3 интересных факта о костенки. "Костенки" - музей-заповедник. История возникновения. Что показали раскопки

Открытие, потрясшее научный мир. Наши предки жили на Русской равнине 45000 лет назад. Костёнки - место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, в Воронежской области. Впервые обнаружено в 1879 году, но первые раскопки начались в 1920-х годах.

На площади 10 км² найдено свыше 60 стоянок, возраст которых колеблется от 45 до 15 тысяч лет. Судя по найденным артефактам, наши предки имели развитую культуру и искусство. Это сенсационное открытие ставит под сомнение теорию о том, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии.

Место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, Хохольского района, Воронежской области. Здешние стоянками эпохи верхнего палеолита известны во всём мире. Русский археолог Александр Спицын назвал их «жемчужиной русского палеолита». Костёнки - это место сенсационных находок, которые меняют наши взгляды на первобытную историю! С незапамятных времен здесь находили крупные кости загадочных животных. Неслучайно и название этой местности имеет в своей основе корень “кость”. У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землёй звере, кости которого и находят люди. Живым это чудовище никто не видел, поэтому народ решил, что обнаружить его можно только после его смерти. Эти кости заинтересовали даже Петра I.

Еще в 1717 году Петр I писал в Воронеж азовскому вице-губернатору Степану Колычеву:«повелевает в Костенску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие из найденных в Костёнках останков были отправлены в Санкт-Петербургскую “кунсткамеру”. Тогда считали, что найденные гигантские кости - это останки боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». Первые серьезные археологические исследования стоянок в Костенках были проведены выдающимся ученым,антрологом - Иваном Поляковым Во второй половине 19 века. Так, 28 июня 1879 года из первого же заложенного шурфа были извлечены кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. И лишь с 20-х годов прошлого века началось планомерное изучение палеолитических стоянок. Здесь были все самые известные представители русской археологии: Сергей Замятнин, Петр Ефименко, Александр Рогачев, Павел Борисковский.

Костёнки вызывают больший интерес и сегодня. На сегодняшний день, археологические раскопки в районе Костёнок проходят на территории около 10 км². За это время было открыто свыше 60 стоянок, возраст которых по словам учёных колеблется от 45 до 15 тысяч лет!

Примечательно, что, согласно традиционной историографии, в этот период Русская равнина была ещё покрыта ледником. Особого внимания заслуживает тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, атакже десять знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами». Таким образом, обнаруженные отечественной археологией находки ставят под большое сомнение общепринятую гипотезу, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал в Западную Европу. Костёнки - это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизация.

Под Воронежем найдена «столица» мира времен палеолита

Под Воронежем обнаружена колыбель европейской цивилизации..

Археологический мир сотрясает сенсационная новость: на правом берегу Дона, в селе Костенки близ Воронежа, обнаружена прародина всех европейских народов. Открытие американских и российских ученых в корне меняет традиционный взгляд на этногенез и последующую историю континента. Короче говоря, Европа, привыкшая считать себя передовым регионом развития, оттеснена на задворки первобытного мира.

Научный переполох

Науку переполошила опубликованная в начале этого года в журнале «Сайнс» статья профессора университета в Боулдере (штат Колорадо) Джона Хоффекера. Суть в следующем: обнаруженные в Костенках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что homo sapiens появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе.

По общепринятой версии Центральную и Западную Европу осваивали выходцы с благоприятных по климату Балкан, с территории нынешней Турции, Греции, Болгарии, но никак не с востока континента. Считалось, что восточная часть заселялась на десятки тысяч лет позднее. Вот поэтому останкам древних поселений в Костенках наука насчитывала всего 20 000 лет, от силы 32 000, что, конечно, не позволяло воронежскому селу считаться «столицей палеолита», а нашим прапращурам - законными первооткрывателями Европы.

ДОСЛОВНО. Джон Хоффекер, профессор, штат Колорадо, США: «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы еще не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда - из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа - кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».

Но наука шла вперед, палеонтологические методы совершенствовались, вместе с ними «старели» и археологические находки. В конце концов, проанализировав найденные в раскопах пепел, споры и пыльцу, а также подвергнув кости палеомагнитному и радиоуглеродному исследованию, российские ученые установили, что костенковским раритетам никак не меньше сорока-сорока двух тысяч лет. Американские лаборатории термолюминесцентным методом «прибавили» им еще три тысячелетия. Вот так Костенки выбились вперед и стали самой древней стоянкой первобытного человека в Европе. А заявивший об этом американец Хоффекер сподвигает науку к фундаментальному пересмотру общепринятых взглядов на ранний период истории человечества.

Будни прародины

Село Костенки, оказавшееся в эпицентре славы, не сходит со страниц научных изданий. А жители почему-то скучные.

Обманули нас, - пояснил корреспондентам «МН» дядя Леша Прошляков. - Раз мы теперь пуп Европы, то и пенсию должны давать еврами, а нам несут рублями. Да хоть бы за науку платили! У меня во дворе одних костей мамонта на полмузея. Другой бы миллионером стал, а я, по сознательности, охраняю бескорыстно.

В Костенках каждая вторая изба - над стоянкой древнего человека. Копни лопатой - то кость вылезет, то еще что-нибудь полезное для науки. В хозяйстве эти находки без надобности, поэтому проблем с населением у археологов нет. Да и находят они в последнее время, с точки зрения деревенских, всякую ерунду - клыки да камешки. Увесистых находок давно не было. С тех пор, как во дворе у Прошлякова будто бы нашли скелет мамонта. Даже странно, как шестиметровая громадина весом пять с половиной тонн умещалась на его грядках.

Да он головой у моего соседа лежал, Николая Ивановича, - рассказывает дядя Леша. - Один бивень прям под кухней, типа фундамента. Когда вытаскивали, угол чуть не завалился. А до этого крепко стоял. Мы еще удивлялись: всех давно перекосило, а дому Иваныча хоть бы что. Вот какая сила в этом мамонте, - заключает Прошляков. - Тыщи лет назад помер, а избу на себе держал.

