Виктор Попков: Блоги: Факты о России. Виктор Попков: Блоги: Факты о России Прошло уже больше сорока лет после того рокового и нелепого выстрела, который оборвал жизнь художника… Наследие Виктора Попкова всё больше и больше приобретает очертания целостного

БИОГРАФИЯ

Родился в 1932 году в семье рабочего. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948-1952) и Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1952-1958) у Е. А. Кибрика. Жил в Москве. Убит выстрелом инкассатора, когда подошел к машине "Волга" и попросил водителя подвезти его. Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции. Похоронен на Черкизовском кладбище.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Основные произведения Виктора Ефимовича посвящены современной тематике:

  • «Строители Братска» (1960-1961), ГТГ
  • «Северная песня» (1968), ГТГ
  • «Семья Болотовых» (1968), ГТГ
  • «Бригада отдыхает» (1965), Союз художников СССР
  • «Шинель отца» (1972), ГТГ
  • «Двое» (1966), ГТГ
  • «Хороший человек была бабка Анисья» (1973), ГТГ
  • «Вдовы» (1966)
  • «Автопортрет» (1963)
  • «Осенние дожди. Пушкин» (1974), ГТГ, неоконченная

Несколько работ Попкова вошли в собрание Института русского реалистического искусства (ИРРИ).

ПАМЯТНИК

Надгробный памятник на могиле художника установлен в начале 1975 года. Скульптор - Алла Пологова. Рядом с художником похоронены его мать, брат и сестра.

  • Государственная премия СССР (посмертно) (1975)
  • В Мытищинском историко-художественном музее есть мемориальная комната художника, хранятся эскизы его картин, графические работы, зарисовки, фотодокументы.
  • Мать - Степанида Ивановна (8 ноября 1909- 8 сентября 1986)
  • Отец - Ефим Акимович (1906-1941)
  • Братья:
    • Николай Ефимович (8 января 1930 - 1 апреля 1978), сын Юрий Николаевич (род. 12 января 1954), внучка Дарья Юрьевна (род. 12 мая 1979)
    • Анатолий Ефимович (1941-1942)
    • Сестра - Тамара Ефимовна (25 марта 1937 - 26 марта 1986), сын Михаил Николаевич (3 июня 1963 - 15 февраля 2007), внуки Наталия Михайловна (род. 20 мая 1987) и Артём Михайлович (род. 28 октября 1994), сын Сергей Николаевич (род. 14 ноября 1958), внук Никита Сергеевич (род. 22 ноября 1988)
      • Жена - Клара Калинычева (род. 30 августа 1933)
      • Сын - Алексей Викторович (род. 24 января 1958)
      • Внучка - Алиса Алексеевна (род. 1984)

ПОПКОВ ВИКТОР ЕФИМОВИЧ (1932-1974) - РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ И ГРАФИК

Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать.
Тихо буду смеяться. Тихо буду рыдать.
Тихо буду любить, Тихо буду болеть,
Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.
Если будет мне счастье, Если будет мой бог,
Я не стану качаться, Я найду свой порог.
Буду к людям я добрый, Буду все я любить,
Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.
И тебя не обижу. Даже подлость стерплю.
Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь? Я смолчу.

Виктор Попков. О себе

Виктор Ефимович Попков - яркий представитель поколения шестидесятников. Он вошел в историю российского искусства стремительно и ярко. Сразу после окончания института им. Сурикова Виктор Попков стал заметным явлением в изобразительном искусстве страны. Три его работы из дипломной серии были куплены Государственной Третьяковской галереей, о нем писали в газетах и журналах, снимали на телевидении.

В 33 года Попков стал членом комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий, в 1966 он был удостоен почетного диплома «Бьеннале» на выставке работ молодых художников в Париже за работы «Полдень», «Двое», «Семья Болотовых».

