Бальтасар грасиан. Бальтасар Грасиан: афоризмы и биография. Грасиан бальтасар







Биография

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian y Morales; 1601, Бельмонте - 6 декабря 1658, Тарасона) - испанский писатель, философ и теоретик литературы, иезуит. Крупнейший представитель литературы барокко.

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия).

Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску - один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.

Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию - на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» - отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742-1792 г. - потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Библиография

1637 Герой
1640 Политик
1642 Остроумие, или Искусство Изощренного Ума
1646 Благоразумный
1647 Карманный оракул, или Наука благоразумия // (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек»)
1651 Критикон: Часть I
1653 Критикон: Часть II
1657 Критикон: Часть III
1655 Размышления о причастии // (единственное произведение, подписанное настоящим именем)

Русский перевод

1741 Придворной человек // Пер. С. С. Волчкова. Санкт-Петербург; второе издание - 1760.
1984 Карманный оракул. Критикон // Пер. и комм. Е. М. Лысенко и Л. Е. Пинского. Москва, «Наука», 1981 (серия «Литературные памятники»).
1977 Остроумие, или искусство изощренного ума// Пер. Е. Лысенко, стихи с испанского и португальского в переводе П. Грушко. «Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение». Москва, «Искусство», 1977 (серия «История эстетики в памятниках и документах»).

«Герой» (1637)
«Политик» (1640)
«Остроумие, или Искусство Изощренного Ума» (1642)
«Благоразумный» (1646)
Карманный аракул, или Наука благоразумия» (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек») (1647)

«Критикон»: Часть I - 1651; Часть II - 1653; Часть III - 1657.
«Размышления о причастии» (1655) - единственное произведение, подписанное настоящим именем.
Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
Правила Бальтасара Грасиана Как управлять судьбой

Биография

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию - на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» - отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742-1792 г. - потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Биография

Грасиан Бальтасар (1601-1658) - испанский философ 17 века. Был рожден в семье лекаря, имел трех братьев и сестру. С самого раннего детства выделялся способностями к наблюдению и рассуждению. В Таррагоне в 1619 году он становится послушником иезуитского ордена, начинает изучать философию. А в 1623 году в Сарагосе он изучает уже теологию. Характер у Грасиана был довольно тяжелый, это отмечали и его друзья, и его враги. Что впрочем, не мешало ему впоследствии воспитывать незаконнорожденного ребенка своего приятеля.Грасиан был очень неординарным человеком, его наблюдательность за публичным поведением людей была настолько яркой и точной, что можно сказать, что он положил начало зарождению новой науки о человеке -интригологии. Его сочинения: «Герой» (моральный трактат), «Политик» , «Остроумие, или Искусство Изощренного Ума», трактат »Благоразумный» , «Карманный оракул, или Наука благоразумия» (сборник афоризмов, сентенций, изречений), «Критикон» (философский роман о пути человека в человеческом обществе) в трех частях. После выхода 3-й части «Критикона» новый ректор сарагосской коллегии пошел на поводу у давнего личного врага Грасиана, генерала ордена Никеля и Грасиану выносят публичный выговор. Ему запрещают преподавать, высылают из Сарагосы в захолустный город Граус с приказом жить в строгом покаянии. Последний год жизни Грасиана был наполнен сплошными унижениями и отчаянием. По приказу генерала за ним постоянно следили, проверяли, нет ли у него в келье рукописей, даже запретили иметь бумагу и чернила. Потом эти условия немного смягчаются и его переводят исповедником в Таррагону. Но все же к преподаванию и проповедничеству Грасиана не допускают. Все эти обстоятельства резко подкосили его здоровье, прожил он после этого недолго. Также ему принадлежит «Размышления о причастии» - единственное произведение, подписанное его настоящим именем.

УЧЕНИЕ Грасиана: (актуально в наше время).Да будет первым твоим житейским правилом - пусть в тебе нуждаются:

Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Зависимые полезнее любезных: утолив жажду, от источника всегда отвернутся. Конец нужде - конец дружбе, а с ней и службе.

Избегай побед над вышестоящим:

Победить - значит вызвать неприязнь, победить же своего хозяина - неразумно, а то и опасно. Ум царит над всеми дарами, малейшая обида уму - оскорбление его величества. Кто стоит высоко, желает царить в самом высоком.

Меняй приемы:

Отвлекай внимание, тем паче враждебное. Не держаться начального способа действия - однообразие позволит разгадать, предупредить и даже расстроить замысел. Легко подстрелить птицу, летящую по прямой; труднее - ту, что кружит. Коварство начеку. Чтобы его провести, нужна немалая изощренность.

Не начинай с чрезмерных надежд:

Когда что-либо не в меру восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд.

Особенно ценно искусство скрывать свои недостатки, обращая их в свои достоинства:

Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.

К каждому подбирай отмычку:

В этом искусство управлять людьми. У каждого своя страстишка - они разные, ибо различны природные данные. Все люди - идолопоклонники: кумир одних - почести, других - корысть, а большинства - наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить ключ к страстям ближнего.

Умей уклоняться:

Разумный никому не надоедает, но надо еще позаботиться, чтобы тебе самому не надоедали. Кто принадлежит всем, не принадлежит себе. Излишество всегда дурно, особенно в общении с людьми.

Вовремя прекрати удачную игру:

Непрерывное везение всегда подозрительно; более надежно - перемежающееся. Когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыплется и рухнет.

Будь в мыслях с меньшинством, а в речах с большинством:

По речам на площади не узнаешь мудреца - не своим голосом он там говорит, а голосом людской толпы.

Будь благоразумно отважным: мертвого льва даже зайцы лягают.

Умей ждать: мудро сказано «время да я - на любого врага».

Сдерживай себя: не выставляй напоказ все, что имеешь, - назавтра уже никого не удивишь. Всегда держи про запас, чем бы вновь блеснуть.

Знай: преимущество за первым:

Иные предпочитают быть первыми во втором ряду, нежели вторыми - в первом.

Умей отказывать: не надо отказывать наотрез, это значит рвать узы преданности. Пусть остаются крохи надежды, они умерят горечь отказа.

Будь решительным: нужно верить в свою звезду.

Научись ускользать: прием людей благоразумных. Изящной шуткой они открывают себе выход из самой сложной ситуации. С улыбкой умеют выйти из ожесточенного спора.

Прилаживайся к каждому: изучать характеры и настраиваться в лад особенно важно для подчиненных. Подобие порождает благосклонность.

Обновляйся: привычка умаляет восторги, и новая посредственность затмевает постаревшую знаменитость.

Не упорствуй: если талант расточать, он быстро иссякнет.

Дозволяй себе мелкие небрежности: иной огрех - лучшая рекомендация достоинствам.

Будь в обхождении терпим: умей скрывать свои чувства, на многое смотри сквозь пальцы. Особенно на действия своих врагов.

Не жди, пока станешь солнцем заходящим: не жди, когда к тебе повернутся спиною, и ты уже не будешь иметь почета. Уходи вовремя.

Не ввязывайся в соперничество: жар распрей воскрешает древние инстинкты.

Никогда не говори о себе: о себе говорить - слушающим докучать.

Начинай на чужой лад, чтобы закончить на свой: это тактика успеха. Притвориться и бросить приманку, чтобы привести к своей цели.

