Возможные темы по направлению искусство и ремесло. В. Короленко. «Слепой музыкант». Сочинение на тему Искусство и ремесло

«Искусство и ремесло» Направление итогового сочинения на 2018-2019 учебный год.

Обзор темы итогового сочинения по литературе

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО»

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Аспекты направления:

  1. Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
  2. Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.
  3. Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.
  4. Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
  5. Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

ИСКУССТВО
Определение:
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
2. Умение, мастерство, знание дела.
3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

ИСКУССТВО — одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно.

Многозначность термина «искусство» — выражение исторической эволюции эстетического сознания человечества. Формы художественного творчества, ремесла и всяческого уменья обозначались первоначально одним словом. По мере развития культуры стало постепенно осознаваться существенное отличие художественного творчества от других сфер практической деятельности и одновременно родство всех искусств с поэзией (литературой). Более того, в 19 веке последняя расценивалась многими теоретиками как «высший» вид искусства.

Вычленение искусства в качестве самостоятельной категории и феномена человеческого опыта в античной эстетике происходило путем сопряжения и сопоставления искусства и природы, искусства и морали, реального и идеального начал, научного понятия и художественного образа и т. д.

Искусство — совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и таланте) и техники (которая и вовсе легко без них обходится).

Синонимический ряд:
умение, мастерство, художество, занятие, знание, артистизм, квалифицированность, умелость, сноровка, искусность, артистичность, вокал, виртуозность, мастеровитость, техника, навык, дело, квалификация изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика, поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство;

Каким может быть искусство (определения):
Изобразительное, кулинарное, прикладное, сценическое, монументальное, древнерусское, художественное, драматическое, изящное, актёрское, театральное, декоративное, ювелирное, вокальное, цирковое, врачебное, балетное, античное, абстрактное, современное, музейное, оперное.

Устойчивые выражения и словоупотребление:
Военное искусство, изобразительное искусство, изящные искусства, прикладное искусство, произведение искусства, обучаться искусству, упражняться в искусстве, постигать искусство, покровительствовать искусству, служить искусству, владеть искусством, осваивать искусство, осмысливать искусство, практиковаться в искусству, преуспеть в искусстве, высокое искусство, по всем правилам искусства, из любви к искусству, памятники искусства.

РЕМЕСЛО
Определение:
1. Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.
2. Вообще профессия, занятие (разг.)

Синонимический ряд :
дело, занятие, искусность, кузнечество, мастерство, призвание, промысел, профессия, работа, рукоделие, рукомесло, специальность

Каким может быть ремесло (определения)?:
Кузнечное, прибыльное, ювелирное, актёрское, искусное, доходное, швейное, журналистское, традиционное, оружейное.

Устойчивые выражения и словоупотребление :
Обучить ремеслу, осваивать ремесло, постигать ремесло, зарабатывать ремеслом, кормиться ремеслом, ремесло процветает, заниматься ремеслом, перенять ремесло, преуспеть в ремесле, учиться ремеслу, владеть ремеслом, избрать ремесло.

Направление «Искусство и ремесло»

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.


Как можно раскрыть тему «Искусство и ремесло»

    Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

    Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.

    Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.

Размышления по теме

Искусство - крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

Что такое ИСКУССТВО

Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Умение, мастерство, знание дела.

Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Что такое РЕМЕСЛО

Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.

Аспекты направления:

Искусство, деятели искусства.

Их роль в жизни общества.

Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

Талант/бесталанность.

Истинный/мнимый талант.

Ремесло/искусство.

Общее и различия в целях и т.д.

Граница между ремеслом и искусством.

Ремесленники/художники.

Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.

Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

Примерные темы для подготовки к итоговому сочинению 2018-2019 учебного года по направлению «Искусство и ремесло»

