К какому циклу относится повесть куприна олеся. Анализ «Олеси» Куприна: история любви с глубоким подтекстом. Правда и вымысел: прототипы персонажей

В ранней прозе Куприна особое место занимает рассказ «Олеся», который первые критики назвали «лесной симфонией». Произведение было написано по личным впечатлениям от пребывания писателя в Полесье. За два года до «Олеси» был создан «Молох», и хотя в основу рассказа и повести лег совершенно разнородный материал, они оказались связаны между собой единой творческой задачей — исследованием противоречивого внутреннего состояния современника. Первоначально рассказ задумывался как «рассказ в рассказе»: первая глава представляла собой довольно развернутое вступление, где говорилось, как группа охотников проводит время на охоте, а вечером забавляется всякими охотничьими историями. В один из таких вечеров и была рассказана, точнее прочитана, хозяином дома история об Олесе. В окончательном варианте эта глава практически исчезла. Изменился и облик самого рассказчика: вместо старика повествование было передано начинающему писателю.

«Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные натуры, совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком...» Все это было так привлекательно для начинающего писателя, но оказалось, что в деревне, кроме охоты, заняться просто нечем. Местная «интеллигенция» в лице ксендза, урядника и конторщика ничем не привлекает Ивана Тимофеевича, так зовут главного героя рассказа. Не находит «городской паныч» общего языка и с крестьянами. Скука жизни, беспробудное пьянство и дремучее невежество, царящие вокруг, угнетают молодого человека. Кажется, только он один выгодно отличается от окружающих: добр, сердечен, мягок, отзывчив, искренен. Однако всем этим человеческим качествам предстоит выдержать испытание любовью, любовью к Олесе.

Впервые это имя на страницах рассказа возникает, когда, решив развеять ставшую уже привычной скуку, герой решает посетить дом загадочной Мануйлихи, «настоящей, живой, полесской ведьмы». И на страницах рассказа словно оживает Баба Яга, такая, какой ее рисуют народные сказки. Однако встреча с нечистой силой обернулась знакомством с удивительно красивой девушкой. Олеся привлекла Ивана Тимофеевича не только "оригинальной красотой", но и своим характером, в котором сочетались нежность и властность, детская наивность и вековая мудрость.

Любовь двух молодых людей началась вроде бы совершенно неожиданно и развивалась довольно счастливо. Постепенно перед Иваном Тимофеевичем начинает раскрываться характер его избранницы, он узнает о незаурядных способностях Олеси: девушка могла определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страху, лечить обыкновенной водой болезни, даже свалить человека с ног, только посмотрев на него. Она никогда не пользовалась своим даром во вред людям, как не пользовалась и старая Мануйлиха, ее бабка. Только трагическое стечение обстоятельств заставило этих двух незаурядных женщин, старую и молодую, жить вдали от людей, сторониться их. Но даже здесь нет им покоя: жадного урядника не могут удовлетворить их жалкие дары, и он готов их выселить.

Иван Тимофеевич всячески стремится оградить и предостеречь свою возлюбленную и ее бабку от всевозможных бед. Но однажды он услышит от Олеси: "...Вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная". Действительно, в характере Ивана Тимофеевича отсутствует цельность и глубина чувств, он может причинить боль окружающим. Олеся же оказывается неспособной обидеть никогда и никого: ни зябликов, выпавших из гнезда, ни бабушку своим уходом из дома с любимым, ни Ивана Тимофеевича, когда тот просит ее сходить в церковь. И хотя эта просьба будет сопровождаться «внезапным ужасом предчувствия» и герою захочется бежать за Олесей и «просить, умолять, даже требовать... чтобы она не шла в церковь», он сдержит свой порыв.

Этот эпизод и приоткроет тайну «ленивого» сердца: ведь не родился же герой с этим пороком? Жизнь научила его контролировать душевные порывы, заставила отбросить то, что заложено в человеке природой. По контрасту с героем изображена Олеся, лишь она одна, "сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку способности" (Л. Смирнова). Так на страницах рассказа создается образ положительного героя Куприна — «естественного человека», чья душа, образ жизни, характер не испорчены цивилизацией. Внутренне гармоничный, такой человек несет гармонию и в окружающий его мир. Именно под воздействием любви Олеси на миг проснулась "усталая" душа героя, однако ненадолго. «Зачем же я не послушался тогда смутного влечения сердца…?» На этот вопрос герой и автор отвечают по-разному. Первый, защищаясь от голоса совести общими рассуждениями о том, что «в каждом русском интеллигенте сидит немножко развивателя», отмахнулся от возникшего призрака вины перед Олесей и ее бабкой, второй — настойчиво донес до читателя свою сокровенную мысль о том, что "человек может быть прекрасным, если он будет развивать, а не губить дарованные ему природой телесные, духовные и интеллектуальные способности" (Л. Смирнова).

