Антонина Нежданова: биография, творчество, карьера, личная жизнь. Творческий путь антонины неждановой

    Нежданова, Антонина Васильевна - Антонина Васильевна Нежданова. НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873 1950), певица (лирико колоратурное сопрано). С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Обладала кристально чистым, нежным тембром голоса. Создала вокально сценические… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русская советская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Родители Н.… … Большая советская энциклопедия

    - (1873 1950), сов. певица (лирико колоратурное сопрано), крупнейшая представительница русской вокальной школы. Н. исполняла мн. романсы на слова Л.: «Песнь рыбки» и «Я видал иногда» А. С. Аренского, «Морская царевна» А. П. Бородина, романс Нины из … Лермонтовская энциклопедия

    - (1873 1950) российская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала св. 30 лет).… … Большой Энциклопедический словарь

    Арт. оперы (лирико колор. сопрано), камерная певица, педагог. Нар. арт. СССР (1936). Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Род. в семье учителей, где любили… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1873 1950), певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Среди партий … Энциклопедический словарь

    Музей квартира А. В. Неждановой. Москва. Нежданова Антонина Васильевна (1873, деревня Кривая Балка, ныне в черте г. Одессы, — 1950, Москва), певица (лирико колоратурное сопрано), педагог, народная артистка СССР (1936), Герой Труда (1925). Из … Москва (энциклопедия)

    Антонина Васильевна Нежданова фото Карла Фишера, 1911 Дата рождения 4 (16) июня 1873 Место рождения Кривая Балка, близ Одессы Дата смерти 26 июня 1950 … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Нежданова , М. Львов. Меньше года не дожила Антонина Васильевна Нежданова до славного юбилея Московского Большого театра, в стенах которого прошло почти полвека ее артистической жизни. Большой театр был "рабочим…
  • А. В. Нежданова. Материалы и исследования , . Предлагаемый вниманию читателей сборник "Антонина Васильевна Нежданова" подготовлен к изданию Вокально-творческим кабинетом им. А. В. Неждановой Всероссийского театрального общества. Он…

Тоне было всего семь лет, когда ее участие в церковном хоре привлекло массу народа. Голос девочки умилял односельчан, которые восхищенно говорили: “Вот же канареечка, вот же голосок ласковый!” Сама Нежданова вспоминала: “Благодаря тому, что в семье была музыкальная обстановка – пели мои родные, посещавшие нас друзья и знакомые, мои музыкальные способности развивались очень заметно”.

В девять лет Тоню перевезли в Одессу и отдали во 2-ю Мариинскую женскую гимназию. Там девочка заметно выделялась своим голосом красивого тембра. С пятого класса Антонина начала выступать соло. Большую роль в жизни Неждановой сыграла семья директора Народных училищ В.И. Фармаковского, которая оказывала ей не только моральную, но и материальную поддержку. Когда умер отец, Антонина училась в седьмом классе. Ей неожиданно пришлось стать опорой семьи. Именно Фармаковский помог девушке внести плату за восьмой класс гимназии. Окончив его, Нежданова была зачислена на свободную вакансию учительницы в Одесском городском женском училище. Выступала с пением на любительских вечерах и благотворительных концертах.


А. Нежданова в кругу семьи: сидят мама и бабушка, рядом с Неждановой - тетя. Одесса, 1900 г.

В редкие свободные часы девушка посещает одесские театры. Антонина занимается в Одессе с преподавательницей пения С.Г. Рубинштейн. Но мысли об учебе в одной из столичных консерваторий приходят все чаще и настойчивей. Благодаря помощи доктора М.К. Бурда девушка едет в Петербург поступать в консерваторию. Попытка заканчивается неудачей. Счастье улыбнулось Неждановой в Москве. Учебный год в Московской консерватории в то время уже начался. Но Нежданову прослушали директор консерватории В.И. Сафонов и профессор пения Умберто Мазетти. Ее пение понравилось.

Так в 1899 году А. Нежданова поступила в Московскую консерваторию в класс У. Мазетти.