1. Какова роль искусства в жизни общества?
2. В чем заключается «миссия» художника?
3. Согласны ли Вы с высказыванием Дж. Фаулза: «Ремесленник и настоящий художник тем и
различаются, что один знает, на что способен, а другой - нет; вот почему одно занятие ничем не
грозит, а другое чревато всяческими опасностями».
4. В чем заключается разница между «искусством» и «ремеслом»?
5. Как связано понятие «талант» с искусством и ремеслом?
6. Кого можно назвать подлинным деятелем искусства?
7. Согласны ли вы с тем, что «ни один ремесленник не испытывает того пьянящего чувства, какое
один раз в жизни испытывает поэт оттого, что впервые создал своими руками нечто, заключающее
в себе смутное биение его мечты»? (П. Неруда)
8. Как отношение к искусству и ремеслу характеризует человека?
9. Согласны ли вы с тем, что самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи?
10. Каково предназначение художника?
11. В чем разница между «истинным» и «мнимым» талантом?
12. Какова роль созидания в жизни человека (общества)?
13. В чем заключается разница между «ремесленниками» и «художниками»?
14. Где заканчивается ремесло и начинается искусство?
15. В чем причины конфликта между талантом и посредственностью?
16. Согласны ли Вы с высказыванием А.А. Иванова: «Художник должен стоять в уровень с понятиями
своего времени»
17. Может ли «ремесленник» стать творцом?
18. Какова роль труда в жизни человека?
19. Как соотносятся понятия «энтузиаст» и «филистер»?
20. Почему литературу часто относят к «высшему» виду искусств?
21. Кого можно назвать обывателем?
22. Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Великие таланты чужды мелочности»?
23. Что отличает произведение искусства от других продуктов практической деятельности человека?
24. Можно ли утверждать, что искусство нуждается в личностном начале?
25. Кого можно назвать талантливым человеком?
26. Согласны ли вы с тем, что талантам нужно помогать?
27. Что является необходимыми условиями для создания шедевра?
28. Как вы понимаете устойчивое словосочетание «военное искусство»?
29. Для чего нужно сохранять памятники искусства?
30. Согласны ли вы с утверждением В. Микушевича: «Талант – это условие, а не критерий творчества.
Чтобы разрушать, тоже нужен талант»?
31. Что такое искусство?
32. Что такое ремесло?
33. Согласны ли Вы с тем, что без жизненного опыта невозможно творчество?
34. Можно ли измерить «талант»?
35. В чем различие между словами «гениальность» и «талант»?
36. Для чего обществу нужны художники?
37. Что такое «творчество»?
38. Раскройте смысл высказывания Роллана: «Живет лишь тот, кто творит»?
39. Нужно ли гениям «трудиться»?
40. Как вы понимаете смысл высказывания И. А. Гончарова: «Поэт без творчества уж не поэт, а
сочинитель».
41. Согласны ли вы с тем, что талантливыми не рождаются, а становятся?
42. Согласны ли вы с утверждением Л. Зорина: «Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство,
низведённое до ремесла»?
43. Как вы понимаете утверждение: искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот
владеет им?
44. Согласны ли Вы с тем, что «каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет
муза»? (Платон)
45. Какова роль воображения в процессе создания произведения искусства?
46. Важно ли чувство меры в искусстве?
47. Почему, на ваш взгляд, существует мнение, что тот, «кто испытал наслаждение творчества, для того
уже все другие наслаждения не существуют»? (А.П. Чехов)
48. Почему говорят, что искусство вечно?
49. По мнению Брехта, «искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие».
Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
50. Согласны ли вы с тем, что искусство требует знаний?
51. Как «человечность» связана с искусством?
52. Согласны ли Вы с тем, что «искусство требует жертв»?
53. Как Вы понимаете выражение: «искусство требует жертв»?
54. Как связаны концепты «красота» и «искусство»?
55. Согласны ли вы с тем, что «искусство – универсальный язык мира»?
56. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Раскина: «Когда соединились любовь и мастерство, можно
ожидать шедевра»?
57. Без чего невозможно творчество?
58. Согласны ли вы с высказыванием: «Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство - всякий человек» (Ж. Грюн)
59. Согласны ли вы со словами Стравинского: «Профан воображает, что для творчества надо ждать
вдохновения. Это глубокое заблуждение»?
60. Согласны ли Вы с мнением Эренбурга: «Высокое искусство не только отображает жизнь, оно,
участвуя в жизни, ее меняет»?
61. Согласны ли Вы с утверждением Гёте: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать»?
62. Раскройте смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Порыв к творчеству может также легко
угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»?
63. Способен ли каждый человек познать искусство?
64. Как вы понимаете высказывание Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
65. Согласны ли вы с утверждением Н.В. Гоголя: «В руках таланта все может служить орудием к
прекрасному»?
66. Согласны ли Вы с тем, что «каждое достижение должно пройти через суровое испытание
отрицанием и насмешками»? (Рерих)
67. Согласны ли вы с утверждением П.И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не
любит посещать ленивых»?
68. Как вы понимаете смысл высказывания Роллана: «Творить - значит убивать смерть»?
69. Как вы понимаете смысл высказывания Т. Драйзера: «Искусство - мед, хранимый человеческими
душами и собираемый на крыльях лишений и труда»?
70. Согласны ли вы с утверждением Ф. Шаляпина: «Искусство может переживать времена упадка, но
оно вечно, как сама жизнь»?
71. Можно ли утверждать, что «всякое творение свидетельствует о творце»?
72. Можно ли утверждать, что «искусство должно быть прекрасным»?
73. Согласны ли вы с утверждением: «Искусство, не несущее послания, подобно пустому конверту»?
(Ливрага)
74. Раскройте смысл высказывания Шопенгауэра: «Талант попадает в цели, в которые обычные люди
попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят».
75. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Почти все таланты хоть капельку, да поэты,
даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта»?
76. Согласны ли вы с тем, что «гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких
определённых правил». (Кант)
77. Как вы понимаете смысл высказывания: «Что у таланта – средство, у посредственности – цель»?
78. Можно ли лишиться таланта?
79. Как вы понимаете фразу «растрачивать свой талант»?
80. Кого можно назвать «врагами таланта»?
81. Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?
82. Можно ли утверждать, что скромность сопутствует таланту?
83. Согласны ли Вы с мнением: «Великие таланты навлекают на себя ненависть - так железо
подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов». (Ж. Даламбер)
84. Согласны ли Вы с утверждением Лессинга: «Художники пишут глазами любви, и только глазам
любви следует судить их».
85. Согласны ли Вы с утверждением Родена: «задача художника – отделить правду от притворства»?
86. Важно ли смелость в творчестве?
87. Согласны ли Вы с утверждением А.Ф. Лосева: «Настоящий художник тот, у которого мы не
замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает»?
88. Согласны ли вы с мнением: художник отличается от ремесленника тем, что «ремесленник всю
жизнь ходит по одной и той же дороге, а художник всегда ищет новый путь»?
89. Раскройте смысл высказывания И.А. Гончарова: «Искусство само по себе, ремесло само по себе, а
творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть».
90. Согласны ли Вы с мнением К.Г. Паустовского: «Писатель не может пренебрегать ничем, что
расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель
ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют
американскую жевательную резинку»?
91. Только ли избранные способны понять искусство?
92. Согласны ли Вы с утверждением: «Кто родился философом, тот сделан из золота, кто родился
стражем, тот сделан из серебра, а ремесленник - из железа и сплавов. Как невозможно, говорит
Платон, сплавить все эти металлы, так невозможно будет когда-либо уничтожить кастовое
устройство и перемешать касты друг с другом»?
93. Можно ли измерить талант?
94. Стремление к вечности как одна из предпосылок к творчеству.
95. Как отличить «истинных» ценителей искусства от мнимых?
96. Как нравственные качества художника влияют на его произведения?
97. Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?
98. В чем заключается феномен «творчества»?
99. Согласны ли Вы с утверждением М. Пришвина: «Без чувства современности художник останется
непризнанным»?
100. Кого обычно называют «филистерами»( Человек с узким, ограниченным умственным кругозором и ханжеским поведением; мещанин, обыватель. - Вы не будете отрицать, что он - филистер до мозга костей? Вересаев, На повороте.) ?