Биография

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian, 8 января 1601, Бельмонте около Калатаюда - 6 декабря 1658, Таррагона) - известный испанский писатель, мыслитель, арагонский иезуит.

Он жил в ту эпоху, когда "гонгоризм" (см. Гонгора) всецело овладел испанской прозой. Первый трактат его "El Heroe" (1630) имел значительный успех. Тут нет собственно характеристики героя, а дается как бы рецепт для его изготовления в форме кратких и сжатых сентенций, переполненных риторичнейших метафор и вычурных оборотов. В 1648 г., чтобы выяснить и оправдать свою литературную манеру, Г. издал трактат "Agudeza" и "Arte de ingenio" - остроумный учебник риторики, приспособленный к целям "гонгоризма". Самым замечательным произведением Г. считается "El Criticon" (1650-1653). Это - аллегория человеческой жизни; три части соответствуют трем ее периодам: "Primavera de la Ninez" ("Весна детства"), "Otono de la edad viril" ("Осень зрелого возраста"), "Invierno de la vejez" ("Зима старости). "Criticon" важен для характеристики испанской жизни XVII в. Тут слог менее вычурен, много остроумия и красноречия, но выведенным автором туманным и фантастическим личностям недостает жизненности. Большинство произведений Г. переведено на французский и итальянский языки, а некоторые - на английский и латинский. М. В.

Основные события Бальтасара Грасиана

8 января 1601 - В церковно-приходской книге селения Бельмонте сделана запись о крещении Бальтасара Грасиана-и-Моралеса, сына местного лекаря.
1616 - 1619 - получив начальное образование в коллегии иезуитов в Толедо, продолжает его в сарагосской коллегии этого ордена.
30 мая 1619 - поступает в качестве послушника в иезуитский «испытательный дом» в г. Таррагоне.
26 апреля 1620 - литературный дебют - панегирика-дидактический некролог брата по ордену.
21 мая 1621 - конец срока послушничества; его посылают в г. Калатаюд для изучения философии.
Весна 1623 - Лето 1627 - продолжает образование в сарагосской коллегии; он изучает философию, исполняя с 1626 г. обязанности секретаря вице-ректора коллегии.
Осень 1627 - Весна 1630 - после экзамена, на котором он признан достойным преподавать философию и теологию, возвращается в Калатаюд и ведет в местной коллегии занятия по латинской словесности.
30 марта 1630 - Март 1631 - еще год испытательного срока в валенсийской обители иезуитов.
Лето 1631 - Весна 1633 - читает курс моральной теологии в коллегии г. Лериды.
Весна 1633 - начинает преподавание философии в коллегии г. Гандии. (Валенсия).
25 июля 1635 - принес «четыре обета» и принят в орден.
Лето 1636 - переезд в г. Уэску (Арагон); проповедник и исповедник в местной иезуитской коллегии; знакомится с меценатом В. Ластаносой.
Лето 1637 - в Калатаюде напечатан моральный трактат «Герой» под псевдонимом Лоренсо Грасиан.
Начало 1640 - назначен духовником вице-короля Арагона герцога Ночеры и переезжает в Сарагосу.
Конец 1640 - в Сарагосе выходит его второй трактат «Политик» под тем же псевдонимом.
Июль 1641 - приезжает в Мадрид (вероятно, сопровождая Ночеру, которого 4 июля арестовывают и заточают в тюрьму).
Февраль 1642 - публикация в Мадриде трактата-антологии «Искусство изощренного ума».
Март 1642 - возвращается в Сарагосу.
Осень 1642 - назначение на должность вице-ректора «испытательного дома» в Таррагоне.
Осень 1644 - снова переведен в валенсийскую обитель.
Август 1646 - в Уэске выходит этический трактат «Благоразумный».
Сентябрь 1646 - приступает к исполнению священнических обязанностей в армии маркиза де Леганес, направляющегося на помощь осажденной французами Лериде.
21 ноября 1646 - успешный штурм заканчивается снятием осады. Падре Грасиан, напутствовавший воинов перед боем, получает прозвание «Отец Победы».
Декабрь 1646 - возвращается в Уэску; преподаёт Священное Писание и в то же время усиленно работает над своими литературными произведениями.
Март 1647 - выходит «Карманный оракул» (Уэска).
Весна 1648 - второе, значительно расширенное издание трактата-антологии под названием «Остроумие, или Искусство изощренного ума» (Уэска).
Лето 1651 - выходит первая часть «Критикона» (Сарагоса) под псевдонимом Гарсиа де Марлонес.
Сентябрь 1651 - получает кафедру Священного Писания в сарагосской коллегии.
Весна 1653 - выход второй части «Критикона» (Уэска) под прежним псевдонимом Лоренсо Грасиан.
Весна 1655 - «Размышления о причастии» - единственное произведение чисто религиозного характера и опубликованное под его настоящим именем.
Лето 1657 - Третья часть «Критикона» (Мадрид).
Начало 1658 - получает публичный выговор, его высылают из Сарагосы в захолустный Граус и приговаривают к покаянию.
Апрель 1658 - частичное прощение; его переводят в коллегию Таррагоны и отказывают в просьбе о переходе в другой орден.
6 декабря 1658 - Бальтасар Грасиан скончался в возрасте 58 лет.

Афоризмы

Жизнь - трагедия
Мир обманывает,
Жизнь лжёт,
Фортуна надувает,
Здоровье подводит,
Юность проходит,
Злыдни теснят,
Добра не видать,
Годы летят
Радости не приходят,
Время мчится,
Жизнь кончается,
Смерть хватает,
Могила пожирает,
Земля накрывает,
Тлен разрушает,
Забвенье уничтожает;
Вчера человек,
Сегодня прах,
Завтра ничто.

Злоба и Снисходительность

… два чудища, столь же сходные, сколь различные, - дабы крайности были виднее. У первого был глаз дурной, как у косоглазого, на всех смотрел искоса: если
кто молчит, обзывал дураком;
кто говорит - болтуном;
кто смиренен - малодушным;
кто знает себе цену - спесивцем;
кто терпелив - трусом,
кто суров - извергом;
кто серьезен - гордецом;
кто любезен - льстецом;
кто щедр - мотом;
кто бережлив - жмотом;
кто воздержан - ханжой;
кто остроумен - наглецом;
кто скромен - болваном;
кто вежлив - шаркуном.

О, этот дурной, злобный взгляд. Другой, напротив, хвалился, что у него хороший глаз, на все он смотрел снисходительно:
бесстыдство называл галантностью;
беспутство - вкусом к жизни;
лживость - изобретательностью;
дерзость - отвагой;
мстительность - щепетильностью;
лесть - любезностью;
злоязычие - остроумием;
коварство - проницательностью;
притворство - благоразумием.

Сколько глупости в двух этих извращениях: люди обычно впадают в крайности, никак не найдут разумную середину, а еще зовутся существами «разумными».
~ «Критикон». - Сарагоса 1651, - Уэска 1653, - Мадрид 1657.

Прозрение и Обольщение

«Разнообразны и разительны нелепости, что повседневно открываются нам в опасном странствии по жизни человеческой. И самая разительная нелепость та, что
Обольщение стоит при входе в мир, а
Прозрение - при выходе.