Красавица Олеся и ее бабка, древняя Мануйлиха, - колдуньи-отшельницы, счастливо жившие в своем лесном уголке вне текущего времени и социального пространства. Катастрофа наступила, как только их микромир соприкоснулся с большим миром - властью, церковью, крестьянами. Куприн наследует традиции автора повести "Казаки" и преодолевает их. Крестьянский мир враждебен Олесе, она дитя природы. Народ - это мужики, заколачивающие гвозди в пятки вору, бабы, избивающие девушку в божьем храме. Журнал "Русское богатство" отказал в публикации повести, не согласившись с трактовкой народа как косной массы.

"Олеся" - одно из самых проникновенных, наверное, не только в нашей литературе, произведений о любви. Сюжет повести прост. Барин из города приезжает в провинцию, очаровывается красотой селянки-"дикарки", которая гоже теряет голову от обходительного, много знающего жителя столицы. Любовные отношения развиваются быстро и бурно, однако роман героев обречен. Принадлежность к разным сословиям, разный уровень образования, привычка к разным стилям жизни - все против их союза. Наступает разрыв. Сюжет из категории "бродячих", на котором многие зарубежные и отечественные классики (от Н. М. Карамзина до Л. Н. Толстого, И. А. Бунина) строили свои произведения". Естественно, каждый писатель давал этому сюжету свой поворот. По-своему оригинален и Куприн. Обычно, не выдержав давления обстоятельств, охладев, уходил мужчина, женщина же, в ореоле авторских и читательских симпатий, оставалась наедине со своими бедами, раскаяниями. Иван Тимофеевич и Олеся расстались на пике взаимных чувств, убежденные в том, что разлука сделает их несчастными на всю оставшуюся жизнь. Они расстаются, хотя барин готов пренебречь мнением света и вступить в маргинальный брак. Инициатором расставания у Куприна выступает женщина, и она совершенно не сожалеет о случившемся.

Критики, писавшие о том, что любовь здесь "убита" общественными отношениями, правы, но это не главная правда о "лесной симфонии". Во взаимоотношениях главных героев психологический конфликт играет более существенную роль, чем социальный. Он и она, в отличие от читателей, воспринимают социальную действительность как норму жизни. Не угрозы вороватого урядника, не бабий погром у церкви выступают главными причинами того, что Олеся оставляет Ивана Тимофеевича, - они в несовпадении их натур, в ее предчувствии того, что такое несовпадение рано или поздно разобьет их союз, заставит сожалеть о былой любви.

В определенном смысле характер Олеси выше и мудрее характера Надежды из рассказа И. А. Бунина "Темные аллеи". Это суждение, конечно, не совсем правомерно: один рассказ создан но канонам романтической поэтики, другой - но канонам поэтики реалистической. Но трудно не сравнить эти два сюжетно близких сочинения, не отметить: Олеся уходит, чтобы Иван Тимофеевич никогда не смотрел бы на нее так, как смотрел годы спустя на Надежду Николай Алексеевич из бунинского рассказа, вольно или невольно сопоставляя, что есть и что было: "Ах, как хороша ты была!.. Как горяча, как прекрасна! Какой стаи, какие глаза!"

Символика, предсказание, недосказанность - действенные пружины сюжетного развития. Существенно мистическое содержание характера доброй колдуньи-вещуньи. Олеся все знает наперед, в этом залог ее силы и слабости, побед и бед. Она понимает, что отягощена "сверхъестественными знаниями", недоступными другим, знает, что за это надо платить: "все ворожки несчастные". После первой встречи она "читает" характер своего возлюбленного: "Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Вино любите, а также... До нашей сестры больно охочи". Это гадание предопределило ее исчезновение, по времени совпавшее с угрозой расправы со стороны деревни. Олеся понимает крестьян: ведь черная сила, Он (курсив Куприна) ей помогает... Заметим, последняя сентиментально-трагическая встреча влюбленных происходит до грозы и до угрозы и совсем не воспринимается Иваном Тимофеевичем как последняя, но именно так воспринимает ее Олеся. В ретроспективе все сказанное тогда ею предстает как трогательный прощальный монолог.

