Аполлинарий васнецов краткая биография. Васнецов А.М. Русский художник, теоретик искусства и историк

Таких удивительных художников, как Аполлинарий Васнецов, наберется немного среди всех живописцев конца XIX - начала XX века. Он нашел тему, которая дорога и близка сердцу многих русских людей - тему исторических преобразований средневековой Москвы.

Детство

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933) родился в маленьком селении под Вяткой. Он рано осиротел, брат уехал учиться в Москву. Уже к этому времени было ясно, что подросток очень талантлив и ему надо учиться живописи. Но он занимался в духовном училище и просто брал уроки рисования у польского художника, который находился в ссылке.

Годы учебы

В 1872 (в 16 лет) Аполлинарий Васнецов переехал в Петербург и начал по-настоящему учиться живописи. Его первыми учителями были брат Виктор и выдающиеся художники-передвижники. Он интересуется литературой, минералогией, астрономией, но более всего Аполлинарий Васнецов в 19 лет увлекается идеями народников, Он оставляет живопись. Васнецов уезжает учительствовать в в самую глубинку. Но идеи народничества его разочаровали, и повзрослевший Аполлинарий Васнецов в 21 год возвращается в Москву. Теперь он всерьез относится к живописи, как к призванию.

Как формируется под воздействием И. Шишкина и А. Куинджи. Но он не стал простым подражателем великих мастеров. Он выработал свою манеру письма.

Первые удачи

С 1882 молодой художник подолгу живет на даче у брата, входит в кружок С.И. Мамонтова, а с 1883 года начинает выставлять свои картины на выставках передвижников. И вот первый успех: П. Третьяков на выставке приобретает его картину «Серенький день».

По лугу одиноко вьется тропинка между двух деревьев, приглашая следовать по ней вдаль.

Изучение истории

Постепенно (этому способствуют исторические знания) художника начинают притягивать драматические, эпические мотивы. Первой такой картиной была «Родина» (1886), а следующей «Сумерки» (1889). На ней одиноко кое-где стоят в поле отдельные широко раскинувшиеся дубы. Вдали сгущается синяя ночь. На первом плане все покрыто дымкой, и сероватые тени уже легли на траву. Древние дубы предлагают зрителю задуматься о прошедшем времени. Так, через пейзаж, проявляются эпические мотивы в творчестве А. Васнецова, утверждается вечность природы.

Урал

Позже, в 90-х годах, он поедет на Урал. Вдохновленный увиденным пишет величественные, показывающие мужественные и суровые характеры людей, выросших здесь. Детство как будто стало оживать перед ним. Все напоминало ему родную Вятку. В 1891-м он пишет картину «Тайга на Урале. Синяя гора». Нагромождение стоящих и поваленных деревьев, таинственное озеро завораживают и пугают своей мощью. А вдали голубеет в дымке гора. В этом пейзаже отражается характер живущего в этих краях народа.

Художник успевает в 1898-м посетить Францию, Италию, Германию. Под влиянием импрессионистов в его палитре произошли изменения. Его работы посветлели.

Певец древней столицы

Новая тема появилась в творчестве такого художника, как Аполлинарий Васнецов. Картины теперь изображают средневековую Москву, ее мосты, какими они были в древности, меняющийся со временем Кремль и, конечно, московский люд.

В 1900-х годах он так заинтересовался жизнью старой Москвы, что принимал участие в раскопках. Все это сказалось на его творчестве. Историко-бытовой жанр привлек надолго внимание Васнецова. Сначала он пишет картину «Улица в Китай-городе. Начало XII века». В его тесных, узких извилистых улицах беспокойно мечутся горожане, стрельцы. Эти волнения погружают зрителя в период Смуты. Шумит Москва («На рассвете у Всехсвятского моста. Конец XII века»).

Ясным зимним днем веселятся скоморохи. И создана поразительная по зрелищности картина и Кремля, и моста. Колорит картины - насыщенный и яркий, как того требует изображаемый праздник или просто веселье.

На картине «Московский застенок. Конец XVI века» изображена пристроенная к башне Кремля пыточная камера, которой пользовались и во времена Ивана IV, и в правление царя Бориса Годунова. На улицу выброшены трупы замученных в застенках, за ними пришли родственники, чтобы забрать и похоронить.

И снова перед зрителем предстает картина Смуты («Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века»). Самозванцы, пестрота царей, семибоярщина, в целом очень мрачная и тревожная атмосфера того времени передана через стремительную скачку двух всадников: инока и дружинника. Но вопреки всему незыблемо стоит сердце Москвы - ее Кремль, куда устремляются гонцы зимой на рассвете.