Мой день. 1960

Виктор Ефимович Попков – наследник великой традиции русского реализма, п одобно Петрову-Водкину или Коржеву, Попков работал так, чтобы бытовую деталь и обыденную сцену сделать символом бытия вообще.
Палитра Виктора Ефимовича почти монохромна, он часто использует иконописные приемы (пробела в работе с лицами, сплошные цветные фона), его рисунок угловат и порой тороплив, но главным в его картинах Попкова является то, что художнику есть о чем сказать зрителю.

Виктора Попкова успели забыть – память о нем заслонили бесконечные авангардные акции, аукционные успехи прощелыг, неразличимая пестрая продукция "второго авангарда" – поделки декоративного рынка новых буржуа.



Строители Братской ГЭС. 1960-1961

Попков – художник сугубо советский. Это значит, что его идеалом в искусстве является то, что было провозглашено общественным идеалом в годы советской власти – даром что нарушалось и предавалось. Он верил, что люди любят землю, на которой живут, готовы за нее умереть, помнят своих отцов, чтят их память, отвечают за общество – то есть за стариков и детей.

С наивностью и бесстрашием – потому что сентиментальное высказывание в искусстве опасно, проще быть циником – Попков рисовал старух и детей; это редкий случай, чтобы художник так много рисовал младенцев и беспомощных стариков – в то время авангардисты чаще рисовали беспроигрышные полоски и писали "Брежнев – козел", а вот любить мало кто отважился. Вы знаете, кого любила группа "Коллективные действия" или "Мухоморы"? Вот и они сами тоже не знали. Рисуя ребенка, легко сделать вещь пошловатой, и Попков часто срывался, – но продолжал рисовать; иногда у него получались шедевры.


Воспоминания. Вдовы. 1966

Подлинно воспитанные и интеллигентные люди занимались концептуализмом, рисование считалось устаревшим. Повсюду в интеллигентных компаниях усталые юноши говорили, что живопись умерла. В те годы считалось, что настоящий писатель – Пригов, а Пастернак написал неудачный опус – Доктор Живаго. Многим светским людям казалось, что мнение кураторов из Нью-Йорка и галеристов из Майами – суть критично в отношении того, какому искусству быть, а какому надлежит пропасть. Их стараниями – живопись объявили анахронизмом. Бойкие юноши занялись инсталляциями, и Попков со своей кисточкой старого образца смотрелся смешно.
Мало того, что он тщился нарисовать картину, на этих картинах он рисовал никому не интересных людей – деревенских вдов, корявых мужиков, детей окраин, советских горожан. Это было такое вопиюще немодное творчество, постыдно искреннее. Ну, вообразите себе человека, который придет в интеллигентный дом, где читают Кафку и скажет, что он любит Родину, а его папа брал Берлин. Стыдно, правда? А Попков именно об этом и говорил – и не стеснялся.

Шинель отца. 1972

Некоторые его вещи (Мезенские вдовы, После работы, Мать и сын, Шинель отца) являются несомненными шедеврами живописи – он сделал то, чего не может сделать заурядный талант, а именно: он создал своего героя. Этим, собственно и замечательно пластическое искусство – в отличие от музыки или, например, философии – изобразительное искусство обладает способностью создать человека, наделить образ неповторимыми физическими чертами. Было бы затруднительно реконструировать наш мир по работам декоративного авангарда, – а по работам Попкова – можно. В мире отныне существует герой Виктора Попкова, так же точно, как существует герой Петрова-Водкина (рабочий интеллигент) или герой Корина (смятенный священник), герой Фалька (городской безбытный интеллектуал) или герой Филонова (пролетарий-строитель мира).


Двое. 1966

Герой Попкова – житель блочных районов окраины, муж и отец с небольшой зарплатой, которой ему хватает, – а лишнего не надо, – он не будет знать, на что ее использовать; он родственник героям Владимова и Зиновьева; это интеллигент, который уже ни во что не верит, но работает ради других и ради общественного долга – потому что "стране нужна рыба", выражаясь словами героя "Трех минут молчания".

Это несладкая судьба, неуютная судьба, и картины у Попкова грустные – не декоративные. Современный буржуй его картины оценит вряд ли. Попков был настоящим художником, в том числе подлинность выражалась в том, что он был художником неровным – иногда излишне сентиментальным, иногда слащавым. В лучших вещах – крупным реалистом, в самых лучших (есть один холст, где старуха сидит в углу избы) – великим живописцем.