Олеся вызывает глубокие симпатии, Иван Тимофеевич - сочувствие. Она цельная натура, он другой. Представляя горожанина в его внутренних монологах - а Куприн был мастер этой формы, - автор указывает на болезненное раздвоение персонажа, да и сами монологи говорят об уме, проницательности селянки. (Заметим, простая, открытая ворожея не показана во внутренних монологах.) Предлагая Олесе руку и сердце, Иван Тимофеевич ведет внутренний спор с самим собой: "Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся в модном платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев..." Предлагая перевезти в город и бабушку, он говорит самому себе: "Признаться, мысль о бабушке меня сильно покоробила". Героя можно по-человечески понять, но эта резиньяция его не украшает. Душевный уровень Ивана Тимофеевича не намного выше уровня бунинского Николая Алексеевича, пришедшего к риторическому вопросу: "Какой вздор!.. Надежда... моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?"

Разумеется, оба писателя далеки от банальных оценок, "плохой" или "хороший" тот или другой характер, они говорят прежде всего о том, что жизнь сложнее этических формул, что вина и беда человека могут сливаться в одно целое. Вина и беда выведенных в этих рассказах характеров уходит своими корнями в существование разных взглядов на "темные аллеи", природу, на человека, на самого Бога. Они разные - Иван Тимофеевич и Олеся. Он - просто плохой хороший человек, она - "милый идеал", светлый образ из "поэтических легенд", которые он приехал собирать.

Автор подчеркивает самобытность Олеси. Тайна рождения девушки не раскрывается. Любимая бабка Мануйлиха, агрессивная, слезливая, жадная, неопрятная, лишь лесной душой напоминает внучку. Автор решительно разводит девушку и крестьян, народ. Грубой, сухой речи селян противопоставлена напевная, метафорическая, "магическая" речь ворожей. Бедные гадалки предчувствуют недоброе ("позор... трефовой дамы"), но их чары бессильны предотвратить неизбежное. Пробуждение чувств нельзя остановить, как наступление утра, весны.

Поступки Олеси определяются такими чертами характера, как свободолюбие, самообладание, гордость. Все это не притупила в ней даже любовь: жертвенность Ивана Тимофеевича не принимается. Местные, отмечает повествователь, всегда готовы "облобызать... сапоги" барина ли, чиновника. Жадный до знаний ум девушки автор противопоставляет умственной лени, тупости селян, иначе вряд ли он уделил бы так много внимания тщетным попыткам Ярмолы усвоить написание своей фамилии. Они, охотники, хлебопашцы, жадно берут у природы все, что могут, она - помогает природе. Олеся не выносит вида ружья, на страницах повести она появляется из песни, с зябликами-сиротами в переднике. Для нее все в природе прекрасно, народ же верит, что сильный ветер - знак того, что "ведьмака народилась". Природой объясняется поведение Олеси, временем года, землей, "жаждавшей... материнства", "тем свежим вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны". Природа же и предупреждает ее, шлет знак беды: в решивший ее судьбу вечер лес окрасился в грозный "багровый отблеск догорающей зари..."

Куприн относится к категории художников, умеющих работать тонкой кисточкой. Определение к существительному, повтор одного и того же выражения, "случайное" упоминание посторонней детали интерьера - эти и другие штриховые элементы играют важную роль в его художественном целом. Его картины не спутать с "пастелью" Б. К. Зайцева, с "графикой" И. А. Бунина.

Олеся говорит, что и волков не боится так, как боится людей. Символично, что ближайшее к болоту село автор назвал "Волчее". Другое название - "Переброд" - ассоциируется со словом "сброд", обозначающим перебродившее вино. О пьянстве селян - "варваров", по определению Мануйлихи, - живших вокруг пространной площади "от церкви до кабака" говорится не однажды. Символика в повести многообразна. Символичен образ "дороги", "дорожки", "тропинки", "лесного коридора", где автор чаще всего описывает бесприютных влюбленных. Символичен обрыв нити веретена, когда Иван Тимофеевич приходит на первое свидание к Олесе; многозначительно повторяющееся упоминание о "низкой шаткой скамеечке", на которой он сидит в "избушке на курьих ножках", и многое другое.

В годы нарастания революционных настроений, когда общество находилось в постоянном поиске прозрения и правды жизни, формировалось творчество А.И.Куприна. В основе его многочисленных произведений как раз и лежала сложная психологическая тематика познания. Читателей он притягивал емким, доступным и динамичным содержанием своих произведений. Самое известное из них — повесть «Олеся». Разбор этой книги и предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

Интересно то, что в само творчество А.И. Куприна можно разделить на два периода, черта между которыми ярко прослеживается по тематике и стилистике написания произведений.