Роковая сия несообразность способна загубить всю жизнь человеческую».
~ «Критикон». - Сарагоса 1651, - Уэска 1653, - Мадрид 1657.

Духовная жвачка

«…пусть извергает знания из закоулков памяти и передает их разуму;
пусть усердно пережёвывает то, что глотал без разбора, без размышления;
пусть повторяет не торопясь то, что усвоил быстро.
Да, пусть
думает,
размышляет,
вникает,
углубляет да взвешивает,
прикидывает да умом раскидывает и раз и два,
соображает, что говорить, и того прилежней - как поступить.
Так что его, человека жвачка - это многократное размышление,
жить он должен разумом и рассуждением».
~ «Критикон». - Сарагоса 1651, - Уэска 1653, - Мадрид 1657.

Биография (ru.wikipedia.org )

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначили к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании.

В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия).

Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску - один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.

Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию - на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» - отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742-1792 г. - потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Сочинения

* «Герой» (1637)
* «Политик» (1640)
* «Остроумие, или Искусство Изощренного Ума» (1642)
* «Благоразумный» (1646)
* «Карманный оракул, или Наука благоразумия» (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек») (1647)
* «Критикон»: Часть I - 1651; Часть II - 1653; Часть III - 1657.
* «Размышления о причастии» (1655) - единственное произведение, подписанное настоящим именем.
* Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
* Правила Бальтасара Грасиана Как управлять судьбой

Русский перевод

* Придворной человек. Пер. С. С. Волчкова. Санкт-Петербург, 1741; второе издание - 1760.
* Карманный оракул. Критикон. Пер. и комм. Е. М. Лысенко и Л. Е. Пинского. Москва, «Наука», 1981 (серия «Литературные памятники»).
* Остроумие, или искусство изощренного ума. Пер. Е. Лысенко, стихи с испанского и португальского в переводе П. Грушко. «Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение». Москва, «Искусство», 1977 (серия «История эстетики в памятниках и документах»).

Литература

* Сергиевская Г. Е. Консептизм как основа схождения двух философских языков: Грасиан и Кеведо //Когнитивные стили коммуникации. Теория и прикладные модели. Симферополь, 2004.C.154-156.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracián y Morales ; 1601 , Бельмонте, Арагон — 6 декабря 1658, Тарасона, Арагон) — испанский прозаик, философ и теоретик литературы, иезуит . Крупнейший представитель литературы барокко.

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначили к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании.

В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия).

Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.

Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Правила БАЛЬТАСАРА ГРАСИАНА

КАК УПРАВЛЯТЬ СУДЬБОЙ

Обзаводись друзьями. Большая и лучшая часть того, чем мы богаты, зависит от других. Жить приходится сре­ди друзей и врагов, и поэтому каждый день обзаводись приятелем, пусть не близким, но благорасположенным. Выдержав испытание, иной из них со временем станет верным наперсником.

Общайся с людьми порядочными. Их порядочность – верная порука в делах, ибо они поступают как велит их натура. Лучше с порядочным сражаться, чем подлых по­беждать. С подлостью не договоришься, она не признает правил, оттого-то меж подлецами нет истинной дружбы. От человека без чести беги без оглядки: кто чести не чтит, не чтит и никакой добродетели.

Никогда не говори о себе. Придется либо себя хва­лить — а это тщеславие, либо ругать — а это малодушие. О себе говорить — только слушающим докучать. Избегай этого и в дружеском кругу, но особенно там, где прихо­дится говорить перед многими слушателями, и где подоб­ная слабость сделает тебя посмешищем. Неблагоразум­но говорить и о присутствующих: тебе грозит опасность наскочить на один из двух рифов — либо лесть, либо ос­корбление.

Заслужи репутацию человека учтивого. Ее одной до­статочно, чтобы привлечь сердца. Стоит учтивость немного, а ценится высоко: уважительного уважают. Преимущест­во любезности и чести — они остаются при том, кто рас­точает первую и оказывает вторую.

Не ищи вражды. Избегай вызывать к себе неприязнь, она и помимо твоей воли возникнет. Многие ненавидят просто так, не ведая за что и почему. А иные даже хвалятся тем, что ни с кем не ладят, что легко оскорбляются и оскорбляют. Людей проницательных побаиваются, злоречивых не любят, тщеславных сторонятся, насмешников страшатся, а достойных оставляют в покое.

Не напускай важности. Чем лучше удалось дело, тем меньше говори о трудах своих, чтобы казалось это совер­шенно естественным. Но, избегая притворной важности, не впадай в притворную скромность — всячески показы­вая, что ничего не выставляешь напоказ. Благоразумный виду не подаст, что знает свои достоинства, — и само его равнодушие вызывает у окружающих интерес к ним. Вдвой­не велик тот, кто, сочетая все совершенства, ни об одном сам не говорит.

Будь желанным. Есть разные способы снискать распо­ложение. Надежный способ — отличаться делами и до­стоинствами, скорый — угождать. В человеке своего мес­та, всегда есть нужда. И все видят, что должность нужда­лась в нем больше, чем он. в должности: одних место красит, другие красят его. И если дурной преемник повы­сит тебе цену — не велико утешение. Это не значит, что тебя любили, скорее — его ненавидят.

Не будь хулителем. Пятная других, многие норовят скрыть собственные пятна, не понимая, что это утеха глуп­цов. Разумный же остережется стать перечнем чужих грехов.

Не тот глуп, кто глупость совершил, а кто, совершив, не скрыл. В тайне держи свои страсти и слабости. Оши­баются все, но есть различие: хитрые от содеянного отрекаются, а глупые еще не содеянным хвалятся. Доброе имя зависит больше от твоего молчания, чем от поведе­ния. Раз уж грешен, будь осторожен, не поверяй и другу своих ошибок.

Подумай, прежде чем жаловаться. Жалоба скорее под­задорит злые чувства, чем возбудит соболезнование и сочувствие. Иные своими жалобами на прошлые обиды дают повод для будущих и, надеясь на помощь ил:1 уте­шение, вызывают злорадство и даже презрение. Куда умней хвалить за услуги одних, чтобы подзадорить дру­гих; либо твердить о любезности отсутствующих, дабы побудить к ней присутствующих. Человек осмотрительный не забудет упомянуть о лестном — тем сбережет друзей и сдержит недругов.

Всегда надежней перед делом осмотреться, особенно если успех не очевиден. Оттягивай время, прежде чем отказаться или согласиться, и тогда на ум придут новые доводы в пользу твоего решения. Если дело идет о том, чтобы дать, то это сочтут за благоразумие: чем дольше желают, тем больше ценят. Если же надо отказать, тo ус­пеешь обдумать, как смягчить «нет», к тому же проситель, поостынув, меньше огорчится отказу.

Знай свой черный день. Помни, что он бывает, и умей его различать. Любому делу — его день. В одни дни ниче­го не удается; как ни старайся, судьба неизменна. В дру­гие удается все и с меньшими усилиями, словно дается само собою: ум ясен, настроение ровное, звезда твоя сияет — тогда лови ее, не упускай ни частицы.

Скрывай уязвимое место, иначе по нему будут бить. Ведь злоба метит туда, где больней, и чем чувствитель­ней место, тем губительней удар. Скрывай, что болит и что веселит; тогда первое скорее кончится, а второе доль­ше продлится.

