1979 ) отношения между все более стремившемуся к полному контролю над группой Роджером Уотерсом и остальными музыкантами "Pink Floyd", к середине восьмидесятых переросли в почти открытое противостояние. После того как на альбоме "Final Cut" (1983 ), по сути являвшегося персональным проектом Уотерса, роль Дэвида была практически низведена до уровня приглашенного музыканта, он всерьез занялся сольной карьерой.

В результате он вновь отправился во Францию, где на студии "Пате Маркони" приступил к работе над своим вторым альбомом. На сей раз список приглашенных музыкантов выглядел куда более внушительно: американский музыкант и композитор Майкл Кеймен, отвечавший за аранжировку композиций, Стив Уинвуд и Рой Харпер, Джон Лорд из легендарных "Deep Purple", барабанщик группы "Toto" Джефф Поркаро, продюсер и музыкант Боб Эзрин, известный по работе с Элисом Купером и группой "Kiss", участница экспериментальной электронной группы "Art Of Noise" Энн Дадли, впоследствии сделавшая блестящую карьеру как автор музыки к кинофильмам, а также талантливый сессионный басист Пино Палладино.

Также на альбоме в качестве соавтора Дэвида в двух композициях появился лидер знаменитой группы британской группы "The Who" Пит Тауншенд, написавший слова к песням "Love on the Air" и "All Lovers Are Deranged". В отличие от дебютного альбома Дэвида, очень спокойного и атмосферного, материал нового альбома, получившего название "About Faces", при всем его мелодизме имел куда более жесткое, местами почти хард-роковое звучание. Несмотря на то, что это была достаточно сильная, профессионально сделанная работа, где Дэвиду в полной мере удалось реализовать свои творческие амбиции, альбом имел весьма скромный успех и лишь удостоился нейтрально-снисходительных рецензий в музыкальной прессе. На следующий год он единственный из музыкантов "Pink Floyd" принял участие в гигантском благотворительном концерте "Live Aid", выйдя на сцену стадиона "Уэмбли" в составе группы Брайана Ферри.

После окончательного ухода Уотерса из группы и распада "Pink Floyd" в 1985 году, спустя некоторое время Гилмор вместе с Ником Мейсоном опубликовал пресс-релиз, в котором говорилось, что они намерены продолжать выступать и записываться под прежним названием. Первоначально работа над новым альбомом "Pink Floyd" проходила в недавно купленном Дэвидом плавучем доме "Астория" на Темзе, который он переоборудовал в звукозаписывающую студию и позднее продолжилась уже в Лос-Анджелесе.

Оставшись вдвоем, Гилмор и Мейсон были вынуждены прибегнуть к помощи приглашенных музыкантов, среди которых были все тот же Боб Эзрин, бас-гитарист "King Crimson" Тони Левин, известные сессионные барабанщики Джим Келтнер и Кармин Эппайс, некогда работавший с группой "Supertramp" саксофонист Скотт Пейдж, а также многие другие, и только позднее к ним присоединился еще один участник "Pink Floyd", Ричард Райт. Одним из соавторов Дэвида стал Энтони Мур из авангардной группы "Slapp Happy", который помог ему написать тексты для трех песен альбома. Новый альбом, получивший название "A Momentary Lapse of Reason" стал серьезным испытанием для Гилмора - оказавшись в роли лидера и основного автора группы, ему пришлось в очередной раз доказывать не только свою творческую состоятельность, но и всего проекта в целом, вопреки многочисленным скептикам, утверждавшим, что "Pink Floyd" не может существовать без Роджера Уотерса.

Вышедший в сентябре 1987 года "A Momentary Lapse of Reason" мгновенно развеял все сомнения, практически сразу добившись серьезного коммерческого успеха, со временем разойдясь огромными тиражами по всему миру. Среди композиций альбома наибольшее внимание поклонников привлекли "Learning to Fly" и "On the Turning Away". Лишенный присущего Уотерсу драматизма и социального пафоса, сам альбом звучал куда более мягко, нежели последние творения "Pink Floyd", и что не удивительно, напоминал в первую очередь сольные работы самого Дэвида. На протяжении двух лет группа с успехом гастролировала по миру, однако затем в их истории наступила длительная пауза, которая продолжалась вплоть до середины следующего десятилетия.