В эти годы (1901 - 1918) Васнецов Аполлинарий Михайлович, уже академик, руководит классом ваяния и живописи в Москве.

По произведениям художника можно изучать, как менялась Москва от века к веку. Он работает маслом, пишет акварели, делает глубоко изучает работы историка Москвы И. Забелина. Вникает в научные работы В. О. Ключевского. Имея такие глубокие знания и творческую фантазию, художник достигает все более полной достоверности в своих картинах.

В 1925 г. была создана «Красная площадь во второй половине XVII века». На картине изображен яркий и праздничный день.

Очень много (около ста двадцати картин) посвятил Аполлинарий Васнецов Москве. И почти на всех его работах присутствует Кремль в разное время и в разных видах. Везде видна динамика его изменений.

Васнецов Аполлинарий, художник, был мужественным человеком. В 75 лет, в 1931-м, написав письмо в газету «Известия», он стал единственным человеком, который выступил против сноса храма Христа Спасителя.

Вот так прожил жизнь Аполлинарий его вся - в картинах, которые он оставил. Умер художник в Москве в возрасте 76 лет.

Биография русского художника Аполлинария Васнецова

(1848 - 1926)

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 6 августа (25 июля по старому стилю) 1856 года в селе Рябове Вятской губернии в семье священника. Уже в детстве он увлекся рисованием. Когда мальчику исполнилось десять лет, умерла его мать, а еще через четыре года он потерял и отца. В это время Аполлинарий учился в Вятском духовном училище, но к карьере священнослужителя не стремился. Его брат Виктор, в то время студент Петербургской Академии художеств, заметив влечение Аполлинария к искусству, определил его брать частные уроки у польского художника Эльвиро Андриолли (участника польского восстания 1863 года, сосланного в Вятку). После окончания в 1872 году духовного училища юноша отправился к брату в Петербург, где прожил три года. Для него это было время поисков и колебаний. Устремления молодого человека были разнообразными: его привлекали и изобразительное искусство, и литература, и геология, и астрономия, и преподавание. Тогда победило последнее. В 1875 году, после возвращения в Вятку, Васнецов сдал экзамен на звание народного учителя, решив просвещать народ и работать сельским учителем. Жизнь скоро развеяла его иллюзии. Он увидел бесплодность своей учительской деятельности, ощутил одиночество и оторванность от крестьян, которые не понимали его. Он тяжело переживал неудачу «хождения в народ», не понимая, почему правильные, казалось бы, идеи невозможно осуществить. Сам Васнецов позднее признавался: «У меня начались приступы тяжелой тоски и одиночества, каких ни до, ни после я не испытывал, тоска сопровождалась почти физическим ощущением душевной пустоты... Корабли народничества были сожжены, хотя, по-видимому, не без остатков: любовь к родине, к народу не сгорели... И детство, проведенное среди мужиков, и народничество семидесятых годов оставили во мне глубокие следы».
С конца 1870-х годов под руководством брата Аполлинарий Васнецов начал усиленно заниматься живописью и почти сразу достиг значительных успехов. Кроме брата, Виктора Васнецова, на формирование его как художника огромное воздействие оказали Иван Шишкин и Архип Куинджи. Это признавал сам Васнецов: «Одним из сильнейших внешних побуждений было, бесспорно, влияние брата Виктора, уже сложившегося художника»; «Вначале у меня были кумиры: Калам и И.И.Шишкин. Настолько мне нравились работы Шишкина - рисунки его пером и офорты - меня обвиняли даже в подражании ему. Причиной особенного предпочтения его перед другими художниками была вятская природа: леса, поля и дали; они общие для нас обоих: и я и он выросли в вятских лесах»"; «Когда появились пейзажи Куинджи, то обаяние Шишкина отошло на второй план... В пейзажах Куинджи меня поражали свет и пространство - одно из первых основных начал пейзажа, которое он так ясно сумел поставить».
Начиная с 1882 года, вместе с братом, Аполлинарий принимал активное участие в жизни Абрамцевского художественного кружка Саввы Ивановича Мамонтова, где он познакомился и подружился с Ильей Репиным, Василием Суриковым, Василием