В 1902 году Нежданова окончила консерваторию с золотой медалью, став первой вокалисткой, удостоенной столь высокого отличия. В этом же году Антонина Васильевна дебютировала в Большом театре в партии Антониды в опере Глинки “Жизнь за царя”. С 1902 по 1948-й год она оставалась солисткой Большого театра. В течение первых сезонов Нежданова исполнила такие масштабные оперные партии, как Джильда в “Риголетто” Верди, Людмила в “Руслане и Людмиле” Глинки, Розина в “Севильском цирюльнике” Россини, Лакме в одноименной опере Делиба, Татьяна в “Евгении Онегине” Чайковского, Эльза в “Лоэнгрине” Вагнера…

Ее феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой. Ее творчество заняло особое место в сокровищнице мирового исполнительства. Крупнейшие оперные театры мира мечтали заключить длительные контракты с “русским соловьем”, но Нежданова отвергала самые лестные ангажементы. Лишь однажды великая русская певица согласилась выступить на сцене парижской “Гранд-опера”.

В апреле – мае 1912 года она исполнила партию Джильды в “Риголетто”. Ее партнерами были знаменитые итальянские певцы Энрико Карузо и Титта Руффо. Нежданова обладала безупречной вокальной техникой. Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов. Вместе с ними она пела и в концертах, на которых неоднократно в роли аккомпаниатора выступал С.В. Рахманинов, высоко ценивший талант певицы и посвятивший ей свой знаменитый “Вокализ”.

В сольных концертах Антонины Васильевны в качестве аккомпаниатора выступал и ее супруг – известный дирижер Н.С. Голованов. В 1922 году вместе с Н.С. Головановым Антонина Васильевна совершила триумфальное турне по странам Западной Европы и Прибалтики.


Н. Голованов, А. Нежданова, ..., Б. Шоу.
Лаго Маджоре, Италия.

Бернард Шоу, ошеломленный исполнением Неждановой русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: “Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет – для того, чтобы я услышал лучшее из творений – Нежданову”.

Партнерами Неждановой в концертных программах были Аренский, Глазунов, Скрябин.

Почти двадцать лет, с 1924 года до самой Великой Отечественной войны, Антонина Васильевна Нежданова регулярно выступала на радио.


Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, К.С. Станиславский в день получения ордена Трудового Красного Знамени в Кремле. 1933 г.

В числе партий, спетых ею в эти годы: Царевна Лебедь (“Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова), Парася (“Сорочинская ярмарка” Мусоргского), Нинетта (“Любовь к трем апельсинам” Прокофьева).


Н. Голованов, А. Нежданова и С. Прокофьев в ложе Большого театра. 1935 г.

С 1936 года А.В. Нежданова преподавала в студии Большого театра, в Оперной студии имени К.С. Станиславского. С 1944 года Антонина Васильевна – профессор Московской консерватории.

Наталья Бржестовская, журналист

Антонина Нежданова исполняет “Колыбельную”.
Музыка - А. Гречанинова, слова - М. Лермонтова.
За роялем - Н. Голованов.

Арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица, педагог.

Нар. арт. СССР (1936). Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Род. в семье учителей, где любили музыку, литературу, нар. песни (отец певицы играл на скрипке, рук. любительскими хорами).

С семи лет солировала в церковном и сельском хорах. В 1883-91 училась в одесской Мариинской гимназии (в 1885 одновременно обучалась игре на ф-п. в Муз. уч-ще), по окончании к-рой преподавала рус. и нем. языки в Одесском гор. женском уч-ще. В этот период посещала оперные спектакли с участием М. и Н. Фигнеров, Л. Яковлева, Л. Тетраццини, М. Баттистини, Дж. Гальвани.

Нек-рое время брала уроки пения у С. Рубинштейн, выступала в благотворительных концертах, на любительских вечерах, где гл. обр. пела нар. песни. Пению обучалась в 1899-1902 в Моск. конс. (кл. У. Мазетти, позднее под его рук. разучивала новые партии), к-рую окончила с малой золотой медалью.

В студенческие годы неоднократно участвовала в концертах, где обратила на себя внимание знатоков и любителей вокального искусства, в т. ч. А. Скрябина и В. Сафонова.

Познакомившись в 1900 с семьей И. Сеченова, пела в его доме перед выдающимися деятелями рус. науки и культуры.