  1. В начале своего творческого пути писатель уделял много внимания чисто бытовой тематике. Скорее всего, это было связано с богатым жизненным опытом А.И. Куприна, который опробовал себя во многих сферах деятельности. Ощутив все тяготы жизни и познав особенности жизни бедняков, писатель создавал жизненные тексты, основанные на увиденном, услышанном и прочувствованном.
  2. Второй период его творчества берет начало с февральской революции. Именно тогда его произведения были пронизаны желанием демократических перемен. Кроме того сменилась и тематика текстов: в основном А.И.Куприн описывал нищенствующую и опустошенную жизнь русского эмигранта.

К раннему периоду творчества писателя относится знаменитая повесть «Олеся», которая впервые была опубликована в 1898 году в газете «Киевлянин» с подзаголовком «Из воспоминаний о Волыни». Позже, в 1905 году, Куприн дописал вступление к повести, в котором описал историю создания самого произведения. Вот интересные факты о написании «Олеси»:

  1. В основу повести «Олеся» легла реальная история из жизни помещика Ивана Тимофеевича Порошина, у которого в своё время гостил писатель. Он поведал свою собственную историю любви с полесской колдуньей.
  2. Произведение содержит и автобиографические детали: главный герой - литератор, как и сам писатель, он провел в Полесье 6 месяцев, что тоже совпадает с реальными фактами.
  3. Изначально А.И. Куприн хотел опубликовать повесть в журнале «Русское богатство» как продолжение ‘полесского цикла’. Но редакторы журнала отказали писателю, поэтому судьба произведения слегка изменилась. Их смутила антирелигиозная подоплека произведения: верующие были отрицательными героями, в отличие от «слуг дьявола».

Жанр, направление

На рубеже 19-20 веков в литературной среде разгорались споры между представителями двух ведущих направлений литературной мысли: реализм и модернизм. Реалистической традиции придерживался Александр Иванович, поэтому и его повесть «Олеся» собрала в себе черты этого направления. Так, например, любовь главных героев Олеси и Ивана Тимофеевича была обречена на гибель в реальности, поэтому автор не смог променять правду жизни на красивые и несбыточные мечты. И все же есть в творчестве Куприна место романтизму: цивилизацияпредставлена в мрачных красках, природа играет самостоятельную роль в произведении, а главная героиня имеет все .

По жанру произведение представляет собой повесть. Основные черты: хроникальный сюжет, небольшое количество персонажей и оценка автором событий, пережитых в реальной жизни. Кроме того, мы видим и другие черты, характерные для повести: весь сюжет закручен вокруг одного героя - Ивана Тимофеевича, характер которого проявляется на фоне происходящего.

Композиция и конфликт

Композиция произведения представляет собой ретроспективу, так как автор углубляется в воспоминания из прошлого, когда судьба занесла его в Полесье. Там он и познакомился с удивительной историей интеллигента Ивана Тимофеевича.

Кроме ретроспективы, основу композиции составляют и многочисленные противопоставления. Можно сказать, что вся повесть - это совокупность разнообразных конфликтов. Даже в самом начале мы видим борьбу между техническим прогрессом и тихой, мирной жизнью в языческом Полессье. Читатель видит яркое противостояние цивилизации и дикой природы, которые живут по разным законам. Природа и цивилизация — основной конфликт в повести «Олеся». Автор видит в городе и людях порочность, пошлость и глупость, а вот в природе — благородство, красоту и подлинное великодушие.

Помимо этого, в основе сюжета лежит один из главных конфликтов: Олеся и люди (деревенские жители). Становится ясно, что это противостояние настолько сильно, что устранить его невозможно. Старания Олеси (поход в церковь) привели лишь к трагическим последствиям как для нее самой, так и для деревни, пострадавшей от ведьминых чар.

Суть: о чем повесть?

Суть произведения «Олеся» очень проста. В небольшой деревне Переброд на окраине Полесья молодой писатель Иван Тимофеевич по воле судьбы забредает во время очередного лесного похода к дому местной ведьмы Мануйлихи. На тот момент герой даже не мог себе представить, к чему приведет эта случайная встреча.