Рассказчик если и привирает, то совсем чуть-чуть. В 2001 году на стоянке Костенки ХIV действительно был найден скелет молодого мамонта, который когда-то увяз в болотистой почве на дне оврага.

Древняя обитель

Для Костенок такая находка большая редкость. Здесь раскапывают древние поселения с массой костей мамонтов, но они «приносные». То есть наши пращуры специально собирали большие кости убитых или погибших животных и укладывали их в основание своих жилищ. Например, в законсервированной под крышей музея-заповедника древней стоянке насчитывается 573 кости, которые могли принадлежать 40 особям, и 16 пар черепов мамонта. Часть из них служили неким подобием фундамента, в котором укреплялись шесты с натянутыми для тепла шкурами, другая часть, складированная по пяти ямам, приберегалась про запас.

Похоже, нам страшно повезло, что древние жители Костенок извели на свои нужды не всех мамонтов и хотя бы один из них сохранился до наших дней в виде скелета. А то несколько столетий существовала теория, будто скопления костей на меловых склонах Дона слоновьего происхождения. Под подозрением находился известный завоеватель Александр Македонский, на вооружении у которого находились боевые слоны. На подходе к Костенкам несчастных животных якобы постиг массовый мор, в результате которого они устлали своими костями всю территорию.

Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей». Так началось исследование исторического памятника в Костенках. Но тогда жители села были еще не такими сознательными, как сейчас. Солдат разворотил плотину, они нажаловались царю, и раскоп был прекращен.

Тем не менее наука все же дремала. К восемнадцатому веку был реабилитирован Александр Македонский, насчет которого заблуждалась археология, еще раньше выяснилось, что слоны - всего лишь двоюродные братья мамонтов, а их кости - просто игрушки по сравнению с найденными в Костенках. И только в 1879 году известный российский естествоиспытатель Иван Поляков додумался, что в месте, где много находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: в шурфе, заложенном на территории одной из усадеб, были найдены кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия - свидетельства древней жизни.

Дорога жизни

Вот это было настоящее археологическое открытие, - говорит директор музея-заповедника «Костенки» Виктор Попов, явно противопоставляя его той сенсации, что в начале года повергла Европу в шок. - Дальнейшие исследования просто подтвердили, что в селе Костенки богатейшее в России место сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита. Разве этого мало?

Нет, конечно. Но, похоже, благородное европейское происхождение россиянам тоже не помешает. Поэтому так близко к сердцу принята версия американца Хоффекера о костенковском протоядре Европы. Справедливости ради надо сказать, что первыми об этом заявили ученые Санкт-Петербургского института материальной культуры РАН. Но, как водится, нет пророка в своем отечестве:

Хотя нельзя сказать, что наших ученых совсем уж не услышали. В Воронежском управлении культуры, например, на научные изыскания ответили культурной инициативой. Ожидаемый поток туристов из Европы, которые наверняка захотят взглянуть на свою прародину в Костенках, предполагалось встречать «шашлыком на костях мамонта». Археологи пришли в ужас. Культура сконфузилась, зато теперь, по словам Виктора Попова, не жадничает на музейные экспозиции и дает денег на ремонт здания.

В принципе повод для культурной гордости у воронежских властей и так есть. Музей археологии - по сути саркофаг, полностью накрывающий древнюю стоянку, - построенный еще при советской власти, был и остается единственным в мире. Просто ни в одном другом месте жилище homo sapiens не сохранилось в такой первозданности. А в Костенках - пожалуйста. В 1953 году крестьянин Протопопов копал погреб и наткнулся на древние апартаменты.

Имя этого копателя не очень интересно для фундаментальной науки, зато навеки останется в исторической памяти односельчан. Потому что погреб Протопопова советская власть выкупила за бешеные деньги, ему предоставила двухкомнатную квартиру в Воронеже, а селу досталась асфальтированная дорога, которая, благодаря музею, существует до сих пор. И если бы не эта дорога жизни, связывающая Костенки с больницей, почтой и собесом в райцентре, то за последние десять лет, когда окончательно рухнул местный колхоз, над первобытными стоянками уже образовался бы новый культурный слой. Так невесело шутит Виктор Попов, на глазах у которого древние жители Костенок прошли эволюцию до европейцев, а современники задержались в каком-то непонятном палеолите. Из-за безработицы большинство селян, как в старину, живут натуральным хозяйством, а у некоторых даже хаты под соломой и с земляным полом. Для полной идентификации с прародителями не хватает только мамонтов.

Но это уже другая история, не имеющая к археологии никакого отношения.

МН: Археологический заповедник «Костенки» располагается на территории Хохольского района Воронежской области. Общая площадь 36 кв. км. Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет. Большинство из них многослойны, содержат от двух до семи культурных слоев, относящихся к разному времени.

Обитание первобытного человека в Костенках совпадает с периодом так называемого валдайского оледенения, когда южная граница ледникового панциря находилась на полпути между нынешними Питером и Москвой. Наличие большого количества мамонтов на равнинной местности объясняется устойчиво холодным климатом. В последние годы в Костенках был сделан ряд новых сенсационных открытий. В 2000 г. были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения - пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птиц. В 2001 г. - голова человеческой статуэтки из бивня мамонта, созданная около 35 000 лет назад. На сегодняшний день это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы.

Костёнки - небольшое по чернозёмным меркам (1,4 тыс. жителей) село на Дону между Воронежем и Нововоронежем. Само название его весьма ясно указывает на кости, принадлежавшие, как считалось когда-то давно, боевым слонам Александра Македонского. Но реальность оказалась удивительнее всех преданий: 18 тысяч лет назад на этом месте окончательно опустел самый настоящий мегаполис каменного века, просуществовавший без малого 300 веков. Костёнки - это "жемчужина палеолита", крупнейшее в Европе поселение древних охотников на мамонтов, в погоне за которыми человек и стал, во многом, человеком.

В прошлых частях я рассказывал про и на Урале, но теперь прыгнем в другой конец страны и на месяц вперёд - у меня осталось немало.