Владей искусством беседы, ибо в беседе сказывается личность. Когда пишешь письмо, есть время на размыш­ление, беседа же требует мгновенного ума! Недаром муд­рец сказал: «Говори, коль хочешь, чтобы я тебя узнал». Чтобы в беседе быть приятным, приноравливайся к ха­рактеру и уму собеседников. Будь осторожным в беседе:
с соперником — из опаски, с прочими — из приличия. Вы­пустить слово легко, да поймать трудно. Разговаривая о пустяках, прощупывай почву для дел поважней. Помни:
кто в беседе легко открывается, того легко убедить — и победить. Благоразумие в беседе важнее, чем красноре­чие.

Показывай товар лицом. Что товар сам по себе хорош, этого мало — не всякий сразу схватит суть, не все глядят вглубь. Большинство бежит туда, где толчея; один смотрит на другого. Немало умения нужно, чтобы набить цену. Порой следует расхвалить, дать лестное название, но в обоих случаях не выказывай пристрастия. Никогда не объ­являй товар общедоступным и обыкновенным — этим толь­ко испортишь дело. Ведь все падки на необычное, оно лакомо и для вкуса и для ума.

Думай загодя. Нынче на завтра, на многие дни вперед. Для предусмотрительного нет случайностей. Серьезным размышлением предотвращай жестокость ударов. Иной сделает, а потом думает, как оправдаться в случае неуда­чи; другой не думает ни до, ни после. А нужно всю жизнь думать, чтобы не сбиться с верного пути.

Избегай тех, в чьем обществе проигрываешь,— или потому, что слишком хороши, или — что слишком дурны. У кого достоинств больше, того больше уважают. Такой человек будет играть первую роль, ты вторую, и похвала тебе перепадет разве что от его излишков. Поэтому не льни к тем, кто тебя затмевает. Но берегись и дурного общества. Чтобы преуспеть, общайся с выдающимися, а когда преуспел — со средними.

Не спеши верить, не торопись любить. Зрелость ума узнается по неспешности доверия. Легко поддаться уве­рениям, да как бы потом не пожалеть. Но не подавай виду, что не веришь. Это невежливо, даже оскорбительно: ты тогда даешь понять собеседнику, что либо он обманыва­ет, либо сам обманут. Когда слушаешь, не спеши с суж­дением, помни, что сказал Цицерон: «Сразу полюбить — также род неразумия». И не забывай, что обманывают не только словами, но и делами, а этот обман еще вредней.

Пользуйся друзьями умеючи. Нет безотрадней жизни, чем жизнь без друзей. Дружба умножает блага и облегча­ет беды, она единственное лекарство от враждебной судь­бы. От друзей старайся получить не только удовольствие, но и пользу. Годных в верные друзья мало, а для того, кто отобрать не умеет, — еще меньше. Сохранить друзей куда труднее, чем приобрести. Ищи таких, чтобы были посто­янны: пусть сначала будут новыми, утешайся тем, что со временем, быть может, станут старыми.

Веди спор честно. В состязании похвальна порядоч­ность: важно не только победить, но и как победить. Под­лая победа — не победа, а поражение: все, что отдает предательством, марает доброе имя. Человек порядоч­ный не пустит в ход запретное оружие, которое подсовы­вает, кончившаяся дружба начавшейся вражде.

Помогай самому себе. В беде нет лучшего товарища, чем смелое сердце, и когда оно ослабеет, пусть поможет ему голова. Умей нести бремя невзгод. Кто себя знает, тот поможет себе разумом там, где не хватает силы.

Оставляй резерв. Это — залог победы. Не все вклады­вай, не всю силу пускай в ход. Даже знания оставляй про запас — тем удвоишь им цену. Резерв в бою важней, чем удальство, он и отвагу придает и уверенность.

Не связывайся с тем, кому нечего терять. В этом слу­чае поединок будет неравный. Соперник ринется в бой без оглядки, ведь перед этим он все утратил, даже стыд, терять ему нечего, и поэтому нападает с дерзостью отча­яния. Не подвергайся столь грозной опасности, иначе в один миг лишишься доброй славы из-за лишнего слова. Оценивай противника и в спор вступай осмотрительно.

Не бойся спросить совета. Достоинства твоего это не унизит, и для ума не зазорно: именно умение выслушать совет говорит об уме.

Избегай панибратства. Не держись ни с кем накорот­ке: с вышестоящими это опасно, с нижестоящими —неприлично.

Не лги, но и всей правды не говори. Ничто не требует такого осторожного обращения, как правда. Нужно нема­лое умение и чтобы сказать правду, и чтобы о ней умол­чать. Один раз солжешь — и пропала твоя слава честного человека. Обманутого считают простаком, обманщика— подлецом, что куда хуже. Не всякую правду можно сказать:
об одной умолчи ради себя, о другой — ради другого.

Не упорствуй. Все глупцы — упрямцы, все упрямцы- глупцы, и от упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь: истину не отстоишь, а воспитанность поте­рять можешь. Есть медные лбы, их не переубедишь; а коль упрямство сочеталось с самодурством, к ним непременно присоединится глупость. Упорство должно быть чертой воли, но не суждений.

Не доверяй преувеличенной учтивости. Это один из видов обмана. Иные умеют одним взмахом шляпы приво­раживать тщеславных глупцов. Они сами назначают цену твоей чести и платят ветром льстивых слов. Подлинная учтивость — долг; притворная — надувательство: озабо­чена не приличиями, а собственными отличиями. Льсти­вый, превознося твои достоинства, думает только о своей выгоде.

Мудрый ценит всех, ибо замечает в каждом хорошее и знает, как трудно сделать хорошо. Неразумный же никого не ценит, ибо не видит хорошее и замечает только дурное.

Не связывайся с глупцами. Глуп, кто глупцов не знает, и еще глупее тот, кто распознав, от них не уйдет. Опас­ные при поверхностном общении, они губительны при доверчивой близости. Одно в неразумных не худо: их глу­пость лежит в назидание разумным.

Верный путь снискать уважение — заслуги, а предпри­имчивость в сочетании с доблестью — кратчайший путь к успеху. Избегай назойливости, иначе все, что заслужил, будет замарано, запятнается добрая слава.

Не защищай себя пером: оно оставит след и соперни­ку скорее принесет славу за отвагу, чем кару за дерзость. Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества.

Будь сдержан. Порывы страсти — скользкие места для благоразумия, гляди, как бы не оступиться. Поддашься на миг — казниться будешь век. Кто знает опасность, двига­ется осторожно.

Пользуйся правдой умело. Правда опасна, но человек чести не может не высказать ее. Здесь-то и нужно искус­ство. И искусные лекари духа нашли способ — подслас­тить правду, ибо, когда она открывает нам глаза, нет ни­чего более горького. Обходительность тут же пускает в ход свои приемы: одна и та же правда одному льстит, другого колет. В беседе с современниками толкуй о лю­дях древности. Для понятливого хватит намека, а когда и намек не действует, надо умолкнуть.

Притворное сомнение — наилучший ключик, с помощью которого любопытство раскроет все, что пожелаешь. Даже ученику, жаждущему знаний, не грех возразить учителю, чтобы полнее излагал и доказывал истину: умеренно про­тивореча, достигнешь полноты знаний.