Там он знакомится с красавицей Олесей, которая очаровывает его. С этого момента и начинается их фантастическая история любви. Молодая колдунья пытается всячески избегать встреч с Иваном, ведь карты пророчили ей погибель от нежданного гостя. Судьба Олеси была предрешена.

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести - это молодая колдунья Олеся и писатель-дворянин Иван Тимофеевич. Главная героиня - молодая деревенская девушка 25 лет, которая живет в лесу со своей бабушкой Мануйлихой. Олеся безграмотна, но при этом очень умна. Она любит природу и тихую жизнь вдали от людей. Иван Тимофеевич, центральный персонаж повести, напротив очень грамотный и начитанный человек по роду своих занятий. Он приехал в Полесье по служебным делам, но по воле судьбы влюбился в юную колдунью.

герои характеристика
олеся 25-летняя девушка, живущая вдали от людей. она обладает магическими талантами и редкой усидчивостью. все свои знания о жизни она получила от бабушки, которая была родом не из этих мест, поэтому олесе чужды нравы полесья: местные обычаи кажутся ей жестокими, а люди — грубыми. девушка умна и горда, сильна и благородна. ее отличает любовь ко всему живому, даже лесные птицы стали у нее ручными. олеся не боится спорить и доказывать свою правоту: не раз она защищала свою веру в магию перед иваном. несмотря на необразованность, она побеждала его доводы своими талантами. ей удавалось лечить раны и даже управлять человеком на расстоянии. сообразительность сочеталась в ней с предрассудками: она верила, что дьявол дает ей дар волшебства. олеся верит в судьбу и считает, что с ней невозможно спорить. ее знания, полученные опытным путем, надолго опередили науку в то время, поэтому иван не мог их объяснить. также девушка гуманна и великодушна: она не хочет неволить ивана, зная, что он не сможет быть всегда ей верен.
иван иван тимофеевич — небогатый интеллигент и начинающий писатель. олеся увидела в нем слабость духа и непостоянство, но полюбила в нем доброту и образованность. иван действительно был начитан, но лесная дикарка своей убежденностью превосходила его умения трактовать увиденное и услышанное. иван не смог переубедить ее, хоть и не верил в волшебство и даже стремился доказать это. он рассудителен и разумен, умеет наблюдать и анализировать. в глубине души иван справедлив и добр, поэтому даже жалеет своего прислужника, не увольняя его из-за бедности его семьи. но любовь не возвысила его, а унизила. он не смог сделать решительный шаг и увезти олесю с собой. его нерешительность лишь подтвердила предсказания олеси: ивану суждено любить много девушек, но сердце у него ленивое, и никакая страсть не будет настоящей.
мануйлиха бабушка олеси. старая знахарка с внешностью колдуньи много повидала на своем веку: и гонения в деревне, и коррупцию среди местных властей, и уединенную лесную жизнь без помощи и надежды на нее. она с трудом подняла и воспитала внучку, нередко жертвуя своими интересами ради нее. она насквозь видит людей, поэтому с самого начала не любила ивана. она сделала все, чтобы спасти внучку. она — ее единственный любимый человек. другие люди внушали ей вполне обоснованное презрение.
урядник урядник евпсихий африканович — комический персонаж. его имя экзотическое и нереальное, но образ вполне жизнеспособный. это отражение всей местной власти полесья — безнравственных казнокрадов и взяточников, которые всячески скрывали от народа свое воровство.
ярмола это отражение всех жителей полесья: немногословный и грубый пьяница, который держит семью впроголодь и все равно пьет дальше. он удивительно глуп и неразвит, ведет жизнь хищника, рыская по лесу браконьером. он с самого начала не одобряет связи барина, а потом и вовсе отдаляется от него, мотивируя это «грешностью» общения с ведьмами.

Читатель видит, что для крестьян ведьмино логово - это запретное место, куда не должна вступать нога человека, однако отношение Куприна к Олесе и ее бабушке совсем иное. Мы не видим негативных оценок в описании. Он, напротив, выставляет главную героиню в более выгодном свете, ведь даже ее безграмотность не выглядит плохо на фоне доброты и скромности.