Впервые на оперной сцене выступила 16 апр. 1900 в партии Миссис Форд ("Виндзорские кумушки", консерваторский спектакль, Большой т-р). Летом 1901 вместе с У. Мазетти посетила Италию.

В 1902-34 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Антониды).

Гастролировала в Петербурге (Мариинский т-р, 1908, 1911, 1915, 1916; Нар. дом, 1915, 1916), Киеве (1909), Париже ("Гранд-Опера", 1912, пела в "Риголетто" в ансамбле с Э. Карузо и Т. Руффо; здесь встречалась с П. Масканьи, Дж. Пуччини, А. Тосканини), Ташкенте и Самарканде (1924), Свердловске (1929). Обладала красивым, лиричным, ровным во всех регистрах голосом нежного тембра и широкого диапазона (до Фа, соль 3-й октавы), блестящей виртуозной колор. техникой, безупречной интонацией.

Исп. отличалось драм. выразительностью, естественностью, "искренней простотой и настоящим душевным благородством" (В. Немирович-Данченко).

Создавая муз.-сцен. образы, уделяла большое внимание звуковой окраске, интонации каждой муз. фразы. В процессе работы над ролями пользовалась советами Л. Собинова - своего постоянного партнера, Ф. Шаляпина (в партиях Розины - "Севильский цирюльник" Дж. Россини и Маргариты - "Фауст"), К. Станиславского.

В ее обширный и разнообразный (лирич., романтич., комич., сказочный) репертуар входили 16 партий рус. композиторов и 21 - зарубеж. 1-я исп. партий - Забавы Путятичны ("Добрыня Никитич"), Франчески ("Франческа да Римини" С. Рахманинова), Герды ("Оле из Нордланда"), Параси ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского; ред. и инструментовка Ю. Сахновского); в Большом т-ре - Шемаханской царицы ("Золотой петушок"), Волховы ("Садко"), Марфы ("Царская невеста"), Царевны ("Кащей бессмертный"), Нинетты ("Любовь к трем апельсинам"), Лейлы ("Искатели жемчуга"), Манон ("Манон"); на рус. сцене - Утраты ("Зимняя сказка"). Создала целую галерею разнохарактерных худож. образов, среди к-рых Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Волхова, Снегурочка (1907, в работе над партией помогали режиссеры В. Лосский, Л. Сулержицкий и худож. К. Коровин), Шемаханская царица (1909, партию готовила с балетмейстером М. Мордкиным), Марфа ("Царская невеста", 1916; считала своей лучшей ролью), Иоланта (1917; Н. специально посетила лазарет для слепых, где изучала их движения; эта роль по силе худож. впечатления стала одной из вершин ее творчества), Царевна Лебедь (1913), Джильда, Лакме (партию готовила с М. Ван Зандт), Виолетта (сцен. подготовку партии проходила с Э. Павловской, позднее с М. Ермоловой), Мими ("Богема", работала над сцен. воплощением образа также вместе с М. Ермоловой), Эльза ("Лоэнгрин", в исп. партии внесла лирическую интонацию; вместе с Л. Собиновым открыла "новую эпоху в сценической истории вагнеровских образов"). Др. партии: Ольга ("Русалка"), Татьяна, Царица ночи, Констанца, Микаэла, Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Офелия, Филина, Маргарита Валуа, Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"). Партнеры: Г. Бакланов, С. Власов, И. Ершов, М. Каракаш, А. М. Лабинский, М. Максаков, С. Мигай, Н. Озеров, В. Петров.

Пела п/у И. Альтани, Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, А. Никита, Д. Похитонова, С. Рахманинова, В. Сука. Н. была также замечательной камерной певицей.

Постоянно выступала в симф. концертах в Москве (с 1902) и Петербурге (с 1907), где пела п/у Сафонова (1905, 1917), С. Кусевицкого (1910, 1919), Э. Купера (1911); была одной из первых участниц "Исторических концертов" в Москве п/у С. Василенко.

В 1912 и 1913 вместе с клавесинисткой В. Ландовской пела в концертах старинной музыки.

Часто в концертах певице аккомпанировали А. Аренский, А. Глазунов, А. Скрябин, С. Танеев, С. Рахманинов; постоянным аккомпаниатором в ее камерных выступлениях был Н. Голованов.

С 1911 гастролировала во многих городах России (Одесса, Харьков.