Не слыви человеком с хитрецой — хоть ныне без нее не проживешь. Слыви лучше осторожным, чем хитрым. Будь с виду простодушен, но не простоват, проницате­лен, но не хитер. Лучше, чтобы тебя почитали как челове­ка благоразумного, чем опасались как двуличного. Искрен­них любят, но обманывают. Величайшая хитрость — скры­вать хитрость, ибо ее приравнивают к лживости.

Не можешь надеть шкуру львиную, носи лисью. Вовре­мя уступить — победить. Не хватает силы — действуй умом. Ловкость свершила больше, нежели сила; чаще мудрые побеждали могучих, а не наоборот. А когда никак не мо­жешь достичь, сумей пренебречь.

Не слишком выделяйся. Некоторые отличаются (то ли от жеманства, то ли от недоумия) странностями, доходя­щими до чудачеств. Это не столько отличие, сколько не­приличие. Как иные люди знамениты необычным уродст­вом в лице, так эти славятся уродством в поведении. Так выделяться — только к позору, нелепое чудачество вызо­вет у одних смех, у других гнев.

Искусство жить состоит в том, чтобы находить сторону выгодную. Смотри на все в радостном свете. Но и радо­сти и печали не выпускай из рук поводья. Кто этого не умеет, либо всем тешится, либо всему печалится.

Не предавайся злословию. Больше всего бойся про­слыть охотником славить. За чужой счет остроумием блис­тать не трудно, зато опасно: станут тебе мстить, говорить дурное о тебе. Ты один, врагов много — им легче тебя победить, чем тебе их убедить. Видя в людях дурное, не радуйся, тем более не осуждай. Скажешь худое, услышишь худшее. Сплетник ненавистен всем, и хотя некоторые его пригревают, но лишь ради удовольствия слушать его из­девки, а не из уважения к его уму.

Никогда не показывай полдела — пусть любуются в за­конченном виде. Начало всегда нескладно, и нескладный этот образ останется в памяти. Пусть же искусный мастер остережется показывать свои произведения в зародыше: учась у природы, нужно являть их свету лишь тогда, когда уже могут явиться на свет.

Умей просить. Для одних нет ничего труднее, для дру­гих — ничего легче. Есть люди, не умеющие отказывать,— к таким не нужен и подход. Есть и другие, у кого «нет» — первое слово в любой час дня; с такими нужна сноровка. И со всеми — умение подойти вовремя, когда душа весе­ла. Не обращайся с просьбой, если на твоих глазах толь­ко что кому-то отказали,— второй раз легче выговорить «нет». Хорошо также обязать заранее — это как бы начало обмена, не отплатить тебе было бы низостью.

Не будь чересчур разумным — лучше быть благоразум­ным. Больше знать, чем положено, значит выделяться утон­ченностью, а где тонко, там и рвется, поэтому надежнее общепринятое. Хорошо быть человеком многознающим, но не педантом.

Играй в неведение. Знающий и тот иногда ставит на эту карту: бывают случаи, когда лучше выказать невеже­ство. Не надо быть невеждой, но притвориться невеждой иногда не худо. С глупцами ни к чему быть мудрецом, с безумными — благоразумным; с каждым говори на его язы­ке. Глупец не тот, кто глупость на себя напускает, а кто ею неизлечимо хворает.

Насмешки терпи, но сам не насмехайся. Первое — вид учтивости, второе — драчливости. Кто от колкости выхо­дит из себя, дает повод вновь кольнуть. Лучше оставить без внимания. Весьма серьезные дела часто рождались из шутки — шутка требует немалого умения и благоразу­мия. Прежде чем затеешь шутку, надо знать предел тер­пения у того, над кем хочешь подшутить.

Не будь только голубем. С голубиной кротостью соче­тается хитрость змеиная! Легко обмануть человека поря­дочного, ведь кто сам не обманывает, другим доверяет. Обману поддаются не только по глупости, но и по чест­ности. Два рода людей способны предвидеть и обезвре­дить обман: обманутые, проученные на своей шкуре, и хитрые — рассчитавшиеся чужой. Пусть проницательность будет так же чутка в подозрениях, как хитрость ловка в кознях. Соединив в себе голубя и змею, будь не чудищем, но чудом.

Иногда суди по-своему, а не как все. Это свидетель­ствует об уме. Не цени того, кто никогда тебе не возража­ет,— это говорит о его любви не к тебе, а к себе. Не давай же себя обмануть, не плати за лесть, а отвергай ее. Луч­ше почитай за благо, если кто на тебя и ропщет, особен­но тот, кто плохо говорит обо всех добрых. Огорчайся, если всем нравится все, что ты делаешь,— это верный признак, что дела твои нехороши. Ведь совершенное до­ступно немногим.

Не оправдывайся, пока не требуют. А когда требуют, помни: чрезмерные оправдания — признак преступления. Заранее извиняться — обвинить себя. Преждевременно доказывая свою правоту, пробудишь дремавшую подозри­тельность. Благоразумный же и виду не подаст, что до­пускает подозрения, он постарается рассеять их безупречностью своих действий.

Не относись беспечно к беде, даже малой, — беда не приходит одна; беды, как и радости, ходят вереницей. Беду не буди, когда она спит. Споткнуться — пустяк, да вот по­катишься — и бог весть до чего докатишься. Горемыке все изменяют: и сам себе, и здравый смысл, и утешение.

И добро делай с умом понемногу и часто. Пусть благо­дарность не иссякнет: увидит предел — дружбе конец. По­рой, чтобы потерять друга, хватит неоплатной услуги: не в силах долг отдать — он отдаляется.

Не доводи до разрыва — от него всегда страдает доб­рое имя. Врагом может стать любой, другом — далеко не каждый. Немногие способны сделать добро, почти все — причинить зло. Худшие враги — из бывших друзей, они бьют по твоим слабостям, им одним известным, по на­иболее уязвимому месту. Коль разрыв неизбежен, то он извинителен, но лучше охладить приязнь, чем разжечь не­приязнь.

Упреждай враждебность — обратив ее в благосклон­ность. Разумнее избегать обид, чем мстить за них. Вели­кая тонкость — делать единомышленником того, кто мог стать соперником. Весьма полезно знать: вынуждая к бла­годарности, не оставишь возможности для вражды. Само зложелательство обращай в дружелюбие.

Не имей беспечных дней. Судьба любит сыграть с нами шутку — опрокидывая наши предположения, заставать врасплох. Таланту, рассудку, доблести, даже красоте — всем нужно быть настороже: день слепой беспечности будет днем их падения. Опрометчивость — ступенька к гибели. Для испытания нашей доблести коварство выби­рает день, когда этого меньше всего ждешь.

Кого ничто не сердит, у того нет сердца, а бесчувствен­ный не может быть личностью. Не всегда это от невозму­тимости духа, чаще — от неспособности к чувствам. К месту расселиться — тоже иногда необходимо.

Пользуйся тем, что ты нов. Пока ты— новинка, тебя ценят. Новое нравится, оно вносит разнообразие — но­венькую посредственность больше ценят, чем привычную знаменитость. Но помни, что слава твоя как новинки бу­дет недолга,— день-другой и восторгам конец. Пыл увле­чения пройдет, страсти охладеют, и удовольствие от но­вого сменится досадой от прискучившего. Поэтому, воспользуйся первым восхищением и в разгаре успеха из­влеки все, на что можешь притязать.