Еще один официально утвержденный список сочинений по направлению итогового сочинения "Искусство и ремесло"
Что такое настоящее искусство?
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
Почему люди путают искусство и ремесло?
В чём ценность искусства?
Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
Над каким искусством время невластно?
Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
Что такое талант?
Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
Почему искусство называют вечным?
Можно ли научиться искусству?
Кого можно назвать истинным творцом?
Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?
Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?
Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?
Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?
Что можно считать подлинным искусством?
В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
В чем разница между ремеслом и искусством?
Может ли ремесленник стать художником?
Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
Могут ли способности превратиться в талант?
Кто такой талантливый человек?
Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
Какова роль искусства в развитии человечества?
Чем настоящее искусство привлекает человека?

В зале, переполненном людьми, звучит органная музыка, от чего у лирического героя возникают различные ассоциации. Он анализирует эти звуки, сопоставляет их то с высокими и звонкими звуками природы, то с шипящими и низкими раскатами грома. В одночасье у него перед глазами возникает вся его жизнь - и душа, и земля, и мир. Он вспоминает войну, боль, потери и, пораженный звучанием органа, готов преклонить колени перед величием прекрасного. - Несмотря на то что зал полон людей, лирический герой продолжает ощущать себя одиноким. Вдруг у него мелькает мысль: он хочет, чтобы все рухнуло, все палачи, убийцы, а в душах людей звучала музыка. Он рассуждает о людском существовании, о смерти, о жизненном пути, о значимости маленького человека в этом большом мире и понимает, что Домский собор - это место, где живет нежная музыка, где запрещены все рукоплескания и другие возгласы, что это дом тишины и спокойствия. Лирический герой преклоняет свою душу перед собором и от всего сердца благодарит его. Мелодичность музыкального инструмента заставляет героя забыть все неурядицы и боль утраты, все неприятные воспоминания улетучиваются, оставляя лишь мысли о приятных и счастливых моментах в жизни. Герой хочет приклониться, поблагодарить этот музыкальный инструмент и собор – место душевного спокойствия.

Рассказ "Домской собор" имеет глубокий философский смысл. Он даёт понять читателю, что музыка способна на многое. Она может излечить глубокие душевные раны, исцелить людские сердца, дать необходимые силы и наполнить жизнь необходимым смыслом .

В.П. Астафьева, к рассказу «Гимн жизни»

Мать, отец-инвалид, Лина

Героиня, двадцатилетняя Лина, неизлечимо больна. Она теряет волю к жизни, ходит по московским музеям, театрам, операм, и ничего ее не радует. Но когда в планетарии она услышала музыку Чайковского, ее душа расцвела, и нарисованные звезды засияли новыми красками. Пусть ей и оставалось прожить считанные недели, унывать было нельзя, чтобы в последний день не жалеть о бесполезно потраченном времени - и к этому осознанию ее привела музыка.

Влияние искусства на жизнь человека

Именно музыка П.И.Чайковского спасла героиню рассказа В.Астафьева «Гимн жизни». Смертельно больная девушка, не верившая в выздоровление, попадает в планетарий, где слышит музыку великого классика. Потрясенная ею, она принимает решение: «Жить!Только жить!»