Киев. Саратов, Казань, Смоленск, Минск, Тбилиси, Баку и др.) и за рубежом (в 1922 совершила турне по городам Прибалтики, Германии, Польши и Чехословакии; в течение девяти мес. дала 41 концерт).

После 1917 принимала активное участие в шефских концертах для рабочих, крестьян, красноармейцев, с 1924 выступала на радио. Последний концерт певицы состоялся в 1937. В годы Великой Отечественной войны много пела в госпиталях.

Обширный и разнообразный камерный репертуар певицы включал св. 700 произв.

В него вошли соч. А. Скарлатти, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Даргомыжского, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова (посвятил Н. "Вокализ"), М. Ипполитова-Иванова (посвятил Н. "Четыре провансальские песни"), Н. Метнера, И. Стравинского, С Василенко (1-я исп. цикла "М аорийские песн и", 11 февр. 1917), Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, З. Левиной, нар. песни (рус., укр., белорус., тат., чеш., нем., испан., норвеж., франц.). В 1936 (янв. - май) преподавала в Оперной студии Большого т-ра, с дек. того же года по май 1941 и в 1943 - в Оперно-драм. студии им. К. С. Станиславского.

В 1943-45 и 1947-50 проф. Моск. конс. Ученики: Р. Атакишев.

А. Выспрева, Л. Гриценко, Г. Долидзе, В. Нечаев, А. Огнивцев.

Н. вела активную муз.-общ. деят-сть. Пред. жюри Всесоюзных конкурсов и смотров вокалистов (1938, 1945, 1949), принимала участие в работе различных муз. и театр. комиссий и советов.

Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Пате", "1904; "Граммофон", 1913) и Москве ("Граммофон", 1906, 1907, 1910-15); на первых дисках - в ансамбле с У. Мазетти.

Награждена орденами Ленина (1937), Трудового Красного Знамени (1933), медалями.

Гос. премия СССР (1943). Имеется портрет певицы худож. Ф. Захарова (1951). В 1951 оперному кл. Моск. конс. было присвоено имя певицы.

Ее именем названы организованный при Доме актера ВТО муз. кружок (1951), вокально-творческий кабинет (1952). В 1973, к 100-летию со дня рождения Н., был выпущен почтовый конверт с ее портретом.

В 1980 по заказу СССР в Югославии был построен теплоход "Антонина Нежданова". Соч.: А. В. Луначарский // Совр. театр. 1927. № 11; Память о художнике (совм. с Н. С. Головановым) [о Л. В. Собинове] // Сов. искусство. 1934. № 148; Певец-художник [о Л. В. Собинове] // Музыка. 1937. № 12, Заметки певицы // Сов. искусство. 1938. № 171; Из воспоминаний // Сов. музыка. 1952. № 6; Русские певцы // Василий Родионович Петров: Сб. статей и материалов. - М., 1953; Первый настоящий оперный режиссер // Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары.

Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. - М., 1959. С. 300-302; Страницы жизни: Отрывки из воспоминаний // Муз. жизнь. 1960. № 12. С. 17; Блестящий талант [о Л. В. Собинове] // Муз. жизнь. 1962. № 13; Воспоминания // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. - М., 1967; К 30-летию сценической деятельности Н. Обуховой // Надежда Андреевна Обухова: Воспоминания.

