Жизнь дается человеку 1 раз. В этом мире каждый из нас просто человек. Николай Островский с женой Раисой за год до смерти

Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы
см. Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы .

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" в других словарях:

    Из романа (ч. 2, гл. 3) «Как закалялась сталь» (1932 1934) советского писателя Николая Алексеевича Островского (1904 1936): «Самое дорогое у человека это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за… … Словарь крылатых слов и выражений

    И, ж. 1. Особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития. Возникновение жизни на земле. □ Основой жизни являются белковые соединения, которые при высокой температуре свертываются. В. Комаров, Происхождение растений.… … Малый академический словарь

    - «ПАВЕЛ КОРЧАГИН», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв., 102 мин. Героико романтическая драма. По роману Н.Островского «Как закалялась сталь». «Самое дорогое у человека это жизнь. Она дается один раз и прожить ее нужно так, чтобы не было… … Энциклопедия кино

Книги

  • Как закалялась сталь , Островский Николай Алексеевич. "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"-пожалуй, одна из самых известных…
  • Как закалялась сталь , Островский Н.А.. "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"– пожалуй, одна из самых известных…
  • Как закалялась сталь , Островский Н.А.. «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» – пожалуй, одна изсамых известных…

Классный час «Жизнь даётся один раз».

Цели: формировать у школьников позитивную адаптацию; научить ценить жизнь в любых её проявлениях; осуществлять деятельность, направленную на профилактику суицида; развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и отстаивания собственного мнения.

Ход классного часа:

Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман,
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар ,
Который нам от бога дан.

В жизни мы часто слышим выражения: Как удачно сложилась жизнь», « Жизнь преподнесла сюрприз», Жизнь не задалась. Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь?

Что есть человеческая жизнь?

Я думала с чего начать наш классный час и решила с притчи. Помните, жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё.

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – я её омертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

    Жизнь бабочки была в руках человека. Но как вы считаете, вправе ли он распоряжаться жизнью бабочки? А почему?

Жизнь – это дар, его надо беречь. И никто не вправе распоряжаться ею.

Итак тема нашего классного часа – «Жизнь даётся один раз». И предлагаю сегодня поговорить о самом важном – о нашей жизни.

Словарь Ожегова дает следующее определение слова жизнь: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».

Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».

Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ.»

Какое определение нам ближе и почему?

Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.

Для меня жизнь поезд, который никогда не возвращается обратно.

В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое.

В природе, а человек часть природы, устроено всё так, что всё живое рождается, растёт, старится и умирает. Жизнь заканчивается по-разному. Кто-то умирает от старости и болезней, кто-то попадает в катастрофы, погибает при землетрясениях, наводнениях, пожарах, терактах или при исполнении служебного долга. Причины бывают разные.

Маленький мальчик, лет 6, вырывая руку из руки мамы, раздражённым голосом кричал, что хочет побегать по лужам. Мама спокойно объяснила сыну, что это опасно для его здоровья, он может промочить ноги, простудиться и заболеть.

На что сын ответил: «Ну и пусть. Лучше заболею и умру». Ребёнок ранил мать в самое сердце.

Как вы думаете, почему маленький мальчик сказал маме такие страшные слова?

В этом мире каждый из нас просто человек,

но для кого-то – весь мир.

Выдающийся русский учёный – академик И.И.Срезневский, воспитывая своих 8 детей, внушал, что жизнь наполнится смыслом если:

    любить своих близких,

    помогать людям,

    стараться быть счастливым,

    заниматься спортом и физическим трудом,

    полностью отдаваться любимому делу,

    если случится несчастье, не впадать в отчаяние.

Переживание обиды, безысходность, чувство одиночества, недовольство собой толкает человека на губительный шаг.

Лишение себя жизни называется (шёпотом) – суицид. Это страшное слово невольно произносишь шёпотом. Но у нас одна единственная жизнь… и мы должны это понять раз и навсегда.

Суицид – это горе родным и близким, это оборванная жизнь. Из любой самой сложной жизненной ситуации всегда есть выход, нужно его найти и помнить:

Мы живем среди людей и поэтому вокруг нас, происходит сложная неисчерпаемая жизнь.

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна как дитя, и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.

Притча «След на земле»

Старый мастер возвел дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.

Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию - никто не помнит его.

Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.

Есть ли у тебя сын или дочь?

Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.

Может быть, ты посадил дерево?

Нет не посадил я дерева.

Может быть, взлелеял поле?

Нет, не взлелеял поле.