Варлам Шарамов «Шерри-бренди»

поэт

На нарах умирает человек, которому прочили великое будущее на литературной стезе, он был талантливым поэтом двадцатого века. Он умирал мучительно и долго. В его голове проносились различные видения, путались сон и явь. Приходя в сознание, человек верил, что поэзия его нужна людям, что она даёт человечеству понимание чего-то нового. До сих пор в его голове рождались стихи.

Наступил день, когда ему дали пайку хлеба, которую он уже не мог жевать, а просто мусолил по гниющим зубам. Тогда сокамерники стали останавливать его, убеждая оставить кусок на следующий раз. И тогда поэту стало всё ясно. Он умер в тот же день, но соседи сумели ещё два дня использовать его мёртвое тело для получения лишней пайки.

Герой рассказа "Шерри-бренди” отличается от большинства героев "Колымских рассказов". Это поэт. Поэт, находящийся на краю жизни, и мыслит он философски. Словно со стороны наблюдает он происходящее, в том числе и то, что происходит с ним самим: "…он не спеша думал о великом однообразии предсмертных движений, о том, что поняли и описали врачи раньше, чем художники и поэты”. Как и любой поэт, о себе он говорит, как об одном из многих, как о человеке вообще. В его сознании всплывают стихотворные строки и образы: Пушкин, Тютчев, Блок… Он размышляет о жизни и о поэзии. Мир сравнивается в его воображении со стихами; стихи оказываются жизнью .

Перед нами человек, сохранивший свое человеческое лицо, и этот человек – поэт.

Предназначение художника

В рассказе «Шерри-бренди» автор показывает насколько человек выше обстоятельств и что любая жизнь наполнена смыслом и истиной.

Смерти противостоит поэзия не только как искусство, как часть бытия, как само бытие.

В.Шаламов «Галстук»

Маруся Крюкова, рассказчик, хирург

Маруся Крюкова приехала в Москву из Японии. Когда ее арестовали и осудили на двадцать пять лет, ей сломали ногу. На Колыме начальство сразу увидело ее талант к вышивке, но никогда не платило ей за работу. Вскоре Марусю отправили в Дальстрой вышивать занавески. Вместе с ней там работали еще две девушки. Наблюдать за ними была поставлена женщина, которая считала, что в любую секунду девушки могут что-то украсть. Но они не воровали. Все трое были арестованы и посланы в лагерь по пятьдесят восьмой статье.

Когда Маруся попала в больницу, ей поставили диагноз остеомиелит. Вскоре ее выписали, и она обещала вышить галстуки врачам. Когда Маруся вышивала, вошел Долматов и ото- брал галстуки. Она очень расстроилась, но сделать ничего не могла. На очередной киносеанс Дол матов пришел в одном из галстуков, и Маруся, жестикулируя, показала врачу, что это должен был быть его подарок.

Искусство/ремесло

Это история о нещадной эксплуатации таланта Маруси “начальниками” разных уровней, включая даже период нахождения в больнице, где она “вышивала врачихе”, что отчетливо раскрывает авторское видение духовной обреченности всякого искусства в лагерном мире.

Здесь можно вспомнить высказывание Льва Николаевича Толстого: «По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла»

Нравственный выбор героини контрастно ассоциируется с судьбой другого "творца" – художника Шухаева. Он проделывает обратный путь: из интеллигента, самобытного мастера, автора "светлых пейзажей Бельгии и Франции", "автопортрета в золотом камзоле Арлекина", прошедшего затем через "магаданский период", результатами которого стали "портрет жены и автопортрет в мрачной коричневой гамме", – он вырождается в своего рода "чесальщика пяток", приходит к творческому самоуничтожению, создавая "подхалимский" портрет Сталина, картину "Дама в золотом платье", где уже нет никакой "меры блеска". В этом "блеске" – отражение попытки забыть о "скупости северной палитры", о пережитом лагерном опыте.

В.Шаламов «Афинские ночи»

Рассказчик, доктор

В рассказе «Афинские ночи» Шаламов пишет о том, что у заключенных, помимо самых элементарных потребностей, сформировалась еще одна, не предусмотренная никем, потребность читать и слушать стихи.

В эпоху сталинского террора, мы обязательно

должны искать альтернативы оскудению человеческого в человеке, искать те

духовные и нравственные опоры, которые помогли бы не только понять трагедии прошлого, но

и выстоять в настоящем.

Роль иск-ва в жизни человека

Поэзия - это жизнь . Даже в нечеловеческих условиях формируется потребность слушать стихи

Стихи заставляют задуматься; они вдохновляют, пробуждают какие-то чувства. Поэзия дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Она возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее .

В.Шаламов «Детские картинки»

рассказчик

Заключенных выводили на работу по пять человек. Сегодня они пилили дрова. Закончив работу, заключенные стали копаться в куче мусора. Они нашли там рваные носки, замороженный хлеб и котлеты. Рассказчик особенно завидовал носкам. Ему посчастливилось найти лишь детскую тетрадку. Разглядывая рисунки, он вспомнил легенду о мальчике-боге, который создал тайгу.