Статьи и материалы. - М., 1970. С. 121 - 122. Лит.: Королевич В. Нежданова. (Очерк-характеристика). - М., 1928; Поляновский Г. А. В. Нежданова. - М.; Л., 1944; Его ж е. А. В. Нежданова. - М., 1970; Его же. В доме "русского соловья" // Сов. музыка. 1973. № 1. С. 141 -142; Его же. Великая русская певица // Муз. жизнь. 1973. № 11. С. 15-17; Львов М. А. В. Нежданова. - М., 1952; Его ж е. А. В. Нежданова //Львов М. Русские певцы. - М., 1965; Власов В. Три автографа // Муз. жизнь. 1959. № 7; Его же. Ариозо Иоланты // Там же. 1965. № 8; Подольская В. А. В. Нежданова и ее ученики. (Заметки концертмейстера). - М., 1960; Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. - М., 1967. С. 519-525; Серебрякова Г. Душа музыки: Страницы воспоминаний // Лит. Россия. 1967. 16 июня; Ее же. А. В. Нежданова и Н. С. Голованов // Серебрякова Г. И. О других и о себе: Новеллы. - М., 1968. С. 309-326; Генина М. Не смолкли "звуки чудных песен" // Веч. Москва. 1970. 10 янв.; Варваци Е. Великая русская певица// Муз. жизнь. 1971. № 4. Иноземцева Г. Свидание с Орфеем // Культура и жизнь. 1971. № 6. С. 37-39; Гужова В. А. В. Нежданова // Гужова В. Спогади. - Київ, 1971; Pайдма Э. Миссия Антонины Неждановой // Сов. Эстония. 1972. 3 дек.; Примеров Б. Русский соловей // Лит, Россия. 1973. 15 июня; Брайнина Р. Русский соловей // Веч. Москва. 1973. 15 июня; Соколов Н. "Русский соловей" // Сов. культура. 1973. 15 июня; Бэлза И. Она была великой певицей // Моск. комсомолец. 1973. 16 июня; Козловский И. Нежданова // Сов. Россия. 1973. 16 июня; Рунов Б. Пленительный талант // Моск. правда. 1973. 16 июня; Фокина М. Гордость русской оперной сцены // Туркменская искра (Ашхабад). 1973. 16 июня; Евтушенко Д. Великая певица // Правда Украины (Киев). 1973. 16 июня; Прянишникова Д. Прославленная русская певица // Сов. Молдавия (Кишинев). 1973. 16 июня; Свешников А. Великая артистка // Труд. 1973. 17 июня; Apxипова И. Великая русская певица // Сов. артист. 1973. 29 июня; Шпиллер Н. Учиться у нее мастерству // Сов. музыка. 1973. № 9; Лемешев С. Чудо искусства // Там же. С. 75-76; Из писем А. В. Неждановой к Н. С. Голованову // Там же. С. 76-84; Петрова Ф. А. В. Нежданова - педагог // Муз. жизнь. 1973. № 11; Костецкий Е. В квартире-музее // Театр. жизнь. 1973. № 12; Глиэp P. M. Мои встречи с А. В. Неждановой // Р. М. Глиэр. Статьи и воспоминания. - М., 1975. С. 141 -143; Мигай С. Рождена для пения // Сов. культура. 1976. 21 мая; Киселев В. Антонина Васильевна Нежданова // Мастера Большого театра.

Народные артисты СССР. - М., 1976; Александров М. В доме Неждановой // Огонек. 1977. № 10; Его же. Люди как люди. - М., 1980. С. 20-27; Hopцов П. Дивное звучание // Театр. жизнь. 1983. № 14. Нежданова, Антонина Васильевна Род. 1873, ум. 1950. Певица (лирико-колоратурное сопрано).

Выпускница Московской консерватории (класс У. М. Мазетти, 1902). На сцене с 1900. Всю жизнь проработала в Большом театре (с 1900 г., 1902-48 гг. солистка).

Вела активную гастрольную деятельность, пела на сценах крупнейших театров мира (Мариинский, "Гранд-Опера", "Ковент-Гарден", опера Монте-Карло, театр в Кремоне и др.). Партии: Парася ("Сорочинская ярмарка"), Нинетта ("Любовь к трем апельсинам"), Антонида ("Иван Сусанин"), Марфа ("Царская невеста"), Людмила ("Руслан и Людмила"), Волхова ("Садко"), Шемаханская царица ("Золотой петушок"), Виолетта ("Травиата"), Эльза ("Лоэнгрин"), Герхильда ("Валькирия"), Джильда ("Риголетто") и др. Участница "Исторических концертов" С. Н. Василенко.

Преподавала в Оперной студии Большого театра (с 1936), Московской консерватории (с 1943, профессор).

Герой Труда (1925). Народная артистка СССР (1936). Лауреат Государственной премии СССР (1943).

Родилась 17 (29) июля 1873 года в с.Кривая Балка, близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте г. Одесса, Украина.

Певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.
Заслуженная артистка Императорских театров (1912).
Заслуженная артистка РСФСР (1919).
Народная артистка РСФСР (1925).
Народная артистка СССР (6.09.1936).
Герой Труда (1925).