Темы

Тематика книги «Олеся» романтична и реалистична одновременно:

  1. Основная тема повести «Олеся» - любовная линия Олеси и Ивана Тимофеевича. В центре - чистое и настоящее чувство, ради которого главная героиня готова на любые жертвы. Ради избранника она идет на позор, заранее зная о боли, которую придется пережить.
  2. Несмотря на то, что тема любви занимает центральное место, в произведении ярко видна и тема взаимоотношений природы и человека , которая начинает раскрываться с самого начала произведения. Автор показывает нам противостояние цивилизации и дикой природы.
  3. На фоне природы раскрывается и тема естественного человека , воспитанного колыбелью природы. Такими были Олеся и Мануйлиха - открытые и свободные от предрассудков и клише. Можно сказать, что главная героиня воплощает в себе тот самый нравственный идеал, ведь ее отличает доброта, отзывчивость и сила духа. Она не стремится овладеть избранником, а дарит ему свободу.
  4. Тема мечты также прослеживается в тексте. В отличие от деревенских жителей, мышление которых погрязло в предрассудках, Олеся живет мечтой, а не стандартами.

Проблемы

Проблематика повести «Олеся» разнообразна и интересна даже сегодня:

  • На первом месте, конечно же, трагическая любовь главных героев. История их любви была изначально обречена на трагический финал, ведь жестокость этого мира не позволяет нарушать стандарты и правила. Общество не готово принимать тех, кто не хочет жить по шаблонам, именно поэтому Олеся вынуждена покинуть родные леса.
  • Проблема жестокости пронизывает весь текст: жители деревни ходят в церковь, но не учатся прощать и любить. Они пытают и убивают себе подобных (например, конокрада, которому забили гвозди в пятки), но при этом сохраняют видимость пристойности и благочестия.
  • Автор ярко раскрывает мир человеческих чувств на фоне любовной линии. В его повести не все так однозначно, как хотелось бы. Любовь Ивана искренняя, но в то же время он не способен за нее постоять. Куприн описывает его колебания, смешные для настоящего чувства: как будет Олеся смотреться в платье среди его знакомых? Должна ли она ходить в церковь? А вот героиня открыто признается, что не будет ревновать и неволить избранника: он свободен, и пусть не берет ее в свой мир, достаточно просто подарить ей любовь здесь и сейчас.
  • Проблема судьбы тоже занимает важное место в повести. Писатель показывает, как жестоко судьба может играть жизнями людей. Это не столько предопределение гадания, сколько логическая расстановка сил и обстоятельств: Олеся — не пара барину. Ведь даже большое и чистое чувство не может преодолеть то, что было ранее предрешено судьбой.

Детали

Детали в повести «Олеся» играют особенную роль. Так, например, даже воплощение любви имеет свои новаторские грани: в начале зарождения чистых и искренних чувств мы видим, как природа радуется и изливается солнечным светом, но в конце произведения с гибелью любви погибает и природа: ледяной град поражает всходы поселян.

Язык повести достаточно простой. А.И. Куприн старался сделать произведение максимально доступным для простого обывателя, который стремится постичь правду жизни. Автор старался не перегружать текст сообразительно-выразительными средствами, чтобы донести до читателей свои основные размышления.

Смысл

Основная идея повести «Олеся» заключается в том, что за «цивилизованным» обществом по сути ничего не стоит, ведь люди, которые выросли вдали от цивилизации, могут оказаться гораздо умнее и благоразумнее. Естественный человек вне толпы не теряет свою индивидуальность и не подчиняется стереотипному мышлению. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие.

В связи с этим можно выделить главную мысль - необходимость обращения людей к природе для восстановления гармонии. Олеся стала тем самым образцом чистого и открытого человека, живущего во взаимосвязи с окружающей средой.

Критика

Повесть «Олеся» – знаменитое произведений А.И. Куприна, которое по достоинству было оценено еще современниками писателя. К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая литературную прелесть языка произведения.

«Эта вещь нравится мне тем, что она вся проникнута настроением молодости. Ведь если бы вы писали ее теперь, то написали бы даже лучше, но той непосредственности в ней бы уже не было…» (M. Горький – А. Куприну по воспоминаниям Куприной-Иорданской, «Годы молодости», 1960 г.)

Повесть была оценена очень высоко советскими критиками, которые видели в ней протест против буржуазного общества:

С протестом против внутреннего порабощения человека связаны у Куприна мотивы известной неуспокоенности, непристроенности на лоне капиталистического общества, бродяжничества в духе Гамсуна… интерес к люмпенпролетариям, стоящим «вне общества», любование цельными, нетронутыми «детьми природы» («Листригоны», «Олеся», «Лесная глушь» и др.).» (статья «Русская литература» в «Литературной энциклопедии в 11 томах», Москва, 1929 -1939, том 10 (1937 г.))

Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

Александр Куприн написал повесть «Олеся» под впечатлением от поездки по Полесью, услышанных там рассказов, легенд, преданий. В повести использованы черты этнографического очерка: описание местных нравов, фольклорные элементы, диалектная лексика. Давайте проведем краткий анализ повести «Олеся», и посмотрим на некоторые особенности произведения. На нашем сайте вы также можете прочесть краткое содержание «Олеся» Куприна.

Сюжет повести «Олеся»

Повесть «Олеся», анализ которой мы проводим, посвящена истории любви Ивана Тимофеевича и полесской «колдуньи». Взаимоотношения героев раскрывают характеры каждого из них. Повествование ведётся в прошедшем времени, рассказчик Иван Тимофеевич вспоминает события, произошедшие с ним во время поездки в одну из полесских деревень. Там он охотился, лечил крестьян, изучал нравы. Его заинтересовал рассказ о ведьме Мануйлихе, жившей в этих местах.

Однажды во время охоты Иван Тимофеевич забрёл в её избушку. Там рассказчик познакомился с Олесей, внучкой Мануйлихи. Девушка была настолько необычна, что Иван Тимофеевич влюбился в неё, «прекрасная сказка любви» изображается в окружении таинственного леса. Они задумывались о венчании. Ради любви Олеся решилась пойти в церковь на Троицу, но деревенские бабы выгнали её и избили, так как считали ведьмой. Олеся в сердцах крикнула, что они пожалеют об этом. На следующий день разразилась гроза с градом. Олесе с бабушкой пришлось бежать, иначе их ждала расправа местных жителей. На память о себе она оставила Ивану Тимофеевичу нитку коралловых бус. Хотя это описание не назвать кратким содержанием, без него, все-таки, трудно себе представить анализ повести «Олеся».

Черты романтизма в повести «Олеся» Куприна

Произведение имеет ряд особенностей, позволяющих назвать его романтическим. Прежде всего, это противопоставление мира обыденного и мира идеального. Унылая действительность предстаёт в изображении жизни главного героя в далекой деревне, нравов крестьян. Куприн показывает их невежество, грубость и жестокость поступков. Сам Иван Тимофеевич нерешительный и слабовольный человек. Идеал и поэтическая мечта воплощается в образе Олеси и её умиротворённой жизни на лоне природы.

Романтический идеал – мимолётное счастье влюблённых в окружении «пылающих вечерних зорь», запахов ландыша и мёда, «звонкого птичьего гама». Природа отражает возвышенные и прекрасные чувства героев.

В основе романтизма – исключительная личность. Таковой является главная героиня повести – Олеся. Продолжая анализ повести «Олеся», обратимся непосредственно к образу главной героини.

Образ главной героини

Первое появление Олеси в повести необычно. Вначале Иван Тимофеевич, сидя в избе у Мануйлихи, слышит песню, которую напевает Олеся, только потом появляется девушка. «Свежий, сильный и звонкий голос» показывает молодость и красоту Олеси, выросшей в лесу. Куприн рисует образ Олеси с помощью психологического портрета: оригинальная красота, «неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», блестящие, тёмные глаза, своевольный изгиб губ. Всё это показывает решительный, сильный характер Олеси, в то же время её детскость и доброту. Неслучайно впервые Олеся появляется, неся в руках птенцов, которые «увязались» за ней. Эта мысль очень важна, когда мы проводим анализ повести «Олеся».

Девушка считает себя настоящей колдуньей. Она умеет гадать на картах, понимает язык птиц, заговаривает и останавливает кровь, показывает ещё много «фокусов» (как называет их Иван Тимофеевич).

Любовь Олеси так же прекрасна, как вечерние и утренние зори, неслучайно спустя много лет для рассказчика образ возлюбленной остаётся неразрывно связанным с июньской свежестью природы. Он отмечает тонкую деликатность и чуткость девушки. Она готова на многое ради любви.

Одним из испытаний стал для «ведьмы» поход в церковь. Она знала, чем это может обернуться для неё, ведь местные жители ненавидели колдуний. Но даже после того как Олеся поплатилась за этот поступок, она ни разу не упрекнула Ивана Тимофеевича. Анализ повести «Олеся» Куприна показывает, что девушка оказывается смелее и выше мужчины, который никак не может решиться, как ему поступить. Он любит Олесю, но не может представить, что она окажется его женой, хозяйкой светских вечеров. Колебания героя приводят к тому, что Олеся с бабушкой уезжают, а он всю жизнь вспоминает возлюбленную и упущенное счастье.