Поленовым, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Михаилом Врубелем, Михаилом Нестеровым и другими. Репин изобразил начинающего художника среди певчих в картине «Крестный ход в Курской губернии», Нестеров написал с него этюд к картине «Юность Преподобного Сергия», Врубель создал выразительный графический образ молодого Васнецова. Большое влияние на формирование живописного почерка молодого художника оказали советы Поленова, который, как позднее вспоминал сам Аполлинарий Васнецов, «рекомендовал брать ярче и красочнее».
Испытав на раннем этапе творчества влияние Шишкина, учившего точности в передаче формы, Поленова, уроки которого значительно высветлили колорит его работ, Куинджи, который обратил его внимание на передачу в картине пространства, Аполлинарий Васнецов не стал эпигоном, подражателем этих больших мастеров пейзажа. Он смог создать свой почерк, выработать свой язык. Уже ряд этюдов 1880-х годов («Ахтырка вблизи Абрамцева», 1880; «Берег залива. Териоки», 1881; «Лесная тропинка», 1885; «Молодая рожь», «Летний день», «Облака. Этюд», все - 1880-е) показывают, как шло развитие начинающего живописца.
Первым свидетельством преодоления ученического уровня и признания молодого художника стало приобретение Павлом Третьяковым с IX выставки Товарищества передвижных художественных выставок картины «Серенький день» (1883). Образ природы решен здесь в лирическом ключе. Мягкая гамма сближенных зеленовато-серых тонов хорошо передает световоздушную среду, глубину пейзажного пространства и состояние пасмурного дождливого дня на берегу Финского залива (этюды к картине писались в Териоках). Мотив одинокого дерева, мимо которого вьется тропинка с фигурой одинокого путника, как нельзя лучше подчеркивает настроение сосредоточенной тишины и присутствия человека. Прием «приглашения» зрителя в пространство картины часто встречается в работах русских пейзажистов этого времени (Федор Васильев, «Оттепель», 1871; Алексей Саврасов, «Проселок», 1873; Исаак Левитан, «Осенний день. Сокольники», 1878). Аполлинарий Васнецов смог придать этому мотиву, при всей его скромности, черты особой поэтической задушевности.
Постепенно в его работах все яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. В изображении обычного вида русской природы с полями, домиками крестьян и сельской церквушкой живописец сумел выразить сложную идею времени. Он показал одновременно и убогость, и значительность жизни крестьян на этих просторах. Интересно, что созданный Васнецовым образ повлиял на творчество пейзажиста-передвижника Николая Дубовского, написавшего много позже, в 1905 году, свою «Родину». Дальнейшее развитие эпического начала можно обнаружить у Аполлинария Васнецова в картине «Сумерки» (1889). Недаром сам он считал ее лучшей работой 1880-х годов. В письме киевскому меценату И.Н.Терещенко, который приобрел это произведение в свою коллекцию, он писал: «Сумерки» считаю все-таки лучшей картиной из всего, что я сделал до сих пор».
...Наступают сумерки. Мягкие холмы спокойно уходят в даль за край горизонта, откуда, сгущаясь, медленно подступает темнота. Кое-где разбросаны редкие деревья, и только одно из них - старый могучий дуб - мощно возвышается на среднем плане, четко вырисовываясь своим силуэтом на фоне темнеющего, но еще светлого неба. Фигура сидящего на переднем плане путника видна со спины. Поза его полна раздумья. Взгляд направлен в глубину, и зритель чувствует, как оттуда, издалека надвигается ночь. Уже замерцали вдали первые робкие огоньки, но на переднем плане еще светло. Художника интересует здесь передача не мгновенного, а более длительного во времени состояния природы. В картине передано не только сегодняшнее время - зритель ощущает вместе дыхание столетий, которые пронеслись над этим дубом. Спокойные, величавые формы природы и человек в ней наводят нас на глубокие философские размышления о жизни. Картина утверждает красоту, величие и вечность природы. Это умение показать в современном виде историческое прошлое, выразить это прошлое в настоящем будет

свойственно эпическим пейзажам Аполлинария Васнецова. Нельзя не увидеть в этом прямого влияния историзма, который сформировался в творчестве его старшего брата, Виктора Васнецова. Тот всячески поддерживал Аполлинария. Яркое тому свидетельство содержит письмо от 29 сентября 1890 года из Киева, где Виктор Васнецов в это время заканчивал роспись Владимирского собора. Он сообщал младшему брату, что был вместе с Третьяковым у Терещенко и «...видели, между прочим, твой пейзаж «Сумерки» - он очень хвалил его... так что мы в грязь лицом не ударили. Я лично нахожу, что это самая твоя настроенная вещь. Работай - не трусь...» Далее Виктор Михайлович писал брату, что коллеги-художники ставят работы Аполлинария чрезвычайно высоко: «То-то, вот, а ты нюнишь... Ты меня извини, но я должен тебе сказать откровенно - ты во многом похож на меня. Работай усердно - затее твоей я сочувствую. Если недостача в деньгах будет - не смущайся, пиши, поднатужусь малую толику - пришлю непременно».