Ну так значит, ты песню сложил?

Нет, и песни я не сложил.

Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?

Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало … Не так надо было жить! Не так..»

Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? (Ответы учащихся.)

Есть ли у вас жизненные цели? Какие? (Ответы учащихся.)

Какая самая главная цель в твоей жизни? (Ответы учащихся.)

Самая главная цель в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.

Ну, а сейчас, подумайте что вы можете сделать полезного, будучи школьниками? (Ответы детей.)

Что же самое главное для человека?

«А в жизни самое главное,
Наверное жизнь сама».
Эдуард Межелайтис (литовский поэт)

Согласны ли вы с этим?

Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни. Только добро творимое человеком остается и благодаря ему жизнь чего-то стоит.

Вывод: (Н. Островский « Как закалялась сталь»)

«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы, умирая, мог сказать: Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире.

Надо спешить жить. Ведь нелепая случайность, или какая либо трагическая случайность могут прервать ее. Берегите и цените свою жизнь.

Просмотр видеоролика « Мама хочется пить ».

Каждый погибший в этой трагедии ребенок или взрослый они были не просто люди, для кого-то они были – весь мир, самыми родными и близкими. Но так случилось. Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, цените каждый ее миг!

Притча об отношении к жизни.

Когда тебя спрашивают: «Как дела ?» - не плачься и не жалуйся на трудности.

Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»

Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!

Ребята у меня в руках свеча, как символ света, теплоты и жизни. Учитель просит зажечь её. Смотрите, как свеча не может гореть и светить без спичек, так и человек не может жить без любви и добра.

А сегодняшний классный час, может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь..

Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей - сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья и не должно быть места в его душе для злого духа и низменного порока.

Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь - основа жизни.

Берегите жизнь. Она даётся только один раз.

Жить – видео.

Приложение

Мать Тереза


Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра , сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.

«Жизнь даётся один раз»

Слайд 1

Цели: ознакомить детей с содержанием статьи 3 ВДПЧ; научить ценить жизнь в любых её проявлениях; осуществлять деятельность, направленную на профилактику суицида; развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и отстаивания собственного мнения.

Ход занятия

I. Организационный момент

Сегодня мы вновь принимаем гостей. Это люди, за плечами которых богатый жизненный опыт с радостями и разочарованиями. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое ЖИЗНЬ. И я думаю, что в ходе урока гости помогут нам ответить на очень непростые вопросы.

Для начала проверим наше эмоциональное состояние. Перед вами лежат красные, жёлтые и синие цветы. Если у вас радостное настроение, то прикрепите красный цветок, если приятное – жёлтый, если грустное – синий.

Большинство, как и я, выбрали красный цвет. А знаете ли вы, что красный цвет – это не только символ радости, но и жизни у очень многих народов.

II. Введение в тему.

Я долго думала, как начать урок и решила с притчи. Помните, жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё.

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

  1. Жизнь бабочки была в руках человека. Но как вы считаете, вправе ли он распоряжаться жизнью бабочки? А почему?

Жизнь – это дар, его надо беречь. И никто не вправе распоряжаться ею.

Слайд 2

Тема урока – «Жизнь даётся один раз». И предлагаю сегодня поговорить о самом важном – о нашей жизни.

В природе, а человек часть природы, устроено всё так, что всё живое рождается, растёт, старится и умирает. Жизнь заканчивается по-разному. Кто-то умирает от старости и болезней, кто-то попадает в катастрофы, погибает при землетрясениях, наводнениях, пожарах или при исполнении служебного долга, как наш бывший ученик Денис Карцев. Но бывают и другие причины.

Однажды осенью, возвращаясь с работы, я стала невольным свидетелем одной сцены. Маленький мальчик, лет 6, вырывая руку из руки мамы, раздражённым голосом кричал, что хочет побегать по лужам. Мама спокойно объяснила сыну, что это опасно для его здоровья, он может промочить ноги, простудиться и заболеть.

Слайд 3

На что сын ответил: «Ну и пусть. Лучше заболею и умру». В этот момент женщина обернулась, и я увидела слёзы в её глазах. Ребёнок ранил мать в самое сердце.

  1. Как вы думаете, почему маленький мальчик сказал маме такие страшные слова?
  2. А что скажут наши гости?

III. Новый материал.

Слайд 4 (картинка)

У меня в руках сердечко. Вам оно нравится? А чем? (Передаю сердечко детям, забираю). А мне не нравится. (Роняю и разбиваю)

  1. Правильно ли я поступила, разбив сердечко лишь потому, что оно мне не понравилось?