В 1990 году Дэвид развелся со своей первой женой, художницей Вирджинией "Джинджер" Хассенбейн, от брака с которой у него было четверо детей, и спустя четыре года женился на журналистке Полли Сэмсон. Тогда же, в 1994 году, после многолетнего ожидания появился новый альбом "Pink Floyd" - "The Division Bell" (название было предложено другом Гилмора - известным британским писателем-фантастом Дугласом Адамсом). Тщательно продуманный и выверенный, в целом он продолжал линию, начатую на предыдущем альбоме. На сей раз тексты к песням Гилмору помогала писать его жена Полли, а четыре композиции были сочинены им совместно с Ричардом Райтом.

Несмотря на холодный прием критики, обвинявших группу в том, что их музыка свелась к набору клише, альбом стал настоящим бестселлером и занял первые места в чартах Великобритании, Соединенных Штатах и во многих европейских странах. В день выхода "The Division Bell" группа отправилась в мировое турне, по результатам которого на следующий год вышел концертный альбом "P.U.L.S.E." и одноименный фильм, снятый режиссером Дэвидом Маллетом. После того как по завершению гастрольного тура группа в очередной раз прекратила свое существование, Гилмор как приглашенный музыкант участвовал в записи альбомов Пола Маккартни, Ринго Старра и Алана Парсонса, в 2002 году выступил с полуакустическим концертом в рамках фестиваля "Meltdown", активно занимался благотворительной деятельностью, сотрудничая с различными общественными организациями, а в июне 2003 года за свой вклад в музыку он был удостоен звания командора Британской империи. 2 июля 2005 года "Pink Floyd" выступили в своем классическом составе вместе Роджером Уотерсом в масштабном благотворительном концерте "Live 8", однако столь ожидаемое миллионами поклонников воссоединение группы так и не состоялось, и в дальнейшем в различных интервью Гилмор отвергал какую-либо вероятность возрождения "Pink Floyd".

Новый альбом Дэвида "On an Island" вышел 17 марта 2006 года. Очень ровный, создающий проникнутую тихой мечтательной романтикой умиротворенную атмосферу, он был создан при помощи давних друзей Дэйва - Ричарда Райта, гитариста "Roxy Music" Фила Манзанеры, Роберта Уайатта из "Soft Machine" - приятеля "Pink Floyd" еще по старым, андеграундным временам, и многих других музыкантов, в том числе органиста Джорджи Фейма, барабанщика Энди Ньюмарка, а также американцев Грэма Нэша и Дэвида Кросби в качестве бэк-вокалистов. Соавтором Дэвида в очередной раз стала его жена Полли Сэмсон, а оркестровые аранжировки были выполнены известным польским композитором Збигневом Прейснером. Альбом занял первое место в Великобритании и еще ряде европейских стран и по мнению большинства старых поклонников "Pink Floyd", стал лучшей сольной работой Гилмора. В том же году во время турне был записан концерт в польском городе Гданьске, где Гилмор и его группа выступали в сопровождении Балтийского филармонического оркестра, которым дирижировал Збигнев Прейснер.

В 2008 году этот материал был выпущен в виде концертного альбома "Live in Gdansk", который, к сожалению, стал последней опубликованной прижизненной записью для органиста "Pink Floyd" Ричарда Райта, скончавшегося за несколько дней до выхода альбома в свет. В том же 2008 году Дэвид Гилмор был удостоен премии Айвора Новело за достижения всей жизни и премии "За выдающийся вклад в музыку" авторитетного музыкального журнала "Q", которую он посвятил памяти своего друга Ричарда Райта, а известная гитарная фирма "Fender" выпустила новую именную модель "David Gilmour Signature Black Strat".


      Дата публикации: 22 марта 2012 г.

Развязка

В принципе, да, конечно, Пинку было не привыкать - первое время он смотрел на себя в зеркало, и в нем отражался Клив Меткалф, потом - Баррет, потом - Уотерс.. Что бы ему еще раз не переродиться?..

Но все же возраст - на момент ухода Уотерса, Пинку исполнилось двадцать с лишним. Что для подростка, каковым он всегда являлся, уже многовато.