О поездке в Костёнки я думал ещё в 2007 году, когда меня впервые занесло в Воронеж. Таксист на автовокзале запросил 350 рублей, и по меркам тогдашнего студента в разбитых ботинках это было многовато. Таксист в ответ лишь бросил "Ё...нулся?! Кто тебя тут дешевле повезёт?!" и кажется ещё как-то меня обозвал, но я даже не удивился, ибо с мелким хамством в Столице Черноземья за пару дней успел столкнуться не раз. В 2018-м, думается, с меня бы попросили не меньше 1000 рублей, но и сам я за 11 лет лучше освоил логистику. Поэтому решил доехать автобусом (чаще всего в этом направлении ходит ПАЗик Воронеж-Острогожск) до поворота и оставшиеся несколько километров преодолеть автостопом или пешком. На ПАЗике уехать тоже оказалось непросто: прямо перед отправлением не было мест, следующий автобус ожидался через два часа, а мощная сетка с узкими проёмами не оставляла шансов просочиться как-нибудь неофициально. Но местные знали, что автобус надо караулить за шлагбаумом, и водитель возьмёт стоя. У шлагбаума на выезде с автостанции, однако, ПАЗик не затормозил, и народ понял, что ловить его нужно на другой стороне автомобильного кольца. Народ, учитывая, что немалую его часть составляли сельские бабушки, двинулся туда вразвалочку, я же побежал. И водитель ПАЗика, честно вставшего там дожидаться пассажиров, видимо счёл, что мне больше всех надо:
-До Костёнок? Вылазь! Я в Острогожск еду!
Намёк я понял:
-Ладно, плачу до Острогожска!
Мне не было понятно, насколько в данной ситуации уместен торг, но пассажиры, стоило нам тронуться, приняли шикать на меня, что я зря это сделал.
-Ну, народ... Вы за меня ему скажите, что так нельзя. А то как-то некрасиво получается - сначала заплатил, потом назад просить начал.
Народ согласился, что это было бы некрасиво, но водитель всё равно не прав, и после недолгих уговоров половиной автобуса я получил большую часть заплаченного назад. Водитель оперативно забыл диалог при посадке и как бы просто выдал мне сдачу. Окраины Воронежа к тому времени остались далеко позади, и мимо тянулись изумрудные поля весеннего Черноземья.

2.

Поворот на Костёки опознаётся по указателю с мамонтом. Оставив ПАЗик, с вполне сносной трассы я свернул на разбитую боковую дорогу, и вскоре затормозил там минивэн ушатанного вида, наполненный всякими барахлом и целой семьёй добродушных людей - так в старину селяне ехали с ярмарки на неспешной телеге. Ехали они в соседнее Гремячье, меня высадив у въезда в Костёнки. Но эти кадры сняты на обратном пути - село стоит в нескольких глубоких оврагах, и я приехал сюда по тем холмам на заднем плане, а уходил через соседний косогор. Над чернозёмными полями - белые меловые яры:

3.

Внизу тихий и довольно узкий Дон, а над Доном слева Воронеж:

4.

И купол на его краю - это вовсе не собор, а недостроенная Воронежская атомная станция теплоснабжения ():

5.

Справа над Доном - Нововоронеж (31 тыс. жителей), первый советский атомград, построенный в основном 1957-87 годах: первая дата - основание посёлка Ново-Грэсовский, второе - наделение Нововоронежа статусом города. Пущенная в 1964 году, Нововоронежская АЭС была в СССР третьей после и Сибирской, но первой, работавшей исключительно на гражданских потребителей, как сказали бы при капитализме - коммерческой. Её плановый срок эксплуатации выходит, и рядом c 2008 года строится Нововронежская АЭС-2 - самая современная атомная электростанция мира. В 2016 году заработали её первые энергоблоки.

6.

С костёнских косогоров центр Нововоронежа на пруду охлаждения АЭС виден отлично. Типичные в общем для атомградов многоэтажки улучшенных серий, где-то за кадром городской ДК и кинотеатр со звучным названием "Уран", а в центре - церковь Спаса Нерукотворного (2000-09), которую издали я бы принял за храм 18 века где-нибудь .

7.

Костёнки лежат в основном по оврагам, и на въезде в село - вот такой указатель. Он повторяется ещё несколько раз, только уж без надписи - просто мамонт на красном фоне. Но дорога понятна и умозрительно - надо просто держаться асфальта:

8.

Костёнки - село очень старое, и более того, начиналось оно в 1644 году как город Костёнск. Вернее - крепость на Белгородской засечной черте, этой на границе Дикого поля. Из таких крепостей выросло около 40 городов, ставших каркасом российского Черноземья. Но за последующие полтора века казаки-разбойники стали вернейшим союзником, кочевники перешли в русское подданство до самых границ далёких ханств Туркестана, и даже Османская империя потеряла свой важнейший северный плацдарм - Крым. Каждая победа над кочевниками делала Черту чуть менее нужной, и в 1779 году в Черноземье прошла большая переоценка. Те крепости Черты, что успели обрасти торговлей или годились как административные центры, стали уездными городами, а остальные были разжалованы до сёл. Костёнск относился ко вторым, и о городском происхождении здесь не напоминает теперь ничего.

9.

Небольшая заросшая площадь с облезлым зданием то ли администрации, то ли больницы, то ли школы, по виду опять же то ли 1930-х, то ли 1960-х годов - чуть в стороне от дороги к музею. Рядом ещё и трогательный воинский памятник, и вместо угасшего вечного огня - букет в его жерле:

10.

Русское село и его сюжеты:

11.

12.

13.

"Ул. Солнечная, д. Петин..."

13а.

Предвидя вопросы от соседей - нет, здесь сёла именно русские. Украинские сёла в Воронежской области тоже есть, даром что Острогожск, как Харьков, Сумы и Ахтырка, был центром полка Слобожанщины. Там разговаривают на суржике и готовят галушки с варениками, да старушки одеваются по праздникам чуть-чуть иначе, чем их ровесницы из русских сёл. Но этим всё воронежское украинство и исчерпывается.