Во всяком деле, если мало знаешь, держись доверен­ного. Хоть умным не назовут, зато сочтут человеком осно­вательным. Знающему дозволено дерзать и действовать как заблагорассудится. Во всех случаях, со знаниями или без них, разумнее держаться привычного, чем необычного.

Знай нрав тех, с кем имеешь дело,— чтобы понять их намерения. Учись разгадывать выражение лица, по внеш­ним признакам читать душу. Различай: кто всегда смеет­ся — от глупости, кто никогда не смеется — от злости. Не жди добра от урода, которого сама природа обидела, и как она его не уважила, так и он ее не уважает. А у красивых — чем больше красивости, тем больше глупости.

Не всегда возражай на возражения. Следует разли­чать, когда противоречат по невежеству, а когда из лукав­ства, иногда это упрямство, но может быть и хитрость. Остерегайся сам впасть в первое и стать жертвой второ­го. Более всего полезна осторожность с соглядатаями: против их отмычки для сердец лучшее средство — оставить в замке изнутри ключик сдержанности.

Добрым нравам пришел конец. Обязательства не при­знаются, благодарность встретишь редко; чем усерднее служба, тем скудней награда — такая мода пошла повсю­ду. Множество людей склонно к злонравию: от одних жди предательства, от других — непостоянства, от третьих — надувательства. Пусть же неверность других служит нам не для подражания, а для осторожности. Человек чести, глядя на других, никогда не забудет, кто он.

Не будь назойлив — не хлебнешь позора. Уважай себя, чтобы тебя уважали. На то, чтоб себя показать, будь луч­ше скуп, чем расточителен: приходи туда, где тебя ждут и радушно встретят; не приходи, пока не позовут, и уходи до того, как попросят. Назойливый — постоянная мишень для оскорблений; как сам он втирается без стыда, так и его выпроваживают без стеснения.

Никогда не действуй в пылу страсти — все сделаешь не так. Кто не в себе, тот и не отвечает за себя: страсть изгоняет разум. Как почувствуешь, что не в себе, пусть благоразумие бьет отбой. Иначе в один час натворишь такого, что на много дней хватит: тебе — каяться, людям — осуждать.

Немалый ум требуется, чтобы понять ум чужой. Ме­талл узнается по звону, человек по слову. Порядочность обнаруживается в речах, но куда вернее — в делах. Тут нужны внимание преострое, наблюдательность неустан­ная, суждение трезвое.

Умеряй себя в суждениях. Всяк судит да рядит, как ему выгодно, и не скупится на доводы в пользу своего сужде­ния. У большинства мнение во власти пристрастия. Два человека столкнутся в противоречии, и каждый полагает, что правда на его стороне. Пусть же разумный в таких случаях хорошенько поразмыслит, и, возможно, оглядка на себя исправит оценку суждения другого. Пусть поста­вит себя на место противника, поймет его доводы — тог­да, быть может, и его не осудит и себя так безоговорочно не оправдает.

Не суетливым будь, а деловым. Очень деловыми при­творяются те, кому это всего меньше свойственно. Из пус­тяка делают невесть что, да еще с видом преважным. Тщеславная суетность всегда несносна, в делах же смехо­творна. Меньше всего хвались высокими достоинствами: довольствуйся делом, а хвалить предоставь другим. Ге­роем надо быть, а не казаться.

Неожиданность — залог успеха. От игры в открытую — ни корысти, ни радости. Не объявляй своих намерений, и тогда возбудишь интерес. Даже когда хочешь быть понят, избегай откровенности и не позволяй всем без разбору проникать в твою душу. Молчаливая сдержанность — свя­тилище благоразумия.

Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Конец нуж­де — конец службе. Прими за правило: поддерживай нужду в себе, не удовлетворяй ее полностью; пусть в тебе нуждаются постоянно.

Усердием посредственность достигает большего, чем одаренность без усердия. Слава покупается ценой труда; что легко дается, невысоко ценится.

Невезение — чаще всего кара за глупость, а для близ­ких— прилипчивый недуг. Берегись отворять ворота ма­лой беде — за ней прокрадется множество других, намно­го страшней. Когда путь неясен, держись людей мудрых и осторожных — рано или поздно они находят удачный выход.

Вовремя прекращай удачную игру. Это — правило иг­роков. Уметь достойно отступать так же важно, как смело наступать. Когда сделано достаточно, когда достигнуто многое — умей подвести черту.

Избегай обязательств. Это — одно из первых правил благоразумия. Есть люди горячие по нраву, такие легко берут на себя обязательства. Но тот, чей путь озарен разу­мом, проходит мимо искушений. Он полагает большей доблестью не ввязываться, чем победить, и там, где глу­пец уже попался, не желает стать вторым.

Важное правило благоразумия — не выходить из себя. Большое самообладание говорит о большом сердце. Умей владеть собой, чтобы ни в счастье, ни в несчастье тебя не осудили за несдержанность, но дивились бы высоте духа.

Поспешность — страсть глупцов: не видя помех, они действуют без оглядки. Разумный, напротив, часто грешит медлительностью, и нередко даже удачный замысел идет у него прахом. Быстрота — мать успеха. Не откладывай на завтра и ты совершишь многое. Торопись не спеша!

Никогда не спеши, не горячись. Научись властвовать над собой, тогда будешь властвовать над другими. К бла­гоприятному случаю приходится идти долгими путями вре­мени. Пока ты разумно медлишь, будущие удачи подрас­тают, тайные замыслы мужают.

Сила духа превосходит силу тела; подобно мечу, дер­жи ее всегда наготове в ножнах благоразумия. Она — щит личности. Немощь духа вреднее немощи телесной. Нема­ло людей с недюжинными достоинствами, но без отваги, уподобились покойникам и почили в собственном мало­душии.

Ни умом, ни доблестью не бросайся попусту. Не вы­ставляй напоказ все, что имеешь,— назавтра уже никого не удивишь. Всегда держи про запас, чем бы вновь блес­нуть: кто каждый день открывает новое, от того ждут мно­гого — и никогда не доберутся до дна его сокровищницы.

Действуй лишь тогда, когда не сомневаешься. Если в пылу страсти разум сомневается, то, когда страсть осты­нет, он осудит твой поступок как явную глупость. Дей­ствовать, когда сомневаешься в разумности деяния,— опасно, лучше воздержись.

Поддерживай ожидания, неустанно питай их. Пусть от тебя ждут многого — выгодней играть крупно. Не выкла­дывай с первого хода всю наличность. Важный прием игры — знать меру, когда открывать свои силы, свои зна­ния, и опережать надежды.

Скрывай свои намерения. Мудрость житейская требу­ет скрытности: кто играет в открытую, рискует проиграть­ся. Пусть не знают, чего ты хочешь, не то помешают — одни противоречием, другие угодливостью.

Бальтасар Грасиан - выдающийся испанский писатель 17 века. Он успешно сочетал духовную и мирскую деятельность - был иезуитом и философом одновременно. В наследство он оставил великолепные книги, которые составили антологию и до сих пор являются классическими произведениями эпохи барокко.