В картинах Попкова исключительно силен мотив иконы – он настаивает на родстве реалистической (кто-то скажет: соцреалистической) живописи с иконописью. Его представления о живописной кладке столь же безыскусны и просты, как у провинциального иконописца, и то, ради чего он пишет картины, можно выразить ровно теми же словами, какими описываем причину возникновения иконы.

Время не помогло этого художника разглядеть. Он казался недостаточно современен, наше игрушечное, фальшивое время не любит все настоящее, – а хотелось пестрого и дерзкого: его забыли ради фантиков, точно так же, как забыли его европейских современников – Гуттузо или Моранди, открывать этих художников предстоит заново. Утрачен сам язык – нет искусствоведа, который умел бы сегодня анализировать картину, красочный слой, движение пальцев. Искусство очень долго оглупляли, вместо искусствоведов плодили кураторов.

Теперь предстоит учиться не только заново говорить, но и заново смотреть.

Бригада отдыхает. 1965

Жизнь - порой так казалось Попкову - приобретала черты нелепого фарса. А коль скоро так, избегнуть поис ков - не истины, нет, забвения - на дне стакана не удавалось. Попытка самоубийства. Предчувствие скорой смерти. За две недели до гибели принес друзьям пластинки: «По ставьте музыку на моих похоронах».

Гибель - тоже нелепая. И в этой нелепости, случайно сти слышится неумолимая поступь судьбы.

Его вообще не должно было быть в этот день в Мо скве. Он собирался уезжать. Но не уехал. В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на ули це Горького. Такси не останавливались. Приняв за такси ин кассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее. Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека уми рать на мостовой. В больницу Попкова привезли как банди та, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину, и лишь позднее обстоятельства «нападения» уда лось прояснить благодаря случайным свидетелям.


Хороший человек была бабка Анисья. 1973

А уже в 2 часа ночи по «Голосу Америки» передавали, что «полковниками КГБ убит известный русский ху дожник Попков». Во время гражданской панихиды и по хорон ждали «провокаций». Но провокаций не было, кро ме разве одной: входя в зал Дома художников на Кузнецком мосту, где проходила гражданская панихида, люди видели на сцене картину Попкова «Хороший человек была бабка Анисья». Несколько лет назад, когда картина впервые вы ставлялась в Доме художников, Попков именно здесь хотел поместить ее. Тогда не дали. Дали теперь.

«Таруса. Солнечный день. Был на могиле Ватагина, Паустовского, Борисова-Мусатова. Святые могилы. Светла о них память. Какой же вывод сегодня я смог сделать? Они были жадными к жизни. Они хотели жить и отлично понимали - покой будет. Они не были ханжами к жизни. Они любили жизнь и жили ею полно и духовно и физически, в пределах отпущенных каждому природой.

И я теперь понимаю, для того, чтоб после твоей смерти о тебе вспоминали с благодарностью, нужно иметь мужество жить мучаясь, страдая от радости, любить радость, смех, здоровье, все красивое, сильное, живое и все, что движется, - тело, мысль, душу.

И еще: каждому возрасту свойственна своя красота и тела и духа. Но самое прекрасное тело в молодости, а дух в старости. И нужно любить тело, когда молод, и думать всегда о духе, а в старости только о духе. Поменьше нытья, Боже, дай здоровья и телу и духу. Научи радоваться, пока живем. Забыть мысли о насилии над жизнью».

Возвращение. 1972

Прошло почти 38 лет со дня гибели художника, но до сих пор к его памятнику в Тарасовке ложатся на снег алые гвоздики. О Викторе Попкове написано немало книг, статей, снято фильмов, сделано телепередач. Картины хранятся в крупных музеях, картинных галереях России и зарубежья. Коллекционеры считают за честь иметь работы Попкова. Это свидетельство той благодати, которую Виктор Ефимович при жизни вложил в свои полотна.