Надеемся, что данная статья, в которой был представлен краткий анализ повести «Олеся», поможет вам лучше понять смысл произведения и замысел Куприна. Посетите наш литературный блог - там сотни статей на подобную тематику. Вас также может заинтересовать

Меню статьи:

Повесть Куприна «Олеся» относится к самым известным произведениям автора. И это не удивительно: необычный сюжет, художественно совершенная, продуманная композиция, широкая система художественных образов способны не только заставить взять в руки повесть, но и дочитать ее до конца на одном дыхании.

Главные герои повести

После выхода в отставку Куприн много путешествовал и собирал материал для писательского труда. Случилось так, что Куприну довелось в 1897 побывать на Украине, а именно в нынешнем с. Кузьмивка, имевшего тогда название Казимирка в Ровненской области. Пребывание 6 месяцев не прошли бесследно: вышедший ряд повестей взбудоражил читателей. Повесть «Олеся» была написана в 1898 году. Главными ее являются Иван Тимофеевич – литератор, писатель, городской житель, попавший на некоторое время в деревню и Олеся – деревенская девушка, обладающая сверхъестественными способностями и умением колдовать. Остальные персонажи повести также не безлики.

Предлагаем ознакомиться с проблематикой повести Александра Куприна одного из самых известных произведений автора.

Их, по законам жанра, немного: Ярмола – слуга Ивана Тимофеевича, Мищенко Никита Назарович – приказчик, Евпсихий Африканович – полицейский урядник, слепой певец-лирник и Мануйлиха – бабушка Олеси, тоже ведьма.

Любовь, возникшая между двумя главными персонажами уникальна. Кроме того, что она возникла между барином, с городскими нравами и простой сельской девушкой, отношения еще и удивляют тем, что соединяют два мира: таинственного, неизвестного колдовского (умение колдовать девушки) и обыденное, лишенное сверхъестественности (не наделенный никаким необычным даром Иван Тимофеевич).

Априори, их любовь не могла быть счастливой – социальный конфликт и вмешательство общества способствовало разрыву отношений.

Правда и вымысел: прототипы персонажей

Первое, что интересует после прочтения повести: что из всего рассказанного правда, а что вымысел? Могла ли на самом деле произойти такая история?

Сам Куприн, утверждал, что в основе текста повествования – реально произошедшие события. Во вступлении к повести (оно не было опубликовано) автор рассказывает, что ему довелось гостить на Ровненщине у Ивана Тимофеевича Порошина. В один из вечеров он рассказал Куприну необычную историю о любви девушки-ведьмы и помещика, а позже признался, что этим помещиком был он, Порошин, и эта история не выдумка.



Анализируя текст повести, можно провести аналогию между образом Ивана Тимофеевича и личностью Куприна. Главный герой, как и сам автор, литератор, писатель. Он, подобно Куприну, неожиданно приезжает в деревню и остается там на полгода. Некоторые черты характера также имеют сходство и Куприным.

Таким образом, отмечаем, что в образе Ивана Тимофеевича присутствуют автобиографические моменты, однако отождествлять персонажа и личность Куприна ошибочное действие.

Герой повести отличен, его черты характера имеют лишь частичную схожесть, а события пережитые Иваном Тимофеевичем, никогда не случались в реальной жизни Куприна.

Имеет прототип и девушка-ведьма Олеся. Возлюбленную Порошина звали Соломия Мануиловна Ковалик. Она была местной уроженкой и действительно умела колдовать, дожила женщина до весьма преклонного возраста, и умерла в 1954 году, на 16 лет пережив самого Куприна.



Вполне вероятно, что прототипы были у и других персонажей, но информация о них не сохранилась. Хотя, возможно, что они были и собирательными образами – Куприн любил проводить время в компании молодежи и слушать местные предания, поэтому мог «срисовать» портретную характеристику не с конкретного человека, а объединить в один образ личностные особенности нескольких людей, и события, произошедшие с разными людьми, добавив при этом долю литературной выдумки.

Выход в свет повести Куприн планировал на страницах «Русского богатства», в этом журнале уже выходили его повести о Волыни и Полесье, но редакция журнала не поддержала намерение автора и отказала в публикации.

Обращение в «Киевлянин» было более успешным. В 1898 году читатель впервые смог прочитать «Олесю», а в 1905 –произошла публикация самостоятельного издания повести.

Сегодня «Олеся» пользуется широким интересом у читателей. Тема единения с природой и гармоничного существования не утратила своей актуальности и сейчас. А история о необычной, чистой и доброй любви, не имеющая счастливого завершения, трогательна для многих.