14.

В Костёнках есть церковь, переделанная из жилого дома (а более крупный современный храм стоит скорее у трассы южнее села) и пара дореволюционных домиков. У меня были записаны сельская управа и почта, и вот что-то подобное я обнаружил на косогоре над селом, за местным кладбищем.

15.

Но главное здание Костёнок - как ни крути, музей. Его бетонный корпус (1983) странно смотрится в сельском пейзаже:

16.

Рядом - инфостенды, пара школьных групп на выезде и навес на заднем дворе:

17.

А под навесом - они. Костёнки:

18.

Само название села указывает на то, что огромные древние кости тут находили ещё при строительстве Черты. Среди местных стрельцов и однодворцев бытовала легенда о гигантском звере Индере, который пытался выпить Дон, чтобы перевести через него своих детёнышей, да в итоге лопнул. Отнюдь не славянское имя зверюги же намекает, что первыми костёнки нашли и вовсе какие-нибудь кочевники. Какое-то подобие исследований здесь велось в 1706-17 годах, когда Воронеж стал центром строительства флота и регулярно принимал первых лиц. Петровские учёные однозначно пришли к выводу - это кости слонов, а стало быть, здесь Александр Македонский воевал скифов. В 1768 году по Дону путешествовал натуралист Самуил Готлиб Гмелин, впервые сказавший применительно к Костёнкам слово "мамонт". Настоящим же первооткрывателем "жемчужины палеолита" стал петербургский профессор Иван Поляков, в 1879 году заложивший несколько шурфов и обнаруживший помимо костей множество доисторических орудий. Возраст древнейших следов человека в Костёнках оценивается в 46 тысяч лет, а последние проявления первобытной культуры - порядка 18-22 тысяч лет назад. Иными словами, эта долина была непрерывно населена без малого 30 000 лет, то есть в разы дольше, чем вся история цивилизации.

19.

Это было суровое время - последний на памяти человечества Валдайский ледниковый период. Европа тогда представляла собой подобие современной Антарктиды или Гренландии - сплошной ледовый панцирь толщиной до 3 километров в отдельные периоды доходил до широты Смоленска. В ныне Черноземье лето напоминало позднюю осень, а зимой в порядке вещей было -40 градусов с ветром. Но вместо привычной при таких температурах тундры здесь лежали бескрайние луга с высокими сочными травами. Этакая холодная саванна, по которой, словно в Африке, колыхались стада огромного зверья, как например олени, зубры, овцебыки, шерстистые носороги и мамонты. Их навоз удобрял почву, буйная трава не давала воде застаиваться над вечной мерзлотой, и вот однажды в этих травах завелась злая бегающая обезьяна - человек. Вряд ли мегафауна мамонтовых степей воспринимала его серьёзно, хотя к тому времени он уже умел надевать на себя шкуры, готовить пищу на огне, мастерить простейшее оружие и даже им кидаться. Но придя в суровый край откуда-то из Передней Азии, люди крепко задумались, на что можно употребить свой противолежащий большой палец. Да, человеку пришлось здесь ДУМАТЬ, потому что первая же зима в мамонтовой степи убила слишком много голых обезьян. В лютом краю люди научились шить одежду, строить дома, рыть ямы для припасов и окончательно приручили огонь. Но вступив в сговор с огнём, злейшим и безусловнейшим врагом всего живого, Человек сам перешёл на сторону огня, раз и навсегда отделив себя от остальной природы.

19а.

Ту стоянку, что нашёл профессор Поляков, ныне называют Костёнки-1. Всего же на этих косогорах была найдена 21 стоянка, и исследования ведутся с той поры практически непрерывно , за исключением разве что войн. В 1930-х годах Пётр Ефименко опубликовал первые фундаментальные научные работы о Костёнках и их древних обитателях, в 1950-60-х Александр Рогачёв обнаружил большую часть известных ныне стоянок, а в 1970-х Николай Праслов, сам отсюда родом, создал в Костёнках постоянную археологическую базу. Костёнки породили свою археологическую школу, экспедиции вокруг села и сейчас стоят в летний сезон, и даже среди моих друзей есть волонтёры, ездившие сюда на раскопки.

20а.

Ну а музейный павильон возвели в 1983 году над стоянкой Костёнки-11. Её нашёл в 1949 году местный мужик Иван Протопопов, рывший на своём участке погреб, а исследовал в последующие годы Рогачёв. Стоянка имела 8 культурных слоёв, древнейший из которых сложился 32 тысячи лет назад, а самому верхнему - около 20 тысяч лет. С него и большинство находок, в том числе остатки дома, вокруг которого и строился музей:

20.

Круглое здание диаметром 9 метров включало 600 с лишним костей примерно 40 мамонтов. Но вопреки расхожему мнению, оно не состояло из этих костей - те были слишком тяжёлыми, и упав, могли покалечить людей. Кости мамонта слагали самый что ни на есть фундамент, возможно с невысокими стенами, над которыми крепилось что-то вроде чума или яранги - деревянные жерди, крытые шкурой. Причём не мамонтовой шкурой - она опять же была слишком тяжёлой, а куда более привычной оленьей. Словом, этот построенный 200 веков назад дом был вполне капитален и рассчитан на жизнь из года в год. Возраст стены в пещере Теопетра (Греция), которая считается древнейшей сохранившейся рукотворной постройкой, оценивается в 23 тысячи лет. Эти стены лишь чуть-чуть моложе:

21.

Годом ранее , написанные на сводах пещеры 20 тысяч лет назад. Они считаются древнейшими в той части Азии. Здесь 20 тысяч лет назад всё закончилось... А уж - тот и вовсе почти новостройка.

22.

Около дома - несколько ям с мамонтовыми костями. Это самые что ни на есть холодильники - ведь тогда здесь была вечная мерзлота. С конца ледникового периода Костёнки опустели - быть может, именно тогда, когда мясо в этих ямах стало быстро гнить.

23.