Биография

По скудным сведениям, Бальтасар Грасиан родился в 1601 году в Бельмонте, в Испании. Он был сыном бедного сельского врача, и с ранних лет ему была уготовлена судьба священника. Известно, что в 1619 году его дядя помог поступить ему в школу иезуитов Калатаюде и Уэски. После окончания школы Грасиан Бальтасар самостоятельно изучал грамматику и философию в городах Каллатаюда и Херона, в 1623 году ему посчастливилось стать студентом университета Сарагосы, где он посвятил себя изучению теологии.

Окончив университет, будущий писатель становится преподавателем риторики и грамматики в колледже Калалютуда. В 1631 году он проходит дополнительное обучение в школе где готовили проповедников и исповедников.

Литературное окружение

В 1636 году Бальтасар Грасиан начал новый этап своей жизни. Он был связан с переездом в город Уэску, который в те времена являлся важнейшим культурным центром провинции Арагон. Переезд был связан с новым назначением - в местном храме Грасиану предстояло служить проповедником. Именно здесь зарождались новые имена в сфере культуры, литературы и искусства, и, возможно, именно под влиянием такой атмосферы Бальтасар Грасиан решился написать свой первый литературный труд.

Трактат "Герой"

Свой первый трактат Грасиан назвал «Герой». Данный литературный труд был написан очень быстро, буквально за год после переезда в Уэску. Неоценимую помощь в написании трактата будущему писателю оказал богатый и влиятельный друг, имевший прекрасную библиотеку. «Герой» - прекрасный образец средневековой дидактической прозы, в котором, как в зеркале, отражаются достоинства и моральные качества, которые должны иметь те, кто стремится получить признание среди своих сверстников. С помощью этой работы Грасиан начинает разрабатывать тему моральной философии. Трактат увидел свет под именем Лоренцо Грасиана, который являлся кузеном Бальтасара, ведь, согласно орденскому уставу, иезуиты не имели права публиковать свои труды, которые не прошли внутреннюю цензуру.

"Карманный оракул"

Наибольшую известность философу принес сборник его собственных цитат и афоризмов, известных под именем «Карманный оракул». В нем приведены афоризмы Бальтасара Грасиана и Моралеса, которые в остроумной форме предлагают собственному читателю быть благоразумным и терпеливым. Например, известны такие сентенции Грасиана, как:

  • "мертвого льва даже зайцы лягают";
  • "к благоприятному случаю ведут долгие дороги времени";
  • "скоро свершается - скоро разрушается";
  • "не следует постоянно острить: вечная потеха - для дела помеха";
  • "не справиться с делом - меньшая беда, нежели не начинать дела вовсе, ведь портится стоячая вода, а не проточная".

Таких коротких нравоучительных рассуждений в книге достаточно много. Бальтасар Грасиан, афоризмы которого были такими живыми и остроумными, быстро стал известным и популярным. На фоне унылой богословской литературы его изречения были тем самым глотком живой воды, которого так не хватало испанскому просвещению. Карманный оракул был очень популярен и в Испании, и за ее пределами - еще при жизни Бальтасара Грасиана небольшое литературное произведение было переведено на многие европейские языки.

Вершина таланта

И сам Грасиан Бальтасар, и его критики заслуженно считали основным произведением этого писателя роман «Карпер». В нем Грасиан показывает собственное видение того, каким должен быть окружающий мир. Литература такого толка была весьма распространена в эпоху поздней античности, и вот, через тысячу лет, Бальтасар решает вернуться к этой форме повествования. Главные герои олицетворяли собой природу и культуру как символы осторожного отражения и спонтанного импульса. В конце повествования делается вывод, что природа несовершенна, и в конце концов культура спасает мир и приводит к бессмертию. Как и другие его произведения, этот роман будет подписан именем другого человека.

Наследие Бальтасара

Последние десять лет своей жизни Грасиан посвятил написанию «Критикона» -объемного труда, рассказывающего о месте человека в современной жизни. Светское творчество приносило автору большую известность и почет, но и сильно настораживало иезуитский орден, руководство которого было недовольно литературным творчеством священника.

В конце своей жизни священник напишет одну единственную вещь, подписанную его собственным именем - Бальтасар Грасиан. Книги, выпущенные ранее, уже вовсю ходили по стране, но формально их авторами являлись другие люди. В трактате «Размышления о причастии» автор на фоне сугубо религиозных размышлений отрекается от собственных литературных произведений. Это следовало сделать, так как терпение руководства ордена иезуитов подходило к концу. Тем не менее вскоре выходит последняя часть «Критикона», несомненно принадлежавшая перу Бальтасара, и автора привлекают к суду.

Его лишают права проповедовать и сочинительствовать, отправляют в захолустный городок, где он живет под жестким присмотром братьев-иезуитов. Такую жизнь Грасиан не смог выдержать - он умирает 6 декабря 1658 г., прожив меньше года после иезуитского суда.

(16010108 ) , Бельмонте-де-Грасиан , Арагон - 6 декабря , Тарасона , Арагон) - испанский прозаик , философ и теоретик литературы, иезуит . Крупнейший представитель литературы барокко .

Биография

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначили к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании .

Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску - один из культурных центров Арагона , где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе. Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию - на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» - отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742-1792 г. - потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру , в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Сочинения

  • «Герой» (1637)
  • «Политик» (1640)
  • «Остроумие, или Искусство Изощренного Ума» (1642)
  • «Благоразумный» (1646)
  • «Карманный оракул, или Наука благоразумия» (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек») (1647)
  • «Критикон»: Часть I - 1651; Часть II - 1653; Часть III - 1657.
  • «Размышления о причастии» (1655) - единственное произведение, подписанное настоящим именем.
  • Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
  • Правила Бальтасара Грасиана Как управлять судьбой

Русский перевод

  • Придворной человек. Пер. С. С. Волчкова . Санкт-Петербург, 1741; второе издание - 1760.
  • Ирой Валтазара Грациана с критическими, историческими и нравоучительными примечаниями господина Курбевиля. Москва, в Университетской Типографии у В.Окорокова, 1792 г.
  • Карманный оракул. Критикон. Пер. и комм. Е. М. Лысенко и Л. Е. Пинского. Москва, «Наука», 1984 (серия «Литературные памятники »).
  • Остроумие, или искусство изощренного ума. Пер. Е. Лысенко, стихи с испанского и португальского в переводе П. Грушко. «Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение». Москва, «Искусство», 1977 (серия «История эстетики в памятниках и документах »).
  • Карманный оракул. Пер. Е. М. Лысенко. Москва, «Астрель: Полиграфиздат», 2012 (серия «Philosophy»)/

Напишите отзыв о статье "Грасиан, Бальтасар"

Литература

  • Сергиевская Г. Е. Консептизм как основа схождения двух философских языков: Грасиан и Кеведо //Когнитивные стили коммуникации. Теория и прикладные модели. Симферополь, 2004.C.154-156.

Примечания

Отрывок, характеризующий Грасиан, Бальтасар

Наполеон в Бородинском сражении исполнял свое дело представителя власти так же хорошо, и еще лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья.