В детстве пела в церковных хорах. В 1883-1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии (с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне - Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой).

Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Ее дебютом была партия Антониды в опере «Жизнь за царя». В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди.
Также выступала с концертами, часто в ансамбле с мужем, дирижером, народным артистом СССР Николаем Головановым (1891-1953): пела народные русские, украинские и белорусские песни, в концертную программу включала знаменитый «Вокализ» Рахманинова.

С 1936 года она преподавала в оперной студии ГАБТ, в Оперной студии имени К.С. Станиславского, в 1943-1950 годах - в Московской имени П.И. Чайковского (профессор с 1943 года).
Доктор искусствоведения (1944).

театральные работы

Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Лакме (одноимённая опера Л. Делиба)
Снегурочка, Волхова («Садко» Н.А. Римского-Корсакова)
Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова)
Антонида («Иван Сусанин» М.И. Глинки)
Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова)

призы и награды

Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокальнго искусства
Два ордена Ленина (1937, ?).
Орден Трудового Красного Знамени (1933).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы».

Нежданова А. В.

Антонина Васильевна (4 (16) VI 1873, дер. Кривая Балка, ныне в черте г. Одессы - 26 VI 1950, Москва) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1936). Доктор искусствоведения (1944). Герой Труда (1925). Родители Н., сельские учителя, любили лит-ру, музыку, нар. песни. Отец Н. играл на скрипке, руководил любительскими хорами. Одарённость Н. проявилась в раннем детстве- с 7 лет она пела (часто солировала) в церковном и сельском хорах. После окончания гимназии Н. работала в Одесском гор. женском уч-ще. Посещала спектакли с участием гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итал. певцов (М. И. Фигнер, М. Батти-стини, Дж. Гальвани), пела (гл. обр. нар. песни) на любительских вечерах, в благотворительных концертах. В 1899 Н. была принята в Моск. консерваторию в класс У. Мазетти (занималась с ним даже во время летних каникул). Позднее, будучи известной певицей, разучивала с Мазетти новые партии. Ещё студенткой консерватории Н. обратила на себя внимание знатоков и любителей вок. иск-ва. Так, её консерваторские выступления посещал А. Н. Скрябин, в то время профессор консерватории, высоко ценила талант Н. семья И. М. Сеченова, в доме к-рого она встречалась с выдающимися деятелями рус. науки, культуры. В 1902, блестяще окончив консерваторию, Н. дебютировала на сцене Большого т-ра в партии Антониды (в том же году впервые выступила и как конц. певица). В течение первых сезонов исполнила свои лучшие партии - Джильда, Людмила (1902), Розина, Лакме (1903), Церлина (1905), Царица ночи, Волхова, Татьяна (1906), Снегурочка (1907), Эльза (1908), Шемаханская царица (1909), Мими (1911). В 1912 с успехом гастролировала в Париже (т-р "Гранд-Опера"; её партнёрами были Э. Карузо, Титта Руффо), познакомилась здесь с композиторами П. Масканьи, Дж. Пуччини, дир. А. То-сканини. Вернувшись на родину, выступила в новых партиях - Филина ("Миньон", 1912), Манон (1915), Марфа (1916), Иоланта (1917). С этого времени певица прочно входит в ряды мировых корифеев вок. иск-ва. Большое влияние на творчество Н. оказало общение с С. В. Рахманиновым (посв. ей "Вокализ"), дирижировавшим операми в Большом т-ре и аккомпанировавшим Н. в концертах, Ф. И. Шаляпиным и особенно с Л. В. Собиновым. Дуэты Н. и Собинова вошли в историю муз. т-ра как образец совершеннейшего по своей гармоничности воспроизведения на сцене созданий оперной классики. С Собиновым Н. связывала общность художеств. интересов и взглядов, любовь к иск-ву, тесная личная дружба. Обладая блестящими природными вок. данными - свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Н. в результате серьезных и упорных занятии достигла полнейшей свободы пения, полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозной колоратуры, художеств. завершенности муз.-сценич. образов. Ее иск-во было овеяно "искренней простотой и настоящим душевным благородством" (В. И. Немирович-Данченко). Много работая над сценич. воплощением партии, Н. гл. внимание уделяла вок. образу. Выдающийся музыкант, она умела глубоко вскрыть замысел композитора. Певица тщательно работала над звуковой окраской, интонацией каждой муз. фразы, добивалась соответствия звучания драм. ситуации и характеру героини в целом. В ее художеств. палитре - рус. распевность, широкая задушевная лирика, тепло простых и ясных интонаций (Татьяна, Антонида, Марфа), светлое звучание колоратур (Джильда) и их загадочно-таинственная, порой зловещая и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская царица). Огромным вкладом в историю рус. оперной сцены были партии Н. в операх Н. А. Римского-Корсакова. Высокой сценич. культурой отмечены партии Н. в произв. зап.-европ. оперной классики. Работая над ними, певица пользовалась советами M. H. Ермоловой, К. С. Станиславского, Ф. И. Шаляпина. В ее обширный конц. репертуар входили произведения Римского-Корсакова, Рахманинова, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, M. M. Ипполитова-Иванова (посвященные ей "Четыре провансальские песни"), H К. Метнера, И Ф. Стравинского, А. Скарлатти, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, P Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, М. Равеля, К. Дебюсси, русские и украинские народные песни. Н. была одной из первых и постоянных участниц так называемых исторических концертов, организованных в Москве С. H Василенко; выступала в ансамбле с аккомпанировавшими ей А. С. Аренским, А К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным, пропагандируя русскую и западноевропейскую камерную вокальную музыку.
В сов. время особенно широко развернулась муз.-обществ. деятельность Н. Она участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 систематически выступала на радио. Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР (с 1919 постоянным аккомпаниатором Н. был ее муж - Н. С. Голованов). Исполнила на сцене Большого т-ра ряд новых партий: Царевна-лебедь (1920), Парася ("Сорочинская ярмарка", 1925), Нинетта ("Любовь к трем апельсинам" Прокофьева, 1927). С 1936 вела педагогич. работу, сначала в студии Большого т-ра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 профессор Московской консерватории. Гос. премия СССР (1943).
Сочинения : Страницы жизни Отрывки из воспоминаний, "МЖ", 1960, No 12. Литература : Поляновский Г., А. В. Нежданова, M. -Л., 1944; его же, А. В. Нежданова, M, 1970; Львов M., А. В. Нежданова, M., 1952; его же, А. В. Нежданова, в сб.: Русские певцы, M., 1965; Подольская В., А. В. Нежданова и ее ученики (Заметки концертмейстера), M., 1960; Антонина Васильевна Нежданова, Материалы и исследования, M., 1967. Г. А. Поляновский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Нежданова А. В." в других словарях:

    Нежданова, Антонина Васильевна Антонина Васильевна Нежданова фото Карла Фишера, 1911 Основная информация Дата рождения … Википедия

    Антонина Васильевна (1873 1950), певица (лирико колоратурное сопрано). С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Обладала кристально чистым, нежным тембром голоса. Создала вокально сценические образы, исполненные благородной простоты и… … Современная энциклопедия

    Антонина Васильевна (1873 1950), певица (лирико коло ратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейшая представительница русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала св … Русская история

    Антонина Васильевна , русская советская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой… …

    Псевд. драмат. писательницы Мар. Ник. Ананьевой. {Венгеров} …

    Нежданова А. В. - НЕЖДÁНОВА Антонина Васильевна (1873–1950), певица (лирико колоратурное сопрано), нар. арт. СССР (1936), д р иск ведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейшая предст. рус. вок. школы. С 1902 в Большом т ре (выступала св. 30 лет). Партии:… … Биографический словарь

    Русская советская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Родители Н.… … Большая советская энциклопедия

    - (1873 1950), сов. певица (лирико колоратурное сопрано), крупнейшая представительница русской вокальной школы. Н. исполняла мн. романсы на слова Л.: «Песнь рыбки» и «Я видал иногда» А. С. Аренского, «Морская царевна» А. П. Бородина, романс Нины из … Лермонтовская энциклопедия

    - (1873 1950) российская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала св. 30 лет).… … Большой Энциклопедический словарь

    Арт. оперы (лирико колор. сопрано), камерная певица, педагог. Нар. арт. СССР (1936). Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Род. в семье учителей, где любили… … Большая биографическая энциклопедия