Вы правы! Сердечко было милым, и обидно, что я его уничтожила. Но сделала я это для того, чтобы ярче показать потерю чего-то дорого, вызвать чувство сожаления, остановить от необдуманных поступков. Нельзя вернуть то, что потеряно навсегда.

Слайд 4 (текст)

В этом мире каждый из нас просто человек,

Но для кого-то – весь мир.

Слайд 5

Выдающийся русский учёный – академик И.И.Срезневский, воспитывая своих 8 детей, внушал, что жизнь наполнится смыслом если:

  1. любить своих близких,
  2. помогать людям,
  3. стараться быть счастливым,
  4. заниматься спортом и физическим трудом,
  5. полностью отдаваться любимой деятельности,
  6. если случится несчастье, не впадать в отчаяние.

Переживание обиды, безысходность, чувство одиночества, недовольство собой толкает человека на губительный шаг.

Слайд 6

Лишение себя жизни называется (шёпотом) – суицид. Это страшное слово невольно произносишь шёпотом. Но у нас одна единственная жизнь… и мы должны это понять раз и навсегда.

Суицид – это горе родным и близким, но это и…Об этом нам расскажет наш гость Отец Александр.

IV. Итог урока.

Слайд 7

От безбожия до Бога – мгновенье одно,

От нуля до итого – мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.

ЖИЗНЬ – это

П – Жизнь – это тайна, познай её!

Р – Жизнь – это мечта, осуществи её!

Е – Жизнь – это дар, так пользуйтесь им!

К – Жизнь – это красота, восхищайтесь ею!

Р – Жизнь – это любовь, наслаждайтесь ею!

А – Жизнь – это цель, так достигните её!

С – Жизнь – это удача, не упустите её!

Н – Жизнь – это печаль, так преодолейте её!

А – Жизнь – это обещание, сдержите его!

∙ – Жизнь так прекрасна, не загубите её!

Потому что «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА»

  1. «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА?»

Слайд 8

«ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!»

Мы живём в прекрасной стране – России. В ней делается всё, чтобы дети были счастливыми. Любите жизнь, любите близких, любите Россию!

Слайд 9

Песня «О родине и семье».

Спасибо всем! И вам, ребята, вы молодцы, и вам, уважаемые гости. Берегите жизнь. Она даётся только один раз.


Классный час «Жизнь даётся один раз».

Цели: формировать у школьников позитивную адаптацию; научить ценить жизнь в любых её проявлениях; осуществлять деятельность, направленную на профилактику суицида; развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и отстаивания собственного мнения.

Ход классного часа:

I . Организационный момент.

Для начала проверим наше эмоциональное состояние. Перед вами лежат красные, жёлтые и синие цветы. Если у вас радостное настроение, то прикрепите красный цветок, если приятное – жёлтый, если грустное – синий.

Большинство, как и я, выбрали красный цвет. А знаете ли вы, что красный цвет – это не только символ радости, но и жизни у очень многих народов.

II . Введение в тему.

Я долго думала, как начать урок и решила с притчи. Помните, жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё.

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

    Жизнь бабочки была в руках человека. Но как вы считаете, вправе ли он распоряжаться жизнью бабочки? А почему?

Жизнь – это дар, его надо беречь. И никто не вправе распоряжаться ею.

Тема классного часа – «Жизнь даётся один раз». И предлагаю сегодня поговорить о самом важном – о нашей жизни.

В природе, а человек часть природы, устроено всё так, что всё живое рождается, растёт, старится и умирает. Жизнь заканчивается по-разному. Кто-то умирает от старости и болезней, кто-то попадает в катастрофы, погибает при землетрясениях, наводнениях, пожарах или при исполнении служебного долга. Но бывают и другие причины.

Маленький мальчик, лет 6, вырывая руку из руки мамы, раздражённым голосом кричал, что хочет побегать по лужам. Мама спокойно объяснила сыну, что это опасно для его здоровья, он может промочить ноги, простудиться и заболеть.

На что сын ответил: «Ну и пусть. Лучше заболею и умру». Ребёнок ранил мать в самое сердце.

Как вы думаете, почему маленький мальчик сказал маме такие страшные слова?

III . Новый материал.

У меня в руках сердечко. Вам оно нравится? А чем? (Передаю сердечко детям, забираю). А мне не нравится. (Роняю и разбиваю)

Правильно ли я поступила, разбив сердечко лишь потому, что оно мне не понравилось?