Ребенок, судя по рисункам из тетради, в своей жизни видел очень мало. Все его рисунки были посвящены тюремным заграждениям и солдатам. Напарник, пощупав листы тетради, выкинул ее обратно в помойку и посоветовал искать газету, из которой можно было бы сделать папиросы.

Искусство отражает действительность

Детство ребёнка в обычном мире тем прекрасно, что полно веры в чудо, волшебство;
- тоталитаризм уничтожает в маленьком человеке личность.

Шукшин «Мастер»

Сёмка Рысь и неизвестный архитектор 17 в., с которым Сёмка ведёт душевный и профессиональный диалог

Рассказ Шукшина « Мастер » рассказывает о мастере , который решил отремонтировать красивую церковь в соседнем селе, но не нашёл поддержки ни у церкви, ни у государства.

Сёмка становится мастером, когда начинает ценить красоту, хочет возрадить церковь для людей.

- Единство, слияние душ Сёмки и безымянного создателя церкви.

- Мастер – значит творец.

- Мастер – создатель Талицкой церкви

Роль искусства

Значение настоящего произведения искусства в том, что оно помогает человеку отыскать идеал, найти свою дорогу в жизни. В. М. Шукшин в своих рассказах стремится к нравственным целям: к добру, правде и красоте.

Тургенев «Певцы»

Барин местного уезда, Яков Турок, Рядчик

Центральным событием рассказа является песенный конкурс между Яшкой-Турком, который работал черпальщиком на бумажной фабрике, и Рядчиком из Жиздры – рябым, курчавым парнем лет тридцати. Судьба занесла рассказчика в небольшое село под названием Котловка, а затем в кабак “Притынный”. На пороге заведения он встретил двух мужчин, обсуждающих предстоящее состязание певцов, и сам решил посетить мероприятие .

Влияние музыки на человека

В рассказе говорится о том, какое влияние оказывает пение на человека

Успенский «Выпрямила»

сельский учитель Тяпушкин

Рассказчиком в произведении является сельский учитель Тяпушкин, достаток которого был так низок, что у него была возможность проживать лишь в небольшой избе с сырыми дровами в печке и укрываться рваным полушубком. Он вспоминает события предыдущего дня, когда, посетив губернский город, становится свидетелем расставания новобранцев с родными на платформе вокзала. Вернувшись домой, он ощущает себя несчастным до глубины души.

Однако после ночного сна это состояние меняется. Теперь мужчина счастлив, но пытается понять причину такой перемены настроения. В памяти всплывают образы женщин, которых когда-то встречал. Они представляли то единство гармонии самопожертвования, то слияния природы. Следующий образ вызвал бурю эмоций в его душе - это была Венера Милосская из Лувра. Чтобы восстановить в памяти подробности, он мысленно вернулся в прошлое, когда двенадцать лет назад преподавал в доме Полумраковых. Несмотря на то, что семья воспринимала учителя как нигилиста, с детьми он обходился очень достойно, с добрыми чувствами. Поэтому ему не запрещали с ними работать.

Оказавшись в столице Франции, он сопровождал компанию Полумракова и его друзей. Они застали то время, когда в стране царили последствия окончания войны и коммуны. Тяпушкин нашел отличие местного француза, который был "человеческой личностью", без раболепства зарабатывая на кусок хлеба в ресторане, от русского мужчины, который даже "вспотел от умиления", прислуживая. Этот список он дополняет наблюдениями за женщинами легкого поведения.

Жизнь в Лондоне путешественники увидели настоящей, без преувеличений. Даже обед в виде обычных рыбных блюд, которые он отведал в Гринвуде, не давал ему покоя своей неподдельной правдивостью.

Наутро главный герой случайно приходит в Лувр. Остановившись перед Венерой Милосской, он чувствует необъяснимый внутренний надлом. Это был искренний порыв радости. Мужчина будто проснулся после долгого сна. С этого дня он ходил в Лувр только "с чистой совестью". Каждый день он пытался разгадать тайну, как каменная скульптура повлияла на его сознание, душу, смогла ее "выпрямить".

В памяти всплыло стихотворение А. А. Фета "Венера Милосская", в котором известный поэт уделил внимание ее неувядаемой красоте, которая привлекла " сияя наготой". Однако у учителя она вызвала другой интерес. На нее он смотрел так, чтобы душу "выпрямить". После этого рассказчик размышлял о человеческом достоинстве, которое с легкостью теряли одни и поддерживали другие.

Оказавшись в Париже спустя четыре года, сельский учитель принял решение обойти стороной Лувр. Он посчитал свою душу больше не способной "развернуться". Однако в деревне воспоминания о ней совершило чудо. В нем вновь проснулось ощущение радости, гармонии и счастья.

Истинные шедевры искусства играют огромную в становлении души человеческой.
Произведение искусства преображает человека.
Сила искусства настолько велика и настолько важна для человека, что произведения его необходимо ценить и беречь. Искусство способно сделать человека счастливым, вдохновить его на лучшие деяния, подарить ему радость и любовь к жизни, вселить в него веру в лучшее.