Вернувшись после второй озабоченной поездки по линии, Наполеон сказал:
– Шахматы поставлены, игра начнется завтра.
Велев подать себе пуншу и призвав Боссе, он начал с ним разговор о Париже, о некоторых изменениях, которые он намерен был сделать в maison de l"imperatrice [в придворном штате императрицы], удивляя префекта своею памятливостью ко всем мелким подробностям придворных отношений.
Он интересовался пустяками, шутил о любви к путешествиям Боссе и небрежно болтал так, как это делает знаменитый, уверенный и знающий свое дело оператор, в то время как он засучивает рукава и надевает фартук, а больного привязывают к койке: «Дело все в моих руках и в голове, ясно и определенно. Когда надо будет приступить к делу, я сделаю его, как никто другой, а теперь могу шутить, и чем больше я шучу и спокоен, тем больше вы должны быть уверены, спокойны и удивлены моему гению».
Окончив свой второй стакан пунша, Наполеон пошел отдохнуть пред серьезным делом, которое, как ему казалось, предстояло ему назавтра.
Он так интересовался этим предстоящим ему делом, что не мог спать и, несмотря на усилившийся от вечерней сырости насморк, в три часа ночи, громко сморкаясь, вышел в большое отделение палатки. Он спросил о том, не ушли ли русские? Ему отвечали, что неприятельские огни всё на тех же местах. Он одобрительно кивнул головой.
Дежурный адъютант вошел в палатку.
– Eh bien, Rapp, croyez vous, que nous ferons do bonnes affaires aujourd"hui? [Ну, Рапп, как вы думаете: хороши ли будут нынче наши дела?] – обратился он к нему.
– Sans aucun doute, Sire, [Без всякого сомнения, государь,] – отвечал Рапп.
Наполеон посмотрел на него.
– Vous rappelez vous, Sire, ce que vous m"avez fait l"honneur de dire a Smolensk, – сказал Рапп, – le vin est tire, il faut le boire. [Вы помните ли, сударь, те слова, которые вы изволили сказать мне в Смоленске, вино откупорено, надо его пить.]
Наполеон нахмурился и долго молча сидел, опустив голову на руку.
– Cette pauvre armee, – сказал он вдруг, – elle a bien diminue depuis Smolensk. La fortune est une franche courtisane, Rapp; je le disais toujours, et je commence a l"eprouver. Mais la garde, Rapp, la garde est intacte? [Бедная армия! она очень уменьшилась от Смоленска. Фортуна настоящая распутница, Рапп. Я всегда это говорил и начинаю испытывать. Но гвардия, Рапп, гвардия цела?] – вопросительно сказал он.
– Oui, Sire, [Да, государь.] – отвечал Рапп.
Наполеон взял пастильку, положил ее в рот и посмотрел на часы. Спать ему не хотелось, до утра было еще далеко; а чтобы убить время, распоряжений никаких нельзя уже было делать, потому что все были сделаны и приводились теперь в исполнение.
– A t on distribue les biscuits et le riz aux regiments de la garde? [Роздали ли сухари и рис гвардейцам?] – строго спросил Наполеон.
– Oui, Sire. [Да, государь.]
– Mais le riz? [Но рис?]
Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего.
– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c"est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu"elle s"y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l"encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l"horloger n"a pas la faculte de l"ouvrir, il ne peut la manier qu"a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.]

Бальтасар Грасиан-и-Моралес - испанский писатель, выдающийся представитель литературы барокко, теоретик литературы, основатель жанра афористической литературы, философ, моралист, иезуит, священник. Был уроженцем испанского селения Бельмонте, появился на свет 8 января 1601 г. в многодетном семействе, главой которого был бедный сельский врач. Детские годы Бальтасара прошли в атмосфере бедности. Материальное положение во многом предопределило и дальнейшую судьбу Бальтасара, его братьев и сестер: их всех отдали послушниками в монастыри, принадлежавшие разным орденам. В 1619 г. дядя Бальтасара, который служил капелланом в соборной церкви Толедо, помог племяннику попасть на обучение в школу иезуитского ордена. В городах Херона и Каллатаюда он постигал философию, грамматику, а в 1623 г. Грасиан становится студентом Сарагосского университета и изучает теологию.

Окончив это учебное заведение, Грасиан становится преподавателем грамматики и риторики в каллатаюдском колледже. В 1631 г. ему довелось отучиться в Валенсии, специальной школе проповедников и исповедников ордена иезуитов. 30-летний Грасиан-и-Моралес работал преподавателем в Лериде, вел теологию, в иезуитской коллегии Ганди учил слушателей философии.

В 1636 г. в биографии Грасиана начинается новый этап. Связан он был с переездом на новое место – Уэску, город, который в то время слыл в Арагоне одним из культурных центров. В городской иезуитской коллегии ему предстояло служить проповедником и исповедником. Здесь Грасиана окружали не только братья по вере: он вращался среди людей, страстно увлекающихся искусством, литературой, философией, и пребывание в этой среде сыграло огромную роль в том, что Грасиан-и-Моралес стал всерьез заниматься литературной деятельностью.

Нравоучительный трактат «Герой», который стал первым крупным произведением, представленным общественности, был написан буквально через год после переезда в Уэску, в 1637 г. В этом городе у него был друг – очень состоятельный и при этом образованный человек, собравший в своем дворце богатую библиотеку. В ней Грасиан проводил почти все свободное от службы время, в ее стенах и написал дебютный трактат, который тепло приняли читатели не только родной Испании, но и других европейских стран. Книга увидела свет под именем Лоренсо Грасиана, двоюродного брата Бальтасара, т.к. члены ордена иезуитов не имели права публиковать что-либо без прохождения внутренней цензуры.

В 1642 г. из-под пера Грасиана вышел трактат-антология «Остроумие, или Искусство изощренного ума», в 1646 г. - трактат «Благоразумный», посвященный аристократическому воспитанию. Еще через год вышло новое произведение, которое впоследствии перевели на множество европейских языков - «Карманный оракул, или Наука благоразумия», представлявшее собой сборник авторских афоризмов.

Последний десяток лет в творческой биографии Грасиана был посвящен, главным образом, «Критикону» (1651–1657) - большому роману-притче, аллегории, в центре которого была жизнь человека в современном социуме. Творчество Грасиана приносило ему все больше известности и почета, но в то же время ослабляло его позиции как члена иезуитского ордена, ставило в двусмысленное положение. В 1651 г. состоялось назначение писателя на должность руководителя кафедры Святого писания в Сарагосском университете, а в 1653 г. была опубликована вторая часть «Критикона», что вызвало огромное возмущение нового, менее лояльного, руководства ордена.

В 1655 г. священник написал «Размышления о причастии» - произведение сугубо религиозного характера, единственное в творческом наследии подписанное настоящим именем. В этой книге он отрекся от того, что является автором приписываемых ему книг сомнительного содержания. Однако уже в 1657 г. появляется третья часть «Критикона», и чаша терпения руководства переполняется окончательно. Грасиана осуждают, лишают права преподавания и сочинительства, отправляют в заштатный городок, где под присмотром иезуитов он вынужден соблюдать строгий пост, где ему не дозволяют иметь бумагу, чернила и перо, следят буквально за каждым шагом. После суда Бальтасар Грасиан-и-Моралес прожил меньше года, скончавшись 6 декабря 1658 г.