Вы правы! Сердечко было милым, и обидно, что я его уничтожила. Но сделала я это для того, чтобы ярче показать потерю чего-то дорого, вызвать чувство сожаления, остановить от необдуманных поступков. Нельзя вернуть то, что потеряно навсегда.

В этом мире каждый из нас просто человек,

но для кого-то – весь мир.

Выдающийся русский учёный – академик И.И.Срезневский, воспитывая своих 8 детей, внушал, что жизнь наполнится смыслом если:

    любить своих близких,

    помогать людям,

    стараться быть счастливым,

    заниматься спортом и физическим трудом,

    полностью отдаваться любимой деятельности,

    если случится несчастье, не впадать в отчаяние.

Переживание обиды, безысходность, чувство одиночества, недовольство собой толкает человека на губительный шаг.

Лишение себя жизни называется (шёпотом) – суицид. Это страшное слово невольно произносишь шёпотом. Но у нас одна единственная жизнь… и мы должны это понять раз и навсегда.

Суицид – это горе родным и близким, но это и…

Жизнь прекрасна и ярка,

Жизнь свободна и легка,

Жизнь есть солнечный рассвет,

Жизнь есть неба дивный свет,

Жизнь - улыбки и цветы,

Жизнь полнится красоты,

Жизнь есть ласка добрых слов,

Жизнь есть - счастье и любовь!

IV . Итог урока.

Закончить наш классный час я хочу такими словами: «Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей - сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья и не должно быть места в его душе для злого духа и низменного порока».

Мы живём в прекрасной стране – России. В ней делается всё, чтобы дети были счастливыми. Любите жизнь, любите близких, любите Россию!

Песня «О родине и семье».

Берегите жизнь. Она даётся только один раз.

Классный час

«Жизнь даётся один раз»

Классный руководитель: Панюшкина Светлана Васильевна

"Самое дорогое у человека - это жизнь.

Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества".

Николай Островский

Николай Островский родился 29 сентября 1904 года в селе Вилия на Волыни в семье отставного военного.

Его отец Алексей Иванович отличился в Русско-турецкой войне 1877-1878 года и за особую храбрость был награжден двумя Георгиевскими крестами. После войны Анатолий Островский работал солодовщиком на винокуренном заводе, а мама Островского, Ольга Осиповна, была кухаркой.

Семья Островских жила небогато, но дружно, ценила образование и труд. Старшие сестры Николая - Надежда и Екатерина стали сельскими учительницами, а сам Николай был досрочно был принят в церковно-приходскую школу "по причине незаурядных способностей", которую окончил в 9 лет с похвальным листом. В 1915 году он окончил двухклассное училище в Шепетовке, а в 1918 году поступил в Высшее начальное училище, позднее преобразованное в Единую трудовую школу, и стал представителем учащихся в педагогическом совете.

С 12 лет Островскому пришлось работать по найму: кубовщиком, рабочим на складе и подручным кочегара на электростанции. Впоследствии он писал Михаилу Шолохову об этом периоде своей жизни: "Я штатный кочегар и насчет заправки котлов был неплохой мастер".

  • Островский, Белинский, Некрасов и другие... экстремисты


Тяжелая работа не мешала романтическим порывам Островского. Его любимыми книгами были "Спартак" Джованьоли, "Овод" Войнич, романы Купера и Вальтера Скотта, в которых отважные герои боролись за свободу против несправедливости тиранов. В юности он читал друзьям стихи Брюсова, приехав к Новикову, проглотил "Илиаду" Гомера, "Похвалу глупости" Эразма Роттердамского.

Под влиянием шепетовских марксистов Островский втянулся в подпольную работу и стал активистом революционного движения. Воспитанный на романтически-авантюрных книжных идеалах, он принимал Октябрьскую революцию с восторгом. 20 июля 1919 года Николай Островский вступил в комсомол и ушел на фронт сражаться против врагов революции. Он сначала служил в дивизии Котовского, затем - в 1-й Конной армии под командованием Буденного.

В одном из боев Островский на всем скаку упал с лошади, позже он получил ранение в голову, и в живот. Все это жесточайшим образом сказалось на его здоровье, и в 1922 году восемнадцатилетний Островский был отправлен на пенсию.