В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Тогда эта страшная, нелепая, ничем не объяснимая история не получила должной общественной огласки. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Так в 42 года оборвалась жизнь одного из самых значительных русских художников второй половины XX века.
Виктор Ефимович Попковпосле окончания института им. В. Сурикова стал заметным явлением в изобразительном искусстве страны. Три его работы из дипломной серии были куплены Государственной Третьяковской галереей, о нем писали в газетах и журналах.В 1966 году он был удостоен почетного диплома «Бьеннале» на выставке работ молодых художников в Париже за работы «Полдень», «Двое», «Семья Болотовых».
Остросоциальные произведения художника вызывали раздражение у представителей власти. Может быть поэтому, на Западе его называли диссидентом.
Виктор Попков был глубоко национальным художником. Его патриотические вещи касались всех сторон жизни в обществе и близких ему по духу людей. Он как режиссер вживался в материал и проникался сочувствием к персонажам своих полотен. Видимо поэтому, эмоциональная наполненность его холстов до сих пор находит отклик в сердцах многих зрителей.

Отличительной чертой творчества Виктора Попкова является притчевый характер его произведений. Языком символов он пишет рассказ, повесть, роман пластикой линий, пятен, цвета, фактуры, достигая виртуозной техники исполнения. В его полотнах всегда есть тайна и загадочная притягательность. Сила его творчества еще и в том, что языком живописи он умел достичь оптимального результата в своих замыслах. Идея, колорит, композиция, виртуозный рисунок – все на высочайшем профессиональном уровне.

"Мой день" 1968. ГТГ

Одними из самых значимых произведений стали эпические работы художника из цикла «Мезенские вдовы»: «Воспоминания. Вдовы», «Северная песня», «Сентябрь на Мезени», «Северная часовня», «Сени, «Одна», «Старость» и другие. Уже названия картин несут в себе и сопереживание, и внутреннюю боль за людей, прошедших тягости лихолетья, страданий и незаслуженно забытых.

Творчество этого мастера до сих пор волнует и вызывает неподдельный интерес не только в России. Виктор Попков удостоен звания лауреата Государственной премии, о нем сняты документальные фильмы, изданы альбомы, книги. В Третьяковской галерее находится 90 работ художника, более 20 работ - в Русском музее.

Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать.
Тихо буду смеяться. Тихо буду рыдать.
Тихо буду любить, Тихо буду болеть,
Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.
Если будет мне счастье, Если будет мой бог,
Я не стану качаться, Я найду свой порог.
Буду к людям я добрый, Буду все я любить,
Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.
И тебя не обижу. Даже подлость стерплю.
Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь? Я смолчу.

Виктор Попков "О себе"

"Строители Братска" 1960-1961

"Воспоминания. Вдовы" 1966 ГТГ

"Воспоминания. Вдовы" 1966. ГТГ. Фрагмент

"Тётя Феня умерла. Горе" 1968

"Северная песня" («Ой, как всех мужей побрали на войну...»). 1968

"Северная песня" 1968, фрагмент

"Монастырь в Боровске" 1972

"Рожниковы обедают" 1966-1969

"Деревня Кимжа" 1969. Пермская художественная галерея

"Часовня в деревне Зехново" 1972

"Хороший человек была бабка Анисья" 1973. ГТГ

"Работа окончена" 1972

"Шинель отца" 1972. ГТГ

Эта своеобразная жанровая картина завершает серию картин про войну. Это автопортрет художника, посвященый его отцу - Ефиму Акимовичу Попкову, погибшему в начале войны. На эскизе к картине - отрывок из последнего, вероятно, письма Ефима Акимовича жене Степаниде Ивановне Попковой:
"Наша часть под Смоленском. Бои тяжелые. Стеша, передай Чувилкиной Маше, что Федор погиб. Вчера его подобрали еще живым. Умер при мне. Стеша, сегодня опять бой. Если что-то со мной случится, береги детей и себя. (Слова "целую, твой Ефим, 21 окт. 41 год" зачеркнуты.) Поцелуй крепко Томочку, Витю и Колю. Стеша, сейчас в бой. Допишу после боя..."