И теперь остался просто Гилмор и Уотерс, Мэйсон и Райт. Первые два плевались друг в друга в прессе, последние два были оттеснены этой борьбой куда-то очень сильно в тыл - и ни у одного из них в итоге не осталось сил, чтобы возродить Пинка.

Тем не менее, Pink Floyd как бренд был к тому времени уже чрезвычайно успешным и раскрученным - и потому Гилмор, Мэйсон и Райт продолжили выступать, втроем без Уотерса, выдержав с его стороны пару попыток отсудить право использования этого названия..

К середине девяностых они даже начали работу над следующим альбомом, "Momentary Lapse of Reason" - Гилмор к тому времени приобрел себе чудесный дом на Темзе, вскоре переоборудованный им в студию звукозаписи "Астория", где и была записана большая часть альбома.

"Momentary Lapse of Reason" вышел в свет в сентябре 1987 года.

Отряд не заметил потери бойца - и альбом занял третье место по UK и США.

Со стороны казалось, что Пинк Флойд по-прежнему живее всех живых - однако на деле он стал лишь вторым сольным проектом Гилмора. По его словам, "Ник сыграл на паре тамтамов в одной из песен, а для остальных мне пришлось нанимать других ударников. Рик играл в нескольких фрагментах. В основном же играл на клавишных я, делая вид, что это он."

Стоит ли удивляться, что звук нового альбома, лишенный драматизма и социального пафоса, столь присущих Уотерсу, и музыкальных экспериментов эры Баррета, был ну вот практически идентичен звуку сольных альбомов Гилмора?..

В 90ом году Гилмор развелся. И через год женился снова, на английской писательнице и журналистке тридцати двух лет Полли Самсон. Вскоре пара усыновила ребенка, Чарли, а потом сделала еще троих - плюс к одному у Полли и четырем у Гилмора - Джо, Габриэля и Романи.

В 1994 вышел последний альбом группы Pink Floyd - названный, по предложению Дугласа Адамса, автора "Автостопом по галактике", "Division Bell". Включавший в себя одиннадцать композиций, альбом добрался до первых строчек чартов UK, а в США так и вовсе стал трижды платиновым - хотя и не получил особенно горячего признания у музыкальных критиков. Красной нитью через альбом проходит тема непонимания, плохой связи, символизируемых коротким телефонным разговором между Стивом О"Рурком, менеджером группы и приемным сыном Гилмора Чарльзом в конце заключительного трэка "High Hopes".

Постпозиция

"D ivision Bell" стал последним альбомом группы. Да, издавались еще концертники и бутлеги, собирались еще вместе музыканты, играя старые хиты и участвуя в сольниках друг друга - однако Пинк Флойд остался в прошлом.

Шестого марта 2006 года Гилмору - на тот момент, отцу большого семейства, почетному доктору искусств, командору ордена британской империи и лауреату многих музыкальных премий - исполнилось шестьдесят - возраст, внушающий уважение.

Мне 60 лет, - говорил он газете La Repubblica в 2006. - У меня больше нет желания работать так много.

На свой шестидесятый день рождения он презентовал альбом "On an Island" - весьма отличный от всего, что делалось им ранее, и уж тем более - от классического pink floyd sound. Для сравнения, если первый альбом группы рисовал бездонные от ЛСД глаза Баррета, если «the Wall” описывал очень человеческую душу Уотерса и социальную драму общества, то "On an Island" вообще отрекался от человеческой составляющей - в этом альбоме звучит море, небо, земля, реки, все стихии и природные явления - эдакий «мир без людей». Только за эту прелестную картину альбом заслужил первое место в чартах UK и ряде других европейских стран.

В создании его поучаствовал, что свойственно Гилмору, весьма впечатляющий список весьма впечатляющих людей: гитарист "Roxy Music" Фил Манзанер, Роб Уайат из "Soft Machine", органист Джорджи Фейм, барабанщик Энди Ньюмарк, американцы Грэм Нэш и Дэвид Кросби на бэк-вокале и композитор Збигнев Прейснер - который, впоследствии, выступил дирижером польского симфонического оркестра, игравший с группой на концерте в Гданьске, Польша - по материалу которого был сделан альбом "Live in Gdansk".