После демобилизации Островский нашел себе применение на трудовом фронте. Окончив школу в Шепетовке, он без отрыва от производства продолжил учебу в Киевском электротехническом техникуме, и вместе с первыми комсомольцами Украины был мобилизован на восстановление народного хозяйства. Островский участвовал в строительстве узкоколейной дороги, которая должна была стать основной магистралью для обеспечения дровами вымирающего от холода и тифа Киева. Там он простудился, заболел тифом и в бессознательном состоянии был отправлен домой. Усилиями родных ему удалось справиться с болезнью, но вскоре он вновь простудился, спасая в ледяной воде лес. Учебу после этого пришлось прервать, и, как оказалось, навсегда.

Обо всем этом он позже написал в своем романе "Как закалялась сталь": и как, спасая лесосплав, бросился в ледяную воду, и жестокой простуде после этого трудового подвига, и о ревматизме, и о тифе...

В 18 лет он узнал, что врачами ему поставлен страшный диагноз - неизлечимая, прогрессирующая болезнь Бехтерева, которая приводит больного к полной инвалидности. У Островского сильно болели суставы. А позже ему был поставлен окончательный диагноз - прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов.

Врачи предложили потрясенному юноше перейти на инвалидность и ожидать конца. Но Николай выбрал борьбу. Он стремился сделать жизнь и в этом, казалось бы, безнадежном состоянии, полезной для других. Однако, последствия изнурительной работы все чаще давали себя знать. Первые приступы неизлечимой болезни он испытал в 1924 году и в этом же году стал членом Компартии.

Со свойственной ему полной самоотдачей и юношеским максимализмом он посвятил себя работе с молодежью. Он стал комсомольским вожаком и организатором первых комсомольских ячеек в пограничных районах Украины: Берездове, Изяславле. Вместе с комсомольскими активистами Островский участвовал в борьбе ЧОНовских отрядов с вооруженными бандами, стремящимися прорваться на советскую территорию.

Болезнь прогрессировала, и началась бесконечная череда пребывания в больницах, клиниках и санаториях. Мучительные процедуры, операции не приносили улучшения, но Николай не сдавался. Он занимался самообразованием, учился в Свердловском заочном коммунистическом университете, и очень много читал.

  • Русские писатели-классики о российских либералах

В конце двадцатых годов в Новороссийске он познакомился со своей будущей женой. К осени 1927 года Николай Алексеевич уже не мог ходить. К тому же у него началась болезнь глаз, которая в итоге привела его к слепоте, и была следствием осложнения после сыпного тифа.

Николай Островский с женой Раисой за год до смерти.

Осенью 1927 года Островский начал писать автобиографический роман "Повесть о "котовцах". Рукопись этой книги, созданная поистине титаническим трудом и отправленная по почте в Одессу бывшим боевым товарищам для обсуждения, к несчастью, потерялась на обратном пути, и судьба ее так и осталась неизвестной. Но Николай Островский, привыкший выносить и не такие удары судьбы, не потерял мужества, и не отчаялся.

В письме от 26 ноября 1928 года он писал: "Вокруг меня ходят крепкие, как волы, люди, но с холодной, как у рыб, кровью. От их речей веет плесенью, и я их ненавижу, не могу понять, как здоровый человек может скучать в такой напряженный период. Я никогда не жил такой жизнью и не буду жить".

С этого времени он навсегда был прикован к постели, и осенью 1929 года Островский переехал на лечение в Москву.

"Принесенных стоп в 20 - 30 книг ему едва хватало на неделю", - отмечала жена. Да в его библиотеке было не две - две тысячи книг! А начиналась она, по свидетельству матери, с журнального листа, в который хотели завернуть ему селедку, но он принес селедку, держа за хвост, а журнальный лист положил на полку... "Я очень изменился?" - спрашивал позже Островский Марту Пуринь, своего давнего друга. "Да, - ответила она, - ты стал образованным человеком".

В 1932 году он начал работу над книгой "Как закалялась сталь". После восьмимесячного пребывания в больнице Островский вместе с женой поселился в столице. Абсолютно обездвиженный, слепой и беспомощный, он ежедневно на 12-16 часов оставался в полном одиночестве. Пытаясь побороть отчаяние и безысходность, он искал выход из своей энергии, а так как его руки еще сохраняли некоторую подвижность, Николай Алексеевич решил начать писать. С помощью жены и друзей, сделавших ему специальный "транспарант" (папку с прорезями) он пытался записывать первые страницы будущей книги. Но и эта возможность писать самому продолжалась недолго, и в дальнейшем он был вынужден диктовать книгу своим родным, друзьям, соседке по квартире, и даже девятилетней племяннице.