К.Паустовский «Картина с еловыми шишками»

дочь лесника Дагни, Эдвард Григ

В рассказе "Корзина с еловыми шишками" писатель К. Паустовский рассказывает чудесную историю о встрече в горном лесу двух главных героев - композитора Эдварда Грига и девочки по имени Дагни Педерсен. Композитору нечего было подарить ребенку, и тогда он пообещал, что сделает свой подарок к её восемнадцатилетию. Девочке было непонятно, почему нужно ждать целых десять лет. Григ объяснил, что такой подарок оценит только взрослый человек.

Вдохновленный встречей в лесу с девочкой, композитор в течение пяти дней написал красивую музыку о прелести девичества и счастья.

Писатель утверждает, что источник вдохновения для искусства всегда есть в обычной жизни, всегда есть чудо творения, только нужно увидеть его сердцем.

Искусство делает человека лучше

Трогательный рассказ учит нас верить в чудеса, в добро, в ту жизнь вокруг, которую стоит любить, в восхитительную музыку, которая творит в нашей душе добрые мысли и чувства.

Звуки прекрасной музыки могут отразить всю красоту нашего мира и унести нас в прошлые времена. Паустовский призывает нас ценить искусство, уметь различать настоящие шедевры от подделок. Он учит нас любить все прекрасное, которое способно открывать нам новые жизненные горизонты.

Искусство, музыка вечны и могут пробуждать в людях самые прекрасные эмоции, вдохновлять людей. И что в каждом человеке есть прекрасное, нужно только верить в это.

Примерные темы итогового сочинения по литературе 2018-2019. 100 ТЕМ для подготовки к итоговому сочинению.
Какова роль искусства в жизни общества?
В чем заключается «миссия» художника?
Согласны ли Вы с высказыванием Дж. Фаулза: «Ремесленник и настоящий художник тем и различаются, что один знает, на что способен, а другой - нет; вот почему одно занятие ничем не грозит, а другое чревато всяческими опасностями».
В чем заключается разница между «искусством» и «ремеслом»?
Как связано понятие «талант» с искусством и ремеслом?
Кого можно назвать подлинным деятелем искусства?
Согласны ли вы с тем, что «ни один ремесленник не испытывает того пьянящего чувства, какое один раз в жизни испытывает поэт оттого, что впервые создал своими руками нечто, заключающее в себе смутное биение его мечты»? (П. Неруда)
Как отношение к искусству и ремеслу характеризует человека?
Согласны ли вы с тем, что самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи?
Каково предназначение художника?
В чем разница между «истинным» и «мнимым» талантом?
Какова роль созидания в жизни человека (общества)?
В чем заключается разница между «ремесленниками» и «художниками»?
Где заканчивается ремесло и начинается искусство?
В чем причины конфликта между талантом и посредственностью?
Согласны ли Вы с высказыванием А.А. Иванова: «Художник должен стоять в уровень с понятиями своего времени»
Может ли «ремесленник» стать творцом?
Какова роль труда в жизни человека?
Как соотносятся понятия «энтузиаст» и «филистер»?
Почему литературу часто относят к «высшему» виду искусств?
Кого можно назвать обывателем?
Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Великие таланты чужды мелочности»?
Что отличает произведение искусства от других продуктов практической деятельности человека?
Можно ли утверждать, что искусство нуждается в личностном начале?
Кого можно назвать талантливым человеком?
Согласны ли вы с тем, что талантам нужно помогать?
Что является необходимыми условиями для создания шедевра?
Как вы понимаете устойчивое словосочетание «военное искусство»?
Для чего нужно сохранять памятники искусства?
Согласны ли вы с утверждением В. Микушевича: «Талант – это условие, а не критерий творчества. Чтобы разрушать, тоже нужен талант»?
Что такое искусство?
Что такое ремесло?
Согласны ли Вы с тем, что без жизненного опыта невозможно творчество?
Можно ли измерить «талант»?
В чем различие между словами «гениальность» и «талант»?
Для чего обществу нужны художники?
Что такое «творчество»?
Раскройте смысл высказывания Роллана: «Живет лишь тот, кто творит»?
Нужно ли гениям «трудиться»?
Как вы понимаете смысл высказывания И. А. Гончарова: «Поэт без творчества уж не поэт, а сочинитель».
Согласны ли вы с тем, что талантливыми не рождаются, а становятся?
Согласны ли вы с утверждением Л. Зорина: «Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла»?
Как вы понимаете утверждение: искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им?
Согласны ли Вы с тем, что «каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза»? (Платон)
Какова роль воображения в процессе создания произведения искусства?
Важно ли чувство меры в искусстве?
Почему, на ваш взгляд, существует мнение, что тот, «кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют»? (А.П. Чехов)
Почему говорят, что искусство вечно?