Концерт и альбом по нему стал одним из лучших произведений группы - и последней записью для Ричарда Райта, скончавшегося от рака за несколько дней до выхода альбома в свет.

Эпилог

Е сть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. И альбом "On an Island" - яркое тому свидетельство. Однажды Дэвид сказал, рок-звезда перестает таковою быть в тридцать лет. На момент записи "On an Island" ему было шестьдесят.

И несмотря на то, что Гилмор еще отнюдь не планирует бросать творчество (в прошлом году, например, записал донельзя концептуальный альбом с группой the Orb), становится видно, что он все сказал - и очень здорово, если где-то в душе ему звучит свое "Je ne regrette rien"*.

And if you sit don"t make a sound
Pick your feet up off the ground
And if you hear as the warm night falls
The silver sound from a time so strange
- как пелось в одной из его любимых песен, балладе «Fat Old Sun“... Все должно уйти в тишину.

___
* Я ни о чем не жалею (фр.)

Gilmour sound

"Д эвид Гилмор использует помногу эффектов, таких как Биг Мафф и дилэй, но по-настоящему важны его пальцы, его вибрато, его выбор нот и настройка эффектов. Я нахожу странным, когда люди пытаются достичь его звука, копируя его сеты. Неважно, как хорошо тебе это удастся, важно, что тебе не скопировать его личность" - Фил Тэйлор, техник Пинк Флойда [и друг Гилмора, к слову].

За многолетнюю музыкальную карьеру Дэвид Гилмор стал в некотором роде абсолютной величиной гитары - и качество гитарных соло, полагается мне, уже вполне можно начинать мерить в гилморах.

На этом долгом и тяжелом пути он скопил за сотню гитар - не говоря уже об усилителях, педальках, пультах, фирменных сетах и звукорежиссерах...

Всю сотню рассматривать, наверное, смысла нет, однако хочется остановить свое внимание на трех из них:

  • Трехцветный Sunburst Fender Stratocaster (перекрашенный в радикально-черный и выпущенный потом в двух вариациях fender custom shop),
  • Fender Stratocaster №0001 - формально говоря, первый выпущенный страт с самого начала серийного производства.
  • Candy Apple Red "57 - тоже страт, его он, помимо прочего, использовал на туре в поддержку "A Momentary Lapse of Reason", записи живого альбома "Delicate Sound of Thunder", тура "On an Island" (во время исполнения "Shine on..."), на "Пульсе" и в последнем "Division Bell". Гитара снабжена набором активных звукоснимателей EMG SPC (перекомутированных из SA), двумя регуляторами тона и EXG расширителем высот и басов - набор называется DG-20 и является именным сетом Гилмора: перламутровый пикгард и звукосниматели цвета слоновой кости, сделанные из сплава alnico (алюминий, никель, кобальт), специфика звука достигается засчет встроенного синглбакера: двух катушек и магнита.

    Сет DG-20 стоит 310$. Информация на 2007 год - сейчас, с учетом инфляции, где-то под 350$.. Хотя с рук можно купить и дешевле, так что ищущим да улыбнется удача.

    Впрочем, по собственному опыту могу сказать, что характерный gilmourish sound звукоснимателями определяется далеко не в первую очередь - и рецепт звука определяется очень во многом следующими параметрами:

    Педалями эффектов:

    Digitech WH-1 Whammy,
    Dunlop Wah Wah,
    Demeter Compulator,
    Pete Cornish G-2,
    Pete Cornish P-1,
    T-Rex Replica delay,
    Electro Harmonix Big Muff

    Усилителями:

    Hiwatt DR103 All Purpose 100W heads,
    WEM Super Starfinder 200 cabinets,
    Fender 1956 tweed Twin 40w combo.

    Вообще же, welcome to gilmourish.com. Или, пока он закрыт, английская википедия проявляет необычайную осведомленность.

    P.S. Впрочем, помимо сотни гитар, Гилмор играет еще и на басу, клавишных, банджо, гармошке и ударных (например, в Барретовском "Dominoes"). С недавнего времени так и вообще на саксофоне...