Мамонты отличались от тропических слонов не только наличием шерсти (в длину достигвшей почти метра) - у них были маленькие уши, мощный горб, как у верблюда, ноги их были гораздо короче и толще, а тело - массивнее. Самые крупные американские мамонты в холке достигали 5,5 метров, а весили до 12 тонн - вдвое больше африканских слонов. "Наш" мамонт был ниже слона, но весил как минимум не меньше. Ещё одним отличием были гигантские изогнутые бивни до 4 метров длиной, которыми зверь мог рыхлить снег. Мамонта окружал целая свита огромных мохнатых зверей, известных ныне как "мамонтовая мегафауна" - этакие динозавры среди млекопитающих. Золотые горы тогдашних людей не прельщали, совсем иное дело - гора мяса! Что и заставило человека пойти в холодную степь вопреки своей обезьяньей природе, и найти способ добывать тех, кто не по зубам льву и медведю. Когда же ледник растаял, у мамонтовой мегафауны начался мор, и если прошлые потепления гигантам пережить удавалось, то в этот раз расплодившиеся люди их добили. Дальше был великий голод, когда люди охотились друг на друга, и то "бутылочное горлышко" прошло дай бог 10% человечества. А расплодившись вновь, человек понял, что скотоводом быть лучше, чем охотником, а пахарем - чем собирателем. Наступила следующая веха - "переход от присваивающего хозяйства к производящему", порождением которого стала вся знакомая нам цивилизация с её городами, государствами, деньгами, религиями, народами... Последний мамонт умер 3500 лет назад на арктическом острове Врангеля.

24.

Мамонт Степан в Костёнках - конечно же, муляж, крытый шкурами яков. Зато по найденным в сибирской мерзлоте тушам учёные реконструировали голос мамонта, представляющий собой весьма грозное пыхтение и рёв. Включает его экскурсовод для групп, идущих тут одна за другой, и я, увы, растерялся и забыл включить запись. Другие судя по всему тоже, потому что на Ютубе этих звуков нет.

25.

Охотники на мамонтов, определённо, ели их мясо и как-то использовали их шкуры, или скорее шерсть. Но лучше всего сохранились всё-таки кости. Вот например инструменты, служившие мотыжкой для копания земли и палкой для обработки шкур, украшенные неразгаданным орнаментом:

26.

В уголке - реконструкция жилища, весьма позорная, на мой взгляд:

27.

В отличие от научных реконструкций самих первобытных людей по их черепам. Даже интересно, что бы промелькнуло в такой голове, увидь её обладатель вживую тех, кто смотрит теперь на его скульптуру:

28.

На витринах - находки, в большинстве своём муляжи: подлинники уехали в Эрмитаж, Исторический музей, хотя бы в краеведческий музей Воронежа. Но даже среди муляжей не представлены такие уникальные артефакты, как швейные иглы - чуть ли не древнейшие на свете, возрастом порядка 30 000 лет.

29.

А здесь - просто камушки с острыми гранями, явно отколотые вручную:

30.

Реплики копий - обратите внимание на каменные пластинки, вставленные в щели у острия:

31.

Одна из главных загадок Костёнок-11 - целая коллекция крошечных фигурок мамонтов. То ли какая-то древняя игра типа шахмат (такой гипотезы придерживался сам Рогачёв), то ли атрибут шаманских ритуалов:

32.

Шаманским атрибутом считается и вот такое копьё из бивня мамонта, распрямлённого через распаривание. Рядом - нуклеусы и отжимник. Всё это - экспериментальные реконструкции, делавшиеся с целью проверить, могли ли первобытные люди что-то смастерить именно так:

33.

Ещё у обитателей Костёнок были украшения:

34.

На заднем плане кучка костяного угля. А больше всего впечатляет коллекция палеовенер. Та, что похожа на девушку из 1980-х в клешёных брюках - кстати, не отсюда, а откуда-то из Брянской области:

35.

Самая интересная костёнская венера снабжена даже украшениями, скорее всего выполнявшими роль оберегов. Ну а что красота женщины с точки зрения первобытного человека равнялась исключительно её способности родить крепкого ребёнка - думаю, и пояснять не стоит.

35а.

Прочие стоянки Костёнок разбросаны по селу и окрестностям в радиусе нескольких километров. По каким-то из них я мог пройти и не заметить. По асфальтовой улице один за другим ехали туристические автобусы, в основном со школьниками - к концу учебного дня они возвращались в Воронеж:

36.

Обратно я шёл через косогоры, не спеша пешком до трассы - более короткий пеший путь в Костёнки начинается через пару километров после "официального" поворота.

37.

И с холмов этих всё так же виднелись две атомные станции - заброшенная в Воронеже:

38.

И новенькая в Нововоронеже. Вот куда привела человека погоня за мамонтом. И куда ещё приведёт?

38а.

В следующей части от мамонтов перейдём к бобрам - в Воронежском заповеднике.

КОСТЁНКИ (первоначальное название - город Костёнск, Константинов Яр), село Хохольского района.

Основано в 1642 году как город-крепость на Белгородской черте, который с 1779 года стал селом. Село Костёнки входило в состав Воронежского уезда, Гремяченского района (1928-1963). В 1791 году в Костёнках была построена каменная Покровская церковь. Центр волости. В 1867 году открыта земская школа.

В 1900 году в селе Костёнки имелось 5 общественных зданий, церковно-приходская школа, 2 кирпичных завода, 10 ветряных, 13 водяных мельниц, рушка, 6 мелочных лавок, 3 винные лавки, 5 чайных лавок.

С июля 1942 года по январь 1943 года Костёнки были оккупированы немецко-фашистскими войсками.

В Костёнках обнаружены стоянки человека периода позднего палеолита (остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонтов), имеется археологический музей-заповедник.

В настоящее время в селе Костёнки имеются сельскохозяйственное предприятие «Хлебороб» и «Петродомус», 2 крестьянских фермерских хозяйства, ООО «Агрополк» по обработке древесины, средняя школа, детский сад, амбулатория, почтовое отделение.

Население: 3 012 (1859), 5 150 (1900), 6 108 (1926), 1 604 (2007), 1 137 (2011).