Тема Урала и Сибири в творчестве Аполлинария Васнецова. Уральские горы

Баллада. Урал, 1897 Тайга на Урале. Синяя гора, 1891 Сибирь, 1894

Северный край, 1899

Публикации раздела Музеи

Младший Васнецов

А поллинарий Васнецов - младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова. В тени своего успешного родственника и первого учителя он не затерялся. Художник и ученый, историк и поэт русской природы. Изучая историю и археологию, в своем творчестве выбрал главной темой родные просторы и старую Москву .

«Сибирь», «Кама», «Северный край». Любовь к Русскому Северу Аполлинарий Васнецов сохранил с малых лет. Вырос художник в небольшом домике села Рябово Вятской губернии. Отец - священник, был человеком просвещенным, интересовался естественными науками и астрономией, рисовал, знал и любил природу. Привил любовь к родному краю и своим детям.

«Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», - писал в автобиографии художник.

Вид из окна столовой. Рябово. 1919

Но в 13 лет Аполлинарий остался круглым сиротой, и в этот момент главным его наставником стал старший брат. Виктор уже учился в петербургской Академии художеств и, увидев рисунки брата, разглядел будущего живописца. После окончания духовного училища в 1872 году Аполлинарий по настоянию Виктора переезжает в Петербург. Там он знакомится с Репиным , увлекается геологией и едва не поступает в Геологический институт. Но спустя шесть лет, пройдя через увлечение народническими идеями, едет в Москву, где уже все свои силы отдает искусству.

Общение с товарищами брата, членами абрамцевского кружка, Ильей Репиным, Валентином Серовым , Константином Коровиным, Василием Поленовым и творческая атмосфера Абрамцева оказали неоценимое влияние на Аполлинария Васнецова. Он создает декорацию «Слобода Берендеевка» к спектаклю «Снегурочка», выполняет эскизы мебели для абрамцевской мастерской и пишет…

Аллея в Абрамцеве. 1917

Васнецов взахлеб пишет серию этюдов неба и «настроенческие» облака, сохранившиеся в Музее-квартире Васнецова в Москве. Увлечение астрономией тоже нашло воплощение на холсте, как в «Солнечном затмении на Вятке», и в научном журнале Русского астрономического общества.

«Художником, который пишет по впечатлению» называл Васнецова Константин Коровин . Он отправлялся за этими впечатлениями по всему свету: Крым, Кавказ, Сибирь, Украина, Урал.

«Знакомые картины моего детства ожили передо мной, переродившись в меланхолический суровый пейзаж. Характер Урала и его природа очень мне напомнили вятский край, те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса - щетина тайги по хребтам гор »…

Серый день (Серенький денек). 1883

Первым признанием для молодого художника стала покупка его пейзажа «Серый день» Павлом Третьяковым . Дорожка, которая делит пейзаж на две части, два дерева, одинокая фигура, бредущая к роще, и птица, в парящая в небе. Природа без прикрас. Именно таким старался изображать окружающий мир художник, отмечая красным карандашом город за городом - около ста пунктов на карте России. Картина «Днепр перед бурей» стала пропуском в Товарищество передвижников.

Днепр перед бурей. 1888

«Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей », - писал Васнецов.

Впечатления от бескрайних просторов нашли воплощение в полотне «Родина». Поля, перелески, пашня. Художник создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале. Синяя гора», «Горное озеро. Урал»… Эпический размах - и тут же нежная «Элегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Художник получает признание и публики, и маститых коллег. «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!» - писал в одном из писем Виктору Васнецову Илья Репин.

Родина. 1886

От родных просторов - к историческому пейзажу. Увлечение художника историей, архитектурой, археологией позволяло Аполлинарию Васнецову заглядывать на холсте в далекое прошлое. Живописец не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова - планы города изучал по библиотекам и музеям.

«Я был поражен видом Москвы , - вспоминал художник, - конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами, соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их ».

Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900

Художник проследил уникальную трансформацию Кремля: от строительства деревянных стен до расцвета московской крепости ХVII века. И показал разную Москву. Мрачную, как на полотне «Московский застенок. Конец ХVI века», удостоенном золотой медали на Международной выставке в Мюнхене. Радостную и сверкающую в снегах - как на акварели «Площадь Ивана Великого в Кремле».

Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903

Работая над образами столицы, Аполлинарий сблизился с историками и археологами, стал членом Московского археологического общества, а затем и почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Изучал древние иконы и руководил реставрацией. Воссоздавал облик города не только на своих полотнах, но и в реальной жизни.

К каждой работе подходил с научной точки зрения - будь то художественная реконструкция Москвы или работа в театре. При создании декораций к «Садко » Васнецов дважды побывал в Новгороде, но и не забывал давать волю фантазии - как в декорациях к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», где историк уступил место самобытному русскому художнику.

(1856 – 1933)

«Каждому значительному художнику дано сказать своё слово, никем лучше не сказанное и неповторимое. В этом смысле художественное наследие Аполлинария Михайловича Васнецова представляет редчайшее явление.

Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, — понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа.

А.М.Васнецов принадлежит к группе русских художников, искусство которых глубоко национально…».

Эти слова, принадлежащие художнику Константину Юону, как нельзя точно характеризуют положение и место Аполлинария Васнецова в русском искусстве.

Родной брат знаменитого живописца Виктора Васнецова, он сумел обрести свой, совершенно своеобразный творческий путь. Превосходный мастер-пейзажист, А.М.Васнецов особенно прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы.

Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающие реальный образ древней русской столицы.

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 в селе Рябово Вятской губернии. Из семьи священника, младший брат художника В.М.Васнецова.

Учился в Вятке в духовной семинарии (1866-1872), занимался рисованием у художника Э.Ф.Андриолли. В 1872-1875 жил в С.-Петербурге и под руководством брата готовился к поступлению в Академию Художеств; пользовался советами П.П.Чистякова.

Отказавшись от поступления в ИАХ, в 1875-1878 учительствовал в селе Быстрица недалеко от Вятки. С 1878 жил в Москве. Здесь он сблизился с членами Абрамцевского кружка, пользовался советами И.Е.Репина и В.Д.Поленова, участвовал в рисовальных вечерах Репина.

Совершил поездки в Финляндию (1881), Украину (1885-1891), в Крым (1886), по Среднему и Южному Уралу (1890, 1891), на Кавказ (1895).

Неоднократно выезжал за границу – был в Италии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии. Участвовал в российских и европейских выставках. В 1900 был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже, в 1913 – золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.

В конце 1890-х – 1900-е Аполлинарий Васнецов работал в качестве художника в театрах Москвы и С.-Петербурга – в русской частной опере С.И.Мамонтова, Большом театре, Оперном театре С.И.Зимина, в Мариинском театре.

С середины 1890-х занимался изучением истории Москвы. С 1900 года участвовал в работе Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, с 1912 года – Комиссии по изучению старой Москвы. Автор ряда трудов по истории и теории искусств, археологии Москвы, астрономии.

В 1900 Аполлинарий Васнецов был удостоен звания академика. В 1903 избран действительным членом ИАХ. Преподавал в МУЖВЗ (1901-1918), в Кустарно-промышленном техникуме (1923-1930). Член ТПХВ (с 1888), СРХ (с 1903), ОХР (с 1930).

В Москве открыт Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова (филиал Государственной Третьяковской галереи).

1922 г.; бумага на картоне, карандаш, уголь, акварель; 64×108; Музей истории и реконструкции города Москвы. Аполлинарий Михайлович Васнецов – младший брат живописца Виктора Михайловича Васнецова, чьи знаменитые иллюстрации к произведениям русского фольклора […]

Полотно «Рыбаки» было создано в 1887 году. Рисунок выполнил маслом на холсте великий русский художник Апполинарий Михайлович Васнецов. Мастер славился своими пейзажами, тематическими историческими работами и познаниями в области искусства. Живописи обучался […]

Пейзаж этот получил вполне заслуженную медаль на выставке, которая проходила за границей. Мы видим таинственную опушку сказочного леса. Всю ее сковал лютый мороз. Вглубь картины уходит путь, который проложили проехавшие по дороге […]

А.Васнецов был чувственным мастером передачи истинной красоты русской природы. Своими работами он показывал силу и величие родной земли. Его техника уникальна и изображение пропитано реализмом. В картине «После дождя» просматриваются эпические ноты. […]

На первый взгляд, может показаться, что Васнецов изобразил совершенно непримечательную картину природы. Но именно эта картина стала серьезной заявкой на изображение образа всей родины в целом, мы видим обычный пейзаж русской деревни. […]

Эта работа была написана Аполлинарием Михайловичем Васнецов в 1926 году. Это последняя картина художника, являющаяся своего рода отражением его внутренних переживаний на закате жизни. Совершенно точно этот шедевр автобиографичного характера. Внимательно вглядываясь […]