Не дописал.

Прощальные слова отца легли в основу замысла картины "Шинель отца". Своим глубоко личным воспоминанием об отце Попков ставил себя в ряд с северными женщинами-вдовами, связывая собственную судьбу с их проклятой бабьей одинокой долей. Вдовы словно выплывают из серо-зеленого, под цвет солдатской шинели фона и становятся рядом с ним, примеряющим шинель отца.

"Однажды вечером он пришел ко мне в шинели его отца, опустился на пол у стены и рассказал, как плакал сегодня, работая над картиной", - вспоминает xудожник К. Фридман.

Конечно, эта солдатская шинель не Ефима Акимовича, но она принадлежала отцу жены Виктора Попкова, художницы Клары Калинычевой, хранилась в семье как реликвия, и в то же время использовалась для дела во всех необходимых случаях.

Попкову при ясном и четком образном видении картины долго не давалась сама центральная фигура. Он несколько раз менял ее положение, поворот головы, жест руки, даже одежду, стараясь найти верные цветовые отношения и с цветом солдатской шинели, и с фоном картины. Не только созвучных тонов, но и контрастных. Завершающей точкой стало яркое пурпурное пятно на палитре. Кстати, многозначительный прием, который он ввел и в картину "Северная песня". Там завершающей точкой стал красный цветок герани на подоконнике.

Некоторые искусствоведы видят в "Шинели отца" отголоски былых споров о связи поколений. Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало. Связь поколений он испытывал кровно. Он питал огромную любовь к матери, к погибшему отцу, уважение к старшим художникам, но проблематика его работ гораздо шире сострадания к родным и близким.

"Попков - одна из ключевых фигур отечественного послевоенного искусства. За несколько лет он совершил скачок от социального в экзистенциальное". Ян Брук, замдиректора ГТГ по научной работе.

Но самое главное произведение Попкова - его судьба. Похожей нет ни у одного продвинутого концептуалиста, и, вполне вероятно, они многое бы за такую легенду отдали. Мальчик из рабочей семьи блестяще оканчивает Суриковский институт, за первую же большую картину "Строители Братской ГЭС" обласкан властями. В 27 лет, по тем меркам очень рано, вступает в СХ СССР, в 62-м едет в Финляндию на Фестиваль молодежи и студентов. В 67-м получает почетный диплом биеннале современного искусства в Париже. 30-летний Попков даже вошел в комитет по присуждению Государственных и Ленинских премий. Налицо был большой социальный успех.

А параллельно - пьянство, попытка самоубийства (его буквально из петли вытащил тесть), предчувствие смерти. За пару недель до гибели Попков принес друзьям пластинки: «Поставьте музыку на моих похоронах».
На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова "Осенние дожди (Пушкин)".