Уроженцами села Костёнки являются мемуарист А.А. Бартенев, Н.Д. Праслов, Д.З. Протопопов, И.Ф. Раздымалин.

КОСТЁНКИ, село Хохольского района, на правой стороне Дона.

Приобрело мировую известность в связи с обнаруженными стоянками человека периода позднего палеолита (40 тысяч лет назад). Здесь были найдены остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонта. Жилища круглые или овальные с очагом в центре. Встречались и остатки наземных построек с множеством очагов. Обнаружено значительное количество находок, дающих представление об образе жизни и быте первобытных людей, их хозяйственной деятельности, свидетельствующих о зарождении искусства. В этом же месте люди жили и в более поздние времена. На левом берегу Дона напротив села обнаружены остатки жилища эпохи бронзового века (2-е тысячелетие до новой эры).

В селе Костёнки и окрестностях издавна попадалось множество диковинных костей. Местные жители рассказывали: легенду о чудовищном звере индре, который якобы хотел выпить Дон, но лопнул и разбросал свои кости по всей округе. На эти кости в своё время обратил внимание Пётр I. Тогда же, при Петре, сложилось такое представление, что до этих мест доходил полководец Александр Македонский, у которого были вооруженные слоны. Ныне известно, что кости принадлежат вымершему животному мамонту, на которого охотились люди позднего палеолита. Эти кости и дали название селу, хотя оно сначала именовалось иначе. В «Дозорной книге» 1615 года записано: «Пустошь на диком: поле на Констянтиновском яру Федора Оладьина на колодезе дикого поля на пашне пятьдесят четвертей в поле». В «Писцовой книге» 1629 года говорится: «Селцо, что был починок на Костентиновском яру, Костенки тож, на колодезе, за рекою за Доном что было в поместье за Федором Оладьиным, а ныне владеют помесные казаки». Сопоставляя эти данные, можно изложить события, связанные с возникновением села, следующим образом. Видимо, ещё в XVI веке около одного придонского яра жил человек по имени Константин. Потом это место запустело, но за ним сохранилось название Константинов яр, упоминаемый в документе 1615 года. Между 1615 и 1629 годом появилось сельцо, получившее название Костёнки.

В 1642 году в сельце была построена небольшая крепость (острожек). Поселение стало называться - город Костёнск. По данным 1676 года, здесь 164 двора драгун, пушкарей и других служилых людей. В XVIII веке в связи с утратой военного значения Костёнская крепость приходит в упадок. Посетивший её в 1769 году путешественник С.Г. Гмелин писал: «Город Костенской худ и мал, и хотя он укреплен валом и палисадником, но оные за недостатком поправления совсем развалились. Прежде построен был на сем месте острог для защищения жителей от татарских набегов, но в прошедшем столетии принуждены были сделать его крепостью, дабы с тем большею силою противиться нападению сего хищного народа; а как в нынешнее время не должно ожидать равной опасности, то крепостное строение оставлено в небрежении. Здесь живут только одни однодворцы, питающиеся земледелием».

Гмелин между прочим сообщал: «Жители заражены ложным мнением о великом подземельном четвероногом звере, которого бытие открывается после его смерти».

В 1779 году город Костёнск преобразован в село Костёнки.

Вся Воронежская земля (В.А. Прохоров, 1973 год).

Панко — производная форма канонических имен Павел, Панкратий, Пафнутий (Унбегаун. С.83; Грушко, Медведев. С.324), а также некоторых других (см.ПАНКИН).

В некоторых случаях фамилия могла быть образована и от прозвища; ср.: панок — сиб.«почти исчезнувшие лубочные картинки, богатырские, балагурные и все вообще, кроме духовных» (Даль); «бита для игры в бабки, налитая свинцом»; «большой нос»; «укладка из 3-4 снопов» (СРГСУ); смол.«о том, кто живет в довольстве» (СРНГ); «о молодом поляке или белорусе» (СРЯ); панки — «поляки»: «В Чухломском уезде есть поляна под названием Панщина, где жили какие-то панки (поляки)» (записано в Костромской губ.); «По губернии рассеяны курганы, холмы, могилы, которые народ зовет панками, панскими могилами» (записано в Олонецкой губ.) (СРНГ). См. также: ПАНОВ.

Ю.А.Федосюк полагает, что фамилию могли носить «потомки поляков, переселенных в глубь дореволюционной России во время войн с Польшей»; при этом фамилию Паньков тот же автор выводит из «производных форм имен Павел, Панфил, Панкрат, Пантелей и др.» (Федосюк. С.170-171). Е.Н.Полякова производит фамилию от неканони-
ческого имени или прозвища Панко из Пан (Полякова. С.168).

Исторические примеры: «Панков Иван Афанасьевич, 1596 г., Орел» (Веселовский I); «Федотко Панок, астраханец (в войске Разина), 1672» (Тупиков).

Приуральские примеры: «Крестьянин д.Пономарихина Панко Михайлов, 1579; крестьянин д.Лимеж на р.Лимеже Давыдко Юрьев сын Панков, 1623» (Полякова). В 1684 г. Иван Панков (возможно, именование по отцу) сделал вклад в Далматовский монастырь (Манькова. С.48).

В пределах будущего Камышловского у. фамилия известна с конца XVII в. В д.Горбуновой (4:8) в 1691/92 г. поселились уроженцы Чердынского у., жившие в Лимешском стане («на Исадах Лимешских») крестьяне — братья Исак, Григорий и Леонтий (Левка) Григорьевичи Панковы (перепись 1695 г.; возможно, потомки Д.Ю.Панкова - см. выше). Крестьянином Угецкой сл. (25:1) был Василий Дмитриевич Панков (перепись 1710 г.). Живший в д.Шаблишской (10:1) крестьянин Иван Артемьевич Панков бежал с сыном Прокопием в 1733 г. (II ревизия, 1745 г.).

В д.Чикуновой фамилию носили крестьяне; встречается в Камышловском, Пышминском, Талицком, Далматовском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974). В Далматовском р-не зафиксирована также фамилия Паньков (Память — 5 чел.).