По мнению Брехта, «искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие». Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
Согласны ли вы с тем, что искусство требует знаний?
Как «человечность» связана с искусством?
Согласны ли Вы с тем, что «искусство требует жертв»?
Как Вы понимаете выражение: «искусство требует жертв»?
Как связаны концепты «красота» и «искусство»?
Согласны ли вы с тем, что «искусство – универсальный язык мира»?
Согласны ли Вы с утверждением Дж. Раскина: «Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра»?
Без чего невозможно творчество?
Согласны ли вы с высказыванием: «Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство - всякий человек» (Ж. Грюн)

Согласны ли вы со словами Стравинского: «Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение»?
Согласны ли Вы с мнением Эренбурга: «Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет»?
Согласны ли Вы с утверждением Гёте: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать»?
Раскройте смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»?
Способен ли каждый человек познать искусство?
Как вы понимаете высказывание Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
Согласны ли вы с утверждением Н.В. Гоголя: «В руках таланта все может служить орудием к прекрасному»?
Согласны ли Вы с тем, что «каждое достижение должно пройти через суровое испытание отрицанием и насмешками»? (Рерих)
Согласны ли вы с утверждением П.И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»?
Как вы понимаете смысл высказывания Роллана: «Творить - значит убивать смерть»?
Как вы понимаете смысл высказывания Т. Драйзера: «Искусство - мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда»?
Согласны ли вы с утверждением Ф. Шаляпина: «Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь»?
Можно ли утверждать, что «всякое творение свидетельствует о творце»?
Можно ли утверждать, что «искусство должно быть прекрасным»?
Согласны ли вы с утверждением: «Искусство, не несущее послания, подобно пустому конверту»? (Ливрага)


Раскройте смысл высказывания Шопенгауэра: «Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят».
Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта»?
Согласны ли вы с тем, что «гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил». (Кант)
Как вы понимаете смысл высказывания: «Что у таланта – средство, у посредственности – цель»?
Можно ли лишиться таланта?
Как вы понимаете фразу «растрачивать свой талант»?
Кого можно назвать «врагами таланта»?
Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?
Можно ли утверждать, что скромность сопутствует таланту?
Согласны ли Вы с мнением: «Великие таланты навлекают на себя ненависть - так железо подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов». (Ж. Даламбер)
Согласны ли Вы с утверждением Лессинга: «Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их».
Согласны ли Вы с утверждением Родена: «задача художника – отделить правду от притворства»?
Важно ли смелость в творчестве?
Согласны ли Вы с утверждением А.Ф. Лосева: «Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает»?
Согласны ли вы с мнением: художник отличается от ремесленника тем, что «ремесленник всю жизнь ходит по одной и той же дороге, а художник всегда ищет новый путь»?
Раскройте смысл высказывания И.А. Гончарова: «Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть».
Согласны ли Вы с мнением К.Г. Паустовского: «Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют американскую жевательную резинку»?
Только ли избранные способны понять искусство?
Согласны ли Вы с утверждением: «Кто родился философом, тот сделан из золота, кто родился стражем, тот сделан из серебра, а ремесленник - из железа и сплавов. Как невозможно, говорит Платон, сплавить все эти металлы, так невозможно будет когда-либо уничтожить кастовое устройство и перемешать касты друг с другом»?
Можно ли измерить талант?
Стремление к вечности как одна из предпосылок к творчеству.
Как отличить «истинных» ценителей искусства от мнимых?
Как нравственные качества художника влияют на его произведения?
Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?
В чем заключается феномен «творчества»?
Согласны ли Вы с утверждением М. Пришвина: «Без чувства современности художник останется непризнанным»?
Кого обычно называют «филистерами»?

Искусство - крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

В литературе есть много сюжетов, где искусство спасает души или губит их…

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению . Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • Что такое настоящее искусство?
  • Как отличить настоящее искусство от ремесла?
  • Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
  • Кого можно назвать истинным творцом?
  • Почему люди путают искусство и ремесло?
  • Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
  • Что такое талант?
  • Почему искусство называют вечным?
  • Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
  • Можно ли научиться искусству?
  • Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?

Примерный список литературных произведений по направлению "Искусство и ремесло"

  • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
  • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
  • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
  • М. Горький: «На дне»;
  • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
  • Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
  • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

Произведения и аргументы по направлению «Искусство и ремесло»