Попков Виктор Ефимович (1932-1974) – советский художник, живописец и график.
Художник родился 9 марта 1932 года в Москве в рабочей семье. Отец художника погиб во время Великой Отечественной войны, а мать художника, ставшая вдовой, в одиночку воспитывала четверых детей.
С 1948 по 1952 гг. Виктор Ефимович учился в «Художественно-графическом педагогическом училище», с 1952 по 1958 – в «Московском государственном академическом художественном институте имени В.И.Сурикова» у .
В течение 1950-х и 1960-х годов Попков много путешествовал по стране: посещал города Сибири и крупные советские строительные проекты. Попков писал картины на основе впечатлений от поездок – наиболее известной подобной работой художника является «Строители братской ГЭС (Строители Братска)».
В середине 1960-х художник практически полностью изменил свой художественный стиль, отказавшись от темы государственной идеологии, преобладавшей тогда в творчестве советских мастеров – вместо этого Виктор Ефимович сфокусировался на более запутанной философской тематике.
Виктор Ефимович Попков посмертно стал лауреатом Государственной премии СССР. Также, в Государственной Третьяковская Галерее была организована посмертная выставка работ художника.
Художник погиб 12 ноября 1974 года, убитый выстрелом инкассатора в упор. Произошедшее событие всячески искажалось заинтересованными сторонами: друзьями погибшего художника, защитой инкассатора… Ко всему прочему, радио «Голос Америки» устроило словесный «вброс», сообщив, что «Попкова убили сотрудники КГБ»: из-за этого под угрозой срыва оказалась гражданская панихида по художнику – сотрудники спецслужб опасались возможных провокаций, а потому пытались запретить проведение публичного события.
Так что же произошло 12 ноября 1974 года? В тот день Попков подписывал договор с . На территории комбината Попков встретил знакомого художника, предложившего отметить подписание договора в кафе. Во время празднования, к художникам присоединилось ещё двое знакомых – вся компания до глубокого вечера просидела в кафе. Время было уже позднее - Попков предложил отправиться к нему в мастерскую, расположенную на Брянской улице, дабы продолжить празднование в творческой обстановке.
Нетрезвые художники вышли на улицу и под предводительством Виктора Ефимовича Попкова сразу же направились к инкассаторскому автомобилю, стоявшему на противоположной стороне дороги. Сложно сказать, почему Попков решил обратиться с просьбой «подвезти» к инкассаторам: возможно, что это был некий пьяный угар, а может было так, что художник считал себя настолько значимой личностью, что инкассаторы должны безропотно ему подчиниться, наплевав на собственные обязанности.
Как рассказывали современники Попкова, не отягощенные необходимостью личной дружбы с ним, Виктор Ефимович был излишне напыщенным и самоуверенным человеком, возможно, что эти две черты характера повлияли на его смерть. Также следует заметить, что 10 ноября 1974 года, в Крыму было совершено разбойное нападение на инкассаторскую машину: двое инкассаторов были убиты на безлюдном участке трассы, после чего инкассаторская служба получила особый приказ, разрешающий стрельбу без предупреждения в опасной ситуации.
Довольно очевидно, что инкассаторы, перевозящие крупную сумму денег, были сильно встревожены из-за недавнего убийства своих товарищей, а тут ещё группа пьяниц ломится в окно служебной машины, с требованием впустить их и «подвезти»…

В 1972-1973 годах Виктор Ефимович Попков вместе со своей женой, известной художницей , работал на Кенозере. Среди прочих, ниже представлены некоторые работы, которые были созданы в совместных творческих командировках с женой художника.

Составить 7 предложений по картине Виктора Попкова С санками

Ответы:

Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. А.Пушкин Болдинская осень. Поэт вышел на террасу, посмотреть на осенний пейзаж. Может именно в это самое время рождаются стихи про осень, про октябрь. Как известно, Пушкие очень любил осеннюю полгоду и посвятил ей немало стихов. Любил осень и художник Попков Виктор Ефимович. Он чувствовал тесную связь с великим русским поэтом, даже специально сшил себе фрак и часто одевал его, чтобы теснее почувствовать то время, когда фрак был одеждой для пиров и балов. Попков был представителем "суровой" школы живописи, которую сам же и основал. Его картины скупы на краски. Желтые, ещё не облетевшие листья, серые, промокшие колонны, к одной из которых прислонился Александр Сергеевич. Он зябко обхватил себя руками, полы фраки трепет осенний ветер. Холодно, неуютно, но как красива даль, река, отдаленные холмы. Видно, что господский дом стоит на возвышении, вниз сбегает широкая лестница, на площадке стоит скамейка, на которой так замечательно отдыхать в погожие днип. Но только не сегодня, сегодня зябко. Источник шз