17.2. Чикунова деревня, приход Николаевской церкви , она же Чекунова (1869), село Чикуново (1956)

Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

Многие ли знают, что, согласно последним исследованиям, прародиной человечества является вовсе не Африка, а правобережье Дона, и, если точнее, село Костёнки Воронежской области? Скорее всего, ответ окажется отрицательным, т.к. Костёнки, не смотря на уникальную историю, так и не приобрели широкую известность и не стали популярным местом среди туристов, как, например, египетские пирамиды или английский Стоунхендж. Но меж тем, глубокая древность рядом, и там есть, на что посмотреть.

История села Костенки

Село Костёнки образовано в 1642 году Богданом Конинским, и на тот момент являлось городом Костёнск. Судя по названию, уже тогда местность была богата на интересные находки. Чтобы как-то объяснить небывалое количество загадочных костей, попадавшихся в земле, люди сложили легенду о звере индере, которую в 1879 году записал И. С. Поляков: «Жил некогда на земле зверь, по названию индер. Однажды он подошел из глубины материков к Дону; голова его была у вод реки, туловище тянулось по всему Чекалину оврагу, с вершинами которого кончался хвост животного, так что великан, сообразно с длиною оврага, имел больше двух верст в длину. Индер должен был перейти на другой, противоположный берег Дона; но так как за чудовищем шли его дети и он боялся, что при переходе через реку они могут потонуть, то он вздумал перепить Дон. И действительно, он начал пить, река стала уменьшаться и, наконец, сделалась не больше Чекалина ручья. Тогда зверь подумал, что пора переходить, и, чтобы дать знать об этом детям и заставить их идти, он оглянулся назад, но в это время от натуги лопнул, так что кости его разлетелись на большое протяжение…». Стоит отметить, что в преданиях северных народов белое население Сибири называется «эндри», что означает «люди мамонта».

По другой легенде, под землей живет зверь, который никогда не показывается людям, и только после смерти его кости становятся видимыми.

В XVIII веке, во время очередного пребывания Петра I в Воронеже, истории про кости дошли до императора. Петр пишет вице-губернатору Азовской губернии, центром которой на тот момент являлся Воронеж, С. Колычеву: «повелевает в Костёнску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие найденные или выкупленные у местных жителей кости были отправлены в Санкт-Петербург, в кунсткамеру.

Интересно, что по версии Петра I это были кости слонов Александра Македонского, который преследовал персидского царя Дария в южнорусских степных землях, и у которого в ходе боев погибло несколько слонов. Конечно, император и его окружение не могли представить всю полноту картины, связанной с количеством костей на местности. Разрозненные найденные фрагменты, таким образом, логично оформились в теорию о нескольких погибших животных. Но на тот момент это точка зрения была наиболее близкой к истине.

К слову, о мамонтах. Мамонт стадное, травоядное животное массой 4-5 тонн и до 4-х метров в высоту. Количество в стаде достигало до 12-15 особей. Днем они расходились, чтобы добыть пищу, к ночи возвращались в стадо. Рацион их питания установлен на основе данных, полученных в результате исследования желудков нескольких мамонтов, найденных в вечной мерзлоте (березовский, шандаренский). Питались они в основном небольшими злаками, осокой, побегами зеленого мха. Летом добывалась пища, вероятно, в долинах рек, озер, по окраинам болот, в зарослях тростника, благо, что климат способствовал богатой растительности.

Во время непогоды, чтобы уберечь самок и детенышей, взрослые особи становились вокруг них, тем самым защищая от ветра и холода. Массивность зачастую оборачивалась против самого мамонта. Так, большую опасность представляла полынья весной, к которой животное приходило на водопой. Лед не выдерживал веса мамонта, увлекая его в быстрый поток реки. Тело животного относило течением к берегам, образуя тем самым целые кладбища мамонтов.

Но вернемся к истории. Так, успев обрасти легендами, Костёнки просуществовали до 1879 года. Именно в этом году в село прибывает молодой ученый Иван Семенович Поляков, которого направило Русское географическое сообщество для исследования местонахождения «слоновьих костей». Местное население активно подключилось помогать ученому, принося найденные кости, знакомили с местностью. Заинтересовавшись участком Ф. А. Мануйлова, Иван Семенович получает разрешение у хозяина провести там исследовательские раскопки. «Наконец, к вечеру, когда весь слой чернозема мощностью от 1.15 м до 1.4 м был снят, обнаружилась серая глина, а вместе с нею и те ископаемые остатки, которые произвели на меня неизгладимо глубокое, потрясающее впечатление». Там же находились кусочки золы, угля, каменных орудий. Так, 28 июня 1879 года были найдены прямые доказательства того, что именно здесь, в Костёнках, находятся древние стоянки каменного века и, более того, здесь, по словам И. С. Полякова: «… человек не только существовал вместе с мамонтом и охотился на него, но даже больше, он преследовал его, шел по пятам за ним». Так, была открыта первая стоянка Костёнки 1, или стоянка Полякова.

Вторая стоянка была найдена в 1905 году русским археологом А. А. Спицыным, занимавшегося в основном исследованиями древних славян, в соседнем Костёнкам селе Борщево. В одном месте были найдены кости мамонта и кремни. Так, стоянка получила название Боршево 1.

В 1923 году создается Костенковская палеолитическая экспедиция, возглавил которую исследователь каменного века П.П. Ефименко. Важным моментом на этом этапе стала находка в Костёнках 1 женской фигурки из кости мамонта, сопоставимая по исполнению со знаменитыми «венерами» западноевропейского образца. Таким образом, постепенно становится очевидным, что это место – самое древнее поселение Европы, и именно отсюда началась европейская цивилизация.

Постепенно к Костёнкам интерес усиливается, ежегодно проводятся исследования, делаются новые открытия и, что важно, формируется особый способ раскопок – большим площадями.
С 1939 по 1947 годы, в связи с началом второй мировой, а затем Великой Отечественной войн раскопки прекратились. Возобновились работы только в 1948 году. В 50-х годах были найдены захоронения людей, на основе которых М. М. Герасимовым была сделана скульптурная реконструкция. Теперь можно было буквально увидеть внешность наших давних предков.