Произведение На что обратить внимание
А.П. Чехов “Попрыгунья” Равнодушие к искусству. Ольга Ивановна вменяет мужу один недостаток, а именно отсутствие интереса к искусству. На что Дымов отвечает, что он не отрицает искусства, а просто его не понимает, он всю свою жизнь учился медицине, и ему было некогда. Возможно, Дымов не понимал именно фальшивого искусства, любовь к которому так усердно пыталась привить ему Ольга. Наигранность, лесть, снобизм были спутниками людей искусства, которые посещали приемы Ольги Ивановны. Можно сказать, что Дымов был равнодушен не к подлинному искусству, а к лживому, ведь грустные мотивы, которые играл его друг на пианино, трогали его сердце.
О. Генри “Последний лист “Последний лист - последний шедевр художника, спасший жизнь.” Художник нарисовал за окном больной девочки последний желтый листок. Ведь та верила, что не умрет до тех пор, пока все листья не опадут. Именно это творение придало ей сил и помогло исцелиться. Порой мы сами не можем оценить важность собственных поступков.
В.Г. Короленко “Слепой музыкант” Музыка – важнейший дар, который принадлежит человеку. Слепой от рождения мальчик думал, что в его жизни никогда не будет смысла, пока дядя не привил ему любовь к музыке. Совершенствование своего таланта стало его жизненной целью. Но музыка не только открыла ему новые горизонты, но и сделала сердце мягче, научила его любить. Его судьба сложилась благополучно, он стал известным музыкантом, женился на любимой женщине и стал отцом. Ведь именно музыка научила героя любить жизнь, и жизнь ответила ему тем же.
А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери” Главный герой был гением в мире музыки, его творения поражали современников. Мелодии его авторства ознаменовали новую эру в искусстве звука. Однако сам творец прожил недолго, по сюжету книги его отравил коллега, позавидовавший его славе. Забыли ли Моцарта после смерти? Нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его мелодии поют громогласную песню о том, что их создатель бессмертен.
Д. Рубина "Концерт по путевке общества книголюбов". Однажды героиню пригласили выступить на концерте в воспитательно-трудовой колонии. Она была ошеломлена увиденным, перед ее взором возникли «бритоголовые рожи», которые озверело топали, свистели и нецензурно-восхищенно орали. Она читала прозу, в затем стала играть на фортепиано. Воцарилась тишина, и героиня обнаружила, что в зале больше нет угрюмых «рож», а только лица и глаза, страдающие и страстные. Когда же она исполнила песни Высоцкого, грубая прежде публика разразилась аплодисментами. Искусство может преобразить человека даже за несколько минут.
А. Твардовский “Василий Теркин” Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть на войне.
А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда” Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе со своим товарищем евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем раздражает друга. Но сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент другу еврею и умирает. Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание, становится бессмертной.
И.А. Куприн “Тапер” Юный пианист Юрий Азагаров волею случая попадает в богатую семью на рождественский прием и с первых аккордов собирает толпу слушателей, среди которых оказывается и знаменитый композитор Рубинштейн. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечивши ему блестящее будущее. И. А. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение.

Другие направления итогового сочинения.

(Материал авторский , публикация на других сайтах и в социальных сетях запрещена по закону РФ 2014года .)

Общее вступление по направлению «Искусство и ремесло».

Тема творчества – основная в произведении Н.В. Гоголя «Портрет». Автор выразил в повести своё понимание сути истинного искусства, особенностей творческой деятельности. Каким должен быть мастер, как необходимо относиться к своему таланту, какие произведения по-настоящему ценят люди? Именно об этом данная повесть автора.

В центре повествования – судьба Андрея Петровича Чарткова. В начале повести – это талантливый художник. Хотя и живёт герой бедно, порой не на что даже краски и кисти купить, однако он верен своему делу: много работает, создаёт прекрасные этюды, картины. Он хорошо помнит наставления своего учителя: не растерять талант, данный ему, не поддаться на соблазн стать «модным живописцем», не начать писать дешёвые картинки за деньги.

Далее показано, как Чартков не смог устоять перед желанием стать богатым и известным, золото стало его целью в жизни. Случайно купленный портрет, поразивший его не только мастерством, но и каким-то демоническим взглядом изображённого на нём азиата, оказался с тайником, в котором были спрятаны деньги. На них-то герой и начал новую жизнь: он хорошо одевался, снимал дорогую квартиру. Но главное — Чартков постепенно растерял свой талант, так как, став известным, начал угождать заказчикам, писал портреты по их наставлениям. Так деньги, слава, почёт уничтожили в герое талант. Автор отмечает, что слава не приносит счастье тому, кто не заслужил её, а украл. А ведь именно это произошло с героем. Появилась зависть к тем, кто пишет талантливо, раздражение. Нежелание работать (его картины дописывали ученики), скука от занятия творчеством – всё это стало привычным в жизни героя.

Трагически закончилась жизнь Чарткова. Скупая картины талантливых художников, уничтожая их,он постепенно сошёл с ума и вскоре умер. Кто виноват в такой судьбе некогда талантливого художника? Портрет? Демонические глаза старика, изображённые на нём? Или всё же искушение славой, богатством?

Интересна судьба автора портрета. Она сначала была очень похожа на судьбу Чарткова: тот же талант, та же зависть по отношению к тем, кто создаёт талантливые произведения. Однако этот художник сумел понять свои ошибки. Он извинился перед оскорблённым им учеником, ушёл в монастырь, долгие годы изнуряя своё тело. И через какое-то время он смог написать полное святости произведение – «Рождение Иисуса». Талант вернулся к мастеру, так как очистилась его душа.

Истинные произведения искусства могут создать только люди с чистой душой, сумевшие отдать всё своему делу, далёкие от корысти, пишущие правдиво, не идущие на поводу у зрителей и заказчиков, сумевшие устоять пред искушением богатством и славой. Те же, кто далёк от этого, искусство превращает в простое ремесло, причём низкого качества, теряя свой талант. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою » — в этих словах Н.В. Гоголя заключён ответ на вопрос: каким должен быть истинный творец, способный создавать произведения настоящего искусства.

Примечание.

Пересказ повести «Портрет» с цатами из текста можно найти

Данный материал поможет вспомнить содержание произведения, а также обратить внимание на важные мысли автора в нём.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.