Сейчас можно наблюдать оживление интереса к советскому искусству, которое еще вчера считалось отжившим и никому не нужным.
Мне всегда нравился художник Виктор Попков, и я надеюсь, что ему устроят большую выставку.
Жизнь художника Виктора Попкова была обыкновенная: он родился в 1932 году. Детство его прошло в заводская коммуналке в подмосковном городе Мытищи, недалеко от станции Челюскинская Ярославской железной дороги. Родители перебрались в город из деревни, отец погиб на фронте.
Однажды Виктор увидел женщину с мольбертом и сразу сказал, что хочет такой же. Его отдали в изостудию. Школу окончил с отличием. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948-1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова(1952-1958). К диплому сделал 13 работ вместо положенных трех-четырех. В 1961 году написал картину «Строители Братска», которую купила Третьяковка. После этого сделал быструю карьеру. Попкову не было и тридцати, когда он стал членом Союза художников СССР, и вскоре его приглашают в Комитет по Ленинским и Государственным премиям.
Но позже власть уже не так к нему благоволила. Далее он писал картины, пил, ссорился с женой – жил, как все. Попков отличался рискованным поведением: ходил по тонкому льду, прыгал с платформы за 3 минуты до отхода поезда, чтобы поднят упавшую монету. В 1961 году он пытался покончить с собой. Спас его тесть.
В последний год своей жизни Попкова терзали мрачные предчувствия. Он принес одному другу стопку пластинок и просил проиграть их на его похоронах, другому другу он сообщил место, где его нужно похоронить (но ничего этого не исполнили).
В ноябре 1974 погиб в ДТП его друг. Попков собирался на его похороны в Ферапонтово, но раздумал и остался в Москве.
12 ноября 1974 года, Виктор Попков шел подписывать договор с Комбинатом живописного искусства, где встретился с приятелями. Они похвалили его последнюю работу «Хороший человек была бабка Анисья». Вместе пошли отмечать подписание договора и «Анисью». После ресторана Попков пытался поймать машину, но не понял, что это не простая машина, а инкассаторская. Инкассатор его застрелил, а друзья разбежались. «Скорую» вызвала женщина из соседнего дома, видевшая всю сцену из окна, а сопровождал раненого Попкова в больницу милиционер, оказавшийся рядом. В больнице Попков умер.
Был суд. Инкассаторы доказывали, что художник хотел их ограбить. Очень странно повели себя друзья-художники. Они сказали, что не были с ним рядом и ничего не знают. Но показания той женщины, которая вызвала «Скорую», спасла репутацию художника. Инкассатору дали 7 лет. Выяснилось, что он еще был и пьян.
Союз художников выдвинул кандидатуру Виктора Попкова на соискание Государственной премии посмертно. В Большом Кремлевском дворце Государственную премию за художника получили его жена и сын.

Посмотрите, похоже, что художник предчувствовал свой скорый конец.

"Он вам не завидует"

"Сорокалетие"


"Шинель отца". Кстати, шинель на нем – тестя.

"Хороший человек была бабка Анисья".
На картине люди прячутся от дождя, а его нет. Попков говорил, что дождь идет в их душах – они скорбят.

В картинах, где Попков писал мужчину и женщину, видно, что они не слишком ладят друг с другом. Но ребенок спасает ситуацию – с ним это уже семья.

Это художник с женой.


"Двое" Одна из самых известных картин Попкова.


Попов с удовольствием писал старух. Старухи в красном – это эскизы к картинам «Вдовы» и «Северная песня».


А это - бабушка художника


"Вдовы"


"Северная песня"

А это зарисовки из обычной жизни – то, что так ненавидят современные критики.

"Развод"

"Больной ребенок"

Север. Попков любил ездить на север.

Пушкин и Керн

А эти картины с детьми

Несколько автопортретов


Это он с матерью

Просто так. Мне понравились.


Еще Попков сделал много портретов других художников, но я их не стала помещать, хотя они тоже очень интересны.

Обратите внимание на красный цветок на многих картинах Попкова - он что-то значил для него.

Художники не бывают устарелыми - они бывают хорошими и плохими. Кто-то из журналистов заявил, что сегодня попковские старухи неинтересны, потому что сейчас таких нет. А рембрантовские старики сейчас есть? Что за глупость, прости господи?

В картинах Попкова есть та степень смешения реального и абстрактного, которая допускает множественность интерпретация и позволяет каждому найти в них что-то свое. Этим и отличается настоящее искусство.
Я удивляюсь, что ГТГ еще не сделало большой персональной выставки Виктора Попкова.