Исследования показали, что люди, населявшие территорию Костёнок того периода, уже мало чем отличались от нас. Объем мозга сопоставим с современным человеком. При этом телосложение их было более компактным, жилистым. Антропологи называют людей этого периода homosapiens-sapiens, т.е. разумный дважды.

Найденные предметы показали, что люди были довольно развиты и вполне могли позаботиться о себе и потомстве в сложных условиях при ледниковой зоны. Для сооружения жилища, его фундамента, каркаса, они использовали кости мамонтов. Так, для одного такого жилища требовалось примерно 500 крупных костей, а это примерно 35 животных. Нет явных доказательств того, что древний человек активно охотился на мамонта. На сегодняшний день только три находки свидетельствуют о гибели животного от рук древнего человека: в Аризоне найден мамонт с наконечником меж ребер, в Ханты-Мансийске и в Воронежской области. Т.е. большое количество костей, судя по всему, не связано с потребностью в строительном материале. Животные погибали часто в естественных условиях, попав в воду или застряв где-нибудь, либо заболев. Все, что нужно для постройки жилья было буквально под ногами.

Судя по находкам, человек умело использовал бивни, кости мамонта для изготовления орудия труда. Из бивней делали копья, дротики с кремниевым наконечником треугольной формы, приспособления для сшивания шкур и т.д. Найденные женские фигурки, зачатки письменности говорят нам, что люди той цивилизации — это люди уже особого порядка, имеющие представление о красоте, способные придать форму воображаемому образу. Суровые условия не являлись препятствием для развития духовной составляющей человека.

В 60-е годы так же активно велись раскопки, во время которых кропотливо обрабатывались большие участки территории. Такой подход замедлял работу, но приносил результаты. Стало очевидно, что под верхним изученным культурным слоем, существует более ранний слой, представляющий предыдущую цивилизацию. И так в течение тысяч лет на одном и том же месте активно селились люди, находя именно эту территорию привлекательной, дающей возможность для сохранения жизни и развития.

Музей заповедник Костенки

В 1949 году местный житель Костёнок при рытье погреба обнаружил большое количество скопления костей. При дальнейшем исследовании было обнаружено хорошо сохранившееся жилище древнего человека из костей мамонта, достигавшее в диаметре до 9 метров. Кроме того, его окружали специальные ямы для хранения пищи. Возникла идея превратить уникальную находку, названную Костёнки 11, в музей, что послужило бы наглядным фактом для будущего поколения ученых. Реализацией этой идеи занялись А. Н. Рогачев и А. П. Соловьев.

Т.к. замысел был весьма нестандартным, то пришлось сильно постараться, чтобы убедить соответствующие инстанции в целесообразности строительства такого музея. В итоге, в 1967 году было принято положительное решение. В течение десятилетия музей был построен.

Выполнение такого необычного здания было непростой задачей, т.к. нужно было построить помещение без внутренних опор, сохранив при этом открытый культурный слой, и оставить возможность проводить дальнейшие раскопки. В итоге, было построено здание без фундамента на восемнадцати железобетонных столбах-опорах, в центре которого находится раскоп – 20 000-летнее жилище из костей мамонта. Для 60-х годов это был уникальный опыт строительства.

Постепенно назрела необходимость включить в общий фонд музея все памятники, найденные за все это время. В 1991 году музей в Костёнках приобретает статус музея-заповедника, объединив на всей территории 25 объектов каменного века.

На протяжении длительного времени экспозиция музея носила временный характер. В 2000-х годах музей стал заполняться. Открылся выставочный зал, появилась таксидермическая скульптура мамонта, выполненная в настоящую величину, а так же диорама «Поселение каменного века».
Зимой музей закрыт, т.к. работает сезонно. С мая по ноябрь режим его работы с 10:00 до 18:00 (все дни, кроме понедельника)

Костёнские пещеры

Если тема музея мамонтов значима хотя бы для Воронежской области, то о пещерах не всегда знают даже местные. В Костенках больших пещер всего три, а уж маленьких не сосчитать. Меловые костенские пещеры – это те самые отголоски древней цивилизации под Воронежем, которая почему то забыта нашей властью, однако активно освещается мировым сообществом. Зимой и летом в пещерах приблизительно одинаковая температура. Именно этот фактор обеспечивал нашим древним предкам относительно спокойную жизнь.

Жил в ней чернец Филатий. Ходят слухи, что по акту самосожжения в ней погибло 40 человек

Население в Костенках

Народ в Костенках разношерстен. От старых бабуль в самих Костенках, а также богатых дачников, до молодых и старых сидельцев на окраине села в РТС. Всего около 1000 человек.

В 90е с костями мамонтов проходила серьезная афера. Жители находили на своих огородах кости мамонтов и продавали их фактически как лом. Небольшая кость – пачка фисташек. Большая – фантастические 300 рублей или три бутылки пива. В США потом товар перепродавался по цене 10000 $ за одну кость.

Приезжают в село как иностранцы, так и студенты исторических факультетов. Иностранцам (немцы, англичане, итальянцы) запрещено вступать в диалог с местными. Однако, они как-то играли с местной командой «Костенки». Проиграли 23:5. Пришел их профессор, спросил счет, а местные не понимают по-английски. Они ему написали палкой на земле, а мужик естественно удивился. Теперь неизвестно, а доучились ли английские студенты в своем Oxford.

Те, кто в теме – покупают недвижимость в Костенках. Ведь придут же когда-нибудь люди, которые станут развивать туризм на этой славной земле. Пока же некоторые дома заброшены, а другие отдают за дарма. Но что-то мне подсказывает, что вопрос не только всероссийской славы Костенок, но и общемировой – не за горами.

Иногда в Костенки приезжают крутые знаменитости. Би-2 решили сбежать от больших городов в маленькое древнее село.