С болезнью боролся с тем же мужеством и упорством, с какими некогда воевал на гражданской войне. Он занимался самообразованием, читал одну за другой книги, заочно окончил коммунистический университет. Будучи парализованным, вел на дому комсомольский кружок, готовил себя к литературной деятельности. Работал по ночам, с помощью трафарета, а днем друзья, соседи, жена, мать сообща расшифровывали написанное.

Николай Островский стремился научиться хорошо писать - следы этого хорошо видны опытному глазу. Он учился искусству литератора у Гоголя (сцены с петлюровским полковником Голубом; зачины типа "хороши вечера на Украине летом в таких маленьких городишках-местечках, как Шепетовка..." и др.). Учился у своих современников ("рубленый стиль" Б.Пильняка, И.Бабеля), у тех, кто помогал ему редактировать книгу. Учился писать портреты (получалось не очень умело, однообразно), искать сравнения, индивидуализировать речь персонажей, строить образ. Не все было удачным, с трудом приходилось освобождаться от штампов, находить удачные выражения, - делать это все приходилось, преодолевая болезнь, неподвижность, элементарную невозможность самому читать и писать...

Посланная в журнал "Молодая гвардия" рукопись получила разгромную рецензию: "выведенные типы нереальны". Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора "Молодой Гвардии" Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича.

Первую часть романа имела огромный успех. Номера журнала, где он публиковался, невозможно было достать, в библиотеках за ним стояли очереди. Редакцию журнала захлестнул поток читательских писем.

Образ главного героя романа - Корчагина был автобиографичен. Писатель переосмыслил личные впечатления и документы, и создал новые литературные образы. Революционные лозунги и деловая речь, документальность и художественная вымысел, лиризм и хроника - все это соединилось у Островского в новое для советской литературы художественное произведение. Для многих поколений советской молодёжи герой романа стал нравственным образцом.

Однажды, недовольный некоторыми семейными сценами романа, какой-то критик написал, что они способствуют "разжижению гранитной фигуры Павки Корчагина". Николай был возмущен - гранит не строительный материал для живого человека. Назвал статью "вульгарной": "Сердечно болен, однако отвечу ударом сабли". Одна из его добровольных секретарей, Мария Барц, оставила нам свидетельство того, что его беспокоило при диктовке: "По-человечески ли получилось? Не лубочно ли? Не слишком ли ортодоксален Павел Корчагин? Не плакатен ли?"

В 1933 году Николай Островский в Сочи продолжил работу над второй частью романа, а в 1934 году вышло первое полное издание этой книги.

В марте 1935 года в газете "Правда" был опубликован очерк Михаила Кольцова "Мужество". Из него миллионы читателей впервые узнали, что герой романа "Как закалялась сталь" Павел Корчагин - не плод фантазии автора. Что именно автор этого романа - и есть герой. Островским начали восхищаться. Его роман переводился на английский, японский и чешский языки. В Нью-Йорке он печатался в газете.

  • Кто диктует правила на писательском фронте Беларуси

1 октября 1935 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Островского наградили орденом Ленина. В декабре 1935 года Николаю Алексеевичу была предоставлена квартиру в Москве, на улице Горького, и специально для него была построена дачу в Сочи. Также ему было присвоено воинское звание бригадного комиссара.

Островский продолжал работать, и летом 1936 года он закончил первую часть романа "Рожденные бурей". По настоянию автора новую книгу обсудили на выездном заседании президиума правления Союза советских писателей на московской квартире автора.

Последний месяц жизни Николай Алексеевич был занят внесением поправок в роман. Он трудится "в три смены" и готовился отдохнуть. А 22 декабря 1936 года сердце Николая Алексеевича Островского остановилось.

В день его торжественных похорон, 26 декабря, книга вышла в свет - рабочие типографии набрали и отпечатали ее в рекордно короткие строки.

Мейерхольд поставил спектакль о Павке Корчагине по инсценировке романа, сделанной Евгением Габриловичем. За несколько лет до своей смерти Евгений Иосифович Габрилович рассказывал, какое это было грандиозное зрелище: "На просмотре зал взорвался овациями! Это было так жгуче, так потрясало! То была торжественная трагедия". Трагедийность той эпохи мы хорошо видим сегодня. Тогда видеть ее было запрещено. Ведь "жить стало лучше, жить стало веселее"... Спектакль запретили.

Роман "Как закалялась сталь" Островского выдержал более 200 изданий на многих языках мира. До конца 1980-х годов он занимал центральное место в школьной программе.

Николай Островский был похоронен на Новодевичьем кладбище.